автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность Армии спасения в России: исторический аспект

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Позняк, Татьяна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Деятельность Армии спасения в России: исторический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность Армии спасения в России: исторический аспект"

ПОЗНЯК Татьяна Михайловна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРМИИ СПАСЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 1 НОЯ 2010

Москва - 2010

004612463

Работа выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Кряжева-Карцева Елена Валерьевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Реснянский Сергей Иванович заведующий кафедрой философии и культурологии Российского государственного университета туризма и сервиса

кандидат исторических наук, доцент Пономарев Михаил Викторович доцент кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

Ведущая организация: Московский государственный

университет им. М. В. Ломоносова

Защита состоится 29 октября 2010г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.203.03 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2, ауд. 415.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов по адресу. 117 198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6.

Автореферат разослан ^ 2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доцент л Е-В. Кряжева-Карцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Известно, что Армия спасения является международной благотворительной религиозной организацией, созданной еще в 1865 г. в Лондоне священником У. Бутом. За 145 лет своей деятельности Армия спасения смогла организовать свою работу в 121 стране мира, которая еще не изучена в историческом плане. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы и, безусловно, требует научного осмысления. Это особенно важно и в том отношении, что на современном этапе развития российского государства имеется немало социальных проблем, в реализации которых принимает участие большое число благотворительных организаций, среди которых и Армия спасения, которая занимает одно из ведущих мест. Все это свидетельствует о том, что исследование роли и места Армии спасения в ряде других религиозных благотворительных организаций в нашей стране является актуальным как с научной, так и с практической стороны.

Актуальность темы исследования также связана с расширением концептуального поля научных исследований, с трансформацией научных установок, с усилением интереса к религиоведческим проблемам, что во многом связано с повышением роли Церкви в российском государстве. В этой связи, научное изучение деятельности Армии спасения, ее этапов будет иметь позитивное значение в перспективе, что значительно актуализирует данную проблему.

Степень изученности темы. Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность Армии спасения, как международной организации, нашла отражение в трудах небольшого числа исследователей. Их анализ показывает, что среди имеющихся работ по исследуемой нами проблеме можно выделить две относительно самостоятельные группы соответствующие двум

хронологическим периодам: во-первых, это исследования дореволюционного периода; во-вторых, современного периода (с 1991 г. и по настоящее время).

Для дореволюционной литературы', посвященной Армии спасения, характерны лишь упоминания об этой организации, например, на Всероссийской Гигиенической Выставке, где салютисты - члены Армии спасения, представляли свои социальные проекты, знакомили жителей России со своей благотворительной организацией. Таким образом, литература данного периода носила в основном справочный характер. Единственными работами, которые можно отметить, являются монография «.Армия спасения. Петроград. Краткие сведения об этой организации»2 и работа М. Вейсбера «Значение Армии спасения в деле привлечения женщин-работниц к общественной деятельности.3 В них показана роль Армии спасения в социальной деятельности, но совершенно не анализируется духовная работа данной организации.

В работах советских историков деятельность Армии спасения также крайне мало изучена. В тоже время в европейских государствах, в 1960-1980 годы появился ряд работ, посвященных этой теме. Так в журнале Шведской Армии спасения «БМскгореЬ) часто публиковались отрывки из воспоминаний К.Ларссона о его 10-летним пребывании в России.4

Таким образом, в советский период более или менее серьезных исследований о деятельности Армии спасения в СССР практически не было, за исключением работ, касающихся благотворительности, здесь, в частности, можно выделить труды О. Алексеева, А.Д. Степанского, Е.Д. Максимова, П.В. Власова, П.И. Нещеретнего и др.5 В них исследованы проблемы социальной

1 Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности: в 2-х т. -СПб., 1901; Благотворительность в России: в 2-х тт. - СПб., 1907; Благотворительные учреждения Российской империи: 4-х тт. - СПб., 1900; Благотворительные учреждения России. - СПб., 1912; Каталог Всероссийской Гигиенической Выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в мае-сентябре 1913 г. - СПб., 1913.

2 Армия спасения. Петроград. Главная квартира. Армия спасения. Краткие сведения об этой организации. - Пг., 1918.

3 Вейсбер М. Значение Армии спасения в деле привлечения женщин-работниц к обшсственной деятельности. -СПб., 1909.

4 ВигсЬага ГЬагаоп К. И БШаяорА - 1979. - № 44,46,52.

5 Алексеев О. Кто помогает детям ? О работе благотворительных организаций. - М., 1994;Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв. - М., 1980; Максимов Е.Д. Особые 4

помощи, проанализированы благотворительные акции для различных категорий населения, начиная от лиц без постоянного места жительства и заканчивая нетрудоспособными гражданами, проведена классификация населения, нуждающегося в помощи. Одновременно, исследованы формы, как зарубежной, так и российской благотворительности. Немаловажным фактором являлось и то, что авторы в своих работах старались показать разносторонность проблемы и изучали ее с различных точек зрения, в зависимости от времени и событий, происходящих в стране.

Исследователи В.В. Тевлина, К.В. Кузьмин, а также коллектив авторов книги о социальной и исторической благотворительности рассмотрели также деятельность и некоммерческих организаций.6 В своих работах они отметили, что у некоммерческих организаций имеется богатый опыт по предоставлению социальной помощи малоимущим слоям населения, которого нет ни у бизнеса, ни у правительства. Однако далеко не всегда некоммерческие учреждения работают эффективно, без должного контроля со стороны общества, злоупотребляя предоставляемыми им государством льготами и т.д.

Среди исследований современного периода, в той или иной степени затрагивающих деятельность Армии спасения, можно отметить работу И.В.Подберезского «Быть протестантом в России»1, в которой показан феномен благотворительной организации Армии спасения в рамках исследования протестантизма. В частности, автор доказал, что данная организация хотя и является протестантской, но идеологическая направленность и структурно-религиозный характер имеет свою «местную» специфику.

благотворительные ведомства и учреждения. - СПб., 1903; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М., 2001; Нсщеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. -М„ 1993.

6 Тевлина В.В. Социальная работа в России конца Х1Х-ХХ вв. // Вопросы истории. - 2002. - .№ 1;

Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древнейших времен и до начала XX века. -М.: Академия Проект Трикста, 2005; Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2003.

7 Подберезский И.В. Быть протестантом в России. - М., 2001.

Исследование Л. Сухачева «О деятельности Армии спасения: Россия-Финляндия, 8 посвящено особенностям работы этой организации в Финляндии, однако автором не выявлена специфика деятельности Армии спасения в России. Особенно представляет для нас интерес труд А.В.Пчелинцева «Армия спасения в России: история становления и опыт правовой защиты»? И хотя эта работа написана не историком, а юристом, в ней профессионально показаны различные направления деятельности Армии спасения в России, хотя исследуемые нами вопросы в ней не анализируются.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной историографии до сих пор нет комплексных работ по исследованной нами проблеме.

Объектом исследования является система социальных связей международной организации Армии спасения с российским обществом.

Предметом исследования является механизм деятельности российского отделения международной христианской организации Армии спасения в период с конца XIX - до тачала XXI вв.

