автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Атеизм в системе формирования всесторонне развитой личности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Глушак, Анатолий Степанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Атеизм в системе формирования всесторонне развитой личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Глушак, Анатолий Степанович

Введение

Глава I. Проблема соотношения атеизма и гут низ ш. в домарксистской общественной мысли

Глава 2. Место атеизка в марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии личности

Глава 3. Атеистическое воспитание в системе факторов формирования нового человека

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Глушак, Анатолий Степанович

Формирование нового человека, сердцевину духовного мира которого составляет марксистско-ленинское мировоззрение, как подчеркивалось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, является важнейшей целью и непременным условием коммунистического строительства1.

Требованием социальной практики, потребностью дальнейшего развития теории революционного строительства вызвано указание КПСС сосредоточить внимание ученых на комплексном изучении человека во всем богатстве форм его жизнедеятельности. Причем научные исследования должны вестись "с большей ориентацией на р будущее, своевременно "улавливать" назревающие тенденции" . Актуальное значение в настоящее время приобретает выяснение диалектической обусловленности процесса формирования всесторонне развитой личности конкретно-историческими условиями развитого социализма.

Вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения постоянно находятся в центре идейно-воспитательной работы партии, важным участком которой является атеистическое воспитание. Но тот факт, что 90-92$ взрослого населения нашей страны относят себя к неверующим, свидетельствует о недопустимости ограничения пропаганды атеизма лишь его критическим аспектом. Всестороннее раскрытие значения позитивного аспекта- научного атеизш еще в большей мере будет способствовать не только преодолению религиозности отдельных людей, но и повышению уровня атеисти

1 Материалы Пленут Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.27

2 Там же, с.34. ческой зрелости сознания тех, кто не привержен религии.

Однако становление научного шровоззрения немыслимо без совершенствования личности. Всестороннее включение человека в социально-деятельную практику является важным условием окончательного преодоления встречающейся еще социальной и духовной ограниченности некоторых советских граждан. Рассмотрение формирования научного шровоззрения как важной стороны процесса становления всесторонне развитой личности позволяет исследовать поставленные задачи не только в теоретическом, но и социально значимом плане, приблизить теорию всестороннего развития личности к практическим проблемам развитого социалистического общества. Как отметил тов. К.У.Черненко на ацрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС, в практике воспитательной работы "важно не потерять из виду наш стратегический ориентир - формирование всесторонне развитой личности"1.

Актуальной задачей исследовательской работы по научному атеизму в наше время является также изучение причин проявляющихся иногда у некоторых людей мировоззренческого индифферентизма, богоискательских мотивов, нездорового интереса к мистике, некритического отношения к религиозно-философским учениям, а также определение путей предотвращения возможности возникновения подобных явлений. Анализ этих вопросов позволит конкретизировать задачи, формы и методы воспитательно-атеистической работы.

Повышению эффективности научно-атеистического воспитания, формированию у личности конструктивного, а не созерцательного Штериалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. - М.: Политиздат, 1984, с.17. стиля мышления служит также правильное решение вопроса диалектической взаимосвязи объективных и субъективных факторов воспитательного процесса. Всестороннее развитие личности в условиях развитого социализма является одним из объективных условий формирования у нее научного мировоззрения, однако последнее невозможно без целенаправленной идеологической работы.

Практические задачи формирования нового человека, потребности выявления путей совершенствования этого процесса требуют серьезных научных изысканий в области истории становления идей о взаимосвязи атеизма и развития личности. Ценные мысли по вопросу о роли атеизш в структуре формирования личности высказали социалисты-утописты. Учитывая то, что проблемы гуманистической сущности комзцунизма и атеизш в настоящее время особенно рьяно подвергаются фальсификации со стороны буржуазных идеологов, рассмотрение вопроса о преемственной связи между научным атеизмом и гушнистическими и атеистическими учениями прошлого даст весомые контраргументы в идеологической борьбе за чистоту марксистско-ленинского учения.

Анализ данной проблемы актуализируется в связи с обострением идеологической борьбы на современном этапе, попытками наших идеологических противников преувеличить роль религии в развитии личности, исказить жизнеутверждающий характер научного атеизш. Поэтому изучение роли атеизш в развитии личности будет способствовать раскрытию несостоятельности подобных спекуляций буржуазно-клерикальных фальсификаторов.

Итак, актуальность исследования вопроса о месте атеизш в структуре формирования всесторонне развитой личности обусловлена социальной практикой общества зрелого социализма, необходимостьго решения задач формирования нового человека, совершенствования всей системы научно-атеистического воспитания и, в частности, потребностью актуализации в нем позитивного аспекта научного атеизма.

Одной из актуальнейших практических задач зрелого социализма является дальнейшее совершенствование процесса формирования всесторонне развитой личности. Именно этим обусловлено повышенное внимание ученых-обществоведов к разработке марксистско-ленинской концепции закономерностей становления и формирования всесторонне развитой личности как самоцели коммунизма /Л.М.Буева, С.Н.Крутова, Л.В.Сохань, Е.В.Лазоренко, И.Ф.Надоль-ный, Г.Л.Смирнов, В.Й.Шинкарук и др./. Отдавая должное научно-теоретической разработке указанных проблем, следует сказать, что потребности социальной практики выдвигают целый спектр новых, социально-значимых вопросов, среди которых важное место занимает выяснение места атеизма в структуре всестороннего развития личности.

Советскими учеными осуществлены фундаментальные разработки проблем атеистического воспитания как важной составной части системы формирования нового человека, показана отрицательная роль религиозного мировоззрения в духовном развитии личности, разработаны вопросы особенностей проявления и путей преодоления пережитков религиозности в нашей стране, эффективности различных форм, методе© и средств атеистического воздействия на массы /Е.К.Дудуман, В.А.Зоц, П.Ф.Колоницкик, Б.А.Лобовик, М.П.Новиков, А.Ф.Окулов, А.С.Онищенко, В.А.Радченко, В.К.Танчер и др./.

