автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Микичур, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно"

На правах рукописи

ът

Микичур Елена Александровна

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ Т.В. АДОРНО

Специальность 09.00.03 - история философии

1 9ЯНВг012

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

005008156

Новосибирск - 2012

005008156

Работа выполнена в секторе истории философии Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Горан Василий Павлович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Афонасин Евгений Васильевич кандидат философских наук Таратута Валентин Петрович

Ведущая организация:

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск

Защита состоится 9 февраля 2012 г. в 14:00 на заседании диссертационного совета Д 003.057.01 при Институте философии и права СО РАН по адресу: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права СО РАН, с авторефератом - на сайте: http://www.philosophv.nsc.ru/DISSOV/sovet.htm

Автореферат разослан « Л » января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы.

Создав предпосылки преодоления голода, нищеты и болезней, научно-технический прогресс повлек за собой новые глобальные проблемы. Это угроза применения ядерного и бактериологического оружия, распространение религиозной и национальной нетерпимости, появление международного терроризма и имеющее катастрофические последствия ухудшение экологии. В этих условиях обострилась проблема сохранения приверженности гуманистическим идеалам.

Переоценка антропологического подхода к пониманию мира обозначилась в процессе перехода от модерна к культуре постмодернистского типа. Постмодернизм, который возник как рефлексия на новые явления в сфере искусства, в скором времени превратился в «специфическую философию культурного сознания современности»'. Будучи отражением кризиса модернистского мировосприятия, постмодернизм отражает утрату веры в разум, прогресс, в человека и гуманизм. Характерное для модерна представление о целостности сознания человека, которое обеспечивало ему уникальность и идентичность как ясное осознание собственного «Я» постмодернисты заменяют представлением о распаде личности человека, утрате ею идентичности. Согласно установкам новой культурной парадигмы гуманистические идеи свободной, целостной личности оказываются неприемлемыми. Субъект уже не рассматривается как источник системы представлений и творчества. Он предстает как бессознательные языковые структуры и анонимные потоки либидо.

С точки зрения многих современных мыслителей, лишение человека позитивной уникальности, его обезличивание является недопустимым. Эти теоретики стремятся сохранить гуманизм и модель человека как свободного, разумного субъекта, существовавшие в рамках философии модерна. Они полагают, что гуманизм, как важнейший элемент культуры, до сих пор не исчерпал весь свой потенциал, а гуманистические идеи выходят за рамки теории и становятся частью общественного мировоззрения, проникая в различные формы социально-культурных практик (в сферу педагогики и воспитания, в программы этических и научно-просветительских гражданских организаций и др.).

1 Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998. С. 6.

Острое противостояние постмодернистской и гуманистической мировоззренческих ориентации делает актуальным осмысление антропологической проблематики, один из вариантов которой разрабатывается в трудах Адорно.

Т. В. Адорно является представителем Франкфуртской школы неомарксизма, воплотившим в жизнь возрожденческий идеал всесторонне развитой, творческой личности. Он проявил себя как композитор, философ, социолог и теоретик искусства. Многие идеи Адорно получили дальнейшее развитие в трудах Ю .Хабермаса, Л. Леветаля, В. Подороги, С. Жижека, а также у представителей современной радикальной мысли.

Выделение гуманистической составляющей философских воззрений Т. Адорно и определение ее специфики представляется актуальной историко-философской задачей. Ее решение предполагает сосредоточение внимания на глубинной интенции философии Адорно, которая им самим четко не проговаривалась. Раскрыть содержание этой интенции значит открыть новые грани его философствования. А их осмысление способно внести вклад в разработку понятия гуманизма как философской категории.

Степень разработанности темы:

Гуманистическая проблематика в творчестве Адорно не получила достойного освещения и не имеет однозначной оценки исследователей. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не представлено работ, которые были бы посвящены реконструкции гуманистических аспектов его философии и где бы определялась специфика воззрений франкфуртского теоретика по вопросам гуманизма. А между тем Адорно уделял этому вопросу специальное внимание, в частности в статье «О технике и гуманизме», а также в таких работах, как «Эстетическая теория», «Проблемы философии морали» и «Негативная диалектика».

Адорно является одним из создателей критической теории общества (КТО), гуманистическую направленность которой отмечают многие исследователи3. К сожалению, оценка взглядов Адорно, встречающаяся в

2См.: Култыгин В. Я. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности. / Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - С. 5-14.; Соловьева Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т. В. Адорно). -Алма-Ата: Голым, 1990, 1990; Claiissen D. Theodor W. Adorno: One Last Genius. - Harvard Belknap U.P., 2008; CookD. Adomo, Habermas and the Search for a Rational Society. - N.Y.: Routledge, 2004; Horkheimer M. Traditional and Critical Theory / Critical Theory. The Essential Readings. Ed. by D. Ingram, J. Simon-Ingram. - N.Y.: Paragon House, 1991. - P. 239-254.; Sherratt Y. Adomo's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.

вышеперечисленных трудах, не позволяет сформировать целостного представления о гуманистических воззрениях философа, а лишь порождает новые вопросы.

По причине того, что Адорно критикует развитое капиталистическое общество с позиций гуманизма, в работах М. Н. Грецкого, В. П. Култыгина, А. В. Михайлова, И. Шератт, Г. Роуз, А. Дютмана его идейное наследие классифицируется как «гуманистический марксизм». Подобная оценка не раскрывает всех аспектов гуманистических воззрений Адорно, ограничивая их только критикой. Однако есть исследователи, придерживающиеся противоположной точки зрения на творчество Адорно. Ю. Н, Давыдов оценивает труды Адорно и остальных представителей Франкфуртской школы как «антигуманистические устремления современности»3. Б. Л. Губман причисляет Адорно, наряду с Хайдеггером, Хоркхаймером, Дерридой, Фуко и Батаем к тем мыслителям, которые ниспровергают классические установки философии Нового времени и утверждают кризис гуманизма4. В то же время ряд исследователей, среди которых: М. М. Кузнецов, Д. В. Иванов и В. Г. Арсланов, рассматривают Адорно как защитника идеалов «проекта модерна». Столь неоднозначные оценки творчества франкфуртского философа намечают круг значимых вопросов, указывают на богатство традиции исследования философии Адорно, а также на интерес исследователей к его творчеству.

Нужно отметить, что в отечественной исследовательской литературе советского периода был сформирован некий стереотип, который до сих пор полностью не преодолен. Согласно этому стереотипу интеллектуальное наследие Адорно представляется как тотальный негативизм. Тенденция выделять именно негативный аспект творчества Адорно была связана с критическим настроем по отношению к любым неортодоксальным интерпретациям идей К. Маркса.

В связи с этим весьма важным для темы исследования являются работы, авторы которых выделяют позитивные аспекты философии Адорно. Это становится уже достаточно часто встречающимся явлением. В 2002 году выходит монография И. Шератт, которая называется «Позитивная диалектика Адорно»5. По мнению И. Шератт, позитивная составляющая

3 См.. Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977. С.4.;

4 См.: Губман Б. Л. Современная философия культуры. - М.: РОСПЭН, 2005. С. 15.

