автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Единство интернационального и национального в духовной культуре социализма

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Кокшаров, Николай Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Единство интернационального и национального в духовной культуре социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Единство интернационального и национального в духовной культуре социализма"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

На правах рукописи

УДК 300.551

КОКШАРОВ Николай Васильевич

ЕДИНСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛИЗМА (на материалах республик Советской Прибалтики).

Специальность 09.00.02 — теория научного коммунизма

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЕНИНГРАД —1988

Работа выполнена' на кафедре теории научного коммунизма философского факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени А. А. Жданова.

Научный руководитель Официальные оппоненты:

— кандидат философских наук, доцент В. Н. СОРОКИНА.

доктор исторических наук, профессор

Т. Ю. БУРМИСТРОВА,

кандидат философских наук О. А. ДМИТРИЕВ.

Ведущее научное учреждение — Ленинградский электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича.

Защита диссертации состоится .». 1988 г.

.час. на заседании специализированного Совета К. 063.57.28 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени А. А. Жданова. 199034, Ленинград, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 151.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А. М. Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан . .¿^^С?".......1988 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент

В. П. МИЛ ЕДКИЙ

стсскаль ОТГЧА

. - 3 -

Одной из закономерностей строительства социализма является интернационализация всех сторон жизни общества, в том числе и духовной культура социализма. "Г.¡ц обоснованно гордим* ся достижениями советской многонациональной социалистической культ;-ты.Вбирая в себя богатство национальных форм и красок, она становится уникальным явлением в мировой культуре.Но важно, чтобы здоровый интерес ко всему ценному» что есть в каждой национально!! культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур"*.В связи с этим большое значение приобретают вопросы, связанные с диалектическим единством национального и интернационального в культуре.

Актуальность темь.. В теоретико-методологическом аспекте изучение'диалектики национального и интернационального важно для определния тенденций и перспектив общественного развития, формирования интернациональной по содержанию, интернацпона-листскоя по духу и многообразной по ч.орме национальной культуре советского общества.Необходимость ешшнония соотношения интернационального и национального в каздой национальной культуре вызвана процессами интернационализации национальных культур, научным управлением развитием духовных культур нации и народностей. Чем дальше продвигаются люди в общественном развитии, "тем в большей мере они делают свою историю сами, сознательно, и тем меньше с-гшюеится влияние на эту сторону не-прегвиденных последствий, неконтролируемых сил, и тем точнее соответствует исторический результат установленной заранее це-

Диалектическое единстве интернационального и национального в национальной культуре, в советской культуре - это не только научные понятия, но и реальная проблема практики социализма, его национальных отношений, требующая внимательного научного изучения. Ццинство национального и интернационального определяется идеико-политическкми и социально-экономическими основами интернационализации культур.

Важность теш заключается и в том, что единство интернационального и национального в духовной культуре неразрывно

1.Материалы АлУ1'1 съезда КПСС.-М. .Политиздат,К^б, с.53.

2.Маркс К..Энгельс <5. Соч.- ¿-в изд.-Т.20.-С.358

связано с формирование!,- интернационалистски зрелой личности, с воспитанием чувства интернационализма у молодого поколения. Баз духовной культура невозможно эффективное интернационалистское воспитание трудящихся. .. •

Актуальность исследования вызвана и усилением идеологической борьбы по Еопросам культуры. Буржуазные исследователи пытаются представить развитие национальных культур при социализме как "русификацию" культур, подвергнуть процесс интернационализации кационачьных культур как явление, навязанное "сверху". Поэтому возрастает необходимость исследования диалектического единства национального и интернационального в национальных культурах социалистического общества.

Изучение национального и интернационального имеет и мен-дународный аспект. В любом многонациональном государстве, пока существуют нации и народности, будет актуальным изучение истории и сущности национальной их культуры, процесса их взаимодействия, взаимовлияния. Эти вопросы особенно актуальны в тех странах, где проводятся социалистические преобразования.

Следовательно, исследование вопросов, связанных с диалектическим единством интернационального и национального в духовной» культуре, является важным в теореткчезком и практическом клане, что и обусловило выбор теш диссертации.

