автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Государство и церковь

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Михайлов, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Государство и церковь'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Государство и церковь"

* !

На правах рукописи

Михайлов Сергей Владимирович

Государство и церковь: отношения органов власти, религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Архангельск - 1998

Работа выполнена на кафедре истории

Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Ю.Ф.Лукин

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Г.С.ГЦуров кандидат исторических наук, доцент С.И.Шубин

Ведущая организация:

Вологодский государственный педагогический университет

Защита состоится 2 октября 1998 года в 10.00 на заседании диссертационного совета К.113.58.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова (163006, г.Архангельск, пр.Ломоносова, 4).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Автореферат разослан « » августа 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент

Ф.Х.Соколова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования Проблемы свободы совести, отношений государства и церкви в последнее время становятся все более актуальными в современной России. Они находятся в центре бурных дискуссий с участием представителей церкви, государства, ученых, верующих и атеистов. Столь пристальное внимание к религии объясняется необходимостью определить ее место и роль в жизни современного общества, что вряд ли возможно сделать без учета имеющегося исторического опыта. В России же идет процесс формирования новой системы отношений светского демократического государства и церкви.

В силу этого появилась настоятельная потребность в объективном изучении послереволюционной истории взаимоотношений государства и церкви, в осмыслении причин деформации принципа свободы совести в первые десятилетия советской власти. Исключительно важным представляется анализ особенностей процесса реализации партийно-государственной политики в российских регионах, в том числе на Архангельском Севере.

Исторический опыт взаимодействия государства и религиозных объединений в 1920-е годы представляет не только теоретический, но и практический интерес, связанный с необходимостью восстановить справедливость в отношении безвинно пострадавших россиян, приведения взаимоотношений государства и церкви в соответствие с нормами отечественного и международного права, совершенствования государственной церковной политики. Актуальность исследования предопределяется также и недостаточной изученностью проблемы применительно к выбранному региону.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения органов власти, религиозных организаций и верующих. Предметом исследования служит процесс формирования и реализации государственной политики в сфере религии, деятельность партийно-советских органов и верующих в Архангельской губернии в 1918-1929 гг.

Степень изученности темы. Тема настоящей диссертации до сих пор не была предметом специального исследования, однако историография проблемы государственной политики в отношении религии, церкви и

верующих достаточно обширна. В первых послереволюционных публикациях религия рассматривалась как реакционная сила, с которой было необходимо бороться.

После издания Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918 г.) и принятия Конституции РСФСР (июль 1918 г.) появился целый ряд публикаций, посвященных правовому регулированию отношений между государством и церковью в советской стране1.

Обширный фактический и статистический материал содержат работы Б.ИКандидова2. В них, в частности, нашла отражение судьба северных монастырей - Соловецкого, Сурского, Антониево-Сийского.

Довольно скоро издания, освещающие аншцерковную политику, появляются на местах. В 1918 г. в Архангельске увидела свет книга Л.Качанова "Церковь и школа"3. В ней автор пытался обосновать необходимость отделения церкви от государства и школы от церкви. В 1922 г. Архангельский губком РКП(б) издал брошюру заместителя председателя Архгубисполкома И.В.Богового4. Автор оставил без внимания события на Севере, ограничившись осуждением связей архангельского духовенства с союзниками в годы интервенции. Брошюра была распространена и в центральных губерниях страны, в 1923 г. ее переиздали в Калуге. В 1929 году в Архангельске были опубликованы «Резолюции и постановления Первой Северной краевой конференции Союза воинствующих безбожников СССР (10-12 октября 1929)». В 1930-х гг. библиотека антирелигиозной литературы на Севере значительно пополнилась5. Так, например, книга Д.С.Артамонова представляет собой пособие по антирелигиозной пропаганде. Автор на основе архивных

1 Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М., 1923; Церковь и государство. Сборник постановлений, циркуляров по отделению церкви от государства, отчетов и разъяснений ликвидационного отдела НКЮ. Харьков, 1922; Фиолстов H.H. Церковь и государство по советскому праву. Саратов, 1923.

Кандидов Б.П. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М, 1929. С.38; его же. Религиозная контрреволюция 1918-1920 и интервенция. М., 1930 и др.

3 Качанов Л. Церковь и школа. Архангельск, 1918.

4 Боговой И.В. Церковная революция (к расколу среди православного духовенства). Архангельск, 1922.

5 Маторин Н. Религия и борьба с нею в Северном крае. Л., 1930; Блинов Н.Д. Попы и интервенция на Севере. Архангельск, 1930; Паршинский А. Как работать юным безбожникам. Архангельск, 1930; Тучин В.В. За воинствующее безбожие в школе. Архангельск, 1932; Скачков И.Ф. Антирелигиозная работа на Крайнем Севере. Архангельск, 1934; Антирелигиозная пропаганда в современных условиях. Архангельск, 1937; Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма. Архангельск, 1940.

материалов и документов сделал обзор деятельности РПЦ на Севере на протяжении ряда столетий. Однако, работа выполнена в духе «Краткого курса истории ВКП(б), который к концу

1930-х годов был положен в основу историографии отечественной истории. В целом антицерковная литература, изданная как в центре, так и в Архангельске в 1920-1930-е годы, отличается крайней политизированностью, схематизмом, небрежным отношением к истории церкви, фактически не содержит теоретических выводов.

Новый этап изучения темы охватывает период с первой половины 1950-х и до середины 1960-х годов. В это время КПСС был провозглашен курс на построение коммунизма и окончательную ликвидацию религиозных убеждений в сознании советских людей. Принятые в 1954 году постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеисгаческой пропаганде и мерах ее улучшения" (7 июля 1954 года) и "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения" (10 ноября 1954 года)1 способствовали росту интереса советских историков к рассматриваемой проблеме. Большинство исследований, авторы которых рассматривали процесс осуществления декрета об отделении церкви от государства, выполнены на общесоюзном материале2. В них, как правило, замалчивались известные и тогда негативные стороны в отношениях органов власти и религиозных организаций, ставилась задача формирования атеистического мировоззрения.

Литература, изданная в конце 1960-1970-х гг., также выдержана в историко-партийном духе3. В связи с подготовкой и принятием Конституции СССР 1977 г. вновь возрос интерес к правовому аспекту

4 т г

взаимоотношении советского государства и церкви . К этому же периоду историографии следует отнести книгу В.Ф.Зыбковца5, в которой автор использовал богатый архивный материал, в том числе и о северных

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т.8. С.428-433, 446-451.

2 Правда о религии. М., 1956; Персиц М.И. Отделение Церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958 и др.

3 Иванов А.И., Лобазов П К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973.; Коновалов В.Н. СССР - страна массового атеизма. М., 1972 и др.

4 Клочков В.В. Религия. Государство. Право. М., 1978; Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. Л., 1979 и др.

5 Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имущесга в Советской России (19171921). М., 1975.

