автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Толстая, Наталья Евгеньевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Толстая, Наталья Евгеньевна

Введение.

ГЛАВАI

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЭВОЛЮЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

§ 1. Эволюция идей гуманизма в западноевропейском мировоззрении: проблема периодизации и типологии.

§ 2. Христианский гуманизм и теоцентризм: мировоззренческие, аксиологические и социокультурные основы.

§ 3. Принципы гуманизма в коммунистической теории личности.

§ 4. Идея «сверхчеловека» в контексте западноевропейского гуманизма и антропоцентризма.

§ 5. Психофизиологическая теория формирования гуманистического сознания: проблема сохранения духовных оснований.

ГЛАВА II

ГУМАНИЗМ В СТРУКТУРЕ

ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ.

§ 1. Ментальная связь гуманизма и творчества.

§ 2. Гуманизм как идеал образования.

§ 3. Гуманизм как способ концептуализации опыта жизни.

§ 4. Гуманистические и дегуманистические тенденции в культуре XX века.

§ 5. Гуманизм в контексте цивилизационного и экологического сознания.

ГЛАВА III

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

§ 1. Социально-политические и мировоззренческие предпосылки возрождения либерализма в России.

§ 2. Либеральная интерпретация гуманистических идей

Античности.

§ 3. Религиозно-мировоззренческие предпосылки формирования либерального гуманизма.

§ 4. Гуманизм и классическая доктрина либерализма как теоретическая основа современного западноевропейского мировоззрения.

§ 5. Современный этап развития либеральной теории: гуманистические и дегуманистические тенденции.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Толстая, Наталья Евгеньевна

Исключительно сложное положение человека в изменяющейся социальной ситуации, структурные и количественные изменения цивилизации подтверждаются драматическими тенденциями в развитии России. В стране протекают процессы горизонтальной, вертикальной и территориальной миграции, идет перераспределение человеческих ресурсов между основными секторами культуры и экономики, меняются ценности и идеалы, формируется рынок. Возникла потребность в создании специальных систем государственного регулирования процессов перехода к русскому варианту постиндустриального общества.

Анализ современных тенденций обнаруживает, что в наши дни наметилась и становится все более осознаваемой необходимость смены основных парадигм человекознания, в частности, совершенно очевидна потребность в переходе от одних идеалов и форм гуманизма к другим, от прежней концепции учета человеческого фактора к новой концепции самоорганизации свободных лрдей. Возникает необходимость /разработки целого класса не рассмотренных ранее фундаментальных проблем в философии с опорой на новую феноменологию.

К таким фундаментальным проблемам относится и концепция гуманизма, развиваемая европейскими мыслителями в качестве основополагающей ценности культуры. Исследование феномена гуманизма в качестве проблемы философского сознания позволяет понять его место и роль в системе культурных ценностей, а также делает возможным установить причины, в соответствии с которыми внутри поля гуманизма кристаллизуется опыт, исключающий гуманизм. Доминирование тоталитарных ценностей, эстетизация зла, преобладание образцов поведения, диктуемых массовой культурой, позволило говорить о кризисе гуманизма. В этот разговор вступили М. Хайдеггер и Ж.П. Сартр, Ортега-и-Гассет и Клод Леви-Стросс, С. Франк и Н. Бердяев. 5

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью как адекватного философского осмысления истоков феномена гуманизма, так и изменения места и роли феномена гуманизма в концептуальных моделях культуры.

Современная российская наука, конструируя наиболее оптимальную модель реформирования общественно-политической системы, широко использует достижения мировой политической мысли, в первую очередь, западноевропейской, за которой стоят многовековые демократические традиции. В этой связи, естественно, внимание ученых приковывает феномен либерализма, ставший для множества стран Западной Европы и США основой не только экономического и общественно-политического благополучия, но своеобразной системой ценностей, стержнем особого мировосприятия, а зачастую, - синонимом демократии.

Тем не менее, либеральные принципы не являются единственной основой, на которой исторически формировались демократические режимы. Да и сам либерализм, в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям, принимал многообразные, часто противоречивые формы. Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций. И общественно-политическая ситуация в постсоветской России еще раз подтверждает тот факт, что зарубежный опыт, пусть даже зарекомендовавший себя с самой положительной стороны, не может быть просто механически заимствован.

Во второй половине XX века интерес к теории либерализма и проблеме выявления его собственно гуманистического содержания необыкновенно возрос. Причем, это продиктовано не только увлечением спекулятивными изысканиями в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю. В этой связи необычайно актуальным, на 6 наш взгляд, становится анализ эволюции и трансформации либеральной теории в целом и ее гуманистической составляющей, в частности, исследование причин, повлекших за собой изменение этой теории на концептуальном уровне. В связи с этим встает вопрос о взаимодействии основных либеральных принципов с национальными традициями, культурой, мировоззрением стран различных регионов земного шара (прежде всего, западноевропейского, восточноазиатского и евразийского). Такой анализ, по нашему убеждению, возможно осуществить, рассматривая либерализм в качестве определенной системы ценностей, функционирующей в межкультурном и межцивилизационном измерениях.

Несмотря на очевидные достижения либеральной доктрины в международной политической практике, многие вопросы остаются открытыми и особенно актуальными для современной российской социокультурной и политической ситуации. Насколько либерализм гуманистичен? Насколько эта система универсальна? Имеет ли либерализм жесткую «привязку» к национальной культуре, национальным традициям, к менталитету нации, и каковы здесь детерминационные акценты? Возможна ли альтернативная концепция, обеспечивающая демократические свободы граждан? Каковы, наконец, издержки либеральной политики и либеральной идеологии? Каково их влияние на иные сферы человеческого бытия, находящиеся за пределами хозяйственно-экономической, политической и правовой деятельности?

Изучение идей либерализма в отечественной политологии занимает значительное место, хотя сами исследования в этой области были начаты в России сравнительно недавно. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в советский период развития нашего Отечества, официальная политическая наука была поставлена в жесткие рамки единой концепции исторического материализма. Западная политическая мысль признавалась «враждебной», «загнивающей»; зарубежные исследования на русский язык не 7 переводились, и даже литература на иностранных языках в данной области не была доступной.

Но и в первые годы постсоветского периода серьезных исследований по проблеме либерализма практически не велось. Это объясняется тем, что первоначально либерализм был воспринят политической властью и значительной частью общественности в качестве готовой панацеи от всех социально-политических бед. И лишь в последние годы, на фоне социально-политических и экономических кризисов, на фоне пробуксовки реформ, роста недовольства населения ходом модернизационных процессов, произошло осознание всей сложности и противоречивости как феномена либерализма, так и гуманизма, что, в свою очередь, начало стимулировать исследовательскую деятельность в данном направлении.

Феномен гуманизма активно изучался как в рамках марксистской философской мысли, так и другими школами философии. В научной литературе анализируются социокультурные модели гуманизма, его истоки, формы и содержание. Это работы Н.М. Бережного, Л.П. Буевой, Ф.И. Ги-ренка, Б.Т. Григорьяна, Ю.Н. Давыдова, В.Д. Диденко, П. Куртца, В.В. Кортунова, A.B. Олескина, Т.С. Чермантеевой, Г.А. Югая. Но этот анализ строится вне зависимости от постмодернистских интерпретаций развития культуры, а также он не направлен на выявление места гуманизма в рациональной структуре европейской ментальности.