Хронологические рамки работы определены целью и задачами исследования. Они охватывают два периода: во-первых, конец XIX - начало XX вв., во-вторых, конец XX - начало XXI вв., что позволяет проследить изменения, происходящие в деятельности Армии спасения в России под воздействием общественно-политических, социально-экономических и религиозных перемен как в Российской империи, так в Российской Федерации. Хотя процесс совершенствования в деятельности данной религиозной организации продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Целью настоящего исследования является выявление специфики и особенностей деятельности международной христианской благотворительной организации Армии спасения в Российской империи и современной Российской Федерации.

8 Сухачева JT. О деятельности Армии спасения: Россия - Финляндия. - СПб., 1998.

9 Пчелинцев A.B. Армия спасения в России: история становления и опыт правовой зашиты. - М., Юриспруденция, 2008.

6

В плане реализации данной цели был поставлен ряд задач:

- выявить основные этапы и особенности деятельности международной организации - Армии спасения;

- проанализировать идеологическую направленность Армии спасения и особенности, отличающие ее от других протестантских организаций;

- показать структурную композицию деятельности Армии спасения;

- исследовать особенности международной деятельности движения с учетом региональных и конфессиональных признаков;

- проанализировать исторические предпосылки и этапы деятельности Армии спасения в Российской империи;

- изучить предпосылки появления Армии спасения в Финляндии и показать особенности финского отделения Армии спасения;

- выявить причины возвращения Армии спасения в Россию в 1990-е

годы;

- раскрыть структуру взаимодействия Армии спасения с обществом, государственными органами Российской Федерации и т.д.

Решение данных задач стало возможным в результате использования как неопубликованных (архивных), так и опубликованных документов, которые составили источниковую базу исследования. Нами были проанализированы документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Внутреннего Архива Армии спасения (ВААС). Среди них можно выделить несколько видов источников. Во-первых, это законодательно-нормативные акты: постановления, решения государственных, религиозных и общественно-политических структур; материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Российской империи по проблемам свободы вероисповеданий и общественных религиозных организаций, заседаний экспертного Совета при Министерстве юстиции Российской Федерации и др.

Кроме этого были проанализированы и исследованы федеральные законы, постановления правительства Российской империи, Российской 7

Федерации, касающиеся деятельности религиозных общественных организаций.

Второй вид источников, проанализированных в работе, составили важнейшие делопроизводственные документы внутреннего характера организации - Устав Армии спасения, программа, доктрины.

Значительная информация для количественных оценок эффективности решений организацией социально-религиозных проблем почерпнута из статистических источников.

Материалы периодической печати были основными при изучении организационных основ и направлений деятельности Армии спасения в России, а также при изучении взаимодействий ее с российским обществом и государственными структурами. Особую ценность представляла внутренняя периодика Армии спасения: журналы «Вестник спасения», «Вестник благотворительности», «Офицер» и др.

В работе также использованы публицистические источники: статьи, выступления, научные публикации государственных, религиозных деятелей, руководивших государством, церковью в разные годы. В частности автор обращался к трудам основателя Армии спасения У.Бута, ее офицеров К.Лосэна, Д. Коуттса, Э.Кеннена, Р.Фостера. В диссертации нашли применение буклеты, брошюры, листовки и т.д.

Заслуга СМИ состоит в том, что они показывают эволюцию состояния религиозного движения в конкретное историческое время. Данный вид источника репрезентативен, он позволил восстановить хронику деятельности движения Армии спасения в России, выявить организационные основы благотворительного движения и т.д.

Ценными также явились дневники М.П. Мясоедовой, К. Беккер, воспоминания У. Бута, К. Ларссона, Луизы-ав-Форселлес, переписка и письма У. Бута, А.Ф. Зейна, А.Д. Арбузова, других офицеров Армии спасения, их близкого окружения, общественных и политических деятелей, как в России, так и в европейских странах. Все эти материалы уникальны тем, что они 8

показывают участие их авторов в движении, демонстрируют портреты многих, кто оставил заметный след в истории этой организации. Кроме того, эти источники позволили восстановить хотя и неполную, но все-таки реальную хронику деятельности организации Армии спасения. Недостатками их является известная субъективность в оценке событий, участников, что заставляет достаточно критически подходить к их осмыслению.

Методологической основой диссертации явились принципы историзма, научности и объективности. При обработке и изложении фактического материала применялись проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный и другие методы.

Использование этих принципов и методов позволило соискателю добиться прироста исторического знания о деятельности международной христианской благотворительной организации Армии спасения в России в исследуемый исторический период.

Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, актуальностью исследовательской проблемы, ее недостаточной для современного уровня развития историографии - концептуальной, методологической, методической, источниковедческой и конкретно-предметной разработкой; во-вторых, комплексным исследованием деятельности Армии спасения в России; в-третьих, введением в научный оборот новых, ранее неопубликованных источников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащие в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной исторической науке положения о деятельности христианской организации Армии спасения, ее эволюции, специфике, идеологической направленности, структурной составляющей.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при написании обобщающих трудов по истории религиозных организаций, в учебном процессе

светских и духовных заведений, а также при чтении курсов по отечественной истории, истории религий, культурологии и другим социальным наукам.

Положения, выводы, практические рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы органами власти и управления, Министерствами юстиции, внутренних дел для выработки стратегии работы и контроля за деятельностью религиозных организаций, и в частности, Армии спасения.

Апробация исследования. Научные выводы и практические рекомендации диссертации представлены автором в виде докладов и сообщений на многих научных конференциях и семинарах, в том числе и на всероссийских: конференции «Роль государства и общественных организаций в развитии российской культуры XIX - XXI веков» (Москва, РУДН, 16-17 апреля 2010 г.), конференции «История России: личность, общество и природа страны» (Москва, МПГУ, Ключевские чтения - 2010) и других.

Углубленному пониманию деятельности религиозной международной благотворительной организации в России способствовала неофициальная работа диссертанта в российском отделении Армии спасения в России на протяжении трехлетнего периода.

Положения и выводы работы нашли отражение в публикациях автора, в том числе и в Вестнике РУДН серии «История России», который входит в перечень ведущих журналов ВАК Российской Федерации.

Обсуждение диссертационной работы состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Она была одобрена и рекомендована к защите.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна, практическая значимость, цели и задачи исследования, его методология, хронологические рамки, обзор историографии вопроса, анализ исторических источников.

В первой главе «Международная организация Армия спасения в конце XIX - начале XX вв. » проводится анализ тех факторов, которые повлияли на зарождение, развитие и формирование идейных установок международного христианского благотворительного общества Армия спасения.

В первом параграфе проводится анализ этапов становления и деятельности международной организации Армии спасения, которая, как показана на большом конкретном материале, занимается филантропической и евангелической деятельностью. Основанная в Англии в 1865 г. У.Бутом,10 Армия спасения была организована по военному образцу, имела форму и военные звания, поскольку ее основной целью являлось и является противостояние злу и человеческим страданиям. Ее штаб-квартира расположена в Лондоне, а отделения работают в более чем ста странах мира. В ее распоряжении находятся больницы, общественные центры, профессиональные агентства по социальной работе, центры реабилитации алкоголиков и наркоманов, учреждения по оказанию экстренной помощи населению, службы по оказанию помощи в случае стихийных бедствий и хорошо всем известные столовые для бедных.11 В настоящее время Армия спасения является крупной международной религиозной организацией, имеющей свои отделения в 121 стране мира.

