автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в борьбе за демократизацию общественной жизни

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Хамитжанова, Сауле Сабитовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в борьбе за демократизацию общественной жизни'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в борьбе за демократизацию общественной жизни"

Ко

На правах рукописи Хвмитжанова Сауле Сабитовна

Духовные оонош содружества русокой и каэахокой интеллигенции в борьбе за демократизацию обще» отвенной ждана

Специальность 09*00,05» - философия политики

Автореферат даооортеции на соискание ученой отепвни доктора ^ялооофских наук

Мооква - 1995

Работа выполнена на кафедре социально-политических теорий Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социально-гуманМтарных наук при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова.

Научный консультант - доктор философских наук,

заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.А.Ануфриев

Официальные оппоненты": доктор философских наук, профессор Э.В.Тадевосян доктор философских наук, профессор В.И.Сперанский доктор философских наук, профессор В.Д.Гранов

Ведущая организация - Московская государственная Академия приборостроения и информатики

' Защита состоится "_"_1995 г. на заседании

диссертационного совета Д.053.05.52 при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119899, г.Москва, Ленинские горы, МГУ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан "_"_ 1995 г.

Ученый секретарь • диссертационного совета,

профессор М.С.Кудряшова

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Интеллигенция во всяком ндустриально развитом обществе является одним из его основных истемообразующих элементов, важной составной частью его соци-льной структуры. В силу сложившейся в советской научной лите-атуре традиции интеллигенция рассматривается в двух аспектах: ак социальный слой /прослойка/ и как социокультурная общность, ба эти аспекта приняты автором как исходные для целей и за-зч данного исследования, при этом основное вщшание уделено горому.

Социокультурное содержание жизнедеятельности интеллигенции советском обществе - тема, недостаточно разработанная; несмо-ря на большую литературу по проблемам интеллигенции, ее роль в ряовном производстве, в создании, сохранении и укреплении ду-эвно-нравственных ценностей, гуманистических идеалов оказалась а периферии научных исследований. В трактовках интеллигенции и гховности превалировали односторонность и идеологизация, что ?ражалось в квалификации интеллигенции как социальной прослой-1 между рабочими и крестьяна'ди, с одной стороны, с другой, ду-звность нак научная категория и явление действительности не гела самостоятельного значения, не идентифицировалась с лично-•ыо, нравственностью, туманностью, не имела человеческого изме-:ния. Так зке недостаточно, на наш взгляд, изучена проблема сод-жества многонациональной /в данном случае русской и казахской/ :теллигенции России, а после 1917 года - СССР в духовной сфере, итоге диалектическая взаимосвязь духовных, демократических и циональных идеалов, следовательно, и духовных процессов в их убокой и тесной взаимосвязи с демократизацией общества, сводным и всесторонним развитием наций не получили должного ос-щения в отечественном обществоведении.

Между тем возрастание роли интеллигенции в обществе явля-ся объективным процессом, что относится не только к сфере ономики и научно-технического прогресса, все большее значе-з приобретают в современных условиях социальные задачи, осоз-ваемые не только учеными, но и широкими массами как жизненно

важная проблема особенно в условиях индустриального общества, поскольку массовое производство, стандартизация, унификация создают угрозу индивидуальности человека и облегчают возможность манипуляции человеком со стороны различных политических сил.

Особенно велика роль интеллигенции в формировании и подъеме национального самосознания, которое характеризуется усилением интереса к духовной культуре своего народа, ее ценностям и идеалам, ее истории, взаимодействию с культурами других народов. Периоды подъема национального самосознания сопровождаются возрастанием в сознании этносов идей, концепций, лозунгов, разрабатываемых его идеологами, в качестве которых выступают представители национальной интеллигенции.

Осмысление проблемы духовных основ содружества русской и казахской, в советский период - многонациональной интеллигенции в ее борьбе за реализацию гуманистических идеалов представляется актуальным и назревшим.

Состояние научной разработки проблемы. Исследование сущности духовных явлений и процессов, роли интеллигенции в духовном производстве и в духовном развитии общества, глубинных связей духовных факторов с совершенствованием общественных отношений осуществлялось на протяжении всей истории человека и общества. Ароблеиу анализировали и к ней обращались представители разных классов, политических направлений, с разных идеологических позиций. Существует огромная литература как по данной проблеме в целом, так и по отдельным вопросам, составляющим единую проблему, при этом многие работы, написанные в иные исторические эпохи, не утратили своей научной ценности и в настоящее время. Следует отметить, что само содержание духовности в течение многих веков несло религиозный смысл; оно прошло долгий йуть, было подвергнуто секуляризации и утвердилось в социально-философской мысли Запада как персоналистская установка. С эпохи Возрождения окончательно утверждается такое понимание духовности, которое не связывает становление личности с верой в спасение, с Богом, получает признание гуманистическое осознание человека и духовности: человек - свободная и самостоятельная личность, осозна-

кщая свое творческой начало и возможности, благодаря которш1 он может и должен преодолевать ограниченность своего физического существования и достигать состояния целостности и универсальности.

Проблемы духовной и политической свободы были ведущей темой русской общественно-политической мысли, литературы и искусства. Духовность, справедливое социальное устройство, свободный народ, свободная личность - в таком ряду можно рассматривать идеологию и практику освободительного движения, в котором лидирующую позицию занимала интеллигенция. Обоснование высокого идеала - уничтожение рабства и освобождение народа во имя истинного предназначения каздого человека - содержится в трудах выдающихся ее представителей. А.И.Герцен, П.Л.Лавров, Н.Г.Чернышевский, западники, славянофилы, их преемники в конце XIX и начале £Х вв., представители "критики прогресса", православно-религиозной философской школы, разных политических партий основное внимание уделили духовно-нравственному содержанию свободы народа I отдельной личности. Идейно-политическое развитие освободительного и революционно-демократического движения прошло ряд этапов, на рубеже веков произошло идейное и политическое размеже-зание самой интеллигенции, литература, отразившая различные эт-шы осмысления интеллигенцией своих насущных задач, тавде испо-пьзована при написании данной работы.

Большое значение для раскрытия теш взаимосвязи духовных фоцессов и демократизации общества имеют значимые для русской сультуры, социально-философской мысли идеи "всеединства", "все-геловечности", России как особой историко-культурной целостности. Эти положения мыслителей и художников разделялись передовой састью русской интеллигенции, что, в свою очередь, оказало огро-ное влияние как на воззрения национальной интеллигенции, так и [а становление социально-философской мысли в национальных райо-гах российского государства. Не составляла исключения и казахс-гл интеллигенция; в работе использовались труды ее представи-елей.

Не обошли вниманием различные вопросы сферы духовности ос-овоположники научного социализма и создатели Советского госу-

дарства, В.И.Ленин, руководители молодой Советской республики, видные деятели коммунистического и рабочего движения. Вопросы духовной сферы жизни советского общества всегда были в центре внимания КПСС, анализ этих материалов также нашел отражение в диссертации, посвященной проблемам интеллигенции.

В советском обществоведении создана обширная литература, объектом исследования которой, была интеллигенция. Эти исследования можно подразделяй, не несколько групп, К первой следует • отнести работы,, прослеивакщие историю становления советской интеллигенции; работы Н.С.Бастраковой, М.Т.Власова, Н.М.Катун-цевой, В.РЛейкиной-Свирской, В.И.Максименко и В.Г.Хороса, ИЛ Минца, В.Д.Соскина, В.А.Ульяновской, А.В.Ушакова, С.А.Федкишнг и других содержат большой материал о деятельности КПСС и Сове: ' ского государства по формированию в послереволюционный период новой, получившей название рабоче-крестьянской, интеллигенции. В работе данной группы авторов значительное внимание отведено раскрытие прогрессивных, революционно-демократических убежден! русской шгеллигенций, сыгравшей важную роль в освободительно]! движении.

