автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Вопросы церковного права в "Тактиконе" византийского канониста XI в. Никона Черногорца

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Герд, Лора Александровна,
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Вопросы церковного права в "Тактиконе" византийского канониста XI в. Никона Черногорца'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вопросы церковного права в "Тактиконе" византийского канониста XI в. Никона Черногорца"

Российская Академия наук Институт российское истории Санкт-Петербургский филиал

На правах рукопиои

Гард

Лора Александровна

Вопросы церковного права в Лактиионе" византийского канониста XI в. Никона Черногорца

07.00.09 - Историография, источниковедение

и методы исторических исследований

Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1994

Работа выполнена в Санкт-Петербургском филиале Института российской истории РАН.

Научный руководитель - доктор исторических наук, главный

научный сотрудник И.ц.йедведев, Официальные оппоненты: доктор исторических наук, ведущим

Г.и! .Прохоров.

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный университет. Л

да заседании специализированного совета д 002.33.03 при Санкт-Петербургском филиале Института российской истории РАЕ (1971X0, Санкт-Петербург, Детрозаводокая ул., д.?).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН.

научный сотрудник Института востоковедения УАН ¿.Н.Мещерская; доктор филологических наук, ведущая научный сотрудник Института русской литературы РАЙ

Защита состоится _*

^ 1 ///

т. в I " часов

Ученый секретарь специализированного совета

Никои Черногорец, византийский канонист XI в., известен 'как автор трех произведений: пИавдакты" Шц ..Большая кш1га толкований заповедей Господин*", ..и,алая книга" а пГактикон". Вое три памятника создавались как компиляция из произведении Св. Отцов, канонов вселенских и поместных соборов, Апостольских постановлении, а также подтверждающих эти каноны житийных и иатерилоьых рассказов. отличив от первнх двух сочинений, ..Тактикоп" произведение более самостоятельное; он является и единственным источником, содержащим сведения о жизни автора. Несмотря на наличие большого числа греческих списков .^¡андек-тов" в европеискях библиотеках., зарубехчыэ исследования, посвящена творчеству Никона, крайне немногочисленны. Наиболее ценным из старых исследовании является монография К.де Клерка (1Э42 г.), представляющая собой, по сути, тщательно сделанный указатель к тексту ..Лавдектоз". Сведения из произведении Никона используются в книге Ар. иападопулоса (1951), а в 1954 г. И.Дуно снова обращает внимание на неизученкке и неизданные сочинения канониста. Краткая информативная статья д.Пасралла-ха (1939) вновь напоминает об этом агторо, однако, лииь в последние года возрастает интерес к ..Пандектам" и «Тактикону". В 1991 г. появляется фундаментальная диссертация греческого исследователя Ф.Янку, посвященная текстологкческому анализу Пандектов" и ..Тактикона", а так&е содержащая изложение ряда канонических вопросов Тактикона". В настоящее время немецким ученым ХрДанником готовятся издание ..Тактикона" по нескольким греческим рукописям.

По сравнению с почти полным отсутствием до недавнего времени работ о Никоне в европейской виэантинистике, русская наука всегда проявляла .значительно больший интерес к нему.

Причина эачто - в налетай многочисленных славянских списков «Пандектов1' и Л'актикона" в библиотеках Москвы и Петербурга, Q Т3.1*^.4G В ijiHpüKOM ИСПОЛЬЗОВАНИИ << Пандектов" древнерусскими авторами. Среда исследователем, так или иначе занимавшихся творчеством Йикона, такие известные филологи, как Г.А.Розенкампф, И.И.СреэневсккЛ, А.ТихвтсяиЛ, А.К.Попов, Н.И.Петров, ¿.Я.да-лужнящим, А.. И.Соболевский и др. Руссклл ученым принадлежи честь открытия единственного полного списка иХактикона". Он был впервые описав еп. Пордарпем Уопекскам, обнаруживаем его на Синае в 1850 г. Новый зтая в исследовании этого памятника начинается в начале XX в. с появлением работ В.к.Бенеиевича. Он был и первым издателем этого текста (13X7 г.), однако публикации било оуадено прерваться на дягои главе, áne в 1Л1 г. при поездке в Синайский монастырь Бенашевичем был заснят веоь кодекс Sinait. 4il, содермащи «Тактикон" и жалую книгу" Никона Черногорца. Эти фотогра$:га (в переплете) хранятся теперь в Рукописном отделе РЯБ. Впоследствии, ввиду невозможности продолжать издание иТактикока" в России, Бенешевич предлагал считать первый выпуск несуществующим и планировал начать научное издание сначала. На сегодняшняя день такого издания еще нет.

