автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Чаллынский улус в Казанском ханстве

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гариф, Нурулла Гиматдинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Чаллынский улус в Казанском ханстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Чаллынский улус в Казанском ханстве"

Ц7

На правах рукописи

Ж Т.

Гариф Нурулла Гиматдинович

ЧАЛЛЫНСКИЙ УЛУС В КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ (опыт изучения феодально-вассальных отношений в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Казань - 2005

Работа выполнена в отделе средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ

Научный руководитель: - кандидат исторических наук

Р.Ф. Галлямов

Научный консультант: - член-корреспондент АН РТ,

доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин

Официальные оппоненты: - доктор исторических наук

Д.М. Исхаков;

- кандидат исторических наук, доцент Ф.Г. Ислаев

Ведущая организация - Елабужский государственный педагогический университет

Защита состоится 20 января 2006 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 022.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Автореферат разослан 17 декабря 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук

2.4546 я

]8

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. В связи с историческими и политическими событиями, произошедшими в последние десятилетия XX в. в бывшем Советском Союзе и происходящими в настоящее время в Российской Федерации, проявляется рост самосознания народов. Историческая наука переплетается с политической, общественной, экономической и культурной жизнью народов. В связи с разным подходом к государственному строительству в Российской Федерации люди начали интересоваться разными типами государств и их системой управления. Надежды людей связаны со справедливым государственным строем, одинаково учитывающим культурные, языковые и религиозные чувства людей и народов, живущих в Российской Федерации. Этими проблемами интересуются и татары, имеющие свою древнюю государственность - Великую Болгарию Кубрата, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию, Золотую Орду и Казанское ханство. В Казанском ханстве жили разноэтничные народы, но исторические источники ни разу не сообщают об их языковых, религиозных притеснениях со стороны государства.

В связи с этим интерес вызывают феодально-вассальные отношения, установившиеся в Казанском ханстве. Возникает необходимость изучения вопроса в сопоставлении с государственным строительством Волжской Булгарии - первого государства предков татар на берегах Волги и Камы, а также Улуса Джучи - Золотой Орды. Прямым наследником этих государств является Казанское ханство, взявшее у своих предшественников систему государственного строительства и элементы феодально-вассальных отношений.

Актуальность изучения феодально-вассальных отношений проявляется также во взаимодействии центральной власти и регионов, основного этноса и других народов, проживавших в Казанском ханстве. Изучение феодально-вассальных отношений дает возможность полнее представить систему государственной власти и его управленческую структуру.

Казанское ханство состояло из разных феодально-вассальных образований. Какими же были отношения центра и регионов, регионов между собой? В поисках ответ ами

предпринята попытка изучения Чаллынского феодального образования (Чаллынского улуса) и его социально-политической и хозяйственно-экономической истории.

Диссертация создает научную базу для изучения феодально-вассальных отношений в Золотой Орде и постзолотоордынских тюрко-татарских государствах.

Исследование феодально-вассальных отношений на примере улусов конкретизирует изучение истории Казанского ханства, обогащает понимание его материальной базы на основе истории местных феодально-вассальных образований.

Рассмотрение феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве на примере Чаллынского феодального образования связано с достаточно хорошей археологической изученностью Чаллынского городища (Древние Чалльг. Казань, 2000). В исторической литературе, источниках охватывающих разные хронологические периоды, Чаллыиский округ часто упоминается как княжество, бекство или как отдельное политическое образование. Эта особенность булгарского и золотоордынского периодов истории относится и к периоду Казанского ханства. По этой причине на примере изучения Чаллынского феодального образования становится возможным проследить его феодально-вассальные отношения с центром с булгарского и золотоордынского периодов.

Чаллынское феодальное образование периода ханства хорошо прослеживается по надписям на надгробных камнях. Эти памятники, датированные ХУ-ХУ1 вв., установлены на могилах беков и мурз Чаллынского улуса. Согласно источникам, в округе Чаллынского городища более двух десятков современных сел и деревень образовано не позднее периода Казанского ханства. В названиях этих деревень прослеживается иерархическая структура феодального образования. В связи с этим возникает необходимость изучения топонимии и гидронимии Чаллынского округа.

Опыт изучения феодально-вассальных отношений на примере Чаллынского улуса дает возможность проследить историю других улусов ханства, а также социально-политическую иерархию постзолотоордынских тюрко-татарских государств.

Казанское ханство состояло из разных областей, упоминаемых в источниках как "вилайет" и "улусы". Термин "улус" имеет многозначный смысл (от государства до отдельной его части

административной единицы). Из-за проблематичности определения статуса Чаллынской округи, мы его обозначаем условным термином "феодальное образование".

Территориальные рамки исследования. Чаллынский округ расположен на востоке центральной части Казанского ханства. Он расчленен впадающей в Нижнюю Каму р. Чаллы (Шумбуг) и ее притоками. Бассейны верхней и средней части р. Чаллы и ее притоков богаты пойменными лугами и плодородными равнинами, создающими хорошие условия для занятия скотоводством и земледелием.

Территория Чаллынского округа определяется по признаку некоторой естественной географической обособленностью региона. Бассейн нижней части р. Чаллы сильно заболочен, а возвышенности покрыты барханами, непригодными для ведения сельскохозяйственной жизни. Чаллынское городище и деревни, окружающие город, расположены на расстоянии 15-20 км к северу от р. Кама, в средней и верхней части бассейна р. Чаллы, Машляк и их притоков. Эта особенность подтверждается и расположением археологических памятников булгарского, золотоордынского периодов, периода Казанского ханства. Восточнее и западнее от р. Чаллы параллельно текут р. Берсут и Суша. Между возвышенностьями этих рек по причине малой пригодности для жизни и большей удаленности от населенных пунктов до сегоднешнего дня сохранились девственные леса.

К сожалению, имеющиеся источники не позволяют выяснить точные границы Чаллынского феодального образования. С целью определения границ изучаемого округа нами предпринята попытка картографирования топонима и гидронима "Чаллы". Любопытно, что современные населенные пункты с названием "Чаллы" (их всего 13) по документам прослеживаются и после завоевания ханства в одних и тех же уездах, административных даругах, сотнях и волостях. Граница Чаллынского улуса может быть определена и по эпиграфическим источникам, которые имеют схожесть в орнаменте, коранических изречениях, геометрической форме и т.д. Анализ всего комплекса источников позволяет установить территорию Чаллынского улуса: с севера он граничил бассейнами р. Нырсь1, Меша и их притоков, с запада - р. Суша и его притоками Малые Чаллы и Сулы, с юга - р. Кама и с востока - землями,

расположенными между р. Шумбут и Берсут. Центральная часть Чаллынского улуса находилась в непосредственной близости от Чаллынского городища, в бассейне р. Шумбут (Чаллы) и Машляк.

Объектом нашего исследования является один из улусов Казанского ханства - Чаллынское феодальное образование.

Предмет исследования - социально-политическая и хозяйственно-экономическая история Чаллынского феодального образования (Чаллынского улуса), проблемы феодально-вассальных отношений.

Целью диссертационной работы является изучение феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве на примере одного из его составляющих - Чаллынского улуса. Исходя из этой цели, ставятся следующие задачи:

- исследование предпосылок образования Казанского ханства и рассмотрение системы государственного управления и феодально-вассальных отношений в ханстве;

- изучение исторических предпосылок образования Чаллынского феодально-вассального образования; выяснение его роли в системе феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве;

- Чаллынское городище как центр вассального феодального образования;

- изучение населения и поселений Чаллынской округи периода Казанского ханства;

- исследование хозяйственной жизни Чаллынского феодального образования.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1437/1445 г. по 1556 г., с воцарения в Казани чингизидов, наследников Золотой Орды, когда Казань из княжества превратилась в ханство, и до завершения завоевания его, включая период сопротивления повстанцев, центром которых был Чаллынский городок.

Степень изученности темы. Специальные исследования по изучаемой проблематике не проводились. Историческая литература по теме диссертации делится на следующие группы: 1. Труды по

общероссийской истории1. 2. Исследования по истории Казанского ханства2. 3. Историческая литература, имеекицая отношение к истории Чаллынской округи3. 4. Литература, имеющая отношение к истории Золотой Орды, Крыма, Касимовского ханства, Ногайской Орды и других государств4. В этих государствах много общего в

'Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. - СПб., 1786; Карамзин Н.М. История государства Российского. - СПб., 1842; Соловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. - М., 1989; Ключевский В.О. Курс русской истории. -М., 1908; Перетяткович Г.И. Повольже в XV и XVI веках. - М., 1877; Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. - М., 1962; он же. Российское государство XV-XVII вв. - М., 1973; Зимин A.A. Россия на рубеже XV-XVI столетий (очерки социально-политической истории). - М., 1982.

