автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Герой в азербайджанских волшебных сказках

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аскеров, Афзаладдин Дагбейи оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Герой в азербайджанских волшебных сказках'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Герой в азербайджанских волшебных сказках"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НИЗАМИ

На правах рукописи

АСКЕРОВ АФЗАЛАДДИН ДАГБЕЙИ оглы

ГЕРОЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

(характер и происхождение) 10.01.09 — Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1992

Работа выполнена в отделе фольклора ордена Дружбы Народов Института литературы им. Низами Академии Наук Азербайджана.

Научный руководитель:

доктор филологических паук, проф. Сеидов М. М.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, проф. Акимов М. И.

кандидат филологических паук, доц. Гаджиев В. А.

Ведущая организация:

Бакинский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. М. Э. Расулзаде.

Защита состоится « » 1992 г. в « » часов

па заседании Специализированного совета Д 004.14.01 по защите диссертаций па соискание ученой степени доктора филологических наук в Ордена Дружба народов институте литературы им. Низами АН Азербайджана.

Адрес: Баку, 370143, пр. Азизбекова, 31, Академгородок, Гл. здание, 5-й этаж.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азербайджана

Автореферат разослан « » 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических наук,

ОСМАНЛЫ С. КХ

- 3 -

ОЗДЫ ХЛРАШКЮПЖА

Актуальность темы. Азербайджанская волшебная указка является одним из богатейших по идейному содержанию я эстетической значимости фольклорных канров,своеобразно отразивши иизнь народа,его истории,бит,мировоззрение на разных этапах общественного развития.Вот почему исследование сказок может оказать значительную помощь в изу-нии культуры »образа жизни,обычаев и традиций,в целом - облика народа. В этом смысле правы исследователи,отождествляющие понятие фольклор с понятием народ. *

По своей поэтической структуре волшебные сказки у всех народов

о

мира идентичны. Широко распространены и волиебные сказки с определенным сметным типом.Вместе с тем,существующие'научные методы доказывают своеобразие сказок каждого народа.Кспользуя эти научные методы, можно выявить степень связи азербайдмакских сказок с этнической культурой.Волее всего своеобразие волшебных сказок проявляется э их образах.Сгаеты сказок,даже заимствованных у других народов,обретают форму,еоетвегствующую архаическим представлениям заимствовавшего их народа;образы сказок становятся носителями социальных процессов,а такне мифологических представлений этого народа,

В соответствии с указанными выше факторами в реферируемой'диссертации исследуются характерные черты главных героев волшебных ока-зок,рассматривается их происхоядение в контексте этнической культуры,формирующейся на основе социальных процессов, происходящих в об-, цесгв0;При исследовании этой проблемы выдерживайся' системный "подход^, позволивший выявить несколько пластов.связывающих образ любой

волшебной сказки с этничейкой культурой.

Общеизвестно,что каждый народ велик своей культурой,моралью,ни-ревоззрением,мышлением, об разом жизни,в целом - наличием этнической культуры. Потеря фактора"этнической культуры приводит к уходу народа с историческом сцены.Ассимиляция многих,бывших известными народов, является закономерный следствием потери фактора этнической культуры. Изучение как общих,так и своеобразных особенностей этнической культуры, присущей каждому народу .является одним из важнейших вопросов, стоящих перед наукой. Подобные научные поиски определяют также внешние воздействия на этническую культуру.

Фольклор является пластом,в котором значимость этнической куль-

1.Коккяр Д.История фольклористики в Европе.-М.,1960,с.18.

2.Пропп В.Я.Морфология сказки.-М., 1969 (изд.2-е),

- ч -

туры выступает в наиболее яркой форме.Пот почему изучение волшебных сказок,как одного из наиболее распространенных и богатых фольк лорных «аиров,может оказать большое содействие исследование этнической культуры.Этим и обусловлена актуальность избранной теми.

История разработанности темы. Л советской фольклористике автором первого Фундаментального исследования о происхождении героя волшебной сказки является Е.М.Мелетинский.^Им были высказаны интересные научцые суждения об образах младшего бра та, падчерицы, иронических образах в волшебных сказках.

Немалой интерес представляот мысли о героям волшебных сказок таких ученых-фольклористов,какВ.А.Аникин,С.К.Давлетов.Э,Б.Померанцева, Н. В, Новик,С. А.Каскабасов.Е.Д.ТУрсунов.В.Н.БииЗулатов.

В азербайджанской фольклористике также были высказаны определенные мысли о героях волшебных сказок - С.В.Чеменземинли.М.Г.Тах-масибом.МДатеми.хотя в качестве отдельного исследования этот вопрос не рассматривался.Успешным шагом в этом направлении могут считаться работы последних лет - кандидатские диссертации О.Алиева, Р.Халилова.С.Гезалова и др.Однако ни в одном из этих трудов вопрос о характере и происхождении героя в волшебной сказке не становилс; предметом специального исследования.

Объект исследования составили многочисленные издания азербайджанских сказок,а также некоторые,пока что неопубликованные материалы.Одновременно, по мере надобности,к исследование привлекали! также сказки многих других народов(особенно,тюркских).

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования состой' в изучении характера,происхождения и своеобразных особенностей ге роя в азербайджанских волшебных сказках на уровне наиболее распро! тракенных персонажей - младшего брата, иронических(комических) обр Зов и, образа богатыря.

В круг задач диссертанта входило решение следуысих вопросов:

-выявление сильных и слабых сторон существующих научных кон~ цепций относительно идеализации образа младшего брата в волшебны сказках.

-выяснение структуры принципа наследования майората(наследов ние старшин братом) и минората (наследование младшим братом) в различных семейных типах с обзором истории семей у тюркских наро дов;

-определение социальной база идеализации младшего брата в во иебной сказке,"

-анализ идеологии минората в верованиях,мифах и фольклоре то кских народов,связи образа младшего брата с миноратом в волшебны 1 %{у!ТИНс>™й Е.М. Герой волшебной сказки:происхождение образа.-

с казнах;

-выявление характерных особенностей иронических образов к выяснение их мифологической семантики;

-изучение атрибутики образа богатыря и определение ее системности в сказочной поэтике,анализ их мифологической семантики:

Методологически основу исследования составили мысли и высказывания видных ученых о литературе и искусстве,труды известных фольклористов. В диссертации исследование ведется е двух направлениях:в синхроническом и диахроническом.Первое из них было необходимо при описании сказочных текстов,при этом для определения общих,характерных особенностей образов применялся структурно-семантический петод.При изучении же происхождения героев исследование велось в диахроническом направлении с использованием историко-сравнительного метода.

