автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Жанровый аспект положительной оценки лица

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Хорешко, Оксана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанровый аспект положительной оценки лица'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровый аспект положительной оценки лица"

На правах рукописи

Хорешко Оксана Николаевна

ЖАНРОВЫЙ АСПЕКТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

ЛИЦА

Специальность 10.02.01 - Русский язык

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

САРАТОВ - 2005

Работа выполнена на кафедре русского языка и речевой коммуникации факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

Ведущая организация - Волгоградский государственный университет

заседании диссертационного совета Д 212.243.02 по присуждению ученой степени доктора и кандидата филологических наук при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (IV корпус СГУ, ул. Университетская, 59). Отзывы на автореферат можно присылать по адресу: 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, СГУ, факультет филологии и журналистики.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Саратовского государственного университета.

профессор Маргарита Анатольевна Кормилицына

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Вадим Викторович Дементьев кандидат филологических наук, доцент Елена Владимировна Полякова

Защита состоится «

часов на

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, профессор

Ю.Н. Борисов

АШ1Ч6

3

Одной из наиболее актуальных лингвистических задач в настоящее время является изучение закономерностей речевого общения. Центральным направлением изучения речи становится жанроведение - область науки о языке, которая связана с исследованием жанров реальной коммуникации.

Не меньший интерес для исследователей представляет проблема оценочное™, поскольку оценка пронизывает все сферы человеческой деятельности и отражает ценностные ориентации общества.

Несмотря на активное изучение жанровой организации речи, на многочисленные исследования в области оценки остаются нерешенными многие проблемы. Основные положения любой научной теории требуют постоянного уточнения, развития, а иногда - частичного пересмотра. Теория речевых жанров и теория оценки не являются в данном случае исключением. Этим объясняется актуальность диссертации.

Объектом исследования являются речевые жанры (РЖ), способные передать положительную оценку лица.

Предметом исследования стали прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено многоаспектное описание речевых жанров, с помощью которых передается положительная оценка человека.

Цель работы - представить комплексное описание основных речевых жанров, с помощью которых реализуется положительная оценка лица.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. выявить жанры, с помощью которых говорящий дает положительную оценку человека,

2. дать прагматическую характеристику основных жанров положительной оценки, рассмотрев мотивы, основания, речевые тактики, реакции, некоторые особенности говорящего и адресата,

3. определить типичные для жанров положительной оценки лексические средства выражения,

4. установить общие и специфические черты жанров положительной оценки, отметив их жанроразличительные признаки.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, интерпретация, обобщение), сравнительный метод, элементы компонентного анализа, дефиниционного анализа, отдельные приемы коммуникативно-прагматического анализа, а также метод семантических примитивов.

Материалом исследования послужили тексты художественных произведений, созданные в конце XX - начале XXI века, газетная и журнальная публицистика 2000 - 2005 гг. и записи разговорной речи, взятые из книг «Живая речь уральского города. Тексты» (РР ЖР), Китайгородская М.В., Розанова H.H. «Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект»,

Китайгородская М.В., Розанова „H.H. «Русский речевой портрет.

ГОС. IMu.i4j.,wlbHA* БИБЛИОТЕКА I С.Пе 09

s j

Фонохрестоматия» (РР РРП), а также записи разговорной речи, сделанные собственноручно (РР РЗ).

Общий объем материала составил 500 текстов, содержащих положительную оценку лица.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие антропоцентрической лингвистки, лингвистической аксиологии, жанроведения и тем самым способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по культуре речи и речевому этикету, в спецкурсах по теории речевых жанров, проблемам эффективности речевой коммуникации.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых Саратовского государственного университета (2003, 2004, 2005 гг.), на конференции Саратовской государственной академии права (2004 г.). Общее содержание работы и результаты исследования изложены в 3 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Положительная оценка лица чаще всего выражается с помощью речевых жанров похвала, комплимент и одобрение. Гораздо реже говорящий использует речевые жанры похвальба и лесть как такие способы речевого взаимодействия, которые не приветствуются обществом. Кроме того, положительная оценка лица может в качестве речевой тактики входить в состав других жанров, имеющих коммуникативную цель отличную от коммуникативной цели жанров положительной оценки. Это такие жанры, как благодарность, поздравление, признание, уговоры и некоторые другие.

2. Похвала, комплимент и одобрение являются фатическими речевыми жанрами и объединены общей коммуникативной целью. Они характерны для кооперативного общения, используются для гармонизации межличностных отношений и являются одним из наиболее эффективных средств позитивного эмоционального воздействия.

3. Исследуемые жанры имеют ряд общих признаков, к которым относятся мотивы, речевые тактики, типы реакций и некоторые особенности языкового воплощения.

4. Главным жанроразличительным признаком похвалы, комплимента и одобрения являются основания оценки. Кроме того, на выбор жанра оказывают влияние статусные характеристики коммуникантов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списков использованной литературы и источников материала.

Содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность диссертации, характеризуются объект и предмет исследования, определяются цели и задачи работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы и материал исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматриваются основные направления и проблемные вопросы теории оценки и жанроведения.

В настоящее время в лингвистике принято достаточно широкое понимание оценки. Чаще всего под оценкой подразумевается отношение носителей языка к какому-либо предмету, закрепленное в обществе (С.С. Хидекель, Г.Г. Кошель). Многие лингвисты вслед за логиками понимают оценку как суждение о ценности предмета, о соответствии или несоответствии его качеств каким-либо ценностным критериям. В связи с этим ученые считают необходимым отличать оценку от более объемного понятия квалификация, которое включает в себя не только противопоставление по признаку хорошо / плохо, но и некоторые другие свойства (Е.М. Вольф). Еще один подход к пониманию сущности оценки предполагает рассмотрение оценки в виде лексико-семантического поля, объединяющего слова разных частей речи, которые имеют в своем составе имплицитно или эксплицитно выраженный оценочный компонент (М.А. Ягубова). В нашем исследовании мы придерживаемся определения оценки М.В. Ляпон, которая предлагает учитывать не только аксиологическую природу оценки, но и рациональный и эмоциональный факторы. М.В. Ляпон называет оценкой выраженный вербально результат оценивания человеком чего-либо на уровне разума или на уровне чувств.

В связи с многообразием оценочных значений встает вопрос о возможности и необходимости построения их типологии. Все существующие на сегодняшний день классификации построены на различных основаниях и сложным образом пересекаются. Наиболее общая классификация предполагает деление всех оценочных значений на общеоценочные и частнооценочные. В свою очередь частные оценки могут подвергаться более детальной классификации (Н.Д. Арутюнова). Важным в лингвистике является противопоставление объективной и субъективной оценок. В его основе позиция человека, которую он занимает при оценивании. По типу оценки оценочные компоненты подразделяют на рациональные, эмоциональные и рационально-эмоциональные (М.А. Ягубова, М.С. Ретунская). Наибольший интерес для нас представляет деление оценок на положительные и отрицательные. Положительная оценка свидетельствует о соответствии оцениваемого объекта идеализированной модели мира. Отрицательная оценка, напротив, означает несоответствие объекта этой модели по одному из присущих ей параметров. Особенностью оценки в языке является асимметрия между положительной и

отрицательной зонами. Исследователи обращают внимание на то, что обозначения плохого в языке более дифференцированы, чем обозначения хорошего (Е.М. Вольф, J1.0. Чернейко, М.А. Ягубова). Такую тенденцию ученые объясняют предрасположенностью человека считать хорошее нормой, а также существованием в языке закона «социального предостережения». Суть этого закона сводится к тому, что человек фиксирует и одновременно осуждает отклонения от нормы, в то время как соответствие норме остается вне обсуждения.