Актуальность темы исследования определяется, тактм образом, самям предметом исследования. »Тактикон" - произведение до недавнего времени практически не исследовавшееся, представляет собой фунда-йенталыый труд по византийскому каноническому праву, дисциплине, все'более привлекающей к себе внимание зарубежных и отечественных исследователей.

Научная иовччна работы состоит в том, что она выполнена на материале неизданной греческой рукоаиси sinelt. 441 по фо-

токопиям, хранящимся в РНЬ (шифр греч. 873).

Каноническое право - область византичистикя, практически забытая а России о £0-х голов до наших дней, а в западных исследованиях, как правило, не учитывается богатейший опыт в этом направлении, н&копишшЛся в трудах старых отечественных «анонистов А.С.Павлова, И.С.Суворова, В.Н.Бенешевича и др.

Практическая ценность исследования определяется, прежде всего, материалом, а именно: введением в научный оборот малоизвестного текста нТактикона". Кроме того, в работе используются неизвестные материалы из архива и фотоархива В.й.Бенеше-вича. Материал работы может быть использован при составлении лекций и спецкурсов по визаьтийскому каноническому праву, а такие по истории отечественной науки и при подготовке научных изданий текста Лакгикона".

Целью исследования является изучение текста Лактикона" по рукописи З1па«. 441 с привлечением необходимого круга византийских канонических источников.

Задачи работы следующие:

1) Восстановить биограф® Никона на основании сведений, содержащихся в Лактиконе".

2) Определить хронологические рамки создания Лактикона",

3) Выявить основные канонические проблемы, исследуемые в Лактиконе" и рассмотреть их в контексте взглядов на них со стороны византийских канонистов как более раннего, так а позднейшего времени.

Апробация работы проводилась в форме докладов на научных конференциях: Молодых ученых и специалистов (С.-Петербург, ИРЛИ, 1994), Студентов и аспирантов (СПб ГУ, 1993), международной конференции »Российское византиноведение. Итоги и перс-

пективы" (С.-Петербург, ¿4-26 мая 1994), а также на заседаниях С.-Иетербургскои византийском группы и Сектора всеобщей моторки СПсЙИРИ. Но теме диссертации опубликовано 5 статей; одна статья находится в печати.

Структура и объем риботы. Диссертация объемом Í59 отраниц машинописного текста состоит из введения, И—х глаз, первая из которых состоит из Z-x параграфов, а вторая из восьми параграфов, заключения и списка использованием литературы.

Во введении дается краткий аналитический обзор современного состояния науки о Циконе Черногорце, обосновывается выбор темы, определяются предмет, цели и задачи исследования. Яри рассмотрении библиографии работ о Никоне приводятся неопубликованные материалы из архива а.Н.Бенеиевпча.

В ¿ I первой главы «История создавая и структура ..Тактико-на". Основные принципы работа Никона" речь вдет о композиционных особенностях памятника. <• Тактикой" строится из двух частей: двух уставов монастыря Богородицы Роидиевои и 40 глав, из которых 37 представляют собой послания различным лицам. Тем не менее, «Тактикой" воспринимался как единое произведение еще при жизни автора, tío многих посланиях Никон ссылается на другие, писанные ранее. Эти письма, скорее всего, были реальной перепиской. О своем методе работы канонист сам сообщает много подробностей. Характерная черта метода tínKOHa - критический подход к своим источникам, чего он требует и от своих духовных чад, с которыми ведет переписку. Как и ..Пандекты',' ..Тактикой" задуман как сборник цитат, то есть компиляция. Цитаты условно можно разделить на два вида: цитирование источников юридического характера и цитирование житийных и патериковых рассказов. Кроме того, цитаты можно классифицировать по форме на полные и

неполные, точные, неточные и ссылки на источники.

