автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Гуманизация высшего образования и её влияние на развитие личности студента

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Недина, Ольга Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Гуманизация высшего образования и её влияние на развитие личности студента'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманизация высшего образования и её влияние на развитие личности студента"

¿ТО О Л

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЮ Специализированный совет Д-150.01.01

На правах рукописи

НВДИНА Ольга Васильевна

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Спепиальность 09.00.10 - политическая философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание'* ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1993

Работа шпалнана на кафедре социальной и политической философии Института молодежи

Научный руководитель - заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор Ануфриев Евгений Александрович

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Спасибенко Светлана Георгиевна

- кандидат философских наук, доцент Симоненко Владимир Борисович ;

Ведущая организация - Московский авиационный институт,

кафедра пблитологии

Защита состоится 29 декабря 1993 года в 14.30 на заседании специализированного совета по философским наукам Д.150.01,01 Института молодежи. Адрес: Москва, ул. Юйости, 5/1, корп. 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.

Автореферат .разослан ноября 1993 года.

Ученый секретарь

специализированного совета, /-, ■ ¿¡/(о,

доктор философских наук, профессор Т.С.Сулимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Человечество приближается к рубежу Двух тысячелетий с надеждами и тревогами. С надеждами потому, что оно располагает огромными материальными и духовными ресурсзми,. величайшими достижениями науки и техники, сотнямк миллионов высокообразованных, культурных людей. С тревогами потому, что эти материальные и духовные ресурсы могут быть рас-, трачены на пели, не связанные с прогрессом человечества.

■ И вез же надежды преобладают, свидетельством чего является реализация во второй половине XX века многих гуманистических идей, перевод их в конкретные меры по обеспечению прав и свобод человека. Новое мышление, завоевывая себе вед больше и больше сторонников,-постепенно сдвигает человечество в сторону более радикальных мер по осуществлению норм и принципов гуманизма. Реальной становится перспектива создания общественной системы, само-пелья которой будет выступать человек.

В конечном счете и перестройка, и последовавшие за ней преобразования общественных отношений проходил* под знаком борь-. бы за демократию и гуманизм. Именно дегуманизация существовавшего прежде режима привела к тому, что от него отвернулись широкие слои*населения.

Анализ современных общественно-политических, социально-экономических и духовно-нравственных тенденций развития российского общества свидетельствует о набиравшем силу процессе пересмотра догм и стереотипов прежнего мышления на основе формирования современной мировоззренческой ориентации личности, основывающейся на гумангстических и демократических идеалах, а также и о перестройке государственной систеуы образования с целью ориентации ее на новые социальные и гуманистические ценности. Эти

процессы требуют осуществления не только целого рада практических мер, но и разработки новой философии образования, ориентированной на личность как субъект общественных отношений.

В современных условиях особое значение имеет подготовка специалиста как личности, знания и опыт которого сочетаются с чувством высокой ответственности перед самим собой и своим обществом, ориентированным на современные гуманистические ценности. Развитый духовный мир специалиста должен стать основой его активной профессиональной деятельности. В современных условиях на смену экономике "дешевого" работника, лишенного собственности, а без нее - возможности сколько-нибудь эффективно влиять на функционирование своего предприятия или учреждения, приходит экономика "дорогого" человека, от которого общество вдет высокой производительности труда и актив'НОЕо участия в принятии решений, относящихся к функционированию своего предприятия, общества.

Задача формирования личности в условиях создания рыночной экономики и перехода ^общества на новые социально-нравственные ориентиры выдвигает сейчас совершенно новые требования к' высшему, образованию. Система высшего образования становится более самостоятельной, автономной. Она ориентируется на дифференцированную, "штучную" подготовку специалиста, максимально приближенную к задачам производства."В новых условиях студент превращается в самостоятельный субъект познавательного процесса. Влетая школа больше не будет выпускать массу специалистов среднего уровня, мало приспособленных к деятельности в новых условиях.