2Мэржани Ш. Местэфадел-эхбэр фи эхвэли Казан во Болгар. - Казан, 1989; Фэхретдин Р. Казан ханнары. - Казан, 1995; Атласи h. Себер тарихы. Сеенбике. Казан ханлыгы. - Казан, 1992; Губайдуллин Г.С. Из прошлого татар // Материалы по изучению Татарстана. - Казань, 1925. - С. 71-111 ; Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань, 1990; Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV - первая половина XVI вв.): дис.... канд. ист. наук. - М., 1950; он же. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. -Казань, 1958; Алишев С.Х. Казан ханлыгы тарихыннан. - Казан, 2003; Исхаков Д.М. О присхождении "арских князей" и их место в этнополитической структуре Казанского ханства // Заказанье: Проблемы истории и культуры. - 1995. - С. 95-98; он же. От средневековых татар к татарам нового времени. - Казань, 1998; он же. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах // Tatarica, - 1997/98. - № 1 -С. 42-95.

3Заитов М.Б. О Чаллынском городище // ИОАИЭ. - Казань, 1884. - Т.Ш. - С. 277-280; Невоструев К.И. О городищах древнего Волжско-Булгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской // Тр. I Арх. съезда. - М., 1871. - Т.П. - С. 571-573; Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. - Казань, 1877; Толмачев H.A. Об остатках древностей в пределах Казанской губернии // Тр. IV Арх. съезда. -Казань, 1884. - Т.1. - С. 15-45; Износков И.А. Список населенных мест Казанской губернии с кратким их описанием. Лаишевский уезд. - Казань, 1895. - С. 46-106; Чернышев Б.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. - С. 272-292; Древние Чаллы. Борынгы Чаллы. - Казань, 2000.

4Березин И.Н. Очерки внутреннего устройства Улуса Джучиева. - СПб., 1864. - 4.8. -С. 387-494; Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовых царях и царевичах. -СПб., 1863; - СПб., 1864; Григорьев В.В. Россия и Азия. - СПб, 1876; Дашков Ф.Ф. Сельская община в Крымском ханстве. - Симферополь, 1887; он же. Исторический очерк крымско-татарского землевладения. - Симферополь, 1897. - Вып. 21-25. - С. 38-61; Фиркович З.А. Сборник старинных грамот. I часть Узаконений Российской Империи касательно прав и состояния русскоподаиных прав Караимов. П часть. Крымско-татарские ярлыки. - СПб., 1890. - С. 57-105; Рославцева Л.И. Система

системе управления и установились схожие феодально-вассальные отношения.

Специальных исследований, посвященных непосредственно истории Казанского ханства и остальных постзолотоордынских тюрко-татарских государств, по изучаемой проблеме мало. Русские историки (см. труды М.М.Щербатова, НМ.Карамзина, СМ.Соловьева, В.О.Ключевского и др.) историю Казанского ханства освещали преимущественно на основе летописей. Они восхваляли завоевание и приобретение новых земель. В работах историков XVIII-XIX вв. ставился вопрос о включении Казанского ханства в состав Российского государства. В освещении этих событий они шли по стопам "Казанского летописца" и все вопросы истории, касающиеся постзолотоордынских государств, включенных в состав Российского государства, освещали тенденциозно, с позиции великодержавного шовинизма, официально-монархической концепции.

В XIX в. начались археологические исследования относящихся к булгарскому, золотоордынскому и ханскому периодам. Этому способствовало образование в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, активными членами которого были И.А.Износков, С.М.Шпилевский, К.И.Невоструев, H.A.Толмачев и др. Они вложили много труда в изучение истории территорий, входивших в состав Казанского ханства. Так, С.М.Шпилевский определил территорию проживания булгарских племен "челмата", "сабакулян", "темтюзи", упоминаемых в русских летописях. Он же убедительно отождествлял "челмат" с чаллынцами5. И.А.Толмачев впервые археологически исследовал Чаллынское городище и определил размеры кремля, составил план городища и карту расположения исторически известных населенных пунктов Чаллынской округи6.

государственного устройства и общественный быт. Татарские народы Крыма. -Симферополь, 1897. - Вып. 21-25. - С. 177-178; Греков Б.Д., Якубовский АЛО. Золотая Орда. - JL, 1937; Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. - М., 1966; он же. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973; он же. Золотоордынские города Поволжья. - М., 1994.

Щпилевский С.М. Древние города... - Казань, 1877.- С. 143-144. 'Толмачев H.A. Об остатках древностей... - Казань, 1884. - С. 15-18,42-45.

В изучении булгаро-татарских древностей активно участвовали и первые представители зарождающейся национальной исторической науки Ш.Марджани, Г.Ахмеров, Р.Фахретдин, М.Заитов и др. М.Заитовым, в частности, были записаны легенды и предания "О Чаллынском городище", проведено археологическое обследование этого памятника. В его трудах можно найти имена ханов и улусных правителей, сведения о вассальных взаимоотношениях между ними и другие подробности из истории Чаллынского городка времени Казанского ханства7.

При изучении феодально-вассальных отношении в ханстве (в частности, в Чаллынском улусе) использовались труды В.В.Вельяминова-Зернова8, Ф.Ф.Дашкова9 и других.

В советское время исследованиями истории Казанского ханства занимались такие известные историки, как Х.МАтласи, М.Г.Худяков, Г.А.Губайдуллин, Н.И.Воробьев, Н.Ф.Калинин, Х.Г.Гимади, Г.Рахим, Г.В.Юсупов, Ш.Ф.Мухамедьяров, Е.И.Чернышев, М.Г.Усманов и др.10

Большой вклад в изучение социально-политической истории Среднего Поволжья XVI в. внесли советские историки М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин, С.М.Каштанов, Ш.Ф.Мухамедьяров и

7Заитов М.Б. О Чаллынском городище // ИОАИЭ. - 1884. - Т. Ш. - С. 277-280.

8Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовых царях и царевичах. - СПб., 1863-1864.-4.1-2.

9Лашков Ф.Ф. Сельская община в Крымском ханстве. - Симферополь, 1887; он же. Исторический очерк крымско-татарского землевладения // ИТУАК. - Симферополь. 1897. - Вып. 21-25. - С. 38-61.

,0Атласи h. Себер тарихы. Сеенбике. Казан ханлыгы. - Казан, 1992; Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань, 1991; Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. // ТОИТ. - 1930. - Т. 1. - С. 145-173; Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. - Казань, 1930; Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. - Казань, 1948. - Вып. 1. - С. 185-224; Калинин Н.Ф. Древнейшие население на территории Татарии // Материалы по истории Татарии. - Казань, 1948; Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ за 1945-1952 гг. - Казань, 1954; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. - M.-JI., 1960; он же. Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник к вопросу об этногенезе казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. -1971. - С. 217-231; Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический... - М., 1950; Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства... - Казань, 1971. - С. 272-292; Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIH вв. •- Казань, 1972; он же. Жалованные акты Джучиева Улуса X1V-XV1 вв. - Казань, 1979.

др. Например, М.Н.Тихомировым проанализированы земельные владения татарских феодалов на горной стороне". А.А.Зимин в монографии «Россия на пороге нового времени" рассматривал русско-казанские отношения. Им было прослежены ход и причины неудач в походах на Казань, а также установление мирных отношений Москвы с Казанским ханством12. Особо следует отметить труды Ф.Ш.Мухамедьярова по истории Казанского ханства, отличающиеся тематической широтой и объемом информации. Остается сожалеть, что основной его труд до сих пор не опубликован и не дошел до своего читателя13.

В конце прошлого столетия в нашей стране произошли важные политические перемены, появилась возможность более углубленного и объективного изучения истории народов и государств, в том числе Золотой Орды и Казанского ханства. Эти изменения нашли отражение в трудах СХАлишева, Р.Г.Фахрутдинова, Д.М.Исхакова, Р.Ф.Галлямова, А.А.Бурханова, Б.Л.Хамидуллина, С.К.Свечникова, М.И.Ахметзянова14 и других.

