автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Жанровая живопись Туркмении 1960-1970-х годов. Основные тенденции

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кураева, Курбан Джамал
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Жанровая живопись Туркмении 1960-1970-х годов. Основные тенденции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Кураева, Курбан Джамал

ВВЕДЕНИЕ

I. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ТУРКМЕНСКОЙ ЖАНРОВОЙ

ЖИВОПИСИ 1920-СЕРЕДИНЫ 1950-х ГОДОВ

П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТУРКМЕНСКОЙ ЖАНРОВОЙ

ЖИВОПИСИ 1960-1970-х ГОДОВ

1. Развитие жанровой живописи в творчестве старшего поколения туркменских живописцев

2. Новые художественные тенденции туркменской жанровой живописи в творчестве мастеров среднего поколения

Ш. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРКМЕНСКОЙ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ 1970-х ГОДОВ

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Кураева, Курбан Джамал

Современная советская жанровая живопись - своеобразное явление в духовной культуре зрелого социализма. В своем развитии она прошла большой и сложный путь. С первых лет советского изобразительного искусства жанровая живопись играет в нем ведущую роль, запечатлевая и обобщая успехи и достижения социалистической действительности, активно содействуя строительству коммунизма.

Идейно-художественные задачи, стоящие перед всем советским изобразительным искусством, во всей полноте стали и перед изобразительным искусством Туркмении. С первых же лет его формирования они определили направленность туркменской жанровой живописи.

Туркменская жанровая живопись, развивающаяся в общем русле многонационального советского искусства, имеет свою специфику, в которой воплощаются своеобразие национального характера, жизни, быта, труда народа и его художественных традиций. Произведения художников-жанристов начиная с двадцатых годов явились своего рода художественной летописью социально-экономических, политических, культурных преобразований, в корне изменивших судьбу туркменского народа. С первых шагов туркменского искусства бытовая тематика определилась как ведущая и все, что делалось художниками в области "открытия" туркменской темы, имело большое значение для дальнейшего развития жанровой живописи. В процессе своего становления и подъема она постепенно обогащается опытом и традициями дореволюционного русского и советского искусства, связь с которыми ощущается на всем пути формирования туркменской национальной художественной школы и особенно в 1960~1970-е годы. Для решения актуальных проблем времени туркменское искусство, как и искусство братских народов, родившееся после Октября, обращается к передовому опыту русской культуры. Единая социалистическая платформа, расширяющиеся культурные связи с братскими республиками (обменные выставки, проведение декады литературы и искусства и т.д.) все более развивают интернациональную основу советского искусства, способствуют взаимовлиянию национальных культур.

Туркменская живопись начинает развиваться особенно быстрыми темпами с конца 1950-х годов. Причина ее успехов в социально-общественных и культурных событиях, которые способствовали активизации художественной жизни всей страны, в том числе и Туркмении. В эти годы в Москве состоялся 1-й съезд художников СССР (1957 г.), а в Ашхабаде - 1 съезд художников Туркмении (1959 г.), были открыты республиканская и Всесоюзная юбилейная выставки (1957 г.), на которых национальные республики впервые имели самостоятельные разделы экспозиции. Это дало возможность выявить многообразие национальных изобразительных искусств.

В коллектив художников республики влилась талантливая молодежь, получившая образование в художественных ВУЗах страны: Москве, Ленинграде, Ташкенте, воспитанная на лучших традициях мастеров русского и советского искусства таких как С.Герасимов,А.Пластов, А.Дейнека, И.Корин и др. В этот период в туркменском изобразительном искусстве активно продолжают работать художники старшего поколения, стоявшие у истоков искусства, и те, которые начали свой творческий путь лишь в 1950 годы.

На республиканских и Всесоюзных выставках 1960 годов успех сопутствовал таким живописцам как А.Хаджиев, А.Кулиев, Е.М.Адамова, И.Клычев, А.и Ч.Амангельдыевы, М.Мамедов, К.Бекмурадов, С.Вабиков, Д.Байрамов. Эти художники тяготеют к широкому осмыслению характера и быта туркменского народа, к углубленной оценке современных событий жизни, к содержательным образным решениям, к полнозвучности цветовой палитры, к экспрессии и выразительности живописной формы.

Богатство творческих индивидуальностей художников, разнообразие приемов, которыми они овладевают, возросшая профессиональная культура - результат творческой зрелости этих мастеров. Решение новых идейно-образных задач и создание на высоком профессиональном уровне произведений, отмеченных социальной и общественной значительностью, сопровождались активными поисками средств эмоционально-художественной выразительности. Проблемность, глубина содержания стали характерными чертами для всех жанров живописи и, в первую очередь, для тематической бытовой картины.

Определяющим специфику туркменской тематической живописи, как и советской жанровой живописи в целом, стал сюжет, значение и роль которого заключается в том, что благодаря ецу на полотне воссоздаются жизненные обстоятельства, наиболее ярко выявляющие типические черты характера человека и разнообразные связи персонажей между собой, а также с окружающим их миром.

Природа сюжета, определяемого в картине идеей и темой такова, что по отношению к теме он является как бы элементом формы, ибо конкретизирует ее, становясь средством выражения: сюжет определяет выбор действующих лиц, характер их взаимоотношений, место,время, обстановку данного события или эпизода. По отношению же к композиции, колориту, пластическим средствам сюжет сам выступает как содержание, определяя характер последних.

Во многих искусствоведческих исследованиях по жанровой живописи сюжету как основе идейно-художественного содержания картины отводится первостепенное место^. Ь них авторы утверждают, что вы

I См.: Акимова И.Г. Советская жанровая живопись.- М., 1962; Горин И.П. Образ современника в советской жанровой живописи.- М.,1969; Никифоров Б.М. Путь к картине.- М.,1971; Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах.- М., 197И. разительность композиции в картине находится в прямой зависимое« ти от ее сюжета. Многообразие формальных приемов рождается от разнообразия композиционных решений, слагаемых из содержательного богатства действия. Следовательно, сюжетное богатство действия есть ключ к источнику композиционного многообразия. Внутреннее же наполнение сюжета, когда изображенное событие поднимается до обобщенной характеристики жизни, "достигается не каким-либо одним жанром и не сюжетами одного типа, а многогранным и гармонически развивающимся жанровым и сюжетным многообразием всей советской живописи в целом"^.

