автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Языковые фольклоризмы в современной литературной сказке для детей

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шабанова, Антонина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Языковые фольклоризмы в современной литературной сказке для детей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Языковые фольклоризмы в современной литературной сказке для детей"

- > ■ ' ■ • I

. ¡г

югоникый ордена лип«а госшрстьжшй лпшьрспгст' ИЛГНИ Л^'ИНШ'СШ Кг?,<Сп;1РЛЛ

На правах рукописи

1ПАШ1СЕА Антонина Бсрксшта

яэшл&в «шьмориемы в ооврилекксИ лэткрлт/рш.Ч шзкз дня детей •

Специальность 10.02.01 - руссклй язык

• АВТОРЕФЕРАТ диссертации яа соискание ученой степени ' кандидата фзлологпчеппй наук

Воронеж - 199?,

Работа выполнена на кафедре русского языка Воронежского ордена Лешна государственного университета имени Демянского комсомола. ' ' .

Научный руководитель - доктор филологически наук,

профессор Ю. Т. Правда

Официальные оппонента: - доктор ^илологатзигах па ук, ■

-профессор Е.Б.Аргшленкр,

кандадат <£аяэлогяческих наук, доцент В.И.Дьякова.

Ведущее учреждение - Курский государственный педагогический институт.

Затдата с остонтся " «М^Л^Лг992 года в " часов на заседании специализированного совета К 003.43.08 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук по специальности Ю.02.01 - русский язык при Воронежском госуда; стгеь'ном уипх-ерситете имени Лешшс^рго комсомола (394093, Воронеж, пл.Лешна, Ю, ауд. ВТ Т.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронекского государств о иного университета (проспект Реюлюц 24).

Автореферат разослан ■" ^^ " 1292 г.

Ученый секретарь специализированного сонета

кандидат Цитологических наук НЛ,¡.ВАЯТЕЛЬ

8т/зл (ДбЮнздЗ

3

Реферируемая работа посвящена исследозошш принципов о г С с- • ра а фикций кн "обкх аогылорлсмоЕ в худомезгхзинса л:тератУре (в .-еисте литературной ся^аг-ки). Б сохетскоЛ яангелстн'п достяточ-но полно изучен вопрос о стилистических функциях дяакзктлэчо:: и олсиснтов ра? гс'?орг1с1 речи з гудоксстле.чнсм ароомглш:'!• {см. ра- • бон; Ъ.Н.Грохороьо;:, К.Ф.Летога^воЛ, Г.й.Ссрогсп, Л.¡!. ле.:ко и др.). Однако "ало работ, кг'аг.кщзхся згпрэса о гзиячодеЯ-ст;:-лн ли'ка аольг.лорд л я:ш;а хдесчссзвзпис»: ллтзр^гур;;, :-:стл среди псточнягок, :юпсишя?:1Г1'-:-: оии:пст.г:ч'л;;;;'2 рзеуреп я'-'Ь'^а худс-кестЕешюя литературы, находятся''и произведения устного ньролно-го творчества с их своеобразной' позгикол п стллисшюД.

Актуальность предпрпятого исследования определяется по--требкостяг.ш в дальнейшем изучении алйяния языка фольклора на язкк современной худояеетаенноа литературы.

Ссиошая цель работы - гыязить принципы отбора и специфику ■ использования сказочннх фольклоризмов, относящихся к лексяко-йразеологачесному уроню языковой систеки, 'в тексте современней' литературной сказки для детей. Достижение этой шля реализуется . при Еь-полнеккя следующих задач: ' - - '' : * ••

- бкяьитъ сказочнее фольклеризмы, употребляющиеся в литера- ■ турной сказке; .'■'■-.

- установить соотношение фольклошзмов, используемых е ли- •

- ~ * . * ■ • * -

тературной сказке, с подлаиныля (сказочнши) фолькяорйзмши с "-г' точки зрения их солен тяка, структуры к функцаонйроЕшшя;

- определить роль сказочних (¡ольклоризмов в .литературно;! сказке как особом кайра детской литературы;

- показать нецио.чально-культур :ую спеш4пку сЯаабчнкх <1оль- ■ нлорнзмоя.

' Материалом для исследования дослужила литературной сказка для детей последних трех десятилетий (60-50-е годы). Сто произведения таких известных детских писателей,- как А.Алексин, К.Булычев, В.Каверин, Л.Лаглн, С.Михалков, ¡{.Носов, Э.Успенский и кр ; Выбор материала исследования не случаен. Литературная сказк . свошя корнями уходят в сказку народную. Б современной литератур ¡юЯ сказке для детей мы находим не только композиционные и сти--диетические приемы, присуще народной сказке, но и фольклорную

лексику я фразеологию. Поэтому использование литературной сказки

*

в -качестве материала для исследования дает нал возможность выяснить особенности функционирования сказочных йольклоркзмоЕ Б худо-жестБеклш. тексте. . ' • . Методы' исследования. В работе используются следумвде методы лингвистического анализа; сопоставление, описание, компонентинк анализ, фупкуиональпо-стялистлчесхмй анализ, лингвистический эксперимент.- - • ' ■

Научная новизна л теоретическая значимость работы заключается в том., что • •

■ - впервые выявлены и описаны сказочные лексико-фразеояоги-ческие фольклоризмы, функционирующие ь современной литературной сказке дм детей;

- установлено их структурно-семантическое.н функциональное

отличие от'подлинных фолыморизмов русской народной сказки;

*

- выявлена йадаонально-кудьтурная специфика сказочных фоль-клори.?мов, используемых в литературной сказке;

- показана роль сказочных фольклоразмов как стиле образующего (жанрообразующего) Доктора.

