автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Этика Хосе Луиса Л. Арангурена

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Николаева, Юлия Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика Хосе Луиса Л. Арангурена'

Текст диссертации на тему "Этика Хосе Луиса Л. Арангурена"

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

На правах рукописи

Николаева Юлия Дмитриевна

ЭТИКА ХОСЕ ЛУИСА Л. АРАНГУРЕНА

Специальность 09.00.03 - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Руткевич А.М.

Москва, 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................4

Глава 1. ФИЛОСОФСКИЙ ПУТЬ ХОСЕ ЛУИСА ЛОПЕСА АРАНГУРЕНА

§1.Биографический очерк.

Основные даты жизни.......................11

§2.Начало философского пути.

"Ангелология" д'Орса и интеллектуализм

Арангурена................................21

§3.Экзистенциализм и перфекционизм Ортеги-и-Гассета в этических постулатах Арангурена........ . ............33

Глава 2. ЭТИКА И МОРАЛЬ В ФИЛОСОФИИ X.Л.АРАНГУРЕНА

§1.Понятие зтики и морали. Мораль структурная

и мораль содержательная...................4 6

§2.Формализм в этике.........................63

§3.Проблема соотношения морали и свободы.....80

Глава. 3. ЭТИКА КАК "ПУТЬ К БЛАГУ"

§1. Проблема отношения "человек-благо"........99

§2. Различные интерпретации блага............110

Глава 4. НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ЭТИКИ АРАНГУРЕНА................................134

§1.Марксизм и идея справедливости...........136

§2.Ницшеанство и религиозные

истоки аморализма........................145

§3.Фрейдизм и "новые левые".................154

§4.Этика и философия феминизма..............165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................181

БИБЛИОГРАФИЯ................................184

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Хосе Луис Лопес Арангурен (1909-1996) - один из самых видных представителей современной испанской философии, популяризатор философской и социальной зтики - широко известен у себя на родине, в Европе, в США, в странах Латинской Америки.

Разрабатываемая им в течение нескольких десятилетий проблема соотношения зтики долга и этики счастья (восходящая к этике Аристотеля и Фомы Аквинского) на современном этапе представляет огромный интерес для философской этики в целом.

Свою апологетику «этики счастья» испанский философ основывает на последовательной критике этического формализма (прежде всего - кантианского), а также - на системном анализе и обобщении классической (аристотелевской) этики, неосхоластики и «новых философий» (к которым он относит прежде всего марксизм, ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философию феминизма) . Отталкиваясь от этих оснований, Хосе Луис Лопес Арангурен выводит научную этику на практический уровень. Продолжая аристотелевскую линию сопоставления этики и политики, испанский философ выстраивает достаточно четкую систему доказательств их

взаимозависимости.

Эти законы наиболее подробно описаны в двух основных работах испанского философа, посвященных вопросам этики - «Этика», «Этика счастья и иные языки», где дается представление и о структуре зтики, и о ее

содержательных аспектах; там же анализируются понятия «позитивного», «негативного» и «индифферентного» в этике и рассматривается значение основных этических идеалов - счастья, справедливости и свободы - как для этики в целом, так и для конкретных философско-этических систем. Подобный взгляд на этику особенно актуален в наше время - когда представления о вневременности или безусловности этических норм переживают кризис, вытесняясь представлениями о множественности, вариативности и искусственности

этических и моральных установок.

В данном аспекте особенный интерес может представлять предлагаемый Арангуреном анализ

соотношения философских понятий «благо» и «счастье» в различных этических системах. Проблема их

отождествления или противопоставления до сих пор не получила должного развития в исследованиях современных философов.

Актуальным в эпоху идейного и религиозного кризиса представляется также разрабатываемый Арангуреном религиозно-этический подход к политическим и социальным проблемам, его убежденность в метафизической обусловленности этических законов и в их высокой значимости для поддержания стабильности политических систем.