Научная новизна исследования. Отдельное,обстоятельное изучение характера,происхождения и особенностей образа героя в азербайджанских волшебных сказках впервые осуществлено в реферируемой диссертации. В работе впервые в научной.системной форме рассмотрены социальные, а также архаико-мифологические истоки,обусловившие характер героя в азербайджанских волшебных сказках,прослежено проявление этих истоков, корней в сказочной поэтике.

В исследовании автор подошел к вопросу происхеждения образа младшего брата в контексте этнической культуры и выдвинул новую научную концепцию. В связи с этим дана новая оценка некоторым этнографичесхии явлениям.

Системность характерных особенностей иронических образов и образа богатыря в азербайджанских волшебных сказках,происхождение этих особенностей, юс мифологическая семантика такие впервые исследованы в реферируемой диссертации.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Данное исследование, посвященное герою волшебной с газ ки, может иметь определённое значение для дальнейших изысканий азербайджанской фольклористики в этом направлении.Использование в диссертации метода системного анализа может иметь стимулирующее значение для да ль ней я их научно- исследовательских работ в азербайджанской фольклористике применительно к другим жанрам.

Диссертация может бить использована и как научное пособие при преподавании фольклора на спецкурсах и семинарах в высших учебных заведениях.

Апробация исследования. Диссертационная работк выполнена в отделе фольклора ордена Дружбы народов Института литературы имени Ий-

- б -

заии Академии наук Азербайджана.

Основные положения диссертации на:или clou отражение в научных публикациях и материалах научных конференции.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трах глав,заключения и списка использованной литератур».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЯ по "Введении" диссертации обосновывается актуальности темы, определяются цель и задачи,научная новизна,теоретическое и практическое значение, методологическая ос нова, апробация исследования.

В первой главе дидсертацин — "Характер ¡i происхождение образа младиего брата ч г.олапбпих сказках"- рассматривается научные концепции об идеализации страза младшего брата в волшебных сказках, выявляется причини идеализации этого образа,анализиру»тся исторические формы семьи твркских народоь.дается оценка характера образа младшего брата в азербайджанских волшебных сказках в контексте этнографии,верований и мифологии тюркских народов.

Первая научная концепция об идеализации младшего брата в волшебных сказках била выдвинута Е. М.Мелетинскии. По мнени!) автора,минорат (наследование младшим братом) бил заменен в период перехода от первобытного общества к классовому обществу майоратом (наследование старшим братом).В этом процессе явственно просяскивавтся особенности переходного периода от болызой евмьи,характерной для первобытного общества, к малой семье,присущей классовому обществу. В большой семье младший брат был законным наследником отцовского очага.йекду братьями поровну разделялось лгаь отцовское имущество. Старший брат,получив'достающуюся ему от отцовского наследства допс, отделялся и вел'собственнее хозяйство.МладииЛ же брат оставался с родителями,заботился о них и справлял семейные торжества.При переходе .от большой семьи к малей семье возник майорат,который постепенно вытеснил минорат.Далее,по версии автора,возник "правовой минорат",т. е. в пределах малой семьи было узаконено наследование младшим братом.Однако майорат стал незаконно притеснять младшего брата и прибирать к рукам отцовское имущество.В связи с этим младший брат в период перехода от первобытного общества к классовому обществу превратился в социального неудачника.Таким образом,по Е.К. Мелетинскому .сказки о младшем брате отображает разрушение патриархального общества.Ввиду того,что младзшй брат является хранителем справедливого патриархального общества и,притесняемый старшим братом,терг.ит социальный крах,он идеализируется в волшебных сказках,

как представитель "социальных низов",нх своеобразный ствол.*

Впоследствии эта концепция с определенным^ "поправками" была принята одними и,наоборот,отвергнута другими сказковсдами и этнографами.

По мнению В. П. Аникина,младший брат идеализируется но кз-за превращения п социального банкрота,а вследсгвие- того,что является наследником в большой семье,заботится о родителях и охраняет семейные традиции.2

Казахский ученый С. А.Каскабасов указывает,что концепция Е.М. Мелетинского не состветсвуст казахским материалам.По его мнению,до первой половины XIX века у казахов имела место больяая семья.Поэтому процесс притеснения младпего брата старшими братьями начался ' лишь после второй половины XIX века.т.е.с распадом большой семьи.' Опираясь на эту этнографическую базу,автор считает,что идеализация младшего брата в волшебных сказках возможна как до,так и после возникновения майората.Этап идеализации иладаего брата до майората автор объясняет его связью с семейным культом,этап ке после майора та-вытеонением со стороны старшего брата.

Башкирский этнограф Н.В.Бикбулатов считает,что в этнографии тюркских народов явление вытеснения минората майоратом и распространения кайоратства не наблвдается.Поэтому в противовес 2ЛТ. Ме ле-тине кому ..автор считает майоратство первичным,миноратство же - пос- . ледувщим явлением,Он убедительно доказывает,что я болкзой семье наследование происходило по принципу старэниства.Миноратство ке связано с переходом отцовского наследства младпеыу брату вследствие • распада большой семьи на.малую.Опираясь на эту закономерность,Н.В. Бикбулатов показывает,что сказки о младшем брате являются идейно-этической основой малой сеиьи и минората к "резким отрицанием,осуждением майората,как принципа несправедливого ч.

По историческому месту миноратстза с Н.В.Бикбулатовым нельзя не согласиться,причем,безоговорочно.Однако,по мнению диссертанта,' автор не сумел правильно объяснить сущность образа младшего брата.

Если бы идеализация образа младшего брата была связана с отрицанием майоратстаа как идеологии миноратства,то события в сказках происходили бы не в налой,а р большой семье.Если из-за бесправности , младших в больиой семье отрицается сама эта большая семья и ее хра-

1.Мелетинский Е.М.Герой волшебной сказкигпроксхождение образа.-Н., 1958, с. 64-160.

2.Аникин В.А.Русская народная сказка.-М. ,195?,с. 151-155.

3.Каскабасов С.А.Казахская волшебная сказка.-Ализ-Ата,1972,с. 132-135.