Вместе с тем история становления советской многонационалз ной .интеллигенции, ее преемственность с дореволюционной рассмг ривалась лишь с позиции служения революции и борьбе с эксплуач »торскими классами. Такой подход отступал от принципов объекта! ного исследования деятельности и роли интеллигенции в советски период, как и до революции, и обходил молчанием трагедии ее оз дельных групп и представителей| частью вынужденных эмигрироваа либо подвергнувшимся репрессиям.

К этой же группе относятся исследования по истории форми{ вания казахской интеллигенции. Начиная с 30-х гг., в республик появляются работы о становлении нового для казахского народа многочисленного социального слоя /Т.Жургенев, И.К.Лукьянец/. Крупные исследования, посвященные вопросам культуры, интеллиге щщ,. духовных процессов, связаны с именами таких ученых, как Б Бисембиев, М.С.Бурабаев, Р.Б.Сулейменов, Ш.Ю.Тастанов и др. Ру ководствуясь классовым подходом в анализе дореволюционной наци ональной интеллигенции, казахстанские ученые также оценивали е

с позиции отношения ее к Октябрьской революции и Советсной власти, что приводило к односторонности освещения ее деятельности, выпадала из поля зрения ее просветительско-культурная деятельность.

Следующая группа исследований сконцентрировала свое внимание на анализе, социальной структуры советского общества и интеллигенции, как ее элемента; отличаясь широтой и многоплановостью, работы А.А.Амвросова, П.П.Амелина, В.И.Астаховой, К.Г. Ба-рбаковой, И.в.Бестужева-Лада, Л.С.Бляхмана, А.К.Булкина, Ы.Р. Зозиной, Р.О.Карапегяна, В.А.Конова, В.А.Мансурова, Н.П.Пшцули-на, М.Н.Руткевича, В.Ф.Сбытова, Л.П.Сверчковой, В.С.Семенова, С.Л.Сенявского, П.И.Симуша, Л.Я.Смолякова, Ц.А.Степаняна, Ф.Р. Филиппова, А.И.Шендрина, О.И.Шкаратана и др. содержат ценный фактический материал, эмпирические социологические данные, на основе которых определяются качествешше черти интеллигенции, основные сферы ее жизнедеятельности, анализируются динамика ее развития и изменения внутри данного социального слоя, сущность интеллигенции в социалистическом обществе. В то же время следует отметить, группа работ названных авторов в исследовании интеллигенции сосредоточивала свое внимание на бесспорных достижениях советского общества в области культуры, вследствие чего изучение сложных и противоречивых процессов в развитии интеллигенции /как и самого советского общества/ не получило должного развития.

Третья группа исследований представляет большой интерес для данной работы, поскольку в них анализируются вопросы развития культуры, духовной сферы, духовного производства, личности. В работах Е.А.Ануфриева, А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, Е.В.Боголюбовой, Н.В.Демина, Н.с.Злобина, Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, М.Т.Иовчука, Г.Г.Квасова, #.Ж.Кедле, С.М.Ковалева, Л.Н.Когана, П.Н.Комиссарова, И.С.Кона, Ю.Е.Котунова, А.Е.Леонтьева, М.К. Мамардашвили, В.М.Межуева, Г.Л.Смирнова, -К.В.Тарасова, В.ИЛо-лстых, Е.Тощенко, А.К./ледова, Р.Г.Яновского и др.рассматриваются важные функции интеллигенции по укреплению и развитию гуманистических основ общества.

Работы, посвященные интеллигенции в капиталистических

странах,составлявшие следующую группу, представляют интерес с общеметодологических позиций. Работы И.Л.Андреева, Л.Г.Антонова, Э.А.Араб-оглы, Л.П.Арского, Ф.М.Бурдацкого, Ю.А.Васильчу-ка, А.А.Галкина, Г.Г.Дилигенского, Ю.А.Замошкина, В.Б.Кувадци-на, Е.Б.Решковского и др. использовались для выявления сходных тенденций в развитии изучаемой социальной группы, а также их различий в разных странах и разных социальных системах.

К пятой группе относятся труды русских мыслителей, историков, общественно-политических деятелей, писателей,чье творчество пришлось на первые десятилетия XX века и было продолжено в эмиграции. В нее входят Н.А.Еердяев, С.Н.Булгаков, П.Н.Новгоро-дцев, Р.В.Иванов-Разумник, П.Н.Милюков, П.Б.Струве, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Ф.А.Степун, как и авторы известных сборников "Вехи", "Из глубины", все они оставили глубокий след в истории общественно-политической мысли России. Многие мыслители начала века обратили пристальное взимание на русскую интеллигенцию и ее роль в судьбе России и русского народа. Подвергнув критическому анализу революционную деятельность русской интеллигенции, ее повальное увлечение идеей свержения самодержавия и свободы, русские философы и социологи /главным образом, представители православно-религиозной философской школы/ посвятили свои работы раскрытию дуь.овно-нравственного смысла личной свободы, обосновывали высшую ценность - человеческую личность, подчеркивали сложность внутреннего мира человека. Социально-этичеокий подход в анализе интеллигенции, традиционный для дореволюционной социально-философской мысли, был использован и выше названными авторами в выявлении важнейших идейно-нравственных принципов в общественно-политической деятельности интеллигенции. Мыслители "серебряного века" русской культуры указывали, что планы радикального социального переустройства требуют всестороннего учета истории, культуры, политических традиций, особенностей русской государственности, духовно-нравственных ценностей народа и государства. В процессе осмысления значимости духовных факторов во взаимосвязи со свободой человека в двух аспектах: внешнем, определяемым принципами демократии и. реализацией прав человека, и внутреннем, обусловленном степенью самостояния человека, его

нравственной зрелостью, работы данных авторов имели важное значение.

Еще одна группа работ, представляющая интерес для данного исследования, может быть отнесена к современной мировой социально-философской мысли, труды ее представителей /речь идет о западных ученых/ хотя и публиковались в нашей стране, но крайне избирательно. Советский исследователь свободно располагал работами ученых, близких к коммунистической идейной ориентации, в последние годы эти ограничения во многом устранены, и в научный оборот вошли важные для исследования интеллигенции труды М.Вебе-ра, Э.Дюркгейма, А.Камю, Г.Маркузе, Е.-П.Сартра, К.Поппера, К.

Мангейма, К.Поппера, М.Хайдеггера, Г.Честертона, А.Швейцера и др. '

Следует также назвать литературу, изданную за рубежом, как на русском, так и на иностранных языках. В течение многих лет за рубежом' на русском языке довольно широко издавались работы авторов, находившихся в оппозиции к советскому режиму: деятели первой волны эмиграции, в последние десятилетия - различных представителей диссидентских групп. Так, были изданы сборник "Из-под глыб" /1974 г./, художественные произведения и публицистические статьи А.И.Солженицына, статьи А.Д.Сахарова и другие. Часть их ныне переиздана в нашей стране, однако немалое число "работ этой группы пока существует в западных изданиях. •

В советский период была создана большая литература по различным аспектам национального развития народов СССР, для данного исследования представляют интерес работы С.М.Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Д.М.Дробижевой, М.С.Джунусова, С.Т.Калтахчяна, Н.Джан-дильдина, Э.В.Тадевосяна, В.А.Тишкова и др.

При написании диссертации использовались работы политолов А.Миграняна, З.Паина, А.С.Йанарина, 0.П.Пугачева, В.Ф.Халипова, Г.М.Шахназарова и др.

Следует сказать и о публицистике последнего десятилетия. Как и многие другие вопросы общественной жизни, проблемы духовности, интеллигенции, демократии, всестороннего развития наций, стали одними из важных тем публицистических позиций по данной проблеме. В публицистике, особенно художественной, анализ духовной сферы общества разворачивается в широком контексте, ценным

является, на наш взгляд, сам подход к обществу, его достижениям и утратам, с позиций отдельной личности, ее самоосуществления.