Нелогичным представляется тот факт, что творчество Хосе Луиса Лопеса Арангурена практически не известно в России. Его политическая этика во многом опирается на глубокий структурный анализ марксизма и таких его социо-политических разновидностей как ленинизм, сталинизм, маоизм. Несомненный интерес могла бы представлять разработанная X.Л.Арангуреном проблема

«синтезирования» католицизма и марксизма. Его исследования этических аспектов тоталитарных правлений и тоталитарных философий также могли бы вызвать несомненный интерес у российского читателя постсоветской эпохи.

На данный момент наиболее актуальной в творчестве Арангурена представляется проблема соотношения религиозной и атеистической этики, политики и религии, этики и политики на современном этапе.

Творчество Хосе Луиса Лопеса Арангурена может представлять интерес не только для специалистов по испанской философии, но и для исследователей социальной этики и современной этики в целом, для исследователей современной религиозной философии.

Степень разработанности проблемы. В России творчество испанского философа Хосе Луиса Лопеса Арангурена практически не изучено. Его произведения никогда не переводились на русский язык (хотя были переведены на французский, итальянский, португальский,, английский, немецкий, шведский, голландский, датский и японский), не цитировались в обзорах испанской философии рядом с произведениями, например, Ортеги-и-Гассета, Субири, Унамуно. Его имя даже не упоминается в философских словарях и справочниках. Тогда как в Испании и в других (в основном - в католических) странах Европы творчество Арангурена привлекло к себе пристальное внимание исследователей вскоре после выхода в свет его первых философских работ («Философия Эухенио д'Орса» и «Католицизм и протестантизм как формы бытия»).

На первых этапах творчества Арангурена его философские идеи исследовались в сопоставлении с

учениями других представителей испанской философской мысли. Впервые арангуренианство представлено как новое философское течение в книге Алонсо Муньоса «Важнейшие направления современной философской мысли» , где творчеству Арангурена посвящена целая глава. Книга вышла в 195 9 году. В 1967 выходит исследование Элио Карпинтеро «Пять испанских авантюр»2, где Хосе Луис Арангурен представлен в ряду пяти самых интересных, самых популярных к тому времени представителей современной испанской философии.

В семидесятых годах в Испании и Франции начинают выходить ' в свет уже монографии, посвященные исключительно творчеству Хосе Луиса Лопеса Арангурена, прежде всего - его этике.

Следует отметить, что большинство работ, посвященных арангуренианству, вышли в свет еще при жизни философа (около 20 монографий, а также обзоры, статьи и разделы в энциклопедиях и философских словарях).

После смерти Арангурена (в 1996 году) произошел естественный всплеск статей-воспоминаний, посвященных его жизни и творчеству. Из более или менее крупных работ этого периода следует отметить исследование Кристины Эрмиды дель Льяно «Арангурен (1909-1996) >>3 .

Таким образом видится целесообразным, чтобы философ, столь широко известный как у себя на родине,

1 Muños Alonso. Las grandes corrientes del pensamiento contemporáneo», Madrid, 1959

2

Carpintero Helio. Cinco aventuras españolas», Madrid, 1967

3 Hermida del Llano C. Aranguren (1909-1996), Madrid, 1997

так и в Европе, и в мире в целом, был представлен российскому читателю если не через русский перевод первоисточника, то хотя бы посредством обзорного исследования его работ.

Цель и задачи исследования. Данная работа является попыткой предложить российскому читателю более или менее полный обзор арангуренианской этики - одного из основных направлений творчества испанского философа. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

^составить логико-хронологическое описание жизни и творчества Хосе Луиса Лопеса Арангурена;

^проследить линии взаимовлияния Арангурена и других представителей современной испанской философии;

*сформулировать основные понятия и законы арангуренианской зтики, сопоставив их с аналогичными понятиями других этико-философских систем (прежде всего аристотелизма, неотомизма, кантианства и так называемых «новых философий»);

^представить обоснованность критики этического формализма с точки зрения арангуренианства;

^исследовать антагонизм этики счастья и этики долга (в том числе - в аспекте соотношения свободы и морали);

^выявить взаимосвязь этики, политики и религии в творчестве Х.Л.Арангурена.

