автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Адыгские народные музыкальные инструменты и бытовые традиции

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кагазежев, Байзет Схатбиевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Адыгские народные музыкальные инструменты и бытовые традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Адыгские народные музыкальные инструменты и бытовые традиции"

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ,АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

им. И.А., ДЖАВАХИШВИЛИ

На правах рукописи

КАГАЗЕЖБВ БАЙЗЕТ СХАТБИЕВИЧ

УДК 681.81 (470.621)

АДЫГСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ

07.00.07 - Этнография

АВТОРЕФЕРАТ" ддссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ТБИЛИСИ'- 1990

Работа выполнена в Институт© истории, археологии и этнографии им. И.А. ДжавахишвиЛи АН • Грузинской ССР

Научные руководители: доктор исторических наук

Н.М. Майсурадэе, доктор исторических наук М.А. Меретуков.

доктор филологических наук, профессор.музыковед В.А.ГЬахарИя кандидат исторических наук М.М. Хашба

Ведущая организация: Кабардино-Балкарский ордена "Знак Почета* институт истории, 4илологин н экономики при Совете Министров КБАССР.

Защита состоится 1990г. ь /Я _часов

на засодашш Специализированного совета Д. 007.13.01 при институте истории," археологии и этнографии им. И.А. Джавахишвили АН Грузинской ССР.

Адрес: 380009, г. Тбилиси,ул. Мёлтшцшшш, Ю.

С диссера ацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Официальные оппоненты;

Автореферат разослан

.1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совет" доктор исторических наук

М.В. Кантария

Актуальность птоблсш. Процесс формирования и дальнейшего развитая кандого народа неразрывно связан с результатами ого деятельности в шториальиоД и духовной сферах, создавший культуршгля ценностями.

Кавдая нация воздает культурные ценности, иноздвв значение для всего человечества, и тем самьвд вносит вклад в мировую цпишизаиию. Традиции я обычаи, норм морали определяют развитие ого национальной культуры.

Искусство народа развивается и отражает проблемы своего времени. НовыИ импульс развитию культуры и искусства квврэ-стах и других народов дала современная кязиь этих народов. На нынешен этапе ис:суссщро, как и воя культура в целой, вносит болшоН вклад в переосшслешю проплого и в борьбу за обновление всех соер гшзнедеятелъности народов, в ход чпале их духовно!! гизия.

.Одпиц пз главных богатств духовно!! культуры народа является ого uy зыкали о е искусство. Народная гдузыка всегда раздала и рогщает в обцествонной практике высшие духовные чувотва человека - оотетичеекпо чувотва, служащие йгндаыенгои йор:ш-рования представления человека о красив«.» возвыпанно», о героической и трагичоскоы. Именно з этих взаимодействиях человека о оируглгащц pro' мирац раскрываются вое богатства че-* ловоческой чувствительности, ошвдоналшостп его силы и ооз-даетоя ослопа для формирования способностей к творчеогну, в тш число музыкальному по законам гармонии, краооты.

Каждая нация и народность вносит в сокровищницу обвдИ культура CBoi! достойный вклад, В числе их и адыги, которио, как а другие народи Кавказа, широко пользовались богатства:® жанров уотного народного творчества,

В связи о отш немаловгелое значение приобретает изучи-

нио битовых традиций однгсш, в недрах которых развивается народная цузшса. ,,

Как и другие напри народного творчества, народная нузыка имеет пе толы» эстетическую, но и этническую функцию (Ю.Б.БрошеЗ). В научной литературе в изучении вопросов ©т-ногенева большое •внимание уделяется донным народной музыки (И.И.Зовдобский). Цузыка тесно связана с втнлчсской историей народа а рассмотрение, ее с отой точки- зрения носит исторлко-етнографический характер. Отсюда п вытекает ЕсточндкоБсдчео-Еов значение народной музыки для Естсцшко-этнографачеокого исследования (Н.и.Майсурадзе).

Адыги веками развивали своз цугшаышса искусство» которое является чаотьэ общекавказской иузыкашюй культ|ры. Дрошш2"адагокиЙ народ ва пркгянелна веков- »» выработал характерные штопшзгюнные особенности» рптьшд, строешю молода» создал оааойииые гдзшшлыше Енструшпы" (К.Л.Верт-ков), теа сашг}! своЗ национальный нушшшгшй язык«

В ходе дппамячеокого разнится, одни Ешкгззтивягы, отвечая уоложям быта» усовершенствовались в еоквмн сохранялись, другие старели г опирала» оные же создавались.

и исполнительское исбз'оство, развиваясь, требовали соогветствущшс средств воплощения» а болзз соворпелнио шю тру мента в свою очередь оказывали воздействие на музшдг и исполнительское мастерство, способствовали их дальнеЕяему развитию. Оообешо этот процесс происходит в наш шш (К.А. Вертксш). Именно под та кии углом, о исторпко-этногра^отеской точки зрения, следует рассматривать богатый музыкальный инотрументарий адыгов. С другой стороны, вызывает опасение, что некоторые народные инструменты вышли уке из употребления шш находятся на отадш исчезновения. В связи с этш следует

обратить шаманив на возражение народных шютрунентов и инструментальных паигрызиЛ» оохранив тем самим культурной наследие народа.•

Следует подчеркнуть, что изучение адыгского музыкального инструментария, история его ооздашш, развития не только обогатит знания музыкальной культуры адыгов, но и поиопет воспроизвести историю их битовых традиций. Сравнительное изучение адыгского музыкального инструментария и битовых традиций адагов и .других народов (абхазов, грузин) даот возмаз:-ность выявить ряд новых данных о дрешейсеН общекавказской культуре, а в более пози&й исторический период - о взаимовлиянии культур этих народов Кавказа. При атец необходимо подчеркнуть, что цузшеалъиое творчество адыгоких народов,, внося свои лепту в древнюю истории культуры Кавказа* в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий, со-верпенотвозалооь, иапалшпгось новым вдейнны содержанием. Изучение музыкальной культуры адыгов позволяет донять ее функции, познавательную, воснитательнув, амоцаонадьную, куль. турно-бнтозуга и этническую.

