автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Воспитание детей в городской семье каракалпаков (Опыт этнографического изучения по материалам Нукуса и Чимбая Республики Каракалпакстан)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Садгян, Ирина Маратовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Воспитание детей в городской семье каракалпаков (Опыт этнографического изучения по материалам Нукуса и Чимбая Республики Каракалпакстан)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспитание детей в городской семье каракалпаков (Опыт этнографического изучения по материалам Нукуса и Чимбая Республики Каракалпакстан)"

РГб од

1 »¡¡ОН 1993

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

САДГЯН Ирина Маратовна

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКОЙ СЕМЬЕ КАРАКАЛПАКОВ

(Опыт этнографического изучения по материалам Нукуса и Чимбая Республики Каракаллакстан)

07.00.07 — Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент — 1993

Работа выполнена в секторе народов Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук России и в Институте истории АН Республики Узбекистан.

Научный руководитель: доктор исторических наук

Т. А. Жданко

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор К. Ш. Шаниязов кандидат исторических наук, доцент Т. У. Салимов

Ведущее учреждение — Каракалпакское отделение

Академии наук Республики Узбекистан

/О о -/У ^ Защита состоится « '/^ » ¿С^г-Сл^ 1 одз г. в_1___часов

на заседании специализированного совета Д.015.09.21 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории АН Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, ул. Мумииова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (г. Ташкент, ул. Му-минова, 13).

Автореферат разослан _]993 г

Ученый секретарь специализированы совета, доктор исторических наук

Д. А. АЛИМОВА

ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Дктуаяъность темы. Тема диссертации непосредственно связана с изучением широких этнограф!!ческах проблем семьи и семейного быта. Актуальностьлсследования современной семьи определяется задача.™ социальной политики, уделявдей большое внимание вопросам укрепления семьи, исходя из понимания ее роли как первичной ячейка общества и рассматривающей родителей как важнейших воспитателей подрастающего поколения.

Наше общество переживает сложный переломный период обновления; преобразовательные процессы, происходящие в общественно-по-лптичоской и социально-экономической жизни суверенных республик бывшего Советского Союза, затрагивают своими проблемами и сферу семейной жизни, где реализуются основные функция семьи - воспроизводство населения и социализация подрастающего поколения; общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоро- . вой семье, способной обеспечить высокий уровень воспитания детей и подростков. .

Актуальность избранной темы алределяется а тем, что наш исследования велись в республике Каракалпакстан, входящей вместо с Узбекистаном в число "многодетных" государств Среднеазиатского региона а проблема многодетности имеет здесь первостепенное значение в социальной и демографической политике.

Семья является микросредой, в которой растут и воспитываются дети. Учитывая насущную задачу этнографического изучения современной семьи - раскрытое этнической стороны происходящих в ней процессов социализации, личности, важно усилить'внимание к исследованию способов передачи в наши дни старшим поколением младиему этнических- традиций, этнической специфики, свойственных тому или иному народу, то есть приобщению детей к этносу.

Актуальность этнографического исследования традиционных форм и накопленного веками опыта воспитания детей определяется ч прекде всего научной ценность» этого вклада в изучение традиционно-битовой культуры народа. Фиксация этнографами бытующих в наш дни традиционных компонентов культуры, многие из которых исчезают в условиях ИГР и урбанизации быта - задача, имеющая особое значение на современном историческом этапе, при возросшем стремлении пародов к возрождению и развитии национальных форм

общественной жизни и бытового уклада.

Однако, ещё важнее использовать .лучшие традиции и многовековой народный опыт в процессе воспитания подрастающего поколения. Это тем более важно, что общественность' озабочена падением культуры поведения молодежи; вызывает тревогу упадок нра- • вов, общего морального уровня, рост преступности. Б связи с этим повышается внимание к проблемам воспитания и образования детей и подростков. При разработке проектов реформы всех звеньев народного образования и совершенствования педагогических методов необходимо знание и учет местной национальной культурно-бытовой специфики, в том числе особенностей традиционной народной педагогики, ее высоких морально-нравственных принципов, Это поможет и преодолению некоторых унаследованных от прошлого консервативных традиций, сохранявшихся в современном семейном воспитании. Выработать правильное бережное отношение к культурному наследию народов, храня и используя его прогрессивные, рациональные традиции невозможно без этнографических знаний.

Таким образом, исследование одной из сфер традиционно-бытовой культуры этноса - народных приемов ухода за детьми и их се-4 мейного воспитания,, входит в круг актуальных задач этнографи- , ' ческой науки.

Значимость этнографических работ, посвященных традиционному воспитанию . детей и подростков разных народов, определил известный исследователь этой проблемы И.С.Кон, видящий её существен- ■ ное значение как для понимания традиционной, "исторической, инм> да уже забытой культуры, так и для решения современных .педагогических задач б специфических экологических и этнокультурных условиях

Изучений традиционной социализации детей у каракалпаков, освоения ими этнокультурного наследия народа, представляется , нам важным и в аспекте того трагического для кителей региона Приаралья обстоятельства, что он стал зоной экологического бедствия, последствия которого губительно повлияли-на экономику . республики Каракаллаксган, на быт и здоровье как сельского, так и городского ее населения. Под угрозой находятся будущее подрастающего поколения, прогресс национальной культуры, неповто-

I Кон И.О. Предисловие к книге - Традиционное воспитание детей у народов Сибири //Сборная статей. -Л., 1988. С.6.

рнмый облик народа, и сама жизнь детей, среди которых чрезвычайно высока смертность, велика распространенность серьёзных заболеваний.

Цель и зада^Г исследования. Цель исследования темы диссертации - внести новый вклад в изучение бытовой культуры каракалпакского народа, впервые изучив особую сферу его быта - традиционные фарш семейного воспитания детей и подростков в городской среде, уделяя при этом большое внимание способам передачи младшему поколению этнокультурных традиций - приобщению детей к этносу. 'Вместе с тем автор стремился внести своей работой посильный вклад в разработку современных проблем совершенствования воспитания подрастающего поколения Каракалпакстана, поскольку материалы диссертации дают возможность учета исторически сложившихся у каракалпакского народа обычаев, обрядов, особенностей семейных отношений а использования на практике положительных народных традиций социализации детей а подростков.

В связи с этим были поставлены задачи:

Выявить особенности бытового уклада каракалпакской городской соиьи, ее современные формы, состав, детность, взаимоотношения старшего и младшего поколений, статус детей в семье - отношение к ним разных категорий родственников.

Охарактеризовать состояние традиционных обычаев и о'брдцов, • связанных с рокдениок и первыми годами аизни ребенка - его младенчеством и ранним детством; выяснить этнические черты первичного этапа семейного воспитания.

Изучать традиционные особенности воспитания детей младшего и подросткового возрастов; рассмотреть функции и степень участия в этом родителей, членов семьи разных поколений, а также родственников, в том числе патронимической (семейно-родственной) группы. Вменить вопрос о современной роли общинных ^традиций (трудовая взаимопомощь, коллективизм и др.) и общественного мнения родственной среды в воспитании подрастающего поколения.