Наиболее значительная литература, связанная с изучением европейской рациональности, восходит к именам М. Вебера и М. Мамардашвили. Но в этой литературе остается без рассмотрения ментальная связь гуманизма, творчества и безумия, а также не анализируются метаморфозы идеалов образования.

Экологические перспективы гуманизма нашли отражение в работах A.A. Горелова, Ф.И. Гиренка, В.А. Лося, Е.Ф. Солопова, Г.А. Югая. Но в этих работах не исследуется содержание и смысл гуманизма в ситуации постистории или после современности. 8

В данном исследовании впервые в научной литературе предпринимается попытка обобщенного анализа феноменов гуманизма и либерализма, а также его представления в качестве проблемы философского сознания. В результате выявляется место и роль гуманизма и либеральной системы ценностей в европейской ментальности. Это место определено идеей о самоопределении и самообосновании человеческого действия.

Исследование места гуманизма и либеральных идей в структуре европейской ментальности позволяет понять связи между гуманизмом, творчеством и безумием, а также расширить представление о рационализме европейской культуры. Европейская рациональность помимо «измеряемо-сти», вычислимости включает в себя также и безумие творчества.

Мы исследуем гуманизм в качестве идеала образования, и в этой связи показано содержание идеи свободного воспитания в России в начале XX века. Рассматривая способы концептуализации опыта жизни в различных философских системах, в работе устанавливается смысл феномена дегуманизации культуры. Этот смысл предстает как дегуманизирующее воздействие на человека науки и научных технологий, как децентрирова-ние человека в искусстве, а также как деконструкция религиозно-этических представлений. В работе на материале поэзии проанализированы два взгляда на политику и на историю: один из них отдает предпочтение хаосу и свободе, другой — организации и порядку.

Среди множества работ поверхностного характера, посвященных либеральной системе ценностей, не выходящих за рамки политической публицистики и беллетристики, отметим серьёзные наработки, связанные с именами A.C. Панарина, М.М. Ковалевского, Б.В. Михайлова, К.С. Гад-жиева, О.Ю. Малиновой и др.

Весьма полезными для нас оказались материалы, которые, хотя и впрямую не касаются заявленной нами темы, но, тем не менее, внесли существенный вклад в концептуальное оформление данного научного исследования. Речь идет о развитии теории политических режимов в трудах 9

Ф.М. Бурлацкого, А.И. Денисова, E.H. Кузнецовой, B.C. Петрова, JIM. Эн-тина, E.H. Шакотько, В.М. Якушина. Весьма интересен анализ политических режимов различных регионов земного шара, данный С.Н. Лебедевым, А.Г. Орловым, Г.Н. Мирским, В.А. Царегородовцевым. Также небезынтересными оказались исследования, посвященные анализу феномена тоталитаризма (М.Н. Афанасьев, К.С. Гаджиев, С.А. Григорян, Ю.Н. Давыдов, A.A. Кара-Мурза, И.А. Исаев и др.).

При этом можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых бы исследовался феномен либерализма не только в качестве общественно-политической системы, но и в качестве системы ценностей, непосредственно связанной с определенным типом мировоззрения. Малоисследованными в отечественной политической науке оказались проблемы, связанные с мировоззренческими основами либерализма, а также с его концептуальной адаптацией в процессе функционирования в различных культурных и цивилизационных традициях. Наконец, практически неизученным оказался целый комплекс проблем, связанных с отношением либерализма с гуманистическими, антропоцентрическими и рационалистическими традициями.

В работе применяется принцип единства исторического и логического в подходе к феноменам гуманизма и либеральной системы ценностей, а также используются идеи системно-аналитического моделирования и диалектический принцип всеобщей связи. В ходе исследования автор использовал достижения крупнейших представителей русской и мировой философии, в частности, работы К. Маркса, М. Хайдеггера, С. Франка, Н. Бердяева.

Целью работы является изучение места либеральных ценностей и гуманистического сознания в структуре европейской ментальности, а также изучение взаимовлияний между феноменом гуманизма и идеалом рациональности, между феноменом гуманизма и системой либеральных ценностей. В работе предполагается показать метаморфозы гуманизма в по

10 стмодернистской стратегии развития культуры.

Материалы и выводы исследования дают представление о феномене гуманизма и либерализма, их истоках и перспективах существования в поле европейской культуры. Результаты исследования могут быть использованы в научно-практической работе и практике преподавания философии и культурологии.

Основные положения и выводы данной работы изложены в выступлениях на методологических семинарах кафедры философии Московского государственного университета сервиса, а также докладывались на научных симпозиумах и конференциях, раскрываются в ряде опубликованных и подготовленных к публикации работ.

11

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения"

Заключение

В «Критике практического разума» у Канта есть замечательные слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительно мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это высказывание можно поставить эпиграфом и к христианству, и к марксизму, и к философии жизни. Все эти три философские системы утверждают этот имманентный природе человека моральный закон, к реализации которого беспрестанно движется история. Тоталитарным режимам любой окраски они в силу этого одинаково ненавистны.

Конечно, каждая из этих систем зарождалась в конкретных исторических условиях. В каждом случае это была беспощадная критика современного общества с позиций гуманизма, восстание человеческого духа против аморальных условий его существования. И хотя, на первый взгляд, они основывались на противоположных исходных посылках и, более того, стремились переосмыслить привычные понятия добра и зла, - развертывание каждой из этих систем, в конечном счете, вело к утверждению одних и тех же общечеловеческих ценностей.

В этой связи для современного человека фактически нет выбора между ними; задача состоит лишь в том, чтобы очистить эти мировоззрения от всех наслоений, которыми они, подобно раковинам, обросли в процессе исторической эволюции, вычленить из них весь тот гигантский духовный потенциал, который необходим человечеству в его неистребимом стремлении к созиданию все более гуманного мира.

Взаимная критика марксизма, христианства и философии жизни выглядит в основном оправданной, если брать представления, которые выработали эти системы друг о друге не без опоры на исторические факты. Однако эти представления не соответствуют подлинному облику данных мировоззрений, которые зарождались как глубоко гуманистические и после

313 довательно развивающие идею свободы в различных аспектах человеческого существования.

Трагический парадокс истории заключается в том, что христианский, марксистский и ницшеанский гуманизм проявлялись на практике иначе, чем в теории. Глубинные причины такого положения дел лежат, видимо, не только в несовершенстве общественных условий, в которых государство превращает ту или иную гуманистическую философию в идеологию, в конечном счете, обращаемую им против человека. Не последнее место среди таких причин, по всей вероятности, занимает и врожденный эгоизм человека, побуждающий его превращать в инструмент даже религию.

Очевидно, что раннехристианская революция не имеет ничего общего со средневековым христианством, которое, став государственной религией, по существу предало те самые ценности, за которые оно боролось и во имя которых утверждалось. Христианская этика была низведена до положения кодекса, что привело к религиозному отчуждению. Более того, интегристская концепция прав Бога и Церкви привела, в конечном счете, к отрицанию даже религиозной свободы.

