автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого "Князь Серебряный"

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Булушева, Елена Ильясовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого "Князь Серебряный"'

Текст диссертации на тему "Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого "Князь Серебряный""

- / ¿/а у

На правах рукописи

БУЛУШЕВА ЕЛЕНА ИЛЬЯСОВНА

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОВЕСТВОВАНИИ РОМАНА А.К.ТОЛСТОГО "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ"

10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель кандидат филологических наук, профессор В.К.Архангельская

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

ГЛАВА 1. РОМАН А.К.ТОЛСТОГО "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ"...............................13

ГЛАВА 2. ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА А.К.ТОЛСТОГО................................................................78

чудесное..............................................................................................................................................................76

лицедейство иоанна грозного.......................................................................................................91

василий блаженный...............................................................................................................................103

толки и слухи.............................................................................................................................................108

пословицы и поговорки......................................................................................................................по

исторические предания.......................................................................................................................127

разбойничий фольклор.........................................................................................................................136

обрядовая культура................................................................................................................................156

ГЛАВА 3. ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ В ПОЭТИКЕ РОМАНА А.К.ТОЛСТОГО "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ"......................................................................................................165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................180

ПРИМЕЧАНИЯ...........................................................................................................192

введение.............................................................................................................................................................щ.

глава 1..................................................................................................................................................................щ

глава 2.................................................................................................................................................................208

глава 3.................................................................................................................................................................214

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................216

ВВЕДЕНИЕ

| Творчество Алексея Константиновича Толстого (1817 - 1875) по праву занимает однр из самых видных мест в истории русской литературы XIX столетия, где, охватив почти все ее жанры, оставило яркий и оригинальный след, не стершийся и не потерявший своего значения и поныне. Толстой известен как соавтор козьмы-прутковского пародийно-сатирического цикла, как талантливый романтический поэт, воспевающий культ всемирной красоты и гармонии в искусстве, как мистик, написавший серию прозаических рассказов, характерных смешением реального и фантастического, и, наконец, как автор целого ряда

; i I

: I

исторических! произведений - от баллад и романа к драматической трилогии и драме "Посадник".

! Он бьш необычным человеком и необычным писателем. Богатейший

: I ■ i .

русский помещик, друг детства царя Александра II, Толстой, занимавший одно из

самых высоких мест при его дворе (флигель-адъютанта), в самом расцвете своих

! i

лет и служебной карьеры все внезапно бросает и уходит в отставку, чтобы целиком отдаться литературному труду." Я родился художником, - писал он в своем письме к С.А.Миллер из своего имения Пустынька в 1851 г., - но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником ... Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором ... мое настоящее призвание, - быть писателем ... Это - поприще, в

котором я, без сомнения, буду обречен на неизвестность, по крайней мере,

' | i

надолго...'' . Действительно, предчувствия А.К.Толстого во многом оправдались. Покинув светское общество и занявшись художественным творчеством, он почти ни в ком не нашел сочувствия, дружеской поддержки и понимания. Литературная среда его не приняла, поскольку он был аристократом и занимал высокое положение в общественной иерархии. Но главное, он был богат и не принадлежал ни к одному из литературных направлений, а имел свое собственное, отличное от других, мнение. Он удивлял друзей и знакомых своими эстетическими

4V' v

взглядами и литературными принципами, раздражал странными

поступками и считался, по общему мнению, странным, но добрым чудаком. Он поражал своих первых читателей неординарностью и особой привлекательностью создаваемых им романтических, вернее, "готических" рассказов.

Современные Толстому критики хвалили его за исторические баллады и ругали за драматическую трилогию и роман "Князь Серебряный", который они считали самым слабым произведением писателя. Литературная критика прочила роману скорое забвение. Но читательская публика рассудила иначе. "Князь

I

Серебряный",! появившийся впервые в печати в 1862 году, сразу получил большую

■ I

известность как в России, так и за границей. До настоящего времени он привлекает к себе внимание читателей своей занимательностью, яркостью исторических картин средневековой эпохи и лиричностью образов. Литературоведы и фольклористы также постоянно обращаются к нему в поисках ответов на вопросы: в какой мере роман отражает мировоззрение писателя и его исторические взгляды, для чего Толстой использовал такое обилие разнообразных фольклорных жанров и элементов и в какой мере это оправдано самим жанром исторического романа.

В современном русском литературоведении уделяется огромное внимание

! ■ I

проблеме взаимоотношения фольклора и литературы. Между тем, в 20-е годы, как это очевидно- -из статьи Б.М.Соколова "Художественная значимость фольклора", искусствоведы были готовы "исключить" фольклор "из ведения историков и теоретиков литературы" и отнести его только к области этнографических знаний. Отстаивая право фольклора быть включенным в общую цепь художественной литературы и привлекая внимание к нему не только историков и этнографов, но и искусствоведов и литературоведов, Б.М.Соколов писал, что "Влияние фольклора является одним из важнейших двигателей развития русской художественной литературы и поэтического языка". И мимо этого факта, справедливо отмечал известный ученый, не может пройти ни один историк русской литературы. Достаточно только, продолжал он, перечислить имена Жуковского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, А.Толстого, Лескова, Л.Толстого и других, чтобы "перед нами воскресли яркие и всякий раз своеобразные творческие претворения различных видов русского фольрюра"2. А чуть позже Ю.М.Соколов продолжил его мысль и

я

заключил: "Фольклористика - органическая часть литературоведения" . Прошло

!

