автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этносоциальная история оромо. Вторая половина XVI - вторая половина XIX веков

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Янборисова, Роксана Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этносоциальная история оромо. Вторая половина XVI - вторая половина XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этносоциальная история оромо. Вторая половина XVI - вторая половина XIX веков"

акадежя наук ссс? ордена друнбы народов институт

этиологии и ан7кш0я0ш имени Н.Н."иклухо-Уаклап ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛ'ЛАЛ

На прптах рукописи

ЯНБСРНСОВА Роксвна ВлалимироЕНа

ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 0Р0!,Ю. Ь1иРАЯ ПОЛОША Ш-ВГЭРАЯ ПОЛОВИНА XIX БВК08

Спепиальнооть: 07.00.07. - этнография

автореферат диссертации па соисканий учипоЛ степени . кандидата исторических паук

ленинград 1991

О

Работа выполнена в отделе этнографии нрродов Африки Ленинградского филиала ордена Друкбы Народов Института этнологии и антропологии имени Н.Н.МиклУхо-Маклая Академии Наук СССР.

НаучныЧ руководитель -доктор исторических наук О.Б,ЧЕРНЕЦОВ

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, И.А.БУТИНОВ доктор исторических наук, профессор В.С.ЯЛЬЯ

Ведудее учреждение - Ленинградский государственный университет, кафедра этнографии и антропологии соторического факультета.

Зат^та диссертации состоится " " 1991 года

в часов мп заседании еяециаллэироэ-знного совета Д 002. 02 по защите диссертаций на соискание учеьой степени доктора исторических наук при Ленинградской филиале орден и Дружбы Народов Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (199164, Ленинград» Университетская набережная, 3).

С диссертацией иожйо ознакомиться в библиотеке Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР.

Автореферат разослан " и 1991 года.

Ученый секретарь социализированного- совйта кандидат исторических наук

А.М.ГЕисЕТОЗ

I. ОБ^'йЯ ХАРА1ЛКРИСТЛКЛ РЛБ'.)Т£1

Актуальность теми. Орано - наиболее многочисленней из народов кушитской грулиы семиго-хакитскэи языковой семь!). Ло дан-ннм на 1983 об^ая численность орэмо - 12,1 млн. человек, из которих в ^иопии обитает 11,9 млн., что составляет 36,2% населения страны.

3 ХУ1 веке орочо обитали в кташг«: районах Эфиопии. они представляли собой совокупность мнотсстза достаточно однородных в культурном отношении кочевых скотоводческих групп. Е результате массовой миграции ХУ1-ХУШ веков группы этноса дисперсно расселились по территории Эфиопии, утратили культурную гомогенность, стали различаться по системе хозяйстьа, социальной организации, уровня социально-экономического развития и т.,п.

Среди фундаментальных теоретических направлений содетскол и зарубежной этнография валкое место занимаю? исследования по проблемам общественного развитие на переходной стадии от доклассовых обществ к раннеклассотш, по проблемам кочевничества, систем Е.озрастних классов, этнических об^ноотеп, этнической культуры, этнического самосознание. Как кажется, пкг.М13 тех резких, существенных изменений, которна произошли в социальных организмах различных этнографических групп орочо, ньтеяение особенностей и закономерностей этих изменений, создание этносоциальных реконструкций имеет непосредственное! отношение к перечисленный вше проблеиям и вносит определенный с клад в и>: разработку. Это, н^сомкенно, свидетельствует об актуальности изучения этносоциальной истории оромо.

¡¡ачало научного изучения оромо в Европе относится к 30-м годам XIX века. С тех пор этот народ неизменна,приплзкад снимание ученых и превратился а традиционный объект исследования. В настоящее вречя за руосчэм (в точ числе я в Эфиопии) библиография научных работ, посв)гценчнх проблемам ■ этнографии оромо, постоянно увеличивается. На синхронно« и дкахроаюч уровнях иэу'.йптся локельнне группы этноса, их социальные системы и отдельные социальны? институты, материальная и духовная культура, этнические и социальные процессы и т-л. Однако не сузостауот обобщениях исследований, которые даст целостное яредставлекнэ об этносоциальной историй оромо.В советской этнографической науке оромо не бнлн объектом монографического исследования, Оромо

р5ас:л£тр:1еьлиоь только в аспекта изучен:« проблемы систем воз-psorпых к.?гссоь (Х.П.Налгшсьская, В.М."псиглп); среичителького исодедовааля xosäUctbö и ссэдалгпоЯ ерггкнзацпк окст оводов Бос-точной Африка (К. П. К с- л i: св с г а к); эт нее отпи лыпа процессов ь со-иременкоЗ Эфкоявл (А .Б.Крмпз). В целом, оромеюй «егериол использовался S раСотьх советских исследователей ограниченно и разработан существенно слабее, чем по другим африканекки народам.-

Представляется, что, несомненно, назревшая необходимость целостного глбл/за этносоциальной историк згносо» его незначительней изученность ь советской неуке текжо еввдетельстау с? od актуальности темы исследования.

Исследование этассоцнйльь'сй истерла оромо ктест к практическое гкочен;:е, так как объясняет причини подъема в настоящее яромя втккческого сз.чосозканж оромо, рост8 в их среда еигсг-HöMiifjTCKHX и сепаратистских тенденций и » целок проливает свет не исгорг.чяскиэ кориц этических конфликтов к их яаяигичзских иоследст2?л з современной Эфиопии.

Цель задачи исследования. Основная цель исследования -комплексное изучение этносоцкальисй истории оромо, выявление общих -сеиде сша, зексвсмзрно~тей я особенностей развития этно-сз (иагори'лс-сраииителькьХ, с одной сторож, .обобщающий, с другой стороны, анализ этносоциальной истории различных этнографических групп оромо).

