автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическая легитимация компьютерных означающих

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ильин, Константин Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эстетическая легитимация компьютерных означающих'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ильин, Константин Валерьевич

Введение. 3 стр.

Глава I. Виртуальная реальность. 12 стр.

1.1. Историческое развитие виртуального в философии и современный смысл понятия «виртуальная реальность». 12 стр.

1. 2. Интерактивная виртуальная реальность в компьютерном творчестве.

45 стр.

1.3. Эстетический смысл технической основы интерактивной виртуальной реальности. 65 стр.

Глава И. Восприятие компьютерных означающих как эстетическая способность. 86 стр.

2. 1. Означающее в структуре знака. 86 стр.

2. 2. Легитимация как эстетическая проблема. 101 стр. 2. 3. Восприятие и воображение в компьютерном творчестве как интенции актов сознания. 114 стр.

2. 4. Фон и проблема нерепрезентативных симулякров. 131 стр.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Ильин, Константин Валерьевич

Диссертация посвящена эстетике компьютерного творчества, конституирующего особую интерактивную виртуальную реальность.

Актуальность исследования определена необходимостью эстетико-философского осмысления виртуальной реальности, возникающей в процессе интерактивного компьютерного творчества.

Научно-техническая революция к концу XX века открыла перспективы глобальной компьютеризации общества. В связи с этим многие опасения, высказанные философами по поводу влияния современной техники на человека, перешли из статуса возможного в статус действительного. Подстегиваемый прогрессом в компьютерных технологиях, темп жизни в промышленно развитых странах повлек за собой дальнейшее развитие человеческого комплекса «глубокой неудовлетворенности собой» (К. Ясперс). Мировая психиатрия столкнулась с новыми видами дезадаптации, прямо или косвенно спровоцированными общением с компьютером (экзистенциальными депрессией, апатией, фрустрацией и т.п.). Открытая для человеческого восприятия компьютерная виртуальная реальность завершила «отрыв человека от почвы» (М. Хайдеггер), демонстрируя насколько технические средства способны размыть границы между действительной и виртуальной реальностями.

Опыт восприятия компьютерной виртуальной реальности привел к изменению картины мира, потребовал переосмысления философско-эстетического понятийного аппарата.

Развивавшийся в течение всего XX века технический метарассказ сделал с помощью компьютерной техники массовым тот способ познания мира, который ранее был доступен только через «незаконные» средства, такие как, например, гипнотический транс или наркотик. «Эзотерическое» восприятие мира, которое в различных культурах на протяжении веков охранялось обрядами и ритуалами, становится, в некотором отношении, общедоступным.

Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью постмодернистской культуры. Получили развитие киберарт, интерактивное цифровое творчество, моделирование виртуального пространства, дигиарт, нойз-музыка, электронная импровизация и пр. - течения, подготовленные с одной стороны логикой развития искусства в XX веке, а с другой - идеями постмодернистской философии.

Предсказанный «взрыв индустриального общества» (Г. Маркузе), произошел в сентябре 2001 года. Падение башен Всемирного торгового центра, в известном смысле, приостановило постмодернистский компьютерно-виртуальный дискурс1, обнажив перед западным обществом «пустыню реального» (С. Жижек). Актуальность заявленной темы исследования определена необходимостью нахождения в этих условиях «реального» эстетико-философского смысла виртуальной реальности в интерактивном компьютерном творчестве.

Проблема означающих выделяется как основополагающая в исследовании компьютерного творчества. Идея о фокусировке научного внимания именно на означающих спровоцирована в значительной мере развитием компьютерных технологий. Компьютерная индустрия предлагает художнику новые технические средства выражения, раскрывающие его творческие возможности. Бесспорно, со временем компьютерное творчество будет изменяться, но относительно неизменным останется способ (принцип, модель, схема) возникновения эстетического восприятия человеком «компьютерных означающих» (с монитора компьютера, виртуального шлема или какого-нибудь пока неизвестного нам технического устройства).

Исследование восприятия компьютерных означающих актуально, по крайней мере, в двух аспектах: социокультурном и научном-теоретичеком.

Актуальность темы в социокультурном контексте вытекает из проникновения компьютерных технологий в посведневную жизнь человека, во все сферы его деятельности. Возникает целый ряд новых психологических «компьютерных проблем».

Научно-теоретическая актуальность темы обусловлена междисциплинарным характером проблемы, которая локально разрабатывалась в семиотике, психологии, искусствоведении и культурологии. Зачастую результаты, полученные различными методами, не только не коррелируют между собой, но и противоречат друг другу. Назрела потребность в целостном философско-эстетическом подходе, который обеспечил бы интегративное рассмотрение этого феномена.