?!ыбор региона тучного исследования - республики Советской Прибалтики - связан с отсутствием на ату твму комплексного исследования всею региона, а не отдельных его республик. Хотя прибалтийские республики имеют много общего в своем развитии, тем не менее - и отличаются. Республики Советской Прибалтики гозке, чей другие, вступили в Союз ССР, и (¡.ормирова-ние социалистических литовской, латышской, эстонской нгщий завершилось и конце БО-х - начале СО-х годов. Интересно в этой связи исследовать соотношение национального и интернационального в национальных культурах отих народов, степень включенности »¡х национальных культур в процесс интернационализации культур народов СССР.

Геогра-ичсская близость региона дает возыозкность большинству населения доступ к буржуазный теле-и радиопрогражам,

- 5 - '

что затрудняет процесс формирования интернационалистски зрелой личности. А от личности бо многом зависит^развитие национальных культур. ,

В тезисах Центрального Комитета КПСС к XIX Всесоюзной партию/: конференции отмечается, что "требуете... постоянное внимание к вопросам межнациональных отношений, развитию каждой нации к народности,Основой для решения этих вопросов являются политический курс, сочетавший удовлетворение интересов всех нации с их сближением и взаимопомощью, интернационалистская идеология, несовместимая с национализмом и шовинизмом"?Это в полной мере относится и к развитию национальных культур.

Степень гляпаботЕнности темы.Советскими учеными в течение десятилетии исследуются сложные и многогранные процессы ста» новлелия и развития советской многонациональной культуры.

D изучении проблемы сущности культуры, особенностей ее функционирования и развития большой вклад внесли А.И.Арнольдов, Э.Л.Еаллер, L. Р.Вишневский, В.В.Горбунов, В.Е.Давидович, Ю.А, Жданов, Н.С.йгабин, Ы.Г.Иовчук, М.С.Каган, Л.И.Коган, Л.К.. Круглова, Ю.Л.Лукин, Э.С.Маркарнн, В.Н.Мекуев,К.И.Чурбанов и другие.

Исследованию духовной культуры посвящены работы Р.И.Александровой, Н.л.Еромле^, И.В.Гончаренко, Л.М.Дробияевой, М.П. Кима, Г.Л.Ксбко, В.Н.Орлова, В.Ф.Рябова, В.Н.Сорокшой, Н.Терещенко, А.КЛледова, Ю.У.Фохт-Еабушкин&.Е.Д.Мковлева и других.

В комплексе проблем национальных отношений исследованию отдельных сторон духовной культуры народов СССР посвящены труды L.A. Аругюняиа, Р.А.Ачиловой,А.О.Еороноева, ¡ЛВ.Громлея, ТЛй.Еурипстровой, ч>.Л.Горовсвого, А.Ф.Дащдамирова, М.С.Джуну-сова, В.П.Дикселиса, СЛ'.Калтахчяна, М.К.Куличенко, Г.А.Мельниковой, М.С.Росепко, О.В.Тадевосяна,КАХ.}.аназарова, А.И.Холмогорова, М.П.Цамеряна, А.Злебаевой и других исследователей.

Литература, посвященная проблемам взаимовлияния патрио-ТЕческого, интернационалистского воспитания и духовной культуры, очень разнообразна. Целый ряд авторов занимаются этой проблемои:В.Р.Багдасаров, М.С.Бесбаев, Д.И.Гусев, 0.А.Дмитриев, Д.V.¡Cacan, В.Лихолат, И.И.Серова, В.П.Тшденко и другие.

Х.Тезисы Центрального Комитета КПСС к XI). Всесоюзной Партийкой конференции (Одобрены Пленумом Ifk КПСС 23 мая 1988 года)// Правда, 27 мая 1980, с.2.

Г et

. - 6 -

Вопросы, связанные с идеологической борьбой в духовной культуре, освещены в работах Ф.А.Ангели, А.Н.Атанешвили, II.Л. Беловой, Т.и.Буриистровок, РЛрдзедидзе, В.А.Кгаатова, L!.В.Иордана, Н.С.Козлова, В.Кршешшкшсова, Д.Р.иамедова, Ц.Ь.Штина, : Г.Михайлова, Л.А.Нагорной, А.И.Блрокова, Б.СДертиной, Н.И.Хма-ры, С.Юсиф-Заде и т.д..

