автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Барабинские татары

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Селезнев, Александр Геннадиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Барабинские татары'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Барабинские татары"

L в т о р о ç е р а ? ОтЕэтгтэсшнй! за - кандзда? иелюрипэскпх нар

З.С.Е.т.гкгг.а

/

Isexcskc :: г. ^s-v^Sl /ÏS/ ..

л.л.

санкт-петербургский государственный университет

На правах рукописи

СЕЛЕЗНЕВ Александр Геннадиевич

БАРАБИНСКИЕ ТАТАРЫ (Проблемы происхождения)

Специальность 07.00.07 —этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

слнкт-петербург 1991

Работа выполнена на кафедре этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научные руководители: доктор исторических наук,

профессор Р.Ф. Йтс, доктор исторических наук, профессор A.B. Гадло доктор исторических наук Д. Г. Савинов

кандидат исторических наук В.П. Дьяконова Кемеровский государственный университет

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита дисоертации состоится

991 г.

на заседании специализированного совета К.063.57.40 по . присуждению ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 70.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета,

"//" 1991 г<

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук

H.H. Цветкова

0И1АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность теш.

Одной из наиболее актуальных и наименее изученных проблем сибирской этнографии, является проблема происхождения кореыю-го тюркоязьгчного населения Западно-Сибирской равпшш. В настоящее время тюркские группы Западной Сибири обобщенно называются "западносибирскими татарами". Актуальность теш определяется сложностью этногенетических процессов, которые иглели место на территории юга Западной Сибири в древности и средневековье.

Настоящая работа посвящена проблемам этногенеза барабинских татар- одной из тюркских групп Западно-Сибирской равнины. Бара-бинские татары (самоназвание - бараба, барана; в литературе такие употребляется термин "барабинцыО - этническая группа, компактно расселенная в Центральном Обь-Иртышье, в области, которая издавна называлась Еарабой, по имени занимавшего ее народа.

В дореволюционной историографии барабинские татары рассматривались в качестве самостоятельного народа и не включались в состав остальных групп сибирских татар. В настоящее время тюрки Бараби считаются частью сибирско-татарского относа. Между тем, барабинци обладают четко фиксируемым этнонимом, высокой степенью эндогамности, оригинальной культурой. Все это позволяет предположить•самостоятельность исторического пути развития барабинских татар. Проблема происхождения барабинцев должна рассматриваться как самостоятельная часть общей проблемы этногенеза тюркоязьгчного населения Западно-Сибирской равнины.

Степень изученности темь

За три столетия (конец ХУП-ХХ вв) изучения истории, этногро-фии, язшса и физического облика барабинских татар сформировались основные концепции их происхождения.

1, Все авторы единодушии в констатации сложного многокоппо-ненетного состава барабшюкого этноса.

2. Первый этнический компонент в составе тюркского населения Бараби сопоставляется с угорским или самодийским этнолингвистическими ареалами (В.Б. Богомолов, В.И. Васильев, Г.И. Пелих,

З.П. Соколова, H.A. Тетгалов; В.Л. Могильников, В.И. Молодин, В.И. Соболев; Т.Л. Трофимова и др.). В материальной и духовной культуре барабнндэЕ выделены северные по происхождению элементы: яклища, средства перодвинения, способы украшения берестяной посуды, детали погребального обряда. Язык барабинских татар содержит субстратные структуры, общие для многих тюркских и уральских народов (Л.II. Дульзон). Однако, слабо в литературе освещены проблемы древнего охотничье-рыболовческого (уральского?) субстрата в этногенезе тюрок Барабы, роль кжносамодийских этнических групп в формировании барабинских татар, особенности поздних этногенетических контактов населения Барабы со своими северными соседям!.: обскими уграми и селькупами.

3. Второй компонент в составе барабинских татар называют тюркским. Этнической содержание кошюнэнта является предглетом дискуссий.

По мнению археологов, основу тюркского массива в Барабе составили кочевнические группы - выходцы с Алтая (В.И. Молодин, В.И. Соболев). Лингвисты пришли к выводу, что язык барабинских татар сочетает в себе признаки, характерные для народов Алтая и этнических групп, входивших в кипчакское объединение. Присутствие кипчакского компонента подтвераздается и археологическими материалами, которые свидетельствуют о распространении в Барабе сросткинской культуры. Последшого Д.Г. Савинов сопоставляет с кимако-кыпчакскил этнополитическим образованием.