Эта задача требует радикального изменения функций высшего образования, самой системы подготовки специалистов, переориентации целей,1 задач, стимулов учебного труда студентов на их конкрет-. ную, в будущем, деятельность. Вместе с тем, высшая школа не должна устраняться от формирования студента как личности, которой пред-

- з -

стоит не только выполнять свои узкопрофессиональные задачи, но и быть гражданином и выполнять другие социальные роли.

. Все изложенное выше, по мнению автора, свидетельствует об актуальности проблемы гуманизации высшего образования как средства формирования современной личности.

Степень теоретической*разработки проблемы. Жестко централизованный характер управления образованием, сложившийся в отечественной практике, директивность рекомендаций и предписаний в сфере образования, унифицированная подготовка учащихся и студентов не могли стимулировать разработку философских аспектов образования. Только в условиях демократических преобразований во всех сферах общественной жизни тенденции более широкого, комплексного осмысления проблем гуманизма, образования, личности получили заметное развитие. Появилась литература, по-новому осмысливающая образовательный процесс. В научный оборот были включены труды ранее запрещенных российских и зарубежных философов и социологов, в которых гуманизм, образование и человек рассматривались с позиций, решительно отвергаемых господствующей идеологией. В большинстве таких трудов упор" делался не на массах и рабочем классе, как движущей силе общественного прогресса, а на человеке и личности, что не могло не вызвать их критики за субъективизм, идеализм и абстрактный гуманизм. В эту грушу авторов входили Бердяев H.A..Булгаков С.Н., Михайловский Н.К., Розанов В.В., Сорокин П. и другие. Лишь в последнее время широко стали известны труды М.Вебера, Э.Фромма, Ф.Хайека и др.

Современную научную литературу по проблеме гуманизации образования личности условно можно подразделить на три группы. К первой относятся труды ученых, в которых дается философское осмыслений широкого круга проблем развития и совершенствования системы образования как в России, так и за рубе~ом. В их числе социально-ф'лософ-

ские проблемы перестройка образования,, место и роль образования в современном мире, образование в условиях научно-технического прогресса, гуманизация науки и образования, личность и общеотво, и другие1.

Вторую группу составляют работы, посвященные вопросам управления образованием. В них рассматриваются содержание, формы и методы управления школой, проблемы соотношения централизации и да центра-* лизании управления системой высшего образования, исследуются процессы демократизации в деятельности средних и высших учебных за-

2

ведений, социальный статус образования в обществе .

Однако, как в первой, так и во второй группе работ проблемы гуманизации и гуманитаризации образования не являются предметом специального рассмотрения, они лирь обозначаются в контурном виде.

В третью группу включаются работы, посвященные анализу гуманизации образования. К сожалению, таких работ немного. В их список

1. См.: Бестужев-Ладй И.В. В школе XXI века. М., Наука, 1988; Ведин И. Теорема личности. Дороги и тупики самосознания. М., 1988;, Волков А.И. Чело'векопентрическое измерение прогресса. М., 1990; Васильчук Ю„А. Культура и свобода совести, правосознание и достоинство гражданина.// Полис.- 1992.- №3; Дмитренко В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. Красноярск, 1989; Донченко В.А., Титаренко Т.М, Личность, конфликт, гармония. Киев, 1989; Долженко О.В. Бесполезные мысли, или еще раз об образовании. //Вестник высшей школы.- 1991,- Jffl; Миронов А.Б. Век образования. М., Наука. 1990.

2. См.: Филиппов В.Г. Социология образования. М., 1980; ПоцоЗед В.И., Жилина А.И. Совершенствование структуры управления образованием в регионе.// Советская педагогика,- 1989.-4G; Потров ЮЛ. Социально-нравственный потенциал образования. Изд-во Уральского университета, 1987; Липко А.Г., Миско K.M. Региональное управление: проблемы и перспективы. М., Знание, 1987; Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М., Педагогика, 1989.