5 See: Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.

представлена в философии Адорно как образ свободного неотчужденного состояния людей, достижимого в результате одновременного изменения существующей модели мышления и миметического отношения к природе. И. Шератт вслед за Адорно называет такое состояние людей «утопией»6.

В отечественной исследовательской литературе наличие позитивного содержания в работах Адорно отмечается такими исследователями, как А. В. Михайлов, В. А. Подорога и Г. Г. Соловьева. К сожалению, ни одна из этих работ не представляет собой комплексного исследования воззрений франкфуртского философа. А. В. Михайлов рассматривает работы, посвященные эстетике и музыке, находя в них то, что выходит за рамки негативности. В. А. Подорога исследует язык произведений Адорно, считая его образцом «неориторики», имеющим самостоятельное значение. Г. Г. Соловьева видит позитивную составляющую философии Т. Адорно в новой модели мышления, так называемой «эстетической, или констеллятивной рациональности».

Объектом диссертационного исследования является философское наследие Адорно

Предметом диссертационного исследования являются гуманистические воззрения Адорно, представленные в его произведениях.

Цель диссертационного исследования — выявить гуманистические аспекты философии Адорно, раскрыть их содержание и социально-историческую обусловленность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Определить и классифицировать концептуальное содержание, составляющее суть феномена гуманизма.

2. Выявить специфику гуманистического идеала Адорно, а также его позиции по вопросу о возможности существования гуманизма в развитом капиталистическом обществе.

3. Раскрыть связь гуманистических воззрений Адорно с социально-историческим контекстом его творчества.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Исследование философии Адорно на предмет выявления ее гуманистических аспектов осуществляется в рамках конкретно-исторического и проблемно-концептуального подходов, которые

6 See: Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.-P.-ll

реализуются посредством императивно-целевой концепции методологии историко-философского исследования, разработанной 3. А. Каменским на основе интерпретации диалектики и исторического материализма применительно к теории истории философии.

Выделяя четыре закономерности историко-философского процесса — тройную детерминацию, единство, дивергентность и кумулятивность, 3. А. Каменский подчеркивает, что каждая из них может быть интерпретирована методологически, т. е. рассмотрена как метод анализа той «клеточки» историко-философской действительности, которой является философская система7.

Наиболее продуктивным для исследования гуманистических аспектов философии Адорно представляется выявление предметной, социально-исторической детерминации и детерминации по традиции.

Предметная детерминация выявляется посредством двух процедур: редукции и реконструкции.

Операция редукции состоит в решении трех задач: а) фронтального ознакомления с материалом, б) отбора собственно философского материала из всей его совокупности, в) выявления структурных частей системы идей и атрибутирования выявленных идей в соответствии с этими частями.

Реконструкция системы идей состоит в синтезе, субординации идей, выявленных посредством редукции. Реконструкция может быть охарактеризована как экспликация имплицитной (объективной) системы идей. Операция реконструкции состоит в решении двух задач: а) реконструщия внешней системы и б) реконструкции внутренней системы.

Внешняя система - это априорная, или идеальная, по отношению к исследуемой, система идей, структурные элементы которой получены безотносительно к реальному содержанию какой-либо (этой) конкретной системы путем расчленения предмета философии на его жестко фиксированные надысторичные составные части. Эти части иерархически связаны. Внешняя система является базовой, она дает историку философии само понимание своего предмета и рассматривается в историко-философском исследовании как теоретическая модель, предшествующая

7 См.: Каменский 3. А. Методология историко-философского исследования. - М.: ИФРАН, 2002. // Электронный ресурс. URL:

http://www.philosophv.ru/librarv/kameaskv/metcKlol/methodl.htm (дата обращения: 11.09.2010).

исследовательской работе. Внешняя система используется в процессе исследования для постановки вопросов, которыми историк философии задается при анализе конкретной философской системы.

Внутренняя система историко-философского исследования - это то содержание, которым наполняются структурные элементы внешней системы.

Внутренняя система - это специфическая для изучаемого материала целостность, элементы которой - внутри надысторических частей внешней системы - вычленены посредством анализа, а связи установлены с помощью синтеза, осуществленного историком философии соответственно тому, что он обнаружил в исследуемой системе. Таким образом, внутренняя система оказывается наполненной специфическим содержанием изучаемой системы идей, целостность которой, т. е. субординация ее элементов, воспроизведена соответственно тому, как связаны эти идеи уже не в сознании историка философии (как это имеет место во внешней системе), а в самой исследуемой системе8.

Социально-историческая детерминация предполагает проведение операций опосредования и селекции. Под операцией опосредования понимается нахождение связей философской системы с социально-историческими условиями, в которых она функционирует.

Под операцией селекции имеется в виду выяснение социально-исторических причин отбора и направленности развития исходного философского материала, содержащегося в философской системе изучаемого мыслителя, а также социально-историческая мотивировка направленности развития самой этой системы относительно данного материала и себя самой.

Детерминация по традиции предполагает установление определенной связи исследуемой философской системы с предшествующими системами.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Предложена классификация концептуальных элементов, составляющих содержание феномена гуманизма, и на этой основе создана теоретическая модель исследования феномена гуманизма. Ее основу составляют: представление о сущности человека, аксиология, гуманистический идеал и способ его осуществления.

2. Реконструировано содержание гуманистического идеала в философии Адорно и раскрыта его специфика, которая заключается в

8 См.: Каменский 3. А. Методология историко-философского исследования. - М.: ИФРАН, 2002. // Электронный ресурс. URL:

http://w^.philosophv.ru/librarv/kamenskv/metodol/methodl.htm (датаобращения: 11.09.2010).

отрицании антропоцентризма, восстановлении внутренней целостности человека через устранение субъективности и самости, а также обретении гармонии с природой и другими людьми. Выявлено, что гуманистический идеал Адорно характеризуется утопичностью и имеет коллективистскую направленность. Необходимым условием достижения гуманистического идеала, по мнению Адорно, будет изменение существующих общественных отношений, что, как считает философ, невозможно. По способу достижения гуманистического идеала гуманистические воззрения Адорно относятся к социальному типу гуманизма с ярко выраженным пессимистическим характером. Обнаружено наличие в философии Адорно такой специфической составляющей его гуманистических воззрений, как способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме, характеризующийся индивидуалистической и при том элитарной направленностью.

3. Установлено, что отрицание антропоцентризма и идея установления гармоничных отношений человека и природы как характеристика гуманистического идеала, сформировались у Адорно под влиянием научно-технического прогресса и актуализированных им проблем, связанных с духовным развитием человека и его физическим существованием. Выявлено, что утопический и пессимистический характер гуманистического идеала, а также индивидуалистический с ярко выраженными элитарными чертами способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме, формируются у Адорно под воздействием распространения массовой культуры и разочарования в возможностях общественной преобразовательной практики. Показано, что распространение фашизма, антисемитизма и массовизация культуры западного общества стали причиной того, что ведущее место в философии Адорно занимает гуманистическая критика позднего буржуазного общества. Она затеняет позитивную составляющую его воззрений, которая выражена гуманистическим идеалом и способом достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме.