Цель настоящей работы — выявить специфические особенности компьютерного творчества в интерактивной виртуальной реальности и, в этом смысле, «легитимировать» компьютерные означающие в эстетике.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- проследить основные моменты становления проблематики виртуального в истории философско-эстетической мысли;

- обнаружить эстетическую природу интерактивной виртуальной реальности в компьютерном творчестве, выделить её свойства;

- раскрыть инструментальную суть компьютерных технологий виртуальной реальности;

- рассмотреть на языке теории знаковых систем компьютерные означающие как интенции актов сознания;

- выявить практическое значение оперирования с компьютерными означающими.

Степень разработанности проблемы. Существует несколько подходов к исследованию проблемы, связаной с феноменом восприятия виртуальной

1 Pollack, В. How Can You Think About Making Art at a Time Like This? // ARTnews L.L.C., 2001. P. 5. реальности: философско-эстетический, психологический, лингвистико-семиотический, компьютерно-технический и комплексный.

1. Философско-эстетический подход рассматривает развитие понятия «возможного» («виртуального») в историческом ракурсе. Проблема возможной (виртуальной) реальности, как реальности духовной, стала одной из центральных с самого начала развития философской науки от Пифагора и софистов. О «возможном» (Suva-roc) в «Поэтике» и «Метафизике» говорил Аристотель.

В латинском языке virtualis понималось как «такой, который может или должен появиться при определённых условиях».

До конца XIX века проблемой «возможного», «возможности», «возможных миров» в мировой философии занимался целый ряд мыслителей, среди которых самые заметные Аврелий Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Х. Гегель. С конца XIX века их идеи были развиты в работах Ч. Пирса, JI. Витгенштейна, Р. Карнапа, Р. Монтегню, Д. Скотта.

Анализ проблемы виртуальной реальности в историческом ракурсе в современной отечественной эстетической мысли был проделан в трудах А.Ф. Лосева, А. Штекеля, А.В. Ахутина, В.В. Бибихина, Н.А. Носова, И.Г. Корсунцева, Д.В. Пивоварова.

2. Психологический подход к проблеме создания и восприятия виртуальной реальности включает научные идеи, разработанные собственно психологией, психоанализом, психотерапией и психиатрией.

В психологии особое значение имеет основанная на идеях врожденного инстинктивно-рефлексивного поведения теория цвета М. Люшера. Она дает понимание механизмов зрительного светоцветового восприятия на психологическом и физиологическом уровнях. В вопросах, связанных с ограничением зрительного и слухового восприятия, с подпороговым восприятием, с корреляцией между вниманием и восприятием наиболее существенны работы Ж. Годфруа, И.Джи. Гибсона, Р.Ди. Уолка, И.С.Черри, Д.И. Броандбента.

Воображение, творчество и их эмоциональная связь рассматриваются, в частности, в работах Т. Рибо, J1.C. Выготского, Дж.П. Гилфорда, Ф. Баррона, М. Фергюсона.

Для разработки обозначенной проблемы оказались востребованы идеи классического психоанализа 3. Фрейда, психоанализа Ж. Лакана, а также глубинной психологии и группового психоанализа К.Г. Юнга и его современных интерпретаторов Р. Дезолье и X. Лёйнера, изучающих вопросы направленного фантазирования и направленного аффективного воображения. Современные психоаналитические интерпретации производятся с учетом поправок Ч. Райкрофта, Дж. Сандлера и P.P. Гринсона.

Психиатрическая трактовка проблематики восприятия виртуальной реальности содержится в работах Г.И. Каплана и Б.Дж. Сэдока.

Актуальным психологическим проблемам, обусловленным воздействием компьютерной среды на человека, уделено особое внимание в практических разработках кафедры психиатрии, психотерапии и неврологии факультета последипломного образования Крымского медицинского университета, проводимых под руководством В.П. Самохвалова, а также в трудах московской школы виртуалистики и виртуальной психологии, возглавляемой Н.А. Носовым.

3. Ощутимым прорывом в понимании процесса восприятия интерактивной виртуальной реальности в компьютерном творчестве, как специфической знаковой системе, послужили работы по лингвистике и семиотике. В частности, существенную роль сыграли работы Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, К. Леви-Стросса, Р. Якобсона, Р. Барта, Ю.М. Лотмана, Л.Н. Столовича.

4. Технический подход в изучении виртуальной реальности берет свое начало в классической механике XVII века, где «виртуальность» использовалось как обозначение математического эксперимента, не стесненного реальностью, ограничениями и внешними связями.

В XX веке он нашел развитие в трудах по теории информации, математической статистике и кибернетическому моделированию К. Шеннона, Н. Винера, У.Р. Эшби, М. Бензе, М. Шапиро, Г. Мак-Уитни, Н.И. Крюковского. В настоящее время можно говорить о компьютерно-техническом подходе в изучении виртуальной реальности в трудах Дж. Н. Латта, Д. Дж. Оберга, М. Гебеля, С.В. Клименко, B.C. Бабенко, Н.Б. Маньковской, Р.Ф. Абдеева, Л.В. Скворцова, Д.В. Иванова.