Оценка очень часто реализуется в речевом общении с помощью различных РЖ. Термин РЖ в лингвистической литературе, так же как и понятие оценки, трактуется неоднозначно. Родоначальник теории РЖ М.М. Бахтин называл речевыми жанрами относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. При этом каждое высказывание должно обладать смысловой завершенностью и сменой субъектов речи.

Концепция М.М. Бахтина получила широкое распространение и активно развивается многими учеными (работы А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, Ст. Гайды, Л.А. Капанадзе, Е.А. Земской, В.Е. Гольдина, Е.В. Падучевой, Т.В. Матвеевой, Т.В. Шмелевой, В.В. Дементьева, К.Ф. Седова и т.д.). Некоторые исследователи полемизируют с бахтинским пониманием термина РЖ. Под РЖ предлагают понимать типы текстов, а не высказываний (М.Ю. Федосюк, O.A. Крылова, Со Ын Ен). Такой подход позволяет рассматривать в рамках теории РЖ не только монологические, но и диалогические жанры. Мы придерживаемся точки зрения К.Ф. Седова, который соотносит РЖ с типичными ситуациями речевого общения и представляет их в виде сценария, своеобразного руководства в речевом поведении говорящего.

Большое внимание ученые уделяют рассмотрению вопроса о соотношении терминов РЖ и речевой акт (РА). Некоторые исследователи отождествляют эти понятия. Однако теория М.М. Бахтина концентрирует свое внимание на типах текстов, а не на речевых действиях, как это делает теория РА. Исследователи также подчеркивают более сложное по сравнению с РА строение РЖ и тесную связь с прагматическими условиями общения. Вместе с тем, жанроведы активно используют стройный научный аппарат теории РА, терминологию, классификацию РА в соответствии с иллокутивными силами.

Нерешенной проблемой в жанроведении остается отсутствие общепринятой методики описания жанров. Все существующие методики построены с использованием различных подходов. Лексический подход предполагает обращение к именам-названиям жанров, толкованию их семантики (М.Я. Гловинская, М.Ю. Федосюк, В.Е. Гольдин). В основе большинства современных концепций, разрабатываемых в русле речеведческого подхода, лежит представление о РЖ как модели высказывания (Ст. Гайда, Т.В. Матвеева, Т.В. Шмелева, В.В. Дементьев). Исследователи говорят о возможности исчисления моделей РЖ и изучения ситуаций их

воплощения. Активно используется учеными семантический метаязык А. Вежбицкой, который помогает моделировать каждый жанр при помощи последовательности простых предложений, выражающих мотивы и дели говорящего. Эта методика обеспечивает легкое сравнение разных жанров и наглядно показывает связывающие их структурные отношения. Широкое распространение получила анкета Т.В. Шмелевой, включающая 7 жанрообразующих признаков: коммуникативная цель, образ автора и образ адресата, образ прошлого и образ будущего (то есть предшествующий и последующий эпизоды общения), тип диктумного содержания и языковое воплощение. Алгоритм описания жанров разработали и М.В. Китайгородская и H.H. Розанова. Он состоит из 4 основных пунктов: сфера коммуникации, коммуникативные намерения партнеров, их коммуникативная активность, цели коммуникации. В качестве дополнительных характеристик М.В. Китайгородская и H.H. Розанова предлагают подключать такие параметры, как время, место, партнеры коммуникации, тема.

Структура РЖ отражает в себе структуру коммуникативной ситуации, в которой протекает общение, а потому для плодотворного изучения РЖ многие лингвисты предлагают рассматривать основные компоненты речевой коммуникации: адресат, адресант, характер взаимоотношений между ними, ситуации общения, цели говорящего и т.д. Эти компоненты не могут однотипно проявляться в условиях официальной и неофициальной коммуникации, массовой и персонально адресованной, межличностной и социально-ролевой, устной и письменной и т.д.

В работах жанроведов изучается зависимость речевою общения от этнической принадлежности, пола, возраста, профессии, типа образования, от принадлежности к той или иной речевой культуре, от социальной ориентации человека, его психо-физиологических особенностей. По нашему мнению, применение совокупности существующих методов позволит создать наиболее полный анализ жанров положительной оценки.

В последнее время лингвисты уделяют много внимания исследованиям в области стратегий и тактик речевого поведения языковой личности в рамках определенного жанра. Толкование этих понятий у разных авторов различно. Речевой стратегией называют совокупность речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, а речевой тактикой - конкретное действие (или несколько действий), способствующее реализации стратегии (О.С. Иссерс). Тактика предполагает использование определенных языковых ресурсов, представляющихся говорящему наиболее эффективными и уместными. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров, мнения которых мы придерживаемся, под речеповеденческой тактикой понимают однородную по интенции и реализации линию поведения одного из коммуникантов, используемую им ради достижения стратегического перлокутивного эффекта. К.Ф. Седов отмечает важность рассмотрения степени свободы языковой личности в рамках коммуникативной ситуации. Обращаясь к исследованию

конфликтного общения, К.Ф. Седов выделяет 3 стратегии речевого поведения в ситуации конфликта - инвективную, куртуазную, рационально-эвристическую - которые соответствуют трем типам языковых личностей говорящих. Анализируя различные РЖ, исследователь отмечает, что выбор внутрижанровой стратегии более всего мотивирован типом языковой личности либо говорящего либо адресата.

Дискуссионным вопросом жанроведения является построение единой типологии РЖ. М.М. Бахтин в основу своей типологии положил деление на жанры первичные и вторичные. Исследователи, опирающиеся на его концепцию, строят классификации жанров исходя из разных оснований. Такими основаниями являются коммуникативная цель, противопоставление «фатики» и «информатики», степень косвенности (Т.Г. Винокур, В.В. Дементьев, Н.Д. Арутюнова). Разногласия ученых нередко связаны с определением места того или иного жанра в типологии.

В последние годы появилось много работ, посвященных описанию отдельных РЖ (В.И. Карасик, Е. Курганов, К.Ф. Седов, Е.Я. Шмелева, А.Д. Шмелев, М.Ю. Федосюк, Ю.В. Щурина, В.В. Дементьев, Т.В. Дубровская, Я.Т. Рытникова, Г.М. Ярмаркина, И.Г. Дьячкова и многие другие). Многоаспектное описание различных РЖ способствует, на наш взгляд, созданию наиболее полной классификации жанров.

Наличие дискуссионных вопросов, связанных с жанровой организацией речи и теорией оценки, свидетельствует о необходимости изучения затронутых проблем.

