автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Экономическая культура Ближнего Востока

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Зорабян, Светлана Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Экономическая культура Ближнего Востока'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экономическая культура Ближнего Востока"

РГ6 од - / МАР 2000

На правах рукописи

ЗОРАБЯН СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА «--л ,

? 1 о од

г ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

24.00.01 -теория культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов - на - Дону 1999

Работа выполнена на кафедре политической социологи» факультета социологии и политологии Ростовского государственного университета.

Научный кандидат исторических

руководитель: наук,

доцент

Аболина Р.Я.

кандидат исторических наук, профессор Сопов Г.П.

Официальные оппоненты:

Вслушая организацяв-

доктор философских наук,

профессор Шевелев В.Н.

-кандидат философских наук,

доцент Атанасова Ш.К.

Ростовская государственная экономическая академия

Защита состоится 13 января 2000 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 063.52.10. по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК при РГУ, аудитория 52.

С диссертацией можно ознакомиться в _ научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на- Дону, ул. Пушкинская, 148)

Автореферат разослан 13 декабря 1999 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук,

профессор л / __Е.В.Золотухина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящая работа посвящена современной экономической культуре лижнего Востока. В контексте работы возникла необходимость дать анализ стории экономической культуры, поскольку за современной культурой стоит ноговековой слой культуры и невозможно было его не затронуть.

4

Актуальность темы исследования.

Экономическая культура вообще, а экономическая культура Востока в астности, а тем более Ближнего Востока весьма слабо освещена в гечественной литературе. Тем не менее подъем исламского мира, идущие там одернизационные движения и включение в мировую экономическую систему зебугат более внимательного и глубокого анализа экономической культуры.

Мировая экономика, вступая в свою новую фазу, обрушивает на :ловечество поток версий относительно ее будущего обличил: глобальное ;ловечество, мировое сообщество, единая цивилизация. Каждая из этих версий <ватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности.

В международном разделении труда практически включены многие |>еры хозяйственной деятельности.

Место и роль исламских (ближневосточных) стран, как и любых других в ежду народном разделении труда определяется помимо их реальных ^портных потребностей и экспортных возможностей еще и экономической лльтурой.

Традиционные факторы, на которые изначально опираются (опирались) раны исламского мира в международном разделении труда, основательно отачиваются также модификацией самих критериев конкурентоспособности, годящейся в сложной причиноследственной связи с распространением (формационных технологий.

Отставание же в освоении новых технологий с их возможностями диверсификации и совершенствования производства, модификация товарно] структуры международной торговли, сопутствующая использованию таки; технологий, заметно ослабили традиционные позиции данного региона I поставили их перед фактом относительного вытеснения с мирового рынка.

Сохранение высоких темпов экономического роста благодаря создании новых технологий и поступлению дешевого сырья с Востока вовсе ш доказывает идеальность и не обеспечивает перманентное доминирование I будущем именно западной цивилизации.

В последнее время в исламском мире во все более острых формам проявляется недовольство так называемой вестернизацией общественногс уклада и культуры мусульманских государств. Недовольство вызывают попытки навязывания западного образа жизни и соответствующих ценностей, в том числе и в экономической культуре народам, тысячелетиями или как минимум столетиями жившим по своим традиционным законам и представлениям.

Весомым обоснованием в пользу своей «культурно-идеологической экспансии» Запад использует гуманитарный фактор (права человека).

Предпринимаются попытки искусственным путем насадить там западную модель развития общества. '

Ислам, хотя во многом и впитал в себя библейские положения и географически возник там, где и христианство, и иудаизм — на Ближнем Востоке, существенно отличается от деух_упошнутых монорелигий. Ислам вышел за рамки богослужения и проник в быт, экономику, в политику и стал образцом жизни. Он стал оболочкой в экономической культуре. Он не только выступает в качестве морали, но и является как бы всеобщим регулятором всех сфер общественной жизни, включая политику, экономику, юриспруденцию, и психологический склад людей. Роль мусульманских институтов в исламских

>сударствах чрезвычайно велика, и она в обязательном порядке принимается в 1счет светскими властями.

По мнению Хантингтона, в нарождающемся мире основным источником унфликтов будет не идеология и не экономика, а культура. Но культура играет ундаментальиую роль в модернизации общества, являясь генератором [убоких социально-экономических трансформаций.

Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как хнология, во многом определяет возможности человечества в освоении мир а I данном этапе цивилизационного развития и возможности адаптации к югресоирующим изменениям.

Применительно к теме исследования, можно сказать, что это '■сульманская культура как противовес христианской культуры. Но при всем ссимистяческом настроении Хантингтона, столкновение не есть неизбежный ¡кг, а всего лишь возможный, если не постараться - «не входить в чужой жастырь со своим уставом».

Уставом мусульманского «монастыря» является всестороннее оникновение шариата во все сферы общественной жизни, не исключая и ономическон культуры.