- в -

нитель - майорат,то осуществление ото го отрицания внутри малой семьи противоречит логике. Кбс если идеализация младшего брита действительно била би отрицанием больной семьи и майората,то ото отрнца! должно било du происходить з большой семье,где положение младсих б] тьев било крайне тяаслык.В волшебных ме сказках,идеализирующих ила; шего брата,событие происходит именно в малой семье,где младший бра1 более самостоятелен,В последнем случае концепция Н.Б.Бикбулатана о< идеализации в волшебных сказках младшего брата но состоятельна.

Исследовавпий истории семейных форм азиатских кочевников,С.М. Абрамзон,указывает,что в середине I тысячелетия нашей эры начинаем ся процесс перехода от большой семьи к малой семье и в X-XII веках преобладает уже новая форма семьи - малая семья. Процесс перехода от большой семьи к малой продолжается до начала XX века. *

Исследования H.A.Кислякова,обстоятельно изучившего процесс пе^ рехода от большой семьи к малой семье и вопрос наследования в малой семье у народов Средней Азии и Казахстана,позволяет утверждать

что в этом переходном процессе в указанном ареале вытеснение маЕо-

?

рата миноратом не имело места.

Достаточно напомнить лишь одии факт о том,что принцип равенст: при разделе имущества мог быть нарушен лишь при жизни отца'в завис мости от его субъективного отношения к тому или иному сыну.При раз деле имущества дети не имели права нарушать принцип равенства.Б сл чае смерти отца имущество разделялось аксакалами в соответствии с традиционным законом о наследовании и в ряде случаев старшему наел нику при разделе давалось преимущество.Но это вовсе не означает,чт происходило притеснение старзии братом младшего.Во-первых .предпочт ние,отдаваемое при разделе имущества именно старшему брату, было не .традиционным явлением или следствием его требований,а лишь проявле нием уважения к нему,как к старшему.Таким образом,концепция Е.к.йе летинского опровергается на основе имевшихся фактических материале До настоящего времени история семейных форм в Азербайджане не становилась предметом отдельного изучения .однако некоторые проведе ние исследования похазывают,.что в Азербайджана иел идентичный про И

1. Абрамзон С.М. Формы семьи у дотвркских и тюркских племен Гжной биои,Семиречья и Тянь-Шаня в древности р средневековье.-ТБркодо ческий сборник 1972,М.,1973,с.287-305.

2.: Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана.-Л. ,1969.

3.' См.: Каракашлы К.Т. Материальная культура азербайджанцев Севере Восточной и.'Центральной зоны .Малого Кавказа.Историкс-этногрзфич кое исследование.-Баку,IS6t,с.40-42; Ибрагимов Т.А. Каакайцы.-Баку,1968,с. 125-126.

Начиная от К.!'. Яелетинс кого,все ученые, исследовавшие причину идеализации образа младшего брата в волшебных сказках,связывали это фольклорное явление с процессом распада больших семей на малые семьи.По мнение диссертанта,трагедия произошла еяе раньше - в результате распада большой братской семьи на патриархальную большую семь».В реферируемой диссертации,в перну» очередь,рассматриваются историческое место большой братской семьи и правила наследования,характерные для этой формы семьи.Так,Ю.З.Бромлей считает бра тс куц семьи формой семьи, характерной для переходного периода от семьи,основанной на материнском праве,к индивидуальной семье.* Братская семья и била той самой семейной общиной,которая,по словам Ф.Энгельса,играла ванную роль при переходе от семьи,основанной на материнском праве,к индивидуальной семье.Нет сомнения в том,что под выражением "индивидуальной семьи" Ю.З.Бромлей имел в виду большую патриархальную семью.Опираясь на исследования Ю.В.Ьромлея.М.В. Крюкова.Н.В.Бикбулатова, II.А.Бутинова и др. ,Ю.В. Герасимова считает, что в период перехода от материнской семьи к отцовской семье.имела место форма братской семьигсреди мужчин самыми близкими родственниками считались не отцы и сыновья,а братья;социальное и сакральное наследование осуществлялось от брата к брату.^

Факты свидетельствую о том,что тюркские народы также продли этап братской семьи. Так, исходя из характера, башкирских родственных терминов,Н.В.Бикбулатсв показывает,что у древних тюрков имелась форма братской семьи.^Кроме того .действовал закон наследования, имевший место у Гжных гуннов,в государстве тюркютов и караханидов.т-е. принцип наследования от брата к брату.''Эти два факта красноречиво доказывают наличие у древних тнрхов братской семьи.Постепенно йтот тип семьи уступает свое место типу патриархальной большой семьи.

В силу того,что в большой братской семье наследование шло по колетаркальной линии,все нормальные члены семьи имели право стать наследниками.Именно поэтому этнографы называют братскую семью демократической семьей.в отличие от большой братской семьи,в патриархальной большой семье сакралыое и социальное наследование происходило от отца к старшему брату и потому младвие братья лишались права наследования. Именно в этот период правило наследования из динамичного состояния переходит в статическое состояние. Отрицается сакральное

1.Брсмлей Ю, П. Энгельс и проблемы архаической формы сеиейкой обаяны. Проблемы э^ноггафии и антропологии в свете научного наследия Энгельса.-!«. ,197.2,с. 175.

2.Герасимова К.!'.Традиционные верования тибетцев в культовой систзм': ламаизма.-Новосибирск,19п9,с.163.

3.Бикйулатов Н.В.Рагакирскап система родства.-И., 1581,с. 100.

4. Гумилев Л.НЛунны.-М.,1960,С.213-214.

