автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Михайлова, Людмила Яковлевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ульяновск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Михайлова, Людмила Яковлевна

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В.А. Михайлов

Ульяновск

Оглавление

Введение.

Глава 1. История и методология изучения этнического сознания

1.1. Этническое сознание как междисциплинарный объект научных исследований.

1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению этнического сознания.

Глава 2. Социальное содержание этнического сознания

2.1. Диалектика этнического и социального в эволюции этнического сознания.

2.2. Специфика этнического сознания.

Глава 3. Закономерности развития этнического сознания

3.1. Коэволюция этнического и социального в генезисе этнического сознания.

3.2. Общее и особенное в эволюции этнического сознания (на примере русского этнического сознания).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Михайлова, Людмила Яковлевна

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, текущей социально-политической практикой. Активизация этнического чувства, становление этнократических организаций, сообществ, массовое развертывание националистической идеологии и национальных движений во всем мире - характернейшие черты современности.

Выдвижение национального вопроса и межэтнических проблем в эпицентр общественно-политической жизни во многих регионах мира вызвало к данной проблематике обостренный и, можно сказать, всеобщий интерес. Межэтнические проблемы являются сегодня предметом широких научных и публицистических изысканий как за рубежом, так и в России. Во многих российских научно-исследовательских институтах, общественных и государственных организациях создаются подразделения, которые в своей деятельности специализируются на изучении и решении данной проблематики.

Отечественная наука самой практикой современной жизни, характеризующейся острыми межэтническими конфликтами, поставлена перед насущной задачей всестороннего и глубокого проникновения в сущность этнического сознания, выявления общих и специфических закономерностей его развития и функционирования. Давно стали регулярными научные конференции и симпозиумы, проводятся «круглые столы», переводятся классические труды зарубежных ученых, переиздаются работы отечественных мыслителей.

Разработкой настоящей проблемы занимаются не только представители научной общественности, но и органы законодательной и исполнительной власти. В России приняты законы «Об основах государственной национальной политики», «О малочисленных народах», «О национально-культурной автономии» и т.д. В мае 2001 г. Комитет по делам национальностей провел специальные парламентские слушания (тема - «О проекте федерального закона «О русском народе»).

В постановлении № 629 от 25 августа 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)». В этом постановлении органам исполнительной власти рекомендовано принять участие в мероприятиях Программы. В качестве первого этапа реализации Программы ставится задача всесторонней разработки научно-методических основ формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма. Представляется, что разработка соответствующих программ по формированию толерантного сознания и поведения синхронизируется с проблематикой, разбираемой в данной диссертационной работе.

Степень разработанности темы. Анализ различных сторон этногенеза вообще и этнического сознания, в частности, широко представлен в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В трудах Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, М.М. Ковалевского, Н.П. Милюкова, Н.Н. Чебоксарова, Э. Смита и др. [29, 63-64, 103, 133, 207, 221, 229]' поставлен и с различных методологических позиций частично решен вопрос о природе этничности. Был выдвинут ряд фундаментальных положений об этносе как особой исторической общности людей, поставлен вопрос о стадиальном характере этногенеза, разобраны некоторые проблемы взаимообусловленности этнических феноменов и различных областей общественной жизни.

В работах П. ван ден Берге, В. Вундта, К.Д. Кавелина, К. Леви-Строса, Л.Г.Моргана, Б.Ф. Поршнева и др. [50, 96, 116, 141, 153, 222] сформулированы важные положения по вопросам сущности и структуры

1 Здесь и далее в квадратных скобках указываются источники, помещенные в списке литературы диссертационной работы. этнического сознания, определены некоторые тенденции эволюции этнического сознания. Были изучены вопросы взаимосвязи культуры и этнического сознания, выявлены политико-правовые основы этногенеза, исследованы механизмы этнической идентификации, поставлены и частично разрешены многие другие проблемы взаимосвязи этнического и социального в применении к вопросу о месте и роли этнического сознания в этногенезе.

В многочисленных трудах русских мыслителей (H.A. Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, Г.П. Флоровский, A.C. Хомяков и др. [20-21, 31-32, 79, 90-91, 119, 181, 200, 204]) и современных российских исследователей (B.JI. Калашников, К.Касьянова, Д.С. Лихачев, Н.Р. Маликова, Ю.С. Степанов и др. [97, 99, 118, 123, 144, 182]) освещены многие вопросы этнической жизни и специфического пути развития русского народа, а также особенностей русского этнического сознания.

По мере того как складывался целый комплекс самостоятельных этнологических дисциплин, соответствующая проблематика начинает разбираться в рамках этносоциологии, этнополитологии, этнопсихологии, других специальных наук. Внимание исследователей теперь концентрируется на специфических взаимозависимостях этнического и социального.

Так, в трудах Ю.В. Арутюняна, М. Бэнкса, Л.М. Дробижевой, А.Г.Здравомыслова, В.О. Ключевского, C.B. Лурье, М.О. Мнацаканяна, М.М. Соколова, A.A. Сусоколова и др. [13, 75, 78, 100-101, 120-121, 138139, 180, 184, 220] проанализированы этносоциологические аспекты разбираемой проблематики. Данные исследования направлены на раскрытие этнического своеобразия социальных процессов и одновременно призваны подчеркнуть социальную обусловленность этнического. В числе важных направлений этносоциологических исследований можно назвать изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических общностей, форм их самосохранения и идентификации.

