автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Азербайджанские сатирически-бытовые сказки

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гасанова, Лала Гасым кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Бакы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Азербайджанские сатирически-бытовые сказки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Азербайджанские сатирически-бытовые сказки"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА' |

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ' ЖЗАМИ |

_________I

---- |

На прэвах рукописи !

!

I

гасаноп\ лллл глсам кнза |

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ СЛТйРДОЕСКИ-БЫТОЗаЕ СКАЗКИ |

I I

10.01.09 - Фольклористика

I

! I

АВТОРЕФЕРАТ

/ I

диссертации на соискание ученой степени кандидата !

филологических наук

5АКЫ- 1992

Работа выполнена в отделе фольклористики Иаститута литературы им.Низами All Азербайджана.

Научный руководитель: доктор филологических наук,профессор

М.М.

Г'фицяальние оппоненты:

- Д'-.-тпр .jпояоп'чсскпх наук ДП^.'ШЛКй Б. А.

- гл!:л»ит ¡и'иодогт'чпокпх наук ЛТОП А.А.

Ведущая организация: Азербайджанский государственный педагогический университет ги. H.Tyci'. ,

Гащита состоится " ¡L9 " СиИЖЛ^ 1992г. ь _ часов

на заседании специализированного совета Л 00^. 14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им.Низами АН Азербайджана.

Адрес:Баку-3701ад,нр-'!.АзизбекоЕа,31. Академгородок, главной корцус,5-й этаж.

С диссертацией кож но ознакомиться в фундамента льной библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан " <L9 " dlXXxSL- I99L'r.

Ученый секретарь специализированного совета,кандидат филологических наук: 1 ( ОСМАНЛУ С.X).

- э -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность гены.Фольклор - эта поистине богатейшая и неисчерпаемая сокровищница народной мудрости - всегда находился в центре внимания творческой интеллигенции - деятелей литературы, науки и искусства.Создав в устной форме свое творчество,обеспечив ему жизнь в веках,народ и сам жил фольклором.Психокогиягки-ропоззрсние народа,его обычаи и традиции, нравственно-этические принципы,образ жизни и мышление нашли свое рельефное отражение в многочисленных Аольклорных образцах,восходящих корнями к древ-неРапш временам.Именно поэтому для того,чтобы узнать народ,изучить его прошлое,необходимо прежде всего обратиться х его богатой дух о? ной сокровищнице - фольклору. В последние годы, когда крайне обострились общеетвенно-политические, социально-экономические, национальные отношения, когда новую форму обрела борьба народов за свой национальный суверенитет,свободу, и налицо возвращение к своим .«рняи.истокам.к фольклору .сыгравшему важную истори-ч?;-"ую роль в формировании каждого народа,особую актуальность обретает научное исследование различных фольклорных образцов.

Одним Яо самих древних и наиболее распространенна жанров фольклора являются сказки,в тон числе и сатирически-бытовые сказки. Своими историческими корнями сказки восходят к наиболее древнему периоду общественного развития.

Яанровое своеобразие сказок (ппический размах.характеркые образы, реальное представление об отдельных социальных группах,проблемах общества у. т.д.) является весомым доказательством того,что именно сказки,в том числе сатирически-бытовые сказки,имеют важное значение для более близкого знакомства с народом и изучения его истории.

исследование сатирически-бытовых сказок дает возможность изучить не только фольклор в цепом,его отдельные эпические виды и жанры,но и традиции, закономерности "фольклоризма1' и"мифологизма", как ваа.иых тенденции в современном литературном процессе.

"стопия исследования, в Азербайджане,как и у большинства народов мира,собирание и пропаганда сказок начались намного раньше их научного изучения,то есть практика и здесь опередила теорию. Перное веское научное слово о сказках было высказано одним из лучших знатоков у собирателей Фольклора Р.В.Чеменземинли.интерес к исследовании сказок в азербайджанской фольклористике значительно

- и -

зроо после 1920-го года. Различное проблемы сказок получили зещение в многочисленных монографиях,учебниках,статьях М,.Тах-;нба »И.Сеидова.Н.Оеидова, Л.Ахундова, В.Велиева, П.Эфендиева, (атсми, Р.Халилова, О.Алиева и др. В трудах упомянутых Яольк-зястов в соответствии с целям к и задачами исследования наряду >олшеб1шми сказками и сказками о животных затронуты и сатири-:ки-бытовые сказки.

[[равда.сатирически-бытовые сказки не избирались объектом [ельнсго к системного исследования.Однако труды фольклористов, шп-х классификации азербайджанских сказок,анализировавших их юлогичсские корни и художественное своеобразие.создали научно-|рстическую базу и предпосылки для исследования и сатирически-•овых сказок.

Как известно,в азербайджанской фольклористике имеется ис-дования,научные результаты которых можно использовать при изу-ии конкретных проблем отдельных Фольклорных жанров.В их числе онография Г.Сарзалиева "Азербайджанские народные анекдоты", огающая изучении народного смеха,в последовательной форме про-япцсгося и в сатирически-бытовых сказках.

