автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Долганова, Ольга Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

На правах рукописи

Долганова Ольга Олеговна

ЭГЛОМИЗЕ В РОССИИ. КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XIX ВЕКОВ (ИСТОРИЯ, АТРИБУЦИЯ, РЕСТАВРАЦИЯ)

Специальность 24.00.03 - Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва-2006

Работа выполнена в Российском институте культурологии

Научный руководитель:

Доктор искусствоведения Мокрецова И.П.

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения Маркина Л.А. Кандидат искусствоведения Балдина О. Д.

Ведущая организация:

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря

Защита состоится " 2<У " О ^/ллЛ-Я 2006 г. в АГ часов на заседании Диссертационного совета Д 210.015.02 Российского института культурологии по адресу: 109072, Москва, Берсеневская наб., дом 20

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института культурологии.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационно™ ппи^тя

Кандидат исторических наук

¿ооьА 4709

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования состоит в том, что автор впервые представляет малоизученный вид декоративно-прикладного искусства -эгломизе в России конца ХУШ-начала XIX веков - как самостоятельный предмет исследования, имеющий свои технико-технологические и типологические особенности, прослеживает его связи с миниатюрной живописью и жанром силуэта. В работе впервые в комплексе рассматриваются произведения в технике эгломизе, хранящиеся в разных российских коллекциях. Это позволяет автору определить круг художников, профессионально работавших по заказам, описать их индивидуальную манеру исполнения. Произведения этих мастеров, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей, позволяют существенно дополнить сложившийся образ культурной жизни русского дворянства рубежа XVIII - XIX веков.

Распространение техники эгломизе в России связано с проникновением европейских тенденций в отечественную культуру. Наша страна практически всегда была открыта для иноземного влияния: начиная со времен правления Петра I, интеграция западного искусства стала основой для развития отечественной культуры. Особенно заметно это влияние в области изобразительного искусства. Обучение русских художников за рубежом, появление европейских мастеров в России привели к быстрому подъему живописи, графики, к развитию гравировальных техник. Модные западные тенденции внедрялись и в декоративно-прикладное искусство. К 80-м годам XVIII столетия Россия в художественном отношении достигла высокого развития, войдя, таким образом, в европейское культурное сообщество. Это было проявлением тех тенденций, которые в настоящее время носят название глобализации.

В диссертации рассматриваются все существовавшие методики изготовления предметов в технике эгломизе (на основании древних трактатов, сборников рецептов разных авторов и современных исследований), начиная с

произведений Александрийских мастеров II]

(ОЖНИКОВ

Древнего Рима III—IV веков н.э., работавших в технике «межстеклянного золочения». Описываются методы работы европейских художников эпохи Возрождения и второй половины XVII века, выполнявших изделия в технике живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту и «межстеклянного золочения»; богемских мастеров XVIII века («межстеклянное золочение») и, наконец, западно-европейских и российских художников, работавших в окончательно оформившейся технике эгломизе.

Одной из основных проблем сохранности произведений в технике эгломизе является плохая адгезия к стеклу красителей, нанесенных «холодным» способом. Отставание красочных слоев от основы происходит при малейших перепадах температуры и влажности. В Западной Европе и Америке, а в последнее время и в России, реставраторы работают над решением проблемы укрепления красочных слоев на стекле, что является довольно трудной задачей. В данной работе приводятся обзоры основных видов разрушения произведений эгломизе и различных методик их реставрации.

Предметом изучения в диссертации стал феномен эгломизе в России в общем культурном контексте конца XVIII - начала XIX веков. Объектом исследования являются коллекции предметов, выполненных в технике эгломизе в конце 1780-х - 1820-х годах и хранящихся в России.

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой объекта. Именно в этот короткий период искусство эгломизе в России достигло наивысшего расцвета. Однако временные рамки работы не ограничиваются только указанным периодом. Автор стремился собрать все сведения, имеющие отношение к технике эгломизе на всем протяжении ее развития, начиная с III века до н.э.

Основная цель диссертации заключается в изучении практически неисследованных произведений эгломизе конца XVIII - начала XIX веков хранящихся в России, определение их типологии, а также роли и значения в развитии миниатюры, силуэтного жанра и мебельного дела в России.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить состав коллекций эгломизе в российских музеях.

2. Выявить круг художников, работавших в технике эгломизе в России рубежа XVIII - XIX веков.

3. Выявить технико-технологические особенности эгломизе конца XVIII - начала XIX веков.

4. На основе всестороннего изучения коллекций эгломизе в собраниях российских музеев выявить типологию произведений в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в России.

5. Составить каталог коллекции эгломизе конце XVIII - начале XIX веков ИЗО ГИМ и определить ее место среди других музейных собраний.

Источниковая база исследования. Главным предметным источником является коллекция эгломизе ИЗО ГИМ, являющаяся первой по численности среди российских музейных собраний, дополнительными - коллекции Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского дворца-музея «Останкино», ГИКМЗ «Московский Кремль», а также других российских музеев.

Методология исследования. Задачи работы предопределяют комплексный метод исследования, включающий в себя исторический, искусствоведческий, технико-технологический и статистический анализы:

1. Историческое изучение коллекции: уточнение происхождения, времени изготовления, личностей персонажей.

2. Искусствоведческий анализ: определение авторства, выявление профессиональных художников, художественная характеристика произведений.

3. Исследование коллекции с физической точки зрения: особенности техники, состояние сохранности, условия хранения.

4. Статистическое обобщение состава коллекции.

Комплексный метод был применен ко всему массиву памятников в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков, рассредоточенному по различным музеям России.

Научная новизна данной работы заключается, прежде всего, в том, что это первое монографическое исследование, посвященное изучению техники эгломизе. Впервые в одной работе собрана вся широкая гамма применения эгломизе - от небольших памятных медальонов и перстней до вставок в великолепную дворцовую мебель.

Большое количество изученных памятников позволило автору впервые систематизировать их по функционально-типологическому признаку. Впервые в данной работе вводится в научный оборот типологизация произведений эгломизе по «силуэтной» и «гравюрной» манерам исполнения. Опираясь на полученные данные, а также на сведения, извлеченные из литературы, удалось выявить новые имена художников, кроме известных ранее И.Ф.Антинга и А.Г.Рауэрта.

В данной работе впервые систематизирована история развития техники эгломизе с III века до н.э., и ее изменения (переход от «силуэтной» манеры исполнения к «гравюрной») за период 80-х годов XVIII - конец 20-х годов XIX веков.

Практическая значимость работы. В результате исследований был произведен ряд атрибуций в собрании Государственного исторического музея, уточнено время создания произведений, установлены личности персонажей в работах И.Ф.Антинга, Ф.Гюбнера; определены иконографические типы силуэтов Екатерины И, Павла I, Г.А.Потемкина, Д.П.Трощинского. Составлен научный каталог, представляющий собой первую публикацию коллекции произведений эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в собрании Отдела Изобразительных материалов Государственного Исторического музея (ИЗО ГИМ), включающий в себя 173 предмета, анализ состава коллекции и историю ее формирования.

Разработанная автором типология произведений эгломизе по манерам исполнения; материал, включающий результаты атрибуционной работы и

технико-технологических исследований, а также старинную рецептуру, имеет несомненную практическую ценность как для историков и искусствоведов, так и для реставраторов.

Результаты исследования могут быть использованы для составления справочников, каталогов, энциклопедий; работ, посвященных истории искусства и музейному делу; а также для разработки специальных учебных курсов в высших учебных заведениях.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась, одобрена и рекомендована к защите в Российском институте культурологии. Основные положения диссертации, в том числе сведения атрибуционного характера и результаты технико-технологических исследований опубликованы в виде статей в научных сборниках, журналах. Сделаны доклады на «Забелинских чтениях» в Государственном историческом музее в 1998-2000 гг.

Результаты исследования использовались автором для отбора экспонатов для основной экспозиции XVIII - XIX веков в Государственном историческом музее.

Содержание диссертации

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения, включающего в себя каталог эгломизе конца XVIII - начала XIX веков коллекции отдела ИЗО ГИМ и иллюстративный материал.

Во Введении дано обоснование актуальности, научной новизны диссертации, ее практической необходимости. Сформулированы основные цели и задачи исследования. Подробно рассматривается существующая на сегодняшний день терминология, и описываются основные технологические принципы создания произведений.

Термин «эгломизе» - первоначально «гломизе» появился в лексиконе антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan

Baptiste Glomi, ? - 1786 год). Считалось, что он первым использовал особую технику живописи па стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и стал применяться к таким образцам живописи «под стеклом», которые были гораздо старше, чем Ж.Б. Гломи1.