Вторая глава диссертации посвящена описанию прагмалингвистических характеристик и некоторых особенностей языкового воплощения основных жанров положительной оценки лица.

Положительная оценка лица является одним из наиболее эффективных средств речевого воздействия. Почти всегда она вызывает позитивные эмоции у собеседников, сближает их и служит средством установления коммуникативного сотрудничества.

Начался их роман буднично В доме отключили электричество, и врач помог Аське дотащить наверх Ляльку

- Какая девочка хорошенькая, просто ваша копия, - галантно сказал добрый самаритянин, ставя Лялю на пол квартиры, - и развита не по годам, цифры знает

Ася покраснела от удовольствия и решила, что Ежи, с которым у нее до сих пор было только шапочное знакомство, очень милый человек (Д. Донцова. Чудеса в кастрюльке).

В русском языке положительная оценка лица передается через похвалу, комплимент и одобрение. Сходство этих жанров обнаруживается в том, что они характерны преимущественно для кооперативного общения и служат регуляторами успешной коммуникации. Похвала, комплимент и одобрение используются главным образом для гармонизации межличностных отношений,

они помогают устанавливать, регулировать или поддерживать контакт между собеседниками. Эти жанры относятся к группе фатических РЖ, улучшающих межличностные отношения в прямой форме (В.В. Дементьев). Похвала и одобрение - оценочные РЖ, комплимент - одновременно оценочный и этикетный жанр.

Общей чертой жанров положительной оценки лица является то, что они встречаются не только в общении близких людей, хорошо знающих друг друга, но и в общении малознакомых либо вовсе не знакомых людей. Однако большое влияние на эти жанры оказывают статусные отношения коммуникантов. РЖ комплимент появляется преимущественно в ситуациях, когда статусы говорящего и адресата равны. Для РЖ похвала и одобрение характерны как симметричные, так и асимметричные статусы собеседников, причем асимметрия наблюдается в направлении от вышестоящего к нижестоящему. Симметричные отношения коммуникантов в большей степени связаны с неформальным, неофициальным общением. Асимметричные отношения автора и адресата РЖ похвала и одобрение наблюдаются прежде всего в официальной педагогической и деловой сферах, по линии «учитель - ученик», «начальник -подчиненный», когда коммуниканты общаются как представители определенных социальных групп, выполняющих характерные для этих групп социальные роли. Собеседник с более высоким статусом вполне может одобрить или похвалить адресата с низким статусом, тогда как оценка начальника подчиненным скорее будет восприниматься как лесть.

Адресатом комплимента, как правило, выступает только непосредственный собеседник, в то время как похвала и одобрение могут быть направлены не только на непосредственного адресата, но и на третье лицо, не принимающее участия в процессе общения.

В ситуациях «заочной оценки» (И.Г. Дьячкова), когда адресат и объект оценки не совпадают, можно выделить высказывания, в которых:

1) объект оценки рассматривается автором как потенциальный. Положительная оценка в этом случае выражается с помощью «он-форм», которые легко могут трансформироваться в «ты-формы». Автор высказывает своему собеседнику положительную оценку человека, отсутствующего в момент общения, однако этот человек вполне бы мог стать адресатом, если бы принимал участие в беседе.

Дана Борисова очень потрясающим чувством юмора обладает (РР РЗ) = Ты очень потрясающим чувством юмора обладаешь.

2) объект оценки не рассматривается как потенциальный, хотя, возможно, он и желателен для автора. Здесь можно выделить две группы объектов. Во-первых, объект «заочной оценки» может носить обобщенный, неопределенный характер. Оцениваться может не только конкретный человек, но и группа людей, объединенных общим делом, интересами, профессией, родственными или дружескими связями и т.п., наконец, все общество в целом. Во-вторых, объектом «заочной» положительной оценки может стать несуществующее

лицо, человек, ушедший из жизни и потому не способный выступить в качестве адресата.

— Есть ли среди отечественных эстрадных звезд ваши кумиры?

— Конечно. Утесов. Это абсолютно уникальный, выдающийся, ни на кого не похожий самородок, который останется навсегда (Цветной телевизор, № 44. - октябрь 2002).

Мы рассмотрели толкование названий исследуемых жанров и описали жанры, используя метод семантических примитивов.

Похвала

Знаю, что ты сделал нечто особенное (обладаешь чем-то особенным)

Говорю тебе об этом, так как считаю, что ты должен знать, что я высоко это ценю

Думаю, что тебе это будет приятно

Одобрение

Считаю, что ты сделал (сказал) нечто особенное

Говорю тебе об этом, так как согласен с тобой и хочу тебя поддержать

Думаю, что тебе это будет приятно

Комплимент

Думаю, что о тебе можно сказать нечто хорошее

Чувствую, что тебе это будет приятно

Говорю это, так как хочу, чтобы тебе было приятно

Для похвалы важна собственно оценка и отношение говорящего к объекту оценки. Чтобы получить похвалу, нужно совершить нечто особенное, проявить себя с лучшей стороны. Одобрение, будучи более нейтральным, прежде всего демонстрирует солидарность с адресатом, стремление его поддержать. В комплименте положительная оценка, как правило, является способом сообщить собеседнику о добрых чувствах, о благорасположении. Таким образом, в РЖ похвала и одобрение на первый план выступает положительный отзыв, а в РЖ комплимент - учтивость, любезность, этикетность.

С помощью похвалы, комплимента и одобрения передается оценка в интересах адресата. Однако существуют жанры, содержащие оценку в интересах говорящегоГ К ним относятся похвальба и лесть. Это оценочные РЖ, которые в косвенной форме могут влиять на ухудшение межличностных отношений.

Как показывает проанализированный материал, похвальба и лесть довольно редко встречаются в речевом общении, что можно объяснить, на наш взгляд, отрицательным отношением к ним со стороны общества. Похвальба и лесть не приветствуются обществом потому, что нарушают важные постулаты речевого общения - постулат скромности и постулат искренности. По этой

причине они чаще всего облекаются в форму других жанров, поскольку говорящий не заинтересован в распознавании своих истинных коммуникативных намерений адресатом.

РЖ похвальба используется в тех случаях, когда говорящий желает выделить или подчеркнуть свою выдающуюся, на его взгляд, внешность, особые свойства характера, отличающие его от других, свои достижения и т.д. А. Вежбицкая дает следующее описание анализируемого РЖ: Похвальба

Говорю• обо мне можно сказать нечто хорошее, чего нельзя сказать о других людях

Мне по этой причине приятно

Говорю это, потому что хочу, чтобы ты был удивлен и завидовал мне

Осознавая нескромность похвальбы в свой адрес, говорящий нередко сопровождает свою оценку этикетными оговорками типа извините за нескромность; я не хвастаюсь; не подумайте, что я хвалюсь; понимаю, что это звучит нескромно и под.

- <...> я была крепкая / полная и работать была бойка // или вот молотишь / даже в круг кого поставить // у нас ребятишек не было // я со свистом / с кнутом гоняешь лошадей Это я не хвастаюсь // я сроду не хвастаюсь // а зачем хвастать мне // такая вот / везде / везде // (РР ЖР).