монастырях. Пожалуй, впервые В.Ф.Зыбковец упоминает и о существовании широкого спектра литературы об отношениях государства и церкви, изданной на Западе.

В Архангельске в 1983 году вышла книга В.А.Зайцева1, имеющая немалое познавательное значение. Автор дает общую характеристику эволюции религиозного сознания северян, рассматривает процесс возникновения народного свободомыслия, предпринимает попытку создания целостной картины религиозности и развития атеизма на Севере в историческом разрезе. Несомненное достоинство данной работы состоит в привлечении широкого круга источников.

Завершение очередного этапа развития отечественной историографии приходится на конец 1980-х годов. Процессы демократизации создали предпосылки для объективного осмысления истории России. В центре внимания оказались и вопросы о роли православной церкви в современном обществе. Проблема взаимоотношений государства и церкви вышла на страницы периодической печати2. Появились научные публикации3 и диссертационные исследования4, выполненные на материалах различных регионов страны. Значительный интерес представляют труды М.И.Одинцова5. Автор анализирует деятельность органов государственной власти, которые в различные периоды истории были ответственны за выработку церковной политики. Таким образом, в исследованиях 1990-х годов односторонняя, идеологически направленная оценка событий и фактов сменяется научным, объективным анализом различных аспектов проблемы.

Самостоятельное направление в историографии проблемы государственно-церковных отношений представляет собой обширная литература, изданная за рубежом. Тема стала предметом исследования

1 Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск, 1983.

2 Алексеев В.А. О характере антирелигиозного движения в СССР в 20-30-с годы // Научный коммунизм. 1989. № 2. С.98-103; Круглый стол: Роль православной церкви в истории России // Вопросы истории. 1990. № 3. С.84-106; и др.

3 На пути к свободе совести / Сост. я общ. ред. Д.Е.Фурмана и О.Марка (Смирнова). М., 1989; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991 и др.

4 Новопольцева Е.М. Партийно-государственная политика в отношеяии религии, церкви и верующих в 1917-1937 гг. (на материалах Казахстана): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1993; Коголь Т.Н. Русская православная церковь и государство. 1917-1927 (на материалах Западной Сибири): Дис.... канд. ист. наук. - Томск, 1995 и др.

5 Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938). М., 1991; его же. Государство и церковь в России XX века. М., 1994.

покинувших Россию историков, философов, священнослужителей. Одной из первых появилась так называемая "Черная книга"1. Составитель включил в сборник документальные данные, характеризующие борьбу советской власти с религией. Часть материалов затрагивает события на севере России. К середине 1920-х гт. в Европе сформировался ряд русских эмигрантских объединений, изучающих положите церкви в Советской России. Заметное место среди этих работ занимают труды протоиерея М.Польского2. Он впервые опубликовал Памятную записку соловецких епископов (1926 г.), список священников, прошедших Соловецкий лагерь особого назначения и другие материалы. Ряд книг по исследуемой тематике вышел в свет за рубежом в 1930-40-х гг.3. К вопросу о положении церкви обращался и видный историк П.Н.Мигаоков4. Анализ проблемы, выполненный им в главе «Церковь во время революции», представляется достаточно объективным. Значительным явлением стали исследования Л.Регельсона и Д.Поспеловского5. Ряд книг этих авторов переизданы в последние годы и в России. В 1988 г. в Германии вышел в свет сборник документов6. Его составители Р.Ресслер и Г.Штриккер посвятили последнюю главу положению Русской Православной Церкви в советском государстве. В настоящее время осуществлено издание этой части сборника на русском языке.

Таким образом, есть основания констатировать, что изданная за рубежом литература, несмотря на неполноту изложения и эмоциональную окраску, представляет существенное значение для современных исследователей темы.

До недавнего времени к числу «идеологически вредных» относили и опубликованные в СССР работы, выполненные церковными историками. Сегодня эта литература стала доступной. Значительно возрос объем так называемой церковной литературы в 1990-е годы. Важное место в ней занимают церковно-государственные отношения в советское время.

1 Штурм небес. Черная книга / Сост. А.А.Валентинов. Париж, 1925.

2 Польский М. Положение церкви в советской России. Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; его же. Новые мученики российские. В 2-х тг. 1949-1957 и др.

3 Натовский И. Коллективизация и религия. Париж: Имка-ПРЕСС, 1932; Зайцев К. Православная церковь в Советской России. Шанхай, 1947 и др.

4 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. М., 1993-1995.

5 Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917-1945. Париж: Имка-ПРЕСС, 1977; Поспеяовский Д. Российская Церковь под советской властью. 1917-1928: В 2 т. Крествуд, Нью-Йорк, 1984.

6 Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860-1980). Berlin, 1988.

Русской Православной Церковью начато и продолжается церковно-историческое исследование «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской православной церкви XX столетия». Результатом изысканий автора - иеромонаха Дамаскина (Орловского) - уже стали два тома жизнеописаний, подготовленных по материалам архивов ЧК - ГПУ -НКВД - КГБ - ФСБ1. Целостное описание церковно-государственных отношений содержится в книгах протоиерея Владислава (Цыпина)2. В ряду церковной исторической литературы достойное место заняли книги, издаваемые с 1991 г. Крутицким Патриаршим подворьем в серии «Материалы по истории церкви»3. В целом, следует отметить заметный вклад современных церковных историков в изучение проблемы церковно-государственных отношений в советское время. Их работы имеют нарративный характер, нацелены на восстановление конкретных событий и содержат весьма умеренные выводы.

Таким образом, историографический обзор темы позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся работы создают определенный задел в разработке ряда ключевых вопросов политики государства по отношению к религии, церкви и верующим.

Источииковая база исследования носит комплексный характер. Основным источником стали архивные документы, многие из которых ранее не были введены в научный оборот или оставались недостаточно изученными. Материалы фонда Отдела пропаганды и агитации и ЦК партии Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) позволяют определить степень влияния идеологических инстанций партии на характер и содержание государственной церковной политики. В диссертации использовано большое количество материалов из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО). В научный оборот вовлечены документы губернских и уездных государственных органов, непосредственно участвовавших в осуществлении антирелигиозной политики, а также

1 Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской православной церкви XX столетия. Кн.1. Тверь, 1992; Кн.2. Тверь, 1996.

2 Цышщ В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990: Учеб. для правосл. дух. семинарий. М., 1994; его же. Русская Церковь. 1917-1925. М.: Издание Сретенского монастыря, 1996.

3 Российская Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995; Из истории Христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М, 1995; и др.

данные о деятельности Архангельского общества краеведения, Северного краевого музея, губернского Союза воинствующих безбожников и др. Богатая документальная информация по теме исследования имеется в Государственном архиве общественных движений и политических формирований Архангельской области (ГАОДПФАО).

Из опубликованных источников в работе использованы законодательные акты о религиозных культах, официальные правительственные документы, материалы партийных съездов и конференций, труды деятелей большевистской партии, а также документы, опубликованные в последние годы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ценным историческим источником является центральная, местная и церковная периодическая печать. Контент-анализ жанровой принадлежности, содержания публикаций прессы по теме диссертации позволил существенно расширить рамки исследования.