Результаты данного диссертационного исследования заключены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Исследование философских концепций на предмет выделения их гуманистической составляющей осложнено тем, что в работах, посвященных этому вопросу, представлено слишком широкое понимание феномена

гуманизма, при котором остается недостаточно конкретизированной его специфика. В представленной литературе недостаточно разработана методологическая база, позволяющая последовательно реконструировать содержательные особенности гуманистических представлений того или иного философа. На основе анализа возрожденческого гуманизма, осуществлена конкретизация содержания феномена гуманизма и выявлены сущностные его характеристики. Это: антропоцентризм, представление о доброй природе и достоинстве человека, выражающиеся в его стремлении к позитивному росту и развитию. В процессе исследования установлены основные вопросы, так называемые структурные элементы внешней системы теоретической модели исследования, рассмотрев которые можно выделить гуманистическую составляющую философского учения и определить ее специфику. На этой основе осуществлена классификация концептуальных средств выявления гуманистического содержания в философских учениях. Это - антропологические и аксиологические представления, гуманистический идеал, способ реализации этого идеала.

2. В процессе исследования теоретического наследия Адорно обосновано, что его философская концепция содержит гуманистические аспекты. Его гуманистическая критика позднего капиталистического общества опирается на гуманистический идеал, основанный на представлении о доброй природе человека, а также на предлагаемый философом способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме. Установлено, что гуманистические аспекты философии Адорно имеют негативную и позитивную составляющие, а также коллективистскую и индивидуалистическую ориентации. Негативная составляющая представлена гуманистической критикой позднего капиталистического общества, посредством которой Адорно декларирует собственную систему ценностей. Позитивная составляющая включает представление о гуманистическом идеале и предлагаемый философом способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме. Гуманистический идеал Адорно как «позитивная целостность» является выражением коллективистской ориентации гуманистических представлений франкфуртского теоретика. По способу достижения гуманистического идеала, который предполагает изменение существующих общественных отношений, воззрения Адорно относятся к социальному типу гуманизма. Считая, что гуманистический идеал неосуществим, Адорно предлагает способ достижения подлинно человеческого существования при

позднем капитализме, который имеет ярко выраженный индивидуалистический и при том элитарный характер.

3. Жизнь Адорно приходится на переломную эпоху историко-философского процесса. Она проходит на фоне исторически значимых событий, которыми изобиловала первая половина XX века. Посредством анализа социально-исторического контекста работ философа показан процесс формирования Адорно как мыслителя, выявлены ключевые события его биографии, оказавшие влияние на отношение философа к гуманистической проблематике. Представленная гуманистической критикой развитого буржуазного общества негативная и содержащая гуманистический идеал и способ достижения человеческого существования при позднем капитализме позитивная составляющие гуманистических воззрений Адорно сформировались под влиянием распространения фашистской идеологии, гонений на евреев, разочарования в возможностях общественной преобразовательной практики и распространения массовой культуры и идеологии. Отсюда гиперкритицизм мыслителя по отношению к развитому капиталистическому обществу, а также утопичный и пессимистичный характер гуманистического идеала Адорно и индивидуалистическая и при том элитарная направленность способа достижения человеческого существования при позднем капитализме.

Практическая значимость работы.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения философского наследия Т. Адорно, а также для анализа места его творчества в истории западной философии. Решение проблемы выявления гуманистических аспектов философии Адорно вносит вклад в разработку общетеоретических вопросов гуманистического мировоззрения. Представленная в работе модель анализа гуманистических воззрений Т. Адорно может бьггь использована в качестве метода для исследования гуманистических аспектов философии других мыслителей. Кроме того, результаты данного исследования могут бьгть включены в курс лекций по истории философии для студентов и аспирантов.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на научных семинарах сектора истории философии Института философии и права СО РАН, г. Новосибирск (2006-2009гг.), на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.), на IV международной конференции «Человек в современных

философских концепция» (г. Волгоград, 28-31 мая 2007г.), на международной научно-практической конференции «Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения» (г. Новосибирск 25-26 марта 2009г.), на VI Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук (г. Новосибирск 4-5 июня 2008 г.). Результаты исследования представлены в восьми научных публикациях, которые отражают содержание работы.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 248 наименований. Обший объем работы 172 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении дано обоснование актуальности темы диссертационного исследования, установлена степень разработанности проблематики в отечественных и зарубежных публикациях, определен объект и предмет исследования, сформулированы его цель и основные задачи, указаны методологические основания исследования, оценена его научная новизна, изложены основные положения, выносимые на защиту, раскрыта практическая значимость диссертационной работы, и указаны способы апробации основных результатов исследования.

В первой главе «Гуманизм как тема историко-философского исследования» раскрыта сущность феномена гуманизма, прослежено его историческое развитие с момента концептуального оформления в эпоху Возрождения и до наших дней, выявлены ключевые вопросы для гуманистического мировоззрения. На основе выделенной проблематики сконструирована внешняя система теоретической модели исследования гуманизма.

В разделе 1.1 «Гуманизм как феномен культуры: сущностные характеристики» показано, что специфика гуманистических учений заключается в том, что в них человек служит исходным пунктом и главным предметом философствования. В эпоху Возрождения, период концептуального оформления гуманизма, на первый план выдвигается свободная человеческая индивидуальность. Акцентирование индивидуального начала связано с рождением гуманистической культуры, которая в качестве отправной точки рассматривала не Бога, а человека. Гуманисты первостепенное значение придавали изучению человека, а не внешнего мира. В этот период были сформулированы принципы,

выражающие сущность феномена гуманизма, такие, как антропоцентризм, идея достоинства человека, его доброй воли.

Дальнейшее развитие гуманистическая проблематика получает в Новое время или эпоху модерна, когда возникает просвещенческий вариант гуманизма. Он характеризуется актуализацией ценности человека как носителя разумного начала, постигающего и преобразующего мир, и формированием стремления человека господствовать над природой. На первое место выходит свобода личности, ее благополучие и счастье. В Новое время получают окончательное оформление два типа гуманизма: либеральный и социальный. Первый является выражением индивидуалистической ориентации, а второй - коллективистской.

В XX веке после разочарования в возможностях разумного преобразования окружающей действительности и гуманизации человеческих отношений гуманистические ценности стали ставиться под сомнение. На современном, переломном этапе историко-философского процесса наметилось резкое противостояние модернистской и постмодернистской культурных традиций, которое делает актуальным исследование гуманистической проблематики и определения ее места в современных философских учениях.

В разделе 1.2 «Внешняя система теоретической модели исследования гуманистических воззрений» выявлены структурные элементы внешней системы теоретической модели исследования философских воззрений на предмет определения их гуманистической проблематики. Это -антропологические и аксиологические представления, гуманистический идеал, способ реализации этого идеала.