Среда кеккротннх задач исследования:

- анализ sm-p&цаоййого процесса оромо;

- анализ пропее-сз инкорпорации отдельных груси оромо в структуру Эфиопского государства к связанных с зтиа соцйалько-ановсмичзских к культурных преобразований;

- ссгдзнве реконструкции модели хозяйства, социальной оргакязв-1д!й, уровня социально-экономического разйгтия социальных организмов оромо второй яоло^пна 271 аека;

- мшлкз внутренней трансформация системы зозрастких классов;

- выявление динамики культурах преобразований и объективной основы согрешения вгкс/культурноЗ общности срама*

Наряду с-перечисленный«, исследование ставит. паред собой и некоторые другие задачи* огличаедигся- Солее чзстп'ш; характером, когорке, eck кажется, ■ спесобсгвуат.решении оеиоаиых.

Хроиолотмчесгае рамки работы - вторая половит ХУ1 - вторая пололша MX »еноз - обусловлен« "йряигеескяна точками" эт-

носошэльаой историк орсмо, вызвавшими ка-естеекные изменения основных характеристик этноса. Нкяняя грзшщп - ньчало активного мэтрзщюикого процесса; верхняя - присоединение s последней зтвертк XIX века к Эфиопской монархи::, которое повлекло резкие изменения п развита:; со1£:ально-эконсжчес:г.:х процессов, что требует уже секостсятелт.ного исследования.

. "етодологическсй g теоргтячео'еЗ оснсао?, диссертационной работы кзляотся принципы кгтерлялгсгачясксй диалектики в их применении к истерла (исторически материализм); сраанулоль-но истерический метод исследования; теоретические разработки по проблемам систем возрастных классов; -nnnpoca^ переходного периода ст доклассовых обществ к раннеклассовым; проблемам этнической общности, этнической культуры; этнического самосознания; кочевг.ичесл а к др.

Каучйля ноша на исследования определяется прежде всего тем, что оно является первым в этнографической науке, опитом комплексного изучения этносоциальной ксторли оромо. Впервые раесматриваатся такжз и многие из конкретных задач исследования, 3 яервув очередь к ним относятся: попытка стадиальной атрибуции социальных организмов различных групп этноса на разных исторических этапах; реконструкция процесса внутренней трансформации систем возрастных классов; выявление динамики изменения социальных структур, дультуркых характеристик этносавыделение основы этнокультурной обшности оромо; рассмотрение процессе инкорпорации отдельных групп оромо в структуру Эфиопского общества. Вопрос о ролл оромо в истории Эфяспаи уго ьатрапталея во многих исторических трудах, однако в указанной еспег з проблема ещё не рассматривалась. Некоторые из поставленных в работе задач ухе являлись предметом анализа. Tas, реконетрулро-валась социальная организация оромо второй половины УЛ. века. Однако структура стпреней системы, с^овоаолагэиппе-принципы функционирования, типологические характеристики реконструировались неоднозначной Некоторое зарубежные исследователи рассматривали и миграцию оромо. Однако, деае сравнена предложенных, в разных работах сх.м миграционных путей^ сввдетельствует о там,

* Ср., напр., Млсюгин B.U., Чернецов С,Б. "История галла" как зтнокстори.ческпй источник //Труда Института этнографии. Новая Серия. Т. 105. АЗС. XI. JL, 1978; Hobanaei Heassn. Or oso ot Ethiopia 1500-1850* with special enpbasin on tho Gibe ra^ior Ph.D. tlwaia. ЪогИоп university, 1933. 7 См. ПГИЛ07ГПИИЯ к лпгсоптаяноннрй работе I.I. - Т.6.

что результаты их исследований разноречива.

йсполъзоаалные я тздботе источники кокко разделить на три больаие группы: »¿яопекке источники ХУ1-Х1Х веков; европейские источники ХУ1-Х1Х ьекез, научные этнографические исследования и описаний.

З^иопогие источники, в свов очередь, представлены гремя группами: произведениями, -посвященными описания оршо; произведениями официальной историографии и "краткими хрониками*'.

Историография оромо возникла в конце ХЛ века с появлением "Истории гелла" -первого письменного источника, специально посвякенного описанию- этого народа. "История галле" ХУ1 веке -бесценный источник, гдэ представлена не только целостная, схематичная картина миграционного процесса, но и хозяйственная кизнь, генеалогическая структура, социальная организация оромо второй половины ХУ1 века. Численность известных к настоящему времени рукописных источников, относящихся к историографии оро-мо достигает двухсот и насчитывает Солее С СЮ листов. В Соль-шинстае своем они остается неизменными. Завершающее сочинение данной группы источников - "История галла", написанная нэ рубежи Х1Х-ХХ вчков. Зто - труд, обобщавший известный я концу XIX века фактический материал по народа оршо к во ыяогом сс-човенный на устной традиции и фольклоре оромо.

Произведения эфиопской официальной историографии - это пространные царские хроники Ш-ХУШ веков; "Краткие хроники" -компиляции, где в сокращенном виде содержатся изложения важнейших событий эфиопской историй.

Европейские источники г книги европейских путешественников, миссионеров, торговцев, военнкх инструкторов а т.д., как правило, представляв*! собой путевые заметки, гдэ, наряду с описанием путешествий, содержатся описания наглядных сторон жизни различных народов; обрядов, церемоний, традиций, религиозных представлений и иногдв социальных явлений.

Ранние европейские источники - это сочинения португальских путешественников ХУ1 века, иезуитских миссионеров первой трети ХУЛ века и европейских историков ХУП века.