Практическая значимость рзботс заключается в та.-, что со

результаты могут быть йспользоечкв г преподавши:»« русского . I лятер&тури г- срддяе;5 школе, в преподавания русского донка к^к шсс.-раяиого, в л?кс!!когреаич^ско'5 лрактжз прл ссставяйилв_ли шэд» зтрэноБодчпского словаря, яш состаллзийя хрссто:лг!й дли иноо' з&нкьл уадпхся, а т?К50 ? вуэогском курсе "Кул; рчч ]'' и пгй 4?ерви спецкурса по лзгку русского фольклора. Н^г-гргггли л практи-4ескп5 результат!-? кссдедовения могут &ть .с курс "Дзт-

зкан литература", титаег.иЛ ' псдагопгюаш. лнстгтутах 'л учалкс-зх.

АлС'Обатд:я' работы. Диссертация обсуждалась на рус-

ского язгка Борокежского гооукпЕврсатетп. Оскозвкв положат«»» р.а-Зотн докладилалась л обсуадалпсв на наушоП сессии Бороиеяского университета (1984 г.), па областных-конферпяцмях молодых учеМих 1Актуальшэ проблею филология в вузе и пгюла" а ХП. вео&илйх фк- . иологичзских чтениях при Воронежском унигсрслтотс (1985, 1986, [90?, .1988,- 1989, 1^90 ГГ.) .' . ' ' . . '- . " '

Структура работа. Работа состоит л'з йр'едислояйя,- ёгвдокяя, грех глав, заключения. В нее Екдячетш такаге.сплски ясточиякоп, словарей, использованной лчтвратуры. В приложении предсТэвле/р; • зезуяьтати, проведенного ликгг/'слпеского эксперимента. .

• ■ Содержание-. работа • -. Ь предисловии рбоснонь-гаегсл пибор темы, я ее актуальность, &ормулардотся основная цель работы к задачи исследования, опре-. геллется иаучнач новизна а практическая значит,«ость рпботи. •'• Во введении излагаются теО[ тичзские осноеи иеслздоь&ияя. Ь папЕок главе диссертации "Лексика; обозязчевщ&я персопа-;ей русской народной сказки л ее .функционирование в сказке яите-затурн. Л"'аналнзнруются-особенности ф^кционисоЕгш-я- о литературней сказке для детей фольклоризмой, • яазнваышх' пврсошжей . . '

русс^са kppoÄfion сказкг. Б реэультаre анализа t/атеряала выделе пять*тематических ipyna-этоа лексики; I) пиана собстпекные г.ер •ве?:ей- оц&К (!!ван-ц^рзЕ'ач, ^¿ькуш^урсчек, Илья Г-/,урсмед и т. •2). шгна о^шцателЫ:Г7. З&йз&гтячэдккх пеоюншей (Ьч^а-яга, а.: Горячи, Koijöä becü.-epT-iuii) ; 3) «мё.ча почсшташ^х Фан гесте че-Персойеазй Ш'д Ысрег*, Олегусочки п -.р.); 4) яерсонзхеГ:-;

еог!п:х" (Cepiíü" Ьолк, .Тслтыгак к т.л); fc) 'дгяне-v!« (.'.^олсгачесг-': нврсонтдег; (£0й1.н}Й, pycoraa, ^сшьск и др. ). " . i»'.,червп;гг.йргл'рсле' aîâtj глдг-и {.«йляскрупз.ч í'jískc 4от;ло; НИС йзрсани.'.>:еЗ-дзд&!. Оенспсш: ет:;х а тексте л'-'те-

регурпоя.сказки г это . фуод$я восоцяать. 1'о.кль пно? |о.аи.лсжс; r.fiiî je ÄiT^ps.rypñoU .-сказке -непосредственно ассюкугоудтей с кекс: либо керадной сВазцои ид». бжлкиоа., с к8ккн-л»£0 ск&зочиш' клг с .-.«.•¡Rtf.:. 'гмтодом. ilépqpïîasa» ¿рлькаднь'^а кивдаш в лц-тературнс скагг.е CTí.:e4cííiw - в мсхмьквх случаях. &то обменяется тем, чго, во-пьрвкх,' tóiorae pu&Ätnси-й&аин»:ё с этпма «цеп км, е coBper.oi КOíi r.Ü'fU'J 07X:j TC-TÜ^KT ( !ÍSÍ.CiS.!0p, yf;pf., Ьо-БТЬрЬЖ, OT-

,c¿'7ci£í:t? е -.4¡!tcpr-.typ¡¡tií снзсдо' rgpcobbxeíi с бглншгum и!.1>зн£ш .

.v.c,-no oówi'cístti. той," ч'ю &-.дл;:и jííeocthk сокре.шшгеду читателе t- ьельавй сг.епбка, чоу, №po¿t¡aa. -синяки. ¡йена 'соЗртьсиинс сказо .m ncpcoaaMii -к литературной -скезле сохранив; etea. фольклорную евпаитнку, но появится ко.вуй композит - ."персонаж, рус-

ской неродябй'м';зз!си {ú'jMiva);. обладающий тем ила. лиш качост-. to.-;", ъ péa¿wbmo чего аазьаю'.я "Ив'ан-цармшч", "Нваьумш-дура чок", иЛ:е.ая.-дурек" тгрдчк двучлекнасть и воспринимаются как .СЛОХМО0 COÖCT£SHilOS пая.

