автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Дастан "Чура батыр" в творчестве тюркских народов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ибрагимова, Лилия Хатиповна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Дастан "Чура батыр" в творчестве тюркских народов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дастан "Чура батыр" в творчестве тюркских народов"

На правах рукописи

РГВ од

Ь! П 0,'{Т /: *П1 ИБРАГИМОВА ЛИЛИЯ ХАТИПОВНА

ДАСТАН «ЧУРА БАТЫР» В ТВОРЧЕСТВЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

10.01.09 - Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2000

Диссертация выполнена в отделе народного творчеств Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимов Академии наук Республики Татарстан.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Урманчеев Ф.И.

Официальные оппоненты:

Ведущее учреждение:

доктор филологических наук

Надршина ФА. (г.Уфа)

кандидат филологических наук

Кариева АЛ. (г.Казань)

Татарский государственный гуманитарный институт (г.Казань)

Защита состоится "24 " октября 2000 г. в " 10 " часо! на заседании диссертационного совета Д 184.01.01 I Институте языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимовс Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420503 г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31, а/я 263.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского научного центра РАН (ул.Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан "_" сентября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, $

кандидат филологических наук ,) ^ Рамеев 3.3.

Актуальность темы. В период, когда формируются новью взгляды на историческое прошлое народов, на их духовное наследие, человеческое общество ищет новые пути для развития культуры, утверждения ее нравственно-эстетических идеалов. Изучение народного творчества, тех его элементов, которые оставались долгое время без должного внимания, их современная новая переоценка — это один из путей к самоутверждению татарского народа как передовой, развивающийся нации.

Как известно, эпическое наследие татарского народа неотделимо от его истории, его литературно-художественных основ. Например, такие жанры народного творчества, как героический эпос или исторический дастан возникли на фоне имевших место исторических событий и отображали образы реальных исторических личностей. Конечно, народный эпос, дастаны не являются прямым копированием событий давнего прошлого. Однако и без этого научная, историческая, общественная, педагогическая и культурная значимость этого жанра неоспорима. В творчестве тюркских народов, имеющих единые корни, а особенно у татар, башкир, казахов, ногайцев, узбеков, азербайджан, туркмен и др. наблюдается значительная схожесть сюжетов. Есть эпические памятники, которые можно отнести к литературно-культурному наследию сразу нескольких тюркских народов. Дастаны, связанные с именем Чура батыра, относятся именно к таким произведениям.

В целом, тюркский и татарский эпос достаточно неплохо изучен. Однако дастан "Чура батыр", занимающий особое место в фольклоре многих тюркоязычных народов, до последнего времени незаслуженно оставался в тени. Таким образом, в татарской фольклористике назревшей проблемой является необходимость научно-выверенного, сравнительно-типологического анализа популярных среди поволжских и крымских татар, ногайцев и казахов версий дастанов "Чура батыр", "Чора батыр", "Шора баьтир", "Шора батыр",

определения их тематики, сюжета и мотивов, идей и описаний героев, выяснение героико-эпического характера этих произведений.

Для нас представляет ценность и то, что дастаны "Чура батыр" относятся по времени возникновения к середине XVI в., т.е. являются ценным источником д\я изучения трагических событий захвата Казанского ханства. Важной задачей в изучении наших предков, нашей родословной, также является изучение личности политического и дипломатического деятеля, жившего в I половине XVI в. в Казани Чура бека Нарыкова.

Источники исследования. Основными источниками диссертации являются тексты дастанов поволжских татар, крымских татар, ногайцев и казахов, посвященных Чура батыру. Диссертант работала с текстами, собранными и опубликованными различными учеными начиная со И-ой половины XIX века. В частности, татарская народная версия была взята из сборника, опубликованного в 1862 г. И.Березиным1 (тот же текст в наше время был помещен Ф.Ахметовой в сборник "Дастаны"2), крымско-татарские варианты — из сборника, выпущенного в 1896г. В.В.Радловым3 и из составленной Дж.Бекировым книги4, ногайские варианты — из сборника, опубликованного в конце XX века в Махачкале5 (этот вариант дастана был записан . с уст певца — каранутайца Ажи—Моллы сына Ногмана в 1926 году А.Х.Джанибековым) и из перевода Ф.Латифи6 (этот же дастан был опубликован в газете "Ногай давысы", издающейся в Карачаево Черкесской7 республике и вошел в сборник, вышедший в 1988 году в Бухаресте8, а казахские варианты были

1 Березам И. Турецкая хрестоматия. — Казань, 1862. — С.41-56.

2 Татар хал и к иж,аты. Дасганнар. — Казан, 1984. — Б. 108-119.

3 Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Часть VII. — Спб., 1896. — С.21-22, 122-132, 167-183.

4 Кырымтатар агъыз яратыджылыгы..— Ташкент, 1991. — Б.57-72.

5 Ногайдыиъ кырк баьтиры. Эдиге. — Махачкала, 1991.

6 Чура батыр. Татар халык дастаны /Ф.Латыйфи эшкэртуендэ). — Казан, 1993. — 64 б.

7 Шора баьтир /УНогай давысы, 1992, № 46, 59-60, 93.

8 Буэ егет. — Бухарест: Критерион, 1988.

взяты из сборников, выпущенных в 1890-1895 г.г. А.А.Диваевым1 и татаризованных в н. XX века Рахимом Баязитом в журнале "Ак юл" текстов2. Выяснение фактов биографии Чуры Нарыкова, как реальной личности велось на основе источников, относящихся к различным эпохам и на основе исторической литературы. Диссертант изучила материалы русских летописей3, данные "Казанской истории"4 неизвестного автора XVI века, работы Х.Атласи5, Р.Фахрутдинова6, М.Худякова7, А.Х.Халикова8, Д.М.Исхакова9, С.Х.Алишева10, А-З.Валиди11.

Степень изученности темы. Тюркский героический эпос-область литературы, довольно обстоятельно изученная. Татарские дастаны — как ее часть, также исследованы неплохо. Наиболее большой и полный, анализирующий эпические произведения в общем плане труд принадлежит Ф.И.Урманчееву12. В 1984 г. Институтом языка, литературы и истории был подготовлен и выпущен сборник "Дастаны", составителем, автором вводной части и примечаний которого была Ф.В.Ахметова13.

В тюрко-татарской фольклористике из трудов, посвященных дастанам, связанным с Чура батыром, самой основательной является статья Ф.И.Урманчеева. Ученый одним из первых поднял вопрос о необходимости исследования дастана "Чура батыр", обратил внимание на важность изучения исторической личности — Чуры

1 Диваев АЛ. Шура батыр //Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. — XIV. — Ташкент, 1895; Диваев АА. Шура, сын Нарык батыра //Труды общества изучения Киргизского края. Вып.Ш. — Оренбург, 1922. — С.117-126.

2 Баязит Р. Яца кала. Чура батыр //Ак юл, 1915. — № 16. — Б.282-286.

3 Полное собрание русских летописей. — Т.29. — М., 1965, Т.94. — М., 1978.

4 Казанская история. — М.-Л., 1954.

5 Атласа Ь. Себер тарнхы. Сеенбикэ. Казан ханлыгы. — Казан, 1993.

6 Фзхретдин Р. Казан ханнары. — Казан, 1995.

7 Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. — Казань, 1990.

8 Хал и коя А.Х. Болгар^гатар чыгышлы 500 рус фамилиясе. — Казан, 1992.

9 Пешков Д.М. Чура батыр кем ул? //Идел, 1994. — № 9. — П.17-19.

10 Алишев С.Х. Казань и Москва: Межгосударственные отношения в ХУ-ХУ1 вв. — Казань, 1995.

11 Вэлиди Э.—З. Кыскача торек-татар тарихы. — Казан, 1992.

12 Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. — Казань, 1984.

13 Эхмэтова Ф.В. Татар халык дастаннары //Татар халык иж.аты. Дасганнар. — Казан, 1984. — Б.5-28.

Нарыкова1. "Чура батыр" -— эпическое произведение, широко распространенное не только среди татарского народа, но и среди крымских татар, ногайцев, казахов. Ученые, занимавшиеся изучением тюркского героического эпоса, обращали внимание на различные версии дастана, распространенные у вышеназванных народов. В середине XX в. А.С.Орлов занимался изучением казахского народного эпоса "Шора батыр"2. В.М.Жирмунский высказал некоторые соображения относительно одной из версий эпического произведения, посвященного Чура батыру у казахов3. Позднее А.И.-М. Сикалиев (Шейхалиев), занимавшийся изучением ногайского героического эпоса, исследовал отдельные мотивы, взятые из дастанов "Шора баьтир" в сравнении с другими эпическими произведениями ногайского народного творчества4. Ценность статьи Х.Б.Паксой, посвященной дастану "Чора батыр" у крымских татар, заключается в привлечении отдельного внимания к образу Чуры5.