Поиски новой живописной трактовки образа современника в I96U-I970 гг. активизировали процесс взаимовлияния и взаимообогащения жанров.

В туркменском искусстве лидирующая роль продолжает принадлежать тематической картине, взаимодействующей с другими жанрами. Так, в портретном жанре наблюдается стремление к созданию портретов-картин и художники изображают портретируемого в привычной для него обстановке, в его микромире, в момент работы, в действии. Иногда наоборот, в жанровую картину включается портретный образ. Отмеченный процесс наблюдается и в картинах-пейзажах, которые перекликаются с произведениями жанровой живописи, в полотнах с жанровой трактовкой исторической темы.

Созидательная деятельность советского человека, его духов -ный мир, научно-технический црогресс, человеческая индивидуаль -ность в ее многообразных проявлениях, крепнущие связи с прогрессивной общественностью зарубежных стран, борьба за мщ) на планете - стали основой к постановке многих сложных социальных, нравственно-этических цроблем, затронутых искусством сегодня. 1 Никифоров Б.М. Путь к картине, с.118.

Наполняясь новым содержанием, изобразительное искусство ищет новые формы, которые, естественно, сопровождаются расширен нием круга творчески осваиваемых традиций. В советском изобразительном искусстве рассматриваемого периода усиливается интерес к традициям .мирового искусства. Здесь можно проследить и творческое обращение к искусству различных времен и народов - к античности, к средним векам, Ренессансу, искусству ХУШ-Х1Х столетий, к отечественным традициям, а также к народному искусству, фольклору, книжной миниатюре и т.д.

Преемственность и претворение традиций - одна из существенных особенностей современного советского искусства. Сочетание народных традиций с живым восприятием художников развития мирового искусства наших дней - новый и важный момент в его эволюции.Мастера обращаются к прошлому, чтобы осмыслить духовные и нравственные проблемы сегодняшнего дня, передать свое ощущение, свое видение. Расширяется спектр передаваемых чувств, настроений»состояний и в связи с этим все большее стремление к сложным образным и пластическим решениям, метафоричности, символике, стилистическим исканиям и экспериментам.

Туркменское профессиональное изобразительное искусство в прошлом не имело своих собственных станковых традиций. Истоки его питали богатейшее орнаментально-декоративное творчество и литературное наследие народа, стилистические особенности которого оказывали существенное влияние на формирование национальной художественной культуры. "Обращение к народным традициям,- верно отмечает Е.Зингер,- стало как бы школой художественного обобщениям помощью которого художники учились выражать общие понятия, представления о высоких нравственных ценностях в зримых конкретных образах""^. Для туркменских художников 1960-1У70-х годов такой

I Е.Зингер. Эстетика интернационализма.- Декоративное искусство, 198И, № 12, с.8. школой" явились народные традиции, традиции декоративно-прикладного искусства и фольклора, восточной миниатюры. Вместе с тем, в туркменском изобразительном искусстве со И половины 1970 годов наблюдается расширение диапазона используемых традиций. Этот цроцесс обусловлен жизненными предпосылками, новыми формами связи художественного творчества и НТР, освоением новых пластов художественного наследия, своеобразием молодых дарований, появившихся в это время. Последние, продолжив опыт и традиции старшего поколения, приносят новую струю в динамику качественного роста национального искусства.

Разнообразие тем, расширение диапазона художественно-выразительных средств, острый интерес туркменских живописцев к актуальным проблемам современности, творческое осмысление художественных традиций, идеи преемственности духовных ценностей - все это нашло отражение в жанровой живописи 1960-1970 гг., и определило магистральную линию развития национального искусства.

Вопросам туркменского изобразительного искусства на сегодняшний день посвящено немало работ. Однако проблемы ее развития, идейно-художественного своеобразия жанров до сих пор не нашли полного и глубокого освещения в искусствоведческих исследовани-I ях .

Впервые к изучению изобразительного искусства Туркмении обратились Е.В.Журавлева, В.Н.Чепелев и Б.В.Веймарн. Они были очевидцами рождения и становления национального туркменского искусства и в этом особая ценность их исследований. В работе Е.В.Жур равлевой и В.Н.Чепелева "Искусство Советской Туркмении" подроб

I Такая же картина в целом и в исследованиях жанровой живописи среднеазиатского региона, за исключением работы Д.Уметалиевой "Киргизская жанровая живопись".- Фрунзе,1у70 и кандидатской диссертации А.Эгамбердыева "Жанровая живопись Советского Узбекистана".- Ташкент, 1978. И Журавлева Е.В. и Чепелев В.Н. Искусство Советской Туркмении.-М., 1934. но рассматривается первое десятилетие в развитии туркменского изобразительного искусства и те проблемы, которые вставали перед ним. Особое внимание авторы уделяют анализу творчества художников Р.М.Мазеля, Б.Нурали, О.Ф.Мизгиревой, С.Н.Беглярова, работавших в годы становления туркменского изобразительного искусства, и их жанровым произведениям, в которых нашли отражение социальные изменения в обществе.

В книге Б.Б.Беймарна "Искусство Средней Азии"* целый раздел посвящен искусству Туркмении. Автор рассматривает историю туркменского изобразительного искусства двух первых послереволюционных десятилетий. Раскрывая основные тенденции развития туркменского изобразительного искусства в целом, особое внимание он уделяет борьбе за утверждение метода социалистического реализма.

Исследования Е.В.Журавлевой, В.Н.Чепелева и Б.В.Веймарна имеют важное значение для изучения истоков туркменского изобразительного искусства. В них содержится немало ценных высказываний. Однако авторы этих книг естественно еще не раскрывают особенностей бытовой живописи как специфического жанра со своими сложившимися традициями. Написанные в связи с необходимостью решения ряда практических задач культурного строительства в республике довоенного периода, эти работы внесли весомый вклад в эстетическую пропаганду новых идей Октября, стали наглядным подтверждением торжества ленинской национальной политики и первых победных ростков искусства социалистического реализма.

Значительна . работа Г«А.Пугаченковой и Л.Я.Ельковича "Очерр ки по истории искусства Туркменистана" . Авторы проделали"большую работу по систематизации и периодизации изобразительного ис

1 Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. - M.^JI., 1940.