наследование младших братьев в семье и тем самым,закрывается их доступ к политической власти. После этого начинается нескончаемая борьба за власть между дядей и племянником-с одсой-и между старшим и младшим братьями - с другой стороии.В истории всех народов мира,в ток числе у торков,имеется множество (фактов.подтверждавших зтст вивод.1 Для этого достаточно вспомнить истории гуннов;сельджу .ков-, хорезетахов .сефевидов^ а "также Османской империи. С Для прек • ращения братской резни Султан Махмуд II бил вынужден в 1617 году восстановить старый принцип наследования,по которому власть перех< дила от одного члена семьи к другому по старшинству.2 Этат принцш наследования от брата к брату ,установ ленный'Муган ханом в конце' У1 века,был взят на вооружение и вХУП веке^Как нельзя лучше свидетельствует об этом многочисленные легенды и предания,в том чкел "Огузнаме",^ татарская легенда о происхождении кимаков и токкузо-гузов\предание о легендарном предке казахов - Аблае5 и др. В азе байджанских волпебних сказках конфликт ме::<ду старшими и младзими братьями в большинстве случаев также строится на борьбе за власть В сказках "Верный конь","Сказка о Мухаммеде"', "Доброта", "Мелик Ма-мед" ярко выражена именно эта идея.^

Таким образом,исследования показывает,что одной из главных пррчин идеализации младшего брата в волшебных сказках явилось лишение младшего брата в патриархальной большой сеиье права на сакральное наследование и,следовательно1,на политическую власть в ре. эультате действия новых правил наследования.

'В волшебных сказках очень сильна связь кеяиГу образом младшего брата(или единственного сына) с культом предков и культом ■ очага.В волшебных и бытовых сказках эта идея выражается по-разк» му.В"Сказкоо купце" старший брат при разделе выбирает отцовское имудесгао.а младший брат - слепого отца.Обогатившись с помощыг слепого отца,младший брат становится падиэахом.В казахской вари анте этой сказки под названием "Волшебный кок" младший брат обогащается благодарфону, оставшемуся от отца.Имеется к узбекский,

I.Cu. гБ^н/адов З.М. A3sp6ajwan. Атабэ^лэр девлати(1136~1225ии иляг

Баку ,1985,0.15-31. J • '

З.Фадаева И.Л. Официальные доктрины в идеологии, и политике OcMai км перииСоскаиизи-панисламизм)«)!., 1985,с. 113.

3.Рапкд-ад~дик Ф. Огуз-наке. -Баку.1987,с.61-62. . •■

4.Бартольд В.В. Сочинения,т.1У,М. ,197Э,с. 43-44.

5.Потанин Г.Н. Казах-кйогизские и алтайские, предания,лвганды,йка , Живая старина,191б,вып.П-Ш,с.67. • •

Помимо собранных и записанных самим диссертанток сказок,в раб( ко пользованы все кздакия азербайджанских сказок.

- II -

алтайский,турецкий v другие вариант» этой сказки.

3 сказках "Ржавый кеч", "Трсуснй кеса" младший брат,з отличие от старших братьев,слсдует завещание отца и добивается успеха.

Связь младшего брата(или единственного сип а) с очагом,золой такие является одной из форм выражения в воляобных сказках его приверженности к культу предков.Этот мотив явственно выступает в записанной в Гнном Азербайджане сказке "Плешивый в тендире" и в турецкой сказке "Трсхлапый див".

История связи младшего брата с семейным культом,культом огня,очага и предкоп очень древняя.Сб этом свидетельствуют многочисленные {акты.По логике вечей,.если в патриархальной большой семье наследником отца был старший сын,то в братской семье старшему брату наследовал младший брат.Поэтому связь младшего брата с культом, семьи,огня представляется вполне естественной.

Известно ,чтс в древне тир некий период »гладких родственников называли aty,младшего же брата -uilJ Согласно классификационной системе родства в братской семье,каждое поколение внутри себя делилось по возрастной категории на две группы. Представители старшего поколения состояли в разных родственных отношениях с младяими представителями предыдущего поколения,в своп очередь,представители младшего поколения входили в одну родственную группу со старшими представителями последующего поколения.Все это обозначалось ?

одним термином. Различение младших родственников от младшего брата говорит о дальнейшей индивидуализации семьи и о дифференциации терминов родства (младший родственник - aiy.a младший брат -С/г1), Отсюда можно заключить,что термин afcy в более архаический период обозначал низкую возрастную категорию.Тпотрёблёние этого термина в значении "наследник", "хозяин очага",подтверждает возникновение статуса наследственности младиих родственников,а такке младшего брата в братской семье.Значение же "младший брат" этого термина, по всей вероятности,связано с образованием института малой семьи, потому что в связи с зарождением малой семьи стабилизировалось отношение младшего брата к семейному очагу.

В реферируемой диссертации приводятся конкретные факты .доказывающие эту мысль.Так,например,юношеское имя одного из уйгурских каганов было Од Кекч(тюркский вариантгйС ке.па),(в китайских источниках он называется Идиг^'ан).Его мужское имя было Бильгя Тар-

Г.Бернштаи А.Н.Социально-экономический строй орхсно-енисейсккх тюрок Н-УЩ векоь.-'■!.,1946,с.91.

2.Ьикбулатов Н.Е. Башкирская система родства;- М. ,1581,с.69

кан Сснгун.После прихода к власти ого стали именовать Коло-Каган? В этом имени-титуле кенч означает возрастной статус будущего кагана,а од - статус наследстве1шост!!."мя С ткан окна везиря Знке-ша в книге "Родословная туркмен" Абу ль га зк Бахадур хана/таюхе как я «мена Отади к Отамиш в родословной туркменского племени Ата,связаны со статусом наследования этих лиц.^'Гу не закономерность передает имя Утахын (Отемиш) одного из наследников Казанского ханства. В этот же ряд входит и Идите, имя героя известного однооконного дастана.В якутских генеалогических легендах совмест-

II

но употребляется два однозначных терминагДжегнн-Этэгзли и Джа-гин-удугуй.^кегин - Дм гни в этих именах являются якутскими вариантами тюркского уегкн. а удугуй-этэгэли - якутским вариантом дровиетюркского ).Монгольский вариант этего термина имеет

форму отчигик у, еЬ ЛплкЬм л> у алтайцев и хакасов "младший брат",' "хозяин очага" называется очи (от-чы).'' У монгол это понятие обозначается терминомя^са , у бурят -АХОЪ ,7

Термин а4у (ии.) в последующие эпохи использовался в качестье антропонима.Это подтверждают такие алтайские личные имена,как Ад-пай.Аднбай, Адыгея, казахские - Отебас ,Огеули,Отеган,Этес, Атик.Оте, Отек,Отын,азербайджанские - Ад ы, Ад из и др.

Как показывает исследование,идеология института малой семьи охазала сильное воздействие на верования и представления тюркских народов,связанные с культом огня.Покровительница огня,в архаический период представляемая женщиной,в период малой семьи предстает уже как младший сын бога.