Положительная самооценка говорящего чаще всего сдержанна, нередко подтверждается аргументами и вызвана не просто желанием похвастаться, а, например, подробнее рассказать о себе. Особенно ярко это проявляется в публицистике, в жанре интервью, когда интервьюируемый, отвечая на вопросы журналиста о себе, естественно, положительно оценивает свой внутренний мир, свои умения, способности и т.д. Такая самооценка мотивирована, на наш взгляд, стремлением создать положительный облик, приятное впечатление о себе у читателей или телезрителей, вызвать у них одобрение.

- Для себя я решил следующее • чтобы быть не только актером театра, но и кино, я должен научиться мастерски управлять лошадью, машиной и профессионально владеть рукопашным боем Учился И считаю, что вполне преуспел Я стал классным конником и кандидатом в мастера спорта по авторалли А потом всерьез занялся карате и в результате получил черный пояс... Так что я всегда без каскадеров снимался Для меня не было проблем на скаку шашку с земли поднять, или упасть «застреленным», зацепившись в стременах, или на неосвоенную лошадь вскочить И драться мог профессионально (7 дней, 17-23 марта 2003).

Лестью составители словарей называют лицемерное и угодливое восхваление (БАС; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова). Автор лести, как правило, действует исходя из личных интересов и преследует корыстные цели.

РЖ лесть мы описали с помощью следующих примитивов:

Лесть

Хочу, чтобы ты сделал для меня X

Знаю, что о тебе можно сказать нечто хорошее

Чувствую, что тебе это будет приятно

Говорю это, так как хочу, чтобы ты почувствовал ко мне нечто хорошее и сделал то, что я хочу

Жанровое проявление положительной оценки лица не ограничивается РЖ похвала, комплимент, одобрение, похвальба и лесть. С одной стороны, положительная оценка лица может оформляться в виде отдельного РЖ, а с другой стороны, она может использоваться говорящим в качестве речевой тактики. В этой роли она встречается в благодарности, тосте, пожелании, признании, уговорах, убеждении, утешении, рекомендации и т.д.

Выбирая в процессе общения определенный жанр для реализации своего коммуникативного намерения, говорящий руководствуется тем или иным мотивом. На основе проанализированного материала мы выделили несколько типов мотивировки положительной оценки лица:

1) желание сделать приятное собеседнику, доставить ему удовольствие, расположить его к себе, понравиться ему;

2) желание похвалить собеседника, так как он это заслужил, достоин этого, одобрить его действия, поступки, признать что-либо, связанное с объектом оценки, хорошим, правильным, допустимым;

3) стремление побудить адресата выполнить определенные действия для своего же блага или в интересах говорящего;

4) желание изменить плохое самочувствие адресата в лучшую сторону, утешить, подбодрить, оказать моральную помощь, поддержку, вселить веру в себя;

5) стремление изменить сложившееся негативное мнение об объекте оценки в лучшую сторону;

6) желание выгодно представить объект оценки в глазах собеседника, произвести положительное впечатление на адресата, отметив достоинства и отличительные качества оцениваемого.

Автор положительной оценки лица может руководствоваться сразу несколькими мотивами. Вероятно, нельзя сказать, что за тем или иным мотивом положительной оценки закреплен определенный список жанров, способных его реализовать. Однако некоторая зависимость между мотивом и жанром, посредством которого,он выражается, все же прослеживается.

Соответствия между мотивами и РЖ, с помощью которых реализуется положительная оценка лица, представлены в таблице 1:

Таблица 1.

№ Мотив Жанры

1. Сделать приятное собеседнику похвала, комплимент, одобрение

2. Похвалить или одобрить похвала, одобрение

3. Побудить адресата выполнить определенные действия лесть, убеждение, уговоры

4. Изменить плохое самочувствие адресата в лучшую сторону похвала, комплимент, одобрение, утешение

5. Изменить сложившееся негативное мнение об объекте оценки в лучшую сторону похвала, убеждение

6. Выгодно представить объект оценки в глазах собеседника похвальба, рекомендация, объявление о знакомстве

Генеральным мотивом основных жанров положительной оценки является желание говорящего сделать приятное собеседнику. Кроме того, выделив отдельные мотивы положительной оценки лица, можно увидеть, что РЖ, которые ее содержат, помогают решить различные коммуникативные задачи, связанные с передачей информации и воздействием на поступки, эмоции, волю и разум адресата.

Рассматривая похвалу, комплимент и одобрение, можно выделить ряд оснований, по которым дается положительная оценка лица:

1) профессиональные качества человека, его мастерство, способности, умения;

2) внешность человека, его красота, привлекательность. Характерно, что для женщин одним из самых приятных комплиментов, связанных с внешним видом, является комплимент, касающийся возраста.

- <...> Неужели у вас не было такого простого, такого понятного женского страха - играть женщину в два раза старше себя?

- Ну, в два раза - это комплимент.

- Тогда в три.

- Я так и думала, что вы мне обязательно сделаете комплимент в таком роде, чтоб я легче себя чувствовала в разговоре (Известия, 12 апреля 2005).

3) внутренние качества человека:

а) интеллектуальные - ум, мудрость, сообразительность,

б) волевые - целеустремленность, настойчивость в достижении поставленных задач, решительность, упорство, мужественность,

в) нравственные - честность, порядочность, доброта.

Как показывает материал, положительная оценка чаще всего используется для характеристики профессиональных качеств и внешности человека. Несколько реже оцениваются интеллектуальные и волевые качества. Крайне редко встречается положительная оценка нравственных качеств человека.

Полученные в ходе исследования результаты мы сравнили с данными опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2002 году. Суть этого опроса заключалась в том, что респондентам было предложено описать «героя нашего времени», назвать его основные черты. Результаты нашего исследования имеют значительные расхождения с данными опроса. Так, оценка нравственных качеств человека практически не встречается в нашем материале, хотя именно эти качества являются, по мнению большинства людей, наиболее значимыми. Оценка деловых качеств, занимающих вторую строчку в рейтинге популярности человеческих качеств, в нашем материале представлена наиболее широко и является наиболее распространенной. Такое положение дел может быть связано, на наш взгляд, с тем, что наличие определенного набора обязательных нравственных качеств у каждого человека считается нормой и воспринимается априори, а потому говорящий не обсуждает эти качества без особой на то надобности. Исключения составляют ситуации, когда эти качества проявляются наиболее ярко. В то время как достижения человека, его профессиональная состоятельность, мастерство в каком-либо деле всегда становятся предметом обсуждения и оцениваются более активно. Возможно, нравственные качества не находят должного внимания со стороны общества и потому, что в последнее время произошли значительные изменения прежних жизненных ценностей. Под влиянием общественно-политических, экономических изменений меняются и приоритеты общества. Все большее значение приобретают материальные ценности и все, что способствует их накоплению. В то время как духовная, нравственная сторона жизни отходит на второй план. Кроме того, мы не исключаем влияния на оценку ситуации общения, а также тематики художественных произведений и типа публицистических изданий, которые послужили базой для сбора материала.