Обращают на себя внимание черты сходства в культуре барабин-цев и охотничье-скотоводческих народов Саяно-Алтая(Н.М. Ядрин-нев, H.A. Томилов и др.). Эти черты указывают на участие в этногенезе барабинцев "лесных" средневековых этносов Южной Сибири. Признаки лесного кшюсибирского компонента обнаруживаются в археологических памятниках Барабы I - начала П тыс. н.э. По мнению Д.Г. Сагинова, новосибирский вариант сросткшюкой культуры, который получил распространение на территории Еарабинскои лесостепи синтезировал в себе местные потчовашокш и пришлые • алтае-телескио элементы. Известно,что в рамках телеской конфедерации были объединены как типично кочевнические, так и "лесные" группы. По данным А.Р. Кима, в древнетюркскую эпоху насе-

ленда Барабы входило в число периферийных лесостепных популяций европеоидного облика, которые сильно отличались от монголо-идшсс групп, составлявших основу Центрально-Азиатских государственных образований кочевников. Данное обстоятельство означает, что кочевнические относи оказали слабое влияние на формирование физического облика обитателей лесостопной Барабы.

Цель и задачи исследования.

Цель работы - рассмотреть процесс формирования и развития этнических компонентов барабинских татар и проанализировать характер их взаимодействия. Исходя их указанной дели, представляется необходимым постановка следующих задач: I)определить этнокультурные особенности уральского компонента и выделить уральские по происхождению элементы в этническом составе барабинских татар; 2) выяснить роль "лесных" народов средневековья в этногенезе барабинцев и обозначить основные черты лесного юшюсибирского компонента; 3) рассмотреть характер этшгческих связей населения Барабц в ХУЛ - начале ХУ111 вв., особенности формирования барабинцев как самостоятельного этнического оо'ра-зования.

Методика исследования.

Работа основана на сочетании метода системного ксторико-эт-ногряфического анализа, метода этнокомпонентного анализа и метода анализа комплексов культурных явлении.

Метод системного исторкко-этнографического анализа предполагает рассмотрение различных явлений материальной, духовкой или социальной культуры во всех связях и опосредованных, с точки зрения эволюции и трансформации этих явлений на разных этапах исторического развития.

Метод этнокомпонентного анализа позволяет выделить в составе этнической группы отдельные этнокультурные компоненты, что повышает эффективность исторшсо-этнографичеокпх иселедовашв!,

Комплексы культурных яолсшШ состаплош та взаимоовлзмшшх коррелируемых элементов культуры различного таксономического уровня (например, материальная культура - шровоззронас, кили-що - намогильное сооружение и др.). Кроне понятия комплекса

культурных явлений, вводятся понятия культурной модели и культурного комплекса. В рамках культурной модели акцентируются наиболее существенные с точки зрения поставленной проблемы системные связч мекду комплексами культурных явлений. Культурный комплекс - это совокупность наиболее этнопоказателышх комплексов культурных явлений, этнических маркеров, которые позволяет не только ввделить, но и реконструировать культурный комик;кс на разных хронологических этапах. Такая реконструкция весьма важна, в частности, при археолого-этнограйи-чоских сопоставлениях.

Источники.

Работа написана на основе этнографических источников, как опубликованных, так и собранных в ходе полевых исследований. Сбор полевого материала осуществлялся в 1983-1989 гг. во всех районах расселения барабинских татар.

Важную информацию несут археологические источники. В работе широко использованы материалы финно-угорской археологии, ерэдневековых культур: потчеватской, релкинской, верхнеобской (одинповской), средневековых кочевнических памятников Южной Сибирч и Восточной Европы.

Письменные источники, используемые в диссертации долятся на две группы. Первая группа письменных источников непосредственно касается барабинских татар. Вторая группа состоит из средневековых китайских, арабских, персидских, монгольских, византийских, западноевропейских, русских памятников, содержащих ценный этнографический материал о народах южной части Сибири, которые приняли участие в формировании населения Ба-рабы.