2 Пугаченкова Г.А., Елькович Л.Я. ичерки по истории искусства Туркменистана. - Ашхабад, 1966♦ кусства республики 1920-1955 гг. Охарактеризовав различные этапы его развития, они сосредоточивают главное внимание на тех особенностях жизни республики, которые повлияли на становление изобразительного искусства. В разделе "Изобразительное искусство Советского Туркменистана", написанном Л.Я.Ельковичем, на основе анализа творчества ведущих художников Туркмении - Б.Нурали, Ю.П. Данешвар, И.И.Черинько, С.Н.Беглярова, А.Хаджиева, И.Клычева, А.Кулиева, Е.М.Адамовой прослеживаются первые успехи в развитии всех жанров и видов национального искусства.

Разным аспектам истории развития изобразительного искусства

Туркменистана посвящены статьи Н.Ходжамухамедова"'", Л.Я.Ельковича

2 3 и Н.ВЛопова , Г.И.Сауровой .

Исторические этапы искусства Туркменистана, характеристика основных тенденций внутри них, анализ отдельных значительных произведений жанровой живописи прослеживаются Н.Ходжамухамедовым и И.Поповым в разделе "Изобразительное искусство Туркменской ССР" в многотомном издании "Истории искусства народов СССР"4. Все названные работы явились важным вкладом в изучение истории искусства республики. В них затрагивались актуальные проблемы времени становления и формирования туркменского изобразительного искус

1 Ходжамухамедов Н. Развитие изобразительного искусства в Советском Туркменистане (1917-1951). Труды Института истории, археологии и этнографии, т.1. - Ашхабад, 1956; Изобразительное искусство Туркменской ССР. - В кн.: Искусство, рожденное Октябрем. - М., 1967.

2 Елькович Л.Н., Попов П.В. Изобразительное искусство Туркменской ССР.- М., 1957.

3 Саурова Г.И. Искусство Туркменской ССР. Альбом. - Л., 1972; Изобразительное искусство.- В кн.: История культуры Советского Туркменистана. - Ашхабад, 1975.

4 Ходжамухамедов Н., Попов П. Искусство Туркменской Советской Социалистической республики. - В кн.: ИЬтория искусства народов СССР в 9 томах: т.7. История искусства народов СССР от Ве

Социалистической республики. - В кн.: История искусств народов СССР в 9 томах: т.8. История искусства народов СССР в период Великой Отечественной войны до конца 1950 гг. Под ред. Б.В.Вей-марна и Л.С.Зингера. - М., 1977, с.405-416. ства: поиски национального своеобразия, воспитание национальных кадров и рост профессионального мастерства. Анализируя особенности туркменского изобразительного искусства в целом, авторы не ставили перед собой задачу раскрыть своеобразие путей становления характерных для туркменской живописи отдельных жанров, в том числе и жанра бытоописания.

Значительным этапом в развитии советской искусствоведческой науки по изучению Туркмении была вторая половина 1960- конец 1970 гг., связанная с возрастанием роли туркменского искусства, в частности живописи в общесоюзном масштабе, выходом на м1фовую арену, формированием яркой, самобытной национальной школы и творческих индивидуальностей.

I 2

В центре внимания Халаминской М.Н. , Ерлашовой С.М. , а также авторов многих статей^, появившихся в это время, находилось творчество нового поколения художников и их ведущие произведения, формирование национальной школы живописи, освоение туркменскими художниками богатого опыта мирового искусства. Давая возможность читателям представить себе общую картину современного развития туркменского изобразительного искусства, исследователи не ставили перед собой задачи непосредственного обращения к жанровой тематике живописи.

Среди появившихся за последние годы работ особо следует от

1 Халаминская М.Н. Искусство молодых. - М., 1967, Живопись Туркмении. Альбом.- М., 1974: Туркменские силуэты. - Дружба народов, 1970, № II. с.158-160; Мажорные краски. - Дружба народов, 1975, № 3, с.160-163.

2 Ерлашова v.M. Живопись Советской Туркмении. Альбом. - Л.,1975. мении, ю, 74, № ¿, с.о; шарафутдинова л. лраски и ооразы 1урк-[.- Творчество, 1972, № 10д с. 1-Ю; Халаминский Ю. Пора расцвета.- Искусство, 1972. № 9, с.16-24; Путь преодолении. -Искусство, 1973, № II, с.36-43; Такташ Р. Люди Советской Туркмении в произведениях Д.Байрамова.- Искусство, 1976, № 8, с. 20-25; Кантор А. На земле жаркого цвета. - В сб.: Советская живопись 79. - М., 1981, с.132-141. метить монографию Г.И.Сауровой "Природа реализма в туркменском изобразительном искусстве"*, посвященную туркменской живописи 1920-1960 гг. Ценность этого многопланового труда, прежде всего в том, что автор в широком аспекте освещает важные проблемы,актуальные для изучения истории и современности туркменского изобразительного искусства. К ним принадлежат: диалектика национального и интернационального, утверждение и развитие принципов социалистического реализма, отношение к наследию и значение традиций передового русского искусства в формировании профессионального мастерства. Книга Г.И.Сауровой во многих отношениях стала этапной, так как вопросы исследования туркменского советского искусства оказались в ней поднятыми на новый современный уровень. Определив общую направленность поиска, характерную для туркменской живописи 1960 гг., автор вместе с тем уделил жанровой живописи место лишь в ряду других явлений, рассматривая ее наравне с остальными жанрами.

Монография Г.И.Сауровой представляет большой интерес с точки зрения изучения и обобщения опыта развития туркменской живописи в плане основных проблем за значительный период (1920-1960 гг.) и содержит немало ценных наблюдений об эволюции жанровой живописи, однако и она оставляет нерешенными ряд вопросов, требующих более углубленной и всесторонней разработки.

Кроме вышеназванных работ следует назвать монографии,посвященные творчеству отдельных живописцев,в которых раскрываются р своеобразие поисков и эволюция творчества художников . Однако

1 Саурова Г.И. Природа реализма в туркменском изобразительном искусстве. - Ашхабад, 1980.