$ <! первой главы ..Никон о себе, своем призьании и творчестве" . Сведения о ¡лизни Ни.сона содержатся только в его произведениях, прзчмуцеетионно в ..Тактихоне". Канонист родом грек, происходил из окрестностей лалкидона. достриг он принял в молодости ка Черной Горе близ Антиохии, гда подвизался под руководством старт Луки, митрополита Анааарзы. ¿последствии Никон неоднократно уходил из монастыря Ьогородацн Роидиевой в монастырь Симеона Чудотворца как по причине своих личных ссор о братией, так и из-за качеств:« гурок-сельджуков. Свое первое произведете гйкон уничтожил, а вторым были известные «Пандекты", или «Толкования заповедей Господних" з 63-х главах. Эта книга была одобрена в патриархате, и ввиду ее большой популярности Нжон написал ее краткую редакцию - шИ.алуи книгу" (1088 г.). После этого канонист пишет рад писем, адресованных различным духовным лицам, которые и составляют ..Тактикон". Причина создания произведений Никона состояла в том, что было необходимо упорддочить пришедшие в забвение соборные постановления и другие ..болсествешшэ писания" и довести их до сведения монахов. Осношчми качествами ..учителя монахов", каковым считали Пикона, должны быть чувство огветстьенностя, а также больная начитанность в Писаниях.

Глава Ц. § I ..Канонические аспекты турецкого нашествия в ..Тактиконе" Никош Черногорца". Тема нашествия турок-сельджуков - одна из центральных в «Тактиконе". С ней Никон связывает ряд вопросов канонического прзва. Первый из них - об оставлении митрополитами своих престолов. Поначалу взгляд на эту проблему со оторопи канонического и светского права был однозначно отрицательным; однако со времен арабского нашествия

(У11 в.) он смягчается, и уже 37 и 39 каноны Трульского собора не препятствуют перемещению архиереев, Никон различает два случая оставления митрополитом своего престола - во время мира и во время смуты (слово 21 Лактикона"). ¿ели страна недавно захвачена иноверцами, то, по мнению канониста, архиерей не должен ее оставлять. С этим связано еще одно суждение Никона: поминать архиерея во время службы совершенно обязательно, даже если он отсутствует. В отношении частных лиц канонист более снисходителен: он оправдывает клирика, съевшего в плену скверное и отрекшегося от веры, а затеи покаявшегося. Что каоаетоя браков между мусульманами и христианами, - го это явление недопустимо , говорит Никон. Следует также быть особо осторожными при крещении мусульманских младенцев, выясняется, что все суждения канониста в этих вопросах исходят из реальной ситуации в Антиохииском патриархате конца л1 в. Цозация Никона полностью совпадает о политикой императоров этого времени, направленной на сохранение церковной структуры в захваченных сельджуками восточных провинциях,

§ ¿ ..Тактикон" Никона Черногорца как источник по истории харистикариата в Византии". Движение передачи монастырей частным лицам (харистикариат) нашло отражение и в творчестве Никона. Автор резко отрицательно относится к этоад явлению, называя его ..святотатством". Наиболее ярко мнение канониста выражается в трех посланиях к архонту Марапе, который претендовал называться ктитором Роидаева монастыря и вводить под втим предло,-гом свои порядки, в том числе сменять игумена. Точка зрения Никона полнпотыо совпадает о позицией патриарха Иоанна Оксита, вырикешшй В его известном сочинении ..Se rcanast «rila I alais non trad.»ndle", Следует отметить, что этот крайни»! взгляд не

встретил сочувствия в Византии: вое последующие канонисты признают харистикариат как узаконенное явление.

§ 3 ..Зопросы покаянной ДИСЦИПЛИНЫ В и Тактиконе" Яикона Черногорца". Вопрос о церковных наказаниях за нарушение норм церковной жизни является одним из наиболее слолннх в сксте.лз канонического права. В ..Тактиконе" рассматриваются следующие случаи прегрешений духовных лиц: взяточничество при рукоположении, постриге и причастии, прелюбодеяние, блуд и рукопр:хкладст-во, а также связанные с зтими грехами наказания. В каноническом праве неоднократно обсувдался вопрос - что есть взятка за само рукоположение, а что - плата за введение в должность и угощение братии при поступлении а монастырь. Последние два вида взяток, как правило, узаконивались императорскими и другими постановлениями. Кроме того, начиная с а в. появлялось бсльиое число постановлений, ограничивающих сумму взятки, мнение Никона Черногорца представляет резкий контраст с господствующей точкой зрения. Основываясь на наиболее строгих канонах ('¿9 Апостолов, 2-й Халквдонского собора), он считает необходимым лишать сача клириков, берущих взятки, а такие ливаются причастия клирики монахи и миряне, которые были посредниками в этом деле. Однако, как и другие мнения Никона, осуждение взяток не было принято последующими канонистами. Так же строго подходит автор к вопросу о блуде и прелюбодеянии.