Специфика гуманистической антропологии заключается в утверждении приоритета человека как меры всех вещей, всех наук, философии и культуры. Он рассматривается как творческое начало, абсолютно или относительно не зависимое от объективных сфер бытия и воздействующее на них. Для гуманизма как ценностной мировоззренческой позиции по отношению к человеку характерно представление о наличии в самой человеческой природе стремления к добру. Это означает, что человек от природы добр и имеет врожденный стимул к росту и развитию.

Рассмотрение аксиологии как элемента внешней системы теоретической модели исследования показало, что главной ценностью в гуманизме является человек. Ценность человека реализуется через признание его достоинства, как способности к позитивному росту и развитию. Ценностная позиция по

отношению к человеку предполагает антропоцентристское виденье мира. Система гуманистических ценностей исторически изменчива. В эпоху Возрождения, период концептуального осмысления гуманистических идей к числу гуманистических ценностей относили личность человека, его достоинство, благородство, славу, разум, красоту тела. Представители современного светского гуманизма выделяют такие ценности, как личность (человеческое Я), жизнь, любовь, труд, игру, свободу, творчество, достоинство, уединение, отдых, участие, служение, веру, здоровье, наслаждение, страдание, мужество, смерть. Таким образом, существует широкий спектр ценностей, которые могут быть классифицированы как гуманистические. Их исследование предполагает выявление того, насколько они обоснованы, самосогласованы и какое место занимают в философской концепции, в рамках которой они разрабатываются.

Следующим элементом внешней системы теоретической модели исследования гуманистических аспектов философской системы будет рассмотрение гуманистического идеала и способа его осуществления. Это итог, конечная цель, на достижение которой должно быть направлено развитие. Рассмотрение гуманистического идеала предполагает определение того, какой ориентации, коллективистской или индивидуалистической, придерживается его создатель. Если гуманистический идеал ориентирован на создание условий саморазвития для отдельного человека и его автор заявляет в качестве ценности личность, стремящуюся к личному успеху и благополучию, то он будет носить индивидуалистический характер и являться либеральным типом гуманизма. Если в качестве идеала будет декларироваться создание условий для свободного развития всех членов человеческого общества, тогда это будет социальный тип гуманизма с ярко выраженной коллективистской направленностью. Способ осуществления гуманистического идеала должен быть адекватен гуманистическому содержанию самого идеала и не противоречить интересам как отдельного индивида, так и всей общности людей.

Во второй главе «Гуманистическая концепция Т. Адорно» выделенные в первой главе элементы внешней системы теоретической модели исследования такие, как антропология и аксиология, гуманистический идеал и способ его осуществления, наполняются конкретным содержанием, представлениями Адорно по вышеперечисленным вопросам. Тем самым конструируется внутренняя система теоретической

модели исследования, позволяющая выделить гуманистическое содержание философии Адорно и определить его специфику.

В разделе 2.1 «Гуманистическая критика позднего бур.жуазного общества в философии Т. Адорно как выражение его ценностной позиции» показано, что Адорно посредством критики развитого капиталистического общества декларирует традиционные для гуманизма ценности такие, как свобода личности, достоинство, любовь и сострадание. Представление Адорно об отсутствии этих ценностей в обществе позднего капитализма позволяет отнести осуществленную им критику к негативной составляющей его гуманистической концепции.

Свобода, по Адорно, является основополагающей ценностью человеческого бытия. Содержание понятия свободы было различным в разные исторические периоды. На заре цивилизации человек был абсолютно свободен, ему не нужно было подавлять свои влечения в угоду самосохранению. Он не воспринимал природу как сферу необходимости. Как только у человека формируется самость, он начинает выделять себя из окружающего мира, и свобода, по Адорно, начинает пониматься как воля, руководимая разумом. В современном буржуазном обществе свобода исчезает, так как человек становится объектом тотального воздействия. У Адорно, как и у Маркса, понимание существующего общества как несвободного связано с такими процессами, как отчуждение и овеществление. Франкфуртский теоретик критически относится к утверждению гуманистов о наличии достоинства у представителей развитого буржуазного общества. Он не принимает достоинство как уже присущее людям качество, а относит его в сферу умопостигаемого, считая, что люди еще должны его достигнуть. Адорновское понимание достоинства аналогично пониманию возрожденческих гуманистов, оно включает представление о самосовершенствовании и развитии человека. Адорно считает, что достоинство не может появиться у представителей позднего буржуазного общества, так как идеология этого общества как ложная система взглядов и идей, искажающая действительность, вместо возможностей для позитивного роста и развития предлагает человеку социально одобряемые мании, что является тенденцией обратной гуманному существованию.

Говоря о такой гуманистической ценности, как любовь, Адорно рассматривает ее не как самостоятельную ценность, необходимую человеку для обретения собственной природы. Для него это, прежде всего, сила, противостоящая доминирующей общественной тенденции.

Влюбленные, по мнению франкфуртского теоретика, не поддаются идеологическому воздействию, они живут в своем, отдельном мире, являя собой «островок» подлинно человеческих отношений. Любовные отношения не согласуются с принципом обмена, потому что любящий — это тот, кто отдает больше, чем требуется с точки зрения эквивалентного обмена. Любовь противоречит принципу господства, лежащему в основе цивилизации Запада, так как любящий не способен «господствовать» над собой и другими. Общество развитого капитализма, по мнению Адорно, оставляет все меньше возможностей для проявления любви, человеческие отношения становятся все более механистическими.

Франкфуртский теоретик в своем теоретическом наследии уделяет внимание такой гуманистической ценности, как сострадание. Оно воспитывается у человека, по мнению Адорно, как реакция на взаимодействие с миром, наполненным страданием. Для Адорно состояние страдания вызвано самим бытием человека в «неправильном мире». Такие качества, как симпатия, сострадание, всякое непосредственное проявление сочувствия франкфуртский философ относит к естественным свойствам человеческой души, которые не согласуются с доминирующей в буржуазном обществе рациональностью. По его мнению, философия и искусство не должны оставаться безучастными к отдельному человеку, его боли и горю, выражая страдание, они взывают к состраданию.

Свобода, достоинство, любовь и сострадание, по Адорно, являются ценностями не изолированного индивида, а общности людей. Отмечая их ликвидацию при позднем капитализме, франкфуртский теоретик возлагает всю ответственность не на человека, как свободного субъекта, а на культуру и общественные отношения, которые предстают в его философии как наделенные самостоятельным бытием. Тем самым он декларирует принципы социального типа гуманизма.

В разделе 2.2 «Антропологические воззрения Т. Адорно» представлена его точка зрения на природу человека. Т. Адорно считает, что сущность человека изменяется в зависимости от исторической эпохи, и выделяет три ее модификации, которые последовательно сменяют друг друга. Первая — истинная субъективность, или подлинная индивидуальность. Вторая -буржуазная индивидуальность и третья - псевдоиндивидуальность.