Далее автор доказывает, что, несмотря на гибкость богословских воззрений Армии спасения, ее богослужение сохраняет классические протестантские черты. Каждый вступающий в Армию спасения дает присягу, в которой он заявляет о своей убежденности в истинности ее вероучения, и при

10Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. - M., 1992. - С. 53. " Backer, Ronald L. The Social Work Dictionary. - Washington: Silver Spring: NASW press, 1991. - P. 206.

11

этом обязуется все свои силы, свободное время отдавать служению Армии спасения и проповедям ее учения. Одной из главных миссий является восполнение физических сил всех нуждающихся, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и возраста. Эта цель и определила благотворительный характер данной церкви.

Формирование всех этих особенностей протестантского движения, каким стала Армия спасения, объясняется в значительной степени личностью ее основателя - У.Бута12 и историей ее становления. В этой связи в разделе обосновываются основные причины, которые повлияли на становление организации. Среди них, во-первых, духовно-организационная деятельность. Как показано в разделе в 1860-1890 годы У. Бут пытался духовными средствами, словом Божьим, эмоциональной проповедью донести до народа его заблуждения, направить на «путь истинный» граждан, потерявших смысл жизни.13 Во-вторых, социально-благотворительная деятельность 1890-х годов, когда социальное служение изначально заняло в Миссии одно из первостепенных мест, что отличало Армию спасения от других христианских движений. Идея социального служения содержалась в методизме, как показано в разделе, но никто в методисткой церкви не отдавался ей с таким воодушевлением, как последователи У. Бута. Поэтому не случайно лозунгом Армии спасения стали слова - послания Иакова «Вера без дел мертва». В-третьих, международная деятельность начала XX в., когда организация предприняла попытки обосноваться в других странах мира, с нехарактерной для европейцев ментальностью. В этой связи диссертант показывает, что в каждом государстве, в каждой стране мира Армия спасения действовала в согласии с правительственными организациями и религиозными учреждениями, приспосабливалась к местным условиям, сохраняла нейтральную позицию в отношении государственной системы, не предпринимала попыток диктовать свои условия и т.д. Не пытаясь заставить

12 См.: приложение.

13 Там же. 12

руководство и участников Армии спасения многих стран действовать по единому образцу, ее организаторы просила лишь о верности основным принципам и методам. В работе показана реализация этих принципов.

Во втором параграфе рассматривается идеологическая основа Армии спасения, которая состоит из религиозной и военной составляющих. В частности, религиозная основа доктрины состоит из протестантских элементов, частично восходящих к методистским истокам. Богослужения предельно упрощены, они представляют собой общественную молитву, проповедь, псалмы и гимны, характер, которых зависит от настроений и вкусов общины. При этом, как показано в разделе, уделяется особое внимание миссионерству, евангелизации. Далее автор доказывает, что в разделе, данное движение не признает никаких таинств. Доктринальные положения, например, по вопросу служения, находятся в промежуточном положении между двумя утверждениями: 1. мы спасены для того, чтобы служить Богу и людям; 2. мы служим, чтобы получить спасение, но не в оправдание себе. Данные идеологические тезисы делают Армию спасения пусть не Церковью, но религиозной организацией с социальным укладом.

Военная основа идеологической линии Армии спасения состоит, по мнению диссертанта в том, что в организации присутствует строгое соблюдение дисциплины, специальная форма, флаг, щит, воинские звания, награды и, конечно, беспрекословное подчинение младшего состава старшему.

В третьем параграфе главы рассматриваются элементы организационной структуры Армии спасения, которая, как и идеология, имеет двойственную составляющую. Как показывает анализ, структурную организацию религиозного движения характеризуют такие черты, как равноправие мужчин и женщин; привилегии у офицеров, обеспеченность жильем и машинами и т.д. В этой связи, автор обращает внимание на тот факт, что офицеры, больше чем 5 лет, на одном месте не служат. Такая позиция способствует борьбе с коррупцией внутри организации. Территории в ней разделены на командования, которыми руководят территориальные 13

командующие. Структурную составляющую Армии спасения автор трактует следующим образом: офицеры - пасторы, корпуса - приходы, осады -молитвы, пленные - новообращенные и т.д. В благотворительной организации существуют и внутренние подразделения - Лига милосердия, оказывающая социальную помощь, Общество серебряной звезды, в которую входят родители и наставники офицеров Армии спасения, медицинское общество, студенческое общество, общество синего щита, созданное для полицейских - спасенцев. Таким образом, у организационной структуры имеются две составляющие -религиозная, позволяющая решать вопросы, связанные с идеологией и благотворительностью и военная, с четкой системой взаимоотношений и военным порядком. Эти две системообразующие стороны в разделе получили основательный анализ.

В четвертом параграфе исследуются международная деятельность Армии спасения, модель становления организации в разных странах и регионах, а также проблемы в деятельности Армии спасения, пропагандирующей миссионерство и благотворительность за рубежом.

Изучая международную деятельность Армии спасения, автор отмечает, что она не являлась обособленной от всей системы государственной и общественной благотворительности, которая осуществлялась в разных странах, на разных континентах, где начинала свою работу организация, а была и остается одной из составляющих ее частей. В процессе своего развития Армия спасения, с одной стороны, совершенствовала собственную внутреннюю жизнь, формировала свою систему подбора и обучения кадров, учета и анализа работы каждого подразделения, в зависимости от изменения моды меняла униформу и т.д., а с другой - аккумулировала в себе все современные методы социальной работы и смело конкурировала с деятельностью других благотворительных организаций.

За 200-летний период своего существования (1880-2010 гг.) Армия спасения из небольшой Церкви превратилась в крупную религиозную международную организацию. Полное согласие со всеми вероисповеданиями, 14

невмешательство во внутреннюю жизнь государства дали ей возможность завоевать авторитет и доверие, как со стороны властей иностранных государств, так и их граждан. За эти годы Армия спасения обосновалась в 121 стране мира, а ее численность составила около 5 млн. человек. При этом, как показано в разделе, развитие международных связей помогло Армии спасения заявить о себе, как об организации с неплохой репутацией, хотя в ее деятельности имеются определенные недостатки и упущения.

Во второй главе «АРМИЯ СПАСЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (конец XIX - начало XX вв.) анализируются формы и методы, благодаря которым Армия спасения распространила свое влияние, как в Финляндии, так и на территории Российской империи; рассматриваются этапы деятельности организации на рубеже веков; исследуются специфика российской ментальности, трактовка роли Армии спасения в истории российской благотворительности.