Научная новизна диссертации очевидна, поскольку сама по себе данная работа является первым представлением испанского ученого российской аудитории.

Соответственно предлагается ряд новых направлений в исследовании испанской философии, а также в развитии некоторых этико-философских проблем (как, например, проблема соотношения счастья и долга, свободы и морали,

формального и материального, личностного и социального и т.п.)

В работе рассматривается один из наиболее оригинальных опытов схематизации и детализации представлений о структуре морали и ее содержании; дается обобщающий анализ существующих философских представлений о «благе», а также детально исследуется проблема отношения человека к благу (по версии X.Л.Л.Арангурена).

Анализируются с точки зрения этики основные идеологические течения XX века (в контексте этого анализа затрагивается проблема «тоталитарного мышления» и «классовой этики»).

В данной диссертации творчество X.Л.Арангурена рассматривается как одна из первых и наиболее смелых попыток решения проблемы тендерного равенства и тендерной унификации этических норм с точки зрения представителя классической католической философии.

Методологическая основа диссертации. При написании работы использовались сравнительно-исторический и

герменевтический анализ текстов Х.Л.Л.Арангурена в сопоставлении с текстами Аристотеля, Канта, Шелера, Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера, д'Орса, Ортеги, Субири, Фрейда, Ницше, Сартра и ряда современных исследователей философской этики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Первая глава дает логическое и хронологическое представление о жизни и творчестве Хосе Луиса Лопеса Арангурена; позволяет проследить траекторию развития

арангуренианства как самостоятельного направления в философской этике.

Вторая посвящена основным терминам, понятиям и законам его этической системы в сравнении с аналогичными терминами, понятиями и законам других этико-философских систем, а также проблеме формализма в этике. В третьей главе анализируется философский феномен счастья и/или блага; рассматриваются предложенные Арангуреном варианты отношения человека к благу; очерчивается круг проблем, связанных с этическим предпочтением счастья или долга. Четвертая глава представляет собой исследование практических аспектов арангуренианской этики и ее взаимодействия с доминирующими идеологическими течениями в Европе XX в. В работе также затрагиваются некоторые аспекты «социальной зтики» арангуренианства, подробное исследование которой, однако, выходит за рамки поставленных в данном исследовании задач.

Глава 1. ФИЛОСОФСКИЙ ПУТЬ ХОСЕ ЛУИСА ЛОПЕСА

АРАНГУРЕНА

§1. Биографический очерк. Основные даты жизни.

Хосе Луис Лопес Арангурен родился 9 июня 1909 года в испанском городке Авила. Когда мальчику было 5 лет, умерла его мать, а 4 года спустя родственники определили его в иезуитский колледж Чамартин де ла Роса в Мадриде. В 1925 году молодой Арангурен "выходит в люди" с дипломом бакалавра богословия. Семь лет, проведенные в колледже, в изоляции от внешнего мира, без доступа к светским книгам, без соприкосновения с интеллектуальной жизнью современного испанского общества, двояко повлияли на юношу: с одной стороны, идеи Фомы Аквинского и схоластов навсегда остались составляющими этического учения Хосе Луиса Арангурена; с другой - долгожданное "интеллектуальное освобождение" привело его к чрезмерному увлечению ультрасовременными философами (Макс Шелер и Поль Людвиг Ландсберг, а затем - Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Субири и даже Рильке, Грэм Грин и французские экзистенциалисты), которые, разумеется, также оставили заметный отпечаток на всем его дальнейшем творчестве. Этим двойственным влиянием определилась и основная линия арангуренианской философии: проблема соотношения морали и религии, которая прослеживается во всех работах испанского философа, несмотря на огромное разнообразие выбираемых тем и на смену его политических и идеологических убеждений.

