автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Драматургия С.Л. Лобозерова

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Вторушина, Надежда Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Драматургия С.Л. Лобозерова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Драматургия С.Л. Лобозерова"

На правах рукописи

а

Вторушина Надежда Ивановна

ДРАМАТУРГИЯ С.Л. ЛОБОЗЁРОВА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

21 НОЯ 2013

005539327

Улан-Удэ-2013

005539327

Диссертация выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Башкеева Вера Викторовна

доктор филологических наук, доцент Серебрякова Зоя Александровна (ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»)

кандидат филологических наук, доцент Белозубова Наталья Иннокентьевна (ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»)

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Защита состоится «13» декабря 2013 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Автореферат разослан «12» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета канд. филол. наук

Жорникова М.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Формирование русской литературы в Бурятии в 80-е гг. XX в., в годы позднего социализма и постперестроечный период, ознаменовалось рядом интересных литературных явлений, среди которых следует назвать активное развитие драматургии. Степан Лобозёров, Геннадий Башкуев, Булат Гаврилов и другие авторы внесли заметный вклад в художественное осмысление проблем этого времени.

Сегодня уже можно смело утверждать, что драматург Степан Лукич Лобозёров — автор не только регионального, но и российского уровня. Тема, к которой он обращается в большинстве своих пьес, — деревня в меняющемся мире — единит его творчество с авторитетной и важной традицией советской литературы XX в., традицией «деревенской прозы». Первые пьесы С.Л. Лобозёрова вышли в предперестроечные годы, следующие - в годы перестройки и постперестройки. Совершенно естественно, что в своей драматургии Лобозёров отразил насущные вопросы времени и попытался дать решение актуальных проблем. В кризисный для национальной культуры период драматург обратился к ценностям деревенского уклада, переняв опыт своих предшественников — В.И. Белова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, М.А. Варфо-ломеева, — напомнил о нравственных, бытийных ценностях, которые являлись и являются основой национальной духовности и в художественном произведении воплощаются на различных уровнях поэтики. Сегодня как никогда важно обратиться к ценностному по-тенциачу литературы — как классической, так и современной, осмыслить роль традиционных ценностей в жизни человека и общества.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена двумя факторами. Во-первых, драматургия С.Л. Лобозёрова, вызывая живой интерес у читателей, зрителей и режиссеров, будучи поставленной на сценах многих городов России, является на сегодняшний день практически не изученной. До сих пор не определены основные черты «театра Лобозёрова», не составлена типология лобозеровских героев, не изучены в полной мере жанровое своеобразие его произведений, особенности конфликта и сюжета. Во-вторых, в рамках данного исследования возможно продолжение разработки аксиологического подхода к анализу литературного

произведения, который уже показал свою продуктивность в литературоведении, но требует дополнительной апробации на произведениях разных литературных жанров.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что спектакли по пьесам C.JI. Лобозёрова успешно идут на сценах более чем двухсот российских театров, включая Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр им. Н.П. Акимова и другие, несмотря на снятый государственным телеканалом «Россия» художественный фильм «Именины» по мотивам комедии «Семейный портрет с посторонним», несмотря на огромную популярность ло-бозеровских пьес, творчество драматурга до сих пор остается малоизученным. Не опубликовано ни одной монографии, ни одного научного сборника, ни одной кандидатской диссертации, посвященных драматургии крупного современного автора C.JI. Лобозёрова. Особенности тематики, проблематики, жанровой и композиционной структуры пьес С.Л. Лобозёрова рассмотрены лишь в ряде литературоведческих статей, авторство которых принадлежит С.С. Ими-хеловой, В.В. Башкеевой, O.A. Колмаковой, Е. Гильмулиной, Т.В. Авдохиной.

В заключительной статье «Алмазы и изумруды Степана Лобозёрова» к первому, и пока что единственному, сборнику пьес драматурга «В ста шагах от праздника» (2007) С.С. Имихелова делает краткий обзор почти всех написанных драматургом пьес и приходит к выводу о существовании в современном художественном мире особого явления под названием «театр Лобозёрова». Жанровое разнообразие пьес С.Л. Лобозёрова рассматривает в одноименной статье, опубликованной в 2008 г., O.A. Колмакова. Концепции семьи в творчестве С.Л. Лобозёрова посвящена статья В.В. Башкеевой «Концепт «семья» в драматургии С.Л. Лобозёрова». Постановкам пьес драматурга посвящает свою статью «Сценическая жизнь пьес драматурга Степана Лобозёрова» (2007) Е. Гильмулина. Исследователей волнуют и более частные вопросы, - к поэтике пьесы «Коммерсанты» обращается Т.В. Авдохина в заключительной статье «Такие разные, незнакомые лица» к сборнику «Пьесы молодых драматургов» (1989).

Большинство исследователей рассматривают творчество С.Л. Лобозёрова в контексте «деревенской прозы», однако есть и другие подходы. Так, литературовед С.Н. Моторин в монографии «Русская драматургия 80-90-х гг. XX в. (поствампиловское направление)» анализирует драматургию С.Л. Лобозёрова в свете традиций театра Вампилова. В русле поствампиловской драматургии рассматривает творчество С.Л. Лобозёрова и С.С. Имихелова в статье «Поствампиловская драматургия Бурятии (на материале пьес С. Лобозёрова)» (2006).

В своей статье «Чудо, деньги, любовь...» М. Дубнова упоминает имя С.Л. Лобозёрова как автора пьесы «Семейный портрет с посторонним», которая в 90-е гг. занимала лидирующие позиции по количеству постановок в российских театрах. В учебнике С.Я. Гончаровой-Грабовской «Комедия в русской драматургии конца XX - начала XXI века» персонажи пьес С.Л. Лобозёрова рассматриваются в числе социально-экзистенциальных героев современной драматургии.

Почти все литературоведы и театральные критики отмечают в качестве отличительной черты творчества С.Л. Лобозёрова приверженность драматурга к традиционным, патриархальным ценностям, укладу деревенской жизни, но при этом драматургия С.Л. Лобозёрова никогда не рассматривалась в литературоведении в аксиологическом аспекте.

Между тем получающий все более широкое распространение аксиологический подход к исследованию литературных произведений можно считать почти универсальным: он позволяет рассмотреть как содержание, так и форму, как авторскую индивидуальность, так и тенденции читательского восприятия произведения. Синтез литературоведения и аксиологии открывает широкие возможности для постижения природы литературного творчества. Изучение концепции автора, погружение в его мировоззрение, в его систему ценностей остается основным критерием адекватности прочтения. Кроме того, с помощью аксиологического подхода можно объяснить, почему в разные эпохи появляется или исчезает читательский интерес к тем или иным литературным произведениям, ведь читатели ищут в литературе важные для себя ценности.

Сама проблема ценностей как мировоззренческого базиса любой литературы возникла, очевидно, с момента появления искусства

слова. Специальный же интерес к ценностям возникает в XX в. в моменты смены цивилизационных парадигм и необходимости поиска ценностных оснований бытия. Фундамент аксиологического подхода в литературоведении заложил в XX в. М.М. Бахтин, который широко использовал понятие «ценность» при анализе историко-литературных явлений.

Одной из первых работ в отечественной культуре, в которой литературные явления и сама личность писателя были рассмотрены с точки зрения аксиологии, стала работа Н.О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953). В середине 1990-х гг. к проблеме интеграции литературоведения и аксиологии вплотную подошел И.А. Есаулов в своей монографии «Категория соборности в русской литературе» (1995). В те же годы активизировалось внимание литературоведов к изучению проблемы ценностей у отдельных авторов, публикуются монографии А.Б. Есина «О ценностной системе А.Т.Твардовского («Василий Тёркин»)» (1995), Т.А. Касаткиной «Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентацию) (1996), К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (2001), В.Е. Хализева «Ценностные ориентации русской классики» (2005).