. - 5 -

входят в основном статьи, что же касается монографических исследований, содержащих анализ этой проблемы, то они пока отсутствуют*, Необходимо отметить, что интерес к проблемам вузовского образования в последнее время заметно усиливается. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы научно-методической межвузовской конференции, состоявшейся в сентябре 1992 года в Москве, посвяшенной проблемам гуманизации и гуманитаризапии высшего образования. В январе 1993 года на базе МАТИ был проведен семинар по проблемам развития личности студента и концепции гуманитарного образования в вузах России.

Труды названных выше авторов, так же как и материалы научных конференций по проблемам высшего образования внесли определенный вклад в разработку теоретических вопросов и практических рекомендаций, направленных на совершенствование системы высшего образования в России. Однако несмотря на расширение интереса к исследованию проблем гуманизации образования, ряд относящихся к ним важных вопросов еще не получили достаточно глубокого и систематизированного 1 исследования и осмысления. Многие проблемы только поставлены и еше не стали предметом самостоятельного анализа. К числу актуальных проблем гуманизации образования, на наш взгляд, относятся взаимодействие социальных Факторов и их влияние на развитие образования, противоречия и тенденции развития высшего образования, гуманизация и гуманитаризация образования.

Объектом исследования является личностный аспект гуманизма как сложное, многозначное, многоуровневое явление, особый согкаль-но-философский и духовно-нравственный феномен, включенный в сердцевину образовательного процесса. .

Предмет исследования - процесс гуманизации образования, целью

1. йм.: Аруманов Ъ. ишиалыше факторы развития вузовской науки.// Вестник выспей тколн. 1992.-"<'2; Бясогскля ¿i.. Белая Г. В поисках методологической цельности.//Высшее образование в России. 1992.-Знак 3. Где рзять свободную личность?//Вестник высшей гколн. 1992,- TIO; Кугев Г. Гуманитаризация высшего образования и перестройка преподавания сошмльно-похиткческкх наук.//Бестник выстой шолн. 1991,- ,fl.

которого является формирование нового типа личности, отвечающей современным условиям.

Цель и задачи исследования. Изучение процесса гуманизации образования находится сегодня на таком этапе, когда возникает необходимость перехода от ее эмпирического к комплексному философскому и социально-политическому осмыслению с учетом современных реальностей. Для этого необходим анализ состояния и тенденций гуманизации образования, выявление их ценностных ориентиров, отвечающих потребностям различных сфер человеческой деятельности и каждого отдельно взятого человека. Митодологический подход диссертанта основывается на основных положениях теории гуманизма и личности с использованием некоторых имеющихся в мировой философской мысли разработок.

Достижение этой цели обусловило постановку и решение ряда конкретных исследовательских задач:

- разработать методологию анализа проблемы гуманизации образования, раскрыть содержание понятий и категорий гуманизации, гуманитаризации;

I

- дать критический анализ опыта развития высшего образования в советский период развития России;

- выявить значение гуманистической социализации личности в процессе образования;

- опираясь на историю, теорию и практику гуманизации высшего образования, обосновать ведущую, приоритетную роль гуманизации в становлении личности студента, в формировании его интересов и потреб ностей, образа жизни, культуры;

- показать единство и различие гуманизации и гуманитаризации образованйя как тенденций, присущих процессу обучения и воспитания

студентов, а также как одного из важнейших аспектов культурной политики современного российского общества и государства.

. Научная новизна работы. Б диссертатш предпринята попытка комплексного историко-философского, социально-политического исследования понятия "гуманизация" со стороны места и функций личности в системе образования и в различных процессах общественной жизни. В результате этого:

а/ обоснованы методологические подходы к анализу поставленной проблемы, раскрыто содержание понятий гуманизации, гуманитаризации; б/ проанализирован и обобщен с позиций гуманизма опыт развития высшего образования в советский период истории, показана неоднозначность этого опыта, его негативные и позитивные стороны; в/ выявлены особенности состояния и развития современной системы высшего образования в условиях радикального преобразования российского общества /ориентация на общечеловеческие и национальные ценности, свобода и плюрализм в образовании, автономность образовательных учреждений/;

г/ впервые в научной литературе проведен анализ тенденций гуманизации и гуманитаризации высшего образования, раскрыта содержательная сторона и организационные формы этого процесса; д/ показаны пути гуманистической социализации личности студента в условиях перестройки общественных отношений; е/ на основе проведенного исследования сформулированы некоторые рекомендапии по дальнейшему углублению гуманизации, повышению ее эффективности.

