Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Графический облик поэзии: "лесенка", курсив, графический эквивалент текста

Борисова, Ирина Михайловна — Оренбург, 2003

Более ранний этап русской поэзии вообще не осмыслен в данном аспекте, хотя поэты ещё в XVII-XVIII вв. использовали различные графические средства: Симеон Полоцкий "первый внёс в русскую литературу поэзию как «художественную форму», первый ремесло «пиитического рифмотворения» поднял до уровня искусства" (Ерёмин, 1966, с. 233); Евстратий, сочинивший...

Жанровая структура рассказа

Кудрина, Мария Вадимовна — Москва, 2003

В научном обиходе сложно всегда учитывать языковые различия в названиях и специфику самих жанров в различных национальных литературах. Дабы избежать недопонимания в дискуссии, считается достаточным делать оговорку, к какой из национальных традиций возводится понимание жанрового понятия, когда речь идет об одном из малых жанров. С точки зрения...

Категория вины в структуре драматического текста

Бычкова, Мария Борисовна — Тверь, 2003

Так, для Шиллера трагедия была выражением борьбы между свободой и необходимостью. «Шиллер рассматривал противоречие между свободой и необходимостью с моральной и эстетической точки зрения; и с этих обеих точек зрения он требовал, чтобы свобода одерживала победу над необходимостью, чтобы человек, хотя он внешне погибает в силу необходимости...

Категория субъекта во французском постструктурализме

Кузнецов, Константин Николаевич — Москва, 2003

Если обратиться к исследованиям постструктурализма в отечественном литературоведении, то за редким исключением (как правило, переводчиков работ), они представляют собой набор растиражированных штампов, построенных на узком контекстуальном материале. Например, стало общепринятым судить о делезовской мысли едва ли не по одной его нашумевшей работе...

Межличностное общение в мире художественного произведения

Кузнецова, Светлана Анатольевна — Москва, 2003

В работе мы опираемся на принцип аналитического интерпретирования литературных текстов и на понятие содержательной формы. Существенным для нас явился также принцип выделения одного из аспектов художественного произведения при соотнесении его с другими его гранями, главное же - со смысловым целым (в нашем случае это межличностное общение в...

Мифическое начало жанра баллады

Слесарев, Алексей Георгиевич — Москва, 2003

Все же фольклор - не просто одна из исторических форм бытования литературного творчества, но форма в своем роде единственная и исключительная, отражающая в высокохудожественной, типизированной и обобщенной форме весь круг исторического бытия народа: мир его верований и представлений, чаяний и надежд, его интерпретацию важнейших исторических...

Персонаж в системе мотивов

Блохина, Надежда Александровна — Новосибирск, 2003

Можно рассматривать точку зрения, акцентирующую несовпадение понятий героя и персонажа, во взаимосвязи с рецептивной эстетикой, обратившей внимание на то, что произведение представляет собой не только реализацию в тексте, но имеет отношение и к творческому процессу, включая сознание автора. По сути, дела речь идет о дуальном подходе к...

Поэтика пространства и времени в готическом сюжете

Заломкина, Галина Вениаминовна — Самара, 2003

В дальнейшем готическая традиция стала более разнородной в жанровом отношении, обогатившись целым рядом повестей и рассказов. Жанр готической новеллы был особенно популярен во Франции, ему отдали дань и романтик Нодье, и реалист Бальзак, и символист Вилье де Лиль-Адан и натуралист Мопассан...

Поэтика сна в романе

Федунина, Ольга Владимировна — Москва, 2003

Наконец, логическим завершением исследования представляется выход на проблему типологии жанра, поскольку авторские представления о мире, несомненно, связаны с выбором той или иной жанровой модели...

Проблема "стихийности" в творческом опыте Александра Блока

Чугунова, Елена Евгеньевна — Москва, 2003

...

Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг.

Дробышевская, Надежда Николаевна — Москва, 2003

Война сформировала особое сознание писателя и читателя, когда предельно сокращались дистанции между литературой и действительностью, героем произведения и читателем, участником событий, автором и его аудиторией, что привело к размывайию жанровых границ, к синкретизму форм, к исчезновению границ между газетами общеполитическими и профессиональными...

Художественное высказывание как эстетическая деятельность: типология и структура креативного опыта в системе дискурсов

Саморукова, Ирина Владимировна — Самара, 2003

На первый взгляд, речь идет о традиционном объекте литературоведения как научной дисциплины, которое всегда занималось произведением (высказыванием), законами его организации и типами этой организации (родами и жанрами). Художественное произведение как некая целостность, «образ мира в слове явленный», в литературоведении противопоставляется...

Вопросы поэтики газелей Фарид ад-дина Аттара

Низомов, Мухриддин Зайниддинович — Душанбе, 2002

...

Жанровые аспекты эпического цикла

Орлова, Татьяна Яковлевна — Москва, 2002

Наконец, обращение к литературному наследию Алданова, одного из выдающихся писателей первой волны русского зарубежья, является весьма актуальным. Насчитывающее более тридцати томов, оно практически не было известно русским читателям до конца 1980-х годов. Однако его творчество привлекло заслуженное внимание. Выпущено два собрания сочинений...

Идейно-художественная целостность произведения

Кисель, Наталья Алексеевна — Москва, 2002

В эпоху романтизма целостность получает творческую свободу «бесконечности» становления, «выраженную в конечной форме» (Шеллинг), причем становления, что важно, не на основе поэтически канонизированных правил, а органического, на основе внутренней формы - подобно тому, как из корня развивается стебель, листья и цветок растения, - с символически...

Из истории создания романа "Восе" Сотима Улуг-заде

Эмомкул Сироджиддин — Душанбе, 2002

...

Интонация как проблема поэтики

Польшикова, Людмила Дмитриевна — Москва, 2002

Анализ этих и других случаев употребления интересующего нас понятия в справочной и научной литературе показывает, что под словом «интонация» подразумевается и выразительное средство, и...

Комический модус художественности в русских романах XX в.

Жиличева, Галина Александровна — Новосибирск, 2002

Данное положение приводит либо к отказу от термина «советская сатира», как в случае интерпретации поэтики М. Зощенко А. Жолковским (5), либо к дальнейшим попыткам классификации сатирических текстов на разных основаниях...

Особенности художественного пространства и проблема эволюции поэтического мира

Анисова, Анна Николаевна — Москва, 2002

Попытки описать пастернаковский поэтический мир и его основные законы не раз предпринимались исследователями. Опыт изучения художественного мира книги лирики «Сестра моя - жизнь» с помощью создания тезауруса сделан Ю.И. Левиным (Левин, 1966). Описание поэтического мира как последовательный анализ наиболее ярких лириче...

Поэтика абсурда в аспекте литературно-художественной методологии

Чернорицкая, Ольга Леонидовна — Москва, 2002

Абсурд - явление не стилилистическое, а, скорее, гносеологическое. Если поэтику абсурда рассматривать как пародию, то это внестилистическая пародия, легко переводимая в любую знаковую систему, где действуют те же логические законы (закон запрета противоречий, закон исключенного третьего и т.д.); в любом случае, когда мышление мифологическое...