В республиках Советской Прибалтика проблемами интернационального и национального в духовной культуре социализма и связанных с ними вопросов, занимаются П.Адлис, H.Aiùçe, П.Алине, С.А.Атаыукас, Н.Бассель, Л.Бролш, В.Гадкие, Ю.Гэддианис, А.Горячева, П.Зирнитис, П.Кенкманн, М.Круъвшь, В.Лавутка, С.Даурм-наитис, И.А.Мардоса, В.^ЛЛисальченко, о.З.Мурниек, К.ВЛ1авицкао, Э.Пелкаус, Л.Ребане, 0.Роздесгвенский, З.Сависаар, Г.Силласто, К.Ю.Струмскыс, К.Сурблис, Р.Тшак, Дз.Шмвдра, О.К.Штейн, К.С. Халлик, М.1инт, В.Лкелайтис, Й.Лнсен и другие исследователи.

. Глубокий научный анализ теоретических вопросов социалистической культуры создает основу для успешного исследования проблей единства интернационального и национального в духовной культуре. В середине ЬО-х годов проведены коллективные исследовании по проблемам культуры историками, филосодами, социологами, литературоведами, этнографии и издшш коллективные труды.-^ Опираясь на каркистко-леншскую методологию, советскио

I.Актуальные проблемы общественного сознания и духовной культуры. Таллин, I98C; ¡интернационализация духовной жизни советсих народов в современных условиях. Большое, 1285 ; Критика концепций буржуазных эмигрантов по вопросам истории Литовской ССР. Вильнюс,1986 (на лат. яз.); Культура и нреблеш совериенство-вания социалис тичecicoro образа гизни, Л. ,1967; Нация и культура. Таллин, 108Г,; Проблема этногенеза и этнической истории балтов, Вильнюс, I98lij Совершенствование национальных отношений в СССР в свете решений )ДУП съезда КПСС. М.,19Ь8; Советс-КШ1 культура: 70 лет развития. U. ,1987; Социально-культурный облик советских нации. По результатам этносоциологического ис- . следования. М.,1986; Структура культуры и человек в современном обществе.Ы., 1987;. Философия и культура. Н. ,1987; Ьтнкческие процессы в современном мире. II., 1987; Этнографические исследования развития культуры. М.,1985; Этнические процессы в СССР и СЩА. Ы. ,1986 и иногие другие труды.

ученые проанализировали различные аопекты единства национального и интернационального в развитии социалистической культуры, прб1дёйс£| интернационализации национальных культур, формирова-ов^бсовётской культуры,Но несмотря на значительные успехи, достигнутые в исследовании диалектического' единства кнтернацио-йалйного и национального в духовной культуре вое же имеется теоретическая и практическая необходимость исследования этой теш."Это - принципиальнейший, жизненный вопрос нашего общества','*- отмечалось на февральском Пленуме ЦК КПСС 1986 года.

Цель и основные задачи исследования. Основная .цель диссертации состоит в раскрытии диалектического единства интернационального и национального в духовной культуре социализма, в выявлении глубинных процессов и противоречий интернационализации советской социалистической-культуры в целом и прибалтийских республик в частности. Цель исследования включает решение слодушнх задач:

- анализ и соотношение понятий "культура" и "духовная культура социализма";

- раскрытие диалектики интернационального и национального в духовной культуре, как фактора совершенствования социалистических национальных отношений!

- исследование влияния социально-экономических и идейно-политических основ интернационализации культур на формирование единства национального и интернационального в духовной культуре социализма;:

- рассмотрение механизма воздействия национальной духовной культуры на интернационалистское воспитание трудящихся, молодежи;

- критику буржуазных интерпретаций, фальсифицирующих развитие социалистических национальных культур республик Прибалтики.