5. Комплексный подход базируется на постклассических эстетико-философских идеях М. Хайдеггера, Т.В. Адорно, Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, Р. Барта; воззрениях Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ж. Делеза; современной гуманитарной картине мира Ю. Кристевой, С. Жижека, А. Коклен, И. Хассана, П. Вайбеля. Комплексный тип исследования наиболее адекватно «приспособлен» для анализа особенностей восприятия нового эстетического пространства - интерактивной виртуальной реальности, созданной с помощью компьютерных технологий.

Существенное значение для анализа проблемы интерактивной виртуальной реальности в компьютерном творчестве в диссертации имеют эстетико-философские и культурологические труды российских (М.М. Бахтин, К.С. Станиславский, М.С. Каган, П.И. Румянцев) и зарубежных (Г. Маркузе, М. Вебер, А. Арто, Э. Тоффлер, А. Бюль, А. Крокер, М. Вэйнстейн, М. Паэтау) авторов.

В диссертационной работе применяются системный метод (определяется место интерактивной виртуальной реальности в современной культуре постмодерна), дедуктивный метод (рассматриваются сложившиеся в историко-философском контексте общие положения о виртуальной реальности, выделяются ее современные значения, из которых выводятся конкретные типы виртуальной реальности в компьютерном творчестве), герменевтический и компаративистский методы (феномены виртуальной реальности рассматриваются, исходя из условий восприятия и интерпретации).

В процессе исследования особенностей восприятия компьютерных означающих автор синтезировал опыт классической (Аристотель, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) и постмодернистской (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр) эстетики, концепций теории знаковых систем (Ф. де Соссюр, Ч. Пирс), теории коннотации (Р. Барт) и феноменологической онтологии (Ж.-П. Сартр).

За время работы над диссертацией были установлены контакты с центрами, на практике занимающимися проблематикой виртуальной реальности в компьютерном творчестве. В число таких центров вошли Центр Искусства и Медиатехнологий г. Карлсруэ, Центр Электронного Искусства г. Линца, SFMO-MA г. Сан-Франциско, Академический центр компьютерной музыки г. Пиза, Институт Медиа-искусств г. Монтевидео, Отдел новых тенденций Государственного Русского Музея г. Санкт-Петербурга, Музей сновидений имени Зигмунда Фрейда г. Санкт-Петербурга. Автором диссертационного исследования были изучены материалы за период с 1997 по 2002 г.г. по Guggenheim Museum (г. Берлин), Stedelijk Museum (г. Амстердам), Centre Georges Pompidou (г. Париж), ЦВЗ Манеж (г. Санкт-Петербург), МАК-Galerie (г. Вена), Академии Изящных искусств (г. Санкт-Петербург), «Е-Werk» (г. Берлин). Рассмотрены и изучены работы фестивалей «Ars Electronica» (Вена - Нью-Йорк), бьеннале современного искусства (г. Венеция), «Современное искусство — 2000» (г. Тайбэй), «Информатика в жизни США - 1987» (г. Ленинград) и другие.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена и подвергнута эстетическо-философскому анализу эстетическая составляющая восприятия виртуальной реальности интерактивного компьютерного творчества.

В эстетическом аспекте рассмотрена проблема компьютерных означающих, что создает основание для легитимации феномена компьютерных означающих в эстетике.

Эстетически осмыслен ряд новых понятий («компьютерные означающие», симулякр интерактивной виртуальной реальности - «ИВР-симулякр»), важных не только для изучения частной проблемы восприятия виртуальной реальности в интерактивном компьютерном творчестве, но и для изучения компьютерного творчества в целом.

Компьютерные означающие рассмотрены как интенции актов сознания на языке теории знаковых систем.

Научно-практическая значимость диссертации определяется самим систематическим изучением компьютерной интерактивной виртуальной реальности в эстетическом аспекте. Во-первых, выявленные механизмы восприятия компьютерной интерактивной виртуальной реальности могут оказаться полезными в областях психологии и психоанализа для лечения неврозов и состояний дезадаптации, вызванных контактом человека с компьютерной техникой. Во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в эстетически выверенной организации виртуального пространства современных информационных сетей. В-третьих, материалы диссертации могут послужить основой курса лекций и семинаров «Компьютерное творчество в контексте современной культуры». Результаты исследования уже использовались автором на студенческих и аспирантских семинарах в РГПУ им. Герцена.

Основными положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается типология компьютерной виртуальной реальности, включающей статичную, динамичную, управляемую и интерактивную виртуальные реальности.

Интерактивная виртуальная реальность отсутствует в кинематографе и в компьютерной игре и обнаруживает себя во время интерактивного компьютерного творчества. Управление интерактивной виртуальной реальностью осуществляется из нескольких центров, подключенных к единой сети.