Современный мир требует более внимательного осмысления оисходяших в нем явлений и событий.

В работе дан культурологический анализ этих проблем в рамках идей зрий культуры.

Все возрастающую роль в современном мире играют страны Востока. За шнителыю короткий срок многие из них добились значительных успехов в шитии национальной экономики, науки и техники, в культурном юительстве.

Следует подчеркнуть, что в своем анализе мы соблюдаем один шетвен.ный ракурс видения - философско-культурологический. Эгот момент >бходимо выделить, поскольку экономические отношения являются

предметом интереса многих разнородных дисциплин: экономической науки, теории управления, психологии и т.д. Учитывая данные всех этих специальных исследований мы тем не менее стараемся не изменять избранному философско-культурологическому подходу, и анализировать экономическую культуру Ближнего Востока как совокупность форм его внутреннего содержания. Это актуально, ибо внутреннее содержание экономической культуры является главным толчком в экономической деятельности людей, их поступков по отношению друг к другу', обществу и миру в целом.

Социальная организация (технологический и экономический уровень развития), может быть одинаковой у различных народов, но разными в этом случае выступают обычаи, традиции, вкусы и т.д. Национальный мир - это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Стелет, научной разработанности проблемы.

В 60-е годы ряд зарубежных исследователей высказывали мнение, что дальнейшая эволюция исламских обществ будет осуществляться посредством отказа от традиций, устоявшейся системы ценностей, ограничения и роли ислама и, соответственно, через адаптацию к модели вестсрнизащш, восприятие западных институтов и норм. _ _ . . .

Но при анализе дальнейшего развития исламских обществ это мнение не совсем подтвердилось. Анализ социально- экономического развития исламских обществ, ставит нас перед лицом фактов обратного явления.

Несомненно, знакомство народов Востока, в частности исламского региона Ближнего Востока, с западной культурой способствует разрушению

адиционной веры, возникновению направления модернизма, возрождению ционалистической тенденции в теологии.

Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура -э не только и не столько результат человеческой деятельности, сколько особ этой деятельности и человеческой деятельности в целом.

Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему льтуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы знческого поведения и построенные на их основе типы социальных связей и утренние качества личности совпадают.

В обществах, где преобладает новация как способ отношения к ¡шальному миру, уже иная культура.

Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, этнвация индивидуального действия и система социальных оценок не зпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор.

Но в деле модернизации развернулась настоящая идеологическая борьба, ромную роль в этой борьбе играет мусульманское духовенство. Мы старались показать это во второй главе нашей работы на примере позиций иверснтета «Аль - Азхар» - крупнейшего мусульманского идеологического ¡тра во всем мире.

В современном мире происходит интенсивный рост разнообразных гьтур, выходящих на историческую арену в качестве самостоятельных 5ъектоз. Учитывая цивилизашгонные особенности различия стран и народов, 1 не менее, надо признать тот факт, что они все-таки не в состоянии :рживать процесс глобализации, а сами под его влиянием видоизменяются.

процессу формирования единой мировой цивилизации противостоит тущая тенденция к автоматизации наций и национальных государств. В >ге наряду с тенденцией глобализации существует и тенденция взлета тональных интересов.

Современный мир - это, прежде всего сочетание глобального I локального. Это становление единой экономической системы (И Валлерштайн, Дж. Бенигер), нарастание экологических, военных проблем (В, Вернадский, Т. де Шарден, Хантингтон; Римский клуб), формирование единого информационного пространства (В. Вернадский, Тоффлер, Д. Белл, А. Турен), появление одинаковых проблем управления производством, потреблением, распределением (Кейнс, Дж. Гелбрейт, В. Афанасьев) - все это приведет, в конечном счете, к глобализации мира.

Осознавая данную исходность, необходимо рассмотреть культуру Востока, не только в его цнвилизационно - культурном обобщенном понятии. Так называемая «специализация», если можно так выразиться на этот счет, является актуальной. Имеется в виду изучение не культуры Востока как такового, а экономическую культуру со всеми вытекающими отсюда выводами.

С позиций современного цивилизациоиного развития древние культуры обретают значимость, прежде всего в своих достижениях. Культура также оказывается способом существования этноса.

Изучением культуры Древнего мира занимались такие мыслители как Шпенглер, К. Ясперс.

У Шпенглера на первый план выступает своеобразие и уникальность различного типа культур, сохраняющих во времени свое историческое ядро и сосуществующих одна с другой, оставаясь непроницаемыми друг для друга.

Карл Ясперс, чтобы не противопоставить различные культуры друг другу, опирается на теорию осевого времени. Тах по Карлу Ясперсу_ осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Исходя из этой теории,- различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера.

В обобщающих трудах, созданных классиками востоковедения Г. Мосперо, Эд. Манером, Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось описанию

[ характеристике культурной, религиозной и политической истории древних ;ивилизаций.

В трудах советских историков, таких как В.В.Струве, В.И.Авдиев. М.А. "оростовцев, Б.Б. Пиотровский, была разработана концепция

абовладельческого общества.