Завершая обзор исполвзованной диссертантом литературы, следует отметить, что идеи и теоретические положения, представляющие интерес для данного исследования и содержащиеся в различных публикациях, упомянутых выше, рассматриваются в диссертации преимущественно в рамках основной темы. Литература, созданная советскими учеными, при неизбежной идеологизации исследовала реальные социокультурные процессы, протекавшие в обществе, и в силу этого она является необходимым и важным материалом- при изучении советского общества.

Несмотря на большое количество опубликованных работ,- многие теоретические вопросы, связанные с сущностью интеллигенции, ее ролью в духовном развитии общества, его продвижения по пути демократизации и реализации прав и свобод человека, остаются неразработанными и требуют современной оценки.

Научная новизна предлагаемой работы заключается в разработке неисследованных или недостаточно исследованных проблем, связанных с интеллигенцией, как- субъектом духовных основ общества в их глубокой взаимосвязи с демократизацией, ролью интеллигенции в этих процессах с учетом изменений, происходящих в обществе. Существовала упрощенная, но широко распространенная и официально признанная в советском обществоведении концепция, согласно которой духовность отождествлялась с коммунистическим мировоззрением, с марксистско-ленинской идеологией; при этом утрачивали значимость духовно-нравственные идеалы каждого народа, его культуры, сложность и богатство внутреннего мира человека, его духовные запросы. Такое толкование духовности и духовных процессов в обществе создало свои стойкие стереотипы.

Нельзя не признать, что в анализе духовных процессов интеллигенции не уделялось достаточного внимания. Определяя принадлежность к этому социальному слою лиц, исходя из уровня образования и содержания труда, без учета традиционной в нашей стране для него исторически преемственно|®еятельности в сфере духовного производства, совершенствования общественных отноше-

ний, официальная идеология- геи самым отказывала ей в статусе духовно-нравственного лидера общества. Понятие "прослойка" размывало содержание феномейа интеллигенции, рассматривая ее как социальную группу, не имевшую самостоятельного социального, политического и культурного статуса. Понятие "прослойка" отражало опредленное место в обществе, занимаемое данным социальным слоем, весьма отдаленное от той роли, которую занимала интеллигенция в истории и культуре России в течение многих десятилетий, на этой основе отрицалась возможность полного и всестороннего осмысления специфической роли интеллигенции в процессах духовного и.социально-политического развития советского общества.

Вне рамок и интересов советского обществоведения оказались целые пласты отечественной /русской и национальной/ социально- • философской и художественной мысли, отвергаемые по политическим и идеологическим причинам и зачастую не имевшим под собой веских и убедительных причин. Произвольное изъятие или замалчивание имен и идей, противоположных официальной идеологии, практиковавшееся в нашей стране /и не преодоленное и в настоящее время/, должно быть отвергнуто, научная объективность требует изучения идейного наследия каждого народа в полном объеме без изъятий и идеологических ограничений.

Слабость разработки проблемы духовности, интеллигенции, демократии отчетливо проявилась в последние годы. Задачи, перед которыми оказалось постсоветское общество, требуют усиления интеллектуально-духовного фактора, что нельзя осуществить без интеллигенции. Необходимо, определить роль интеллигенции в нравственном воспитании масс, в утверздении духовных ценностей и их защите, противостоянии бездуховности и антигуманизму.

Проблемы интеллигенции нельзя рассматривать вне национальных отношений, которые оказались сейчас в глубоком кризисе. Между тем истоки сближения и содружества народов коренятся во всех сферах их жизнедеятельности, не только в общей борьбе с царским режимом. Духовные начала, сближающие национальные культуры и народы, заключены в единых гуманистических идеалах, в широкой сфере интеллектуально-йультурной деятельности русской и национальных отрядов интеллигенции, что составляло общее историко-куль-

турное "поле" жизни народов нашей страны. При таком подходе становится очевидным возрастание роли интеллигенции в защите ею общечеловеческих ценностей, нравственного содержания исторического, социального опыта советского народа, ценности общих свершений. Особенно актуальна в современных условиях позиция интеллигенции в сфере межэтнических отношений. Исследование очерченной выше проблематики с социально-философских позиций с выходом на философию политики составляет замысел диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель исследования может быть определена как разработка некоторых новых подходов в методологии изучения духовных процессов в обществе и роли^в них интеллигенции, выявление на этой основе существенных в развитии духовной сферы в разных исторических и социально-политических условиях, в том числе, и в советском обществе, взятом в определенной целостности, и в Казахстане, а таете выяснение взаимосвязи духовно-нравственных идеалов с принципами демократии и национальной независимости, раскрытие роли интеллигенции в сломе административно-командного типа общества и его коренного обновления.

Для достижения этой общей цели автор выдвигал следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия "духовность" на основе трудов представителей мировой гуманистической мысли, в том числе, и русской философской школы, художественной мысли, так как утве рдившаяся в советском обществоведении трактовка духовности в силу идеологизации не отражала, на наш взгляд, ее подлинного содержания. Не менее важной задачей является выявление сущности интеллигенции с позиции социально-этического подхода в ее анализе как социокультурной общности и ее роли в духовном, социально-политическом развитии общества.

2. Раскрыть основополагающее значение духовной сферы, духовного аспекта бытия, ее все большее возрастание как объективной тенденции общественного развития, характерной для всего мирового сообщества. Духовные запросы человека требуют совершенствования социума, всех его сфер, что ведет к социальному прогре-

зсу, в свою очередь, развивающаяся личность постоянно раздвигая.' социальные границы своего бытия, мсксет располагать необходимыми условиями для всестороннего развития.

3.Рассмотреть процесс формирования и развития социально-рилософской мыслью духовно-нравственных идеалов русской интеллигенции, показать их роль в борьбе революционно-демократической интеллигенции за их осуществление.

4. Выявить линии взаимосвязи борьбы передовой интеллигенции з самодержавием и высоких духовных идеалов, исповедуемых интел-нигенцией, раскрыть сильный духовный компонент, содержавшийся в эсвободительном и революционном движении в России.

5. Раскрыть идейно-теоретические и духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в дооктябрьский период, значение культурно-просветительской деятельности национальной штеллигенции, ее роль в истории культуры и пробуждении нацио-*ального самосознания казахского народа, ее участие в революционно-демократическом движении России.

С. Подытожить результаты культурных преобразований в СССР и Казахстане, в т.ч. становления и развития многонациональной интеллигенции. Объективно оценить деятельность интеллигенции в ду-совной сфере, как помощника КПСС в формировании нового типа ли-шости, с одной стороны, и, с другой, в сохранении, укреплении I дальнейшем развитии духовно-нравственных идеалов.

7. Исследовать деятельность интеллигенции в общедемократиче-жих, национальных движениях, ее роль в разработке их программой положений, как и в тех процессах, которые привели к распаду !ССР и изменению общественного строя во всех бывших советских >еспубликах.

8. Постсоветская политическая реальность ознаменовалась 'вхождением во власть" заметного слоя представителей интеллигенции, что порождает ряд проблем. Интеллигенция, в традициях кото->ой всегда было очень сильным осознание репрессивной природы ¡ласти, силь'на память о борьбе с ней нескольких поколений рус-¡кой интеллигенции и о духовном противостоянии тоталитарному южиму, утрачивает одну'из. своих сущностных черт - известной шпозиционности к власти. Из среды интеллигенции также рекру-

тируются творцы новых мифов, образов, представлений, ценностей, чуждых подлинной иерархии духовно-нравственных ценностей, что также требует изучения.

9. Показать необходимость разработки в Казахстане идеологии казахстанского субэтноса, его многонационального населения, казахской интеллигенцией, укрепляя в этих целях единство многонациональной интеллигенции в самой республике и преодолевая сложившуюся культурную изоляцию вовне.