Основную часть лингвистических источников составляют материалы по ономастике (прежде всего этнонимике и топонимике) бзрдбшщев. Этнонишчесгам фонд включает наименования волостей (Карабз, Ланга, Лугуй, Тунус и т.д.), образованных русс-кок администрацией с учетом родоплемоиного деления, и много- • числен;;;«:- названия тугутлов (объединений групп родственников), зафиксированных у барабинцев в 1970-х гг. Часть наименований тугупов: зттяк, аялы, сахтар и др. ¡тоет этноши.-пческую основу.

Научная копи: Работы.

I. В диссертации впервые? выполнен анализ этнического состава

барабинских татар.

2. Выделен лесной южносибирский компонентов культуре барабин-дев. Предпринята попытка реконструкции культурного комплекса "лесных" народов юга Сибири.

3. Предложен новый подход к решению этногенотлчоских проблей Барабы в эпоху позднего средневековья.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы отражены в 8 научных публикациях. Различные аспекты диссертации докладывались на Всесоюзной тюркологической конференции в г. Омске б 1984 г..Всесоюзном совещании молодых ученых "Этническая история и культура народов советской страны" в г. Омске в IСЭ1 г., студенческих конференциях в гг. Омске и Кемерове, ежегодных научных конференциях Ленинградского университета "Проблемы отечественной и всеобщей истории". Диссертация обсуздена на кафедре этнографии и антропологии Ленинградского университета.

Практическое значение работы.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при составлении научных трудов по истории Сибири, по культуре ее населения, при подготовке соответствующих лекционных курсов, при разработке тематики музейшх экспозиций, в краеведческой и культурно-просветительской работе.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Первые две главы включают параграфы, разделы и подразделы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность теш, степень ео изученности, сформулированы цели и задачи исследования, изложена методика анализа материала, дана характеристика источников.

Глава I "Проблема уральского компонента в этногенеза бара-бинских татар" состоит из двух частей. Первая часть посвящена характеристике уральского комплекса в культуре барабинцэг, во второй части рассмотрены уральские этнические элементы в сос-

таве барабинских татар.

В первой части глаш рассмотрены следующие комплексы культурных явлений барабипцев: запорное рыболовство, орудия и способы охоты, одевда и обувь, килища, духовная и социальная культура.

В раздело, посвященном запорному рыболовству, особое внимание уделено рыболовным ловушкам барабипцев: запорам, котцам, сетям.

Котцн (юйзе // юунзе /7 есэ) устанавливали на озерных протоках и старицах. Но форме барабинские котцы подразделялись на два типа - овальные и спиралевидные. В археологических памятниках Поволжья, Финляндии и Норвегии аналогичные ловушки фиксируются начинал с эпохи неолита (Г.ГЛ. Буров, II.II. Турина, В.И. Равдоникас, В.В. Федоров). Запорные сооружения широко представлены в культуре народов Северной Азии. Общие традиции запорного рыболовства, которые получили распространение от Скандинавии до Сибири, свидетельствуют об общем для различных этносов (кетов, селькупов, обских угров, сибирских татар, барабипцев и т.д.) охотничье-рьболовческом субстрате. Характерно, что. барабднекая терминология, относящаяся к запорному рыболовству находит себе аналогии прежде всего в уральских языках (Л.Г. Селезшв).

Ставные сети барабипцев изготовлялись из льняных или кон-дырпых нитей о применением берестяных поплавков (тоз) и глиняных грузил-киба сов (таы). Барабинсютл термин "ау"- сеть связан с широким кругом тюркской, уральской п, дак;е, палеоазиатской терминологии, обозначающей различнее орудия и способы охоти и рыболовства. Есть основания полагать, что рассмотренные орудия рыболовства барабипцев возникли в уральскую эпоху.

Барабшщы использовали следующие типы орудий пассивной охоты: пасти, плашги, пленки, заячьи петли, тропинки, срубные шшлдовушки и яш. Практически все перечисленные орудия были широко представлены в культуре северо-еьразийских охотшгчье-рыболовчееккх этносов. С больной долей вероятности могло ут-^ергдать, что сродства пассивно!' охоты барэбпнцев свидетельствуют о присутствии в их культуре древнего уральского еуботра-

та.