Цель и задачи исследования. Диссертант ставит целью исследование в сравнительно-историческом плане дастанов о Чура батыре, распространенных в творчестве тюркских народов. Исходя из чего определяются следующие конкретные задачи:

1. Изучение личности Чуры Нарыкова, его жизни и деятельности в 1500-1546 г.г. в Казанском ханстве; по возможности полно раскрыть его образ, как образ конкретного исторического деятеля.

2. Определение роли и места татарского эпоса в масштабе общечеловеческих и тюркских эпических традиций, научная оценка дастана "Чура батыр".

1 Урманчеев Ф.И. Чура батыр //Мирас, 1995. — № 7-8, 9, 10, 11-12; 1996. № 1, 2.

2 Орлов А.С. Казахский героический эпос. — М., 1945. — С.87-114.

3 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. — Л., 1974. — С.75, 96, 228, 241, 322, 395, 575, 516.

4 Сикалиев (Шейхалиев) АИ.—М. Ногайский героический эпос. — Черкесск, 1994. — С.65, 79, 101, 157...

5 Пахсой Х.Б. Чура батыр кисэтуе //Идел, 1994. — № 9. — Б.9-16.

КО

3. Сравнительный и систематнчееко—комплексный анализ воплощения образа Чуры в татарском, крымско-татарском, ногайском, казахском народном творчестве; подробное изучение вопроса распространения дастанов среди тюркских народов, определение их исторических основ.

Теоретическая и методологическая основа и методы исследования. Диссертант опирается на сравнительно-исторический и типологический методы. Теоретическую и методологическую основы работы составляют труды видных ученых, таких, как В.Я.Пропп, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, М.Ауэзов, А.Н.Киреев, Ф.И.Урманчеев и др.

Научно-практическая значимость и новизна исследования. Исследование дастанов о Чуре батыре в монографическом плане в татарской фольклористике проводится впервые. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории татарского народа, народного творчества и спецкурсов, при составлении школьных учебников. Можно отметить значимость и важность исследований этих дастанов и для современной литературы для писателей и поэтов, обращающихся и по сей день к сюжетам, образам, языку народных эпосов. Все интересующиеся историей и народным творчеством также почерпнут для себя из этой работы немало полезного.

Структура диссертации. Композиция диссертации определена поставленными целями и методами изучения материала. Труд состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Апробация. Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях, увидевших свет в научном сборнике и научно-популярных изданиях.

Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность диссертации, сформулированы основные цели и задачи

исследования, степень изученности темы, научно-практическая значимость, характеристика теоретических и методологических основ работы.

Первая глава под названием "Чура Нарыков — историческая личность эпохи Казанского ханства" посвящена жизнедеятельности Чуры бека.

Годы жизни и деятельности Чуры Нарыкова — это приблизительно начало XVI —середина XVI вв., а точнее 1500-1546 годы. Как показывают исторические источники, в 20-е годы XVI в. он входил в состав правительства Казани, к этому же времени относится и начало его политической деятельности. Во времена правления ханов: Сафагирея (1524-1531), Джангали (1531-1533), снова Сафагирея (1533-1546), Шахгали (в 1546 правил 1 месяц) Чура Нарыков был одним из активных участников общественной и государственной жизни. Необходимо отметить, что это было крайне сложное и противоречивое время для Казанского ханства. На престол восходили то ставленики Крыма, то Москвы. Точнее, Сафагирей — из рода Гиреев из Крыма, Джангали и Шахгали — сыновья Касимовского хана Шейхаулиара, получившее русское воспитание, были посажены на трон Москвой. Ясно, что такие условия не способствовали установлению прочной, стабильной внутренней и внешней политики Казанского ханства.

Видный историк Хади Атласи сообщает о том, что в 1526 году Чура бек был отправлен в качестве посла от хана Сафагирея в Москву1. В нашей работе обращается внимание на титул "бек", принадлежавший Чуре. В Казанском ханстве беками (биями, эмирами) называли крупных землевладельцев2. Чура — казанский аристократ, живший в I половине XVI в. По наследству от отца ему достались крупные земельные владения, а его собственное

1 Апиаси X. Указ.соч. — С.298.

2 Фэхретдинов Р.Г. Татар халкы Ьэм Татарстан тарнхы. — Казан, 1996. — С.160.

вооруженное войско, видимо, формально состояло под общим ханским командованием. Как отмечал неизвестный автор "Казанской истории", действительно, в распоряжении Чуры находилось 500 вооруженных рабов (несущих военные обязанности. — Л.И.), 1000 воинов и преданные ему князья1.

Со временем Чура бек начинает играть заметную роль во внешней и внутренней политике своего государства, в особенности во взаимоотношениях с Крымским ханством и Москвой. Время его прихода в политику было ознаменовано разделением политических сил в ханстве на две группировки — "восточников" и "русских". "Восточники" — т.е. ориентированные на союз с Крымским ханством стояли в оппозиции к так называемой "западнической" группе, склонявшейся к союзу с Россией.

Чура Нарыков играл весомую роль в промосковской группировке татарских мурз. Начиная с 1531 года и до 1546 года на протяжении 15 лет сторонники союза с Россией ведуг постоянную работу в Казанском ханстве2. В это время, в 1530-1546 годы внутри Казанского ханства имели место разногласия, неурядицы, что объясняется частой сменой ханов, междоусобцей, с военными столкновениями с русским государством.

В дальнейшем имя Чуры Нарыкова появится в источниках лишь под 1546-м годом. Возникает вопрос: а продолжалась ли его политическая деятельность в эти годы? Видимо, да, так как спустя несколько лет он предстанет в описаниях как крупный государственный деятель.

1526-1531 годы — относительно стабильный период в жизни Чуры бека, годы его политического роста. В это время он проявляет себя как видный общественный деятель, политик, дипломат.

1 Казанская история. — М.-Л., 1954. — С.82.

2 Худяков. Указ.соч. — С. 112.'

Известно, что с 1521 по 1531 г.г. Казанский престол занимают представители крымской династии Гиреев. (1521-1524 — Сахипгирей, 1524-1531 — Сафагирей). Сформировавшуюся в это время оппозиционную группу возглавляет видный деятель Булат Ширин. После того, как в 1531 г. Сафагирей был изгнан из Казани, оппозиция активизируется, ее ряды пополняются. В составе оппозиции было не менее 70-80 человек, причем из знати, мурз и беков1. Среди них: мурзы Нуралл Ширин, Гаухершад, Сеид Боерган, Кадыш, Отуч, Баубек и Чура бек (Чура Нарыков), мурзы Бурнаш и Колыш и др. Эти годы (1531-1546) стали поворотными в судьбе Чуры бека. Его политическая деятельность в этот период должна рассматриваться в контексте его участия в вышеуказанной группировке.

Как известно, в 1531 г. Сафагирей был свергнут с престола и власть перешла в руки Джангали. Становится ясным, руками какой партии был осуществлен переворот. В конце 1533 года складываются благоприятные условия для осуществления Казанским ханством самостоятельной политики. Такая ситуация была связана с изменением отношений Казани с Москвой, возникших из-за смерти Василия III. Отмечался рост влияния восточной партии, активизируются торговые отношения с ногайцами. Гаухершад, Булат Ширин стараются воспользоваться сложившейся ситуацией. Резкий поворот в политике Казани завершается дворцовым переворотом. Джангали был убит. Сафагирей был вторично призван к власти. Здесь нужно отметить, что промосковская знать, недовольная переворотом, сбежала в Москву. Среди них были Шагбан, Шах Булат Япанчи, Карамыш и Яулыш (Евлуш) Хурсули2. Большинство же, храня верность родине, остались на земле своих предков. В их ряду был и знаменитый бек — Чура Нарыков.

1 Атласи X. Указ.соч. — С.331.

2 Худяков М. Указ.соч. — С.99.

Приход к власти Сафагирея не привело ханство к независимости. В Казани продолжались волнения: хан собирает вокруг себя близких, но общих целей нет. Представители "русской" партии в составе государства считают, что давление Крыма ничем не отличается от московского, так как изгнанный в 1531 г. Булатом мурзой и Чурой Нарыковым с трона Сафагирей больше опирался в государственных делах на верноподданных крымчан. Итак, в стране вновь наступают критические дни. В лице Булата Ширина, Чуры Нарыкова и др. усиливается оппозиция хану, они вновь принимают сторону Москвы и начинают вести переговоры с Русским государством о свержении Сафагирея.