Объектом исследования явилась особая социальная и социокультурная общность - интеллигенция - на протяжении достаточно длительного этапа ее развития, охватывающего дореволюционный и советский периода, представленная в лице русской и казахской, после 1917 года - многонациональной советской интеллигенции.

Предметом исследования стали духовно-нравственные идеалы интеллигенции и ее борьба за их осуществление, а также духовная сфера советского общества, на которую значительное воздействие оказывала интеллектуально-культурная деятельность советской многонациональной интеллигенции.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Диссертация основывается на разработанных-в философии положениях о социальной структуре общества и ее элементах; о социальных функциях интеллигенции; о духовных процессах в обществе, глубоко взаимосвязанных с разными сферами последнего и с сущностью конкретнс-йзторического общественного строя; о проявлении диалектики общего, особенного и единичного в действии общих закономерностей социокультурных процессов; об общности духовных ценностей, составляющих основу каждой национальной и мировой культуры в целом; о возрастании роли духовных факторов в общественном развитии и необходимости противостояния дегуманизации, различным формам дискриминации человека,, групп людей, народов.

Важное значение для исследования имели комплекс идёй, разработанных отечественной социально-философской мыслью и возвращенные в последние годы, идеи о сущности духовных процессов и

их развитии, активно' разрабатываемые в постсоветских республиках.

Источниковедческая и информационная база исследования. ) работе над исследованием названной вше проблематики автор )пирался на идеи, содержащиеся в трудах представителей социаль-ш-филосо$ской мысли, русских, казахских, советских и зарубежных гченых, на работы философов, социологов, политологов, культуро-?ов, этнологов, историков, исследующих проблемы духовных проце-!Сов, деятельности интеллигенции в этой сфере, процессы демократизации общества. .

Источниками служили также различные официальные документы латериалы съездов и пленумов ЦК КПСС, съездов народных депутатов )ССР, Верховных Советов СССР и Казахстана, решения съездов твор-1еских. союзов и др. Использованы статистические материалы, дан-ше социологических.исследований,публикации газетно-журнальной 1ериодики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование- предлагаемых автором по^хо^о^к изучению названной вы-ие проблематики создало возмокностаРсущности духовности, интеллигенции,и ее роли в совершенствовании общественных отношений, 1реодоления идеологизированного их понимания, что может служить методологической базой для дальнейшего исследования различных аспектов большой и многогранной проблемы в таких отраслях науч-юго знания, как социальная философия, политология, этнология, культурология и др. Особенностью исследуемой проблемы является зе место - на пересечении нескольких социально-гугданитарных дис-щплин. Учитывая диалектическую связь духовных процессов с эко-юмичесгаши, социальными, политическими, национальными, следует этметигь, что основные положения данного исследования могут рас-зматриваться в широком контексте.

Во-первых, рассмотрение социальной роли советской интеллиге-щии в общедемократических движениях могло бы способствовать бо-юе полному и точному анализу процессов, переходного периода, пер-ишваемого воеми бывшими республикам.® СССР.

Во-вторых, исследование процессов духовного развития совет-¡кого общества вносит' определенный вклад в объективную оценку со-¡тояния общественного сознания и указывает на необходимость (ействий, способных привести к гармонизации общественной жизни.

В-третьих, теоретические положения, предлагаемые автором, могут быть использованы в разработке программ движений, деятельность которых направлена на сближение и содружество народов, трудящихся, интеллигенции и в то see время противостоит любым проявлениям национализма.

В-четвертых, обвальная отмена всех прежних общественных наук, отказ от ранее господствовавшей идеологии и отсутствие идеологии, определящей будущее развитие, создали идейный вакуум, который в современных условиях заполняется дисциплинами и курсами, избранными не столько в научно-познавательных целях, а скорее в политических или конъюнктурных интересах. Поэтому автор рекомендует чтение спецкурсов по проблемам духовной сферы советского общества, духовной общности народов СССР, роли интеллигенции в духовном и демократическом развитии общества. Введение такого спецкурса в учебные планы может оказать воздействие на формирование нравственных убеждений, демократического сознания, высоких морально-этических норм будущих специалистов. Необходимость такого курса диктуется и тем, что в современных условиях наблюдается явная недоооценка воспитания вообще, которое подменяется образованием, и интернационального, гуманистического воспитания в частности.

Апробация Исследования. Положения, результаты и содержание .работы были изложены в выступлениях на региональных научных конференциях в г.Караганде /1989, 1990, 1992 гг./, учебно-методической конференции по проблемам преподавания политологии в г. Москве /1994 г./. В форме теоретического доклада работа обсуж-'далась слушателями семинара кафедры социально-политических теорий ИДПК при Г.{ГУ /октябрь 1993 г./. Некоторые разделы исследования легли в основу спецкурсов, прочитанных студентам Карагандинского медицинского института. Основные положения исследования нашли отражение в монографии "Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в их борьбе за демократизацию общественной жизни" /г.Караганда, 1994 г./.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Диссертация состоит из ввздения, четырех разделов, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первом разделе "Демократические традиции русской и казахской интеллигенции и их роль в политической истории России" рассматриваются вопросы разработки духовно-нравственных идеалов русской интеллигенции - освобождение народа от рабства, свобода как высшая ценность, устранение социальной несправедливости, право народа на борьбу за свою свободу. Выявляется: гуманистическая и этическая сущность оппозиционной деятельности передовой части интеллигенции, признание ею высшими ценностями человека и его самоосуществление, отрицание на этой основе таких политических систем, которые рассматривают человека лишь как средство.

Обоснование идеала и целей борьбы с деспотизмом в исходной позиции опиралось на высокоэтичные положения: безнравственность социально-политического государственного устройства, обеспечивающего прогресс, культурное развитие, интеллектуально-творческую деятельность ничтожно малой части общества за счет рабского состояния огромной массы народа, долг перед народом осознается в этой связи как главная нравственная обязанность самой интеллигенции. В трудах теоретиков и идеологов освободительного, революционно-демократического движения содержится концептуальная разработка роли интеллигенции в социальном развитии российского общества, в истории ее культуры, социально-философской мысли, духовном развитии народа!. А.И.Герцен, З.Г.Белинский, П.Л.Лавров, народники, представители различных толитических'партий начала века, т.е. представители освободительного и революционного движения в разные периоды и занимая различные политические позиции, были едины в определении самой гателлигенции, как внесословной, внеклассовой, преемственной ¡оциальной группы, для которой освобождение народа от эксплу-

атации и угнетения составляет главный смысл ее жизнедеятельности. Первый теоретик и идеолог особой миссии интеллигенции в России П.Л.Лавров указывал, что ее предназначение в России сродни той роли, которую сыграли в истории идеи и деятельность христиан в первые века нашей эры, немецкого студенчества туге-нбундов в Германии в начале XIX века, тайных союзов карбонариев, объединивших всех патриотов Италии*.

Внеклассовость интеллигенции, отсутствие собственных групповых и политических интересов, ее готовность служения народу выделял в качестве ее сущностных, черт на рубеже веков известный историк общественно-политической мысли Р.В.Иванов-Разумник, называя ее "органом народного сознания"; в эмиграции об этом писал Ф.А.Степун, подчеркивая, что общепринятые социологические категории не могут быть научно-точным инструментом в выделении особого социального слоя русского общества - интеллигенции •

Обоснование идеала интеллигенции шло параллельно с разработкой ее внутреннего нравственного кодекса. Лаврову принадлежит концепция "критически мыслящей личности", кто составляет ведущую часть всякого общества,, являясь не только и не столько продуктом общественного развития и прогресса, а свидетельствуя

0 личйом нравственном самосовершенствовании, характеризуя сачу личность. "Критически мыслящая личность" приходит к осознанию истинной цены, заплаченной за ее "развитие", "просвещение", "прогресс", делает нравственный выбор, подчиняя свою жизнь служению народу, отказываясь способствовать сохранению общественного зла, рабства и несправедливости. "Личность, способная пройти индивидуально мимо общественного зла, когда она могла, хотя бы частью помочь ему, не способна развить в себе ничего более кроме кажущейся силы мысли, схоластического и вполне бесполезного набора громких правил шш мистического самовозвышения в отчуждении от всего реального"^,- писал он.