Одшщ из наиболее архаичных комплексов материальной культуры барабинских татар является активная облавная охота на волков и лис. Традиции обливной конной охоты могли зародиться в среде кочсвшжов-угров. Последние, по мнению рода авторов, в конце эпохи бронзч, начале эпохи железа занимали лесотепные и предтаегные зоны Западной Сибири, а затем вошли в качестве компонента в состав оЗско-угорских этносов (П. Верен], Э. Моль-нар, П. ¿одор, 13.П. Чернецов и др.).

К уральскому комплексу в культуре барабитщов относятся: традиции обработки нт;пт.,их шкурок; обувь типа чирков, характерная для древнейшего охотничье-рыболовческого населения Оби л йнюоя; шатровые полуземлянки, .широко распространенные сродн уральских народов и известнее в Бзрабе с эпохи ранней Йропзи; летние балаганы, изготовленные из поставленных в рад согнутых а дугу толовых веток.

В заключении первой части главы рассмотрены генетические истоки барабшюкого тугуна. Тугум являлся объединением групп родствен.шх семой, составлявших определенное культурно-историческое единство. Отдельные "родовые" признаки тугунов: экзогамия, институт сакральных мест (рощиц, деревьев и т.д.), тотемизм - могут быть сопоставлены с миграциями или пребыванием на территория Г-чрабы уральских групп охотников-рыболовов. Черти orícKo-yj'opcKoii социальной организации, отмоченные З.П. Соколовой, тугум приобрел, шуумо, в результате активного взаимодействия iioovma уральских и приш/шх угорских этнических групп.

Во второй части главы рассмотрены уральские этнические элементы в составе барао'ипских татар: тугуш пулмух // пул-мук // ip/i .iíí" - дуопоютш, торна // туриа - журавль и группа елгапр // !¡'ai¡(;p.

Up5,nc'j'»wiC-i:iiiT óup;j6:iim,eB о членах vyrym пулмух (отсутствие гены noi'U'jncr.oli логсадн 11 представления о порвопродке, пв«елато/гх.йо«ч,ь прямые; соызоз с предскшлтоляш гугуш ь

Т.д.) OB!Vl1'".'J\r;i.,,,i'."y:jil О той, ЧТО ДОНИШХ Группа ЯНЛЛЛПо; ¡IHO-

этшгчним •)¡.w..Mivi¡, .vx-pia-erawts или прашап. Сходш/о ирпдотоь-ЛЭДГ,Ш СЛО о fj ..-,•?) Пор у ОС'ОКИХ угров, ЧЛ'*.'1 ;!í KO'l op-vi

считаются потомками древнейшего аборигенного населения Северной Азии (Э. МольЕшр, П. Хайду, в. СоШпаег , и. 31е1п1Лг и др.). Возможна терминологическая связь названия фратрии Пор (пор-махум) со словом пулмух барабинских татар.

Этнонимы сибир и торна связаны с угорским кошонентом в составе барабинских татар. Этнический термин сибир в разных вариациях встречается в этнонимике обских угров, является синонимом имени манси и именем прародительницы фратрии Мось. Рассматриваемый термин сопоставим с именем гуннского племени сабиров (сувар), которое многократно упомянуто в византийских источниках. По мнению Э. Мольнара и В.Н. Чернецова, угры-скотоводы (савиры), ассимилировавшие северное охотничье-рыболов-ческое население, являлись вторым компонентом обско-угорских этносов.По мнению указанных авторов, барабинские и ишимские лесостепи являлись областью расселения угров-савиров.

Этнические элементы, родственные барабинскому торна, зафиксировав у коми-зырян (род тури), башкир (терсяк, тырнак-ли), манси (тари), венгров ( <1пги).Нуравль был персонажем обско-угорского фольклора и считался предасом фратрии Мось, Фратрия Мось представляет угорский компонент в составе хантов и м ней. Таким образом, если группа пулмух является следом аборигенного уральского субстрата в составе барабшщев, то этнонимы сибир и торна свидетельствуют о наличиии в их составе угорского компонента.

Глава 2 "Проблема-южносибирского лесного компонента в этногенезе барабинских татар" состоит из двух частей. Первая часть посвящена анализу южносибирских этнических элементов в составе барабинцев, вторая - проблеме формирования южносибирского лесного культурного комплекса.

Формирование лесного комплекса происходило вследствие массированного проникновения в конце I - начале П тыс. н.э. на территорию Центрального Обь-Иртышья южносибирских охотничье-скотоводческих племен.