Большое развитие получили этнопсихологические исследования, направленные на построение общезначимой модели этнической самоидентификации. В работах А.Г. Агаева, А.И. Донцова, В.В. Пименова, З.В. Сикевич, Я.В. Чеснова, ГГ. Шпета и др. [2, 71, 151, 175-176, 208-209, 212] нашли свое освещение вопросы структуры этнического сознания и проблемы этнической идентичности. Проведен широкий круг исследований, посвященных процессам восприятия своих и чужих народов, сходству и различиям этнических картин мира, их влиянию на межэтнические отношения.

Исследования H.H. Алексеева, Э. Геллнера, М. Гроха, М.Н. Руткевича, Э.В. Тадевосяна, В.А. Тишкова, Э. Хобсбаума и др. [5, 54-55, 166-167, 186, 187-189, 203, 225] посвящены этническому измерению политической жизни общества. Особый интерес здесь представляет проблематика формирования этнических интересов и ценностей, роли и места этнического сознания в структуре политического сознания. Наибольшее практическое значение в этнополитологических исследованиях имеет проблематика природы и механизмов межэтнических конфликтов, идеологии и практики национализма.

Э. Бенвенист, Ф.И. Буслаев, В. Гумбольдт, Вяч.Вс. Иванов, В.В. Колесов, А. Мейе, Л.И. Мечковская, Н.И. Толстой и др. [18, 62, 83, 104, 126, 128, 190191, 206] в своих трудах разобрали различные аспекты важной проблемы взаимодействия языка и этноса, к которой в настоящее время приковано внимание многих исследователей.

Несмотря на то что проблему этнического сознания затрагивают и разбирают самые разные этнологические дисциплины, она остается мало разработанной. Даже в отношении узкопрофильного применения понятия «этническое сознание» (в этносоциологии, этнопсихологии и т.д., не говоря уже о социально-философском аспекте), заметно негативное влияние категориальной неразработанности данного термина.

Как отмечает В.Ю. Хотинец, «на сегодняшний день в науках, изучающих этнос (в частности, этносоциологии), нет эксплицитного согласия по поводу толкования и определения этнического самосознания. Это прежде всего объясняется тем, что в различных науках имеются собственные специфические методологические принципы познания и исследования объективной реальности» [205.С.67]. Подобная категориальная амбивалентность данного понятия вовсе не безобидна, так как «содержание употребляемых в этносоциологии понятий непосредственно влияет на программу исследования, на содержание инструментария опросов и т.д.» [205.С.67]. Даже в рамках этносоциологии и других узкопрофильных этнологических дисциплин нет единого мнения в отношении категориального содержания понятия «этническое сознание», что ведет к дезинтеграции этносоциологических исследований. Еще большую степень дезинтеграции этнологических исследований можно наблюдать на междисциплинарном уровне, который требует выработки более абстрактного и более универсального понимания термина «этническое сознание».

Контент-анализ работ по анализируемой тематике показывает, что эмпирико-прикладные исследования пока явно превосходят по своему количеству и качеству труды теоретического и методологического характера. И все же общетеоретический аспект широких междисциплинарных этнологических исследований постоянно встает перед учеными. Например, C.B. Лурье, которая в своих работах анализирует многие аспекты этнологической проблематики, следующим образом суммирует наиболее важные и спорные моменты ведущих подходов к проблеме этничности:

1. Насколько тесно происхождение этничности можно увязывать с процессами борьбы в обществе?.

2. Следует ли понимать этничность как существенную, исконную (примордиальную) характеристику или как инструментальную характеристику, т.е. такую, которой индивид может манипулировать в зависимости от своей выгоды (понимаемой в сколь угодно широком смысле)?.

3. Является ли этничность индивидуальной или групповой характеристикой? Точнее сказать, кто носитель этничности: индивид. или группа?.

4. При определении этничности следует делать акцент на наличии общего культурного основания., на поведенческих характеристиках. или на самоприписывании?.

5. Что такое этническая граница? Возможно ли описать ее?» [121.С. 106].

Таким образом, к настоящему времени в отдельных науках, изучающих этногенез с самых разных сторон, накоплен достаточный опыт составления и обработки узкодисциплинарного материала, однако степень корреляции данных, полученных в этнополитологии, этносоциологии, этнопсихологии и других смежных научных дисциплинах, остается крайне незначительной, а методология и методика этой корреляции до сих пор практически не разработана.

Среди различных аспектов разбираемой темы исследования наибольшее значение имеет вопрос о природе и специфике этнического сознания, так как от его решения зависит построение общей теории этногенеза. При этом главной является проблема выявления причинно-следственных и функциональных связей этнического и социального в эволюции этнического сознания, которая и явилась основным предметом настоящего исследования.

Цель и задачи работы. Цель исследования - раскрыть социальное содержание этнического сознания и эксплицировать общие закономерности его исторической эволюции.

Для реализации данной цели в диссертации поставлены следующие задачи: выявить возможности различных теоретико-методологических подходов к анализу этнического сознания;

- раскрыть специфику этнического сознания;

- выявить коэволюцию этнического и социального;

-дать характеристику закономерностей развертывания этнического сознания, описать особенности этнического сознания на каждом этапе этногенеза;

- вскрыть общее и особенное в эволюции этнического сознания на материале развития русского этносознания.

Методология и методика исследования. В диссертации использованы выработанные мировой научно-исследовательской практикой основные теоретические построения и опорные методологические приемы в изучении этнического сознания. В своей работе автор опирался на классические груды представителей самых разных паук.

Свое законное место занял обычный арсенал научных исследований -анализ, синтез, сравнение и т.д. Однако особенное применение в диссертационной работе нашли сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы, позволившие с наибольшей тщательностью произвести социально-историческую реконструкцию основных этапов развертывания этнического сознания и его конкретно-исторического социального содержания.