В первом параграфе показаны деятельность Армии спасения в Российской империи, причины ее «внедрения» на российскую территорию. В этой связи диссертант обстоятельно анализирует основные этапы ее становления, которые характеризуют деятельность организации в области благотворительного движения до 1923 г., то есть до фактического закрытия Армии спасения на территории России: 1891 - 1912 гг. - информационно-подготовительный, 1913 г. - первая половина 1914 г. - непосредственное ознакомление населения России с опытом работы организации, вторая половина 1914 г. -1916 г. - общественное одобрение благотворительных программ Армии спасения в России, 1917-1918 гг. - официальное представление российской Армии спасения, 1919 г. - 27 февраля 1923 г. -период организационной нестабильности и окончательное свертывание деятельности.

Изучая деятельность Армии спасения в Российской империи диссертант отмечает, что «вхождение» ее на территорию было неспокойным и сопряжено со многими политическими, социальными проблемами. Это было связано с 15

тем, что Россия того времени не была готова принять миссионерскую помощь из-за боязни властей и Церкви «вмешательства» со стороны во внутреннюю жизнь государства. Этот тезис получил обстоятельное объяснение.

Во втором параграфе анализируется деятельность Армии спасения в Финляндии и специфика ее финского отделения. В этой связи, автор обосновывает тот факт, что Финляндия воспринималась, как форпост между Россией и Армией спасения. Ее руководство и лично У. Бут проявляли немалый интерес к деятельности Финляндской Армии спасения, неоднократно посещали Финляндию, оказывали поддержку социальным учреждениям, действовавшим в этой части Российской империи. Тогда заинтересованность объяснялась автором тем обстоятельством, что Финляндия объективно являлась наилучшим плацдармом, с которого могло осуществляться дальнейшее, хотя и постепенное, распространение Армии Спасения в Российской империи.

Известно, что в конце XIX - начале XX вв. Финляндия была частью Российской империи. Тем не менее, деятельность Армии спасения в Финляндии, по мнению диссертанта, имела свою специфику по сравнению с остальной частью Российской империи. Как подчеркивается в разделе, она заключалась в том, что, во-первых, финское отделение Армии спасения имело более широкий спектр деятельности, во-вторых, европейское расположение страны способствовало активным зарубежным контактам, в-третьих, финское отделение Армии спасения больше относилось к Европе, чем к России.

В третьей главе «АРМИЯ СПАСЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ (XX - начало XXI вв.)» рассматриваются современные проблемы деятельности Армии спасения в РСФСР и на постсоветском пространстве, а также ее взаимоотношения с Церковью, государственными органами Российской Федерации, светским обществом. Одновременно исследуется место и роль Армии спасения в системе российской благотворительности. В этой связи в первом параграфе освещаются вопросы, связанные с социально-духовной работой Армии спасения в современной 16

России. Автор анализирует два основных этапа в сфере благотворительной деятельности в 1992-2000 годы и позднее.

Наличие рубежа между этапами связано, в первую очередь, с проблемой, которая заключалась в том, что Армии спасения в 2000 г. практически было отказано в перерегистрации. И только в 2009 году эта проблема была решена. Все эти вопросы получили в разделе конкретное объяснение.

Во втором параграфе главы анализируются основные направления деятельности Армии спасения, как в Российской Федерации, так и в странах постсоветского пространства и др. В этой связи автор обстоятельно исследует проекты, которые Армия спасения внедряет в свои программы. При этом диссертант особо подчеркивает, что в последние десятилетие XX века в связи с прошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими формирование частных капиталов, и как следствие, существенное расслоение населения, проблема благотворительности в России и на постсоветском пространстве вновь стала актуальной. В этом отношении в разделе отмечается, что деятельность Армии спасения в Российской Федерации реализуется в двух главных сферах: социальной (благотворительной) и религиозной. Она осуществляются по следующим направлениям: «уличное» и тюремное служение, индивидуальная помощь, на дому, в больницах, приютах и т.д. Кроме этого особенности работы Армии спасения зависят, по мнению автора, от характеристики страны, ее экономического, политического и социального положения, образовательного состояния и т.д.

В этой связи диссертант, на большом фактическом материале показывает, что Армия спасения при необходимости может менять формы и методы своей деятельности, подстраиваясь под законодательство той страны, в которой она находится.

Таким образом, имеющийся успех Армии спасения в России и странах Европы заключается в том, что в связи с финансовой и социальной нестабильностью социальные программы, предлагаемые властями, не всегда

реализуются эффективно, поэтому миссионерская помощь в этом случае становится востребованной.

В третьем параграфе главы анализируются взаимоотношения Армии спасения с государственными органами Российской Федерации, с Церковью и обществом. В этой связи автор особо отмечает, что в какой бы стране мира Армия спасения не находилась, она всегда приспосабливалась к требованиям властей, учитывала особенности страны, порядки, обычаи и вероисповедание граждан. Это отличало, как свидетельствует содержание главы, Армию спасения от всех других организаций религиозного толка. Являясь религиозной организацией, она ставит социальные проблемы на первое место. Тем не менее, автор обосновывает тот факт, что деятельность Армии спасения на территории России воспринимается населением не всегда позитивно, что связано с рядом причин, которые автор подробно анализирует и делает необходимые выводы.

В свою очередь, русская православная церковь также имеет неоднозначное отношение к Армии спасения и полагает, что своей социальной благотворительностью она вносит раскол среди христианского населения, подкупает их социальными программами, с чем нельзя не согласиться.

Что же касается простых граждан, и здесь мнения о деятельности Армии спасения разделяются - одни благосклонны к ней, верят, что она действительно делает им добро. Другие - выступают против ее деятельности на территории Российской Федерации. В этой связи, диссертант формирует свою точку зрения, свое видение проблемы.

В Заключение диссертации подводятся основные итоги проделанной работы в теоретическом, историографическом и конкретно-исторических аспектах, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы. В частности диссертант отмечает, что, несмотря на имеющиеся недостатки, Армия спасения является стабильно функционирующей организацией, которая за годы своего существования превратилась из локального движения в довольно эффективную

международную благотворительную организацию, действующую в 121 стране мира и имеющую в своих рядах около 5 млн. человек.

Несмотря на то, что в каждой стране мира есть свои национальные особенности, Армия спасения весьма определенно высказывает свою позицию по вопросу патриотизма и дружеских отношений с другими странами. Она всячески подчеркивает свое неприятие политики и выступает за демократизм и мирное сосуществование. Благодаря социальной деятельности, мобильности, политическому нейтралитету и благожелательному отношению к другим конфессиям, Армия спасения работает во многих странах мира. В настоящее время ее деятельность является актуальной не только в России, где она реализует свои социальные программы, но и в странах постсоветского пространства. Учитывая это, можно сделать следующие выводы: 1. На рубеже

XIX - XX вв. и в настоящее время Армия спасения испытывает сложности при внедрении в духовное российское поле, что связано с определенным противодействием со стороны властей, РПЦ, общества. Хотя Армия спасения постоянно заявляет о своем нейтральном отношении к политическим системам; 2. В настоящее время в структуре российского отделения Армии спасения российским офицерам, которые, как правило, являются офицерами младшего и среднего звена, нет допуска к высшим «эшелонам власти», в отличие от иностранцев; 3. Цели и задачи работы организации Армии спасения на территории Российской Федерации до сих пор во многом остаются закрытыми, что негативно влияет на всю деятельность ее, и, прежде всего, в области благотворительности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

а) публикации в изданиях ВАК:

1. Позняк Т.М. Армия спасения в Российской империи в конце XIX - начале

XX в. // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2009. - №6. - С. 222 - 229. (0,4 п. л.)