В результате воздействия тюркоя.чычиь'х "лесных" этносов, в этнонимике барабинцев появились наименования тугума ялан //

йылан - змея и волости Тунус // Чангула. Первый этноним мы связываем с игле нем алатов (алакцинов, ала), о которых тлеются довольно подробные сведения в китайских и арабо-персидских источниках. Начиная со времени правления династии Тан и до прихода русского населения алаты (йаланы) занимали верховья Енисея и Оби, контактируя длительное время сперва с кыргыза-ми, а затем с монголами. Быт алатов, в том виде как он описан у китайских авторов, является эталонным для определения лесного южносибирского комплекса. Алаты - охотники и рыболовы, в их комплексе большое значение имели земледелие и неверховое коневодство. Для изготовления посуды и при строительстве жилья широко применялась береста. Комплекс находит себе аналогии в памятниках верхкеобскоЧ культуры на её переходном (по периодизации М.П. Грязнова)этапе . Вероятно такой комплекс был общим для целого круга народов, которые позже, в источниках монгольского времени, стали называться "лесными".

Этнический термин Тунус связан с токуз-огузской (телес.кой) средой.В рамках обширной телеской конфедерации выделяется группа "лссных" племен. Одно из них Тухас упомянуто в числе покоренных монгольскими войсками в 1207 г. "лесных" народов. С огузской средой в составе барабинцев связан этноним кумай,-. название которого напоминает игля Кумы - одного из внуков Сгуз-хана. К этому кругу относится и этноним кучук (щенок), который имеет аналоги в' этническом составе башкир и туркмен-йому-тов (Р.Г. Кузеев, Г.П. Васильева).

Приток южносамодийского населения отразился-в появлении у барабинцев этнонимов эчау (кишка, внутренности) и сой. Название тугутла эчау легко ассоциируется с родовым подразделением ись (желудок) в составе якутов, родовыми именами юты и дьгаты у кутлацдшщев и ач-киштымоз, чогду у тувинцев-тоджшщев и ,то-фаларов, кара-чооду у тоджинцев, племенем томских эуштикцев, родом (фратрией)ючи у ненцев. Рассматривает,те элементы сопоставляются с кшюсамодийским этнокультурным ареалом. Г.И. Пе-лпх связывает пронехоадение томских эуштгппюв с группой эч- ' жп в составе "лыжных тупо" ("Мума-тукгае"). Согласно Таншу,

С

"лыкные тугю" били охотниками и коневодами, для них бил вполне характерен лесной шносибирский комплекс.

Этноним сой связан с широко распространенным на Алтае и Саянах родоплемешшм названием сойопи // сойоты. По мнению Б.О. Долгих, термин Соян (сойон) был названием наиболее древнего субстратного этнического пласта, который занимал Саяно-Ллтайский регион до саыодиицев, котов, тюрков и монголов. Носители этнонимов сой и эчау продвинулись в Еарабу вместе с самодийскими группами, которые оставили в лесостепи пласт гидронимики на "tía", "ма"; Уба, Багаи, Куяемба, Кама и др. Не исключено, что и термин "Еараба" первоначально являлся самодийским гидронимом. Древний самодийский субстрат явился основанием при формировании крупнейшей родошюменпоп группировки - барабы, которая дала название всему относу.

С енисейским компонентом в составе барабинцев связаны этнические наименования бай, бохта, аз и группа гидронимов на "зас", "тат","сас", "тае", ср.: Арымзае, Майзас, Тартас, Капица с и др.

Участие древнемонгольских х'рупп в формировании барабинцев выразилось в образовании тугуш мангат. Эта этпичешсая группа связана сеоим происхоздошюм с народом мзнгу (мэн-у, мангут, пшбор), который известен но хроникам династий Тан и Цзинь. Несмотря на различие точек зрения на проблему происхождения мэнгу и их связь с позднейшши монголами (В.П. Васильев, Л.Л. Викторова, В.Е. Медведев, Э.В. Шаькунов), но подложит сомнению их принадлежность к тон группе раннемонгояьских лесных племен, в хозяйстве которых, основную роль играли индивидуальная охота, а при необходимости,и рыболовство (Л.Л. Викторова, Л.Р. Кызласоо).