Ряд историков-марксистов развивали идею об азиатском способе роизводства в странах Востока.

В философсхо-историческом осмыслении (Гегель, Вл. Соловьев) Восток редставлялся в качестве перкой исторической ступени всемирного развития гловеЧества.

При анализе работы невозможно было обойти стороной современные ¡хронологические взгляды (британской и сеперо - американской).

Но упор данных школ в основном делается на прикладных исследованиях аднционных племенных обществ и использование лингвистической методики Е>р. Бсаса, А. Р. Радклифф - Браун).

Автор опирается на общетеоретические труды отечественных 'льгурологов последних десятилетий, таких как: Давидович В.Е., Жданов ).А., Маркарян Э.С., Драч Г-В., Поликарпов B.C., Петров М.К., Ерасов Б.С., февич П.С., Каган М.С.

Объект исследования - экономическая культура Ближнего Востока в >исущей ему динамике, как явление реалий жизни в локальных ографических рамках.. Постановка проблем, рассматриваемых в данной боте, представляет значительные трудности. Они связаны с новизной задачи, ы поставили цель проанализировать не собственно экономику, а ономическую культуру.

Речь идет об историко-культурном, социологическом, цивнлизационном я яти и Востока.

В данной работе ставится попытка проанализировать экономическу} культуру Ближнего Востока. Цель поставлена конкретная, не Восток ка! таковой (все кроме Запада), а в чисто региональном его ракурсе. Мы ж исследуем ни Дальний Восток, и даже ни страны Северной Африки.

Мы поставили цель исследовать страны Ближнего Восток; (мусульманского Востока), цивилизации Средиземноморья.

Именно в данном регионе возникла одна из величайших цивилизации

мира.

Предмет исследования - культура производства, обмена, распределения и потребления в экономической жизни ближневосточного региона с точки зрения современных модсрнизационных процессов и противоречивых тенденций социально-экономического развития.

Теоретической и методологической основой исследования выступает культурологическая методология, приемы культурологического анализа, используемые сегодня в литературе социальной философии и философии культуры.

Методология исследования опирается на путь опытного знания, объективного сопоставления и анализа. Автор выбирает из всей совокупности известных фактов и источников главные, определяющие и отличает их от второстепенного зависимого. Основными методическими приемами являются комплексное изучение имеющихся источников, суждения исследователя по источнику, сопоставительный анализ экономической культуры Ближнего Востока с Западным обществом, изучение экономических процессов и явлений в динамике, на фоне меняющейся социально - экономической и политической обстановки. Автор полагает, что его категории приняты в экономической науке и они характеризуют деятельность экономической культуры.

Источником используемой литературы настоящей диссертационной боты являются труды российских и зарубежных исследователей в области льтурологии, философии, социологии, экономики и права, а также идеи и (оказывания религиозных деятелей исламского Востока.

" Названная литература характеризует историческое и современное стояние экономической культуры Ближнего Востока, всесторонне описывает инципы, цели и направления развития экономической жизни данного гиона. В целом, изучаемая проблема обеспечена источниками в достаточной ¡пени, что позволяет решать поставленные автором исследовательские 1ачн„

В отечественной литературе достаточно изучена именно культура, а экономическая культура Ближнего Востока, поэтому автор провел анализ :е и на материалах Востока.

Задачи научного исследованкя.

Автор ставит перед собой следующне-зддачн:

-Теоретически выявить интерпретации экономической культуры и вменить их к анализу Ближнего Востока;

-Дать анализ экономической культуры как способа деятельности, в [ичии от политической, социальной и других ветвей культуры;

-Выявить ее базовые типы;

-Определить культуру производства, распределения, обмена и гребления в экономической культуре Ближнего Востока;

-Очертить конфессиональный, религиозный, демографический ¿инанты в экономической культуре;

-Представить конфессиональный и этнический колорит в традиционной номическои культуре Ближнего Востока;

-Фиксировать основные линии влияния западной культуры современную ближневосточную экономическую культуру.

Научная новизна представляемой работы состоит в следуют положениях:

-Представлена типология экономической культуры, взятая в контек поставленных исследовательских целей;

-Показано соотношение традиционной экономической культуры Восто с модернистским влиянием, диктуемым современностью;

-Проанализировано изменение традиционной экономической культур под воздействием конфессиональных факторов;

-Дан анализ западного воздействия на ближневосточную экономическу культуру;

-Дана теоретическая фиксация вариантов развития связей меху исламским Востоком и христианским Западом;

-Освещены в основном черты современной экономической культур Ближнего Востока, за которой стоит многовековой слой традиционно культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Экономическая культура как таковая, взятая со стороны взаимовлияни, ее составляющих, может быть представлена как система деятельности 1 производстве, обмене, распределении, потреблении.

Экономическая культура выражает и то, что ей присуще глобально специфическое, своеобразное, что характеризует определенный социум обеспечивая этиоисторичесхую целостность.