В диссертации нашли свое применение основные теоретико-методологические подходы к анализу социальных явлений -- диалектико-материалистический, феноменологический, герменевтический, структурнофункциональный. При этом была предпринята попытка совмещения достоинств и эвристических возможностей различных методологических подходов. Сама тема диссертации носит междисциплинарный и комплексный характер и направлена на возможно полную интеграцию многочисленных данных, накопленных в рамках специальных наук, изучающих отдельные стороны этногенеза.

Результаты исследования и их новизна. Научная новизна работы состоит в следующем.

1.Выявлены теоретико-методологические возможности примордиализма, инструментализма и конструктивизма в применении к проблемам этногенеза. Момент новизны состоит в анализе данных парадигм при исследовании места и роли этнического сознания в этногенезе. Показаны необходимость и возможности различных философских подходов в изучении социального содержания этнического сознания и закономерностей его эволюции.

2. Раскрыто социальное содержание этнического сознания (в виде механизма взаимосвязи этнодетерминанг и этномаркеров). Новое состоит в раскрытии специфики этнического сознания как формы коллективного сознания. Дана характеристика конкретно-исторической структуры этнического сознания на каждом из этапов его развертывания.

3. Выявлена коэволюция этнического и социального. Момент новизны присутствует в применении метода синхронии и диахронии в исследовании этногенеза и в изучении природы этничности. Поэтапный анализ взаимосвязей этно- и политогенеза, этно- и лингвогенеза, этно- и теогенеза, этно- и социогенеза позволил углубленно описать социальное содержание основных этапов эволюции этнического сознания и вычленить главные этнодетерминанты и эгномаркеры.

4. Охарактеризованы общие закономерности эволюции этнического сознания. Новое заключается в раскрытии механизма взаимодействия этнодетерминант и этномаркеров, в выявлении и описании конкретно-исторического набора этномаркеров на каждом из этапов развития этнического сознания.

5. Выявлено общее и особенное в эволюции русского этнического сознания. Элементы новизны состоят в экспликации его специфики с помощью конкретно-исторической интерпретации этнодетерминант, этномаркеров, субъекта и объекта этнического сознания, структурных уровней этнического сознания, основных этапов, тенденций и закономерностей развертывания социального содержания этнического сознания.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, которые были получены диссертантом в результате проделанной работы:

1. Примордиализм, инструментализм и конструктивизм - основные теоретико-методологические парадигмы, сложившиеся в этнологическом знании. Их достоинства и недостатки являются выражением изолированности познавательных процессов в этнополитологии, этносоциологии, этнолингвистике, этнопсихологии и других подобных науках. Место и роль социальной философии в анализе этногенеза вообще и эволюции этнического сознания, в частности, заключаются в интегративно-целостном подходе, дополняющем и преодолевающем узкопрофильное изучение этнического сознания со стороны отдельных этнологических дисциплин.

2. Специфика этнического сознания вытекает из особенностей его носителя, предопределяется социальной структурой его коллективного субъекта, зависит от характера взаимосвязи этнического сознания с другими феноменами духовной жизни общества. Отличительными чертами этнического сознания являются: устойчивость, непрерывность и долговременность существования, структурированность социального содержания, бинарность, мировоззренческая архаичность.

3. Коэволюция этнического и социального проявляется как взаимосвязь этнодетерминант и этномаркеров. Синхрония и диахрония этнодетерминант задает конкретно-историческую структуру этномаркеров. Взаимосвязь этнического и социального проявляется как закономерность относительного совмещения социального содержания этнического сознания с главной формой общественного сознания данной эпохи. Этническое сознание как разновидность социального на каждом этапе этногенеза (племя, народность, нация, постнация) характеризуется особым набором объективных и субъективных этнодетерминант, специфическим характером их взаимодействия (синхронность - асинхронность), способом взаимоподч и нения этномаркеров.

4. Общие закономерности этногенеза и эволюции этнического сознания проявляются в виде особенных коэволюционных рядов этно- и политогенеза, этно- и социогенеза, этно- и теогенеза и т.п., которые задают уникальную историю любого народа. Выявлены следующие закономерности: зависимость структуры этнического сознания от набора этнодетерминант, предопределенность ведущего этномаркера главной этнодетерминантой, корреляция этнического сознания с конкретно-историческими видами индивидуального и коллективного сознания, преодоление герметичного этноцентризма в общественной жизни, превращение объекта этнического сознания в субъект этнического самосознания. Каждый этап в развертывании этнического сознания характеризуется уникальными особенностями: в родо-племенную эпоху этническое сознание еще не выделено и не отделено от других форм общественного сознания и видов группоцентризмов, в народностную эпоху оно существует в инобытийной форме, в период нациеобразования становится «чистым» и ведущим типом коллективного сознания.

5. Специфика русского этнического сознания предопределена особенностями становления экономической, социальной и политической структуры русского общества, многоэтничностью и многоконфессиональностью российского государства, спецификой коллективной и личной жизни русского человека, характером взаимосвязей субъекта и объекта русского этнического сознания. Исторические особенности русского этнического сознания являются одной из предпосылок авангардного положения российского общества в постиндустриальном обществе.

Практическая значимость работы имеет теоретико-методологический, методический и прикладной характер.

В теоретическом плане практическая значимость работы состоит прежде всего в том, что полученные результаты и выводы позволяют уточнить некоторые устоявшиеся в науке теоретические постулаты и штампы в отношении общей теории этногенеза, природы общественного сознания и характера взаимосвязи различных его уровней и форм. Особое значение имеет исследование закономерностей общей эволюции этнического сознания и специфических особенностей развертывания русского этнического сознания.