Практическая значимость работы определяется проведенным в ней анализом историко-философского и социально-политического аспектов проблемы гуманизации. Сделанные теорет!гческне выводы и обобщения, предложенные подходы к рассмотрению данного явления, а также на/ч-

ние рекомендации могут быть полезны в научно-исследовательской работе, в учебном процессе, а также использованы для дальнейшего развития теории гуманизма и личности. Основные выводы и положения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут представлять интерес, помимо философов и политологов, для специалистов в области управления системой высшего образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, показывается степень ее теоретической разработанности, определяются цель и задачи исследования, раскрываются его научная новизна и практическая значимость.•

Первый раздел "Личностный аспект гуманизма и его реализация ' в общественном развитии и истории образования" посвящен исследованию проблемы гуманизма как направления развития общественного сознания, как духовно-нравственной ценности.

Авто^ сосредотачивает'свое внимание на том, как рассматривался

1

конкретный человек в различных гуманистических учениях от ренессанса, открывшего "я", до марксизма, в котором проблема гуманизма рассматривалась через народные массы. В связи с этим в гуманистической традиции выделяют два аспекта: общностный и личностный. В результате единая проблема гуманизма распадается на два направления, которые при их абсолютизации и противопоставлении приводят к целому ряду отрицательных последствий. Однако чаще всего в исследованиях проблемы гуманизма подразумаваются и тот, и другой аспекты, что создает некоторые противоречия и методологические трудности. В определенной мере следствием этого является отождествление теоретического гуманизма, сформулированного в различных гуманистических теориях и учениях,

с практическим их использованием. В истории общества всегда существовал раэрнв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Реальные проблемы гуманизации всегда отставали от теоретического- гуманизма, чаше всего выступавшего в качество категорического императива.

Особую актуальность как в теоретическом, так и в практическом отношении проблемы гуманизма и гуманизации приобрели во второй половине XX века. Их актуализация стала следствием, с одной стороны, внутреннего развития отдельных стран, принадлежащих к различным социальным системам, с другой,- возникновением и обострением глобальных проблем человечества, связанных с борьбой прогрессивных сил за предотвращение ядерной войны и сохранения мира, за экологическое ■здоровье планеты, с правами и свободами человека и гражданина.

Проблемы гуманизма и гуманизации не могли остаться в стороне от социально-экономических преобразований, начатых в России Октябрьской революцией. Основоположники марксизма всегда провозглашали ■ гуманизм основной целью социализма. Однако уже в начале 20-х годов в советской науке наметилась тенденция, ставящая во главу угла народные массн, растворяющие в них личность. Тоталитарной система нужны были не самостоятельные, самоопределяющиеся, свободно .мыслящие личности, оубъектн общественных отношений, а покорные, не рассуждающие исполнители. Подготовка таких исполнителей стала целью образования. В этой связи можно сослаться на разгром в середине 30-х годов педологии, которая выступала против подготовки унифицированных специалистов. С тех Пор прошло много времени. И только в наше время Закон об образовании создал правовую основу для . дифференциации образования, специально указав на содействие государства в получении элитарного образования.

На протяжении всей своей истории практика социализма выдаю- .