Азербайджанский фольклор,в том числе сказки, во все време-служил для представителей письменной литературы источником хковения,питал их творчество. Форма проявления этого исполь-ания в.творчестае различных художников (начиная от Низами,Фи-и.. .Дж.Мамедкулизаде и до С.Рагииова и М.Сулейманлы) в той иной степени проанализирована в азербайджанском литературо-знии. Естественно,что в большинстве этих исследований затрону-и сказки.в том числе и сатирически-бытовые сказки.К сожалению, за того,что сказки в этих исследованиях рассматривались в ли-гтуроведческом аспекте,использовать их в процессе исследования ярически-бытовых сказок не было возможности.

Объект исследования. Основной объект исследования в диссер-»и составили азербайджанские сатирически-бытовые сказки.

Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации заклю-•ся в анализе общих и характерных черт сатирически-бытовых юк,позволяющих выявить их своеобразие.В круг задач диссер-'а вводило решение следующих задач:

- определение генезиса азербайджанских сатирически-бытовых ок;

- прослеживание генетического развития сатирически-бнтовых

сказок в сравнении с другими видами сказок,особенно,волшебными сказками;

- анализ сатирически-бытовых сказок в идейно-тематическом, проблематическом отношении;

- классификация мира образов в сатирически-бытовых сказках

- комментирование особенностей мастерства в сатирически-бы товых сказках, комизма и,особенно .характера народного смеха.

Теоретическую и методо логическус основу исследования сое тавили научно-теоретические положения мировой,русской и азербай джанской йольклористики и литературоведения.в основе диссертаци лежат аналитический и историко-сравнительный методы исследовани По море надобности диссертант ссылалась и на достижения в области нормативной и исторической поэтики.

Научная новизна исследования.Диссертация является первой попыткой в области систематического научного исследования азербайджанских сатирически-бытовых сказок.Впервые в данной диссертации нашел свое научное разрешение вопрос о связи сатирически-бытовнх сказок с архаическими мифологическими взглядами.Также впервые определен генезис азербайджанских сатирически-бытовых сказок,выявлена та характерные особенности в сопоставлении с во шейными сказками, рассмотрены их идея .содержание', проблематика и художественные особенности.Образы сатирически-бытовых сказок гр; пирумся в-диссертации по их социальной принадлежности,на фоне i " отноаент'й ■ создается определенное представление о том или ино! периоде лизни народа.

.Теоретическое и практическое значение диссертации. Диссертация ножет быть использована при исследовании других эпических жанров фольклора,создании истории национальной фольклористики, такие учебников по фольклору,в качестве дополнительного источника на спецкурсах и семинарах по фольклору в высших ■учебных заведениях.

Апробация исследования.Тема диссертации утверждена Коорд» национннм советом Академии наук Азербайджана по проблеме "Законе мерности развития мировой литературы в современную эпоху".

Работа выполнена и обсуждена в отделе фольклористики Whci тута литературы им.Низами АН Азербайджана.Результаты исследовани нашли croe отражение в книге,статьях и выступлениях диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.

- б -

ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Со "Введении" обосновывается актуальность темы.определяются |бъеьт,цсль я задачи,научная новизна исследования,его теоретичес-сое V. практическое значение »апробация, методологическая основа.

Первая глава диссертации называется "Генезис к развитие азер-'айдиа неких сатирически-бытовых сказок".

Вопрос о генезисе сказок находился в центре внимания фольк-ористики с самого ее зарождения.Различные филологические школы о-разному трактовали вопрос о происхождении этого наиболее рас-ространенного фольклорного жанра.Долгие годы в советской фоль-лористике принимались во внимание общественно-исторические усло-ия и', как правило, на передний план выдвигался социальный фактор. * это непроизвольно приводило к одностороннему подходу к сказке, ее происхождение,миру образов и т.д.

После 1920-го года в русской и азербайджанской фольклористи-з стало уделяться еде больше внимания изучению происхождения вол-збннх сказок,исследование же происхождения сатирически-бытовых казок отошло как бы на второй план.Это было связано прежде все> с прямым,непосредственным выраженном в сатирически-бытовых сазках общественных мотивов.Ввиду того,что архаические элементы ходе изложения событий в бытовых сказках переносились на зад-тй план,эта группа сказок, повествующая о животных,рассматривать как продукция более позднего,по сравнению с волшебными сказ-ми,периода.