Примерно одинаковое положение и в данных опроса, и в анализируемом материале занимает оценка волевых качеств человека. Зато значительная часть нашего материала содержит оценку внешности человека, в то время как в результате опроса не было выявлено ответов, касающихся того, как должен выглядеть идеальный человек. Это неудивительно, так как в процессе непосредственного личностного общения говорящий имеет дело не с абстрактными образами, а живыми людьми, которые могут быть ему приятны или неприятны внешне. К тому же внешний облик человека - это, как правило, первое, на что обращает внимание собеседник.

По нашим наблюдениям, в качестве основания положительной оценки могут выступать не только внешние и внутренние качества человека, но и:

1) его действия, поступки, поведение в определенной ситуации;

2) результаты деятельности;

3) слова, мнения, точка зрения по тому или иному вопросу;

4) предметы, вещи, принадлежащие ему;

5) родные и близкие человека.

Для наглядного сравнения соотношение оснований с похвалой,

комплиментом и одобрением представлено в виде таблицы (табл. 2). _Таблица 2._____

№ Основание похвала комплимент одобрение

1. Профессиональные качества + + (-) + (-)

2. Внешность + <-) + -

3. Внутренние качества + + +

4. Действия, поступки, поведение + — +

5. Результаты деятельности + - -

6. Слова, мнения, точка зрения + — +

7. Предметы, вещи — + -

8. Родные, близкие адресата + + -

Похвала, комплимент и одобрение имеют как общие, так и различные основания. Однако в большинстве случаев именно основание оценки можно использовать в качестве жанроразличительного признака.

Очень распространены в речевом общении комплексные оценки, когда человек оценивается сразу по нескольким параметрам. Комплексные оценки в наибольшей степени характерны для художественной речи. Нередко автор, знакомя читателя со своими героями, дает не только их портретную характеристику, но и описывает их внутренний мир, деловые качества, взаимоотношения с окружающими.

<.. > у Ксении не было пороков Одни достоинства Она была красивая, скромная, работящая, порядочная Если брала в долг, отдавала вовремя Если влюблялась — совершенно бескорыстно, и даже наоборот Себе в ущерб (В.Токарева. Птица счастья).

Оценка лица не всегда бывает однозначной. Человек может оцениваться с различных сторон и не обязательно абсолютно все его качества одобряются, некоторые из них могут не нравиться говорящему. С этим связано сосуществование в одном контексте положительной и отрицательной оценки лица.

- Дибров - человек умный и талантливый Но сейчас в нем не осталось той человечности, которая присутствовала поначалу Зато появилась какая-то звездность, надуманность Это все портит, хотя профессионал он несомненный (Телесемь-Саратов, 12 декабря 2002).

Положительная оценка лица в зависимости от ситуации, условий общения, взаимоотношений между коммуникантами и некоторых других параметров может получать или не получать ответную реакцию. Эта реакция может быть как вербальной, так и невербальной, передаваемой с помощью различных паралингвистических средств (смеха, улыбки, благодарного взгляда).

Невербальная реакция выражает разнообразные чувства адресата положительной оценки и наиболее ярко описывается в художественной литературе.

- А как вас зовут, - спросил вдруг Рустам.

- А зачем вам? — не поняла Марина.

- Ну... Я к вам привык. У вас такой красивый голос.

Марина усмехнулась (В. Токарева. Своя правда).

Чаще всего РЖ, содержащие положительную оценку лица, все же предполагают продолжение речевого общения. Для похвалы, комплимента и одобрения можно обнаружить общие типы вербальных реакций. К ним относятся:

1) благодарность,

2) согласие адресата с положительной оценкой,

3) несогласие с оценкой, неприятие ее.

Несогласие может быть вызвано несколькими причинами. Адресат может счесть неуместной положительную оценку в определенной ситуации, он может не соглашаться с заслугами, которые ему приписывает говорящий, а также с оценкой третьего лица, в том случае, если мнение адресата в отношении третьего лица отличается от мнения собеседника. Несогласие появляется и в ситуациях, когда автор похвалы, комплимента или одобрения антипатичен адресату и не имеет права, по его мнению, давать ему какую-либо оценку.

Специфической реакцией для комплимента является этикетное отклонение. Оно проявляется в том, что адресат оценки, внутренне соглашаясь с ней, внешне демонстрирует несогласие. Исследователи неоднократно отмечали, чю такая реакция - стереотип для русской культуры (М.В. Китайгородская, H.H. Розанова, М.Ю. Федосюк). Адресатами комплиментов, как правило, являются женщины, которые в ответ на комплимент чаще всего вместо того, чтобы выразить благодарность, отрицают положительную оценку, извиняются, объясняют причины, умаляют свои достоинства. Это, на наш взгляд, объясняется „ тем, что современные женщины не избалованы комплиментами и потому, услышав их в свой адрес, теряются и приходят в замешательство.

А (к Н.) Садись девушка // (смотрит на Н.) Красивая!

Н Да уж очень / да-а / ну конечно // С немытой башкой // (РР РРП).

Помимо этого, комплимент у носителей русского языка нередко ассоциируется с неискренней оценкой. Такое отношение к рассматриваемому жанру, по-видимому, связано с тем, что в некоторых случаях он

воспринимается лишь как некий этикетный знак, как проявление вежливости. Осознавая это, говорящий стремится убедить адресата в искренности оценки, используя коммуникативы правда, честно, серьезно и другие.

Для похвалы и одобрения принятие оценки свидетельствует об успешности речевых действий говорящего, а несогласие с оценкой, соответственно, об их неудаче. Для комплимента, напротив, этикетное отклонение положительной оценки вовсе не является сигналом его неуспеха и воспринимается носителями русского языка скорее как проявление скромности адресата.

Специфической для РЖ похвала и одобрение является реакция переспроса. Переспрос выражает стремление адресата уточнить точку зрения говорящего, понять, на каком основании он сделал оценку, и побудить его к развитию темы.

- Я— дочь художницы Варламовой

- Молодец, - одобрил губернатор

- А в чем моя заслуга?

Правильно выбрала мамашу Могла бы родиться у кого угодно (В.Токарева. Птица счастья).

Проявление различных типов реакций в РЖ похвала, комплимент и одобрение представлено в таблице 3.

Таблица 3.

№ Тип реакции похвала комплимент одобрение

1. Невербальная реакция + н + + (-) •

2. Благодарность + + +

3. Согласие с оценкой + + (-) +

4. Несогласие с оценкой + +

5. Этикетное отклонение + —

6. Переспрос + - +

Кроме того, положительная оценка лица, выраженная с помощью того или иного жанра, может вообще не получать никакой ответной реакции. Это может быть связано с тем, что похвала, комплимент и одобрение иногда входят в состав более сложных жанров и не обладают настолько ярко выраженной собственной коммуникативной целью, чтобы получить ответную реакцию. В любом случае отсутствие реакции не является показателем неуспешности положительной оценки.

Тип реакции на положительную оценку лица, независимо от жанра, обусловливается отношениями между собеседниками, настроем адресата на конфликтное или гармоничное общение, его внутренним состоянием, ситуацией общения.