При изучении феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве использовалась историческая литература, имеющая отношение к процессам, происходившим до его образования: труды В.Г.Тизенгаузена, Э.Хара-Давана, Б.Д.Грекова, А.Ю.Якубовского, Г.А.Федорова-Давыдова, М.Г.Сафаргалиева и др.15

"Тихомиров МЛ. Российское государство XV-XVII веков. -М„ 1973. - С. 91-115.

123имин A.A. Россия на пороге нового времени. Очерки политической истории России первой трети XVI в. - М., 1972.

!3Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический... - М., 1950. - 367 с.

'"Алишев С.Х. Казан ханлыгы тарихыннан. - Казан, 2003; Фэхретдинов Р.Г. Татар халкы Ьэм Татарстан тарихы. - Казан, 2001; Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. - Казань, 1998; Галлямов Р.Ф. Административные даруги Казанского ханства: опыт реконструкции // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. - Казань, 2002. - С. 280-316; Бурханов A.A. Археология Казанского ханства: история изучения, итоги последних исследований и перспективы. - Казань, 2002; Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. - Казань, 2002; Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству: дисс. ... канд. ист. наук. - Казань, 2002; Охмэтжанов М.И. Татар шежэрэлэрс. - Казан, 1995.

|5Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений арабских. - СПб., 1884; Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингиз-хан и монголосфера. - М., 2002; Греков Б.Д., Якубовский АЛО. Золотая Орда. - 1937; Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973; он

Для освещения истории Казанского ханства в сопоставительном плане большую роль играет изучение государств, возникших на постзолотоордынском пространстве. К таким трудам относятся, в частности, работы В.Е.Возгрина, Ю.Шамильоглу, Д.С.Кидирниязова, В.В.Трепавлова, АА.Борисова, И.В. Зайцева и др.16

Таким образом, несмотря на то, что вопросам истории постзолотоордынских тюрко-татарских государств уделялось определенное внимание, специальные работы по изучению феодально-вассальных отношений в нашей историографии практически отсутствуют.

Источники. Документальных источников по истории Казанского ханства мало. Это затрудняет полное описание существовавших в ханстве феодально-вассальных отношений. По этой причине мы вынуждены были ретроспективно использовать и документы более позднего периода.

Исторические источники по теме исследования делятся на пять категорий.

1. Письменные источники (в том числе и архивные).

2. Исторический фольклор.

3. Археологические, эпиграфические и нумизматические источники.

4. Исторические карты.

5. Материалы исторической лексикологии.

В работе привлечены материалы из Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.Н.Лобачевского КГУ (ОРРК НБЛ), Отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ.

же. Золотоордынские города Поволжья. - М., 1994; он же. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордьшских ханов. - М, 1996; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды И На стыке континентов и цивилизации... - М., 1996. - С. 280-531.

1бВозгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. - М., 1992; Юлай Шамильоглу. "Карача беи" поздней Золотой Орде: заметки по организаций монгольской мировой истории // Из историй Золотой Орды. - Казань, 1993 - С. 4460; Кидирниязов Д.С. Ногайцы в ХУ-ХУШ вв.: дисс.... докт. ист. наук. - Махачкала, 2001; Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. - М., 2002. Борисов А.А. Улусная организация якутов в XVII веке: дисс.... канд. лет. наук. - Якутск, 1996; Зайцев И.В. Астраханское ханство. - М., 2004.

Использованы также опубликованные архивные материалы, а также исторические, земельные и юридические акты.

Актовые документы. Татарские источники почти полностью погибли при взятии Казани в 1552 г. Самым ценным источником ханского периода остается тарханный ярлык Сахиб-Гирея 1523 г.17 Тарханные ярлыки хана Ибрахима (1469-1479)18, Мухаммад Амина (1516) и Сафа-Гирея (1526)19 дошли до нас в переписанном или переведенном виде. Данные источники насыщены терминами, которые помогают раскрыть социальную структуру Казанского ханства, социально-политическую историю и феодально-вассальные отношения предшествующего периода. В нашей работе использован такясе договор, составленный крымским ханом Мухаммад-Гиреем и польским королем Сигизмундом в 1520 г.,20 и десятки золотоордынских и крымских ярлыков, сохранившихся до наших дней. Перечисленные ярлыки, договоры и письма межгосударственного уровня раскрывают внутреннею и внешнею политико-экономическую жизнь Казанского ханства. Тарханные ярлыки являются документами, узаконивающими права на землю и сбор ясака с населения. В связи с этим изучение ярлыков помогает раскрыть характер социальной структуры государственного и местного управления, а также определить виды налогов, собираемых с населения. При изучении феодально-вассальных отношений также были использованы документы на куплю-продажу земель.

В сборнике "Акты феодального землевладения на хозяйства XV-XVI вв." приведены 316 тарханных грамот, выданных духовным феодалам и удельным князьям21. К сожалению, «тарханные грамоты» Московского государства остаются почти не изученными применительно к истории Казанского ханства. В ярлыки Крымского,

|7Вахидов С.Г. Исследование ярлыка Сагиб-Гирей хана // ИОАИЭ. - Казань, 1925. -Т.ЗЗ.-Вып. 1.-С. 61-92.

18Госманов М., Мехэммэдьяров LLL, Степанов Р. Яна ярлык // КУ. - 1965,- № 8. -146-150 бб.

19Исхаков Д.М. Юго-Восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XV-XVI вв. // Региональная научно-практическая конференция. -Альметьевск, 1999.- С. 17-18.

20Гайнетдин М. Эдеби телебез тобенда - Алтын Урда теле. Кырым ханы Мехэммэдгэрэйнец Польша короле Сигизмунд белэн солых шартнамасе (1520 ел) II КУ. - 1999.-№ 1. - 167-171 бб.

2'Акты феодального землевладения хозяйств XIV-XVI вв.- М., 1951. - 4.1. - 400 с.

Казанского ханства и тарханные грамоты Московского государства заложены одинаковые правовые нормы.

Делопроизводственные бумаги (писцовые, переписные, дозорные книги, челобитные и т.д.). В фондах РГАДА сохранились документы, касающиеся распределения земли, выписи из межевых книг, спорные дела, полевые записки и экономические примечания на земельные дачи и т.д. Использованные нами в нашей работе эти документы относятся к ХУ1-ХУШ векам (РГАДА. Ф. 1209; Ф. 1312; Ф. 1355). В этих документах сохранились следы землепользования времен ханства, нашли отражение топонимия и гидрономия Чаллынской округи. По этим документам нами были локализованы некоторые населенные пункты ханского периода.

Для изучения исторической географии Чаллынской округи, а также истории деревень ретроспективно были использованы сведения писцовых, переписных и дозорных книг, челобитных (РГАДА. Ф. 248; Ф. 350; Ф. 396; Ф. 1209). Некоторые из них также относятся к ХУШ в. и они содержат упоминания пустошей, населенных пунктов - деревень периода ханства, которые исчезли на рубеже ХУ1-ХУП вв. Так, в одном из документов приводится список деревень, в которых были "...мечети, которые сломаны. А по скаске той деревни жителей показано: оная мечеть построена до взятья царства Казанского" (РГАДА. Ф. 248, оп. 14, д. 803, ля. 52-98 об).

Повествовательные (нарративные) источники. Важными источниками выступают переводы писем хана Мухаммад Амина в 1506 г. польскому королю Александру22, хана Сафа-Гирея польскому королю и великому князыо литовскому Сигизмунду I23 и письмо Ш.Хажитархани, посланное турецкому султану в 1550 г.24 Содержание писем представляет изложение казанскими ханами политических событий первой половины XVI в. и показывает международное положение Казанского ханства. В письмах находят отражение внутреннее состояние государства в определенные периоды, государственная структура, состав и количество вооруженных сил, дипломатические связи ханства с внешним миром."

2гМиннегулов X. Мохэммод Эмин ханнын хат-бетеге //КУ. - 2003. - № 11. - 146-150 бб.

23Мустафина Д. Послаиие царя казанского // Эхо веков - Гасырлар авазы. - 1997. -№1/2.-С. 26-38.

24Шерифи X. Зафер наме-и вилайет-и Казан // Эхо веков - Гасырлар авазы - 1995. -№1. - С. 83-92.