Пер;?од Егорой половины ХУЛ - второй половины XIX веков освещай в европейских источниках крайне неравномерно. Достаточно полно отражен в источниках лиаь период 40-60-х гадов XIX века.

Современная кеучнвя литературе, в основном, представлена ценными исследованиями различных аспектов этнография резных

территориальных групп оромо, построенный на полевых материале*. Использовались и отдельные работе по истории, с сила.'."-.!'.™;' строю, культуре оромо„

Научно-практическая значимость. Материала и выводы дг.сер-твцнояной работы могут быть РСПОЛЬЗОВЗНЫ при Д8ЛЫ1£.-йе,8м изучении различных аспектов отнографиа оромо, их истории, этнических процзссоз и меяэтнических отношений в современной Зфлол'лл; яри написании работ по этносоциальной истории народов Африки; при дальнейшей разработке общетеоретических вопросов зтногрефи-ческсй науки и истории первобытного общества; при чгенди спецкурсов и разработке пособий для студентов исторических и востоковедческих факультетов высших учесных заведений; при подготовке соответствуй;;;!« разделов в энциклопедических, справочных и ноу4Fо-г:с...уллр¡шх изданиях.

Апробация работы. Основные положения диссертации отречены в нескольких публикациях. По теме исследования были сделана со-ойкания на выездных сессиях научного ссвето по проблемам Африки в 1939, I99Q и 1991 годах. Диссертация сила обсуядена на заседании Отдела этнографии народов Африки Ленинградского фг'лма-ла Института этнологии и антропология Ali СССР и рекомендовано к защите.

Структура роботы. Диссертация состоит из введения, четырех глав,заключения, библиографии и приложения, в которое вхс-дят карты, схемы и диэгр&ша.

П. ССНОШОЕ СОДЕРЕаНИЕ -РА.БСТЫ Во Введении раскрывается актуальность, научная ноачзк-, научное и практическое значение темы исследования; спруделяет-ся степень ее изученности; обосновываются ее хронологические рамки; формулируются цель и задата исследования; определяется его теоретическая ц методическая основа; Д8ется общая оценка использованных источников и литературы.

Автор оговаривает, что предлагаемые в ропоте реконструкгрти •< являются лишь идеялышми моделями, что с большей долей вероятности реконструируются основные структурообразующие приняиги социальной оргеклзоцип, ведущие тенденции развития, в при попытках воссоздания конкретных форм результаты становятся все более относительными.

Отмэчеется, что существупт различные методы изучения ятни-чйсиоЯ, этногоцпялытоЛ иоторля. Наиболее часто применятся ре:

россэкткьньй метод, когда историк исходит из современной картина и сгремлгс:; додать процесс ее $ормЕроьш:>;я.. Одной из лричаи пскмеаеиия ретроспективного метода /шляется часто йокехописл кигсгш'-:»! к трактовке письменными ^сточнлкеии.обвдстгоиккх стнс-иин;",:, которые порог! тгдассадг.сь авторами по известные им об-реп.р:.! с.сссаьоших ооуестз, каходивсахся кя более высоких сгу-пенкх обцрсгвея'кого ре заики. Псдоб&й метод яоэяоляег избегать 01чиСсчж1х еызодсо при анализе источников. Однако достаточная гаьресотанкость мсуодсв критики источников делает возмогшим также псследовпнля в направлении естественной хронологической последовательности.

По мнении автора, в случае рассматриваемой темы, кмейно этот мотод наиболее целесообразен, что объясняется так&е наличном контрольного и сравнительного материала для ингерпсегапта источников - моногрЦпчвскк исследованного сбдостса оромо группы осран, которое по се?, день сохранило традиционное хозяйство и саиюлыса систем:'-, ррят<т?лесга не вступало в контакта с сб-аествс^ми оплее вксогсго уровня развития и, как представляется, ¿.!0 много« отвечает принципу сг2д;£дьной равноценности. Лшзь при мо;;ел;;рор&ний ьра:.гиггзе;-:л кедоь-у.вднтярованного источниками прсцэсса внутренней трвкс$орлация системы возрастах клессоя ивте^ом применяется и рсгрсспекткаккй метод анализа.

Лервея глива "Йигрзцйл оромо на территории дЬпопии в Ш-,\7П вз". посвящена анализу массовой йкгрзцтк кочевых групп оромо, которая продолжалась в период 20-х годов ХУ1~ИШ веков.Пс-добпне хронологические рамки миграционного процессе обоснсвкпа-йтся отграничением нзсссво;! миграции этноса, с одной стороны, ог переселений отдельных групп оромо до ХУ1 века, с другой стороны, ог мчгрсиаН;, вызванных последствиями "колониавц.-га'1 оромо Зц-иопсксй монархией в конце XIX века; от современных миграций, ймзпанпих сложной экономической, этносоциальной и политической обстГгГоькоИ в Эфиопии, а также от миграций групп этноса, сох-ран®:«;« подвижней характер 'экойомичесиой базы.

В миграционном процессе Х/1-ХУШ веков епгор выделяет три-'--, этапа: .

20-е - нечгдю 00-х годов ЖУ1 века - начальный этйа$ • 60-е Гсды ХП - начало ХУП векоя пик мкг^оцконной'активности, качало второй волки миграции. К концу эгага орта зэсе-дяют больщуя.часть территорий, занятых (той в Эфиопии в настигшее время;-

- ? -

»

- ХУЛ - ХУШ зеке - этап постепенного угасания миграции. Т.'игрь-икя осуществляется отдельными группам.! этноса,'»' осздеясы, у.