Человек, грешивиий блудом, не может быть иерееь, или монахом; согрешивший после рукоположения, лииается сана. Что касается рукоприкладства, то здесь Никон придерживается общепринятого взгляда на вещи: наказывать следует без гнева, - говорят он, ссылаясь на Малый и Большой катехизисы Феодора Студитз. Ваяно, что византийское церковное законодательство выполняло,

б отлична от западного, только функции духовного суда и духов-ких наказании, в то время как физические наказания брало па себя светское право, изобилующее членовредительскими карами.

5 4 иЛикон о Номоканоне Лранна Постника". Номоканон Иоанна Постника, сыгравший немалую роль ь формировании взглядов Никона 'Черногорца, явллся предметом бурной полемики в отечественной византикистике. Спора о подлинности этого памятника, ра зверку вшшся ыеад А.С.Павловым и й.С.Суворовым, завершились статьей последнего ЦЭОл г.). и лТактиконе" неоднократно обсуждается вопрос о Номоканоне Иоанна лосгника. ч главе 4-ой канонист приводит четыре аргумента против подлинности этого произведения. Отношение Пикона к нему неоднозначно: с одной стороны, он понимал ту рввльну» пользу, которую Номоканон мог приносить как практическое руководство для монахов, а с другой -опасался всецело доверяться ему как некаконизированному источнику.

§ 5 „Взгляд Ннкока на вступление в брак клириков и епис-копскле имуцадтоа". Никои Черногорец в »Такг'иконе" уделяет мно-' го внимания проблемам рукоположения, назначения на должность и смещения клириков, а также монашеского пострига. Отвечая на вопрос монаха Василия, Ьикон определяет свои точку зрения касательно безбрачия епископов. Изначально, говорит он, епископы имели жен, о чем свидетельствует 40 канон Св. Апостолов, ко впоследствии взглад на эту пробл&лу изменился: 12-й и 6-й каноны Трульского собора запрещают брак епископов. Что касается брака для оотальных клириков, то здесь Никон разделяет взгляд светского законодательства о том, что рукополагаемый клирик должен быть девственным или один раз женат на девице. Этот вопрос в иХактиконе" связан с латинской проблемой: «уод фрак-

ков" установил безбрачие пресвитеров. Надо сказать, что многие антиохииские монахи были того же мнения: они не хотели принимать причаотие из рук у.е:штого священника, - в чей их и обвиняет Никон. В этой связи канонист обиулщиет вопрос о том, совместим ли монашеский образ со священническим саном. Никон решает этот вопрос отрицательно. Весьма снисходительно подходит Кикон к проблеме пострига евнухов - по его мнению, ничто не препятствует им становиться монахами и епископами, Ликон рассматривает так^е и вопроо о церковных имуществах. После смерти епископа все вещи, которые он приобрел за воыш служения, становятся достоянием Церкви, и необходимо следить за тем, чтобы они на были расхищены.

§ б ..нроблема постов в ..Такгиконе"". Изучение постов является более предметом литургакк, чем ланонического права, но в иТактиконе" она тесно переплетается с собственно каноническими вопросами. Никон в своих посланиях говорит о необходимости соблюдать пост в среду и пятницу, а также в Четцредесятшшу (по о9-му канону Св. Апостолов). Не следует нарушать поот под предлогом гостеприимства. Подробно рассматривает каноьиот вопрос г>б Успенском посте, который был актуален в то время в Антиохапском патриархате. Никон говорит о том, что этот вопрос оыл животрепещущим у монахов. Ссылаясь на Собор Соединения и Слово Иоанна, митрополита Никейского против армян, он заключает, что соблюдать этот пост обязательно.