Существуют две принципиально различные техники живописи на стекле: так называемая «теплая» или «обожженная» и «холодная». К первой принадлежит классическая средневековая витражная живопись. Ко второй относятся виды живописи, в которых стекло просто расписывают красителями, не подвергая его ни до, ни после этого термической обработке. «Холодную» живопись можно разделить на два основных типа, в зависимости от того, на какую сторону стекла наносится красочный слой. Это живопись «па стекле» («с лицевой стороны стекла») и «под стеклом» («с оборотной стороны стекла», «за стеклом»). Эти две категории различаются принципиально разным подходом к наложению красителей. Если при живописи «на стекле» краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы (холст, бумага и т.п.), то при живописи «под стеклом» сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу.

Техника эгломизе относится к разряду «холодной» живописи «под стеклом». Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на оставшуюся гравированную фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой

' Schot FL «Églomisé» -Technik und Konservierung //Restaura Mönchen 1998 №1 S 9-17

стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.

Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к эгломизе, датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось. В настоящее время исследователями используется целый ряд терминов. Наиболее часто употребляемый - «gold sandwich glass» (англ.), который можно перевести как: «золото между двумя стеклами». Итальянский синоним названия техники - «Fondi d'oro», который, как правило, наравне с «gold sandwich glass» используется для обозначения изделий времен Древнего Рима (III - IV веков н. э.). Среди специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) для описания сосудов с двойными стеклянными стенками, между которыми заключен рисунок, выгравированный по золотой фольге, используется термин «межстеклянное золочение». В специальной литературе на немецком языке чаще всего встречается наименование «Zwischengoldglas» (также можно перевести как «золото между двумя стеклами»), которое используется для обозначения австрийской и немецкой моды конца XVIII -начала XIX веков украшать сосуды черными силуэтными портретами на золотом фоне.

В диссертации используются термины: «межстеклянное золочение» для описания техники украшения стеклянных сосудов с двойными стенками, между которыми заключена металлическая фольга с гравированным по ней рисунком; гравировка по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом» - для обозначения произведений из одного слоя стекла, созданных в период, когда термина «эгломизе» еще не существовало; и, наконец, «эгломизе», как название техники живописи с оборотной стороны стекла («под стеклом») конца XVIII - начала XIX столетий, основным приемом которой является гравировка по металлической фольге (золотой, серебряной и т.д.). Техника эгломизе в это время использовалась в основном для создания миниатюр. В

подавляющем большинстве это портретные силуэтные миниатюры, оформлявшиеся в качестве медальонов и служившие как вставки в табакерки или различного рода коробочки. С появлением в последние годы XVIII века в России моды на мебель в «стиле жакоб», эгломизе стало использоваться как альтернатива присущим этому стилю мебели украшениям в виде рельефных бронзовых или латунных накладок.

Первая глава диссертации — «Искусство эгломизе, его происхождение и развитие» - содержит историографический обзор, характеристику источников и историю развития техник «межстеклянного золочения» и гравировки по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом» с III века до н.э. по вторую половину XVIII века.

Все издания, в которых, так или иначе, речь идет о способе украшения стекла при помощи нанесения на его оборотную сторону металлической фольги с последующим гравированием по ней рисунка, можно разделить на четыре основные группы. Это, во-первых, манускрипты и трактаты, в которых авторы Средневековья и Нового времени описывают технико-технологические особенности. К такого рода произведениям относится первое дошедшее до нашего времени упоминание об этой технике в Манускрипте Ираклия (Heraclius) «Об искусствах и красках римлян» VIII - IX веков2.

В 1390 году был написан «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини (Cennino d'Andréa Cennini «Il Libro dell'Arte»), который до сих пор является лучшим руководством по технологии гравирования по золоту «под стеклом»3. Манускрипт Марциана (Marciana-manuskript, Венеция, 1503-1527) содержит около ста рецептов по технике живописи, в том числе и «под стеклом»4. К первой половине XVII столетия можно отнести сборник Теодора де Майерна (Théodore Turquet de Mayerne), который представляет собой свод рецептов, очевидно, почерпнутых автором непосредственно из бесед с художниками5. Считается, что швейцарский художник Ханс Якоб Шпрюнгли (Hans Jakob Sprüngli), живший в XVII веке, был автором знаменитого трактата, хранящего

бесценные сведения и рецепты о технике живописи «под стеклом», который он подписал монограммой «НЛ.Я.»6.

Ко второй группе изданий, самой многочисленной, можно отнести исследования, в которых авторы упоминают о существовании техники эгломизе в контексте основных тем - таких, как история силуэта, описание музейных коллекций т.п. Особо следует отметить работы С.Н. Гнутовой, Е.К1аскзоп, О.Зууагеепэк!, Р.Ь.8сИо1:7.

Третью группу изданий составляют появившиеся в последние годы несколько статей в журналах, посвященных мебели «стиля жакоб», в которых говорится о моде на эгломизе, как одном из вариантов украшения этой мебели. Это работы И.К.Ботт, Н.Ю.Гусевой и И.А.Ефремовой8.

В четвертую группу литературы (одну из самых малочисленных) входят издания, в которых говорится о проблемах, связанных с реставрацией произведений в технике эгломизе9.

На основе анализа литературы можно сделать вывод о недостаточной исследованности не только техники эгломизе, но и родственных ей техник «межстеклянного золочения» и гравировки по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом». Поэтому целесообразно коротко осветить историю использования этих способов украшения стекла на примерах дошедших до нас памятников.

2 Манускрипт Ираклия об искусствах и красках римлян VIII - IX вв (Heraclius «Do colonbus et romanorum») -ВЦНИЛКР Сообщения Вып 4 M 1961

3 Ченнины Ченпино. Книга об искусстве, или трактат о живописи М 1933

4 МеггфеШ М Р Original Treatises dating from XII - XVIII Centuries on the Arts of Painting London, 1849 (переиздано в New York 1967); Бергер Э История развития техники масляной живописи М 1961

5 Бергер Э История развития техники масляной живописи М 1961 С 225-420

6 KunckelJ Are vitrana experimental^ oder Vollkommene Glasmacher-Kunst Leipzig 1689

7 Гнутова С.Н. К вопросу об истории техники эгломизе // Сб статей «Художник, вещь, мода» М 1988 С 124-132, Jackson Е N The History of Silhouettes London 1911, Swarzemki G The Localization of Medieval Verre Eglomisi //The Journal of the Walters art Gallery Baltimore 1940, Schol FL «feglomisi» -Technic und Konservierung// Restauro №1 1998

8 Ботт И К Мебель в «стиле жакоб» //Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования № 3-4 М 2003 С 8-13, Гусева НЮ Русская мебель в стиле «Жакоб»//Пинакотека №4 М 1998 С 4855, Гусева Н Ю Эгломизе и мебель в «стиле жакоб» // Реликвия Реставрация Консервация Музеи СПб 2003 №2 С 34-45, Ефремова И Стиль «жакоб» в усадебной мебели//«Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» М №3-4 2003 15-17

' Schott FL, Volk Р Gemalt hinter Glas Munchen-Wurzburg 1988, Agnmi F Hinterglasbilder//Restauro №4 1999 S 258-265, Callararo N Conservation Treatments of Paintings on Ceramic and Glass Two Case Studies // Studies m Conservation № 42 1997 P 157-164, Баум B.C., Коновалова EH Эгломизе и мебель в «стиле жакоб» // Реликвия Реставрация Консервация Музеи СПб №2 2003 С 36-37

Одними из самых ранних произведений такого рода можно назвать сосуд из города Каноза (Южная Италия III веком до н.э.) и чашу, найденную в кургане около г. Моздока (вторая половина III - начало II века до н.э.). Эти произведения были выполнены в Египте в технике «межстеклянного золочения».

В течение первых трех веков нашей эры производство и украшение стекла по типовым технологиям и стилям распространилось по всем провинциям Римской империи: в Галлии, Германии и на Иберийском полуострове10. В Римских катакомбах найдено несколько сотен дисков из двухслойного стекла с золотой гравированной пластинкой, заключенной между слоями, которые атрибутируются исследователями как донца каких-либо мелких блюд и датируются III - IV веками нашей эры. Среди их сюжетов наиболее распространены портретные и мифологические изображения, встречаются также сцены соревнования спортсменов-олимпийцев и библейские мотивы.

Техника гравирования по металлической (чаще всего золотой) фольге «под стеклом» снова «входит в моду» последней трети XIII века в Италии и мало чем отличается от техники Древнего Рима. В период Треченто искусство гравирования по фольге «под стеклом» получило широкое распространение в Италии, что обусловлено высоким развитием там в это время стекольной промышленности.