Выявить формы передачи (трансмиссии) старшим поколением детям и подросткам этнических традиций - трудовых-навыков и знаний, норы поведения в семье а обществе, традиционного этикета

(воспитываемого о детства почитания старших по возрасту, обычая гостеприимства и т.д.), приобщения к родному языку, фольклору, а также ознакомиться с современным состоянием передачи детям основ народного художественного творчества, традиционных: видов ремесел и т.д. .

Автор стремился показать как общие для народов региона (узбеков, казахов и других), так и этноспецифичаские каракалпакские черты в традициях воспитания детей в семьях каракалпаков-горожан, а отчасти и у связанных с ними кителей сельоной округи изучавшихся городов. -

> В современном обществе семейное воспитание подрастающего

поколения сочетается о повышением роли общественного воспитания. Однако, общественное воспитание не являлось для автора этнографа предметом специального.изучения, связанные с ним вопросы затрагиваются лишь попутно с основной темой.

Основным объектом исследования являлось воспитание детой в городских семьях каракалпаков - жителей столицы республики г.Нукуса и районного центра г.Чимбая.

В городах больше преобразований в общественной жизни и в быту, чем в аулах и. сравнят соотношение в них традиций и анно-* ваций представлялось автору важной и интересной задачей. Выбранные города, в которых проводилось исследование, имеют различия в вбз-расте, в уровне социально-экономического развития и в других основных показателях. Нукус более урбанизированный, многонациональный город, выше его социальный уровень. Чимбай - моноэтничнвй город с выраженным сельскохозяйственным бытом, слабо развитой социальной и культурной инфраструктурой. По возрасту Нукус уступает Чимбаю, возникшему, по письменным источникам и сообщениям . информаторов, в конце ХУШ-начаяе ИХ века. Нукус приобрел статус города в советское'время, в 30-е года нашего столетия. Численность его населения составляет 184,1 тыо.человек.* Население Чимбая - , - 32,114 человек.2 •

Если же говорить об особенностях социально-экономического развития всего Каракаллакстана, то'он намного отстает от среднего уровня развития республики Узбекистан и других республик региона. -Города и села Каракаллакстана мало чем отличаются между собой по соцпалъясцу уроБшэ. Пслученнке нами данные во время сбора материа-

1 Хзккыг х&гакията г.Нукуса на I января 1992 г.

2 Лак?:ке закх.':г.я?а г.т1амб9Я на I января 1992 г.

лов для диссертации свидетельствуют об острой необеспеченности населения этих городов медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, о плохих жилищных.условиях, крайне низком уровне санитарного и бытового обслуживания. Напомним, что к тому же в период наших полевых исследований (1985-19В8 гг.) в Каракалпак-стане, как и во всех районах Прпаралья, все более нарастала экологическая катастрофа, вызванная обмелением двух среднеазиатских рек - Амударьи и Сырдарьи из-за безответственного разбора их вод для орошения новых земель под хлопок, и с усыханием Аральского моря,

Каракалпаки, как представители менее урбанизированных этносов, и в городских условиях, при значительной роли инноваций, сохраняют многие черты сельского образа жизни, что влияет на весь пх семейно-бнтоЕоЛ уклад в целом и на-систему семейного воспитания в частности.

Мотодологическая и теоретическая основа исследования.

Большое внимание при написания работы уделялось .исследованиям этнографов, посвященным теоретическим проблемам этнографической науки, в частности общим проблемам семьи и семейного быта: М.О.Косвена, Ю.В.Бромлея и М.С.Кащуби, О.А.Ганцкой, Я.С.Смирновой и других, а такзсо специалистов по этнографии народов Средней Азии-Н.А.Кислякова, С.М.Абрадаона, Н.ПЛобачевой, Т.А.Нданко, Л.Ф.Мо-нотаровой в других. В методологическом аспекте большое значение при составлении авторш программы исследования традиционных форм воспитания представляли работы И.С.Кона и подготовленные под его редакцией коллективные работы, посвященные этнографии детства народов Восточной и Юго-Вострой Азии, Передней и Южной Азии, г народов Сибири.

Степень изученности теми. Тема народных традиций в воспитании детей в среднеазиатской этнографии мало изучена. Особенно мало освещена эта проблема в этнографии каракалпаков.

, В одной из глав кандидатской диссертации этнографа Т.Ата-муратова,"'' посвященной народным традициям а их преобразованию в городском быту каракалпаков, освещается детский обрядовый комплекс. Уделяет внимание этой теме в своей книге, посвященной семье у каракалпаков и А.Т.Векмуратова.2 Одной из ватных сфер мира

I Атамуратов Т. Народные традиция и их преобразование в городском быту К2оачалп?:-:ов (на материалах семейной обрядности жителей городов. Мукуса, Чимбая, Блрунк). Глава П.-Г.1., 1976 (рукопись

Л.Т. Г~? :: сзгггл рарз-талпаков з прошлом к настоя-

детства - детским играм каракалпаков посвящены статьи и работы. этнографов Х.Есбергэнова, Ы.Елмуратова, педагогов Г.Д. Кагана, П.Ш.Шылманова, О.Б.КорсееваЛ Отдельные стороны изучаемой темы, в частности использование у каракалпаков фольклорных произведений в общении с детьми раннего возраота, нашли отражение в работе филолога И.Курбанбаева.

Научная .новизна и практическая; значимость исследования состоит в том, что оно является первой обобщающей работой, в которой помимо обычаев и обрядов,'связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка, разносторонне исследуется традиционная система семейного воспитания детей у каракалпакского народа. Материалы и выводы работы имеет практическую значимость для решения современных задач реформы образования и воспитания подрастащего поколения в экологических и этнокультурных условиях республики Каракалпакетан. Материалы диссертации могут быть использованы в программах дошкольного воспитания детей. .

Источники и методы исследования. Источниками работы послужили главны»! образом полевые этнографические материалы, собранные 4 автором в 1985-1988 годах в городах Нукусе, Чямбае, а также в сельских районах Каракашакстана - Чимбайском и Нукусском. Сбор полевого материала проводился на основе интервьюирования и личных наблюдений. В соответствии с целями и задачами нашего исследования метод личных наблвдений в некоторых случаях являлся " . продуктивнее бесед с информаторами. Для сбора полевого этногра-" фаческого материала была подготовлена программа исследования в виде блоков интересующих нас вопросов, каоавдихся бытовых условий семьи, ,формы и т;?пы изучаемых семей, многодетности, особенностей внутрисемейных отношений, распределения в семье трудовых обязанностей, сведений о положении детей в семье, об отношении

1 Бсбергенов X.. Елмуратов Ы. Каракалпакия //Игры народов СССР. -М., 1985. С.137-139; Каган Г.Д. Каракалпакские народные детские игры.-Ташкент1969; Шылманов П.Ш.,

КоЪсесв О.Б. Каракалпакские подвижные игры в школе. -Нукус,.

2 Ктпбаябаев И. Очерки истории каракалпакской детской. ,тлк»рз?урн.-Нукус, 1974. С.7-62. (На каракалпакском языке).

