автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Жилище тямов Вьетнама

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тхань Фан
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Жилище тямов Вьетнама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жилище тямов Вьетнама"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУ2Ш НАРОДОВ ИНСТОТУТ Э1ИОГРА«ЙИ вк.Н.Н.МИШХО-МАКЛАЯ Ленинградская чаать

На правах рукопжоа Ш

ТХАНЬ О А Я

5ИЛИЩЕ ТЯМОВ ВЬЕТНАМА Спапкальзооть 07.00.07 - втвогра^яя

АВТОРБОЕРАТ двссвртацяа ва сококавяе ученой отеаеня кандидата яотора'чооках паук

Леаввград

19 9 0

Работа выполнена ва кафедре эгвографчв я аятропологяи иоторачеокого факультета Лвь-янгродокого государственного университета.

Научный руководитель -доктор иоторяческлх наук, 1 профеооор Р.Ф.ИТС |

Офвдиальныв оппоненты - доктор фалолоихчеоках наук,

профеооор А.К.ОГЛОЕЛИН,

- кандидат воторическах нпук Е.В.ИВАНОВА

Ведущая оргаавэация - ВооточаыЯ факультет Леаавградакого

гооударотвеввого уааверонтота

Зашата ооотоатоя " _декабря_1990 года

е Л (■> чао. ва ааоедавш опецяаляэароваввого Совета К 02.7С;02 по вашатэ даооертацаЯ ва сококавае ученой отепена кандидата аоторачеоках паук в Лев виг рад окоп чаота ордена Друкбы Народов Ивотатута этнографии аыева Н.К.Ыаклухо-Маклая АН СССР.

С диссертацией нокно оэыакоиатьоя в библиотеке Леввиград-скоЯ чаота Ивотатута етаографаа АН ССОР.

Автореферат разослан " Яг " декабря 1990 года.

УчевыЯ секретарь Спецаалязаровавиого совета кандадог мторачоохах ваук

А.М.РШВТШ

- 3 -

ОЕЩДЯ, ДГАКТЕШСТИКА РАКГЩ

Актуальность работа. Глубокое я яоеоторовнеэ ясолодовпнпе культурного наследия народов лпляотся актуальной задачей этнографической науки. К числу падболоо важных теоретических и практических проблем, рдэрабптнвае«нх этногряфпей, олодуот отнооти - изучение иатеря&яьно/! культурн. йивано «аториальная культура еоть одно иэ пролвленьЯ состояния экономики, культурн н общеотленного сознания народа на всех этапах ого развития, Материальная культура дает пеннейяие сведения для рсиочпл «ноги важных вопросов, связанных о этнической иотораеЛ народов.

ч).Энгельс говорил, что "люди в первую очередь должны ооть, пить, иуэть жилище и одоватьоя, прокдо чей быть в состоянии занижаться политикой, наукой, искусство»*, религией к т.д."*.

В области «атерншшюЯ культуры стойка« этнический признаком, в точение веков сохраняющий ояои характерные особенности, является жилия.6.

2алиде - один из важнейших и в то же врекя оа«ых трудных для этнографического изучения объектов. Ешшо поотройяа каждого народа предстапллют собой оложнцП культурно-бытовой коуплеко.Изучение кдлшяа способствует рошепик» многих проблей истории народа,аа-чивяя от втногенеэа и обмого характера хозяйства, сеиейного а общественного быта и кончая проблей м/и духовной культурн (народное искусство, верования и т.п.). Повточу, исследование жилила имеет большое научное значение для изучения хозяйотвбово-культурного развития народа.

Изучение традиционного народного жялиаа тяиов позволит решать вопросы, овязаиныо а происхождение« жалигаа вообще и обшей липаеЯ его развития, о в«явление« культурных овяэей, существовавших «ежцу народа«а Юго-ВосточиоЯ Аэаи, особенно ивжцу тяыаии а другими вародани Вьетна«а иа протяжении «вогях воков.

Цель а задача идоледоианид. Целью настоящей работы является изучение важных разделов материальной культуры тя«ов Вьетнама -пооелоияя, жилиша и хозяйственных построек. В ооответотвии о этой целы» аоолодовавия были определены оледуипяв ооиоввцо задача:

I Марко К..Энгельс ф. Соч. - Т.19. - С.350.

- л -

- Деть характерные особенности поселения, уопдьбы и яшлитя тямокого населеняя Вьвтнаып;

- исоледовать типы традиционного сельского жилиит тямов Вьетнама;

- показать ооновные пути развития «ялкиа тялов, выявить древнейшие иоходнне ого с!ормы, определить направление и самое главное - дяижушаа оилк разлития;

- рассмотреть попорья и обряпн, овязаинно о постройками тя~

иоп.

Методологическая основа исоя'здэпаицд. Методологической основой диооартяпли послужили труди классиков марксизма-ленинизма по теории и истории культуры.

Важное значение для проведения исследования имели методологические я теоретические реяряботки в трудах ооаэтоких этнографов по различны« проблеиаа материальной культуры народов иира.

При. роботе над диооертпнноЛ автором применена иопольэуоыпя в советской этнографии «атодаха непоородотненного полевого наблюдения о равн ителы;о-ио торнч ос кого иооледования.

Изученность тс«ц и источнику.-В историографии Вьетнама и в ооветокой научной литературе практически отоутотвуют работы, посвященные типологизаииа традиционного оельокого жилища тямов. Эт-вографичеокоа изучение жилых и хозяйственных поотроек тямов фактически только начинается.

В оонову диооертации положены материалы, собранные в этнографических зкопецициях авторов в течение 1979-1985 годов в т ямских областях в Центральной и Бжной части Вьетнама.

Научная во°и»пд исследования заключается в оовешении проблей, овязанпих а проиохожцепием жилиша тямов и пропеооом его развития, о выявлением культурных связей, существовавших между тяма-ии и другими народами Вьетнама на протяжении многих веков.

Автор диооертации пытался разработать не проото формальную схему клаооафикадни хил ища. Выделяемые типы - результат длительного а сложного иоторичеокого рпзчития.