Миграция мангутов в Западную Сибирь связана с экспансией кцданей. О присутствии к,идя ной л Обь-Иртьмье свидетельствует данные фольклора, этно- и топонимики (С.К. Иатканов). Характерно, что васюглнские ханты называли барабинцев Кыптове-кого района Новосибирской области татарами-катаиь-ях (от этнонима китай, квдань) (Г.П. Полих).

Во второй половине I тис. н.э., в результате складывающейся па юге Сибири крайне неоааби'.'ыюй отпополктлчоской обета-

новки (возникновение и распад Древнетюркских каганатов, образование Уйгурского государства, а несколько позже, и растущая активность монгольских народов), в Барабинскую лесостепь проникают югию самодийские, кетоязычпые, тюркские, раннемон-гольскио группы населения. Основной массив мигрантов составили охотничьо-скотоводческпо или, как их называли средневековые источники, "лесные" относи.

Основу лесного чгаюсибирского культурного комплекса составляли присваивающие формы экономики: охота и собирательство. Эти виды оригинально сочетались с коневодством, призванным обеспечивать продовольственные нуады населения и транспортные потребности охотничьего хозяйства. В раде случаев, указанные виды дополнялись земледелием, преимущественно мотыжным (Л.П. Только, Л.Г. Селетюв).

По литературнын источника!.!, лесной юетюсибирский когаюнент выделяется в культуре тувшщев, якутов, монголов и бурят, селькупов, кетов и др. народов. Влияние лесного кошлекса прослеживается в материалах верхнеобской (одинцовской), релкинской, потчевашской археолоигческих культур. Черты рассматриваемого комплекса отмечены в культуре средневековых килаков и ккпчат ков, уйгуров, ранних монголов.

Этнографическая специфика баробипских татар вполне соответствует культурной модели "лесных" народов Юглюй Сибири. Фор- ' мировпние лесного комплекса в Барабо началось нз сперановском ■ этапе потчегагаской культуры. В этот период (1тыс. н.э.) население лесостепи вело многоотраслевое хозяйство, основу которого составляли охота и рыболовство, дополняемые высокоразвитым коневодством. Сходная но тину культурная модель может быть выделена в барабинских когятлексах начала 1[ тыс. н.э., а такие в памятниках позднего средневековья.

Влияние лесного тагаенбирекого комплекса проявляется в средствах породшшния, киладах и нупоторкх аспектах духовкой культуры барабпнцеБ.

В ряздело, иосвяпрпнои средствам породвпгоитт барабинсклх татар, расслотрош? спосооп букспровк:: дь^с с поплааей (временных парт). Применялись два вида буксировка - пешая и конная. Потш! вид буксировки ззк'пкеевроыйн у бпрабпнцоп, тюркских .грунн

Дритомья и Причулымья, а за пределами Западной Сибири - у некоторых групп токгусов, карел, башкир (М.Г. Левин, Э.Л. Львова, М.Г. Мудлагулов, H.A. Томилов). Аналогичный способ транспортировки был характерен для средневековых "лесных" групп Кйной Сибири (Рашкд-ад-Дин,У.Ы1погеку). с югом Сибири связаны отдельные элементы рассматриваемого культурного комплекса. Мы имеем в виду'тип прямых лыж-голиц (чднга) с набивной сту-пателыюй площадкой или с бортиками. Этот тип лыж восходит к Саяно-Алтайскому типу подволок, которые широко применялись в быту горно-таежных охотников (В.В. Антропова, Н.В. Лукина). Буксировка временных нарт (связанных лыж) являлась этапом _ формирования ручной охотничьей нарты типа "Б" (по классификации В.А. Козьмина), которая ведет своё происхождение с Саяяо-, Алтайского региона. Этот вывод подтверждается этнографическими, лингвистическими и археологическими материалами (И.Р. Кыз-ласов, Н.В. Лукина, Ы.Г. Муллагулов).

Конная буксировка лыж с поклажей ели лыжника генетически связана о пешей буксировкой. Оба типа формировались в эпоху бронзы. Ко П тыс. до н.э. относится находка бронзового ножа со скульптурным изображением лошади, буксирующей льскника (В.И. Матвденко). Вероятно, с этой эпохой следует связывать начало формирования основных элементов южносибирского лесного ' комплекса. Использование коня для транспортировки охотника : объясняет многочисленные указания письменных источников на коневодство у средневековых "лесных" народов и современных охотничье-скотоводческих этносов Саяно-Алтая, хотя, конечно, не исчерпывает проблему коневодческого субстрата в их культуре.