б)публикации в прочих изданиях:

2. Позияк Т.М. Армия спасения: пути становления и миссионерская деятельность в России // 50 лет РУДН: интернациональный опыт подготовки специалистов для СССР, России и зарубежных стран. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию со дня образования Российского университета дружбы народов.- М.: Изд-во РУДН, 2009. - С. 276 - 279. (0,2 п.л.)

3. Позняк Т.М. Особенности деятельности Армии спасения на рубеже XX-XXI веков // История России: личность, общество и природа страны. Материалы всероссийской научной конференции. Ключевские чтения - 2010. -М.: Спутник, 2010. - С. 380-384. (0,3 п.л.)

4. Позняк Т.М. Основные этапы деятельности Армии спасения на территории Российской империи в конце XIX начало XX веков // Роль государства и общественных организаций в развитии российской культуры XIX - XXI веков. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - С. 86-92. (0,3 п.л.)

АННОТАЦИЯ

Диссертация посвящена анализу деятельности Армии спасения в России с конца XIX века и до настоящего времени. В ней исследованы этапы зарождения и развития организации, как на территории Российской империи, Российской Федерации, так и за рубежом, проанализированы внешние и внутренние факторы деятельности благотворительного общества в конкретно-исторической обстановке, изучены структурная и идеологическая составляющая этого движения.

ANNOTATION

The dissertation covers the historical analysis of Salvation army activity in Russia from the end of the XlXth century to our time. Stages of origin and development of the given organization in the Russian Empire, Russian Federation, and also abroad, are analysed, external and internal factors of a charitable society in a concrete historical situation are considered in work. There was made a careful study of structural and ideological components of this charitable movement.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Позняк, Татьяна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Меяедународная организация Армия спасения в 11 конце XIX - начале XX вв.

1.1. Этапы становления и деятельность международной организации Армии спасения.

1.2. Идеология Армии спасения.

1.3. Организационная структура.

1.4. Международная деятельность Армии спасения.

ГЛАВА II. Армия спасения в Российской империи в конце XIX - начале XX вв.

2.1. Предпосылки и деятельность Армии спасения в Российской империи.

2.2. Армия спасения в Финляндии и особенности работы ее финского отделения.

ГЛАВА III. Возрождение деятельности Армии спасения в современной России.

3.1. Причины возрождения и начало деятельности Армии спасения в современной России.

3.2. Основные направления деятельности Армии спасения в современной России и на постсоветском пространстве. ^

3.3. Особенности взаимодействия Армии спасения с Государственными органами Российской Федерации и светским обществом. 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 149 ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по истории, Позняк, Татьяна Михайловна

Актуальность темы исследования. Известно, что Армия спасения является международной благотворительной религиозной организацией, созданной еще в 1865 г. в Лондоне священником У. Бутом. За 145 лет своей деятельности Армия спасения смогла организовать работу в 121 стране мира, которая еще не изучена в историческом плане. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы и, безусловно, требует научного осмысления. Это особенно важно и в том отношении, что на современном этапе развития российского государства имеется немало социальных проблем, в реализации которых принимает участие большое число благотворительных организаций, среди которых и Армия спасения, которая занимает одно из ведущих мест. Все это свидетельствует о том, что исследование роли и места Армии спасения в ряде других религиозных благотворительных организаций в нашей стране является актуальным как с научной, так и с практической стороны.

Актуальность темы исследования также связана с расширением концептуального поля научных исследований, с трансформацией научных установок, с усилением интереса к религиоведческим проблемам, что во многом связано с повышением роли Церкви в российском государстве. В этой связи, научное изучение деятельности Армии спасения, ее этапов будет иметь позитивное значение в перспективе, что значительно актуализирует данную проблему.

Степень изученности темы. Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность Армии спасения, как международной организации, нашла отражение в трудах небольшого числа исследователей. Их анализ показывает, что среди имеющихся работ по исследуемой нами проблеме можно выделить две относительно самостоятельные группы соответствующие двум хронологическим периодам: во—первых, это исследования дореволюционного периода; во-вторых, современного периода (с 1991 г. и по настоящее время).

Для дореволюционной литературы1, посвященной Армии спасения, характерны лишь упоминания об этой организации, например, на Всероссийской Гигиенической Выставке, где салютисты - члены Армии спасения, представляли свои социальные проекты, знакомили жителей России со своей благотворительной организацией. Таким образом, литература данного периода носила в основном справочный характер. Единственными работами, которые можно отметить, являются монография «Армия спасения. Петроград. Краткие сведения об этой организации>>2 и работа М. Вейсбера «Значение Армии спасения в деле привлечения женщин-работниц к общественной деятельности.3 В них показана роль Армии спасения в социальной деятельности, но совершенно не анализируется духовная работа данной организации.

В работах советских историков деятельность Армии спасения также крайне мало изучена. В тоже время в европейских государствах, в 1960-1980 годы появился ряд работ, посвященных этой теме. Так в журнале Шведской Армии спасения «БЫскгореЬ) часто публиковались отрывки из воспоминаний К.Ларссона о его 1О-летнемпребывании в России.4

Таким образом, в советский период более или менее серьезных исследований о деятельности Армии спасения в СССР практически не было, за исключением работ, касающихся благотворительности, здесь, в частности, можно выделить труды О. Алексеева, А.Д. Степанского, Е.Д. Максимова,

1 Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности: в 2-х т. - СПб., 1901; Благотворительность в России: в 2-х тг. - СПб., 1907; Благотворительные учреждения Российской империи: 4-х тт. - СПб., 1900; Благотворительные учреждения России. - СПб., 1912; Каталог Всероссийской Гигиенической Выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в мае-сентябре 1913 г. - СПб., 1913.

2 Армия спасения. Петроград. Главная квартира. Армия спасения. Краткие сведения об этой организации. -Пг., 1918.

3 Вейсбер М. Значение Армии спасения в деле привлечения женщин-работниц к общественной деятельности. - СПб., 1909.

4 ВигсЬагс! ГХагаоп К. // БЫс^горе^ - 1979. - № 44,46, 52.

П.В. Власова, П.И. Нещеретнего и др.5 В них исследованы проблемы социальной помощи, проанализированы благотворительные акции для различных категорий населения, начиная от лиц без постоянного места жительства и заканчивая нетрудоспособными гражданами, проведена классификация населения, нуждающегося в помощи. Одновременно, исследованы формы, как зарубежной, так и российской благотворительности. Немаловажным фактором являлось и то, что авторы в своих работах старались показать разносторонность проблемы и изучали ее с различных точек зрения, в зависимости от времени и событий, происходивших в стране.

Исследователи В.В. Тевлина, К.В. Кузьмин, а также коллектив авторов книги о социальной и исторической благотворительности рассмотрели также деятельность и некоммерческих организаций.6 В своих работах они отметили, что у некоммерческих организаций имеется богатый опыт по предоставлению социальной помощи малоимущим слоям населения, которого нет ни у бизнеса, ни у правительства. Однако далеко не всегда некоммерческие учреждения работают эффективно, без должного контроля со стороны общества, злоупотребляя предоставляемыми им государством льготами и т.д.