Но следует отметить, что доминирующее место в научно-атеистических исследованиях занишют вопросы преодоления пережитков религиозности. Вместе с тем современные условия настоятельно требуют изучения особенностей мировоззренческих ориентаций и становления атеистической убежденности нерелигиозной части населения. Данной проблемы уже касались советские авторы при разработке уровней атеистической зрелости /Д.М.Аптекман, В.Д.Кобедкий, А.Н.Колодный, А.А.Лебедев и др./, исследовании вопросов содержания атеистического воспитания /В.А.Сапрыкин, З.А.Тажуризина, Д.М.7гринович, И.Н.Яблоков и др./. Однако вопрос о месте атеизш в системе всестороннего развития личности еще не стал объектом отдельного и цельного исследования. Остаются неизученными такие важные вопросы данной проблемы, как взаимосвязь процесса формирования атеистической зрелости личности и всестороннего ее развития, становление идей о позитивных ценностях атеизш в историко-философском плане. Теоретическая значимость и актуальность исследуемой проблемы для практики научно- атеистического воспитания, а также недостаточная разработанность ее в научно-атеистической литературе обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Автор ставил своей целью проанализировать формирование атеистической убежденности как важную сторону процесса становления всесторонне развитой личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать генезис взаимосвязи процесса становления атеизш как мировоззренческого феномена и идей о всестороннем развитии личности в общественной мысли домарксистского периода;

- показать, что в окончательном преодолении абстрактно-филантропического характера предшествующей атеистической мысли важную роль сыграло становление органической взаимосвязи марксистско-ленинского гуманизма и атеизма;

- проанализировать формирование всесторонне развитой личности в условиях зрелого социализма как процесс окончательного преодоления ее социальной и духовной ограниченности, а, следовательно, как важное условие утверждения атеистической убежденности;

- на основе проведенного теоретического исследования и, в частности, изучения особенностей процесса формирования научного мировоззрения, атеистической убежденности в современной молодежи, сформулировать практические рекомендации по совершенствованию системы научно-атеистического воспитания.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили положения основоположников шрксизма-лининизма о революционно-творческом характере пролетарского атеизма как органической части научного мировоззрения партии рабочего класса; о борьбе против религии как борьбе за действительное счастье людей, которое достижимо только путем ниспровержения всех отношений, делающих человека порабощенным существом; о всестороннем развитии личности, отражающем реализацию подлинной социально-деятельной сущности индивида, как самоцели коммунизш. При написании диссертант использовал партийные и государственные документы, работы видных деятелей КПСС и Советского государства по воцросам формирования научного мировоззрения и коммунистического воспитания трудяцихся, всестороннего развития личности, религии и атеизма.

Кроме того, автор опирался на работы советских философов, в которых раскрывается шрксистская точка зрения на проблемы человека, всестороннего развития личности, религии и атеизма. Были использованы работы в области истории свободомыслия и атеизма, истории социалистических учений, сочинения видных философов-материалистов прошлого - Гельвеция, Гольбаха, Ламе три, Фейербаха, социалистов-утопистов X7I-XIX веков. В диссертации использовались результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в стране за последние годы. В решении диссертационных проблем основным методом был метод единства исторического и логического.

В диссертации осуществлен анализ взаимосвязи процессов становления атеистической убежденности личности и ее всестороннего развития. В результате выработана концепция влияния всесторонней развитости личности на повышение уровня ее атеистической зрелости, раскрыт атеистический потенциал процесса практической реализации сущностных сил человека. В рамках проведенного исследования диссертант обосновал следующие положения, отличающиеся новизной:

- разработка проблем атеизма в рамках дотрксистского матери-ализш способствовала прежде всего развитию теоретической критики религии; идеи о конструктивной роли атеизма в развитии личности в домарксистский период разрабатывались в основном, в рамках гушнистических, социально-утопических учений и школ, что способствовало признанию атеизма как положительной социальной ценности, становлению его позитивного аспекта;

- вычленяя атеизм из сферы научно-штериалистического шровоззрения, с содержательной стороны его следует интерпретировать как феномен, ориентированный не только на опровержение религиозного объяснения мира, но и на развитие определенных социальных качеств личности, ее общественно-политической активности, творчески-деятельного отношения к миру и самого себе, социального оптимизма и др.;

- всестороннее развитие личности - это не какой-то застывший идеал, доступный лишь высшей ступени коммунистического общества, а конкретно-историческая задача каждого этапа развития коммунистической фортции, находящая свое выражение во включении индивида в спектр полнокровного человеческого бытия; поэтоодг всестороннее развития личности как объективное условие утверждения атеистической убежденности играет специфическую роль в этом процессе на каждом этапе исторического развития социалистических и коммунистических общественных отношений;

- уровень атеистической зрелости личности находится в прямой зависимости от степени ее всестороннего развития, поскольку последняя, отражая включенность индивида в различные виды человеческой жизнедеятельности, утверждения человека в его действительном бытии и преодоления его социальной и духовной ограниченности, способствующих сохранению пережитков религиозности при социализме, содержит в себе в силу этого позитивно-атеистический потенциал;

- мировоззренческо-атеистическая непоследовательность, богоис-кательские мотивы, увлечение псевдонаучными мистическими теориями, нетрадиционными форшми религиозности, возникающие иногда в экстремальных условиях у некоторых молодых людей, являются следствием прежде всего узких рамок отношений их со всем спектром жизнедеятельности советского общества, ограниченности реализации ими своей социально-деятельной сущности, а также продуктом так называемого "безрелигиозного" воспитания подрастающего поколения.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы состоит в том, что обобщения, сделанные автором, будут способствовать выяснению места атеизш в структуре формирования всесторонне развитой личности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных перспективных и годовых планов социального развития трудовых коллективов; в лекциях, читаемых по линии общества "Знание"; на занятиях теоретических семинаров в системе политического просвещения; при проведении конкретно-социологических исследований, выявляющих закономерности становления атеистической убежденности среди различных социальных групп и слоев советского общества; при чтении курса "Основы научного атеизш" в высших и средних специальных заведениях, в частности, в темах "Предмет научного атеизш", "Атеизм и общественный ггрогресс", "Атеизм и религия в социалистическом обществе", "Научно-атеистическое воспитание", а также в теме "Атеизм и личность", необходимость ввести которую в программу курса обосновывает автор. Материалы диссертации использовались соискателем в процессе его педагогической и пропагандистской деятельности, нашли отражение в методических разработках, подготовленных автором.