В Казани готовится переворот. Однако в действительности восстание не было окончательно подготовленным, и переворот не удался. Естественно, это событие выводит из себя Сафагирея. Для стоявших во главе оппозиции Булата мурзы, Гаухершада наступают черные дни. На их место приходят Сеид Боерган, Кадыш киязь (родственник Отуч князя) и талантливый деятель Чура Нарыков1. Таким образом, события 1545 г. ставят Чура бека в эпицентр политических событий. В Казани усиливается стремление к сохранению независимости. Чура Нарыков приходит на "поле битвы" в период резкого обострения конфликта. Чура бек, поднаторевший в дипломатии, возглавляет оппозиционное движение. Для местной знати, например, Сеида Боергана, Чуры бека не было удивительным то, что хан вместо того, чтобы налаживать стаби\ьность в стране, применял карательные меры. Это им показалось даже более страшным, чем правление русских. Репрессии 1545 г. еще больше ухудшили обострившуюся ситуацию в стране. Наконец, давно подготавливаемый переворот произошел в январе 1546 года. В Казани собирается временное правительство в составе Сеида Боергана, Ка-

Худяков М. Указ.соч. — С. 104.

дыша мурзы и Чуры Нарыкова. Из Москвы в Казань прибывает посольство с целью обновления соглашений и переговоров о кандидате на ханский престол. Хотя мнения разделились, но влияние русских оказывается сильнее, и на престол вновь всходит Шахгали.

Но поджидавшая Чуру Нарыкова беда не заставила себя долго ждать. Шахгали было суждено "править" всего 1 месяц. В Казани он не пользовался никакой популярностью. "Сколько бы знатный Чура мурза не расхваливал Шахгали и не призывал быть к нему вежливым и внимательным, его увещевания прошли даром", — пишет ученый Р.Фахрутдинов1. После того, как Шахгали, покинув престол, сбегает, на его место безо всяких лишних проблем вновь возвращается Сафагирей. В Казани возобновляются аресты, пытки оппозиционеров. Среди первых жертв оказались Чура бек и его сподвижники. Таким образом, осенью 1546 г. жизнь Чуры бека обрывается.

Итак, мы выявили признаки, отличающие исторического Чуру от его образа в дастане. Чура бек был убит в 1546 г., а эпическая биография героя дастанов связана с завоеванием Казани в 1552 г. Есть 2 пути разрешения этого противоречия. Как известно, фольклорное произведение нередко видоизменяет исторические факты. Связь смерти Чуры батыра с великими трагическими собьггиями можно рассматривать как прием, использованный для усиления силы воздействия произведения на читателя. То есть, если помнить, что в истории было несколько Чура батыров, то можно предположить существование "Чуры батыра, сына Чуры би"2. В татарских народных преданиях этот образ упоминается неоднократно. Однако в документальных источниках об этом факте ничего не говорится.

1 Фэхретдин Р. Указ. соч. — С. 120.

2 Татар халык иж,аты. Риваятьлэр 1юм легендалар. — Казан, 1987. — Б. 150.

Деятельность Чуры бека Нарыкова в Казанском ханстве показывает его как политического руководителя, дипломата, сумевшего завоевать доверие народа. Это — деятель, боровшийся за независимость Казани методами компромисса, которые он считал наиболее подходящими для своего времени. И в памяти народной он остался именно таким. В татарском, башкирском, крымскотатарском, ногайском и казахском народном творчестве популярность образа Чуры батыра напрямую связана с исторической действительностью.

Во второй главе диссертации, озаглавленной "Образ Чуры батыра в татарском народном творчестве", речь идет об отображении образа Чуры батыра в татарском фольклоре. В нем образ Чуры, как народного героя, нашел отражение в нескольких жанрах. Объектом исследования в первую очередь является дастан, созвучный сказаниям, других тюркских народов.

В дастане "Чура батыр" есть две самостоятельные, но одновременно генеалогически связанные между собой части: часть, посвященная Нарыку, и вторая, повествующая о Чура батыре. Возникновение одного дастана на основе другого — традиция, идущая от чичянов Средней Азии и Казахстана. Проникновение этого влияния, в татарские варианты дает нам возможность рассматривать дастан о Чуре батыре, разделив его на две части. В то же время значительную часть занимает и повествование о Колынчак батыре, которое даже можно выделить в отдельный раздел — "Рассказ о Колынчак батыре". (Диссертант придерживается мнения, что прототипом Колынчака был представитель "восточной" группировки в I половине XVI века в Казани Кошчак углан). Версия "Чура батыр"а, распространенная среди татар, выделяясь некоторым своеобразием темы и сюжета, все же наиболее близок к реальным событиям. Историческая подоплека этого заключается в том, что завоевание Казани Москвой, в первую очередь, была великой

трагедией именно для татарского народа. Поэтому можно выделить две тесно взаимосвязанные между собой темы: судьба национального героя Чуры и разгром Казанского ханства. В то же время это произведение, отмечая факт завоевания татарских ханств русским государством, еще более расширяет и углубляет тему. То, что когда-то могущественные ханства были покорены, подавлены, заставляет задуматься и ощутить горечь трагических событий. В дастане проводится идея о единстве родственных народов.

Как это было свойственно эпическим дастанам, в "Чура батыр"е больше повествуется о действиях и поступках героя, чем о чувствах и переживаниях его. Если рассматривать таких героев эпоса, как Манас батыр у киргизов, Алпамыш у узбеков и других тюркских народов, цикл о сорока ногайских батырах в казахских народных дастанах, Идегея в различных национальных версиях сказания, то нельзя не заметить сходства в характерах этих персонажей. Эти персонажи резко выделяются среди обычных людей своим геройским характером. Еще с детских лет им присуще огромная физическая сила, храбрость, бесстрашие, справедливость. Но есть у них и отрицательные черты — излишняя самоуверенность, гордость, вспыльчивость, — которые приводят к их гибели. Эта закономерность наблюдается не только в тюркских дастанах, но и в татарском варианте "Чура батыра".

Тема борьбы за независимость Родины, за счастье народа, за мирные родо-племенные отношения, возвеличивание храбрости, справедливости, верности, ратование за недопустимость междоусобиц и вражды — вот основные темы дастана "Чура батыр".

Что касается языка и стиля этого произведения, то в нем стихотворные строки переплетаются с прозой. Как правило, авторская речь дана в прозе, а слова персонажей — в стихах. В тюркском эпосе подобная форма наблюдается в огузском эпическом цикле "Китаби Коркут". Некоторые моменты описываются кратко, а

некоторым уделяется особое внимание. Например, эпизод, ухаживания Чуры за теленком приведен в мельчайших подробностях, а о том, как он собирает войско и выходит на берега Волги, рассказано в 2-3-х предложениях. Все это происходит из-за того, что татарский вариант дастана "Чура батыр", в отличие от других тюркских вариантов, например, казахского, был создан на основе книжных традиций, а не традиций певцов-импровизаторов. Присутствие в дастане образов, далеких от действительности, моментальная смена событий, избегание их детального описания, близкий народному языку, стиль — вот те качества, которые присущи дастану "Чура батыр".

Между татарским дастаном и общетюркским эпосом наблюдается достаточно много типологических сходств. В целом, "Чура батыр" — это героический эпос, в котором сильно абстрагируется объект описания, и в котором нашли отражение лишь самые важные исторические детали, приведенные в полное соответствии с особенностями, свойственными фольклору.

Байт "Казан тарихы" ("История Казани") также важен с точки зрения описания образа Чуры батыра в широком эпическом плане.

Сходство образов Чура батыра в жанрах дастан и байт заключается в следующем: 1) в идее, что кто бы ни правил страной, среди народа всегда найдется такой, как Чура, богатырь, герой; 2) в одобрении народом личностей, выступающих против иноземных завоевателей; 3) в единстве событий (взятие Казани).

Несомненно, что в исторических преданиях нашел отражение дух известных дастанов. То, что события происходят в Казанском ханстве, связаны с трагедией 1552 г. И это доказывается идеализацией Чуры как народного героя.

Обращение народа к образу Чуры батыра происходило и в начале XX века. В опубликованном в периодических изданиях литературном произведении "Чура батыр", автором которого является

Кыям Юлдаш, также были широко использованы достижения народного творчества.

В третьей главе под названием "Чура батыр в творчестве крымских татар" анализируются дастаны "Чора батыр" у крымских татар. Их можно разделить на несколько вариантов.

