автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнокультурные и хозяйственно-экономические взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв.

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Беркиханов, Меджид Султанмурадович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этнокультурные и хозяйственно-экономические взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультурные и хозяйственно-экономические взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв."

На правах рукописи

Берюшшов Меджид Султанмурад

ович

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ САЛАТАВСКИХ АВАРЦЕВ И ЗАСУЛАКСКИХ КУМЫКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX вв.

Специальность 07. 00.07 - «Этнография, этнология и ашрополошя»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 О 1.1АР 2311

Махачкала -2011

4840026

Работа выполнена на кафедре археологии и этнологии Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет».

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,

зав. каф. стран Азии и Африки ДГУ, Заслуженный деятель науки РД Мусаева Салихат Ибрагимовна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РД, зав. отделом этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН Лугуев Сергей Абдулхаликович; кандидат исторических наук, доцент ДИПКПК Магомедова Манаба Абдулаевна

Ведущая научная организация: Институт гуманитарных исследований

Кабардино-Балкарской Республики при Правительстве КБР и КБНЦ РАН

. _

Защита состоится « » 2011 г. в ' часов на

заседании диссертационного совета ДМ(Ю2Го~53.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН по адресу: 367030, Республика Дагестан, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Автореферат разослан « О -2— 2011г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук —[—Ю. М. Лысенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Северо-западные предгорья и смежная с ними Терско-Сулакская низменность Дагестана в течение многих веков были территорией компактного проживания, взаимодействия и интеграции, различных по своему происхождению, роду занятий и уровню исторического развития, этнокультурных образований. По данным археологических исследований, еще в III тыс. до н.э. (в эпоху ранней бронзы) этот регион населяли оседло-земледельческие и скотоводческие общины. Они поддерживали хозяйственные и культурные связи со степным (кочевым) населением Предкавказья, о чем свидетельствуют керамические изделия со шнуровым орнаментом и курганные захоронения, найденные археологами вблизи предгорных селений Миатли и Верхний Чирюрт'. В средневековье, с конца IV по ХШ вв., в низменных и предгорных районах Северного Дагестана в тесном контакте с автохтонными жителями обитали, сменяя друг друга, тюркоя-зычные племена: савиры, булгары, половцы-кипчаки и др.

С прекращением господства среднеазиатских полчищ в Северном Дагестане и, видимо, складыванием здесь более благоприятной политической обстановки (ХУ-ХУ1 вв.), усилился поток переселенцев из различных (большей частью аварских) аулов Нагорного Дагестана на северные склоны хребта Салатау, что положило начало Салатавскому союзу сельских обществ — одному из самых прочных и экономически развитых политических образований Дагестана, существовавшего до 60-х годов XIX в. Учитывая особенности формирования этого союза и видя в нем своеобразный синтез различного рода этнокультурных форм, проф. М.А. Агларов назвал Салатавию «дагестанской Америкой»2.

В своем самосознании салатавские аварцы, как правило, не совсем идентифицируют себя с аварским этносом, несмотря на то, что в основной своей массе они являются прямыми потомками выходцев из горных аварских аулов (чему служат подтверждением в числе прочих свидетельств многочисленные устные предания салатавских аварцев, например, «Повествование о прошлом Чиркея»), а салатавский (западный) диалект представляет собой разновидность северного аварского наречия, легшее в основу современного литературного аварского языка5. Значительную роль в складывании особенностей культуры, языка, образа жизни салатавских аварцев сыграли, живущие в непосредственной близости от них, иоркоязычные жители Терско-Сулакской низменности - засулакские кумыки. Хозяйственный и культурный обмен, происходивший между салатавскими аварцами и засулакскими

'Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. С. 52-55,74,92.

^ит. по: Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX вв. Махачкала, 2003. С. 12.

'Микаилов Ш.М. Сравнительно-историческая фонетика аварских диалектов. Махачкала, 1958. С. 8-9.

кумыками во второй половине XIX - начале XX вв. проходил в общем русле взаимодействия гумбетовцев, андийцев, ауховцев, ногайцев, русских и др. и явился определенным вкладом в укрепление общедагестанского единства. Поэтому тема работы представляет интерес не только с точки зрения социальной значимости исследований, посвященных описанию историко-этнографических особенностей того или иного народа (или его обособившейся части), но и в контексте изучения практики межэтнических взаимоотношений в Дагестане в исторической динамике. Позитивные примеры добрососедства и толерантности между народами, которые, как известно, больше всего проявляются именно в торгово-экономической и культурной области, всегда актуальны для Северного Кавказа и России в целом. Вопреки утверждениям некоторых авторов о том, что «кавказские горцы в течение тысячелетий не заимствовали от окружающих народов ничего, кроме усовершенствований в оружии» (P.A. Фадеев), и что «война стала их единственным привычным занятием» (И. Бларамберг), исторический опыт взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков служит наглядным примером эффективного и взаимовыгодного сотрудничества и интеграции представителей разных народов, живших по соседству, но отличавшихся по уровню хозяйственно-экономического и культурного развития. Этот опыт является важным фактором социальной стабильности в Северном Дагестане и может быть полезным для осуществления в этом регионе сбалансированной национальной политики.

Цель и задачи исследования сводятся к исследованию большого пласта взаимосвязей салатавских аварцев и засулакских кумыков, отразившихся в традиционных занятиях, орудиях труда, одежде, пище, предметах домашнего бьгга и обычаях во второй половине XIX - начале XX вв. Системное исследование данной темы позволит раскрыть содержание традиционной культуры, прежде всего, салатавских аварцев, как наименее изученной. Культура салатавских аварцев представляет собой концентрированное выражение их культурно-исторических связей с окружающими народами. Исходя из этого, задачи данного исследования сводились к:

- выявлению и описанию историко-географических факторов, способствовавших складыванию и развитию этнокультурных и хозяйственно-экономических взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков;

- освещению взаимовлияния меяоду салатавскими аварцами и засулак-скими кумыками в сфере материальной культуры, общественно-бытовых и семейно-брачных отношений;

- отражению хозяйственно-экономических связей между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками во второй половине XIX - начале XX века.

Новизна исследования заключается в том, что оно является первой попыткой создания целостной картины развития этнокультурных и хозяйственно-экономических взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв. на основе анализа и обобщения имеющихся источников и научной литературы, а также материалов, полученных в результате полевых историко-этнографических изысканий.

Хронологически работа охватывает период второй половины XIX - начала XX вв., т.е. исторический этап, ставший переломным для судеб не только салатавских аварцев и засулакских кумыков, но и для всех народов Северного Кавказа в связи с вхождением их в русло исторического развития России и европейской цивилизации и сопровождавшийся глубокими изменениями во всех сферах жизнедеятельности. Этот период знаменателен в истории Дагестана окончанием Кавказской войны, административно-политическими, социальными и аграрными преобразованиями, развитием рыночных отношений и торговли, зарождением промышленности и новых социально-классовых структур. В то же время, утверждение здесь царского колониального режима сопровождалось усилением налогового гнета, обострением земельного вопроса, увеличением количества малоимущих людей. Одним из следствий всех этих явлений стал рост социальной мобильности и межэтнической интеграции салатавских аварцев и засулакских кумыков.

Предметом исследования являются этнокультурные и хозяйственно-экономические взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков второй половины XIX - начала XX вв., а объектом исследования - такие аспекты их материальной и духовной культуры, как хозяйство, поселения, жилища, одежда, пища, традиции и обычаи, рассматриваемые как результат взаимодействия и интеграции гетерогенных этнокультурных форм -горной и степной.

Учитывая вполне определенные этнокультурные особенности, характерные для кумыков, населяющих Терско-Сулакскую низменность (заметные отличия в языке, архитектуре, быту, обычаях и традициях и т.п.) и их географическое положение (по другую сторону реки Сулак, по-кумык. ариякъ), по отношению к ним в литературе часто применяют термин «северные кумыки» или «засулакские кумыки». По утверждению ряда ученых-кавказове-дов (Я.А. Федоров, С.Ш. Гаджиева и др.), на этногенез засулакских кумыков ощутимое влияние оказали половцы-кипчаки и - отчасти ногайцы1. Язык засулакских кумыков (аксаевский диалект), близкий к кыпчакскому диалекту, был взят за основу при составлении современного литературного кумыкского языка2. Засулакские кумыки составляли большую часть населения, созданного в 1858г., Кумыкского округа Терской области. По оценкам 1864 г. в трех участках Кумыкского округа (Аксаевский, Эндиреевский и Ногайский) насчитывалось 7517 семейств с населением 26613 человек. Из них 1555 семейств вели кочевой образ жизни, а 1159 человек относились к сословию рабов3. Кроме кумыков в этом округе проживали ногайцы, чеченцы, ауховцы, аварцы (по-кумыкски и в русских документах- «тавлу», тавлинцы), горские евреи и армяне4. В 1869 г. Кумыкский округ был преобразован в Хасавюртовский с

'Федоров Я.А. К вопросу об этногенезе кумыков // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. 1959, №1. С.109; Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961. С.40.