В этой связи становится ясным, что христианство критикуется марксизмом и философией жизни во имя общечеловеческих ценностей, скомпрометированных в неком конкретном историческом синтезе, который не отражает подлинно христианские ценности. В этом смысле сам атеизм есть отрицание лишь искаженного образа Бога и религии, в создании которого виноваты и сами христиане. Поэтому, если атеистическое отрицание касается ложно объясняемого Бога, атеизм в его конкретном проявлении не есть ошибка, а есть истина; и наоборот, теизм, утверждающий ложно объясняемого Бога, есть в своем конкретном проявлении не истина, а ошибка.

В такой же мере оригинальная концепция марксизма, которую можно назвать антропологической или «персоналистической», как утверждающей абсолютную аксиологическую ценность человека, не имеет ничего общего с моделями административно-командного социализма, кото

314 рые в значительной степени дискредитировали своей практикой марксистский гуманизм. На самом же деле именно оригинальные идеи Маркса позволяют радикально критиковать режимы, которые ими вдохновлялись. Таким образом, есть марксизм человеческий и марксизм институционный. Последний по существу не верен подлинному марксизму, поскольку он противоречит основным марксистским идеалам.

Еще больший разрыв существует между гуманизмом философии жизни и практикой, как полагают, вдохновленного ею нацизма и фашизма. В действительности же гуманизм этой философии был так чудовищно и бессовестно искажен фашистскими режимами, что и по сей день многие относятся к идеям Ницше с большой долей подозрительности и даже враждебности. Совершенно извращенная интерпретация философии жизни и, в частности, идеи сверхчеловека, была здесь поставлена на службу расизму и геноциду, культу привилегированной нации, которой все остальные нации должны были быть принесены в жертву. Гуманизм философии жизни был превращен в аристократический, избирательный и эгоистический «гуманизм», ничего общего с подлинным гуманизмом, разумеется, не имеющий. В этой связи очевидно, что критика философии жизни в ее подобной интерпретации, как говорится, бьет мимо цели, поскольку она осуждает не саму философию жизни, а лишь ее крайне вульгаризированную версию.

Таким образом, опасность, которая возникает для любой философской системы, состоит в том, что она способна превращаться в государственную идеологию, которая до неузнаваемости искажает ее сущность. Как показала практика, в этом случае комплекс идеальных ценностей превращается государством в набор догм или катехизис, который сохраняется институтом, созданным власть предержащими. Примат ценностей вследствие этого становится приматом института над личностью, авторитета над инициативой: аксиологическая монолитность перерастает в социальную монолитность. В свою очередь, это ведет к политической и идеологической нетерпимости, когда институт считает себя воплощением

315 добра и справедливости и начинает бороться против зла и заблуждения; а отсюда и к такому положению, когда успех данного института и воля авторитета становятся критерием ценностей и даже истины. В этих условиях человек уже становится частью общего целого, от которого он зависим и чью имманентную рациональность он должен утвердить. В конечном счете, он низводится до положения средства государства, которое его порабощает, прикрываясь общечеловеческими ценностями. Для самой философской системы превращение ее в государственную идеологию означает полное крушение: она становится стерильной и бесплодной. (В этом - один из уроков известной легенды о Великом Инквизиторе.) Истина живет, если она свободна, и свободна она лишь в условиях плюрализма. Идеологическая монолитность неизбежно приводит к ее умерщвлению. Она становится оборотной стороной триумфализма, который состоит в том, что история государственных институтов рассматривается как серия «триумфов», а свершившиеся факты канонизируются.

Конечно, интегризм любой философской системы не является частью ее сущности. Тем не менее, мы видим, что государство сплошь и рядом использовало идейный заряд христианства, марксизма и философии жизни для укрепления своей власти над человеком.

В этой связи возвращение этими системами своей собственной сущности предполагает преодоление навязанного им государством интегриз-ма. Для этого прежде всего надо признать, что не практика является основой суждения об идеале, а идеал является основой суждения о практике. Критерием истины поэтому является не практика, а то, насколько эта практика соответствует человеческому идеалу. Историческая практика поэтому должна рассматриваться в плане реализации этого идеала, а не наоборот: для человека важно не то, чтобы двигаться в направлении развития истории, а то, чтобы заставить историю идти в направлении, в котором хочет двигаться человек.

316

В этом великом историческом шествии христианство, марксизм и философия жизни являются идейными союзниками, ибо они отражают подлинные человеческие чаяния.

В современном мире, условия которого по-прежнему драматически отстают от воплощения извечных человеческих стремлений к добру, справедливости и гуманизму, не утратили актуальности ни христианская идея братской любви, ни марксистская концепция преодоления экономического отчуждения, ни благородный ницшеанский идеал сверхчеловека.

Человечеству одинаково нужны и Нагорная Проповедь Христа, и Коммунистический Манифест, и Песни Заратустры, если исходить из того, что идеальное общественное устройство третьего тысячелетия будет не только плюралистично, но и основано на одной, в общем-то старой, но вместе с тем и вечно новой истине: человек никогда не может быть низведен до положения средства, а всегда должен рассматриваться как цель сама по себе.

Итак, исследовав феномен гуманизма в качестве проблемы философского сознания, мы пришли к выводу о том, что в последнее десятилетие складывается новое понимание гуманизма, которое выступает уже не абстрактным понятием, а реально связано с жизнью, более того, гуманизм становится представлением о дальнейших путях развития цивилизации. В данной работе показано, что новой формой гуманизма является экология. В своей работе мы провели различие между светским гуманизмом и христианским. Это различие состоит в том, что христианский гуманизм выделяет и противопоставляет человека всему остальному миру, находя в человеке образ Бога. Светский гуманизм отделяет человека от Бога и сближает его с остальным миром. На смену личности приходит номада. Человек предстает в виде машины желаний, а энергия животных стихий заставляет его самообновляться в потоке соревнований и конкуренции интересов.

В исследовании установлены причины кризиса гуманизма, проявляющиеся в обществлении науки и искусства. Отказ от культуры, от ис

317 кусства является одной из реакций философского сознания на общество, которое в течение довольно длительного времени мистицировало себя завышенной оценкой науки и искусства. Такие взгляды характерны, например для Клода Леви-Стросса.

В работе установлено, что восприятие жизни, а также предметов искусства не непосредственно, а опосредовано различными концепциями. А это ведет к тому, что интерпретация жизни замещает жизнь, теория восприятия замещает восприятие. Также делается вывод о том, что дегумани-стические тенденции в развитии культуры делают культурно значимыми восприятия мира наивов, примитивов, а наивное искусство в перспективе должно обновить восприятие мира человеком, вернуть его к непосредственности, подлинности.

В нашей работе особое внимание уделено проявлению форм гуманизма в педагогике. Одной из таких форм является «свободное воспитание», самоорганизация свободных людей, а не просто рациональный учет человеческого фактора.

В структуре европейской ментальности феномен гуманизма имеет такую же укорененность, как и идея рациональности. Кроме того, отмечается, что европейская рациональность принуждена мириться с разными формами безумия, ибо она нуждается в гуманизме творчества, а творчество воспроизводит различные формы безумия.

