автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен магии в культуре

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Черняков, Дмитрий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Феномен магии в культуре'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен магии в культуре"

Основные выводы третьей главы диссертации:

Сравнительный анализ магии и других явлений культуры показал:

1. Магия относится не к сфере религии, но к более общей сфере мистики, так как в ее основе лежит не идея сверхъестественного, но лишь вера в таинственные, непостижимые, невидимые и неощутимые для обычного человеческого опыта аспекты мира. Магия - это частный случай мистики, ее оперативная форма, и представляет собой попытку человека использовать свои мистические знания на практике.

2. Магия в ее чистом виде (в узком смысле слова) не является формой религии, но представляет собой разновидность эзотерики (практический оккультизм), хотя магия в широком смысле может рассматриваться как религиозно-мистический феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею - идею сверхъестественного. Несмотря на то, что магия в узком смысле слова и религия представляют собой существенно различные феномены культуры, характеризовать область магии как нечто в корне противоположное религии - неверно. При всей своей разности магия и религия - это близкие друг другу явления, так как между ними много общего: обе они относятся, к сфере мистики, объединены единым мистическим мировоззрением и представляют собой практики сакрально-культового характера.

3. Несмотря на известное сходство магии и науки - обе ориентируют человека на самостоятельную активность и объединены общим стремлением к преобразованию окружающего мира; представляют собой попытку получения власти над природой, т.е. попытку управлять ее процессами в интересах человека, и, наконец, стремятся постигать законы природы и внутреннюю сущность явлений - их принципиальное отличие друг от друга не вызывает никаких сомнений. В отличие от науки магия не является познанием в собственном смысле слова, но представляет собой форму постижения бытия, основанную на мистическом ведении. В отличие от науки магия не интересуется естественными причинами явлений и объективными законами природы. Магическое познание всецело ориентировано на постижение мистических, т.е. таинственных, невидимых и неощутимых для обычного опыта аспектов мира (мистических связей, отношений, партиципаций, сил, влияний и т.д.). Т.о., магическое знание не отвечает основным критериям научности - принципам фальсификации и верификации, а следовательно, магия - не наука. Но магия и не псевдонаука, так как вовсе не основана на ошибке мышления. Магия - самостоятельная, полноценная форма постижения бытия, основанная на мистическом (пралогическом, архаическом, фантастическом) способе мышления и на

Ill мистическом ведении.

4. Наиболее радикальное отличие, выявленное нами при сравнительном анализе магии и других явлений культуры - это отличие магии от повседневности. Магия - это сакрально-культовый и эзотерический феномен; сокровенное магическое знание предназначено исключительно для посвященных. Напротив, повседневность - это целиком светский феномен, секулярность в ее чистом виде: обыденный мир - это мир общедоступного, профанно-человеческого; в нем нет ничего подлинно священного; экзотерический феномен. Структурный анализ выявил принципиальное отличие магической и обыденной картин мира, магического и обыденного сознания, магического и повседневного образа жизни. И все же, данные феномены культуры столь сложны, неоднозначны и неоднородны, а их образы в культуре столь красочно многолики, что совершенно противопоставлять их нельзя. Во-первых, грань между магией и повседневностью достаточно условна. Во-вторых, существует известное взаимопереплетение этих феноменов: в магии есть своя рутина, своя, пусть даже магическая, повседневность, а в повседневности человек нередко сталкивается с магическими аспектами мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея сверхъестественного воздействия на природу и связанное с ней представление о безличной магической силе, которые лежат в основе колдовства, не являются имманентно присущими магии в ее чистом виде (в узком смысле слова), а значит, не могут быть положены в основу ее определения. Следовательно, необходимо различать понятия магии и колдовства. Причем, единственно надежным критерием для данного различения является различие по характеру воздействия (ритуально-символическое, оккультное в одном случае и сверхъестественное в другом) так как нельзя признать существенными различия по моральному критерию, по методу воздействия (опосредованное, магическое и непосредственное, колдовское), по степени официальности и элитарности и др. Необходимо также отличать магию в узком и широком смысле слова. Магия в узком смысле слова (в ее чистом виде) - это попытка ритуально-символического воздействия на мир на основе познания тайных (occulta) законов и сил природы, т.е. представляет попытку проникнуть (вмешаться) в тайный ("внутренний") ход вещей, по существу является тайноведением. Магия в широком смысле - это попытки идеального (немеханического) воздействия на мир, причем если магия в узком смысле слова не является формой религии, но представляет собой оккультно-эзотерический феномен, разновидность мистики, оперативную мистику (практический оккультизм), то магия в широком смысле может рассматриваться как религиозный феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею сверхъестественного.