лась за реализацию конкретного, в начале пролетарского, а затем общенародного гуманизма. Всякие другие подходы, в том числе и идущие от личностной гуманистической традиции прошлого, квалифицировались как абстрактный гуманизм, оторванный от реальной революционной практики, классовой борьбы и т.п. При этом абстрактный гуманизм не отвергался, так как был связал с величайшими именами культуры, а снисходительно критиковался за свои благородные, но оторванные от задач практического облагораживания жизни устремления, и поэтому объявлялся иллюзорным. Понятие абстрактного гуманизма дискредитировалось, а обосновывающие его рассуждения расценивались как враждебные коммунистической идеологии. Более того, под видом критики абстрактного и утверждения классового гуманизма принижались гуманистические принципы, сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом.в ранних работах. Авторитарно-бюрократические извращения привели к тому, что конкретная гуманистическая проблематика отодвинулась на второй план, стала-считаться не главной в марксизме.4 Ее место заняли вульгарно-социологизаторские, технократические подходы; которые оправдывали политический экстре-

I

мизм и массовые социальные эксперименты, ориентированные на быстрый переход к "светлому будущему", якобы отвечающему коренным интересам каждого человека.

Все это не могло не привести к отчуадению человека от того общества, которое официально считалось служащим его интересам. Первая попытка преодолеть его была сделана в середине 50-х годов. В философии стала возрождаться проблематика человека на основе положений ранних работ К.Маркса и гуманистических традиций немарксистской общественной мысли. Гуманизм получил мощный стимул в критике культа личности и его последствий. Но сути дела, это было

началом процесса внутренней критики социализма за его отступление от выработанных передовой человеческой мыслью гуманистических идеалов.

I

Вместе с тем, процветала практика использования гуманизма как идеологического клише, для камуфляжа антигуманной и даже гено-цидной практики. Человек с его потребностями по-прежнему не существовал в качестве цели экономики, производства, трудовой деятельности. В системе образования о личностью обучающегося почти не считались. В учащемся видели лишь объект педагогического процесса. Иначе и не могло быть в обществе, где человек фактически оставался средством общественного развития, материальное же производство, напротив, из средства развития человека трансформировалось в самоцель.

Проблема гуманизации наряду о демократизацией к 90-м годам стала все более осознаваться в качестве необходимости, предполагающей радикальные изменения в духовной и.материальной сферах нашего общества, в том числе и в системе образования. Анализ и переосмысление опыта прошедших лет требует понимания гуманизма как принципа сознания и действия. Введение этого принципа в социальную практику радикально меняет всю систему политических ценностей и ориентации.

Для философского осмысления роли мировой гуманистической традиции в становлении новой российской государственности большое значение может иметь доктрина "нового гуманизма", выдвинутая "Римским Клубом". Процесс гуманизации человека, имеющий своей целью формирование "гуманного человека" о целостным гуманистическим сознанием и мировоззрением, в контексте нового гуманизма выступает не только как практическая проблема, но и как цель дальнейшего развития человечества.

В связи с поставленными вопросами возникает необходимость определить содержание понятия "гуманизация". Под ней автор пони-

мает процесс реализации гуманистических возможностей, заложенных в системе "человек - общество", для развития духовной природы человека исклгочительнб гуманными средствами.

В более узком, прикладном смысле понятие "гуманизация" рассматривается в следующих трех аспектах: как практика осуществления исторической концепции гуманизма в жизни обпшства, социальных групп, отдельной личности; как процесс формирования мировоззрения "гуманного человека" о ориентацией на его самоценность; как прощсс пнтерноризапии субъектом общества норм гуманизма и общечеловеческих ценностей.

В своем главном значении гуманизация выступает как развитие личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений. Тем самым проблема гуманизации выступает как задача обтенивилизанионного, общечеловеческого значения, как условие решения глобальных проблем современного человеческого социума. Гуманизация в таком понимании предполагает формирование нового гуманистического мировоззрения,-мышления, сознания личности, а также создания новых отношений между личностью, социальными-группами и обществом.

Во втором разделе "Реализация гуманизма в высшей школе России /пропитое и настоящее, традиции и современность/ рассматривается опыт осуществления гуманистических принципов в системе образования России. Анализ советского опыта дает оонование для вывода об отказе от гуманистической традиции образования, о подчинении государственно-организованной системе воли и сознания человека, превращении его в орудие для достижения целей, слабо связанных о его действительными интересами. Следствием этого стала ориентация учащегося на пасривное потребление стандартизированных образцов знания. Образование стало восприниматься как механическое усвоение заготов-.г.<лп:кх к.г.юо - средств приспособления человека фрактической

деятельности.