В данном исследовании только намечены те метаморфозы, которые претерпевает феномен гуманизма под влиянием постмодернистской идеологии. Постмодернистская идеология ориентирует цивилизацию «вирусного» (Леви-Стросс) типа культуры, в которой «вирус» — это метод. Ведь вирус — это чистая информационная программа. Она внедряется в почвенную культуру и заставляет ее работать по своей программе, уподобляет себе. Но методы — вирусы нуждаются в бесконечности материала внедрения. Но почвенная культура исчезает и тем самым проблематизируется само существование рефлексивного типа культуры.

318

Исследование этой проблемы необходимо продолжить, равно как, на наш взгляд, становится перспективным исследование различных социально-политических форм гуманизма.

Хотелось бы подчеркнуть, что автор работы не претендует на полное, всестороннее освещение проблемы. Феномен гуманизма как проблема философского сознания еще требует тщательного изучения. Это только одна из первых попыток подойти к понятию «гуманизм» целостно и системно.

Рамки приведенной работы не позволили должно осветить ряд моментов, поэтому они были только обозначены Определенные понятия, выделенные в исследовании, нуждаются в дальнейшей разработке.

Еще раз подчеркиваем, что развитие культуры Нового времени близится к своему логическому завершению. Идеи, тенденции, процессы, получившие своё обоснование в XVI - XVIII веках, когда происходила наиболее активная выработка Новым временем своих ведущих доминант, подошли или подходят к закономерному финалу, выработав свой жизненный ресурс. Состояние современных социальных, экономических, политических и культурных процессов можно охарактеризовать как застойное при отсутствии каких-либо инновационных решений нарастающих проблем и конфликтов, приобретающих глобальный характер. Сильные мира сего тасуют одну и ту же чрезвычайно замусоленную колоду карт, пытаясь отыскать новое оригинальное сочетание, иначе говоря, найти заветные «три карты», как у Пушкина. Три карты, которые разом разрубят гордиев узел усиливающегося экономического кризиса, разрастающихся межэтнических конфликтов, решат проблемы безработицы, остановят приближение экологической катастрофы, старения населения развитых стран и демографический бум развивающихся и т.д. Другой стороной проблемы является состояние духовной и идеологической аморфности, в котором пребывает сознание современного человека. Отсутствие перспектив развития цивилизации лишает человека значимости своего общественного бытия. В этой

319 связи наибольшую важность приобретает личностное существование, становящееся основополагающей ценностью, что приводит в итоге к резкому обострению чувства индивидуализма, который начинает превалировать в западной системе ценностей.

Конечно, есть регионы, которые в меньшей степени подвержены таким настроениям, прежде всего такие азиатские страны, как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, особенно те их них, что совершили мощный экономический и технологический рывок в последние десятилетия. Однако, хотя они и считают, что развиваются, исходя из иных оснований, нежели западный мир, ценности западной цивилизации всё более активно проникают в их мировоззренческую парадигму, постепенно приводя к общему знаменателю. Это происходит прежде всего потому, что западные идеи всегда облачены в красочную упаковку комфорта, благосостояния, либеральных свобод и подкреплены известными денежными основаниями. Так что указанные тенденции вполне могут считаться общими для ведущих регионов земного шара. Касается это и России, стремящейся приникнуть к этому «живительному источнику», дарующему всё новые и новые порции финансовых вливаний.

Эпоха Нового времени подходит к концу, однако существуют факторы, мешающие её скорейшему завершению и сложению действительно новых цивилизационных и культурных форм; факторы, которые из прогрессивных, в своё время, превратились в сдерживающие, инерционные. Они активно поддерживаются западной цивилизацией, потому что являются её сущностной, категориальной характеристикой, и, вероятно, здесь срабатывает принцип самосохранения, который заставляет Запад интенсивно экстраполировать эти идеи на все экономически и политически значимые регионы мира. Это идеалы западноевпропейского гуманизма, рационализма, либерализма и монетаризма.

320

 

Список научной литературыТолстая, Наталья Евгеньевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аверинцев С.С. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. - №3

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

4. Агафонов В. Рокитянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993.

5. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.

6. Агости Э.П. Нация и культура. М., 1963.

7. Акиндинова Т.А. Новые грани старых иллюзий: проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетике и художественной мысли 19-20 вв.-ЛГУ, 1984

8. Акопян К. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) // Человек 1995, № 6 и 1996, № 1.

9. Аксючиц В. Идеократия в России. М., 1995.

10. Ю.Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

11. П.Акулинин В.Н. Философия всеединства (от В.С.Соловьева к П.А.Фроленскому). Новосибирск, 1990.

12. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

13. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегратив-ной идеологии (Тезисы) // Полис. 1995. - №3

14. Н.Альберт Швейцер великий гуманист XX века. М., 1970.

15. Античность и Византия. М., 1975.

16. Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

17. Антология мировой политической мысли в пяти томах. М., 1997. - Т.2. Зарубежная политическая мысль. XX в.

18. Антология французского сюрреализма. М., 1994.321

19. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. JL, 1967.

20. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

21. Архангельский А. «Гей, славяне!» Черты исторического самосознания на сломе эпох. // Новый мир. 1995, № 7.

22. Ахиезер A.C. Оппозиция типов сознания и феномен двоевластия / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998

23. Ахутин A.B. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии 1990, №1.

24. Бабичева Ю.А. Монетаризм и его влияние на денежно-кредитную политику. М., 1986.

25. Баллер Э.А. О культуре и культурности. М., 1966.

26. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

27. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии, 1990, № 6.

28. Баткин JIM. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философии, 1969, № 9.

29. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

30. Бергсон А. Смех / Собрание сочинений. Спб., 1914

31. Бергсон А. Творческая эволюция / Собрание сочинений. Спб., 1914

32. Бердяев Н. Философия свободы / Философия свободы. Смысл творчества.-М., 1989.

33. Бердяев Н. Русская идея //Вопросы философии. М., 1990, №1-2.

34. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. Т. 2. М., 1993.

35. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

36. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

37. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

38. Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения. // Вопросы философии, 1972, № 4.322

39. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в 21 век. М., 1990.

40. Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокультурологи-ческих концепциях // Вопросы философии. 1996. - №12

41. Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Сновидения. Днепропетровск, 1995

42. Блок А. Собр. соч. В 6-ти тт. Л., 1981-1982.

43. Богатуров А.Д. Модели поведения на фоне реформ / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998

44. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия. Философия, наука, религия. М., 1980

45. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

46. Борисов С.Б. Феномен интеллигента в контексте русской культуры // Философские науки. 1991. - №3

47. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986-1992.

48. Брод ель Ф. Время мира. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.). М., 1992.

49. Бродский И. Набережная неисцелимых. В эссе. М., 1992

50. Бродский И. Форма времени. В 2-х томах. Минск, 1992.

51. Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

52. Булгаков С. Все или ничего? // Новое время. М., 1992. - № 47.

53. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-филисофские параллели) / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. - Т.2.

54. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. - Т.2.

55. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.

56. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж, 1953.323

57. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. -М., 1993. Т. 1.