Таким образам, музшшльное хворчэотво адагов - это результат особого общественного процесса, изначально связанного о битш народа, способствовавшего в целом развитии национал тлой культуры.

Как видно па всего сказанного, исследуемая проблема представляет большие теорэтпчеокоа и практическое значение, чем и обусловлен выбор тош.

Объекте«.; данного исслслоттопщ являютоя народные музыкальные инструменты а бытовые градации' адагов (черкасов), йдыгеюто народные инструменты до нзпах дне.'! сохранили овоп первобытную форму. Среди них, в лгрвуп очеродь, следует

отнести инструменты, изготовленные из долбленого, :иуока дерева и ствола троенши,

В работе даются олксашй и обг/.ар изучает,ид: инструментов, технология их изготовления, исполнительские и музшшльнскви-рапктольные возможности, определяются их место я назначения ' в б^гу адигоз, а тшеко тес:ше связи с цузнкальннш шетрушя-тамя соседних народов.

Потораогра;Тта еопгооп. К одним из первых ксторшсо-этао-гра^ачосках исследований цузыкадиюй культуры адыгол, в частности музыкзлыщх инструментов, относятся труди адыгских ученых-просветителей Ш,Б,Ногмова, С.Хс.>Гиряя, А.-Г.Кешева. (КаламблС), Т.Кппо.:сеги. Обращал: внимание па отдельные стороны музыкальной культура адогов дореволюционные русские учете, исследователя» лу г едз с твендики, гурналноты В.Васпльков, Д.Дьячков-Тарасов, Н.Дубровин, Л.Лшье, К.Сталь, П.Свинки, ЛЛогштииский, Ф.Торнау, Р.Потто,' II,Нечаев, Д.Услар п др. Оообый интерес представляют работы европейских авторов, в которых чаотпчпо затрагивается некоторые вопросы об адыгских народных инструментах» Среди них труда Э.Д.д»Аскола, К.-Б. Тавернье, Де. Белла, Ф.Двбуа дв Ыонпврэ« К.Кох, И.Еларамберга, Я.Потоцкого, Е.-Б.~Э.Тебу де'Иаринья, Н.Бптсека» которые дают возможность восстановить вшедпие из бытования музыкальные инструмент!. Изучением музыкальной культуры адыгов занимались в игле время такие музыкальные деятели и композиторы, как М.ФЛЪесин, Г.М.Концевич, А.П.иитройанов, А.Ф.Гребнев, К.Е. Нацюиш, Т.К.Шейблер я другие. По данной проблеме имеются сведения и в работах Канчавели Л.Г., Аутлевой С.Ш., Налоева З.М., Майсурадзе II,1.1., Шортанова Л.Т., Кантария.П.В. Нафвд-зева С.Х., Гвахаркя В.А., Хашба И.;,'., Чича Г.К. и других.

Значительный вклад в исследование музыкальной культуры

адагов, в особенности в изучения исторического развития адыгейской народной хореографии впос Ш.С.Цу. Отделыше его статьи касаются изучения адыгских народных музыкальных инструментов.

Для научной разработки а датской народао-музнкальной культуры болшоо значение и »сет изцапле шоготомшога "Народные песня п инструментальные наигршп адагов" под редакцией Е.В. 1Ътшуса (составители В.Х.Барагупов и З.П.Кардангушев).

Литературные данные показывают, что проделана значительная работа по изучешго вопросов адыгской цузнкалшой культу-ри Однако, до сих пор отсутствует монографическая работа, посвященная адагсйси народным гзузнгллышм инструментам, технология их изготовления, музыкальным аозкозяоотян игры на инструментах, Следует тгзкке отметать, что но все вопроси рассматриваемой темы получили достаточное освещение в исторако-этпограф.тегоком аспекте. В частности, осталась неразработанной рсж> музнпалыпк инструментов в быту адагов.

Методологическая база исследования. В целого исслодова-гшо всех кздов источаиков позволяет о достаточной полнотой осветить пзбрапнув тему, При разработка музыкально-зтнографа- . ческого материала применялись следущяе метода ко следования: цоторико-сравютелыпхй, комдлекспо-ннтеяшшшй (Г.С.Чптая), датервьюраровипш, математический, аналитический, контент-апйлпз (анализ содержания полевых этнографических записей).