2Федоров-Гусейнов Г.С. Кумыки из рода дагестанского. Махачкала, 2001. С.6.

3 Сведения о численности народонаселения в Кумыкском округе // ЦГА РД. Ф.105. Оп.2. Д.89. Л.4.

■•Доклады комиссии по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области И ЦГА РД. Ф.105. Оп.1. Д. 11. Л.128.

5

включением в его состав Салатавского и Ауховского наибств в качестве 4 участка. Край, где проживали салатавские аварцы - Салатавия - таким образом, в изучаемый период уже не фигурировал в качестве самостоятельного административно-политического субъекта и был представлен в Хасавюртовском округе 13 селениями: Алмак, Буртунай, Гертма, Госгала, Гуни, Дылым, Зубутли, Зурамкент, Инчха, Иха, Миатли, Хубар, Старый Чиркей. Общее количество дворов в них достигало, по данным 1886г., 2326, а население -10693 человек1. В 1909 г. по требованиям чиркеевцев с. Старый Чиркей было передано в ведение губернатора Дагестанской области2.

Источниковую базу диссертации главным образом составили вещественные и полевые этнографические материалы, ранее опубликованные архивные материалы, документы, извлеченные автором из Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД) и Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (РФ ИИАЭ ДНЦ), а также соответствующие сведения из местных архивов, исторические хроники, письменные сообщения современников. Важно отметить, что в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ содержится значительное количество документов, выявленных дагестанскими учеными в архивных фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси и др. городов. В данной работе нашло отражение часть этих материалов.

В силу того, что исследуемый период не столь отдален от нас по времени, он позволяет рассматривать этнокультурные и хозяйственно-экономические стороны взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков не только посредством информаторов, архивных документов или народных преданий, но и по сохранившимся элементам традиционной архитектуры, одежды, домашней утвари, пищи, письменным источникам, традициям и обычаям данных групп населения. Материалы историко-этнографического характера были собраны нами в различных селениях Казбековского и Хасавюртовского районов РД.

Неизбежно хозяйственно-экономические и культурные связи между сала-тавскими аварцами и засулакскими кумыками находили отражение в их речи, поэтому в качестве одного из источников исследования рассматривались нами соответствующие лексические заимствования, которых особенно значительное количество содержится в диалекте салатавских аварцев. В этом плане большой интерес представляет труд проф. Н.С. Джидалаева, посвященный исследованию тюркизмов в дагестанских языках3.

Исторический экскурс данной работы отчасти базируется на ранее опубликованных и широко известных исторических документах. Это, в частности, «Повествование о прошлом Чиркея», который проливает свет не только

1 Материалы из ЦГИА Груз. ССР по истории Дагестана XIX в. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп. 1. Д. 327. Л.7; ЦГА РД. Ф.264-265,268-269,272-273,276-278.

1 Прошения жителей с. Ст. Чиркей о передаче их селения в Дат. область // ЦГА РД.

Ф.147. Оп.1. Д.2.

'Джидалаев Н.С. Тюркизмы в дагестанских языках: Опыт историко-этимологического анализа. М.: Наука, 1990.

на раннюю историю этого важнейшего салатавского поселения, но и позволяет понять социальную природу и характер освоения Салатавии в XVI -XVII вв.1 С этим документом сопоставим по своей значимости «Тарихи Эн-дирей»- историческая хроника, интересная и с точки зрения изучения взаимосвязей дагестанских народов2.

Из материалов ЦГА РД наибольшее место в данном исследовании занимают сведения из фондов управлений и поземельных комиссий Кумыкского и Хасавюртовского округов Терской области, отдельных салатавских сельских обществ, начальника Дагестанской области, коллекции копий документов ЦГВИА и ЦГИА СССР по истории Дагестана и др. Широко использовались для раскрытия темы диссертации статистические данные российских властей второй половины XIX - начала XX вв. В ЦГА РД хранится значительное количество документов, проливающих свет на аграрные отношения исследуемого периода в Северном Дагестане, в частности, прошения отдельных жителей Салатавии с просьбой закрепить за ними те или иные участки земельных угодий, купленных их предками у кумыкских феодалов. Также достоин внимания документ, составленный в 1908г. комиссией по исследованию землепользования в Нагорной полосе Терской области3. В нем даются краткие сведения географического и историко-этнографического характера о Салатавии, подробное описание форм землевладения и хозяйственной деятельности ее жителей, содержатся статистические сведения о народонаселении, земельных угодьях, расходах салатавских аварцев на аренду земель, покупку хлеба и т.п., позволяющие судить о масштабах и направленности торгово-экономических контактов салатавских аварцев.

Значимые исторические факты, описания и наблюдения, касающиеся этнокультурных и хозяйственных взаимоотношений салатавских аварцев и засулак-ских кумыков, содержатся в дореволюционных изданиях, таких, как «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник статистических сведений о Кавказе», «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», «Кавказский календарь», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», газета «Кавказ», издававшаяся в XIX в. в Тифлисе и др\

1 Сведения для будущего времени об основании селения Чиркей и о поселениях на Са-латаве // Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. Вып. 2. С. 209.

Тарихи Эндирей /Введение, перевод, комментарии Г.М.-Р. Оразаева // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С.202-213.

3Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и зем-

левладения в нагорной полосе Терской области. Владикавказ, 1908 г. // ЦГА РД Ф.147.

Оп.1. Д.7. Л.246 -253.

'Сборник сведений о кавказских горцах / Репр. изд. 1869г. М., 1992. (Далее ССКГ). Вып. 2; Сборник статистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869. Вып. 1; Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1866 - 1904. Т. 1-12; Кавказский календарь на 1898 г. / Под ред. Б. Кондратенко. Тифлис, 1897; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. Вып. 17.

7

Важный источниковедческий материал по данной теме включают в себя сборники архивных материалов, вышедшие в свет в 50-90-е годы XX вв. благодаря дагестанским исследователям - Х.-М.О. Хашаеву, В.Г. Гаджиеву, Т.М. Айтберову и др.1 В 1958 г. был издан сборник архивных материалов «История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.», в котором, в частности, содержатся описания русских военнослужащих A.M. Буцковско-го, Хрисанфа, Р.Ф. Розена и др., касающиеся природы, общественно-политических отношений, хозяйственной деятельности, поселений, быта и менталитета салатавских аварцев и засулакских кумыков2.

Историография вопроса. Взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков не стали предметом специального исследования в исторической литературе. Однако те или иные вопросы, касающиеся данной проблемы, нашли отражение в работах дореволюционных авторов, монографиях и обобщающих трудах дагестанских историков, различных публикациях советского и постсоветского периода. Следует отметить, что библиографических материалов, имеющих отношение к засулакским кумыкам, значительно больше по сравнению с материалами, относящимися к салатавским аварцам. Засулакская Кумыкия начиная со второй половины XVI в. находилась в орбите внешнеполитической деятельности России и часто упоминается не только в русской дореволюционной историографии, но и в ряде работ западноевропейских и восточных авторов.

Сведения, имеющие непосредственное отношение к истории и этнографии засулакских кумыков и салатавских аварцев, имеются в книге «Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв.» (описания А. Олеария, Я. Рейнегса, Э. Челеби и др.), подготовленной к изданию в 1992г. В.Г. Гаджиевым3. В труде немецкого ученого Я. Рейнегса, написанном в 1786г., встречается одно из первых в исторической литературе упоминаний о жителях салатавских предгорий: «При источнике реки Акдаш-суи поселился деревнями сильной и многочисленной народ, называемой губар; они не иначе для разбоя говорят совсем особливым и им только свойственным языком, которого ниже состоя их Авуг (Аух. - М.Б.) не разумеет»4. Очевидно, что понятие «губар» (искаженное от «Хубар» - названия одного из селений Казбековского района) автор употребил в собирательном значении в отношении всех жителей Салатавии. В сочинениях вышеназванных ав-

' Феодальные отношения в Дагестане XIX - начале XX вв.: Архивные материалы / Под ред. Х.-М.О. Хашаева. М., 1969; Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX вв. Сборник документов / Под ред. В.Г. Гаджиева. М., 1988; Хрестоматия по истории права и государства Дагестана XVIII - XIX вв. В двух частях / Сост. Т.М. Айтберов. Махачкала, 1999.