1 См.:Русская идея. ГЛ., 1992, С.214.

2 6м. ¡Интеллигенция - Власть - Народ. М., 1993, С.292.

3 Лавров П.Л. Философия и социология: В 2 т. М., 1965, Т.2, С.91

Служение народу и его свободе, утверждали идеологи освободительного движения, содержит еще одно важное качество интеллигенции - ее антимещанство. Рассматривая мещанство не только как собственничество, право использовать чей-либо труд в целях лично. 'о обогащения, стремление к приобретению и умножению капитала, но и как ноуменально-этическую категорию, представители русской общественно-политической мысли выделяли такие его черты, как узость интересов, плоскость мировоззрения, забота о личном благополучии, сознательное дистанцирование от насущных, болевых проблем, крупных общественных интересов, безразличие к положению народа. Европа, чьи свободолюбивые идеи сыграли большую роль в формировании мировоззрения русской интеллигенции, в которой к середине XIX века окончательно утверждается капитализм, становится объектом острой критики представителей русской социально-философской мысли. А.И.Герцен в этой Европе видел торжест' во победившего мещанстве:"Мещанство, последнее слово цивилизации, основанной на безусловном самодержавии собственности,- демократизация аристократии, аристократизацш демократии; в этой среде Альмавива равен Фигаро: снизу все тянется в мещанство, сверху все само падает в него по невозможности удержаться"*.

Лавров указывал и на такую сферу деятельности интеллигенции, как культура, которую, по его мнению, творит мысль, мысль служит истине{ справедливости, красоте, мысль, в основе которой высокая нравственность, подлинная человечность, движет культуру и, следовательно, историю, общество по пути прогресса. Положение о нравственном воздействии культуры на формирование личности, ее гуманистических убеидений, в России имело под собой глубокое основание; в отсутствие условий для выражения и защиты общественных интересов, гласности, открытой общественной трибуны русская литература для нескольких поколений передовых людей была нравственным ориентиром. Писатели, критики, публицисты отстаивали нравственные идеалы, возвышали свой голос в защиту "униженных.и оскорбленных", "маленького человека", попранного человеческого достоинства, "русская литература - Ева-

I Герцен А.И. Собр.соч.:В 30 т. М., 1559, Т.16, С.134.

нгелие русской интеллигенции; для истории русской интеллигенции Пушкин или Чехов имеют не меньшее значение, чем Пестель или Бакунин"1,- подчеркивал Иванов-Разумник. Русской литературе, "жившей полной жизнью своего времени", отмечал П.Н.Милюков, обязаны своим гражданским и нравственным становлением представители рассеянной по всей стране интеллигенции, она формировала их мировоззрение,.объединяя их в единое целое.

Выявление основных функций интеллигенции - освобождение народа и духовное производство - в теории освободительного движения выступало как двуединая задача. В обосновании права народа на свободу на первом место стояли не юридически-правовые нормы государственного устройства, а нравственные императивы. Закономерный било поэтому трансформирование идеи служения народу в идею революции и активное восприятие марксистского учения. Этический аспект научного социализма был глубоко созвучен идеалу русской интеллигенции, свобода, социальная справедливость, равенство, возвышение человека труда, всестороннее развитие личности, реализация атих идеалов самими трудящимися, социальный оптимизм, вера в огромные творческие силы раскрепощенного народа - эти положения марксизма находили горячих сторонников среди революционно-демократической интеллигенции России. Нравственное содержание марксизма признавалось и противниками идеи революции и революционного способа разрешения противоречий. Так, известный правовед П.Н.Новгородцев отмечал, что Маркс вскрыл гла- , вное, составляющее сами основы капитализма: легитимащю бесчеловечности, антигуманизма и разработал социальную теорию достойного человеческого существования, достойной человеческой жизни, ни одна социальная теория, утверждал Новгородцев, не сможет отныне развиваться без учета гуманистических идей марксизма2.

Открытая полешка о революционном идеале русской интеллигенции развернулась после первой революции, выявившей размежевание интеллигенции, ее политическую поляризацию. "Вехи", сборник статей получивщий большую известность, авторы которого подняли

1 Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? Берлин, 1920,0.9.

2 См.Шовгородцев П.Н. Об общественном идеале /вып.1/. Изд.1У.

.0.383-384,

большой круг вопросов общественного развития России, роли интеллигенции в нем, в то же время отразили иной взгляд на революционный идеал интеллигенции. Отражая усилившуюся структуризацию российского общества, деятельность политических партий и защиту ими интересов определенных классов, тяготение либерально-демократической интеллигенции к реформистскому, эволюционному пути достижения целей социального прогресса, настороженное отношение к бесконтрольной народной стихии /о чем свидетельствовали события революции IS05 - 1907 гг./, авторы "Вех" заняли антиреволюционную позицию, призывая интеллигенцию отказаться от фанатического увлечения революционной борьбой. В ходе полешки вокруг "Вех" справедливость борьбы за свободу, право на революцию решительно отстаивали не только левые партии во главе с большевиками, но и партии иной идейной ориентации, кадеты. Вместе с тем "Вехи" не могут рассматриваться только как общественно-политический манифест группы философов, сборник поставил важнейшие для самосознания интеллигенты! вопросы духовного развития народа и личности, примата духовного над социальным, признал главной сферу деятельности интеллигенции - духовную.

Демократические, гуманистические идеалы русской интеллигенции в дореволюционной России стали идейно-теоретической и духовно-нравственной основой объединения прогрессивных сил российского общества, вокруг нее группировались представители интеллигенции национальных регионов государства. В данном разделе рассматривается воздействие русской культуры, ее худшеественной и социально-философской мысли на становление общественно-политических воззрений, демократических убеждений казахской интеллигенции, деятелей национальной культуры, на их приверженность гуманистическим идеалам. Немаловажным для национальной интеллигенции было и то, что в самой русской социально-философской и художественной мысли осознание самобытности, целостности России как особого мира, ее историко-культурного своеобразия, вобравшего в себя культуры разных народов, населявших ее, отражено в творчестве многих ее представителей, от славянофилов до евразийцев. Гуманистические идеалы русской культуры содержались не только в произведениях художников и мыслителей, их носителями

были представители русской интеллигенции, работавшие в администрации Степного края, ссыльные, участники научных экспедиций. Знакомство и дружба с ними, их помощь и поддержка в научной, педагогической, творческой деятельности, которой посвящают себя перше просветители Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, Абай, сыграли огромную роль в идеологии национального просветительства, переросшего затем в концепцию национально-демократического развития Казахстана. Первые просветители залатали традицию осмысления судьбы своего народа через призму глубинной общности с высокими духовно-нравственными идеалами, за утверждение которых боролись несколько поколений русской интеллигенции. В диссертации значительное внимание уделено основным направлениям просветительской деятельности представителей казахской интеллигенции, видевши* ' свою задачу в приобщении широких народных масс к современной цивилизации, к ее демократическим, производственным, научно-техническим, культурным достижениям, рассматривается также ее участие в общероссийском демократическом движении.

Второй раздел "Логика революции и духовно-нравственные идеалы интеллигенции" охватывает период установления Советской власти в России и Казахстане, здесь нашли отражение вопросы деятельности интеллигенции в этот период. На орнове использования различных источников в данном разделе анализируется процесс политического расслоения интеллигенции, закономерный для такого сложного и поворотного этапа в истории страны, как революция.