Для более точного определения генезиса бытовых сказок необ-димо,в первую очередь,привлечь к исследованию мифы.Казахский льклорист Е.Д.Турсунов, критически отнесясь к ссылка.ч на политиски-идеологические доктрины в научном исследовании,указал на е один недостаток в изучении битов;« сказок.Ш его мнению,..2 .. утверждении о позднем генезисе бытовой сказки по сравнению сказками о животных и волшебным и, нет никаких оснований, кроме чой идеи позднего происхождения бытовой сказки,идея позднего иезиса бытовых сказок возникла на базе использования литерату-зедческой методики (главным образом стилистических критериев) 1 анализе форглы и содержания бытовых сказок,в то время гак при ^смотрении вопросов генезиса фольклорных жанров первейшее з нагл с пасет привлечение данных истории,археологии,этнографии и тхо логии".^ _

Ж: Меле, тике кий З.М.Гетой волшебной сказки. Происхождение обра->а.-Ч. :'Тзд-во вост. ли?ёратуры,1953,с.5-б. 'урсуиов Е.Д.Генезис казахской бытовой сказки.В аспекте связи первобытным фольклором.-Алиа-Ата:Наука,1973,с. 13.

Расследование сатирически-бытовых сказок показывает,что в их формировании ванную роль сыграли мифологический образ мышления, дуалистическое мировоззрение,постепенное развитие мифологических рассказов. Если в волшебных сказках,считающихся более близкими к мифологии,к архаическим (Тольклорным образцам,рудименты мифического мира более рельефны и активны,то в бытовых сказках они пассивны,носят эпизодический характеров бытовых сказках в большинстве случаев приходится восстанавливать рудименты мифического мира.

3 сказке "Глупый мужик" лев и рыба предстают как образы,обладающие человеческими свойствами.Обычно в сатирических сказках различные животные превращаются в активных помощников героя. В сатирически-бытовых сказках кизотные соответствуют поэтике этой группы оказок. Подобно тому,как герой выделяется из среды обычных ладей,считающихся з глазах общества людьми второго аорта,животные теряют свою бопественнуп силу и свои необычные свойства.Тах-не ¡ак герои,животные превращаются в объект смеха,вернее, представляются дураками.

В^виду связи событий в сатирически-бытовых сказках,в первую очередь,с каждодневной кизпь» и бытовыми заботами человека,в cías ках этого типа особое место занимают до катание кивотпые.Было бы не верно искать символический смысл у всех животных в бытовых сказках. То есть во многих эпизодах животные выступают в самом обычном естественном качестве.Однако в большинстве сказок животные пере-стагт быть обыкновенными и превращаются в один из непременных атрибутов сказочного мира.Например,в "Сказке о Яныдж" герой достигает своей мечты с помощью собаки,кошки и мышки, в сказке "Алияр и заяц" герою помогает заяц,в "Сказке о Муртузе" - в роли помощника выступает лиса.

:Гуртуз ("Сказка о Муртузе".),отправивиись в лес за дровами, встречается с большеголовым,пучеглазым,одноруким чудовищем.Над этим чудовищем, напоминающем циклопа из "Китаби Деде-Коркуд" и ^сказки "Телегез",Муртуз одерживает победу как герой именно бытовой сказки - пускает ему в глаза пиль и вызволяет из его рук дкейрана. Затем,с помощью вызволенных из беды джейрана и лисы,он мстит казк и хану.Спасенные Муртузом животные,сами впоследствии становятся его спасителями. В некоторых случаях для превращения животных в помощников героя, ему приходится победить их ("Сказка о пле:!шгсм Мам еде").

У.стати,яизотные,действующие в сказках,по художественной фун-

ш отнюдь не тождественны животным в баснях. Как отмечает В.Я. )пп: "Широко распространено ?шеиие,будто в сказках под живот-::т понимаются люди,как это имеет место в басне.Такое мнение, ¡о^ненно.ошибочно.В отличие от басни,сказке совершенно чужд ал-•оризм.В сказках повадки зверей,различие их характеров напоми-!Т людей и тем самим вызывает улыбку .Но образы животных на пред-вляют образы людей,как это встречается в басне."'''

В сатирически-бытовых сказках ¡животные и птицы в большинст-случаев живут и действуют по логике и законам именно миФологи-кого мира. А в этом мире человек не выступает отдельно от при-ы;животные,птицы,деревья,камни,вообще,вся природа обладает че-еческими свойствами.Человек не противопоставляет себя природе, аоборот,верит ь то,что является одной из ее составных частей, пно следствием этой веры является то,что ряд животных (лев.со-а,лиса.даейран.голубь и др.) считаются священными в мифологии кских народов. Большая часть сказок с активным участием живот-

"зародглись в период первобытного общества .долгое время испо-овалииь в древних охстнических и земледольчеоких племенах и ах в качестве особого привораживающего средства,а еще позднее, рапи очень значительную роль в создании аллегорических сказок асен." 3

Таким образом,животные,выступающие в сатирически-бытовых зках.ие олицетворяют собой людей,не выражают отдельные соци-кые группы,прослойки,как это имеет место в баснях,не переда-нрисущие человеку различные устойчивые отрицательные качест-(как,например,в баснях лиса олицетворяет хитрость,осел - чуть и т.д.") и не носят аллегорического характера .Большая часть к животных выступают в сатирически-бытовых сказках как обита-и мифического мира,отображают мышление архаического периода, зко необходимо отметить,что, независимо от того,какую функцию злнлли животные в более древние периоды,в сатирически-бытовых эках они уже подчиняются присущим этой группе сказок законо-юстям поэтической системы.То есть животные,считающиеся святи в мифическом мире,превращаются в сатирически-бытовых зках в нечто обычное из реального,бытового мира. В сатирически-бытовых сказках священные образы мифического

)011п В.Я. Проблемы комизма и смеха,- М.:Искусство, 1976,с.51-52.