гИстор!га, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена, Х.-М.О. Хашаева. М., 1958.

'Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII - XVIII вв. / Сост. В.Г. Гаджиев. Махачкала, 1992.

"Рейнегс Я. Историко-топографическое описание Кавказа. 1796 г. // Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов. С. 253.

8

торов немало различного рода искажений и неточностей. Так, А. Олеарий, описывая жителей Кумыкии, пишет, что они «лицом безобразны, дики, жестоки, волосы их длинные как смоль»1. В работе Я. Рейнегса с. Миатли упоминается как «Миедли», Чирюрт - как «Циергут», река Сулак - как «Койсу» и Т.д.2

Не утратил своего значения труд И. Бларамберга «Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», написанный на французском языке в 1834 г., но ставший доступным широкой публике лишь в конце 80-х годов XX в. благодаря переводу и публикации И.М. Назаровой3. Данная работа составлена автором на основе личных наблюдений и использования различных источников и отличается широтой охвата и достоверностью излагаемых фактов, что делает его заслуживающим внимания историческим источником, в частности, и по отношению к нашему исследованию.

Д.М. Шихалиев (1811-1880), уроженец с. Эндирей, офицер русской армии, опубликовал под псевдонимом «Кумык» в 1848г. в газете «Кавказ», выходившей в Тифлисе, очерк «Рассказ кумыка о кумыках», являющийся и поныне одним из ценных источников по изучению истории и этнографии не только истории кумыков, но и их соседей - салатавских аварцев4. Он оставил интересные замечания о характере взаимоотношений между засулакскими кумыками и салатавскими аварцами.

«Изумрудом Кавказа, составившим достояние России» называл Салата-вию русский ученый, просветитель и врач И.С. Костемеревский. В 1858— 1859 гг. он опубликовал в газете «Кавказ», выходившей в Тифлисе, ряд статей, в которых подробно и ярко описал не только военные события, связанные с покорением края русскими войсками, но и природу, климатические особенности, народонаселение, хозяйственное положение данного края5. Известный кавказовед А. П. Берже называл эти работы И.С. Костемеревского «лучшими и достовернейшими» сведениями о Салатавии6.

Ценные сведения по истории и топонимике Салатавии и взаимосвязях между салатавскими аварцами и северными кумыками содержатся в статье И.М. Бахтамова «Чирка или аул Чиркей», опубликованной в газете «Кавказ» в 1863г.7 В ней автор приводит различные местные предания, объясняющие происхождение салатавских сел: Чиркей, Миатлы, Гельбах, Зурамкеит и др. и их названий. Также важные исторические и этнографические сведения, ка-

'Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию. 1671г. // Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов. С.115.

2 Рейнегс Я. Указ. Соч. С. 270.

'Бларамбсрг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М., 2005.

4 Шихалиев Д.-М. М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. Тифлис, 1848. № 44.

5 Костемеревский И.С. Саяатавия; Салатавская экспедиция; Дневник из Салатавского зимнего похода //Кавказ. Тифлис, 1858. № 1, 8, 16-19,21; 1859. № 60-62.

6 Берже А.П. Материалы для описания Нагорного Дагестана. // Кавказский календарь на 1859 г. Тифлис, 1859. С. 276.

7 Бахтамов И.М. Чирка или аул Чиркей //Кавказ. Тифлис, 1863. № 29.

9

сающиеся данной темы содержатся в работах авторов XIX в. - М.Б. Лобанова-Ростовского «Кумыки, их нравы, обычаи и законы», Н.С. Семенова «Очерки народных обычаев кумыков Терской области»1. Некоторые стороны взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков нашли отражение в исторических сочинениях А. Бакиханова, Е. Вейденбаума, Н.Ф. Дубровина, В.А. Потто, H.A. Абельдяева, О.В. Маргграфа2.

Интересующиеся нас сведения по данной теме содержатся в первом томе работы Н.Ф. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе», где дается описание различных местностей и этносов Дагестана. Его интересовали не только исторические и географические особенности, но и культурно-этнографические стороны жизни описываемых народов, в частности салатавских аварцев и засулакских кумыков.

Как известно, для дореволюционных авторов была характерна идеализация политики царизма на Кавказе и несколько предвзятый взгляд на местных жителей. К примеру, И.С. Костемеревский писал о салатавцах, что «племя это энергическое, кровожадное, хищное, совершенно сходное с аварами, описанными в средневековых хрониках, обитавшими в V-VI столетиях у подошвы Кавказа, в Крыму, Южной России и Венгрии»3.

Исследованию и сравнительному анализу обычаев и традиций салатавских аварцев и засулакских кумыков способствовали работы М.М Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе» и Алибекова Маная «Адаты кумыков», а также такие сборники традиционного права дагестанцев, как «Адаты жителей Кумыкской плоскости», «Адаты аварцев» и др.4

Советский период историографии Дагестана ознаменовался выходом в свет целого ряда фундаментальных научных работ как обобщающего, так и узкопрофильного характера, рассматривающие проблемы, связанные с историей, археологией, культурой и этнографией всех народов Дагестана в целом, их взаимоотношениями, как между собой, так и с другими народами России и других стран. Для них характерен гораздо более взвешенный и аргументированный подход к освещению рассматриваемых проблем.

Описания, оценки и выводы, имеющие непосредственное отношение к теме нашей работы содержатся в работах С.Ш. Гаджиевой, написанных в 5090-е годы прошлого века и посвященных изучению истории, социально-

1 Лобанов-Ростовский М.Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы // Кавказ. Тифлис, 1846. Ks 37, 38; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 80; Семенов Н. Очерки народных обычаев кумыков Терской области // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 3.

2 Бакиханов А.-К. А. Гюлистан-и-Ирам. Баку, 1926; Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871. Т. 1. Кн. 1; Потто В.А. Утверждение русского владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. 4.1; Абельдяев H.A. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // Кавказ. Тифлис, 1857. № 50-51; Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882.

3 Костемеревский И. С. Салатавия // Тифлис, 1858. №1.

'Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2; Алибеков Манай. Адаты кумыков. Махачкала, 1927; ССКГ. Вып.6. С. 1-20; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 59.

10

экономического строя, материальной и духовной культуры, традиций и обычаев дагестанских народов, в особенности - кумыков'. С.Ш. Гаджиева обозначила и некоторые вопросы, поднимаемые в данной работе. Например, еще в 1960 г. она писала, что «пристального внимания исследователей требует вопрос о возникновении и продолжающемся сейчас процессе развития поселений горцев на Кумыкской равнине. Этот вопрос, к сожалению, совершенно не изучен. Между тем, он имеет большое значение в определении исторических и экономических связей, а также культурной общности народа Дагестана»2.

В 1960 г. была издан первый том серии «Народы Кавказа» под редакцией М.О. Косвена, в котором рассматривались не только историко-этнографичес-кие особенности северокавказских народов, но и многие аспекты их взаимоотношений и взаимовлияния3.

Историю взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков в определенной мере можно проследить в многотомном обобщающем труде «История Дагестана», вышедшем в свет в 1967-1968 гг.4

В 60-70-е годы прошлого века увидели свет такие издания, как «Общественный строй Дагестана в XIX в.» Х.-М.О. Хашаева и «Очерки истории культуры народов Дагестана» Г.Ш. Каймаразова, в которых нашли отражение и некоторые аспекты из истории и культуры салатавских аварцев и засулакских кумыков5.

При рассмотрении общественного строя салатавских аварцев и тенденций его развития в XIX в. оказались полезными работы И.Р. Нахшунова и В.Г. Гаджиева, исследующие сущность и динамику развития дагестанских союзов сельских общин6.

М.А. Агларов в работе «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-начале XIX в.» раскрыл природу дагестанской общины и союзов сельских общин и выявил их отличия от архаической общины, которые заключались, прежде всего, в наличии на своей территории у общин позднего типа всей полноты политических и экономических прав. Такая община способна саморазвиваться и трансформироваться в самостоятельную гражданскую и поли-

1 Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М, 1961; Материальная культура кумыков XIX - XX вв. Махачкала, 1960; Одежда народов Дагестана. XIX - начало XX в. М, 1981; Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1985; Аталычество и побратимство в Дагестане {XVIII - начало XX вв.). Махачкала, 1995; Махачкала, 1967 и др.