.'-'отодологкческой и теоретической основой послелог-англ являются работы классиков марксизма-ленинизма, документы партийных стездов и Пленумов ЦК КПСС и союзных республик Прибалтики, лостгшовления ЦК КПСС и правительства, положения Конституции СССР и союзных республик, статьи, и речи руководителей партии и правительства. В исследовании использованы труды советских философов, специалистов по теории культуры, национальных отношений, работы этнографов, этносоциологов, историков, материалы

I. Горбачев Д1.С.Революционной перестройке - идеологию обновления. М..Политиздат, Г9&В, с.21.

периодической печати центральных и республиканских органов, текущих архивов минвузов Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, министерства культуры Литовской ССР.

Научная новизна исследования.К результатам исследования, имеющих определенное теоретическое значение и обладающих новизной, относятся следующие положения:

- конкретизируется структура духовной культурн социализма;

- уточняется, с учетом анализа имеющихся -научных разработок, содержание категорий "интершиоиальное" и "национальное" и связанных с ними понятий;

- показан противоречивый характер развития."национального" и "интернационального", влишций на интернационализацию культур;

- проанализированы ¿акторы интернационализации культур, выра -кавдие единство национального и интернационального;

- рассмотрена роль определенных элементов духовной культуры в (¿армировании интернационалистски зрелой личности;

- использованы и введены в научный оборот материалы текущих архивов минвузов прибалтийских республик; ;

- критически проанализированы публикации буржуазных исследователей по проблемам интернационализации культур народов республик Прибалтики, опубликованные на немецком языке.

Теоретическая значимость и практическая цонность работы состоит в том, что выьоды работы имеют значение для дальнейшей разработки проблем диалектического единства интернационального и национального в духовной культуре социализма, интернационализации национальных культур на современном этапе совершенствования социализма. Некоторые положения данной работы могут быть использованы в преподавании курса научного коммунизма, при подготовке спецкурсов по тоории культуры и теории национальных отношений на современном этапе. Выводы и положения диссертации могут быть использованы в управлении процессам культурного строительства, в идейно-воспитательной и контрпропагандисткой работе.

Аниобания работы.Основное содержание работы изложено автором в 8 публикациях.Материалы исследования нашли отражение в выступлениях автора на конференциях: "Развитие фундаментальных и прикладных исследовании"(Ленинград, май 1986 г.), "УХ/II съезд КПСС и актуальные проблемы философско-социологических исследований" (Ленинград, ЛГУ, декабрь 1986 г.), "Развитие аундаменталь-

пых и прикладных исследований", посвященной лл съезду ЭДцССМ (Ленинград. апрель 1ЬЬ7 г.), "Марксизм-ленинизм - единое революционное учение, преобразующее мир"(посвященная 70-лет1& Бо-лакой Сктябрьскол социалистическое революции, Ленинград, сентябрь IIС7 г.), "-¿ормированио гармошпескол личности студентов и уча^у-хся в сЕете решаши ПУН съезда КПСС'ЧКаунас, декабрь 1Ь£)7 г.),"Человеческнл аактор в система движущих сил прогресса социализма" (Краснодар, апрель К68 г.), теоретическом сомшш-рэ Ленинградского комитета молодеаных организаций:иИУП съезд КПСС и актуальные проблемы международного молодекного движения" (иьнь 1286 г.), научном семинаре советских и польских студентов и аспирантов, посвященному 70- годовшине Великой Октябрьской социалистической революции:"Великий Октябрь и современность" (Ленинград, декабрь 11-87 г.Заседании шиедры теории научного коммунизма уиилосо-фского факультета (Ленинград, апрель 1ШЗг.).

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введен.ш, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность теш, определяется степень ее разработанности в научной литературе, ставятся цель и задачи исследования, указываются методологические источники работы, кратко формулируется научная новизна и практическая значимость.

Первая глава - "Методологические проблемы исследования социалистической духовкой культуры"- (¡освящена анализу развития духовной культуры социалистических наций и народностей.

В первом параграфе рассматривается сущность духовной культуры, которая выракаетея в конечном итоге в развитии сущностных сил человека, в глубине и объеме познания законов природы и общества. Марксизм-ленинизм понимает культуру как явление многоплановое, пронизывающее все области и аспекты общественной киэни. Анализируя различные точки зрения на определение культуры, автор приходит к выводу, что культура -это но только катирмаяьние и духовные ценности, творчески созданные человеком в ходе исторического прогресса, но ц система способов становления человека, степень развития его сущностных сил, механизм саморегуляции общественного организма.