С XVI века эта техника распространяется из Италии по другим странам Западной Европы. Наиболее широкое применение она находит в Швейцарии и Германии, где становится излюбленным украшением не столько церковной утвари, сколько бытовой посуды, в частности, хумпенов — знаменитых немецких пивных стаканов, как правило, несущих на себе изображения гербов. Среди самых выдающихся художников, работавших в техниках «межстеклянного золочения» и гравирования по фольге «под стеклом»,

10 Антиквариат Энциклопедия мирового искусства М 2001 С 471-472

можно назвать Ханса Якоба Шпрюнгли (1559 - 1637) и Ханса Конрада Гийгера (1599 - 1674). Оба художника работали в Цюрихе.

В 1720 - 40-х годах, в Богемии (Чехия) производятся сосуды с «межстеклянным золочением» с гравировкой по золотой и серебряной фольге. Для сюжетов используются изображения святых со сценами из их жизни, охотничьи мотивы, жанровые сценки из жизни аристократии. В этот же период в Богемии изготавливались сосуды другого типа. Эти произведения украшались медальонами в технике гравировки по золоту «под стеклом». Медальоны выполнялись на овальном или круглом стекле, выгнутом по форме стенки сосуда и наклеивались сверху при помощи смолы красно-желтого цвета, которая одновременно служила фоном для изображения. Подобные произведения дополнительно украшались характерной для Богемии гравировкой по стеклу.

После 40-го года XVIII века мода на украшение сосудов гравировкой по золоту падает, чтобы возродится в конце столетия в работах Иоганна Йозефа Милднера (1763-1808). Этот художник трудился в Гутенбрунне (Австрия), создавая самые изысканные бокалы и графины, декорированные в технике «межстекольного золочения». Основными мотивами, которые использовал Милднер, были овальные медальоны с портретами (в том числе, австрийской королевской семьи), гербами и прихотливыми монограммами. В подавляющем большинстве случаев мастер работал в технике гравировки по золоту или серебру на фоне красного, реже зеленого, лакового покрытия. Для крепления медальонов художник вырезал углубления в стенках сосудов, таким образом, чтобы стеклянная вставка находилась на одном уровне с поверхностью сосуда. Подобные произведения предназначались не для повседневного использования, а играли представительскую роль. Термин «эгломизе» уже существовал в то время, когда Милднер выполнял свои работы, поэтому его сосуды уже можно описывать, как «декорированные медальонами в технике эгломизе». То же самое можно сказать и о произведениях мастера из Варморунна (Силезия) Иоганна Сигизмунда Менцеля (1744-1810), датированные работы которого относятся к периоду с

1786 по 1803 год. Менцель изготовил серию неоклассических кубков с глубокими чашами и резными ножками, оканчивающимися квадратным основанием. Их дополняли сочетающиеся по стилю низкие крышки. Чаши украшались овальными медальонами с черными портретными силуэтами на золотом фоне в технике эгломизе, которые, как и в работах Милднера, выполнялись на отдельных стеклах и вставлялись в углубления на стенках сосудов.

Популярность эгломизе в Западной Европе конца XVIII - начала XIX столетий связана в первую очередь с возникновением моды на такой жанр портретного искусства, как силуэт, который получил наименование благодаря министру (контролеру) финансов двора Людовика XV Этьену де Силуэтту (1709 - 1767). Существует две версии того, как имя Этьена Силуэтта стало нарицательным. Согласно первой, Силуэтт любил на досуге вырезать профильные портреты из бумаги. По другой версии первая карикатура на министра финансов появилась в виде теневого профиля, а так как подобные портреты к тому же были дешевы, то они и получили шутливое название «А 1а Silhouette».

Вторая глава - «Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков» - содержит историю появления искусства эгломизе в России, анализ произведений в этой технике по функциональному назначению и основным манерам исполнения; в этой главе также рассматриваются произведения иностранных и российских авторов.

Появление в России искусства эгломизе, несомненно, связано с именами художников-иностранцев. В конце 80-х годов XVIII века, когда в моду в России вошло искусство силуэта, из Германии прибыло сразу несколько художников, работавших в этом жанре: И.Ф.Антинг, И.Х.Набгольц, Ф.Гюбнер, Jlocce, Вагнер и другие, причем Антинг, Гюбнер и Лоссе владели техникой эгломизе.

К сожалению, уже практически невозможно установить подробности жизни большинства иностранных художников, произведения которых в технике эгломизе находятся в России. Что касается русских мастеров,

работавших в технике эгломизе, то о них также немногое известно. Сохранились их имена: Петр Моссолов, Басин, Павел Марков(?), Андрей Смирнов. Исключением из числа этих, практически неизвестных, художников является знаменитый российский скульптор Федот Иванович Шубин, (17401805), чья единственная работа в технике эгломизе находится в ГТГ.

Хранящиеся в музейных и частных собраниях произведения эгломизе по функциональному назначению можно разделить на три основных категории. Это, во-первых, миниатюра, представляющая собой самостоятельное произведение искусства, которая предназначалась для оправы в медальоны, табакерки, перстни и т.п. Наибольшей популярностью пользовалась портретная силуэтная миниатюра; на порядок меньше дошло до наших дней произведений с мифологическими и аллегорическими сюжетами, пейзажами, и жанровыми сценами. Ко второй категории (в том числе и количественно) можно отнести произведения, изготавливавшиеся специально в качестве декоративных вставок в мебель стиля «жакоб». Техника эгломизе использовалась и для изготовления произведений, наиболее близких по своему назначению и размерами к станковой живописи, и относившимися по меткому выражению Н.Н.Врангеля к «безделушкам», «игрушкам» и «забавам»11.

Необходимо отметить три основные манеры исполнения произведений эгломизе, хранящихся в России. К первой относятся работы, выполненные в так называемом «жанре силуэта». То есть, само изображение выполняется черным красителем, а в качестве фона используется листовое золото (иногда в сочетании с твореным). Произведения, выполненные таким образом, составляют подавляющее большинство среди дошедших до наших дней миниатюр в технике эгломизе конца XVIII - начала XIX веков. Ко второй манере можно отнести работы, изображения в которых выполнены из листового золота, а фон (если он есть) - окрашен черной (как правило), либо какой-нибудь другой краской. Причем детали на таких произведениях

" Врангель Н Н Очерки по истории миниатюры в России//Старые годы 1909 Октябрь С 509

«процарапываются» по золоту тонкой иглой, благодаря чему изображение приобретает сходство с классической гравюрой. Такая манера исполнения идет еще от самых истоков возникновения техники с III века до нашей эры. Можно встретить такие произведения, в которых объединены обе разновидности. Так, например само изображение могло выполняться в «силуэтной» манере, а орнаментальное обрамление в «гравюрной».

Особняком в ряду произведений эгломизе стоит третья манера исполнения. К ней принадлежат работы, выполненные в технике многоцветной живописи «под стеклом», где небольшие вставки и декоративные элементы эгломизе выполнены, как правило, в «гравюрной» манере исполнения.

Количество миниатюрных портретных изображений в технике эгломизе, хранящееся в московских и санкт-петербургских музеях, позволяет нам судить о пусть ограниченной во времени, но достаточно широкой популярности этого вида искусства в России. Так в фондах отдела ИЗО ГИМ находятся 158 портретных миниатюр. Коллекции других музеев не так значительны- в ГИКМЗ «Московский Кремль» хранится 7 вещей; в Государственном Эрмитаже (Русский отдел) - 31; в Русском музее - 8; во Дворце-музее «Останкино» - 11 ; в 1 11 - 6; в ГМИИ им А.С.Пушкина - 5. Изучение вышеперечисленных коллекций позволило не только выявить ряд художников, работавших в России в жанре портретной миниатюры, но и проследить некоторые общие тенденции развития техники эгломизе в произведениях малых форм конца XVIII - начала XIX веков.

Судя по подавляющему количеству дошедших до наших дней произведений эгломизе, именно портрет играл ведущую роль в этой области искусства миниатюры в конце XVIII - начале XIX столетий, как и портретная миниатюра, выполненная в других техниках (эмаль, акварель и гуашь на бумаге и кости и т.п).

Миниатюрный портрет появляется в России уже в начале XVIII века. Первые миниатюрные портреты изображали самого Петра I, его семью и близкое окружение; функционально они исполняли роль награды или знака

отличия. Украшенные бриллиантами портреты Петра I и Екатерины I были свидетельством доверия и расположения, их носили с гордостью и благоговением12.

Во второй половине XVIII века портретная миниатюра становится «художественно оформленным средством коммуникации», благодаря расцвету камерных жанров в живописи и поэзии (интимного портрета и любовной лирики), распространению техники акварели и гуаши13. Обмен миниатюрными портретами, как подарками между родственниками, друзьями и любимыми кажется, как писал Н.Н.Врангель, прекрасным, интересным и занимательным, «спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье, или держать взаперти в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далекую дорогу, быть у себя и в гостях - всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть любимое»14.