разных поколений к детям и т.д., а также вопросы, касающиеся соблвдения тех или иных обычаев и обрядов детского цикла, особенностей трудового, нравственного и других форм воспитания детей разных возрастных групп. В задачу автора при составлении вопросника входило получить сведения о семье,-как микросреде, в которой растут и воспитываются дети. Кроме того, с помощью студентов исторического факультета Нукусского государственного университета и учащихся Чимбайского педагогического.училища было проведено обследование для выявления форт/, и типов современной каракалпакской семьи.

Много сведений получено от информаторов преклонного возраста, специально выбиравшихся нами из числа наиболее осведомленных; но главный материал получен в результате этнографического исследования разных по Форме и типу, размеру, по детности каракалпакских, семей. При этом учитывалось место проживания семьи (старая часть.города, новая, районы новостроек и т.д.). Принима-' лись во снимание условия владения жильем (частный, государственный дом,' а тшсзе ярсяшвание в многоквартирном государственном доме). сравнения мы ознакомились с национаяьно-смепанннми и с некоторыми семьями других национальностей (узбекскими, казахскими). Были обследована как социально-однородные, так й соцаально-смеяаннна семьи. Беседа проводились не только с родителями , стариками, но и с самими детьми (подростками) - для выяснения их этнических познаний и знания традиционных 'норм поведения.

Необходимые сведепяя-о численности населения городов в которых было провалено исследование, его национальном состава л другие основные статастлчоскяо данные получены бшп во время работы а Статуправладии, в горисполкомах Нукуса и Чамбая..

Проведены были беседы о воспитателями детских садов, ' с педагогами пкол, научными сотрудниками Каракалпакского филиала Узбекского научно-исследовательского Института псдагогпчес-' ких наук. При сборе полевого материала по традиционным детским играм каракалпаков авгорэа бюга использовачы фотографии этнографа А.Г&лхова, сделанные им в 1929 году в Каракалпакии (из . фонда фотографий МАЭ, г.Санкт-Петербург).

В диссертация использован материал Рукописного фонда

отдела этнографии Института истории, языка и литературы Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан, а такке семейный архив академика М.К.Нур-лухамодова. Автор привлек к своему исследованию и памятники каракалпакской литературы, устное народное творчество, сведения, содержащиеся в работах дореволюционных исследований и путешественников Риза-Кули-Мирза, И.Авдакушина, А.Росси-ковой и других. Б диссертации были учтены материалы 1945-1967 гг. Каракалпакского этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР, возглавлявшегося Т.А.Дданко и работы каракалпакских этнографов - С.К.Камалова, Х.Есбергенова, А.Утемисова, А.Бекмура-' товой, У.Шалекенова и др.

В работе использованы некоторые документы архива Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В.Савицкого.

В качестве сравнительного материала в работе широко привлекаются полевой этнографический материал по узбекам, собранный автором в качестве участника экспедиций этнографов Института ио-ториа АН Узбекистана в Бухарской, Ташкентской и Даизакской областях республики в 1987-1988 годах, а также сведения, извлеченные из работ специалистов-этнографов по народам Средней Азии и, .Казахстана, Кавказа,- Сибири и других регионов.

Апробация исследования. Отдельные положения и результаты , исследований автора изложены в статьях и тезисах. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях молодых_ '. ученых и аспирантов в'Институте истории АН Узбекистана (Ташкент,^ ■ 1985, 1986, 1988 гг.). рукопись диссертации обсуждалась в отделе этнографии и этносоциальных проблем Института истории АН Республики Узбекистан и в секторе народов Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им.Н.И.Мижлухо-Маклая Россий--ской Академии наук.

СТРУКТУРА И ОСНОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и • включенных в приложения: списка использованных источников и ли-, тературы, списка- сокращений, социально-экономической характеристики обследованных городов Нукуса и Чимбая, образцов фольклора, описания детских игр. -•••.;

ТЪ гводенп; обосновывается выбор и актуальность теш, цель задачи исследования, дана-■ характеристика принципов, выбора ' городов, в которых было проведено исследование, излонены мето-■л^ег.г.е пр/.нцнпы работы, дана общая оценка использованных источ-

ников, раскрывается научная новизна и практическое значение работы.

Первая глава - "Городская семья каракалпаков и её традиции". Глава состоит из двух разделов, в которых рассматриваются современная семья у каракалпаков и внутрисемейные отношения.

В первом из этих разделов сделан небольшой экскурс в прошлое каракалпакской семьи; она в своем историческом развитии прошла несколько этапов, связанных с историческими процессами, происшедшими в хозяйственно-экономической, общественно-политической и культурной жизни каракалпакского народа.

В обследованных нами городах наряду с простыми (малыми, . нуклеарными) семьями широко распространены сложные семьи, с присущими им типами и подтипами. Среди них - слокные многолпнейиие отцовские семьи, с пряшш и боковым родством брачных пар, с не-ввделивапшися из родительского дома двумя и более женатдаи сыновьями и их деты.«!. Наряду с ними широко распространен тип слонной однолинейной семьи с прямой линией родства брачных пар, - шлючащей родителей, одного женатого сына с детьми или бездетных, неженатых и незамужних его братьев и сестер. По традиции, в слонных семьях не потеряла значения решапцая роль главы..семьи. "Домашнее хозяйство ведется сообща, питаются члены семьи все шесте* Широко бытует в Караналпакстане и малая расширенная (или т сложная неполная однолинейная) семья, состоящая из брачной пары с детьми и одним из родителей мужа, жены. Другой, реже встречающийся тип слонной семьи - братская (многолинейная, обычно двух-поколеннач). Этот тип семьи образуется после смерти родителей, имещах взрослых детей. В составе братской многолинейной дцух-поколенной семьи - братья с женами и дети. О преобладании сложных, неразделенных семей, включающих поколение дедов и бабушек, ' говорят следующие цифры: среда обследованных семей новой части Нукуса они составляют 54/5, а малые иуклеарные - 46?; в старой часта города доля сложных трехпоколениих ещё больше - 64%. В Чамбао их также более половины - 52$. Среди неполных семей у каракалпаков продолжает встречаться такой подтип, как неполная семья деда с гзуком, бытующий в силу обычая усыновления преста-■ релши родителями первенца своего сына. Иногда этот подтип неполной семьи носит временный характер, так как'гороаанв-каракал-пака могут оставлять своих малолетних детей в ауле у родителей

лишь до тех пор, пока на подходит время им идти' в школу. Тем не менее этот тип сбмъи, как и все другие, представляет известный интерес для исследования проблемы традиций воспитания.

Каракалпакская семья, как правило, многодетная, многочисленная. Значительно число городских семей, в которых живут дети . родственников из сельских районов, находящиеся на учебе (10-12%). Инновации в составе семей характеризуются данными о росте образовательного уровня и о социальной неоднородности членов городской семьи, среда которых немало представителей рабочих, интеллигенции, студенчества й др. -

Сложные сомьй нередко создают благоприятную обстановку для воспитания детей, а именно: в подобных семьях -каракалпаков распространена форма присмотра за детали дошкольного (особенно . ясельного) возраста представителями старшего поколения (бабушками) .