2 Материальная культура кумыков. С. 41.

3 Народы Кавказа / Под ред. М.О. Косвена и др. М., 1960. Т.1.

1 История Дагестана. М., 1967 - 1968. Т. 1 - 2.

5 Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.

6Нахшунов И.Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956; Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начале XIX в. Махачкала, 1981.

И

тическую систему, как это произошло в античных странах1. Выводы и оценки автора находят подтверждение при рассмотрении различных аспектов жизнедеятельности салатавских обществ второй половины XIX в.

В 1988 г. был опубликован труд - «История народов Северного Кавказа», ставший результатом совместной работы большого коллектива ученых-кавказоведов. Значительное место в нем отводится культуре народов Кавказа, воздействию на нее передовой русской культуры, показу взаимосвязей кавказских народов, в частности, северодагестанских2.

Материальная культура аварцев нашла подробное отражение в монографиях дагестанских ученых: М.М. Ихилова, М.О. Османова, С.Х. Асиятилова и А.И Исламмагомедова3. В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН имеются работы К. Козловой и В. Тройницкой, исследующие также некоторые стороны материальной культуры дагестанских народов4. Эти и другие работы в той или иной мере затрагивают особенности развития аграрного и хозяйственно-бытового уклада салатавских аварцев, их культуру и историю.

Особого упоминания заслуживает работа А. Исламмагомедова по истории и этнографии аварцев, отличающаяся богатством фактического материала и современным подходом к освещению рассматриваемых проблем5.

При освещении взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков в области кустарных занятий и декоративного искусства оказались полезными публикации М.Г. Газимагомедова и С.М. Гаджимурадова, посвященные исследованию традиционных художественных промыслов народов Дагестана6. Преимуществом этих работ является наличие подробного описания технологии изготовления некоторых видов кустарного и ремесленного производства дагестанцев (в частности, войлочных ковров), фиксируя при этом элементы взаимовлияния.

В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранится также неопубликованная работа по истории Салатавии, выполненная проф. Г.Х. Ичаловым в 1974г.7

'Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале Х1Хв. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988. С. 196.

2 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917 г.) / Под ред. А. Л. Нароч-нникого. М., 1988.

5 Материальная культура аварцев / Под ред. М. М. Ихилова. Махачкала, 1967; Османов М.О. Поселения Дагестана в первой половине XIX в. (Вопросы типологии) // Материальная культура народов Дагестана в XIX - начале XX вв. Махачкала, 1988; Асиятилов С. X. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев (XIX - первая половина XX в.). Махачкала, 1967; Исламмагомедов А. Аварцы: Историко-этнографическое исследование XVIII - начала XX в. Махачкала, 2002.

"Тройницкая В. История ковроткачества в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. Оп.1. Д. 24; Козлова К. Поселения и жилшца аварцев //РФ ИИАЭ ДНЦРАН Ф. 5. Оп. 1. Д. 32.

5Исламмагомедов А. Аварцы: Историко-этнографическое исследование XVIII -начала XX в. Махачкала, 2002.

6 Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, 1988; Гаджимурадов С.М. Войлочные ковры Дагестана. Махачкала, 1994.

7Ичалов Г.Х. Особенности развития Салатавии XVI - XVII вв. (Исторический очерк Салатавии) //РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 1. Д. 270.

12

Она является первым обобщающим трудом (хотя и небольшим по объему) по истории данного края, составленным на основе большого количества документов и с использованием современных научных методов и подходов. Трудно не согласиться с мнением автора, который пишет, что «одним из наименее изученных вопросов в истории Дагестана является история сала-тавских аварцев»1.

Большой интерес представляет в плане изучения истории Засулакской Кумыкии и ее связей с соседними регионами книга М.Х. Мансурова «Засу-лакская Кумыкия», вышедшая в свет в 1994 г., а также его статья «Вовлечение Засулакской Кумыкии в общероссийскую экономическую систему»2. В них автор приводит большое количество сведений, освещающих торгово-экономические связи между Засулакской Кумыкией и Салатавией во второй половине XIX в.

В 1995 г. увидела свет монография Ш.М. Мансурова по истории Салата • вии конца XVIII - первой половины XIX вв. Это издание на подлинно-исторической основе, опираясь на обширный архивно-историографический материал, дает достаточно полную картину социально-экономического и политического развития Салатавского союза сельских обществ данного периода, уделяет внимание вопросам его формирования, характеру взаимоотношений с окружающими народами, топонимике, поселениям и т.д.3

Важные сведения по рассматриваемой проблеме содержат также работы A.C. Акбиева, посвященные исследованию общественного строя и земельно-правовых отношений кумыков в XVII - XVIII в. и опирающиеся на широкий круг исторических источников и литературы4.

В плане раскрытия взаимоотношений салатавских аварцев и других народов Дагестана и выявления особенностей и тенденций развития общедагестанской культуры оказались весьма полезными историко-этнографические работы С.С. Агашириновой, Б.М. Алимовой, М.К. Мусаевой, A.M. Умахано-вой и др.5 Особенно близки к теме нашего исследования монографии Б.М.

' Ичалов Г.Х. Особенности развития Салатавии XVI - XVII вв. (Исторический очерк Салатавии) //РФ ИИАЭ ДНЦРАН Ф. 3. Оп. 1. Д. 270. Л. 1.

2Мансуров М.Х. Засулакская Кумыкия. Махачкала, 1994; Вовлечение Засулакской Кумыкии в общероссийскую экономическую систему // Проникновение и развитие капиталистических отношений в Дагестане. Махачкала, 1984.

3 Мансуров Ш.М. Салатавия (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв.). Махачкала, 1995.

4 Акбиев A.C. Общественный строй кумыков в XVD-XVIII в. Махачкала, 2000; Земельно-правовые отношения кумыков в XVII-XVIII вв. // «Къумукь поз» («Кумыкская равнина»). 2000 г., 26 февраля.

5Агаширинова С.С. Очерки материальной культуры лезгин в конце XIX - начале XX вв. // Уч. зап. ИЯЛИ Дат. фил. АН СССР. Махачкала, 1958. С.233-264; Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем. Равнинный Дагестан. Махачкала, 1989; Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 2005: Мусаева М.К. Хваршины в XIX - начале XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Умаханова А.М. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала, 1991.

Алимовой «Взаимоотношения южных кумыков и азербайджанцев во второй половине ХЕХ - XX вв.» и H.A. Магомедова «Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII - первой половине XIX в. (экономический, политический и культурный аспекты)1.

При написании работы были использованы также материалы из публикаций местных краеведов. Это, прежде всего, работы, написанные на аварском языке И. Гаджиевым, Р. Идрисовым, Т. Ахмедзиявдиновым, а также истори-ко-краеведческие работы М.-А.И. Дадаева, Г. Айдемирова и С. Сафарова, Б.И. Мирзоева2. Последняя публикация представляет интерес, прежде всего, тем, что в ней приводятся статистические данные, относящиеся к Хасавюртовскому округу из «Военно-статистического описания Терской области», составленного Г.Н. Казбеком в 1888 г. в Тифлисе3.

Методологической основой настоящего исследования являются принципы диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа, обеспечивающие изучение явлений и процессов в обществе всесторонне, в динамике, через совокупность взаимосвязей, взаимозависимостей и противоречий. В основу исследования легли полевой материал, архивные сведения, музейно-краеведческие данные. Анализ и обобщение вытекающих из них научных фактов мы попытались построить на принципах общих и конкретных методов научного исследования. Поэтому в работе нашли применение как общенаучные (исторический, логический, классификационный), так и конкретные (сравнительно-исторический, описательный, метод видовой группировки и др.) методы научного исследования.

Научная и практическая значимость рассматриваемой проблемы в том, что она позволяет раскрыть специфические черты культурно-исторических процессов, происходивших в Северо-Западном Дагестане, связанных с взаимовлиянием и взаимопроникновением культур салатавских аварцев и засу-лакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв. В работе впервые вводятся в научный оборот ряд архивных документов, а также элементы традиционной материальной культуры салатавских аварцев, приводится сравнительный анализ идентичных предметов хозяйственного, бытового и другого назначения рассматриваемых групп населения. Материалы диссертации могут быть использованы в работах по истории Дагестана, связанных с изучением культуры и взаимовлияния его народов.

1 Алимова Б.М. Этнокультурное взаимодействие южных кумыков и дагестанских азербайджанцев в XIX - XX вв. Махачкала, 2007; Магомедов H.A. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII - первой половине XIX в. (экономический, политический и культурный аспекты). Махачкала,2004.