В мифах и верованиях якутов младший см бога считается покровителем огня и называется Окхон,Аал уот иччите .Тангха Дьаларак-сы.® Это представление характерно и для бурятов: младший сын бога

1 КляЕторнь',: С.Г.Надпись уйгурского Бого-Кагана в Северо-Западной Монголии.-Центральная Азиягновые памятники письменности и искусства.-». ,1937,с.25.

2 Кононов А.К. Родословная туркмен.Сочинения Абу-л-Гази хана Хивинского.-М.-Л. .1958,с.55.

3 Басилоз З.Н.о происхождении турккек-ата (.простонародные формы среднеазиатского суфизма).-Ломусульманские верования и обряды в Средней Азии.-М.,1957,с.114.

к Ксекофонтов Г,В. Эляейада.-М. ,1977 ,с.П.

5 Рапкд-ад-дин «.Сборник летописей,т.I,кн.I.М.-Л.,1952,с.Ь5.Срезер Д.Д.аольклор в Ветхом Завете.-М.,198/,с.216. ,

6 Бултанаев В.Я. К истории семьи и семейного права хакасовШХ-начало XX века).Традиционные верования и быт народов Сибири.-Новосибирск,1987,с.160. „ _ -

7 Чагдуров Ы.С. Происхождение Гэсэриады.-Новосибирск,1"580,сЛ75.

8 Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа.—11. ,1969,с.2М2, £75,283. ••

Эсэгэ Малаан тенгри-Сахьядай нойон - покровитель огня.1 Согяаоао данным другого источника - младший сын бога Эсэгэ Калаан-тенгри называется Отхан.^

В своеобразной форме хозяин огня изображается в сказках. Исследование показывает,что широко распространенный в сказках тюркских народов образ "сам о вераск,борода в 7(2,5 и т.д.)вершков" является мифологическим хозяином огня.

Телеуты представляли бога, огня как маленького,величиной с палец,желтого самурай По представлениям же якутов, хозяин огня — это маленький белобородый старец4.В турецких сказках образ "сам с вершок,борода два вершка" называется Атеили мерджикек,^ У си-»' бпрских' татар образ "сам с верхок,борода в пять а ера ков" называется Калдаэнн6.Татары называют маленького старца иекэ,Еокэ,чуаа-' ши-чикв,чике сухал.'В чувашских сказках наглядно видка связь этого образа с огнем,В этих сказках чкке сухал - это хозяин огня.^ В азербайджанской сказке "Семь братьев,одна сестра" хозяин огня выступает в виде дива.В татарской сказке "Тан Батыр" хозяин огая-иеищииа0.Вообще;представление в сказках хозяина огня женщиной -широко распространенный факт,что не случайно,ибо этот мотив,как уже было сказано,очень архаичен.

В азербайджанских сказках маленький по росту и младший среди- товарищей по возрасту герой называется Джыртаан и Джаччы.в туркменских сказках - Калча;а тувинских сказках - Балдыр Беенек.Хозяин огня.предстазляеинй маленьким по росту,и хранитель отцовского очага социальный младший брат ~ изображается В'сказке в изомор-фическом виде,как маленький и младший одновременно.

^Михайлов Г.Н. Бурятский шаманизм.История,структура.Социальные

функции,- Новосибирск, 1967,сЛ5. ■ • •

2;Потанин Г.Н, Очерки Северо-Западной Монголии,внп.4,СПб,1883,о.72?.

З.ДыренкованН.П. Культ огня у алтайцев и телеут-СМАЭ,т.У1,Л.1927, с.57,- '

Алексеев Н.А; Общее в ранних формах религии якутоз и тувинпез.-Этнография народов Алтая и Западной Сибири.-Новосибирск,1978,с2Ю.

5;Пэрдлссский В.А. Избранные сочинения,т.Ill,И.,1962,с.303. "

б.Радлов В.В. Образцы народной литератуш твркоких племен.чЛХ.СПб, 1907,с. 169. '

7;-Ахметянов Р.Г. Обцая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья.-"М. ,_I98I ,с. 47-48.

8.Татарские народные сказки,- Казань,1970,с.27.

- ш -

В верованиях тюркских народов,а также монгольских народов гора, представляв мая покровителем места,Родины,изображается млад-инк братом,Об этом свидетельствует наличие таких названий гор, как Лдыган,Идыге,Отхан тенгрн или Отхан хайрахан в Центрально/. Азии.

Ид.еологкя института иалой семьи воздействовала и на ми$ы о древнем предке - сыне Неба.В одном из мифов,записанных у абаканских татар,посланный на земле младший сын бога называется Отханом. В якутской мифологии младший сын бога - покровитель огня .'В сибирских верованиях младший сын бога'Эсэгэ Малаан тенгрн называется Отхан.В туркменской версии дастана "Кероглы" Кероглы является сыном младшего брата Ады&|я(древне?юркское: в.Ьу,Ш ) .Исследование показывает.что оти образы является вариантами древних тюркских мифов о сине Неба,древнем предке.

Таким образом,монно заключить,что в верованиях и мифах твркских народов в яркой и убедительной форме выражена связь младшего брата с культом семьи,огня(очага).В контексте этих верований связь младшего брата с культом предков,огня(счага.)кажется вполне естественной,Исходя из всего этого,в реферируемой диссертации делается вывод о том,что в волшебных сказках сакральный образ младшего брата играет роль идеологического барьера против исторической несправедливости по отношению к нему и

открывает широхий путь к его идеализации.' ......

Во второй главе диссертации - "Иронические образы" -рассматриваются характерные особенности иронических образов, изучается их мифологическая семантика в волшебных сказках."

В азербайджанских волшебных сказках иронические герои отличаются ст других героев волшебных схазоь своими своеобразными особенностями.Зти образы имеют иронический,смешной характер.Характер иронических героев,реализуясь в волшебных сказках в различной форме,создает разнообразие.Эта черта во многих слу ях затрудняет отделение друг от друга различных: способов выраяе иуд ироничности.

Ироничность образа младшего брата в азербайднанских волшебных сказках отличается от других иронических образов..

1.Радлов В.В. Образцы народней литературы твркских племен,ч.IX Сп3,1907,с. 187-168.