Практическая цецноох«. работы. Материалы и выводы диосерта-цпа могут быть попользованы при изучения многих проблем этнографии, в первую очерод;. при изучении культуры тямов Вьетнама, а также при написании обобшеюших работ по теме "Типы традиционного

сельокого килииа няопдол Пьитнлмп", которую раэрябаткваот Институт этнография КОН СРВ.

Ап.ро.бация работу. Основные положппал а результаты исследования неоднократно докладывались па кафедра этнографии исторического факультета Ханойского университета я в локаиях "Тямы. Вьотна-ча" иа кафедре этнографа иггорпчоского факультета Хошиуипского университета, на кафздре этнографии и антропологии которичоокого факультета Ленинградского гооударотиошюго университета и заседаниях отдела этнографии народов зарубежной Азия Лонанградокой чаоти Института этиографии АН СССР.

Структура рпботц. Диссертация ооотоат аз введения, трех глав, заключения, списка литоратурн и приложения. В работе 44 рисунка, 5 карт, 48. фотографий.

Во ВаШИйаа обосновывается актуальность теин, ее научное И прахти'ческио значение, опрецеллютоя пела в задачи исследования, содержится характеристика источников a попользованной литературы.

Дерзая глава "Тяун Вьетнама" дает общую картину жизни тяуов во Вьотиаме: характеристику географических условий, районов ах проживания, раооеления, чиолошности, культура и бита. Глава со-отоит из двух частей: "Раааелопие и чиолэннооть" и "Очорк традиционной и битовой культуры тляов".

I. Раооеленае и численность. Тя«ы - один из древних народов Вьотпана. В прошлой (II-ХУЛ вв.) у тяиов было гооудяротно Тякпа.

Государотмо Тянпа занимало центральную чаоть территории современного Вьетнама. Cavan крайняя оевервая точка территории го-оударотна Тяыпа ваходилаоь в провинции Довг-хой (Дао-нганг), а самая крайняя mu ал в районе Вьон-хоа. Протяжоянооть с оевера на юг составляла 750 кч между 18° я IIo о.ш., о запада на вооток -250 ки между 105° и 109° в.д. В ваотоящее время государства Тдо-па не оуиествует ва карте мира. Современная территория рассоления тяиов включает эоили в Центрально« и Южной районах СРЗ и на Dre Камбоджа, между I0°50'-I3o00' о.ш. а 102°-109° в.д. Крайняя оеверная точка этой территории во Вьетнаме находится в районе Нипь-хай в провинций Тхуавха*, в Камбодже - в провитхиа Бят-Там-бонг.

Народ тяыы относятся к австралоазиатокой paco, говорит ва языке иадаЯско-полинезийской семьи. По переписи 1934 г. численность тяаов составила 7S тыо.чоловек, из них 54,5 тно.чел. проживают в провинций Тхуанхай (в Центральное Вьетнаме) и 21,5 тыо. - в Ю?шоы Вьетнаме. Среднегодовой прирост васеления тямов Вьетнама за I9S5-I935 гг. т- 2,2&.

2. Очерк традиционной и бытовой культуры тдоов.

Хозяйотвеаыо-культуртый тип тямоЪ - плужное земледелие. На заливных полях тяыы пользуются плугами и боронами с тягловой силой буйволов или быков. Ррзвито искусственное орошение. В качеот-' ве дополнения к ооновной плужной форыо в горных районах существует подоечво-огневая аистема земледелия.

Хозя£с£в£. С древнейших времен тдак занимались земледелие« и рыболовствш. В наотояшее время зэулэдалиа являетоя основным занятием тямов Центрального Вьетнама. У Юкной граниш тяков развито рпболовство а торговля. Все земли центральных районов делятся на три категории: "хапух" - земельные участки в леоах, иопользуеиыо в подсечно-огневом земледелии; "лон" - земельные участки ва воз-вншенностях, требующие искусственаого орошения; и "хаму" - хорошо увлажненные земли, лежащие в долинах рек а ва равнинах. Оововаш сельскохозяйственный орудием для обработки земли являетоя деревянный плуг. Убирают урожай о помощью оьрпов "ванг".

У тямов оамнм распространенным животным являетоя бык, Буйволов используют не только ва сельскохозяйственных работах.но к для хертвояривоаевиЯ а продажи.

С древнейших времен тямы накопили богатый опыт рыболоватв а, пользуясь разнообразна« средствами лова. В наотояшее время только южвая группа тяков, живущая около рек, занимается рыбной ловлой.

Ремеоло у большей часта васоления тяков не отдалилось от земледелия я бытует в воде домашних промнолов, обслуживающих потребности семья а дающих продукцию для обмена.

В прошлом у тяков было высоко развито кузнечное ремесло. В наотояшее время тяыы пользуются услугами кузнегов вьвтов.

П'-ща». Тямокую пищу составляют рио, рыбный ооуо,-овоща, рыба (свежая, соленая я вяленая), яйт и мясо. Алкогольные напитки делают аз клейкого риоа.

Тяыи готовят плшу на очаге э глиняных горшках а в меда их ила агаадвиевых кастрюлях. Основной питой тямотз является белый (веклэйкзй) рис. Варят рис в закрытой горшке с водой в течение около получаоа, пооло чего часть воды сливают, а оставшуюся вы-парипают^на слабой огне. Ежедневно к расу готовят несколько видов приправ. Приправой служат овощи о мясом, растительным ыяолои, черный или.красны« перцем и рыбой, пареной пли дареной,

В пишу обычно ицет большое количество рибнсго соуса, ©да тти, как правило, три раза в день.

Одрэда^, Традиционной одевдой тяыов является "ахав" - неошитая юбка, состоящая из куока ткани, оборачиваемого вокруг бедер. 7 тянов ахав носят и мужчины и женщины. "Рубаху с широкими рукавами носят мужчины, платье ("аугхай") о узкий я рукавами носят жен-шины.