2. В интерактивной виртуальной реальности эстетическому восприятию доступен лишь неструктурированный поток компьютерных означающих.

3. Интерактивная виртуальная реальность обладает свойствами интерактивности и спонтанности и способностью к вовлечению.

4. Характерная особенность эстетического восприятия интерактивной виртуальной реальности заключена в повышенной способности к вовлечению, где различие между восприятием и воображением стирается.

Основные положения и выводы настоящей диссертации нашли отражение в выступлениях, докладах, сообщениях на международных и региональных конференциях по проблемам философии, социологии, культурологии, психологии и психоанализа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическая легитимация компьютерных означающих"

Заключение.

В диссертационном иследовании «Эстетическая легитимация компьютерных означающих» была выполнена основная цель работы: как новое эстетическое пространство исследована интерактивная виртуальная реальность. Компьютерные означающие, в итоге, легитимировали за собой место эстетического в интерактивной виртуальной реальности. Легитимация состоялась в качестве научного дискурса.

Поставленные перед автором диссертационные задачи были выполнены. Результаты об их выполнении зафиксированы в выводах каждого из параграфов и в конце каждой главы.

Идеи работы были апробированы в рамках научных конференций и отражены в авторских работах:

1. Ильин К. Влияние современной техники. «Искусственный выход» // Тезисы докладов и сообщений Российской Межрегиональной студенческой конференции «Молодежь и нравственное здоровье общества: проблемы выживания и развития». - СПб.: Информационно-издательский центр Администрации Санкт-Петербурга, 1997. - С. 119 -124.

2. Ильин К. Эстетическая легитимность нойзовых произведений. // Материалы научной конференции «Эстетика сегодня: состояние, перспективы». - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 1999. - С. 35 -37.

3. Ильин К.В. Подросток постиндустриальной эпохи. Виртуальные игры, творчество и новые проблемы. // Философия детства и творчества. Тезисы докладов и сообщений VII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - С. 320-326.

4. Ильин К.В. Свобода и тоталитарность «Виртуального города». // Виртуальное пространство культуры. 11-13 апреля 2000 г. Материалы научной конференции. - СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000.-С. 16-17.

5. Ильин К. Заря электронной эры. // Art Electronics, № 4 (5), 2001. - С. 112-113.

6. Ильин К. Manuel Gottsching - «первая скрипка» в электронном оркестре. // Art Electronics, № 2 (7), 2002. - С. 100-101.

7. Ильин К. «Tangerine Dream» (1967 - 1971): берлинская электронная легенда. // Art Electronics, № 3 (8), 2002. - С. 116-117.

8. Ильин К.В. Компьютер и старость. // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 61-63.

9. Ильин К.В. Агрессия в компьютерной виртуальной реальности. // Материалы научной конференции «Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты». - СПб.: Институт биологии и психологии человека, СПбГУ, 2003. В печати.

10. Ильин К. Рельеф современного кризиса в средствах массовой информации // Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 270.

11. Ильин К. Bad Sector. Поврежденные зоны современной цивилизации. // Art Electronics, №1 (10), 2003. - С. 122-123.

12. Ильин К. Юлия Страусова: от тел к бестелесному (опыт цифрового творчества) // Art Electronics, №2 (11), 2003. - С. 116-119.

Помещение феномена компьютерных означающих в поле современной эстетики и раскрытие принципов эстетического восприятия интерактивной виртуальной реальности - шаг, необходимый для дальнейшего изучения проблемы в искусствоведении, культурологии, психологии, психоанализе и психотерапии.

 

Список научной литературыИльин, Константин Валерьевич, диссертация по теме "Эстетика"

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., ВЛАДОС, 1994. -336 с.

2. Адорно Т. В. Философия новой музыки. Пер. с нем. Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.

3. Адорно Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. - (Философия искусства). - 527 с.

4. Аквинский, Фома. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т.1, ч. 2., М., 1969.

5. Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. 1980. № 10.-с. 99- 109.

6. Аристотель. Метафизика. Пер. и прим. А.В. Кубицкого., М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 348 с.

7. Аристотель. Метафизика. О душе / Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. Ред.: В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. - 550 с.

8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. - 1392 с.

9. Арто А. Театр и его двойник. Пер. с фр. и коммент. С. Исаева. М.: Мартис, 1993.

10. Ахутин А.В История принципов физического эксперимента (от античности до XVIII). М.: Наука, 1976.

11. Бабенко B.C. Размышления о виртуальной реальности // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. Приложение 3 к вестнику "Аномалия". М.: ИТАР-ТАСС - Ассоциация "Экология Непознанного", 1996.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 616 с.

13. Барт P. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г .К. Косикова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-232 с.

14. Басин М. А., Шилович И. И. Синергетика и INTERNET. Путь к SYNERGONET. СПб., Наука, 1999. - 71 е., ил. 7.