2.Культура самым непосредственным образом влияет на развитие самой кономики. Такое влияние осуществляется через деятельность людей. А это в вою очередь зависит от того, какими ценностями они руководствуются в воей деятельности. Это ценности экономики, ее нормы , приоритеты и редпочтения в экономической сфере, мотивация экономического поведения.

3.Различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера, е особенности, которые исследователи обычно находят а культурах Востока -х устойчивость, неподвижность, традиционализм - имеют корня еще в оосевом периоде. И хотя эта традиции вошли в культуру послеосевого ременн, все же этн культуры динамично развивались.

4.Ислам это не только религия, это и цивилизация и новая модель осударсгвенностн, характеристика повседневности.

На историко-культурном уровне обычно рассматривается исламский ульгурный ареал, обозначенный в литературе терминами «исламский мир» ли «мусульманский мир».

Влияние канонов ислама имеет серьезное значение и в современную поху. Во всех аспектах экономики оно обнаруживается.

5. Этноконфессиокальные группы — один из важных составных элементов рабской метаэтнической общности, принадлежащей (за исключением малого исла христиан в Египте, Ливане и Сирин) к исламской цивилизации. Это бщкости людей, объединенных не только языком и культурой, но и религией, оторая предписывает ее адептам образ жизни, специфическую имоорганизацшо в хозяйстве и быте, особые символы самоидентификации, вязанный с религией культурный комплекс отделяет в экономической жизни дну этноконфессиональную группу от другой.

6. Оживление экономической и социальной деятельности арабских стран ггивизировало интерес к производственно-экономическим достижениям фан Запала.

Иллюзия возможности быстрого экономического успеха, в 50-х и 60-х голах, XX века при условии следования научным и техническим разработкам, западных ученых породили противоречивое отношение к религиозным доктринам ислама.

7.Сближение народов Ближнего Востока с западной культурой способствует с одной стороны разрушению традиционной веры, возникновению направления модернизма. С другой стороны мощным фактором, выступающим против этого в последнее время становится фундаментализм. Это религиозное движение оказывает влияние на всю экономическую, культурную, политическую и социальную жизнь общества.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложено культурологическое построение механизма и форм проявления «экономической культуры Ближнего Востока» на эмпирической основе экономической жизни Ближнего Востока.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования в составе теоретических и методологических предпосылок при анализе экономической культуры, в его региональном выражении. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в экономической и управленческой деятельности, будут уместны в преподавании дисциплин, связанных с этикой, культурологией и экономикой.

Диссертация прошла апробацию на кафедре теории культуры этики и эстетики факультета философии и культурологии и на кафедре политической социологии факультета социологии и политологии Ростовского госуниверситета, где получила положительную оценку. Основные результаты исследования отражены в тезисах, статьях и брошюре обшим объемом 1.8 пл.

Структура работы.

В соответствии с исследовательскими задачами и целями анализа экономической культуры Ближнего Востока строится структура диссертации. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертационной рзботы.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи. Раскрывается степень разработанности проблемы, определяются теоретические и методологические основы авторского анализа. Излагаются основные положения, выносимые на защиту, тезисы научной новизны, теоретическая и практическая значимость работа, ее апробация и структура.

Первая глава "— "Культура производства" посвящена изучению культурно-историческому и географическому фактору культуры производства на Ближнем Востоке, этическим нормам и их влиянию на экономическую культуру, религиозной системе и ее влияния на экономическое поведение, торговле, роли и значению конфессий в экономической системе Ближнего Востока.

Первый параграф —" Культурно-исторические и географические факторы культуры производства на Ближнем Востоке".

.Этнокультурная целостность той или иной цивилизации, по мнению М.Вебера, вырастает из системы ценностей, которая и является ядром культуры.

Экономическая культура Ближнего Востока является ярко выраженным типом в системе экономических культур. Это определяется и природно-историческими моментами самобытной истории Ближнего Востока.

Внешние воздействия на район Ближнего Востока накладывались на специфическую особенность его традиционной культуры, связанную с

аграрно-промышленным типом производства и социальными связями конфессионального и религиозного характера.

Противоречивость экономической культуры Ближнего Востока обнаруживается в ее отношении к исламу, рассматриваемым не только как религиозные конфессии, но и как культуры, определяющие поведение, образа жизни и менталитет народа.

Наиболее четкую печать ислам наложил на сферу нравственных представлений, вырабатывая черты гуманистической духовности.

Колониальный и послеколониальный этапы связаны с мощным проникновением ~на Ближний Восток элементов -'-'западной" экономической культуры.

В целом все потоки культурного воздействия по своим результатам различны и противоречивы, неся с собой и позитивные, и негативные моменты. Однако, надо отметить, что внешние воздействия накладывались на исторический традиции Ближнего Востока, модифицировали их, вносили новации, создавали предпосылки для кристаллизации внешнего обмена экономической культуры Ближнего Востока.