Все крымско-татарские варианты дастана "Чора батыр" завершаются возвращением героя в Казань, а в 2-х вариантах (К^ К3) рассказывается о завоевании города русскими после его смерти. В дастанах явственно проступает ненависть к врагам Казанского ханства, сочувствие к жителям Казанского ханства.

Первый вариант (К1) — сильное, тщательно обработанное в поэтическом плане произведение. Каждый эпизод, каждая деталь прописаны образным, красивым языком. При описании богатыря, его коня, чужой земли используются традиционные эпитеты: "булат кылыч" ("булатный меч"), "кара баш сецге" ("копье с черным наконечником"), "тура тугел, карамын" ("я не из знати, а из черни"), "ж,иде ханлы Казан" ("Казань семи ханов", т.е. намек на частую смену правительств), "укалы чикмэн" ("вышитый золотом чикмен") и др. В произведении перемежаются стихотворные строки с прозой. Строки, приведенные в поэтической форме, отличаются высоким уровнем художественности.

В отличие от татарской версии, в дастане сильно ощущаются традиции чичянов. Создается впечатление, что читатель слышит произведение из их уст. Ни одна деталь не опущена, связь событий, сюжет достоверны, развитие событий построено логично, непрерывно.

По содержанию это произведение народного творчества носит характер описания взаимоотношений между Крымским и Казанским ханствами. От других вариантов отличается сухостью изложения трагических для Казанского ханства моментов. Ближе к концу дастан резко меняется, ускоряется развитие сюжета, некоторые события

вовсе не интерпретируются. Но не стоит забывать, что это — не летопись, описывающая взятие Казани — это эпическое произведение, дастан. Тот факт, что тайный переход Сары ханум на сторону врага никак не комментируется, заставляет задуматься. Быть может, этот мотив был связан с бегством исторического хана Шахгали на сторону русских, хотя в крымско-татарском варианте имя казанского хана не упоминается? Ведь в общем-то были люди, покинувшие Казань в трудное время, в середине XVI в. и бежавшие под покровительство Московского князя. Может быть, дастан указывает на эти исторические факты? Эти непонятные моменты можно объяснить как результат контаминации. По татарскому варианту, Чура батыр должен был жениться на девушке из русского войска. В этом же случае он женится на дочери Казанского хана — Саре ханым, вместо бегства русской к своим, переходит к врагу Сара ханум. Здесь произошло некоторое смещение акцентов.

Потенциальное содержание дастана сводится к тому, что в Казани были богатыри, но не было единства, поэтому народ потерял независимость. Это доказывается следующими примерами: 1) друг и соратник Чуры, Колынчак упущен из канвы событий дастана. Когда Сара ханум раздавала подарки батырам, то оставила Колынчака без подарка; 2) уничижается казанский пахлеван Кара хан. Вначале Чура отбивает его невесту — Сара ханым. "Кара — не пахлеван, вот Чура настоящий пахлеван!" — говорится в дастане. Конечно, это способ возвеличения Чуры, основанный на эпических традициях. Но такая развязка кажется не оправдывает себя, если рассматривать ее в контексте трагического исхода событий для Казанского ханства.

В крымско-татарском дастане герой, спасающий Казань от врагов, приходит из Крыма. Здесь нельзя не обнаружить связи с исторической действительностью. В XVI веке Крымское ханство могло сделать многое для сохранения свободы и независимости Казанского и других татарских ханств. Ведь тогда свою роль играли

не только политические, но и родственные отношения. В крымскотатарском дастане "Чора батыр" показано стремление "вырвать" Казанское ханство из рук врагов с помощью крымчан.

Второй варинат (К2) — небольшой по объему. Здесь пропущена часть, посвященная Нарыку. Героическое детство Чуры, путь в Казань с благословения святого старца, служба в Казани у хана — вот события, составляющие основу сюжета дастана. Эта версия рассматривается как отрывок, в который было добавлено несколько новых эпизодов из дастанов о Чура батыре.

Еще один из вариантов дастана (К3) довольно длинный и по содержанию полный. Сюжет не отличается изобилием неожиданных поворотов, сложностью деталей. Два крымско-татарских варианта дастана (Кр К3) не отличаются друг от друга основными линиями сюжета, а имеют различия лишь в трактовке некоторых отдельных мотивов. Первый вариант, конечно, более подробный, интерпретация сюжета, образов, событий глубже, яснее. Это нашло отражение и в идейно-содержательном плане. Однако и второй вариант по идеализации образа исторической личности Чуры Нарыкова, ссылке на происходившие в истории события, красоте языка заслуживает внимания как самостоятельное эпическое произведение.

Творчество крымских татар о Чуре батыре не ограничивается только этим. Есть еще один объемный дастан (К4), посвященный этому герою. Основные сюжетные линии составляют: служба Нарыка хану, женитьба на Минлесылу, убийство хана из ревности, переезд в Крым, рождение Чуры, битва с Али бием, путь Чуры в Казань, встреча с Колынчаком. Дастан не упоминает о богатырских деяниях Чуры в Казани. Не дошедший до Казани, Чура отправляет Колынчака вперед, на разведку. Казанские батыры почему-то встречают Колынчака неприветливо. Вернувшись, он сообщает об этом Чуре. На этом дастан обрывается, а может и завершается.

Сравнение посвященных Чуре дастанов крымских татар между собой приводит к таким выводам: возможно, последние два варианта (К3, Кд) были созданы раньше, чем первая версия. Поэтические строки, приведенные как тирады, занимают важное место в двух последних вариантах. В них сильнее ощущаются и традиции чичянов. Об этом говорит и тот факт, что у импровизатора-чичяна эпические повторения, традиционные формулы являются опорой для творческого исполнения произведения.

В дастанах крымских татар не наблюдаются элементы литературной обработки. Они — великолепный образец героического эпоса тюркских народов.

IV глава называется "Ногайские дастаны "Шора баьтир". Здесь рассматриваются два дастана ногайцев, посвященные Чуре батыру.

Первый вариант "Шора баьтир"а начинается довольно своеобразно: в поэтических строках с самого начала оповещается о том, что эпический герой — это будущий великий защитник Казани:

Чура батыр — герой. Под ним резвый конь, От всех пришедших не с добром Он защитит родной дом.

В некоторых сказаниях эпическая биография богатыря начинается еще до его рождения. Традиционная для других тюркских вариантов часть, посвященная Нарыку, в варианте II [ в какой-то степени описывает жизнь Шоры до рождения.

Сон матери, изгнание из страны, рождение сына в дороге, появление воды в пустыне на месте прикосновения пятки ребенка к земле и др. эпизоды изображены как предпосылки к развитию эпической биографии героя. В то же время возвращение в конце дастана к образам отца-матери Шора батыра, окончание

повествования словами Минсылу объединяют части о главном герое и его роде в одно целое, придают сюжету своеобразность звучания.

В ногайском варианте дастана уделяется большее внимание описанию детства героя. Шора со сверстниками пасет телят. Этот же мотив есть и в крымско-татарском, и в татарском вариантах, но отсутствует в дастанах "Шора батыр" казахского народного творчества. Ощущается близость в описании событий ногайского дастана с крымско-татарской версией. Визит к детям-пастухам суфия-странника, угощение его Шорой, проводы — вот схожие сюжетные линии. Суфий, благодарный Шоре, отличающемуся от других детей своим умом, смелостью, храбростью, обещает ему подарить жеребенка и саблю, когда мальчик подрастет.

В ногайском варианте особое внимание уделяется гостеприимству, уважению, оказанному Шорой старцу. Нарыка, переселившегося из Казани в Крым, очень тепло встречают, принимают как дорогого гостя. Это — своего рода отражение фольклорной этики, свойственной тюркским народам.

Крымское ханство и Казанское ханство в дастане описываются как страны-соседи. Шора батыр, возвращаясь на родную землю, говорит такие вот слова:

Ой родная земля, родная земля, Земля, [моих] родителей. Земля, ставшая на границе Двум ханам [разделительным] колом.

Здесь необходимо отметить, что Казанское ханство и до, и после завоевания его русским государством долгие годы граничило "на востоке с огромной Ногайской ордой, на юге с Астраханским ханством, на юго-западе с Крымским ханством, на западе с

Московским княжеством...»1 То есть, здесь нет никакого отрыва от реальности, действительно исторически Крым и Казанское ханство были странами-соседями.

