автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Закономерности развития художественного мышления

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Петриков, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Закономерности развития художественного мышления'

Текст диссертации на тему "Закономерности развития художественного мышления"

БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

17. 00. 02-Музыкальное искусство

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой "степени доктора искусствоведения

Ц I 1

ч- 1 '

БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

17. 00. 02-Музыкальное искусство

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения

На правах рукописи

Петриков Сергей Михайлович

&

с

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор М.С.Скребкова-Филатова доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Раабен доктор искусствоведения, профессор В.А.Гуревич

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. НА.Римского-Корсакова.

Защита состоится -Я-лщшж 1998 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 092.19.01 в Российском институте истории искусств (190 ООО, Санкт-Петербург, Исаакиевскаяпл., 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского -института истории исуксств.

Диссертация в виде научного 1998 г.

Ученый секретарь дисертационного совета доктор искусствоведения

российская государственная библиотека

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

I. М^исШиТь ТШЫ

На современном этапе музыковедение стремится к поиску обобщающих концепций эволюции.музыкально-исторического мышления. Теоретическое осмысление этого глобального неизученного феномена практически невозможно, ъо-пёрвых, без гипо-тетичес. ,ого моделирования, имеющего плюралистическую природу как в плане выбора доминирующей методологической основы исследования, так. й в индивидуальной трактовке этих методологических алгоритмов; во-вторых, немыслимо на начальных этапах без ограничения культурологического и культурно--георрафического диапазона.

В ус.;овия^ этих естественных отграничивающих и формирующих факторов определилась тема настоящей работы, На основании комплекса научных данных из самых различных областей человзческого познания выстроена гипотеза о равномерно-периодическом характере музыкально-исторического эволюционного процесса.

Область исследования ограничена сферой запад,неевропейского профессионального музыкального мышления, представляющего собой одну из мировых культурно-исторических доминант.

Работа нацелена на создание целостной фундаментальной концепции музыкально-исторического процесса, формирование которой - дело настоящего,кристаллизация - будущего.

Параллелгно исследование имеет также прикладной характер, будучи направлено на существующие учебные консерваторские курсы истории музыкально-теоретических систем, истории музыки, а также на актуальный ныне вводимый авторе«' курс "Музыкальная эволюциология". Выдвигаемая авто- . ром циклопедическая методология позволила организовать процесс освоения музыкально-исторической и музыкально-теоретической информации на уровне единого концепционного сознания, характеризующегося гибкими многоплановыми связями и параллелями между научными данными самых различных теоретико-видовых и исторических координат. В условиях предложенной методологии освоения процесса1западноевропейского муэы:ально-иеторичеекого мышления любой информационный фрагмент любого значения и масштаба, входящий в изучаемую сферу, приобретает многомерные контекстуальные координаты, касающиеся его функционально-смысловой и структурно-иерархической позиции в целостной хроносемантической системе. .

йсторико-культурологическая и структурная систематизация музыковедческой информации, а также ее контекстуально-историческое видение - настоятельная потребность сегодняшнего дня. В этом смысле работа вносит свой скромный вклад в разработку алгоритмов актуальной ныне системы целостного универсального музыкально-исторического я теотж-тического обучения,широко обсуждаемой в шре на всех . уровнях научно-фунпяментядьной и научно-педагогической деятельности.

2.. ЦЕНИ И ЗАДАЧИ ИССЛВДОВАНИй

ОСНОШАЯ ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИЙ

- показать возможность интерпретации западноевропейского музыкально-исторического мышления в структурно-систематическом циклопериодическом ключе как одном из возможных.

Равномерная темперация (темперация) музыкально-исторического времени как структуре образу юций координационно--еуборцинационный процесс имела бы методологическую ценность даже и в той в том случае, если бы была искусственной, поскольку позволяла бы предельно гибко объединить соответствующий мир музыкальных явлений, насытить его многоуров-ненными ретроспективно-перспективными связями. Тем большую ценность приобретает циклопериодический метод (ЦПМ), когда он опирается на объективные научные данные ,. свидетельствующие о реальных равномерных музыкально-исторических ритмах (шире - худоЕественно^исторических„еще шире - исторических, наконец - космических).