Одновременно с литературоведами аксиологическая природа литературного творчества изучалась в работах философского, эстетического планов (Ю.Б. Борев «Искусство интерпретации и оценки» (1981), А.В.Гулыга «Эстетика в свете аксиологии» (1996), Е.В. Попова «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), статья Т.Б. Любимова «Аксиологическое построение произведений искусства» (1996)), а также в других иссле-дованих по аксиологии.

В монографии «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), написанной на стыке методологии литературоведения и философии, Е.В. Попова изучает аксиологический фактор в литературном творчестве и методологически обосновывает значимость и перспективность ценностного подхода в литературоведении.

В последние годы аксиологический подход активно разрабатывается филологами в кандидатских диссертациях, авторство которых принадлежит И.А. Анашкиной, Э.Л. Афанасьеву,

Т.С. Власкиной, А.ТТ. Власкину, В.Б. Петрову, И.К. Подковыровой, З.К. Сафаргалиной, Д.С. Абдуллиной, И.Н. Михеевой,

Е.Ю. Котуковой, A.B. Фроловой и др. Исследователи анализируют как аксиологическую составляющую отдельных литературных произведений, так и ценностные системы отдельных авторов. Реже предметом исследования становятся периоды в истории отечественной литературы или литературные течения.

Таким образом, на сегодняшний день прослеживается отчетливая тенденция сближения аксиологии и литературоведения, однако методология использования ценностного подхода нуждается в дальнейшей разработке, а сам ценностный подход - в апробации на как можно более широком литературном материале.

Научная новизна данного диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем творчество современного драматурга C.JI. Лобозёрова впервые системно анализируется в аспекте аксиологического подхода. Это позволило рассмотреть художественный мир пьес С.Л. Лобозёрова с точки зрения выявления внутренних закономерностей, сопряженных с мировоззренческими, аксиологическими принципами. Благодаря аксиологическому подходу к анализу литературного произведения разработана развернутая типология героев, основанная на ценностях персонажей и авторских ценностях и включающая в себя типы «обычного» и «иного» героя. Последний тип героев подразделяется на подтипы: «запутавшийся» герой, герой-резонер, антигерой и герой-интеллигент. В исследовании выявлены взаимосвязи между авторскими ценностями и выбором жанра произведения, определены три основные сюжетные схемы в драматургии С.Л. Лобозёрова, к которым относятся сюжет-непонимание, сюжет-искушение сюжет-испытание, и их аксиологическая наполненность.

Объект исследования: проблема ценностей в современной отечественной драматургии на примере творчества С.Л. Лобозёрова.

Предмет исследования: своеобразие типологии героя, жанро-во-композиционных решений в драматургии С.Л. Лобозёрова в свете ценностных представлений автора.

Цель исследования: раскрыть аксиологическую содержательность драматургии С.Л. Лобозёрова.

Выдвинутая цель определяет содержание задач исследования:

1. Выявить и охарактеризовать тип «обычного» героя в драматургии С.Л. Лобозёрова в контексте деревенской прозы и современной драматургии;

2. Определить и исследовать тип «иного» героя: героя-резонера, «запутавшегося» героя, антигероя и героя-интеллигента в сравнении с героями русской драматургии конца XX — начала XXI века;

3. Выявить ценностное содержание жанров комедии и трагедии;

4. Рассмотреть аксиологическую составляющую в эволюции жанра от комедии к трагикомедии через жанры трагифарса и драмы в драматургии С.Л. Лобозёрова;

5. Определить основные сюжетные схемы в драматургии С.Л. Лобозёрова и роль авторских ценностей и ценностей героев в развитии сюжета.

Материал исследования: пьесы С.Л. Лобозёрова, написанные в период с 1982 по 2007 г., когда вышло первое печатное издание пьес драматурга: «Маленький спектакль на лоне природы» (1982), «По соседству мы живем» (1985), «От субботы к воскресенью» (1988), «Коммерсанты» (1990), «Семейный портрет с посторонним» (1994), «Его алмазы и изумруды» (1995), «Семейный портрет с дензнаками» (1998), «В ста шагах от праздника» (2007), которое достаточно полно репрезентирует его ценностный идеал.

Гипотеза исследования: аксиологический подход позволяет увидеть глубину в простых и развлекательных, на первых взгляд, пьесах С.Л. Лобозёрова и комплексно изучить его драматургию как единое художественное целое, разработать типологию героев, выявить закономерности в выборе жанра, в построении сюжетов. Это даст возможность, в свою очередь, приблизиться к пониманию ценностной системы автора.

Методологическая основа исследования: аксиологический метод в интерпретации литературного произведения, позволяющий увидеть связи творчества отдельного автора с ценностями национальной культуры. Кроме того, в диссертации используются общенаучные методы наблюдения, анализа, интерпретированные в духе сравнительно-типологического, историко-генетического методов. В отдельных случаях автор обращается к методам изучения концептов.

Методологической, теоретической основой исследования

послужили труды по философии и философской аксиологии

H.A. Бердяева, C.H. Булгакова, Г.П. Выжлецова, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, Г. Риккерта, Н.С. Розова,

B.C. Соловьева, Л.Н. Столовича, П.А. Флоренского; по теории литературы - М.М. Бахтина, В.Е. Хализева, В.В. Кожинова, Н.Д. Тамарченко, А.Б. Есина; по творчеству С.Л. Лобозёрова —

C.С. Имихеловой, В.В. Башкеевой, O.A. Колмаковой, Т.В. Авдохиной.

Что касается понятийного языка исследования, то следует уточнить содержание понятий «ценность» и «антиценность». В существующей на сегодняшний день отечественной литературе, посвященной аксиологической проблематике, понятию «ценность» уделяется значительное внимание, однако общепринятое определение до сих пор не выработано. Создатель русской философской теории ценностей Н.О. Лосский в своей работе «Ценность и бытие» (1931) так определяет понятие: «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка»1. Ценность, по Лос-скому, стремится к осуществлению абсолютной полноты бытия, которое понимается как «высший предел», как «абсолютное совершенство», как «абсолютное Добро», как «Бог и Царство Божие».

Через несколько десятилетий к анализу понятия приступают ученые. Вот определение понятия «ценность» В.П. Тугаринова: «То, что нам (обществу или определенной группе, классу) нужно, полезно, мы называем ценностью или благом. Что нам не нужно или вредно, то мы ценностью не называем»". В целом исследователи сходятся в том, что ценности имеют конвенциональный характер, то есть с определением главных ценностей в обществе существует согласие. Для нас, таким образом, ценность есть то, что стремится к «абсолютному пределу» в нравственном отношении, исторически укоренено в культуре и осознается личностью в выстраивании ее отношения к миру.

В самой простейшей, базовой классификации ценности подразделяются на положительные и отрицательные. Впервые в таком виде классификация ценностей была предложена Н.О. Лосским и

1 Лосский Н.О. Ценность и бытие. - Париж : YMCA PRESS, 1931. - С. 5.

2 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — J1. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.-С. 15.

принята другими исследователями (В.А. Василенко, В. Тугарино-вым и др.), которые предложили собственные определения для отрицательных ценностей: «неценности», «квазиценности», «псевдоценности», «антиценности» и др. Нам кажется важным подчеркнуть противоположное по отношению к ценностям начало, поэтому вслед за В. Тугариновым будем использовать понятие «антиценность». Его широко используют современные исследователи — Л.К. Байрамова, Л.В. Куликова и др.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы:

1. Типология героев в драматургии С.Л. Лобозёрова формируется на основе ценностной позиции автора и ценностных установок героев, имеет развернутую структуру, выстроенную по принципу «от простого к сложному». Выделяется два ведущих типа - тип «обычного» героя и тип «иного героя», причем последний подразделяется на подтипы: герой-резонёр, «запутавшийся» герой, ангиге-рой и герой-интеллигент. Аксиологические установки героев могут совпадать или не совпадать с ценностной системой автора.

2. «Обычный» герой С.Л. Лобозёрова придерживается традиционных онтологических ценностей: дом, семья и дети, традиционный уклад жизни. Старшее поколение «обычных» героев в драматургии С.Л. Лобозёрова является аксиологически и поведенчески образцовым и становится своеобразной точкой отсчета для определения остальных типов героев.