Для решения поставленных целей и задач диссертационного исследования необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать исторические истоки зарождения проблемы соотношения атеизш и всесторонне развитой личности. Выяснение этого позволит глубже понять и оценить вклад основоположников шрксизш-лени-низш в решение как содержания проблемы всестороннего развития

- 12 личности, так и места атеизш в ней. После выполнения этой работы открывается путь к всестороннему анализу функционирования атеизш в системе формирования всесторонне развитой лич-ночти на богатом материале социалистической действительности, воплотившей в жизнь учение марксизш-ленинизма. Логикой исследования диссертационной темы обусловлена структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка основной использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Атеизм в системе формирования всесторонне развитой личности"

- 185 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение задачи формирования нового человека, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма и преобразованием социалистических общественных отношений в коммунистические, является необходимым условием строительства коммунизма. На встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы, 2 марта 1984 года тов. К.У.Черненко подчеркнул, что "без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма т не справиться" . Эта задача, имеющая, несомненно, конкретно-историческое содержание, звучит как проблема формирования всесторонне развитой личности с коммунистическим, на.учно-материалисти-ческим, атеистическим мировоззрением. Поэтому правомерно рассматривать ее как двуединый процесс воспитания всесторонне развитой личности и как задачу формирования коммунистического мировоззрения. При это необходимо учитывать, что теоретическая правомочность такого деления не должна отражаться на практике воспитания нового человека, т.е. выводы и практические рекомендации, являющиеся необходимым следствием исследовательской работы, должны обязательно учитывать единство, нерасторжимую взаимосвязь этого двуединого процесса. Научно-материалистическое мировоззрение не только является основой всестороннего развития личности, но и отражением степени овладения каждой конкретной личностью всем спектром практически-преобразующей деятельности, т.е. степени всесторонней развитости. Необходимость такого ас

1 Черненко К.У. Народ и партия едины. Избранные речи и статьи.

- М.: Политиздат, 1984, с.14. г

If пекта рассмотрения проблемы формирования коммунистического мировоззрения вытекает из изучения наследия основоположников марксизма-ленинизма по вопросам места атеизш в формировании всесторонне развитой личности. Изучение взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина на проблему человека коммунистического общества с необходимостью приводит к требованию более пристального исследования наследия домарксистской общественной мысли по вопросам всестороннего развития личности и атеизш.

Наиболее весомый вклад в становление марксистско-ленинской концепции всестороннего развития личности внесли социалисты-утописты, которые создали высоко ценимый К.Шрксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным прообраз системы воспитания эпохи коммунизма. В отличие от штериалистической мысли прошлого, давшей образцы критики религии с позиций материалистического понимания природы, разрабатывающей философский аспект цроблемы человека, социалисты-утописты развивали не столько теоретическую, сколько позитивную, практическую сторону утверждения атеизш как гуманизма. Атеизм в учениях штериалистов прошлого носил четко выраженный просветительский характер, ограничивался духовной эмансипацией личности. Изучая проблемы социальной свободы личности, утопическая мысль уделяла важное место и духовному освобождению человека от религиозного дурмана. Тем самым "патриархи" социализма внесли весомый вклад в развитие проблемы места атеизш во всестороннем развитии личности.

Обращение к идейному наследию социалистической мысли прошлого актуально не только потому, что помогает глубже понять учение основоположников шрксизш-ленинизш, но и по-новому осмыслить решаемые сейчас задачи, соизмерить, выверить правильность взятого курса на формирование нового человека. Социалисты-утописты, которых так высоко ценил К.Шркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, строили свои планы будущего общества, проектируя условия для наиболее полного, всестороннего выявления сущностных сил личности. Эта стержневая идея построений социалистов-утопистов не только роднит их с идеями марксизма-ленинизт, внутренний пафос которых также составляет проблема всестороннего развития личности, но и указывает на то, что реализация задачи формирования нового человека дело каждого конкретно-исторического этапа строительства социалистического общества. Все остальные цели, даже такие, как создание материально-технической базы коммунизш, являются в конечном итоге подчиненными, так как служат этой основной задаче. Чем полнее реализуется, исходя из кошфетных социально-экономических условий, задача формирования нового человека, тем богаче не только человек, но и общество в целом. Основоположники шрк-сизма-ленинизма высоко ценили разработку социалистами-утопистами условий, способствующих наиболее полному проявлению и совершенствованию сущностных сил личности. Особенно актуально, по нашему тению, звучит мысль утопистов, в частности Оуэна, о могучей силе коллектива во всестороннем развитии личности. Для наиболее полного развития человека важна не только социальная среда вообще, но и конкретное окружение человека, тот коллектив, в котором он живет, трудится, отдыхает. Как веление времени звучит требование Закона о трудовых коллективах создавать все условия для наиболее полного развития личности.

Не менее злободневны идеи основоположников марксизма.—лини— низма и их предшественников о том, что только в процессе всестороннего раскрепощения человека от сил, довлевдих над ним, в уничтожении условий, порабощающих личность, то есть только в процессе наиболее полного включения человека в практическую и познавательную деятельность, в становлении его субъектом, творцом истории или всесторонне развитым человеком лежит путь окончательного уничтожения превратного мировоззрения, которое, как известно, является отражением действительной несвободы личности. Исследование генезиса атеистических идей в учениях прошлого, особенно в системах социалистов-утопистов, позволило проследить становление идей о месте атеизма в развитии личности. Прежде всего необходимо заметить, что в научной литературе наиболее полно исследовано становление атеизш как следствия материалистических взглядов на природу. Однако изучение атеистического наследия утопического социализма позволяет не только заполнить некоторые пробелы в области изучения утопической мысли, но и более полно проследить становление атеизш как мировоззренческого феномена.

Опираясь на опыт своих предшественников, основоположники марксизма-ленинизш не только вскрыли социальные корни религии, но, что самое главное, обосновали научную систему взглядов, новое диалектико-штериалистическое, революционное мировоззрение, которое является не только теорией, научно объясняющей мир, но и программой практического преобразования его во имя и для блага человека. В воззрениях К.Шркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина атеизм выступает прежде всего как мировоззренческий феномен. Можно говорить и спорить об атеизме как науке, но это является другой стороной проблемы, чем избранная нами. В мировоззренческой области атеизм, атеистическое мировоззрение нельзя рассштривать без его философских основ, без его диалектико-штериалистического содержания. Говоря о становлении атеизма в качестве мировоззренческого феномена, основоположники марксизш-ленинизш .указывали, что сначала на смену религиозному мировоззрению приходит атеизм как антипод религии, как антитеизм. Однако высшая ступень атеистичности уже диалектически преодолевает эту односторонность, теряя исключительно и преимущественно антирелигиозную направленность, и приобретает все более ярко выраженный позитивный, созидательный характер. Собственно трксистское, ди-алектико-материалистическое мировоззрение не нуждается в таком опосредовании. Оно является по самому своему существу атеистическим, утверждающим человека как творца и преобразователя этого мира. Будущее за единственно научным материалистическим, оптимистическим, подлинно гуюнистическим, атеистическим мировоззрением. Торжество такого мировоззрения отражает факт становления человека "высшим существом для человека", факт превращения его в субъекта, преобразователя, творщ самого себя и социальной действительности.