2 Ерлашова С.М. Кульназар Бекмутцов. - М., 1974; Халаминский Ю. Станислав Вабиков,- М. 1976; Саурова Г.И. Евгения Михайловна Адамова. - Ашхабад, 1980; Мамед Мамедов. Люди Туркмении. - М., 1У84; Попов П.В. Айхан Хаджиев.- Ашхабад, 1980: Йкуб Аннануров.-Ашхаоад, 1982; Бяшим Нурали. - Ашхабад, 1982; Мухатова А. Чары Амангельдыев.,. - М., 1983. в ник авторы не дают обобщающих представлений об отдельных периодах развития жанровой живописи.

Подводя итоги этому краткому историографическому обзору следует отметить, что в советской искусствоведческой литературе имеется немало серьезных работ, посвященных туркменскому изобразительному искусству, в том числе и искусству 1960-1970 гг. Вместе с тем пока еще не появилось такого рода исследование, которое было бы направлено на изучение путей развития отдельных жанров. Работы, написанные в разные периоды становления и развития национального искусства, то есть вышеназванные обобщающие труды, подготовили пути для более специальных исследований по отдельным видам и жанрам туркменского искусства в пору его творческой зрелости. Это в полной; мере относится и к бытовому жанру, в значительной степени определившему облик и особенности национальной живописи* .

История становления и развития тематической картины в Туркмении тесно связана с историей советской живописи в целом. Разумеется, подобная общность путей не лишает туркменскую живопись, стоящую в ряду явлений художественной культуры эпохи зрелого социализма, национальной выразительности и своеобразия способов видения и отражения действительности.

Глубокое осмысление значения туркменской жанровой живописи в развитии советской художественной культуры является актуальной задачей. Необходимость такого рода исследования подтверждена решениями ХХ1У, ХХУ, ХШ съездов КПСС, постановлениями ЦК КПСС

0 литературно-художественной критике" (1972), "0 работе с твор

I Первой монографией, посвященной туркменской жанровой живописи, явилась книга К.Кураевой,"Жанровая живопись Советского Туркменистана", - Ашхабад, 197/. Ь ней на основе анализа значительных произведений туркменских художников, созданных в 1956-1960 гг., црослеживается направленность поисков национального искусства в решении героической, лирико-поэтической темы. ческой молодежью" (1976), "О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы" (1979), материалами июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и др.партийных документов, где уделяется огромное внимание развитию советского искусства.

Настоящая работа представляет собой первую попытку осмыслить и научно обобщить особенности развития туркменской жанровой живописи 1960-1970 гг. Именно эти годы отмечены интенсивным развитием национальной школы живописи, которая по идейному содержанию и художественным достоинствам обогатила советскую многонациональную культуру. Научная новизна диссертации состоит и в том, что в ней впервые выявляются закономерности и основные тенденции жанровой живописи 1970 гг. Такое исследование может дать ответ на многие вопросы, возникающие в современном туркменском искусстве, в частности на вопрос о возможностях решения проблемы национального и интернационального, о правомочности и специфике соединения опыта профессионального русского реалистического искусства с традициями народного искусства и фольклора.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Принцип построения работы продиктован как общим процессом развития советского искусства, так и важнейшими этапами эволюции искусства Туркмении, в котором ведущей является жанровая живопись.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровая живопись Туркмении 1960-1970-х годов. Основные тенденции"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Октябрьская Социалистическая революция создала реальные условия для рождения туркменского профессионального изобразительного искусства, которое на всем пути своего развития было связано со своим народом, с его жизнью, думами, стремлениями.

Жанровая живопись в силу своих богатейших возможностей отражения социалистической действительности, формирования нового человека, явилась ведущим жанром национального искусства. Первые три десятилетия ее истории составляют этапы поисков национальной тематики, формирования национальных кадров. Этот период становления и развития туркменского искусства, как и в целом всей национальной культуры, связан с именами художников значительных своей миссией пионеров-первопроходчиков, стоявших у истоков национальной живописи Р.М.Мазеля, С.Н.Беглярова, Ю.П.Данешвар, И.И.Черинь-ко и первого туркмена-живописца Б.Нурали.

Автор данной работы проследил некоторые характерные тенденции и процессы развития жанровой живописи в туркменском изобразительном искусстве, способствующее выделению ее роли в туркменском изобразительном искусстве.

Развиваясь в едином русле многонационального советского искусства, составляя его органическую часть, туркменская жанровая живопись вместе с тем заняла в нем свое особое место, сравнительно с прошлым сумела подняться на новую качественную ступень.

1960 гг. явились важным этапом в развитии искусства Туркменистана, а достигнутые на протяжении этого времени успехи стали свидетельством огромного роста художественных культур отсталых ранее народов России, подтверждающих правильность и действенность национальной политики Советского государства. Эти годы значительны и формированием и развитием национальной школы живописи, которая по идейному содержанию и художественным достоинствам обогатила достижения советской многонациональной культуры.

В этот период явно определилась тенденция к большой самостоятельности, своеобразию в развитии туркменской социалистической культуры. Однако это отнюдь не было стремлением к ретроспективному выявлению национальной специфики развития культуры на основе традиционных форм художественного творчества, а способствовала созданию большого профессионального искусства, мастера которого овладели методом социалистического реализма. И если в творчестве художников наблюдалась тенденция к использованию традиций, то, как правило, они стали путем к высоко развитому профессиональному творчеству, составляющему богатое и сложное единство многонационального советского искусства.

На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось усиление процесса сближения наций, важной стороной которого является их культурное единение.

Существенной закономерностью развития многонационального советского искусства явилось взаимодействие и взаимообогащение национальных художественных культур народов СССР. Это не могло не отразиться на развитии всего изобразительного искусства республики и, в свою очередь, явилось реальным воплощением и подтверждением предвидения К.Маркса: "Всякая нация может и должна учиться у другой"1.

Туркменская жанровая живопись накопила богатый опыт, имеющий важное значение в идейно-эстетическом воспитании советского человека, во всестороннем развитии личности. Шире стала тематика жанровой живописи, глубже и многограннее ее раскрытие.

Образы наших современников, появившиеся в изобразительном искусстве за последние два десятилетия, отличаются большой опре

I К.Маркс и Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии.-Соч. 2-е изд., т.23, с.10. деленностью, индивидуальностью характеристики, многосторонностью личных качеств.