В "Шора баьтире" ногайцев есть несколько эпизодов выступления героя против вражеского войска. Самый важный из них — момент сражения Шоры с завоевателями Казани после того, как он перебрался из Крыма. Видимо, братский ногайский народ также тяжело переживал захват Казани русскими войсками в 1552 году, и этот мотив нашел свое отражение и в дастане. В ногайском народном творчестве Пахлеван является участником этих кровавых событий, историческим фоном же являются отношения Казани и Москвы. Следовательно это произведение и по своему духу, и по трагическому развитию сюжета отражает представление ногайского народа о завоевании Казани.

Дастан, как это свойственно ногайскому эпосу, завершается монологом —• плачем. Плач Минлесылу после смерти сына Шоры, плач Карлыгаш — после смерти Копланлы батыра ("Копланлы батыр"), плач Даныбике после смерти Адель-Султана ("Адел-Солтан"), плач певца-импровизатора после смерти Мамая ("Мамай"), плач Акманлая после смерти мужа Кусеп ("Эр-Кусеп") — вот типичные примеры этого явления.

Второй вариант (Н2) ногайского народного "Шора баьтира" начинается с обязательного для всех остальных вариантов эпизода схватки с Али бием. Али бий, описываемый как личный враг Шора батыра и его отца Нарыка (здесь он — ханский визирь), врывается в дом Нарыка, грабит, унижает, оскорбляет его мать и сестру. И здесь, как это свойственно тюркскому эпосу, конь батыра — непременный атрибут дастана. Его кличка — Тасмагер (в татарском варианте Карагир, в крымско-татарском — Тасмалы кер, Кер туры, в казахском — Алмачуар тулпар, Туры ат). Кульминационным

1 Худяков М. Указ.соч. — С.18.

моментом посягательства Али бийя на собственность Нарыка в ногайском дастане является похищение его коня — Тасмагера. Услышав от отца о произошедших событиях, Шора отправляется в погоню за Али. В традиционном стиле происходит схватка: Шора побеждает, убивает врага, возвращает любимого коня.

Конфликт с Али бийем (Гали би) в каждом из татарских, крымско-татарских, казахских и ногайских вариантов рассматривался как героический эпизод. Во всех вариантах результатом схватки стало отправление батыра в Казань.

Ногайский дастан (Нг) описывает прощание батыра с родителями, сестрой, любимой девушкой Алтын в форме стихотворного плача.

В дастане особое ударение делается на то, что Шора был настоящим героем, бесстрашным батыром. Однако как бы ни был силен герой, дастан развивается в канве исторических событий: жизнь Шоры трагически обрывается после взятия Казани. Он бросается в Волгу вместе со своим конем. А в конце произведения мать Шоры Минлесылу приезжает в разрушенную Казань в поисках сына, и поэтический диалог ее со старцем Абулькасимом является заключительным аккордом этой трагедии. В дастане превозносятся деяния Шоры батыра в борьбе за свободу родной страны.

Дастаны ногайского народа, посвященные Чура батыру —вполне самостоятельные произведения, яркие образцы героического эпоса.

Будучи прекрасно обработаны стилистически, имея стабильную поэтико-художественную форму, они отражают политическую, общественную и культурную жизнь ногайцев XVI века. Здесь, по поведению главного героя после его прибытия в Казань, например, можно сделать выводы о непростом отношении к ханам. Отображение исторической действительности в дастанах, связь судьбы героя с Казанским ханством — все это для нас . являются очень важным.

В пятой главе под названием "Казахские дастаны, посвященные Чуре батыру" исследуются эпические произведения казахского народа, связанные с именем Чура батыра. Нами были проанализированы четыре варианта казахских дастанов. Один из них — вариант, татаризованный Рахимом Баязитом и опубликованный в 1915 г. в журнале "Ак юл".

Казахские версии и варианты занимают особое место среди эпических произведений тюркских народов, посвященных Чуре батыру. Это произведения, отличающиеся друг от друга по содержанию, а от других тюркских дастанов о Чура батыре своеобразием исторических трактовок, свойственных казахскому народу.

Наблюдения показывают, что казахские дастаны избегают изображения героя, его судьбы в контексте трагедии Казанского ханства. Дастаны, построенные на этом известном в тюркском мире сюжете, имеют тенденцию освещать проблемы, актуальные лишь для казахского народа того времени. Например, русские войска здесь заменены на извечных врагов казахов— калмыков. Тем не менее, есть и общие с другими тюркскими версиями моменты. Каждый вариант описывает Чура (Шора) батыра по законам жанра как обладателя характерных черт эпического героя, связывая судьбу его с городом Казань. В одном из известных вариантов (Каз3) даже открыто признается роль Казанского ханства как одного из объединительных центров тюркского мира.

В казахских дастанах отчетливо просматривается тенденция провиденциализма, веры в могущество высших сил. Некоторые эпизоды своими корнями уходят в эпоху язычества, — например, поклонение могилам, обряды, связанные с образом Баба-Тукты-Чача, сопровождение героя сонмом святых и др. Все это, скорее всего, было связано с образом мышления, характерным для средневековья, а также с влиянием историко-культурных традиций иранских и

тюркских народов. Для иллюстрации к вышесказанному в исследованных нами казахских дастанах имеется множество примеров. Подобные эпические традиции, хотя и не так ярко выраженные (что шло от образа мышления), встречаются в ногайских, крымско-татарских и татарских версиях. Образ неизвестно откуда появившегося старца, который подарил молодому Чуре (Чоре, Шоре) батыру коня, когда тот приглядывал за телятами, — зримый пример наличия подобных традиций.

Прозаические дастаны "Шора батыр" казахского народа весьма богаты по своему содержанию. В них каждое событие тщательно прописано. Дастаны изложены образным и живым языком.

Герои тюркского эпоса частенько вступают в конфликт с правителями. В качестве примера можно привести варианты дастана "Идегей". В казахском народном эпосе (Каз2) этот момент положен в основу произведения и играет ведущую роль в развитии всех последующих событий. Здесь конфликт с ханами идет от межплеменных противоречий.

В описании характера, поведения и внешности главного героя казахский дастан использует те же типичные приемы, что и тюркский героический эпос. Шора растет не по дням, а по часам, в возрасте сорока дней уже смеется, отличает отца и мать от других людей; поражает всех своей красотой, а ему всего лишь один год. В три года он быстр, как птица, в четыре года почти заканчивает школу, а в десятилетнем возрасте уже совершает богатырские поступки. К 12-ти годам грудь Шоры становится как "булат тесле кургашын" ("крепкая как булат"). Если вспомнить татарский вариант дастана, то в нем спасенная им девушка узнает Чуру батыра по его груди. На его вопрос "Откуда ты узнала, кто я?» девушка ответила: "я уже давно слышала, что грудь Чуры батыра крепка как булат". Данный эпизод еще раз подчеркивает удивительную близость казахских и татарских вариантов дастана.

Тот факт, что дастан возник в казахской среде, привнес в него мотивы борьбы с калмыками (Каз1( Каз2, Каз4). Как известно, калмыки были извечными врагами казахов и других кочевых народов Средней Азии и Казахстана. Длившиеся между этими народами столетиями споры о земле нашли свое отражение и в дастанах о Шора батыре.

Упоминание о калмыках в дастане, мы полагаем, является влиянием других эпических произведений. Эпизоды борьбы с калмыками встречаются во многих дастанах народов Средней Азии и Казахстана. Для примера можно назвать широко распространенный среди тюркских народов дастан "Алпамыш". У казахов он называется "Алпамыс" и имеет более древнее происхождение. Упомянутые в дастане "Шора батыр" калмыки, возможно, "перешли" сюда из дастана "Алпамыс".

В казахском варианте уделяется много внимания различным героическим эпизодам. Например, героическая борьба против врага завершается полной победой Чуры (Шоры).

Широко распространенный среди казахов жанр песенной импровизации (по казахски — айтыс) нашел свое место и в их дастанах (Каз3), и является великолепным примером соревнования мастеров слова.

Каждый вариант казахского дастана о Чуре поднимает один и тот же образ на эпическую высоту, но каждый из них достигает этого, применяя своеобразные интерпретации сюжета, неповторимые моменты и эпизоды.

В заключении отмечаются основные выводы работы, говорится о наиболее важных находках диссертанта.

Есть как сходства, так и различия между историческим и литературным образом Чуры батыра. Общим в трактовке этих образов является следующее: и дипломат, политик Чура, и герой тюркских дастанов были известны под именем "сын Нарыка";

события происходили в середине XVI века в Казанском ханстве; и реальная историческая личность, и герой дастана сражались за свободу своей родины; в тюркских дастанах можно увидеть упоминание реальных исторических личностей, живших в XVI веке в Казани и состоявших в тех или иных взаимоотношениях с Чурой Нарыковым. Диссертант отдельно отмечает принципиальные противоречия дастанного образа от Чура бека Нарыкова реального, дает этому свои пояснения.