Сластях, но' пранадлекеваих о^цоасксй монархии, на sn'o-áPnfuw, юге, востоке. 3 территориально',! аспекте воеимортнсхлч'ий ^допек ого государства а оромо в иечэле дгчкого этапа устакашж тся стьтуо кво; оромо постоянно подвергают различные о<'л' -тн п&бг-v£м, но не могут -заселить их, а^доаокке цорч. пыгеится страхать кэоеги и совераеат рейды в орсмскне г.еыяги но'кв .могут крз-кр^тить череды набегсв, ни- отзсовъгь у орсмо некогда гркнадле- • тзтне монархии гемлн. По сравнена» со агарам отsrw» территориальное расширение незначительно.

На первом этапе миграции все группы оромо, которгз подразделял;«} н две общности барайтума :г борон, совместно двигалась Не северо-восток, ¡la втором этапа четко здд«ля*5гсг. три коралле ник миграции: северное (группы бараКтумы), северо-лостсчисе (группы барайгума и отдельные группы борой) и. западнее - северо-западное (группы борон). Внутри направлений рдедедотпся Cj'íít продвижения отдельных групп. В работе подрог'ьо росс^.атрл-Вс'ется лродвку^иио оромо по всем нигрпцшгнни яеярзлокиям; оппсы;'П7,тся их нйоега на различные облаотл Эфиопской мотрхяи, внелатодотся борьба с оромо з$иоаск;:г'. царей: кат; оСорсьлгель-ныо i-еры, так а наступательные - коретольы» рзйда в иро.-с«:<е земли. Бри этой, производится попытка рассмотреть ('срьСу опскях монархов с оромо'-а контексте конкретных гшл;<тдтюских ок» ту1г?ги.1 в государстве . Токхо. россшгрдвйвтся причины быстрого продяизковмя ером о: обстановка на Афрякенском Роге посл-> мшекого джихада ХУТ века, последствия рейдов зфиспских iwpe;i за невольниками в пзрп^орийныо земли; миграционная тактика оромо и т.д.

Автор выделяет несколько типов . -игроцяи. Основным была постепенное после серии нсбегов, часто многократных захветол а отступлений, заселение области честь» сегментировавшегося социального органнсма. Случались единократнае переселения знгадтель-ных масс населен"!, выплески трупа мужского населения. Но за-»врирйзрм этапе доминировавши типоа сила сегментация патриля-наджеЯ, когда в награда» уходила младакл сыновья, в старике оставались ив старых землях. Особым типом миграция было выделе-iras отдельным группам этне-э 'овмель для расселения в границах Эфиопского государства.

Такяе автор рассматривает традиционную для оромо военную

- а -

деятельнеегь. Оно была неразрывно связана с нормативами системы возрастных классов - традиционного социального института оромо, с представлениями о социальном статусе мужчины, а такке с экономической стороной жизнедеятельности социальных организмов. В одних случаях доминировала экономическая мотивация, в других - ритуальная''. Численность военных отрядов варьировала, в. зависимости от характера набега, от тысяч до нескольких человек. Рассматривайте« текже некоторые изменения характера военной деятельности, связанные с социальными преобразования;»!!! в обществах орсмс.

С традиционной военной деятельность!) оромо автор связывает я миграционный процесс ХУ1-Х7Ш веков. Предполагается, что миграция была этапом активизации, кульминации нормативного для общества оромо явления военных набегов, когда в силу неизученных еще причин экономического, социально-политического, экологического характера, военные набеги, изменив форму протекания, часто завершались изменением этнических территории.

Миграция не являлась переселением "чистого" народа. Это было движение гетерогенных в этническом отношении масс, где орта о послужили толчком к дашзнию и явились каркасом, ассими-лирувди» с течение/.) времени иные этнические группы, массовая алотаня которых началась с середины ХП века.

Миграция представляла собой совокупность часто не связанных между собой перемещений множества отдельных коллективов, я только при целостной оценке данного этапа этносоциальной истории оромо рассматривается как едины'1 процесс переселения зтко- .

В результате миграции расселение этноса приобрело дисперсный характер.

Во второй главе "Вовлечение оромского порубежья во внутренней жизнь Эфиопской монврхии. Этапы инкорпорация отдельных групп этносе в структуру государства" анализируется процесс ин-кпггторешги отдельных групп оромо в структуру монархии, е также исрлечоние вс внутреннюо политику независимы/, групп, обитавших недалеко от границ государства.

Попы-ч установления мирных контактов (в основном временных военных союзов) с оромо начались еще в 70-80-х годах Ш воке. С ХЛ1 вока эфиопские монархи перешли к использованию пос-

1 Г-олее подробно ритуелыш« Набега рассматриваются в гл. 3.

тсянногс контингента оромских войск и стели выделять ш земли для расселения на условиях несения возннсй слу.тбы, те:/ снмш создавая систему борьбы с н-i зависимыми, "вкевпями" opoí.io с по-:оцыо орсмо "внутренних", расселенных.

С этого мо:.:енто начался процесс инкорпорации рассолеилнх орсмо в структуру Эфиопского государства. В этом процессе оь-уор выделяет несколько этапов.

I. Первое десятилетие - 70-е годи ХУЛ зеке.- первые группы оромо на условиях несения военной crjx.Cn получээт земли в пределах Эфиопского государства. Будучи чунзродньш а этническом, конфессиональном, языковом отношениях, оромекпе отряды находятся в несколько изолированном положении в составе ьсйск государства я отличаются преданностью своим покровителям, ввде-ливита. iw (монархам, неиесткякем областей, крупным sewjte-

Еладельца^;, Целенаправленной политики ассимиляции оромо па проводит;?, их традиционные обычаи успешно используются ялестя-»и в собспеикнх интересах. 3 среде орсмо происходи? процесс выделения знати.