¡лиев К. Память народа,память языка.-Баку: Гянджлик,1987;Х 9зеР-яз.->

1хмасиб М.Г. Предисловие к кн. "Азербайджанские сказки'Ъ Ут. ,т. Баку:Изд~ао АН Азерб.ССР,1960,с.5-6 Тна азерб.яз.).

мира (лев,змея,дракон и др.) представляются как в положитеш так и отрицательном плане. В сказке "Глупый мужик" лев спер! могает глупому мужику,а затем съедает его.Подобное явление в чается и в других,подобного типа,сказках ("Охотник Пирим", "С ник Ахмед",'Беда от Ханпери", "Плешивый", "Носильщик Ахмед" и Двойственной отношение к змее,дракону в азербайджанских сати ки-битовых сказках связано с историческими событиями.Как изв но,при объединении разных племен поклонение святыням более с ного племени становилось необходимостью.Противопоставление о змее,дракону невольно приводило к активности первого и тасси; ти вторых ("Добро за добро","Кса со светильником" и др.).ПЬк. ние огню,будучи тесно связано с отношением света к мраку,при ло к дуализму во взглядах.

В азербайджанском фольклоре дуализм занимал важное мес'. сыграл значительную роль в Нормировании сказок.Одни исследовг ли свягывали дуализм с "Авестой",рассматривая "Авесту" как пс ник азербайджанского народа (Ю.В. Чсменземинли.М.Г.Тахмасиб) гие пытались свярать дуализм с тюрко-азербайджанской мифологу и утверждали,что в основе зороастризма лежит именно эта мифол (М. Севдов).

Не затрагивая полемических сторон проблемы, мок но сказат что в сатирически-бытовых сказках наблюдаются многие образы,с занные с философией зороастризма.

Главными черными силами, против которых ведет борьбу рад битовых нужд герой сказки "Ахназар",являются дивы.Согласно ду| листичсскому мировоззрению,див символизирует зло,мрак и ведет борьбу против добра,света.Если в волшебных сказках дивов побе» дают богатыри,полководцы,то в сатирически-бытовых сказках побе над ними одерживают носильщики,плеаивые ("Плешивый").Интереснс что в сказках,связанных с дивами,дивы зачастую выступают врага ми именно света,жизни. Плененные ими девушки в большинстве с луч олицетворяют солнце,свет,добро.Например,пары молодости или вог шебный родник,обнаруженные плешивым,непосредственно являются о разцом добра,ибо пар г родник обладают способностью дарить нов жизнь.

Своеобразную трактовку в мифологии тюркских народов кашл

и представление о братьях-близнецах.В числе сказок,порожденных

дуалистическими мифами,исследователи указывают и бытовые сказк;

и подтверждают тем самым наличие у них архаических корней.1

I См.:Золотарев А.Н. Родовой строй и первобытная мифология.-М.: Наука ,1964, с. 297.

В сказке "Суд пле твого" между братьями возникает разногласие,с помощью сорока плешивых победу одерживает младший брат и,тем самым,побеждает добро,Встречающийся в сатирически-бытовых сказках образ шайтана,по мнению исследователей,олицетворяет собой одного из похожих друг на друга братьев.В сказке "Плешивый" шайтан - воплощение зла,а в сказке "Иса со светильником" он выступает символом добра.Выступление шайтана,символа зла,в ряде сатирически-бытовых сказок в положительном плане связано о древними взглядами о рождении добра и зла.Ульгена и Зркина - двух братьев - от единых родителей.

Также как в волшебных сказках,главный герой ряда сатирически-бытовых сказок имеет "низкое происхождение".Все это еще раз показывает,что сатирически-бытовые сказки возникли отнюдь не после других групп сказок,а вместе с ними, в едином процессе взаимосвязи и взаимообогащения.В волшебных сказках встречаются признаки, присущие сатирически-бытовым сказкам и,наоборот,в сатирически-бытовых сказках имеют место элементы волшебных сказок.Это вполне естественно,ибо и те, и другие группы сказок берут начало из единого источника - мифа,питая друг друга в идейном,смысловом и . • поэтическом отношении.