3. «Иной» герой С.Л. Лобозёрова характеризуется различными по своей значительности отступлениями от традиционных ценностей как «запутавшийся» герой, антигерой, или же, напротив, «возвышением» до авторских ценностей - как герой-резонер, герой-интеллигент.

4. Жанры драматургических произведений С.Л. Лобозёрова аксиологически обусловлены. Возврат к традиционным ценностям, идеальному патриархальному прошлому связан у драматурга с жанром комедии. Попытки осмыслить действительность, найти выход из ценностного кризиса эпохи выливаются в жанровые формы трагифарса, драмы и трагикомедии.

5. Сюжетно-мотивная структура пьес С.Л. Лобозёрова также ценностно детерминирована и отражает становление мировоззрения автора. От сюжета-непонимания драматург переходит к сюжету-

искушению и сюжету-испытанию; от взаимопонимания как главной ценности в жизни человека к ценности стойкой в своих нравственных убеждениях личности.

6. Выявленные в ходе исследования закономерности позволяют говорить о существовании театра Лобозёрова как своеобразного, целостного и законченного явления, значение которого в русской литературе и культуре еще предстоит оценить.

Теоретическая значимость результатов данного диссертационного исследования заключается в изучении поэтики художественного мира современного драматурга с точки зрения аксиологии, что способствует постижению глубинных смыслов его творчества как значимого явления отечественной литературы.

Практическое значение диссертационной работы заключается в возможности ее использования в курсах вузовского и школьного преподавания современной русской литературы, а также в преподавании спецкурсов по художественной аксиологии, по современной драматургии на филологических факультетах университетов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена исследованию аксиологической составляющей драматургии С.Л. Лобозёрова, выявлению типологических, жанрово-композиционных особенностей его творчества. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.01 - русская литература, пунктам 4, 7, 9 области ее исследования.

Степень достоверности результатов исследования подтверждена в выступлениях на конференциях различного уровня. Апробация диссертационной работы прошла на заседаниях кафедры русской литературы филологического факультета Бурятского государственного университета, на международных научных конференциях «Россия-Азия: ценностные установки и социальный опыт» (Улан-Удэ, 2012 г.), «Евразийский фронтир: проблемы взаимодействия культур в многонациональном обществе» (Улан-Удэ, 2012 г.), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов филологического факультета (2009, 2010, 2011, 2012 гг.).

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 146 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении данного исследования дается анализ степени разработанности научной темы, обосновывается ее актуальность, выбор проблемы изучения, раскрывается новизна, а также определяются цель, объект, предмет, задачи работы, теоретико-методологические принципы и основы, раскрьгвается ее теоретическая и практическая значимость, представляются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема характера в аспекте аксиологического подхода» предлагается классификация типов героев драматургии СЛ. Лобозёрова, разработанная на основе авторских ценностей и эмоционально-ценностных ориентаций героев. Термин принадлежит А.Т. Касаткиной, которая подразумевала под ним способ отношения героя к миру, его реакцию на мир3.

Данная классификация разделяет героев Степана Лобозёрова на два главных типа: тип «обычного» героя и тип «иного» героя. Последний тип героев подразделяется на подтипы: «запутавшийся» герой, антигерой, герой-резонер и герой-интеллигент. Данная классификация, как и любая другая, во многом условна, но она позволяет глубже проникнуть в ценностный мир художественных произведений С.Л. Лобозёрова и взглянуть на творчество драматурга под другим углом.

В первом разделе первой главы «Обычный герой в драматургии СЛ. Лобозёрова» вводится и характеризуется тип «обычного героя».

К типу «обычного» героя относятся персонажи ранних пьес драматурга «Маленький спектакль на лоне природы» (1982) и «По соседству мы живем» (1985), а также герои более поздних пьес: Катерина и Тимофей («Семейный портрет с посторонним» (1994), «Семейный портрет с дензнаками» (1998), Бабка и Дед из трагикомедии «В ста шагах от праздника» (2007). Верность типу «обычного» героя можно объяснить личной приверженностью драматурга

3 Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. - Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. -М.: Наследие, 1996. - 336 с. - С. 11.

С.Л. Лобозёрова к традиционному укладу жизни, симпатией к рядовым, «обычным» людям — жителям городов и деревень.

Важнейшей чертой «обычного» героя в драматургии С.Л. Лобозёрова является его приверженность традиционным онтологическим ценностям, к которым относятся семья из трех поколений, дети, род, деревенский, самостоятельно построенный дом, праздник как семейное торжество и отдых, старинная песня как способ связать поколения, упорядочить хаос бытия. «Обычные» герои ценят зажиточность и домовитость как следствие каждодневного труда и бережливости. Нужно отметить, что в творчестве С.Л. Лобозёрова отразилась культура семейских - староверов Забайкалья, - в которую драматург был погружен с детства, так как родился в семье старообрядца Луки Лобозёрова (в 1946 г.).

В диссертационном исследовании ценности героев как драматических характеров рассматриваются с акцентом на том, как они раскрываются по отношению к конфликту. Конфликт в пьесах, персонажами которых являются «обычные» герои, напрямую связан с семьей. Так, конфликт «Маленького спектакля на лоне природы» связан с различными стремлениями мужчины и женщины, разным отношением к браку: для женщины характерно желание создать крепкую семью, для героя-мужчины важна творческая самореализация и самоутверждение, семья занимает разное место в сознании жителей деревни и горожан. Конфликт в пьесе «По соседству мы живем» связан со столкновением традиционного отношения к семье и современными реалиями, которые, по мысли С.Л. Лобозёрова, ведут к разрушению самого института семьи, одиночеству, сиротству. Глубинный конфликт пьесы «Семейный портрет с посторонним» - это конфликт внутри самой семьи, все члены которой, кроме Бабки, сближены между собой в одном качестве — все они находятся в состоянии неудовлетворенности жизнью. Такое состояние изображенной в комедии семьи доказывает, что для ее автора правильная, даже идеальная жизнь, при которой человек чувствовал себя состоявшимся, осталась в историческом прошлом. В современной жизни состояние неудовлетворенности, тревоги и неблагополучия, с точки зрения драматурга, связаны не с социальными потрясениями, а с нарушением традиционного распределения ролей между мужчиной и женщиной в семье, с потерей связи между поколениями. Рассмотренные особенности конфликтов в пьесах позволяют не

только вывести один из основных характеризующих признаков, согласно которому семья для «обычных» героев - это едва ли не главная ценность, но и определить ряд ключевых ценностей и антиценностей самого драматурга.

Тип «обычного» героя неоднороден, ценности его представителей различаются в зависимости от возраста и пола. Носителями традиционных ценностей в чистом виде у С.Л. Лобозёрова выступают представители старшего поколения; герои среднего возраста в той или иной степени отклоняются от нормы, они подвержены влиянию алкоголя, не всегда честны, часто ленивы. При этом героиня-женщина отличается большей духовной силой, чем герой-мужчина, она является главой семьи и главным добытчиком, как, например, Агриппина в «Маленьком спектакле на лоне природы», Катерина в «Семейном портрете с посторонним». Дети в драматургии С.Л. Лобозёрова часто являются внесценическими персонажами, но при этом выполняют важную сюжетообразующую функцию: «обычные» герои С.Л. Лобозёрова действуют для детей и во имя детей. С образами детей в драматургии С.Л. Лобозёрова связаны надежды на возрождение традиционных ценностей и на гармонизацию бытия.

Через образы «обычных» героев возможен выход на уровень авторской аксиологии. С.Л. Лобозёров разделяет ценности своих «обычных» героев, но в то же время ценностная сфера автора шире и богаче, чем ценностная составляющая его не склонных к рефлексии и самоанализу героев. Сохранение родовых корней и родовой памяти, традиционное распределение ролей в семье, взаимопонимание, сострадание и бескорыстная помощь - все это, безусловно, относится к важным онотологическим и гносеологическим ценностям С.Л. Лобозёрова.