2 Гаджиев И. Салатавские партизаны. Махачкала, 1972. На авар, яз.; Идрисов Р. Сала-тавия - моя гордость. Махачкала. 2005. На авар, яз.; Ахмедзиявдияов Т. Чиркей. Махачкала, 1991. На авар, яз.; Дадаев М.-А.И. Краткий краеведческий справочник по Салата-вии. Махачкала, 2007; Айдемиров Г., Сафаров С. Миатли. Махачкала, 2009; Мирзоев Б.И. Записки краеведа о Хасавюрте. Хасавюрт, 2007.

3 Казбек Г.Н. Военно-статистическое описание Терской области. Тифлис, 1888. 4.1.

14

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры археологии и этнологии с приглашением членов кафедр истории России и истории Дагестана Дагестанского госуниверситета. Ее основные положения опубликованы в соответствующих научных изданиях и материалах международных научно-практических конференций.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих отдельные параграфы, заключения, списка использованной литературы, списка информаторов и сокращений и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обозначена актуальность темы диссертации, определены цели и задачи исследования, его новизна, хронологические рамки, объект и методологическая база, дан исторический обзор источников и литературы.

Первая глава - «Предпосылки этнокультурных и хозяйственно-экономических взаимоотношений салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв.» - состоит из двух параграфов. В ней дается краткое описание географических условий и общественно-политического строя салатавских аварцев и засулакских кумыков, совершается краткий экскурс в их историю.

В природно-климатическом отношении салатавские предгорья и Терско-Сулакская низменность взаимно дополняют друг друга, обуславливая тесное взаимодействие местного населения, прежде всего, в экономической деятельности. Относительно ранние и многоснежные зимы обуславливали отгонный характер овцеводческой отрасли салатавских аварцев. Особенно были заинтересованы в приобретении пастбищных земель на равнине жители селений Чиркей, Зубутли, Буртунай и Гертма, насчитывавшие в свои:: стадах тысячи и десятки тысяч голов овец и коз. Определенная экономическая зависимость салатавских аварцев от Засулакской Кумыкии обуславливалась также недостатком плодородных земель и относительно низкой урожайностью зерновых культур в Салатавии.

С южной стороны высокая гряда Салатавских гор служила естественны:.! рубежом между салатавскими аварцами и жителями Нагорного Дагестана (гумбетовцами, койсубулинцами и др.), связь между ними была возможна лишь по извилистым и небезопасным даже в летний период дорогам-тропинкам, проложенным через узкие горные перевалы. С засулакскимп кумыками салатавских аварцев соединяли несколько дорог. Эти дороги были пригодны для гужевого транспорта большую часть года. Значительную роль в развитии взаимоотношений между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками сыграли населенные пункты Эндирей, Аксай, Хасавюрт, находившиеся на месте пересечения их торгово-экономических и культурных связей.

Немаловажное значение для развития этнокультурных и хозяйственно-экономических отношений между салатавскими аварцами и засулакским и кумыками имели общность их исторических судеб и непосредственное включение Северного Кавказа в сферу политических и экономических интересов Российской империи. Засулакская Кумыкия, как известно, еще с середины XVI в. не только поддерживала тесные связи с Россией, тем самым достигнув значительного прогресса в своем развитии, но и способствовала распространению русской культуры во всем Северном Дагестане. Влияние засулакских кумыков ощущается в языке, хозяйстве, топонимике, жилищном строительстве, домашнем быту, одежде, пище, традициях и обычаях сала-тавских аварцев. «Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседних горцев - аборигенов, для которых их язык, весьма близко стоящий к другим тюркским наречиям Северного Кавказа... служит языком международных сношений, хотя в последнее время русский язык начинает его замещать в этой роли, проникая все дальше и дальше в горные ущелья Кавказа», - писал Л.Г. Лопатинский1.

В лексиконе салатавских аварцев можно найти немало слов, смысл которых мало знаком или вовсе не понятен для остальных аварцев, но хорошо знаком кумыкам. К примеру, «багипайи» начало, начинание (от кумык, баш-ла начинать), «агъу» яд, отрава, «этек» сапог, «гъаймахъ» сметана, сливки (по-кумык. къоймакъ), мелтав фитиль (по-кумык. мелтё), юрухъ подход, такт (от кумык, ёрукь порядок, режим), харал большой мешок, багьир таз и т.д.2 Некоторые тюркизмы в салатавском диалекте в отличие от аналогичных по значению общеупотребительных аварских слов по произношению близки к именно кумыкским их эквивалентам: хармуз арбуз (в литературном произношении - хъарпуз), гъапу ворота (каву) и др. Особенно изобилует кумыкскими выражениями словарный запас современных жителей Гельбаха и Бав-тугая, находящихся у самой равнины. В целом, по количеству тюркизмов (кумыкизмов, в особенности) язык салатавских аварцев превосходит другие аварские наречия, не говоря о других культурно-исторических сторонах их тюркизации. На особенность салатавского диалекта обратил внимание И.С. Костемеревский, отмечая, что «речь у них (салатавских аварцев. - М.Б.) аварская с значительным, впрочем, смягчением гортанных звуков. Кроме этого, мужчины все говорят по-кумыкски»3. Для определенной части салатавских аварцев кумыкский язык играл роль не только средства устного общения. По замечанию М-Р. Оразаева, «этот язык был одним из основных, который обслуживал население северокавказского региона и в той или иной степени удовлетворял его нужды в письменной фиксации литературных произведений, в обмене деловыми и частными корреспонденциями»4. На ку-

' Лопатинский Л. Г. Кое-что о кумыках и об их языке // СМОМПК С. 61.

2Джидалаев Н.С. Указ. Соч.

3 Костемеревский И.С. Указ. Соч.

4 Оразаев Г. М-Р. Тюркоязычная деловая переписка на Северном Кавказе XVII - XIX вв.: (Исследование тексты и комментарии.). Махачкала, 2007. С.64.

16

мыкском языке написаны некоторые произведения известных салатавских ученых-богословов Х1Х-начала XX в. Омар-Хаджи Миатлинского и Ума-хан-Хаджи Дылымского, письма преподавателя Ставропольской гимназии Гасанбека Нуцалова из с. Гуни, по-кумыкски свободно говорил и писал выдающийся аварский поэт Магомед Чиркеевский1. В начале 20-х гг. XX в. в салатавских школах преподавание велось на кумыкском языке. Правда, в последующий период кумыкский язык утратил роль средства межнационального общения и основного источника пополнения лексического арсенала салатавских аварцев.

Общественный строй салатавских аварцев и засулакских кумыков не был идентичным, однако уже к концу XIX в. происходило нивелирование различий между ними в этом отношении. Социально-экономический строй засулакских кумыков характеризовался сохранением сословной иерархии и наследственного земельного права, традиционных способов внеэкономического принуждения по отношению к зависимым группам населения, практики взыскания с них натуральной и отработочной ренты и т.п.2. Нормы феодального порабощения кумыкские землевладельцы стремились распространить и на приграничные салатавские селения, облагая различными податями их жителей. Феодальному гнету подвергались также салатавские аварцы, переселившиеся в Кумыкскую плоскость. В то же время, в Засулакской Кумы-кии и салатавских сельских обществах все отчетливее проявлялись признаки, характерные для начальной стадии капиталистического строя, такие, как укрепление определенной группы частных собственников, обнищание части свободных общинников, рост числа наемных работников (батраков), отходничество и т.п. Присоединение Дагестана к России способствовало росту взаимодействия между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками, территориальному разделению труда, уменьшению межэтнических конфликтов на основе земельных притязаний. Вместе с тем, колониальная политика царского правительства и налоговое бремя приводили к росту социального неравенства и оттоку части бедноты салатавских аулов на равнину.

Вторая глава называется «Этнокультурные взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине Х1Х-начале XX вв.». §1 «Взаимоотношения в области материальной культуры» посвящен анализу взаимосвязей салатавских аварцев и засулакских кумыков в характере поселений, жилищном строительстве, одежде и пище. Поселения засулакских кумыков и салатавских аварцев различались в основном двух видов: село («юрт», «росу») и хутор («отар»). Поселения Кумыкской равнины и близлежащие к ним салатавские аулы объединяло меньшая скученность домов, расположение жилого дома внутри усадьбы, наличие перед жилым строением двора и подсобных помещений, более отчетливая планировка и

1 Ахмедзиявдинов Т. Указ. Соч. С. 180.