В методологическом плане практическая значимость работы вытекает из общетеоретического характера ее предмета исследования. Значимость работы основывается на применении метода синхронии и диахронии при поэтапном анализе коэволюционных рядов этно- и социогенеза (этно- и политогенеза, этно- и теогенеза, этно- и лингвогенеза и т.д.). Главные выводы и обобщения, которые были получены в результате диссертационного исследования, могут послужить теоретико-методологической базой для исследований в конкретных этнологических дисциплинах. Например, выявленные закономерности в различных коэволюционных взаимосвязях этно- и социогенеза позволят избежать известной произвольности в составлении хронологий этнической истории русского и других народов, отработать методику объединения хронометрических измерений с практикой хронософических обобщений.

В общественно-политическом плане практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что на основе результатов предпринятого исследования можно выработать ряд конкретных рекомендаций по совершенствованию межэтнических отношений, формированию толерантного сознания и поведения. Диссертационный материал будет способствовать уменьшению идеологической зашоренности и политической ангажированности в публикациях на тему русской этнической истории, особенностей русского национального характера. Некоторые положения диссертации помогут разработке эффективных технологий противодействия ксенофобии, различным видам экстремизма.

Полученные результаты имеют также учебно-практическое значение. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов по философии, социологии, истории, политологии и других учебных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в докладах и сообщениях на различных международных, республиканских, региональных и иных конференциях и симпозиумах: Ульяновск (1996-2000), Кострома (1998, май), Пермь (1998, октябрь), Нижний Новгород (1999, июнь), Омск (2000, сентябрь), Иваново (2000, сентябрь), Ульяновск (2001-2002, январь).

Положения диссертации нашли свое отражение в статьях, тезисах докладов и сообщений, других публикациях автора.

Материалы диссертационной работы были апробированы автором на лекциях, семинарских занятиях и спецкурсах, читаемых студентам университета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции"

Выводы. Перечисленные выше особенности коэволюционных рядов этнического и социального в этногенезе русского народа проявились в специфике социального содержания русского этнического сознания. На всем протяжении своего развития русское этническое сознание никогда не было достаточно «чистым», ибо всегда оказывалось представленным в инобытийной форме: территориальной («русская земля»), лингвистической («русский язык»), политической («Русь», «Россия»), церковно-религиозной (русский = православный), но не этнической. Характерно, что изначальное содержание слова «русский» («русь»=дружина) было наполнено, скорее, социально-классовым, чем этническим содержанием. Собственно этнический компонент традиционно занимает не ведущее, а ведомое положение в структуре русского (по своей природе - территориально-государственного) сознания.

Одна из самых важных исторических особенностей формирования русского этнического сознания состояла также в отдаленности субъекта этнического самосознания (дворянство, бюрократия, церковь, интеллигенция) от народной массы, а также в отделенности различных элементов этого коллективного субъекта друг от друга. Например, мощная и стремительная вестернизация небольшой части населения в эпоху нациеобразования, с одной стороны, вырвала элиту из народной массы, а с другой - вызвала у нее активные поиски своей культурно-национальной идентичности. Данная особенность взаимодействия субъекта и объекта русского этнического сознания постоянно порождала вопросы этнологического характера: «Откуду есть пошла Русская земля?» (XII в.), «Россия - это Запад или Восток?» (XVIII в.) и т.д. Характерно также, что очередной всплеск поисков этнической идентичности, как правило, совпадает по времени с формированием нового типа этноса и новой формы этнического сознания. Как могли бы сказать конструктивисты, происходит очередное «изобретение традиции».

Особенности русского этнического сознания оказывают свое воздействие и на современном этапе этногенеза русского народа. Так, сегодня во всем мире широко распространяются различные наднациональные ориентации и идентификации. В этих условиях Россия может оказаться не в арьергарде, а в авангарде исторической эволюции этнических общностей. Возможно, что слабая проявленность национального сознания русских обернется сильными сторонами, потому что это позволит с максимальной быстротой и наименьшими потерями перейти к постнациональным формам этнической идентификации.

Заключение

Многосторонняя проблематика этногенеза, в том числе исторической эволюции этнического сознания и особенностей национального характера русского и иных народов продолжает вызывать устойчивый интерес как ученых, так и представителей различных общественно-политических движений и идеологических течений. Данная проблематика, будучи востребованной современным общественным мнением, начинает сегодня обрастать псевдонаучными конструктами и мифологическими интерпретациями. Это делает ее особенно актуальной и предъявляет к ее разработке особенные требования.

Разбираемая в диссертации тема так или иначе затрагивает предметные области практически всех научных дисциплин гуманитарного и социально-экономического профиля. Данной проблемой активно занимаются психологи, социологи, историки, литературоведы и многие другие представители социального познания. В рамках социально-философского подхода наиболее значимый интерес представляют разработки обобщающего характера, позволяющие заложить общетеоретическую базу для комплексного подхода к разбираемой проблеме. Работ комплексного и междисциплинарного плана появляется пока недостаточно и настоящая диссертация направлена на то, чтобы по мере возможности внести свой посильный вклад в решение данного вопроса.

Социальная философия предъявляет специфические теоретико-методологические требования к анализу этнического содержания человеческой истории. Внутренняя устремленность социально-философского знания к категориальному синтезу научного знания настоятельно требует преодоления односторонностей биологизма, географизма, психологизма и техницизма в трактовке этногенеза, что позволяет ориентироваться на адекватное отражение сущности и основных этапов этнической истории человечества.

В настоящее время в отдельных науках, изучающих этногенез с самых разных сторон, накоплен достаточный опыт составления и обработки «своего» фактологического материала. Однако пока нет развернутых попыток совместить фактологический материал различных наук даже хронометрически, не говоря уже о том, чтобы сделать это на хронографической и хронософической основе. Главная задача социальной философии должна состоять в методологическом и практическом продвижении этнологических наук в данном направлении.