Цод влиянием "лесных" народов Южной Сибири, у барабинцев сформировался комплекс так называемых земляных жилищ (йарь : ий). В этот комплекс входили двускатное полуземлянки и постройки из пластов дерна со столбовым каркасом. Анализ технологических деталей и терминологические аналогии позволили сопоставить -эти постройки с камогрльными сооружениями, которые фиксируются как по археологическим, так и по этнографическим материалам. Намогильные сооружения из дёрна обнаружены в археологических памятниках П тыс. н.э. на Верхней Оби (М.П. Гряз-

нов), в Барабе (Д.Г. Савинов) и в Прииртышье (Б.И. Коников). Все эти территории входили в область формирования лесного южносибирского комплекса. Ещё более широк ареал распространа-' ния двускатных намогильных сооружений. По этнографическим материалам они фиксируются у большого числа народов: от теле-утов и теленгитов, до хантов и коми. Термины для обозначения таких намогильных сооружений у тюрок Сибири - "картмя", "кер-тме", "кертпЗ" позволяют сопоставить их с кереметями - культовыми местами ряда тюркских и финно-угорских народов Поволжья. Вероятно речь идет об общем для всех перечисленных групп лесном субстрате.

В заключительном разделе главы рассматриваются некоторые аспекты барабинского шаманизма. Шаманизм тюрок Барабы генетически связан с алтайским шаманизмом. Ближайшие аналогии обнаруживаются в культуре охотничье-скотонодческих этносов Алтая: телеутов, северных алтайцев, шорцев. Культура этих народов в наибольшей степени отражает специфику лесного южносибирского комплекса.

В главе 3 "Основные тенденции этногенетического процесса в Барабе в ХУЛ - начале ХУШ вв." рассматривается проблема формирования барабинцев как самостоятельного этнического обра-' зования. В противовес распространенному, в основном, среди' археологов мнению, что формирование барабинского этноса завершилось к ХШ-Х1У вв. (В.И. Молодин.В.И. Соболев), мы полагаем, что процесс консолидации различных родоплеменных групп, на основе которых происходило образование новой этнической общ- . ности, завершился лишь к концу ХУД - началу ХУШ вв.

На начальном этапе контактов русских людей с населением Барабы в конце ХУГ в., в составе аборигенов было выделено II самостоятельных, различных по происхождению, а, возможно, и по языку родоплеменных групп, каждая из которых образовала отдельную волость: Любайскую, Лугуйскую, Туражскую, Кулебинс-кую, Чойскую, Теренинскую, Узукову, Кирпикскуга, Барабинскуго, • Каргалинскую, Тунусскуго (Ланга).

В ото период наблюдались интенсивные этногенетические контакты как с северными, так и с годными соседями аборигенов Барабы. Южные связи с калмыкамп, группами, входившими в коа-

лицию Кучумовичей, телеутами полно освещены в литературе (H.A. Томилов, А.П. Уманский). Менее изучены северные связи населения Барабы. Мевду тем, В. Диосеги указывал как минимум на три этнонима, зарегистрированных в ХУ1-ХУП вв.в Барабе, которые с лингвистической точки зрения не являлись тюркскими по происхождению: ланга, любай, лугуй.

Этнический термин ланга связан с наименованием лангакупы, обозначавшем в ХУЛ в. одно из подразделений крупной локальной группы селькупов-сельгула. В XIX в. лангакупы (лариаки) значились на нижнем Васюгане. В кетском фольклоре встречается упоминание обского народа лан'а, на основании чего Е.А. Алексеен-ко отождествляет область ранних кетско-селькупских и хантыйских взаимодействий с Северо-Западной Барабой. Связь ланга с обскими уграми доказывается наличием в составе западных манси фамилии Ленгиных, а в составе хантов Нижней Оби фамилии Лангиных (З.П. Соколова). Имя Лугуй, аналогичное наименованию родоплемэнной группы барабинцев лугуй, носил один из князь-цов Сосьвинских остяков.