2 Краткие сведения о привилегированных и прочих сословиях в Северном Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.1. Оп.1. Д.158. Л. 1-21; Феодальные отношения в Дагестане. С. 81.

наличие главных и второстепенных улиц. Эти черты не являлись определяющими для салатавских аулов верхней предгорной зоны (Старый Чиркей, Зубутли, Иха, Буртунай), которые отличались разнообразием типов жилищ (одноэтажные, полутораэтажные и двухэтажные), большей их скученностью и хаотичностью улиц, хотя и здесь в целом сохранялся горизонтальный характер расположения поселений. Салатавские селения подобно селениям за-сулакских кумыков в основном представляли собой крупные многоотраслевые в хозяйственном отношении населенные пункты с глубокими традициями самоуправления. Общим для них было застройка на малопригодной для земледелия местности, обращенность на юго-восток («къибла»), поквартальное деление, наличие примерно в центре поселения, обычно, рядом с мечетью годекана - места средоточия общественной жизни аула и времяпровождения мужчин.

В рассматриваемый период благодаря влиянию засулакских кумыков жилища салатавских аварцев претерпели значительные изменения. Прежде всего, это выразилось в увеличении количества комнат до трех, причем, средняя комната - «гьарве» являлась не только прихожей, как у кумыков, но и кухней и подсобно-хозяйственным помещением. В салатавских аулах, более других контактировавших с русскими или кумыками (Чиркей, Дылым и др.), появились большие дома с застекленными окнами и двускатными крышами, покрытыми черепицей или железом. Черепица изготавливалась в то время в селениях засулакских кумыков - Эндирее и Аксае. Благодаря связям с засу-лакскими кумыками в хозяйстве и быту салатавских аварцев появилось немало полезных элементов: входные сооружения во двор - «тугъас», надворные постройки («готерма»), печи, закрома (айгъиз, бежен), разновидности мебели и домашней утвари («тахтамек», «гьакенез», «ялгъав» к и т.п.). В начале ХХв. под влиянием засулакских кумыков в салатавских селениях появились выступающие из стен камины - печи с глиняными дымоходами, в которых можно было печь хлеб в каждой семье. В целом они представляли собой уменьшенный вариант общественных печей - так называемых «лъараг!кор» (букв, «кумыкская печь»).

Особенно ощутимые связи между засулакскими кумыками наблюдались в одежде и пище. Проникновение и распространение новых видов тканей и одежды среди салатавских аварцев (это происходило в основном через засулакских кумыков и русских) с одной стороны еще более нивелировало их внешние различия с северными соседями, а с другой - делал более заметным материальный достаток одних и бедственное положение остальных. Сравнительный анализ показывает, что по некоторым ее видам, материалам, деталям и их названиям («дарай», «полуша», «тастар», «яхсай явлукъ» и др.) одежда салатавских аварцев была очень близкой к одежде засулакских кумыков. Особенно это касается женской одежды. Большее сходство с женской одеждой кумыков имело, в частности, нарядное (свадебное) платье салатавских женщин - «полоша» (по-кумык. «полуша»). Оно отличалось тем, что плотно облегало фигуру, имело небольшой грудной вырез, двойные рукава.

Наподобие кумыкским, шубы салатавских аварцев имели более практичный вид, без ложных длинных рукав и огромных мохнатых воротников. На поясе они немного сужались и расширялись к низу.

Взаимовлияние салатавских аварцев и засулакских кумыков в пише выразилось в заимствовании друг у друга навыков приготовления различных видов традиционных блюд, таких, как хинкал, плов, чуду, халва, различных видов хлебных изделий, каш и т.п. В кулинарном деле засулакских кумыков, судя по названию некоторых их блюд, прослеживается определенное горское влияние. Например, старожилы с. Эндирей помнят время, когда их односельчане приготовляли «тав гъинкал» - горский хинкал, отличавшийся не только более крупными размерами, но и способом приготовления. Для него тесто готовили, замешивая муку с сывороткой, простоквашей или мясным бульоном. Также в обиход засулакских кумыков вошла разновидность дтикала из кукурузной муки под названием «гьалтама» (или «тав гьалтама»). Преимущество этого кушанья состояло в простоте способа изготовления и доступности для широких слоев населения. Возможно, заимствование горского хинкала было результатом связей местных чабанов с выходцами с гор. В свою очередь, названия многих кушаний и способы их приготовления у салатавских аварцев кумыкского происхождения. Это такие блюда, как «со-хъда» (от кумык. - «сохта») - вид колбасы, которую делали, наполнив кишку барана сваренными фаршем из ее внутренностей и различными специями, «хайгун» - яичница типа омлета, «долма» - голубцы, «чилав» ~ рисовая каша с фасолью. Рис и различные блюда с его использованием (плов, рисовую кашу, рисовый суп, чшав, долма) салатавцы, по свидетельству старожилов, заимствовали также у кумыков. Для сравнения рисовый суп у салатавских аварцев называется «дугудал чурпа», у засулакских кумыков - «дугу шор па». «Чилав» (у кумыков - рисовая каша) салатавцы готовили также из риса, но добавляя в него фасоль или кукурузу. Очевидно, от северных кумыков пришла к салатавцам традиция готовить плов и сдобный хлеб, известный как «назук» (у засулакских кумыков - «назик») к свадебным торжествам. «На-зук» готовился с добавлением в тесто молока, масла и яиц. Северокумыкское влияние очевидно и в укоренившихся в салатавских аулах видах кушаний, как «пурщина» (у кумыков — «буршуна») — вид горских пирогов («чуду») с начинкой из творога, тыквы, фаршированного мяса, яиц, лука, черемши, лебеды, мяты и других продуктов и съедобных трав. Это влияние отражено в названиях этих блюд: «хариялалъул пурщаби» (у кумыков — «халияр чуду»), «хъабхъш пурщаби» («къабакь чуду») и т.п. Начинкой для пирогов служила также простокваша, разбавленная кукурузной мукой. Некоторые разновидности «чуду», по данным полевых материалов, засулакские кумыки сами заимствовали у предгорных жителей, например, пироги с начинкой из творога.

Хлеб жители салатавских аулов, в отличие от своих северных соседей, преимущественно пекли из кукурузной муки - «мучари» (у кумыков такой хлеб носит название «мичери»). В него иногда для вкуса и уменьшения грубости добавляли мелко нарезанный нутряной жир. «Мучари» ели с просто-

квашей, сывороткой, сыром, его крошили в фасолевый суп. Из кукурузной муки на молоке или воде готовили кукурузную кашу - мамалыгу («бух1унч1ж!»). Это блюдо было распространено и среди кумыкской бедноты1. Кукурузный хлеб был предпочтительнее просяного или ячменного. Чабаны и беднота салатавских аулов, расположенных вблизи гор, как правило, были вынуждены довольствоваться лепешками или хинкалом из просяной муки, которая уступала кукурузной по вкусу и качеству. Однако все больше в изучаемое время в рацион салатавских аварцев (особенно - зажиточных) входил и пшеничный хлеб. Под влиянием северных кумыков салатавские женщины делали квашеный хлеб с использованием кислого теста («реччи»). Для приготовления мягкого хлеба тесто замешивали с помощью сыворотки или простокваши. Многие пшеничную муку из-за ее большей редкости и дороговизны оберегали для приготовления пирогов, каши и халвы. Также, на наш взгляд, салатавцы заимствовали у засулакских кумыков технику приготовления слоеного пшеничного хлеба - «нах бахун чед» (по-кумык. «майлы этмек», т.е. хлеб с маслом). По рассказам старожилов, салатавцы научились готовить у засулакских кумыков белую халву (по-кумык. «ун гьства»). Из напитков благодаря засулакским кумыкам широкую популярность в салатавских селах приобрел калмыцкий чай («кьалмукь чай»), которого готовили на молоке, с маслом и солью.

В §2 под названием «Взаимосвязи салатавских аварцев и засулакских кумыков в общественном и семейном быту» отмечается, что салатавцы и засу-лакские кумыки были связаны друг с другом многочисленными узами куначества, аталычества и совместных браков, способствовавшими еще большему укреплению добрососедских отношений между ними. Есть основание утверждать, что результатом развития взаимоотношений между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками стала определенная межэтническая интеграция, «в ходе которых постепенно нивелируются различия близких племенных, локальных и др. групп»2. В то же время следует отметить, что этнокультурные взаимосвязи между ними осуществлялись главным образом в направлении доминирования плоскостной культуры над предгорной, сала-тавской. Кумыкское этнокультурное превалирование в Северном Дагестане постепенно ослабевало по мере усиления здесь русского влияния.