¡':-.:епа орС-с5 гешис персоней;е{!-лздеЛ в дптьрагурюп сказке ùepaufco повергаются cipiKtypaon трансформации .( 1;Ш1 1'ванович

Цароьлч, клесто Ивен-аереЕПч). НпЗлэдавтсл '»ш.яе сблшеше сгл-зочтх пкзн с ¿лиг к:::.'л по г л.учакгю соЕремеинпш двухкоипонеятиьш гли о,:н[йс.'лю)]епт.":.:1! ймстту.." (Шкгта Лобрга!н, А лея Полов, Илья т.дЛ),.

^ 'Ь тококе литературной сказка имела йолъклорнкх гярсоигуей-•*т; ей обладаю? ярко гкрахемюа наш:онально-культурно;! спз1';кТ;зксП значения; 'писате ли-скгзочнШ1, используя оти имена в своих прояг-В'зр.вмя;:, .оилрштся я а (Гоновне значил паого «игагеля.

£о -вторе« •папагоасге 'рассматриваются имена отрицательных п-ентастяческкх персонажей. Ь современной литературной ок;:зке для детей "г.:&на отрицатель»?!« сказочннх персонажей (Баба-яга, Змея Гордаич, -Кощей Бессмертник) используются: а) кал пня собстзёнпсе • персонажа литературной сксзкя; б) как ассоциат; в) в переносясм значении.

Фольклорная лексема "баба-яга" шендо в литературней сказке получает статус имена собственного. Ше-иа отрицательных' фанта-' . стйческлх персонажей б тексте литературной сказки сохраняют фольклорную семантику. Однак.0 в ях семантической структуре появляются доске-компоненты, чухме русской сказке; "профессия",' "социальное положение", "особенности поведения" и т.д. Это обусловлено тем, что а .литературной сказке -имена фольклорных отрицательных персонажей получают возможность сочетаться с большл. • кругом лсксем, не СЕойет-ЕЭннкх языку русского сказочного фольклора: "аэропорт", "справочное бюро", "вязала чулок", "лутевйа", "техника", "цистерна" а т.п. ) ■ •'....■

Используя е своих произведениях имена отрицательных сказоч-н!'х персонажей (Баба-яга, Кощей Бессмертный, смей Горьчюч), ■ писатели исходят из обвдязЕестности этих имен, поэтому е Тексте .

литературной -сдаэкл отсутствуют какие бь' то кя было пояснения ''кто есть кто". Более того, в литературной сказке в оемшиико ймек "Баба-яга" и "й\;э1* Горгинч" появляется сема "положи тельнк тогда как дня,-"Косей Бссскертетй" а в диорагурной сказке, ккк в народной, ■ имеет резко ^отрицательную конкотодю.

. р третьем пьраграТе кссдздптсл имена пслог;а толышх исрсо. жей '(Дм Мороз, Снегурочка)., Ь литературной сказке эти киена претерпеваю? ииляую семантическую трансиорр.ациэ. Ъ юс сенанкк. пет (ичегз общего .с фольклорной. Имена зтих персонажей б л;гг»р

■ ■ - I

турИой сказке чсяо всего связаны с Новогодним праздником. Ыоэт! му'эти имена £ литературной сказке получили возможность сочета' ся е боками, яаяорёйя,- гак "ланякулк",. "билет, ка елку", "яоеоп няЯ-.елка'\ "аоАаркл" в т.д. Крайне редко имена "Дед Мороз", "С| гурочка" е литературной сказке Е&ступают в роли ассодаата, непосредственно ассеуалруясь с нег.от рта' эпизодам русской пар о. но.1 сказки -(иапршер, £ сказках Б.Каверина "Легкие наги", П./¿я туш "королевойо'восемь» Васс;':ь"),

Уотрертнй паст г/ посвяцен рассмотрения особенностей фуш цвонаронашм в литературной сказке а.-ен собстЕеиньк персонажек-живогних. Б. литературной сказке, как й б народной, читатель ес чвстбя с салют. разными лредставлтелямл животного мира.- Но наш лее популярны я здесь кедоедь, еолк, заяц. Эта персонажи в лдт< роторной сказке ¡шеют собственные «мена, которые, в осноье свое! фольклорного пррлсхоясдения. в народной сказке чолк п заяц собс: вейньос имен не.имеют, Б литературной сказке сочетание лексем "серый еслк" становится именем собственным "Серый Ьслк", приче; оба компонента имени пишутся с прописной буквы. Ь функции имён! собственного ©того персонажа нередко используется и нарицательное существительное "еолк". Например: "А в это зре;/ш на берегу

ПОМЕПЛПСЪ Т.Ч CIIL'Q С Г ¿б. 'Г КПЗ!. ЭТО Cl ЛЯ ЛЗЕССТОГе KpOíO'ífUiHKe грв"

Стелл Ьолк и Ьолчпла" Упрч'.н!' го1\таюг1. Статус

икс ни собственного г лл-Герату р.чол сказке получает и крялагатель-aoe "cepi:l": "ао:;:пл слух и до деревенского Полкана. Вр1)Сач:ал Иох-кри е лес и разj-скал ЬОДКа. Ьвдят: сидит СеггЯ пород'сосной, грустный - такой, на сучок смотрит" (С.).:их8лков. Последнее делана о). Становятся именем собственник в литературной сказке кграцатель-. кое существительное "заяц" п прилагательное "косо!!": "Пеконзц-то ты мне попался, 40С0З За5щ) - А я не заяц! - сказала Тля. - Не ззяц? - удиеился'Ьолк. - Вперннй обозначен. А кто же тн?" (.0.Степанов. Тля):

Медведь е pycoKpg яеродко!? сказке имеет иножестио аш'Х развис Шйенг !>'лша, ЭДдар, Кмшутка, Михаил Иванович, Мяхайло'Потапо-BJJ4, Твдтвхин к т.д. Ь литературной скязке, падало названные , íUtefi собственных арого персонах», статус имени собственного при-, рбретает и нарицательное существительное "медведь"; а тагасо при-. ' : ЛйраТВЛр>1Ш8 "росоляпый1'. .