Во втором разделе первой главы «Поиски «иного» героя» рассматривается обширный, многосоставной тип «иного» героя, во многом противоположного типу «обычного героя». Он появляется в пьесах С.Л. Лобозёрова 1990-х и 2000-х гг.: «От субботы к воскресенью» (1988), «Коммерсанты» (1990), «Семейный портрет с посторонним» (1994), «Семейный портрет с дензнаками» (1998), «Его алмазы и изумруды» (1995), «В ста шагах от праздника» (2007). Поиски «иного» героя в творчестве С.Л. Лобозёрова связаны и с реалиями эпохи, социально-экономическими потрясениями и ценност-

ным кризисом 1990-х гг., которые поставили перед писателями новые проблемы и потребовали новых героев, и с духовными поисками самого драматурга.

«Иной» герой отличается от «обычного» героя прежде всего своими ценностными ориентациями. Ценностные ориентации «иного» героя могут быть прямо противоположны традиционным ценностям «обычного» героя, как это происходит у «запутавшегося» героя, антигероя, либо приближены к авторским ценностям, как у героя-резонера. Кроме того, ценностные ориентации «иного» героя могут колебаться между исторически закрепившимися духовными ценностями и ценностями новой эпохи, при этом сам герой — назовем его «герой-интеллигент» — обладает более сложным по сравнению с «обычным героем» внутренним миром.

«Запутавшийся» герой С.Л. Лобозёрова — это, по сути, «обычный» герой, который в силу различных жизненных обстоятельств отказался от традиционных ценностей, стал пьяницей, дебоширом, бездомным, душевно очерствел или просто в силу своего небольшого жизненного опыта не смог найти правильную дорогу в жизни. Таковы Григорий и Фёдор из пьесы «От субботы к воскресенью», Васёк и Николай из «Коммерсантов».

Антигерой еще более далек от традиционной системы ценностей, чем запутавшийся герой. Поступки запутавшегося героя — следствие его заблуждений; поступки антигероя целенаправленны и связаны с его ложными ценностями, в основном материальными. Яркий пример антигероя в творчестве Степана Лобозёрова — Михаил («Семейный портрет с дензнаками»), который одержим идеями быстрого обогащения, в своей ценностной шкале ставит богатство выше дома, семьи, детей, рода, родины, веры.

Герой-резонер открыто транслирует в пьесе авторские ценности, демонстрируя учительную позицию драматурга по отношению к читателю (зрителю), авторское стремление к деятельному преобразованию окружающей действительности. Образ героя-резонера в драматургии Лобозёрова постепенно усложняется: от Бабки из «Семейного портрета с дензнаками» до Отца и Матери из «Его алмазов и изумрудов» и Семёна из пьесы «В ста шагах от праздника. В этом процессе теряются комические черты и приобретаются черты трагикомического героя, стремящегося преодолеть разлад с окружающей действительностью. В понимании героя-резонера и ав-

тора достижение гармонии связано с возвращением к традиционным ценностям «обычных» героев, что свидетельствует о неизменности авторских ценностей на всем протяжении творчества: ценности усложняются, обогащаются, но основа остается прежней.

Следующий тип лобозеровского героя - тип героя-интеллигента - достаточно редок в творчестве драматурга. Он появился позже всех остальных - в трагикомедии «Его алмазы и изумруды», однако истоки типа героя-интеллигента следует искать еще в первой комедии Лобозёрова «Маленький спектакль на лоне природы», в образах городских дачников - художника Владимира и филолога Вики Старковых. В образах Владимира и Вики наметились будущие черты героя-интеллигента: горожанин с несколько более сложным, чем у жителя деревни, внутренним миром, находящийся в конфликте с собой, с окружающими или с действительностью.

Интеллигент у Лобозёрова - это не столько человек, принадлежащий к определенной социальной прослойке, сколько эпохе кризиса, тот, кто в силу своих нравственных качеств не смог или не захотел приспособиться к новой рыночной действительности. Думается, что подобный герой мог появиться только в литературе постперестроечного периода, когда понятие «интеллигент» стало ассоциироваться с бедностью, неумением зарабатывать деньги, неприспособленностью к реальной жизни. Понимая истоки подобного отношения к интеллигенции, Лобозёров тем не менее не может с ним смириться. Для драматурга человек, вся деятельность которого, по сути, посвящена другим людям, их образованию, воспитанию, лечению, - это неоспоримая ценность. Именно поэтому автор так озабочен судьбой своих героев-интеллигентов, которые, с точки зрения драматурга, стали последним оплотом духовности и нравственности в уродливом современном мире.

Конфликт с участием героев-интеллигентов - это конфликт субстанциальный, устойчивый, постоянный, почти не зависящий от волеизъявления героя. В пьесе «Его алмазы и изумруды» разворачивается конфликт между поколениями с разными системами ценностей, между «неправильной» любовью и традиционным укладом жизни, чувствами и сыновним долгом. В пьесе «В ста шагах от праздника» - конфликт между человеком и современным обществом «дикого капитализма», в котором человеку умственного труда

нет места. Выбор героев внушает надежду на лучшее, на возвращение к традиционным устоям, но не сущность конфликта. Отсюда вытекает важная особенность героя-интеллигента, который не участвует в развитии конфликта и всегда оказывается жертвой неблагоприятных обстоятельств. Для читателя интересно прежде всего то, каким образом герой выйдет из сложившейся ситуации, сумеет ли сохранить в себе нравственное начало.

В отличие от всех остальных героев С.Л. Лобозёрова, для типа героя-интеллигента характерна рефлексия, острые переживания, которые заставляют его задуматься о поступках, идущих вразрез с традиционными ценностями, нравственные колебания, размышления об устройстве мира и Боге. К типу героя-интеллигента относятся Василий из пьесы «Его алмазы и изумруды», Виктор и Ирина из трагикомедии «В ста шагах от праздника». При этом важной чертой в характере героя-интеллигента является невозможность «переступить» через нравственные ценности, традиционные устои, волю родителей. Неспособность героя «переступить» раскрывает важную мировоззренческую позицию С.Л. Лобозёрова, о которой пишет В.В. Башкеева: «Человек не может рассматриваться отдельно от общего контекста, человек не может обособиться до такой степени, чтобы создать себе индивидуальную нравственность. В таком случае все остальные люди для него — пыль, и он своим поведением активно способствует превращению людей в пыль»4.

В итоге именно благодаря общим духовным ценностям герои-интеллигенты объединяются перед лицом суровых жизненных обстоятельств и достигают гармонии с собой и с окружающим миром, что является праздником в авторской концепции.

Таким образом, в своем творчестве драматург С.Л. Лобозёров проходит путь от относительно простого и нерефлексирующего «обычного» героя к достаточно сложному типу героя-интеллигента с богатым внутренним миром. Типология героев отразила творческие искания драматурга, поиски ответов на самые животрепещущие вопросы современности и стала одной из черт художественно-

4 Башкеева В.В. Семья в драматургии Степана Лобозёрова // Концепты в литературе Бурятии транзитивного периода : кол. монография / отв. ред. В.В. Башкеева, С.С. Имихелова. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. -Вып. 4. - С. 135.

го явления, которое С.С. Имихелова назвала «театром Лобозёро-ва»5.

Вторая глава диссертации носит название «Аксиологический потенциал жанровых решений и сюжетной структуры в пьесах С.Л. Лобозёрова». В данной главе выявляются отношения внутренней связи, взаимообусловленности между жанром, сюжетом драматургического произведения С.Л. Лобозёрова и авторскими ценностями. Немалую роль при этом играют ценности героев С.Л. Лобозёрова, которые могут как совпадать, так и не совпадать с ценностями автора.