Вторая глава диссертации называется "Идейно-тематические эсобенности и система образов д азербайджанских сатирически-быто' . шх сказках". Определение идейно-тематических особенностей сатирически-бытовых сказок приходится начинать,в первую очередь, с классификации образов. В азербайджанской фольклористике до сих юр отдавалось преимущество исследованию фольклорных образцов,в ?ом числе сказок, в свете господствующих научных концепций, иде-|догических учений,иногда делались даже попытки поиска в сказхах эволюционного духа;при проведении анализов исходили не из особен-остей образов,а из их классовой принадлежности. А между тем в яде сказок представители высших сословий изображались и в поло-ительном плаке, точно так же как представители низших сословий ередко выступали з отрицательном плане.

На наш взгляд,более целесообразно проводить группировку об— азов в сатирически-бытовых сказках на основе конкретных темати-еских и сюжетных типов,не забывая и про их социально-классовую ринадленность. 1Ъ участию положительного героя в сюжете и соци-льно-хлапсовому происхождению отрицательного героя сатиричесхи-¿товыс сказки кежко разделить на две группы;

1. Сказ гаг, посвященные борьбе бедных я слабых, путников и хитрецов против представителей вкспкх сословий ("Ckó Е:-;а с плепивом и кази",'"Плешивый", "Т-Тса со светильниког", "Сказке. с Якыдж" и др.!

2. Сказки,отображавшие проблемы и заботы мужь-кекв,семьи-быта (."Ахкгзар", "Беда от Ханпери", "Бесноватая жена"'Синий холм си нел.муж меня избил", "Носильщик Ахмед" и др.)

Нежду этими сказками нет резких идсйно-теметических различий. Если в с казнах, входящих в первую группу,соцгально-экономи-ческяе противоречия носят классовый характерно ъ сказках второй группы обычные человеческие противоречия конечным счетом связаны с социально-экономическими факторами. В:.: ее те с тем в сказках обе' их групп общественный мотив играет важную роль.Для выявления схо, ных,идентичных и общих,а также различающиеся качеств между этими группами сказок,приходится обратить внимание,в первую очередь,на их ведущих героев,их роль в развитии сюжетной ликкии

Образный мир сатирически-бытовых сказок можно разделить на дев группы: положительных и отрицательных героев. Конечно,эта ка сификация условна. Зо-первых,можно говорить о хороших-плохих качествах индивидуального образа,олицетворяющего определенный клас сословие в контексте отдельных сказок. Во-вторых,образы,олицетво ряющче определенный класс,сословие,выступают во всех группах ска зок отнюдь не только как отрицательные,или только как положитвль нне.То есть в сказках встречаются как положительные плешивые,носильщики,бедняки, так и положительные падшахи,визири и др. Нема® и'отрицательных плеяивых, носильщиков и т.д.

Р-третьих,и это очень важно,бытовые сказки опираются,в осно: ном,на критику и отрицание. Критика в этих сказках направлена и Ч на отрицательных,и на положительных героев.Естественно,что в быт вых сказках редко встречается положительный во всех отношениях образ,в отличие от волшебных сказок,герои бытовых сказок рисуютс не в идеальном,а в реальном свете.

Своеобразием отличается и героизм главных героев сатирически-бытовых сказок.Их героизм представляется в сатирическом плане Героизм они проявляют не только с помощью меча,но и любых других средств, лишь бы достичь не лаемого: хитрости, обмана, лжи и д. Однако их хитрость,ложь.изворотливость не вызывают отвращения,так как большинство из них рождены именно для такого героизма. Кроме того и их соперники достойны поражения именно таким путем,ибо по ложительный герой сатирически-бытовой сказки побеждает хитростью

и обманом не положительного,идеального героя,а жестокого,скупого, злого,хитрого типа и вполне естественно,.что эта победа происходит за счет методов,не подпадающих под кодекс героизма.

3 сатиричсоки-бытовых сказках более других образов .вступающих в конфликт с представителями высших сословий и побеждающих их с помощью хитрости, привлекают внимание плешивые.Как считает известный фольклорист !■!.Г-Тахмасиб, "...плешивый - это оптимистический образ,всегда помогающий беднякам и всем страждущим,веду-щи? борьбу против их обидчиков - падишахов,ханов,синеглазых и редкозубых кеса хам па лов, отнюдь не уступащих им старост,сбощиков на логов, мулл, одним словом,всех врагов трудового народа .абсолютно уверенный в своей победе и,действительно,всегда выходящий победителем".1 С этой оценкой трудно не согласиться.Действительно,плешивый - никогда не унывающий оптимист.Живущий в полуразрушенных хибарках .обладающий всего одной козой или бычком,плешивый не испытывает неудобств от бедности,не озлобляется,не переживает по этому поводу.Но он не дает спуска никому,кто пытается обидеть его,на рулить спокойное,размеренное течение его жизни,жестоко мстит своим недоброжелателям.Необходимо отметить,что главной целью плешивого вовсе не является мщение старостам,падишахам,одним словом, представителям правящего класса. Он одинаково мстит старосте Вели ("Хитрость плешивого") и своему скупому зятю Джульфе ("Скупой Джульфа и плешивый"), потому что в егь цели не входит классовая борьба. Своеобразие плешивого,его героизм,как одного из активных героев в сатирически-битовых сказках,не в победе или отмщении, как свершившемся факте.Оно проявляется на этапе, предшествующем отмщению или победе.