Тяуъг носят кожачыэ сандалии. Другой обуви, как правило, не носят. Для зашиты головы от тропического оолица тдаы носят шляпы. Их плетут из пальмовых листьев и бамбука.

7 тямоких жеашив обычно бывает много украшений (кольца,бра-олеты, ожерелья и пр.). 7 богатых - серебряные и золотые, у бедняков - ыеднне, латунные, стеклянные, пластмассовые и алюминиевые. Тяьюкие женшияы ообирают волосы на затылке в узел.

0баест£епн']й_с2р2йж До социалистической революции в Южной части Зьетнаиа обшэсттзо тяйов делилось на два основных антагонистических класса - помещиков Схалау тявтт" - монахи, "урапг киныпыыта" - дворянство) я крестьяа-арендатороя ( "ураяг катхот", "паллиуап - бедныо люди, "халун халах" - рабн).

В ваотоятев время в деревнях тяиов существуют три форын управления общества: совет отарвЧиш ("уранг тага"), религиозная организация Схалау тянннг акаыа") и едаиниотративвый орган ("ха-лау тяеывг палей").

До сих пор в обшеотвевяой и оемейвой аизви тянов существуют в оильной отепеви пережитки материноко-родовых отношений. Каждая деревня представляет собой сельскую общину, в которой проживают представители разных родотвенных групп (тина ыатрошшй). Вообще в оошапьно-экономической жизви деревни большое меото принадлежит организациям родственного характера.Дерсв-ая является оамой мелкой административной и сопиальио-экономиче-

с кой единицей тяг.'о в Вьетнама. В сельской обтаю тялов сушоствует коллективная взаимопомощь, которая применяется ео время строительства шишщ, праздников и т.д.

ЕРЗКа. Обычное право тдаов не допускает брака между родствеп-накама-одиофаыажьцауи. У нкх до вастояшого времена распространены кузенные браки, встречаются кроаскузенные браки (браки о дочерью брата матери).

Что касается локальности брака, то у тдаов господствует ка-трплокальное пооелевие: муачина поело свадьбы поселяется в доне родителей жеаы. Дядя по матора играет важную роль в сеыеЯно-брач-ных отношениях. На свадьбе он является главны« организатором.Счет родства у тдаов ведется по женской линии. В случае развода детл оота:отся в семье матери.

Се!.!ья у тимов главным образом малая, моногамная, состоит обычно из 5-8 человек - родителей и их детей. Главой семьи является мать, пооле ее смерти - отаршая дочь. Наряцу о малой семьей продолжают существовать и большие сечъя, в которых совместно проживают родители и замужние дочери о мужьями и детьми. Эти семьи состоят из родственников трех поколений, живущих обаяй домохозяйством. Дета восят фамилию матера и прииадленат к ее родовой группе.

Таким образом, в оемейно-брачных отношениях современных тя-ыов зачастую еде продолжают существовать прежние традиции.Еенщи-вы занимают центральное место в оемье. Общественные вопросы в деревне решают мужчины.

Ведоваина. Тямы были язычниками. Велико значение культа женщины - "матери государства", лица, от которого ведутоя династия правителей отравы. Другим кумиром у тяыов была стоячая кат-мениая глыба менгир - дух земли, перешедшая впооледотвии, когда ш стала брахкааиотаки, г оимволпчеокое изображение мужского гениталия (линга).,С проникновением в Тямпу брахманизма вачалооь распространение индийокой культуры во всех областях материальной а духовной жизни общества. Наряду о квотными божеотваии получили распространение а культы богов, Шивы, Брахмы и Вишну, первый из которых часто изображался в виде линги. Что каоавтоя кахаяны,которая, весьма вероятно, привнеоена позднее, то ова существовала параллельно о брахманизмои. В то время как официальной религией

стая шиваизи, тямские монархи ло-прежнему оставалась буддистами. И в совремеьыом Вьетнаме большинство тяков исповедует брахманизм, .правда трансформированный, остальные является мусульманами.Бгах-«аниста, кавуиие в Центральной Вьетнаме, составляют 3/5 всего тгасксго насолеияя. Тети - ыусульыаао отвосятоя к двум направлениям: "База" к "Колам". Ролягия и народные верования оказывают влияние на все сферы жизни тянов: экономику, социальные отношения, культуру к т.д.

Во птоъоИ .главе "Поселения и яалииа" рассматриваются сельские поселения, вшше а хозяйствешие постройки тямов Вьетнша.

I. 3 этнографачоских исследоваялях поселениям отводится видное место как одному из элементов материальной культуры народа. На формирование характера поселений издавна влияла различные факторы природне-географического, социально-экономического а административно-политического порядка. Адмшшотративно-политичес-кяэ меры, предпринимаемые правительством, оказывают существенное вляянио на формирование и развитие поселений, но в облике сельских поселений тяков отражаются их специфические этнические особенности.

7 тдаон ииеегоя два типа сельских пооелоний: "палей тям-клак" - деревни центральных тяыов и "палей тямпирау" - деревни южных тлыов.

Деревни центральных тяыов. Центральные тш расселяются по берегам малцх речек или каналов, а также на поберекье моря. Их деревни, как правило, располагаются в засушливой зоне на возращенном участке в центре рисового поля ила поблизости от него.Деревня центральных тяыов делится ва кварталы, мевду которыми проходят прямые; параллельные и широкие улицы, заправленные о севера на от. На центральной деревенской площада расположены: мечеть, адмавиотративно-управленчеокие здания; брахаанастскге храмы строят в северной чаоти деревни. На севере от деревни,за ее оградой, располагается деревенокое клад бите.

Основным занятием жителей многих центральных деревень ?я-ысв является земледелие. Они занимаются эераоводотвоа.особенно рисом, а также садоЕодотзок. Кроме того, в центральных районах оушествуют деревни, жители которых производят ткани (палей Тьяк-ленг), гончарные изделия (палей Мукрок, палей Кикок). Особый ти-

пou поаеленай НУлиых тямов модно считать дерезка торговцев. Овя располагались на стыке рапнпиы ¡Ого-Западного Вьетнама к Каыбода!, там, где сходилась важные дорога,.соединяющие Юкау» часть Вьетнама и Каи бодай, вдоль важнейших караваннше путей. Так гтояеплпсь торговые деревни юаных тяыов..