Общей стратегией речевого поведения авторов похвалы, комплимента и одобрения является желание сделать приятное собеседнику. Этот стратегический замысел осуществляется путем набора речевых тактик. На

основе исследуемого материала мы описали самые распространенные тактики, которые использует автор положительной оценки лица.

1) Прямая положительная оценка. Эта тактика, как правило, представляет собой утверждение о наличии у оцениваемого человека особых внешних данных или внутренних качеств.

2) Сравнение адресата или третьего лица с тем, у кого тот или иной признак, являющийся объектом оценки, проявляется не в такой степени или вообще не проявляется. Эта речевая тактика очень близка к первой. Она используется говорящим для того, чтобы отметить уникальность оцениваемого человека, его неповторимость, превосходство над теми, с кем он сравнивается. Иногда говорящий указывает на сходство адресата или третьего лица с какой-нибудь известной личностью, знаменитостью, уважаемым в обществе человеком. Кроме того, человек может сравниваться не только с другими людьми, но и с самим собой, но в другое время, в другой обстановке, при других обстоятельствах и т.д. В ситуации сравнения говорящий нередко признается в том, что он сменил некогда отрицательную оценку собеседника на положительную вследствие того, что лучше его узнал, ближе с ним познакомился, увидел его в иной обстановке и т.д.

- Знаете, Юра, вы ужасно милый человек. Тогда, в воскресенье, вы мне показались жутким букой Такой серьезный, хмурый, на всех кричит, всех погоняет, всех подозревает. <...> А сегодня вы совсем другой Мне с вами удивительно легко, я вас совершенно не боюсь (А. Маринина. Незапертая дверь).

3) Признание говорящего в том, что он положительно оценивает какие-либо качества или поступки адресата. Эта речевая тактика также имеет много общего с первой, однако отличается от нее тем, что говорящий не просто дает положительную оценку адресату, но и открыто сообщает о своем отношении к нему и оцениваемым качествам. Выделенная тактика очень часто реализуется с помощью глаголов нравиться, любить, ценить, уважать, обожать и под.

4) Положительная оценка через описание ощущений, чувств, которые адресат или третье лицо вызывает у говорящего, в том числе чисто физические ощущения, связанные с восприятием органами слуха, обоняния и т.д. (ароматный запах, исходящий от человека; приятный тембр голоса и т.п.). Оценки, в которых используется выделенная речевая тактика, как правило, очень эмоциональны и субъективны, так как передают сугубо личностное восприятие говорящим другого человека и основаны не на присущих объекту свойствах, а на эмоциональном восприятии его говорящим. В связи с этим такие оценки редко бывают сдержанными, они реализуются с помощью восхищения, восторженных высказываний в адрес оцениваемого человека.

5) Косвенная положительная оценка. Речь идет о таких ситуациях, когда адресат должен сам обнаружить оценку в «скрытых семантических компонентах высказывания» (О.С. Иссерс).

6) Положительная оценка через указание на чужое мнение. Авторство похвалы, комплимента или одобрения приписывается третьему лицу или группе лиц либо делается ссылка на чье-то авторитетное мнение. Выделенная тактика достаточно широко распространена в публицистике. Журналисты, излагая оценку от «общего мнения» (Е.М. Вольф), как бы отстраняются от нее, давая понять читателю, что ее авторство принадлежит не им лично, а целому коллективу людей. Для этой цели чаще всего используются неопределенно-личные предложения, а также вводные конструкции типа по словам, по мнению и т.п.

Все перечисленные тактики с большей или меньшей частотностью используются как в РЖ похвала, так и в РЖ комплимент и одобрение. По этой причине они, как нам кажется, не могут служить для решения вопроса о разграничении этих жанров. Таким образом, речевые тактики мы относим к общим признакам жанров положительной оценки.

Оценка всегда ориентирована на норму и на социальные представления о том, что для данного объекта является хорошим, а что плохим. В языке содержится большой пласт лексики, в котором отражается нормативное восприятие мира. Говорящий, оценивая людей, предметы, события, опирается, как правило, с одной стороны, на свое собственное отношение к объекту оценки, а, с другой стороны, на стереотипные представления об этом объекте, существующие в обществе. Восприятие нормы, соответствие ей того или иного объекта оценки выражается в такой группе прилагательных, как обычный, обыкновенный, нормальный и др.

Для обозначения отклонения от нормы в ту или иную сторону в языке используются целые ряды синонимичных слов. Так, отклонение от нормы в положительную сторону демонстрируют следующие прилагательные: неординарный, выдающийся, гениальный, замечательный, уникальный, великолепный и др.

- Татьяна Васильевна - неординарная актриса, выдающаяся личность-Неоднозначная фигура. Я рад, что пришлось общаться, работать с таким глубоким художником. <...> Татьяна Васильевна - очень интересная женщина. И очень умна и серьезна. Она жизнь проживает очень серьезно! Татьяну Васильевну я очень уважаю и люблю! (Комсомольская правда, 12-19 сентября 2003).

Слова, обозначающие положительную оценку лица, располагаются на оценочной шкале по мере возрастания положительного признака. Усиление признака выражается как в самой лексеме, так и аналитическим способом, с помощью интенсификаторов. В роли интенсификаторов выступают слова разных частей речи: наречия (очень, удивительно, абсолютно), местоименные слова (какой, такой, как, так, самый), частицы (просто, прямо, вообще). Они усиливают семы, указывающие на положительные качества лица.

Исследуемый материал позволяет сделать вывод о том, что среди оценочных слов во всех речевых жанрах, содержащих положительную оценку

лица, явно преобладают имена прилагательные. Среди них хороший, великолепный, изумительный, чудесный, прекрасный, замечательный, потрясающий, необычайный и многие другие. Далее по степени убывания частотности следует класс наречий: похвально, отлично, удивительно, потрясающе, гениально, виртуозно и т.д. Значительно реже положительная оценка лица в составе РЖ выражается с помощью существительных (кудесник, умница, ас, волшебник, гений, самородок) и глаголов (нравиться, любить, обожать, уважать, преклоняться). Встретились в нашем материале и положительные оценки человека, представленные фразеологическими единицами мастер на все руки, мухи не обидит.

Очень часто под влиянием положительных эмоций говорящие дают оценки, не адекватные ситуации, обнаруживая склонность к преувеличениям. Показателями экспрессивных оценок является особая интонация и соответственно восклицательная форма предложения, а также наличие интенсификаторов.

В художественной речи особыми приметами, свидетельствующими о том, что перед нами похвала, комплимент или одобрение являются слова автора. Зачастую автор, описывая ситуацию общения, сопровождает свое повествование следующими комментариями: одобрил, похвалил, восхитился, одобрительно кивнул. Эти и некоторые другие глаголы служат сигналами положительной оценки лица.

Анализируя способы выражения положительной оценки лица, можно заметить, что, с одной стороны, говорящий может просто перечислить положительные свойства объекта оценки. В данном случае имеет место четкая констатация тех или иных черт личности, которые даны в порядке перечисления. С другой стороны, гораздо чаще говорящие не только высказывают положительную оценку, но и мотивируют её. Мотивировки, как правило, содержатся в конструкциях с предикатами нравиться / не нравиться. Оценочные выражения, включающие эти глаголы, обычно передают прежде всего положительное отношение говорящего к объекту оценки и ничего не сообщают о свойствах последнего. Мотивировки эксплицируют эти свойства, аргументируя оценку лица, и тем самым усиливают воздействие на адресата речи.