В процессе сбора полевого материала мы обратили внимание -на этнические особенности отношения некоторых членов семья к общественному воспитанию детей дошкольного возраста. В ответах стариков проявляется традиция в вопросах воспитания, считающая предосудительным отдавать детей в дошкольные учреждения й лишать этим живых деда с бабкой общения с внуками. Совместное проживание супругов с престарелыми родителями помогает решать ' такие семейные проблемы, как трудности устройства ребенка в-дошкольное учреждение.'

Во втором разделе рассматриваются особенности внутрисе- . мейных отношений у каракалпаков; ш обратили внимание на зави- • симость их от типа семьи. Главными хранителями традиционной культуры в трехпоколенных семьях являются представители старшего поколения. Пой их влиянием реализуется преемственность ■ каракалпакских семейных традиций.

В дореволюционном прошлом в каракалпакской семье господствовали патриархальные отношения, в'основе которых лежало беспрекословное подчинение шалит: старшему поколению и кенщинн

- мужчине. Главой семьи являлся отец, он распоряжался имуществом всем хозяйством семьи и оудьбами ее членов по своему усмотрению. Из всех членов семьи в авторитарной семье тяжелее всех приходилось женщине, в особенности молодой невестке. Вследствие экзо-гамности браков ъна чувотвовала себя отчужденно в семье мужа, среди его родственников и сородичей. Обычай избегания не позволял ей называть мужа, членов его семьи и других его родственников по имени, этикет общения с ниш был сложнымг иногда унизительным. Мать не могла называть по имени н.овоего первого ребенка, пока живы были родители мука, у которых по обычаю он воспитывался. ' Сравнительно с дореволюционной каракалпакской семьей, в современной изменяется статус главы семьи, его функции, роль и влияние на членов семьи. Однако наверно было бы отрицать сохранение элементов авторитарности во внутрисемейных взаимоотношениях, роль главы семьи - деда, отца, очень велика и в настоящее время в разрешении семейных вопросов. Главой семьи обычно считается представитель старшего поколения и в глубокой старости, даже если он нетрудоспособен. Однако главенство в таких случаях может быть и формальным, лишь в силу уважения семьи к традициям. Фактически же во главе семейной жизни зачастую бывает работающий женатый сын, который сохраняет почтительное отношение к престарелым родителям и считает своим долгом советоваться с отцом в решении семейных вопросов, особенно таких, как проведение и организация . семейных торжеств. "

Наши наблюдения показали, что в простой, малой семье, где хнЕут одна супруги с детьми, больше инноваций и чаще проявляется обоодная согласованность в ведении домашнего хозяйства, в реиенаи семейных проблем, хотя суждения родственной среды и в таких семьях не утрачивают большого значения; Традиционный уклад быта устойчивее сохраняется в сложных по форма семьях.

Образ жизни семьи, семейные традиции оказывают влияние и на процесо воспитания в них детей. В каракалпаконой трехпоко-леиной семье, как городской, так и сельской, наблюдается прочная установка на ведущую и контролирующую роль старшего поколения в воспитательном.процессе. Старика вносят поправки при плохом, на их взгляд, воспитании детей родителями, считая себя наиболее опытными экспертами в выполнении воспитательных функций оемьи.

Следует заметить, что в сложных трехпоколенншс семьях каракалпаков роль пожилых людей в воспитании детей и подростков значительна. Родители-старики помогают своим работающим взрослым детям и иногда по этой причине оба (или чаще всего овдовевшая мать) переезжает.на постоянное жительство из аула в город присматривать за малолетними детьми,.внося в воспитание детей традиционные элементы культуры, а в быт городской семьи традиционные стереотипы поведения.

Мать л каракалпакской семье более активна в процессе воспитания детей, чем отец. Взаимоотношения между отцом и детьми . ' традиционно отличаются некоторой сдержанностью. Считается неприличным открытое проявление ласки отца к детям, особенно в присутствии пожилых родителей. С возрастом девочка отдаляется от отца и больше сближается с матерью.

Старше дети; особенно, девочки, всегда участвуют в уходе за.младшими детьми, в воспитании сестер и братьев. -

Говоря об особенностях внутрисемейных отношений в современной городской семье' каракалпаков, нельзя не сказать и о крнпооти родственных связей. Эти связи традиционны. Общественный и семей-' ,ный быт каракалпаков в прошлом определялся жизнью родовой общины. Семья У каракалпаков существовала не обособленно, а в составе , семейно-родест'венных групп, которые объединяли близких родствен- ' ников - потомство одного человека, Формы родственных взаимоот-ч ношений в настоящее время могут быть разнообразными - от обычного посещения,- чтобы погостить, до активного участия в организации и проведении различных семейных мероприятий - по случаю свадьбы, рождения ребенка, похорон и другие. Большое значение в'воспитании детей имеет бытующий обычай отправки детей в аулы'-к близкой родне на время школьных каникул, также как проживание у родственников в городе ребят окончивших школу в сельской . местности и поступивших на учебу в среднее специальное или высшее учебное заведение.. Другая форма взаимоотношений горожан с родственниками, живущими в сельской местности, проявляется во взаимо-. помощи: сельчане помогают горожанам в обеспечении их необходимыми, продуктами сельского хозяйства, содержат шесте со своим ■ и га домашний скот; наблюдается и обратная помощь - со .стороны горожан: в приобретении для сельской родни товаров народного

потребления, некоторых продуктов питания, которых недостает на селе.

Современная каракалпакская.семья, ее.структура, семейно-бытовые отношения ^обуславливают' этнокультурные особенности вос-• питания подрастающего поколения. Немаловажную роль играет и современный быт горожан. В обследованных нами гг.Нукусе, а особенно в Чиыбае, он близок к быту сельского населения республики. Примерно 65-70$ каракалпакского населения Нукуса и примерно 90-92$ населения Чимбая живут в собственных домах, обрабатывают приусадебные участки, держат домашний скот и т.д. Социальная сфера бытового обслуживания играет незначительную роль в связи со слабым ео развитием. Бее это ориентирует городскую семью на семейно-бытовыо заботы традиционного характера. Внутренняя обстановка хилых комнат продолжает сохранять национальный облик. ■ Исходя из вшеизлояенного, следует, что дети у каракалпаков о момента рождения оказываются в определенной национальной культурной и бытовой среде, с установившимися нормами стереотип> . ного поведения.

Вторая глава - "Воспитание детей" - посвящена исследованию этнических традиций в социализации детей и содержит три разде-' ла: '

-¡. I. Уход за новороаденннм и обряды периода младенчества.

2. Общение с ребенком и его воспитание в годы ранйего ' детства.