Б результате деятельности плешивого,как и других героев-представителей низшего сословия,вырисовывается главный.лейтмотив сатирически-бытовых сказок - борьба добра над злом. Симпатии к плешивому возникают не в результате его борьбы с богачами, а из-за его нетерпимости ко злу,усердна во имя добра. Борьба героев в сатирически-бытовых сказках не столько с волшебными,сколько с реальными сигами,также является одним из факторов,усиливающих социальное звучание.

Ст других героев однотипных сказок плешивого отличают его гибкость,изворотливость,бдительность,остроумие.Если герои ряда сказок

I Тахмасиб М. Г. Плешивый в азербайджанских сказках,- Инглаб ве медчнийЯет, 1539,К Т-2,с.137.(на азерб.яз.).

- "13 -

I

("Лмир и дочь падишаха", "Лхиед" и др.) для достижения победы использует различные волшебные предметы (шапку,торбу,зурну и др.), то плешивому все это не нужно,он обходится без них,хотя и он порой опирается на потусторонние силы ("Плешивый","Иса со светильником" и др.).Однако,прибегая к помощи шайтана,плешивый занимает не пассивную,а наоборот, еще более активную позицию.

Сатирически-бытовые сказки,в которых в качестве главных героев выступают образы,отличающиеся вначале беспомощностью,неумелостью, ленивостью. посвящены чисто семрйно-бытовым проблемам. В сказках "Ахназар", "Мухаммед","Сказка ленивого Ахмеда","Мастеровой Ахмед","Начало так.конец этак" и др. герои, в первую очередь, противопоставляются членам своей семьи,близким,родным.В этих сказках герои избавляются от своих недостатков и ошибок с помощью родных и близких.Таким образом,их борьба прежде всего бывает направлена против самих себя. Победа героев,ведущих борьбу против себя,зачастую обеспечивается за счет доброжелательности близких людей,находящихся с ними в общении.

В качестве доброжелателей,в первую очередь, выступают женщины. Большинство женских образов представляются полной противоположностью главных героев. Так,Махш;ри в отличие от Вели,трудолюбива, добра,уважительна. Вели,влюбившись в нее,полностью меняется, любовь помогает ему избавиться от недостатков ("Начало так.конец этак"); Своим личным примером Чимназ изменяет Ахмеда. ("Сказка о ленивом Ахмеде"). Благородство,доброта и заботливость Санубяр ха-нум оказывают серьезное воздействие на характер Мухаммеда ("йе-нитьба плешивого Мухаммеда"). Девушка-сирота сама стоит на защите своего спокойствия,своих интересов. Ко1да требуется,она умеет быть беспощадной ко злу,умело использует хитрость,обман ("Девушка-сирота").

В сатирически-бытовых сказках наряду с положительными героями, участвуют и отрицательные образы. Естественно,что в сказках, где мшенью критики является социальная несправедливость,в роли отрицательных образов выступают представители правядей верхушки, господствующего класса. Одна ко, как уже говорилось, отрицательные образы отнюдь не олицетворяют собой в целом свой класс,прослойку. В одной сказке Шах Аббас ("Ученик портного Ахмед") представляется хуже Азраила, в другой ("Огородник и Шах Аббас") - выступает добрым и благородным человеком. То же самое можно сказать и об образах безымянных падишахов. Многие из них - жестоки ("Синий холм

синея,муж меня избил"),честолюбивы ("Девушка-сирота", "Иолтанин-ский падишах").длабовольЕш ("Плешивый";'Бедный старик и визирь"). В сказках этого типа представители низшего сословия пытаются научить правителей ремеслам,что свидетельствует об уважительном отношении народа к людям труда,мастерам,ремесленникам ("За ремеслом", "Мастер Абдулла" и др.).

В сатирически-бытовых сказках немало образов купцов ("Плешивый "/'Сказка о Талате" и др.),старост ("Иса со светильником"), свящонпосяунигелей - кази,мулл,причем почти все они представлены в отрицательном плане.

Особенно яркими красками изображены в сказках служители религии.Примечательно,что в большинстве сказок они представлены в отрицательном плане.изображение их жадными,хитрыми,развратными, двуличными,лживыми вовсе не вызвано ни атеизмом,ни отрицанием религии.

Б сказках,описывающих семейные конфликты,обычные бытовые заботы,выступает множество отрицательных женских образов.Особое место среди них занимают образы старух.Старухи-ведьмы, старухи-колдуньи олицетворяют собой все отрицательное,являются главным препятствием на пути положительного героя. Их поражение служит еще боле» рельефному раскрытию характерных качеств положительных образов.