В раскрытии этих тенденций одной из характернейших особенностей современного искусства живописи является тяга к проблемно-сти, к глубоким раздумьям о жизни, облеченная в яркую поэтически-эмоциональную форму, обращенность к широким поэтическим обобщениям, в которых используется язык символа и метафоры. Диссертантом прослежены поиски средств выразительности, которые характеризуются обращением к различным художественным традициям и особенностям языка других видов и жанров искусства: к стилистике монументального искусства, художественно-эстетическим традициям народного искусства, национального фольклора, восточной миниатюры, современному советскому и прогрессивному зарубежному искусству.

Современный этап развития туркменской жанровой живописи еще не завершен. В произведениях художников последнего десятилетия можно отметить взаимодействия разнообразных традиций и вместе с тем проявление новых черт - слияние реальности, мечты, фантазии, современности с прошлым и т.д. Изучение этого периода связано с познанием творческого процесса, который складывается на наших глазах.

Для туркменской жанровой живописи на данном этапе остается актуальным обращение художников к новым аспектам темы труда колхозников, рабочих заводов, фабрик, строек. В настоящее время это люди большой внутренней культуры, творчески мыслящие. И однообразное их отображение на фоне хлопкового поля, или огромных заводских труб или кранов уже не выражает их сущности.

Большой многогранности требует и отображение образа женщины, прошедшей сложный путь преодоления феодально-байского отношения.

Произведения туркменских художников дают возможность прослеи и V дить, в целом, эволюцию воплощения этой актуальной для республики теш. Условно ее можно разделить на три периода. Первый период относится ко времени становления туркменского изобразительного искусства и жанровой живописи, в частности, и он во многом связан с именем Б.Нурали. Его произведения, рассмотренные автором в первой главе, были первым откликом на значительные преобразования времени, связанные и с судьбой туркменской женщины. Второй -начинается со второй половины 1950 гг., а именно с произведения Е.М.Адамовой "Все-таки буду учиться", в основе которого лежит внутрисемейная конфликтная ситуация. Подобно целому ряду произведений, появившихся после критики "теории бесконфликтности" в советском искусстве, полотно Е.М.Адамовой явилось своеобразной вехой в туркменском изобразительном искусстве. Конфликт получает обобщенно-социальное звучание и в картинах А.Хаджиева, Н.Червяко-ва,Я.Аннанурова, А.Амангельдыева, в которых драматическая ситуация обусловливает и композиционное решение картины, построенное на противопоставлении двух частей, контрастном решении цвета. И третий период представляют произведения, в которых выражено духовное раскрепощение женщин, осознана значительность их образов, их причастность к окружающему миру, к событиям. Это рассмотренные в соответствующих главах произведения И.Клычева, К.Бекцурадо-ва, Ч.Амангельдыева, Е.М.Адамовой.

Периоды, отмеченные автором, отражали поиски решения проблемы героико-романтического женского образа, начиная от развернуто-повествовательных композиций и кончая обобщенными, с предельно лаконичными обостренно-эмоциональными средствами и формами художественного воплощения.

Эволюция туркменской жанровой живописи 1960-1970 гг. с характерными для нее тенденциями, близкими живописи других республик, сложна и многообразна. Близость проявляется, прежде всего, в стремлении к углублению общественной значимости тем, к широким художественным обобщениям, яркому, эмоциональному художественному языку, к монументализации, декоративности, символико-аллего-рическим решениям. А в целом ее можно охарактеризовать как движение от национально-конкретизированной тематики к общечеловеческой. В этом смысле опыт туркменских жанристов един с поисками и опытом других советских мастеров, что сказывается не только в прямом продолжении художественных начал, традиций, характерных для мастеров жанровой живописи, сколько в стимулировании новых поисков и открытий, в расширении творческого арсенала всего социалистического искусства в целом.

Взаимосвязи искусства разных народов нашей страны постоянно активизируются, сливаясь в едином многонациональном художественном процессе. Постепенно накапливается и качественно новый опыт взаимодействия в условиях зрелого социализма. Идейной основой этого процесса взаимосвязей и взаимодействия, общей направленности развития всех национальных искусств на современном этапе является гуманизм и интернационализм.

Перед национальными живописцами стоят новые задачи по обогащению и использованию арсенала образно-пластических средств,творческого использования широкого диапазона достижений советского и мирового искусства.

Предначертания партии: "Убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни, достижения развитого социалистического общества, пути его постепенного перерастат ния в коммунистическое" , - должно стать стимулом работы всех советских художников.

Высокая гражданственность, любовь к человеку, стремление

1А и и и

О дальнейшем улучшении идеологическои, политико-воспитательнои работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. - М.,1979, с.7. обогатить его духовный мир творческими достижениями отличают туркменскую жанровую живопись, с присущей ей активностью, участ вующей сегодня в развитии общенациональной культуры.

 

Список научной литературыКураева, Курбан Джамал, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Произведения основоположников марке изма-лен ин изма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1976, т.1 - 575 е., т.2 - 279 с.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии.- М.: Политиздат, 1960. Соч., 2-е изд., т.23, с.10.

4. Ленин В.И. 0 культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956, -572 с.

5. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. М. ¿^дож,лит., 19Ш.- 822 с.

6. П. Официально-документальные материалы

7. П.1. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982.- 30 с.

8. П.2. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат,1983, 319 с.

9. П.З. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся. Речи и статьи. М.: Политиздат, 1975. - 639 с.

10. П.4. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы.-М.: Политиздат, 1979, т.1. 591 с., т.2 - 639 с.

11. П.5. Черненко К.У. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат,1984. 670 с.

12. П.6. Материалы ХХ1У съезда ШСС. М.: Политиздат, 1971. - 320 с.

13. П.7. Материалы ХХУ съезда ШСС. М.: Политиздат, 1976.- 254 с.

14. П.8. Материалы ХХУ1 съезда ШСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

15. П.9. Материалы ХХП съезда ШТ. Ашхабад: Туркмениздат, 1981.122 с.

16. П.10. Материалы Пленума Центрального Комитета ШСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

17. П.II. 0 ликвидации недостатков и о дальнейшем развитии искусства Туркменской ССР: Постановление ЦК КП(б) Туркменистана и СНК ТССР от 3 июня 1939 г.- Туркменская искра, 1939, 14 июня.