Именно совокупность взаимьдополняющих данных из различных научных областей позволила автору вдвинуть теорий равномерной цикличности в эволюционировании западноевропейского музыкального мышления.

ГЛАЗНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ - это, во-первых, обоснование целесообразности и органичности ЦПН по отношению ко всему-реальному историческое контексту западноевропейской музы-' калькой культуры; во-вторых, нахождение среди бесконечного множества естественных (коемоопределяемых) и искусственных (логосоопределяеммх) музыкально-исторических циклов наиболее характерных,- включающих в себя свойства обоих данных родов; в-третьих, нахождение общих функциональных значений циклов меньшего масштаба по отношения к циклам большего масштаба; в-четвертых, проверка выдвинутой методологии 'посредством ее соотнесения с ключевыми, .процессами и явлениями западноевропейского музыкального мышления; в-пятых, объяснение посредством ЦГ1М процессов наложения и параллельного сосу,чествования различных координационных, а ' также стилевых тенденций определенных музыкально-исторических этапов и цивилизаций; в-шестых, раскрытие через метод полифункциональной структуры данного временного момента оба ¡ей эволюционной цепи,, представляющего собой многослойный срез координационных конструктивно-стилевых тенденций прошедших и будущих этапов.

Говоря о данном комплексе задач, необходимо отметить ьх подчиненность единой цели - объяснения феномена эволюции западноевропейского музыкального мышления как целостного системного структурно стройного насыщенного историческими интонационными связями явления"голографическогсР характера, каждая клетка которого (напрмер, конкретное музыкальное произведение) несет в себе координапионно-орга-низующие и образно-атилевые признаки не только своей эпохи,

ко и в скрытом виде признаки прошедших и будущих этапов, . т.е. помимо к основным-ретро спек т и вн ы е и перспективные признаки.

30 НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ Диссертация затрагивает один из исходам.частных вопросов новой глобальной проблемы XX века, стоящей перед современным музыковедением^- проблемы создания единой теории ■эволюции музыкального мышления. Вполне естественно, что для подхода к данной нетрадиционной проблеме требуются и ¡^традиционные идеи, гипотезы, теории, опирающиеся на универсальные явления. базисного порядка. Одним из таких универсальных факторов является циклическая жизнь Вселенной, пульсы которой проецируются на единую деятельность всего живого на планете, в том числе и на человеческую музыкальную, вк мним образом формуя эту деятельность. Перечислим основные элементы новизны работы, предварительно указав на базис« нае сферы,:'-сопряженные .с темой исследования.' Исходной сферой является обширная область работ, связанных е проблемой гелиогеофизичёского ж гелйогеофизиологического циклизма (А.В.Клоссобский, М.А.Боголег.ов, Д.О.Свягховский, А.Л.Чи^-женский, В.Я.Данилевский, ■ В.Б.Шостакович, М.С.Эйгенсон* А.И.Оль, Б.М.Рубашов, С.М.Чубинский, Е.Д.Рождественская, К.$„Новикова, А.С.Иресман, Г ..Смит',' Э.Смит, М.Н.Гнешшев, , Н.А.Агаджанян, Ю.И.Витинский, Г.П.Селиверстова, Л.А.Медведева, Н.Н„Платонова, Н.В.Токарева, С.М.Мансуров,

В.Н.Ягодинский,Д,Н.Четаев,В.А.ЮдоБич,В.Л.Козелов,В.Бумба, Й.Сикора,А.П»Дубров,А.В^Дьяков,Л. Д. Кисловский,Н.В. Красногорская, В.П.Ремизов,В.Н.Купецкий,Н.Й.Моисева.Н.И.Музалев-.екая,Дж.Пиккарди,й.К.йодшибякин,В.П.колодчекко,Л.Д.Тихомирова, В.В.Сиротский,В.И.Шахова,Д.Н.Четаев,В.А.Юдович, . Н.И.Аверина,Л.В.Шелыгина,М.И.Мочалова,Н.Г.Пиир,Л.'К.Коров-. ; кина,С. А.Кузнецова,Е.В.Борисова,:Р.Е.Любицкий,П.В.Василик,