Примечательно,что от своего характера,в первую очередь, страдают сами эти злые и коварные женщины ("Солнечная старуха", "Синий холм синел.куж меня иобил"). Независимо от изображения в отрицательном или положительном плане,эти образы играют важную роль в постижении идеи и темы азербайджанских сатирически-бытовых сказок.

В третьей главе - "Поэтические особенности азербайджанских сатирически-бытовых сказок",- рассматривается своеобразие поэтической системы сказок исследуемой группы.

Исследование показывает,что главной художественной особенностью сказок,входящих в эту группу,является сатирическое осмысление,комизм бытовых забот,семейных проблем.

"моннс смех.занигающий ведущую позицию в этих сказках,отличает их от других групп сказок.

В битовых сказках,отличающихся от анекдотов сво:?и эпичностью, богатством мира образов,целостностью индивидуального характера.

- гз -

с самого начала смех выдвигается на передний план. Специальные зачины типа "Гюнлярин бир гюнюнде.Мамеднасир тининде"("В один из дней,в переулке у Мамеднасира") с самого начала создают общее представление об общем духе,настрое сказки.Подобные зачины характерны к для других групп сказок. Однако зачины бытовых сказок отличаются тем,что соединяются с сюкстной линией напрямую,т.е.зачины (тсксрлеме) и сюжетные линии дополняют друг-друга в художественном и логическом отношениях.Так,на пример,сразу после зачина сказки "Солнечная старуха" даются сведения о главком герое,о его желтой кошке и ее воровстве.Название воровкой языкастой ,и ленивой копки жены главного героя является непосредственным продолжением шутливого тона зачина-присказки.

Как показывает исследование,три известные формулы,имеющие

место в волшебных сказках - инициальные,медиальные и Финальные -

I

т.е. традиционные сказочные формулы - нельзя применить к сатирически-бытовым сказкам.Это объясняется тем,что в волшебных сказках речь идет о легендарном,фантастическом прошлом£"аййами-гадиы"-"дренних временах) и необыкновенных героях, а в сатирически-бытовых сказках - о реальном времени и обыденной жизни,где живут и действуют самые простые люди. Вот почему в сказках этой группы рассказчик не обращается к падишаху,ибо главный герой не является сыном падишаха,он - внук бедной старухи (одним с ловом, бедняк .); не обращается рассказчик и к прекрасной царевне,так как описываемые героини - зачастую глупые или с^ливые женщины.

В сатирически-бытовых сказках от присказки,начальной формулы повествование сразу переходит к основной сюжетной линии.Цель героев сатирически-бытовых сказок известка заранее.В "Сказке о " плевшвом к казн" плешивый в самок начале говорит о своем намерении разоблачить кази. Необходимо учесть,что главный герой сказки также описывается именно после присказки и начальной формулы.Тем самым начинается непосредственное изложение событий,содержания сказки. Начало композиции - переход от текерлеме-присказки к самим событиям,к описанию героя - подготавливает почву для создания комического эффекта.

В сатирически-бытовыхс сказках используются различные комические приемы, главными среди которых являются комический коитраст и несоответствие. Как известно,комический контраст и несоответствие являются характерными признаками сатиры и юмора. В сатире ми-

1 веб°ныСх с"®«

шень смеха те соответствует идеалу, в споре же мишень смеха не противоречит идеалу.

Образы падишахов .визирей, казн,мулл, купцов в сатиричеоки-бы-товых сказках изобличаются при показе несоответствия между их саном, должностью ремеслом,профессией и их реальнымнспособностЯ/ли. Описания моментов и ситуаций,свидетельствующих о том,что падишах, кази,мулла не достойны своего высокого сана,порождают и вызывают комический смех. В то время,когда это несоответствие выявляется с помощью представителей низших сословий,смех обретает особое.социальное звучание, ("Сказка о Плешивом").

В своеобразной форме проявляется комическое несоответствие в сказках, в которых главными действующими лицами являются представители низшего сословия. Мухаммед.герой одноименной сказки,то своей природе тихий,спокойный,честный человек.Обстоятельства складываются так,что он совершает воровствй,Однако,не будучи профес-сионлльным вором, он сразу попадается на этом деле. Его чистота и наивность приносят этому герою богатства Комизм в этой сказке создается за счет несоответствия героя создавшейся ситуации.

В ряде азербайджанских сатирически-бытовых сказок использован способ комической неожиданности. Комическая неожиданность создается обычно за счет неожиданного,внезапного нарушения логической последовательности в ходе событий,обретения ими анормального течения. Внезапность, необычность .привлекающая внимание в различных произведениях,не тождественна с комической неожиданностью. Первые из них могут вызвать удивление,изуиление,даже страх, вторые же - толы» смех и улыбку. В этом смысле наибольшее внимание привлекает сказка "Бесноватая жена". В основе всех комических событий,происходящих с женой и мужем в сказке "Хилми-лим п гюлиюлюм",лежит именно неожиданность,

В сатирически-битовых сказках комизм проявляется и в создании портрета главных образов. Иногда и в такого типа сказках герой' идеализируется,предстает внешне красивым,бесстрашным,волевым человеком ("Ученик портного Ахмед").