Нельп п задачей исследования являются изучение история музыкального инструментария адыгов, их проиаходцеяпо а способы изготовления. В соответствии с отиа отавятся слодувдяо задачи:

исследовать раноо бытовавши (пыл одел о из употроблотм) и лыпо бнтукврю, в том число и усовориеистБовашшо аднгскад

народные одзшшльные инструменты}

. установить кг исполнзтелюше, ыузакалыю-выразителыше вознокнооти а конструктивные оообеннооти; •,

.,'' определить меото в назначение музыкальных инструментов в быту адыгов»

показать взаимосвязь аоыго-абзса80-грузй51сших нороднЕОС музыкальных инструментов;

установить терминологии составных частей адыгских нароД-та музыкальных инструментов. -

, • Научная новизна исследования заключается в том, что впервые монографически изучены адыгские народные цузыкашше внетрументы, сделана попытка наиболее полно исследовать народную технологию изготовления всех видов адыгских цузщтд&-ейг инструментов, выявлена рель цостерст-иаполилтелей во н&-родашх инструментах а развитии народао-илструиснталвиой цу suns адыгов, техншсо-исполнительокпо в цузшшлшо-шразцтолышо возможности шйчешшна. В работе рассмотрел вопрос сб сдаго-ебхазо-гру8ино]шх етнокультуршос .взашооаязях. . . •

Птактпчеокая вначгалооть по плодов анит. Завода прскскан-доцпя могут быть попользованы а учроадеших яародаого обра-еозання в процессе изучения поторпи щзккешйого творчества адыгов» вопросов етнографш щдоов в вневих учебник оаводо-иш, в цувоях, a токке в работа ущзтяз со нзюговлскаю пс-р-дашс ккогрумептов,

Oin могут наГлг. npaaanoicxG при написании оводасс видев по псторпк народа» музикалыпн шотруигпгоа гавглпепх евро-доз, в частности о^нхеют, прз о оставлена: коякреешх роко-ксздаццЗ, учебных пособий и штодаческах руютсдсга для у^к-уодеЗ «ушка в общеобразовательных сколах,, средних учобпп заводзшых и в вузах. АдагоИскш обласщм краеведческим му-

зеыа уге используются сделанные нами описшшя и-обмера» на-ходивдгоя' в фондах и экспозиции музея народных музыкальных инструментов. Произведенные распеты по технологии иэготовле ния народгшх инструментов такие используются народными мас-тсрамл-игготовнтолямл. Способы игры па народных инструментах воплоцаатся а практические ¡¿акультатавнаа занятия ни йагсуль-тсте об^оотвенных дополнительных профессий Адчгойского государственного педагокгчсского института.

Алпо&'ппя рк*отн. Диссертация обсуздолась и била .одобрена па заседаниях гэрэддо теории, истории гдуз:па и музыкальных инструментов Л;шгэ;:с1:ого госпединститута, отдела кальпой этнографии Грузии, Института истории, археологии и зтногргфм кмэни и.Д.Дшишшдолз АН Грузинской ССР. Оонов-нкэ положения исследования кзло:*акн автором в публикациях по тогло дассортащш. Результаты исследования поэтапно докладывались на заседшкяг секции музыкальных инструментов Некого госпвдинстЕтута.

Псточтпгпрводческрй базой исследования явилиоь сохранившиеся до наших дней музыкальные инструменты:' намыль, шячвашин, пхачпч, иег1г;п и тине, такие. но дошодаиа до нас: бяа'лШ, сирин, пжшзтарко и существующие только кпд цузеШше экспонаты пйинекэб и снепшин.Часть цошшг. источников была извлечена из архивов музеев, интересиые дашгно были получены при интервью-рпроваипп. Многие музыкальные, этнографические, исторические иаториаяы нетей работы, а также произведенные • обмеры инструментов, их гшзг.-з вводятся вперпко в научный оборот.

Опродолоинум но;.:о:;1Ь в оснощешш ряда вопросов нсслздовд-ния окапали нам встречи и босой! с народными пеонами ц-ска-зл1'оля:з1, м;шторами-изготош£толям!г и иопааилтолн'.С! на народных инструмент/«, руководителями учра*.:п:ый я управлений

культуры.

Материален для наши алия данной работы в значительной мере послужили нолевые г^узыкально-этнографичеокие записи, произведенные нами в районах Адыгеи, Черкеска* Кабардино-Балкарии, Причерноморской Шапсугии Краонодарокого края, в хранящиеся в архиве Адыгейского научно-исследовательского института. Составлена карта распространения музыкальных ея-сгруиентов а районах Адыгеи, где бытуют инструменты.

Вместе о тем нами попользованы материалы и документа иззйШ фонда Адыгейского областного краеведческого музея, музея имени народного ашуга Теучеяа Цуга в ауле Теучонхабль, филиала Адыгейского областного краеведческого музея в ауле Дяаыбечий, фошм Государственного музея Грузии пмзпа С«Н,Дга-нашш, Государственного ордена друнбы пародов музей отногра-@пи народов СССР, Государственного центрального музея музыкальной культура имени М.И.Глатш8 мувач музыкальных шютру-цонуоз Ленинградского государственного щувея геатрального я

I •

щзшшльного искусства. '

Структура тоботн. Диссертация сосгопт из введения, ввод-поН части, 3-х глав с.параграфамиь эаклзчепЕЯ, енкна кнбор-шторез п использованной жххерасура, ирстогшщк изгатрэддй и котнох'с ширкала.

Во хгеедепка обосновывается ак'^сльпосаь темы, со научная, практическая значимость, определяются хронологический рамж, методы лсолодовакил, выявляйся отснеиь изученности, ■ дзигсс Есхоркогрзфгчсскгй обзор литературы -и харакгоргоггка . оопащег источников, определены задачи.