Сказанное отнюдь не означает принижения положительного опыта

I

и значительных достижений системы образования, которая на определенном этапе нашей истории удерживала передовые позиции, что получило признание во всем мире. Выдающиеся успехи в науке и технике - лишь один из примеров этих достижений. Однако на новом этапе общественного развития, к началу 80-х годов, советская система образования перестала отвечать потребностям общества, да и само общеотво оказалось перед необходимостью коренных изменений.

Образование в России достигло того рубежа, когда его качественная определенность начала постепенно подвергаться саморазрушению и самоотрицанию. Возникла объективная потребность в перестройке содержания и организации образования. Особенностью России в этом вопросе является то обстоятельство, что данную проблецу приходится решать в двух плоскостях: во-первых, как преодоление кризиса классической модели образования, что связано о осознанием новых реалий и тенденций в конце XX века, и, во-вторых, как преодоление отрицательных сторон советской модели образования, продукта административно-командной системы, которая функционировала на основе технократических принципов, ориентируя в соответствии о ними высшее образование.

Развитие и углубление радикальных изменений в экономической, политической, социальной и культурной жизни современной России обусловили необходимость позитивных перемен в системе образования. Сегодня эта система находится в стадии реформ, направленных на достижение нового уровня обучения и воспитания, общей и профессиональной культуры учащихся. Школа постепенно освобождается от груза непомерной идеологизации и политизации, ищет новые п/ти, ценностные ориентации, цели,, идеалы, социальные приоритеты. Новая

общественно-политическая атмосфера создала реальные условия для свободных дискуссий о состоянии и путях развития образования и объективных его исследований, опенок.

К сожалению, в современных условиях, связанных с переживаемыми Россией экономическими трудностями, образование оказалось' вне приоритетных направлений внутренней политики государства, что не могло не сказаться на его финансировании и модернизации. В 1993 году с требованием включить образование в число приоритетов государственной политики выступили поддержанные профсоюзами широкие слои работников системы образования. Однако на конец 1993 года, несмотря на поддержку этого требования государственным арбитражем, оно пока не удовлетворено.

Приоритетность образования предполагает: резкое увеличение доли ресурсов, направляемых .в сферу образования; увеличение на этой основе доли труда во всех его формах / государственной, частной, общественной/, вкладываемого в образование; привлечение в сферу образования лучшего интеллектуального и культурного, а также достаточного производственного потенциала страны; осуществление системы мер по повышению престижа образования.

Без осуществления этих мер теряет смысл вопрос об усиленном осуществлении задач по реформированию общества, преодолению возникающих при этом проблем преступности, коррупции, падения нравственности и т.д. - всего того, что подрывает нормальные основы жизни, унижает человеческую личность. Во-первых, наиболее радикальное средство прекращения воспроизводства пороков и заблуждений - новое образование. Очевидно, что сложнейшие процессы осознания человека как бнсекзй понности могут развиваться успешно лишь в случае, если гуманистические идеи и ориентации будут сопровождать весь процесс к.13!ш человека, начиная с ранних лет. Во-вторых, образование -ом-олтг.тюо средство лечения профессиональной некомпетентности,

социальной пассивности и т.д. Наконец, в третьих, сосредоточение значительной части усилий общества на проблемах образования -

I

способ не только выхода из кризиса, но и подлинного ускорения развития страны.

В третьем раздела "Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего образования в условиях перестройки общественных отношений и перехода к рынку", автор подробно анализирует возможные подходы к организации и преобразованию содержания системы образования в условиях осуществления социально-экономических и политических реформ России. Анализ развития образования в связи о осуществляемыми реформами, их положительной и отрицательной практикой позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой, стоящей перед обществом в области образования, является его гуманизация.