Уделено внимание позиции представителей интеллигенции, деятелей культуры по таким вопросам, как защита прав и свобод человека, права на свободу и независимость мысли и творчества, право народов на свободное и независимое развитие. Октябрьская революция была подготовлена всем ходом социально-экономического развития страны, объективные предпосылки дополнились мощным социальным взрывай, целеустремленной борьбой большевистской'партии. Как всякая народная революция, она соединяла в себе народные идеалы социальной справедливости и правды, романтические ожидания художественно-творческой интеллигенции о."великой общечеловеческой Революции", призванной разрушить многовековую ложь цивилизации,.: открыть ясную и единственную истину, как пи-

сал А.А.Блок, большевистская же партия возглавила борьбу трудящихся масс против антинародного режима, революция создавала условия и должна была "в своем конечном итоге привести к победе социализма"1. Для участников революции и значительной части интеллигенции в революции содержался огромный гуманистический пафос, она осознавалась как бескомпромиссный и радикальный разрыв с прошлым режимом, в котором господствовали угнетение и эксплуатация трудящихся, человека, целых народов.

Право угнетенного народа на использование любых средств, включая насильственные, для достижения своей свободы, обосновывалось мыслителями многих народов и в разные исторические эпохи. Став ведущей, эта идея была реализована в ряде стран в Новое время и предопределила утверждение капитализма. Нашла отражение она и в русской социально-йжлософской мысли, и в марксистском учении. В России победившая революция, большевики столкнулись со сложной социально-политической обстановкой: классовая борьба, принявшая наиболее ожесточенный характер, охватила огромное пространство ее обширной территории и переросла в гражданскую войну, мировой капитализм открыто вступил в нее, защищая свои классовые интересы и предоставляя контрреволюции всестороннюю военную, финансовую и иную помощь. Революция вовлекла в свою орбиту множество социальных слоев, груш, политических партий различной ориентации, преследовавших разнонаправленные интересы и стремившихся реализовать их в данный момент, представлявшийся им наиболее благоприятным. Нельзя не учитывать и неизбежной в революционные периоды резко возросшей народной стихии. Наконец, сыграли свою роль и действия самой победившей партии, фо- ' рсировавшей "введение социализма" декретированием, вызвавшего сопротивление многочисленного крестьянства и национальных районов, еще далеко не готовых для социалистических преобразований. Все эти /как и многие другие/ факторы следует учитывать при анализе Октябрьской революции, действий большевистской партии в период установления Советской власти, использования ею насильственных средств для защиты революции в борьбе со своими политическими и классовыми противниками.

I См.:Денин В.И. Поли.собр.соч., Т.35, С.2-5.

Представители интеллигенции окончательно поляризировались в этот период по главному вопросу: отношению к революции и проводимой большевиками политике, способам ее осуществления. Борьба различных лагерей интеллигенции отчасти шла на фронтах гражданской войны, шесте с тем судьба России, ее историко-культурного места в мирово*! истории, судьбы русской культуры, российской цивилизации, ее будущего в новой социалистической стране, как и судьбы народа, личности, самой интеллигенции в новых социальных условиях, т.е. традиционные для интеллигентского мировоззрения социально-политические и духовно-нравственные вопросы были подняты видными деятелями культуры в этот период /и продолжали оставаться самыми важными для многих мыслителей, оказавшихся в эмиграции/.

Деятели культуры считали своим нравственным долгом и правом, которое давала ей вся предыдущая ее в нескольких поколениях борьба с самодержавием, подвергать критическому анализу происходящие в стране глобальные социально-политические процессы с позиции высших, абсолютных нравственных ценностей, согласно которым человек и его жизнь, гражданские права и свободы, свобода убеждений, совести, хозяйственно-трудовой деятельности, как и права ранее угнетенных народов на свободное самоопределение должны были быть признаны и узаконены пришедшей к власти большевистской партией. Немаловажной для деятелей культуры являлась защита права на свободу и независимость мысли и творчества самой интеллигенции, как и защита высокой культуры-и обеспечение условий для ее сохранения и дальнейшего развития в социалистическом государстве.

Поднятые ведущими представителями интеллигенции общезначимые вопросы, затрагивавшие все сферы общественной жизни, не могли не учитываться В.И.Лениным и его партией. Известны поддержка и помощь, оказанные Совнаркомом И.П.Павлову и другим ученым, художникам, декреты об охране памятников культуры, художественных и творческих коллективов. Значительная часть интеллигенции, в силу внутренних убеждений, патриотизма,-служения народу, приняла Советскую власть и'осталась на родине. Вместе с тем многие из требований деятелей культуры были для болылеви-

стскоп партии неприемлемыми, в первую очередь, по политическим причинам. Логика революции все многообразие ею же актуализированных интересов и притязаний подчиняет единственной цели, гражданская же война требует концентрации всех сил и ресурсов на защите революции, в силу чего всякая общественно-политическая проблема, включая духовно-нравственные и национальные, получает свое видение лишь через призму острой классовой борьбы, ее соотнесенности с конкретной борьбой "здесь и теперь", где вершится сама история, революционное мышление, отличающееся категоричностью и бескомпромиссностью, проявляет непреклонность и целеустремленность не только по отношению к антинародному режиму, но сочетается с твердой убежденностью в правоте своего идеала и искренней верой в его скорейшую реализацию; следует отметить, что осмысление революции как пролога абсолютно, нового, идеального, мира, коренным образом отличного от старого, лишенного всех его отрицательных сторон, его несовершенства, содержит отрицание всего дореволюционного прошлого. К.Мангейм и МДаски в этой связи отмечали, что в революционном энтузиазме народных масс всегда присутствует духовная жажда, устремленность к идеалу, возвышенному и гуманистическому, т.е.нельзя в отрицании старого и неизбежном его разрушении усматривать лишь невежество масс и их ненависть к свргнутой власти.

Революция, согласно своим внутренним законам, забегая вперед, прорываясь в будущее, разрушает не только отжившее и несущее в себе враждебное классовое содержание,, т.е. не только правящие классы и основы их функционирования, но и наносит удар по тем феноменам и явлениям общественной жизни, которые не подлежат прямолинейной массовой оценке, не могут безоговорочно быть отнесены к классовым явлениям. Это положение относится ко всем сферам общества, но в наибольшей степени - к сфере культуры, включая и национальные. Заслуга деятелей культуры России заключается не в политической оценке действий победившей партии, а в том,-что происходящий в стране исторически значимый, коренным образом меняющий судьбу государства и народа социально-экономический процесс они анализировали с позиций интересов и потре-ностей человека, народа, его истории, культуры, духовно-нравст-

венных ценностей, что требует признать их работы, созданные в годы революции и гражданской войны, важным вкладом в отечественную социально-философскую мысль.

В разделе отражена позиция деятелей культуры по таким вопросам, как защита прав и свобод человека, культуры, права наций на самоопределение.

Деятельности национально-демократической интеллигенции Казахстана в этот период, рассматриваемой во втором разделе, был присущ ряд особенностей. Главная из них заключалась в том, что свою политическую деятельность в качестве лидера демократического движения она предприняла в уже разворачивающейся гражданской войне и охватывающей территорию всей страны, в том числе и Казахстан. Широкая программа просветительства, приобщения казахского народа к современной цивилизации, овладению ее передовыми достижениями при сохранении и развитии его самобытной национальной культуры, с учетом особенностей традиций хозяйствования, быта, степного уклада - эти задачи органического и длительного развития были отодвинуты на задний план событиями февральской, а затем Октябрьской революции, установлением Советской власти в центре. Как и во всей стране, интеллигенция оказалась в разных политических лагерях: наиболее интеллектуально-творческая, политически опытная ее часть разделяла программные положения кадетской партии и поддерживала тесные отношения с ее ведущими деятелями, радикально настроенные, увлеченные идеей революции и социализма,представители национальной интеллигенции вступили в большевистскую партию й участвовали в установлении Советской власти в регионе. На основании документов и материалов периода гражданской войны раскрываются цели и борьба национально-демократической интеллигенции, особое внимание уделено программе "Алаш-Орды". Либерально-демократическая партия в течение двух лет, 1917-1919 гг., стремилась реализовать планы создания национальной автономии, в этих целях было сформировано правительство, призванное осуществить реформы, буржуазно-демо-1фатические по своему содержанию-^. . .