Наиболее полное отражение история Казанского ханства получила в московских летописных сборниках, в частности, в так называемой Патриаршей или Никоновской летописи. В них фиксируются события, связанные с борьбой Москвы с восточными соседями, в частности, Казанским ханством. В числе использованных источников следует выделить "Казанскую историю" ("История о Казанском царстве", "Казанский летописец"). "Казанский летописец" - историческая повесть с ярко выраженной публистической направленностью, составленная анонимным русским автором в 1564-1565 гг. В ней излагается история Казани с середины XIII в. до 1552 года. Создается впечатление, что летописец ставил перед собой цель не изложения истории Казани, а возвелечивание "геройских похождений" Ивана Грозного. Видимо, поэтому этот источник историками оценивается такими эпитетами как "очень неразборчивая сказка", "сладкая история", "мутный источник" и т.д.25 Тем не менее, в ней содержатся разнобразные сведения по истории Казани, в том числе ценные материалы, относящиеся к системе государственного управления, экономической деятельности населения и пр.

Важные сведения содержатся в литературно-политическом произведении "История о великом князе Московском" А.М.Курбского, очевидца и активного участника событий 1552 г.26 В ней мы находим материалы по политической истории Казанского ханства, иерархической структуре казанского войска и некоторые другие сведения по интересующим нас вопросам.

В нашей работе использовались ценные сведения из сочинений С.Герберштейна27 и А.Олеария28.

Несомненный интерес вызывают источники на татарском языке. Документально-художественное произведение "Зафер наме-и вилает-и Казан" ("Победа Казанской страны")29 написано, как полагают, видным казанским сеидом Кул Шарифом в 1550 г. В нем речь идет о

25Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовых... - СПб., 1863. - 4.1. - С. 7; Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический... - М., 1950.- С. 42.

2бКурбский A.M. История о великом князе Московском. - СПб., 1913. -VIII. - 194 с.

27Герберштейн С. Записки о Московии. - М., 1988. - 430 с.

280леарий А. Описание путешествия голштинского посольства в Московию и

Персию в 1633,1636 и 1639 годах. -М., 1870.-582 с.

29Хажитархани Ш. Казан вилаятеиен жинуе//Идел. - 1995. -№1. - 12-16 бб.

победе казанского войска над русскими у стен Казани. В источнике перечислены имена духовных и военных руководителей и их заслуги, названия кремлевских ворот и пр. Другой источник известен как "Дастан о Хаджи Гирее" ("Хажи Гэрэй дастаны"). В нем освещаются события 1548 г., перечислены деревни (в том числе Чаллынского округа) времен Казанского ханства, имеются сведения о феодальных сословиях, составе войска и др. Дастан написан 50 лет спустя после описанных в нем событий, связанных с утверждением Хаджи Гирея "ханом"30. Нами использованы и другие татарские источники, описывающие события ханского времени31.

Исторический фольклор. При изучении истории Чаллынской округи были использованы предания, легенды и другие материалы устного народного творчества, собранные в различные годы (в том числе и автором) среди местного населения.

Археологические источники. Важными источниками для изучения истории Чаллынского городища и его окрестностей являются археологические материалы. Нами изучены материалы археологических раскопок Н.Ф.Калинина, Н.А.Кокориной, Т.И.Останиной. Кроме того, в работах 1993-1997 гг., 1999-2003 гг., проведенных под руководством Ф.Ш.Хузина и А.З.Нигамаева, автор принял непосредственное участие. В последние годы нами проводилась разведочное обследование и раскопки ряда поселений булгаро-татарского времени в округе Чаллынского городища32.

Эпиграфическим памятникам посвящены работы А.Рахима, Г.В.Юсупова. Ф.С.Хакимзянова, Д.Г.Мухаметшина,

М.И.Ахметзянова, Н.И.Наккаша, Р.Ф.Марданова, И.Г.Хадиева и др.33 Нами использованы данные 243 эпиграфических памятников.

Во время работы нами были найдены не известные до ныне надмогильные камни (1530 г., перв. пол. XVI вв.) у деревни

30Татар халык ижаты. Риваятьлэр Ьэм легендалар. - Казан, 1987. - 368 б.

31Меслими (Хисамстдин бине Шэрэфетдин эл - Меслими). Тэварихы Болгария. ~ Казан, 1999. - 100 б.; Насыйри К. Сайланма асэрлэр. - Казан, 1975. -Т.2. - 320 б.

32Гариф Н.Г. Археологические исследования в округе Чаллынского городища // Археологические открытия в Татарстане: 2001-2002 годы. - Казань, 2004. - С. 76-78.

33Нэккаш Н.И. Кабер тзшлары ни се или?/Древние Чаллы - Борынгы Чаллы. - Казань, 2000. - 280-286 бб.; Гариф Н.Г. Без кемнэрнен оныклары але?! - Казан, 2003. - 164 б.

Бикчураево Челны, а также введены в научный оборот тексты известных, но не опубликованных еще памятников34.

Картографический материал (карты, планы, схемы и пр.). Город Чаллы в первый раз показан в 1376 г. на карте итальянских купцов, братьев Пицигани35. Территория городища и его округи нашли отражение в разных картах и планах ХУП-ХУШ вв.36. Однако в картах и планах, составленных от руки, имеются ряд неточностей. Большая часть планов Чаллынского городища и округи вводятся в научный оборот впервые.

Наряду с перечисленными источниками в нашей работе были использованы и материалы лексикологии37. Изучены топонимия и гидроиимия Чаллынской округи и по ним составлены карты. В терминологии Чаллынского округа отражается социальный слой феодалов и места расположения их вотчин (Шихазда, Би-Амир, Би-Иорт, Бирдебек, Кутлубек, Бикчураево, Ж;анбатыр, Мамеш, Байхужа и др.).

Анализ источников показывает, что их круг ограничен и они, к сожалению, пока не позволяют в полном объеме рассмотреть проблемы феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве (в том числе место, и роли Чаллынского улуса в государстве).

Научная новизна диссертации заключается в том, что многие поднятые в ней вопросы до сих пор не были предметом специального научного исследования. На основе анализа работ, архивных источников и материалов, часть из которых вводится в научный оборот впервые, освещаются узловые вопросы феодально-вассальных взаимоотношений между центром и регионами (улусами). Работа является, по сути, первым опытом изучения феодально-вассальных отношений в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах. В центре внимания исследования находится Чаллынский улус Казанского ханства. В распоряжение

,4Гариф Н.Г. Без кемнэрнен оныклары эле?! - Казан, 2003.

35Эхматжанов М.И. Бертуган Пициганилар картасы И Идея. - 1997. - №7. - 62-63 бб.

36РГАДА. Ф. 1356, оп. 1, д. 1173,1179,1184, 1796 г.; Ф. 1312, оп. 2, д. 976,1796 г.; НА РТ. Ф. 324, оп. 739, д. 431.

37Сатгаров Г.Ф. К этимологии топонима "Набережные Челны" // Советская тюркология. 1974. - №3! - С. 71-74; Гарипова Ф.Г. Татарская гидроиимия. - Казань, 1998; Лапочкин В.Ф. К этимологии топонима "Чаллы" // Древние Чаллы - Борьшгы Чаллы. - Казань, 2000. - С. 238-244.

исследователей поступает целый комплекс новых исторических источников и фактов, дающих возможность исследования других феодально-вассальных образований, их социально-политическую историю.

Методология и методика исследования. Основой методологии исследования служит принцип историзма, который представляет собой отношение к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени. В системе современной науки развивается направление, которое опирается на синтез данных смежных гуманитарных дисциплин (история, археология, этнография, антропология, языкознание т.д.). Для решения поставленных задач был, использован комплекс. методов соответственно специфике материала. Феодально-вассальные отношения в Казанском ханстве изучались методом экстраполяции, сравнения, синтеза и анализа исторический (преимущественно письменных) документов. Вассальные отношения рассматривались на сопоставительных фактах в порядке исторической последовательности, учитывающих закономерности ханского и русского периодов. Выводы были получены индуктивными и дедуктивными методами исследования исторических фактов и событий. В процессе работы над темой автор руководствовался принципами научности и объективности освещения исторических событий, основанных на конкретных фактах. В диссертации использованы также ретроспективный, картографический, типологический и другие методы исследования.

Практическая значимость исследования. Данная диссертационная работа может быть использована в дальнейших исследованиях сходных проблем других тюрко-татарских государственных образований, при написании соответствующих разделов истории татарского народа, чтении спецкурсов по истории Казанского ханства и его отдельных улусов. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах исторических факультетов высших учебных заведений.