15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Текст подгот. Г.С. Бернштейн и А.В. Дерюгина. Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.- 423 с.

16. Бензе М. Введение в информационную эстетику. / Семиотика и искусствометрия. Культура как система. Искусство и моделирование. Исследования эстетического восприятия. М.: Мир, 1972. с. 198 - 215.

17. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

18. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Вступ. ст., сост., подг. текста JI.B. Полякова. М.: Правда, 1989. - 607 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Сборник/ Вступ. ст. А.Г. Мысливченко. М.: Республика, 1994. - 479 с

20. Беркли Дж. Сочинения. Сост., общ. Ред. и вступит. Статья И. С. Нарского. -М.: Мысль, 2000. 560 с. - (Классическая философская мысль).t

21. Бодрийяр Ж. Система вещей / Перев. с фр. С.Н. Зенкин. М., Рудомино, 1999.- 222 с.

22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Пер. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. -М.: Добросвет, 2000. 387 с.

23. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Вологда. Науч. библ. вологод. Обл. У., 1999.-128 с.

24. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001. - 219 с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.

26. Бубер М. Я и Ты. Пер. с нем. / Послесл. П.С. Гуревича. М.: Высш.шк., 1993. -173 с.

27. Вартазарян С. Р. От знака к образу. Ереван: АН Арм.ССР, 1973. - 200 с.

28. Вайбель П. Возможности и условия существования искусства в будущем. Пер. А. Шибаровой // Media Art Fest 2000. Сборник статей. СПб.: Новый мир искусства. Концерт, 2000. - с.с. 6-10.

29. Вайбель П. К истории и эстетике цифрового изображения. Пер. М. Райскина // Media Art Fest 2000. Сборник статей. СПб.: Новый мир искусства. Концерт, 2000.-с.с. 11-21.

30. Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии восприятия. Пер. А. Шибаровой, В. Каплуна // Media Art Fest 2000. Сборник статей. СПб.: Новый мир искусства. Концерт, 2000. - с.с. 22-27.

31. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с. (Лики культуры).

32. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: МИФРИЛ, 1994. - 427 е., ил. (Классика искусствознания).

33. Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. Е.Г. Панфилова. Общ. ред. и предисл. Э.Я. Кольмана. М.: Изд. иностр. лит., 1958. - 200 с.

34. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. Пер. с англ. В. Руднева. -М.: ДИК, 1999.-91 с.

35. Витгенштейн Л. Философские работы. Пер. с нем./ Сост. И вступит, коммент. Козловой М.С. М.: Гнозис, 1994. - 4.1. - 4.2.

36. Волкова Е. В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 288 с.

37. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

38. Галеев Б. М. Компьютеры и искусство: мифы и реальность // Перспективы развития современного общества. Часть 1 (мат. научн. конф.). Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2000, с. 142-154.

39. Гебель М., Клименко С.В. Научная визуализация в виртуальном окружении // Программирование. №4,1994, с. 29 46.

40. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия Философских наук. Пер. Е.П. Ситковского. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975. - 452 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия Философских наук. Отв. ред. и пер. Е.П. Ситковский Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

42. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Пер. М.: Искусство, 1973. - 676 с.

43. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000. - 348 с.

44. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000.-316 с.

45. Голосовкер Я. Э. Засекреченный секрет: Философская проза. Томск: Водолей, 1998.-224 с.

46. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1.: М.: Мир, 1992. 496 е.

47. Годфруа Ж. Что такое психология. Т 2.: М.: Мир, 1992. 376 с.

48. Грязнов А. Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет. // Вопросы философии. № 9. М.: Ин-тут фил. РАН. Наука, 1997. - с.с. 82 -95.

49. Гуревич П. С. А волны все плещут. (Новая конфинурация будущего). Предисловие к русскому изданию Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. -784 с.

50. Давыдов Ю. Н. Патологичность «состояния постмодерна» // Социологические исследования. № 11. М.: Наука, 2001. - с.с. 3 -12.

51. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Под ред. И.А. Бодуэна де Кутенэ, М.: Прогресс. Универс, 1994.

52. Дезолье Р. Направленное фантазирование: Сост. и пер. с нем. JI.A. Хегай / К. Г. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 1. М.: ЧеРо, 1996. - 248 с.

53. Делез Ж. Логика смысла. М., Издательский Центр «Академия», 1995. - 299 с.

54. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт человеческой природы по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 480 с.

55. Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. И послесл. С.Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.- 288 с.

56. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. -СПб., Алетейя, 1999. 208 с.

57. Деррида Ж. Письмо и различие. Пер. с фр., Под ред. В. Лапицкого. СПб., Академический проект, 2000. - 432 с.

58. Долгов К. М. Эстетика Ж.-П. Сартра. М.: Знание, 1990. - 63 с. (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 3/1990).

59. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. / Пер. с англ. В. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.

60. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального / Пер. с англ. А. Смирного.- М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. 160 с.

61. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1988. -184 с.

62. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 284с.

63. Ильин И. П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.

64. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетики. Изд. 2. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та., 1972.

65. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

66. Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб.: Ut, 1996. - 232 с.

67. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

68. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. - 205с.

69. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994. -591, 1. с.

70. Кант И. Критика способности суждения. Пер. с нем. М.: Искусство, 1994. -367 с. (История эстетики в памятниках и документах).

71. Карнап Р. Философское основание физики. Введение в философию науки. Пер. с англ. Г.И. Рузавина, общ. ред. И.Б. Новика. М.: Прогресс, 1971. - 390 с.

72. Колейчук.В. Ф. Кинетизм: Авт.-сост. В.Ф. Колейчук. М.: Галарт, 1994. - 160 е.: ил. (Новое искусство. XX век)

73. Корсунцев И.Г. Проблемы виртуального в философии. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальные реальности и современный мир. -М.: Инт человека РАН, 1997. с.с. 33 - 49.

74. Крюковский Н. И. Кибернетика и законы красоты (философский очерк). Мн., Изд-во БГУ, 1977. - 256 с. с ил.

75. Кузанский, Николай. О видении бога. / Сочинения в двух томах. Перевод В.В. Бибихина.- М.: Мысль, 1980.

76. Кукаркин А. В. Буржуазное общество и культура. М., Политиздат, 1970. -416 е., с ил.

77. Ламетри Ж. О. Человек-машина / Пер. с фр. Мн., Литература, 1998. - 704 с. -(Классическая философская мысль).

78. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

79. Леви-Строс К. Структура и форма (пер. Т.В. Цивьян) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.: Наука. с.с. 9 -34.

80. Лейбниц Г. Сочинения: в 4 т. Пер. с фр. и латин./Редкол.: Б.Э. Быховский. Т.1. М.: Мысль, 1982. - 636 с.

81. Лёйнер X. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву; Семинар: Пер. с нем. М.: Эйдос, 1996. - 253 е., схемы.

82. Ленк X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. Под ред. В. С. Степина. М.: Аспект Пресс, 1996. - 183 с. (Программа «Высшее образование»). Hans Lenk. Nachdenken Uber Moderne Technik.

83. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм М.: Искусство, 1979.-815 с.

84. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I II в.в. н.э. - М., 1979.

85. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 480 с.

86. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПБ, 2001. - 704 с.

87. Макушинский (Рыбаков) А. Современный «образ мира»: действительность. // Вопросы философии. № 6. М.: Ин-тут. Фил. РАН. Наука, 2002. - с.с. 119 - 136.

88. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с. -(серия «Gallicinium»).

89. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. - 368 с.

90. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: ИСА, 1995. - 352 с.

91. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избр. Работы./ Пер. и вступ. ст. Г. Тавризян. М.: Изд-во гуманит. лит., 1995. - 215 с.

92. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 336 с.

93. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории / П. Н. Федосеев, И. Т. Флоров, В. А. Лекторский и др. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1985. - 350 с.

94. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В Л.Иноземцева). М., Academia, 1999.

95. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики) М., Политиздат, 1976. - 287 с.

96. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. - 192 с.

97. Носов Н.А. Идеи виртуальности. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальные реальности и современный мир. М.: Ин-т человека РАН, 1997. -с.с. 7 - 32.

98. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. - 430 1.с. (XX век плюс: Междисциплинарные исследования). - (Труды лабораторной виртуалистики; вып. 6).

99. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов. 4-е изд-е, доп. М.: РАН. Институт русского языка им. Виноградова., Азбуковник, 2002. - 944 С.

100. Пивоваров Д.В. Виртуальное, виртуал, виртуальная реальность. / Современный философский словарь. Под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. И доп. - L., F-am-M., P., Lx., М., Мн.: Панпринт. -С.с. 139-141.

101. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1999. 528 с.

102. Политология. Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост.: Ю.М. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. - 431 с.

103. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с.

104. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.

105. Рибо. Т. Болезни личности. Опыт исследования. М., 2001. - 294 с.

106. Россман В. Деконструкция деконструкции: метафизика присутствия в лучах звезды Давида. // Вопросы философии. № 10. М.: Ин-тут фил. РАН, Наука. -с.с. 119-136.

107. Румянцев П.И. Станиславский и опера. М.: Искусство, 1969.

108. Рэнсом Д. К. Новая критика. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. М.: МГУ, 1987. - с.с. 177 - 193.

109. Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001.-288 с.

110. Самохвалов В. П. Психический мир будущего. Симферополь: КИТ, 1998. -400 е.; ил. - (Тайны поведения человека).

111. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм: Пер.: А.А. Санина / Сумерки Богов. Сост. и общ. ред. А. Яковлева- М.: Политиздат, 1990. - 398 с. -(Библиотека атеистической литературы).

112. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Жан Поль Сартр Пер. с фр. и предисл. В.И. Колядко; Примеч. В.И. Колядко, Р.К. Медведевой. М.: Республика, 2000. - 638 с. (Мыслители XX века).

113. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. -СПб.: Наука, 2001. 319 с. (Серия «Французская библиотека»).

114. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988.-248 с.

115. Скворцов JI. В. Информационная культура и цельное знание. М., ИНИОН РАН, 2001.-288 с.

116. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 с.

117. Соссюр Ф де. Труды по языкознанию: Пер. с фр. под ред. А.А. Холодовича. -М.: Прогресс, 1977. 696 с.

118. Соссюр Ф де. Заметки по общей лингвистике: Пер. с фр./Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Н.А. Слюсаревой. М.: Прогресс, 2001. - 280 с.

119. Спиноза Б. Трактаты. Ред. Н.И. Калашникова. М.: Мысль, 1998. - 446 с.

120. Станиславский К.С. Собр. соч. В 8-и т. Т.2: Работа актера над собой. М.: Искусство, 1954.

121. Столович JI.H. О взаимоотношениях аспектов и функций искусства. / Ученые записки Тартуского университета. Труды по философии. Т. XV. Тарту, 1971.

122. Столович Jl. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. -М.: Республика, 1994. 464 с.

123. Столович JL Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб. - Тарту, 1999. - 384 с.

124. Структурализм: «за» и «против». Сб. ст. под ред. Е. Я. Басина., М. Я. Полякова. М., 1975.

125. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев-М., 1999.

126. Тоффлер А. Футурошок / Перев. с англ. СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

127. Тоффлер Э. Третья волна / Перев. с англ. М.: ACT, 1999. - 784 с. (Классическая философская мысль).

128. Туркина О., Мазин В. Критика: лов перелетных означающих // Кабинет. Картины Мира. А. СПб., Инапресс, 1998. - с.с. 8-13.

129. Туркина О., Мазин В. Голем со-знания 3. Смена сцены представления: от театра к виртуальной реальности // Кабинет. Картины Мира. А. СПб., Инапресс, 1998.-с.с. 188-204.

130. Уваров Л.В. Образ, символ, знак (Анализ современного гносеологического символизма). Мн.: Наука и техника, 1967. - 120 с.

131. Фридлер Макс. Об искусстве и знаточестве / Пер. с нем. М. Ю. Кореневой под ред. А.Г. Наследникова. СПб.: Андрей Наследников, 2001. - 205 с.

132. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. / Авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. М., Республика, 1994. - 447 е.: ил. - (Мыслители XX века).

133. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. - 448 с.

134. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - 377 с.

135. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. М., Республика, 1993.-447 с. - (Мыслители XX в.)

136. Холодович А. А. О «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра. / Соссюр Ф де. Труды по языкознанию: Пер. с фр. под ред. А.А. Холодовича. -М.: Прогресс, 1977. 696 с.

137. Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. № 6,1997.

138. Храпченко М. Б. Природа эстетического знака // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1986. с.с. 7 - 41.

139. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа // Вопросы литературы, 1980,№12.-с.с. 146- 189.

140. Шеллинг Ф.В. Сочинения / Пер. с нем. М.И. Левиной, А.В. Михайлова. М.: Мысль, 1998.-1664 с.

141. Шеннон К. Работы по теории информации. М.: Изд-во иностр. лит., 1966.

142. Штекель А. История средневековой философии. М., 1912, СПб, 1996.

143. Щедрина Г. К. Художественная культура и эстетика. СПб., ТО Ступени, 1999.- 184 с.

144. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Под ред. В.А. Успенского. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959. - 432 с.

145. Эшби У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Пер. с англ. Ю.И. Лашкевича. Под ред. П.К. Анохина. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. - 398 с.

146. Юнг К. Г. Психология и литература / Психоанализ и искусство. Пер. с англ. М., REFL-book, К., Ваклер, 1996, 304 с.

147. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983. с.с. 102-117.

148. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-с.с. 462-482.

149. Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 456 с.

150. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1984. 137 с.

151. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители XX века).

152. Benjamin W. Gesammelte Schriften. Frankfurt, a. т., 1972-1989, Bd. 1, S. 471508; русский перевод: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М., 1996.

153. Blumenberg, Hans. The Legitimacy of the Modern Age., Cambridge, 1983. 184 p.

154. Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majorities or The End of the Social and other essays. New York: Seabury, 1983.

155. Baudrillard J. The Transparency Of Evil. Essays on Extreme Phenomena. London, 1993.

156. Becker В., Paetau M. Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwishen Fragmentierung ung Globalisierung. Frankfurt a. M., 1997.

157. Broadbent D.E. Perception and communication. London.: Pergamon Press, 1958.

158. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Okonomic, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997.