18. П.12. О дальнейших мероприятиях по развитию искусства в Туркменистане: Постановление ЦК КП(б) Туркменистана и СНК ТССР от 17 декабря 1940 г. Туркменская искра, 1940, 25 дек.

19. П.13. "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (14 августа 1946 г.);

20. О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (26 августа 1946 г.); "О кинофильме "Большая жизнь" (4 сентября 1946 г.); "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" (10 февраля 1948 г.): Постановление ЦК ВШ(б).- М.: Госполитиздат, 1950.- 32 с.

21. П.14. Об очередных задачах идеологической работы партии: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1963, 22 июня.

22. П.15. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 янв.1972 г. Правда, 1972, 25 янва.

23. П.16. Программа ШСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

24. П.17. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК ШСС от 12 окт.1976 г. Лит.газета, 1976, 20 окт.

25. П.18. О 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции: Постановление ЦК ШСС от 31 янв.1977 г.- М.: Политиздат, 1977. 32 с.

26. П.19. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК ШСС от 26 апр.1979 г.- М.: Политиздат, 1979. 15 с.

27. П.20. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик: Постановление ЦК ШСС от 19 февр. 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 31 с.

28. П.21. Конституция СССР (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.Принята на Внеочеред.седьмой сессии Верхов.Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г.- М.: Юрид. лит., 1983. 48 с.

29. П.22. ШСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.2. М.: Политиздат, 1983, с.365-370.

30. П.23. ШСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.5. М.: Политиздат, 1971, с,44-45.

31. П.24. Суслов М.А. Дело всей партии: Доклад на Всесоюзн.совещании идеолог.работников 16 окт.1979 г.- Правда, 1979, 17 окт.

32. П.25. Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Докл. на Все-союзн. научн.-практ.конф. 12 окт.1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 47 с.1. Ш. Книги, альбомы

33. Ш.1. Аболина Р.Я. Советское искусство в период развернутогостроительства социализма (I933-I94I гг.). М.: Искусство, 1964. - 82 с. с илл.

34. Ш.2. Акимова Л.И. Советская жанровая живопись. М.: Сов.художник, 1962. - 59 с. с илл.

35. Ш.З. Бабиков Станислав. Серия "Новые имена". Вступит.статья Ю.Халаминского. М.: Сов.художник, 1976. - 55 с.

36. Ш.4. Ванслов В.В. Советское изобразительное искусство и задачи борьбы с буржуазной идеологией. М.: Изобразит.искусство, 1969. - 215 с.

37. Ш.5. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.: Изобразит.искусство, 1972. - 296 с. с илл.

38. Ш.6. Ванслов В.В. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. |Альбом. , Л.: Аврора, 1973. - 192 с. с илл.

39. Ш.7. Ванслов В.В. О реализме социалистической эпохи. М.: Изобразит.искусство, 1982. - 103 с. с илл.

40. Ш.8. Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. М.-Л.: Искусство, 1940. - 188 с. с илл.

41. Ш.9. Веймарн Б.В., Черкасова Н.В. Искусство Советского Узбекистана. Очерки, Живопись. Графика. Скульптура. М.:Искусство, i960.- 119 с.

42. Ш.10. Веймарн Б.В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства.- М.: Академия Художеств СССР, 1962.- 50 с.

43. Ш.П. Веймарн Б.В. Современное изобразительное искусство Казахстана и республик Средней Азии. ХХУ1 Международный конгресс востоковедов: Доклады делегаций СССР. M., 1963.- 10 с.

44. Ш.12. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков.- М.: Искусство, 1974. 187 с. с илл.

45. Ш.13. Веймарн Б.В. Введение. В кн.: Советское изобразительное искусство 1941-1960 гг. - М.: Искусство, 1981,с.1-14.

46. Ш.14. Выставка произведений художников Узбекской, Казахской,

47. Киргизской. Туркменской ССР. Альбом. Вступит.статья Б.В. Веймарна и Н.Д.Соболевского. М.: Сов.художник, 1949.

48. Ш.15. Габибов Н. Проблемы развития советских национальных искусств.- Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1973.165 с.

49. Ш.16. Горин И.П. Бытовой жанр в советской живописи.- М.: Знание, 1968. 48 с. с илл.

50. Ш.26. Живопись Туркмении. Альбом. Автор вступит.статьи и сост. М.Н.Халаминская. М.: Сов.художник, 1974.- 126 с.с илл.11127. Журавлева Е.В. и Чепелев В.Н. Искусство Советской Туркмении. Очерк развития.- М.: Изогиз, 1934.- 134 с. с илл.

51. HI.28. Зименко B.M. Развитой социализм. Некоторые творческие проблемы эстетики и искусства. М.: Сов.художник, 1982.- 368 с. и илл.

52. Ш.29. Зингер Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М.: Сов.художник, 1977,- 271 с. с илл.

53. Ш.ЗЗ. Искусство молодых. Альбом. Автор-сост.В.П.Сысоев.- М.: Изобразит.искусство, 1977,- 112 с.с илл.

54. Ш.34. Искусство народов СССР 1960-1970 гг. Т.9. Кн.Первая. Под ред. Б.В.Веймарна, Л.С.Зингера, И.О.Сопоцинского.- М.: Изобразит.искусство, 1982,- 440 с. и илл.

55. Ш.35. Капустин М.П. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре Советского Востока.- Ташкент: Фан, 1978.- 268 с.

56. Ш.36. Кантор А. На земле жаркого цвета. В сб.:Советская живопись,79. -М.: Сов.художник, 1981, с.132-141.

57. Ш.37. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. Проблема взаимоотношения предметного мира и пространственной среды. М.: Сов.художник, 1981.- 127 с.с илл.

58. Ш.ЗЗ. Клычев И. День радости. В сб.: Из творческого опыта советских художников.- М.: Сов.художник, 1972.- с.101-108.

59. Ш.39. Клычев И. Люди Туркмении. Альбом. Автор вступит.статьи С.Бабиков. М.: Сов.художник, 1974.- 32 с.

60. Ш.40. Кураева К. Жанровая живопись Советского Туркменистана (1956-1970 гг.).- Ашхабад: Ылым, 1977.- 80 с.с илл.