Современный уровень атеистической работы таков, что требует коренной перестройки своих методов и пересмотра задач в связи с изменением объекта воспитательного воздействия. Для большинства советских людей стал достоянием атеизм как антитеизм. Поэтому встает задача более высокого порядка - формирование науч-но-штериалистического, атеистического мировоззрения, суть которого не сводится только к объяснению мира имманентными причинами. Задача заключается в том, чтобы на основе правильного атеистического в целом миропонишния формировать человека-миропреоб-разователя. Мировоззрение, как отмечает В.И.Шинкарук, является не просто миропонишнием, но и миропреобразсванием. Это способ или форт, употребляя выражение К.Щркса, "практически духовного освоения мира", причем мир отражается не прямо, а через систему общественных отношений*. Если формирование научно-атеистического миропонимания больше задача просветительского порядка, то сформировать научное мировоззрение невозможно без включения человека в практическую деятельность, в систему общественных отношений. Характер включения человека в систему общественных отношений, факт превращения его в подлинного субъекта исторического процесса отражает всестороннее развитие личности. Отсюда вытекает первичность задачи всестороннего развития личности по отношению к формировании научно-материалистического, коммунистического мировоззрения. При таком подходе задача формирования атеистического мировоззрения выступает как проблема рассмотрения условий, препятствующих или способствующих всестороннему развитию человека.

В обществе зрелого социализма созданы большие возможности для наиболее полного выявления сущностных сил человека. Однако и в этих условиях не только невозможно формирование научного мировоззрения, но и возможно восполнение религиозного отражения мира, когда возникает противоречие между социально-деятельной сущностью человека и его жизнедеятельным существованием. Разрешение этого противоречия в настоящее время лежит в создании таких условий жизнедечтельности каждого индивида, которые бы способствовали наиболее полному выявлению и проявлению его со См.: Шинкарук В.И. Диалектический материализм - методологическая основа научного атеизма. - В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей. - К.: Политиздат Украины, 1975, с.56. циально-деятельной сущности, то есть его всестороннему развитию. В сфере трудовой деятельности немаловажную роль играет создание условий подлинной коллективности в каждом трудовом коллективе, в сфере общественно-политических отношений - это действительное включение каждого человека в разветвленную сеть общественных, политических, художественных, технических, спортивных и других коллективов.

Таким образом, формирование научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности необходимо прежде всего связывать с процессом всестороннего развития личности. В то же время нельзя отрицать роли субъективного фактора, идейно-воспитательной работы, роли всей системы коммунистического и атеистического воспитания.

На этапе зрелого социализма уже не соответствует действительному положению дел рассмотрение атеистического воспитания, как исключительно работы по преодолению религиозных пережитков. Атеистическое воспитание неотделимо от всей системы коммунистического воспитания, так как своей позитивной стороной, своей социальной сущностью оно совпадает с коммунистическим воспитанием, целью которого является формирование коммунистического мировоззрения. Однако и в настоящее время атеистическое воспитание имеет свои специфические задачи, которые состоят не только в том, чтобы критиковать религиозное мировоззрение и альтернативно этому выдвигать ценности нового диалектико-штериалисти-ческого мировоззрения. Сущность атеистического воспитания процесса наполняется новым содержанием в связи с тем, что объектом атеистического воспитательного воздействия все более выступают неверующие слои населения, которые, как известно, составляют

- 192 большинство населения нашей страны. И потому наиболее актуально звучит следующая задача: на основе углубления и расширения научно-материалистических представлений критиковать и развенчивать наиболее изощренные способы религиозных спекуляций. Только глубокое и основательное научно-штериалистическое миропонимание способно противостоять и измышлениям церковных модернистов, и проникающим с Запада иррациональным, мистическим, ультрамодным формам религиозности. Здесь не менее важен и обратный процесс углубления научно-материалистических представлений на основе критики изощреннейших форм религиозности.

Обрести все богатство научного миропонимания может помочь лишь вся система коммунистического воспитания, и только опираясь на нее, атеистическая воспитательная работа может, в некотором смысле, завершить формирование научно-материалистического мировоззрения, противостоящего религиозному не буквой, а своим духом. И атеистическое, и ком!\^нистическое воспитание остается, говоря словами В.И.Ленина, просветительством и фразерством, если оно привносится в массы только извне, - только широкое привлечение каждого человека социалистического общества к распространению и активному усвоению знаний даст требуемый воспитательный эффект. Как подчеркивалось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, ".партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками. моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения"*. * Штериалы Пленуш Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.18.

 

Список научной литературыГлушак, Анатолий Степанович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Шркс К. Передовица В № 139 " Kolnische Zeitung2" -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.93-113.

2. Шркс К. К критике гегелевской философии права. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Шркс К. Письш ИЗ n Deirfccli-Franzosische Jalirbuclier -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.371-381.

4. Шркс К. К еврейскому воцросу. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.382-413.

5. Шркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

6. Шркс К. Тезисы о Фейербахе. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

7. Шркс К. Нищета философии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-186.

8. Шркс К. Коммунизм газеты " Kheinisclier Beobacliter • ~ Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.194-207.

9. Шркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи-Бонапарта. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.

10. Шркс К. Введение. /Из экономических рукописей 1867-1868 годов/. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

11. Шркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194-203.

12. Шркс К. Политический индифферентизм. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.296-301.

13. Шркс К. Критика Готской программы. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

14. Шркс К. Письмо в редакцию "Отечественных записок". -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.116-121.

15. Шркс К. Капитал, т.1. Процесс производства капитала. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. 773 с.

16. Шркс К. Капитал. т.З. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П. - 551 с.