В рассматриваемый период у засулакских кумыков, так же как иву салатавских аварцев основной социальной ячейкой являлась малая семья. Однако в отдельных случаях у них продолжали существовать также, как и у северных кумыков «большие нераздельные семьи и семейные общины..., основанные на коллективных формах труда и кооперировании всех средств про-

' Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков. С. 153.

2 Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) / Под ред. СМ. Замогильного. Саратов, 1998. С.143.

изводства»1. К ним в определенной мере можно отнести некоторые семейные общины в хуторских поселениях салатавских аварцев, объединявшиеся вокруг общего родителя и проживавшие компактно.

В исследуемое время участились брачные связи между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками. Чаще смешанные браки происходили в результате женитьбы переселившихся из салатавских аулов в Засулакскую Кумыкию мужчин на кумычках, причем, их дети, как правило, разговаривали на кумыкском языке и называли себя уже кумыками. Нередкими были также случаи выхода салатавских женщин замуж в селения засулакских кумыков. Это происходило, в частности, между семьями, поддерживавшими между собой кунацкие отношения. Особенно много совершалось смешанных браков в Эндирее. В этом селении, население которого было этнически разнородным, значительная часть жителей и теперь связывают свое родовое происхождение с теми или иными выходцами из горных и предгорных аулов.

В строгости и аскетизме семейных обычаев салатавских аварцев ощущается явно кумыкское влияние. Вместе с тем у них не прижились крайние формы семейных взаимоотношений, получившие распространение у засулакских кумыков, т.е. такие обычаи, как раздельный приём пищи в семье, запрет мужчинам оказывать внимание своим женам и детям при посторонних. У кумыков если отец «видел где-нибудь, что его ребенок упал,- он его не поднимал, если он плакал, - не успокаивал»2.

Наглядным примером усвоения культурных традиций одного народа другим могут служить салатавские свадебные обычаи, во многом повторяющие укоренившиеся элементы кумыкского бракосочетания. Как и у других дагестанских народов у салатавских аварцев практиковались гомогенные браки и, подобно засулакским кумыкам, «браки первостепенных узденей совершались преимущественно среди своего сословия... выдавать своих дочерей в низшие по происхождению сословия считалось унизительным»3. Были широко распространены браки внутри родственных групп и той или иной сельской общины (эндогамия). Также среди салатавских аварцев допускалась (но уже не без определенного общественного порицания) женитьба на овдовевших женах своих братьев (левират).

В горных дагестанских аулах (например, у хваршин) размеры материальных выплат невесте со стороны жениха при заключении брака были строго ограничены и носили во многом символический характер4. В отличие от них, у салатавских аварцев, как и засулакских кумыков, предсвадебные подарки невесте столь строго не регламентировались адатами, носили обяза-

1 Гаджиева С.Ш. О семейных отношениях кумыков в XIX в. // Уч. зап. ИИЯЛ Дат. фил. АН СССР. Махачкала, 1958. Т.4. С. 183.

• Алибеков Манай. Адаты кумыков. С.28.

1 Феодальные отношения в Дагестане. С.90.

4 Мусаева М.К. Хваршины в XIX - начале XX в. С.92.

21

тельный характер и нередко становились серьезным препятствием на пути заключения брака.

Вслед за засулакскими кумыками у салатавских аварцев получил распространение обычай оказывать устроителям свадьбы какую-либо материальную помощь - «баркала къей» (авар - благодарение). В салатавских аулах организацию и проведение в соответствующем порядке свадебных увеселительных мероприятий поручалось «чавуш» (по-кумык. «чауш»). Кумыкское влияние сказалось на хореографии и музыкальных инструментах салатавских аварцев. Для традиционной кумыкской лезгинки были характерны быстрый темп, круговое взаимосвязанное передвижение танцующей пары мелким шагом, грациозное и эмоционально сдержанное исполнение, строгое соблюдение половозрастного этикета'.

В дом жениха у салатавских аварцев невесту сопровождает, как и у кумыков, также одна из замужних ее родственниц, которую называют «тиши-аба»(с кумык, «абай»- тетя, старуха). В конце свадьбы проводился обряд, известный у засулакских кумыков как «аш уьй» и заключающийся во вводе невесты в новую семейную обстановку.

Третья глава — «Хозяйственно-экономические взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине Х1Х-начале XX вв.» - также состоит из двух параграфов. Поземельные отношения на протяжении многих веков составляли фундамент хозяйственно-экономических связей салатавских аварцев и засулакских кумыков. Сельскохозяйственные угодья, находившиеся в их собственности, нередко становились предметом насильственных захватов, взаимных разногласий, полюбовного дарения, обмена, купли и продажи. Внесение серьезных корректив в содержание и дальнейшее развитие поземельных отношений между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками были связаны с деятельностью российских властей во второй половине XIX в. Меры по ограничению земельной собственности кумыкских феодалов, предпринятые царским правительством в 60-е гг. XIX в., оказали весьма значительное влияние на конъюнктуру земельных отношений во всем Северном Дагестане. Кумыкские князья были вынуждены уступить около половины своих земельных участков в Кумыкском округе крестьянам. Новая власть не признала легитимности исторически сложившейся системы землепользования также и на территории салатавских аварцев, мотивируя это тем, что «влиятельные и сильные люди - князья и дворяне (Засулакской Кумыкии. - М.Б.), пользуясь своей силой, захватывали на своих территориях наилучшие и в больших количествах земли, обездоливая и ставя в кабальную зависимость простой народ». Тем самым были отвергнуты притязания кумыкских феодалов на земельные владения, располагавшиеся в их собственности в Салатавии до 40-х гг. XIX в.

Основные социальные проблемы рассматриваемого региона были связаны с землей, ее неравномерным распределением и острым недостатком у значительной части населения, особенно у салатавских аварцев. Царское прави-

1 Умаханова А.М. Хореографическое искусство кумыков. С. 21-39.

22

тельство проявляло крайнюю нерасторопность в решении аграрного вопрос л в предгорных и горных областях Дагестана и Терской области. В отличим от равнинной территории, в предгорной полосе Терской области, где жили среди прочих народов и салатавские аварцы, земельная реформа не проводилась, и поземельный вопрос являлся как основным источником социальной напряженности, так и наиболее значимым фактором, определявшим экономическое положение салатавских аулов и отток части их жителей на равнинные кумыкские земли. Земельные наделы не получили и те салатавцы, которые поселились на территории Засулакской Кумыкии после 1859г. Более того, салатавские аварцы были лишены права свободно распоряжаться своими земельными владениями. В государственную собственность были включены часть пахотных и пастбищных земель салатавцев, а также все лесные массивы, располагавшиеся на их территории. Власти обязали население платить непомерно высокие и разорительные для него налоги. Все это препятствовало экономическому развитию предгорной зоны Северного Дагестана, обуславливало обнищание большого количества людей, что, в свою очередь, вынуждало их искать пропитание для себя и своих семей, главным образом, в соседней Засулакской Кумыкии. Выходцы из салатавских аулов были практически в каждом поселении Засулакской Кумыкии, где они ассимилировались с кумыками. Особенно много салатавских аварцев переселилось я кумыкское селение Эндирей.

Процесс приобретения земель у кумыкских феодалов состоятельными салатавскими аварцами продолжался и в изучаемый период, причем, уже не только в своем крае, но и на плоскости. Так, в 1871 г. житель с. Чиркей капитан Пайзулла Дациев приобрел у тарковского шамхала Шамсудина две пастбищные горы в Салатавии за 8000 руб. серебром1. В 1882 г. он же, будучи в звании подполковника купил у аксаевского князя Капланова Б. пастбищный участок под названием «Нижний Тал-Кутан» за 9000 рублей2. Если раньше платежным средством покупки земли у кумыкских владельцев служили наряду с деньгами рабы и скот, то во второй половине XIX в. землю в Кумыкской плоскости салатавцы приобретали исключительно за деньги3. Таким образом, в исследуемый период наблюдалась неуклонная тенденция к росту и укрупнению частной собственности и разрушению общинного землевладения, что, в свою очередь, свидетельствовало о складывании в Салатавии фундамента новой социальной структуры и экономических отношений. При этом сближались позиции кумыкской знати и богатой верхушки салатавско-го общества, заинтересованных в эксплуатации малоимущего населения.