Представляется, что в рамках самого социально-философского знания именно диалектика этнического и социального является основным тематическим ядром исследований по этногенезу в целом и эволюции этнического сознания, в частности. Всесторонний подход к анализу взаимосвязи этнического и социального, с одной стороны, позволяет преодолеть недостатки примордиализма, инструментализма и конструктивизма в этнологических исследованиях, а с другой - объединить достоинства диалектико-материалистического подхода, структурно-функционального анализа, феноменологии, герменевтики и иных постнеклассических подходов к исследованию различных социальных феноменов, в том числе и в области этногенеза.

Дальнейший прогресс научной деятельности в данной области во многом зависит от творческих усилий представителей социально-философского знания. Так, в данной диссертационной работе теоретико-методологический акцент был сделан на диалектико-материалистическом подходе. Однако полная теоретическая разверстка социального содержания этнического сознания и тенденций его исторического развития будет представлена лишь в том случае, если должным образом будут задействованы все теоретико-методологические подходы, а главное - будут сделаны реальные шаги по объединению их положительных достоинств, что на деле будет означать создание новой методологии и формулирование новой теории.

Наиболее важным вопросом при выявлении социального содержания этнического сознания является прослеживание коэволюции этнического сознания (в виде этномаркеров) с его главнейшими социальными детерминантами (в виде этнодетерминант). При анализе всесторонних взаимосвязей этнического и социального, т.е. выявлении важнейших этнодетерминант и этномаркеров и описании их причинно-следственных и функциональных взаимозависимостей, определяется конкретно-историческое содержание этнического сознания того или иного народа.

Данный метод анализа коэволюции этнического и социального, который позволяет выйти на комплексные и междисциплинарные исследования в области этнологического знания, должен с необходимостью включать в себя такие составные элементы, как этнологическая хронометрия, этнологическая хронография и этнологическая хронософия.

Этнологическая хронометрия представляет собой хронологическое изложение истории русского (и любого другого) народа применительно к этномаркирующим факторам (этнодетерминантам и этномаркерам). Это, как правило, наиболее «затратная» часть исследования, которая включает в себя статистические, конкретно-социологические, археологические и иные данные. В этой части этнологическое исследование предстает как сугубо эмпирическое исследование.

Этнологическая хронография - следующий элемент метода анализа коэволюционных рядов этнического и социального, где производится соотнесение различных частных хронологий между собой. Составленные ранее отдельные хронологии каких-либо этнодетерминант и этномаркеров (политогенез, теогенез и т.п.) теперь сопоставляются друг с другом с применением графических, статистических и иных методов обработки данных. Это базовая часть этнологического исследования, ибо именно в этом поле соединяются воедино предыдущая эмпирическая хронометрия и последующая теоретическая хронософия.

На уровне этнологической хронософии происходит выявление причинно-следственных и функциональных связей между отдельными рядами хронологических и хронографических фактов. Этнологическая хронософия является единственной основой преодоления обычной содержательной хаотичности отбираемых для различных хронологий дат, событий и фактов. Именно на этой социально-философской основе удается построить некоторые новые теоретические модели и внести необходимые коррективы в устаревшие базовые понятия и схемы.

Надо отметить, что применяемая в настоящей диссертации методика изучения этнического сознания представляет собой лишь одну из возможных линий в междисциплинарных исследованиях в рамках социально-философского анализа природы и социального содержания этнического сознания. В дальнейшем еще предстоит большая работа по углублению намеченных аспектов исследования и расширению полученного фактологического материала.

Например, назрела острая потребность в составлении хронологически полной и хронософически достоверной хронографии русской этнической истории. Это во многом помогло бы продвинуть решение фундаментальной проблемы этногенеза, которой сегодня занимается целый комплекс наук об обществе и человеке. Подобная проблема носит явный междисциплинарный характер. При этом социально-философские изыскания в области этнологических проблем по самой своей глубинной сути направлены на возможно полную интеграцию многочисленных данных, накопленных в рамках различных наук, изучающих отдельные стороны этногенеза.

В своей хронометрической части междисциплинарные исследования в области фундаментальной проблемы этногенеза близки истории, археологии и другим подобным научным дисциплинам. В своей хронографической части ее можно будет уже отнести к предметной области этносоциологии, этнополитологии и культурологии. А в своей хронософической части данная комплексная проблема приобретает явный философско-мировоззренческий оттенок. Таким образом, каждая научная дисциплина способна внести свой вклад в решение проблемы этногенеза вообще и эволюции этнического сознания, в частности.

Следует отметить, что подобный научно-исследовательский проект отражает, с одной стороны, интегративную тенденцию в развитии этнологии, а с другой - выражает собою те возможности, которые появляются у научного познания с усилением интегративных тенденций в развитии социально-философского знания.

В данной диссертации были изучены и сжато описаны лишь некоторые коэволюционные ряды в глобальной исторической корреляции этнического и социального в этногенезе и эволюции социального содержания этнического сознания. Анализ иных коэволюционных рядов этнического и социального (этно- и культурогенез, этно- и социогенез и т.п.) был только намечен в работе и еще ждет своей последующей реализации. Подобная работа потребует усилий целых творческих коллективов, так как разбираемая тематика по своей природе носит междисциплинарный характер. Несомненно также, что только в процессе расширения практики проведения комплексных исследований появится реальная возможность выработки нового методологического инструментария в деле изучения этногенеза и эволюции этнического сознания. Социальное познание активно занимается саморефлексией, однако действительное теоретико-методологическое продвижение в выработке новых методологических подходов и методических научно-исследовательских приемов может произойти лишь в том случае, когда мировоззренческая, методологическая и иные традиционные функции философского знания действительным образом заявят о себе в конкретной предметной области научного осмысления окружающего мира.