17. Шркс К. Теории прибавочной стоимости. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.Ш. - 568 с.

18. Шркс К. Арнольду Руге, 30 ноября 1842 г. /Письмо/. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.368-370.

19. Шркс К. Раз мышления юноши при выборе профессии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.3-7.

20. Шркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.147-233.

21. Шркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

22. Шркс К. Запись беседы К.Шркса с корреспондентом газеты "Chicago Tribune ~ М^ркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.45, с.467-477.

23. Шркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1. - 559 с.

24. Шркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.П. - 618 с.

25. Шркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

26. Шркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

27. Шркс К., Энгельс Ф. Шнифест коммунистической партии. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

28. Шркс К., Энгельс Ф. Рецензии из 'We Kheinische Zeitung • Politischokonomisch.e Revue" № 2. Шркс К., Энгельс Ф.

29. Соч. 2-е изд., т.7, с.208-223.

30. Шркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность штериа-листического и идеалистического воззрений. /Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии"/. М.: Политиздат', 1966. - 152 с.

31. Энгельс Ф. Успехи движения за социальное гфеобразование на континенте. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1,с.525-541.

32. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.544-571.

33. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.598-617.

34. Энгельс Ф. Положение Англии. Английская конституция. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.618-642.

35. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.

36. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.532-554.

37. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322-339.

38. Энгельс Ф. Крестьянская война в Гершнии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343-437.

39. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.З-ПЗ.

40. Энгельс Ф. Добавление к предисловию 1870 г. к "Крестьянской войне в Гершнии". Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.18, с.494-500.

41. Энгельс Ф. Карл Маркс. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.105-115.

42. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.

43. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.

44. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.350-354.

45. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.

46. Энгельс Ф. Диалектика природы. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.

47. Энгельс Ф. Книга Откровения. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.7-13.

48. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.

49. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

50. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.465-492.

51. Энгельс Ф. В.Боргиусу, 25 января 1894 года. /Письмо/. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.

52. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т.1, с.125-346.

53. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн. собр. соч., т.2, с.1-14.

54. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн. собр. соч., т.2, с.119-262.

55. Ленин В.И. Новый фабричный закон. Полн. собр. соч., т.2, с. 263-314.

56. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр. соч., т.2, с.471-504.

57. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн. собр. соч., т.4, с.211-239.

58. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч., т.6, с.1-192.

59. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн. собр. соч., т.6, с.212-235.

60. Ленин В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн. собр. соч., т.7, с.43-50.

61. Ленин В.И. Мелкобуржуазный и пролетарский социализм. -Полн. собр. соч., т.12, с.39-48.

62. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т.12, с.142-147.

63. Ленин В.И. Шрксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч., т.17, с.15-26.

64. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полн собр. соч., т.17, с.206-213.

65. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч., т.17, с.415-426.

66. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн. собр. соч., т.17, с.429-438.

67. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.7-384.

68. Ленин В.И. 0 фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн. собр. соч., т.19, с.74-108.

69. Ленин В.И. 0 "Вехах". Полн. собр. соч., т.19, с.167-175.

70. Ленин В.И. 0 некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн. собр. соч., т.20, с.84-89.

71. Ленин В.И. Либералы и клерикалы. Полн. собр. соч., т.21, с.469-470.

72. Ленин В.И. Духовенство и политика. Полн. собр. соч., т.22, с.80-81.

73. Ленин В.И. Две утопии. Полн. собр. соч., т.22, с.117-121.

74. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн. собр. соч., т.23, с.40-48.

75. Ленин В.И. Разговор. Полн. собр. соч., т.23, с.51-54.

76. Ленин В.И. Карл Шркс. Полн. собр. соч., т.26, с.43-93.- 199

77. Ленин В.И. Крах II Интернационала. Полн. собр. соч., т.26, с.209-265.

78. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29. - 620 с.

79. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33, с.1-120.

80. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т.35, с.195-205.

81. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т.36, с.165-208.

82. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц. -Полн. собр. соч., т.37, с.185-187.

83. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298-318.

84. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с.336-337.

85. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч., т.45, с.23-33.

86. Ленин В.И. О кооперации. Полн. собр. соч., т.45, с.369-377.

87. Ленин В.И. А.М.Горькому, 13 или 14 ноября 1913 г. /Письмо/. - Полн. собр. соч., т.48, с.226-229.

88. Ленин В.И. А.М.Горькому, вторая половина ноября 1913 г. /Письмо/. - Полн. собр. соч., т.48, с.230-233.

89. Ленин В.И. Предложения к проекту постановления Пленут ЦК РКЦ/б/ о пункте 13 программы партии. Полн. собр. соч., т.54, с.440.

90. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КТЮС. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.

91. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верх. Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

92. Штериалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

93. Штериалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -233 с.

94. Штериали ХХУ1 съезда Коммунистической партии Украины. -Киев: Политиздат Украины, 1981. 149 с.

95. Штериалы Пленуш Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

96. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

97. Штериалы Пленуш Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

98. Штериалы внеочередного Плену?.®. Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 32 с.

99. Об усилении атеистического воспитания населения: Постановление ЦК КПСС от 17 июля 1971 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.309-310.

100. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М. : Политиздат, 1980. - 16 с.

101. Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями": Принят на восьмой сессии Верхов. Совета СССР десятого созыва, 16 июня 1983 г. М#: Политиздат, 1983. - 16 с*

102. Андропов Ю.В. Учение Карла Шркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.

103. Черненко К.У. КПСС и права человека. М.: Изд-во Агенст-ва печать Новости, 1982. - 296 с.

104. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

105. Черненко К.У. Народ и партия едины. Избранные речи и статьи. ГЛ.: Политиздат, 1984. - 496 с.

106. Актуальные воцросы научно-атеистического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. В кн.: Воцр.научн.атеизма. - М.: Мысль, 1982. Вып.29, с.3-16.

107. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

108. Анисимов Е. "Новые" боги, "новые" идолы. Цели старые. - Молодой коммунист, 1981, II, с. 64-68.

109. ПО. Антология мировой философии. М.: Шсль, 1970, т. 2. -776 с.

110. Ануфриев Л.А., Кобецкий В.Д. Религиозность и атеизм. -Одесса, 1974. 152 с.

111. Аптекшн Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 132 с.

112. Атеистическое воспитание в высшей школе /Под ред. Н.А.Пашкова/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.

113. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и утверждение атеистического мировоззрения. М.: Знание, 1982. - 64 с.

114. Бебель А. Шарль Фурье, его жизнь и учение. СПб, 1906. -222 с.

115. Белов А.В., Карпов Д.А. Мастика на службе антикоммунизма. М.: Знание, 1978. - 63 с.

116. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Шркса. М. : Высш. школа, 1981. - III с.

117. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Шсль, 1978. - 216 с.

118. Бутенко А.П. Переход человечества от предистории к истории и развитие человека: Штериалы совещания по проблеме человека в журнале "Вопросы философии". Вопросы философии, 1980, № 7, C.II3-II5.

119. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Шсль, 1969. - 230 с.

120. Вареник B.C. Историко-философские проблемы всестороннего развития личности. Киев: Вица школа, 1978. - 152 с.- 203

121. Водовозов Н. Шарль Фурье. М. Игр.: Госиздат, 1923. -140 с.

122. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М.: Наука, I960. - 376 с.

123. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца ХУШ века. М.: Наука, 1975. - 2S5 с.

124. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века. М.: Наука, 1976. - 419 с.

125. Володин А.И. Утопия и история. М.: Политиздат, 1976. -271 с.

126. Вороницын И.П. История атеизш. М.: Атеист, 1930. -908 с.

127. Гапочка М.П. Штериализм против фидеизт: Ленинские принципы критики фидеизма и современность. М.: Политиздат, I960. - 191 с.

128. Гараджа В.И. В.И.Ленин и критика современного фидеизт. М.: Знание, 1970. - 64 с.

129. Гегель. Лекции по эстетике, кн.1. М.: Соцэкгиз, 1938, т.XII. - 471 с.

130. Гельвеций К. Сочинения. В 2-х т. М.: Шсль, 1974, т.1. -647 с.

131. Гельвеций К. Сочинения. В 2-х т. М.: Шсль, 1974, т.п. -687 с.

132. Глезершн Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования ж чн ости при социализме. М.: Политиздат, 1982.- 255 с.

133. Гольбах П. Избр. произв. В 2-х т. М.: Шсль, 1963, т.1.- 563 с.

134. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М.: Шсль, 1969. -247 с.

135. Горфункель А.Х. гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Шсль, 1977. - 359 с.

136. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.

137. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 320 с.

138. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Шсль, 1982. - 188 с.

139. Григорьян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М.: Шсль, 1974. - 309 с.

140. Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека. Проблема единства гуманизма и атеизш в истории философии.- Кишенев: Штиинца, 1973. 224 с.

141. Да скроется тьш! Французские материалисты ХУШ в. об атеизме, религии, церкви. М.: Политиздат, 1976. - 303 с.

142. Дворцов А. Шарль Фурье, его жизнь и учение. М.: Соцэк-гиз, 1938. - 183 с.

143. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, Политиздат Украины, 1984. - 223 с.

144. Дулушн Е.К. Ццея бога. Исследовательский и полемический очерк. М.: Наука, 1970. - 176 с.

145. Дулушн Е.К., Лобовик Б.А., Танчер В.К. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: Политиздат, 1970. - Г76 с.

146. Дулуман Е.К. Религия как социально-исторический феномен. Киев: Наукова думка, 1974. - 264 с. /На укр. яз./

147. Дулушн Е.К., Киргошко Н.И., Яроцкий П. Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. Киев.: Наукова душа, 1980. - 312 с.

148. Евдокимов В.И. Утопический социализм о религии в "идеальном обществе". В кн.: Вопросы научного атеизш. Вып.12. М.: Мысль, 1971, с.167-196.

149. Ерышев А.А. Проблемы преодоления религии в свете ленинского атеистического наследия: Автореф. дис. . д-ра фи-лос. наук. Киев: 1970. - 46 с.

150. Ерышев А.А., Ребкало В.А. Советский образ жизни основа массового атеизш. - Киев: 0-во Знание УССР, 1979. - 48 с.

151. Жизнеутверждающий характер ленинского атеистического наследия /Т.В.Главак, В.И.Т^раджа, В.А.Зоц и др./. Киев:1. Вица школа, 1983. 180 с.

152. Журнал Московской патриархии, 197I, № 9, с.10-12.

153. Зеленов JT.A., Кеда Е.К. Все знать, все уметь?Г Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1966. - 96 с.

154. Зильберфарб И. Социальная философия Шарля Фурье. М.: Наука, 1964. - 556 с.

155. Зоц В.А. Выполняя ленинские атеистические заветы. Коммунист Украины, 1982, № 4, с.69-77.

156. Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. -М.: Политиздат, 1978. 120 с.

157. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат, 1982. - 158 с.

158. Ионнисян А.Р. К истории французского утопического коммунизма первой половины XIX столетия. М.: Наука, 1981. -176 с.

159. Историко-философские исследования. Проблеш человека в истории шрксистско-ленинской философии. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1980. - 140 с.

160. История и теория атеизма: Учебное пособие /Ред. кол.: М.П.Новиков /отв.ред./ и др. М.: №слъ, 1982. - 430 с.

161. История свободомыслия и атеизш в Европе /Под общ. ред. В.В.Соколова. М.: Шсль, 1966. - 412 с.

162. История философии /Под ред. Г.Ф.Александрова, Б.Э.Быхов-ского, М.Б.Мишина, П.Ф.Юдина/. М.: ОГИЗ Политиздат, 1941, т.П. - 472 с.

163. К обществу свободному от религии /Процесс секуляризациив условиях социалистического общества/. /Ред. кол. П.К.Ку-рочкин /отв.ред./ и др. М.: Шсль, 1970. - 278 с.

164. Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

165. Камдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека. М.: Шсль, 1968. - 319 с.

166. Г70. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь, кн. изд-во, 1977. - 311 с.

167. Калашников М.Ф., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи. М.: Знание, 1981. - 64 с.

168. Калинин Ю.А. Критика религиозно-идеалистической картины мира. Киев: Вища школа, 1982. - 56 с.

169. Кампанелла Т. Бород Солнца. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 227 с.

170. Кан С.Б. История социалистических идей /до возникновения марксизма/. М.: Высш. школа, 1963. - 279 с.

171. Кантеров И. Я. Критический анализ клерикальных фальсификаций научного атеизма. М.: Знание, 1983. - 64 с.

172. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

173. Кирюшко Н.И., Рыбачук Н.Ф. Атеизм, труд, культура. Личностный аспект. Киев: Наук, думка, 1981. - 248 с.

174. Клор 0. Научно-техническая революция и оживление иррацио-налистических и мистических тенденций в теологии. В кн.: Религия в век научно-технической революции. - М.: Политиздат, 1979, с.45-56.

175. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизм. JT.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - 118 с.

176. Ковалев С.М. Шрксизм-ленинизм и формирование нового человека. М.: Педагогика, 1973. - 136 с.

177. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. -М.: Шсль, 1980. 226 с.

178. Колесов Г.И. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание. М.: Шсль, 1967. - 63 с.

179. Колобков В.В. Развитой социализм и формирование нового человека. Киев: Политиздат Украины, 1979. - 184 с. /На укр. яз./

180. Колодный А.Н. Атеистическая убезденность личности. -Киев: Вища школа, 1983. 152 с.

181. Колоницкий П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности-. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 193 с.

182. Коммунистическое воспитание трудящихся /Под ред. С.И.Ни-кишова и др./ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 224 с.

183. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974. -167 с.

184. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. М.: Знание, 1982. - 63 с.

185. Королев В.В. Роль социальной активности в формировании атеистического мировоззрения. В кн.: Вопросы научн. атеизма. Вып. 13. - М.: Мысль, 1972, с.127-154.

186. Костенко Н.А. Атеизм и нравственность: /Роль научн. атеизма в формировании ком. нравственности/. М.: Шсль, 1982. - 175 с.

187. Косуха П.И. Научный атеизм в системе духовных ценностей социализма. Киев: Вища школа, 1983. - 72 с.

188. Кривокора A.M. Биография сталевара. В кн.: Я - атеист. - М.: Политиздат, 1980, с.66-70.

189. Крутова О.Н. Человек и история: /Проблема человека в социальной философии марксизш/. М.: Политиздат, 1982. -208 с.

190. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М.: Знание, 1980. - 64 с.

191. Кучиев Ю.С. Эстафета. В кн.: Я - атеист. - М.: Политиздат, 1980, с.28-34.

192. Лазоренко Е.В. Всестороннее развитие личности. /Исследование проблемы в теории научного коммунизма/. Киев: Ви-ща школа, 1980. - 176 с.

193. Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976. - 72 с.

194. Лебединец Г.М. Диалектика социальных корней религии. -Львов: Вища школа при Львовск. ун-те, 1975. 229 с.

195. Ленсу М.Я. Основы атеистического воспитания. /Методологические проблемы/. Шнек: Вышейш. школа, 1976. - 256 с.

196. Лопаткин Р.А. Некоторые социально-психологические проблемы атеистического воспитания. В кн.: Вопр. научн. атеизш. М.: Шсль, 1971. Вып.П, с.289-307.

197. Лукач Й. Понятие атеизш в трудах К.Шркса. В кн.: Вопр. науч. атеизш. Вып.23. М.: Шсль, 1977, с.57-70.

198. Дуначарский А.В. Почему нельзя верить в бога? М.: Наука, 1965. - 443 с.

199. Луначарский А.В. Шрксизм и религия. М.: Знание, 1971. -63 с.

200. Шбли Г. Избр. произв. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -237 с.- 210

201. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избр. педагог. произв. М.: Учпедгиз, 1956. - 579 с.

202. Щрк А.А. О проблеме человека в истории философии. /О сущности революционного переворота в философии/. Харьков: Изд-во Харьковск. ун-та, 1970. - 188 с.

203. Шслова А.Г. Гуманизм атеизш. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

204. Мелье К. Завещание. В 3-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т.1. - 350 с.

205. Мэлье Ж. Завещание. В 3-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т.2. 370 с.

206. Мелье Ж. Завещание. В 3-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т.З. - 395 с.

207. Мэр Т. Утопия. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 295 с.

208. Морелли. Кодекс природы, или истинный дух ее законов. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 300 с.

209. Муквич Г.А. Утверждение атеизш. Киев: Политиздат Украины, 1979. - 143 с.

210. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 272 с.

211. Шсливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

212. Мялкин А.В. Личность и строительство коммунизш. /Сущность процесса формирования всесторонне развитой личности/. Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1971. - 240 с.

213. Надольный И.Ф., Лазоренко Е.В. Социализм и личность. -Киев: Вища школа, 1976. 207 с.

214. Никишов С.И. Актуальные проблемы пропаганды атеизш в развитом социалистическом обществе. М.: Знание, 1982. - 64 с.

215. Никитин В.Н. Диалектика причинной связи и проблема религиозности в условиях социализма. В кн.: Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. - Пермь, 1974. Вып.З, с.34-61.

216. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества. М.: Знание, 1984. - 64 с.

217. Огурцов А.П. Отчуждение. Философская энциклопедия. 1967, т.4, с.189-193.

218. Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1976. - 87 с.

219. Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм.-Киев: Наукова думка, 1977. 344 с.

220. Осиновский И.Н. Тошс Мор. М.: Наука, 1974. - 168 с.

221. Осипов А.А. Отказ от религии единственно правильный путь. - В кн.: Путы разорваны. - М.: Молодая гвардия, 1961, с.7-31.

222. Осипов А.А. Дуть к духовной свободе. М.: Политиздат, I960. - 80 с.

223. Отчуждение и гуманность. М.: Прогресс, 1967. - 232 с.

224. Оуэн Р. Избр. соч. В 2-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, т.1. 416 с.

225. Оуэн Р. Избр. соч. В 2-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР,1950, т.2. 352 с.- 212

226. Пащенко В.А. Научный атеизм в системе ценностных ориентации личности в условиях развитого социализма: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Киев, 1983. - 16 с.

227. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

228. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Шсль, 1984. - 205 с.

229. Пищик Ю.Б. Становление атеизш К.Шркса и Ф.Энгельса. -М.: Мысль, 1983. 173 с.

230. Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Избр. филос. произв. В 5-ти т. М.: Политиздат, 1956, т.1, с.Sill 5.

231. Плеханов Г.В. Очерки по истории штериализш. Избр. филос. произв. В 5-ти т. М.: Политиздат, 1956, т.II, с.33-195.

232. Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX века. Избр. филос. произв. В 5-ти т. М.: Политиздат, 1957, т.III, с.567-614.