В сказках "Мелик Дучар"', "Юноша на белом коне",в "Сказке о Хатеме" и др. младший брат становится объектом насмешек для от-, ца и старших братьев,только за то,что рожден от бедной девуш-ки;0тец - падишах отдает предпочтение сзоии стари им сыновьям-, рожденным от дочерей бека и хана,не верит в то,что младшему сыну по плечу те трудные задачи, которые недоступны его с таре им сыновьям.'

В ряде сказок старшие братья насмехается над младшим братом за то',что он исполняет завещание отца.В сказке "Треусый теса" падишах,умирая,зав стает три дня сторожить его могилу,а сестер отдать за первых посватавшихся к ним.Старшие братья и не думает сдерживать данное отцу слово,младший:ке брат три ночи сторожит его могилу и получает в дар трех волшебных коней.Отдав сестер за посватавшихся к кии животных,он вшивает гнев братьев, но в трудную минуту животные помогает младшему бра ту.Как в этой, так и в некоторых других сказках.поступки героев вначале вызывает принт: то иронический герой раздает людям деньги,ка которые предпелогал купить хлеб и просит за это не обижать животных (в другом случае - не тревожить покойника),то его обводят вокруг пальца и покупают у него гуся и курицу,как воробья и цыпленка ("Сказка о Яныге "), то он потихоньку ворует из доку ("Плешивый Мухаммед") .Но так продолжается недолго. По мере развития событий герои предстают в новом качестве,занимаются серьезной деятельностью,Завоевывают успех и доказывают,что они отнюдь не достойны наскешек.Правда.есть и сказки,ироничный тон в которых по от-* ношению к герою сохраняется до конца.В этих случаях наиболее часто ироничность обуславливается тем или иным недостатком героя, например,его чрезмерной лениво^тыз,нерадивостью,нерасторопноетью. В большинстве же сказок в силу тех или иных обстоятельств ироничный герой преображается,становится как бы другим человеком.Герой сказки "Мастеровой Ахмед" день-деньской легит дока без дела и не реагирует даже на насмешки.лене не остается ничего другого, как хитростью выманить его из дома и запереть за ним дверь. После этого на> инаются мытарства и приключения героя,становящегося в конце концов необыкновенным героем.Этот не мотиз составляет основу сказки "Ахназар".Несусветным лентяе« является и ирсня-ческип герой' сказки "За ремеслом".Все усилия и попытки родителей заставить его работать кончаются неудачей.

- Г6 -

Кизнь лентяя круто меняется после встречи с одной девуакоП,благодаря любви которой он становится искусным кузнецом.

Во многих сказках иронического героя сопровождает мотив "умной кены"1, помогающей нерадивому,ленивому или просто бедному герою стать храбрым, предприимчивым и богатым.

В азербайджанских сказках определенное место занимает и мотив, связыгамгий образ лентяя с очагом.золой.В сказке "Плешивый в тендире",записанной в Южном Азербайджане,герой весь день сидкт в тендире.После того как бабушке удается выманить плешивого 'из тендира-,начинаются его приключения.Варианты этой сказки имеются и в фольклоре других народов.Интересно,что в отличие от сказок других народЬв(якутский,алтайский,русский и др.),где неподвижность героя объясняется его болезнью,в азербайджанских сказка& эта кеподяишость - следствие ленивостк.

Но эта ленивость иронического героя может быть объяснена в известной контексте шаманства.Го есть,по своей семантике этот мотшз сводится к шаманским представлениям,согласно которым нео-фит(т.е;будуций шаман)определгниое время не может сдвинуться с места»* Шсие того как'дух неофита "воспитывается" на том свете "опекунами" и терпит разные мучения,он возрождается виовь(и духовно,« физически),после чего становится совершенно иным челове-' кои.т.е;" шаманок.По мнению диссертанта,ленивость,нерасторопность иронического героя и болезнь неофита в шаманской инициации - это различные фориы единого культурного явления.Связь иронического героя с опюи.очагом ецё более усиливают ато впечатление,ибо,как известно-,в шаманской инициации культ огня ярко выражен.Согласно верованиям-.дли перевоспитания и обновления неофита,духи-покровители варят его в огне.Ясно,что. наблюдающаяся в воиаебных'сказках и шаканекой инициации ата закономерность,связана с более архаическими верованиями.

Примечательно,что и некоторые другие мотивы в во-таебных сказках, имещие характер иницгации.представляются в иронической форме: некий бедняк продает увиденный ночью сон пастуху;приияв ■ его имя,пастух идет вслед за сном»В другой сказке герой меняет свое имя во время несчастья.В этих сказках ярко выражена идея обновления,изменения после инициации.

1.См.:Худяюз К.А. Краткое описание Верхоянского округа.гЛ.-,19б5

В реферируемой диссертации анализируются и сказки,на формирование иронических образов в которых оказали воздействие образы культурных и демонических repoeD.B одной хакасской легенде герой по имени Кул Чалаас (голый,вышедший из золи) определяет месяцы, дни года и их особенности.Исследователи справедливо считают этот образ первым мифическим культурным героем. Как по иронической характерно i-ике,так и по связи с золой этот образ напоминает иронические образы'волшебных сказок.

Иронические герои волшебных и бытовых сказок часто представляются как сироти.В большинстве случаев их воспитывают бабушки. Бабушиа в сказке "Царевич ;'уталиб",выступает в образе матери дивов, покровительствующей герою.В этом отношении вызывает интерес обращение героя якутского дастаиа. Ер Соготока(представленного Е.М.Мелетинзким в качестве культурного героя) к свяченному дереву со словами "бабушка-дух" и признание в том,что именно око воспитало "бывшего сироту".?? алтайском даотане "Алтой-Бучай" герой представляется как дитя матери-Бемли.В азербайджанских сказках герой обращается к волшебной старухе со словами "мать" или "бабушка". Все эти факты рассматриваются как различные формы проявления единой эпической традиции.

Часть иронических героев волшебных сказок имеют очень низкий рост.Таковы герои сказок "Лжыртдан","Джыртдан и Хортдан","Дка-ччы","Кохудбала".Как уже говорилось,низкорослый герой является одной из форм выражения мифологического хозяина огня.В сказках различных тюркских народов этот образ называется Иргэйед.Илгэйер,Ирга нэк (башкирских) рЭрбен,Зрге;*эзл, Зргеу,ели (киргизских) ,Эргеиейли (ногайских) .Эргежей ,Эргеяейли(казахских),Зргв)»ел (узбекских).Это слово обозначает понятие "палец", "человек с палец", "шестипалый", соответствует представлению о том,что хозяин огня имеет рост с палец.Отсюда выясняется причина таинственных поступков низкорослого героя.В сказке "Нохудбала" герой выпивает целый анбар воды,грогла-тывает золото из сокровищницы падишаха и т.д. Подобные необыкновенные поступки героя объясняются его мифологической природой .божественной судное ью.