Герои многих сатирически-бытовых сказок плешивы. Они из тех плешивых,которые "пьют айран,садятся на кошку,бегают по селу,лезут на стенку" ("Плешивый").

Если одной причиной презрительного отношения к плешивому является бедность, то вторая причина кроется в его неприглядном внеш-

нем облике,плешивости голови,грязном лице. Героизм внешне неприглядного плешивого отличается от героизма богатыря. Осногным его оружием является не меч,а ложь,хитрость,обман. Например,Мухаммед ("Плешивый Мухаммед"),проявив героизм и победив дивов, драконов,разбойников,не знает приемов настоящей борьбы,ибо побеждает злые силы не как герои,а как самый обычный,простой человек,хитростью V изворотливостью.

Во многих сатирически-бытовых сказках,стоящих как бы особняком,на передний план выдвигается ие столько доблесть и героизм, сколько трусость и ленивость главного героя ("Носильщик*Ахмед", "Ахназар", "Сказка о ленивом Ахмеде" и др.) И если в начале сказки их трусость вызывает смех,то в конце смех вызывается уже проявленным ими героизмом.

Гротески и гиперболы, как основные признаки словесного искусства, характерцы и для сатирически-бытовых сказок.Особенно часто использованы гиперболы при обрисовке портретов героев,описании их поступков,различных событий ("Солнечная старуха","Мастер Ахмед" и др.).

Естественно.что в большинстве бытовых сказок гротеск и ги-. пербола служат усилению тонического эффекта. Это наглядно видно по образу Ахмеда в сказке "Мастер Ахмед". Победа,одержанная этим героем,не может не вызвать смеха,ибо в его изображении яспользо-ваны интересные,оригинальные гиперболы,неожиданные гротески.

Ряд поэтических особенностей сатирически-бытовых сказок являются характерными и общими для всех эпических жанров фольклора. Также гак во всех группах сказок,в бытовых сказках используются традиционные,устойчивые формулы для обозначения места и времени "' ("Аз гетди.чох гетди,дере,тепе дюз гетди" - "Мало ли прошел,много ли прошел,ущелья и холмы прошел").

Привлекают внимание в сатирически-бытовых сказках и поэтические образцы ("Солнечная старуха",^Плешивый" и др.). Ети поэтические образцы.во-первых,тесно примыкают по содержанию к сюжетной линии сказки .во-вторых, служат созданию поэтического портрета героя,в-третьих,отличаются своим комическим характером и способностью создавать комический эффект.

Как известно,цифры три,семь,сорок,как священные цифры.широко использовались в фольклоре,в том числе и в сатирически-быто-

вых сказках.

В сатирически-бнтовых сказках цифра "сорок" - время спасения попавшего в беду героя. Цифры "три", "семь",а также "сорок" зачастую употреблялись для выражения времени и способствовали усиление драматизма.

Одной из общих поэтических особенностей,привлекающих вни- -мание в сатирически-бытовых сказках,является внезапный обрыв одного события в развитии сюжетной линии и переход к другому событию,а также концовки. В отличие от других групп сказок,сами концовки содержат в себе критическое отношение,стремление создать комический эффект.

Особое место в тексте сатирически-бытовых сказок занимают пословици и поговорка.Эти средства речевой образности,применяемые как б повествовании,так и в речи персонажей,способствуют раскрытию ;:арактеров.Пословицы и поговорки передают не только любовь народа к своим героям,но и свидетельствуют о богатстве языка,его выразительных возможностей.

К пословицам и поговоркам тесно примыкают и другие выразительные средства языка - идиомы и афоризмы.В сатирячеекй-бытовых сказках можно встретить десятки идиом,крылатых выражений,которые значительно усиливают национальный колорит,свидетельствуют о достоверности изображаемых событий и положений.

Исследование позволяет заключить,что в художественной системе сатирически-бытовых сказок выше перечисленные изобразитель-нйе средства играют довольно значительную роль.

Б "Заключении" в виде резюме дано обобщение научных положений, рассмотренных в отдельных главах.

В списке использоьанной литературы представлен перечень использованной диссертантом научной и художественной литературы, связанной с исследуемой темой.

Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах автора:

1. Азербайджанские сатирически-бытовые сказки. - Баку:Язы-чы ,1909, п. л.

2. Отношение к служителям религии в азербайджанских сатирически-бытовых сказках. - Материалы У Республиканской конференции молодых литературоведов республики.- Баку,1987.

3. Язык и стиль в азербайджанских сатирически-бытовых сказках. - Известия АН Азербайджанской ССР (вопросы литературы,языка и искусства), 1969, № 3,

4. Отрицательные образы в азербайджанских сатирически-бытовых иказках.- "звестия АН Азербайджана,1991 .¡¡" 3,. ,

*