233. Попова М.А., Филиппова Е.И. Духовный мир личности и атеизм. М.: Политиздат, 1979. - 80 с.

234. Проблеш человека в современной философии /Ред. кол. Н.Ф.Балакина, Б.Т.Григорьян, С.Ф.Одуев, Л.А.Шершенко/. -М.: Наука, 1969. 432 с.

235. Проблеш гуманизш в марксистско-лениниской философии. /История и современность/. /Под ред. А.Г.Мысливченко, Л.Н.Суворова/. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

236. Прошита Е.М., Сорокина В.Н., Федотова О.Т. Проблемы воспитания и образования в утопическом социализме XIX века. -Вестник Ленингр. ун-та, 1982, № 5, вып.1, с.37-42.

237. Радченко В.А. Место и роль общественного мнения в преодолении религиозных пережитков: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1975. - 25 с.

238. Сапрыкин В.А. Урбанизация. Атеизм. Религия: проблемы формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения в .условиях города. Алма-Ата, Казахстан, 1981. - 287 с.

239. Сапрыкин В.А. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1983. - 175 с.

240. Семенов B.C. Научно-техническая революция и проблема целостного и свободного развития человека. Вопр. философии, 1978, В 7, с.82-90.

241. Сен-Симон. Избр. соч. В 2-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948, т.1. 467 с.

242. Сен-Симон. Избр. соч. В 2-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948, т.2. 485 с.

243. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Политиздат, 1981. - 126 с.

244. Слободянюк С.С. Личность как ценность: критика религиозных концепций личности. М.: Мысль, 1971. - 128 с.

245. Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. - 463 с.

246. Смольянинов И.Ф. Проб лет человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 208 с.

247. Сокирянская P.M. Атеистическое воспитание как фактор формирования нового человека. Киев: 0-во Знание УССР, 1982. - 48 с. /На укр. яз./ .

248. Социализм и личность. /Под ред. Л.М.Архангельского/. -М.: Мысль, 1979. 357 с.

249. Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности /Ред. кол. В.И.Шинкарук, В.И.Куценко, В.А.Бу-слинский, В.И.Мазепа, Л.В.Сохань/. Киев: Наукова думка, 1979. - 344 с.

250. Социалистический образ жизни. Справочник /В.И.Шинкарук, Л.В.Сохань, Р.А.Ануфриева и др./ Киев: Политиздат Украины, IS8I. - 279 с. /На зткр. яз./

251. Социалистическое общество: Социально-философские проблемы современного советского общества /Р.И.Косолапов, В.Н.Ме-жуев, А.С.Айзикович и др/. М.: Политиздат, 1975. - 343 с.

252. Строительство коммунизма и формирование личности /В.Г.Ан-тоненко, А.Э.Бандровская, А.К.Бычко, М.Е.Т^грин и др./ -Киев: Политиздат Украины, 1976. 295 с.

253. Сычев Ю.В. Микросреда и личность /Философские и социологические аспекты/. М.: Шсль, 1974. - 192 с.

254. Тажуризина З.Л. Актуальные вопросы истории атеизма. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 208 с.

255. Тажуризина З.Л. Творческая сущность атеизма. М.: Знание, 1981. - 64 с.

256. Танчер В.К. Критика социального фидеизма. Киев: Вшца школа, 1975. - 231 с.

257. Танчер В.К. Религиозные пережитки и их преодоление. -Киев: Политиздат Украины, 1979. 152 с.

258. Тушнов С.В. О понятии "идеал". Вестник Моск. ун-та, 1982, JS 6, с.65-73.

259. Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М.: Знание, 1983. - 64 с.

260. Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т. М.: Политиздат, 1955, т.1. 676 с.

261. Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т. М.: Политиздат, 1955, т.2. 942 с.

262. Федоров Г.Т. Молодежь и современная идеологическая борьба. Киев: Вища школа, 1979. - 184 с.

263. Филиппова Е.И. Атеизм и духовная культура. М.: Знание, 1977. - 63 с.

264. Фомиченко В.В. Проблема человека и современный клерикальный антикоммунизм. Киев: Политиздат Украины, 1982. -165 с.

265. Формирование мировоззрения нового человека /М.А.Шрнгок, С.Н.Баранович, И.В.Валько и др./ Киев: Политиздат Украины, 1977. - 147 с.

266. Францов Г.П. Исторические пути социальной мысли. М.: Мысль, 1965. - 558 с.

267. Фурье Ш. Избр. соч. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1938, т.1. -310 с.

268. Фурье Ш. Избр. соч. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1939, т.П. -467 с.

269. Фурье Ш. Избр. соч. В 4-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951, т.1. 427 с.

270. Фурье Ш. Избр. соч. В 4-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 195I, т.П. 396 с.

271. Фурье Ш. Избр. соч. В 4-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т.Ш. 600 с.

272. Фурье Ш. Избр. соч. В 4-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т. 17. 587 с.

273. Холличер В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс, 1981. -174 с.

274. Цвигун С. О происках империалистических разведок. Коммунист, 1981, В 14, с.88-99.

275. Ципко А. С. Идея социализма * Веха биографии. М.: Молодая гвардия, 1976. - 272 с.

276. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. - 588 с.

277. Черноволенко В.Ф. Маровоззрение и научное познание. -Киев: Изд-во Киевск. ун-та, 1970. 173 с.

278. Черняк В.А. Формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения. Алма-Ата, Наука, 1969. -372 с.

279. Черняк В.А. Опыт интервальных социологических исследований атеизш рабочего класса. В кн.: Вопр. научн. атеизма. Вып.26. М.: Мысль, 1980, с.178-190.

280. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизш. Критика религиив трудах В.И.Ленина. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 671 с.

281. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.; Л.: Наутса, 1965. - 207 с.

282. Шинкарук В.И. Диалектический материализм методологическая основа научного атеизш. - В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей. - Киев: Политиздат Украины, 1975, с.53-69.- 217

283. Шинкарук В.И., Шинкарук Е.В. Философские проблемы формирования нового человека. Киев: 0-во Знание УССР, 1979. - 48 с.

284. Штайгервальд Р. Шрксизм, религия, современность. М.: Политиздат, 1976. - 190 с.

285. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182 с.

286. Ястребов И.Б. Социальный прогресс и развитие атеизш. -М.: Знание, 1979. 64 с.