'¿. 70-е годы ХУЛ века - качало лУШ Бека - бистро возрастает тесло оромских. отрлдсв в составе г-oííck кспархпз. Ср;>«о постепенно утрачивав? характер чужеродного олеиепте :: превращается в обнчнкК этнический компонент полиэтнического государстве. Иеяду представителями ороыекой и эфиопской зкати начина»? заключаться браки. Оромскзя знать быстро продвигается по ступеням должностной иерархии. Браки и карьера обуславливает хрпегяоии-зогив cpowcKoíí элиты, которая в некоторых случаях влечет за собой христианизация (по большей части формальную) рядовых гринов. Исчезновение чуяеродности, изолированности, активно рэз-вивашдаеся процессы инкорпорации приводят к тсуу, что оромо постепенно начинают участвовать в обычной для Эфиопского государства борьбе за власть и влияние. Происходит первый антиправительственная заговор во глазе с одним из представителей орои-ской знвти, христианизированным наместникcv одной из областей монархии. Однако в зтет период подобный мятая - явление единичное,. не свидетельствующее о существовании оппозиционной оромо-кой группировки. В кош» периода появляемся первые признаки политизации мелких локальных лидеров;

3. Первая половина ХУШ века - ощо.болылв возреотает количество оромских отрядов. В своей боеспособности, овя занимают высокое место в fioenncfl структуре государства. Стабилязи-

руется положение оромской элиты в социальной структуре государства я в условиях сес:<онзчных дсллшоспшх перемещений появляются перзке наследственные орсмскне правители. Быстрый рост политизации приводит к серии лекальных мятежей некоторых групп относе, о тскхе актнправителъстаенкым выступлэнила сромского контингента армии.

4. Середина 50-х годсв ХУШ веко - 1784 г. - происходит. быстрое возвышений новой оромской знати (родственников правившего монарха по линии матери) из оромо валло и йедку. В условиях все возрастающего регионализма оромскея знать превращается из силы, безоговорочно поддерживающей. монарха, в сзмосгоя-тельнуа группировку, которая борется с другими оппозиционными■ силами за получение реалыюИ власти.

5. 1784-1853 гг. - время - раздробленности. Правителями при марионеточных монархах становятся представители династии СеГУ-Гуонгуль из оромо йедку. Под их властью находится несколько областей монархия. Борьба за подчинение региональных правителей безуспешна. В результате растущего регионализма оромская группировка распадается на двэ противоборствующих лагеря. В

1853 г. к власти приходит дедаазмач Кеса - будущий царь Тево-дрос П. Это конец периода раздробленности г власти оромских наместников Гондара,

По мнекко автора, и в дсшгращойкыЯ, и з послеыигрэцион-ный период, вплоть до включения в конце XIX веке в состав Э{и-опеного государства у оромо было слабо развито этническое само-созябние. Между тем, у оромо, ресселейкых в Эфиопском государстве (т.е. в полиэтнической общественной системе) во второй половине ХУ1В века в условиях возникшего в' стране социального и культурного плюрализма единство культуры стало основой идеологической и социальной интеграции, сривело к формирование ором-ской группировки как политической сила и Острому росту в среде ее лидеров этнического самосознания, Однако в результате быстрого росте в стреие регионализма и, вследствие этого, распаде оромской группировки этническое самосознание не получило достаточно развитого хереитере, ае ¡было глубоко адаптировано широкими мг ,-вми населения и оотвлось лишь тенденцией.

^ Расселение не землях монархии, изменение хозяйственного уклада, включение в структуру государства, выделение знати привело к постепенному разрушении традиционной социальной системы оромо, ослаблению традиционных нормативов. Несмотря не сущест-

воевение pf -чого рола связей с незбвисюг-вди оро.чо, «датпрторзпия привела к йокл»че»;п» ргсселп;пи;х орагйо из система cnisío.rss-.'^ix взойдюдействкй соотзотствур-ду.:: нозовлепмчх грузя, с котердаз сохранялась ьткс.чгш.овся о&косгъ л якяэч'гг.т п с/стат социальных-связей. З^хояского госудерогзя. НезйБлс:г-:ке групык оряяго в ^льаей или мекьгей степени также Сьтгл эоз.т:,-;а1Ш su пну топнут политику Эфиопской .voirapx:;:;. Автор описывает яон?фзгЕие формы и методы пр.элечения независимых орома я йнутрекнш делея государства: военные соазы, договори, "династические" браки, военное воздействие, родственные связи со з яства из "расселенных" сроио, а также поддержку независимым срсмо мятехников, находившихся в оапозшш р ?с:Иог:стпа монархам.

3 третьей главе "Opotfo во второй половине' ХУ1 века" делается попытка создать, реконструкций обществ орс.мо второй половины ХУ1 века.

/втор .-показывает, что по типу хозяйственной система оромо относились к классу полуиочеаого скотоводства - "а$риконско&" <icp.;s номадизма.