В ходе исследования магия обнаружила двойственную сущность -единство идеального, на первый взгляд "квазицелесообразного" воздействия на природу и реального психологического воздействия на исполнителя (исполнителей) магического ритуала. Понимание двойственной сущности магии позволяет выделить в ней 2 стороны - субъективно-психологическую, сакрально-культовую и социокультурную, объективно-практическую и преодолеть ограниченность субъективно-психологического и социокультурного способов объяснения магии. Т.о., магия - это не только оккультно-эзотерический, сакрально-культовый феномен, но и социокультурный феномен. Как оккультная сакрально-культовая практика, магия обладает самостоятельной ценностью и смысловой полнотой и представляет собой способ бытия человека в мире, в котором правят невидимые силы и законы. Как социокультурная практика, магия обладает лишь инструментальной эффективностью, является средством для достижения внешних по отношению к ней целей. При этом, если до появления специализированных форм деятельности магия имела в первобытных культурах всеобъемлющий характер, по существу была первобытной технологией деятельности, способом существования, являлась ядром первобытной культуры, то после появления таковых она становится практическим искусством и играет уже вспомогательную роль.

Итак, магия отнюдь не сводится лишь к культовой практике колдовства, но это действительно очень сложное, многогранное, универсальное и уникальное явление, оказавшее огромное влияние на всю культуру в целом, и тесно связанное с другими явлениями культуры, прежде всего - с ритуалом, мифом, наукой, искусством, религией, мистикой, повседневностью. Исследование показало, что корни магии следует искать не только в области индивидуальной психологии или сфере коллективных представлений, но прежде всего в общественной практике, гетерогенной природе человеческого мышления, особенностях человеческого восприятия, природе человеческих эмоций. Вот почему магия отнюдь не является эпифеноменом культуры, практикой, основанной на ошибочной ассоциации идей, способом неадекватного каузального объяснения, пережитком, суеверием, неврозом, анти-, псевдо-, лже- или иллюзорной (квазицелесообразной) деятельностью. Напротив, магия - это фундаментальный элемент культуры, человеческой жизни и человеческого восприятия, а магическое поведение является одной из базовых моделей человеческого поведения. В целом магию можно

180 рассматривать как явление, позитивное и плодотворное в культурном отношении. Следует также признать, что в магии заключен огромный и ценный массив человеческого опыта, жизненной мудрости. Многие древние и новые магические практики, техники, приемы и методы, доказавшие свою практическую эффективность, требуют самого серьезного изучения. Они могут быть критически проанализированы, переосмыслены, переработаны и положены в основу современных психологических методик, т.е. использоваться в качестве мощных и эффективных психотехник в области медицины и психотерапии. Следовательно, магия неискоренима из человеческой практики.

 

Список научной литературыЧерняков, Дмитрий Иванович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абеляр Тайша. Магический переход. Путь женщины-воина. Киев, 1994.

2. Автономова Н.С. Миф и логос.// Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

3. Агриппа фон Неттесхейм Г.К. Магические труды. //Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

4. Альберт Великий. Малый алхимический свод.//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIV вв./Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

5. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

6. Бадж Э.А. Уолис. Египетская религия. Египетская магия.-М., 1996.

7. Батлер Е.М. Маги. М., 1997.

8. Бауэр В., Головин С., Дюмоц И. Энциклопедия символов. М., 1995.

9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

11. Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. М., 1991.

12. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта. // Вопросы философии. № 2, 1994.

13. Бессер-Зигмунд К. Магические слова. СПб., 1997.

14. Блинов Г.М., Мельников Г.П. Магические функции славянской игрушки. // Человек. № 2, 1997.

15. Боневитс Филипп. Реальная магия. М., 1998.

16. Бруно Дж. Изгнание Торжествующего Зверя. Самара, 1997.

17. Булгаков М. Роковые яйца.// Булгаков М. Сатиры. Ростов-на-Дону,1988.