В гвоттдой чзеи: соцврстгся краткие когорнчевкиз, архоо-

огичеокяе, 8ТЯогра1ичсбкн0 сводепия об а дат ох, их прсисхак-зпш. В пей такае расоштршзается история их музыкальной ?льтури. ' -

Исторический процесс .формирования искусства адыгов, а звнпо музыкального, шел в зависимости от'ооциально-зкономп-зокнх условий общества.'В адыгском 'фольклоре сохранилось шлое ■ количество обрядовых несен, напевов а:речитативов мволшсо-мягического здачбшщ. Все нанры .«узьайльпо-поэти-юк'ого творчества адыгов находили в этих обрядах ейое caito-!тное Btipsseine, за1сличазпееся кз сколько й.худсаественно-теййеокбй,. околЬпо- п^фалэдо-шппеекш жмшлекоо воз-Лствгя на лэдей. - •'.,•.■•■>.--■''

Велипествошшм пшляппыеш сегчсстой.культуры адыгов ял-отся.созцашшй оката И тыейчелётяя до н.э. героический оо "Нарты".' Образцы-.его кспсшшись neinicM в, сонровокдшши зЫКалыюго идотт^мента. Мокно лрэдначагать.'что "в период ' дествозашгя iiapícicoro ertoca- бытовала у предков адыгов тдузы-аьные^ипструмьяти: "-cfemr/niii: (баъошй) , намыль (къшшл)-, патл (пп'1 оплыл), пхачич'(Пхъзйыч)-и отт'ырп (urböTlwpnl). ■ -1.!узшсалЬ110-оти'ограгТвдес1сий материал показывает, что у звяихадигбв. банаоэ распространение получили обряда, овл-(яЫе с. ревдешем я смертью, свадьбой,' излечением бошшх, а ею'праздне&тва,..устраивавшиеся вчеоть бояоетв о порТво-ишошдаш, Ьопроваядались пеошши .под аккошапемеяй йарод-:пузнкалышх кнегрумептов. Цсйием,' Цуз1&а5шша речитатив сц отахпш офоратялиоь' и вйяййго рода заклинания и причпта-, . к.которым прибегали при'тяз:селах заболеваниях, дая'*бпа-ия новорожденного от дургого: глаза" и т.д. В древнейших пзцах паролю!!' музыки;имеются /алементн апукоподрайания цам и мсвотным. Тсвк'9 еймоа наблвдаотод я в ^датской норо^

- XL) -

ноА музыке, о помощью смычковых и духовых инструментов создавался звуконодрачгтелышй колорит.

Народное искусотво адыгов на протяжении веков имело в подъемы и спады! оно отличалось многообразием форм и глнров, богатства,! содержания. В песенном творчестве появляются гшк-ры песни-плачи, исторические, сатирические, лпричсскиеп другое песщт.музыкальпый инструментарий представлен бальшы разнообразие: духовыми (кпмыль, сырнн, бпимы!!), струнными (ш-

чепшн, пшшокоб, апепшш, пиинстарпо), ударными (пхачст-

i о

троцетка). Во второй половине: XIX в, адыги переняли у pyccisrc

современную гармонику (И.С.Шу)*. Зги инструмента будут рассматриваться Ш'ЛЗ.

В период христианства (У1-ХУИ в»вЛ"Музы1шлн1оо искусство адыгсш получило "значительны!! нодъей, хотя язаческпе обряды соответствующим-,i поопямп вое еще дсьшнлро^али. ДадьнеИ-еос развит г. о адыгской иуЕшкльпоИ а^льтура могло принести сцо в башкл шсотам, к создэтз ноеих цузакишпа: сбразсоэ и гнатЕукоагшшЫ иаагрший, если бп г?<ая но иоаепаяо наошь-отвешоо зшодрешю магсмзтапскол ркешк срает адакяз. Развита народного творчества сдигсш "номсгпл обс^-рагглпш иуоуяь-глкской ролапп, сз оокспиеоку: эдсологея" (Шортапов Л.Т.)»' В начало XX в. в адыгском сГачхилора патогжгся znszнтляьио, народаыз всохн, tanyra, саграквю dojanja posx. & ^psx[.9saass ow.'CKoa лпхорйтур1: Цуг Тйучсз, Куплен Дданчагол, Пкззоз Ес-Лутдзв Тикизау. Ojurycaoruo слзгок: пссня, стдхы я раа-скасн. Тгорскет кгугеи irpor.o pasiipori^iranab орз&х паг.е.гд а оезреягяпзь в его eai'szi (Д.Ксо2апоэ)»

Пог-тя гди-п "Стр/вкцз шагрухсяЕ". В noli рэсскатр::-232ггя легенды у: продзнпя о вронжоздснзЕ: с грушам: шл'зднал— тов, нх кеззз и назначение в биту. Отмечено, что додкенко

дал лих инструментов, в первую очередь шичепшна, связано о бытом народа* с процесс®сотракенпя его духовных потребностей,

Нп протяжении веков ацыгска^ народные инструменты одновременно о развитии общества развивались. Отдельные их ввди и подвиды выпля из употребления, другие сохранились до наших дней и используются. так в составе инструментальных ансамблей, так и для сольного пения.

Самобытность адыгских музыгялышх инструментов вкраказт-ся в яорвую очьрздь в технология нх изготовления, что а сказалось на технико-исполнительских п музыкально-выразительных возмозноотях музыкальных инструментов, в том число ппчепзхиа.

Отдельно рассмат|шиются списание, обмер п технология изготовления шчстшЕг,',, показан различшй подход к его изготовлении разными мастерами. .