В целом, источниковая база настоящего исследования, состоящая из разнородных материалов, позволяет решить поставленные в работе задачи.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в изучении и анализе отношений органов власти, религиозных организаций и верующих на территории Архангельской губернии в 1918-1929 гг. на основе документов, архивных материалов и новых концептуальных подходов. Указанная цель предполагает решение следующих основных задач:

- раскрыть отличительные особенности государственно-церковных отношений в первое десятилетие после издания Декрета Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";

- определить круг участвовавших во взаимоотношениях с церковью государственных органов и проанализировать формы и методы их работы по осуществлению Декрета в центре и на местах;

- выявить позиции религиозных объединений в период временного падения советской власти в Архангельской губернии;

- проанализировать политику власти по отношению к религии и церкви с точки зрения ее зависимости от внутренних конфессиональных процессов;

- исследовать механизм партийно-государственного регулирования деятельности институтов церкви, отношения к верующим, характер и содержание массовых антирелигиозных кампаний;

- вскрыть причины усиления административного и идеологического воздействия на церковь и верующих в конце 1920-х годов.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 по 1929 год. Нижняя временная граница определяется началом серьезных изменений в партийно-государственной политике по отношегапо к религии и во взаимоотношениях церкви и государства, связанных с принятием Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В последующие годы происходило коренное изменение старых и становление новых общественных отношений. К концу 1920-х годов вмешательство государствешшх органов в деятельность религиозных организаций достигло своего апогея, что отразилось в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Таким образом, 1929 - год «великого перелома» - стал переломным и в государственно-церковных отношениях в СССР. К этому времени в стране в основном сформировался тоталитарный политический режим.

Настоящее исследование выполнено на материалах Архангельской губернии - одной из крупнейших из удаленных от центра составных частей Российского государства. С августа 1918 по февраль 1920 г, территориальные рамки ограничиваются пределами созданного в регионе государственного образования - Северной области. В 1929 г. был образован Северный край путем объединения Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской губерний и автономной области Коми. Территориально-географические рамки Архангельской губернии изучаемого периода в основном совпадают с границами Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви. Следствием того, что на Архангельском Севере сложился специфический состав населения, отличающегося высокой религиозностью, стало распространение здесь различных религиозных течений с преобладающим влиянием православия.

Методологической основой работы служит системно-целостный подход, сравнительный анализ и принцип историзма, проблемно-хронологический подход, методы специальных наук (политологии,

социологии, конфликтологии), способствующие критически-аналитическому переосмыслению уроков прошлого.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации

состоит в том, что в ней впервые на основе новых и малоизученных документов и материалов проанализированы взаимоотношения государственных органов и религиозных объединений в Архангельской губернии в сложнейший период отечественной истории. В работе предпринята попытка выявления основ атеистического курса партийно-советской государственной машины, общего (на примере всего государства) и особенного (на примере Архангельской губернии) в отношениях органов власти, религиозных организаций и верующих. В диссертации на конкретных примерах определяется степень самостоятельности губернского руководства в реализации партийно-государственной антицерковной политики. Исследование выполнено с применением новых методологических подходов. Государственно-церковные отношения рассматриваются как совокупность юридических, политических, экономических, социальных отношений между государственными структурами и религиозными организациями. В работе дается критическая оценка политического курса советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в 1920-е годы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что с его помощью можно восполнить имеющиеся пробелы в изучении общих проблем истории взаимоотношений государства и церкви. Материалы настоящего исследования могут найти применение при формировании концепции современной региональной конфессиональной политики. Выводы и обобщения, к которым пришел автор, представляют определенный интерес для специалистов, изучающих проблемы истории религиозной жизни конкретных регионов. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по отечественной истории, истории государственного управления России, для подготовки специальных курсов, в экспозиционной практике краеведческих музеев.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите. Основные положения

диссертации нашли свое отражение в публикациях автора, а также в выступлениях на научных конференциях:

- "VI Ломоносовские чтения", Архангельск, 1994 г.;

- "VII Международный Соловецкий форум", Архангельск, 1995 г.;

- "IX Ломоносовские чтения", Архангельск, 1997 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна темы, степень ее изученности, определены хронологические и территориальные рамки исследования, дана характеристика источниковой базы, сформулированы цель и задачи работы.

В первой главе - «Положение церкви и верующих в Архангельской губернии в 1918-1922 гг.» - на основе привлечения данных из различных источников реконструируется картина положения церкви и ее институтов в первые послереволюционные годы, исследуется процесс реализации государственной антирелигиозной политики после издания Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Первый параграф посвящен характеристике основных периодов в истории отношений между Русской Православной Церковью и Советским государством. Различие в подходах к периодизации связано с тем, что берется в качестве критериев при выделении этапов: изменения в партийно-государственной политике по отношению к религиозным организациям или рубежные события во внутрицерковной жизни. Выбор критериев, как правило, обуславливается принадлежностью автора к светской или церковной исторической науке. Одним из первых к данной теме обратился П.Н.Милюков. В "Очерках по истории русской культуры" он выделил три стадии в отношениях коммунистической власти к религии: 1917-1925 годы, когда государство пыталось разложить и дискредитировать господствовавшую церковь привилегиями, даваемыми ее соперникам, в том числе обновленцам, сектантам; 1925-1928 годы, когда власти старались примирить с собой эту церковь, легализовав ее на основе продиктованных властью условий; с 1929 г. началась новая стадия, связанная с повышением активности антирелигиозной борьбы.

П.Н.Мшпоков уже в 1930 году пришел к выводу о том, что православная церковь переживет революцию.

Авторами оригинальных подходов к проблеме периодизации в совремешюй науке являются А.И.Белкин, М.Й.Одинцов, В.Аксючиц'. Так, например, М.И.Одинцов в каждом из периодов определяет ведомство, ответственное за проведение церковной политики советского государства. В 1918-1924 1т. таким органом был Отдел Наркомата юстиции по проведению в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (ликвидационный). В 1924-1929 гг. ведущую роль стали играть В ЦИК, НКВД, ОГПУ. Содержание и характер церковной политики государства в этот период зависели от соотношения сил между этими структурами. Постепенно усиливались позиции ОГПУ и НКВД, происходила переориентация на командно-административные методы регулирования жизнедеятельности религиозных организаций. В современных исследованиях наибольшая вариативность наблюдается при попытке выделить этапы в осуществлении государственной политики по отношению к церкви в 1920-1930-е годы. Вместе с тем большинство как светских, так и церковных исследователей признают переломность и 1918, и 1929 годов во взаимоотношениях органов власти, религиозных организаций и верующих.