 

Список научной литературыМихайлова, Людмила Яковлевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М: Мысль,!991.-169 с.

2. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. 1967. №7.С.25-37.

3. Агеева P.A. Страны и народы: происхождение названий. М.: Наука, 1990.256 с.

4. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996.№3.C.13-22.

5. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998.-640 с.

6. Алексеев C.B. и др. Идеологические ориентиры России (Основы новой российской национальной идеологии). В 2 т. М.: Книга и бизнес,1998.

7. Альтерматт Урс. Этнонационализм в Европе. М.: РГГУ,2000.-367 с.

8. Амелин В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М.: Инст. этнологии и антропологии, 1997.-320 с.

9. Антология мировой политической мысли: В 5 тт. М.: Мысль,1997.Т.2,-830 с.

10. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 с.

11. И.Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.-271 с.

12. Н.Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура (методологические проблемы) / Инст. филос. РАН. М., 1996.-70с.

13. Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. М.: Наука, 1973.-247 с.

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

15. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. Петроград: Книга, 1918.-154 с.

16. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.-447 с.

17. Бердяев H.A. Новое средневековье // Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т.т. Т.1. М.: Искусство, ИПЧ «Лига», 1994.С.406-463.

18. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука,1990,-224с.

19. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990,- 346 с.

20. Березин Ф.М. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. М.: Высш. школа, 1981 .-351 с.

21. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.: Наука, 1981,-447с.

22. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил,1995.-244 с.

23. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М.: Космополис, 1994.-238 с.

24. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.-224 с.

25. Боришполец К.П. Этничность и политика// Вест.Моск.ун-та.Сер.18.1999. №4.С.З-21.

26. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм (XV-XVIII вв.). Т. 1-2. М.,1988.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с.

28. Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.-80 с.

29. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991.С. 178-194.

30. Булгаков С.Н. Нация и человечество / Избранные статьи. М.: Наука, 1993. Т.И.С.644-654.

31. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. М.: Прогресс,1993.-168 с.

32. Бусыгина И.М. О состоянии немецкой нации. Территориальный фактор в национальном самосознании // Полис. 1999.№1.С.40-49.

33. Введение в русскую философию. М.: Интер-пракс,1995.-304 с.

34. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986. -208 с.

35. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1996.-448 с.

36. Вернадский Г.В. Россия в средние века. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ,2000.-352 с.

37. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.-607 с.

38. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Москва-Киев, 1994.-656 с.

39. Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980.-224 с.

40. Винер Б.Е. К построению качественной регрессивной модели этнической идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1.№3.

41. Виппер Р.Ю. Краткий учебник истории Средних веков. Вып. 1-2. М.: Школа-Пресс, 1993.

42. Волкан В., Оболонский А. «Потребность иметь врагов и друзей» // Дружба народов. 1992.№7.С. 171 -184.

43. Волков М.П. Генезис науки. Проблема социокультурных истоков. Ульяновск: УлГТУ,2000.-94 с.

44. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-448 с.

45. Вопросы первоначального накопления капитала и национального движения в славянских странах. М.: Наука, 1972.-278 с.

46. Вопросы формирования русской народности и нации: Сб.ст. M.,J1.: Изд-во АН СССР,1958.-388 с.

47. Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М.: Наука, 1976.-263 с.

48. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер,2001 .-160 с.

49. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности /7 Психологический журнал. 1996.Т. 17.№5. С.69-75.

50. Галкин Е.Б. Некоторые историко-социальные черты Российской монархии// Социс.1998.№5.С. 14-23.

51. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси,1984. 4.1-2.

52. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.-320 с.

53. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.,1995.-222 с.

54. Гельмольд. Славянская хроника. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-299 с.

55. Гломозда К.Е., Яневский Д.Б. Украинская национально-государственная символика: особенности исторической традиции // Философская и социологическая мысль (Киев). 1990.№ 1-3.

56. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272 с.5 9. Гордон A.B. Проблемы национально-освободительной борьбы в творчестве Франца Фанона. М.: Наука, 1977.-240 с.

57. Громов М.В., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XV1I веков. М.: Изд-во МГУ, 1990.-228 с.

58. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Н. Новгород, 1997.-592с.

59. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс,1985.-45 1 с.

60. Гумилев JTH. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.: Танаис ДИ-ДИК,1994.-559 с.

61. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль,1989.-764 с.

62. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.-396 с.

63. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.-368 с.

64. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.: Русский язык,1978.

65. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.-574 с.

66. Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и идентичность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере) / РАН. Инст. этнологии и антроп. им. H.H. М.-Маклая. М.,1996.-55 с.

67. Демин A.C. «Свои» и «чужие» этносы в «Повести временных лет» // Славянские литературы: XI Международный съезд славистов. Доклады. М.: Наука, 1993. С.3-14.

68. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности //Вопросы психологии. 1997.№4.С.75-86.

69. Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М.: «Наследие», 1996.-256 с.

70. Древнерусские города. М.: Наука, 1981.-136 с,

71. Древняя Русь и Запад. Научная, конференция. Книга резюме. М.: «Наследие», 1996.-264 с.

72. Дробижева JIM. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х начало 90-х гг.) // Россия сегодня. Трудные поиски свободы. М.,1993.

73. Дубов И.В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX-XIII веков // Вопросы истории. 1990.№5.С. 15-27.

74. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964.-328 с.

75. Зорин А. Идеология «православия самодержавия - народности»: опыт реконструкции // Литературное новое обозрение. 1997.№26.С.71-104.