Среди исследований современного периода, в той или иной степени 5 затрагивающих деятельность Армии спасения, можно отметить работу И.В.Подберезского «Быть протестантом в России» , • в которой показан феномен благотворительной организации Армии спасения в рамках исследования протестантизма. В частности, автор доказал, что данная организация хотя и является протестантской, но идеологическая

5 Алексеев О. Кто помогает детям ? О работе благотворительных организаций. - М., 1994;Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже ХЕХ-ХХ вв. - М., 1980; Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. - СПб., 1903; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М., 2001; Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.

6 Тевлина В.В. Социальная работа в России конца Х1Х-ХХ вв. // Вопросы истории. - 2002. - .№ 1; Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древнейших времен и до начала XX века. - М.: Академия Проект Трикста, 2005; Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2003.

7 Подберезский И.В. Быть протестантом в России. - М., 2001. направленность и структурно-религиозный характер имеет свою «местную» специфику.

Исследование Л. Сухачева «О деятельности Армии спасения: Россияо

Финляндия, посвящено особенностям работы этой организации в Финляндии, однако автором не выявлена специфика деятельности Армии спасения в России. Особенно представляет для нас интерес труд А.В.Пчелин1(ева «Армия спасения в России: история становления и опыт правовой защиты».9 И хотя эта работа написана не историком, а юристом, в ней профессионально показаны различные направления деятельности Армии спасения в России, хотя исследуемые нами вопросы в ней не анализируются.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной историографии до сих пор нет комплексных работ по исследованной1 нами проблеме.

Объектом исследования является система социальных связей международной организации Армии спасения с российским обществом.

Предметом* исследования является механизм деятельности российского отделения международной христианской организации Армии спасения в период с конца XIX — до начала XXI вв.

Хронологические рамки работы определены целью и задачами исследования. Они охватывают два периода: во-первых, конец XIX - начало XX вв., во-вторых, конец XX - начало XXI вв., что позволяет проследить изменения, происходившие в деятельности Армии спасения в России под воздействием общественно-политических, социально-экономических и религиозных перемен как в Российской империи, так в Российской Федерации. Хотя процесс совершенствования в деятельности данной религиозной организации продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Целью настоящего исследования является выявление специфики и особенностей деятельности международной христианской

8 Сухачева Л. О деятельности Армии спасения: Россия — Финляндия. - СПб., 1998.

9 Пчелиицев A.B. Армия спасения в России: история становления и опыт правовой защиты. - М., Юриспруденция, 2008. благотворительной организации Армии спасения в Российской империи и современной Российской Федерации.

В плане реализации данной цели был поставлен ряд задач: выявить основные этапы и особенности деятельности международной организации — Армии спасения;

- проанализировать идеологическую направленность Армии спасения и особенности, отличающие ее от других протестантских организаций;

- показать структурную композицию деятельности Армии спасения;

- исследовать особенности международной деятельности движения с учетом региональных и конфессиональных признаков;

- проанализировать исторические предпосылки и этапы деятельности Армии спасения в Российской империи;

- изучить предпосылки появления Армии спасения в Финляндии и показать особенности финского отделения Армии спасения;

- выявить причины возвращения Армии спасения в Россию в 1990-е годы;

- раскрыть структуру взаимодействия Армии спасения с обществом, государственными органами Российской Федерации и т.д.

Решение данных задач стало возможным в результате использования как неопубликованных (архивных), так и опубликованных документов, которые составили источниковую базу исследования. Нами были проанализированы документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Внутреннего Архива Армии спасения (ВААС). Среди них можно выделить несколько видов источников. Во-первых, это законодательно-нормативные акты: постановления, решения государственных, религиозных и общественно-политических структур; материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Российской империи по проблемам свободы вероисповеданий и общественных религиозных организаций, заседаний экспертного Совета при Министерстве юстиции Российской Федерации и др.

Кроме этого были проанализированы и исследованы федеральные законы, постановления правительства Российской империи, Российской Федерации, касающиеся деятельности религиозных общественных организаций.

Второй вид источников, проанализированных в работе, составили важнейшие делопроизводственные документы внутреннего характера организации - Устав Армии спасения, программа, доктрины.

Значительная информация для количественных оценок эффективности решений организацией социально-религиозных проблем почерпнута из статистических источников.

Материалы периодической печати были основными при изучении организационных основ и направлений деятельности Армии спасения в России, а также при изучении взаимодействий ее с российским обществом и государственными структурами. Особую ценность представляла внутренняя периодика Армии спасения: журналы «Вестник спасения», «Вестник благотворительности», «Офицер» и др.

В работе также использованы публицистические источники: статьи, выступления, научные публикации государственных, религиозных деятелей. В частности автор обращался к трудам основателя Армии спасения У.Бута, ее офицеров К.Лосэна, Д. Коуттса, Э.Кеннена, Р.Фостера. В диссертации нашли применение буклеты, брошюры, листовки Армии спасения и т.д.

Заслуга СМИ состоит в том, что они показывают эволюцию состояния религиозного движения в конкретное историческое время. Данный вид источника репрезентативен, он позволил восстановить хронику деятельности движения Армии спасения в России, выявить организационные основы благотворительного движения и т.д.

Ценными также явились дневники М.П. Мясоедовой, К. Беккер, воспоминания У. Бута, К. Ларссона, Луизы—ав—Форселлес, переписка и письма У. Бута, А.Ф. Зейна, А.Д. Арбузова, других офицеров Армии спасения, их близкого окружения, общественных и политических деятелей, как в России, так и в европейских странах. Все эти материалы уникальны тем, что они показывают участие их авторов в движении, демонстрируют портреты многих, кто оставил заметный след в истории этой организации. Кроме того, эти источники позволили восстановить хотя и неполную, но все-таки реальную хронику деятельности организации Армии спасения. Недостатками их является известная субъективность в оценке событий, участников, что заставляет достаточно критически подходить к их осмыслению.

Методологической основой диссертации явились принципы историзма, научности и объективности. При обработке и изложении фактического материала применялись проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный и другие методы.

Использование этих принципов и методов позволило соискателю добиться прироста исторического знания о деятельности международной христианской благотворительной организации Армии спасения в России в исследуемый исторический период.

Научная новизна диссертации определяется рядом параметров: во-первых, впервые в отечественной историографии вскрыты предпосылки деятельности Армии спасения в России; во-вторых, комплексно исследованы формы и направления деятельности Армии спасения в России; в-третьих, введены в научный оборот новые, ранее неопубликованные источники.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащие в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной исторической науке положения о деятельности христианской организации Армии спасения, ее эволюции, специфике, идеологической направленности, структурной составляющей.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при написании обобщающих трудов по истории религиозных организаций, в учебном процессе светских и духовных заведений, а также при чтении курсов по отечественной истории, истории религий, культурологии и другим социальным наукам.