§ 7 ..допрос о еретических движениях в ..Такгиконе"". Центральное место в рассмотрении вопросов, связанных с ересями, занимает у Никона армянская проблема, ¡¡а Черной Горе издавна жило немало армян-халкедонитов, которые назывались цаты. Во времена Никона, как видно, их православие подверглось сомнению,

поэтому 1шкон был уполномочен патриархатом исследовать состояние их веры. Канонист изучает цатов исходя из 1-го канона Василия Великого, толкующего различия б том, что такое ересь, что раскол, а что тайные собрания. В результате Никон пришел к выводу, что цьты не повинны нп б одном из указанных пунктов. Кроме того, в и'Гактиконе" изучен вопрос о грузинах, которые также жили в окрестностях Антиохии. Пикон излагает историю крещения ивиров, и в этой связи останавливается на вопросе о самостоятельности грузинской церкви. В нТактиконе" рассматривается тшог'.о ересь тетрадитов. В многочисленных соборных постановлениях они обвиняются в разных отклонениях от Православия (например, празднование шохи не в воскресенье и др.). Никон же говорит о том, что их ерзоь - в вере, так как они признают не Троицу, а четверпцу. В слове 13-м Никон обсуждает проблыу омонимов - ои говорит с Са. Варсануфии и о еретике о тем же именем, а также о еретиках и святых под именами Аполинариев и Македонией. Что каоаятся Вароануфая, то вопрос о нем обсуждался в Антиохийском патриархате; от еретика с этим именем произойти еретики варсануфиты или семидалиты. В этой же главе Никон освещает проблему «истинных и ложных" книг и приводит список ложных, еретических библейских книг, который может быть поставлен в один ряд с подобными списками из Апостольских постановлении, Псевдо-Шки^ора СЫологета, Афанасия Великого и др. Вскользь упоминается в пТактяконз" и ереоь богомилов, однако, Никон не заостряет внимаши на ней.

§ 8 »Тактикон" как источник по антилатинокоа полемике конца XI в. Намного подробнее рассматривается вопрос о латинянах, весьма актуальный во времена Первого крестового похода. й.1у по святого слово 38, основывающееся на Энциклике Оотия,

письме йилаила Керуларая к Петру ш Антиохиискому и поолании Петра di к Доминику Венецианскому.

В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы исследования. На основании рассмотренных аспектов канонического творчества Никона Черногорца можно заключить, что перед нами один из наиболее видных византийских канонистов. Он - один из немногих средневековых писателем, обладавший необычайным критически чутьем. Так, Никон четко отличал автора Номоканона лХУ титулов от Оотия, что стало известно в науке только в конце XIX в. Четыре аргумента против подлинности Номоканона Иоанна Постника, можно сказать, достойны современного уровня аналитической науки. ..Тактикон" представляет собой неоценимый источник по истории антиохийского патризрхата XX в. и бросает свет на роль в ней Никона, до c.'íx пор неизученным остается взгляд русского канонического права на те вопросы, которые рассмотрены в пТактиконе", а также обширнейшая славянская рукописная традиция памятника.

По теме диссертации опубликовано и сдано в печать:

1. Византийские завацания. функция преамбулы // Вспомог -тельные исторические дисциплины. Т.ХХУ. СПб., 1994. С. 240—255. (1,5 п.л.)

2. иТактикон" Никона Черногорца как источник по истории харистикариата в Византии // Зизантийскии зременник. Т.55. М., 1994. C.III-II5. (0,5 п.л.)

3. Вопросы покаянной дисциплины в «Тактиконе" Никона Черногорца // византийский временник. Т.Ьб. Í995. (0,75 а.л.)

(в печати).

4. Армяне и грузины в антиохийских монаотырях XI в. (по пТактикону" Никона Черногория) // Сборник памяти В.Мошина.

13

МО., 1934. (0,6 а.л.) (в печати).

6. '¡ютоархив В.й.Бенеиевича^'Россииекое византиноведение. Итоги и перспективы. Тезисы конференции (С.-Петербург, '¿±-<.о мая 1994 г.) т., 1994. 0.36-37.(0,1 п.л.)

6. пТактиион" византийского канониста л! века Никона Черногорца // Ьаучные чтения, посвященные столетию со дня рождения профессора м.Ь.Сюзшоза. 21-23 сентября 1993 г. Тезисы докладов. ¿¿<атгринбург, Х993. С.9-Х0. (0,1 п.л.)

7. Никол Черногорец о себе, своем призвании и творчестве // Судьбы отечественной словесности л1-Хл веков. Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов. СПб., 1994. С.12-13. (0,1 п.л.)

8. Никои Черногорец. ..Тактикон". Слова 36-37. (Подготовка текста, перевод и комментарии) // библиотека литературы древней Руси. а.л.) (в печати).