76. Зотова О.М. Идея европейского единства и национальная идентичность // Вест.Моск.ун-та.Сер. 18.1999.№З.С. 154-162.

77. Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах (Основные проблемы и перспективы) // Славянские древности. Киев: Наукова думка, 1980.С.11-45.

78. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М.: Алитейа, 1996.-432 с.

79. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. ст. / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 1997.-490 с.

80. Идеологические ориентиры России (Основы новой общероссийской национальной идеологии). В 2 т. / C.B. Алексеев, В.А. Каламанов, А.Г.Черненко. М.: Книга и бизнес, 1998.-560 с.

81. Иловайский Д.И. История России. Начало Руси. M.: «Чарли»-Алгоритм, 1996.-496 с.

82. Иловайский Д.И. История России. Становление Руси. М.: «Чарли»-Алгоритм, 1996.-736 с.

83. Ильин В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.-231 с.

84. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Русская книга, 1993.

85. Ильин И.А. О родине. О национализме // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.С.215-246.

86. Ильин М.В. Очерки хронополитической типологии. Ч.2-З.М.,1995.

87. Иоанн, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Торжество Православия (Очерки русского самосознания) // Наш современник. 1993. №4-6,8-10,12.

88. Искаков Б.И. Жизнь параллельных миров. Т.1-2. М.: МСАД999.

89. История первобытного общества: Эпоха классообразования. М.: Наука, 1988.-568 с.

90. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989.-654 с.

91. Калашников В.Л. и др. Интернационализм и патриотизм: история и современность. М., 1977.-285 с.

92. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. Древняя Русь. Киевская Русь. М.: Моск. рабочий, 1993.-366 с.

93. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Инст. национ. моделей экономики, 1994.-367 с.

94. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль,1987.

95. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.: Прогресс-Пангея, 1992.-208 с.

96. Ковалев Г.Ф. История русских этнических названий. Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1982.-160 с.

97. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1897.

98. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.-312 с.

99. Конструирование этничности: этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. СПб.: «Дмитрий Буланин»,1998,-304с,

100. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970.-100 с.

101. Костомаров В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. M.: Педагогика-Пресс, 1994.-240 с.

102. Костомаров НИ. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. M.: Экономика, 1993.-399 с.

103. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. М.: Наука, 1976. Вып.6.С.42-63.

104. Культура и общество в эпоху становления наций. М.: Наука, 1974.-212с.

105. Куц А.К. Глобальная этносоциология. Омск: ОГУД997.-212 с.

106. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М.: Книга, 1990.-432 с.1 13. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. М.: Просвещение, 1977.-224 с.

107. Лебон Г. Психология толп. М.: Инст. Филос. РАН, КСП,1999.-416 с.

108. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издат. группа Прогресс, Прогресс-Академия,!992.-376 с.1 16. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.:Республика, 1994.-384 с.

109. Ленин В.И. Поли. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат.

110. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990.№4.С.З-7.1 19. Лосский Н.О. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991.-623 с.

111. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Типогр. им. Котлякова, 1994.

112. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999. №4.С. 101-111.

113. Любавский M.K. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1996.-688 с.

114. Маликова Н.Р. Парадоксы межнационального общения. М.: ИС, 1992.-188 с.

115. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация / Как я понимаю философию. М.: Издат. группа «Прогресс Культура», 1992.С. 107-121.

116. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. В 30 т. 2-е изд.

117. Мейе А. Общеславянский язык. М.: Изд-во иностр.лит-ры,1951 .-491 с.

118. Мельников А.Н. Размышления о нациях. Барнаул: Алт.кн.изд-во,! 989.-151 с.

119. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.-207с.

120. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М.: Прогресс-Пандейя, 1995.-464 с.

121. Миг и вечность человека. Беседа с генетиком Ю. Рычковым // Слово. 1994.№9-10.

122. Мигранян А. Контуры новой доктрины // НГ-сценарии. 1999.№7.

123. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Полис. 1995. №6.С.55-60.

124. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М.: Прогресс Культура, 1995.

125. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л.: Наука, 1991.-167 с.

126. Миронов Г.Ф. Социальность как бытие и со-бытие // Современная социальная онтология: Итоги и перспективы. Уфа: Изд-во Башкир.ун-та, 2000.С.74-79.

127. Митькин A.A. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал. 1999. Том 20. №5. С.103-112.

128. Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов: Изд-во СГУ,1993.-148 с.

129. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.: Анкил,1998.-186 с.

130. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этничпой общности // Социс. 1999.№9.С.60-66.

131. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.-239 с.

132. Морган Л.Г. Лига ходеносаути, или ирокезов. М.: Наука, 1983.-301 с.

133. Московичи С. Век толп. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.-478 с.

134. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология общества. М.: Старый сад, 1997.С. 76-78.

135. Национальные отношения: Словарь / Под общ. ред. В.Л.Калашникова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.-208 с.

136. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991 .-639 с.

137. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Аспект Пресс, 1999.-399 с.

138. Откуда есть пошла Русская земля. Века V-X. Кн. 1-2. М.: Мол. гвардия, 1986.

139. Очерки социальной философии / Под ред. К.С. Пигрова. СПб.: Изд-во САПет.ун-та, 1998.-292 с.

140. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М.: Наука, 1988.-694 с.

141. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высш.школа, 1982.-223 с.

142. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М.: Наука,1994.С.5-14.

143. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Прогресс-Культура, 1994,-125 с.

144. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-232с.

145. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М.: Наука, 1982.-359 с.

146. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука,1989.-352 с.