Истинная субъективность, по Адорно, существовала на заре цивилизации. Как считает франкфуртский теоретик, человек в данный период был абсолютно свободен. Ему не нужно было подавлять свои

инстинкты в угоду самосохранению. Его самость еще не сформировалась, и он не выделял себя из окружающего мира. Человек был частью природы, он уподоблялся ей с помощью мимесиса, растворяя себя в ней.

Буржуазная индивидуальность характеризуется наличием у ее носителей индивидуально-личностного начала - самости. Она, по мнению Адорно, появляется в процессе индивидуации в результате отделения человека от природы и признания принципа господства в качестве основополагающего принципа развития человеческой цивилизации.

Псевдоиндивидуальность, по мнению Адорно, возникает при позднем капитализме. Она характеризуется утратой личностью индивидуальности как способности осуществлять свободный, осознанный выбор.

Антропологические воззрения Адорно могут быть представлены в виде схемы: отрицание - отрицание - отрицание. Истинная субъективность как гармоничная целостность отрицается буржуазной индивидуальностью, которая в свою очередь отрицается псевдоиндивидуальностью. Все определения, присущие человеку, как истинной субъективности и буржуазной индивидуальности, отрицаются в псевдоиндивидуальности.

Взгляды Адорно на сущность человека разноплановы. Они включают представление об изначально благой природе человека, которая существовала на заре человеческой цивилизации, что соответствует установкам гуманистической традиции классической философии. В то же время истинная субъективность у Адорно предполагает отсутствие субъекта, что в корне противоречит гуманистическим представлениям и роднит его воззрения с постмодернистской традицией.

Виденье истинной сущности человека, которое присутствует в работах Адорно, свидетельствует об идеализации философом первобытного состояния человека. Оно является отправной точкой для критики последующих исторических типов человеческой сущности. Франкфуртскому теоретику важно показать, что подлинная природа человека не предполагает подчинения чего-то низшего чему-то высшему. Таким образом, по его мнению, подлинная природа человека, как и его подлинное бытие, исключает принцип господства. Эта мысль лежит в основе гуманистического идеала Адорно.

В разделе 2.3 «Гуманистический идеал Т. Адорно» показано, что гуманистическая концепция Адорно имеет позитивное содержание, одним из составляющих которой является гуманистический идеал. Гуманистический идеал франкфуртского философа представляет собой утопический образ

идеального бытия человека, находящегося в гармонии с природным и социальным окружением. Эта гармония, как считает Адорно, действительно существовала на заре человеческой истории, и ее достижение является конечной целью исторического развития. То есть, по мнению франкфуртского теоретика, человечество совершило нечто сродни библейскому грехопадению, разрушив свое первоначальное единство с природой, и теперь стремится к восстановлению этого единства. У представителей позднего капиталистического общества, по мнению Адорно, это стремление является неосознанным, потому что утопический образ находится у них в глубинных слоях психики как воспоминание о свободном и гармоничном существовании на заре цивилизации, а не конструируется с помощью мышления, которое, по мнению философа, при позднем капитализме превращается в технологическую рациональность. Адорно придает утопии большое значение. Он полагает, что способность человека к конструированию утопического образа говорит о его возможности видеть альтернативы существующему социальному порядку.

Нельзя не отметить скудное, непроработанное содержание гуманистического идеала Адорно. В его философии нет конкретного образа ни идеального человека, ни общества. Те незначительные наброски, которые он делает, рассчитаны не на вдумчивое осмысление читателя, а скорее на его фантазирование. Однако, несмотря на абстрактность и неоднозначность своих воззрений, франкфуртский теоретик сумел наметить линию отказа от антропоцентризма и технократизма, которая нашла отражение в современных гуманистическиориентированных учениях.

Содержание гуманистического идеала показывает, что высшей ценностью и идеалом человеческого бытия Адорно считает истинную целостность. Это находит выражение в содержании гуманистического идеала, представляющую коллективистскую направленность воззрений франкфуртского теоретика, реализуемого через изменение существующих общественных отношений. Эта позиция позволяет отнести гуманистические воззрения Адорно к социальному типу гуманизма.

В разделе 2.4 «Способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме» раскрывается содержание метода Адорно, способствующего возвращению человеку свободы и «трансцендированию» его за рамки существующего общественного порядка. Достижение подлинно человеческого существования Адорно видит в изменении существующего типа мышления на констеллятивную, или эстетическую рациональность.

Построение новой модели мышления Адорно начинает с критики существующей. Мышление по модели констелляции предполагает отказ от понятийности как насилия всеобщего над единичным, системности и иерархичности, сохранение нетождественного, то есть конкретного, единичного, временного, устранение субъект-объектных отношений через установление сродства познающего и познаваемого.

Новая модель мышления реализуется в единстве двух моментов — рационального и миметического. Рациональный момент предполагает связанность элементов и их организацию в единое целое по типу «констелляции» (созвездия), которое удерживается благодаря его отрицанию в частях и элементах. В констелляции нет первоэлемента, из которого выводятся последующие элементы. Все ее составляющие располагаются одинаково близко к центру, тем самым образуются поперечные связи и исчезают последовательные логические цепочки. Они заменяются отношением одновременности мыслимого, следуя закону «паратаксиса», логической одновременности. Логичность, присутствующая в констелляции, отличается от традиционной отсутствием иерархии. Отсутствие раз и навсегда определенных причинно-следственных связей приводит к утрате линейного вектора времени, направленного из прошлого в будущее. Явления не становятся достоянием прошлого, они продолжают происходить. В соответствии с этим, по Адорно, реальность предстает как непрерывное становление. Констеллятивное построение помогает сохранить потенциал вещи, она не становится раз и навсегда определенной, с течением времени меняется ее содержание.

Центральным моментом процесса познания у Адорно декларируется определение предмета, которое подразумевает дифференцирование наимельчайшего и ускользающего от понятия. «Дифференцированное»» как способность различать равное от неравного, без которой невозможна синтетическая функция мышления, по Адорно, является качественной характеристикой мышления. Дифференцированность в процессе ее осуществления становится внутренним опытом для познающего, что предполагает «миметический момент избирательного родства познающего и познаваемого». Миметическая составляющая реализуется через уподобление познающего познаваемому. Это подражание, но не тому, что существует, а тому, что должно быть, идеалу, основанному на ненасильственном, духовно-телесном единстве человека с природой, воспоминание о котором находится где-то в глубине психики человека.

Миметические способности, по Адорно, заложены в природе человека. Благодаря им субъект, созерцавший, слушавший, читавший творение искусства, неминуемо растворялся в нем, забывая о себе. Адорно, в соответствии с гегельянской философской традицией, считал возможным в процессе познания воспроизводить саму реальность и потому вырабатывать и применять категориальный аппарат, определяемый самим предметом. Таким образом, мышление по типу констелляции открывает подлинную (ускользающую) реальность, которая не схватывается понятийным познанием и которая свободна от отчуждения и овеществления. Присутствие миметической составляющей в познании, по мнению Адорно, формирует у познающего ценностностное отношение к предмету познания, сближает их.

Способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме, предлагаемый Адорно, носит индивидуалистический даже элитарный характер. Франкфуртский теоретик создает констеллятивную (эстетическую) рациональность как способ обретения утонченным интеллектуалом духовной независимости в массовом обществе. Эта позиция «пассивного нонконформизма» является следствием атомизации общества, также глубокого недоверия Адорно к политической преобразовательной практике. Констеллятивная рациональность призвана обеспечить интеллектуалу автономию мышления. Она может существовать в замкнутых интеллектуальных сообществах, где благодаря духовному и интеллектуальному уровню представителей такого сообщества возможна «истинная коллективность» чуждая отношениям господства и манипуляции.

В третьей главе «Отражение социально-исторического контекста в творчестве Т. Адорно» раскрывается социально-историческая детерминация воззрений Адорно, которая предполагает выявление того, как происходящие в обществе события отразились на его творчестве.

В разделе 3.1 «Европейский период творчества Т. Адорно» определены истоки его гуманистических представлений. Это, прежде всего, семейное воспитание и социальное происхождение. В этот период жизни Адорно, благодаря «тепличным условиям», созданным семьей, был далек от исторически значимых событий своей эпохи. Он воспитывался в соответствии с идеалом всесторонне развитой, творческой, способной к самоопределению личности, что впоследствии находит отражение в его антропологических представлениях.

Семья Адорно относилась к той прослойке среднего класса, социальное и материальное положение которой пошатнулось в результате бурного развития тяжелой промышленности. Принадлежность к бюргерской верхушке, которая олицетворяла уходящую Германию, сыграла не последнюю роль в формировании системы ценностей будущего философа и определила его критическую позицию по отношению к идеологии развитого индустриального общества. Воспитанный на идеалах Гете и немецких романтиков Адорно отвергает все, что мешает свободному развитию личности. На первом этапе своей биографии мыслитель не идет дальше эстетики, он осмысляет проблематику общества через эстетику, идя от эстетики к рассмотрению социальных вопросов.

Приход Гитлера к власти и установление фашистской диктатуры резко изменили судьбу Адорно, вынужденного покинуть родину.

В разделе 3.2 «Американский период творчества Т. Адорно» освещается самый сложный и самый определяющий этап жизни и творчества франкфуртского теоретика. В этот период вырисовываются основная проблематика его творчества. Создавая свои произведения в переломную эпоху, Адорно осуществляет рефлексию над происходящими событиями. Он пишет многочисленные исследования, посвященные

познекапиталистическому обществу и его культуре.

События вынужденной эмиграции послужили формированию Адорно представления об утрате человеком своей сущности и превращении его в псевдоиндивидуальность. Пессимизм в отношении каких-либо перспектив для мира и человека, негативное отношение к представителям позднего капиталистического общества направляют в этот период франкфуртского теоретика на пересмотр основ классической философской парадигмы. В этот период Адорно разрабатывает негативную составляющую своих гуманистических представлений. Она заключается в гуманистической критике развитого буржуазного общества. Также Адорно формулирует свои антропологические представления, важным моментом которых является тезис о том, что в деградации человеческой природы повинны общественные отношения и только их изменения могут вернуть человеку свободу и целостность. Тем самым, франкфуртский теоретик разрабатывает идеи, относящиеся к социальному типу гуманизма.

В разделе 3.3 «Западногерманский период творчества Т. Адорно» показано, что изменение социально-исторической обстановки

способствовало идейному повороту Адорно от тотальной критики западной культуры к поиску путей выхода из сложившейся ситуации.

В этот период были написаны самые значительные произведения Адорно: «Негативная диалектика» и «Эстетическая теория», в которых он ставит гуманистическую цель сохранения свободного индивида в обществе позднего капитализма Франкфуртский теоретик был свидетелем того, как работают технологии манипуляции общественным сознанием и какие это имеет последствия (массы людей послушно выполняют противоразумные, античеловеческие приказы). В представлении Адорно общественная система, обладающая столь мощными средствами воздействия на сознание людей, предстает как незыблемая. Поэтому свою главную задачу он видит в спасении субъекта. Это делает его гуманистические воззрения индивидуалистически ориентированными. В этот период Адорно разрабатывает свой способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме, который является одной из составляющих его гуманистических представлений.

Философия Адорно является образцом высокого интеллектуализма, требующего для своего понимания значительной подготовки в областях как философии и социологии, так и искусствознания. Это позволяет характеризовать философскую концепцию Адорно как элитарную. Недоступность идей Адорно широкой аудитории, трудность перевода текста на другие языки повлияли на отсутствие у исследователей должного внимания к тому, как он освещает тему гуманизма в своем творчестве. Как показывает данное исследование, присутствующая в его философии гуманистическая проблематика отличается оригинальностью и заслуживает пристального внимания.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы.

Список опубликованных работ по теме диссертационного исследования.

1. Микичур Е. А. Евпраксофия: гуманизм ли? // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2008. - Т. 6. Вып. 2,- С. 163-168.

2. Микичур Е. А. Представления Т. Адорно о правильной жизни в современном обществе. // Человек в современных философских концепциях = Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions: материалы Четвертой междунар. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г. В 4 т. Т. 3. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. С. 343-346

3. Микичур Е. А. «Критическая теория» общества как опосредованное выражение гуманистических ориентации ее создателей // Актуальные проблемы гуманитарных т социальных исследований: Материалы VI Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук (Новосибирск. 4-5 июня 2008 г.) - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2008. - С. 132-134

4. Микичур Е. А. «Критическая теория общества», анализ основополагающих принципов // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2009. -Т. 7. - Вып. 2. - С. 122-127. 0,5 а.л.;

5. Микичур Е. А. Различение истинной и ложной рациональности в концепции Т. Адорно Н Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. II. Новосибирск: Параллель, 2009. 544 с.-С. 42-43. 0,2 а.л.

6. Микичур Е. А. Интуиция здорового общества в философии Т. Адорно II Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения. Труды международной научно-практической конференции. Выпуск 3 / Под ред. А.Б. Дидикина. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2009. - С. 243-248. 0, 4 а.л.

7. Микичур Е. А. Критическое мышление в гуманистических воззрениях Т. Адорно и современном светском гуманизме. // Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20 ноября 2010. / Под науч. ред. В. И. Пятака. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - С. 89-95.

В. Микичур Е. А. Специфика гуманистического идеала Т. Адорно// Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2011. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 110-114. 0,5 а.л.

 

Текст диссертации на тему "Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно"

61 12-9/197

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

Гуманистические аспекты философии Т. В. Адорно

09.00.03 - История философии

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель д.филос.н., проф. В.П. ГОР АН

Новосибирск - 2012 г.