Центральным институтом социальной организации била сксте-vs возрастннх классов, называемая года. Оспошгл! структурным приипипом системы гада било деление цэ поколения./Гктзрзал ."'паду поколениями составлял сорок лет и вюючал пять возрастных классов, последовательно проходквтах через иерархическую систему возрастных степеней: альмой, горбээ, кокдаля, луба, йельгудо. Среди них степень луба отличалась наибольшей социальной антив-ностыэ (возрастной класс приобретал статус организатора жизни общество), иоеншенвостьо сошюльно зквчимкми, кудьшжацконкыми моментами жизненного пякла: возрастной класс получал название, организовывал ритуальный нейег, проходил церемония обреэенпя, приобречвл право иметь детей. Оперируя декг.кмя о прижила поколенного деления, о калитки нормативов интервале между поколениями детей и отцов, и запрета иметь сошально-'приэяавэемое потомство до прохождения определенной фезк жизненного шкяс (степени луба), автор доказывает, что обществом прнзназедась генеалогическая связь иеггду родителями в детыми, что кровнородственные связи имели эпачекие п фунгаиоияреяряип и воспроизводстве системы гаде и поколения носили генеалогический характер1.

^ Указывается, что эе отсутствием в йветояшзв npewst достаточных материалов вопрос о системе родственных отношений в рвботе не рессматркввотея я будет предметом специального асследоветш п дальнейшем.

Покезквается также, что упомянутые нормативы (обязательный интервал между поколениями отцов и их генеалогических детей и ограничений на право деторождения) определяли принципа формирования. возрастных . лассов, их состав и пршвдлажносгь индивида к определенному возрастному классу. Отношения .«езду возрастными кдеос&ми имели соцаэлыю-групповой характер. Возрастные классы представляли собой корпоративные ^ормироъбиья.Возрастной состав возрастных классов был близок у. условно равновозрастному. Автор указывает, что это противоречит указанным принципам формирования возрастных классов и предлагает несколько возможных вариантов объяснения подобной ситуации. В типологическом отношении система возрастных классов оромо представляла собой линейнув возрастную структуру.

Во второй пслойпна ХУ1 века ороыо представляли С'1бой совокупность множества однородных г, культурном отношении ; пцкелышх организмов. Они представали в виде двух сущностей: бзсгйту.ча » .борзн, структура которых определялась самими оромс ъ генеалоги ческих категориях, В этот период борвн еще представляли собой социальную общность, где однако нЕметилпсь тенденции :< распаду: у борайтума единой сети остальных взаимодействий ухе не существовало и она -являлась оОпиоетьв этнокультурной. При этом, автор показывает, что бораитуми распались как общность социальная незадолго до рассматриваемого периода.

В этой глазе также рассматривается уровень соцлалыю-эко-нсмачвсксго развития оромо второй половшш 'J31 вока. В этот период в социальных организмах оромо:

во-первых, число имеющихся в социальной структуре высоких социальных статусов уке не соответствовало числу прете1щонтов, существовала особая группа лиц, регулировагших ^утетионирование общественного организма и соответственно начал появиться престар общественной должности, с другой стороны, еше нь возникла иерархия уровней престижа и для.доступа в группу лидеров еще не сформировалось иных критериев, нежели личные качества индивиде, н яе произошло отделения общественных лидеров от шсериального производства;

во-вторых, в силу существования различных форм экзоэксплу-вташш началось углубление имущественной лифтеренциашш, однако понятие престиже и достигаемого социального статуса определялось ese личными качествами, в не имущественным положением и

- J.3 -

местом, занимаемым индивидом в иерархии власти;

в-третьих, господствовала реышрокальная экономика, однако существовала и система редкстрпбупик з ритуальном вида;

в-четвертых, группе« лидеров правящего возрастного класса системы гада выполнялись see функции по регуляция яизнедеятель-нг-ти общества, одкоко, имелось некоторое разделение ритуальной и военной функций, н период ведения военных действий выделялись отдельные лица и появились предпосылки возможной в дальнейшем монополизации ими общественных должностных функций.

Таким образом, в стадиальном отношении социальные организмы оромо можно отнести к одному из начальных этапов периода перехода от доклассовых обществ к раннеклассовым (этапу перехода от эгалигарных (нераккировашшх) обществ к ранжированным), где появились тенденции заровдония социальной стратификации, пропее-сов кляссообразования.

В четвертой глава "Этнографически^ группы оромо в ХУЛ -середине XIX веков" - рассматривается процессы экономических, социальных, культурных изменений, протекавшие в -социальных организмах различных территориальных групп оромо на протяжений указанного периода.

Расселение оромо по обаирнин территориям Затопай повлекло ав собой изменение у большинства групп этноса экологических условий обитания, смену хозяйственной деятельности и обреза жизни, появление контактов с различными иноэтническими группами, возникновение разного рода взаимодействий с обществами как одного с оромо, так и более высокого уровня социально-экономического развития. Все это привело.к постепенному разрушении традиционных социальных институтов стадиального уровня первобытности я становлении новых социальных структур, основанных но социальной СТрвТИ$ИК8ЦИИ.

Нваболее быстро процессы социальных преобразований протекали у групп этноса, перешэдтапх к комплексному типу хозяйства оседлого земледелия со скотоводством отгонного класса (этнографические группы мача, тулэмо, валло, котгу). Развитие наметившихся еще во второй полоьине ХУ1 века тенденций ьлассогенеза первоначально происходило через монополизации общественных должностных функшй военными лидерами миграции.