Начиная с 80-х годов XVIII столетия, в России необыкновенной популярностью начинает пользоваться такой жанр портретного искусства, как силуэт, который идеально отвечает требованиям, предъявляемым обществом к портретной миниатюре. Во-первых, силуэт наиболее привлекательно выглядит именно в небольших размерах. Во-вторых, обладая очень несложными техническими приспособлениями (которыми могут быть, например, направленный источник света и белая бумага в качестве фона), можно создать достаточно точное силуэтное изображение, что, несомненно, привлекало к жанру силуэта довольно большое количество художников-любителей. И в-третьих, благодаря сочетанию с техникой эгломизе, миниатюра, представляющая собой черный силуэт на блестящем золотом фоне под стеклом, придающим золоту дополнительный блеск, даже при самом скромном обрамлении выглядит как произведение ювелирного искусства.

В Россию искусство силуэта было привнесено в 1782 году французским мастером Ф.Г. Сидо (81с1еаи) и стремительно вошло в моду. В числе первых

12 Карев А А Миниатюрный портрет в России XVIII века. М 1989 С 15-21

" Там же С 28

14 Врангель Н Н Очерки по истории миниатюры в России//Старые годы 1909 Октябрь С 509

силуэтов Сидо - «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской». В течение двух лет своего пребывания в Петербурге Сидо выполнил профильные портреты почти всего двора императрицы. В тот же год (1784), в который Сидо покинул Петербург, туда приехал другой силуэтист из г. Готы (Германия) - Иоганн Фридрих Антинг. Интерес к силуэту после отъезда Сидо еще не остыл, и Антинг, знакомый с этим искусством, как бы принимает эстафету у француза. Его силуэты входят в моду, и он также удостаивается чести выполнить профильные портреты императрицы, ее семейства и придворных.

Искусство Сидо и Антинга, как и в случае с самим Силуэттом во Франции, вызвало подражание в аристократических кругах в России. Силуэтами увлеклась великая княгиня (впоследствии императрица) Мария Федоровна, она также стала резать силуэты на твердых камнях, рисовала на стекле. А один из фаворитов Екатерины II, Александр Ланской, так искусно выполнял профили, что одно из его изображений императрицы чеканили на серебряных рублях 1783 года.

Даже за короткий период (80-е годы XVIII века - 20-е годы XIX века), во время которого портретная силуэтная миниатюра в технике эгломизе была достаточно популярна в России, можно проследить этапы изменения и совершенствования этого искусства. В 80-х годах XVIII столетия, когда в моду входит силуэтный портрет, изображения в технике эгломизе практически ничем не отличаются от других силуэтных изображений. Это «глухие», то есть абсолютно черные профильные портреты, не передающие черты лиц и детали костюмов портретируемых. Уже в самом начале 90-х годов XVIII столетия в употребление входит прием, который делает более объемными плоскостные профильные портреты. Он заключается в прорисовывании мелкими черными штрихами на золотом фоне кружев и волос по самому краю причесок и париков. Так как этот прием использовался в подавляющем числе дошедших до наших дней работ в «силуэтной» манере, то его, скорее всего можно считать ее неотъемлемой частью, а не репликой из

«гравюрной» манеры. В чисто силуэтной манере работали такие мастера, как Клерон, Ф.Гюбнер, Jlocce.

Постепенно художники начинают сочетать силуэтную и гравюрную манеры, причем гравировка становится тоньше, изящнее. Следуя в своем развитии за классической гравюрой на медной доске, эта техника в применении к эгломизе отходит от однообразия прямых и изогнутых штрихов и обогащается такими приемами, как гравирование точками и пунктиром. В этой манере работали А.Г.Рауэрт, А.Розин и Пали.

К началу XIX столетия техника эгломизе в России претерпевает значительные изменения. В моду входят произведения, на которых прорисованы не только все детали костюмов, но и черты лиц. Художники переходят практически к чистой «гравюрной» манере. Конечно, этот способ исполнения эгломизе был известен и ранее. Но именно в самом конце XVIII столетия он находит широкое применение. Это связано с тем, что подобный метод дал возможность копировать в технике эгломизе гравюры и живописные полотна, персонажи которых расположены не только в профиль, но и в любом ракурсе. Чисто «гравюрную» манеру использовали в своих работах Я.И.Басин, П. Марков и П. Моссолов.

Художники-миниатюристы, работавшие в технике эгломизе, выполняли свои произведения не только в жанре портрета. Отдавая дань традициям классицизма, они использовали мифологические и аллегорические сюжеты, пейзажные и жанровые композиции. Практически все произведения на темы античных мифов созданы в «гравюрной» манере, что объясняется, очевидно, тем, что оригиналами для них служили непосредственно гравюры. Изображения модных в то время атрибутов смерти (урн, пьедесталов и т.п.), символизировавших очевидно крылатую фразу «помни о смерти» (memento mon, лат.), художники-миниатюристы, работавшие в технике эгломизе, реализовывали в своих произведениях, зачастую вплетая в композицию дорогие заказчикам инициалы и даты. Необычайной популярностью в это время пользовались и монограммы, вставлявшиеся чаще всего в медальоны, лицевой стороной которых, как правило, служило портретное изображение

какого-либо лица, а оборотной - затейливо выполненные инициалы, зачастую на фоне плетенки из волос.

Что касается жанровых композиций, то к ним можно отнести, прежде всего, уникальную работу И.Ф.Антинга, хранящуюся в коллекции ИЗО ГИМ. Это небольшая сцена, на которой, как удалось установить автору, изображен король Швеции Густав III и наследник шведского престола, в будущем король

- Густав IV Адольф. В своем произведении Антинг умело сочетает «силуэтную» и «гравюрную» манеры техники эгломизе.

Произведения, близкие к станковой живописи, не пользовались популярностью в конце XVIII - начале XIX столетий. Это объясняется, во-первых, чисто техническими проблемами, связанными с трудоемкостью техники, во вторых, достаточно большим объемом дорогостоящего листового золота, которое шло на подобные произведения.

Единственное в своем роде произведение нетрадиционных для эгломизе размеров (41,5 х 34 см), создал в конце 1790-х - начале 1800-х годов знаменитый российский скульптор и живописец Федот Иванович Шубин. Это

- силуэтное изображение императрицы Марии Федоровны (ГТГ)15. Портрет сделан в черной «силуэтной» манере на фоне листового золота; силуэт императрицы помещен в овальное обрамление и расположен по центру. По углам можно видеть четыре жанровые композиции, которые трактовались исследователем творчества Шубина С.К.Исаковым как автобиографические16.

Третья глава - «Эгломизе и мебель «стиля жакоб» - содержит краткую историю появления мебели «стиля жакоб», распространения ее в России, типологический анализ вставок в технике эгломизе в предметы мебели.

К особенностям «русского» эгломизе следует отнести широкое использование этой техники изготовителями мебели в самом конце XVIII и первой четверти XIX столетий. В конце XVIII века в России начинают производить мебель в стиле «жакоб».

15 Государственная Третьяковская галерея // Каталог собрания Серия Рисунок XVIII - XX веков» М 1996 T 1 С 210-211

" Исаков К.С. Федот Шубин М 1938 С 160

Знаменитый французский мастер-мебельщик Жорж Жакоб (1739-1814) в 1780-х годах стал исполнять вещи, которые разительно отличались от того, что делали другие мастера. Он прославился изготовлением резной золоченой мебели, и не только одним из первых стал выполнять стулья, диваны и кресла из красного дерева, но и обратился к созданию корпусных предметов, фанерованных этой экзотической древесиной, украшенных накладками из бронзы или латуни. По сути Ж. Жакоб был провозвестником стиля ампир. В 1796 году Жакоб передал свои мастерские сыновьям, и постепенно руководство сосредоточилось в руках младшего его сына Жакоба-Демальте (1770-1841)17. Изделия, производившиеся в мастерских Жакобов, проникли в отдаленнейшие уголки Европы, вплоть до Петербурга18.

Появление мебели «стиля жакоб» в России исследователи связывают с именем Генриха Гамбса (1765-1831), который впервые приехал в Петербург в 1790 году, с последним транспортом мебели своего учителя немецкого мастера Давида Рентгена.

Среди сохранившихся до наших дней изделий мебели в «стиле жакоб» с вставками эгломизе, четко прослеживаются три основные тенденции, касающиеся цветового решения. Это, во-первых, вставки, выполненные в классической черно-золотой манере, которые в свою очередь можно разделить на две основных категории: «силуэтную» и «гравюрную». Вторым вариантом декорирования вставок эгломизе служит использование наряду с золотом и черной краской, синих или голубых красителей в качестве фона. Третью, наиболее обширную, группу изделий мебели характеризует применение полихромных вставок эгломизе, в которых художники не ограничивались двумя - тремя цветами.