147. Ремнева M.JT. Церковнославянский язык на Руси // Русская духовная культура. М.,1995.С.71-81.

148. Розанов В.В. Сочинения. Т.1-2. М.: Правда, 1990.

149. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: ФСРСПН, 1997.-207 с.

150. Россия: объединяющая идея. Путь выхода из кризиса. Улучшение жизни каждого. М.-Самара, 1997.-112 с.

151. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М.: Academia, 1996.-294 с.

152. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. М: Прогресс, 1989.-320 с.

153. Русская идея. М.: Республика, 1992. 496 с.

154. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.,1997.-222 с.

155. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.-655 с.

156. Русские. Этносоциологическое исследование. М.: Наука, 1992.-461 с.

157. Руткевич М.Н. О двух концепциях нации // Свободная мысль. 1999. №11.С.90-100.

158. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999.№5.С. 19-32.

159. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XÏH вв. М.: Наука, 1993.-592 с.

160. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.-608 с.

161. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988.-783 с.

162. Рязанцев В.В. Молодые русские россияне: особенности государственной и этнической самоидентификации // Вест. Моск. ун-та. Сер.18.1988.№З.С.150-174.

163. Садовой А.Н., Пруель H.A. Этносоциальный мониторинг: принципы, методы, практика. 4.1. Кемерово: КГУ, 1996.-164 с.

164. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Изд. центр «Академия», Высшая школ а,2000.-3 04 с.

165. Светлицкая Е.Б. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность. 1997.№1 .С.72-81.

166. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Механик, 1996.-208 с.

167. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс.1999.№1.С.87-93.

168. Системы личных имен у народов мира. М.: Наука, 1986,- 383 с.

169. Скворцов Н.Г. Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.Т. l.№ 1.

170. Смелзер Н. Социология. М., 1994.-687 с.

171. Соколов М.М. К теории постсоветской этничности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.Т.2.№3.

172. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М.: Правда, 1989.

173. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

174. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.-366 с.

175. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып.20. М.: Наука,1990.С.5-39.

176. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.6.Спб.,1998.Вып.4.

177. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность // Социс. 1998.№6. С.61 -68.

178. Тишков В. А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996.№З.С.30-38.

179. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997.-531 с.

180. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы философии. 1993. №1.

181. Толстой Н.И. Этническое самопознание и самосознание Нестора Летописца, автора «Повести временных лет» // Наш современник. 1994. №5.С.35-39.

182. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Изд-во «Индрик», 1995.-512 с.

183. Тульчинская Т.В. Идея нации в политической культуре (исторический опыт Франции) // Вест.Моск.ун-та.Сер. 12.1996.№3.С.42-57.

184. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социс. 1997.№8.С.40-47.

185. Фенько А.Б. «Земля» и «огонь» архетипы российского познания // Социс. 1996.№6.С.110-118.

186. Фетисов В.Я. В поисках идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.Т.2.№2.

187. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М.: Наука, 1981.-326 с.

188. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л.: Наука, 1972.-655 с.

189. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962-295 с.

190. Флоренский П.А. Сочинения. М.: Правда, 1990.Т. 1-2.

191. Флоровский Г.П. О патриотизме праведном и духовном // Параллели. Альманах философской компаративистики. М., 1991.Вып.2.

192. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.-608 с.

193. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994.№1.С.33-48.

194. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998.-318 с.

195. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.-462 с.

196. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс. 1999. №9. С.63-74.

197. Хрестоматия по истории русского языкознания. М.: Высш. школа, 1977.-440 с.

198. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967.№4.С.94-110.

199. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика,1998.-400 с.

200. Чеснов Я.В. Ранние формы этнонимов и этническое самосознание // Этнография имен. М.: Наука, 1976.С.6-13.

201. Чинакова Л.И. К вопросу о менталитете русского народа // Социс.2000.№7.С. 88-90.

202. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1997.-168 с.

203. ТПпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М.: Правда,1989. С.475-574.

204. ЭрнВ.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991.-576 с.

205. Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982.-320 с.

206. Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М.: Наука, 1982.-252с.

207. Этнонимы. М.: Наука, 1970.-270 с.

208. Янов A.JI. Славянофилы и внешняя политика России в XIX в. // Полис. 998.№6.С.158-171.

209. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

210. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. L.,1983.

211. Banks M. Ethnicity: Anthropological Constructions. London; New York, 1996.

212. Barth, Fredrik (ed.). Ethnic Groups and Diundaries. The Social Organization of Culture Difference. L.: George Alle and Co., 1969.

213. Berghe P. L. Van den. The Ethnic Phenomenon. N.Y., Oxford: Elsevier, 1981.

214. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.

215. Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Chicago, 1982.

216. Hroch M. Social Preconditions of the National Revival in Europe. Cambridge, 1985.

217. Kohn H. Prelude to Nation-States: The French and German Experience, 1789-1815 (Van Nostraud: Princeton, N.Y., 1967).

218. Le Vine R. D., Campbell D. T. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. N.Y., 1972.

219. Nationalism. Ed. by John Hutchinson and Anthony D. Smith. Oxford-New York: Oxford University Press, 1994.

220. Smith A. D. Ethnocentrism, Nationalism and Social change. Intern, j. of comparative sociology. Toronto, 1976.

221. The Sociology of PThnocentrism: Evolutionary Dimension of Xenophobia, Discrimination, Racism and Nationalism. Bristol, 1988.160

222. Taifel H. (Ed.). Differentiation between Social Groups: Studies the Social Psychology of Intergroup Relations. L., 1978.№14.

223. Thompson I.M. The French Revolution. Oxford, 1944.

224. Tilly Ch. (Ed.). The Formation of National States in Europe. Princeton, 1975.