В заключении подводятся итоги работы, обобщаются основные выводы, полученные в ходе исследования, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Хорешко О.Н. Лексические средства выражения положительной оценки лица // Язык: теория и практика преподавания: Межвуз. сб. научи, тр. -Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. - С. 104-109.

2. Хорешко О.Н. Положительная оценка лица и некоторые аспекты ее жанрового воплощения // Филологические этюды: Сб. научн. ст. молодых ученых. - Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2004. - Вып. 7. - Ч. III. - С. 232-236.

3. Хорешко О.Н. Мотивы положительной оценки лица в русском речевом общении // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. научн. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. - Вып. 5. - С. 215-219.

Хорешко Оксана Николаевна

Жанровый аспект положительной опенки листа

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 15 09 2005 Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Печать офсетная Объем 1,5 п л Тираж 100 экз Заказ 4С 3

Типография Издательства Саратовского университета 410012, Саратов, Астраханская, 83

)

V

Р1 7 з 1 9

РНБ Русский фонд

2006^4 Т4746

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хорешко, Оксана Николаевна

Введение.

Глава I. Теоретические основы изучения оценки и речевых жанров в современной лингвистике.

1.1. Понятие оценки. Основные компоненты ее структуры.

1.2. Классификации оценок. Положительные и отрицательные оценки и их соотношение в языке.

1.3. Определение речевого жанра. Соотношение понятий речевой жанр и речевой акт.

1.4. Подходы к исследованию речевых жанров и методы их описания.

1.5. Типология речевых жанров и проблемы изучения жанров фатической речи

1.6. Исследования отдельных речевых жанров.

Глава II. Прагмалингвистические характеристики основных жанров положительной оценки.

2.1. Воздействие на объект оценки.

2.2. Общая характеристика жанров положительной оценки лица

2.3. Мотивы положительной оценки лица.

2.4. Основания положительной оценки лица.

2.5. Типы реакций.

2.6. Речевые тактики.

2.7. Лексические средства выражения жанров положительной оценки лица.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Хорешко, Оксана Николаевна

Одной из наиболее актуальных лингвистических задач в настоящее время является изучение закономерностей речевого общения. Центральным направлением изучения речи становится жанроведение - область науки о языке, которая связана с исследованием жанров реальной коммуникации.

Не меньший интерес для исследователей представляет проблема оценочности, поскольку оценка пронизывает все сферы человеческой деятельности и отражает ценностные ориентации общества.

Несмотря на активное изучение жанровой организации речи, на многочисленные исследования в области оценки остаются нерешенными многие проблемы. Основные положения любой научной теории требуют постоянного уточнения, развития, а иногда — частичного пересмотра. Теория речевых жанров и теория оценки не являются в данном случае исключением. Этим объясняется актуальность диссертации.

Объектом исследования являются речевые жанры, способные передать положительную оценку лица.

Предметом исследования стали прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено многоаспектное описание речевых жанров, с помощью которых передается положительная оценка человека.

Цель работы — представить комплексный анализ основных речевых жанров, с помощью которых реализуется положительная оценка лица.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. выявить жанры, с помощью которых говорящий дает положительную оценку человека,

2. дать прагматическую характеристику основных жанров положительной оценки, рассмотрев мотивы, основания, речевые тактики, реакции, некоторые особенности говорящего и адресата,

3. определить типичные для жанров положительной оценки лексические средства выражения,

4. установить общие и специфические черты жанров положительной оценки, отметив их жанроразличительные признаки.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, интерпретация, обобщение), сравнительный метод, элементы компонентного анализа, дефиниционного анализа, отдельные приемы коммуникативно-прагматического анализа, а также метод семантических примитивов.

Материалом исследования послужили тексты художественных произведений, созданные в конце XX - начале XXI века, газетная и журнальная публицистика 2000 - 2005 гг. и записи разговорной речи, взятые из книг «Живая речь уральского города. Тексты» (далее - РР ЖР), Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. «Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект» (далее - РР РМ), Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. «Русский речевой портрет. Фонохрестоматия» (далее — РР РРП), а также записи разговорной речи, сделанные собственноручно (далее - РР РЗ).

Общий объем материала составил 500 текстов, содержащих положительную оценку лица.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие антропоцентрической лингвистики, лингвистической аксиологии, жанроведения и тем самым способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по культуре речи и ед речевому этикету, в спецкурсах по теории речевых жанров, проблемам эффективности речевой коммуникации.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых Саратовского государственного университета (2003, 2004, 2005 гг.), на конференции Саратовской государственной академии права (2004 г.). Общее содержание работы и результаты исследования изложены в 3 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Положительная оценка лица чаще всего выражается с помощью речевых жанров похвала, комплимент и одобрение. Гораздо реже говорящий использует речевые жанры похвальба и лесть как такие способы речевого взаимодействия, которые не приветствуются обществом. Кроме того, положительная оценка лица может в качестве речевой тактики входить в состав других жанров, имеющих коммуникативную цель отличную от ф коммуникативной цели жанров положительной оценки. Это такие жанры, как благодарность, поздравление, признание, уговоры и некоторые другие.

2. Похвала, комплимент и одобрение являются фатическими речевыми жанрами и объединены общей коммуникативной целью. Они характерны для кооперативного общения, используются для гармонизации межличностных отношений и являются одним из наиболее эффективных средств позитивного эмоционального воздействия.

3. Исследуемые жанры имеют ряд общих признаков, к которым относятся мотивы, речевые тактики, типы реакций и некоторые особенности языкового воплощения.

4. Главным жанроразличительным признаком похвалы, комплимента и одобрения являются основания оценки. Кроме того, на выбор жанра оказывают влияние статусные характеристики коммуникантов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списков использованной литературы и источников материала.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровый аспект положительной оценки лица"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило установить, что положительная оценка лица является основным содержанием РЖ похвала, комплимент и одобрение. Эти жанры характерны для кооперативного общения и служат важнейшими регуляторами межличностных отношений. Жанры положительной оценки объединены общей коммуникативной целью, которая заключается в стремлении говорящего сделать приятное собеседнику, настроить его на коммуникативное сотрудничество, установить или поддержать теплые отношения.

Похвала, комплимент и одобрение относятся к ЖФР, улучшающим межличностные отношения в прямой форме. Похвала и одобрение — оценочные РЖ, а комплимент — одновременно оценочный и этикетный РЖ. Если в похвале и одобрении положительная оценка лица выступает самоцелью, то есть говорящему важно именно оценить адресата, то в комплименте она, как правило, является способом сообщить собеседнику о добрых чувствах, о благорасположении. Таким образом, в РЖ похвала и одобрение на первый план выступает положительный отзыв, а в РЖ комплимент — учтивость, любезность, этикетность.