Одновременно с вышеперечисленными способами украшения мебели вставками эгломизе существуют и своеобразные модификации, в которых эта техника отходит на второй план, играя роль небольшого художественного «штриха», подчеркивающего красоту полихромных композиций.

17 Соколова ТМ. Художественная мебель М 2000 С 85,140

18 К ее Д. Стили мебели М 2001 С 162-163

К концу 1820-х годов, когда мода на технику эгломизе «сошла на нет», практически перестали производить мебель, украшенную вставками из украшенного таким образом стекла. Однако, «стиль жакоб» продолжал существовать в России, хотя уже и не пользовался большой популярностью. В 1880-е годы снова появился интерес к этому стилю мебели. Но ни в начале XX века, ни двумя десятилетиями ранее, так и не возродилась мода на вставки в технике эгломизе.

В четвертой главе - «Технология изготовления эгломизе и родственных техник» - описываются основные методики, применяемые на протяжении всего времени существования техник гравирования по золоту «под стеклом», «межстеклянного золочения» и эгломизе. Дается подробное описание последовательности работы и приводится обзор приемов и материалов, почерпнутых из средневековых трактатов, а также рассматриваются особенности изготовления произведений в технике эгломизе в конце XVIII - начале XIX веков и способы ее имитации.

Наибольшую трудность для художника по исполнению, по количеству используемых материалов и вариантам их применения за все время существования различных техник гравирования по золоту «под стеклом», представляли произведения, изготовлявшиеся в Западной Европе в эпоху Возрождения и во второй половине XVII века. Именно поэтому, подробно останавливаясь на описании приемов и материалов, используемых в то время, можно наиболее полно представить все возможности не только описываемой техники, но и случаев ее совместного использования с живописью «под стеклом».

Процесс работы состоял из нескольких этапов, но не все из них были обязательны для художников. Это - набросок композиции; предварительная обработка стекла; золочение стекла и гравировка листового золота; наклеивание аппликации из пергамента или бумаги; работа красками; нанесение люстровых красок; прикрепление цинковой фольги, бумаги или задника из какого-либо другого материала. Основываясь на древних трактатах и современных технико-технологических исследованиях, можно полностью

восстановить все приемы западно-европейских мастеров, применявших в своих работах технику гравирования по металлической фольге «под стеклом». Используемые во времена Средневековья и Возрождения методы отличаются разнообразием выбора тех или иных связующих для красителей и клеев для нанесения фольги на стекло. Мастера XVI - XVII веков привнесли большое количество новых способов украшения стекла, в том числе и такие новые, оригинальные приемы, как аппликация и многослойная живопись. Работы художников этого периода в технике живописи «под стеклом» могли быть как памятниками изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства. То есть, они служили и самостоятельным украшением интерьера и вставками в какой-либо предмет непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Авторы, работавшие в технике эгломизе в конце XVIII - начале XIX веков, уже не использовали такое количество художественных и технологических приемов, как их предшественники. Но нет никаких сомнений, что они были знакомы с трактатами эпохи Возрождения. Так как применяемые ими методики в своей основе полностью совпадают с приемами, описанными в работе Ченнино Ченнини, сборнике Теодора де Майерна, в манускрипте Марциана и в трактате «НЛ.Б.». Следует отметить, что именно в конце XVIII столетия были изобретены способы имитации техники эгломизе.

В пятой главе - «Проблемы реставрации произведений в технике эгломизе» - описываются виды повреждений красочного слоя, а также основные методики реставрации произведений в технике эгломизе.

К сожалению, стекло, как носитель живописи, в отличие от других основ (бумаги, грунтованного холста и т.п.) не имеет с красочным слоем органической связи. Это часто приводит к возникновению напряжения между материалами, следствием которого является повреждение красочного слоя.

Началом разрушения становятся пустоты, возникающие между красочным слоем, фольгой и стеклом, видимые только при боковом свете. Слои краски и металла (фольги) выглядят более матовыми, и, благодаря рефлексам стекла, слегка серебрятся. Чаще всего обнаруживаются шелушение красочного и лаковых слоев. Сначала появляются трещины, затем

вздутия и отслоения, и, наконец, целые частицы отпадают от стекла. Причинами этих повреждений являются различные факторы, взаимодействующие друг с другом. Поверхность стекла - особенно из-за недостаточной очистки - является плохой основой для живописи. Адгезионная способность зависит от вида связующего и от различных напряжений возникающих после высыхания красок между ними и стеклом. Тончайшие пленки золота и серебра в большинстве случаев хорошо сцепляются со стеклом, хотя отслаивание лежащей под фольгой масляной и лаковой живописи «тянет» за собой и металлическую фольгу, отрывая ее от стекла. Наряду с естественным старением, к повреждениям приводят и климатические колебания. При потеплении и похолодании возникают разрушающие напряжения между материалами. Сходные процессы в структуре материалов вызваны также изменениями влажности воздуха.

Часто встречаются повреждения, вызванные предыдущими реставрациями, которые в наше время представляют большую проблему. Нередко использовались неправильные материалы; проводимые операции были непрофессиональными и действовали на короткое время.

Многие произведения в технике эгломизе не имеют задников, защищающих от пыли, поэтому они сильно загрязнены. Для того чтобы их очистить, проводились неумелые мероприятия, повреждающие красочный слой. Часто также в полость между стеклом и задником проникали насекомые и повреждали вложенные материалы. В качестве клея для стекла и монтировок миниатюр использовались все виды клеев, которые сейчас с трудом можно удалить. Из-за неумелого их применения красочный слой зачастую меняет цвет. В качестве задника иногда применялся толстый картон, бумага или ткань, которые основательно приклеивались к красочному слою, а

что также способствовало его разрушению.

В настоящее время в мировой практике используются два принципиально разных подхода к реставрации произведений не только в технике эгломизе, но и родственной ей живописи на стекле. Это укрепление красочных слоев составами на основе воска и полимерами. Обе эти методики

вызывают определенные сомнения, так как даже тугоплавкий воск крайне не стоек к температурным колебаниям, а свойства полимеров (особенно их поведение во времени) до сих пор до конца не изучены. Автор работы считает, что в качестве основной методики реставрации произведений на стеклянных основах может быть выбрана «восковая» с обязательным последующим хранением в стабильном температурно-влажностном режиме.

В заключении подводятся итоги исследования и подчеркиваются основные выводы.

Исследования показали, что техника эгломизе в России имеет свои особенности развития и бытования. Привнесенная в Россию европейскими мастерами, она пользовалась популярностью и применялась достаточно широко. Возникновение условий для подъема техники эгломизе связано с культурно-историческими явлениями европейской истории конца XVIII — первой четверти XIX в., а упадок вызван аналогичными процессами, происходившими в культурной жизни России в конце 1820-х - начале 1830-х годов.

Техника эгломизе была исследована с различных точек зрения: как явление искусства, имеющее свою историю и типологию, как физический объект и как предмет реставрации. Результаты технико-технологических исследований, проведенных в собрании ГИМ, помогли выявить произведения, принадлежащие отдельным мастерам и ярче представить общую картину развития эгломизе, а также получить данные, важные для выработки современных методик реставрации и для атрибуции произведений.

Приложением к диссертации служит «Каталог эгломизе конца XVIII -начала XIX веков коллекции отдела ИЗО ГИМ». Коллекция отдела ИЗО ГИМ, как и собрание всего Исторического музея формировалась по историческому принципу. То есть при подборе вещей играла роль не столько художественная ценность, сколько способность произведений отражать быт и нравы той или иной эпохи. Поэтому кроме памятников, созданных профессиональными маститыми художниками или несущих на себе изображения известных исторических лиц в состав собрания ИЗО ГИМ входят и произведения

неизвестных профессионалов и любителей, увековечивших в своих работах простых обывателей. Основа собрания эгломизе ИЗО ГИМ была сформирована из четырех основных источников, это: коллекции П.И.Щукина, А.П.Бахрушина, А.А.Простаковой и поступления из Госфонда (собрания Е.П.Носовой и С.Г. Строганова).

В каталог включены данные об истории формирования собрания и о его составе. Дан подробный статистический анализ по количеству произведений выполненных известными художниками; по функциональному назначению памятников; по художественным приемам, наиболее часто используемым авторами.

Основой каталога служат сведения о самих предметах и биографии художников, расположенные следующим образом: произведения иностранных художников, русских художников, неизвестных художников конца XVIII века (медальоны, табакерки, броши, перстни, силуэты и другие изображения), неизвестные художники рубежа XVIII - XIX веков, неизвестные художники начала XIX века. Каталог является результатом многолетней исследовательской работы автора в фондах ГИМ.

Данная диссертация и прилагающийся к ней каталог - это первый опыт изучения техники эгломизе как самостоятельного явления декоративно-прикладного искусства, который может послужить стимулом для проведения дальнейших исследований.