3 Южном Вьетнаме деревни тдаов в среднем состоят яа S0-I00 домов о количеством жителей около 1000 чел. Дома стоят вдоль раки и расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Большая часть домов рас по локон а в два рота, при этом дома обращены фасадами на дорогу.

Большая часть кителей а южных тяиских деревнях в отлична от центральных, занимается торговлей и рыболовством, а крестьян-земледельцев здесь мало.

Таким образом, в ряде "палей" сохранились воспоминания о родственных матронамичестшх группах по имени их родоначальниц. Так, в селениях тдаов лишь родственницы по материнской линии строила усэдьби и дома редом друг с другом.

Что касается национального состава, то в этом сгношеаии наблюдается некоторое разнообразие, В силу иоторических уоловий в Центральном Вьетнаме, и в частности Южном Вьетнаме, издавна продавали вьетн, гамеры, раклай и другие вароды. Это определило и смешанный по национальному составу характер поселений, хотя з целом преобладали однонациональные поселения. До оих пор смешанных селений на территории тямоксго края мало.

Среди смешанных доревеиь большинство составляют тямско-вьет-сете. Зти деревни в большинстве случаев располагаются в центральной и южной частях тямокого края, что объясняется более ранними вьото-тямактш этническими, контактами.

2. Мынгавоы (таартал ) - это участок земли в "па-

лой", на котором размещаются жилые дома а хоЕяйственаые постройки. Наличие мцыганом может олукить признаком ооедлого образа жизни тямов.

В одном "мынгавомв" находилось от 2 до 8 домов. Дома и подсобные постройка в "мнигазоме" располагаются в определенном порядке.

"Чингавомы" располагаются параллельными рядами. Сна имеют огрого прямоугольную форму, вход в них обязательно о западной

ила юго-запэдиой стороны. Каждый мыигавом имеет ворота. Ночью ворота тщательно закрываются.

Зсмкнутость участков ычнгавоца обусловлена бытовым укладом и религиозными предрассудкам а. Сзелочеи^е дворов окудноо.В боль-ганствэ чжгмоыоэ тзыеется колодец. Зоду для питья доставали из колодца вручную.

Кынгавом округлэт изгородь (пала-лика). Изгороди бывают различных типов. Самыми распространенными являются "пака лизау"(изгородь деревьев), "пака крым" (бамбуковыЗ плетень), "пака-тхань" (ограда из бетона).

Таким образом, застройка тдаскзл поселений (формировалась преимущественно на основе народной традиции. Плакировка "палой" - динсГ.кгя, Застройка палей - уличная и квартальная. Дома а дворовые постройки на мютавоые ставятся в определенном порядке. Планировка "палей" имеет древня» традицию а в какой-то мере объясняется религиозными представлениями тямов.

3. Ешшше - естественное ила искусственное убеащца человека для защиты от попогоды, различным образом устроенное в соответствия с климатическими условиями, для удовлетворения обпгах человеческих потребностей в жилье (преимущественно для приготовления и приема пили, отдыха и сна)*.

Главная принципиальная трудность систематики жилая состоит как раз в сложности выбора пшвцяпа классификации. Одев из элементарных законов логики, касажихоя проблемы классификации,гла^ озт, как известно, что всякая классификация должна производиться по единому основанию.

Еола то строго предершшаяься этого логического закона, го классификация построек сама по себе не представит, правда, больших трудностей, - но она ве даег особенно полезных результатов в познавательном отношении. Такие классификации применяются часто. Постройка можно классифицировать: I) по вертикальному развитию - наземные, полуназемные й овайнно жилища; 2) по конструкции, материалу и форме криза (столбовая, стропильная, драночная, железная, двухскатная, трехскатная, четырехпкатная); 3) по гора-I Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. - М., 1989. - С.36.

зонтальной планировке - двухкамерные, трэхкамерние, многокамерные; 4) по материалу и строительной техника - дома глтюбипше, из обожженного кирпича, сырцевого кирпича, каркас :ю-с то лбовнэ (рамная техника); 5) по сочетавид жилых и хозяйственных построек и способу застройки усадьбы - замкнуты*? двор; 6) по назначению - жшше; хозяйственные, культовка, общественное постройки; 7) по экономическому признаку - богатые, бедные, середняцкие и пр.

Территория тяыов богата строительнш сырьем. Помимо песчаника здесь имеютоя большие запасн латерита, глины и также прочных пород деревьев (тик, сач, манговое, камфорное, красное, чор-вое, сандаловое, пальмы и др.).

Основными строительными материалами для тяыских традиционных жилищ являются дерево, бамбук, сухая трава, ротанговые пальмы. Обычно дерево используется для столбов и балок, бамбук - для стен, оояоыа - для кровли. В настоящее время встречаются крыжи черепичные, а также из гофрированного ила днатогого железа. Для стев используют глину, кирпич, камень.

По использованию строительного материала неоледу ейая область тямоких пооелений во Вьетнаме разделяется на две зоны. В центральном Вьетнаме возводят дома глчнобитные с солоыенвой кровлей а дома из необожженного кирпича с черепичной, реже шиферной кровлей. На юге строят деревянные дома о черепичной кровлей.

У гшоэ Вьетнама сельские жилища можно разделить на постоянные и временные. К постоянным жилищам, составляющим большинство, относятся дома каркаоно-столбовой конструкции, которые используются круглый год. Временные жилища - религиозные и хозяйственные постройки.

3 зависимости от планировки и места, занимаемого в усадьба, различается несколько видов построек: "тханг so" - главный килой дом, "тханг кан"— поперечный дом, "тханг кызау" - параллельный жилой дои, "тханг блиенг" - угловой жилой дом, "тханг хлам" -дом о комнатой для гоотей.. "тханг тоонг" - доы для приема гоо-тей, "тханг кин" - кухня, превращенная в жилой дом, "тханг пат-хунгцаЯ" - дом, где завимаются обрушиванием риса, "кин" - кухая.

