автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Этнокостюмология в контексте современной культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Исенко, Светлана Петровна
  • Ученая cтепень: доктора культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Этнокостюмология в контексте современной культуры'

Текст диссертации на тему "Этнокостюмология в контексте современной культуры"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

ИСЕНКО Светлана Петровна

ЭТНОКОСТЮМОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 24.00.02 - "Историческая культурология"

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора культурологии

На правах рукописи

Научный консультант: Т.И.Бакланова —

;/ Л . доктир пед.н^ук, I

/5 .011т 6я/39

доктор пед.ирук, профессор

Оглавление

Стр.

Введение................................................ ................................................4

Глава I. Этнокостюмология как подотрасль культурологии и фактор социокультурного развития

1. Теоретико-методологические основы этнокостюмологии...................23

2. Этнокостюмология как фактор развития искусства современного костюма и его художественной критики..................................................32

3. Этнокостюмология как сфера образования.......................................38

Глава II. Историко-культурологический аспект этнокостюмологии

1. Возникновение костюма как результат историко-культурного

прогресса........................................................................................40

2. Эволюция традиционного костюма в культурах народов мира

а/. Костюм Древнего Египта.........................................................45

б/. Костюм Ассиро-Вавилонии............... ..................................55

в/. Костюм Древней Персии.........................................................59

г/. Костюм Древней Греции..........................................................62

д/. Костюм Древнего Рима....................... ..................................74

е/. Костюм Византии..................................................................86

ж/. Русский народный костюм....................................................100

з/. Костюм Индии....................................................................191

и/. Китайский костюм...............................................................209

к/. Корейский костюм...............................................................225

л/. Японский костюм.................................................................233

Глава II/. Социокультурный и эстетический аспекты этнокостюмологии

1. Искусство народного костюма как продукт общественного сознания и "опыта отношений".......................................................................255

2. Эстетическая природа и полифункциональность искусства народного костюма......................................................................................260

3. Художественный метод в искусстве народного костюма ............... 266

Гпава IV. Семиотический аспект этнокостюмологии

1. Искусство народного костюма как язык........................................272

2.Социальный идеал внешнего облика представителя этноса как метазнак этнохудожественной культуры...........................................277

Глава V. Теоретические основы преподавания этнокостюмологии

1. Актуальные проблемы преподавания этнокостюмологии.................291

2. Элементарные основы этнокостюмологии в детском саду и начальной школе.................................................................. .....................298

3. Этнокостюмология в средней школе, учреждениях дополнительного и среднего специального образования...................................................308

4. Теоретические основы преподавания этнокостюмологии в высших учебных заведениях...................................................................316

Заключение.........................................................................................331

Литература...................................................... ...................................336

Сокращения........................................................................................370

Список творческих работ автора по защищаемой проблеме..................371

Приложение..........................................................................................373

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется ростом общественной потребности в сохранении и трансляции традиционных образцов культуры. Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов национальной (этнической) культуры, в котором аккумулируется и посредством семиотической системы транслируется социокультурный опыт, важный как для этноса, так и всего человечества. В современном мире огромное количество представителей разных народов повседневно носит свои традиционные костюмы, превосходно приспособленные к климатическим, географическим и культурно-историческим особенностям жизни. В конце XX в. у наиболее урбанизированных народов растет интерес к своим традиционным костюмам, которые воспринимаются как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет нации, способствующие активизации этнокультурного самосознания и сплочению представителей всех возрастов и социальных групп. Этот интерес проявляется как в сферах науки, искусства и образования, так и в области современной моды, в туристическом бизнесе, в широком использовании народных костюмов при проведении различных праздников и торжеств.

Для России актуальность темы исследования обусловлена радикальными изменениями общественной и государственной жизни последнего десятилетия XX в., породившими и обострившими целый ряд экономических, политических и социокультурных проблем. К наиболее существенным из них можно отнести широкомасштабную пропаганду западной массовой культуры, разрушение

коренных духовно-нравственных и социокультурных традиций, институтов социализации и механизмов инкультурации, противоречивые реформы, проводимые в области культуры и образования. Деформация этнокультурного самосознания, переориентация россиян с национальных духовно-нравственных ценностей и норм на западные ценности материального благополучия, усиливают конфликтное противостояние в сфере отношений между поколениями, различными социальными группами и этническими общностями, ведут к распространению мистических учений, движений и нетрадиционных культов, к росту стихийной и организованной преступности. Вместе с тем, несмотря на системный кризис общества, равнодушие и пассивность властных структур, уменьшение государственной поддержки культуры и образования, по всей России активно формируется движение передовой общественности за сохранение и развитие лучших традиций отечественной культуры. Особенно значительным проявлением этой тенденции стало появление национально-культурных центров и обществ, расширение и реформирование сети таких творческих и образовательных учреждений, как мастерские и школы художественных ремесел, фольклора, народной культуры, театров народного костюма, а также открытие общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом. Эти позитивные процессы обусловили острую потребность в специалистах, владеющих целостной системой культурологических, этнохудожественных и педагогических знаний. В 1994 г. Т.И.Баклановой была разработана концепция и теоретическая модель подготовки специалистов такого типа, основные идеи которой нашли отражение в Государственых образовательных стандартах специальности 05.30.00 - "Народное художественное творчество" для высших учебных заведений и специальности

"Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество" для средних специальных учебных заведений". В настоящее время специальность "Народное художественное творчество" введена во всех вузах культуры и искусств РФ, а также в ряде республиканских университетов и педагогических институтов, где в соответствии с Государственным образовательным стандартом преподаются лекционно-практические курсы по предмету "Народный костюм".

В последние десятилетия такими научными сферами, как философия, этнология, этническая психология, теория и история народной художественной культуры, искусствознание, педагогика, востребован и во многом заново осваивается значительный социокультурный потенциал народного костюма. Вместе с тем, до сих пор учеными не был выработан целостный междисциплинарный подход к исследованию внешнего облика представителя этноса (совокупности культивируемых физических данных, манеры поведения и традиционного костюма) как базовой формы социокультурного бытия человека, интегрирующей материальные, духовные и соционормативные основания его существования. Стремление реализовать такой комплексный подход и подчеркнуть специфику проблемной области данного исследования обусловили введение диссертантом термина этнокостюмология, обозначающего соответствующую подотрасль исторической культурологии, предметом которой является народный костюм в совокупности с культивируемыми этносом внешностью и манерами человека.

Таким образом, разработка теоретико-методологических основ этнокостюмологии и выявление путей широкого внедрения результатов междисциплинарного исследования народного костюма в социокультурную

практику продиктованы необходимостью решения проблем самовоспроизводства этнических и национальных культур, социокультурной и межэтнической интеграции, актуальных как для России, так и для многих других стран мира.

Степень научной разработанности проблемы. В истории, археологии, этнологии, искусствознании и ряде других отраслей науки накоплен обширный материал по народному костюму и выработаны специфические ракурсы его исследования. Например, проблемы генезиса костюма в контексте первобытной культуры освещали Ю.Липс, А.В.Арциховский, Б.Рыбаков, М.Г.Рабинович; в обобщающих трудах по истории костюма В.Бруна и М.Тильке, Г.Вейса, Ф.Готтенрота костюм трактуется как часть материальной культуры, тесно связанная со всем процессом ее развития. В работах М.Н.Мерцаловой по истории костюма народов мира впервые костюм рассматривается как искусство, изменяющееся в зависимости от особенностей эпохи, утверждается, что человек всегда мыслит себя как некий художественный образ, обусловленный эстетическими вкусами и представлениями, культурой и техническими достижениями общества. Р.М.Кирсановой была создана энциклопедия нового типа, посвященная семантике костюма в русской художественной культуре XVII - 1-й половины XX вв. и состоящая из законченных статей, написанных одним автором и расположенных в алфавитном порядке, которые в совокупности составляют своеобразную монографию, трактующую костюм как произведение искусства, как "знак эпохи", отражающий различные идеологические направления, связанный с правилами бытового поведения и этикета различных социальных слоев. Большой эмпирический материал содержится в литературе справочного

характера: энциклопедиях, иллюстрированных словарях и работах типа словарей, авторы-составители которых Анри де Моран, Л.Кибалова, О.Гребенова, М.Ламарова, Н.Соснина, И.Шангина излагают сведения об истории костюма, его материале, отдельных частях и аксессуарах.

Этнографами накоплен значительный эмпирический материал по традиционной культуре и искусству костюма отдельных народов, например, в изучение русского народного костюма большой вклад внесли Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова, Л.Н.Молотова; по корейскому - Ким Ян Сук, по китайскому костюму наиболее значимые труды принадлежат Л.П.Сычеву. Под научной редакцией Н.Н.Чебоксарова, С.А.Токарева, С.П.Толстова большими авторскими коллективами по программам, имеющим единую периодизацию, созданы фундаментальные этнографические труды, опирающиеся на археологические и этнографические материалы, музейные коллекции, различные письменные источники. Эти работы позволяют проследить эволюцию традиционного костюма как элемента материальной культуры многих народов мира.