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Эгломизе. особенности техники // Забелинские научные чтения. Труды ГИМ. Вып. 121. М. 1999. С. 103-104.

2. Собрание эгломизе ИЗО ГИМ // Забелинские научные чтения. Труды ГИМ. Вып. 121. М. 2000. С. 49-56.

3. Живопись на стекле. Особенности техники, проблемы сохранности // Забелинские научные чтения. Труды ГИМ. Вып.126. М. 2001. С. 4956.

4. Редкое искусство. Силуэтт, Гломи и другие // Мир музея. № 12 (208). М. 2004. С. 30-31,35-37.

Заказ № 12/03/06 Подписано в печать 01.03 2006 Тираж 50 экз. Уел п л 1

А-^Г ' ООО "Цифровичок", тел (095) 797-75-76; (095) 778-22-20 V, . www.cfr.ru; е-таИ:info@cfr.ru

jt mA í Ш i

Г 4 7 00

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Долганова, Ольга Олеговна

Введение

Глава 1. Искусство эгломизе, его происхождение и развитие.

Глава 2. Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков.

2.1. Миниатюра в технике эгломизе.

2.1.1. Портретная миниатюра в технике эгломизе.

2.1.2. Мифологические и аллегорические изображения.

2.1.3. Жанровые и пейзажные композиции.

2.2. Произведения близкие к станковой живописи.

Глава 3. Эгломизе и мебель стиля «Жакоб».

Глава 4.Технология изготовления эгломизе и родственных техник.

4.1.Технология изготовления живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту.

4.1.1. Набросок композиции картины;

4.1.2. Предварительная обработка стекла;

4.1.3. Золочение стекла

4.1.3.1. Укрепление золота на стекле

4.1.3.2. Гравировка по золоту

4.1.4. Наклеивание аппликации из пергамента или бумаги

4.1.5. Живопись

4.1.5.1. Масляная живопись.

4.1.5.2. Смолы и камеди

4.1.5.3. Темперная живопись

4.1.5.4. Нанесение люстровых красок.

4.1.6. Цинковая аппликация

4.1.7. Защита оборотной стороны

4.2. Техника эгломизе и портретный силуэт конца XVIII - начала XIX веков.

4.3. Способы имитации техники эгломизе.

Глава 5. Проблемы реставрации произведений в технике эгломизе.

5.1. Повреждения.

5.2. Проблемы реставрации (обзор методик). Заключение.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Долганова, Ольга Олеговна

Предметом изучения в диссертации стал феномен эгломизе в России в общем культурном контексте конца XVIII - начала XIX веков. Объектом исследования являются коллекции предметов, выполненных в технике эгломизе в конце 1780-х - 1820-х годах и хранящихся в России. В этот достаточно короткий период, в нашей стране наблюдается необыкновенная популярность этой сложной в исполнении и редкой техники, широко использовавшейся для украшения медальонов, перстней, табакерок, мебели и т.п.

Россия практически всегда была открыта для иноземного влияния. Начиная со времен правления Петра I, западное влияние стало основой для развития отечественной культуры. Особенно заметно это влияние было в области изобразительного искусства. Обучение русских художников за рубежом, появление европейских мастеров в России привели к быстрому подъему живописи, графики, к развитию гравировальных техник. Модные западные тенденции внедрялись и в декоративно-прикладное искусство. К 80-м годам XVIII столетия Россия в художественном отношении достигла высокого развития, войдя, таким образом, в европейское культурное сообщество. Это было проявлением тех тенденций, которые в настоящее время носят название глобализации. Предмет исследования данной диссертации представляет собой один из ярких примеров развития привнесенного из Западной Европы вида искусства на российской почве.

Термин «эгломизе» - первоначально «гломизе» появился в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan Baptiste Glomi, ? - 1786 год)1. Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся к таким образцам живописи «под стеклом», которые были гораздо старше, чем Ж.Б. Гломи .

Существуют две принципиально различные техники живописи на стекле: так называемая «теплая» или «обожженная» и «холодная». К первой принадлежит классическая средневековая витражная живопись. Ко второй относятся виды живописи, в которых стекло просто расписывают красителями, не подвергая его ни до, ни после этого термической обработке. «Холодную» живопись можно разделить на два основных типа, в зависимости от того на какую сторону стекла наносится красочный слой. Это живопись «на стекле» («с лицевой стороны стекла») и «под стеклом» («с оборотной стороны стекла», «за стеклом»). Эти две категории различаются принципиально разным подходом к наложению красителей. Если при живописи «на стекле» краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы (холст, бумага и т.п.), то при живописи «под стеклом» сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу.

Техника эгломизе относится к разряду «холодной» живописи «под стеклом». Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.

Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к эгломизе, датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось. В настоящее время исследователями используется целый ряд терминов. Наиболее часто употребляемый - «gold sandwich glass» (англ.), который можно перевести как: «золото между двумя стеклами». Итальянский синоним названия техники - «Fondi d'oro», который, как правило, наравне с «gold sandwich glass» используется для обозначения изделий времен Древнего Рима (III - IV веков н. э.). Среди специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) для описания сосудов с двойными стеклянными стенками, между которыми заключен рисунок, выгравированный по золотой фольге, используется термин «межстеклянное золочение»3. В специальной литературе на немецком языке чаще всего встречается наименование «Zwischengoldglas» (также можно перевести как «золото между двумя стеклами»), которое используется для обозначения австрийской и немецкой моды конца XVIII - начала XIX веков украшать сосуды черными силуэтными портретами на золотом фоне.

В диссертации будут использоваться термины: «межстеклянное золочение» для описания техники украшения стеклянных сосудов с двойными стенками, между которыми заключена металлическая фольга с гравированным по ней рисунком; гравировка по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом» - для обозначения произведений из одного слоя стекла, созданных в период, когда термина «эгломизе» еще не существовало; и, наконец, «эгломизе», как название техники живописи с оборотной стороны стекла («под стеклом») конца XVIII - начала XIX столетий, основным приемом которой является гравировка по металлической фольге (золотой, серебряной и т.д.). Техника эгломизе в это время использовалась в основном для создания миниатюр. В подавляющем большинстве это портретные силуэтные миниатюры, оформлявшиеся в качестве медальонов и служившие как вставки в табакерки или различного рода коробочки. С появлением в последние годы XVIII века в России моды на мебель в «стиле жакоб», эгломизе стало использоваться как альтернатива присущим этому стилю мебели украшениям в виде рельефных бронзовых или латунных накладок.

Актуальность исследования состоит в том, что автор впервые представляет эгломизе - малоизвестный раздел прикладного искусства - в России конца XVIII - начала XIX веков как самостоятельный предмет исследования, имеющий свои технико-технологические и типологические особенности, прослеживает его связи с миниатюрной живописью и жанром силуэта. В работе впервые в комплексе рассматриваются произведения в технике эгломизе, хранящиеся в разных российских коллекциях. Это позволяет автору определить круг художников, профессионально работавших по заказам, описать их индивидуальную манеру исполнения. Несмотря на то, что произведения этих мастеров обычно воспринимается, как работы «второго ряда», именно они позволяют нам дополнить сложившийся образ культурной жизни русского дворянства рубежа XVIII -XIX веков.

Различая произведения не только по манерам исполнения отдельных художников, но и выявив общие для всех тенденции, в данной работе впервые удалось описать историю развития техники эгломизе не только с III века до н.э., но и ее изменения (переход от «силуэтной» манеры исполнения к «гравюрной») за такой короткий период как 80-е годы XVIII - конец 20-х годов XIX веков.

Комплексный подход к изучению памятников в технике эгломизе дал возможность автору диссертации систематизировать их по функционально-типологическому признаку. В первый раз в одной работе собрана вся широкая гамма применения эгломизе - от небольших памятных медальонов и перстней до вставок в великолепную дворцовую мебель.

В диссертации объединены все существовавшие методики изготовления памятников (на основании древних трактатов, сборников рецептов разных авторов и современных исследований), начиная с произведений александрийских мастеров III века до н.э, художников Древнего Рима в III -IV веках н.э., работавших в технике «межстеклянного золочения». Описываются методы работы европейских художников эпохи Возрождения и второй половины XVII века, выполнявших изделия в технике живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту и «межстеклянного золочения»; богемских мастеров XVIII века («межстеклянное золочение») и, наконец, западно-европейских и российских художников, работавших в окончательно оформившейся технике эгломизе.

Одной из основных проблем сохранности произведений в технике эгломизе является плохая адгезия красителей, нанесенных «холодным» способом к стеклу. Отставание красочных слоев от основы происходит при малейших перепадах температуры и влажности. В Западной Европе и Америке, а в последнее время и в России, реставраторы работают над решением проблемы укрепления красочных слоев на стекле, что является довольно трудной задачей. В данной работе приводятся обзоры основных видов разрушения произведений эгломизе и различных методик их реставрации.