61. HI.41. Кураева К. Образы женщин в туркменском изобразительном искусстве. Туркмен шеллендириш сунгатында аялларын, образы.-Ашхабад: Знание, 1977.- 22 с. на туркм.яз.

62. HI.42. Кучеренко Г.А. Эстетическое многообразие искусства социалистического реализма.- М.: Сов.художник, 1966.- 230 с.

63. Ш.43. Литература и фольклор народов Востока. Сборник статей. Отв. редак. В.Ф.Сорокин и А.С.Сухачев. М.: Наука, 1967,- 255 с.

64. Ш.44. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М.: Сов.писатель, 1960.- 527 с.

65. Ш.45. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.:Искусство, 1976.- 367 с.

66. Ш.46. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.- 623 с. с илл.

67. Ш.47. Мамедов Мамед. Люди Туркмении. Альбом. Автор вступит.статьи Г.И.Саурова. М.: Сов.художник, 1984.- 24 с.

68. Ш.48. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М.: Искусство, 1969. - 208 с.

69. Ш.49. Миниатюры к Бабур-наме. Сост.альбома и автор предисловия Хамид Сулейман. Ташкент: Фан, 1970, с. 18-27 и илл.

70. Ш.50. Миниатюры Мавераннахра. Автор вступит.статьи и сост.альбома О.Галеркина. Л.: Аврора, 1980, с.20-32 и илл.

71. Ш.51. Михайлова А. 0 художественной условности. М.: Мысль,1970.-300 с.

72. Ш.52. Молодость страны. Альбом. М.: Сов.художник, 1978.- 169 с. с илл.

73. Ш.53. Молодые советские художники. Живопись. Скульптура. Графика. Альбом. Автор-сост.В.Сысовв. -М.: Изобразит.искусство, 1982.- 176 с. с илл.

74. Ш.54. Мухатова А. Чары Амангельдыев.- М.: Сов.художник, 1983. -88 с. с илл.

75. Ш.55. Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии). Сб.статей. Ред. кол. Н.И.Балашов и др. М.: Наука, 1965. - 670 с.

76. Ш.56. Никифоров Б.М. Советская жанровая живопись. М.: Академия художеств СССР, 1961. - 123 с. с илл.

77. Ш.57. Никифоров Б.М. От замысла к картине. Л.: Художник РСФСР, 1964. - 63 с.

78. Ш.58. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства,- М.: Сов.художник, 1972.- 343 с.

79. Ш.59. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критическийреализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение,1975.-303 с.

80. Ш.60. Попов П.В. Айхан Хаджиев.- Ашхабад: Туркменистан, 1980. -73 с. с илл.11161. Попов П.В. Бяшим Нурали. Ашхабад: Туркменистан, 1982. -48 с. с илл.

81. Ш.62. Попов П.В. Якуб Аннануров. Ашхабад: Туркменистан, 1982.64 с. с илл.

82. Ш.64. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. Сб.статей. Ред.кол. проф.М.Н.Пархоменко (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1968.- 287 с.

83. Ш.65. Пугаченкова Г.А., Елькович Л.Я. Очерки по истории искусства Туркменистана.- Ашхабад: Туркменистан, 1956.- 148 с. с илл.

84. Ш.66. Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. М.: Искусство, 1967. - 328 с.

85. Ш.67. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии.- М.: Искусство, 1982. 288 с. с илл.

86. Ш.68. Рудая Т.П. Взаимообогащение художественных культур народов СССР. Киев: Наукова Думка, 1983. - 214 с.

87. Ш.69. Саурова Г.И. Искусство Туркменской ССР. Л.: Аврора, 1972. - 24 с. с илл.

88. Ш.70. Саурова Г.И. Изобразительное искусство.- В кн.: История культуры Советского Туркменистана (I9I7-I970). Ашхабад: Ылым, 1975.- 466 с.

89. Ш.71. Саурова Г.И. Природа реализма в туркменском изобразительном искусстве. Ашхабад: Ылым, 1980.- 194 с.

90. Ш.72. Саурова Г.И. Евгения Михайловна Адамова. Ашхабад: Туркменистан, 1980. - 62 с. с илл.

91. Ш.73. Советское станковое искусство. Сост. В.Зименко.- М.: Сов. художник, 1974,- 224 с. с илл.

92. Ш.74. Советская живопись,74. Сборник.- М.: Сов.художник, 1976.-239 с.11175. Советская живопись, 76-77. Сборник. М.: Сов .художник, 1979.- 359 с.11176. Советская живопись,78. Сборник. М.: Сов.художник, 1980.303 с.

93. Ш.77. Советская живопись, 79. Сборник. М.: Сов.художник, 1981. - 343 с.

94. Ш.78. Советский живописный портрет 1917-1976. Альбом. Автор вступ. статьи Л.С.Зингер.- М.: Сов.художник, 1978.- 171 с. и илл.

95. Ш.79. Советское изобразительное искусство 1917-1941. Под ред. Б.В.Веймарна, О.И.Сопоцинского. М.: Искусство, 1977. -212 с. и илл.

96. Ш.80. Советское изобразительное искусство 1941-1960. Ред.кол.:

97. Ш.83. Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Альбом. Автор вступит.статьи и статей о творч.художников М.Б.Мясина. М.: Сов.художник, 1973. - 285 с. с илл.

98. Ш.84. Труды Академии Художеств СССР. Сборник статей. Вып.1. М.: Изобразит.искусство, 1983. - 272 с.

99. Ш.85. Тугенхольд Я.' Изобразительное искусство народов СССР. В сб.: Искусство народов СССР. - М.-Л., 1930, с.47.

100. Ш.86. Уметалиева Д.Г. Киргизская жанровая живопись.- Фрунзе:Илим, 1970.- 59 с.1Л.87. Халаминская М.Н. Очерки о художниках Средней Азии и Казахстана. Туркмения.- В кн.: Искусство молодых.- М.: Сов.художник, 1967, с.136-158 с илл.

101. Ш.88. Ходжамухамедов Н. Развитие изобразительного искусства в

102. Советском Туркменистане (1917-1951). Труды Института истории, археологии и этнографии. Т.1. Ашхабад: Ылым, 1956, с.90-113.