. £ лд^ервд'ряфЗ сказке, наряду с традиционным фольклорной. • церб9Н8кш|-я^вотйИ'и1, шзтател!,' встречается и с другими кйвотнн-t% на сгоДртгекнши русскому сказочному фольклору (крокодил,'-'но-' еррог, белка, соЕа, муравей, обезьяна и др.).' Бее оти яадаэтнно ''.','. р литературной сказке лмеог имена собственные, е. функции кбторйх . чепце всего выступают видовые (родовые) названия кМёотш-'х- (Hoco- • poxv Ллтел, ):;аба, Хомячок, д т.д.). Имена собственна попуЛнрншс , фольклорных псрсонажеи-хнвотнЬх сохраняет фольклорную- семантику, однако е литературной сказке наблюдается тенденций к расширении / сенантякл этих инея за счет появления е пей -новв* компонентов*' ; свяяшниз: с современной читателюдействительность».

Ь пятом nap-'jpG&e рассматривается иаименоЕаЬшя шфологйчв-

.. •• . . ' • ■ . 10

" cv¿:x кзреокскей. В современной литературной сказке для детей еь> дмшвтса (ЬлыгсП пласт мифологической лексики: чаще впего это, и'айкг :озд1шя дерсояайёй русской народной скааки (водяной, леший,

■ *домовсйл-.'ведома, русалка,, черт, волшебник и т.д.,). Ь литератур-

ной сказка цашлзнозание микологического пепсонета мо'/дет употребляться и как '¡нарйЕДтельиое сущестттелыюе; в как икя собственное . Висадая-в Качестве!.-ifean собственного персонажа-литературно;! -, сказан со'о®£0гстЁ1?нао.оформляется грайдчески, т.е.

птется'^ крошеной Ьумк-(Водяной, Леиий,, Ьедша-й т.д.).

:.' £ .даерат-у^йо?•. С.ксэвв 'сохрэндзгся основное, сесантическбе .ядре иифрлаксед. .Однако к ах сеиангаческой структуре появляются • '. и ("nopípe?", "достю", "дол.г,чооть",. "собствен-

ное ккя" и. т.д.ь Мифолэкреш "дейлй",- "Домолой", "есдяпой" те' ряют. о'триШельадк} кршютедаи il прлобретавт,г.оясжительну1). .Млфо--

■ лексе;,^ "дедьиа" и "черт" кленг устойчивую резко огрн.чателькуи . котютацяв.■". • • ■

, . •; -Детсад^. ¿шодтезд-сьаэочяцко.I■ 'вводя д свои гфоязЕедешя тот

■ ■ 'яягйней диалогический персонаж;, учи тыкают- i; jen факт, что'-'

ювлй' чй'тат'ёль- мтеет fe. яс знать' его (iw как показал един эксперименту скорэе Еоегй'.йе.зна'ет),' Поэгоиу'в сов Ценной. • яятёр.атуркоИ с:хаке ¿афЛогяческкЯ персонаж веодатся-в .текст о соответствуй- ' : puuáíí. npflbiiefiííauú ato. было .... 2;или-на .земле

■ духц - .злне, и добрые. И зьаллсь они по-разному: еЬдявши., лей-га ..Йсйавьии, русалка«!. Это ■чади дяси, русски ■ . ¿. ... ¿щовоН, К' примеру. за дом .отсечал. ,,'. Деше - те' в Лесу. Водянке - в

• ffP¿g¿¿ -та-ь• операх -..■ " (С. ДбрамЬЕ. Рвмй, Красный, человек . ' oríacna:« ). ..'.''.- . '

'•'..' ■ Ь квоте» параграфе' обобщаются выведи, сделанное на основании провелеийого анализа. .Эти екеодп формулируется следующим

5рьзс.у.

Частота попользования е современной литературной сказке для СольклоризпоЕ, обозмалающк окззочш;х персонажей, пеодина-?ва. КрэЛне редко употребляются собствен ж а имена персона-хей-тдс»;, что е оприелоииса мере связано с ^отсутствием в реально* згйетЕятелыюстя даре.1!, царевиче:! и царств, -в которгх они когда- ' • у кпап. 1

Оснодная фувддия лс4та всех наименования 'фольклорных псрс'о-"tci; - функция ассоц?ата. Герои лпгераг/ркоЯ сдот-й' встречается разнгкз иерсоиахвл-л народной сказки.' И о ели в сказочна.» 'шре 53 эта псрсоишй! (за редким гсхличз/швм).вкеот .<2олькяоряу» харак- ' зркстику и еыполнявт (в осиоЕ!iot.1 }■ прасукне им з народной сксзкр' . г'нкцэд, го Е реальной Дей-ттельноом; в реальном raps.героя : пг.гзна чаде Есего ассоциируется со сказкой как фолыиюрнш жен- ■ ни Поэтому героЯ лятератур&ой сказки (a aiecrs с ним.и атг• ■ ■' )ль> безошибочно определяет, что он.находится я сказочном мире, •сюда я' налччиз в семантической- структуре ск&чочкрс фольклора?- " is, Ьбозначакк'да персонажей народной скас-га, седо-."-сказ&чньй", :рйН£У1лсжааий сказке4'. ■ ' .' ",.•■•■