Положительная оценка лица практически всегда вызывает позитивные эмоции у собеседников, способствует гармоничному общению, оказывает огромное воздействие на адресата, на его мысли, чувства, поступки, а также влияет на принятие им жизненно важных решений.

Жанры положительной оценки лица обнаруживают ряд общих признаков, одним из которых являются мотивы говорящего. В качестве генерального мотива для похвалы, комплимента и одобрения мы выделяем желание говорящего сделать приятное собеседнику. Кроме того, к мотивам положительной оценки мы относим желание одного из коммуникантов похвалить собеседника либо одобрить его действия, изменить самочувствие адресата в лучшую сторону, стремление побудить адресата к выполнению определенных действий, изменить сложившееся негативное мнение об объекте оценки, выгодно представить оцениваемого человека в глазах собеседника.

К общим признакам, характеризующим РЖ похвала, комплимент и одобрение, относятся также типы реакций, которые включают благодарность, согласие с оценкой, несогласие с оценкой, вызванное рядом причин, а также невербальные реакции, передаваемые с помощью различных паралингвистических средств. Кроме того, жанры положительной оценки иногда вообще не получают ответную реакцию вследствие того, что они входят в состав других более сложных жанров и не обладают ярко выраженной коммуникативной целью, которую адресат способен распознать и на которую он может отреагировать. Специфической реакцией на комплимент, характерной для русского речевого общения, является этикетное отклонение оценки, когда адресат, внутренне соглашаясь с оценкой, внешне демонстрирует несогласие с ней. Специфической реакцией на похвалу и одобрение является переспрос, свидетельствующий о желании собеседника уточнить и прояснить, на каком основании говорящий дает ему оценку.

Объединяют жанры положительной оценки речевые тактики, которые говорящий использует для достижения стратегического перлокутивного эффекта. К ним относится прямое и косвенное выражение положительной оценки, признание говорящего в положительной оценке адресата, сравнение, положительная оценка через описание ощущений, положительная оценка через указание на чужое мнение.

Общими для похвалы, комплимента и одобрения являются и некоторые особенности языкового воплощения. Так, наиболее частотными средствами выражения положительной оценки в этих жанрах являются оценочные прилагательные. Далее по степени убывания частотности следуют наречия, местоименные слова, существительные, глаголы и фразеологические единицы с оценочным значением. Наиболее клишированными формами обладают похвала и одобрение.

Основным жанроразличительным признаком похвалы, комплимента и одобрения мы считаем основания оценки, которые в большинстве случаев помогают определить жанр, с помощью которого передается положительная оценка лица. Так, одобряются чаще всего поступки, действия, поведение, слова, мысли, взгляды человека. Похвала, как правило, более эмоциональна, имеет более высокую степень положительной оценки и гораздо больше оснований для выражения этой оценки по сравнению с одобрением. Похвала - это в первую очередь оценка достижений, а потому говорящий использует ее для того, чтобы высоко оценить профессиональные качества человека, его способности, умения, мастерство в каком-либо деле, результаты его деятельности. Основанием для похвалы нередко становятся такие интеллектуальные качества человека, как ум, мудрость, сообразительность, а также его волевые качества, а именно целеустремленность, решительность, настойчивость и т.д. Комплимент содержит прежде всего оценку внешности человека, в том числе принадлежащих ему вещей, его возраста, некоторых внутренних качеств, чаще всего нравственных, а также оценку родных и близких ему людей.

В целом следует отметить, что между основаниями положительной оценки нет очень жестких границ, к тому же в некоторых случаях они сложным образом переплетаются, а потому иногда бывает трудно разграничить жанры только по одному признаку.

Еще одним жанроразличительным признаком являются некоторые характеристики говорящего и адресата. Адресатом комплимента выступает, как правило, только непосредственный собеседник, в то время как похвала и одобрение направлены не только на партнера по общению, но и на третье лицо, не принимающее участие в беседе. Кроме того, большое влияние на выбор жанра оказывают статусные характеристики коммуникантов. РЖ похвала и одобрение органичны и уместны в ситуациях, когда статусы говорящего и слушающего равны либо когда статус говорящего выше. Для комплимента более характерны симметричные статусы собеседников.

Положительная оценка лица передается не только с помощью РЖ похвала, комплимент и одобрение, но и с помощью РЖ лесть и похвальба, которые, однако, достаточно редко встречаются в речевом общении вследствие отрицательного отношения к ним со стороны общества. Как правило, говорящий не бывает заинтересован в том, чтобы его высказывание было истолковано как лесть или похвальба, а потому данные РЖ чаще всего оформляются с помощью других жанров. Такое положение дел связано с тем, что в РЖ лесть и похвальба положительная оценка произносится не в интересах адресата, а в интересах самого говорящего.

Лесть всегда предполагает корыстные интересы говорящего, стремление добиться желаемого за счет адресата. Именно с этой целыо используется положительная оценка лица как одно из наиболее эффективных средств воздействия на человека. Открытая и неумелая лесть, как правило, получает негативную оценку со стороны адресата, тогда как искусная и умело завуалированная, она в некоторых случаях способна вызвать положительные эмоции у собеседника. Во многом это зависит от личности адресата, ситуации общения, настроя коммуникантов и некоторых других параметров.

Похвальба, так же как и лесть, не приветствуется обществом, поскольку содержит положительную оценку не собеседника, а самого говорящего и противоречит тем самым одному из постулатов речевого общения, связанному с тем, что говорящий должен быть скромен. Проведенное исследование позволяет утверждать, что чаще всего в речевом общении встречаются сдержанные, аргументированные и вполне обоснованные положительные оценки человеком самого себя.

Положительная оценка лица не всегда оформляется в виде отдельных РЖ. Она используется говорящим и в качестве речевой тактики. В этой роли положительная оценка выступает в таких РЖ, как благодарность, признание, тост, поздравление, уговоры, убеждение, рекомендация и т.д.

Мы считаем перспективным исследование поставленной проблемы в лингвокультурологии. В частности, интересно было бы обратиться к основаниям и мотивам положительной оценки и пронаблюдать, изменятся ли они в связи с естественными изменениями жизненных ценностей людей под влиянием общественно-политических изменений. Произойдет ли еще больший сдвиг в сторону материальных ценностей или общество сосредоточит внимание на нравственных идеалах? Плодотворным нам кажется рассмотрение исследуемой проблемы в тендерном аспекте. Кроме того, темой отдельного исследования, на наш взгляд, может стать сопоставительное изучение жанров положительной оценки в разных функциональных сферах общения.

 

Список научной литературыХорешко, Оксана Николаевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Азнабаева Л.А. Коммуникативная семантика фатической речи // Синтагматический аспект коммуникативной семантики. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та, 1985. - С. 84-89.

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Русский язык, 1989. - 495 с.

3. Аллен Дж.Ф., Перро Р. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. Теория речевых актов. - С. 322-362.

4. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. - Вып. 3. — С. 92-104.

5. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. — 1985.-№3.-С. 13-24. J

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988.-341 с.

7. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. - С. 52-56.

8. Арутюнова Н.Д. Речеповеденческие акты и истинность // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992а.

9. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 237-280.

10. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с.

11. Беляева А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. М., 1985.12.