Шичелпаи состоит издерег*шого лодаообразного корпуса, один конец которого вытянут в нсету, -другой конец перехода а узкую пейку с головкой. Длину mofea, п фощу гсхдсшки кандцЗ маотер делал по-разному. Народные инструменты з старзпу ада» га изготовляли кустарным споообом. Особый щгаерео вызывает процесс подбора материала, уделялось болшоэ вашшта здауи-ico, различным приемам применения э качества натурадьшп д,<у бавок в гл:;е сыворотки, в уолсвиях'оушкк полуфабрикатов. Вызывает инторпо ?от ,фата, что способ® оамод^'Шого (и > драв-нему poricriíy* приготовления клоп пользуется п оегодня гздотор-язготовнтель Пургдн Tema из иосолка Лазаревского рай-

она.

Материалом для иаготомтаиет ляшшкя» таяла 'по-

рога дорепмв, как оаиздг. яоей4 > клоп» юк еда, бо^еэ ■ долготтные, авучшае у пзюгруислта ясшучаогря ргясатч,.

' звонким.

. В главе приводнтоя таблщр соотношение, составных чаотёй инструмента, помогающая понять технологию изготовления разных инструментов йтот' Зокт, что мастера придерда)алиоь в основном обедах технических' требований при изготовлений. :

Заслушвйет рнишш'Я техшпсо-иополнЕТельокиб и муэыкаль-но-внразителыше возмошооти пгры на шичеппине«, Наинструмен-» те играют сидя. Играющий дерзшт вхо в вертикальна.) полозенш и головка одегка наклонена влево» а нозка упирается. ВОба долена. Далее» раскрываются способы игры, вву<аниог 5'казнва№-ся строя шчепшина., звукоряд, диаяазог и т.д«.Одновременно о' этим показана различные игры па шичепайне, говорится о ввод-ходимости периодического проведения смотров и конкурсов ко- -полнителай игра на отчепшно* " ,

Пячепшн играл больную роль в 'лизни адыгов, йце в древ-див времена, в биту адцгоя он пользовался бояъаоа популяр-. . ностью. Он даке считался "свяденныи" и .праписнвазао^ ему ма-веская ^. ■Шшшф оЬе^а^РТ дутого «шза,^ нечастой силы и подвергался ш^ичоокой. обработке в случае "порчи", большого йерерава в использовании (3»М<Налоев).Под аккомпанемент шич'епшна использовались песни разногоканра, в основная ~ йяачевные песни {гъыбзэ орэД), Еоторико-гераз-ческив, бытовые, песни, которые поют при едре раненого (кТапяэ орзд), при•кертвоприноиениях и прочих религиозных ■ празднествах {тхьальэ1у .орзд), В комплексе обрядовыхдеНот-виЗ у больного игра на шче'пшиН'е была одним из обязательных ритуалов. .

Шичепшн. использовали, адыги как. целительное средство» Так,^родственники' устрзпвздн. "Запа"' {обряд у постели раненного или о порелс.№ костей) тя^оло больному, где обязатель-

: по играли обрядовые йесня на шичеппине» яеди, танцевали, pao-с называли сказки,-, отвлекая его от боля я не давала ему заснуть, «гоби .да яе вздрогнул я не повредил оклеенную и перевязанную кость. • :

Шичеппшн бшг необходимой принадлеяюстью хачещ (хьа-кЕвп букв, фнацкая, помещение дет гоотей), З^есь склада-валаоь, развзваяаоь и лила устная история народа. Слушая сказителей, знатоков история, песня под аккойшйемент шячепшияа или просто музыку на нем; люди иногда засиживались в хачеще до самого-утра. Кунацкая являлась своеобразной школой для молодежи. Старинный иичепшн всегдавиоел на её стена доя общего пользования. Почтя в яаадом доме для прпеш гоотей ямелояг свой шичеппай-(Д^Ст.Беяя). Шичеппяп имел особенно болкпуя цоннооть в ствии адыгов. Этот шузтрумент собирал лк>-дей, он бал. о виня я я горестях а в родсотях* Основная его функция — сопровождение йоторячеощхь героических песен» по-ссн-плачей, я вто указывает .на тс, чао этот янотЕУыеят,. точно передающий нам характер адыгской народной яесая, является древнейшим. • ' •

В данной главе тзкяе'описывается самобытность щвшктах яйотруыептов, не дотедаих до пашах, дней? ппшнетарко я, апеп— кип (единственный сохранившийся экземпляр находитоя ü личной коллекции автора) ,, сыграших, судя по фольклорным материалам, поклкштельно валету ироль в музыкальном быту адагош в далеком прошлом. .,-'■■.

В литературных источниках об апёпшяне существуй весьма скудные сведениям.'Ян Потоцкий сообщает:. "Их инструмент -даухотруннзя гитара (т.е, аяеппяи — Б.К.)". Xart-Пгрей также отмечает; .Т'ггетдья — род балалайки б двумя ае струнами. Этш инструментом пользовалась только .адыгская аристократия*1.

Музнкальнскэтногра^ичеокцй материал указывает, что анализа являлся аккомпанирующим впструментом нартеких, героических и лирических песен.

Пиинетарко - тип угловой арфы, бытовавшей у адыгов еще ' в далеком прошлой. Но, в о опадению, он уже давно вышел из употребления. Об этом инструменте встречаются лишь отрывочные сведения в шторшсо-этнографичеокоИ и художественной литературе.