Появлении системы социальной стратификации способствовал и быстрый рост•лмуюротвеииоЯ дифференциации, который бил обуо-

ловле н как дальнейшим развитием существо«^*«* еда г 731 вйке фори эизсгксплуатицил, та» к аьрог.-.гл'Ш'ом эндо&кг-.плуд'ГБИк, Иар-воийчадьно эвд'. "ксклуатацда (ала нсидо-шока и» меотпоа кьселе-иав, иьк.йрпор^роьанио'э и соцаедышо оргатсед- срспс, «с зависимое, социально и' рлтуьдьио .неяслкокрооисз, к осущостайллигя, черев иерзсаросгр&некив (или неполное распространенно) иа ихх правил довиирскаша и рсдхС'1П!:*'Ут. При переход по оседлость и вое большей мокоцолаааска аь'рокаавиейс* эк&тьо оСщустьаш.шх • должностных- отл^еи;?«господства/ псдчииоиил, ко-гсрые

явлйздся исхг'нидмом, реШМЪСЬВТЬ ыоьхполизацл! в

ноикретш'х уормах экспдум&и;:», стали' рьопрсюяракить«» нь рядовых оромо, вначале из члсла' (-"йгр^итса второй, третьей -и т.д. 'волн /у оромо существовало преимущественное -право нарвопссе -эн-

затем и на друкй категории «¿юелосшг. 'Вокруг' кькдого предбтивктеля »неги ^ормаройоласт. .группа сторонников, с помощью которых, си ссорался. »(&тл «з-под контроля традицл'шных жсуяту-10». Сткоа&яяя цоаду пгхмдодителкмя ».сторонниками.Ш'рьснэодль-но, ьсг"Я1'Цй, имели , характер ^услугообмено, но бистро приобрели патроисшшй .харахтбр.

- По мере аарокдения 'системы--честного землевладения, медленного перехода от типа собственности, оспозшшогс. ия отделениях владения, к чисткой аейолыюа собстьеннооти яиогйс сторонники . превращалась в зввисд'мих пользователей земли, сбрисшнаюла новые категории Неполнопреыюго населения, и клясгло^раэовйняе стило пг'йасходктъ к ч«уаз непосредственное ирисяоеиио прибавочного продукта не оско&а монополизации средств -производства.

Отмечается, что при становлении ков ой еоц^лыкш 'система, основанной иа социальной стрвткфйкеяич й классово;,! ресслооиии, костное население утрочмадо социальной канолнсиро^кз, присущее пм в роаиах традиционной социально?* орплтзьцпк и получало возможность вертикальной' иобйдькости.

Наиболее интенсивно процессы мзесообр^зой.'^кл становления попой соклальной еистеик протекали у оуони группы ььлло. Ужа в конца Ш1 - середине ХГй веков возникли первые правящие династия 1залло, и к середине Х1.Х веко социальные организмы вол-ло (их Снло от 5 до 20 и более л разные периоды времени) были пред- или роикеклвссовнми и представляли собой предгосудоротвен-(®в образования.

В социальных организмах моча к началу ХУШ-воке многие свя-

зи и взаимодействия стали определяться ноиьми социальными отношениями сястшэ возрастных классов перестал>> быть основным институток социальной организации, В середине НХ. века оргопя-зяциочпо-упрсг-леаческке к военные фун:;ши в кратчевременкна периоды 1-,'ира з оольсей или яеньсей степени <5ылй ркзделеяи медку кеформбльшеля продя одателеми (воеипшии лидерана-сюулвв.'№д«лм»-м и т|\'.д;щ;:снкь".; сецделышм институтом гад»; в периоды войн -сосредоточены а руках церкгх. Все присущие сСтествам язча особенности социально-екопомичесрого развития евндегелы-.твуот о том, что они находились ка зяьсри!евг;ом этапе перехода от док-лассевнх обхсетз к раннеклассовым, на предклассоэсй стадии развития. Во второй половине XIX лека гавдонгща потзстзрно-поллтя-ческсго ра&ы;т"Я социальных организмов меча был:: нзпрэвлэш в сторону ггскцснтрасли власти в руках наиболее могущественного из кокздркроааште предаоднтелей, полной ретуалягчтая сйстемы гада, превращения обществ в предгосудерота«юше образования..

7 туллмс в салу пек» п&ясных ярячия процессы соцкальпо-экоиомачаекпх прообразовав»* протекгуж крз?;не нерсвйоиерно. Можно выделить два типа обществ тулмо. Обвеете первого типа в середиио XIX «ека походялисъ аь завершавшем этйпо периода перехода от доклассовых обществ и раннеклассовым я представляли собой прехгосударспюште образования; ссшествв второго тина находились на - начального этане класоообрнзоябгтя и, несмотря не сущсстъовэвкуз уж систему социалт.кой стрвто^теавди, в ¡¡их продолжала функционировать система.возрастных классов не только как рктуально-адеологкчесриа, но и как органиэацйонно-управлен-ческяй и военный, институт. Во чгорой половике XIX веко и в этих обществах резко ускорились процессы клйссогенеза.

Бнстрым разрушением традиционных институтов и развитием классообразовотелышх процессов характеризовалась социально; экономическое развитие оромо котту.

У восточных кочевых групп в середян« XIX реке система возрастных классе» осталась основным социальным институтом. Однако наличие пгстоячннх внешних. источников дохода, растущая имущественная дифферешшгшя и здесь привела к возникновению процессов илпссообрпзовш»«"!. Оня протвкчдп по ПУТИ гсочополизацяя ностпкх функет'.Й, причем в рэякях системы возрастных массив, что, нэсомненчо, вело к ее ризр.ушечнгь

Пг>хррнпршпе традлтлшшуп систему хозяйства группы арск, боррн, гуяжи ирздтячэски но отргжены в ичввщяхгл источниках.

Точно определить уровень их социально-экономического развития в середине 111 века невозможно. Брадполо.гжально, их социально-экономическая структура незначительно отличалась от реконструированной для второй половины ХУ1 веке.

Становление-- е обществах оромо социальной организации нового типа сопровождалось разрушением традиционного социального института гада. Этот процесс облегчался ослаблением системы гада в результате последовавшей за миграцией сегментации института, которая в большей или.меньшей степени происходила у всех групп этноса.