Г См. :Алаш-0рда. Сб. док. Сост.С.Мартыненко. Алма-Ата1993" Бочагов А.К. Алаш-Орда. Кзыл-Орда, 1926.

На необходимость учета сложных и своеобразных условий, сложившихся в Сибири, Казахстане, и позиции национальной интеллигенции, персонифицировавшей собой борьбу различных политических, сил и выдвинутой на авансцену политической жизни, указывали А.П.Окладников и В.Л.Соскин в конце 70-х гг.1. Отмечая процесс политизации национальной интеллигенции и ее участие в гражданской войне, в то же время следует указать, что идеи либеральной демократии, не имевшие социальной базы в центре страны, в Казахстане разделялись небольшой группой малочисленной национальной ' интеллигенции, раскол ее на два крыла отражал общероссийский процесс, оба крыла не были и не могли быть самостоятельными политическими силами, исход ожесточенной классовой борьбы, охватившей и Казахстан, предопределялся действиями центральной власти, большевистской партии. "Алаш-Орда", как и другие политические партии несоциалистической ориентации, потерпела поражение.

Значительное внимание уделено в данном разделе борьбе революционной власти с противостоящими ей идейными течениями, в ходе которой большевистская партия, руководствуясь интересами защиты революции и диктатуры пролетархата, утверждала новые ценности и идеалы. Духовно-нравственные императивы дореволюционной интеллигенции, русской и национальной, обращенные к сложности, глубине, противоречивости внутреннего мира человека, самобытности и уникальности каждого народа, его истории и культуры, преломлялись через призму опыта революции и ее победа.

III раздел "Развитие интеллигенции в.социалистических условиях" посвящен процессу становления многонациональной советской интеллигенции, ее участию в духовном производстве и ее роли в духовной сфере общества. В нем наши отражение деятельн ость партии и государства по созданию в короткие исторические сроки многочисленного социального слоя, занятого во всех сферах народного хозяйства и общественной жизни, развитию социалисти-

I См.:Окладников А.П., Соскин В.Л. Общие особенности в формировании социалистической интеллигенции Сибири /1917-1940 гг/- В кн. Некоторые теоретические проблемы формирования и развития социалистической интеллигенции на пути к коммунизму. М., 1979, С.76-78.

ческой культуры многонационального государства. Советское государство в своем развитии прошло ряд этапов, что отразилось в его политике в области культуры. Бесспорными являются достижения СССР в ликвидации безграмотности, создании мощной материальной базы сферы культуры, в развитии науки, литературы, многожанрового искусства. Если же обратиться к вопросам формирования интеллигенции в советский период период, то статистические данные свидетельствуют: за I9I8-I985 гг. вузы страны подготовили 20,7 шш., средние специальные учебные заведения - 32,8 млн. специалистов. На I января 1986 г. в народном хозяйстве страны работали 19,882 млн. дипломированных специалистов,из них -6 045 653 с высшим образованием, 239 581 - кандидатов наук, 30 594 - докторов наук*.

В разделе уделяется значительное внимание становлению и развитию казахской интеллигенции, значимости для нации создания многочисленной интеллигенции, всесторонней помощи крупных научных и художественных центров, стоявших у истоков становления культуры в республике, организовавших многоплановую работу по собиранию и изучению, сохранению и развитию национальной культуры. Во второй половине 80-х гг. республика располагала Академией наук, 55 вузами, 246 средними специальными учебными заведениями, где обучалось около 550 тыс.студентов, в республике работали около 37 тыс. научных работников; в числе некоторых республик Казахстан опережал общесоюзный уровень по числу специа- . листов с высшим образованием: 36,3 и 31,8%i, при этом 35,3$ специалистов республики были казахами*.

Задача преодоления фактического неравенства казахского народа решалась форсированными тешами и в сфере искусства: уже в 1936 году в Москве прошла первая декада национального искусства,

палитра современной культурной жизни республики позволяет гово-

1 См..-Советская интеллигенции. Словарь-справочник.М.,1987,С.165.

2 См.:там же, C.I87.

3 См.:там же.

4 См.:Тастанов Ш.Ю. Советская казахская интеллигенция. Алма-Ата, 1982, С.173; Народное, хозяйство Казахстана в 1986 г. Алма-Ата, 1987, С.22.

рить о Казахстане, как республике, занимающей высокие позиции

в культурном развитии.

Вместе с тем отмечается, что политика партии в сфере культуры была противоречивой: гуманистическая основа социалистического идеала, осуществляемые в стране преобразования, приобщение миллионов людей, в том числе представителей ранее угнетенных народов, к образованию, овладению новыми индустриальными профессиями, к интеллектуально-творческой деятельности способствовали высвобождению огромных созидательных возможностей и энергии народа, раскрытию и реализации талантливых людей - выходцев из народа; в то же время исторически-конкретные условия и международное окружение единственного в мире социалистического государства, острая внутрипартийная борьба в руководстве после смерти В.И.Ленина, в значительной степени чрезвычайные условия содействовали приходу к власти Сталина, с чьим именем связан политический режим, явившийся отступлением от принципов социализма, недемократический по своей сущности, называемый тоталитарным .

При анализе духовных процессов, духовной сферы раскрываются их главные черты; огромная роль идеологии и присутствие гуманистических духовно-нравственных ценностей. Особенности деятельности большевистской партии, вынужденной работать в подполье, классовой борьбы в период установления Советской власти, истории государственности России и другие факторы, отмеченные в данном разделе, привели к идеологизации, затронувшей все сферы жизни советского общества. Конкретно-исторический опыт революции и строительства социализма не мог не вносить существенных коррекций в само учение о новой общественно-экономической формации, создавая тем самым свою ортодоксию, утверждая свои "закономерности строительства социализма". Поэтому в нашем государстве исключительное значение приобрела идеология, призванная сформировать мировоззрение членов общества, основные постулаты которого убеждали в неоспоримых преимуществах советского образа жизни над западным. Это относилось ко всем сферам жизни общества, политической, экономической, социальной, межнациональных отношений, культурной, духовной, прав и свобод человека и др. Как всякая "моноидеология", она содержала "образ врага",

не признавала плюрализма идей, в то же время идеология не оставалась неизменной в течение семидесяти лет и претерпевала эволюцию, неверно было бы сводить ее лишь к апологии классовой борьбы п борьбе с любыми некоммунистическими идеологиями. Господствовавшая в СССР до начала 90-х гг. идеология основывалась на марксистском учении, выдающемся достижении гуманистической мысли, и содержала духовные ценности, правящая партия утверада-ла и ценности, уходящие корнями в духовный опыт народов СССР: коллективизм, товарищеская взаимопомощь, братство народов разных национальностей - интернационализм, патриотизм, неприятие частнособственнических интересов и индивидуализма, стяжательства, мещанства, преломляя их в свете научного социализма. Необходимость в короткие исторические сроки, в чрезвычайных условиях создавать сильное современное государство требовала от партии концентрации всех ресурсов, и в ее решении немаловажную роль сыграли духовно-нравственные ориентиры и идеалы советского общества. Эти ценности продолжают оставаться главными и определяющими поступки значительной части людей в бывшем СССР, особенно старших поколений.