ФоЛьнлобизмы, сбонггачал'дие сказочна*. п'зреонааей, В 'Дитера-.' ' • -'рн-i-i сказке в тец или иноз мере сохрашшт фольклораур• семартп-•' ' , од'"йко в их семантической структуре происходят и определен- '• з изменения - в основном за счет включения в нее новых сем, '• язаянкх с' современной сказочной: действительностью,• 9 которой . Дат персонаж, с- современники талиями, фкружвидами его- а дате- • ■ .' туркоЯ сказке. . . . ' ''"/•••

■ скезочяь'в 4олыслоряэмн в литературная сказке-ойяееятч■ ий-1' опально-культурной семаимкоЯ; Дёт^кйё писателя,-' ееодя. в свои '..".

ярогаЕйдздал имя того или иного фольклорного персонажа, ориент руютол-иа фоновое знгшя юного чвтггеля в в кокой-го пере фор-.,« р'уй: эзи з.НШйл. Нал правило« дет/1 знают русские народные сказ где .действует тот, ада иной персонаж. Помшо этого, они знаком) с нрокзваденяяэд па "скезочную" тему и других видов искусства (йиюгягсь. княо, театр, мультфильмы" р т.д.).

Етогзл ил&^а чйе£снка, обаздачераая реалия русской нрроди оказии.,. и 'ее фу^цаокврование в сразкр литературной" посвяиена ,. ясслёдоваягщ рсобрпцосаея функданяроггшля в литературной скид, фольк лоризнов, русской народной сказкл.

В первом■.цашг-раЬа -а^ой главк рассматривается лексика, об значащая предметы рквзочново бита.' Использующиеся в' русском с. •но.чнш' фФ^кл^а '^щзиов^й^ предметов можно разделить нд два группы: србстЕеэдо-йатовые л собственно-волшебные. К собствен« . Ситовым откосятс^ ^эденавадлз вредаетов,. являющиеся принадлеж;

■ сгью бита тогр ряя щот-о «раз очцого персонажа (терем, взбущка ; курвйх лонкгзх, ступй р цшелом н т-.д-Ь К собсгвеинсьводшабчим относятся «^¡в&эдя врдиатрв, ойлалаадих • чудесники свойствами

■ ^ шв1}Кв-Цввидамиа, скатзртЬгСЕкобраэда и т.д.)..

. " йлнтературиОД сказке фрль^аорйзьш, обоаначерщие предмета сказочного";¡б»1в, р&зфзфйрг' адор ¡|аяькларяу» свмантшку, т.е. 'и 1

■ 'литературной-.сврзке цр ц^офф'цают. то ¡ке< что а фольклоре (цз-бушка.на 'и'урйк 'ррнщ - ф^кв Бабн-яга, кове р-т. самолет, рапой

■ скороходу - средства • цереддащ и т.д.)? й от; чае. от нйродной сказки, ^рторо'^ |19 е.едйс^реадо орисадаё вне! .не го вида героя и, предметов, в лвдрвтурксд с^сзко названия сказс й.йх предае.тов детализируится, что приводит к расширению их сем*

.. гика й п.олвлвняю в. ее структуре новых компонентов: "внешний вщ "лроясхоздение"» "характер" и т.д.^ ("сапоги-скороходы гравитада

оинке, "туго скатаипня в рулон кокёр-сиголет, "исполинская

рПГ'КЯ НОГ-""; "кусок тряпки" и Т.П.).

В лтрг"гурнсй сказке 'Рольклсрязмн, обозначаемо предмета СКРЛ "МНОГО ГИТИ, !'0 nynu'lT В0С:.'.а;'.НССТЬ СОЧ"2Т.'.:Г ЬСЯ -О СЛОВ':'Л, п?

cEoi'jTuewr.'i:: дул р>сгкого оягкко рзчкш

::л1 :n<i:.:~:ino'j лс:!ствлгчлыюатя, в ncsorrii »лгут Л'.-'чолптзргтур-;:о,Ч схазк::. Hacr'Kiep: "Он ялшрзул, cor л ч озял'скраись, снова улегся поудойнг«; из сипну а г.гк чп с чт/. ¡-е бчи.лу 1';одот-лл: -i.>';:>,o усоьсоиенстьовать коь*1-сачсло?, су::~глъ pro обг'Г-ао:;ол tpgn-.п:, утеплить, обор.удогать коЛксгл л поставки:- :га псдлагк.ч ... ТГ sot наконец взшш е воздух я лег дурсо'.! па зюйд-вест обтскааняй <овер-гядросшолот" (Л.Даггн. Старик Хоттабич); "Как только роДи-. гели ушли на работу, я вскочил с кроттл я заторопился ... "Бот, ю:яет бить, еыйду сейчас, а у подъезда Меня, иода пласт кокое-нп-Зудь сказочное средство псредЕкжеяпя.- исчтел я. - Нет, но конз£-. . ¡анод??: всюду ппауг, что он для ноп;х сказок устарел. А кскея-. и будь ракета или гоночнкй автомобиль" (А. Алексия. В Стране ■ зечпьх Каникул). 13 некоторых случаях увеличение сопотаемостло? ¡поссбкостп дг-ннкх <ролъклор:гзноЕ объясняется тем, что в лдтера-'Урко;; сказке сксзочнке предав ты наделяются качествам;: одутеглен-■ юго лица ("к?буйка на курьих ножнах бежала -вперед", "ковар-са- .. юлет летел как хотвл, шгнапед за стаей уток", "ковер разговаривает" и т.д.).