Этнонимы чой и бараба В. Диосеги сопоставлял с именем селькупского племени tjüj.e-gum .расселенного на Чулыме, и названием реки . Парабель и Парабельских волостей, основным населением которых были селькупы. Наименование тугума иштанак ассоциируется с названием селькупской Иштановой волости Кетского уезда. Имя предводителя этой волости - Куртан - находит себе аналогии в традиционной антропонимии барабинцев.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в ХУЛ в. в Барабе происходили сложные этногенетические процессы, устанавливалась структура будущего этнического образования, инкорпорировались инородные (самодийские и угорские) этнические элементы. В. этот период отсутствовали общий этноним, общеэтническая солидарность и другие признаки этнического единства.

Со второй половины ХУЛ в. доминирующее положение в политических событиях переходит к само!лу крупному родопломеиному подразделению - барабе. В это время происходит процесс сокращения ряда волостей вследствие их объединения или поглощения

более крупными. Этноним бараба, который ранее являлся самоназванием одного из родоплеменных подразделений, постепенно становится именем, общ™ для большей части жителей Барабин- ' ской лесостепи.

Путешествегшики и ученые конца ХУЛ в. и, особенно, начала ХУШ в. (И. Иде с, JI. Лянге, Д.Г. Мессершмвдт, Ф.И. Страленберг) описывали этническую группу, обладавшую единым этнонимом бараба // барама. Формирование единой общности, противопоставляющей себя окружающему населению, ознаменовалось принятием и быстрым распространением монотеистической религии - мусульман- . ства.

В заключении подводится итог всего исследования. Подчеркнута основная роль уральского и лесного южносибирского компонентов в формировании этнокультурного облика барабинских татар. Участие указанных компонентов в этногенезе барабинцев подтверждается данными смежных наук: археологии, антропологии, лингвистики.

В плане дальнейших перспектив, следует уделить особое внимание экологическим аспектам генезиса культуры барабинских татар, этническим процессам в Барабе на общем фоне этнокультурной истории Сибири.

Основные положения диссертации изложены в следующих Научных публикациях автора:

1. Традиционные типы жилищ барабинских татар // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докл. областной научной конференции по этнографии / Под . ред. H.A. Томилова, В.И. Матющенко. Омск, 1984. С. 153-156.

2. Применение ретроспективного метода для исследования ранних этапов этнической истории барабинских татар // Проблемы этнографии и социалогии культуры: Тез. докл. научной конферен- . нии / Под ред. В.И. Матющенко, H.A. Томилова. Омск, 1988.

С. 47-49.

3. Об общих чертах в духовной и социальной культуре угор- ■ ских и тюрксккх народов Западной Сибири // Проблемы этногра-' фии и социплогии культуры: Тез докл. научной конференции / Под ред. В.И. Матющенко, H.A. Томилова. Омск, 1988. С. 44-47. (В соавт. с А.Г1. Зенько).

4. К семантике шаманских атрибутов у тюркоязычных народов Сибири // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР: Всесоюзная научная конференция "Национальные и социально-культурные процессы в СССР": Тез. докл. /Под ред. H.A. 'Гомилова. Кн. 2. Омск, 1990'.. С. 57-59.

5. Кйносибирские черты в охотничье-рыболовческом облике барабинских татар // Антропология и историческая этнография Сибири: Сб. науч. тр. / Под ред. Р.Ф. Итса, H.A. Томилова. Омск, 1990, С. I07-121.

6. Опыт реконструкции лесного южносибирского субстрата // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири: Сб. ст. / Под ред.

Л.А. Чивдиной. Томск, 1990. С. 168-170 (В соавт. с А.П. Зенько).

7. Орудия запорного рыболовства барабинских татар // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований I988-I9U9 гг.: Тез. доюх. / Отв. ред. Л.М. Дробижева. Ч. 3. Алма-Ата, 1990. С. В5-86.

8. Коневодство в лесном южносибирском культурном комплексе // Этническая история и культура народов Советской страны: Всесоюзная научная конференция молодых ученых: Тез. докл. / Под ред. H.A. Томилова. Омск, 1991. С. 90-93.

. Сдано в печать II.II.9I. Формат 64x80 I/I6. Ьум. тип. & 3. Цёщп'Ь офсетная. Уч.-изд.л. 1,0. Тирак 100 экз. Заказ 487.

• Картолитографйя Омского СМ им. C.id. Кирова, Омак-8, Снбаковская,4