Для народов Восточного Индокитая характерин каркасво-отол-бовые постройка трех видов: наземные, овабные п иолусвайные. Ив

этих видов у тягл о э Вьетнама имеются два - назомные и свайные..

Наземные ачлаша существует у большинства тя^ол, которые расселены в районах Центрального Вьетнама. 3 прошлом тяыы отроили аилша на сваях, а затем перешли от оваЕного к наземному типу ■ та л га. В наше вреь'я у Центральных тямов Вьетнама ооталооь очень мало овайншг пиша. Только у тямов, яичуших на Юге Вьетнама распространены спайные г;иллиа.

Наземные жилила строятся на приподнятой платформа вжотой примерно от 0,20 до 0,60 и., предохрашгоюй жияшо от потоков воды во время довдой. "атерпал и высота платформы зависят от достатка семьи. В богатнх домах доколь высокий - 0,10-6,60 ы. Столби ставят по одному на каменные подушки, лежащие на школе. Платформа их деяаетзя главным образом из плотно утрамбованного песка, кирпича или каменных плат я служи® одновременно полом. Е домах бедняков цоколь аизккб - 0,20-0,40 к. Платформа делается главна/ образом аз плотно утрамбованной глины.

СааГ.чый док жных тямов представляет собой прямоугольную в плане свайную постройку. По всей длине дома проходят два рада столбов, которые служат опорой каркаса. Поперечные балка, поддерживающие продольные плгягса пола, приподняты над землей на высоту о голо 2 и.

Сваи - массивные столби аз прочного дерева (диаметра 20 см - 25 см), ставят ах на каменные подушки. На этих столбах опооо-бом врубка и втулки укрепляют продольные и поперечные бревна, образующие раму, на которую кладут деречянные брусья. Так делают платформу, являющуюся конструкцией зшлиша южной группы тямов.

Сводное жилище "ткапг зо" тямов, гшвущих в Центральном Вьетнаме, по конструкции отличается от Южного тяь'окого свайного дома. Особенность этой ковотрутщии заключается прежде всего в тоя, что у нее не оуиеотвует свай, платформу поддерживают лишь большие камни. Конструкция пола здеоь не крепит нижнюю чаать вертикального каркаса дома, сделанную из круглых деревянных отолбов, которые вкопаны в землл. По.ч этих домов делают яз бамбуковых переплетенных стланпв а чуть приподнимают над землей.

Традиционный дом тянов обычно имеет 2 чроти: харкаово-отолбовую конструкцию и приотавные плотеные отены.

- 14 -

Как известно, конструктивные приоын сооружения жилых и хозяйственных построек могут служать Еадпейытх критериев типологи-задаи традиционного сельского жплта иародоь Юго-восточной Азия. Каркасно-столбовая конструкция жилища тямоа имеет от 2 до 6 пролетов.

7 тдаов имеются два основных зида пролетов дока: "пролет без слег" -л "пролет со слогам". Первый еэд состоит из двух форг - простой а сложной формы пролета без слег. Другой вид - пролет о наклонными слегши, вылолаяваим!» роль стропильных ног.

Форма крыша традиционного дока тяков - четырехскатная. 3 современных домах оушэотвутот двухскатные крыли.

По материалу крыша моако разделить на три типа: соломешшо, черепичные и железное. По кспзтрукп;ш крша делятся на шеюшае каркао без елчг, каркас со слегами и каркас с двумя прусами крыши.

Стены жилища тяиов Вьетнама зе несут кккакой нагрузки а выполняет лишь функцию огравдения. У Центральных тямов Вьетнама стены делаются из веток, с обеих сторон обиазксаемых глиной,смешанной о нерезанной рисовой соломой. Кроме того, у них встречаются дои а из обоглкенпого кирпича. Тяун Юга Вьетнама, строящие дома на сваях, возводят легкий каркас, пол а стены делают из дооок.

Доиа тдаов Вьетпаыа обычно прямоугольные в плане. Традиционный дом Центральных тямов имеет три комнаты. В переда ел комнате у входа расположена гостиная, в которой принимали гостей, средняя - спальня хозяев и ыалолотиих детой. Третья коаната используется как аыбар, где хранят зерно. На веранде дома днем работают же и ими, а ночью опят мальчики-подростки.

Внутренняя планировка доиа жгсых тдаов довольно проста. По числу .живущих в доме семей он разделен поперечными перегородками на отдельные комнаты. В домах тдаов отдельные комнаты устраиваются только для родителей с для дочерей. Kaie правило, имеются две части: гоотмая в передней а спальная - в задней. Она часто, в овою очередь, делится надвое перегородкой и направлении конька, чтобы ооздать отдельное покепение для взрослых дочерей. Кроме того, оэа воаольэуетоя для хранения веаей. Пространство под до-»¡оы обычно используется в качеотво хлева для буйволов, быков и

коров, загонязмгх туда на по^ь. Таа не храпят плут, Осрону, ио~ тыги, лодку-доябенку, рнботоЕпуп снасть, а также стулу для дробления риса, иногда ткацкий станок.

У с 13 айн их домов ютлоЯ грушш тдаоз часто перед входом устра-исалт крытую веранду. К ной приставлена деревянная лэотшща. В дс«е обычно имеется.только опий вход. Он ваходится за уэгай торцовой (Тачадно'! стороне доча.

К задней стене дека на сваях пристраивают открытую платформу а небольшим пазессм. Это кухня. Посреди плак^орын устанавливает очаг: деровянпый ящик, з который насыпана земля л положено несколько казней. Между ка«дои на земле разводят костер, а па качни ставят оосуды дм приготовления пиши, в состоятельных семьях позади жилого дэма строят специальное небольшое помещение для приготовления пспл. Эта стройка часто попользуется и как дополнительное жилое повешение. Перед доаоу пристраивают крытую веранду из бревен с зарубками. В дом заходят по лестаицо-отре-мяекз илг. бревну с зарубкгин.