Поволжско-татарские, крымско-татарские, ногайские, казахские дастаны о "Чура батыре" отразили напряженную атмосферу во взаимоотношениях между Казанью и Москвой в XVI веке, являлись объемными произведениями, возвысившими биографию представителей тех непростых времен до эпических высот. Вместе с объединением общих эпических мотивов, идей, сюжета, каждый из этих дастанов представляет ценность как самостоятельное, оригинальное произведение.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Казан ханлыгы тарихында Чура батыр //Тел, эдэбият Ьэм халык иж,аты месьелэлэре (аспирант эшлэре ж,ыентыгы). — Казан, 2000. — С. 239-251 (0,75 пл.).

2. Недаром песни сложены //Идель, 2000. — № 7, — С. 66-67. (0,25 пл.).

3. Халык иж,атында Чура батыр образы //Идел, 2000. — № 9. — С. 62-63 (0,46 пл.).

4. Дастаннарда — халык язмышы //Казан утлары, 2000. — № 10. — С. 167-170 (0,5 пл.).

5. Кем син, Чура батыр? //Мэдэни ж,омга, 1999. — № 6. — Б. 17-18 (0,6 пл.).

6. Чура — ил Ьэм халык батыры //Гасырлар авазы. Эхо веков (в печати, 0,4 ал.).

 

Текст диссертации на тему "Дастан "Чура батыр" в творчестве тюркских народов"

ТАТАРСТАН ФЭННЭР АКАДЕМИЯСЕ Г.ИБРАЬИМОВ ИСЕМЕНДЭГЕ ТЕЛ, ЭДЭБИЯТ ЬЭМ СЭНГАТЬ ИНСТИТУТЫ

Кулъязма хокукында

ИбраЬимова Лилия Хатип кызы

ТвРКИ ХАЛЫКЛАР ИЖДТЫНДА «ЧУРА БАТЫР» ДАСТАНЫ

Филология фэннэре кандидаты гыйльми дэрэж,эсен алу ечен текъдим ителгэн диссертация

10.01.09. — Фольклористика

Фэнни ж,итэкче — филология феннэре докторы, профессор Урманчеев Ф.И.

Казан — 2000

2

ЭЧТЭЛЕК

Кереш. Хезмэткэ гомуми характеристика................................3

I булек. Казан ханлыгы тарихында Чура Нарык утлы

шехесе ...............................................................................10

II булек. Татар халык иждтында Чура батыр образы...........35

III булек. Кырым татарлары иждтында Чора батыр............. 73

IV булек. Нугай халкынын, «Шора баьтир» дастаннары.....110

V булек. Казакъ халкында Чура батырга багышланган

дастаннар ..........................................................................139

Йомгак ................................................................................................ 169

Библиография.................................................................................. 177

Шартлы билгелэр ........................................................................ 185

КЕРЕШ

Хезмэткэ гомуми характеристика

Теманын, актуальлеге. Халыкньщ эпик мирасы анын, тарихыннан, эдеби-мэдэни багланышларыннан аерылгысыз. Халык иждтынын, героик эпос яисе тарихи дастан дип аталган жанры реаль вакыйгалар ж,ирлегендэ барлыкка килэ 1юм тарихи шэхес образын гэудэлэндерэ. Элбэттэ, эпос-дастаннар чынбарлык вакыйгаларыныц кучермэсе тугел. Эмма элеге жанрнын, фэнни, тарихи, иж,тимагый, тэрбияви Ьэм мэдэни эЬэмияте чиксез.

Тамыры белэн уртак нигезгэ барып тоташучы терки халыклар, бигрэк тэ татар, башкорт, казакъ, нугай, узбек, азэрбэйждн, терекмэн Ь.б.лар иждтында шактый гына охшашлык кузгэ ташлана, биредэ берсенэ гена нисбэтлэп булмый торган, бер ук вакытта берничэ терки халыкнын, эдеби-мэдэни мирасын тэшкил итуче ядкарьлер бар. Чура батыр исеме белен бэйле дастаннар да — энэ шундый эсерлэрдэн.

Терки Ием татар эпосын, гомумен алганда, ярыйсы гына ейрэнелгэн елкэ дияргэ мемкин. Терки телле халыклар фольклорында аерым урын билеуче «Чура батыр» дастаннары исэ хаксыз рэвештэ кулэгэдэ кала килде. Татар, кырымтатар, нугай, казакъларда популяр «Чура батыр», «Чора батыр», «Шора баьтир», «Шора батыр» версиялэрен бер сафка тезеп, героик-эпик характеры, тематикасы, сюжет Ьэм мотивлары, каЬарманны сурэтлэу чаралары, идеясе Ь.б. яктан фэнни нигездэ чагыштырма-типологик анализ ясау татар фольклористикасында елгергэн проблема булып тора. (Югарыда аталган теркилэрдэн тыш Чура батыр образы башкорт халык иждтында гаять популяр, эмма ут куршелэребездэ элеге темага кулэмле дастан юк. Максатыбыз эпик эсэрлэрне тикшеру булганга,

башкорт халык Чура батырына тукталмадык.) «Чура батыр» дастаннарыныц безнец ечен эЬэмияте янэ дэ шунда: алар турыдан-туры Казан ханлыгы тарихынын, XVI йез уртасындагы фаж,игале вакыйгаларына барып тоташалар Иэм бу дэвернец эле ейрэнелмэгэн бай хезинэсен тэшкил итэлэр. XVI гасырныц I яртысында Казан ханлыгында яшеп, сэяси Ьэм дипломатик эшчэнлек алып барган Чура бэк Нарыков шехесен ачыклау — элгэрлэребезне барлау ж,эЬетеннэнг шулай ук актуаль мэсьэлэ. Диссертация темасы Г.ИбраЬимов исемендэге Тел, едэбият Ием сенгать институты халык иж,аты булегенец «Фольклор Иэм татар хатусынын, этник тарихы» дигэн гомумфэнни проблема белэн аваздаш.

Чыганаклар. Татар, кырымтатар, нутай Ьэм казакъ халыкларыньщ Чура батырга багышланган дастан текстлары диссертациянен, теп чыганагы булып тора. Диссертант терле галимнэр тарафыннан XIX гасырнын, II яртысыннан соц туплап бастырылган текстлар белэн эш ите. Аерым алганда, эсэрнец татар халык версиясе 1862 елда И.Березин бастырган ж.ыентыктан1 (пгул ук текстны безнец чорда Ф.Эхмэтова «Татар халык иждты. Дастаннар» ж,ыентыгына керткэн2), кырымтатар вариантлары 1896 елда В.В.Радлов чыгарган ж,ыентыктан3 11эм бу гасырда Дж.Бекиров тезеген китаптан4, нугай вариантлары XX йез азагында Махачкалада басылган ж,ыентыктан3 (дастанныц бу варианты А.-Х.Ж,анибеков тарафыннан 1926 елда каранугай ж,ырчысы Аж,и-Молла Ногман улыннан язып алынган) Ьэм Ф.Латыйфи тэрж,емесеннэн6 (пгушы ук дастан Карачай-Черкес республикасында чыга торган «Ногай давысы» гэзитенде басылган7 Ьэм 1988 елда Бухарестта чыккан ж,ыентыкка да кертелгэн8), э казакъ вариантлары 1989 елда басылган «Батырлар ж,ыры» китабыннан9, Э.Э.Диваев туплаган материаллардан10 11эм XX йез башында «Ак юл» журналында Рэхим Баязит татарчалаштырган тексттан11 алынды.

Реаль шэхес буларак Чура Нарыков биографиясен ачыклау исэ терле чорга караган чыганаклар Ьэм тарихи эдэбиятка нигезлэнеп башкарылды. Диссертант рус елъязмаларыннан12, XVI йезнен, билгесез авторы язып калдырган «Казан тарихы»ннан13г ИАтласи14, Р.Фэхретдин15, М.Худяков16, А.Х.Халиков17, Д.М.Исхаков18, С.Х.Алишев19, Э.-З.Вэлиди20 хезмэтлэреннэн мэгълумат туплады Ьэм шул хезмэтлэргэ таянды.