Во втором параграфе раскрываются особенности практического осуществления Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Архангельской губернии в 1918-1922 гг. Первые официальные документы губернских и уездных властей с толкованием декрета появились в феврале 1918 г. Первоначальная реакция на издание декрета в Архангельской губернии носила весьма конструктивный характер. Относительно сдержанную позицию архангельских властей в первые месяцы реализации декрета можно объяснить различным пониманием его содержания, отсутствием на местах специальных органов и подготовленных работников, занимающихся церковной политикой. Падение советской власти в Архангельске в августе 1918 г. отодвинуло осуществление декрета в регионе более чем на полтора года. Среди

1 Белкин А.й. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х-60-х гг. XX в. (на материалах русского православия). Саранск, 1995. С.13-14; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С.47-75; Аксктц В. Атеистическая идеология. Государство. Церковь // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С.213-233.

первоочередных задач Верховного управления Северной области (позже ВПСО) было и восстановление гражданских свобод, в том числе и свободы совести. Отношения государственных структур и религиозных организаций планировалось строить на основах политики Временного правительства России (март-октябрь 1917 г.), предусматривавшей равенство граждан в социально-экономической и политической сферах вне зависимости от принадлежности к тому или иному вероисповеданию. В 1918 году в Архангельске был создан Союз духовенства и мирян, члены которого высказывались за необходимость сильной и авторитетной власти, стремились не вмешиваться в политические споры. В то же время часть территории края находилась под контролем большевиков, среди которых проходили дискуссии, отражавшие разные точки зрения на проблему отношения к религии. Таким образом, в 1918-1919 гг., когда в целом по стране начиналось планомерное наступление на религию, у советских органов на Севере имела место идейная и организационная неразбериха в этой сфере.

Возвращение большевиков в Архангельск в феврале 1920 г. означало и продолжение подготовки к реализации декрета. Эта деятельность сопровождалась ведомственным соперничеством между структурами НКЮ и НКВД за роль главного проводника политики по отношению к церкви. Первоначально вопросы реализации декрета были возложены на губернский отдел управления, финотдел и отдел юстиции. Это вело к отсутствию единства в подходе местных властей к религиозным объединениям. Вне поля зрения губернских властей осталась проблема охраны памятников старины, находящихся в пользовании верующих. Это потребовало вмешательства Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР - осенью 1920 г. состоялась экспедиция сотрудников Отдела на Архангельский Север.

В начале 1920-х гг. церковная жизнь в приходах Архангельской епархии не замерла. Духовенство и приходские советы действовали согласованно. Большая часть населения, особенно в деревне, оставалась верной Православной церкви. Верующие принимали на себя материальное содержание священников, положение которых на местах было непростым. По Конституции РСФСР 1918 г. духовенство не имело избирательных прав, однако не освобождалось от службы в Красной Армии. Во избежание преследования со стороны властей за уклонение от общественно-полезного

труда многие представители духовенства вынуждены были работать в советских учреждениях.

Сравнительный анализ документальных источников о деятельности партийно-государственных органов Архангельской губернии в 19191921 гг. приводит к выводу о том, что в данный период местные власти, укрепив свои структуры, активно вели подготовку к началу наступления на религию и церковь. Одним из первых проявлений этого стал арест большого числа видных представителей архангельского клира и показательный судебный процесс над ними в январе 1921 г. Дело имело ярко выраженный политический характер. Военно-коммунистические методы в борьбе с религией и церковью сказались и при проведении кампаний по ликвидации монастырей Русской Православной Церкви на Архангельском Севере (в начале 1920-х гг. в губернии было национализировано 16 обителей), по вскрытию святых мощей (были осквернены мощи почти всех северных святых), при изъятии ценностей из храмов, что составило основное содержание начального этапа антирелигиозной деятельности местных органов власти. Таким образом, в 1918-1922 гг. большевики пошли гораздо дальше в отделении церкви от государства. Встав на сторону противников религии, государство должно было бороться с ней. Русская Православная Церковь негативно оценила первые шаги советской власти в церковной сфере, что осложнило положение верующих. Политика государственных органов была направлена прежде всего на лишение церкви материальной базы. Невозможность быстрой победы над церковной организацией и религиозными настроениями огромной части населения заставила советские органы пересмотреть военно-административные методы в церковной политике. Однако полного отказа от них не произошло. Время от времени они использовались властями на протяжении всех 1920-х гг.

Во второй главе - «Борьба с религией и церковью на Архангельском Севере в 1922-1929 гг.» - проанализированы формы и методы осуществления антирелигиозной политики в регионе на фоне и в сравнении с общими тенденциями государственной церковной политики, причины усиления давления на церковь во второй половине 1920-х годов, итоги борьбы за «воинствующее безбожие» на рубеже 1920-30-х годов.

В первом параграфе рассматриваются взаимоотношения государства и церкви в 1922-1925 гг. Одной из самых драматических страниц в истории

государственно-церковных отношений в Советской России стала кампания 1922 года по изъятию церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья. Эта кампания переросла в крупномасштабную акцию государства по вмешательству во внутренние дела церкви. В Архангельске губернская комиссия по изъятию ценностей из церквей и монастырей была создана в марте 1922 года. Объединенное собрание представителей верующих г.Архангельска выступила против изъятия, но экспроприация началась. Верующие Архангельского, Емецкого, Шенкурского, Печорского уездов оказали сопротивление властям, и изъятие ценностей из храмов в этих уездах было на время приостановлено. Инициаторы неповиновения властям в Печорском, Пинежском уездах были преданы суду. Важно отметить, что это были рядовые верующие, несогласные с политикой государственных органов. Настороженную, но более сдержанную реакцию духовенства на изъятие ценностей можно объяснить стремлением смягчить удар по институтам церкви. В марте-апреле 1922 г. процесс экспроприации затронул прежде всего городские и уездные приходские храмы. В мае-июне 1922 г. комиссии по изъятию работали в северных монастырях, к этому времени уже закрытых, - Соловецком, Антониево-Сийском, Михаило-Архангельском, Веркольском и др.

Несмотря на ощутимый удар, Русская Православная Церковь оставалась влиятельным общественным институтом в России. Советское государство осознанно шло на конфликт с церковью как контрреволюционной силой. С целью быстрого и приемлемого для государства решения религиозного вопроса планировалось изменить состав руководства Русской Православной Церкви, провести реформы, превратившие церковь в лояльное государству релизиозное сообщество. Весной 1922 года заявило о себе обновленческое движение, вызвавшее раскол Русской Православной Церкви. Обновленцы довольно скоро получили известность по всей стране, в том числе и в Архангельской губернии (Емецкий, Онежский, Пинежский, Шенкурский уезды). Среди северного духовенства и верующих идеи обновленчества не нашли широкого распространения. Более заметным явлением обновленчество станет в Архангельской губернии в 1924-1926 годах, когда один из авторитетных на Севере иерархов «тихоновской» церкви архиепископ Антоний (Быстров) находился в ссылке.