Апробация материалов и результатов исследования. Основные положения диссертации получили отражение в 19 публикациях, а также в докладах, сделанных на научной конференции «История государственности татарского народа (с

древнейших времен до наших дней)» (Казань, 2000), научном семинаре «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования» (2002), на IV и V региональных научно-практических конференциях «Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона» (2002, 2003), а также научных конференциях молодых ученых и аспирантов Института истории АН РТ (2000-2004 гг.).

Материалы диссертации используются в лекционных курсах исторических факультетов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации определяется логикой исследования и соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав (девять параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений. В приложение вынесены фотографии, эстампажи и тексты надгробных камней, 6 таблиц и 14 карт.

Во введении обосновываются актуальность темы и научная новизна исследования, ставятся цель и задачи, раскрываются методологические принципы и степень изученности вопроса, дается обзор использованных источников и литературы, определяется практическая значимость работы. Уточняется понятийный аппарат исследования, определяются его территориальные и хронологические рамки, объект и предмет исследования.

Глава I. Историческая основа и определяющие принципы феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве.

Первая глава посвящена исследованию исторических предпосылок образования Казанского ханства, анализу системы государственного управления в ханстве, ее исторической основы и преемственности, а также изучению определяющих основ и особенностей феодально-вассальных отношений в государстве. Рассматривается также вопрос формирования и существования феодальных образований (улусов) и их роль в истории Казанского ханства.

§1. Предпосылки и основные факторы образования Казанского ханства.

Ситуация, сложившаяся до образования Казанского ханства, отразилась в социально-политической и хозяйственной жизни будущего государства, поэтому исследование предпосылок образования Казанского ханства является одним из важных вопросов нашей работы.

Казанское ханства образовалось на территории бывшего Булгарского государства, позднее входившего в состав Золотой Орды и известного как Булгарский вилайет. Образование Казанского ханства было связано с изменением политической ситуации в Золотой Орде в последний этап ее существования. В связи с этим проводится анализ источников, имеющих отношение к истории Булгарского улуса и, в частности, Казанского княжества. После нашествия Тимура и походов ушкуйников в конце XIV - начале XV вв. политическая ситуация в Среднем Поволжье существенно изменилась. Из-за кризиса власти, междоусобных войн и отчасти природных катаклизмов происходит распад Джучиева Улуса, продолжается начавшееся ранее переселение населения из центральных областей Булгарского улуса в районы Предкамья и Приказанья. Казанское княжество, формирование которого происходило во второй половине Х1И-Х1У вв., заметно усиливается.

Переломный момент в истории княжества связан с приходом на Среднюю Волгу бывшего золотоордынского хана Улуг Мухаммада -дальновидного политика, стремившегося основать на базе Казанского княжества новое государство во главе с чингизидами. Согласно данным русских летописей, в 1445 г. казанский престол занял сын Улуг Мухаммада Махмуд, положивший начало золотоордынской династии казанских правителей (часть историков первым ханом Казани считает самого Улуг Мухаммада).

С приходом чингизидов государство приобретает новые черты, еще более сближающие его с предшествующим Улусом Джучи и синхронными постзолотоордынскими государствами. Из-за отсутствия достоверных источников трудно достоверно судить о том, как конкретно происходили установление власти чингизидов и формирование системы феодально-вассальных отношений в государстве. Но имеющийся круг источников позволяет предположить, что этот процесс происходил в основном мирным

путем. Так же по имеющимся фрагментарным сведениям можно проследить много общего в государственном и социально-политическом устройстве Казанского ханства и Золотой Орды. Достататочно интересные результаты дает изучение известных фактов из истории постзолотоордынских государств (прежде всего Крымского ханства) и экстрополяция их на историю Казанского ханства.

§2. Система государственного управления в ханстве: историческая основа и преемственность.

В этом параграфе предпринята попытка дать ответы на следующие вопросы: каким было политико-административное управление в Казанском ханстве, было ли оно насильно установлено чингизидами, пришедшими к власти, или же в прежней системе управления произошли лишь некоторые изменения? Чье наследие в нем больше отражается - булгарское или золотоордынское?

Система государственного управления Казанского ханства базируется на традициях тюрко-татарских государств. Это устанавливается путем сопоставительного анализа государственного устройства Казанского ханства с предшествующими ей государствами - Волжской Булгарией и Золотой Ордой. Не будет преувеличением утверждение о том, что государственное устройство последней практически полностью перешло в Казанское ханство.

Верховная власть в государстве принадлежала хану. В его собственности находилось главное богатство государства - земля. Он имел все атрибуты власти: "...венец царский, и жезл, и знамя казанских царей и прочья царския орудия... "38 Ярлыки и указы хана закреплялись его печатью (нишан). Ханы из династии чингизидов считали себя преемниками Золотой Орды, вследствие чего в системе управления, экономики и права сохранялись и продолжались золотоордынские традиции. Как и в Золотой Орде, между феодалами установились вассальные взаимоотношения.

В системе управления государством большую роль играл совет при хане - диван (государственный совет). Во главе дивана стол хан и Карачи, один из них назначался старшим - улуг Карачи. В зависимости от назначения Карачи заведовали гражданскими делами, распоряжались деньгами, занимались управлением, назначением или

38ПСРЛ, XIX, 1903, с. 467.

смещением военноначальников и т.д. Карачами назначались выходцы из знатных родов (ширин, баргын, аргын и кыпчак, позднее и мангыт).

В системе управления государством большую роль играл и общественный институт иерархической структуры под названием джиен (съезд) или курултай, упоминаемый в русских источниках как «вся земля Казанская». Курултай, как полагают некоторые исследователи39, представляет собою кочевую традицию монголов. Однако традиции джиена прослеживаются еще с булгарской эпохи.

Заметную роль в управлении государством играло мусульманское духовенство во главе с главным сеидом. К числу лиц духовного звания относились шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, мударрисы, мухтасибы и др. Система реализации права на землю, ее принадлежности и раздачи формально исходила из канонов ислама. Духовенство играло большую роль в разрешении феодальных раздоров. Каноны шариата определяли общественную жизнь основного населения ханства. Разрешение споров, система правосудия и наказания, заключение договоров, касающееся вещного и обязательного, а также семейно-брачного и наследственного права принадлежали духовному сословию - казням и хакимам. Духовные лица выполняли важную роль в культурном просвещении населения.

Помимо феодальной верхушки, в иерархической структуре государственного управления заметную роль играла группа местных феодалов (в том числе подвластных народов) - беки, мирзы. В состав феодалов Казанского ханства вливались беки и мирзы крымские, ногайские, сибирские, касимовские и др. Феодалы и военное сословие могли действовать на верховную власть через курултай. Самые влиятельные феодалы и военачальники участвовали и в упомянутом выше совете при хане - диване.

Группу феодалов составляли служилые люди - огланы и казаки, основная опора казанских ханов. За свою службу они получали право сбора ясака и других податей с отдельных деревень. Данная группа служилых людей до наших дней сохранились в названиях некоторых селений - Кощак Уланово, Карамыш Уланово, Козак-Чаллы, Большие Казаки и др.

39Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. - Алматы, 2001. -С. 66.

Казанская ханство в административном отношении делилось на даруги (территория, с которой собирался ясак для жизнеобеспечения государственной системы) и улусы (вотчины беков, мирз и т.д.). Система управления в этих административных территориях имела свои особенности. Право управления в улусах (вотчинных землях) принадлежало его владельцам.

На территории Казанского ханства жили разноэтничные народы, находившиеся на различных уровнях развития. Жили они в разной удаленности от центра, имели особенности в хозяйственной деятельности. В зависимости от этого между центром и регионами устанавливались разданные феодально-вассальные отношения.

Государственная система управления замыкается системой управления на местах. Состав иерархической системы и феодально-вассальные взаимоотношения на местах проявляются в тарханных ярлыках. В известном ярлыке Сахиб-Гирея перечислены права их владельцев и гарантии им как собственникам со стороны государственных чиновников. Ярлыки казанских ханов очень близки по содержанию ярлыкам Крымского ханства и тарханным грамотам Московского государства.

Изучение основ государственного управления в ханстве показывает, что оно сохранило в себе наследие булгарской (в меньшей степени) и золотоордынской систем правления.

§3. Основа и определяющие принципы феодалыю-вассапъных взаимоотношений в государстве.