18. Бэкон Р. Введение к трактату Псевдо-Аристотеля "Тайная тайных". // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

19. Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо? // Вопросы философии, №2, 1994.

20. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

22. Вейер Иоганн. О проделках демонов. // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

23. Вилсон Джон С. Вступительное слово. Церемониальная магия. Гримуары. /Под научной редакцией д. ф. н., профессора Колесникова А.С. СПб., 1998.

24. Гайдук Д. Понятие магии у Кроули .// Кроули А. Магия в теории и на практике в 2-х тт. М., 1998.

25. Гарен Э. Магия и астрология в культуре Возрождения. // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

26. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

27. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х тт. T.l. М., 1976.

28. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. // Вопросы философии. № 6, 1997.

29. Герасимова И.А. Философское понимание танца. // Вопросы философии. № 4, 1998.

30. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. / Под ред. Б.С. Попова. Составитель Богуцкий К. М.,1998.

31. Гессе Герман. Игра в бисер. М., 1992.

32. Гинделис Н.Л. Изменение мировоззренческих установок современнойнауки. II Философские науки. № 3-4, 1999.

33. Григоренко А.Ю., Сандулов Ю.А. Магия в истории общества. //Церемониальная магия. Гримуары. / Под научн. ред. д.ф.н., проф. Колесникова А.С. СПб., 1998.

34. Гроф С. За пределами мозга. М., 2000.

35. Грязнов А.Ф. Естественный язык и понимание культурно-исторических феноменов. //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

36. Гурангов В.А., Долохов В.А. Сам себе волшебник. М., 1999.

37. Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир.// Кастанеда К. Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки. М., 1992.

38. Деррида Жак. Эссе об имени. СПб., 1998.

39. Доннер Флоринда. Сон ведьмы. Киев, 1993.

40. Дуглас Мери. Чистота и опасность. М., 2000.

41. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

42. Ейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. // Герметизм и формирование науки. М., 1993.

43. Захаров Д.А. Страна богов, страна тайны. // Бадж Э.А. Уолис. Египетская религия. Египетская магия.-М., 1996.

44. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Ростов-на-Дону, 1994.

45. Золотухина-Аболина Е.В. Человек во Вселенной. // Философия: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. д.ф.н. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1996 г.

46. Золотухина-Аболина Е.В. Мир повседневности. . // Философия: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. д.ф.н. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1996 г.

47. Зыбковец В. О черной и белой магии. М., 1956.

48. Из "Книги Сияния" ("Зогар") // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект.традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

49. Интервью Карлоса Кастанеды журналу "Mas alia de la ciencia". //Тенсегрити: магические пассы магов древней Мексики. М., 1997.

50. Интервью Карлоса Кастанеды журналу "Psychology Today" // Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. Т.З. М., 1992.

51. История религии в 2-х тт. Т.2. / Под. ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. М., 1992.

52. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.

53. Капра Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. М., 1996.

54. Касавин И.Т. Магия как параллельная гуманитаристика XVIII-XIX веков. // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

55. Касавин И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

56. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

57. Касавин И.Т. Размышления о магии, ее природе и судьбе. //Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

58. Касавин И.Т. Спутники и попутчики науки (Средневековье и Новое время). // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

59. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Т. 1-2. Киев, 1995.

60. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. Сказки о силе. Т.3-4. Киев, 1995.

61. Кастанеда К. Второе кольцо силы. Дар Орла. Т.5-6. Киев, 1995.

62. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Т.7-8. . Киев, 1995.

63. Кастанеда К. Искусство сновидения. Т. 9. Киев, 1993.

64. Кастанеда К. Активная сторона бесконечности. Т. 10. Киев, 1999.

65. Кеннет Медоуз. Магия рун (Тайные знания мудрецов). М., 1997.

66. Кларк Дж. Мистицизм и парадокс жизни после смерти. //Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

67. Классен Н. Карлос Кастанеда и завещание дона Хуана. Киев, 1998.

68. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига, 1993.

69. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.

70. Косарева JI.M. Герметизм и формирование науки Нового времени. // Герметизм и формирование науки. М., 1993.

71. Криппнер С. Холистическая парадигма. //Урания. № 1, 1992.

72. Кроули А. Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям. //Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

73. Кроули А. Магия в теории и на практике в 2-х тт. М., 1998.