В 1922 году существенно изменилось правовое положение верующих.В Уголовном кодексе РСФСР специальная глава посвящалась нарушениям правил об отделении церкви от государства. Появление новых норм, с одной стороны, могло свидетельствовать о намерении государства усилить правовой аспект в отношениях с религиозными объединениями, а с другой стороны, расширительное толкование ряда норм (особенно использование религиозных предрассудков с целью свержения власти, совершение обманных действий для возбуждения суеверия) порождало правовой произвол в осуществлении государственной политики в сфере религии.

Таким образом, 1922 год стал переломным во взаимоотношениях государства и церкви в Советской России в целом и в пределах Архангельской губернии в частности. В декабре 1922 года при губернском отделе управления была создана Тройка по окончательному проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства. Создание этого органа свидетельствовало о том, что местные органы управления обрели определенную уверенность в «урегулировании» религиозного вопроса, готовность брать на себя ответственность за принятие решений в этой области без оглядки на центр. Не случайно несколько лет спустя, в 1925 году, в докладной записке спецкомиссии Архгубкома РКП (б) в Агитпропотдел ЦК РКП(б)1 именно 1922 год назван датой начала антирелигиозной работы в Архангельской губернии.

В рассмотренный период одной из массовых форм антирелигиозной работы, помимо семинаров, кружков, лекториев, стали так называемые «комсомольское рождество», «комсомольская пасха», «красные свадьбы», «октябрины» (вместо обряда крещения). Антирелигиозная пропаганда приобрела черты войны с религией, которая велась в основном идеологическими методами. Однако первый опыт карнавалов и демонстраций, по признанию властей, не был удачным. Указанные мероприятия обострили взаимоотношения комсомольцев с населением, особенно в деревне. Приведенные выше факты свидетельствовали о том, что к середине 1920-х годов центр тяжести в осуществлении антирелигиозной политики коммунистической партии и советского государства переместился в регионы. Рост с 1921 г. религиозности населения, усиление сектантства, декларации Патриарха Тихона о

1 РЦХИДНИ, ф.17, оп.60, д.770, лл.6-10.

лояльности по отношению к Советской власти вынудиди государство искать иные пути решения религиозной проблемы. Однако, изучение государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг. приводит к выводу о нераспространении принципов НЭПа на эту сферу.

Второй параграф посвящен периоду взаимоотношений партии-государства и церкви, начавшемуся в середине 1920-х гг. В это время, с одной стороны, шел процесс поиска согласия между церковью и государством по вопросу о легализации деятельности религиозных организаций. С другой стороны, имело место жесткое ограничение деятельности религиозных организаций, усиление административного воздействия на церковь и верующих. В этих условиях положение религиозных объединений различных конфессий, особенно Русской Православной Церкви, оставалось исключительно сложным. На ситуацию влияла и обострившаяся внутрипартийная борьба за власть, которая негативно сказывалась на жизни страны, вызывала усиление идеологического давления на церковь.

В рассматриваемый период продолжились высылки архиереев на Север, в Сибирь. Основным местом ссылки для духовенства и верующих в 1920-е годы стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Заключенные на Соловках иерархи внесли заметный вклад в дело легализации церковной жизни в СССР. С 1926 по 1929 г. действовал «Собор соловецких епископов», не обладавший официальными полномочиями, но имеющий значительный авторитет и влияние. Показателем активности соловецкого духовенства стали «Послания Соловецких епископов», наиболее известным из которых является «Памятная записка Соловецких епископов», адресованная советскому правительству в 1926 г. Этот документ можно считать проектом официального обращения Церкви к государственной власти.

Судьба Русской Православной Церкви с середины 1920-х до середины 1940-х гг. неразрывно связана с деятельностью митрополита Сергия (Страгородского), автора «Послания пастырям и пастве» («Декларация митрополита Сергия 19 июля 1927 года») - документа, подтвердившего лояльность церкви советскому государственному строю. Декларация вызвала неоднозначную реакцию и у иерархов в России, и у эмигрантов. Сложившаяся ситуация могла привести к новым расколам, к ослаблению РПЦ, что не противоречило интересам государства, которое

по-прежнему стремилось вытеснить религиозные организации на периферию общественной жизни.

В Архангельской губернии в 1925-1927 гг. наблюдалась активизация религиозной жизни. Отчасти это связано с именем обновленческого архиепископа Михаила (Трубина), по инициативе которого в эти годы в Архангельске издавалась газета «Архангельский церковный голос». В 1925 и 1927 гг. состоялись Епархиальные съезды духовенства и мирян (обновленческие). Активизации религиозной жизни способствовало возвращение из ссылки архиепископа Антония (Быстрова), позиция которого по основным вопросам церковной жизни была близка к точке зрения митрополита Сергия. Оживилась деятельность религиозных объединений других конфессий. В Архангельске, помимо тринадцати православных "тихоновских" и четырех обновленческих храмов (в том числе кафедральный собор) действовали старообрядческий храм, синагога, мечеть, костел. В 1927 году в губернии насчитывалось 301 религиозное объединение, 700 молитвенных зданий. Традиционно преобладающей оставалась Русская Православная Церковь: 264 коллектива верующих и 690 молитвенных зданий1.

С 1927 года центральные, а вслед за ними и местные органы власти перешли ко всемерному ограничению деятельности религиозных организаций. Как и ранее, провинциальные административные органы брали инициативу в свои руки и шли намного дальше в "религиозной политике", чем того требовал центр. Немало самодеятельности было допущено в Архангельской губернии в ходе кампании по снятию и утилизации колоколов, завершившейся в 1927 г. В ходе кампании был нанесен серьезный ущерб предметам музейно-исторического значения. Вслед за снятием колоколов закрытию и разрушению подверглись храмы. В Архангельской губернии, как и по всей стране, этот процесс начался в 1928 г. В октябре 1928 г. вступил в силу Циркуляр Президиума Архангельского губисполкома «О порядке расторжения договоров с группами верующих и закрытии церквей»2. В 1929 г. появился еще один повод к массовому закрытию храмов. Предстояло преобразование Архангельска в краевой центр (что вызвало дискуссии о переименовании города), а необходимые для размещения краевых учреждений помещения

1 ГААО, ф.4097, оп.8, д.148, л.77.

2 Там же, д. 141, л. 1-2.

отсутствовали. Обострилась и жилищная проблема. Речь шла о закрытии половины из всех существовавших в городе церквей. Для верующего населения самой значимой потерей в 1929 г. стал Троицкий кафедральный собор в Архангельске, он был одним из первых в ряду разрушенных уникальных памятников культовой архитектуры. В процессе ликвидации кафедрального собора были грубо нарушены права верующих, а также ряд государственных постановлений, например, о научной фиксации разбираемых сооружений.

Весьма показательно, что принципиальное решение о сносе кафедрального собора в Архангельске было принято до официальной публикации Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», давшего мощный импульс кампании по закрытию храмов в СССР. Документ жестко регламентировал жизнедеятельность религиозных организаций, общин, приходов. Он вобрал в себя все негативные проявления политики партии и советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. С этого момента был достигнут апогей антирелигиозной политики со стороны светских властей. На XIV Всероссийском съезде Советов (май 1929 г.) в Конституцию РСФСР были внесены поправки, значительно ограничивавшие права верующих.