На правах рукописи

Микичур Елена Александровна

Оглавление

Введение........................................................................................................................................3

Глава 1 Гуманизм как тема историко-философского исследования..............................22

1.1 Гуманизм как феномен культуры: сущностные характеристики..............................22

1 2 Внешняя система теоретической модели исследования гуманистических воззрений ...................................................................................................................................................33

1.2.1 Представление о природе человека как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма.........................................................33

1.2.2 Аксиологические представления как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма.........................................................37

1.2.3 Гуманистический идеал и способ его осуществления как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма............................................41

1.3 Резюме................................................................................................................................47

Глава 2. Гуманистическая концепция Т. Адорно...............................................................51

2.1 Гуманистическая критика позднего буржуазного общества в философии Т. Адорно как выражение его ценностной позиции..............................................................................52

2.2 Антропологические воззрения Т. Адорно........................................................................66

2.3 Гуманистический идеал Т. Адорно..................................................................................85

2.4 Способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме.............................................................................................................................96

2.5 Резюме..............................................................................................................................110

Глава 3. Отражение социально-исторического контекста в творчестве Т. Адорно ..114

3.1 Европейский период творчества Т. Адорно.................................................................116

3.2 Американский период творчества Т. Адорно...............................................................126

3.3 Западногерманский период творчества Т. Адорно......................................................136

3.4 Резюме..............................................................................................................................144

Заключение...............................................................................................................................148

Список литературы.................................................................................................................155

Введение

Актуальность работы.

Создав предпосылки преодоления голода, нищеты и болезней, научно-технический прогресс повлек за собой новые глобальные проблемы. Это угроза применения ядерного и бактериологического оружия, распространение религиозной и национальной нетерпимости, появление международного терроризма и имеющее катастрофические последствия ухудшение экологии. В этих условиях обострилась проблема сохранения приверженности гуманистическим идеалам.

Переоценка антропологического подхода к пониманию мира обозначилась в процессе перехода от модерна к культуре постмодернистского типа. Постмодернизм, который возник как рефлексия на новые явления в сфере искусства, в скором времени превратился в «специфическую философию культурного сознания современности»1. Будучи отражением кризиса модернистского мировосприятия, постмодернизм отражает утрату веры в разум, прогресс, в человека и гуманизм. Характерное для модерна представление о целостности сознания человека, которое обеспечивало ему уникальность и идентичность, как ясное осознание собственного «Я», постмодернисты заменяют представлением о распаде личности человека, утрате ею идентичности. Согласно установкам новой культурной парадигмы гуманистические идеи свободной, целостной личности оказываются неприемлемыми. Субъект уже не рассматривается как источник системы представлений и творчества. Он предстает как бессознательные языковые

структуры и анонимные потоки либидо.

С точки зрения многих современных мыслителей, лишение человека позитивной уникальности, его обезличивание является недопустимым. Эти теоретики стремятся сохранить гуманизм и модель человека как свободного,

1 Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998. С. 6.

разумного субъекта, существовавшие в рамках философии модерна. Они полагают, что гуманизм, как важнейший элемент культуры, до сих пор не исчерпал весь свой потенциал, а гуманистические идеи выходят за рамки теории и становятся частью общественного мировоззрения, проникая в различные формы социально-культурных практик (в сферу педагогики и воспитания, в программы этических и научно-просветительских гражданских организаций и др.). Наиболее показательна в данном ключе деятельность Международного гуманистического и этического союза (МГЭС; английское название - International Humanist and Ethical Union, IHEU). Сегодня МГЭС представляет 5 млн. членов из 90 организаций в 30 странах. Он содействует развитию нетеистической морали и обладает консультативным статусом при ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Каждые два года МГЭС проводит международные конгрессы, посвященные гуманистической проблематике2.

Значимость гуманистической проблематики в философии показывает тот факт, что тема I Российского философского конгресса, который проходил в Санкт-Петербурге в 1997 году, звучала как: «Человек - философия -гуманизм». Обсуждению вопросов, связанных с гуманизмом, посвящены многочисленные симпозиумы, конференции, круглые столы . Вокруг

2 См. Черный Ю. Ю. Современный гуманизм. / Философия в XX веке: В 2 ч. Ч. 2.-М.: РАН ИНИОН, 2003. - С. 142.

3 В 2009 году в рамках празднования Всемирного дня философии в Санкт-Петербурге был проведен международный симпозиум «Гуманизм XXI столетия: к идеологии самосохранения человечества».

Во Владимире в 2007 году проводилась конференция «Природа человека и гуманизм: антропологическое измерение техногенной цивилизации».

В Москве в 2004 году проходила международная научная конференция «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты».

В Санкт-Петербурге в 2002 году была организована научная конференция «Гуманизм, глобализм и будущее России». Кроме того гуманистическая проблематика рассматривается на всех конференциях обсуждающих природу человека, ценности, развитие культуры и цивилизации.

феномена гуманизма ведутся дискуссии и споры, которые демонстрируют

4

его многогранность и неоднозначность .

Острое противостояние постмодернистской и гуманистической мировоззренческих ориентаций делает актуальным возможные варианты осмысления природы человека. Один из вариантов разработки гуманистической проблематики представлен в трудах Т. В. Адорно.

Т. В. Адорно является представителем Франкфуртской школы неомарксизма, воплотившим в жизнь возрожденческий идеал всесторонне развитой, творческой личности. Он проявил себя как композитор, философ, социолог и теоретик искусства. Многие идеи Адорно получили дальнейшее развитие в трудах Ю .Хабермаса, Л. Леветаля, В. По дороги, С. Жижека, а также у представителей современной радикальной мысли.

Выделение гуманистической составляющей философских воззрений Т. Адорно и определение ее специфики представляется актуальной историко-философской задачей. Ее решение предполагает сосредоточение внимания на глубинной интенции философии Адорно, которая им самим четко не проговаривалась. Раскрыть содержание этой интенции значит открыть новые грани его философствования. А их осмысление способно внести вклад в разработку понятия гуманизма как философской категории.

4 Ярким примером обсуждения феномена гуманизма в печати является дискуссия, которая велась в журнале «Общественные науки и современность» в 1991-1992 годах. Ее участниками были такие исследователи гуманистической проблематики как: А. ПНазаретян (см.: Назаретян А. П В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма //Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 7479.); О. Леоненко (см.: Леоненко О. Слово о гуманизме. // Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 24-30.); Н.Н.Моисеев (см.: Моисеев Н. Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С. 147-151.); Ю. А. Школенко (см.: Школенко Ю. А. Безграничность гуманизма. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - С. 80-83.); И. Б. Новик (см.: НовикИ. Б. Гуманизм - демократия - глобализм. // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 5. - С. 155-162.).

Степень разработанности проблемы в историко-философской литературе.

В исследовательской литературе существует большое количество работ, посвященных исследованию философских воззрений Т. Адорно. Традиционно философское наследие Адорно рассматривается как составная часть идей «критической теории общества» совместно с концепциями М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса. В рамках идейной истории Франкфуртской школы творчество Адорно описывают такие авторы, как Ю. Н Давыдов, А. Н. Дмитриев, М. Джей, А. Хоннет, Т. Иглетон, М. Девени и многие другие5.