58. Бурбаник Дж. Империя и гражданское общество. Имперская конструкция России и Советского Союза / Имперский строй России в региональном измерении (XIX начало XX века). - М., 1997.

59. Вакенродер В. Фантазии об искусстве. М., 1977.

60. Валери П. Об искусстве. М., 1993.61 .Василенко И.А. Политическое время на рубеже культур // Вопросы философии. 1997. - № 9.

61. Введенский А. Философские очерки. СПб, 1901, вып.1.

62. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990.

63. Вебер Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) / Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.

64. Вейдле В.В. Россия и Запад. // Вопросы философии, 1992, № 1.

65. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб, 1913.

66. Велып В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия.//Путь, 1992, № 1.

67. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

68. Вернадский В.И. Природа и общество. М., 1968.

69. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.

70. Виноградов A.B. Инверсия развития и общественное сознание: от Петра I до Ленина / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. -М., 1998

71. Водолагина Н.З. Идеологический смысл учения М. Хайдеггера об искусстве // Вестник МГУ, сер. 7. 1986, № 3

72. Возрождение культуры России. СПб, 1993.

73. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. -М., 1977.

74. Волков Г. Три лика культуры. М., 1986.

75. Волошин М. Лики творчества. Л.» 1989.324

76. Волтер Ф. Эстетика. М., 1974.

77. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.

78. Вышеславцев Б. Вера, неверие, фанатизм. Париж, 1928.

79. Вышеславцев Б. Два пути социального движения // Путь. 1926. №5.81 .Вышеславцев Б. Образ Божий в существе человека // Путь. 1935. №49.

80. Вышеславцев Б. Проблема власти // Путь. 1934. №42.

81. Вышеславцев Б. Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1923.

82. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии / Б.П.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.

83. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Вопросы философии. М., 1990, №4.

84. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.

85. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.

86. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991.

87. Гаджиев И.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии, 1997, № 6.

88. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. // Вопросы философии, 1992, № 2.

89. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1985.

90. Гальцева Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции // Новый мир. 1992, №7.

91. Гарин И.И. Лютер. Харьков, 1994.

92. Гаспаров М. Поэт и культура. М., 1995.

93. Гвардини Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.

94. Гватари Ф., Делез Ж. Капитализм и шизофрения. М., 1991.

95. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Энциклопедия философских наук. М., 1975325

96. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968

97. Гегель Г. Сочинения. M.-JL, 1934.

98. Гельвановский М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию. // Общественные науки и современность, 1992, № 2.

99. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

100. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990, №2.

101. Гиренок Ф. И. Метафизика пата. Обнинск, 1995

102. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.

103. Глинчикова А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии, 1997, № 3.

104. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

105. Глобальные проблемы современности. М., 1981.

106. Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986.

107. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

108. Гребнев Л.С. Философия экономики: (Старые истины и новое мышление). -М., 1991.

109. Григорьян Б.Г. Философская антропология. М., 1982.

110. Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций рационального выбора: почему так мало удалось узнать? / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997

111. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, № 1.

112. Гудков Д. Общество, культура, человек // Свободная мысль. 1991, №17.

113. Гулыга А. Стать зеркалом души народа. // Вопросы философии, 1988, №9.

114. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986.

115. Гуманизация науки: проблемы и перспективы. Сб.ст. Л., 1994.326

116. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. M., 1989.

117. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.

118. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.

119. Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990.

120. Гуревич П.С. Наука и человек в позитивизме. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.

121. Гурьева Л., Бондаренко Л., Полиновский С. К вопросу об экономических представлениях россиян: (По результатам эмпирического исследования) // Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. - №7.

122. Гусаков М. Три «Д»: демография, демократия и демагогия // Открытая политика. 1996. - №3

123. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977

124. Давыдов Ю.Н. Гомоэкономикус. // Диалог, 1990, № 14.

125. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры. М., 1980. .

126. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

127. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

128. Девятова C.B. Современное христианство и наука. М., 1994.

129. Делез Ж. Логика смысла. M., 1995.

130. Деловая культура российского общества. // Общественные науки и современность, 1993, №№ 3,4.

131. Диденко В .Д. Духовный космос искусства. М., 1993.

132. Диденко В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры. // Философские науки, 1989, № 5.

133. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, 1990.

134. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып.З. М., 1993.

135. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып. 2 - М., 1993327

136. Дмитриева H.A., Виноградова H.A. Искусство Древнего мира. М., 1986.

137. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья. M., 1987.

138. Домненко Б.И. Основы монетарной политики. М., 1995.

139. Донини А. У истоков христианства. М., 1979.

140. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15-ти тт. Т. 6. - Л., 1989.

141. Древние цивилизации. М., 1989.

142. Дроздова Н.П., Протанская Е.С. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов // Экономические отношения в социально-культурной сфере. Спб., 1992.

143. Думский либерализм // Открытая политика. 1995. - №2

144. Дьюи Дж. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. - №3

145. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. - № 6.

146. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.

147. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII века. -М., 1988.

148. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

149. Жирмунский В. Немецкий романтизм и мистика. Спб., 1914.

150. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. -М., 1977.

151. ЗакЛ.М. История изучения советской культуры. М., 1981.

152. Запад и Восток: традиции и современность. М., "Знание", 1993.

153. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

154. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., 1990.

155. Зарубина H.H. Социокультурные основы хозяйственной деятельности. // Социологические исследования, 1994, №№ 8, 9.

156. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989 (изд.2).328

157. Зиновьев А. Гомо советикус. М., 1991.

158. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.

159. Зольгер К. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном. М., 1978.

160. Зыбайлов JI.K., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.

161. Ибрагимов Г.Э. Теоретические предпосылки к исследованию эмпирических проявлений феноменов конформизма и нонконформизма в экономической подсистеме общества // Социология. М., 1993. - Рукопись депонирована в ИНИОН.

162. Иванов Вяч. Воскрешаемая культура. / Иного не дано. М., 1988.

163. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. - № 6.

164. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

165. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

166. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. М., 1992.

167. Ильин И. О грядущей России. М., 1993.

168. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

169. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993.

170. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А.Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.

171. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А.Ильин. Путь к очевидности. -М., 1993.

172. Ильин М.В., Цимбурский В.Л. Открытое общество: от метафоры до ее рационализации. М., 1997

173. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

174. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.,1994.

175. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. В 3-х тт. М., 1995.329

176. Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997

177. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.

178. История Европы. В 8-ми тт. Т.2, М., 1992.

179. История зарубежного театра. 4.1. Театр западной Европы от античности до просвещения. М., 1981.

180. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1991.

181. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков. М., 1978.

182. История культуры России. М., "Знание", 1993.

183. История философии и вопросы культуры. М., 1975.

184. История эстетики. В 5-ти томах. М., 1963-1967.

185. История эстетической мысли. Т.2. Средневековый Восток. Европа XV XVIII веков. - М., 1985.

186. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989, N5.

187. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. М., 1985. - №9.

188. Казначеев В.П., Спиркин Е.А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойств. // Вопросы философии, 1988, № 7.

189. Калмыков В.Н. Что мы есть и куда движемся? // Социально-политический журнал. 1993. - №3

190. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

191. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / Кант И. Сочинения. Т.6. - М, 1966.

192. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1964-1966.

193. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути». // Вопросы философии, 1993, № 4.

194. Капелюшников Р. Российский либерализм: быть или не быть? // Либерализм в России. М., 1993.

195. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Полис. 1994. - №5330

196. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. - №1

197. Капустин М. Конец утопии? М., 1990.

198. Кара-Мурза С. Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России // Aima mater. Вестник высшей школы. М., 1992, № 7-9.

199. Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М., 1993.

200. Кара-Мурза С.Г. Наука о кризисе цивилизации // Вопросы философии. М., 1990, №9.

201. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

202. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М., 1993.

203. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. / Культурология. XX век. Антология. М., 1985.

204. Касты в Индии. Сборник статей. М., 1965

205. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. СПб, 1994.

206. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

207. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

208. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии / . И.Киреевский. Избранные статьи. М., 1984.

209. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

210. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

211. Козловский П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юн-гера// Вопросы философии. 1997. - №12

212. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.331

213. Кондорсе M. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.

214. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

215. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1994. - №3

216. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 1998

217. Кортунов В.В. Восприятие либеральных ценностей в России / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998

218. Кортунов В.В. За пределами рационального. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1998.

219. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2000.

220. Кортунов В.В. Истина в искусстве: русский мистицизм в системе мировоззрения Востока и Запада. М.: Российский научный фонд, 1992.

221. Кортунов C.B. Судьба русского коммунизма. М., 1998

222. Краус В. На пороге нового тысячелетия. // Вопросы философии, 1997, №5.

223. Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в демократической мысли. Л., 1978.

224. Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса. //Человек, 1995, №№ 1,3.

225. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». -М., 1987.

226. Кризис цивилизации: выбор пути. М., 1992.

227. Ксарджян С. Этика бизнеса. М., 1992.

228. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века.-М., 1965.

229. Кузьмин А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. М., 1995.332

230. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

231. Куртц П. Гуманизм в исторической перспективе. Вестник МГУ. Серия «Философия». 1992, №2.

232. Кутырёв В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994

233. Куценков A.A. Политическая функция индийской касты. НАА, 1974

234. Лазарев М. Египет и Русь: солнечная связь. // Наука и религия, 1989, №6.

235. Лаке Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии, 1992, № 10.

236. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. - №5

237. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада (Пер. с фр.). М., 1992.

238. Леви-Стросс. К. Структурная антропология. М., 1980.

239. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982.

240. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997

241. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М., 1885.

242. Лилли С. Люди, машины, история. М.,1970.

243. Лисичкин Г. Люди и вещи // Дружба народов. 1988. №1.

244. Литературная теория немецкого романтизма. Документы Л., 1934

245. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

246. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994, №8.

247. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. -1991, №1.333

248. Личность в XX столетии. М., 1978.

249. Лобковиц Н. Христианство и культура. // Вопросы философии, 1993, N3.

250. Локк Дж. Сочинения. М., 1988.

251. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993

252. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посад, 1957.

253. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

254. Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. - №6.

255. Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1994.

256. Макашова Л. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и современность, 1992, № 3.

257. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

258. Малинова О.Ю. Современные либеральные политические программы / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998

259. Мальцев В.А. Человек и его отношение к труду. М., 1988г.

260. Мандел Э. Власть и деньги. М., 1992.

261. Мандельштам и античность. М., 1995.

262. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. Кн. 2. М., 1990.

263. Мандельштам О. Соч. в 2-х томах. М., 1990.

264. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978.

265. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.

266. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962.

267. Маркарян Э.С. Культура как система. // Вопросы философии, 1969, №9.

268. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.

269. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976334

270. Маркс К. К еврейскому вопросу / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе.-М., 1978.-Т. 1.

271. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - Т.13.

272. Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - ТТ.23,24,25,26.

273. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - Т.42.

274. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

275. Марсель Габриэль. Быть и иметь. Новочеркасск., 1994.

276. Масиньон JI. Методы художественного выражения у мусульманских народов / Арабская средневековая культура и литература. М., 1978

277. Массовая культура — иллюзии и действительность. М., 1975.

278. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. M.-JL, 1956.

279. Маца И. Проблема художественной культуы XX века. М., 1969.

280. Медушевский А.Н. Об особенностях либерализма в России и странах Восточной Европы // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 12, «Социально-политические исследования». 1993. - №5

281. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

282. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и новый консерватизм. -М., 1981.

283. Мень А. История религии. В 7-ми тт. Т. 2, 3, 6.

284. Мечников JI. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

285. Милюков П. История русской культуры. В 3-х тт. М., 1993-1994.

286. Мифы народов мира. М., 1992.

287. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.

288. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935.

289. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.

290. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т. 2.335

291. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М., 1983.

292. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. -Л.-М., 1964.

293. Неформальная Россия. М., 1990.

294. Нифонтов О.Н. Проблемы развития культуры и искусства России на современном этапе. М., 1990.

295. Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 9-ти томах. 1912-1914 гг.

296. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Полное собрание сочинений. М., 1912

297. Новалис. Фрагменты. М., 1914.

298. Новгородцев П.И. История новой философии права. М., 1990.

299. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М., 1976

300. Новикова Л.И., Завадский С.А. Искусство и цивилизация. М., 1987.

301. Огурцов А.П. Великая Французская революция и наука. // Вопросы философии, 1983, N3.

302. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.

303. Олескин A.B. Гуманистика как новый подход к познанию живого. Вопросы философии. 1992, №11.

304. Онуфриенко Г. На перепутье: развитие культуры и механизмы власти // Мысль. 1994. - №15

305. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

306. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

307. Отчуждение труда: история и современность. М., 1989.

308. Очерки истории советского искусства 1917-1977 гг. М., 1980.

309. Панарин A.C. Российская политическая культура на пороге XXI века // Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998.336

310. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М., 1994.

311. Патрушев А.И. Макс Вебер: дух и этос капитализма // Философские науки. 1990. - №6\

312. Петров М.К. Человек и культура в НТР. // Вопросы философии, 1990, №5.

313. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. // Вопросы философии, 1993, № 6.

314. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1960.

315. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. М., 1989.

316. Платон. Сочинение в 3-х томах. М., 1972.

317. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. -М., 1975.

318. Покровская М.В. Формирование экономического сознания: поиск факторов // Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992.

319. Полевой В.М. Искусство XX века.-М., 1991.

320. Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994.

321. Померанц Г. Очерки культурологии. М., 1995.

322. Попов А. Диалог: церковь и мир. М., 1993.

323. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1982.

324. Постмодернизм и культура. // Вопросы философии, 1993, № 3.

325. Проблема человека в современной философии. М., 1969.

326. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1980.

327. Ракитов А.И. Соотношение точности и адекватности в формализованных языках // Логика и методология науки. М., 1967

328. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. - №1

329. Рале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1994. - Т. 2.337

330. Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1922.

331. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии, 1995, № 3.

332. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

333. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. -М., 1991.

334. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994, №1.337. Русская идея. М., 1993.

335. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.

336. Руткевич А.М От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985

337. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

338. Рэгин Ч. Особенности компаративистики / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997

339. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992.

340. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. - №15

341. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». //Вопросы философии, 1990, № 5.

342. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1988.

343. Сапрыкин В.А. Российская культура и угроза бездуховности / Россия сегодня: Реальный шанс. М., 1994.

344. Сартр Ж. П. Фрейд. М., 1992. - С. 7 (Предисловие Л. Токарева)

345. Свастьян К. Эстетическая сущность философии А.Бергеона. Ереван. 1978.

346. Свердин С.Л. Происхождение денег, их сущность и функции. Л., 1936.

347. Семёнов Е.О. Дисциплинарный статус культурологии. / Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

348. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980.338

349. Сенин A.C. 1917 год: к вопросу о кризисе либерализма в России // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 12, «Социально-политические исследования» - 1993.-№5

350. Сенин A.C. Либералы у власти. История повторяется? // Кентавр.1993.-№2

351. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990, № 12.

352. Словарь античности. М., 1989.

353. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.

354. Современная буржуазная философия. М., 1978.

355. Современное западное искусство. М., 1988.

356. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

357. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Новый мир.1994, №7.

358. Соловьев B.C. Сочинения в 2 тт. М., 1988.

359. Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

360. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал / Сочинения в 2 тт. М., 1988.

361. Соловьев B.C. Сочинения в 8 тт. СПб, 1876-1907.

362. Соловьев Вл. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? // Наше наследие, 1988, № 2.

363. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

364. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

365. Социальная философия в конце 20 века. Сб. ст. М., 1991.

366. Социально-политические теории современной буржуазной идеологии.-М., 1981.

367. Социология контркультуры. М., 1980.339

368. Старовойтов В.В. Генезис понятий демократии и личности (на материале древнегреческой истории). Дис. канд. филос. наук. - М., 1988.

369. Степанова В.Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психол. журнал. М., 1993. - Т. 14, № 1.

370. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

371. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.

372. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

373. Столяров Д.Ю. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998.

374. Струве Н. Православие и культура. М. 1992.

375. Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.379. Сумерки богов. М., 1990.1. VJ

376. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

377. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1986.

378. Тагор Р. Вероисповедание художника / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987

379. Тагор Р. Прекрасное 1 Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987

380. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

381. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

382. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к типологизации. М., 1992.

383. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.

384. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

385. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

386. Толстой Л.Н. Литература, искусство. М., 1978.340

387. Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. 1992, Вып. 1.

388. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э., Иванов В.Н., Кудрина Т.А. Экономическое сознание: ориентиры и предубеждения. Социологические исследования. - 1988. №3.

389. Трубецкой Е. Метафизические предположения познания. М., 1917.

390. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1990.

391. Трубецкой E.H. Философия Ницше. М., 1904.

392. Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986.

393. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. -М, 1989.

394. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

395. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

396. Успенский H.H. Избранные труды. В 2-х тт. М., 1994.

397. Ушанков В.А. Экономический образ мышления и его национальные особенности в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5, Экономика. -Спб, 1993. Вып.2.

398. Федотов Г.Г. Судьба и грехи России. Спб., 1992.

399. Философия истории. Антология. М., 1994.

400. Философия о сущности человека. М., 1973.

401. Филыптинский И. M Представление о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе / Восток-Запад: исследования, переводы, публикации. М., 1989

402. Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995.

403. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990.

404. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

405. Франк СЛ. Сочинения. М., 1990.

406. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

407. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.341

408. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992

409. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.

410. Фрейд 3. Недовольство культурой / Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992

411. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. -М., 1994

412. Фрейд 3. О психоанализе / О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991

413. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1985.

414. Фроловский Г.В. Пути русского богослужения. VI. Философское пробуждение / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990.

415. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

416. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

417. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

418. Фромм Э. Здоровое общество / Психоанализ и культура. М., 1995.

419. Фромм Э. Из плена иллюзий / Э.Фромм. Душа человека. М., 1992.

420. Фромм Э. Человек для самого себя / Эрих Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993.

421. Фуко М. П. Слова и вещи. М., 1977

422. Фурман Д. Наш путь к нормальной культуре. / Иного не дано. М., 1988.

423. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. - №6428. ФЭС. М, 1983.

424. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

425. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.342

426. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Западная эстетика и теория литературы 19- 20 вв. М., 1987

427. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989, № 9

428. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

429. Хайдеггер М., Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988.

430. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

431. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Политические исследования. 1994, .№1.

432. Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1995. 152

433. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

434. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. №2

435. Художественная культура XVIII века. М., 1974г.

436. Цебелис Дж. В защиту теории рационального выбора / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997

437. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (к пониманию истории России) // Вопросы философии, 1997, № 1.

438. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

439. Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982

440. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.

441. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978.447. Человек.-М., 1991.

442. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.449. Через тернии. М., 1990.343

443. Чермантеева Т.С. Концепция европейского гуманизма в культурологической ретроспективе. Исторические основания взаимодействия культур. Вып. 2. 1991.

444. Чермантеева Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии. Зарубежное философское антиковедение. Крит, анализ. М., 1990.

445. Чичерин Б. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. - №3

446. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Полис. 1997. - №5-6

447. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру (пер. с нем.). М., 1964. - С

448. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика/Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988

449. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры / Благоговение перед жизнью. М., 1992

450. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

451. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. Вопросы философии. 1992, №6.

452. Шейнис В. У нас никогда не будет полного единства // Открытая политика. 1996. - №7-8

453. Шейнис B.JI. Пройден ли исторический рубеж? // Полис. 1997. - №1

454. Шеллинг В. Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936

455. Шеллинг В. Ф. Философия искусства. М., 1966

456. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.

457. Шестаков H.A. Константин Леонтьев и русский либерализм // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, «Социально-политические исследования» - 1993. - №2

458. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Полное собрание сочинений. М., 1903344

459. Шопенгауэр А. О воле в природе / Полное собрание сочинений. М., 1903

460. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

461. Шубарт В. Европа и душа Востока / «АУМ». Журнал эзотерического общества ИМА-пресс. СПб., 1990.

462. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1993.-№5.

463. Щукин Г. Христианский Восток и топика русской культуры. // Вопросы философии, 1995, № 4.

464. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. М., 1986.

465. ЭкоУ. Средние века уже начались.//Иностранная литература, 1994, №4.

466. Эпштейн М. Говорить на языке всех культур. // Наука и жизнь, 1990, №1.

467. Эстетика. Словарь. М., 1989.

468. Югай Г. А. Толерантность разума // Вестник Академии. Международная академия наук о природе и обществе. - 1997, № 3

469. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству / Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992

470. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

471. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. / Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, или в журн.: Вопросы философии, 1988, №1.

472. Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. // Философские науки, 1988, № 10.

473. Юркевич П.Д. Идея / П.Юркевич. Философские произведения. -М.,1990.

474. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.345

475. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии / Эстетическое как совершенное. М., 1995

476. Яковлев Е. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

477. Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования. 1994, №3.

478. Яновец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, № 1.

479. Ярмонкин В. В чем природа денег? Спб., 1892.

480. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

481. Acculturation, an Exploratory Formulation. The Social Science Research Council Summer Seminar on Acculturation // American Anthropology, 1954, vol.4.