Вопрос об определении духовно/, культуры, ее строении и содержании в настоящее время является дискуссионным и но по-

лучил однозначного решения. Б научной литературе нет единого мления на определение духовной культура. Нудность в изучении духовной культура виз вша и тем, что с а/а система духовной .культур/ многогранна, каждая из составляющих частей - искусст-: во, наука, мораль и т.д. - имеет свой 'особенности развития, свои внутренние закономерности. В этоЗ связи рассматриваются категории:"духовная жизнь общества", "духовное производство", "общественное сознание". Ш поыишем иод духовной культурой . не только совокупность духовных ценностей, систему их создания и распространения, но и качественную характеристику духовной деятельности ладей, связанную с производством идей, сознания, чувств, мышления, а такаео и характер взаимоотношений между лвдьми, определяемый общественным строем. Таким образом, духовная культура - это категория но только эстетическая, но и нравственная, идеологическая.

Мя выяснения соотношения интернационального и национально!^ в духовной культуре социализма исследуется ее структура. Отмечается, что диспропорции в соотношении материальной и духовной культуры негативно влияют на развитие национальной культуры, замедляют темпы интернационализации культур. Соот-ношенче материальной культуры й духовной культуры важно знать, чтобы управлять процессом интернационализации национальных культур.Нам представляется, что структура духовной культуры полнее страг.^стса, если ее рассматривать как систему,имоюгуы свои подсистемы.

Национальное и интернациональное неизменно присутствует во всей структуре духовной культуры, lio присутствие их различно в разных ¡элементах культуры. В своем развитии соотношение национального и интернационального изменяется, становится сложнее и с изменением cawoii структуры духовной культуры. Культура при социализме ш-рает определенную роль в системе регулирования общественных отношений, в частности национальных отношеник."Истсчнпк нашей силы - в свободном развитии национальных культур, обогащенных духоъпым опытом братских народов и всего человечества....Мы должны всячески способствовать дальнейшему расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению, их подъему и расцвету"*

1.1Ъреачев .'.Í.С. Революционной перестройке - идеологию обновления. Речь на Пленуме ЦК КПСС 16 (поврали ISÍ'8 года. -М., 1£Ье,.с.20.

- II -

Зо втором параграфе выясняется сущность к взаимосвязь категорий "национальное", "интернациональное" и других 'Чизкис к ним категории, "Интернациональное" и "национальное" - это категории, представляющие собой едшствй противоположностей в многонациональной культуре. Интернациональное - это сущность культуры, а национальное - это конкретное многообразие этой сущности.

Интернациональное является выражением родовой сущности общечеловеческого, а потому основой и ведущей стороной национального.Интернациональное развивается на основе национального, когда прогрессивное, выработанное той или иной нрцяей, становится достоянием других наций и народностей, как синтез их национальных опытов. Интернациональное в духовной культуре - это то, что свойственно каждой национальной культуре, это прежде всего идейно-мировоззренческая сущность содержания культуры. Интернациональное не имеет в себе консервативных элементов в культуре, потому что оно представляет собой ту часть национального, которая концентрирует в себе элементы раволюционно-прогрессшзные.

Интернациональное имеет много общего о общечеловеческим, но эти понятия не тождественны, так как последнее шире первого. "Общечеловеческое" и "интернациональное" в культуре тлеют истоки в национальной культуре, которая является основой мх существования. Национальное в культуре-- это не только то, что отличает одну культуру от другой, но и то, что их объединяет, является общим для разлияных национальных культур. В национальном отражаются и связи, отношения б другими культурами. Национальное в культуре присутствует и в форме и в содергшнии.

Если национальное и интернациональное представляют собой неразрывное целое и отдельно их рассматривать возмогло лишь, абстрактно, то национальное и инонациональное могут существовать независимо друг от друга. Инонациональное - это гоже национальное, но инее по отношению к любому другому национальному. Национальное с интернациональным находятся в соотношении особенного и общего, а с инонациональным - как особенные.