В главе подчеркивается необходш.юсть сохранения исторической достоворнооти дошедшего до нас ыичелшшщ в ого даль-неИлего применения в современном музыкальном инструментарии. Таким образом, отрунно-щинковые инструменты как разновидность музыкального инструментария были тесно связаны с бытом адыгов & играли значительную роль в духовной развитии адыгского народа. •

¡Втсград глава "Духовые в ударные инструменты". В ней дамся способы традиционного изготовления открытого продольного инотрумеята — камыльи сшсткового - сырщ, такав гармоника (нщыпэ) в роль?ударного инструмента пхачича.

Кашль существует в бытует до они нор.. Он представляет ооОоЗ тонкую цилиндрическум трубку, открытую с обоих концов, о просверленными тремя отверотияш у нищего конад, иа которой звука извлекаются "цутем рассочшнш направленной струи воздуха сб острый край стенки ствола" (Атлас музыкальных шь-отрументав народов СССР). Традиционно инструмент намыль делался жг тростника (камыш), отевда вытекает его иервоцачапь-НОО вааэаямо - намыль, В наетаяцоо врощ обычно изготавливают 070 на исуа&ддчоокоЯ тру б л« вввду опродшшнноД со додаозеч-яскт. '

Этог ш)*1уисвт О» необходимым атрибута* всех пщшоотг.

и свадебных торя ее тв и в основном предназначался для пополнения танцевальной музыки. Свадьба п больше торжества сопровождали три-четыре камнлапша (музыканты, отращаэ на коглылях).

В пстортсо-этпографической литературе вотречаотоя немного сведений о камыле. Инструмент этот, оправленный соребрси под черныэ я с позолотой, в основном являлся прянадлояюстьв певцоз дзегуапо. На них оти-певцы играли в купащеой князей а дворян п вовремя торлества и плясок (Хан-Гирей).

О пропехоцденш кашля известно народное предание, которое встречается з "Аднгских нартекпх оказаниях".

Своеобразий способ звукспзвлоченпя пз пзмыля трсбус-г большого расхода. воздуху п загрудкяег захаппо. Это сокрзгд-сз цродолЕПтолшссгь вдоха пепалзштодя, и обхгао во вр~:л к.'рз кзтугпог определенная пауза для порздшкя. Это паклздц-гпаг стой еггзжгп пг манеру :гтрл: длл пзпаяпепл цзлой голодая хузкапаа пуяходзгея чередоваться, ил пхрз па капало дсаозяетгя г э^эсп певца. СпиталгясЗ гякгг для егэ-додшез у идатез п; ^..'ло» Напболоэ одзрганкэ яарзя, прся2.лл". -сю жягу к чгрз ва с-км замЕукгптэ, секосгаятелхпо тх^ягхо-

ЕЗЛГОй >"'Д ПСЛООР";:-'- уЧТКДОЬ у !ПГС8'£Г!2 Г^ГГДПЕГ:-.' ::

гнхедкз на еуд сфсоггсаовсг гзогзз подгогозлгапгт: (а.О.Пу).

ГГгггта 7ГЛ13-1П рггюл паязпглгагя оглг.ггелглтг^ 1го-¿п ся п;ол пзргяай -'Л его оякзмлз ^спгсЗ .-.олзЗ птт. 'г:зхс.1 (Дтлгз куяпглкпп гпогрукзитез народов СССР). Еа-и гелчй гяструикг? удеггеззоря пахгсапа. го с-з сбзрл:?гл ого ::: ■ ¡грспгл в ептаг-алг-дгл -Й'тупрэ. 3 слут яигзгдагсяпя да глопту-иеггс азтяяапда горел? обрзбогзшгуэ свсзуа барски ггтау. пгралл только гт^.тепи.

Другой свлотксжй духовой Епструпзя? сарня жягея гл .

употребления. Иы пользовалась в основном паотухи» ибо в Опарину адаги верили, будто-бы звук рвисгка-(оырына) предостерегает стадо от бедо.Сырин представлял собой поду тру б^дудоч-ку из дерева, шопцего мягвди, легко, поддапцуюся удалена» (высверливанию, выталкиванию или- вынигшшю) сердцевину. Первоначально репертуар снрвд. состоял из подражания звукам при- • рода. Адыги гонорят» что "Сирии создан самой природой" (С.Я. Левин). Потш инструмент стал использоваться' такса для сопровождения хорового и сольного пенш.

Как духовой музыкальней инструмент бытовал у адыгов в баашй. Но оц до наших дней не сохранялся. По рассказан отар- • вд-в, бдамый не шел духовых отверстий, поэтому ой воспроизводил только сигналы и несложные мелодии через-узкое отворотие. Вполне возыошо, что подобные вида духовых шштрумритов как камыдь, оырын,. бяамый возникли. одновременно у разных .народов совершенно самостоятельно в оиду . их .простого уотройатва.

Во второй половине XIX в. у адыгов появилась' гарышшса- . шкно, облапавшая силиш,. ярким звучании.!. И за короткое . время она прочно.воила: в музыкальный быт адыгского народа а стала ооботвенно национальным икструмантом дая исподншшя • танцевальной музыки. Пишпе. доводпло сильно в сторону оттеснила шачепшп а кашль. :

Освоению и распространению гармоники в XIX сГолетш содействовало расширение торгово-экономической связи адыгов о Роосней, откуда она была .заимствована.;

Следует ,оообо отметить, чз)о исполнитель в техгайе игрн м шдиня, несмотря яа-огршопешгбоФь в;.срелбтвах( успевает сыграть основную мелодию и заполнить Ыеога;пауз гарактернрй мвогогранпо повторящейоя факту рой в. верхней регистра, прадедов ярюа акшши, гашообразнос «аккордообрваное двивд-

шю сверху вею» С другое стороны, следует отметать, что ограниченность звукоряда пшне на позволяет исполнять танцевальную мелодию в равных тональностях, и упрощает исполнение национальных мелодий.