Автор иоходит из того, что гуманизация образования - это путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного, духовного облика,личности, это - формирование социальных споообностей человека в широком смысле, то есть способностей человека быть общественным существом - жить в обществе по нравственным нормам, вступать в широкий круг общественных связей, сохранять и преумножать свои способности творческой деятельности, стремиться к совершенствованию своей личности. Формируя различные интеллектуальные, моральные, физические, духовные, гражданские, профессиональные и другие качества личности, образование должно подходить к ней как к целостности, преодолевая тенденцию "частичной личности". Движение в этом направлении требует отходов от доктрины дидактического монизма в образовании. Эффектом доминирования этой доктрины являются дилетантизм, уни-формизм, недооценка общечеловеческих ценностей, стремление к

-16 -

ограничению учебного процесса стенами вуза.

Гуманизация собственно самой системы высшего образования предусматривает гуманизацию содержания, форм и методов, условий образования. Гуманизация не должна сводиться, как сейчас часто происходит, к введению в учебный процесс социально-гуманитарных дисциплин, что само по себе очень важно и необходимо, но задачу гуманизации решить не может.

Гуманизация форм и методов организации учебного процесса в пузе тробует индивидуального подхода к обучению. Она предполагает раскрытие, выявление способностей, задатков, склонностей студента, учет его социально-психологических особенностей, и в соответствии с полученными данными выбор методов и приемов обучения, создание таких условий, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию талантов и способностей.

Было бл серьезной ошибкой, сводящей на нет идею гуманизации, поручать ее осуществление только преподавателям гуманитарного профиля. Эта задача может быть решена только усилиями всех преподавателей и сотрудников, что, конечно,.не исключает необходимости создания, например, соииально-психологических служб, центров гуманитарного образования, консультаций специалистов и т.д.,.

Одним из непременных условий гуманизации является активное участие студента в процессе образования, включавшего ряд форм и методов осуществления этой задачи. Изменение форм и методов ' образования предъявляет особые требования к преподавателю как основному субъекту образования. Он должен быть не только пысоким про{хэссионалом, интеллектуальным, широко эрудированным, эмоциональным, тонким знатоком психологии личности, но и гуманистом.

Гуманизация условий образования касается создания подлинно г/ъшшшх условий тазик, учебы, быта и отдыха студентов и препода-

вателей. Решение этих вопросов в значительной мере связано с демократизацией всех сторон вузовской жизни, с осуществлением подлинной автономии вузов, с изменением функций руководителей и подчиненных, преподавателей и студентов.

Прежде всего гуманизация образования связана с гуманитаризацией его - широкой культурной подготовкой, необходимость которой осознается сегодня во всем мире. Затраты, связанные с широкой социальной и культурной подготовкой специалиста, впоследствии окупаются его более эффективной деятельностью.

Понятие "гуманизация образования", на наш взгляд, более емкое, включающее в себя гуманитаризацию как одно из многих направлений гуманизации образования. Гуманизация образования - это "очеловечивание" его, постановка человека в центр системы образования как его основную цель. Гуманизация охватывает всю систему образования, всю совокупность и многоликооть образовательной деятельности, всех объектов и субъектов ее. 1*уманитаркзация же - это широкая культурная подготовка, необходимость которой осознается сегодня во всем мире. Гуманитаризация образования означает переход от технократической.модели образования к образованию культурно нагруженному, культурно детерминированному.

Одной из целей гуманитаризации образования является социальная активизация студентов. Задача состоит в том, чтобы будущий специалист, овладевая своей специальностью, одновременно формировался как личность, сущность которой составляют ее социальные качества.

Эффективность гуманитаризации образования в соответствии с задачами формирования нового типа личности студента предполагает создание следующих условий:

- возможности для каадого студента широкого выбора инторес/аз-щих его спецкурсов, разработанных в рамках основных гуманитарных дисциплин;

- конкретизации системы контрольных мероприятий применительно к каждому гуманитарному циклу с учетом его специфического содержания;

- обеспечения студентов соответствующей учебной и методической литературой;

- наличия оперативной информации об интересах студентов в области гуманитарных дисциплин.