Современная экономическая культура Ближнего Востока сохранила свои лучшие традиции: общинность, нравственность, семейные ценности, - все это продолжает жить. Вместе с тем в экономической культуре Ближнего Востока необходим опыт научно-технической традиции, рыночных навыков. Без этого его модернизация существенно замедляется.

Взаимодействие культур Запада и Востока будет порождать новые жизненные смыслы, формировать культурный фундамент нового цикла цивилизациоиного развития. .........

Но мировая общечеловеческая цивилизация - это не унифицированное , обезличенное сообщество людей, сформировавшейся на базе западной экономической системы, а многообразная общность, сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих его народах. Ее фундаментальной характеристикой может стать глобальное, культурное пространство как следствие межкультурного и межцнзилизационного диалога.

XX век дает нам время духовного кризиса, трудности в выборе социокультурных ценностей, которые должны лечь в ядро новой цивилизации. И что же станет с самобытностью народов?

Приступая к рассмотрению проблемы, следует прежде всего иметь в виду то обстоятельство, что так называемые " Культурно-исторические и географический факторы" в экономической культуре, неразрывно связаны с классификацией культуры.

С позиций географического подхода Ближний Восток издавна находится в месте контактов и обмена на пути взаимонаправления западных и восточных культур:

Двуречье (3-2 тысячелетие до н.э.) - зачатки научных знаний, развитая письменность, литература;

Египет - применение сохи, строительство ирригационных сооружений;

Финикия - купечество, торговля, мореплавание, города-государства, во втором тысячелетие до н.э. формирование письма;

Ассирия - торговля, искусственное орошение;

Древняя Месопотамия - ирригация, жречество, законы Хаммурапи ;

Древняя Месопотамия (Нововавилонское царство) - мелкое и среднее частное землевладение, аренда и субаренда, товарно-денежные отношения, проценты за ссуду, развитие ростовщического и купеческого капитала, возникновение "деловых домов" (первые банки): вклады, кредит, учет векселей, оплата чеков, безналетный расчет.

Огромное воздействие оказало на экономическую культуру рассматриваемого региона также представления древних иранцев "Авеста", зороастризм, предоставившим человеку выбор встать на любую сторону добра и зла.

Второй параграф - ц Этические нормы и их влияние на экономическую культуру ислама".

Рассматривая экономическую культуру с этой стороны, то есть со стороны степени взаимовлияния ее составляющих частей, может представляться как одной из фундаментальных основ заложенных з основу экономической культуры.

Коран оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на формирование человеческой личности, в формировании норм поведения и общения, на демографические процессы, развитие промышленности и т.д.

Без социологического анализа закона ислама, сегодня невозможно определить статус и функции человеческой личности в культуре Ближнего Востока. В разных обществах ближневосточного региона, тот же ислам различен и применяется к населяющими эти страны этносоциальными группами по-разному. Для достижения тех целей, которые поставлены перед странами Ближнего Востока, для модернизации экономической жизни общества необходимо создать новый тип человека, тип экономического человека. И тут возникает необходимость привести аналогию с другим типом личности, характерного для Запада.

М.Вебер связывает данный тип личности, тип экономического человека с новым духом, духом капитализма. И по мнению М.Вебера, именно новый дух породил новую промышлгино-предпринимательсхую цивилизацию, сформировал в дальнейшем протестантскую хозяйственную этику индивидуального труда, частной инициативы и личной ответственности.

Особенность же промышленного развития в странах Ближнего Востока в древности, где ирригация была своеобразным техническим базисом, хозяйства многих общин, заключалась в том, что коллективные формы работы были особым видом промышленного труда.

Идеальный образ личности современного человека в исламе базируется на культурном и духовном наследии.

Этикет, являясь составной частью свода неписаных законов (обычаев) очень выразительно демонстрирует тот или иной экономический процесс. Этикет, в арабском мире настолько отличается от европейского, насколько дифференцирован по разным регионам Ближнего Востока.

При этом можно выделить некоторые факторы, влияющие на морально-этические нормы доведения:

-Повседневный жизненный опыт относящейся к практической деятельности, быту и т.д.; - -

-Общие морально-этические ценности, унаследованные от предков. Необходимость усвоения опыта предшествующих поколений; -Доисламские и внеисламские традиции стран Восточного Средиземноморья; -Связь каждого со своим племенем и родом; -Сложный этноконфессинальный состав населения; -Контакты с другими народами;

-Открытость нехоторых стран Ближнего востока (Ливан, Турция) для самых разных культурных воздействий, в частности и для "вестернизярованных" поведенческих моделей.

Также рассматривая экономическую культуру Ближнего Востока, мы не можем обойти стороной иудаистскую трудовую этику, с ее рационалистическим, деловым подходом и своему бытию в мире, ставящей перед собой цель, регулирующей основные, жизненные этапы.