В данном параграфе прослежена историческая преемственность феодально-вассальной системы со времен Тюркских каганатов, Волжской Булгарии и Золотой Орды. Изучение феодально-вассальных отношений дает возможность исследования Чаллынской округи как феодального образования - улуса.

По исламским канонам право на землю от лица Всевышнего передается пророку, имамам, хакимам и в их лице - хану. Во всех исламских государствах установились примерно одинаковые правовые отношения на собственность.

При изучении феодально-вассальных отношений необходимо исследование системы даруг, выяснение их политической, экономической и социальной роли.

Как уже было сказано, земли хана и в его лице государства делились на административно-территориальные округа - даруги. Даруги - области Казанского ханства - относятся к числу наименее изученных проблем истории ханства. Существуют различные точки зрения об их происхождении, составе, функциях. По источникам ХУ1-ХУ11 вв. выявлено 8 даруг. Даруги образовывались по узловым дорогам (трактам) ведущим от Казани, столицы ханства, в различных направлениях. Мы считаем, что даруги - это административно-территориальные единицы, с которых собирался ясак для жизнеобеспечения государственной системы. Некоторые исследователи вносят в понятие «даруга» политико-административное значение. Даруги, в свою очередь, делились на сотни и десятки. В ХУ1-ХУ11 вв. различаются сотни служилые и ясачные в зависимости от выполняемой ими функции. Предполагается, что деление на сотни характерно только для государственных земель.

В составе административных даруг также были улусы или феодальные образования, вассально-зависимые от верховного правителя, т.е. хана. Центрами улусов являлись города (такие, как Алат, Арск, Чаллы и др.). В русских источниках очень часто отдельные территории или земли Казанского ханства упоминаются как улусы («улусец»), в татарских источниках как «вилайеты» или «ил». В работе значительное внимание уделяется исследованию происхождения и функции улусной системы. С течением времени понятие «улус» претерпело значительные изменения. Произошла трансформация этого понятия, означающего территорию государства (Джучиев Улус = Золотая Орда) до территории конкретной земли, принадлежащей конкретным князьям и мурзам {"...посла во все улусы казанские по князей, и мурзы, веля им в Казань собиратися из отчин своих"/0. За службу хан раздавал своим вассалам права на владение землей. На правах вассалитета местные феодалы имели право на наследственную передачу своих земель. За право владение землей они несли хану (государству) военную службу. Земли, которые находились во владении феодалов, назывались также улусами. Это были, скорее всего, вотчинные земли феодалов, принадлежавшие их

ПСРЛ, XIX, 1903, с.37, 252.

владельцам до образования ханства. Феодалы на своей земле обладали суверенными правами.

Феодально-вассальную систему государство укрепляло тарханной и суюргальной формами раздачи земель. К сожалению, в силу скудости источников, мы не можем установить, по каким правовым нормам отличались эти две формы раздачи земель. В источниках есть указания на то, что часть тарханов являлась держателями суюргала. Владетели суюргальных земель получали их в подарок за особые заслуги перед государством в лице хана. Условия раздачи тарханных земель могут быть разные. По известным тарханным ярлыкам их трудно проследить. Выдавая тарханные ярлыки на землю своим вассалам за службу, хан передавал и право управления на этой земле, ограничивая тем самым свою власть над ней.

В работе мы предприняли попытку исследовать происхождение и особенности функционирования тарханной и суюргальной системы в Казанском ханстве. По возможности проводить сравнение их с подобными системами в других постзолотоордынских тюрко-татарских государствах41, а также с «тарханной», "льготно несудимой" грамотами и грамотами, защищающими "от прямого налога»42, которые выдавались в Московском государстве. Однако, для более полного и всестороннего изучения феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве источников недостаточно.

Казанское ханство как мусульманское государство имело особенности в системе землевладения: в нем не устанавливалось напрямую крепостное право; эта особенность проявлялась и в феодально-вассальных отношениях.

Система феодально-вассальных отношений в ханстве образовалась на базе распределения земель, служения отечеству и на основе религиозной и национальной стабильности.

41Березин И.Н. Ханские ярлыки. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадст-Гирея. - Казань, 1851. - С. 18-21, 28; Дашков Ф.Ф. Сельская община в Крымском ханстве. - Симферополь. 1887. - С.18; Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. - M., 1992. - С.177 и др.

42Акты феодального землевладения хозяйств XIV-XVI вв. 4.1. / Подготовил к печати Л.В.Черепнин. - М.: Изд-во АН СССР, 1951; Ивина Л.И. Крупная вотчина СевероВосточной Руси. - Л., 1979. - С.76.

Феодально-вассальные отношения в Казанском ханстве, как и во всех золотоордынских тюрко-татарских государствах, установились в одинаковых формах и условиях.

§4. Вассальные феодальные образования в Казанском ханстве: постановка проблемы

Казанское ханство образовалось не на пустом месте, а на базе булгаро-татарских княжеств золотоордынского времени (Булгарского, Джукетауского, Казанского и др.). Изучение хозяйственной жизни, социально-политического строя этих феодальных образований помогает понять процесс образования государственных структур Казанского ханства, установления в нем феодально-вассальных отношений.

В структуру феодального княжества включаются укрепленный городской центр, как правило, с ремесленным посадом и сельские поселения в его достаточно обширной сельскохозяйственной округе. Факт выделения "княжества" означал не только простое собирание земель и политический контроль над определенными территориями, но и возникновение образования с тесными внутренними экономическими связями.

Известные города - центры улусных образований и укрепленные поселения Казанского ханства возникли еще в предшествующий период. Некоторые укрепленные поселения играли роль военных укреплений и феодальных замков, более крупные, особенно те, которые располагались в предкамских землях (Казань, Чаллы, Кирмень, Алабуга) сохранили свой статус в качестве центров обширной округи - княжеств-улусов, продолжили свое существование и в период ханства. В данном параграфе рассматривается история образования и существования феодальных образований (позже улусов) и их роль в истории Казанского ханства.

Глава II. Чаллынский улус в Казанском ханстве: опыт изучения социально-политической и хозяйственной истории

В данной главе рассматриваются исторические предпосылки возникновения Чаллынского феодально-вассального образования, определяется его роль в системе феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве. В свете новых археологических исследований

характеризуется Чаллынское городище как центр вассального феодального образования—Чаллынского улуса.

§1. Исторические предпосылки возникновения Чаллынского феодального образования в Казанском ханстве

В данном параграфе раскрывается история возникновения Чаллынской округи как феодального образования с булгарского времени (1183 г.), рассматривается ее дальнейшее развитие в золотоордьшский период в улусной системе и историческая роль в период Казанского ханства.

В работе проводится исследование по локализации территории проживания челмат-чаллынцев, упомянутых в русских источниках в связи с событиями 1183 г.43 В определении границ улуса большую роль сыграло изучение топонимики и гидронимики территории Предкамья, в частности, Чаллынской округи. В связи с этим было прослежено время появления, становления, развития и распространения многочисленных топонимов и гидронимов «Чаллы» и их вариантов. Только в округе Чаллынского городища в радиусе 10 км известно 13 деревень и около десяти других географических объектов (например, гидрономов) с названием «Чаллы». В источниках ХУ11-Х1Х вв. в Казанской губернии упоминаются 33 деревни с названием «Чаллы» и более 60 топонимов и гидронимов с корнем чел и чул. Большинство населенных пунктов с названием Чаллы расположено в бассейне р. Кама.

Изучение истории города Чаллы и его округи проводилось на основе письменных источников и археологических исследований городища, селищ и кладбищ с надгробными камнями, расположенными в прилегающих окрестностях. В надписях на надгробных камнях упоминаются имена правителей Чаллынской округи. В письменных источниках, дастанах и преданиях отражается система управления, иерархическая структура и хозяйственная жизнь городского и деревенского населения.

, Наши исследования определяют время становления Чаллынского феодального образования с рубежа Х1-ХП вв., прослеживают весь период существования и гибель его в 1556 г.

43 ПСРЛ, 1,1962, с.125-126.

§2. Чаллыпский улус в системе феодально-вассальных отношений в ханстве: постановка проблемы

Параграф посвящен определению территории Чаллынского улуса, изучению проблем его социальной структуры и феодально-вассальных отношений между центром и улусом. По немногочисленным источникам, имеющим отношение к истории Чаллынской округи, трудно полностью раскрыть структуру феодальных взаимоотношений, установившихся в ханстве. Поэтому в наших исследованиях были использованы информация, сохранившаяся на эпиграфических памятниках в округе Чаллынского городища, местная топонимика, гидронимика и легенды.