482. Adelung J.Chr. Versuclt einer Geschichte der Kultur des mensclrlichen Geschlechts. ~ Leipzig, 1782.

483. Agger B. Cultural Studies as Critical Theory. ~ L., 1992.

484. Agrawal D. P. The Copper Bronze Age in India. New Delhi, 1971

485. Alain. Politigue. Paris, 1952.

486. Approaches to social theory. N.Y., 1986.

487. Archer M. S. Culture and Agency. ~ Cambridge, 1988.

488. Arnold M. Culture and Anarchy. L, 1869.

489. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilisations. ~ Berkeley and Los Angeles, 1963.

490. Basham A. L. Aspects of Ancient Indian Culture. Bombey, 1966

491. Bauwan Z. Culture and Praxis. ~ L., 1973.

492. Benedict R. Patterns of Culture. ~ Boston, 1934.

493. Boas F. J. Race, language and Culture. ~ N.-Y., 1960.

494. Boudin L. Le probleme des (lites. Paris, 1943.

495. Cassirer E. An Essay on Man. ~ New Heaven. 1944.

496. Charbonneau B, Le Paradoxe de la Culture. ~ P., 1965.346

497. Dahrendorf K. The Modern Social Conflict. New York, Wiedenfeld & Nicolson, 1988.

498. Den P. J. The right to welfare and the virtue of charity // Social philosophy a policy. Oxford, 1993.

499. Doelling J. Individuum und Kultur: Ein Beilrag zur Diskussion. ~ B., 1986.

500. Eliot T. S. Notes towards the definition of Culture. — L, 1948.

501. Elkana Y.A programmatic attempt atan anthropology of knowledge // Sciences and cultures. Science of Sociology. 1981. Vol.5.

502. Epstein K. Let There be Sculpture. 1942

503. Eugene Herrigel. Zen in the Art of Archery. London, 195 3

504. Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalrer. — Hamburg, 1964.

505. Giddens A. The consequences of Modernity. — Stanford, 1990.

506. Gilinskiy Ya. Deviant Behaviour as a Reflection of Contested Boundaries and Shilling Solidarities // Sociological Abstracts XIII-th World Congress of Sociology. San Diego, 1994.

507. Habermos J. Theorie des kommunikativen Handels. Bd. 1,2. Fr.-am-Main, 1986.

508. Hacker P. Zur Entwicklung der Avataralchre // «Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens». 1960, N 4

509. Hall B.T. The silent language. ~ N.-Y., 1970.

510. Hammond P. B. Introduction to Cultural and Social Anthropology. — N. -Y., 1971.

511. Hands off Cain. Roma, 1994.

512. Harris M. Culture, Man and Nature. An Introduction to General Anthropology. -- N.-Y., 1971.

513. Havell E. B. The Ideals of Indian Art. 1920

514. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 1931

515. Herskovils M. Cultural Anthropology. ~ N.-Y., 1955.

516. Jenks Chr. Culture. -- L and N.-Y., 1993.347

517. Jouvenel B. De la suuverainit(. Paris, 1955.

518. Kallscheuer O. Freihit, die ich meine. In: Liberalismus und Sozialismus.- Marburg, 1988.

519. Kane P. V. History of Dharmashastra, vols. I-V. Poona, 1930-1962

520. Kaplan D., Manners R. A. Culture Theory. N.-Y. 1972.

521. Keesing R.M., Keesing F.M. New Perspectives in Cultural Anthropology.- New York, Wintson, 1971.

522. Klemm G. Allgemeine Kulturwissenschaft. Bd. I ~ 2. — Leipzig, 1854 ~ 1855.

523. Kreatur Mensch. Moderne Wissenschaft auf der Suche nach dem Humanum. Hrsg. von G. Altner. ~ München, 1973.

524. Kroeber A, L., The Nature of Culture. ~ Chicago, 1 952.

525. Kroeber A. L., Configuration of Culture Growth. ~ Berkeley ~ Los Angeles, 1944.

526. L'aube d'un neuveau liberalisme. Paris, 1953.

527. Lankavatara Sutra. Transl. By D. T. Suzuki, London, George Routledge and Sons, 1932

528. Lippmann W. La cit( libere. Paris, 1939.

529. Luhmann N. Sessile System. Grundriss eider allgemeinen Theory. ~ Fr. -am-Main, 1984.

530. Malinowski B. A., Scientific Theory of Culture. — North Carolina, 1944.

531. Morris C. W. Signs, Language and Behaviour. — N.-Y., 1946.

532. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. ~ N; Y., 1965.

533. Parsons T. The Social System. L., 1951.

534. Philosophy and Culture: Studies from Hungary. Published on the Occasion of the 17-th World Congress of Philosophy. ~ Budapest, 1983.

535. Postmodernism. A Resder. Ed. and intro. by Th. Docherly. ~ N. -Y., 1993.

536. Prince M. Self-concept, money beliefs and values // J. of econ. psychology ~ Amsterdam, 1993. Vol. 14, N 1.348

537. Problemes de la culture et des valeures culturelles dans le monde contemporain. -- P., UNESCO. 1983.

538. Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. ~ L, 1958.

539. Reble A. Schlelermochers Kulturphilosophie. — Erfiit, 1935.

540. Robinson J.M. The Later Haidegger and Theology. N.J., 1963

541. Rueff J. Pourguoi malgr( tout je reste liberal. Paris, 1934.

542. Social Problems around the Baltic Sea. Helsinki: NAD publ, N 21, 1992.

543. Social Problems in Newspapers: Studies around the Baltic Sea.

544. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol. I -- 4; N.-Y., 1937 -- 1941.

545. Steward J. Theory of Culture Change. The Methodology of Multilane Evolution. ~ Urbane, 1955.

546. Tachumi R. Theoris de la culture. ~ P., 1975.

547. Tate C.F. The Search for a Method in American Studies. -- Minneapolis. 1973.

548. The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Ed. by H. Foster. ~ Washington, 1983.

549. The Idea of Culture in the Social Sciences. Ed. by L. Schneider and Ch. Bonjean ~ Cambridge, 1971.

550. The Role of Values in Psychology and Human Development Ed. By IV. M. Kurlines, hi. Azmilia and J. Gewirtz ~ N.-Y.— Chichester ~ Brisbane ~ Toronto -- Singapore, 1992.

551. The Study of American Culture: contemporary Conflicts. Ed. By L. S. Luedike. ~ Everett- Garward, Inc., 1977.

552. Was heist heute liberal? Gellingen, 1978.

553. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. ~ München, 1963

554. Welsch W. (Herausg.) Wege aus der Moderne. Schltlsseltexte der Postmoderne Diskussion. — 2 Auft. B., 1994.

555. Wheeler R. E. M. The Indus Civilization. Cambridge, 1968

556. White L. The Evolution of Culture. ~ N.-Y., 1959

557. White L. The Science of Culture. ~ N.-Y., 1949.349

558. White Leslie A. The Concept of Cultural Systems. New York, 1975.

559. Williams R. Culture. -- L, 1971.

560. Wilson G., Wilson M. The Analysis of Social Change. Cambridge, 1944.

561. Znamecki F. Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbane -Illinois, 1952.