Основная цель диссертации заключается в изучении практически неисследованных произведений эгломизе конца XVIII - начала XIX веков созданных или хранящихся в России, определение их типологии, а также роли и значения в развитии миниатюры, силуэтного жанра и мебельного дела в России.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить состав коллекций эгломизе в российских музеях.

2. Выявить круг художников, работавших в технике эгломизе в России рубежа XVIII - XIX веков.

3. Выявить технико-технологические особенности эгломизе конца XVIII -начала XIX веков.

4. На основе всестороннего изучения коллекций эгломизе в собраниях российских музеев выявить типологию произведений в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в России.

5. Составить каталог коллекции эгломизе конце XVIII - начале XIX веков ИЗО ГИМ и определить ее место среди других музейных собраний. Задачи работы предопределяют комплексный метод исследования, включающий в себя исторический, искусствоведческий, технико-технологический и статистический анализы:

1. Историческое изучение коллекции: уточнение происхождения, времени изготовления, личностей персонажей.

2. Искусствоведческий анализ: определение авторства, выявление профессиональных художников, художественная характеристика произведений.

3. Исследование коллекции с физической точки зрения: особенности техники, состояние сохранности, условия хранения.

4. Статистическое обобщение состава коллекции.

Комплексный метод был применен ко всему собранию произведений в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков, рассредоточенному по различным музеям России. Опираясь на полученные данные, а также на сведения, полученные из литературы, удалось выявить новые имена художников, кроме известных ранее И.Ф.Антинга и А.Г.Рауэрта.

В результате исследований, проведенных в собрании Государственного исторического музея, было уточнено время создания произведений, установлены личности персонажей в работе И.Ф.Антинга (Кат-1), Ф.Гюбнера (Кат-8/4); определены иконографические типы силуэтов Екатерины II (Кат-8, 69), Павла I (Кат-8, 32), Г.А.Потемкина (Кат-33), Д.П.Трощинского (Кат-81). Установлено, что силуэт неизвестного (Кат-8/1) из рекламной витрины Ф.Гюбнера не принадлежит руке этого художника. Составлен научный каталог, представляющий собой первую публикацию коллекции произведений эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в собрании Отдела Изобразительных материалов Государственного Исторического музея (ИЗО ГИМ), включающий в себя 173 предмета, анализ состава коллекции и историю ее формирования. Все это и определяет научную новизну диссертации.

Главным предметным источником является коллекция эгломизе ИЗО ГИМ, являющаяся первой по численности, дополнительными - коллекции Государственного Эрмитажа (ГЭ), Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственного Русского музея (ГРМ), Московского дворца-музея «Останкино», ГИКМЗ «Московский Кремль», а также других российских музеев, имеющих произведения эгломизе.

Временные рамки работы не ограничиваются только рубежом XVIII -XIX веков. Автор стремился собрать все сведения, имеющие отношение к технике эгломизе (гравирования по золоту «под стеклом», «межстеклянного золочения») на всем протяжении ее развития с III века до н.э.

Собранный автором материал, включающий результаты атрибуционной работы и технико-технологических исследований, а также старинную рецептуру, имеет несомненную практическую ценность как для историков и искусствоведов, так и для реставраторов.

1 К сожалению, подробности жизни Гломи мало известны. До нас дошли крайне скупые сведения о том, что он был рисовальщиком, гравером по меди. Известны его рисунки ландшафтов пером и акварелью и гравюры {Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler -Lexicon. Munchen. 1837. V. 5. S. 241).

В одном из словарей можно прочесть, что он был парижским знатоком искусства, торговал антиквариатом, занимался рисованием и гравировкой. Подписывался инициалами: «J. В. G.». Известны его гравюры по оригиналам Ф.Буше и В.Пикара. Живопись под стеклом, как украшение рам для картин, названное по имени Гломи «verre Eglomise», ошибочно считается его изобретением (Allgemeines Lexikon der Bildenen Kunstler. Hg. von Ulrich Thime u. Felix Becker, ab bd.16 von Hans Vollmer. Leipzig. 1907— 1947. V. XIV. S. 264).

2 Schot F.L. «Eglomise» - Technik und Konservierung. // Restauro. № 1.1998. S. 9-17.

3 В случае использования техники для стеклянных сосудов технологически обосновано применение двух слоев стекла. Так как если золото наносить па внешнюю сторону сосуда, то это будет техника живописи «по стеклу», а если золото, нанесенное с внутренней стороны не защитить, то от соприкосновения с налитой в сосуд жидкостью оно очень быстро разрушится.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История техники эгломизе, получившая свое рождение в стеклодельных мастерских Александрии насчитывает не менее двух тысячелетий. За это время она прошла путь от декорирования сосудов в технике «межстеклянного золочения» в Египте и Древнем Риме, украшения предметов декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения, использования в качестве одного из приемов живописи «под стеклом» в Западной Европе XIV - XVII веков, иконок-панагий русской работы XV века, возвращения к истокам техники в виде двустенных стаканов (Богемия, начало XVIII века) до одного из способов изготовления миниатюр на рубеже XVIII - XIX веков. В конце 1780-х годов это искусство вновь возникает в России. Другими словами, практически вся история эгломизе и родственных ей техник связана с возникновением и возвращением в культурное пространство той или иной страны классического античного искусства.

В данной работе представлены результаты исследования развития эгломизе с конца 80-х годов XVIII века до конца 20-х годов XIX века с различных точек зрения: как явление искусства, имеющее свою историю и типологию; как артефакт, в основе создания которого лежат оригинальные технологии и, как предмет реставрации.

Проведенные исследования показали, что эгломизе в России в этот период заняло некоторое культурное пространство, обусловленное популярностью среди дворянства миниатюрного портрета и такого его жанра, как силуэт. Основной особенностью миниатюры можно назвать ее двойную природу: она является и произведением изобразительного искусства, и декоративной, памятным предметом, с которой возможен тактильный контакт. Истоки популярности именно портретной миниатюры нужно искать в первую очередь в широком распространении, начиная с XVIII века портретного искусства вообще.

Силуэт, пик моды на который пришелся в Западной Европе и России на рубеж XVIII — XIX веков, как нельзя лучше отвечал классицистическим тенденциям этого времени, тяготевшим к четким линиям. А выполненное в технике эгломизе силуэтное изображение по степени декоративности не уступало ни эмалевой миниатюре, ни ювелирным изделиям. Именно поэтому особое место среди «мастеров профильного жанра» занимали художники, выполнявшие произведения в этой технике. Их работа была трудоемкой по исполнению она требовала знания ювелирного искусства, умения работы с листовым золотом и серебром, навыков нанесения красителей на стекло и др. Благодаря таким иностранным мастерам, как И.Ф.Антинг, А.Г.Рауэрт, Ф.Гюбнер, А.Розин, Дж.Спинедда, Лоссе, Пали, Клерон российская культура конца XVIII - начала XIX веков обогатилась таким явлением, как силуэтная портретная миниатюра в технике эгломизе.

О степени распространения этого вида искусства говорит и то, что российские художники также стали выполнять силуэты в технике эгломизе. Среди них и великий русский скульптор Ф.И.Шубин и художники «второй руки» Я.И.Басин, П.Марков, П.Моссолов, а также большое количество любителей - домашних умельцев и мастериц, которые, зачастую плохо представляя себе технологию и не владея композиционными навыками, тем не менее, создавали профильные портреты своих родных и близких. Нет никаких сомнений, что многие из этих безымянных портретов выполнены руками крепостных художников.

Коллекция эгломизе конца XVIII - начала XIX веков в собрании ИЗО ГИМ, насчитывает 173 произведения и является первой по численности среди музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Она полностью отражает как авторский состав, так и распространенность этого жанра в России. Самые ранние вещи относятся к концу 1780-х годов, присутствуют и привозные произведения (И.Ф.Антинг, Эйгнер), и работы художников, живших в России (Ф.Гюбнер, Лоссе, А.Розин, Пали и др.). Основную массу составляют анонимные силуэты, выполненные и профессионалами, и явными дилетантами.

В результате проведенных комплексных исследований, были уточнены и пересмотрены данные по составу коллекции ИЗО ГИМ, ее временным рамкам и технико-технологическим особенностям. Существование на рубеже XVIII - XIX веков не только силуэтной, но и гравюрной манеры исполнения эгломизе, открывало для художников дополнительные возможности перенесения в эту технику популярных в то время гравюр и даже живописных произведений. Именно в этой манере создано большое количество вставок в технике эгломизе в мебель стиля «жакоб», мода на которую пришла в Западную Европу и Россию из Франции.