В Казанском ханстве улусы в рамках своей территории пользовались автономией. В случае войн местный «хан» выступал со своей территорией сюзереном своих вассалов, в то же время сам являлся вассалом хана. Местный правитель во главе своего улусного войска должен был влится в состав ханского войска. Власть центрального хана над местным правителем выражался через верховенство власти.

44

В дастанах и легендах, сохранившихся до наших дней, описываются события, происходившие в Чаллынском улусе во времена Казанского ханства. Из них мы узнаем имена правителей («ханов») Чаллынского феодального образования - Джан-Гирея, Хаджи-Гирея и Хафиз-Гирея. В легенде, записанной М.Б.Заитовым, есть сведения о том, как «казанский хан поставил здесь одного человека бит. Через некоторое время город Чаты усилился, стал многолюден и богат; один из биев его -Хаджи или Гази Гирей решил отделиться от Казани и объявил себя независимым ханом. Несколько лет спустя ханом в Чаллах сделался Хафиз Гирей; при нем началась сильная война с Казанью. На второй год войны казанский хан взял город Чаллы, разорил и уничтожил его до конца, а Хафиз Гирей с семейством своим бежал в Бухару»45. Это событие показывает, что взаимоотношения сюзереном-ханом и его вассалами на местах не всегда были мирными.

''''Татар халык ижаты. Риваятьлэр Ьэм легендалар. - Казан. 1987; Заитов М.Б. О Чаллынском городище IIИОАИЭ. - Т.И1. - Казань, 1884. - С. 277-280.

45 Заитов М.Б. О Чаллынском городище // Древние Чаллы - Борынгы Чаллы. -Казань, 2000. - С. 20.

В округе Чаллынского городища известно свыше двух десятков деревень булгаро-татарского времени. Около некоторых из них сохранились древние кладбища с надгробными камнями. Эти камни установлены на могилах местных феодалов. Судя по надписям, среди них были беки и мирзы, духовные деятели и военные. Группа надгробных камней, которые датированы 1521, 15??, 1524 гг., расположена 500 м от Чаллынского городища. По легендам, на этом месте была резиденция Чаллынских «ханов». В них зафиксированы имена местных феодалов: "сын Утяк-бека Маннан мирза», «сын Хажар Ходайар-бека Джаруш мирза" и др. В поблизости этих надгробных камней расположены святые родники и могилы (могильные холмики), почитающиеся местным населением как «святые».

Известны имена других феодалов, которые сохранились в надгробных эпитафиях. Это "Хаджи Хабибулла и сын Сайтака Сирадж Бирген, погиб 936 году в месяце зулъкагида (1530) в год прихода московского войска на Казань ". Камень на могиле установил его сын Курмыш. Надгробные камни устанавливались в вотчинах этих феодалов вблизи деревень Бекчураевы Чаллы и Бердыбековы Чаллы.

В топонимике деревень, расположенных в окрестностях Чаллынского городища, отражаются, таким образом, следы феодальных сословий, запечатлены имена феодалов: Бирдебековы Чаллы, Кутлубековы Чаллы, Шейх-заде, Бекчураево Чаллы, Би-Йорт, Би-Амир, Казаклар, Болгузино, Мамыш и т.д..

Социальный состав Чаллынского улуса можно определить и по ярлыку Сахиб-Гирея. Деревня Мамалаево, где был найден ярлык, находится всего лишь в 25 км от Чаллынского городка.

Чаллынский улус в период Казанского ханства находился в центре Чувашской («Зюрейской») даруги и являлся самостоятельной политико-административной единицей в её составе (составе податного округа)46. Под термином «чуваш» значатся податные ясачники - земледельцы из числа тюрко-татарского населения47. И в

""Таллямов Р.Ф. Административные даруги Казанского ханства: опыт реконструкции // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. - Казань, 2002. - С. 281.Карта.

47Там же. - С. 305.

русский период все население деревень Чаллынской округи называли «ясачными чувашами» (позднее «ясачными татарами»).

§3. Население и поселения Чаллынского улуса

В Чаллынской округе издревле жили булгары. Впервые в источниках они упоминается в 1183 г. под названием «челмат, сабокулян и темтюзей». Материалы археологического изучения Чаллынского городища показывают о проживании совместно с булгаро-татарами и небольшого числа финно-угорского населения -предков мари и удмуртов.

По письменным и археологическим источникам на территории Чаллынской округи нами учтено 34 поселения сельского типа, существование, которых связано с периодом Казанского ханства. При локализации некоторых деревень ретроспективно были использованы источники, относящиеся к ХУП-ХУШ вв. В одном источнике ХУЛ в. указано, что деревня расположена на месте, «что было, пустошью», "на месте пустоши" или "починок на месте пустоши"48. В другом источнике прямо подчеркивается, что мечети названных деревень построены «до взятья царства Казанского»49.

Существование некоторых деревень в период Казанского ханства подтверждено материалами, обнаруженными при археологических исследованиях50. Исследовались и древние кладбища, и надгробные камни, расположенные в близи указанных деревень. Всего выявлено 25 кладбищ ханского времени.

По плану расположения деревень и кладбищ видно, что их количество уменьшается по мере удаления от Чаллынского городища.

§4. Чаллыпское городище - центр вассального феодального улуса

Чаллынское городище находится в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан, в 0,3 км к юго-востоку от села Тябердино Челны, в 0,6 к востоку от села Кутлу-Букашевы Челны. Занимает высокий мыс подтреугольной формы на левом берегу р. Шумбут.

^РГАДА. Ф. 350, оп. 1, д. 1102, лл. 643-644 об.

49РГАДА. Ф. 248, оп. 14, д. 803, лл. 52-98 об.

50Гариф II.Г. Отчет об археологических исследованиях в округе Чаллынского городища в 200! году. - Казань, 2001 и др.

Издревле феодальные города, военные гарнизоны или феодальные замки располагались на высоких холмах, вблизи рек и плодородных лугов. Такое расположение создавало хорошие условия для ведения хозяйственной и торговой жизни, уменьшало угрозу при появлении военной опасности. В средние века феодальный статус города определялся укрепленным пунктом где жили феодалы и их войска. Вокруг города существовал ремесленный посад. А в ближайшем округе распологались многочисленные деревни, население которых занималась земледелием и скотоводством51.

Чаллынское городище укреплено пятивальной защитной системой и занимает площадь 1,2 га. Вокруг городища был обширный посад, занимающий территорию свыше 60 га. Здесь к настоящему времени выявлено три кладбища. По письменным источникам и археологическим исследованиям установлено, что Чаллынское городище существовало в булгарский, золотоордынский и ханский периоды. Территория города, точнее, торгово-ремесленного посада в золотоордынское время увеличивалась, а в период Казанского ханства уменьшалась.

В нашей работе Чаллынское городище изучается как центр вассального феодального образования. Уточняется время строительства, ремонтов и реконструкций, окончательного разрушения его оборонительных сооружений. По данным исследования выявлено, что первый и второй вал были воздвигнуты еще в булгарское время. В позднезолотоордынское время были построены еще два дополнительных вала, которые несколько раз ремонтировались. Третий, четвертый и дополнительный пятый вал перед проездными воротами были укреплены и разрушены во время известных событий 1556 г.

На территории посада проводились раскопки, выявившие жилые и хозяйственные постройки, а также остатки кузнечной мастерской периода ханства." Исследованы кладбища и надгробные камни, расположенные непосредственно на городище и близлежащих территориях.

51 Толочко П.П. Древнерусский феодальный город / Отв. ред. С.А.Высоцкий. - Киев: Наукова думка, 1989. - С 85.

§5. Хозяйственная жизнь населения

Хозяйственная жизнь населения Чаллынского городка и его округи реконструируется на основе письменных и археологических источников. Основными видами хозяйственной деятельности населения было земледелие и скотоводство. Люди таюке промышляли ловлей рыбы, пчеловодством, редко - охотой.

Судя по данным источников ХУ1-ХУП вв., в Чаллынском округе земледельцы применяли систему трехполья, известную еще с булгарских времен, выращивали пшеницу, рожь, овес, горох, лен, другие злаковые, бобовые и технические культуры. Остеологические материалы из культурного слоя поселений указывают на состав стада, состоявшего из мелкого и крупного рогатого скота, лошадей и овец.