В первом разделе второй главы «Ценностное содержание жанров комедии и трагедии» сделана попытка раскрыть аксиологическое содержание жанров комедии и трагедии. Сложность заключается в том, что специальных монографий, посвященных аксиологии жанра, до сих пор не создано. Однако, опираясь на ряд теоретических работ по теории литературы, литературоведению и культурологии — «Поэтику» Аристотеля, «Теорию драмы от Гегеля до Маркса» А. Аникста, «Морфологию искусства» М.С. Кагана, «Жизнь драмы» Э. Бэнтли и ряд других, можно в самом общем виде сформулировать особенности жанров трагедии и комедии с точки зрения аксиологии.

Аксиологическая природа трагедии проявляется в том, чтобы через выражение высших ценностей и антиценностей, таких как сострадание и страх, привести человека к эмоциональному очищению - катарсису, который сам по себе является ценностью. При этом высшие ценности в трагедии находятся под угрозой, и героям приходиться платить за них другой важной ценностью - жизнью. По своей концентрации антиценности в трагедии существенно преобладают над ценностями, однако в итоге победа антиценностей на сюжетном уровне способствует утверждению ценностей на нравственном и эстетическом уровнях, примером чего может служить трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира. На то, что антиценности в трагедии все же преодолимы, указывает литературовед Э. Бентли: «Эстетическое преодоление страдания, беспорядка и бессмысленности имеет нравственное значение. Оно означает мужество, кото-

5 Имихелова С.С. Алмазы и изумруды Степана Лобозёрова // В ста шагах от праздника. - Улан-Удэ, 2007. - С. 315.

рое вполне можно назвать трагедийной добродетелью. Кроме того, в трагедии есть элемент мудрости. Отказ от объяснения мироздания, воспринимаемого в качестве неразрешимой загадки, даже попытка избавиться на время от невыносимого бремени, которым мироздание лежит на нас, - в этом, право же, есть толика мудрости»6.

В комедии ценности одерживают победу над антиценностями не только на нравственном, эстетическом, но и на сюжетном уровне. По сути, сюжет комедии - это преодоление антиценностей на пути к высшим ценностям. Таким образом, основное аксиологическое содержание комедии - высмеивать антиценности и через смех утверждать подлинные ценности человеческого бытия. По определению Гегеля, «всеобщая почва комедии — это мир, где человек как субъект сделал себя полным хозяином всего того, что значимо для него в качестве существенного содержания его знания и свершения; мир, цели которого разрушают поэтому сами себя своей несущественностью»7. A.A. Аникст «расшифровывает» гегелевское высказывание следующим образом: основой истинно комического является, с одной стороны, сознание и понимание природы вещей, какими они должны быть соответственно своему назначению и ценности, а с другой - проявление такого субъективного стремления, которое вступает в противоречие с действительными жизненными ценностями и понятиями8. Таким образом, конфликт комедии в самом универсальном виде представляет собой столкновение ценностей и реальной действительности, которая является порождением человеческой деятельности. По Гегелю, в комедии не судьба и не рок (как часто бывает в трагедии), а сам человек является источником антиценностей.

Во втором разделе второй главы «Аксиологическая составляющая в эволюции жанра в драматургии С. Л. Лобозёрова» рассматривается эволюция жанров от комедии к трагикомедии через жанры трагифарса и драмы, выявляется связь между авторскими ценностями и выбором жанра. Анализируя жанровое своеобразие драматургии C.JI. Лобозёрова, мы обращаемся в том числе и к ав-

6 Бэнтли Э. Жизнь драмы. - М. : Айрис-пресс, 2004. - С. 239.

7 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т.-М. : Искусство, 1668-1973.-Т. 3.-С. 579.

8 Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. - М.: Наука, 1983. - С. 111.

торским жанровым определениям, что позволяет глубже проникнуть в ценностный мир автора.

Свое творчество С.Л. Лобозёров начинает с комедий «Маленький спектакль на лоне природы» (1982) и «По соседству мы живем» (1985). Несмотря на авторское жанровое определение «сцены», последняя пьеса по своей сути является комедией, так как понятие «сцены», в отличие от комедии, не является жанровым определением, а больше относится к сюжетно-композиционной структуре произведения.

В жанре комедии драматург обращается к ценностям традиционного уклада жизни: семья, дом, дети, соседство, праздник, песня, гостеприимство и другие. В комедиях ценности ощутимо преобладают над антиценностями, а трудности героев легко решаются через преодоление главной на этом этапе творчества авторской антиценности - непонимания.

Начиная с кризисной пьесы «От субботы к воскресенью» (1988) взгляд драматурга все чаще приковывают антиценности, угрожающие и человеку, и семье, и роду, и деревне, и стране в целом. Соответственно, меняется и жанровая форма пьес - от комедий С.Л. Лобозёров переходит к трагифарсу.

В трагифарсе «От субботы к воскресенью» фарсовое начало создают сам факт побега жены от мужа к соседу в сцене «День субботний» и ободранная собака, принятая героем за барана, в «Дне воскресном». При этом жизнь героинь Катерины и Клавдии показана автором как глубоко трагичная, так как они вынуждены терпеть пьянство, оскорбления и насилие со стороны мужей. В жанре трагифарса С .Л. Лобозёров создает и следующую пьесу «Коммерсанты» (1990), в которой обращается к мотивам разрушения, гибели, изображает, как оказываются изломанными судьбы молодых героев Васька и Николая.

В жанре трагифарса С.Л. Лобозёров обращается к таким антиценностям, как пьянство, насилие, безответственность, легкие деньги, преступление, потеря связей между поколениями, разрушение семей, одиночество, безнадежность. При этом через изображение антиценностей Лобозёров продолжает утверждать ценности традиционного уклада, такие как ценности семьи, дома, нравственные и духовные ценности.

Вторичное обращение С.Л. Лобозёрова к жанру комедии в 1994 г., когда была написана пьеса «Семейный портрет с посторонним», необъяснимо с точки зрения реалий эпохи. Но с точки зрения аксиологии обращение к комическому вполне оправданно и обоснованно, ведь жизнеутверждающий пафос комедии дает человеку силы, чтобы пережить «смутные времена». Не найдя жизнеутверждающих начал в окружающей действительности, С.Л. Лобозёров смоделировал их сам в мире своего драматургического произведения. Такими жизнеутверждающими основами в творчестве драматурга являются традиционные, патриархальные, идеальные, с точки зрения автора, ценности: крепкая семья, дети, дом. Традиционные ценности в творчестве С.Л. Лобозёрова оказались прочно связаны с жанром комедии, что свидетельствует об остром ощущении жанра у драматурга.

В дальнейшем поиск ответов на самые острые вопросы современности — что есть долг, что значат семейные узы, через что можно переступить, а через что - нельзя, какую цену можно заплатить за личное счастье, — заставляет С.Л. Лобозёрова обратиться к жанру драмы. При этом драматург дает драме «Его алмазы и изумруды» (1995) авторское жанровое определение «пьеса», что характерно для драматургии XX в. Авторское определение «пьеса» говорит о стремлении автора к объективности и одновременно несет в себе некую жанровую неопределенность, связанную с тем, что в «Его алмазах и изумрудах» автор впервые поставил под сомнение традиционные ценности. Поиск ответа на важный для драматурга вопрос «Можно ли в изменившемся мире пренебречь традиционным укладом жизни ради личного счастья?» породил жанровый синкретизм пьесы - драма с элементами комического, трагического, мелодраматического жанровых начал.

Философский подтекст пьесы связан в первую очередь с названием «Его алмазы и изумруды», нетипичным для творчества С.Л. Лобозёрова, указывающим на некие авторские сверхценности — «алмазы и изумруды». Обращение к тексту пьесы позволяет предположить, что такой сверхценностью для Лобозёрова является Любовь в ее христианском, точнее православном, значении, которая неразрывно связана с бескорыстием, самопожертвованием, заботой, дарением, добротой к ближнему. Необходимо подчеркнуть, что в драме «Его алмазы и изумруды» С.Л. Лобозёров остался верен себе

и пришел к выводу, что сохранение основ миропорядка важнее личных чувств и желаний. Это роднит драму «Его алмазы и изумруды» со всем предшествующим творчеством драматурга.