Антирелигиозный бум второй половины 1920-х годов связан с деятельностью Союза воинствующих безбожников. Эта общественная организация, находившаяся под непосредственным руководством партийно-государственного аппарата, выполняла идеологический заказ монопольно правящей партии. В Архангельской губернии кружки воинствующих безбожников начали создаваться в 1926 г. В 1928 г. состоялся губернский съезд организации, а в 1929 -1 краевая конференция Союза воинствующих безбожников (далее - СВБ). По своей численности архангельская организация СВБ была сравнительно невелика, а деятельность безбожников чаще всего не находила под держки у населения, особенно в сельской местности. К концу 1920-х гг. партийно-государственные органы и в центре, и в провинции признали СВБ своим главным союзником в осуществлении антицерковной политики. Произошедшие в 1929 г. изменения в политическом курсе повлекли перемены в стиле и методах деятельности безбожников - верх одержали сторонники крайних мер в борьбе с религией. Программа антирелигиозной

работы, принятая на II Всесоюзном съезде безбожников, была увязана с задачами классовой борьбы. Пытаясь избежать обвинений в правом уклоне, СВБ перешел к радикальному наступлению на религию. Рубеж 1920-30-х гг. - время наивысшей активности СВБ.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.

Представления большевиков по религиозным вопросам формировались под воздействием кризисных явлений в духовном климате России кон.Х1Х-нач.ХХ вв., обусловивших распространение идей о религии как орудии классового господства. Такие идеологические установки не позволили реализовать на практике демократические принципы отделения церкви от государства.

Острие антирелигиозной политики советской власти прежде всего было направлено на разрушение Русской Православной Церкви. Средствами ее дискредитации были избраны такие меры, как вскрытие святых мощей, причисление духовенства и прихожан к категории контрреволюционеров и т.п. В первые послереволюционные годы реализация государственной политики по отношению к религиозным организациям и верующим определялась позицией РКП(б) и осуществлялась ВЧК-ГПУ-НКВД, органами юстиции и народного просвещения.

В Архангельской губернии проведение Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» началось позже, чем в других регионах страны, из-за временного падения Советской власти и присутствия иностранных интервентов на Архангельском Севере в 19181920 гг. В этот период четко обозначились антибольшевистские позиции архангельского духовенства, была предпринята попытка возврата к принципам партнерства в отношениях государства в лице Верховного управления Северной области - Временного правительства Северной области и церкви. Есть основания констатировать, что с 1920 г. взаимоотношения органов власти, религиозных организаций и верующих в Архангельской губернии развивались в русле общероссийских тенденций при наличии определенных особенностей, обусловленных прежде всего удаленностью региона от административных и религиозных центров. К 1922 г. в губернии были сформированы органы Советской власти, в

компетенцию которых входило взаимодействие с церковью, а также выработаны формы такого взаимодействия.

Массовые антирелигиозные кампании, проводившиеся государством в начале 1920-х гг., имели целью максимально ослабить церковь как общественную силу. При этом партийные и советские органы прибегали, как правило, к военно-административным методам.

Ударом по единству РПЦ стало санкционированное властями обновленческое движение. Верующему населению Архангельской губернии была свойственна враждебность к обновленцам, что можно объяснить традиционным народным консерватизмом, негативной реакцией на то, что реформаторами церкви оказались сторонники советской богоборческой власти.

Рост активности религиозных объединений в середине 1920-х гг. вызвал усиление административного и идеологического воздействия на них со стороны государства. В конце 1920-х годов был выдвинут лозунг: «Борьба против религии - борьба за социализм». Тогда же был проведен своеобразный водораздел меяоду партийно-идеологической и государственной линиями в религиозном вопросе, но фактическая зависимость государственных органов от партийных структур как в центре, так и на местах не стала меньше.

Таким образом, несмотря на то, что на протяжении всего рассматриваемого в диссертации периода в центральном и губернском партийно-государственном аппарате работали и сторонники демократизации государственной церковной политики, доминирующей тенденцией оставалась политика жесткого давления на церковь, которая безусловно способствовала формированию тоталитарного политического режима в СССР.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1)0 политике советского государства в отношении церкви в 1917-1937 // Социальная работа и социальное управление: Тезисы докладов VI Соловецкого форума. - Архангельск: Изд-во АГМИ, 1994. - С.130-132;

2) О начале антирелигиозной работы в Архангельской губернии. 1918-1923 гг. // Ломоносовские чтения: Программа и тезисы научной конференции. - Архангельск: Изд-во ПГПУ, 1994. - С.95-98;

3) К вопросу о массовом закрытии храмов 1928-1929 гг. // Экология человека: будущее культуры и науки Севера. - Архангельск: Изд-во АГМА, 1995. -С.202-203;

4) О деятельности Союза воинствующих безбожников в Северном крае // VIII Ломоносовские чтения: Тезисы докладов. - Архангельск: Изд-во ПМПУ, 1996. - С.23-24;

5) Отношения государства и церкви на Архангельском Севере в 1920-70-е гг. (краткий обзор) // Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. - Архангельск, 1997. -С.22-34;

6) Судьба православных монастырей Русского Севера (1920-е гг.) // IX Ломоносовские чтения: Тезисы докладов. - Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. - С.38-39.

Подписано к печати 25.06.98.

Тираж 100 экз. Объем 1 п.л.

Размножено в ДКПО "НОРД"

163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, 28. Тел. 44-90-07

 

Текст диссертации на тему "Государство и церковь"

^ с,/ , / /

/

Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова

На правах рукописи

Михайлов Сергей Владимирович

Государство и церковь: отношения органов власти, религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг.

Специальность 07.00.02 - "Отечественная история"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, ^ профессор Ю.Ф.Лукин

С! .

Архангельск 1998

Содержание

Стр.

Введение 3

Глава! Положение церкви и верующих в Архангельской

губернии в 1918-1922 гг. 35

§ 1. Основные периоды в истории отношений Русской Православной Церкви и советского государства 36

§ 2. Практическое осуществление Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Архангельской губернии 54

Глава II. Борьба с религией и церковью на Архангельском

Севере в 1922-1929 гг. 115

§1. Политика государства по отношению к

церкви в первой половине 1920-х годов 115

§ 2. Усиление антирелигиозного воздействия во

второй половине 1920-х годов 145

Заключение 191

Список использованных источников и литературы 199

Приложения 223

Введение

Проблемы свободы совести, отношений государства и церкви в последнее время становятся все более актуальными в современной России. Данная тема находится в центре бурных дискуссий с участием представителей церкви, государства, ученых, верующих и атеистов. Столь пристальное внимание к религии объясняется необходимостью определить ее место и роль в жизни современного общества, что вряд ли возможно сделать без учета имеющегося исторического опыта. В России идет процесс формирования новой системы отношений светского демократического государства и церкви.