Ьо в то cot I параграфе анализ"оуетсд лексика, обозначающая 6.6-трактнке понятия народной сказки (чудо,. волшебство, сказка я • '.п.). Ъ литературной сказке эм лексемы вкполютг функции.овое-cSpasj iro "указателя" жанра пролзведс ад. В отлично от народной кпэкп, где фантастические собитля не получают никаких объясне-

' I4

ние, -в- литературной глазке вое невероятные с точки зрения геро; •ПрОЙСа^СТЁЙЯ.СЮЬЯСНЯЭТСЯ с помощью ЛОКС8И "чудо", "ЕО.'ЦЛЗбсТЕО" . "кг.я;пйать.";, "заколлогагь", "сг.а^ка", "сказоччи:;" я т.д. Лагсч .ойяьп.м показателем зхнра е литературной «.гзке является лзксс;. "сшг'кй": "В'конце концов ол не удоргачск., -.екрвчап. И тут про-ипоадо то, что обычно происходят г окгсу?:: : «зго-ка внгляауяб. ' ■ окна. я закдоела: "Точалвднк-!" - .Бочему-то он сразу подумал, ч-»то "Вастенька" (}>.£аее$(ш. Пегие нам); Тг аодакдп со "спбси6о"-гго,- Ты послуксй еще. Зсж! где в пуп: встретишь случе: ' кгисой кец-онятиь'Я я ли, загадку, та от с-.огр дела не беп

.Сказка (кз этого не обхотштся. Ну я о главном не забывай, ааго; .сейа' скало" {Ю-Лгращшм- Яетчгш для особих поручений).

•Ь семантике лсксе:а> обозначающих абстрактные понятия фолы лориоа дояглдохвв яовке компонент», чз'о является резул:

татш рзесар«кйя яекспчеседй сочетаетости данных лексем ("чудеса обмдчпЕи, самолоиПйз", "институт Чародейства я.Волшебства" . "читать гадки" ¡11,д.). .'-.'.

В тгатьш дадогуафз, лдйэбщыэтся результате проведенного ан . -лйэа, Ь янтсрьтурной сказке .Е'>осяовяал сохраняется фольклорная снлаиижа лексики; о^ийчаищей реалии русской неродной <сказки • однако ь процессе'фуйкцяошроЁишя в литературном тексте сеиал Ческая структура огой яекеяка. етполняегся. яов^ыи кошшентэли •. ■ "Елеаищй'глд",'"дроисхоадение"« "характер", ".сказочнш" я т.д. Нередоб в «ей йоявдяегся. сема "од-укеаяеимость": ято свжаио'с тем,' что в дитерргу-рарм тексте предметы 'сказочного бита могут 'одушевляться. Изм&я.еная .в сеишгическсЙ -структуре с ольклоризмо г ' -обозначающих предметы сказочного быта, происходят при расшреи их сочегьемостнсй споообеосгл. Б литературном тексте они могут

со«?таГ1.ся с Семга г:<рот: круто1: тзкеем ("дкрявал ступа", "об>-1>г.п*нниП коьер-елголгт", "к^сог; сг с::£торт!!--оа.'.сбракки" я т.д.). Пер-чдко £ти фольклоразш! в лятерагургс;: слгг.чс подвергается стру.'.тупяо!! : 2 их сгруктд а !.'ох<зт заменяться о,-ля

як компонентов ("ковер-П'дросьг-олч?", "гчпячкг.-скорсхолг", "кар-т^з-ааЕядш.'Лса", ""гепка-храбреиовка" г.::.). Однако £.олшгор!-.ея '/■уч; ,'хлс тяккх траисФер.*.:крс!Ь:<-<!/"ксеи г. т.т^ратурнс?. си.:— 1С сохраняется.

Лексода, сбо:»та'л:>& ас'гиакгл!«1; русскс.'. народа а»

сигаяп, ы:полш.пг в лят-граг^рпом текста '*ук»::с?.ю оьессбрс-зг аго ■ "уигаигел-ч" ?.анса преигведеяия, лексо.£ в .'литературно:: сказке обьчмшвр в со яеверс-яз иге, фантастические прсксаеетьяя. .