74. Кудрявцев О.Ф. Чаша Гермеса. М., 1996.

75. Культурные универсалии. Наука и вненаучное знание (Общая дискуссия). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

76. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997.

77. Ладоренко О.О. Классическая еврейская мистика. // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

78. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.

79. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

80. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: Интерпретация забытой традиции. Ростов-на-Дону, 2000.

81. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 1986.

82. Лозинский С. Роковая книга Средневековья. //Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.

83. Лосев А.Ф. Вещь и имя. //Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

84. Лосев А.Ф. Философия имени. //Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

85. Малиновский Б. Магия, наука и религия. //Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М.,1992.

86. Медитация на карты Таро. //Урания. №1, 1992.

87. Мень А. История религии. Кн. 1. М., 1999.

88. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

89. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

90. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. М.,1993.

91. Оккультизм и магия в современном мире (Беседа И.Т. Касавина с член-корреспондентом РАН B.C. Степиным).//Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

92. Папюс Практическая магия. М., 1998.

93. Парацельс Теофраст. Об оккультной философии. //Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

94. Парнов Е.И. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма/М., 1991.

95. Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957.

96. Прайс Г. Сознание сверх сознания и сознание сверх материи. //

97. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

98. Пружинин Б.И. "Звезды не лгут", или Астрология глазами методолога. //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

99. Пружинин Б.И. Спор о ведовстве: RATIO SERVIENS. // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

100. Птолемей Клавдий. Математический трактат, или Четверокнижие. // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

101. Рабинович В.Л. Алхимический и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М, 1990.

102. Рабинович В.Л. Алхимический космос Альберта Великого. // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIY вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

103. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

104. ЮЗ.Рисс Алвин, Рисс Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., 1999

105. Розин В.М. Образ человека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической? //Философские науки. №1, 2000.

106. Розин В.М. Путешествие в страну непривычного знания. // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М.,1996.

107. Юб.Руны. /Составитель Анна Кайя. М., 1998.

108. Сапронов П. А. Первобытная культура. // Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

109. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. //Психология эмоций: Тексты. Хрестоматия./Под ред. В.К. Вилюнаса. М., 1984.

110. Стюарт Джеймс I. Демонология в форме диалога.// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

111. Ю.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

112. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

113. Томазиус Кристиан. О преступлениях магии. // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. /Под. ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

114. Пб.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

115. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

116. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. //Вопросы философии. № 4, 1993.

117. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб., 1993.

118. Уэйт А. Церемониальная Магия (Гримуар). СПб., 1998.

119. Фейербах JL Лекции о сущности религии. //Избранные философские произведения. Т.2. М., 1955.

120. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба. //Вопросы философии. № 2, 1994.

121. Франк C.JI. Непостижимое. Сочинения. М., 1990.

122. Фрейд 3. Тотем и табу. //Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. I. Тбилиси, 1991.

123. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1998.

124. Хаксли Олдос. Вечная философия. М., 1997.

125. Харнер М. Путь шамана. // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

126. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.

127. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

128. Цехмистро И.З. Парадокс Эйнштейна Подольского - Розена и концепция целостности.//Вопросы философии. №4, 1985.

129. Шабуров Н.В. Откровение Гермеса Трисмегиста.// Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М., 1996.

130. Шпенглер О. Закат Европы. Tl. М., 1993.

131. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.

132. Шюрэ Э. Великие посвященые. М., 1990.

133. Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде. // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

134. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

135. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

136. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 2000.

137. Элкин А.П. Австралийские аборигены. . // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М.,1901992.

138. Энциклопедия оккультизма в 2-х тт. /Под ред. к.ф.н., доц. Р.Ф. Додельцева.

139. Юнг К.Г. Йога и Запад. // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1992.

140. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.143 .Яковлев А.А. Модель мистического познания и рефлексия. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

141. Scholem G. Kabbalah. New York, 1974.

142. Scholem G. Major Trend in Jewish Mysticism. New York, 1978.

143. Winch P. Language, Belief and Relativism.// Contemporary British Philosophy. L., 1976.

144. Winch P. Understanding a Primitive Society.// Ethics and Action. L., 1972.

145. Wittgenstein L. Remarks on Fraser's "Golden Bough". // Wittgenstein: Sources and Perspectives. N.Y., 1979.