Положения, выводы, практические рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы органами власти и управления, Министерствами юстиции, внутренних дел для выработки стратегии работы и контроля за деятельностью религиозных организаций, и в частности, Армии спасения. i

Апробация исследования. Научные выводы и практические рекомендации диссертации представлены автором в виде докладов и сообщений на многих научных конференциях и семинарах, в том числе и на всероссийских: конференции «Роль государства и общественных организаций в развитии российской культуры XIX - XXI веков» (Москва, РУДН, 16-17 апреля 2010 г.), конференции «История России: личность, общество и природа страны» (Москва, Mill У, Ключевские чтения — 2010) и других.

Углубленному пониманию деятельности религиозной международной благотворительной организации в России способствовала работа диссертанта в архиве российском отделении Армии спасения в России.

Положения и выводы работы нашли отражение в публикациях автора, в том числе и в Вестнике РУДН серии «История России», который входит в перечень ведущих журналов ВАК Российской Федерации.

Обсуждение диссертационной работы состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Она была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования включает Введение, 3 главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность Армии спасения в России: исторический аспект"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Армия спасения уникальная религиозная организация, созданная У. Бутом в 1865 г. в Англии, аналогов которой не существует в мире. В сущности, данное движение представляет собой не столько Церковь или секту, сколько религиозно-благотворительное общество, для которого характерны,военизированная структура и церковная организация.

Идеология «АС» имеет две составляющие — религиозную и светскую. Эта особенность породила специфическую организационную структуру общества, имеющие армейские и церковные элементы.

Благодаря8 «армейским» правилам; четкой иерархической системе, строгим, военным порядкам, закономерному армейскому правилу «подчинения младшего состава старшему», строгой военной* форме, «АС» удалось добиться успеха на религиозном и социально - благотворительном поприще.

Установлено, что на рубеже XIX - XX вв. организация^ Армия спасения^ прошла быструю эволюцию от простого духовного общества к международной^ организации с широкой социальной программой, которая стала реализовывать свою- деятельность по трем* направлениям: международному, социально-практическому и духовному.

АС» - очень устойчивая мобильная организация. За годы своего существования она превратилась из локального движения в крупную международную организацию, действующую в121 стране мира.

Активная роль в международной деятельности «АС» способствовала тому, что за последние десятилетия было открыто 14 отделений организации184.

Несмотря на то, что в каждой стране мира есть свои национальные особенности, «АС» весьма определенно, высказывает свою позицию по вопросу патриотизма и отношения с другими странами. Армия подчеркивает

 

Список научной литературыПозняк, Татьяна Михайловна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Государственный Архив РФ (ГАРФ):

3. Ф.102 — Департамент полиции. Оп. 1. - Ед.хр. 41, 85, 135.

4. Ф. 642 Императрица Мария Федоровна. - Оп.1. - Ед.хр. 344.

5. Ф. 6787 Министерство государственного призрения Временного правительства. - Оп.1. - Ед.хр. 115.

6. Ф. 543 Коллекция рукописей Царскосельского дворца. - Оп.2. -Ед.хр.'780.

7. Ф. 601 Император Николай II. - Оп.1. - Ед.хр. 2330, 2337, 2340; 2344, 2345, 2346, 2352,2355, 2358, 2360, 2363, 2366, 2383.

8. Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

9. Ф.2181 Билль-Белоцерковский В.Н. - Оп.1. - Ед. хр.124

10. Внутренний архив московского отделения Армии спасения: ф. Россия:

11. Беккер К. Дневник офицера Армии спасения.-1917.-27 с./отрывок из книги

12. Бут У. Воспоминания. 1898.-12, 9, 4 е./ отрывки из книги

13. Бут У. В трущобах Англии. СПб., 1891. -345 с.

14. Бут У. Служение женщин или право женщины проповедовать Евангелие.-СПб, 1993.-15 с.

15. Краткий путеводитель по Всероссийской Гигиенической Выставке. Санкт-Петербург, май-сентябрь 1913. СПб., 1913. - 16 с.

16. Крист Е.И. Отчет о командировке на Всероссийскую Гигиеническую Выставку в Санкт-Петербург. — Ставрополь, 1914. 36 с.

17. Луиза-ав- Форселлес. Воспоминания о деятельности в Финляндии. 1902. -9 с.

18. Мясоедова М.П. Дневник русской спасенки. 1914. - 32.с./отрывок из книги/

19. Стратегическая программа Армии спасения на 2009-2014 гг.

20. Устав Армии спасения. 1878. - 28 с.

21. Устав Армии спасения. 2005. - 22 с.

22. Backer, Ronald L. The Social Work Dictionary. — Washington: Silver Spring: NASW press, 1991. 292p.

23. Weber A.F. The Growth of Cities in the Nineteenth Century: a Study in Statistics. London, 1965. - 116p.

24. Green, Roger J. War on Two Fronts: The Redemptive Theology of William Booth. Atlanta, 1989. - 98 p.

25. Current Topics //All the World, 1908 (September). 472 p.

26. The Growth of the Urban Population in England and Wales. London: Trans. Inst. Brit. Georg., 1967. - 143 p.

27. Mapp G. The Army in Russia //All the World. 1918. - March.

28. Sandal R. The History of the Salvation Army. New York, 1979. - Vol.3. -321p.1. Личный архив автора

29. Интервью 27.03.2008.- с сержантом Армии спасения Лепарской Е.Б.

30. Интервью 12.12.2008.- с руководителем отдела репрессированных, адептом Армии спасения Лариной Эльзой Филипповной.1.. ОПУБЛИКОВАНННЫЕ ИСТОЧНИКИ1. ПЕРИОДИКА

31. Вестник благотворительности. — 1898.- №2, 4, 5, 6.

32. Дайджест журнала «Вестник благотворительности».- 1900.- №5, 7.1902.- №2, 3, 5.4. Офицер. -1918.- №7, 9,10.2003.- №1,Ю, 11.2004.- №1-10.2005.-№1,3, 4, 5, 6, 8, 9.2006.- №3-9.2007.- №2-7.2008.-№1,2,3, 5, 7, 9.2009.-№1.

33. Биржевые ведомости. 1911.- №3-4.6. Колокол. 1910.- №2.1911.- №1. 1917.-№5.7. Нива.-1914.-№9.

34. Петербургские ведомости. — 1914.- №2, 3, 4, 5.1915.-№4-5. 1917.-№2, 4.

35. Русский инвалид. 1913.- №2-3.1915.-№3.1916.-№1,4.

36. Северный Вестник. 1899.- №2.

37. Трудовая помощь-1900.- №2, 3, 9.1902.- №1, 4.1903.-№2, 3,4, 5.1905.-№3.1906.-№1.1908.- №2-3.1909.-№5, 6, 7.1911.-№9.1912.-№3, 8. 1914.-№4.1916.- №5-6.1. ПУБЛИЦИСТИКА

38. Вейсберг М. Значение Армии спасения в деле привлечения женщин-работниц к общественной деятельности. СПб., 1909. - 13 с.

39. Где истина? Сравнение основных доктрин христианства с древними религиями.- Брошюра.- СПб., 1992. 48 с.