A. К. Галицкий,Н,В. Васильев, О.В.Бухарин, В. А. Кочесуров.Н.З.Ки-реев,Л. А.Комиссарова,Л .И. Константинева, П ,Н.Куэъмин, А.П.Луда, И.А.Лебедева, В.Й.Поляков,Г.И.Полякова,И.И.Рогозин,

B.М.Владимирский,Р.Д.Габович,А.А.Минх.В.Г.Бардов,С.Г.Горо-довьа,Л.П.Соломатин,Н.А.Заболотная,В:Ф.Логинов,М,Кеш^алл, А.Стюерт,Л.Г.Мансурс за,с.Ц.Раппопорт ,Т .И.Андронойа.Н.Р.Де-ряпа,А.П.Соломатин,В.Н.Веневолонский,. А.Д.Воскресенский,

A.А.Попов,Б.М.Зладкк-..5рский,В.Г.Сидякин,Н.А.Теиурьянц, Ю.М.Стенько,Й.Г.Двоскин,Д.Шове,

Сйгее/г е, ОС. 77 <Л.е*г* т о /», Я. ¿¡¿.Яои **?, Зсо/?-

B. Я *.д»).

Втором базисгеш слоем исследования являются работы • общефилософского характера, посещенные проблеме времени, временного ритма, цикличности (Я.Ф.дскин.Д.Г.Элькин, М.Д.Ахунцов,В.Б. Номаров, Г.§. Трифонов, С.С.Аверинцев, В.И.Смирнов, Г,Н.Слепухов,М.С.Каган, А.И.Смирнов, Дк.Уитроу,З.Аугусты-нек и др.).

Третьим слоем - работы, в которых излагаются различные по смыслу циклические идеи в отношении к эволюционно-культурл лу процессу (О.Шпенглер,Г.Вельфлин,Э.д'Орс,

РОССИЙСКАЯ ПОСУДА РС7ВЕН1-1АЯ БИБЛИ0Т6КА

Д.С. Мережковский, Ф.И.Шмит.Н. Я Л1эрна,В.Л .Прокофьев, Л.Н.Гусева,Л.Н.Гумилёв,Р.Ф.Смирнов, и (т.д.).

Наконец четвертым слоем - работы, в которых прямо или косвенно с различной степенью объективности указывается на цинлизм музыкально-исторического процесса ( ¿^.«¿аг»/*.^ ¿¿Асоъа, Асафьев,Ю.Н.Холопов,Ю.В.Кел-

дыш ,А.П.Милка,И. А. Котляревс кий,В.Дж.Конен,М. .Сапонов, Л. 11. Берез о вчу к , 0. Н. Да- 'илов а, В. К. Су ханце ва и т.д.).

I. Новым является распространение наблюдений о равномерной трехвековой цикличности музыкально-исторического мышления, содержащихся в большей части работ 1У слоя,с периода Х1-ХХ вв. (узловые точки: Х1,Х1У,ХУП,ХХ вв.) на весь мурчкально-исторический период от ЮС в. до н.э. (формирование критоменекой культуры) по нынешний XX век. Сделанная экстраполяция, наметившая узловые точки в Пошлом (ХХ,Ш,Х1У,Х1,УШ,У,Л, -П,-У,-УШ,-*Х19-Х1У,-Ш, -XX ... - знаком минуС здесь и далее обозначены века до н.э.) не есть произвольная логическая операция, а есть лить проецирование на хроноред известных в космической биологии,, геомагнитной биологии и в других научных областях закономерностей трехвековой полуцикяичности (6-веко-воР цикличности). На нее в частности на основе детальных практических исследований и анализа большого массива естественно-научной литературы указывает П.В.Василик -(см.также работы Н.И.Моиееевой.Р.Е.Лвбицкого и др.).