достаточно много времени, прежде чем фольклор занял достойное место среди наук литературоведческого характера, и случилось это благодаря усиленным изысканиям ученых, как литературоведов, так и фольклористов - Б.М. и Ю.М.роколовых, М.К.Азадовского, Н.П.Андреева, В.И.Чичерова, Б.Н.Базанова, Л.И.Емельянова, Д.Н.Медриша, Т.М.Акимовой, А.М.Новиковой, В.К.Архангельской и других, чьи работы посвящены изучению не только общих сложных вопросов влияния фольклора на историю развития литературы и условий, регулирующих характер обращения литературы к фольклорным традициям, но и

изучению творчества отдельных писателей или поэтов.

' ! |

! Каждой ученый, обращающийся к тому или иному художественному тексту, сталкивается с целым рядом вопросов о творческих взаимовлияниях литературного и фольклорных произведений. Л.И.Емельянов в своей во многом итоговой работе "Методологические вопросы фольклористики" (1978) писал, что самый первый и главный вопрос, который приходится решать исследователю, изучающему степень и характер влияния фольклора на отдельного писателя, относится к тому, чтобы выяснить, "Сводится ли это влияние к более или менее

отчетливо

выраженному фольклоризму, т.е. прямому или косвенному (но в любом

случае осознанному и целенаправленному) использованию в литературе отдельных

фольклорных состоит не фольклорные

образов, сюжетов, поэтических средств и т.д." 4. При этом задача только в том, чтобы определить, выявить непосредственные источники того или иного литературного произведения и привести

примеры текстуального сходства стиля писателя и стиля фольклорного

произведения, но и "найти какие-то более глубокие "удостоверения" зависимости писателя от фольклорных традиций ... они (исследователи) обращались к таким сторрнам литературного произведения, которые генетически не соотносятся ни с какими конкретными фольклорными источниками, но косвенным образом, так сказать типологически, в каких-то моментах с ними совпадают"5.

Известный ученый Д.Н.Медриш в своей фундаментальной книге "Литература и фольклорная традиция" (1980), исследуя сложные виды взаимосвязи фольклора и литературы на примерах, связанных с творчеством великих русских

писателей и поэтов - А.С.Пушкина, А.П.Чехова, А.Блока, С.Есенина и других, пришел к заключению, что фольклор и литература - это не различные составные части народной культуры, а, в определенном плане, "поэтическая метасистема", и их развитие необходимо рассматривать "как двуединый процесс"6. Позже; в своем спецкурсе "Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики" (1987) Д.Н.Медриш, обращаясь к студентам, поставил ряд (наиболее интересных, как он оговорился) вопросов, которые должны помочь им в изучении творчества любого писателя. На

наш взгляд, эти очень точно поставленные вопросы отражают суть такой важной

• ■ i

проблемы, как взаимодействие литературы и фольклора, и служат хорошей теоретической и практической основой для начинающего исследователя в развитии его интереса к творчеству того или иного писателя. Эти вопросы, но уже применительно к роману А.К.Толстого "Князь Серебряный", послужили отправной точкой и настоящего диссертационного исследования. Вопросы эти такие: " 1.Причины с|бщего порядка, побуждающие писателя обратиться к фольклору. 2.Причины выбора писателем тех или иных конкретных фольклорных источников. Фолырюризм и народность писателя. 3.Воздействие национального (в данном случае - русского - Е.Б.) фольклора как системы ... на поэтику литературного произведения. 4;Своеобразие писателя в использовании инонационального фольклора. 5.'Обратное влияние литературного произведения, возникшего под воздействием народной поэзии, на фольклор ("явление бумеранга"),

■ п

закономерности этого явления" .

Вместе с тем, правильный и верный ответ на поставленные вопросы зависит от того, о каком периоде в развитии истории русской литературы и о каком

писателе идет речь. Эта проблема встала перед авторами коллективной

i !

многотомной | монографии "Русская литература и фольклор". В ней рассматриваются формы влияния народного творчества на поэзию и прозу художников слова разных периодов и направлений, начиная с древнерусской литературы и до конца XIX века. Во вступительных статьях к каждому из четырех

I

томов показано, что каждая эпоха (период) имеет свои, свойственные только для нее, формы Обращения или использования произведений народного творчества.

| I

Они зависят | и от осведомленности в них русского общества. А.А.Горелов,

характеризуя литературный процесс второй половины прошлого века и влияние на него произведений фольклора, считает: "Типичная для эпохи "повеюдность" фольклора аутентичного, живущего по своим внутренним законам в фольклоропорождающей обстановке, была предпосылкой многогранных взаимодействий литературы с подлинным народнопоэтическим искусством. И безусловно наиболее очевидными формами фольклоризма выступают фольклоризм