Контакты салатавских аварцев в хозяйственной сфере с соседними народами, особенно с засулакскими кумыками, ослабленные в годы Кавказской войны, вновь налаживались и выразились, прежде всего, в развитии торго-

'Прошения и заявления жителей Салатавии об утверждении их в поземельных правах // ЦГА РД. Ф. 147. Оп.4. Д.41 «а». Л.2.

2 Ахмадзиявдинов Т. Указ. Соч. С. 45.

3 ЦГА РД. Ф.147. Оп.4. Д. 41 «а». Л. 15; Д.34 «а». Л.52.

23

вых отношений, освоении новых видов земледельческих культур и заимствованиях материально-технического характера. Это объяснялось не только традиционным недостатком тех или иных видов продукции, например, зерна, соли, металлов, некоторых видов ткани и одежды и т.д. или пастбищных угодий, но и ростом спроса на производимые салатавскими аварцами товары (кожа, шерсть, лес, виноград, вино и др.), расширением на рынках Засу-лакской Кумыкии ассортимента изделий российского производства, и, наконец, наличием здесь для определенной части населения (часто - призрачной) возможности поправить свое материальное положение. Развитие земледелия, скотоводства и торговли обусловили территориальное разделение общественного труда, складывание товарного производства и появление новых социальных групп. Салатавские аварцы арендовали у кумыков зимние пастбища степной зоны (кутаны). Приобретение кутаное осуществлялось и некоторыми сельскими обществами (Чиркей, Зубутли). Отрегулированные в течение многих веков хозяйственные традиции способствовали формированию общности экономических интересов жителей Северного Дагестана, рациональному разделению труда, исключению межэтнических конфликтов на основе земельных притязаний. Хозяйственные связи с засулакскими кумыками способствовали восприятию салатавскими аварцами элементов земледельческой и скотоводческой культуры кумыков, совершенствованию орудий труда, агротехники, улучшению качества скота, заимствованию новых видов плодов и овощей. Эти связи носили взаимовыгодный характер, не ущемляли интересов ни одной из сторон, так как основывались на глубоких традициях и экономических интересах. Длительные взаимосвязи, как со степным, так и горным населением, повлияли на формирование у салатав-ских аварцев своеобразной культуры и этикета скотовода. Превалирование специальных терминов кумыкского происхождения в скотоводческой отрасли у салатавских аварцев объясняется тем, что их чабаны, проводившие долгие зимние месяцы на равнинных пастбищах, имели больший опыт общения с кумыкскими жителями и в частности, с их скотоводами.

В салатавских селениях значительное развитие получили кустарные промыслы и ремесла: изготовление бурок, ковров, сукон, ворсовых, безворсовых и войлочных ковров - арбабашей, обработка шерсти и кожи, ювелирное дело. В Чиркее, Зубутли, Гуни, Ихе было налажено изготовление шуб, обуви, головных уборов. Салатавское народное декоративное искусство второй половины XIX - начала XX вв. нашло яркое выражение в чиркеевском медно-чеканном и ювелирном производстве, хубарском ворсовом ковроткачестве, дылымском и гунийском войлочном ковроделии, художественной обработке дерева гертминцев и представляло собой заметное явление в многонациональной культуре Дагестана. В названиях, технике изготовления и художественном оформлении изделий салатавских мастеров ощущается огромное влияние засулакских кумыков. Между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками велась оживленная торговля и обмен продуктами земледелия, скотоводства, садоводства и ремесленного производства. На местных

рынках (в Энднрее, Дылыме, Буртунае) продавались товары, привезенные из Нагорного Дагестана, Чечни, Кизляра, Астрахани, Кабарды. Особенное значение приобретали связи с русским населением, знакомым с более совершенными методами сельскохозяйственного производства. Благодаря им са-латавцы и засулакские кумыки начали внедрять в сельскохозяйственное производство новые культуры: картофель, помидоры, свекла, различные сорта плодов и винограда, некоторые породы крупного рогатого скота и овец, более совершенные орудия труда.

В Заключении содержатся выводы и обобщения, суть которых сводится к следующему:

Природно-географические условия и наличие удобных путей сообщения благоприятствовали формированию и развитию устойчивых этнокультурных и хозяйственно-экономических связей между салатавскими аварцами и засу-лакскими кумыками.

Немаловажное значение для развития этнокультурных и хозяйственно-экономических отношений между салатавскими аварцами и засулакскими кумыками имело общность их исторических судеб и непосредственное включение Северного Кавказа в сферу политических и экономических интересов Российской империи. Присоединение Дагестана к России способствовало росту экономического взаимодействия между салатавскими аЕарцами и засулакскими кумыками, уменьшению межэтнических конфликтов на основе земельных притязаний. В то же время колониальная политика царского правительства и налоговое бремя приводили к увеличению социального неравенства и оттоку части бедноты салатавских аулов на равнину.

Развитие хозяйственно-торговых связей между засулакскими кумыками и салатавскими аварцами во второй половине XIX - начале XX вв. повлекло за собой расширение взаимных контактов между ними в самых разных сферах материальной и духовной культуры. Именно к этому периоду следу ет относить возникновение в жилищном строительстве, интерьере домов, одежде, пище, обычаях салатавских аварцев многих явлений, в значительной мере изменивших их традиционный культурно-бытовой уклад. Салатавскии аварцы и засулакские кумыки были связаны друг с другом многочисленными брачными узами, традициями куначества и аталычества, что еще более укрепляло добрососедские отношения между ними. В частности, значительное сходство наблюдалось в их свадебных традициях и обрядах (материальные преподношения родителям брачующихся со стороны прибывших на свадьбу, свадебный «гарас» и т.п.), хореографии, музыке и музыкальных инструментах.

На развитие хозяйственно-экономических взаимосвязей салатавских аварцев и засулакских кумыков значительное влияние оказывали поземельные отношения. Нехватка земли, бедность вынуждало часть салатавских аварцев искать пропитание для себя и своих семей, главным образом, в Засу-лакской Кумыкии. Выходцы из салатавских аулов были практически в каждом поселении Засулакской Кумыкии, где они, как правило, ассимилирова-

лись с кумыками. Контакты салатавских аварцев в хозяйственной сфере с соседними народами, особенно с засулакскими кумыками, ослабленные в годы Кавказской войны, вновь налаживались и выразились, прежде всего, в развитии торговых отношений, освоении новых видов земледельческих культур и материально-технических заимствованиях. Салатавские аварцы арендовали у кумыков зимние пастбища степной зоны (кутаны).

В салатавских селениях большое развитие получили кустарные промыслы и ремесла: изготовление бурок, ковров, сукон, ворсовых, безворсовых и войлочных ковров, обработка шерсти и кожи, ювелирное дело. В названиях, технике изготовления и художественном оформлении изделий салатавских мастеров ощущается значительное влияние засулакских кумыков. Несмотря на то, что хозяйство засулакских кумыков и, в особенности, салатавских аварцев, в целом было направлено на удовлетворение собственных материальных потребностей, т.е. носило натуральный характер, между ними достаточно активно велась торговля и обмен продуктами земледелия, скотоводства, садоводства и ремесленного производства.

В развитие культурных связей между народами Северного Дагестана ощутимый вклад внесли педагог и просветитель Гасанбек Нуцалов, поэт Магомед Чиркеевский и др. Гасанбек Нуцалов проявил себя и как блестящий знаток кумыкского языка, впервые осуществив перевод на него Библии по заказу Британского библейского общества.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих научных публикациях:

1. Беркиханов М.С. Поземельные отношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала, 2010. № 1. С. 15-19.

2. Магомедсалихов Х.Г., Беркиханов М.С. Социально-экономические взаимоотношения Салатавии и Засулакской Кумыкии в пореформенный период // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала, 2009. № 4. С.23-27.

3. Беркиханов М.С. Семейно-брачные взаимоотношения салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине Х1Х-начале XX вв. //«От Античности к Возрождению». Материалы международной научно-методической конференции - «IX Дзагуровских чтений. Сборник трудов кафедры Истории стран Европы и Америки. Махачкала, 2010. Вып. 9. С.44 - 46.

4. Беркиханов М.С. Салатавские аварцы и засулакские кумыки (хозяйственно-экономические и культурные взаимоотношения во второй половине XIX - начале XX вв.). Махачкала, 2011.240 с.

5. Магомедсалихов Х.Г., Беркиханов М.С. История Салатавии в документах и исследованиях (XVII - начало XXI вв.). М.: Парнас, 2011. 304 с.

Подписано в печаль 28.01.2011 г. Формат 60х84!/1б. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1,2. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. Тел.: +7-928-264-88-64, +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164