Нарастание трагедийного в мироощущении закономерно приводит Лобозёрова к жанру трагикомедии. В данном жанре написаны «Семейный портрет с дензнаками» (1998) и «Семейный портрет с посторонним» (2007).

Несмотря на авторское жанровое определение «трагикомедия», пьесе «Семейный портрет с дензнаками» присущ ряд не характерных для трагикомедии признаков. Это деление героев на положительных и отрицательных, активные действия героев, которые отнимают или, наоборот, защищают деньги, и др. Сцена ограбления зятем тещи и тестя вносит в пьесу элемент фарса. С трагикомедией пьесу роднит принципиальная неразрешимость конфликта между человеком и силой денег, а также апелляция к высшим духовным ценностям, которые вводятся в пьесе от имени Бабки: «Не давай ты нам пока, Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом твоего Разума»9. Очевидно, что речь идет не об интеллектуальных и логических способностях человека, а о его духовной силе, способности противостоять соблазнам.

Жанр трагикомедии в творчестве С.Л. Лобозёрова окончательно оформился в пьесе «В ста шагах от праздника» (2007). Опираясь на традиционные ценности, драматург обращается в жанре трагикомедии к православным ценностям: вере, любви к ближнему, прощению, милосердию, самопожертвованию, раскаянию, празднику как воскресению, жизни вечной, а также утверждает общечеловеческие духовные ценности: ценность гармонии с собой и окружающим миром, ценность поддержки, единения. При этом, как и в предыдущих пьесах драматурга, герои больше заняты своими бытовыми делами, чем философствованием. Выход на духовные ценности автора, заложенные в пьесе, возможен через анализ жанра произведения.

Как считают исследователи С. Козлова, Д. Стайн, В. Черкасов, К. Гутке, Н. Фадеева, в основе трагикомедии лежит ирония, ориентирующаяся на объединение позитивного и негативного, сочувст-

9 Лобозёров С.Л. В ста шагах от праздника. Сборник пьес. - Улан-Удэ : НоваПринт. — С. 271.

вия и насмешки. С.Л. Лобозёров, с одной стороны, сочувствует своим героям, которые по стечению обстоятельств оказались в тяжелой ситуации (умерла жена, бросил муж, школьные рэкетиры поставили на «счетчик»). Но, с другой стороны, автор дает понять, что во многих своих бедах герои виноваты сами. Жизнь героев безрадостна, потому что они не хотят и не могут пройти сто шагов до праздника - переосмыслить свою жизнь и увидеть в ней светлые стороны, пересмотреть свое отношение к другим людям, поверить в Божье провидение и таким образом обрести гармонию с самим собой. Между тем, по убеждению драматурга, в силах героев сохранить в себе нравственное и духовное начало, человечность, умение понимать и прощать, готовность помогать ближнему.

В третьем разделе второй главы «Ценности в сюжетной структуре пьес С.Л. Лобозёрова» рассматриваются три сюжетные схемы, характерные для творчества С.Л. Лобозёрова: сюжет-непонимание, сюжет-искушение и сюжет-испытание и их аксиологическое содержание.

Взаимопонимание является сквозной ценностью в драматургии С.Л. Лобозёрова, однако не всегда непонимание между героями является «двигателем» сюжета. Сюжет-непонимание характерен для тех пьес Лобозёрова, которые по жанру являются комедиями («Маленький спектакль на лоне природы», «По соседству мы живем», «Семейный портрет с посторонним»), В них непонимание легко разрешается во многом благодаря ориентации обычных героев на традиционные ценности. В финале комедий между героями воцаряется взаимопонимание и гармония, граничащая с идиллией. Исключением является комедия «Семейный портрет с посторонним», в которой между героями встала антиценность обмана, не преодоленная через раскаяние и прощение.

Для трагифарса в творчестве С.Л. Лобозёрова характерен сюжет-искушение, в образе того, чем искушается герой, выступают его стремления и желания: новая жизнь с новым хорошим мужем, спокойная жизнь для себя, алкоголь, обеспеченная жизнь и др. Герои пьес «От субботы к воскресенью» и «Коммерсанты» сталкиваются с искушением и поддаются ему. «Запутавшемуся» герою, потерявшему связь с нравственными ценностями и ценностями традиционного жизненного уклада, не на что опереться в ситуации выбора, поэтому искушение становится для него непреодолимым.

В последующих пьесах драматурга - в драме «Его алмазы и изумруды», трагикомедиях «Семейный портрет с дензнаками» и «В ста шагах от праздника» - в основе сюжета лежит испытание, связанное с преодолением жизненных трудностей, борьбой с обстоятельствами и с самим собой. Испытание любовью, которое проходит Василий («Его алмазы и изумруды») позволяет Лобозёрову открыть в своем творчестве нового героя, который по ряду признаков относится к типу героя-интеллигента, но при этом стоит в драматургии С.Л. Лобозёрова несколько особняком. Это сильный духом герой-мужчина, который готов взять на себя ответственность не только за любимую женщину и родителей, но и за судьбу всего мира. Испытание деньгами позволяет драматургу вывести тип антигероя, который в силу своих личностных качеств не способен пройти испытание (Михаил, «Семейный портрет с дензнаками»), раскрыть все худшее, что может быть в человеке.

Испытание деньгами проходят герои трагикомедии «В ста шагах от праздника», причем, с точки зрения героев, пройти испытание - значит суметь обмануть, урвать, то есть совершить то, на что они не способны. С точки зрения автора и читателя пройти испытание - значит не суметь переступить через духовные ценности.

Закономерно, что герои-интеллигенты, воспитанные на духовных ценностях русской культуры, испытание выдерживают, а антигерой Михаил, ориентирующийся исключительно на современные, материальные, ценности, - нет. Наградой герою за пройденное испытание становится гармония с окружающим миром и с самим собой.

Таким образом, выбор жанра в драматургии С.Л. Лобозёрова ценностно детерминирован и направлен на наиболее полное раскрытие авторской аксиологической позиции на данном этапе творчества. Типы сюжетов пьес С.Л. Лобозёрова, к которым относятся сюжет-непонимание, сюжет-искушение и сюжет-испытание, также связаны с ценностями автора и ценностями героев. На уровне сюжета, независимо от его типа, автор продолжает утверждать традиционные нравственные и духовные ценности, делая это напрямую или через отрицание антиценностей. Выявленные жанровые и сюжетные закономерности в творчестве драматурга позволяют говорить о театре Лобозёрова как о сложившемся художественном явлении.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основополагающие черты театра Лобозёрова: наличие стройной типологии героев, четкая последовательность в выборе жанра и типа сюжета, корреляция типов героев, жанра и сюжета через особый, ценностный пласт произведения, включающий в себя ценности автора и ценности его героев.

Также в заключении кратко обозначены возможные перспективы работы. Во-первых, целесообразно использовать аксиологический подход для рассмотрения последней из написанных на сегодня пьес С.Л. Лобозёрова «Вечерний звон» (2013), рассмотреть которую в рамках данной работы не представилось возможным. Во-вторых, продуктивно было бы апробировать аксиологический подход на большем количестве произведений литературы Бурятии. Возможно, это позволит не только глубже проникнуть в художественный мир авторов, но и выявить ряд ценностных концептов, являющихся особенностью региональной литературы, культуры и мировидения в целом.

Список публикаций по теме диссертации

Содержание диссертационной работы представлено в шести статьях, в том числе из перечня ВАК МОиН РФ:

1. Вторушина Н.И. Художественная аксиология в комедии С. Лобозёрова «Маленький спектакль на лоне природы» [Текст] / Н.И. Вторушина // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Филология». -2012.-№10.-С. 126-131 (из перечня ВАК).

2. Вторушина Н.И. Развитие аксиологических доминант в драматургии С. Лобозёрова: от «Семейного портрета с посторонним» к «Семейному портрету с дензнаками» [Текст] / Н.И. Вторушина // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Язык. Литература. Культура». — 2013.-№1.-С. 115-124.