159. Cherry E.C. Some Experiments on the Recognition of Speech with One and the Two Ears. // Journal of the Acoustical of Society of America. 1953. Num. 25, p.p. 975-979.

160. Dews P. The Limits Of Disenchantment: essays on contemporary European philosophy. Verso. London, New York., 1995, p.300.

161. Druckrey Т., editor. Electronic Culture: Technology & Visual Representation. New York: Aperture, 1997.

162. Essential McLuhan. Edited by Eric McLuhan and Frank Zingrone. London: Routledge. 1997.

163. Fokkema D.W. The semantic and syntactic organization of postmodernist text. // Approaching postmodernism. / Ed. By Fokkema D.W., Bertens H. Amsterdam, Philadelphia, 1986.-pp. 81-98.

164. Freud S. Five lectures on psycho-analysis. // Standart Edition, 11. London.: Hogarth Press. Рус. пер.: О психоанализе // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - С. 346-381.

165. Gibson E.J., Walk R.D. The visual Cliff// Scientific American, 1969, Num. 202, p. 2-9.

166. Gombrich E. H. Standarts of Truth: The Arrested Image and the Moving Eye // Critical Inquiry. Winter 1980, Vol. 7, Num. 2, p.p. 237 274.

167. Halliburton D. Poetic Thinking: An Approach to Heidegger. Chicago, 1981. -XII, 235p.

168. Hassan I. Culture, Indeterminacy, and Immanence: Margins of the (Postmodern) Age // Humanities in Society. Vol. 1. - 1978. - P. 51 - 85.

169. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality. N-Y: Oxford. 1993.

170. Hulten P. Вступительная статья // Le Territoire de 1' Art. "Исследование живописной культуры как формы поведения художника" Institut des Hautes en Arts Plastiques, Paris / Musee Russe, Leningrad, 1990, c.c. 4-5.

171. Innis H. The Bias of Communication. Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press. 1995.

172. Kittler F. Literature. Media. Information Systems. Amsterdam OPA. 1997.

173. Kristeva J. Desire in Language: A Semiotic approach to Literature and Art. N.Y., 1980.-336 p.

174. Kristeva J. Le texte du roman. P., 1970. - 209 p.

175. Kroker A., Weinstein M. Data Trash. The theory of the virtual class. Montreal, 1994.

176. Latta J.N. Oberg D.J. A conceptual virtual reality model // IEEE Computer Graphics and Applications. Jan., 1994. P. 23 - 29.

177. Lyotard J.-F. Response a la question: Qu'est-ce que le postmodern?// Critique. -Paris, 1982. #37/419. - pp. 357-367.

178. Lyotard Jean-Francois, The Postmodern Condition: A Report on Knowledge, (перевод с фр. Н.А. Шматко: Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна. -М. Институт экспериментальной социологии, СПб., Алетейя, 1998. 160 с. (Серия «Gallicium).

179. McLuhan, Marshall, Quentin Fiore. The Medium Is The Massage. London, 1967, p. 142.

180. McLuhan Marshall. The Gutenberg Galaxy. London: Routledge & Kegan Paul, 1962.

181. McLuhan Marshall. Understanding media. Cambridge-London: MIT Press, 1997.

182. Megil A. Prophets of extremity: Nietzsche, Heidegger, Foucault, Derrida. -Berkeley etc., 1985. XXIII, 399 p.

183. Pierce C.S., Speculative Grammar, Collected Pepars, II, Harward Univ. Press, Cambridge, Mass., 1932, p. 129.

184. Pollack B. How Can You Think About Making Art at a Time Like This? -ARTnews L.L.C., 2001.

185. Ricoeur P. The Metaphorical Process as Cognition, Imagination and Feeling // Critical Inquiry. Autumn 1978, Vol. 5, Num. 1. Chicago, The University of Chicago Press, 1978. pp. 143 160.

186. Snider J. Picturing Vision // Critical Inquiry. Spring 1980, Vol. 6, Num. 3. Chicago, The University of Chicago Press, 1980. pp. 499 526.

187. Spinoza. Ethics and Treatise on the Correction of the Intellect. London Vermont, Everyman, 1993, p.306.

188. Shiff R. Art and Life: A Metaphoric Relationship // Critical Inquiry. Autumn 1978, Vol. 5, Num. 1. Chicago, The University of Chicago Press, 1978. pp. 107 122.

189. Sutherland I.E. Sketchpad: A Man-Machine Graphical Communication System. Conference-Proceedings, Spring Joint Computer Conference, AFIPS. 1963.

190. Textual strategies: Perspectives in post-structuralist criticism. / Ed. With an introd. by Harari J.V. London., 1980 - 475 p.

191. Virilio Paul. The Information Bomb. London-N-Y: Verso, 2000.

192. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim, 1987. - 344 p.

193. Zizek, Slavoj. The Indivisible Remainder. An Essay On Schelling & Related Matters. London New York, Verso, 1996, p.248.