Национально-специфическое з культуре - это более или менее прочные, устойчивые элементы в национальном, переданные от одного поколения к другому. Все ценное в национально-спе- .. цифическом имеет общезначимую основу, а потому становится под-

лшшо национальным, а затем, вовлекаясь в процессе взаимного обогащения, превращается в интернациональное. В сбою очередь, • интернациональное, превращаясь в достояние всех национальных культур, приобретает национально-особвш:ут форду. Процесс взаимопереходов национально-специфического, национального и интернационального вдет беспрерывно, выралая их диалектическое единство.

Автор рассматривает и такие понятия-как "этническое", "нация", "национальность", форма и содержание в национальной "культуре, интернационализация национальных культур, позволяющие полнее раскрыть единство национального.и интернационального. Интернациональное более подвшшо и активно, чей.национальное. &то в конечной итоге вызывает обострение противоречий и приводит к нарушению единства интернационального и национального в духовной культуре. Устаревшее в национальном отбрасывается и постепенно накапливается элементы, которые на первых порах соответствуют интернациональному. Полной гармонии единства национального и интернационального нет. 1дошство - лгсль момент движения. Прогрессивное развитие национальных культур возможно при обновлении национального и интернационального.

Удшство интернационального и национального в духовной культура находит свое выражение в интернационализации культур. Интернационализация - ото и процесс, который млеет обгективши характер, и состояние общества, которое пронизывает все его сферы жизнедеятельности.Сущность интернационализации культур народов СССР заключается в постепенном сближении и взанмообо-гашенпи их содержания и национальных «¡/эр;.:. Видоизменял, совершенствуя их, усиливая их идейное единство, процесс интернационализации освобождает национальные культуры от всего устаревшего, не отвечающего новым условиям.

рторан глава - "Ди&пектика интернационального л_ национального в интернационализации национальных культур социалистически 1'0 общества" - содержит исследование факторов, влияющих на интернационализацию национальных культур. В ней рассматривается механизм воздействия национальной духовной культуры на интернационалистское воспитание трудящихся, дается критика буржуазных интерпретаций, '¡альси^ицирущих развитие социалистических национальных культур.

В первом параграфе рассматривается роль социалыю-эконо-

цичесхих и вдс.ло-политических основ интернационализации культур. Социалистический способ производства, единый народно-хозяйственны.! комплекс, социалистическая экономическая интеграция выступает экономическое основой духовной культуры советского существа. Процессы упрочения экономики и интернационализации находятся в диалектической связи.

Социальной основой интернационализации национальных культур являются социалистические общественные отношения мезду классами и социальными группами населения, дружба наций и народностей. Все это существенно влияет на развитие национальных культур, углубление процесса их интернационализации.

Политическая система СССР, расширение и углубление социалистической демократии, принцип демократического централизма, марксизм-ленинизм, его идеология равноправия и дружбы всех народов, то есть социалистический интернационализм - все это есть иде:шо-ио.ч7тическпе основы интернационализации духовных культур социалистических нацил и народностей.

Темпы интернационализации культур неодине}совы, что зависит от экономических, социальных, цце.шо-полит1гческих основ общества. Наиболее благоприятные условия для расцвета и сближения национальных культур складываются, когда нации, народности млеют примерно одинаковый уровень социально-экономического развития, как, например, республики Прибалтики.

3 первой половине 60-х годов продоллался процесс разрыва -:еаду некоторый; республика;.;;: но многим социально-экономическим показателя.; развития, что не только продолжает сдер-г.изать теши интернационализации национальных культур, но и негативно влияют на межнациональныеотноиенил. Разрыв ;.:еаду теорией и практш:ой привел к деформации общественного сознания части населения республик, Нерешенность части правовых вопросов, национальной государственности некоторых народов, недостаточное нормирование рабочего класса из лиц коренной национальности, недостаточная интеграция, например, неэстонцев с социально-политической и культурной жизнью Эстонии и вследствие этого ттштяшя нигилистическое отношение к эстонской нации, остонскол культуре, непонимание частью населения соотношения национального и интернационального в общественной кизни советского парода, трудности ускорения и перестройки -все это безусловно сказывается на процессах интернационализации национальнкх культур,Начачвшипся с середины ЕО-х годов в