3. Традиции в семейном воспитании детей младшего возраста и подростков. ' "

В первом разделе говорится, что нет возможности остановиться на вопросах традиционного отношения общества к бездетности и периоду беременности. Они не имеют непосредственного отношения к теме воспитания, однако для ее этнографического изучения важны, поскольку в них отражено народное представление о жизненном зва-4 чении для семьи детей и о разнообразных архаических приёмах "лечения" от бездетности, еще бытуицих и подчас не безвредных для здоровья женщины. Отсутствие детей считалось величайшим неочастьем . для каракалпакской семьи во все времена. Издавна существовали различные магические приемы и действия, направленные на избавление от недуга бесплодия и обеспечение молодых потомством. Осуждение

бездетности, надежда на исцеление заставляв!!? женщину и теперь использовать все возможные средства, как медицинские,-так и народные. Обращение к религиозно-магическим приемам "лечения" зафиксировано нами 'и в обследованных семьях городов Нукуса и Чимбая. Паломничество к мазарам - "святым местам" (зиярат) -> - один из самых распространенных традиционных способов, якобы избавляющих от бесплодия.

• Забеременев, женщина, как правило, посещает женские консультации и рожает в родильных домах, в связи с чем стали исчезать архаические верования и обычаи, связанные с периодом беременности, а такке соблюдавшиеся в период с момента рождения ребенка до окончания периода шилле (сорокадневия), который как у каракалпаков, так и у других среднеазиатских народов считается наиболее опасным для жизни матери и ребенка. Период беременности женщин в прошлом был насыщен разного рода обрядами и магическими приемами, дабн обеспечить благополучное появление на свет ребенка. По существовавшим в прошлом традиционным верованиям, беременной женщине для -защиты от злых духов рекомендовалось носить разного рода амулеты (тумар), определенную одежду, соблвдать многие запреты.

В прошлом роды у женщины принимала бабка-повитуха (кия-дак шешеУ. В сельских глубинках к ее помощи прибегают и по сей день. Сразу после рождения ребенка к близким родственникам и соседям посылала вестника, который сообщал радостную ^ весть, за что ему полагалось дать подарок - "суйенши".

Во втором разделе рассматривается традиционный уход за ребенком в его младенческом возрасте. Предпочтение, отдаваемое в прошлом рождению мальчика, сочетается в наши дни во-многих семьях с одинаково радостны?.! восприятием вести о появлении на свет Дочери. Для определения пола родившихся детей употребляли термины "томатай" (сын)и "к(ыр^ тууар" (девочка). Традиционно и в-соответствии с мусульманскими установлениями в обязанность.отца (или деда, если он усыновил внука).по отношению к сыну (внуку) главное было- дать ему имя, соблюсти обязательный обычай обрезания (суннет), дать образование (в прошлом в кектебе - медресе), женить и устроить свадьбу с соблю- . дением всех обычаев и ритуалов. По отношений к дочери (внучке) отец (дед) обязан выполнить три основных долга - дать ей имя,

дать образование, ввдать замуж за хорошего человека.

У каракалпаков сохраняется терминология, связанная о возрастными группами детей. Для детей периода младенчества в традиционной оистеме возрастного деления используются термин "бога" (или "бебек"). До трех, четырех лет их называют также "нэресте", "сагыйра" (невинное, безгрошоэ дигя). В главе приводятся и другие сведения, касающиеся терминологии возрастного деления детей и различного отношения семьи и общества к разним возрастным грушам.

Послеродовой период сорокадневия (шилло) и характерные для него запреты соблюдаются некоторыми женщинами и поныне.

В каракалпакской семье роль матера, бабушка, в деле первичного воспитания по сравнению о другими членами семьи (ооо~ • бенно мужской её частью), намного значительнее. Первый раз ребенка по обычаю купает либо свекровь, либо при отсутствии ее - мать роженицы. При первом купании ребенка придерживаются разного рода обрядов. По старинному обычаю на ребенка после купания надевают рубашку "ийт койлек" ("собачьи рубапйсу"), кото-руну он должен носить в течение всего периода сорокадневия.' С окончанием срока шилле был связан ряд обычаев и верований. Де-. ' вочек из сорокадневия "выводят" в некоторых семьях, главным образом трехпоколенных, на 40-й й 45-й день, мальчиков - на 35-й и 38-й день. В этот день их обязательно купают, что сопровождается также совладением особых обрядов.

' . В прошлом в период сорокадневия, прежде чем оовершался обряд бесик тбй (праздник колыбели), ребенку давали имя. В диссертационной работе приводится материал, касающийся имянаречения у каракалпаков. Продолжает бытовать обычай права отарше-.- го поколения давать детям имена. . • ' .

Показателем устойчивости традиционных особенностей ухода за детьми раннего возраста является широкое бытование старинного типа колыбели (бесик). В главе говорится об изменениях, происшедших в обрядах и верованиях, связанных о колыбелью.' До сих пор значительным событием младенческого периода жизни является семейное торжество "бесик той"; содержание его цре-терпело изменения,-но проведение этого обряда все ещё является обязательным для семьи.

Нерегулярное, длительное (имеется в виду возраст ыаш-ша - более "года) кормление ребенка груды) также относится к числу особенностей ухода за младенцем у каракалпаков, и как у других народов региона.

Продолжай? бытовать у каракалпаков обычаи,, связанные с первой стрижкой волос. Когда ребенка "выводят" из сорокадневия, то после положенного купания, впервые состригают все волосы с его головы. Считалось, что перше волосы, "карын шаш" (утробные волосы). - "нечистые" (харам шаш). Обычно перше волосы ребенка состригает его бабушка. При последувдей"стривке у каракалпаков' и в настоящее время наблодаегся обычай оставлять волосы на макушка головы у детей - "айдар" - своего рода оберег.

В третьем разделе освещены особенности общения матери о ребенком в его воспитание в раннем детстве.

В процессе общения взрослых (главным образом матера, ба-бусрэк и дедушок) с детьми раннего возраста используется традиционное средотво народной педагогики - фольклор, составной частью которого являются колыбельные песни (бесик кыры), народ ные песия для детей, считалки, сказки, загадки, скороговорки и др.

Продолжая изложение материала о поэтапном развития ребенка, в разделе говорится об обычаях, соблюдаемых, когда ребенок начинает делать первые шаги. Каракалпакская оемья в лице старшего поколения исполняет по этому поводу обряд "Тусау кесиу" . (буквально - разрезание пут).

Такие события в казни ребенка, как появление первого зуб{ срезание первых ногтей обычно не отмечают в современной сеиье каракалпаков - кителей города..

3 быт современной городской сеыьн каракалпаков воиел обычай - отмечать дни рождения своих детей.

В работе приводится также материал, касающийся традиционного способа определения возраста человека по.двенадцатилетнему животному циклу.

В четвертом разделе рассматривается воспитание детей ила шего возраста и подростков. В традиционной культура кгракалпа

ков отношение к'детям младшего возраста (до семи - восьми лет), к доведению их в той или иной ситуация повседневного быта, отличается снисходительностью: их не особенно одергивают, не останавливают, а тем более не наказывают за проявление шалости. К обязательным семзйннм обрядам этого периода относится оуннег той (обряд обрезания). Его организации и проведению семья придает большое значение. Взрослея, ребенок начинает чувотвовать по отношению к себе заметную строгость, требовательность, ему начинают прививать чувство необходимости уважения и.послушания взрослым и требовать у него выполнёния установленных обычаями и реликвией норм поведения в обществе. В этом участвуют не только родители, но и вся родственная среда. Переломным возраотом в соответствии с религиозными традициями считалиоь 9 лет для девочки и 12 лет - для мальчика.