Особое внимание уделяется нами хозяйству жителей Чаллынского города. Во время археологических работ на городище обнаружены мастерские по обработке кости и дерева, остатки мельницы, следы гончарства. Недалеко от кремля (городища) была обнаружена металлургическая слобода с кузнечными мастерскими. Кузнечная мастерская располагалась и на территории самого кремля. По материалам, найденным на месте раскопок, время существования кузнечных мастерских относятся к золотоордынскому и ханскому периодам (начало ХУ-1556 г.).

Экономическая активность горожан отражается в находках торгового инвентаря (железные гирьки, чашки от весов), импортных вещей и нумизматического материала.

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, определены проблемы и перспективы изучения феодально-вассальных образований Казанского ханства и других постзолотоордынских тюрко-татарских государств.

В ходе проведенного научного исследования центральной (государственной) и местной (улусное или вассально-феодальное образование) системы управления и феодально-вассальных отношений между ними мы пришли к следующим выводам:

Казанское ханство образовалось из отдельных княжств, существовавших с булгарского и золотоордынского периодов;

Внутренняя политическая структура постзолотоордынских тюрко-татарских государств (в данном случае Казанского ханства) имеет фундаментальную схожесть с политическим устройством Золотой Орды, поэтому, естественно, и система государственного управления в Казанском ханстве существенно не отличается от системы управления в постзолотооордынских тюрко-татарских государствах.

Имеющийся в распоряжении науки комплекс источников показывает, что исторические корни Чаллынского городища как административно-политический центра одноименного улуса, уходят в булгарские и золотоордынские периоды.

Чаллынское феодальное образование как общий наследник Булгарского и Золотоордынского государств вошло в состав Казанского ханства. Нами была изучена, преимущественно по археологическим данным, история самого Чаллынского городища и, по возможности, сельских поселений, входивших территориально в Чаллынское феодальное образование. Была изучена экономическая и хозяйственная жизнь Чаллынского городка и его округи.

В заключение хотелось бы заметить, что нами не ставилась цель разработки всех проблем, касающихся феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве и других постзолотоордынских тюрко-татарских государствах. Исследование проводилось как первый, начальный опыт изучения проблем феодально-вассальных отношений в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах. Поэтому отдельные выводы и предположения могут быть подкорректированы в ходе дальнейшего изучения темы. Для воссоздания объективной исторической картины улусов ханства необходимы полномасштабные исследования, в первую очередь археологические и эпиграфические, которые выявят еще много неизведанных страниц богатейшей истории Казанского ханства.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Тариф Н.Г. Чаллынское городище: проблемы сохранения, исследования и музеефикации / Хузин Ф.Ш., Газимзянов И.Р., Губайдуллин Д.М., Тариф Н.Г. // Биляр и Волжская Булгария: изучение и охрана археологических памятников. Тезисы научной конференции. - Казань, 1997. - С. 81-84.

2. Тариф Н.Г. Проблемы сохранения Чаллынского городища / Н.Г.Гариф И Материалы итоговой научно-практической конференции за 2002 год. - Казань: ОитапИаруа, 2003. - С. 145-146.

3. Гариф Н.Г. Древние Чаллы / Н.Г.Гариф // Археологические исследования и музейно-краеведческая работа в Волго-Уральском регионе. Древности, издаваемые Российским археологическим обществом. Вып. 36. - Москва-Казань: Оитапйагуа (Изд-во ТГГИ), 2003.-С. 252-256.

4. Гариф Н.Г. Археологические исследования в округе Чаллынского городища / Н.Г.Гариф // Археологические открытия в Татарстане: 2001 год. - Казань: Школа, 2004. - С. 77-78.

5. Гариф Н.Г. Археологические исследования в округе Чаллынского городища / Н.Г.Гариф // Археологические открытия в Татарстане: 2002 год. - Казань: Школа, 2004. - С. 76-78.

6. Гариф Н.Г. Борынгы Чаллы / Н.Г.Гариф // Казан утлары. - 1996. №3. - 174-184 бб. [Древние Чаллы].

7. Гариф Н.Г. Елъязмалардагы "Чалым" (Сундыр) шэЬэрчегенец географик урыны мэсьэлесе / Н.Г.Гариф // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара. - Казань: Изд-во "Фэн", 2002. - 238-245 бб. [Проблемы локализации летописного «Чалыма»].

8. Гариф Н.Г. Яца Салалары кала булган... - Казан: ТФА Тарих институты, 2003. - 156 б. [И деревни были городами].

9. Гариф Н.Г. Без кемнэрнец оныклары эле?!. - Казан: ТФА Тарих институты, 2003. - 164 б. [Чьи же мы потомки?].

10. Гариф Н.Г. Изге учак монда сунмэгэн. - Казан: ТФА Тарих институты, 2003. - 92 б. [Священный очаг еще не погас].

11. Гариф Н.Г. Казан ханлыгында дэулэт тезелеше йэм феодал вассаллык монэсэбэтлэрен ачыклау буенча ацлатма сузлек / Н.Г.Гариф // Гыйльми язмалар - Ученые запшжиг-ТРРЦ.--Ь -

Казан, 2003. - 94-100 бб. [Толковый словарь по изучению государственного строительства и феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве].

12. Тариф Н.Г. Борынгы Чаллы: саклап кала алырбызмы? - Казан: ТФА Тарих институты, 2004. - 124 б. [Древние Чаллы: сумеем ли сохранить?].

13. Тариф Н.Г. 1530 нчы ел Казаныннан бер тарихи ядкарь / Н.Г.Гариф // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Сборник статей. — Казань: 2004 — С. 142-147. [Исторический источник о Казани 1530 года].

14. Гариф Н.Г. Борынгы Чаллы шэЬэрлеге бэклек узэге булганмы? / Н.Г.Гариф // Казан утлары. - 2005. - № 1. - 141-148 бб. [Являлся ли Чаллынский городок центром княжества?].

15. Гариф Н.Г. Тарихи чыганакларда Колшэриф шэхесе / Н.Г.Гариф // Мвгариф. - 2005. - № 2. - 65-66 бб. [Личность Кул Шарифа в исторических источниках].

16. Гариф Н.Г. Тарихи ядкарь / Н.Г.Гариф // Мэйдан. - 2005. - № 7. - 38-40 бб. [Историческая память].

17. Гариф Н.Г. Кол Шэриф турында тарихи мэгьлумат бируче чыгынакларга 1гэм эдэбиятка кыскача бэялвме / Н.Г.Гариф // Колшариф Ьэм аныц заманы - Кул* Шариф и его время. - Казан, 2005. - С. 45-53. [Краткая характеристика источников и литературы, содержащих исторические сведения о Кул Шарифе].

18. Гариф Н.Г. Борынгы Чаллы тебэге: документлар телендэ сейлашэбез. - Казан: ТФА Тарих институты, 2005. - 152 б. [Чаллынский округ: говорим на языке документов].

19. Гариф Н.Г. Чал тарихлы чаллылар / Н.Г.Гариф // Мэйдан. -2005. - № 10. -131-139 бб, [История древних чаллынцев].

Отпечатано с готового оригинал-макета

в множительном центре Института истории АН РТ

Подписано в печать 10.12. 2005 г. Тираж 100 экз. Формат 60x84 1Лб Бумага офсетная. Объем 2 п.л. Печать ризографическая.

Казань, Кремлевская, 10. Тел. 38-04-06.

РНБ Русский фонд

2007^4 11876

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Гариф, Нурулла Гиматдинович

Введение.

Глава I. Историческая основа и определяющие принципы феодально-вассальных отношений в Казанском ханстве.

§ 1. Предпосылки и основные факторы образования Казанского ханства.

§2. Система государственного управления в ханстве: историческая основа и преемственность.

§3. Основа и определяющие принципы феодально-вассальных взаимоотношений в государстве.

§4. Вассальные феодальные образования в Казанском ханстве: постановка проблемы.

Глава II. Чаллынский улус в Казанском ханстве: опыт изучения социально-политической и хозяйственной истории.

§1. Исторические предпосылки возникновения Чаллынского феодального образования в Казанском ханстве.

§2. Чаллынский улус в системе феодально-вассальных отношений в ханстве: постановка проблемы.

§3. Население и поселения.

§4. Чаллынское городище - центр вассального феодального образования.

§5. Хозяйственная жизнь.