По большому счету, колледж определил и само жизненное призвание будущего испанского философа.

Родственники настаивали, чтобы он продолжил образование по специальности дорожного инженера, но Хосе Луис предпочел карьеру правоведа. В 1931 году он заканчивает юридический факультет Центрального мадридского университета, где иногда посещал также лекции по философии, которые и сформировали в нем окончательное увлечение предметом. Едва получив диплом юриста, он снова поступил в университет - теперь на факультет филологии и философии, где и проучился до 1936 года. За годы учебы он успел лично познакомиться с такими яркими личностями своей эпохи, как Хосе Ортега-и-Гассет, Эухенио д'Орс, Хавьер Субири, Гарсия Моренте, Менендес Пидаль и др.

Испанские биографы предпочитают умалчивать о политических убеждениях Хосе Луиса Арангурена в эпоху 30-4 0-х годов, поскольку они не лучшим образом характеризуют философа-демократа. К тому же в течение жизни его политические установки претерпели значительные изменения, не оказав (как принято считать) существенного влияния на философские взгляды. Тем не менее, мне представляется значимым тот факт, что будущий испанский философ на заре своей карьеры активно участвовал в движении фалангистов. С одной стороны эта причастность определенным образом влияла на его карьеру (поддержка режима вознаграждалась конкретными постами), с другой стороны, участие в гражданской войне косвенным образом повлияло и на формирование философских взглядов: будучи блокированным вместе с отрядом фалангистов в крепости Толедо в течение нескольких месяцев, Арангурен не имел возможности заниматься философией, поскольку доступ к книгам был весьма ограничен, а круг интеллектуального общения - очень

узок. Поэтому молодой человек увлекся религиозной практикой, которая и определила мистическую и поэтическую направленность его ранних работ.

К концу гражданской войны достаточно четко определились два основных направления его

интеллектуальной деятельности: философия и религия. Он еще не мог примирить их между собой, что привело к внутреннему противостоянию экзистенциалистских

воззрений с одной стороны и классически католических -с другой. Первая попытка объединения этих противоречий в единую философскую систему нашла отражение в его первой работе "La filosofía de Eugenio d'Ors" ("Философия Эухенио д'Орса"), опубликованной в 1945 году.

Собственно, именно с этого момента мы можем говорить об Арангурене-философе. С 1945 года до момента его смерти (в 1996 году) можно условно выделить 4 периода и 4 основных направления так называемой "траектории творчества". Сам Арангурен определял их как :

1)acción católica (деятельность католическая)

2)acción universitaria (деятельность преподавательская)

3) acción moral (деятельность моральная)

4) acción social (деятельность социальная)

Эта схема легко поддается хронологии:

1) 1945-1955. То есть с момента первой философской публикации до момента назначения заведующим кафедрой Мадридского Университета.

"Католический" период характеризуется активным изучением религиозной философии. Прежде всего

протестантизма. В этот период созданы такие произведения, как "Catolicismo у protestantismo como formas de existencia" ("Католицизм и протестантизм как формы бытия"), "El protestantismo у la moral"

("Протестантизм и мораль"), "Catolisismo día tras día" ("Католицизм - день за днем").

На этом этапе можно проследить тенденцию изменения его религиозно-философских установок: от полного неприятия любой религии, кроме католической, и любой философии помимо томизма - к экуменическим идеям.

Особого внимания заслуживает участие Арангурена в Международных католических конференциях, а также в Национальной католической конференции в Гредосе. Сам X.JI .Арангурен постоянно подчеркивал важность этих научно-религиозных дискуссий для формирования "свободного католичеств-а" (catolicismo independiente) -независимого от официальных установок и открытого для "спорных" идей других направлений христианства. Эти дискуссии, имевшие место в начале 50-х годов повлияли как на общую духовную ситуацию в стране, так и на мировоззрение самого философа.

В 1951 году Арангурен начинает готовить

докторскую диссертацию, а его соратник по фаланге, личный друг и ректор Мадридского униве