С увеличением возраста ребенка отец все больше начинает подключаться к его воспитанию. Отношение к детям обоего пола в современной каракалпакской семье одинаковое, хотя в некоторых иэ них наблюдается традиционно привилегированное положение мужчины (мальчика) в семье. •.

В сложных по фор?,те трэхпоколенных семьях каракалпаков роль пожилых родителей в воспитании детей не ограничивается: одним ■ уходом за ними. В присмотре за внуками Наблюдается процесо передачи им традиционной культуры народа.

Как убедился автор, в трэхпоколенных семьях в отличие от' малых (нуклеаряых) дети л лучше знают фольклор, и лучше .ориентируются в национальных обычаях. Источником их знаний являются,-главным образом, их контакты о дедами и бабками. В городской семье каракалпаков детям о малолетства прививается уважительное отношение к старшим по возрасту. Проявлением воспитанности и уважительного отношения к старшим является традиционно этичная форма обращения к ним. С ранних лет учат детей этикету приветствия, соблюдение которого представляет долг вежливости и дает возможность судить окружающим о том, насколько ребенок воспитан.'Существует понятие эдеп, означающее воспитанность, вежливость, учтивость, тактичность. Недаром в народе говорят, когда речь идет о'проступке ребенка или его невоспитанности, и

когда на семью ложится тень.осуждения за результаты воспитания:

уяда на.керсе, ушзуанда соны иолейди" ("Что птица видит в гнезде, то делает в полете").

Дета и подростки по нашим наблвдениям придерживаются традиционных форм поведения в обществе, в повседневном быту, в кругу семьи. Например, у каракалпаков до сих пор бытует правило, запрещающее детям сидеть за одним столом с гостями.

В народной педагогике всех среднеазиатских народов, в том числа каракалпаков, высоко ценится гостеприимство, правилам и приемам которого дети обучаются наглядно о детства. Вэспитатель-ный смысл этого обычая вирахается, к примеру, в том, что дети уже о малых лет умеют принимать о почетом ладей, прибывших в. , дом.

Большое воспитательное воздействие на детей в каракалпакской семье оказывает крепость родственных с&чзей, обычай взаимопомощи, общественный характер семейных событий и другае отголоска общинных традиций народа.

С возрастом ребенок начинает приобщаться к труду. Ребенок/ наблвдая за домашним трудом взрослых, первоначально начинает подражать им в игре. В работе приводится материал, касапцийся распространенных в детстве игр, связанных с бытом. Постепенно с родрастом за детьми закрепляются постоянные обязанности. Уход, за младшими детьми входит в одну пз наиболее распространенных -обязанностей старших детей, особенно девочек вмшгодетных семьях. Устойчиво сохраняется в народной педагогике учет в трудовом воспитания половах различий детей, в связи с чем бытует в семье традиционное разделение на "мужской" и ."женский" труд .

дологическое воспитание начиналось уже в раннем детство, при знакомстве с природой родного края а в непосредственном общении детей со взрослыми посредством рассказов старших и участия детей в вас труде. Фольклор (загадки, поговорки, считалки, сказки, песви и т.д.) несли в себе значительную информацию о своеобразия природы Каракалпакии, ее животном и растительной мире. Говоря о проблемах экологического воспитания молодых жителей

Каракалпакетана,•нельзя не повторить о горечью сказанное об ■ экологической катаотрофа в этом крае, вызванной трагедией Арала.

Традиционные виды труда, которыми издавна занимался тот или иной народ,, определяют его своеобразие и по сей день. Но каракалпакский народ отчаоти теряет это своеобразие в наши дни, когда приходится наблвдахь процесо постепенной утраты его овязи о древней культурой. Становится все меньше той благодатной почвы, на которой успешно могли бн передаваться из поколения в поколение знания и опыт народных умельцев. Остались считанными мастерицы, владеющие искусством каракалпакской шемвки. Каракал-, пакский народ практически лишился традиционного ремеола мастеров-ювелиров; он лишился уже таких народных художественных ре- ■ месел, как резьба по дереву, обработка кожи. Отдает участь исчезновения ремесло потомственных мастеров юрт. Редко встретишь уже в Чимбае, а тем более в Нукусе, женщин, занимающихся кошмо-валянием. Каракалпакский народ стоит перед серьезной проблемой . утраты преемственности с культурным прошлым, что на конкретных ■ примерах показано в диссертационной работе.

В заключении изложены основные выводы.

В современной семье горожан каракалпаков сильна этнокультурная специфика, проявляющаяся в традиционных формах и типах семьи, во взаимоотношениях членов семьи между собой, с родотвен-' никами, с 0!фужающ5ши, в распределении семейных ролей, воспитании детей. Во всех сферах семейной жизни наблюдается взаимодействие традиционного и нового.

Анализ собранного полевого материала в Букусе и Чимбае дает возможность сделать вывод, что в обоих исследованных городах степень сохранности традиционного семейного воспитания определяется главным образом типом и структурой семьи. Продолжающие широко бытовать у горожан каракалпаков неразделенные семьи различных типов обеспечивают большую, чем малые (нуклеарвыв) семьи сохранность этнической бытовой культуры и преемственность традиций семейного воспитания. Города, выбранные для исследования ■ теш диссертации, имеют различия в возрасте, уровне социально-экономического развития, в национальном составе их населения:

однако, шазду цш нор существенных различий в сохранившихся у - ' . населения традициях сеыойного воспитания, в характоро обрядового комплекса, касающегося детства. Устойчивость тс в биту, знание этих обычаев и обрядов зависят преимущественно от возраста. Каракалпаки, как предстааитоли слабо урбанизированных этносов в городских условиях сохраняют июле чорты сельского образа жизни, что соответственно влияет на весь сешйио-бытовой уклад и на секейное воспитанно, Процесс роста населения в обоих городах происходит в основном за счет миграции сельского населения, что влочот за собой привносите в городскую культуру традиционных стереотипов повадошш и элемоитов культуры и придает ей дополнительную этническую окрасу.

Скотома обычаов и обрядов детского цикла, являющихся составной частью соиойного быта-в обследованных городах, таете сох-раняот отчасти трансформированные традиционные стереотипы их исполнения. .

£ Нукусе устойчивость несколько трансформированного семейного воспитшшя обнаруживается даяе в условиях этнически-смешан- ; ной среды, характерной для этого города. Население Нукуса нахо-дигся ы постоянном этнокультурном взаимодействии, причем болео разнообразной, чем в ЧшЗао. Доти-каракаипаки общаются, «грают, дружат, проводят досуг с детьми соседей - представителтш других национальностей. При этом в новой части города, его микрорайонах, в процессе такого общения у детей ишотся больше вЬзиоыгостей для знакомства с' бытом и культурой других пародов. 3 этих условиях ,. интенсивнее воспринимаются н взапино порсдаются как во взрослой среда, так и в детской, некоторые черти бита, культуры,'а такае языки разных национальностей. Наряду с эта.;, каракалпака в Нукусе имеют компактные районы проживания (старая часть города и пограничный район меяду старш л новик городом), где образовалась особая этническая ыикросреда, и где автором зафиксирована большая устойчивость традиционно-битовой культуры. Последнее наиболее ярко прослоЕнвается почта в однородной этнической среде Чгалбая. . Городской быт для Чнибая понятна относительное; он близок к быту сельского населения настолько, что применительно к его населению нет возможности говорить в полной мере о городской культуре, городских обычаях, психслогш: городского быта.