Наиболее широко распространенным в азербайдганскях boi-оебпых сказках ироническим образом является плешивый. Он яысту -

I Традиционные мировоззрения тюрков Ючной Сибири:пространство и время. Веяный .мир.-Новосибирск,1988,с.196.

пает и как главный герой,и как его двойник,« как его сопарчик. Есть и такие азербайджанские волшебные сказки,главный герой в которых принимает облик плешивого временно.

По этнографии тюркских народов известно,что в период перехода от одного возрастного этапа к другому,существовал обычай сбривать волосы на голове детей.^Это этнографическое явление имело место в различны? пластах культуры тер ко к их народов.Одним из пластов, как видно,является фольклор и мифологические верования этих народов.

С атрибутом плсаивости выступает в монгольских и бурятских верованиях Эсзгэ Малаан Тенгри (отец -плешивый бог),а в алтайских и тувинских верованиях - Таэ Каан.Исследование показывает,что большинство мифологических образов, носящих данный атрибут, это - разные формы проявления архаического мифологического образа. Велико!* Матери,Атрибутом божества, обозначаемого словами таз, кал(кел),выражающего в более архаические периоды символику цветов,была белая родинка посередине лба,Этот эпитет божества совпадает с понятием плешивости. .

Науке известно,что образ мифологической Матери бил древним патроном инициации.Вот почему при переходе от одной возрастной группы к другой сбривание волос на голове у подростков считалось атрибутом патрона инициации Великой Матери.Это явление имеет сак-■ралную. семантику и напоминает обряд принесения жертвы богам в со-ответствусщем им цвете.

Исследование показывает,что временная плешивость героя в волшебных сказках и дастанах - это самое архаическое состояние данного героя в волшебных сказках к любовных дастанах.Из этого мотива возник образ плешивого,как двойника,помощника главного героя или же его соперника в героических и любовных дастанах. 1&кке как и иронический (бедный герой) герой сатирически-бытовых и волшебных ска-зок.он превратился в главного героя.По своему характеру иронические образы проявляются в двоякой форме:бываст или хитрыми,или глупыми. Ироничность также проявляется и в магическом,и в мифологическом плане. Тому есть множество примеров.Одним из них является герой известной сказки "Нохудбала",который выпивает целый амбар

I. Задыхина К.Л. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии.Родово« обцество(материалы и исследования). - К.-,1951, с. 16?- 173.

воды и проглатывает золотой клад.

Наиболее часто иронический гериа предстает в сказках хит-рым:Дяыртдан хитростью убивает дива;плешивый обманывает дивов и" обрушивает на их голову мельничный жернов и т.д.

Относительно меньше сказок,в которых иронический дурак является абсолютно глупым.В некоторых волшебных сказках дурак ке знает понятий,относящихся к светскому миру.Эта особенность более всего присуща бытовым сказкам.Связана она с идеей оборотничост-ва в мифологических верованиях. Согласно' мифологическим представлениям обитатели потустороннего мира по поведению,языку,поступкам являются полной противоположностью жителей этого мира.1' В азербайджанских волшебных сказках встречается множество мотивов, отражающих ату идею.

В третьей главе предметом исследования предстают "Образы , богатырей". В основчом,исследование в этой главе проводится в направлении изучения атрибутов образов богатырей и их мифологической семантики.

Волшебно-героические сказки обычно начинаются с необычного рождения героя. Ее ли необычное происхождение определяет атрибуты героя,то,в свою очередь,эти атрибуты символизируют его происхождение.

В ряде сказок необычное зачатие симметрично необычному рождению. В "Сказке о Джейран","Сказке о Рейхан" и "Кел Гасан" героини беременеют от того,что выпивают в одном случае птичье яйцо,в другом - воду из дули,откуда пьют лошади,в третьем - от сьеденно- . го мяса дкейрана.Рожденные от них герои ииегг иивоткие признаки. В "Сказке о Гаранине" герой рождается из плевка дервиша-колдуна, вследствие чего у него виднеютст одни лишь брови.Подобное состояние героя объясняется категорией видимого и невидимого в мифологии.Будущий богатырь несет в себе атрибуты видкмого(реального) и невидимого (потустороннего) мира.

В "Сказке о Скмане" звездочет сообщает падишаху,что его убьет рояяеиный в <;го царстве в определенный день сын простого крестьянина.Падишах тут,ке велит умертвить всех новорожденных детей. Герой сказки рокдаетсл уродок. Падишах приказывает умертвить и его.

I Турсунов К.Г. Генезис казахской битовой сказки : в аспекте связи с первобытным фольклором. -Алма-Ата, 1573,о,К8-92;Некягдов С.П.

.0 кривом оборотней-Проблемы славпьогой отнсгратик.Х-ЮО-лгтис со дня рояденяя ДД.^слинииа.-Ь. . 133-Ш.

Однако, избегавший смерти в силу случая и выросший богатырь в конце концов убивает падишаха.Уродливые дети в архаическом обществе связываются с сакральным миром и считаются символом беды,посылаемой сакральный миром обществу (предводителю племени и государства) .Бот почему в архаическом обществе подобные дети,обычно умерщвлялись. Это поверье и обычай имели место и у тюркских народов.* В "Сказке о Синане" находит свое отражение именно это этнографическое явление.Данный мотив лежит и в основе сказки. "Кахраман".

-■В сказке "Лд дервиш" герои - будущие богатыри-рождаются единовременно в разных семьях.Этот же мотив составляет и основу'сказки "Меликмамёд и Мелик Ахмед","Сказки1о Пери ханум" и др.: дервиа дарит падишаху яблоко и велит половинку отдать бедному человеку (иди везирю),а половинку съесть с кеной,рожденные после этого дети должны расти вместе.В отличие от "Сказки о Симане" в гтих сказках оракул сопровождается дарением вол<-шебного яблока.В сказкемБаба1Шэшр котив волшебного яблока отсутствует: звездочет сообщает .падшаху о надвигающемся на него большом несчастье"и говорит,что отвести беду могут лишь трое детей,которые должны родиться единовременно в трех разных семьях.Падинах выкупает этих детей и содержит в своем дворце.