Для иудаистской трудовой этики недостаточно, чтобы человек избегал зла и творил добро, он должен устранять зло. Это во многом объясняет причину того, почему иудаизм провозгласил необходимость всякой этики, в социальную.

Третий параграф - " Религиозная система н ее влияние на экономическое поведение".

Данное название дает представление о следующем:

Если в христианстве огромное место занимала проповедь аскетизма, как индивидуального, так и коллективного, то в мусульманстве такая идея отрицания мира господствовала только на первоначальном этапе, и в связи с изменениями обстоятельств земная точка зрения заняла значительное место в его учении.

Христианство поощряет стремление человека во имя " нравственного совершенства" и "приближения к божеству" отказаться от удовлетворения физических потребностей, жестко подавить их.

Ислам же резко выступает против монашества, безбрачия. В первоначальном исламе большее место занимала обрядность. Разработанная

религиозная догматика, четкое различие между догматикой и ритуалом появилось позже.

На протяжение всей истории ислама, время вносило свои коррективы в данное вероучение. Но только ломка традиционной социально-экономической структуры большинства стран Ближнего Востока, зарождение в них капиталистических отношений, обусловили необходимость пересмотра всей религиозной догматики в плане проведения ее в соответствии с новыми принципами и установками.

Потребности социально-экономического развития ставят мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления ряда традиционных положений ислама. В частности в положении о недопустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы, споры вокруг положений о запрете на взимание ссудного процента (риба) с одной стороны, а с другой - в связи с шариатским запретом на "омертвление" капитала.

В конце XIX и особенно в начале XX веков, большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития.

Одна и та же религия в разных контекстах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные. Следовательно, в разных социальных обстоятельствах один и тот же религиозный механизм может быть как функциональным, так и дисфункциональным, как стабилизирующий фактор в одних условиях и - как фактор вызывающий конфликты и потрясения в других.

В возникновении культурных норм (образцов, правил поведения или действия) играют большую роль традиционные, и даже подсознательные моменты.

Если считать, что устойчивость в культуре это традиция, то и сама традиция подвержена обновлению, так как нормы культуры отражают те перемены, которые переживает общество.

И как вывод из всего перечисленного можно прийти к выводу, что традиционная экономическая культура как на. Западе, так и на Востоке подвержена изменениям.

Четвертый параграф-" Торговля. Конфессии".

Приступая к рассмотрению проблемы, следует прежде всего иметь в виду, что хотя все экономические системы подчиняют человеческие связи отношениям собственности, но выявляются все же две главные их разновидности:

1 .Экономические системы, где процессы производства и распределения контролируются и регулируются государством.

2.Системы, где экономические связи предоставлены своему свободному течению и все же при сохранении надзора и контроля со стороны власти, следящей, чтобы это согласовывалось с известными правилами.

В конце XX века мировое хозяйство переживает глубокую трансформацию. Многие страны перешли к открытости экономик. Происходит либерализация движения товаров, капиталов, научно-технической информации — все это создает новую экономическую ситуацию во всем мире.

- Западные ценности индивидуализма, свободы предпринимательства, свободная экономическая мобильность (как горизонтальная, так н вертикальная) касающаяся не только экономики, но также и политики, которые способствуют экономическому росту, не совсем свойственны другим обществам.

В странах Ближнего Востока экономическая жизнь общества во многом основана на принципах конфессионального устройства.

Религиозная обусловленность в социальной стратификации в странах Ближнего востока играет огромную роль.

Определяя собственную идентичность в этнических или религиозных терминах, люди склонны рассматривать отношения между собой и людьми другой этнической принадлежности и конфессии как отношения " мы" и " они".

В эволюции торговли и рынков происходит социальный процесс, где присутствует дифференциация структуры и специализация функций.

Итогом промышленного роста стало развитие рынков и денежного обращения плюс распространение торговли.

Торговцы - это своего рода специалисты необходимые обществу, это своего рода расчетная палата между производством и потреблением.

Уже с первых десятилетий существования ислама мусульманским теологам и правоведам приходилось сталкиваться с различными проблемами экономической деятельности общин (уммы).

Бурно развивающаяся торговля требовала необходимой регламентации взаимоотношений как между торговцами, так и между торговцами и государством.

Зависимость экономик разных стран углубляется, и особенно в большей степени от экономически развитых держав. Данная зависимость затрагивает не только финансовую сферу ( уровень процентных ставок и т.д.), но и состояние занятости на национальных рынках труда. Чем быстрее страны Ближнего Востока входят на мировую арену в качестве экспортеров сравнительно дешевых (из-за низкой оплаты труда ) и вследствие этого, конкурентоспособных товаров, тем в большей степени это затрагивает занятость в высокоразвитых богатых государствах, что приводят к безработице , снижении доходов, социальной напряженности.

Сложность заключается еще и з том, что в странах Ближнего Востока, отдельные группы и слои , распределены географически или по сферам приложения капиталов, характеризуются, как правило, особыми этническими , религиозными, религиозно-общинными признаками.