В диссертация на фоно больного сравнительного материала исследуются региональные (общосроднеаэиатсзшо) и этнические особенности каракалпакской соиьн, как микросрсды, в. которой происходит социализация детой. Выявлены глубокио изменения в её экономическом и социальном строе; наблюдается множество ннно- ' ваций, подвергших трансформации ее дровпио сомойзшо устои и ови- ■ детельствующих о оё прообразовали:!. Главное из них - преодоление авторитарных устоов, демократизация всей систош внутрисемейных отношений, связанная с новыми экономическими основами об-щоствэтюго строя в послеоктябрьский порнод, обусловившими материальную самостоятельность взрослых членов сомьи, измонешю роли главы семьи и полокошю в семье и общество тащизш п отар- . ших детей. Валгш.ги факторами, способствующими формировании новых семейных устоев стало также повышение образоватольного уровня населения, в особенности городского; отчасти с этим связан и рост социальной неоднородности членов семой, а составе которых, наряду с недавними сольскш.и жителями, теперь много рабочих, служа- -щих, интеллигентов, образованных люде;!. Их мировоззрение уже не подвержено столь сильному в прошлом влиянию суоверий п предрассуд-' ков старого быта, хотя они и остаются убежденными приверженцами • большинства караналиаксюк национальных традиций в образе жизни своей семьи и общества.

Нзучоше семейного воспитания детей разных возрастных групп выявило что более всего насыщен традиционными обрядами (в том числе магическими) и суевериями период мяадончостза, особенно сорокадневно "шшше". С первых лет жизни ребенок приобщается к этнической средо благодаря общению с матерью, бабушкой, близкой родней. В воспитании детей возрастной группы "сагайра" (до 9 лет у девочек и 12 лет у мальчиков)■ наблюдается мягкость, терпимость и подчас излишнее баловство - ребенок считается ещё невинным и безгрешным. Переход в старшую группу "кабира" знаменует достижение возраста взрослого, ответственного за свои поступки человека и в воспитании происходит перелом в сторону большей строгости л требовательности к установленным' традициям и нормам поведения. Возрастает роль в воспитании родни старшего поколения, родственного окружения (патронимической группы).

Функции трансмиссии детям и подросткам этнокультурных традиций выполняют не только родители, но главным образом деды и

бабушки. В сложных но типу Соыьях каракалпаков роль старшего поколения, lio наблюдениям автора, заключается как в помощи своим взрослым дотш в уходо и присмотре аа внуками, так ив участии в их духовной воспитании - передача младшему поколе-шш нравственных устоев народа, таких, как - уважение, проявляемое к старшим по возрасту, традиционно-этичная форма обращения к ним, крепкие родственные связи и взаимопомощь, гостеприимство, правила этикета, а также в передача трудовых навыков и знаний. С большш сожалением однако приходится констатировать, что условия для породачи догям трудовых и ¡культурных этнических традиций сложились в наши дни в обследованных городах, да и во всей Каракалпакии неблагоприятно. Тсряот значение в соыойиом воспитании обучешио традиционным видам народцо-пршувдного искусства, различным ремеслам, в той число худокастаокшм.

Инновации в области сомойлого воспитания обусловлены государственной политикой охрани ттеринстза н детства, возросшей ролу] обдастаоиного воспитания - дошкольных учреадений, школы, здравоохранения, средств массовой П5фор:.:ац25Г и т.д. Бнтовшпш - so традиционных £оры и методов способствует сохранение проста:, хотя и обновлашшх типов comí и влияние ее с тарного поколоти, прочность установок на стабильность cci.au и на ее многодетность, устойчивость связей с шрозта кругом родственников, влияний общественного «нешш этой родстзошюй среди, пережитки ейщшошх и родопдеметш т'рздэдхй, а в религиозных семьях -влияние мусульманской религии.

Народная сисхо;.® воспитания, частично сохранившаяся в сешзх горогам в целом яадяеюд разумной п целесообразной; она способствует социаянзйцш, форгароваккю у подрастащэго поколения многих положительных нравствекшх качеств, обучает дэтей традиционным нор&Ем поведения в семье и в обществе, среди которых таете по'.ад о позитивного» Народже традиция воепкталпя в обслодсваякшс автором семьях горожан покерч^сгавтея глазным образов благодаря старпер поколонпо. Традгцж прояаляотся в особенностях воспитают дотой разного возраста к пата., в передаче детям трудовых навыков н знаний, народах ебьгчаев г обрядов, морально-нравственных устоев и духовной культуры своего народа, языка и всего комплекса этнокультурного наследия, приобщающего детой к каракалпакскому этносу. В семьях _верущшс-детям передается и религия, по

признанию современной общественности способствующая укреплению нравственности*

Вместо с тем, надо учитывать, что народная система воспитания не выдерживает быстрой трансформации образа жизни своего народа, она малоподвижна, консервативна рассчитана"но на обновление, а на повторение и воспроизводство ранее созданных образцов поведения, структур сознания, установок и т.д."1 Это относится к ряду продолжающее бытовать в обследованных семьях горожан устоявшихся, но устаревших способов ухода за младенцем и воспитшгая детей, обычаев и ритуалов. Но нереально ждать их полного изживания в быту современной сомьи - это часть традиционной бытовой культуры народа. Система воспитания у того или иного народа - это его традиция, которая складывается на протяг-жении длительного исторического времени, под воздействием определенных социально-экономических условий, особенностей быта, хозяйствонло-кульгуршх навыков, специфика духовной жизни. Можно полагать, что по мере дальнейшего социально-экономического развития общества, улучшения культурно-бытовых условий жизни народа и удовлетворения его запросов в этой области, будут происходить изменения и в традиционном мировоззрении людей, постепенно изживаться бытующие до сей день устаровшо и сохраняться рациональные компоненты в система традиционного народного семейного воспитания.

Устойчивость традиций семейного воспитания в Каракалпак-станс, как и в других республиках региона обусловили исторические факторы: ¿ережитки патриархально-феодального строя, преобладание. сельского населения, слабая урбанизация. В Каракалпаке та-йе к этим факторам присоединяется ,и экологическое бедствие-. Устойчивость этих традиций объясняется также особенностями национального. состава населения Каракалпаксгана - преобладанием в нем, в том число и в.городах,. этнически родственных народов.

. Анализ собранного материала и сопоставление его с традициями семейного, воспитания у соседних народов региона выявили целый ряд сходных черт, давдих возможность говорить о наличии в нем наряду с национальными общерегиональных этнокультурных особенностей. - •

По теш диссертации опубликованы следующие работы: I. Обряда, связанные с бездетное тш у каракалпаков и их

~ Кон И.О. Предисловие к книге -Традиционное воспитание детей у народов Сибири. С.7.