Характеристика данного инструмента а исполнительское маотерство гармониста (шшнао) находятся го взаимосвязи, которое уоилиааетоя при виртуозной манере игра па гармонике, когда во время танцев гарлояиот аоевозмаяЕшгя еэ двшкештаа: делает акценты внимания почетной? госта, со эибрирукгдпмп звуками поощряет танцугх^х. Технические бозксепости гармоника совместно о трецвииш (пхачнч) п при сопроводдении мелодия голосом позволяли ц позволяли народной пнотру?.5ояталъно2 музыке проявить шшбоясз яркие краски о нагболнга динамизмом.

3 дпспзртацпз такао' описывается вооылз распространенная у адпгоз ссаоззтктй ударный шструмоЕг - пхачт. Пхачшао-^ агсссетониатсрн з к* агамеоглсм зшотуплепзя с пгг.-хпо (гарзоик-том)» юторпэ дз^г'таппугздк и разся яегшэ, создает вноембль о подголоска!» Фулсада ¡шмчз заявляется з тем, пго с:? усялзязог чог/ес?а. ритма» воодуеэтгагез шщугапг с."-лсЗ ударов з азеиет еяуга? псточззесй ккягмзалгкого дуя:, ::о-тергй породзог щг,по.-рлтаегь ггощуида л ессл на тсрретмвв. На госх терхзеггаз п свадьбах эти два глогдаго-га - кегеэ п яхачич звучат неразлучно, дополняя друг друга, создаст своеобразную аенэраошеоть п ргггг^гтсс мелслпз я пгвдто-шшай колорит. Поено аггела, у адогев су^оотгкад л другсЗ,-улараий шютрзкеят - потщп (баряйап)'.

Ттут1д.г.птаа. поогл^-лл вспрсоу сб адой-збхязо-г-русгл-с:гг: этпокультургшх ззэгкоевнзях по народным музигальтм згюхдомонгя».

Этногепотичесияе связи аднгов с грузине:,:". л ябхаземл:,

достоянное культурное общение о ниш содеИо5вовали выработка общих черт в их культуре. Высказано шение, что адаго-айхазо-грузплскио этнические общности шэют единое цсторпчоскоо пронохоЕдеппе. Мездг ппш существуют различные этнические . ивраллели, представляицие выражение .этической общности пли культурцо-иоторичсокшс связей народов Ц.С.Чхжобша). То»,-дсзтвепкыо параллели - пороздошш' одинаковых условий! материальной хаацы сопссто&дяошх обществ п проявлений едшютва пуолохоздешл, глубокой отдо-иультураой взаимосвязи н сходсх-психического оксада лвдей (Е.Д.Ипол-ипа). Изучегпю аерр::-■горкалыас: различий в явлениях культуры позволяет многообразно пространственно спределоппых енотом п оюшчатапыщо пргз-шкп и культура разных народов, которые отобрааают хак ста-хрзлыыс закономерности социально-экономического развития об-щоогва, так и местные втшчесхсие особенности (Ц.В.Кантария).

В исследованиях, по грузинскому и северокавказокгы музыкальным языкам показано, что интонационной основой грузинских, абхазских и адыгских- песен является нисходящее, двняз-пло молода о? наивысшего звука до тоники. Среди разновидностей баса, продставлешшх в абхазских и адыгских песнях, по-вздазду, шкдтитольноэ аначепиа шеет протяжный баб, язля-гашйоя основной спорой мелодии. Не случайно, что икрами даапЕзспса в циоходтп: лишением-звуков мелод?и абхазо-адцгокиг песок роДзктся о вссючногрузиискиш лесижд £11.11. Майсурадзе). ■

дт родственные овязи. пахта отраженна а 'й народном щ-зшклгпом пкшр^мегпгарзи. ■ Та::, кнегру^ыпн, подобие адыгейку итекцрйо. .(ищцаоЯоркьо) ииструиеяту, ст,>з » коидо' ярешого 'о^оястая иаолзоь у абхазов - агааа, у чаяхв» Аддейгоо ВЕнетарко вмло 7'Д2Д6 сяа.24

струны из конских волоо (Хан-Пхрей, О.Ф.Торнау, С.И.Таиеев)« абхазская агкаа - 14 отруя,грузянокяй чангя - 6,10 и II. О блазоотп абхазских* адыгских и грузинских (сванокае)арф тайге отмечает в своей работе ИДаиба. Эта дошше указывают на то, что (хчиго-абхазо-грузинокио ар^и произсшя от древнейших арйовлдных инструментов. Следует отметить» что чанги и аюнаа как и шшнетарко шаовт форду треугольника. Сгруш} у них из .крученного конского волоса, йо ях качество, пая уже выше указывалось, разное. На этих инструментах аккомпанируют ооль-ншу я хсровсму пенпа. Как отмечепо в. этнографической литера. туре, иногда дагагуако носата о -зобей небагапую семиструнную ерфу. Крале нсо у адагов ямелпох еще.три дузыкальннх инструмента - двухструнную балалайку (апепшян - Б.К.), двухструнную окртщ7 (шпчепянн -Б.К.), я свирель (О.Ф.Торяау).