4. Говоря о традиционном шште и поселении тяков пользя не сказать о подсобные сооружениях, связанных с религиозными зерованшаги. Как говорилось ашз, у вьетнамских тяиоч существует две главные религии: брахманизм а кусульказство, а '¿акта ва-родвые верования. Поэтому каждый год обычно делают многообразные приношения и поклоняются предкам, духам, божествам. Обряды, связанные оо свадьбами, похоронами и векогоржя другими ритуалами, у тяыов облчно проходят во дворе. Для проведения этих обрядов строят вре«еннце дома двух видов: "РАБ" и "КАТЬЯНГ" ("катьянг асит" и "катьяьг проовг").

Основными строительными материалами для временных религиозных доыоч, как правило, были только дерево - для столбов, бамбук - дранка и солома - для хрозли. Эти элементы окрепляют ротангом и веревкой из бамбукового лыка.

Основные элементы конструкции этого ареиезчого дока включали в себя лишь "канг тья'авг". (Это столб, ва саком верху которого имеется развилка, олуяаная опорой для балок, "ивы" (балка) и "мал" (планка, дранка пли обпавочпая доска).

Несущая конструкция перекрытия состоит вз опорных столбов вдоль отеп, ва которых покоилизь балки, поддержавашае гршу.

Одновременно предельные балки, могли быть опорс-2 верхних концов вертикальных брэвен, составляющих стены помещенья. У них имеется три вида конструкции - одвоокатная, двухскатная и трехскатная крыша.

Как отмечалось выше, земледелие является основным занятном тяыов Центрального Вьетнама. Поэтому обычно тямы-крестьяпе отроили временные килшаа в поле для отдыха посла работы ь охраны по-сзвов от п?гц и диких зверей. Он г. называются "тоокг".

К временна« лшлчтаы тяаов "тооиг" относятся аавеси,отрояЕпе-оя на земле, и помосты о навес аил на высоких отолбах или деревьях, Конструкция "тоонг" очень проста и примитивна.

Таким образом, имеются временные постройки трех видов: "рай", "кгтянг" и "vooar". "Раб" предназначен для устройства праздничного угощения. "Катявг" - помещение, используемое для проведения ритуалов яовашовеоия предков, по случаю свадьбы,траура, поминок и др.

Постройка "тооаг" - это временные жилила на полях для отдыха после работы и для сторожей, охраняющих посевы от птиц и диких зверей.

Исследование основных видов тямсках построек показывает многообразие их вариантов - от первобытаого шалаша до современного дома. Мы видим эволюцию структуры построек формч крши -от односкатной до четырехскатной, усложнение ваутрэаней планировки домов.

Третья глава "Поверья и обряды, связанные с постройками тяыов Вьетнама" посвящена изучению .пшика и связанных о ним обрядов.

Жилище является че только фактом материальной культуры, в обрядах, которыми сопровождаемся его строительство и в отношении к ивыу яроявдаготоя особеэноота традиционного мировоззрения народа.

I. Обряды и ритуалы тяыов при заготовке строительного материала и строительстве калиаа.

Доы, жилище, как правило, стьоатоя тяиаыи один раз в жизни, поэтому они связывают о вши оудьбу семьи, ее успехи и неудача a очень ответственно относятся как к оэкому процессу стро-ительотаа, так и к подготовке материала для жилища. Очень боль-

шов значение придается рас поло ас а ив будущего жилища, его географической ориентации, времени строительства (ыоокц, день, чао), возрасту человека, строящего аилито, В отношении перечисленных аспектов существует кочшхекс обрядов, система табу.

Для того, чтобы полнее представить значение, которое Придают тямы ж'лилу и его роли в аззна человека, необходимо рассмотреть обрячы и ритуалы, непосредственно связанные о жилищем.

Для строительства выбирают следующие месяцы: март, июнь, август, октябрь, ноябрь. Начинать строительство разрешается только в среду в 18, либо в 13 часов дня. В другое время строить строго запрещается. Разрешается начинать строительство только в те годы, когда строителю исполнится 31 год, 35, 37, 40, 41, 46, 55, 63, 73 или 75 лет.

Заготовка строительного материала, в особенности древесины, является самым ватным аспектом процесса строительства жиляша. Приготовлеиге материала условно моншо расчлеиить на три типа: заготовка бамбука, заготовка соломы м заготовка древесины необходимых пород. Тямы одухотворяют многие предметы, прежде всего деревья. Дерево - живое, оно испытывает радость и боль, как а человек. Поэтому анимизм - одна из важнейших причин возникновения ритуалов и обрядов.

Выбор места для деревни и ориентация дома определяется традиционными представлениями тямов. По тяыским обычаям.идеальное положение для деревни таково: "деревни строятся от горы на юге и река на севере, от высокого места на западе а низкого па востоке".

Кавдая из поотроек размещается по определенным правилам, которие строго соблюдаются.

Тханг зо- главный дом ставится к западу от центра участка, его главная, парадная дверь ориентирована на запад, вторая дверь - на юг.

Пристройка - тханг кан также отроится в западной частя усадьбы, перед главным домом.

Тханг кин - кухня - располагается в восточной часта усадьбы, ее двери расположены напротив дверей тханг зо.

Различная ориентировка поотроек имеет определенный смысл, обрядовое и ритуальноэ значение.

Тяыы считает север стороной дьявола, поэтому на севере участка тяин никогда не размешают построек, связанных о жизнью. На север ориентируется только сооружение для ритуального соклеим покойников.

Юг - это вход, ворота в земную, человеческую жизнь, поэтому вое "обычные" двери построек открываются на юг.

Запад - это вход, дорога в загробную жизнь, "дверь" для умерших, поэтому парадная, главная дверь тханг уо открывается на запад.

Восток - ото вход, дверь в "королевство духов". Все храмы, мечети, пагоды - отроятся га востоке.

йбдяа ^стднйВ£И^^2Я£0_сходба Это оду:! из важнейших обрядов, которые совершаются при строительстве жшгаша.