Одним из результатов работы является обоснование применения той или иной терминологии в зависимости от времени создания и технологии изготовления произведения.

Анализ причин разрушений и методик реставрации произведений в технике эгломизе, привел к малоутешительному выводу: в настоящее время используются два основных типа укрепления красочного слоя на стекле. В основе первого лежит использование воска, второго - синтетических материалов (полимеров). Оба способа являются «чужеродными» для эгломизе. К тому же даже тугоплавкий воск не выдерживает температурных колебаний, а свойства полимеров (особенно их поведение во времени) до сих пор до конца не изучены. Таким образом, на первый план выступает проблема хранения произведений эгломизе, то есть создание и поддержание стабильного климата в хранилищах и на экспозиции.

Важной составной частью диссертации является «Каталог эгломизе конца XVIII - начала XIX веков коллекции отдела ИЗО ГИМ». Кроме сведений о самих произведениях, в него вошли биографии художников, данные об истории формирования собрания и о его составе. Каталог является результатом многолетней исследовательской работы автора в фондах ГИМ.

Данная диссертация и прилагающийся к ней каталог - это первый опыт изучения техники эгломизе как самостоятельного явления декоративно-прикладного искусства, который может послужить стимулом для проведения дальнейших исследований.

 

Список научной литературыДолганова, Ольга Олеговна, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. Александр 1.«Сфинкс, не разгаданный до гроба.». Каталог выставки ГЭ. СПБ. 2005.

2. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. М. 2001.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М. 1997.

4. Ашарина Н.А. Русское стекло. М. 1998.

5. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях СССР. Л.-М. 1960.

6. Баум B.C., Коновалова Е.Н. Эгломизе и мебель в «стиле жакоб». // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. №2. 2003.

7. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М. 1961.

8. Биобиблиографический словарь. М.1970.

9. Ботт И.К, Канева М.И. Русская мебель. История, стили, мастера. СПб. 2003.

10. Ботт И. К. Мебель в «стиле жакоб»//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 3-4. М. 2003.

11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М. 2002.

12. Воспоминания госпожи Виже-Лебрен, члена Парижской Королевской Академии, Академии Святого Луки в Риме, а также Руанской, Пармской, Болонской, Санкт-Петербургской, Берлинской, Женевской и Авиньонской академий // Наше наследие. М.1992.

13. Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы. СПб. 1911. Июль-сентябрь.

14. Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России//Старые годы. 1909. октябрь.

15. Газета Санкт-Петербургские Ведомости.

16. Гнутова С.В. К вопросу об истории техники эгломизе //Сб. статей «Художник, вещь, мода». М. 1988. С. 124-132.

17. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия: Живопись XVIII XX веков. Т. 1. Портретная миниатюра XVIII -начала XX века. М. 1997.

18. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия: Рисунок XVIII XX веков». T.l. М. 1996.

19. Гусева Н.Ю. Русская мебель в стиле «Жакоб»//Пинакотека. № 4. М. 1998.

20. Гусева Н.Ю. Эгломизе и мебель в «стиле жакоб»//Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. 2003. №2.21.Домоводец. СПб. 1792.

21. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М. 1994.

22. Ефремова И. Стиль «жакоб» в усадебной мебели // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования». М. № 3-4. 2003.

23. Императорская главная квартира. История государевой свиты XVIII века. СПб. 1902.

24. Исаков КС. Федот Шубин. М. 1938.

25. Карев А.А. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М. 1989.

26. Кес Д. Стили мебели. М. 2001.

27. Кирилов С. Руководство к познанию живописи, изданное для юношества обучающегося сему предмету. СПб. 1819.

28. Кузнецова JI.K. К вопросу об эволюции художественной формы и системы декорировки табакерок работы петербургских мастеров второй половины XVIII века// Проблемы развития русского искусства. Тематический сборник научных трудов. Вып. XIII. JT. 1980.

29. Кунина Н.З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб. 1997.

30. ЪХ.Лифшиц Н.А., Зериов Б.А., Воропихина JJ.H. Искусство XVIII века. М. 1966.

31. Ъ2.Many скрипт Ираклия об искусствах и красках римлян VIII IX вв. (Heraclius. «Do coloribus et romanorum»). - ВЦНИЛКР. Сообщения. Вып. 4. M. 1961.

32. Материалы для истории Императорской академии наук. СПб. 1886. Т.З.

33. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л. 1927.

34. ЪЪ.Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М. 1924.

35. Петр Великий и Москва. Каталог выставки. М. 1998.

36. Портретная миниатюра в России XVIII XIX в. Из собрания ГИМ. М. 1988.

37. Портретная миниатюра в России XVIII начала XX в. из собрания ГЭ. Л. 1988.

38. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков. Спб. 1895.

39. Российский Биографический словарь. СПб. 1904.

40. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. СПб. 1905 1909.

41. Русские художники XVIII XX в. Справочник. Сост. В.Д. Соловьев. М. 1996.

42. Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М. 2001.

43. Сидоров А.А. Рисунки старых русских мастеров. М. 1956.

44. Соколова Т.М. Художественная мебель. М. 2000.

45. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. JI. 1963.

46. Турции B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М. 2001.

47. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М. 1970.51 .Чеиииии Ченнино. Книга об искусстве, или трактат о живописи. М. 1933.

48. Шелковликов Б.А. Русское художественное стекло. JI. 1969.

49. Шелковникое Б.А. Художественное стекло. JI. 1962.

50. Эмблемы и символы. М. 1995.

51. Энциклопедический словарь. Издание Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПБ. 1890-1904.

52. Эттиигер П. Иоганн Фридрих Антинг// Русский библиофил. № 1. Петроград. 1915.

53. Agnini Е. Hinterglasbilder //Restauro № 4. 1999.

54. Allgemeines Lexikon der Bildenen Kunstler. Hg. von Ulrich Thime u. Felix Becker, ab bd.16 von Hans Vollmer. Leipzig. 1907-1947.

55. Amalierte Stuck uff Gla.ll Hinder Glas gemalte Historien und Gemald. Hinterglaskunst von der Antike bis zur Neuzeit (Ausstellung im SchloBmuseum Murnau. 1995). Katalog. Murnau 1995.

56. Callararo N. Conservation Treatments of Paintings on Ceramic and Glass: Two Case Studies //Studies in Conservation № 42. 1997.

57. Collection de Cent Silhouettes des Personnes Illustres et Celebres. Gotha. 1791.

58. Das Bohmische Glas: 1700-1950. Passauer Glasmuseum. Band 1. Passau. 1995.

59. Deutschbaltische Portratkunst in Estland 1750 1900. Tallinn-Helsinki. 2003.

60. Honey W.B. Glass. A Handbook for the Study of Glass Vessels of all Periods and Countries. London. 1946.

61. Jackson E. N. The History of Silhouettes. London. 1911.

62. Katalog zur Ausstellung «Farbige Kostbarkeiten aus Glas Kabinettstticke der Ztircher Hinterglasmalerei 1600 - 1650». Munchen. 1999.

63. Kazharina W., Koller J. Lack des Barock und Rokoko. Munchen. 1997.

64. Kunckel J. Ars vitraria experimentalis oder Vollkommene Glasmacher-Kunst. Leipzig. 1689.

65. Lavater. Physiognomische fragmente zur Bef rderung der menschenkenntnis und der menschenliebe. 1775.

66. McKechnie S. British Silhouette Artists and their Work, 1760-1860. London. 1978.

67. Mehlman F. Guide to glass. Oxford. 1982.

68. Merrifield M.P. Original Treatieses dating from XII XVIII Centuries on the Arts of Painting. London. 1849 (переиздано в New York 1967).

69. Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler Lexicon. Munchen. 1837. lA.Perrenon P.H. Ausfuhrliche Abhandlung uber die Silhouetten und deren

70. Zeichnung, Verjungung und Vervielfultigung. Frankfurt und Leipzig. 1780. Ib.Philipp G., BielingJ. Silhouetten. Nurnberg. 1791.

71. Presbyter Theophilus. Schedula diversarum atrium. V. Albert Ilg. Wien. 1874.ll.Schlie F. Aus der kunstgewerblichen Abteilung des groBherzoglichen Museums zu Schwerin. I, Ein Werk des Christoph Jamnitzer, in

72. Kunstegewerbeblatt 4. 1888.

73. Schot F.L. «Eglomis6» Technic und Konservierung// Restauro. № 1. 1998.

74. Swarzenski G. The Localization of Medieval Verre Eglomise //The Journalof the Walters art Gallery. Baltimore. 1940. M.Toesca P. Vetri italiani a Oro con Graffiti del XIV e XV Secolo // L'Arte.

75. Roma. 1908. P. 247-261. 84 .Walch K., Roller J. Lack des Barock und Rokoko. Munchen. 1997.