СССР процесс перестройки всей лизни страны, социалистическое ■ обновление в других______социалистических странах, конечно, благоприятно отразится и на интернационализации культур.

lio втором нарагшию рассматривается механизм воэдёйстепЯ национальной духовной культуры на 'интернационалистское воспитание трудящихся.Цель интернационалистского воспитания - формирование интернационалистски зрелой личности.Интернационалистски зрелая личность предполагает высокую идейно-политическую, психологическую, нравственную зрелость, способность жить, действовать согласно принципам социалистического интернационализм, ¿ормирование интернационалистской зрелости - ото процесс единст-" на знаний, убеждений, действий.Критерием результативности интернационалистского воспитания является утверждение високоЦ культурк межнационального сбцения.

Основой процесса формщювания интернационалистской зрелости личности являются знания, в том числе знания по теории национальных отношений, чему способствуют такие составные части духовной культуры как образование и наука. В наибольшей степени превращению знаний в твердые убеждения помогают те элементы духовной культуры, которые во многом затрагивают эмо-ционалыю-психологическум сферу - это литература, искусство, музыка, театр и т.д. Первый секретарь Б.К.Пуго на пленуме ЦК Компартии Латвии отметил, что "интернационалистскую убежденность, культуру мошационолыюго общения необходимо формировать не только на фестивалях дружбы, но и на каадом урока,лекции, в отрядах труда и отдыха старшеклассников и студентов, в молодежных бригадах"^/Ьормировашш интернационалистской зрелости в значительной степени способствуют аакие составные части духовной культуры как радио, телевидение, переодические издания, лекционная пропаганда, учреждения культуры.Но, как отмечалось на П пленуме ЦК Компартии Литвы в докладе К.В.Балец-каса,"многие учреждения культуры упускают из поля зрения вопроси интернационального и патриотического воспитания населения, их уюшы и содержание работы но отвечает требованиям дня"? Особую ¡юль в 1),орм1фовании интернационалистки зрелой личности играет язык межнационального общения и знание языка республики.

I. Материалы пленума ЦК Компартии Латвии Ь г/ая IS8S года//Соя

ветскал Латвия, 7 мая ISt-8,c.2. 21Гатериалы XI пленума щ Иоыпвртш Литш f» мал 1888 года// Советская Литва, G мая 11438, с.2.

1!лтернащганал1!йтс:-ои воспитание строится на основе карксистко-, ленинского положения о том, что это воспитание классовое.Оно немыслимо без непримиримой борьбы со всякого рода проявлениями национализма и иовнннзш, требует постоянного учета антисоветской пропаганды.

В третьем паштрас-е разоблачаются измышления буржуазных исследователей со вопросам интернационализации национальных культур в социалистической обществе, по национальным отношениям в прибалтийских республиках,

Буржуазные исследователикак правило, метафизически рассматривают духовную культуру социалистических нацил.Согласно такому метафизическому подходу, многообразие форм духовной культуры и единое социалистическое содерканне_ этих культур одновременно существовать не могут. Противопоставляются друг другу национальное и интернациональное, как несовместимые явления. Отождествляются понятия "советскил народ" и "нация".

На а! пленуме ЦК Компартии Литвы 5 мая ISbß года Р.И.Сон-гайло отцетил:";.'н не вправе недооценивать того факаа, что вопросы исторического пути литовского народа, его культурного наследия являются предметом острой идеологической борьбы.Поэтому необходимо постоянно, оперативно и вдумчиво решать все в этой сфере возникающие проблемы, принимать исчерпывающие меры по предотвращению люэнх негативных проявлений?* Успехи в культурной жизни Советской Прибалтике буржуазные ученые объясняют, с одной стороны, как результат сопротивления населения политике "советизации" и "русификации", а с другой - как вынужденные временные уступки партии и правительства местному населению. Выдвигается необоснованный тезис о том, что будто бы литовская, латышская, эстонская культуры деформированы. В

этой связи широко применяются разного ¡яда подтасовки цитпро-

itX

каши текстов, искажающих полностью или частично смысл, создаются превратные представления о творчество советских авторов. Проводится обновленная концепция "единого потока" в культурах прибалтийских народов, в частности нокоего еккбиоза советской и эмигрантской буржуазной культуры на литовском, латышском, эстонском языках соответственно.