Адыгский пленник яо отроению роднятся о грузинским пан-дурз п абхазским ачамгур, последний заимствован из грузкн-окой среда я ой прочно ¿оиел в гфзыкальшй быт абхазов (И.П. Хашба). Бнсказано лредположиио о охсдстаЬ грузлиской "пег-дуря* (струнный музигаший! инструмент) о, ее древнейшим образце« - дтухструтгъи ^знгальтга зяотрукептда» изобретенным на глднянет обломке гэ Натура а датировании 2500 г. до н.э. Cs-мо название р&н&г цтгрокого происхождения я означает "маленький лук" (Ф.Гельпгн, М.И.Шллакадзе). Давность грузинской "павдурк" определяет древность абхазского ачгмчурз л адыгского ппепгша. Материалом* для изготовления отах гсохру-меятоя пеполтоуот такзз породы деревьев, как ясень, к.-:спе ссска, лапа, ель, Струни на них зяголно,

Старишшй музнгллшй гксзрум?нт одагов аичди по своему устройству я вяешябй форме, ■ по манере ксяолпеяют я сТушшпоннлмюму казначея» близок к абхазской аяззарце, а

груашакко чианури и чунири своей формой и хсонструкцией ои^ личаытоя от шичепшшш и ахпсьарвд теп,, что у грузинских (Гюр-на. корпуса круглая, чашеобразная и верхашг'оикрытая сторона корпуса затяну га кшаной мембраной, а у апхьарцы и шичишпаа корпус сверху накрыт деревянной декой.

Из духовых инструментов адыгов камылъ имеет родотво с. абхазским и грузинским ачарпын и уэно-саламури. Эти инструменты по своему изготовлению п влешей форме очень схоки друг с другом. Они представляют собой полую трубку, открытую с озба;к отофон, с тревд просверленными вдоль нее у конца дгровыын отверстиями (бывает реже шесть отверстий у ачарпы-па). Мастера-изготовители иногда наносят на инструменты разнообразнее орнамент. Звукоряд ачарпына диитонический. Диапа-роя его, как и камыль, охватывает полторы октаья.

Уоно-салацури имеет 6 игровых отверстий (концо встретить инструмент о седьмым отаеротиеы). Звукоряд этого инструмента тока диатонический. Определенные черты родства существуют в репертуаро этих инструментов.

Народи Кавказа шеют почти совершенно одинаковые ударнцо шотруценты. Так, саыозвучаирш ударные инструменты адыгский пхачЕЧ и абхазский аинкьага по устройству и размеру вдентич-Ш. Они представляют ообой 4,7 к 9 деревянных пластинок с рукояткой, которые свободно скрсшишгсл ыеаду собой ынурад из сирамятноД ш, Применяется аинкьага, такие как и пхачич, да сопровождения тшщевальаой музыки. Судя по фольклорным материалам» ыотырп у адыгов является ударным инструментом. Ой почти йналотцчоа груошокаду доли.

Итак, носашдшюе сходосто прцвоцешшх шью ациго-абха-зго-гдеолисгаи: наро^шх инструментов у^шпаот на обвдасть ■ кульуури, с^есизацишай у каакаашсих народов в цстордчоскш

пр оплот.

В заключения диссертации подведенн итоги исследования, сделаны основные выводы и обобщения. Дани в нем тапно прап-тичсские рекомендации«

1. Нельзя идти нуте.) усовершенствования, модернизация древних музыкальных шхтрументов, дотедших до папах дней, так кап ото приведет к гвчезяовеялэ погонно национального инструмента. Е ото;'! связи остается лпшь один путь в разгптип нузхвшльпого шетрумептардя - разработка новой технологии л погцх тсгпесо-есполнятслькеп: качеств, полк гядез музыкальная инструментов.

2. В целях оохрапоппя музыкальных традиций народа необ-' ходпмо создать материалшо-техличоскуи базу дет гзготоалелгя

народных ппструмонтсз. С этой цельэ созвать цех по их нзго-тозлеапз по специально разработанпоЗ тоенолоют п описаниям автора данного исследования с подбором соотвототзукцзх мзото-рсв-изготовителей.

3. Вызвать все бодгкай интерес п духовную потребность и народным музыкальным ппотрумеятам и к богате&гету наследию музыкальной культуры адигов.

4. Наладить массовый выпуск инструментов я шрокое их применение в быту адыгов.

Эти рекомендации, по мнении автора, будут способствовать изучению я сохранении бытовых традиций я музшталшого инструментария адыгского народа.

По теме диссертации опубликованы следущие тзаботн;

I. Роль народных музыкальных инструментов в быту адыгов. - "Дружба". Литературно-художественный и общественно-

политический втаияях Адыгейской шшательокой организации ra КЯСР. - Майкоп. 1939. - Я 3 - 0,7 п,д. (на ада. яз.).

2. Адыгский народный музыкальный инструмент шчепыш // Культура в быт адыгов. - Майкоп, 1909. - Вып. УП. - 1,6 п.л.

3. Клавишный язычкавыЗ, инструмент плана. - "Друлба". Литературно-художественный п сбщеотвешю-политнческий альманах Адыгейской писательокой организации СП ГО ССР. - Майкоп, 1930. - J51 - 0,6 п.л. (на адат. яз.).

4. К вопросу изучения музыкальной культуры адыгов // Молодые ученые - наука. Тезисы, доклады и сообщения региональной конференций ыокодшс ученых Северного Кавказа. -Майкоп, I99Q. -0,3 п.л.

5. Струннсмдшщовые и духовые инструменты адыгов // Культура & быт адыгов. - Майкоп. - I п.л., (находится в производстве).