Принятые р исторической науке периодизации,например, истории древней Греции, где выделяются периоды (-Х1--1Х/У1В вв.) (гомеровский), (-,УШ--Жвв.) (архаический), (-У--Ш вв.) (классико-эллинистический), подтверждают действие принципа геокосмической цикличности.Переломные исторические моменты внутри этого поля также подтверждают верность проведенной нами циклической экстраполяции (например: У в. - крушение Западной Римской империи, У - УП/УШ вв. - династия меровинтов, УШ Х' вв. - династия каролингов, Х1У - ХУ1 вв. - этап Возрождения, ХУП в'. - Новое время и т.д).

Новыми моментами в исследовании следует считать также следующие.

2. Выдвижение идеи'функционального подобия в музыкально-историческом процессе фаз-веков, отстоящих друг от друга на

' три столетия (например, XI, Х1У, ХУП, XX вв. как первые фазы -этапов; ХП, ХУ, ХУШ вв. как вгорые фазы соответствующих этапов? Й11, ХУ1, XIX вв. - третьи фазы и т.д.);

3. Выдвижение идеи систематического наложения этапов друг на друга, которое а упрощенной форме можно отобразить следующим образом:

0 |и: 2 XI .4

0 и.. 2 "3£! 4

0 , 0" 4

0 гзж

X XI ХП ЯР. ХТУ ХУ ш ХУП ХУШ XIX XX (вв.)

Рамками здесь отмечены границы действия главных фаз (веков) данного этапа (1-й,2-Й,3-й,4-й), пунктиром - граниты чистого времени данного этапа (1+2+3-я фазы).

4. Идея функциональной дифференциации фаз-веков, измеряющих процесс музыкально-исторического мышления в пределах данного этапа. Так в вышеприведенной схеме 0-ю (нулевую) фазу мы определяем как фазу зарождения данного. Типа-этапа координации музыкального мышления (например, ХУ1 в. для этапа функционально-гармонической коор-■ динации ХУП-Х1:;/ХХ вв. ) Далее, 1-ю фазу - как фазу ф о р~ м и р о в а н и я (продолжая обзор введенного примера," на-, зовем ХУП век), 2-го - кристаллизации, оформления (ХУШ век), Зно,- кульминации век), 4-ю'ь е в е р х я у л ь, м и н а ц и и,кризиса (XX век). Точно так »е можно рассмотреть функциональность ХШ,Х1У,Х.У,ХУ1, ХУР вв. как, соответственно,0,1,2,3,4-й фаз этапа «енеон-антно-аккорцовой полифонической координации и т.д.

5> Выдвижение адеи полифункционального наложения фаз различных (прошедших,настоящего "и будущих) этапов в пределах данного момента исторического времени, допустим определенного века;

(?)

0 -б а" А 5 б 7 8 9 10

-2 -I 0 у-.:! 5 6 .7

»8 -4 -3 -2 -I 0 -3-! 4 „

-9 -0 -7 -6 -5 -4 -3 2 -I 0 си::

X XI ХП хш Х1У ХУ ХУ1 ХУП ХУШ XIX . XX

Л

В русле этой идеи в предельном смысле можно говорить, Что в данный момент музыкально-исторического времени в одновременном наложении с текущим этапом находятся фазы всех прошедших и буду«',их этапов-.