Ь тгатьей глагв "Луг'Кцмомрог.шшй скьсочнкх формул в литературной сказке" ресгаезряваегоя фунгипоя«;*сгадпе скасочиь-х <£о;-• мул в текста литературно!! сказки. ' ,, -

£ пег-вш пграграга решается вопрос о так называемых' "обедах . местах" { и>е.<" Ар^тнге*, ) 2 фольклора, .{о&мулгкоей» в русском ¿олыичгре явление настолько своеобразное, что оно -давно нршлкзь--ло гшг.игю исследователей {см. ¡¡,Могилку, ГЛ^Пальдаьа,

АЛ.-дролешт, ¡¡.и.Т-ерксгмогек, -0./..давкдоьоа и .др,). .больклор-«пя/форкула .представляет сойо!! устойчивое слокосочвтаиве. квйол-ияокое определенную композицией;лук Ф-уяк^я:. Тот ¡¡акт, что <|ор»у- ' ла врв,;сгв&ляе? сабо» устоз.чявое сяовосочатшше, дал осногчлве пссладовамлчк говорить о ¿оль.-лсрио?. Фразеология, окэ ссо-беяпосте:! которой- яв.пгтся 'ее закрепленность а а. опредалг'нчки ' долдекорлси яая^ш. Однако шзптал я ой:е<юльцлорш:с ноэтичеекпэ фо|.ч«,'лг <чистое поле, .темний лес, пиатн Селокамэпнве, скяса мс-. ре, добрги -колодой и т.д.). ' .' : • ' • _ .

Гусспая.народная скипа особенно богата -<[ормулэ.х. Бее

елазочнке йормулк можно разделить на три групп!': а) яр«щ!»«»ль-йые, 6} финальное, е) медиальные.

. ' Во втором параграфе исследуются функции инициальных фор-•мул в 'литературной сказке. Б зачиве литературней сказки в оснсг поел используется традиционная пвицяалытя формула "жила-били11 г ее варианты. Сказочные формулы пространства с грепенл в пачино литературной сказки не употребляются. Нами отмечено три случаи использования iauix формул: "При царе Горохе", "за традеЕять земель", "тридесятое государство1'. Но в литературной сксзке( эи формули-вьщолняэт Иную функцию и.выступают в ином качёстЕе; из раауада пшщюяькых формул они перешла е разряд медиальных, формул.. ' - ■ - • ' . ' '

. • -1:, третьей параграфе рзошатриваогся финальное формулы, фунхдконйрунаад в литературной сказке. Нами отмечена следующие Фадвльше формулы: ''стали жить-погкй-атв", "вот и сказке конец", "л я так -бкл, кзд-mmo лил, по усам текло,"а E-рот не попало". •0;у!йко в- фольклорном виде оти фюрлулы встречаются в литературной сказке крайне рэдко. .Б литературном тексте фольклорная.фи-не'льнал уорпула подвергается частично!! модификации. Б одних ел; • чаях происходит замена какого-либо структурного элемента другш Не свойстеейш русски,íy фольклору; Например: "По случаю сеоэп е'райраиения iia Страны Вечькх Каникул я тоже закатил пир, если не на весь мир, то'по крайне мерз на.весь нам двор ... Меда и пива не бнло, но были медовые пряники . И я тал окл." чай с пряниками пил. По усам не текло, потому что усов у меня тогда' не бшю, но в юот попело и немало" (А.Алексин. Б Стране Еечиьк Каникул). £ других случаях лексическое наполнение-формулы полко-. егьи заменяется, но сохраняются связанные с'ней фольклорное ас-

уцигуи: "Гсгорлт, Ъ'гселиП Трубочист поступил п институт л . :ал Ш1:::ен-л:с>м, п ¡.'.асгор Солотие руки стал известим.* человеком бьЕшой Кощеегой стране. Я слгиал тшсг.е,. что по пкоднш дням ' т прахомг друг к другу в гости вспокикав? нею эту ясторгю -что вн прочитать Что я, полет быть я так! Чего гн Оьтает в :озК8х!" (Ь. Каверин. О Мяте пПаше, Веселел Трубочисте и Мссте-> Золотге руки).

Б четвертом параграфа исследуются функции, медиальных фор-:

I .

л. Внутренние, (медлйлыше) формула русской народной сказка тиено функционируют я в сказке литературной. Одни из них ■( "от-№ ня возьмись", "за тридевять земель", "луда глена гДядАт" и д.) пополнили-фразеологический фонд русского языка. -Другие утро вечера мудренее", "скоро сказка сказывается, да из скоро ло делается" и др.) воили в состав руерклх пословиц л яогсес-к. Но и те и другие сохраняют сго-о 'фольклорнуп семантику и оисхоядение, т.е. виаолняют в литературной сказио функцию печального сигнала сказочного текста" (11,!,'.Ггарило£а).

Проведенный анализ 'функционирования сказочных формул в ' кете литературной сказки позволил сделать 'общие ввеоды, йоточ-з формулируются е пятил, парагрзд.о. ■ • - ' ■'''.'

В литературной сказке, используются все три гида фольклор- .' с сказочных формул. Наиболее употребительна в литературной -дэке-инициальная формула "жилд-биди" и ее варианты." Трашщион- . г-финачьше формулы в теките литературной сказки встречаются • ;ко. Ь большинстве случаев здесь используются различима моди-сацзи фольклорной факельной формульС Нередко финалы лИ1ератур-: сказок строятся по образцу 'фольклорных сказок,'хотя кх-лекг ' юс кои наполнение не собгвстствузг фольклорному^ Влит^ритур--1 тексте сказочные формулы сохраняют свой фольклор«у» еег/.ан-

, .тику Jt! в силу этого вьзяиваог у читателя ассоциации, сеягшшыз о народной сказко!». Поэтому все сказочные формулы, яеяавг'само от осяовнкх"функций, в художественна' тексте выполняют допо нителшуя функцию: в силу сеозй лриледлекностм к породной сказ и общеизвестности они слукат сгоеобразными "сигналами" сказочн ' ста..Б этам заклинается насяонаяьно-культурная сдешфика их се мангикд.