Теманын, ейрэнелу дэрэж,эсе. Терки героик эпосы — шактый ейрэнелгэн ©лкэ. Аныц бер елешен тешкил итуче татар дастаннары да, гомумэн алганда, ярыйсы гына тикшерелген. Безнен, фольклорда ^ эпик эсэрлерне гомуми планда анализлаган ин, зур хезмэт Ф.И.Урманчеев тарафыннан башкарылды21. 1984 елда Г.ИбраЬимов исемендэге Тел, эдэбият Иэм тарих институты «Татар халык иж,аты. Дастаннар» ж,ыентыгы чыгарды. Томны тезуче, кереш суз Ьем искэрмэлэр авторы — Ф.В.Эхмэтова22.

Терки heM татар фольклористикасында Чура батыр исеме белэн бэйле дастаннарга кагылышлы хезмэтлэрдэн исэ кулем ягыннан ин, зуры — Ф.И.Урманчеев мэкалэсе23. Галим беренчелэрдэн булып «Чура батыр» дастаннарын ейрэну мэсьэлэсен куйды, тарихи Чура Нарыков шэхесенэ дэ игътибарны юнэлтте.

«Чура батыр» — татар халкында гына тугел, кырымтатар, нутай, казакъларда да кин, таралган эпик эсер. Терки героик эпосын ейренгэн галимнэр уз хезмэтлэрендэ элеге дастаннын, аерым халыклардагы вариантларына купмедер дерэж,вдэ игътибар ите килделер. XX гасыр урталарында А.С.Орлов казакъ халык «Шора батыр»ына махсус тукталды24. Шул ук чорда В.М.Жирмунский казакъларнын, Чура батырга багышланган эпик эсэрлэреннэн бер вариантына кагылышлы фикерлэр ейтте25. Соцгырак дэвердэ нугай героик эпосын ейрэнгэн А.И.-М.Сикалиев (Шейхалиев) «Шора

баьтир» дастаннарыннан алынган аерым мотивларны нугай халык иждтындагы башка эпик эсэрлэр янэшэсендэ тикшерде26. Х.Б.Паксойнын, кырым татарлары «Чора батыр»ына багышланган мэкалэсе фэнни даирэлэрнен, игътибарын Чура образына юнэлту ягыннан эЬэмиятле27.

Хезмэтнен, максаты Ьэм бурычлары. Диссертант терки халыклар иждтында Чура батырга багышланган дастаннарны чагыштырма-тарихи планда тикшеру максатын куя, шуннан чыгып, тубэндэге конкрет бурычларны билгели:

1. Казан ханлыгында яшэп, эшчэнлек алып барган Чура Нарыков (? — 1546) шэхесен ачыклау, конкрет тарихи зат буларак, биографиясенэ кузэту ясау.

2. Денькулем Ьэм терки эпик ядкарьлер янэшэсендэ татар эпосынын, кыйммэтен билгелэу, «Чура батыр» дастанына фэнни бэя биру.

3. Чура образынын, татар, кырымтатар, нугай, казакъ халык иж,атында гэудэлэнешен чагыштырма характерда системалы-комплексы анализлау, дастаннарнын, терки халыкларда таралыш узенчэлеген, тарихи нигезлэрен ж,ентеклэп ейрэну.

Хезмэтнен, теоретик 1юм методологик нигезлэре. Диссертант чагыштырма-тарихи Ьэм типологик методларга таяна. Хезмэтнен, теоретик Ьэм методологик нигезен куренекле галимнэр В.Я.Пропп, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, М.Ауэзов, А.Н.Киреев, Ф.И.Урманчеев Ь.б.-ларнын, хезмэтлэре тэшкил итэ.

Хезмэтнен, фэнни эЬэмияте Ьэм ян,алыгы. Терки халыклар иж,атында Чура батыр дастаннарын монографик планда тикшеру татар фольклористикасында беренче мэртэбэ башкарыла. Диссертация нэтиж,элэрен югары уку йортларында татар халкы тарихы, халык иждты Ьэм махсус курслар укыганда, мэктэп-

гимназиялэр ечен дэреслеклэр тезегэндэ файдаланырга мемкин. «Чура батыр» дастаннарын тикшерунец хэзерге эдэбият ечен дэ эИемияте бар, ченки халык эпосы сюжетларына, образ Ьэм суретлеу чараларына бутенге кендэ дэ шагыйрь, язучылар еш мерэж,эгать итэ. Хезмэтнец тарих 1юм халык иждты белэн кызыксынучылар ечен дэ эпэмияте юк тугел.

Диссертациянен, структурасы. Диссертациянец композициясе куелган максат Ьэм материалны ©йрэну методларына нигезлэнеп билгелэнде. Хезмэт кереш елештэн, 5 булектэн, йомгак Ьэм файдаланылган эдэбият Ьэм чыганаклар исемлегеннэн тора.

Тикшеру барышында герой исемнэренен, дастан вариантларында узенчэлекле бирелеше (Чура, Чора яисэ Шора) нигездэ сакланды.

Апробация. Тикшерену нэтиж,элэре фэнни ж,ыентыкта Ьэм фэнни-популяр басмаларда донья кургэн мэкалэлэрдэ чагылыш тапты.

1 Березин И. Турецкая хрестоматия. — Казань, 1862. — С. 41-56.

2 Татар халык иж,аты. Дастаннар. — Казан, 1984. — Б. 108-119.

3 Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. — Часть VII. — СПб., 1896. — С. 21-22, 122-132, 167-183.

4 Кырымтатар агъыз яратыджылыгы. — Ташкент, 1991. — Б. 57-72.

5 Ногайдынъ кырк баьтиры. Эдиге. — Махачкала, 1991.

6 Чура батыр. (Ф.Латыйфи эшкэртуендэ). — Казан, 1993. — 64 б.

7 Шора баьтир //Ногай давысы, 1992. — № 46, 59-60, 93.

8 Буз егет. — Бухарест: Критерион, 1988.

9 Батырлар ж,ыры. Кырымныц кырык батыры. Морын ж,ыраудан ж,азылган моралар. — 5 том. — Алматы, 1989. — Б. 306-336.

10 Этнографические материалы, собранные и переведенные А.А.Диваевым. Шура батыр //Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. — T.IV — Ташкент, 1895. — С. 1-88; Диваев

A.A. Шура, сын Нарык батыра //Труды общества изучения Киргизского края. Вып. III. — Оренбург, 1922. — С. 117-126.

11 Баязит Р. Яда кала. Чура батыр //Ак юл, 1915. — № 16. — Б. 282-286.

12 Полное собрание русских летописей. Т. 29. — М. 1965, Т.94. — М., 1978.

13 Казанская история. (Ист. повесть 16-го в.). — М.-Л., 1954.

14 Атласи h. Себер тарихы. Сеенбикэ. Казан ханлыгы. — Казан, 1993.

15 Фэхретдин Р. Казан ханнары. — Казан, 1995.

16 Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. — Казань, 1990.

17 Халиков А.Х. Болгар-татар чыгышлы 500 рус фамилиясе. — Казан, 1992.

18 Исхаков Д.М. Чура батыр кем ул? //Идел, 1994. — № 9. — Б. 17-19.

19 Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. — Казань, 1995.

20 Вэлиди Э.-З. Кыскача торек-татар тарихы. — Казан, 1992.

21 Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. — Казань, 1984.

22 Эхмэтова Ф.В. Татар халык дастаннары //Татар халык иждты. Дастаннар. — Казан, 1984. — Б. 5-28.

23 Урманчеев Ф.И. Чура батыр //Мирас, 1995. — № 7-8, 9, 10, 1112; 1996, № 1, 2.

24 Орлов A.C. Казахский героический эпос. — М., 1945. — С. 87114.

25 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. — Л., 1974. — С. 75, 96, 228, 241, 322, 395, 515, 516.

9

26 Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос. -С. 65, 79, 101, 157...

27 Паксой Х.Б. Чура батыр кисэтуе //Идел, 1994. — № 9. — Б. 9

16.

I BYAEK

Казан ханлыгы тарихында Чура Нарык углы шэхесе

Чура Нарыков биографиясен ачыклау ечен татар халкы тарихына мерэж,эгать иту шарт. Казан ханлыгыньщ соцгы чорына караган тарихи эдэбиятта Чура Нарыков исеме еш очрый.