Количество фаз данного этапа не ограничивается определенными пятью, а теоретически бесконечно. Фазы, не относящиеся к 1,2,3,4-й (к главным), мы определяем как п о д ч и-н е н н ы е. Последние, в свою очередь, делятся на и о.д -с п у д н ы е (о,-Г,-2,-3,-4-я, и т.д.), относящиеся к'будущим этапам,и р е т р о с п е к т и в н ы е (5,6,7 9-я и ), относящиеся к прошедшим этапам.. •

6. Выдвижение:гипотезы о функциональном подобии пропорционально-иерархической, равновеликой структуры западноевропейских к^зыкальных цивилизаций (Античной и Новой):

а; о Т. Ф л к: в; X. о а) оЗ к 3 5 С Й 03 к К ь р о а ё о хчэ >»о - ПОЛНОЕ & X ^ ф а: еУ X * е >4 с ъ ^ Я о ш . §>в< 2 <у к 2 в к ь X С- в! мок;: \ ю я р V* Р.г, с м Ф «>у •К я е>- >61 "¿51 а 8 О С)Н Й ®2'-М Ь К с: К О Е> г; 14 в кч? X ^ и ЧёНЕ ■ 3 ' «у ' X ъ У; ^ 2 Ц к $ .о* Ч" 1» о • Лд Ш III 2.1" ¡п «К Р >»:;;?• а «л« МК —» — . 1>е „ 01> 1<Я «1ЕЙ « О #,88- 11

сй-0! К §<к т х Сокращен. ¿'х /2 а У,г /г* А

Античная -т -XX /. -ХУП -Х1У -XI ■ ~У10 -У ,-п -п

Новая . п ' - У ;У1!! XI . Х1У ХУП XX ♦ • •

Структурные элементы. цивилизации Этап 0-* 1-й 2-й ■3-Й 4-й 5-; б-й. 7-9 8-1

Период .'.- - - 1-й 2-й ' 3-й . 4-й

Треть II ' III

Формация - I -' - II

Цивилизация - ЦЕЛОСТНОСТЬ . ■- ■=:,

Под ф у н к ц и о н а л ь н ы м подобие к музыкальных цивилизаций мы понимаем ролевое единство их соответствующих составных структурны; разделов от мелких (3-вековых этапов) к более крупным (3-веко выы периодам, 9-вековым третям, 12-вековым формациям).

Под п ропорциональн о-и е р а р х и -ческой структурой мы понимаем простые масштабные пропорции между иерархически подчиненными разделами 8-этапной ц, вилизации описываемые соотношением 1:2:4:8 (этап:период:формация:цивилизация).

В пределах каждой из цивилизаций можно видеть известные квадратные равновеликие соотношений 2 А) их основных разделов: этапов (1:1), периодов (2:2), формаций (4:4). и цивилизаций (8:8), подобные отношению одиночных тактов (1*1)., фрао (2:2), предложений (4:4) нормального экспозиционного периода (а также самих таких периодов -8:8).

Йод р а в н о в е л и к о й с т р у к у р о й мы понимаем предполагаемое - равенство хронообье-

мов Античной и Новой музыкальных цивилизаций, обусловленное в конечном счете равномерностью космобиологических циклов более высокого порядка.

4, ДРАКТЛчцОШ ЗНАЧЕНИЕ ШЖДВАНШ .

юпределено его направленастью на первоочердяые ¡задачи современного музыкознания, связанные с созданием единой теорий музыкально-исторического процесса.

Выдвинутая модель включается в общую систем" построения этой теории, которая нацелена на системное .осмысление, музыкально-исторических и М"Зыкально-теоретических явлений, прошлого и современности^ Последние должны приобрести оеоб"Ю объемность, б"Д"чи погруженными- в живой , на наших глазах обогащающийся контекст связей и параллелей, Полиф"нкциональная многослайность в оценке любого момента музыкального (шире-хурожественного) исторического времени, позволяет видеть и оценивать это время не только с точки зрения координации настоящего ( 6-го, личеарно-хромауического, полистилевого) этапа, но и всех проведших. Выдвинутая методология является своего рода ключом и. для составления программ компьютерного хранения и анализа музыкальной информации X см. [п] ). Она является также инструментом перестройки музыкально-исторических консерваторских дисиигпин и исторических разделов теоретических дисциплин ( музыкально -теоретических систем, историки поли