Для совершения обряда приглашается местный коддун,который тщательно осматривает участок, уоловия местности.

Согласно представлениям тяыов, под землей находится дракон, который в определенное время (меояца, дня, даже часа) занимает различные положения. Колдун должен точно определить, где располагаются в данное время голова, хгост, спина, живот дракона.

Первый отолб главного дома необходимо поставить в живот дракона. Если при этом ритуал ве соблюден или проведен небрежно, отолб может попасть в- другое место дракона и принеоть много несчастий хозяину дома. Если столб попадет в голову дракона - умрет жена хозяина; воли в- спину дракона - умрет оаи хозяин,

зрорершИ Д0£щтде_к£щиж Пооле установки каркаса жшшша - отолбов и бамбуковых стропил, до начала покрытия крыши, проводится ритуал, для руководства которым хозяин приглашает наиболее уважаемую в деревне счастливую оупружеокую пару, имеющую множество детей» богатство.

£)бцяа ахажаеаиа а цоатводннца доу, проводится после полного завершения строительства килша, перед напосредатлевнш воелеви-№ в него.

Этот обряд условно делится на три ритуальных дэйсгаиягобрэд мытья дома, обрад жертвоприношения духан предков и обряд поклонения духу жилища.

йвдзаваиа а подда ввдвдок,. Все необычные, отранвые явления, произошедшие в деже в период его обустройства.

у тдаов считаются злыыа, плохими предвестниками. Например.проник-новеаие в жилите дпких животных: обезьян, змей, медведей, появление в доме большого количеств? васекомих и птиц, например, роя пчел ила появления голубей, сов я т.д.

Очень плохая примата - созокуплоиив б дома допашавх животных (собак, птиц к др.) ила их розденре в доме. Плохими предвестниками являются также произрастание грибов на полу ила близ очага. Все эти нежелательные явления аосят обаее название "ТАН" (табу). Если ката о-то из этих яэлевий случаэтся, хозяиа должев совершать определенные обряды и принести гортвоприношэния.

Тямам-мусульмавам категорически запрещается принооить в до« мяво свивьи, а также вносить в дом тело покойника, умершего вне селения (в лесу, на реке и т.д.). Такта запрещается выращивать в деревне крупные деревья.

2. На представления тяков о принципах организации жилища значительное влияние оказала 'градационные матриархальные отношения в тяыскоы обществе. Тяыы отождествляли овое жилище о жеввд-ной, прежде воого, с матерью. Господство женщины в доке вашло свое отражение в конструкции жалила, в общей плаве постройки.

Слово "жилище", "дом" - за тяыоиок языке - "тхавг танок" обозначает "женщина", "мать", "жена*. Структура тямского жилища полноотыо отовдеотвляэтся с женщиной, о ее талом.

Тямская малая семья живет в главном жилище "тхавг зо".Когда старшая дочь в семье выходит замуж, ее родители отроят на территории уоадьбы второй дом - "тханг кая". Дочь оо свояк мужем живут в старом доме (тханг зо), а родители ее вмеоте о остальными членами оеыьа переходят в дом "тхаяг каа". Соответственно,после того, как выходит замуж следующая из дочерей, родителя отроят третий дом - "тханг мызау". Семья старшей дочери переходит в "тхавг мызау", а младшая дочь о муже« пооеляется в отарой доме "тхавг зо". Самая последняя младшая дочь в семье наследует вое имущество родителей и главный дом "тханг зо".

Важной чаотыо дока является веранда. Здеоь, как правило, проходят трапезы, встречают гостей. Ночью на веранде спят подростки и юноши, приходящие в гоота к девушкам. Днем играют дети, и делают уроки; здесь же протянут джутовый гамак, где можно отдохнуть в полуденнуп кару. На ночь отавлт ширмы, которые утром

убирают. Спят обычно на циновках, ила ва нарах, иногда подстилая под низ тонкие стеганые одеяла, накрнзаютея такими ко одеялами. Под голову лодкладываот подушки.

Обшиа для всех домов рассматриваемого типа является наличие двух дверных проемов. Главную дверь на лицевом фасаде, на западе используют все, а на юге - только члевы семьи к постоянный обитатели дома, особенно женщины.

Внутренние перегородки дома южные тямы предпочитают делать досчатмш. От перегородка узкая даерь ведет в семейную комнату, куда чужим заходить нельзя. Тут удаляются женщины, когда в гости прихода мужчины. У входа расположено обшее помещение, где принимают гостей. Прежде здесь проходил молебен. Вдоль стен кладутся циновка, на которых едят члены семьи и гости. Ночью на них опят юноши.

В домах южных тяков, в отличие от центральных, имеется чердак, где спят взрослые девушка.

Обстановка в доме южных тяков очень простая. Спят они обычно прямо на полу на циновках, разостланных на полу. Замой иногда подотилаются тонкие стеганые одезла, сверху закрываются такими же одеялами. Под голову подкладки ают подушки, набитые копрой-волокном кокосового ореха. Спальные шновка на день свертывают и хранят в углу ила подвешивают на отену. Кровать, стул и стол отсутствуют.

^атугочэцид. Народ тяа относится к австрало-азиатской расе, говорит на языке малайоко-поланезийской семьи. Территория, на которой обитало население тямы, протянулась узкой полосой вдоль морского побережья Центрального Вьетнама. В частолиез время она жавут в провинциях Тхуанхай, Донгпай, Тайнинь, Анзянг и городе Хошимин. До сих пор, тямы оохраняют овой язык, традиционную бытовую культуру.

Традиционные тямскае посолеиия и жилше в течение многих лет претерпевают изменения в своем развитии. На него оказывают влияние этническое окружение, соцаально-экономическае условия, менявшиеся природные уоловия а мьогае другие факторы. Все это опоооботвует изменению старых тямоках традиций и образованию новых.