В силу этого появилась настоятельная потребность в объективном изучении послереволюционной истории взаимоотношений государства и церкви, в осмыслении причин деформации принципа свободы совести в первые десятилетия советской власти. Исключительно важным представляется анализ особенностей процесса реализации партийно-государственной политики в российских регионах, в том числе на Архангельском Севере.

Исторический опыт взаимодействия государства и религиозных объединений в 1920-е годы представляет не только теоретический, но и практический интерес, связанный с необходимостью восстановить справедливость в отношении безвинно пострадавших россиян, приведения государственно-церковных отношений в соответствие с нормами отечественного и международного права, совершенствования государственной церковной политики. Актуальность исследования предопределяется также и недостаточной изученностью проблемы применительно к выбранному региону.

Тема настоящей диссертации до сих пор не была предметом специального исследования, однако историография проблемы государственной политики в отношении религии, церкви и верующих

достаточно обширна. Этим вопросам традиционно уделялось определенное внимание в научной, публицистической и популярной литературе.

В первых послереволюционных публикациях их авторы рассматривали данные вопросы, как правило, с узкоклассовых позиций, сквозь призму идеологических догм. Религия представлялась им реакционной силой, с которой было необходимо вести решительную борьбу, в том числе и посредством распространения литературы, проникнутой нетерпимым отношением к вере1. В это же время появляется целый ряд публикаций, посвященных правовому регулированию отношений между государством и церковью в советской стране. Прежде всего анализируются в них Декрет Совета народых комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года, Конституция РСФСР 1918 года, а также подзаконные акты . Уже в первые годы реализации декрета об отделении церкви от государства повсеместно ощущалась острая нехватка научной литературы по этому вопросу, которая зачастую восполнялась идеологизированным сборником работ государственных и партийных деятелей. Ярко выраженный пропагандистский характер носил сборник статей советского государственного деятеля П.А.Красикова. Кроме традиционных для тех лет разделов - "Голод и святейшая контрреволюция", "Старая монархическая церковь в свете Октябрьской революции" и др., на страницах книги присутствуют полемические замечания по поводу статьи Лациса в газете

1 Красиков П.А. Советская политика в религиозном вопросе // Революция и церковь. М., 1919; его же. На церковном фронте, 1918-1923. М., 1923; Ярославский Е.М. Религия и РКП. М., 1925; другие издания.

Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М., 1923; Церковь и государство. Сборник постановлений, циркуляров по отделению церкви от государства, отчетов и разъяснений ликвидационного отдела НКЮ. Харьков, 1922; Фиолетов H.H. Церковь и государство по советскому праву. Саратов, 1923; Дьяков Л.П. Советские законы о церкви. Л., 1926.

"Известия" от 2 декабря 1919 года, где последний высказывает мнение о том, что "прогрессивное духовенство имеет право рассчитывать на поддержку Советского государства". Красиков, не соглашаясь с этим заявлением, придерживается официальной точки зрения: "Мы, коммунисты, своей программой и всей своей политикой намечаем единственный в конечном счете путь как религии, так и всем ее агентам: это путь в архив истории"1.

Публикации, появлявшиеся в 1920-30-е годы, были небольшими по объему, практически лишены теоретических выводов, но богаты фактическим материалом и отличались политической заостренностью. В начале 1920-х годов выходит целый ряд изданий, освещавших положение внутри церкви и сложившиеся в связи с массовыми антирелигиозными кампаниями отношения между церковью и государством2. Значительный интерес представляют работы протоиерея А.И.Введенского, митрополита обновленческой церкви. Его книги3 содержат информацию о сложных процессах внутри Русской Православной Церкви, об отношении духовенства к новой власти, к декрету о свободе совести и т.д.

Обширный фактический и статистический материал содержит работа Б.П.Кандидова "Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда". В книге, в частности, нашла отражение судьба северных монастырей - Сурского, Соловецкого, Антониево-Сийского. По данным автора, в СССР в начале 1920-х годов бывшие монастырские комплексы активно использовались под санатории и здравницы (48), учреждения социального обеспечения (168), школы и курсы (197),

1 Красиков П.А. На церковном фронте, 1918-1923. М., 1923. С.157.

2 Горев М. Голод и церковные богатства. М., 1922; Брихничев И.П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Степанов И. О живой церкви. М., 1922; Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М.-Л., 1926.

Введенский А.И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений церкви и государства. 1918-1922. М., 1923; его же. Церковь патриарха Тихона. М., 1923; его же. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона. М., 1923.

больницы и лазареты (349), родильные дома и приюты (2), советские учреждения (287), учреждения военного ведомства (188), концлагеря и места заключения (14). По монастырям были расселены 1680 тысяч рабочих1. Автор приводит содержательный список литературы о монастырях, небезынтересны его предложения, связанные с организацией антирелигиозной пропаганды в музеях-монастырях. Б.П.Кандидову принадлежит авторство и других работ антирелигиозной направленности2. Характерной особенностью его публикаций является отсутствие ссылок на источники.

В 1920-1930-е годы антирелигиозную литературу активно выпускало издательство "Безбожник"3. С 1922 года массовым тиражом выходили газета "Атеист", газета и журнал "Безбожник" Московского губкома РКП(б). Редактором этих изданий был Е.М.Ярославский, возглавивший в 1925 году Союз воинствующих безбожников СССР (далее - СВБ). Появляются местные издания, посвященные антицерковной политике. В апреле 1918 года, через три месяца после опубликования декрета об отделении церкви от государства, в Архангельске увидела свет книга Л.Качанова "Церковь и школа"4. В ней автор пытался обосновать необходимость отделения церкви от государства и школы от церкви. Л.Качанов, характеризуя систему просвещения последних лет как "систему народного затемнения", пришел к выводу о недопустимости в свободной стране конфессиональной школы.

Летом 1922 года Архангельский губком РКП(б) издал брошюру заместителя председателя Архгубисполкома И.В.Богового

1 Кандидов Б.П. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929.

С.38.

Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 и интервенция. М., 1930; его же. Церковь и Октябрьская революция. М., 1933; и др.

3 Лукашевский А.Т. Антипасхальный сборник. М., 1929; Головкин А.И. Методика антирелигиозной кампании. М., 1931.

4 Качанов Л. Церковь и школа. Архангельск, 1918.

"Церковная революция (к расколу среди православного духовенства)"1. На ее страницах нашли освещение декрет об отделении церкви от государства, деятельность Патриарха Тихона, действия духовенства на Украине, в Сибири и за границей. События на Севере автор оставил без внимания, ограничившись осуждением связей архангельского духовенства с союзниками в годы интервенции. Брошюра И.В.Богового была распространена и в центральных губерниях страны. Ее первый тираж составил 2 тысячи экземпляров, а в 1923 году Калужский губком РКП(б) переиздал работу архангельского руководителя.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. количество антирелигиозных изданий, выходивших в Архангельске, возросло. В 1929 году тиражом в 2 тысячи экземпляров были опубликованы "Резолюции и постановления Первой Северной краевой конференции Союза воинствующих безбожников СССР (10-12 октября 1929 года)"2, которые дают полное представление о целях, задачах, организационной структуре, формах деятельности этой организации на Севере.