К сожалению, идеи Адорно были подхвачены «новыми левыми» и по этой причине дискредитированы как связанные с насилием. Гуманистическая проблематика в творчестве Адорно не получила достойного освещения и не имеет однозначной оценки исследователей. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не представлено работ, которые были бы посвящены реконструкции гуманистических аспектов его философии, и где бы определялась специфика воззрений франкфуртского теоретика по вопросам гуманизма. А между тем Адорно уделял этому вопросу специальное внимание. Франкфуртский философ посвятил его обсуждению статью «О технике и гуманизме», а также рассматривал гуманистическую проблематику в таких своих работах, как «Эстетическая теория», «Проблемы философии морали», «Негативная диалектика».

5См.: Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930-е гг.). - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге; М: Летний сад, 2004.; Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977.; Jay М. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research 1923-1950. - Berkley-Los Angeles-London: University California Press, 1996.; HonnethA. Frankfurt School. / Routledge Encyclopedia. Ed. by E. G. Raid. - N.Y., London: Macmillian Publishing, The Free Press. 1998.; EagletonT. Ideology: An introduction. - London: Verso, 1991.; 242.; Devenney M. Ethics and Politics in Contemporary Theory: Between Critical Theory and Post-Marxism. - London. Routledge, 2004.

Исследователи разделились по вопросу оценки творчества Адорно. По причине того, что в его работах осуществлена гуманистическая критика развитого капиталистического общества, идейное наследие Адорно зачастую классифицируется как «гуманистический марксизм»6. Особо важным для данного исследования вопросом является выяснение того, правомерно ли ограничивать гуманистические воззрения франкфуртского теоретика только критикой. Многие исследователи делают акцент на этической и гуманистической сущности критической теории общества (КТО), одним из создателей которой является Адорно . Однако есть исследователи придерживающиеся другой точки зрения. Ю. Н. Давыдов оценивает труды Адорно и остальных представителей Франкфуртской школы как «антигуманистические устремления современности»8. Б. Л. Губман причисляет Адорно, наряду с Хайдеггером, Хоркхаймером, Дерридой, Фуко и Батаем к тем мыслителям, которые ниспровергают классические установки

6 Характеристику воззрений Т. Адорно как гуманистического марксизма можно встретить в работах М. Н. Грецкого {Грецкий М. Н. Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем. / Экономико-философские тетради - Вып. 2. - 2004. - С. 79-181.), В. П. Култыгина (См.: Култыгин В. П. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности. / Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - С. 5-14.), А.В.Михайлова (см.: Михайлов А. В. Выдающийся музыкальный критик. / Теодор В. Адорно. Избранное: Социология музыки. -М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 281-290.), И. Шератт (see Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.), Г. Роуз (see Rose G. The Melancholy Science. An Introduction to the Thought of T.W.Adorno. - London: Basinsstoke, 1978), А. Дютман (see DiittmannA. Adorno's American Dream. // Telos. - № 149 (Winter 2009) // Электронный ресурс URL:

http://www.telospress.com/main/index.php7main page=news_article&article_id=3 51 (дата обращения: 23.11.2009).

7См.: Соловьева Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т. В. Адорно). - Алма-Ата: Голым, 1990, 1990.; Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.; CookD. Adorno, Habermas and the Search for a Rational Society. - N.Y.: Routledge, 2004.

8 См.: ДавыдовЮ. H. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. -М.: Наука, 1977. С.4.;

философии Нового времени и утверждают кризис гуманизма9. В то время как ряд исследователей рассматривает Адорно как защитника идеалов «проекта модерна». Среди них М. М. Кузнецов, Д. В. Иванов и В. Г. Арсланов10. Столь диаметрально противоположные оценки творчества Адорно являются немаловажными для данного исследования. Они намечают круг значимых вопросов, указывают на богатство традиции исследования философии Адорно, а также на интерес исследователей к его творчеству.

Анализ гуманистических аспектов философии Т. Адорно предполагает рассмотрение феномена гуманизма как предмета историко-философского исследования. Наиболее показательными в данном ключе будут работы Э. Гарэна, А. X. Горфункеля, Н. В. Ревякиной в которых рассматривается процесс концептуального оформления гуманистического мировоззрения11. Эти работы позволяют выделит основополагающие принципы гуманистического мировоззрения и на их основе сформулировать теоретическую модель исследования гуманистических аспектов философии Адорно.

В качестве исследований освещающих гуманистическую проблематику в современный период нужно отметить труды: В. А. Кувакина, А. А. Кудишиной, Т. А. Рубанцовой, В. А. Рыбина, В. Д. Жукоцкого, С. В. Бородавкина, Т. Д. Федоровой, П. Куртца12. К сожалению, их авторы

9 См.: Губман Б. Л. Современная философия культуры. - М.: РОСПЭН, 2005. С. 15.

10 См.: Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути. - С. 15.; Иванов Д. В. Эволюция критической теории общества. (Автореф. дисс. канд. социол. н.) СПб., 1998. - С. 12.; Арсланов В. Г. «Критическая теория общества» франкфуртской школы. (Афтореф. дисс. к. филос. н.) - М., 1975. - С. 15).

11 Гарэн. Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.: Прогрес, 1986; Горфункелъ А. X. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980; Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. - Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-тета, 2000.

12 Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. -СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998.; КудишинаА.А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический Проект, 2005.; Рубанцова Т. А.

8

занимают диаметрально противоположные позиции по таким принципиальным вопросам как сущность гуманизма, гуманистический идеал и способ его осуществления, это существенно осложняет целостное виденье феномена гуманизма.

В данной работе реконструкция гуманистических воззрений Т. Адорно осуществляется в рамках подхода к историко-философскому процессу как социально-исторически детерминированному. В связи с этим особую значимость приобретает реконструкция социально-исторического контекста творчества франкфуртского мыслителя. В исследовательской литературе рассматривается преимущественно биография философа, а этого материала не всегда бывает достаточно для того, чтобы понять глубинную мотивацию его философских исканий и увидеть их гуманистическую направленность.

Биография Т. Адорно хорошо представлена в работах отечественных исследователей М. М. Кузнецова13 и Ю. Н. Давыдова14. Из зарубежных авторов наиболее полно биография франкфуртского философа рассматривается Д. Клаузеном в монографии «Т. В. Адорно: Последний гений»15. Клаузен привлекает для рассмотрения жизненного пути Адорно

Гуманизация современного образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.; Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. - М.: Логос, 2004.; Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: российский контекст. - М: РГО, 2006.; Федорова Т. Д. Гуманизм как проблема философии (в онто-метафизическихи гносеологических контекстах). - Саратов: СЮИ МВД России, 2000.; Бородавкин С. В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. - СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2004; КуртцП. Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М.: РГО, 2000.

13 См.: Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути.// История философии - № 12. - 2005. - С. 3 - 44.; Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно - философ неидентичности // История философии - № 10. - 2003. - С. 24-49.; Кузнецовы. М. Теодор В. Адорно. / Философы двадцатого века. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 7-39.

14 См.: ДавыдовЮ. Н. Критика социаль