Автор выделяет следующие аспекты углубления процесса гуманитаризации в вузе: 1/ единство естественных, технических, общест-венно-гут/лнитарных наук на основе их связи с мировоззренческими, социально-политическими, историческими, нравственными, экологическими и другими вопросами, волнующими современного человека; 2/ усиление взаимосвязи всех учебных предметов с культурой, искусством, художественной литературой, утверждающих гуманиотические нормы и прилиты; 3/ преодоление стойкого заблуадения, будто профессиональная деятельность не требует гуманистической ориентации, а гуманитарные науки лишь отвлекают студентов от профессиональной подготовки. ' ;

Осуществлению гуманизации не только не должно мешать сближение российской системы высшего образования с лучшими образцами образования, сложившимися в странах рыночной экономики, но, наоборот, должно способствовать этому сближению. Например, в ведущих вузах CHÍA, гуманитарному образованию отводится очень большое место. Оно ставит своой голью социальную адаптацию личности, помогает ей справиться в будущем с возникающими социальными проблемами.

Гуманизация рассматривается автором как составная часть социализации личности, формирующая качества человека как субъекта общественных отношений. В процессе социализации формируется устой-ч::впл готовность личности'к реализации гуканистическнх начал в стсч!1. послйдупгой деятельности. Нельзя не учитывать, что харак-

тарное для наших дней отсутствие четких пелей и ориентация, социальная нестабильность, постоянное предчувствие социальных изменений, конфликтные и кризисные ситуации значительно усложняют процесс гуманистической социализации личности. В наши дни и макрофакторы /общество, государство/, и мезафакюры /этно-культурные условия/, в которых живет и развивается человек, и микрофакторы / семья, институты воспитания/ находятся в процессе глубоких изменений, обретают новый статус. Их нестабильность не может не влиять на каждого конкретного человека, тем более, если этот человек - студент высшего учебного заведения, о достаточно развитым интеллектуальным и духовным миром.

В идеале гуманистически социализированный человек должен противостоять негативным тенденциям и тем жизненным обстоятельствам, которые препятствуют как развитию общества, так и его собственной индивидуальности. Однако в,действительности гуманистическая социализация личности пока еще не отвечает этой задаче. Ее эффективность завиоит от культуры человека,,его образованности» волевых качеств, личностного восприятия окружающего мира, уровня сознания и оамосознания. Поведение и поступки человека всегда выступают большей или меньшей социально значимой величиной, а критерии их опенки должны соотноситься о совестью, долгом, ответственностью. Поиск оптимальной меры между должным, необходимым и автономным поведением человека может быть успешным лишь на базе гуманистического воспитания и образования. В конечном итоге главным в гуманизации образования является создание условий для целенаправленного развития личности как субъекта широкого спектра социальной деятельности.

В заключении диссертации автор подводит итоги проведенного исследования и формулирует выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. По мнению автора,

гуманизация могла бы способствовать разрешению существенно обострившихся противоречий: а/ мезду постоянна повышающимися требованиями общества к овладению ценностями отечественной, мировой культуры и слабым содержанием образования; б/ между выдвинутыми современностью требованиями гуманитаризации образования и содержанием уче'б-ных дисциплин. Одной из негативных сторон современного образования является недооценка гуманитарного компонента в обучении. Постояшю повишагатшеся требования к п^ессиональным знаниям, которые жестко отслеживает рынок, вступают в конкуренцию о обиегуманитар-ной подготовкой специалиста, направленной на его развитие как личности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ диссертации изложены в следующих публикациях: Сошалкзлшя как способ достижения социальной зрелости < студенческой молодежи,- В сб.:0бшеотво и молодежь: поиск путей обновлентя.т- М.: Институт молодежи. 1990,- 0,2 п.л. Гуманизация образования: теория.и опыт осуществления// Тезисы выступления на научно-практической конференции "Гуманизация высшего образования в вузах Роосии.- /издается/ - 0,2 п.л.

1.

2.