103. Ш.89. Ходжамухамедов Н. Изобразительное искусство Туркменской

104. ССР. В кн.: Искусство, рожденное Октябрем. - М.: Сов.художник, 1967, с.129-135.

105. Ш.91. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1969. - 191 с. с илл.

106. Ш.92. Червонная С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. М.: Изобразит.искусство, 1982. - 320 с.

107. У.1. Бязарти К.К. Некоторые проблемы национальной специфики искусства. -Дисс.канд.философ.наук. М.,1967. - 182 л.

108. У.2. Габибов Н.Д. Азербайджанская советская живопись 1917-1967гг.- Дисс. докт.искусствовед. Баку, 1969. - 639 л.(2 т.).

109. У.З. Горин И.П. Образ современника в советской жанровой живописи. (1956-1965). Дисс. канд.искусствовед. - М., 1965,- 270 л.

110. У.4. Додхудоева Л.Н. Отражение литературных сюжетов в средневековой персидской миниатюрной живописи. Дисс.канд. искусствовед., 1979. - 349 л.

111. У.5. Долинская В.Г. Среднеазиатская миниатюра ХУ1 в. в собрании института востоковедения АН Уз.ССР. Дисс. канд.искуст-воЕед. - Ташкент, 1955.- 214 л.

112. У.6. Лившиц М.Я. Пути развития изобразительного искусства Молдавии послеоктябрьского периода. Дисс.канд.искусствов.- Кишинев, 1964. 264 л.

113. У.7. Мурадов Р. Живопись Советского Таджикистана (1917-1967).- Дисс.канд.искусствовед. М., 1973. - 193 л.

114. У.8. Рыбакова И.А. Живопись Советского Казахстана. Дисс. канд.искусствовед. -Алма-Ата, 1966. - 264 л.

115. У.9. Степанян Н.С. 0 национальном своеобразии армянской живописи. Дисс.канд.искусствовед. - Ереван, 1961.- 248 л.

116. У.10. Такташ Р.Х. Изобразительное искусство Узбекистана (середина XIX в.- 60-е годы XX века).- Дисс.докт.искусствовед.- Ташкент, 1971. 600 л.

117. У.II. Черкасова Н.В. Зарождение и развитие тематической картины в живописи республик Средней Азии и Казахстана.- Дисс. канд.искусствовед. М., 1953. - 383 л.

118. V.12. Эгамбердыев А. Жанровая живопись Советского Узбекистана.-Дисс. канд.искусствовед. Ташкент, 1978. - 177 л.1. У1. Авторефераты

119. VI.1. Веймарн Б.В. Искусство Ближнего и Среднего Востока (Проб-лемаизобразительностив эпоху средневековья): Автореф.дисс. докт.искусствовед. М.,1968. - 30 с.

120. У1.2. Лаковская В.Л. Послевоенная станковая живопись Узбекистана. Основные тенденции: Автореф. дисС.канд.искусствовед. -Ташкент, 1983. 22 с.

121. У1.3. Лебедянский М.С. 0 проблеме национальных традиций в советском искусстве (На материалах живописи первых послереволюционных десятилетий): Автореф. дисс.канд.искусствовед.-М. ,1974. 19 с.

122. У1.4. Рубан В.В. Украинская портретная живопись (Тенденции развития). Автореф. дисс.канд. искусствовед. -М.,1979.-24 с.

123. У1.5. Снитко Л.И. Становление реалистической живописи на Алтае: Автореф. дисс. .канд.искусствовед. -М., 1977. 31 с.1. УП. Каталоги

124. УП.1. Амангельдыев А.К. Выставка произведений. Автор вступ. статьи А.М.Кантор.- М.: Сов.художник, 1982.

125. УП.2. Бабиков С. Выставка произведений. Автор вступ.статьи Г.Са-урова -М.: Сов.художник, i960.

126. УП.З. Байрамов Д. Выставка произведений. Автор вступ.статьи А.Мухатова. М.: Сов.художник, 1980.

127. УП.4. Выставка произведений художников Узбекской, Казахской,Киргизской, Туркменской ССР. Автор вступ.статьи Б.В.Веймарн. М.: Сов.художник, 1940.

128. УП.5. Выставка произведений художников Заслуженных деятелей искусств Туркменской ССР И.И.Черинько и Ю.П.Данешвар. Автор вступ.статьи Н.Ходжамухамедов.- Ашхабад, 1958.

129. УП.6. Групповая выставка произведений художников Туркмении. -М.: Сов.художник, 1979.

130. УГ1.7. X лет Туркменской ССР. Выставка произведений. Ашхабад, 1935.

131. УП.8. Ильин И.И. Выставка произведений. Автор вступ.статьи Е.Гришин.- Ашхабад, 1984.

132. У11.9. Клычев И. Выставка произведений. Автор вступ.статьи А.Мухатова. Ашхабад, 1979.

133. УП.10. Кулиев А. Выставка произведений. Автор вступ. статьи П.Попов. Ашхабад, 1978.

134. УП.Н. Мягков Иван Андреевич. Выставка произведений. Автор вступ. статьи К.Кураева. Ашхабад, 1977. - 35 с. с илл.

135. УП.12. На земле Туркмении (групповая выставка произведений художников). Автор вступ. статьи М.Халаминская. М.: Сов. художник, 197I.

136. УП.13. По земле туркменской. Выставка произведений. Автор вступ. статьи Н.Ходжамухамедов. Ашхабад, 1971.

137. УП.14. По ленинскому пути. Выставка произведений. Автор вступ. • статьи Г.И.Саурова. М.: Сов.художник, 1977.

138. УП.15. Республиканская художественная выставка молодых художников. Ашхабад, 1979.

139. УП.16. Слава труду. Республиканская художественная выставка. Сост. Н.Бабикова,- Ашхабад, 1976.

140. УЛ.17. Туркменская школа искусств. Выставки. Полторацк, 1923. Вступ.статья Р.Мазеля. М., 1923. - 9 с.

141. УП.18. Художники города Мары. Выставка произведений. Автор вступ. статьи и сост. Н.М.Юсупова. М.: Сов.художник, 1984.

142. УЛ. 19. Червяков Н.Г. Выставка произведений. Автор-сост. Е.П.Гришин. Ашхабад, 1984.