40. Гуровский К.Г. Отчет о командировке // Отчеты земских врачей Саратовской губернии об их командировке на Всероссийскую Гигиеническую Выставку.-Саратов., 1914. 99 с.

41. Иили Ч. Воины Христа. Курс подготовки солдат Армии спасения. СПб., 1993.-47 с.

42. Каталог Всероссийской Гигиенической Выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в мае-сентябре 1913 г. СПб., 1913. -587 с.

43. Служба в Армии спасения. Брошюра. М.,1999. - 24 с.

44. Стрит Р. Смиренное лидерство. — СПб., 1993. 43 с.

45. Татеосов В. Радость Божьей благодати в Ростове-на-Дону. Буклет. 2007. -№9-10.-44 с.

46. Клифтон Ш. Никогда не будем прежними. Киев, 2006. - 21 с.

47. Ю.Коуттс Д. Наша вера их вера. СПб., 1992. -78 с.11 .Кеннен Э. Армия на марше. — Хельсинки, 1964. 196 с.

48. Ларссон Д. Рост корпуса. СПб., 1994. -18 с.

49. Лосэн К. Наставление у церковной скамьи. Штаб-квартира Армии спасения в России и СНГ. 1993. - 27 с.

50. The War Gry,March.- 1997.- № 5.

51. Courts, J. The Salvationists. London, 1977. - 62 p.

52. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

53. Всероссийская гигиеническая выставка. Санкт-Петербург 1913.Отчеты земских врачей Саратовской губернии об их командировки на выставку.-Саратов.-1914.-141 с.

54. Доктрины Армии спасения. Шт-кв Армии спасения в России и СНГ.-М., 1993.-14 с.

55. Отпуск Министерства образования Российской Федерации: Письмо о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений.-№549/28-16.-12.07.2000.

56. Отпуск Можайской женской колонии: факс от января 1998 г. 2 ч.51 мйн.

57. Отпуск Министерство Юстиции: Запрос о вероучении и деятельности организации «Армия спасения».- №5/2382-99 от 14 декабря 1999.

58. Отпуск Министерства образования РФ: Письмо о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. №549/28-16 от 12 июля 2000.; Во имя Бога. .//Сретенский монастырь.-2002.-№1/2.

59. Руководство Международной штаб-квартиры. Армии спасения. -Лондон.- 2005.- 43 с.

60. Руководство программ Армии спасения.- Территория Восточной. Европы.-М., 2008.-36 с.

61. НОРМАТИВНО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

62. Закон «О свободе вероисповеданий» от 01.10.1997.

63. Заключение экспертного Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.12.2000.

64. Закон «О свободе совести и о религиозных организациях» от 07.04.1990.

65. Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий от 06.10.2006.1. ФОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

66. Отпуск Радиостанция «Эхо Москвы».-02.08.2007.

67. Служба информации «Интерфакс».- 26.07.2001.1.I. ЛИТЕРАТУРА

68. Алексеев О. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций.- М., 1994. 94 с.

69. Армия спасения. Петроград. Главная квартира. Армия спасения. Краткие сведения об этой организации. Пг., 1918.-15 с.

70. Андре Г. Жизнеописание Екатерины Бут. — Киев, 1913. 353 с.

71. Бонч-Бруневич В. Д. Сектанство в освободительную эпоху // Великая реформа. М., 1911. - Т. 5. - 310 с.I

72. Бонч-Бруневич В.Д. Материалы к истории и изучению русского сектанства и раскола. СПб., 1908-1916 (Т.3-5: материалы к истории и изучению религиозно-общественного движения в России). - 569 с.

73. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2003. - 640 с.

74. Бр'онзов A.A. Духовное возрождение // Наука и религия.- 1998.- №18. С. 12-19.

75. Власов П.В. История благотворительности // Помоги ближнему! — М., 1916.-67 с.

76. Воробьев К.Л. Самая мирная Армия на земле // Христианство Приморья. 2005. - №5 (21). С. 3 - 7.

77. Во имя Бога .II Сретенский монастырь.- 2002,- №1/2. С. 10-13.1.. Благотворительность вчера и сегодня.- М., 1994. 57с.

78. Гиляровский В.А. Трущобные люди. М., 1989. -128 с.

79. Дворкин А. Гражданская позиция в религиоведении // Буква Закона.-2002.-№12/1.-С.19-23.

80. Дойникова Н. Демократия и вера //Религия и право.- 2007.- №5. С. 11 -21.

81. Думбадзе П. Религиозные организации завтра // Европейский альманах. -1993.- №7. С.31 -40.

82. Иванова Е.В. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001. -169 с.

83. История Русской Церкви. Т.2. -799 с.

84. Караев П. Экуменизм так как он есть // Деньги. — 2000. № 28. - С.12 — 24.

85. Краткий научно-атеистический словарь.- М.-1964. 641 с.

86. Кудрявцев А.Н. Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности. СПб., 1884. -15 с.

87. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древнейших времен и до начала XX века. М.: Академия Проект Трикста, 2005.-916 с.

88. Московское отделение Армии спасения против1 России: документы и судебные решения // Религия и право. — 2007. № 1. - С. 53 - 63.

89. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности^ России. М., 1993. - 119 с.

90. Непогодин А. За веру и свободу // Новая и новейшая история. — 1970. -№1. С. 22-28.

91. О перестройке // Отечественные архивы.- 1995.- №1. С.27- 44.

92. О свободе совести и религиозных организациях // Религия и право.-2001.-№2.-С. 34-52

93. Ордин К.Ф. Покорение Финляндии. СПб., 1972 . - 241 с.

94. Отчет по устройству Всероссийской Гигиенической Выставки в Петрограде. Пг.,1915. - 254 с.

95. Пастухов А. Значение благотворительности. СПб., 1903. — 118 с29. . Подберезский И.В. Быть протестантом в России М., 2001 .- 112 с.

96. Проханов И.С. В котле России (1869-1933). Гуммерсбах.- 1992. - 97 с.

97. Пчелинцев A.B. Армия спасения в России: история становления и опыт правовой защиты. Юриспруденция. - М., 2008.

98. Рождественский А. Армия спасения (заграничная секта). — Киев, 1899. -174 с.

99. Рубан М.В. История России и мировые цивилизации.- М., 1997. 212 с.

100. Смолич И.К. История Русской Православной Церкви.- 1997.-Т.8. -711с.

101. Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.- М., 1980. 124 с.

102. Социальная деятельность Армии спасения // Трудовая помощь. — 1904. № 12. -С.29 —37.

103. Сухачева JI. О деятельности Армии спасения: Россия Финляндия-Спб.-1998. - 34 с.

104. Фаликов Б. Несколько шагов к спасению II Наука и религия. 2002.- №7. С. 24-39.

105. Февральская революция 1917 года: Сборник документов и материалов/

106. Сост. О.А.Шашкова.-М., РГГУ.- 1996. 218 с.7

107. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России.-М., 1992.-312 с.

108. Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Ярославль, 1909. 317с. 42.Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2.-М., 1961. -Т.2. - 198 с.43 .Яременко В. Незащищенные // Российский оптимист.- 2010. № 1/3. -С.1-9.