Разрушению системы возрастных классов способствовала и ее внутренняя'трансформация, обусловленная существованием структурообразующего пришита деления на генеалогические поколения с фиксированным интервалом между тми и отсутствием фиксированного Непродолжительного периода, ограничивающего право иметь соця-ельно-признаваоыое потомство. В итоге произошло размывание реального возрастного состава возрастнах классов и исчезло разномерное ра 1ределение членов общества по возрастным степеням - смещение вверх/вниз по системе степеней ц за ее пределы. Подобные изменения вызвали ряд вторичных изменений - механизмов компенсации: удлинение цикла системы, перемещение по системе степеней предписанных социально-экономических функций и нормативов, появление межпоколенкоп адошгаи, смени принадлежности возрастному классу, возникновение системы возрастных групп и др. Пра этом, чем активнее в обществе протекали процессы классогене-эа, тем менее активно вырабатывались подобные механизмы компенсации ,

Изменение в системе возрастных классов появлялись такие в результате воздействия социально-экономических преобразований, происходивших в социальных организмах оромо, Т»к, ньлример, в группе лидеров правящего возрастного класса появилось наследование доддиостей; разграничение сфер общественной жизни привело в разных обществах к функциональной дифференциации различной глубины в группе лидеров. Однако по своим сопинльнп-зкономичес-ккм характеристикам социальный институт гада нигде ае вышел за преде,чы р.'яшфовашюсти. Очевидно, его эволюция нв более высока стадиальный уровень (без разрушения) невозможна.

Совокупность розного роде последствий миграции оромо выз-вела значительную культурную дифференциацию некогда гомогенной культурной общности орсыо. В результате, на рпяичх этапах этно-

социальной истории стало возможно выделение различных пересекающихся (в зависимости от набора культурных харгкгеристик, лежащих в основе выделения) культурных обцностел оромо. При этом совокупность наиболее устойчивых подсистем культуры'- языка, фольклора, ритуально-мировоззренческих традиций - продолжала составлять осясву единой культурной общности сро;;о. Ташл образом, несмотря на псстояш:ое снкхение уровня обьентжкоЛ этнич- ' ности и неразвитость субьектквдой этничности мохно говорить во о разрушении, а об изменений уровня культурной общности оромо, о выделении в ее пределах большого числа уровней единства куль- -турных черг ч соответственно разного уровня этносов,

3 Ззклачении Евгор подводит итоги проделанной работы, последовательно рассматривая главы диссерташи.

Автор приходит к быв оду, что массовая миграция сромо являлась этапом активизаций, кульминации нормативного для их обществ явления военных набегов, когда набеги, изменив ^орму протекания. стали завершаться изменением этнических территорий. Автор находит, что миграция оромо продолжалась на протяжении ХЛ/ХУШ веков; подразделялась на три этапа, проходила по трем основным направлениям; представляла собой совокупность часто различных по форме и типу перемещений множества отдельных коллективов.

Рассматривая группы оромо, вступившие в ходе миграции в контакт с эфиопским государством и получившие на условиях несения военной службы земли для расселения, автор делвет ьывод, что они, сохраняя с независимыми оромо этноязыковую» общность, постепенно утрачивали с ними регулярные социальные связи, вливались в систему социальных взаимодействий эфиопской монархии и быстро инкорпорировались в структуру эфиопского общества. В процессе инкорпорации автор ввделяет пять зтапов.

Создавая реконструкцию обществ оромо второй, половин» ХУ1 века 8втор находит, что до типу хозяйственной системы оромо относились к классу полукочевого скотоводства, что основным институтом социальной организации у них была система возрастных классов, называемая гада, в которой основным структурообразуи-иим принципом было деление на генеалогические поколения я что в стадиальном отношении они находились на этапе перехода от эгалитарных (нервнжированных) обществ к ранжированным, где уяе появились тенденции зарождения социальной стратификации.

Анализируя развитие социальных организмов различных этнографических групп орсмо в ХУП-ПХ веках, автор приходи? у

ду, что обцкы направлением развития бил переход к оседлому земледелии, сочетавгемусл со скотоводством отгонного класса, постепенное раг-ругчнт традяцяошшх акститутсз стадиального уровня первсбип-лсти я становление новых социальных стр -ктур, основанных на социальной стратификация. При этом, в различных группах откоса эти процессы протекали с различными особенностями и разной скоростью, так что во второй половине XIX века различные общества находились па розних стадиях перехода от доклассовых обществ к раннеклассовым: от начальной, когда система года оставалась еще потестарным институтом, до .стадии предклас-совой, предгосударственной, когда система гада выступала как ритуальный институт большей или меньшей степени сохр-здности. Яшь единичное общества сохранили систему хозяйства социал-куц организации и стадиальный уровень, аналогичные ТЛ веку. Однако, в силу того, что система гада разрешалась под воздействуй не только'внешних по отношению к ней социально-экоьсчлческих ' .преобразований, но и собственных структурообразующих принципов м в этих воинствах онэ сильно трансформировалась на протяжении рассматриваемого периода. Рассматривая культурные изменения, автор заключает, что, несмотря на значительную культурную дифференциации групп этноса, оромо сохранились как этнокультурная общность. ;

ПО ТЕЛЕ ДШЖРТЩГО ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩЕ РАБОТЫ:

1, Значение генеалогии в общественных структурах оромо конца ХУ1 века /УУ Всесоиаиия конференция ефркканистов. Новое мшленид и. Африка. Тез, докладов и научных сообщений, Выв. ХУ, ч, I. М„, 1969. С. ЮЬ-107.

2. Оршо в этносоциальном процессе /Африте: культгра и общество. Этносоциальные процессы. М,, 1990. С. 189-196.