Чура Нарык утлынын, яшэу heM эшчэнлек девере чама белен XVI г. башы — XVI г. урталарына, э тагын да тегелрек итеп эйткэндэ, 1500—1546 елларга туры киле. Тарихи чыганаклар курсэткэнчэ, XVI йезнед 20 нче елларында ул Казанда хекумэт составында булган, шушы чордан башлап, узенец сеяси эшчэнлегенэ керешкен. Казан ханлыгында Сафагэрэй (1524—1531), Жднгали (1531—1533), янэ Сафагерей (1533—1546), Шапгали (1546 елда 1 ай хакимлек ите) ханнар идарэ иткэн девердэ Чура Нарыков — ил тормышында, дэулэт эшенде актив катнапгучыларнын, берсе. Бу елларнын, Казан ханлыгы ечен гаять катлаулы пэм каршылыклы булуын искертеп утэрге кирэк. Тэхетне эле Кырым, эле Мэскэу утырткан ханнар билэгэн. Тегэлрэк атап киткэндэ, Сафагэрэй — Кырымдагы Гэрэйлэр нэселеннэн, Жднгали белэн ШаИгали — Мэскэу тарафыннан утыртылган Касыйм ханы Шэехэулиярнын, урыс тэрбиясе алган уллары. Мондый шартларнын, Казан ханлыгында ныклы, бердэм эчке пэм тышкы сэясэт булдыруга тискэре йогынты ясавы ацлашыла. Местекыйльлекне саклап калунын, хэлиткеч вакытында читтэн китерелгэн ханнарнын, ханлык ечен ни дэ булса эшлэргэ омтылулары яисэ эшли алулары бик шикле. Шуца курэ дэулэтнен, хан идарэсе алып барган эшчэнлеге ханлыктагы сэяси Ьэм иж,тимагый теркем вэкиллэренец ризасызлыгына сэбэп булган. Шундый ризасызлык Сафагэрэй ханга карата туса, оппозиция, ярдэм copan, Мэскэугэ

мерэж,эгать иткен. Мэсэлэн, 1541 елнын, маенда Чабык исемле кеше ждтэкчелегендэ Мэскэугэ вэкиллэр ж,ибэрелэ. Алар князьгэ тубэндэге сузлэрне ж,иткерэ: «Хэзер Казан кешелэренен, хэле бик начар, [Сафагэрэй] куп кенэ бэк, морзаларнын, ясакларын тартып алды да кырымлыларга елэште, э ж,ирле халыкка бик кыйммэттэн сату кертте, казна ж,ыеп, Кырымга озата бара»1. Мэсьэлэнен, беренче ягы — бу сузлэрдэ азмы-купме хаклык булуны тану. Икенче яктан Караганда, элегедэй фактлар дэулэтнен, ботенлеген саклап калу ечен ин, ж,аваплы чорда татарларнын, узлэре арасында Ьэм бигрэк тэ ил ж,итэкчелегендэ бердэмлекнен, булмавы хакында сейли.

Ж,ангали белэн Шапгали ханнарга да элле ни емет баглап булмаган. Берсе 15, икенчесе 13 яшенде тэхеткэ утыртылган бу ханнар акыллы сеясэт алып баруга свлэтсез булганнар. Алай гына да тугел, телэсэ-телемэсэлэр дэ, сэясэттэ Мэскэугэ йез тотып, урыс дэулэте файдасына эшлегэннэр.

Кырым ечен дэ, Мэскэу ечен дэ Казан ханлыгынын, элеккеге данын кире кайтару, местэкыйль сэясэтен саклау меЬим тугел. Табигый, алар пэркайсы уз ихтыяж,ларыннан чыгып, уз мэнфэгатьлэрен кайгыртып эш иткэннэр. Мондый шартларда Казан ханлыгы белэн бэйсез идарэ итэргэ тырышунын, тэхет билэуче телэсэ кем ечен ж,ицел булмавын да танымый мемкин тугел. Элбэттэ, ханлыкнын, хэлен тагын да катлауландыручы ж,итди сэбэп булып XVI йезнен, 40 нчы елларыннан кенчыгышны басып алу ечен тыелгысыз Ьеж,умнэр башлауга кучкэн Россиянен, агрессив сэясэте торганлыгын исэпкэ алырга кирэк. Заманында чэчэк атып яшэгэн ханлыкнын, соцгы чоры кинэт кутэрелеп киткэн Мэскэунен, колониаль сэясэтеннэн котылу ечен керэштэн гыйбарэт булуы — мэгълум факт.

Менэ шундый тарихи чорда сэяси Ьэм иж,тимагый кечлэрне тэшкил иткэн, ханлыкнын, уз кешелэре булган би, морзалар

эшчэнлегенэ игътибар итик. Кызганыч, емма кайбер куренекле дэулэт эшлеклелэре дэ — Булат Ьэм Нурали Шириннэр, ГэуИэршад, Сэед Боерган, Чура Нарыков, Кучак, Кадыш морза, Тагай морза Ь.б.—хан идарэсе Ьэм хекумэтнен, бердэмлеген булдырып, халыкны бер максатка туплый алмаганнар. Узенен, туган иленде усеп тэрбия алган, хан дэрэж,эсенэ кутэрелгэн шэхеслэр XVI йезнен, беренче яртысында Казан ханлыгында куренмилэр. Билгеле булганча, Алтын Урда дэулетендэ яшэп килгэн тэртип нигезендэ, Казан ханлыгында да, башка татар ханлыкларындагы кебек, жучилы булмаган кеше хан тэхетенэ утыра алмаган. Э инде XV гасыр азагында Ьэм XVI гасырнан, I чирегендэ ханлык Мескэугэ бэйлелекке тешкэч, ханнарны сайлап кую хокукы казанлылар кулыннан бетенлэй диярлек киткен.

Тарихи чыганакларда Чура Нарыков исеме нэкъ шушы тынгысыз елларда телгэ алына башлый. «1526 елнын, март аенда Сафагэрэй ханнан Мэскэугэ Казый Иэм Чура бэклэр, Давыл бахшы илче булып ч килделэр. Болар бу юлы Карл V тарафыннан ж,ибэрелмеш Герберштейн белэн Мэскэудэ очраштылар», — дип хэбэр ите куренекле тарихчы Ьади Атласи2. Димек, 1526 елда Чура деулэт эшлерендэ катнашырлык яшьтэ булган. Анын, эле 1546 елгача хекумэт составында булганлыгы мэгълум. Чама белэн 40 яшьлэрендэ Иэлак булган дип исэплэсэк тэ, Мэскэугэ ж,ибэрелгэн Чура бэкнен, без эзлэгэн Нарык углы Чура булуы бик ихтимал. 20 нче елларда ук инде аньщ «бэк» дэрэж,эсендэ булуына килсэк, монда ике торле караш булырга мемкин. Беренчедэн, татар халкында «бэк» сузе ирлэр исеменнэн сон, эйтелгэндэ, «эфэнде» мэгънэсен дэ ацлаткан. Икенче яктан Караганда, бэк титуллы дипломат Чура Нарык углынын, деньяга без уйлаганнан иртэрэк килеп, эшчэнлеген алдарак башлаган булуы да мемкин.

Адлатмалы сузлектэ «чура» сузенэ тубэндэге билгелэмэ бирелгэн (бер мэгънэсе): чура — Алтын Урда чорындагы ханнарнын, политик вассалы, аерым гаскэр башлыгы3. Чура Нарыковка карата бек титулы тарихи едебиятта алга таба да кулланыла. Эле гене кузэткэннэргэ нигезлэнеп, шуны эйтэ алабыз: Чура — XVI йезнен, беренче яртысында яшэгэн Казан аксеяге. Казан ханлыгында бэк (би, эмир) дип эре ж,ир билэмэлэре булган аерым кешелэрне атаганнар4. Эре феодаллар нигездэ аксеяк нэселдэн килгэннэр. Ханлыкнын, иж/гимагый тезелеше закончалыгыннан чыгып фикер йерткэндэ, Чура бэкнен, дэ атасыннан мирас булып кучкэн эре ж,ир билэмесе булган, э коралланган уз гаскэре хан фэрманы карамагында торган булырга тиеш. «Казан тарихы»нын, билгесез авторы искэрткэнчэ, чыннан да, Чуранын, «500 йомышлы (хэрби хезмэт утэуче.—Л.И.) коралланган колы, 1000 сугышчы-яугире, узенэ ияргэн князьлэре»5 булган.

Чура бэк тора-бара илнен, эчке 11эм тышкы сэясэтендэ, аерым алганда, уз дэулэтенен, Кырым ханлыгы Ьэм Мэскэу белэн менэсэбэтлэрен урнаштырганда эИэмиятле урын били башлый. Анын, сэясэт мэйданына килгэн дэвере ханлыкнын, уз эчендэ сэяси кечлэрнен, ике теркемгэ — «кенчыгыш» Ьэм «урыс» партиялэренэ буленгэн елларга туры килэ. Шартлы рэвештэ кенчыгыш теркем дип Кырым ханлыгына йез тоткан парти