3. Вторушина Н.И. Пьеса С. Лобозёрова «По соседству мы живем» : аксиологический аспект [Текст] / Н.И. Вторушина // Россия - Азия: ценностные установки и социальный опыт : сборник научных статей по результатам работы международной научной конференции (16-19 июня 2011 г.). — Вып. 4. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. -С. 15-18.

4. Вторушина Н.И. Праздник как ценность в драматургии Степана Лобозёрова [Текст] / Н.И. Вторушина // Евразийский фронтир: проблемы

взаимодействия культур в многонациональном обществе : сборник научных статей / науч. ред. И.С. Болдонова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. - С. 199-202.

5. Вторушина Н.И. Типология героев в драматургии Степана Лобозё-рова [Текст] / Н.И. Вторушина // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 25-28.

6. Вторушина Н.И. Аксиологический потенциал жанровых решений в драматургии С.Л. Лобозёрова [Текст] / Н.И. Вторушина // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 28-33.

Свидетельство о государственной аккредитации № 1289 от 23 декабря 2011 г.

Подписано в печать 6.11.13. Формат 60x84 1/8. Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 100. Заказ 635.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а riobsu@gmail.com

 

Текст диссертации на тему "Драматургия С.Л. Лобозерова"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «БГУ»)

На правах рукописи

04201 451 41 4

Вторушина Надежда Ивановна

ДРАМАТУРГИЯ С.Л. ЛОБОЗЁРОВА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 10.01.01 «Русская литература»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, В.В. Башкеева

Улан-Удэ 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В АСПЕКТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.....................................................................................................................20

1.1. Обычный герой» в драматургии С. Л. Лобозёрова.........................................20

1.2. Поиски «иного» героя»......................................................................................50

ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРОВЫХ РЕШЕНИЙ И СЮЖЕТНОЙ СТРУКТУРЫ В ПЬЕСАХ С.Л. ЛОБОЗЁРОВА................................89

2.1. Ценностное содержание жанра комедии и трагедии......................................89

2.2. Аксиологическая составляющая в эволюции жанра в драматургии

С. Л. Лобозёрова......................................................................................................100

2.3. Ценности в сюжетной структуре пьес С. Л. Лобозёрова.............................121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................136

Список использованной литературы.........................................................................140

ЬЬЕДЕН ИЕ

Развитие русской и русскоязычной литературы в Бурятии в 80-е годы XX века, в годы позднего социализма и постперестроечный период, ознаменовалось рядом явлений, среди которых следует назвать активное развитие драматургии. Степан Лобозеров, Геннадий Башкуев и другие авторывнесли заметный вклад в художественное осмысление проблем этого времени.

Сегодня уже можно смело утверждать, что драматург С. Л. Лобозеров (род.в 1946 г.) - автор не регионального, а всероссийского уровня. Тема, к которой он обращается в большинстве своих пьес - тема деревни в меняющемся мире, - подключает его творчество к авторитетной и важной традиции советской литературы XX века, традиции «деревенской прозы».

Первые пьесы С.Л. Лобозёрова вышли в предперестроечные годы, следующие в годы перестройки и постперестройки. Совершенно естественно, что в своей драматургии С.Л. Лобозеров отразил насущные вопросы времени и попытался дать решение актуальных проблем. В кризисный для национальной культуры период драматург обратился к ценностям деревенского уклада, переняв опыт своих предшественников - В.И. Белова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, М.А. Варфоломеева, напомнил о нравственных, бытийных ценностях,которые являлись и являются основой национальной духовности и в художественном произведении воплощаются на различных уровнях поэтики.Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размыты нравственные ориентиры, когда деформация личности человека, не различающего, где добро, а где зло, приобрела угрожающий характер, когда целые поколения людей находятся в плену ложных установок, как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу литературы - как классической, так и современной, осмыслить роль традиционных ценностей в жизни человека.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что

спектакли по пьесам C.JI. Лобозёрова успешно идут на сценах более чем двухсот российских театров, включая Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр им. Н.П. Акимова и другие, несмотря на снятый государственным телеканалом «Россия» художественный фильм «Именины» по мотивам комедии «Семейный портрет с посторонним», несмотря на огромную популярность лобозёровских пьес, творчество драматурга до сих пор остаётся малоизученным. Не опубликовано ни одной монографии, ни одного научного сборника, ни одной кандидатской диссертации, посвященных драматургии крупного современного автора С.Л. Лобозёрова. Особенности тематики, проблематики, жанровой и композиционной структуры пьес С.Л. Лобозёрова рассмотрены лишь в ряде литературоведческих статей, авторство которых принадлежит С.С. Имихеловой, В.В. Башкеевой, O.A. Колмаковой, Е. Гильмулиной, Т.В. Авдохиной.

В заключительной статье «Алмазы и изумруды Степана Лобозёрова» к первому и пока что единственному сборнику пьес драматурга «В ста шагах от праздника» (2007) С.С. Имихелова делает краткий обзор почти всех написанных драматургом пьес и приходит к выводу о существовании в современном художественном процессе особого явления под названием «театр Лобозёрова», для которого характерен особенный, индивидуальный стиль, а также талантливое отражение современной действительности [Имихелова, 2007].

В том же сборнике была опубликована статья Е. Гильмулиной «Сценическая жизнь пьес драматурга Степана Лобозёрова», посвященная постановкам пьес драматурга в Государственном русском драматическом театре им. Бестужева. Собственно литературоведческий анализ драматургии С.Л. Лобозёрова в статье отсутствует, однако исследовательница делает немаловажный для последующего изучения творчества драматурга вывод о

серьёзности нравственной проблематики в «весёлых и остроумных» комедиях Лобозёрова [Гильмулина, с. 312-314].

Жанровое разнообразие пьес С.Л. Лобозёрова рассматривает в одноименной статье O.A. Колмакова. Исследовательница пишет об укоренённости драматурга в традициях социально-бытовой и социально-психологической драмы, чем объясняется отсутствие в его пьесах таких примет «новой» драмы, как нагромождение нелепостей быта, гротескность созданной картины мира, шокирующая откровенным цинизмом речь героев. Автор статьи отмечает, что в произведениях С. Л. Лобозёрова присутствует «необыкновенная авторская причастность, теплота, доходящая порой до сентиментальности» [Колмакова, с. 141-147].

Концепции семьи в творчестве С.Л. Лобозёрова посвящена статья В.В. Башкеевой «Концепт «семья» в драматургии С.Л. Лобозёрова». Как особенность творчества С.Л. Лобозёрова исследователь выделяет доминирование в его пьесах большой патриархальной трёхпоколенной семьи, рассматривает отношения между членами семьи, особенности каждого поколения, ищет ответ на вопрос, кто, по Лобозёрову, виноват в том, что семья в современном мире оказалась под угрозой гибели [Башкеева, с. 125-137].

Исследователей волнуют и более частные вопросы - к поэтике пьесы «Коммерсанты» обращается Т.В. Авдохина в заключительной статье «Такие разные, незнакомые лица» к сборнику «Пьесы молодых драматургов» (1989). Литературовед рассматривает проблематику «Коммерсантов» с точки зрения жанра трагикомедии и выделяет главное отличие этой пьесы от всех остальных в творчестве С.Л. Лобозёрова - «изображённый мир говорит о неблагополучии и неустроенности» [Авдохина, с. 165], поскольку герои в изменившемся мире утратили внутреннюю связь с деревней.

Большинство исследователей рассматривают творчество С.Л. Лобозёрова в контексте «деревенской прозы», однако есть и другие подходы. Так, литературовед С.Н. Моторин в монографии «Русская драматургия 80 - 90 годов XX века (поствампиловское направление)» анализирует драматургию С.Л.