В то же время в содержании духовности официальная идеология менее всего была обращена к человеку, личности. Отвергая религию и ее толкование человека и его сущности, как либерально-демократическую трактовку личности, ее гражданских прав и свобод, система видела в человеке не самостоятельную личность, ■• а члена определенного коллектива, общности. "Долгое время-в нашей политической практике,- отмечает Е.А.Ануфриев,- личность не признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов могли выступать лишь народные массы, политические общности и объединения"*.

Такая же регламентация была присуща духовной сфере и духовному производству, в разделе рассматриваются сложные духовные процессы, социокультурная деятельность интеллигенции, истоки духовности: мощные пласты русской и национальных культур, мировая гуманистическая мысль, духовно-нравственный опыт советского на-

I Ануфриев Е.А. Политика в личностном измерении//Политология -студенту. М., 1992, С.120.

рода, все это нашло отражение в советской культуре. Здесь же рассматривается деятельность интеллигенции в духовной сфере, интеллектуально-творческой элиты и интеллигенции массовых профессий, главным образом, гуманитарной, подчеркивается при этом гуманистическая сущность культуры и деятельности интеллигенции, вступающая й противоречие с идеологизацией общественной жизни и преодолевающая жесткие официальные каноны, утверждая тем самым такие духовно-нравственные ценности, которые, в частности, заключены в марксизме.

В четвертом разделе "Роль интеллигенции в демократизации советского общества" анализируется деятельность интеллигенции в общественно-политической жизни страны последнего десятилетия. Политика перестройки, объявившая задачу коренного обновления общества, очищения его от извращений и искажений, утверждения гуманных принципов социализма, полного использования его творческих возможностей, человеческого измерения политики нашла горячий отклик в обществе, не стала исключением и интеллигенция. Немаловажную роль в активизации интеллигенции сыграли такие факторы, как нравственно-этические императивы критической оценки опыта строительства социализма в СССР.анализ его достижений и просчетов с позиции человека, открытое признание отступлений от социализма, его норм и принципов, допущенных в сталинский период и в года застоя, невостребованность созданного огромного- научно-технического, культурно-творческого и интеллектуального потенциала, принижение государством социального статуса интеллигенции и др.

В работе прослеживается развитие общедемократического движения в стране, инициированного руководством партии, в котором лидирующее положение заняла интеллигенция. Используя возможности гласности, открытого обсуждения крупных общественных проблем, деятели культуры активно включились в общественную деятельность, сосредоточившись на начальном этапе перестройки в публицистике. С весны 1988 года широкое общедемократическое движение переходит к созданию движений и объединений в защиту перестройки, оказывая давление на консервативное крыло руководства партии, с одной стороны, и поддерживая реформистское крыло, с другой. Возглавили этот процесс творческие союзы и организации, известные

ученые, писатели, деятели искусства. Раскрывая противоречивый характер процесса демократизации, в работе отмечается разнона-правленность интересов самого партийного руководства и формирующихся различных группировок, формирование в общественном соз-. нании на фоне тотальной критики всего советского периода огромных социальных ожиданий, связанных с переходом к рыночной экономике и принципам демократии, переход.от движений к созданию политических партий, все большее ослабление власти КПСС, завершившееся демонтажем самой системы.

Столь же противоречива роль представителей интеллигенции в национально-демократических движениях, заявивших о себе в ко-це 80-х гг. Указывая на наличие многих нерешенных вопросов в сфере межнациональных отношений, наци^налыюго развития, в работе отмечается сложность и трудностЁ^Тлежнационального согласия, требующее особо взвешенной, осторожной, продуманной политики, опасность радикализма в этой сфере. Наряду с объективными факторами, вызвавшими национально-демократические движения в стране, отмеча-аотся и субъективные, политические и социальные силы, действия которых оказали несомненное воздействие на эти движения. Следует сказать, что союзное руководство за шесть лет так и не предложило действенной и эффективной политики, удерживающей страну от распада.

В разделе показывается роль интеллигенции, выдвинувшей целый ряд проблем в этот период по пробуждению национального самосознания, восстановлению истории своих народов, их культуры, возвращению замалчиваемых официальной идеологией исторических деятелей, ныслигелей, ученых, художников, сыгравших большую роль в культуре своих народов. При этом следует указать, что обращение к истории и духовным корням было характерно для общественной деятельности интеллигенции как самого русского, так и других народов бывшего СССР.

Значительное внимание уделено следущему этапу в развитии национальных движений, отстранившему от общественной деятельности широкой демократической направленности представителей интеллигенции и ознаменовавшегося борьбой национальных политических элит за власть в своих республиках. Вакуум власти, образовавши-

йся в конце 80-х - начале 90-х гг..популярность национальных символов и лозунгов были использованы национальными политическими элитами для прихода к власти* В разделе раскрывается деятельность той группы национальной интеллигенции, которая активно разрабатывает концепции, идеи, лозунги для новых элит, при этом указывается на ответственность, которую несет и интеллигенция за распад страны, войны, огромные человеческие жертвы.

Таким образом, предпринятое автором исследование посвящено раскрытию выдвигаемой концепции, согласно которой общественный прогресс связан с заровдением и развитием гуманистической мысли, обосновывающей высшую, абсолютную ценность - человека; духовные основы российского общества в течение XIX - начала XX вв. напрямую связаны с деятельностью передовой интеллигенции, особой социальной и социокультурной общности по сохранению, созданию, развитию и трансляции высоконравственных идеалов с их открытой направленностью в защиту интересов народа, в силу этого интеллигенция, отстаивая духовно-нравственные принципы бытия, выступает объединявдим прогрессивные силы всего народа /всех народов/ в государстве.яителл-ектуально-культурным феноменом; ее . деятельность оказывает гуманизирующее воздействие на политические институты, государственные и представительные органы и способствует утверждению в обществе принципов демократии, правя свобод человека,укрепляет нравственную атмосферу в обществе, наконец, духовная деятельность такой интеллигенции направлена на формирование в общественном сознании самоценности личности, ее неповторимости и уникальности, с одной стороны, с друтой - осознания высокой ответственности каждым членом общества и.личного нравственного долга за.обретение духовного самостояния, самоосуществленпя, понимаемого как ответственность за себя и общество, за утверждение в нем принципов демократии и гуманизма.

В заключении подводятся итоги, формулируются основные вывода предпринятого исследования, указываются возможности его использования.

Основное содержание работы изложено в следующих публикациях автора:

1. Роль эстетического воспитания в формировании творческого мышления и научного мировоззрения//Прюблемы дальнейшего улучшения преподавания общественных наук и усиление их воспи-тельного аспекта. Тезисы научно-методической конференции. Караганда, 1988, В соавторстве. Усл.п.л.0,2.

2. Системность и историзм: к диалектике нового мышления// Диалектика как философская основа нового мышления. Тезисы межвузовской научно-теоретической конференции. Карагадда. В соавторстве. 1989. Усл.п.л.0,2.

3. Главная ценность общества//Новое мышление и новые подходы в воспитании врача. Тезисы докладов научно-практической конференции КГМИ. Караганда: Карагандинский государственный медицинский институт. 1989, Усл.п.л.0,2.

4. Экология и национальное самосознание нар ода/социальные, философские, экономические и медицинские проблемы экологии и демографии. Сборник статей к республиканской конференции. Караганда: Карагандинский государственный медицинский институт. ' 1990. Усл.п.л.0,4.

5. Некоторые особенности эволюции политического сознания при социализме//Проблемы отчуждения в общественном развитии. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. В соавторстве. Караганда. 1992. Усл.п.л.0,2.

6. Некоторые вопросы преподавания политологии в Казахста-не//Преподавание в вузах социально-гуманитарных дисциплин: со- , стояние, проблеш, перспективы. Материалы научно-методической конференции. М.,"Луч", 1994. Усл.п.л.0,1.

7. Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в борьбе за демократизацию общественной жизни. Караганда. 1994. П.л.12.