Буржуазные идеологи отрицала интернационализации национальных культур в СССР, изобразит судьбы советских приоалтийс-

I.Материалы II пленума itK Ш.шарглн Литвы Б мая ISdl! vom// Советская Литва, 6 мая I9L8, с.1.

- 16 -

ких республик жертвами оккупации. Трактук-т процесс овладения русским языком как процесс языковой русификации, либо пропаганде й.Ицетны попытки противопоставить национальные языки языку межнационального общения или приуменьшить значение нацио- . нальннх языков.На самом деле все национальные языки юридически •равноправны, но неравмвршш в жизни по степени распространенности в выполнении общественных. функций.

Буржуазные ученые механически переносят характер национальных отношений в буржуазном обществе на характер национальных отношений при социализме.Это выражается в частности в утверждении о дискриминации и насильственной ассимиляции, которые в корне фальсифицируют сущность национальных отношен mi при социализме. Конечно, это не значит, что нарушения ленинской национальной политики,. которые и,: ел и место в условиях отхода от норм социалистической законности, не могли не сказаться и на национальных процессах.

Трудность в ведении идеологической борьбы по проблемам интернационализации духовной культуры но только в ошибках прошлого в теории и практике национальных отношений в нашей стране, на чем спекулируют наши идейные противники, но и в недостаточной проработке вопросов национальной политики на современном этапо социализма.

В заключении подводятся итоги, делаются выводы, даются рекомендации.

Основное содержание диссертации отралено в следующих публикациях:

1.Езашодейсгвие национальных культур при социализме//Со-циелько-;'илософские проблеш общественного развития.-ч.1.-Л., 1967.Дел В ШШОН АН СССР,Ш:6'*;4 от 09.03.67.-0,п.л.

2.Роль духовной культуры в интернациочалистском воспитании// Социшшю~(Ц]лосо'.|)СКие проблемы общественно:^ развития.-ч.II.-Л. ,19Ь7.Деи.в ЮКОН АЛ CCCP,Jffi8G2b от 09.0И.87.-0,;.Ь п.л. Б.Взэимоде.-ютвие, взаимовлияние, взаимообогащение национальных культур при социализме//Вестник ЛГУ.Сер.6 История КПСС, научныл коммунизм, <;:илософия, право.-1£07,Ъып.1,с.12б(в изло- • жении).

4.Интернационализация духовной.культуры в условиях социализма. Ред.ж.Весткик ЛГУ.Серия История КПСС научны/ ко/.мупизм.фнло-

оофия, право.-Л. ,1037, 17 е.- Библиограф.2£ назв.-Fyc.-Дгчь в ЛШОН All СССР j. СО 525 от 27.0V.87.

Ь.Оконоипеская оонсва интернационализации социалистических национальных культур// Философия и общественная практика социализма..1!. , К37. -Дел. в ЙШОН АН СССР Jf37<M3 от 04.12.87. 0,25 п.л.

6.Критерии оценки деятельности личностных качеств специалиста с высшим образованием в контексте культуры //Способы оценки качества идейной и профессиональной подготовки специалистов

с высшим образованием.-1Саунас-КПИ- -''-987, с.49-50 ( в соавторстве с С.В.Игнатьевым).

7.Идейно-политические основы сближения духовных- культур со-циаяистичесюхх наций и народностей в СССГ//Бестник ЛГУ. Сер. 6 История КПСС, научный коммунизм, философия, право.-I9G8. Вып.1,с.1Г? (в изложении).

8.Высшее образование в формировании культуры межнационального общения в условиях социалистического обг;ества//Человеческий фактор в механизме ускорения общественного прогресса¡воспитание и образование.Научная конференция "Человеческий фактор в механизме ускорения общественного прогресса .-проблема формирования и активизации".Тез.докл. гос.ун-т.Омск, IS88,с.126-129.