'' Ь заклачсяш обобщаются выводи проведенного исследования, которые -сводятся к следующему:

1. В современной литературной сказке для детей используют некоторые язкковие сказочные даольклоризмн, откооявдеся к лек си- ческомуя фразеологическому уровню язккоёой система. Это имена

собстьелдае сказочных персонален, названия различных сказочных upéMetQE я понятий, сказочные формулы. По степени употребится: , ности в согр^енясй литературной сазке они нео^наковы. Ьаибо-лее. Часто исподьзуятся фольклорлзмы, называющие сказочных nepci иакей (Баба-яга, Нощей Бессмертный, Змей Горшнч, Волшебник к т.к.), фольклоризмв, обозначающие сказочные, предметы и понятия (Ковёр-самолет,.скатерть-с-жобранка, чудо, Еолшебство и т.д.). •. Реже, употребляются фольклоризмы, назвважцие героев русского би-

' данного эпоса-(Клья М?рсмец, Добриня Никитич, Алсаа ПопоеичУ, . наименования адф&погяческях-персонажей (еодяиой, лешип, домово? .. и т.п.): ■

2. Далеко не все лексико-фразеологдческиг фолыслоризма попели в поле .зрения писателей, ж./сратуряые детские сказки которых т рассматривали. Некоторые фольклоризмы отмечены наш) в единичных случаях: сто яыена собственные женских 'персонажей рус ckofi 'народной сказки (Василиса Премудрая, Марья Корсика, плена

Прекрасная), имена собственнее. положительных фантастических пер-<ете5жой 'СОпньало, Об?-едало, Скороход.),' названия ск&зочшо: предметов Хгусяа-саяогуды, яблочко по блюдечку и др.).

3. 4ув«1йй сказочных фолъклоризшв 5 литературной сказке для детей горообразны. С одиоП стороны, они используются для сбозча-■пегая лерсмасей й реелиц, наевких отновенве к сюжету литератур тах -ска-згл. О друго.1 стороны, оня еклэтоотся в речь пегсочат.еЯ . о качестве метафорических сравнения, ассоглатсв, и.'Эквйл у читателя представление о сказке. Эта ил функция фольклорной сказке ■ не свойственна П составляет специфику литературно;'! ска-кн.

4. Как показали итоги лингвистического эксперимента, проведенного вами среди-школьников, отбор и использование сксзочннх фольклоразиов во многом определяется уровнем фонових знании дс— .тей, для которых пишутся сказки. А охот уровень зависит не" только от места народной сказки в художественном воспитания детей

в семье, в детских садах и аколах, ко и от ее использования па телевидении, е театре, кино л других гидах искусства. Определенную роль в отборе и использовании сказочных фольклоризмов писателем играет екнет, характер изображаемой действительности, которая обычно имеет примета сегодняшнего дня, а Тэгсге степень употребительности фольклоризыов в современной русской литсрату^ ноИ речи (многие, наиболее часто используете фольклоризкн зафиксировали д толковых и фразеологических словарях).

5. Б контексте янературной детсНой оказия яэнковш фольклорными е основном сохргч'яит сказочную семантику. Однако в значение многих фольклорнзиов гклЕчазтся дополнительнее сей-, связишке с распиренкем фунвдй, скаточнюс персонален, с детчнзг;-цке;! описания екззочннх реалий е литературной сказке. Плчш'ч"':з 1

сксоке I- сгзченкв, которое не ссшнедаст со. гнач'ьнаек сгкх do.ni.K-Л'оризмог в народной сказке. ipsrc$pp;:etiB;j структуры непоторкх фольклорчгмо" в детски!! литературной 'скг-пке тысяче ео ^чогом объясняется стр.яллокдем писателей "вписать" фольплоризыы в етк.лиуы и языковую канву произведений, герои которых кинут, хотя и в сказочном, ко е современно;! мире.

и. -Ь детской литературной сказке многие лексячаекио л Сра-зеологичзские ¿оль.члоризыь' огличаатся, как г е народней сказке, нациовалоко-куягтурноа спецификой зиачеш'я. О ад поыош> пнмтз-лп осушемвляйт саязь литературной сказки с народной, способствуют сохранений и. зепрепленню в фоновое званиях детей сведений из русского фольклора, в котором, как известно, отражена русская народная жйзее, русский националы«® характер..

Основнке положения диссертация отрезе ни в следующих публл-г.щиях автора.

1. Оольклорше языковые элементы.в лиягвоетрановехческом аспекте (на материале -литературной сказки) //.Русское слово в лшпчгоотраь'озедческом аспекте. .- Веронек: Изд-во Ьоронек.гос. ун-та, IC87. - С.42-49.

2. Семантика шей фольклоршне персонажей в современной ль . тературвой сказке // Значение и функции единиц яз'цка. - Ьоронзг., 19Й7.' - С.9-13. - Деп. Е ИИИОН Ail СССР от 3.03,87, .'5 30557.

3. Фольклоризм уовршенноя литературной сказки для детей

и ее воспитательное значение //дети и нвродипе традиции: Материал»! Ияп;х Виноградовых: чтений. - Ч. I. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, ISS1. - C.96-S9.

4. Восприятие• фольклорной Ънтропош«.«wi детьми //• Нс-родния и литературная сказка:'Меявуэовский сборник научних работ. -Ишим: 'Изд-во ШШ, К52. - С.44-49.

Заказ 2СЗ от 1.7.92г. тир. 100экз. формат f-DxSo '.I/iG,Ооъём. Iiui.

Офсетная лаб. BD'.