I I

стилистически-речевой, фольклоризм поэтического строя литературного

; О

произведения; и фольклоризм социально-этнографический" . Автор не называет имени А.К.Толстого, но характер фольклоризма последнего безусловно идет в

I

руеде этих общих признаков. Он также напоминает, что это было время

I.: | 1

"достаточно активной жизни классического крестьянского фольклора когда широко ¡распространен тип писателя, великолепно знающего фольклор, окруженного им как элементом бытовой атмосферы. В силу этого писатель ХЕК столетия даже при запечатлении жизни не сельской, не крестьянской зачастую не свободен в своем стиле, языке от привнесений и примесей фольклорной речи,

о- ' I

поэтики . К его взглядам близки суждения А.М.Новиковой. В статье "Фольклор и

литература" (1982) она пишет, что "Вся область фольклора на протяжении XIX века

|

становится для самых различных писателей важнейшей народно-национальной сферой, на '-основе которой они создают свои великие классические произведения''10.

! По наблюдению А.А.Горелова, во второй половине прошлого столетия, в

эпоху "царствования" реалистической прозы - социального и нравоописательного

I

романа и этнографического очерка, в пореформенной России, писателями особенное внимание уделялось специфическим жанрам русского народного творчества: пословицам и поговоркам, толкам и слухам, сказам и преданиям, казацким и солдатским песням и причитаниям, т.е. именно тем жанрам, которые позволяли поставить "писателя в связь с национально-народным течением истории,

| I

с процессами!внутренней, "роевой" жизни народа, и художник ощущал себя звеном

! I "

великой историко-культурной цепи, по которой непрерывно пробегали импульсы тока от былого к настоящему ..."п. Именно поэтому, на наш взгляд, в литературе того времени наблюдается оживленный интерес и к миру природы, к народной

жизни и народной культуре в широком смысле. Фольклор становился для писателя источником познания духовной жизни народа, его национальных особенностей, эпохи в целом. Недаром писатели разных направлений - Л.Толстой, Ф.М.Достоевский, Г.Успенский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.С.Лесков и многие другие в своих произведениях опирались на народно-поэтическую культуру, черпая из этого неиссякаемого источника народной мудрости краски для изображения бытия различных социальных слоев. Этот ряд можно пополнить и именем Алексея Константиновича Толстого, который сознательно и целеустремленно использовал в своих произведениях, особенно прозаических, народную поэзию, определяя и осмысляя ее для каждого социального слоя в отдельности и для нации в целом.

В советском литературоведении проблемы фольклоризма творчества А.К.Толстого в большей или меньшей степени касались многие из исследователей. Целый ряд статей посвящен изучению связей с фольклором отдельных жанров

творчества Толстого: его лирических произведений12 и баллад13, драматической

I

трилогии14.

Наиболее продуктивными и точными в историко-литературном плане были

! ' I

работы И.Г.Ямпольского, который рассмотрел интересующую нас проблему на общем фоне! развития мировоззрения и эстетических взглядов писателя. И.Г.Ямпольский установил также и фольклорные источники (вплоть до указания страниц) многих произведений А.К.Толстого15.

Останавливает внимание своей проблемностью статья В.Н.Кузьмина "Отношение А.К.Толстого к фольклору в свете его литературно-эстетических взглядов" (19|76). Рассматривая влияние романтической философии и эстетики на творчество писателя в целом, исследователь отмечает, что Толстой, как истинный романтик, более всего ценивший в народной поэзии силу, правдивость и простоту, созидание прекрасного идеала, стремился к тому, чтобы общее впечатление от произведения обязательно влияло на чувство, затрагивало сердце читателя. На примере былин и баллад писателя он отмечает, по каким принципам сочетаются

элемёнты фольклорной поэтики с его романтическими идеями, и это в полной мере,

!

на наш взгляд, относится и к "Князю Серебряному". "Заимствование фольклорной поэтики", считает он,, носило фрагментарный характер. Так, в характерах главных

героев произведений Толстого на первый план выступают несовместимость и противопоставление идеала и действительности, и "мотив независимости": "Индивидуальное, личностное начало в восприятии и использовании фольклора остается у; Толстого доминирующим, а одна из самых главных идей поэта - идея независимости - становится определяющей чертой характера его героев"16. Толстой - историк через всю свою творческую жизнь пронес любовь к идеальным людям - героям его баллад, романа и трилогии. На события истории, почерпнутые им из архивных документальных источников и "Истории" Карамзина, он смотрит сквозь призму устной народной культуры. Поэтому реальные черты исторических героев - Михаила Репнина, боярина Морозова, князя Серебряного - приобретают сходство с любимыми народными персонажами - былинными или сказочными богатырями, отстаивающими правду и сражающимися со злом в любых его проявлениях. Заметим, что в отличие от последних судьба героев Толстого

I

трагична.

Подробно фольклор в романе А.К.Толстого "Князь Серебряный" рассматривается в работах только одного исследователя - Т.В.Ивановой, которая обстоятельно и бережно под