В 1930 году библиотека антирелигиозной литературы на Севере пополнилась тремя книгами. Первая была написана для Архангельска членом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Н.Маториным, участником I Северной краевой конференции СВБ. В брошюре3 Н.Маторин излагает исторические предпосылки антирелигиозной работы, характеризует современные религиозные группировки на Севере, приводит интересные статистические данные, формулирует задачи антирелигиозной пропаганды. Вторая книга - "Попы и интервенция на Севере". Ее автор, Н.Д.Блинов, один

1 Боговой И.В. Церковная революция (к расколу среди православного духовенства). Архангельск, 1922.

2 Резолюции и постановления Первой Северной краевой конференции Союза воинствующих безбожников СССР (10-12 октября 1929 года). Архангельск, 1929.

3 Маторин Н. Религия и борьба с нею в Северном крае. Л., 1930.

из руководителей Северного СВБ, вскрывает "контрреволюционную роль" духовенства в годы гражданской войны и интервенции1. Позже, в середине 1930-х годов, сам Блинов был объявлен врагом народа и репрессирован за развал антирелигиозной работы. Третья книга, изданная в 1930 году, имела практическую направленность и называлась "Как работать юным безбожникам"2. Она представляет собой методическое пособие для школ I ступени, рекомендованное к публикации научно-методическим сектором Севкрайоно совместно с Севкрайсоветом СВБ.

Вопросам атеистического воспитания подрастающего поколения посвящена и книга В.В.Тучина . Учителям, "ликвидаторам неграмотности", работникам "красных чумов" была адресована брошюра И.Ф.Скачкова4. В ней даются общие установки по антирелигиозной пропаганде, характеристика роли религии в жизни малых народов Севера и т.п. Удовлетворению острого недостатка в антирелигиозной литературе призвано было служить издание в 1937 году в Архангельске сборника статей по вопросам антирелигиозной пропаганды5. В сборник были включены статьи Е.Ярославского, А.Косарева (руководитель РКСМ), Ф.Олещука (ответственный секретарь ЦК СВБ), профессора К.Л.Баева.

В целом антицерковная литература, изданная в Архангельске в 1920-1930-е годы, отличается крайней политизированностью, схематизмом, небрежным отношением к истории церкви.

К концу 1930-х годов в историографии проблемы, как и в историографии отечественной истории, утвердилась в качестве основы

1 Блинов Н.Д. Попы и интервенция на Севере. - Архангельск, 1930.

2 Паршинский А. Как работать юным безбожникам. Архангельск, 1930.

3 Тучин В.В. За воинствующее безбожие в школе. Архангельск, 1932.

4 Скачков И.Ф. Антирелигиозная работа на Крайнем Севере. Архангельск,

5 Антирелигиозная пропаганда в современных условиях. Архангельск, 1937.

концепция "Краткого курса истории ВКП(б)", в которой антирелигиозная политика оправдывалась необходимостью борьбы с "буржуазными пережитками" в сознании людей. Этой цели отвечали вышедшие в 1938 году "Антирелигиозный учебник"1, сборник "XX-летие отделение церкви от государства2, книги В.Н.Олещука, В.Клишко, Ф.М.Путинцева и Д.С.Артамонова3. Брошюра Д.С.Артамонова, изданная в Архангельске, представляет собой пособие по антирелигиозной пропаганде, в котором автор предпринимает попытку обзора "реакционной деятельности северных церковников". Особое внимание уделяется монастырским тюрьмам. Повествование в брошюре заканчивается февралем 1920 года. Общий вывод автора звучит так: "Северные попы и монахи были участниками человекоубийства и грабежа трудящихся, и их, как соучастников этого злодеяния, как "вечных друзей" англо-французских интервентов, история пригвоздила к позорному столбу"4.

Следующий этап изучения темы охватывает период с первой половины 1950-х и до середины 1960-х годов. В это время КПСС был провозглашен курс на построение коммунизма и окончательную ликвидацию религиозных пережитков в сознании советских людей. В 1951 году произошло значительное пополнение антирелигиозной библиотеки5. Принятые в 1954 году постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее

1 Антирелигиозный учебний. М., 1938.

2 ХХ-летие отделения церкви от государства. М., 1938.

3 Олещук В.Н. Сталинская конституция и вопросы религии. М., 1937; Клиш-ко В. Карельский "чудотворцы". Петрозаводск, 1938; Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма. Архангельск, 1940; Путинцев Ф.М. О свободе совести. М., 1939.

4 Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма. Архангельск, 1940. С.62.

5 Павёлкин П. Религиозные суеверия и их вред. М., 1951; Каширин П. Реакционная сущность религиозных идеологий. М., 1951; Прокофьев В. Непримиримость науки и религии. М., 1951; и др.

улучшения" (7 июля 1954 года)1 и "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения" (10 ноября 1954 года)2 способствовали росту интереса советских историков к рассматриваемой проблеме. Следствием этого стали новые публикации, в которых авторы рассматривали процесс осуществления Декрета о свободе совести 1918 года и вопросы, связанные с историей государственно-церковных отношений. Большинство исследований написаны на основе общесоюзных материалов. Определенный интерес для изучаемой темы представляет анализ методологических принципов свободы совести в советском государстве как государстве нового типа.

В 1956 году в Москве вышел в свет сборник "Правда о рели-

Л

гии , двумя годами позже опубликована книга М.И.Персица "Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР"4. Книга включает две части. Первая содержит материалы о положении церкви в России до 1917 года, вторая посвящена борьбе вокруг декрета о свободе совести. Автор книги поставил перед собой цель показать, как обеспечивалось действительное право свободы совести для граждан в СССР. На страницах своей монографии Персиц помещает подробное изложение Декрета Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года, приводит некоторые подзаконные акты. В названных и других работах рассматриваемого периода немало умолчаний, тенденциозных толкований, продолжающих традиции 1920-30-х годов. Авторы стремились отразить только "положительный опыт"

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т.8. С.428-433.

2 Там же, с.446-451.

3 Правда о религии. М., 1956.

4 Персиц М.И. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958.

борьбы партии и государства с религией, замалчивая известные и тогда негативные стороны, связанные с массовым закрытием храмов, репрессиями по отношению к духовенству и верующим. Деятельность церкви рассматривалась лишь в плане исполнения законодательных государственных актов. Вполне понятно, что подавляющая часть литературы данного периода была направлена на формирование атеистического мировоззрения советских людей.

В исследованиях конца 1960-х - 1970-х годов усиливается интерес к вопросам научно-атеистического воспитания1. Работы этих лет выдержаны в историко-партийном духе, они способствовали формированию в общественном сознании мнения о том, что религия вредна и несовместима с коммунизмом, что верующие и церковь стоят в стороне от общественных п