охыиршшв а условиях с оциализма //Вастшис Каракалпакского филш.-^ да Академии наук Узбекской <XJP» 1988, й 4 (0,5 п,л.)» в соавторства,

2. Некоторые вопросы воспитадшя дотай в современной городской саыьо каракалпаков. (На материалах г.Нукуса КК АССР) //Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов Академии наук Узбекской ССР. - Ташковт, 17-18 декабря 1967 Г.(0ДП.Л.) "

3. Воспитанно дотей а шогодогаой соыье. (На материалах этнографических эксподиций по Узбекистану) //Общественные наука в Узбекистана. 1989. й 6 (0,5 п.л.).

4. Коракалпок ашлий салгати //фан ва турмуш. 1989. й 9 (на узбекском язико), в соавторство,(0,3пл)

5. Уход за младенцам в каракалпакской семье. //Всесоюзная научная сессия по итогам половых этнографических-и антропологических исследований 1988-1989 гг. Тезисы докладов. 8 3-х чадтях. Часть 2. - Алма-Ата, 1990X0,1п,л.)

6. Некоторые вопросы воспитания детей в современной семье . каракалпаков (со маториалаи этнографически экспедиций в городах Нукусе и ЧИм-бао КК АССР). //Узбекистан: Страница истории.

- Ташкент, 1991.(0,3п.л.)

ч.

Кора'калпокларшшг кщар онлалорида болаларнп тарбпялаи /Коракалпогнстон Рослублшсзси Нукус да Чимбой ¡шцарлари • вдгвриаллари асосида отнографшс Урганш ■ • - тажрибаси/

( РЕЗИН Е)

Коракалпогистон хадкн этногрэфиясп маториаллари буйича Урганнб чнкилган диссертация маъзуи сш авлодня оилада анъэнавяй . тарбиллащцан-«борат онлавий турмуш муаммосининг мухим цисми-Д1ф.

Диссортацидда ыахардик ксракалпоклар заг.'онанп1 оила гурмушдаги аиъанашш ш лиги жи^атларнинг узаро таъоири кузатилади. Чвтдан кирган к?п лнгиликлар улар цаётинииг ушбу со*асини тубдан узгартприб юборди. Асосий узгаришлар утмишга хос зорким оилавий иегпзларня бартараф этищда, турмушни ва ички оилавий муносабатларнв, а ел шшишпг, катта болаяарнинг шцош во роляни'дошкратлаштяривда, оила барча авлоддари билими, шданий самшсининг Усишвда узини курсатди.

Талки к; этилтан Нукус ва Чимбой ищарларвдагк аньанавий оила тарбпясшшнг сакланнб ^олш даражасини асосан оиланйнг ■ гяпи ва тузилиши белгилайди. * ■ '

Ша^арлик цоракаллоклар хае гида х;али цам кенг кУлавда турли типдага оилаларщшг ажралмасдан яшаши кичик оилаларяа-гдга Караганда катта оилаларда" анъанавий турмуш маданиятянинг, шу кумладан оилавий тарбия аньаналарининг крпрок; сакданиши ва Еормсийлигини таъмшшайда.

Болалар *аётяга овд удумлар ва урф-одатлар тиэими хали х;ам мавжуд хаада цисмангина Узгарган. ГУ дакни нг дастлабки хаёт "йаллари жадал жисмоняй на ахло^ий усиш даври булиб, бу- усиш ' г? дакни нг теварак му^ит билан асга-секин кучайиб борадяган узаро тавсир остида квчади. Усмиришк ёпиарвда болаларга этник' анъаналар жуда жадал Утяб боради.

•МаышЕИй тарбиянпкг халцчил этник анъаналари ёш авлодга ахлокяй негизларни утк;азищда яхши намоён булади. Бу - ёши ' кагталар билан одобли муомалада булиш, уларда мурокжат килиш-нинг аньанавий одоб доярасидаги шакляда, маркам каривдошлик алокалар арида, узаро ёрдам, меудандУстликда хаэда мохнат нунянмаларини ва биллмларня беряш на хрказоларда яфодаланадя.

Болалярга ые*иат Еа ыаданият этняк анъаналаршш Утказлш учун зарур ópivau шарт-шароитлар текширмб чикилган ищарларда Хам, бутун Коракалпогисгокда <аы хоэмргв кунда гоят ноцулай-дир. Коракалнок хадци утыиш маданиятшишг дзеомиИляги йУцол-ганлиги койд зтидди.

Орол фожиаси окибаги оулшш Улкадаги экологии фаяокат оилага, ошшсий тарбияга омон таъоир курсатмокда.

Умуыан олгавда тарбиянинг халк тизиыл окилона на мак,сад-га ыуьофикдир; у ёи аалодда ижобий ахлокяй хяслагларнинг уыуылашуЕига,' шашшишши-а к^ыаклашади, ойлада на кашятда боллаларии онча-мунча nsoöiiil аоцатларга эга булган анъанавий хулк-агтор нориаларига Ургатадн.

Children'a upbringing in the

Karakalpak towns people family (The experience of ethnographical study by materials of Nuous and Chimbay cities Republic of Karakalpaketan)"

. (Summary)

The subject of the thesis studied by; the help of. ethnographical material of Karakalpak people is the main part of the family way of life problem - the traditibnal family upbringing of, the rising generation.

. The thesis reveals the interaction of traditional and new things in the way of life of modern Karakalpak townspeople family. This part of life was subject to transformation by a great deal of innovations. The main changes *iere expressed in the overcoming of the authoritative family foundations of specific: character which were observed in the past, mainly in the democratization of the nay of life and home relations, status and role of women, elder children. They were also expressed in the increase in education and in the cultural level of all family generations. '

In the cities Nucus and Chimby that were under inspection the safe-keeping level of the traditional family upbringing is clearly defined by the type and structure of the family. Complete and indivisible families of different types secure the greater safety and continuity of the traditional way of life culture than small ones. This type of families is widely spread in the cities of Karakalpakstan.

^ . The system of. rites and customs concerning children in still taking a good effect and has been partly transformed. The first years in a child's life are considered as the period of the most intensive physical'and moral development. This development is the result of the increasing interaction of. a child with surroundings. The most intensive transfer of ethnic traditions to children takes place in the youth.

Public ethnic traditions of moral education you can notice in the transfer of moral foundations to the juniors. . First of all it's respect to the growia-upa - the traditional

polite form of treating then. Thon,cornea strong and stable ilea of relationship, nutual assistance, hospitality, the transfer of labour Bkills and knowledge:- and many others,

Cut tho thing. Is that the conditions that are bo necessary for the transmission of labour and cultural ethnic traditions nowadays are extremely unfavourable not only in the oltiea observed but in the «hole Karakalpakstan. Lost of continuity with cultural past of Karakalpak people is put on reoorct. Besides oecologlcal disaster caused by Aral tragedy has' ill results for the family upbringing.

On the whole public educational and upbringing system is reasonable, and expedient. It promotes the process of socialisation and developing positive moral qualities of the rising generation; it teaches children traditional standarts of behavior in the family and in the society which are positive and useful in nany respects.

ioc