Семантику мотива о единовременном рождении ребенка легко объясняет широко распространенное .в этнографии ряда тюркских народов поверье,связанное с близнецами.У некоторых тюркских народов воспитание близнецов в одной семье считается опасным,поэтому

их разлучают и воспитывают раздельно,в разных семьях.^

Отсюда можно заключить,что рождение близнецов воспринимается как необычное,скорее всего опасное явление и поэтому путем манипуляции эта необычность устраняется.Еааница между обрядом и сказочным мотивом состоит в том,что, если в обряде близнецы подвергаются манипуляции позднее,то в сказке это происходит заранее.

Вполне объясним к следующий факт: один из близнецов или детей,рожденных в один день,бывает пли уродом,или недоразвитии.Это происходит в силу того,что физически ненормальные дети,согласно верованиям,бывают связаны с сакральным миром.

1.Традиционное воспитание детей у народов Сибири-Л,,1982,с.169.

2.Потапов Д.П. Очерки народного быта тувинцев.-М.', 1568,с. 279;

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа.-Л. ,1969,

В сказке "Тапднг" герой -сын диза Тумана (Бури) и Ген ха~ нум(Солнца),рождается и форме луча света,сошедшего на земля с неба. По рождений он похож на сыновой Неба, пае данных от Неба на землю;

Е ряде екмзок герой с самого рождения обладает необыкновенной физической силой ("Сказка о Кел Гасане",".Э;йваз,сын пастуха"', "Дитя-пехлеван" и др.). Оизическая сила богатиря,в основном, связана с его происхождением. Физическая сила ¡'одет мотивироваться и питьем волшебной воды ("Сказка о Гарагапе"),купанием- в святой воде ("Сказка о Симане"),- молоком льва ("Тепе-гёз") и т.д. Некоторые герои наряду с физической силой обладают ещё и магической силой,например,в сказках "Тапдыг", "Дкалаи Ветен", "Сказка о Гарагаие" на героев не воздействует колдовство.

Физическая и магическая сила богатырей обусловливает их непобедимость.Непобедимость героев в ряде сказок связана с тем, что гх внешний дух остается до поры-до времени скрытым,с прятанным в укромном месте.До тех пор,пока место хранения внеинего духа героя неизвестно,он непобедим.

До начала боевой схватки богатырь требует для себя соответствующей одежды и оружия.Он не сразу принимает доставленные ему снаряжения,испытывает их,и зачастую они не удовлетворяют его: одежда рвется на нем на части,оружие не выдерживает его силы',гнется и ломается.Наконец,он одевается и вооружается подобающим образом,берет в руки стальной меч в три пуда весом и надевает боевую одежду, подаренную "франкекия падгаахом". Боевое снаряжение и доспехи богатыря под. обно описываются в сказках "Бече Дервиа","Дитя-пехлеван"',.^ "Сказке о Г&рагаае';,в "Сказке о Рейхак",в "Сказке о Симане" и др.

Несмотря на необыкновенную физическую силу,богатырь иногда нуждается в магической силе меча: Искендер использует волпебный меч для подчинения себе стрелы,в которой заключена дула Тепегеза ("Тепегез");птица Симург дает герою,отправляющемуся на сражение,волшебный меч.С помощью волшебного меча богатырь побеждает колдуна-дервиаа и старуху ("Сгаз га о Симане", "Сказка о Джейране")»

В волаюбно-героических сказках атрибутом богатыря является конь.'Подобно одежде и вооружению,конь богатыря тсне является необычным,выбранным из мпонестьа коне.Ч, "сорехкм жерзб-

цом" или "ветряным жеребцом".Обязательным условием является укрощение коня героем.

Конь богатыря как по пространственному статусу,так и по атрибутам обладает мифологической природой:богатырь добывает его или из моря ("Шахский сын Бахраи","Сказка о Каграмане"),или из подземной темной комнаты ("Сенем Джаду").

В некоторых сказках волшебный конь доставляется богатыри из табуна падишаха,что связано с маргинальной природой подобных коней.В сказках "О Хамбал Ахмеде" и "Устаджан Ахмеде" "ветряные жеребцы" внешне непривлекательны.Согласно поверью,от близости обычной., лошади и потустороннего коня рскдавтся уродливые жеребя -та.1 Это поверье наглядно выступает в обликах Гырата и Дурата, рожденных от союза обычной лошади и морского жеребца в дастаие иКероглы".Как известно,Гырат и Дурат после акта инициации превращаются в прекрасных коней.

Таким образом,ь азербайджанских волшебно-героических сказках богатыри,в основном,появляются на свет от необычного зачатия и йгобычного рождения.Необычное происхождение богатыря обуславливает его непобедимость я необыкновенную физическую силу с самого рождения. Его богатырский характер дополняют преувеличенно тяжелые доспехи, особенная одежда и мифический конь.

В заключении обобщаются основные выводы исследования,рассмотренные в соответствующих главах.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи: Г.Конь в азербайджанских волшебных сказках и его связь с некоторыми мифологическими верованиями.-Материалы научной конференции аспирантов Академии наук Азербайджанской ССР,книга 2,Баку^ »1,1986, с .110-112. 2,0 мифологической сехантике некоторых сказочных мотивов. -Материалы научной конференция аспирантов Академии наук Азербайджанской ССР,книга 2,Баку:3лм, 1987,с.96-98. •

3.Рождение богатыря в азербайджанских волюебно-героических сказках.-Материалы научной конференции аспирантов Академии наук

Азербайджанской ССР,книга 2,Баку:Элм, 1988,с.95-96,

4.С;5раз богатыря в азербайджанских ролшебно-героических сказках. -Гопросы азербайджанской фольклористики.-Баку:Эпм, 1989,

I Алексеев Н,А.Шаканизм теркоязычккх народов Сибири.-Новоки-Оирок, 1984,0.28.

0.45-53.

5.Социальные корни идеализации младшего брата в азербайджанских волшебных сказках (к постановке проблемы).-Фольклор и культура. Материалы .У1 республиканской конференции молодых филологов. - Баку: Элм,1990,с.12-15,