Вторая глава - "Культура обмена и распределения" исследует: отношение к собственности и банковской деятельности в экономической культуре ислама, стратификацию в исламском обществе, религиозный фундаме!ггализм и модернизм.

Первый параграф - " Отношение к собственности н банковской деятельности в экономической культуре ислама". На основе анализа особенностей возникновения и развития банковской системы на экономическую культуру Ближнего Востока в данном параграфе отмечается следующее, прежде всего, что банковская система на ближневосточном репшне действует как правило на национальном уровне и специализируется на небольшом числе операций, а выплаты по процентам запрещается законом.

Но существует разрыв между "чистой" исламской теорией банковского дела и финансовой практикой. В исламской концепции банковсксто дела имеется прямое запрещение страхования от возможного финансового риска (все в руках Аллаха), тем не менее, некоторые страны являются совладельцем некоторых иностранных страховых компаний.

В исламской культуре основой производительной деятельности считается личный труд, а не капитал. Чрезмерная концентрация собственности осуждается, так же как и запрещается ростовщичество, в том числе и банковский процент, который рассматривается как одна, из—форм ростовщичества.

В исламской экономической доктрине существует положение, согласно которому индивиды не должны извлекать выгоду из своей собственности как таковой, за исключением предоставления ряда услуг.

Инвестирование и капиталовложение признаются и необходимы настолько, насколько способствуют благосостоянию населения и росту "закята". Чтобы банковская система соответствовала исламской философии и идеологии, она должна придерживаться следующих принципов:

-Ведущая роль а аккумуляции капитала должна принадлежать государству. Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;

-Исламское правительство в наложении банковского капитала не стремиться к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

-Запрещается взятие процента, накопление и трата золота и серебра. Следовательно, двойственность к денежному обращению ведет к бартерной системе торговли;

-Утверждение принципа "закята" - отчисление определенного процента в" пользу бедных;

-Порнцание страсти к наживе.

К разрешенным же шариатом банковским операциям ("халаль") относятся следующие виды сделок с участием исламских банков:

-"Мудараба" ("спекуляция", "участие в прибылях")- Корни уходят в доисламский период;

-"Мушарака" (партнерство или соучастие);

-"Мубараха" (передача, биржевая игра);

-"Иджара" (сдача в аренду).

Налогообложение в отношении исламских банков основывается на принципе "закят" - "чистого" отчуждения дохода в пользу бедных. В банковской практике это выражается в фиксированном отчислении от прибыли в размере 2.5 - 5 процентов.

Второй параграф — "Стратификация в исламском обществе".

Приступая к рассмотрению проблемы, относительно стран Ближнего Востока было бы уместно явление экономической жизни и стратификацию в обществе рассматривать с точки зрения конфессий. Разные конфессии требуют и разных методов организации производства, и разного "языка общения" в трудовых отношениях.

Попытки изменить структуру экономики в странах Ближнего Востока наталкиваются на трудности - конфессии не хотят менять привычный образ жизни, конфессиальные связи, мировоззрение и т.п.

Зачастую сама конфессия влияет на способ регулирующего воздействия, и одновременно конфессии подвергаются социальному восприятию со стороны окружающей среды. В соответствии с имиджем данной конфессии или ее представителей с ними строят отношения другие конфессии и их представители.

Характерной особенностью процессов генезиса капитализма в арабских странах было активное участие некоторых этноконфессиональных меньшинств (греков, армян, евреев, сиро - ливанцев, персов, мальтийцев и т.п.) в формировании предпринимательских слоев.

Третий параграф-"Религиозный фундаментализм и модернизм."

Данный параграф дает представление о следующем: Модернизационнын процесс несет в себе исходное противоречие. Это наложение и взаимодействие принципиально различных типов социокультурной регуляции. Противоречия: между традициями и современностью, между собственным достоянием и инородной культурой, между потребностью в развитии и в сохранении стабильности, что приводит к конфликту.

Одним из существенных моментов общественной организации на Арабском Востоке являлась замкнутость общины. Подчинение местных племен в ходе экспансии, -сопровождавшейся частичной ассимиляцией, арабизацией и даже обращением в ислам, как правило, не вело к разрушению местных обшин. Не разрушая, а сохраняя местные общины, шло их подчинение. Результатом явилось то, что основой общества стало отдельно взятая зачастую закрытая по отношению к внешнему миру, община. Социальная дифференциация, на уровне индивида, при таком положении дел, развивалась по линии закрепления за индивидами различных, функциональных ролей в коллективе и связанных с ними статуса и престижа.

Капитализм привел к резкому росту экономических, технологических и социальных изменений в странах Ближнего Востока. Человек вынужден приспосабливаться к реалиям индустриализма и постиндустриализма. Но когда данное приспособление становится трудным, на сцену выступает фундаменталистская установка, зовущая к неким первоначалам жизни.