Проблемы использования традиций народной одежды в современном бытовом и театральном костюме раскрывались Н.Ламановой, Н.С.Макаровой, Т.К.Стриженовой, К.Градовой и Е.Гутиной, Р.В.Захаржевской, К.А.Степановой, Ф.М.Пармоном. В частности, Ф.М.Пармоном народный костюм исследуется как художественно-конструкторский источник творчества современных модельеров, разрабатывается принцип кодирования конструкций и композиций элементов костюма, благодаря чему становятся возможными вызов и получение на видеоэкране компьютера изображения интересующего образца.

В общетеоретическом аспекте проблемы народного искусства были освещены в работах П.Г.Богатырева, в которых народный костюм рассматривается как вид художественного творчества; Г.К.Вагнера, анализирующего соотношение народного и самодеятельного искусства; М.А.Некрасовой, раскрывающей проблемы народного искусства как мира целостности и как части культуры, ансамблевого единства духовно-пространственной среды, коллективного и индивидуального, традиции и новизны в народном искусстве, современные проблемы народного искусства и уровень его теории. Проблемы развития народных традиций в современном искусстве и культуре освещались в общетеоретических исследованиях Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, К.В.Чистова. А.Я.Зисем исследовались актуальные вопросы методологии искусствознания.

В работах Ю.М.Лотмана, ГАБеляева, АСоломоника исследовался семиотический аспект культуры. Л.Ф.Артюх и Т.В.Косминой раскрывалась проблема территориально-пространственных связей, соотношения суперэтнического, этнического и субэтнического в культурной традиции и, в частности, народном костюме, а также проблема общего и особенного в системе традиционных знаковых стереотипов. Т.В.Козлова выдвинула костюмологию в качестве самостоятельной науки, изучающей строение костюма, и сформулировала некоторые принципы семиотического анализа костюма, однако необходимость различных теоретико-методологических подходов к исследованию народного костюма и профессионального искусства костюма ею не учитывалась.

Принципиально важное значение для определения функций этнокостюмологии в современной культуре и образовании имеют

исследования, посвященные проблемам философии и духовной культуры, К.С.Аксакова, Д.Л.Андреева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.Я.Данилевского, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, И.В.Киреевского, Л.Ф.Лосева, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Ф.И.Тютчева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, этнопсихологические исследования К.Касьяновой, Э.А.Саракуева и В.Г.Крысько, а также культурологические труды А.И.Арнольдова, И.Ф.Кефели, Ю.М.Лотмана, А.Я.Флиера, И.М.Быховской.

В педагогических исследованиях Т.И.Баклановой разрабатывается авторская концепция подготовки специалистов по народной художественной культуре как части преемственной, целостной образовательной системы, охватывающей дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, вузовское и послевузовское образование в России, а также в русских диаспорах стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, и предусматривающей, в частности, введение в учебный план специальных учебных заведений лекционно-практического курса "Народный костюм".

Проблемы преподавания народного костюма в системе общего образования получили весьма незначительное освещение. В учебных программах и пособиях по народному декоративно-прикладному искусству до сих пор не получили должного освещения ценностные ориентации этносов в отношении внешнего облика человека и детерминант их формирования, идейно-образная основа и семиотическая система народного костюма.

В.Лукашевичем, Я.Неуйминым, М.Пешелем, Н.Хагером и О.Штоффом исследовались проблемы моделирования как метода познания и обучения. Однако метод художественного моделирования народных костюмов как оптимальный метод практического освоения их содержательной сущности и

художественно-конструкторских особенностей на разных ступенях этнокультурологического и этнохудожественного образования до диссертанта должным образом не разрабатывался.

Предпринятый анализ философских, культурологических, этнографических, этнопсихологических, искусствоведческих, семиотических и педагогических концепций, отражающих различные уровни и грани заявленной в настоящем исследовании проблемы, показал, что для ее решения сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время избранный диссертантом культурологический ракурс исследования народного костюма, базирующийся на его историко-культурологическом, социокультурном, эстетическом и семиотическом анализе, на интеграции достижений различных областей знаний и нацеленный на удовлетворение актуальных научных, социокультурных, художественно-творческих и образовательных проблем, должной степени научной разработанности не имел.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в разработке и теоретико-методологическом обосновании этнокостюмологии как подотрасли культурологии и определении ее потенциала в современной культуре. В соответствии с целью исследования были определены его ведущие задачи:

♦ проанализировать и обобщить имеющийся в трудах по культурологии, этнологии, искусствознанию, этнопсихологии и другим смежным гуманитарным отраслям науки материал о генезисе, эволюции, социальном статусе традиционных костюмов народов мира, их идейно-образном содержании,

семиотической системе и взаимодействии с широким полем соответствующих этнических культур в прошлом и настоящем;

♦ сформулировать и обосновать введение в научный оборот понятия этнокостюмология;

♦ разработать систему теоретических положений о сущности, структуре, функциях этнокостюмологии;

♦ иссле