С точка зрения особенностей планировки можно выделить два

основных типа поселений тямоз, имеющих множество локальных вариантов: а) Планировка поселений у центральных-тдаов производится по принципу "ыннгавоы" (квартала), ксторыД занимают обычно многие малые семьи, соотояаие друг с другом в родстве а носящие одну матриархальную родовую фамилию; б) Планировка пооелеиай у южных тяыов производится по принципу "придорожного типа".Большая часть домов расположена г, два ряда и обращена фасадами на дорогу.

При вцделениг типов сельского традиционного жилища тдаов сущестЕвиную роль играет полокзнпо поьа по отношению к поверх- ■ ности земли. Здесь возможны дза основных варианта жилиша - наземное и свайное.

Б Центральной. Зьетагло у осодлых зеVледе льч ео кн 7 тямов большинство жилых построек принадлежат к наземным. Дома здесь обычно отавятся ва цоколь, который может достигать 0,20-0,60 м. Наряду с наземнша жилищами, у центральных тяыов иногда встречаются низкие свайные жилища. Она особенно характерны для центральной тямокой группы.

Залише южных тямов образует особый тил, лоторый слскилоя в дельта южного района а представляет собой высокое свайное живите. Южный тямский тип, распространенный в южной часта территории Вьэтнаыа - ото высокое овайное жшшще, обычно о деревянной отеной и деревянным полом. Саайныэ постройки тетов в южных равнинных облаотях, отражают влияние ландшафта, климата,уоловий ведения хозяйства. 7 тямов, живущих в южных районах Вьетнама, наблюдается одинаковая форма построек.

Одним из важнейших критериев высокой таксономической ценности для выделения типов традиционного сельокого килища являются, бесспорно, их конструктивные особенности. Для больипнотиг. народов Вьетнама характерна каркасно-сголбовая конструкция жилых а хозяйственных построек. По этим особенностям у тямов во Вьетнаме оледует выделить две основные группы типов жилища: каркаоно-отолбовыа конструкции без слег (беоотропняьная кровля) и каркасно-отолбовой конструкции оо Олегами (стропильная кровля).

Важное значение при выделении типов традиционного оальоко-го жилища имеет не только конструкция, но и форма крыши. 7

оседлого народа Тяг распространены гаркасно-столбочие дома с чеуырохскатной крьше«, имеющей или не имевшей "худа" (конек). Стеац таких построек рассматриваемнх типов, не веоуаше крши, могут быть довольно разнообразны: так, в дробности она были земляндаи или глинобитными, в настоящее время сооружаются из сырцового или обсаженного кирпича.

Очень устойчивым признаком традиционного сельского жилища является его форига. Обычно ооедлые земледельцы п рыболовы стрэ- _ ят дома прямоугольной формы. 2ши:а прямоугольной фор«ы ^рак-терны почти для всех районов, в которых живут тямы Вьетнама. Характерная черта жилища тяыов - рисовый аыбар внутри дома.где хранятся корзины с рисом.

Видимо, градационный хои ттов в прошлом стоял иа сваях. Об этом свидетельствуют, п частности, традиционные постройки, стояшв на низких сваях. До настоящего времени жилите тамов, оообоано "тханг зо" (главный килой доаг), продолжает сохранять много традиционных черт в планировке, внутреннем устройстве, строительных материалах.

В большинстве случаев у тяиов в районах Центрального Зьет-* ваиа сохраняются старые типы жилища и архаические методы строительства. Здесь так же сохраняются многие элементы традиционной материальной и духовиой культуры. Остааовшгся кратко на обычаях и обрядах, связанных о жилищем, многие из которых сохранились до ваших дней. 3 большинстве олучаев она отражали страх человека перед стихией и духами гор, моря, земли, леса и т.д..стремление обезопасить себя и овое жилище жертвоприношениям.

Религиозные обряды и поверья, связанные о сооружением мша, а также о оамтш жилищами и хозяйственными, временными постройками, несомненно относятся к древнейший пластай языческих верований.

Подводя итог, можно овеоти типологическую характеристику традиционного сельского мшииа тдаов к следующим категориям.

I. Наиболее распространенным локальным типом жилииа у тяков » древноога был возможно,"тханг зо"» относящийся к конструктивной группа типов азиатоко-океанийских домов. По конструкции это поотройки, имеющие каркапоо-столбовые конструкции без слег и низко спускавшуюся крышу.

"Тхаяг зо" обнаруживает Еетоторые черты, фрзкиа к горите типам жюшта горзых индонезийцев Вьетнама. Более близко по конструкции к тдоокому традиционному жшшшу отроят овои дома эде.

Итак, рассмотрение типов тямскпх поселений, жилых и хозяйственных поотроек, юс конструкций и названий также позволяет говорить о близости материальной культуры тяыов и других индонезийских народов.

2. Особым типом свайного каркасно-стодбового жилища у тя-мов в дельте р.Мекокга является свайная постройка на платформе с обязательными верандами.

У южной группы тяыов, несмотря на их разобщокиость, в основном один ввд нплида, который близок к кхмерскому локальному типу дома.

3. Наряду о традиционными жшшщами у центральных тямов виз встречается особый тип жал.ала, имеющий крышу, которая состоит из двух слоев: нижнего и верхнего. Кижвий слой играот роль потолка доча, верхьий - кровли. Это жилшцо "тханг хлам" - дом оо сдвоенной крышей.

4. Современное тянское жплша образует особый тип,который сложился в Центральной части территории Вьетнама, и представляет собой наземную каркасзо-стоябовую постройку. Сочрдыонноэ тдаское жилище аналогично жилищу вьзтсв.

За основу иагсей оистематшси жшшша принята, как уже указывалось, его горизонтальная планировка (в ее историческом развитии) и развитие поотроек по вортисали. Исследование основных видов тямских построек показывает многообразие ах вцриантов -от первобытного талана {"тооег", "катянг") до современного дома, эволюцию формы кршш - от односкатной до четырехокатной, усложнение внутренней планировки домов.

Таким образок, изучение жилища тямов можно рассматривать как один из важных источников познания этнической истории тямов, а это ведь есть одз'а из главаеСтаих задач этнографической науки.