Фундаментализм можно понять только через призму модернизма. Последний, в той же мере, раскрывает собственную идентификацию через фундаментаизм. - — _ - - . .

Оппонентом фундаментализма выступает религиозный модернизм, представляющий противоположное традиционализму и фундаментализму философско-мировоззренческое течение в рамках той или иной религии, которое отражает ее изменение и развитие;

Если в западном обществе важнейшей ценностью выступает идея индивидуальности, индивидуального счастья, самореализации и самоутверждения в качестве фундаментальных основ в социальной и хозяйственной деятельности, то в исламе дело обстоит иначе.

Ценность человека в исламской культуре в первую очередь определяется исполнением его долга перед общиной. Именно "общинные" приоритеты обеспечивали в древности выживаемость человека, общества.

Фундаментализм в корне своем отрицает демократию, так как демократия - это власть большинства, следовательно, фундаментализм принимает только авторитарную систему правления.

Централизованная экономика укореняла идею о полезности вмешательства в экономические процессы. Вживание в демократический образ идет параллельно с традиционными компонентами в общественном устройстве страны.

Модернизация обществ Ближнего Востока зачастую осуществляется сверху вниз, а это порождает фундаментализм.

Третья глава - "Культура потребления". В данной главе речь идет о предпосылках культуры потребления в исламской традиции, проблемах демографии, влияющих на механизм потребления в их особенности и своеобразии.

Первый параграф - "Предпосылки культуры потребления в исламской традиции".

Опираясь на понятия потребление, содержание которого определяется культурными ценностями и нормами более или менее стандартной для каждой культуры набор благ, служащей удовлетворению культурно признанных потребностей, посмотрим специфику его в рамках исламской традиции.

Общность хозяйственного и культурного развития, религии, существование сходных природно-географических зонах Ближнего Востока привело к наличию многих сходных черт в пище народов.

Различные культуры по - разному сочетают цели потребления, разделение на господствующий вид потребления для данной культуры.

Господство того или иного вида потребления во многом определяет и другие элементы культуры, такие как собственность и стимулы к труду. Господствующий тип потребления означает, что общество может поощрять тот или иной тип отношений к удовлетворению потребностей. На этот тип ориентируется большинство членов общества.

Второй параграф -"Демография и потребление".

Данный раздел можно охарактеризовать следующим образом:

-Научно-технический прогресс, втягивая в сферу своего воздействия сельское хозяйство в странах Ближнего Востока, в ряде регионог сопровождается усилением развития аграрного капитализма;

-"Демографический взрыв" не подкрепленный соответствующим ростом производства, увеличил несоответствие между техническими элементами производительных сил и быстро увеличивающимся трудоспособным населением;

-Урбанизация создает свой социокультурный фон и преобразовывает личное потребление и предлагает в качестзе необходимой предпосылки существенное расширение покупательной способности общества;

-Социокультурная обусловленность потребления в странах Ближнего Востока, заключается в том, что его эволюция связана со сдвигами в общественных институтах и массовом сознании - "социальной модернизации".

Динамика некоторых количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов (влияющих также на динамику потребления) в странах Ближнего Востока во многом была связана с изменением демографической ситуации.

Для сохранения минимального, необходимого уровня платежеспособно« спроса населения правительства многих стран (Египет, Сирия ), прибегали к введению государственных субсидий на потребительские товары, прежде всего продовольственные. Госсектор занимает ведущие позиции в производстве ВВП, в арабских странах (Ирак, Ливия, Кувейт, Египет и т.д.).

Государственная монополия, возникшая как фискальное средство, распространяется на основные виды общественного производства, транспорт, связь, финансовые и внешнеторговые операции, а в некоторых странах государственная монополия была распространена и на внутреннюю торговлю.

Расширение фонда личного потребления представленного суммой летных доходов населения той или иной страны Ближнего Востока, зависит от численности ее населения и от уровня его жизни и изменяется под влиянием целенаправленной деятельности правительства, а также в процессе стихийной трансформации общества.

В Заключении диссертации излагаются основные выводы и практические рекомендации автора.

Основное содержание работы опубликовано:

1. Тезисы - «Запад и Восток - два типа культуры». Ростов - на - Дону.1998. 0.1 пл.

2. Статьи: «Этические нормы и их влияние на экономическую культуру ислама», «Религиозный фундаментализм и модернизм». Приложение к журналу «Научная мысль Кавказа» N° 4. 1999. Ростов -"на - Дону". 0.6 п.л.

3. Брошюра - «Культура потребления в странах Ближнего Востока». Ростов - на -Дону. 1999. 1.1 п.л.

ОТПЕЧАТАНО В ЦЕНТРЕ ОПЕРАТИВНОМ ПОЛИГРАФИИ Сдано в набор 7.12.99 г.. Подписано к печати 10.12.99 г. Формат 60-S4/I6 Объем 1,0 п.л. Бумага офисная. Печать ризография. Тираж 100 экз.

Заказ № 525