Лобозёрова в свете традиций театра Вампилова. По мнению автора монографии. С.Л. Лобозёров продолжает «начатый Вампиловым разговор о семье, провинциальном быте, о человеке провинции и парадоксах его сознания» [Моторин, с. 43]; основой сюжета, конфликта и характеров героев у Лобозёрова, как и у Вампилова, С.Н. Моторин считает парадокс. Автор монографии рассматривает творчество Лобозёрова в одном ряду с творчеством Н. Коляды, Г. Горина, А. Галина, что свидетельствует о достаточно высоком уровне драматурга С.Л. Лобозёрова. В русле послвампиловской драматургии рассматривает творчество С.Л. Лобозёрова и С.С. Имихелова в статье «Поствампиловская драматургия Бурятии (на материале пьес С. Лобозёрова)» (2006).

В этой связи следует отметить, что имя С.Л. Лобозёрова упоминается в статье М. Дубновой «Чудо, деньги, любовь...» как автора пьесы «Семейный портрет с посторонним», которая в 90-е годы занимала лидирующие позиции по количеству постановок в российских театрах. В учебнике С.Я. Гончаровой-Грабовской «Комедия в русской драматургии конца XX - начала XXI века» персонажи пьес С.Л. Лобозёрова рассматриваются в числе социально-экзистенциальных героев современной драматургии.

Почти все литературоведы и театральные критики отмечают в качестве отличительной черты творчества С.Л. Лобозёрова приверженность драматурга к традиционным, патриархальным ценностям, укладу деревенской жизни, но при этом драматургия С.Л. Лобозёрова никогда не рассматривалась в литературоведении в аксиологическом аспекте.

Между тем становящийся всё более распространённым аксиологический подход к исследованию литературных произведений можно считать почти универсальным: он позволяет рассмотреть как содержание, так и форму, как авторскую индивидуальность, так и тенденции читательского восприятия произведения. Синтез литературоведения и аксиологии открывает широкие возможности природы постижения литературного творчества. Постижение концепции автора,погружение в его мировоззрение, в его систему ценностей

остается основным критерием адекватности прочтения. Кроме того, с помощью аксиологического подхода можно объяснить, почему в разные эпохи остывает или подогревается читательский интерес к тем или иным литературным произведениям, ведь читатели ищут в литературе важные для себя ценности.

Сама проблема ценностей как мировоззренческого базиса любой литературы возникла, очевидно, с момента появления искусства слова. Специальный же интерес к ценностям возникает в XX веке в моменты смены цивилизационных парадигм и необходимости ценностного поиска оснований бытия. Фундамент аксиологического подхода в литературоведении заложил в XX веке М.М. Бахтин, который широко использовал понятие «ценность» при анализе историко-литературных явлений. Почти во всех крупных работах он так или иначе обращается к понятию «ценность». Так, в статье «Автор и герой в эстетической деятельности» ценностный подход определяется М. Бахтиным как «ценностно осмысливающая волевая установка» [Бахтин, 1986]. Анализируя творчество Достоевского, ученый высказывает мысль о ценностной направленности слова, выражающей многообразие ценностных отношений говорящего. Главное в диалоге - это рождение новых смыслов, а смысл, по Бахтину, всегда имеет ценностную наполненность. Вертикальная картина мира Достоевского, как она увидена М. Бахтиным, - это христианство и высшие ценности, исходящие из Евангелия.Ценностной шкалой измеряется и понятие «карнавал», теория которого выстраивается на основе биполярной структуры ценностей. Сравнивая ритуальность официальных праздников средневековья и карнавал как праздничную жизнь, М. Бахтин даёт аксиологический портрет карнавала и первое, что в нём выделяет, - свободу: «В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов» [Бахтин, 1990]. Более того, карнавал оказывается связан с высшими целями человеческого существования, с миром идеалов, с утопическим царством всеобщности, свободы, равенства и изобилия. Можно констатировать, что практически ко всем

обсуждаемым явлениям ученый применяет понятие «ценность». Это может свидетельствовать о всеобщем характере проблемы ценности, о связи для М. Бахтина эстетического и ценностного начал.

Одной из первых работ в отечественной культуре, в которой литературные явления и сама личность писателя были рассмотрены с точки зрения аксиологии, стала работа Н.О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953). Особенность философского пути Лосского - от гносеологии и логики через метафизику и теорию ценностей к этике и религиозной философии - обусловила энциклопедический и синтетический характер книги. В первых главах работы проанализированы биографические данные, характер писателя как основание для создания духовной биографии, показано становление системы ценностей. В последующих главах («Абсолютное совершенство», «Теодицея Достоевского», «Мировое зло», «Значение страдания и др.) Лосский даёт глубокую интерпретацию основ религиозного миропонимания писателя.

В середине 1990-х годов к проблеме интеграции литературоведения и аксиологии вплотную подошёл И.А. Есаулов. В монографии «Категория соборности в русской литературе» (1995) он заявил о необходимости применения аксиологического подхода к предмету своего изучения - русской культуре, в частности - русской литературе, аксиологическая обусловленность которой проявилась уже в одном из первых памятников русской литературы «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, в котором четко разграничены ветхозаветная и христианская системы ценностей. Исследователь говорит о доминантном для отечественной культуры типе христианской духовности, ищет систему аксиологических координат, оказавшую воздействие, а возможно, и определившую поэтику русской литературы.

В те же годы активизировалось внимание литературоведов к изучению проблемы ценностей у отдельных авторов. О прочных житейских ценностях, которые стали опорой для национального духа на фронтах Великой Отечественной войны и благодаря которым выжил и победил русский народ, пишет А.Б. Есин в своей статье «О ценностной системе А.Т. Твардовского

(«Василий Тёркин»)» (1995). Стоит отметить книгу Т.А.Касаткиной «Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций» (1996). Художественное воплощение фундаментальных ценностей в национальных литературах Северного Кавказа раскрывает в своей монографии «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» К. Султанов (2001).

В 2005 году была опубликована монография В.Е. Хализева «Ценностные ориентации русской классики», которая посвящена «мироприемлещему началу» в русской литературе, незаслуженно забытому, по мнению исследователя, в советском литературоведении, делавшему упор на революционные взгляды писателей. В анализе литературных произведений от Пушкина до Чехова исследователь исходит из того, что «писателям-классикам было присуще уважительно-бережное отношение к живым человеческим душам, тем феноменам национального бытия, которые обладают неоспоримой ценностью» [Хализев, 2005]. В своей работе автор отразил пристальный интерес русских писателей к человеческой личности, к ситуациям выбора людьми жизненно-практических позиций, к их духовному самоопределению и инициативно совершаемым поступкам.

Одновременно с литературоведами аксиологическую природу литературного творчества изучали в работах философского, эстетического планов: монографии Ю.Б. Борева «Искусство интерпретации и оценки» (1981), A.B. Гулыги «Эстетика в свете аксиологии» (1996), Е.В.Поповой «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), статья Т.Б. Любимовой «Аксиологическое построение произведений искусства» (1996), а также другие исследования по аксиологии.

В своём итоговом труде «Эстетика в свете аксиологии» A.B. Гулыга защищает прекрасное как высшую ценность и определяет место эстетики в системе гуманитарного знания как связующего звена между наукой и этикой: красота, доказывает автор, имеет значение для любого творческого акта, в том

числе и для литературного творчества. В свою очередь, для искусства огромное значение имеет интеллектуальное и нравственное начало.

В статье «Аксиологическое построение произведений искусства» Т.Б. Любимова различает высшие ценности (истина, добро, красота, справедливость, святость, мудрость и др.) и инструментальные ценности - в случае с литературным произведением речь идёт о художественной форме, причем именно высшие ценности формируют сферу потенциального содержания и художественную форму. «Ценности не пассивно отражаются в содержании произведения искусства, а, напротив, они его строят и интегрируют», - считает исследователь [Любимова, с. 101].

В монографии «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), написанной на стыке методологии литературоведения и философии, Е.В. Попова изучает аксиологический фактор в литературном творчестве и методологически обосновывает значимость и перспективность ценностного подхода в литературоведении. На материале русской литературы XIX- XX веков автор показывает возможности ценностного подхода в изучении духовных ценностей отечественной литературы, отразившей национальное само