автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хуажева, Нурьят Хазретовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха'

Текст диссертации на тему "Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха"

О / , и У * ^ / ^ ^ ^

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Хуажева Нурьят Хазретовна

Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Хакуашев А.Х.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-23

Глава I. Формирование художественной концепции личности в прозе А.Евтыха.

1. Истоки. Личность художника. Этапы творчества 24-38

2. Концепция личности в первый период творчества 39-50

3. Формы художественного воплощения концепции активной личности в прозе военных и первых послевоенных лет 51-59

Глава II. Развитие художественной концепции личности в в зрелом творчестве А.Евтыха.

1. Традиционное и новое в концепции личности,

реализованное в повестях 50-60-х годов 60-78

2. Гуманистическая концепция личности в дилогии А.Евтыха середины 60-70-х годов "Улица во всю

ее длину" и "Двери открыты настежь" 79-86

3. Художественная концепция личности в историко-философской прозе А.Евтыха 80-х годов 87 -13 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139-150

БИБЛИОГРАФИЯ 151-167

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. "Новое искусство никогда не начинается с новых форм, но всегда - с нового героя", ибо в его образе "фокусируется диалектическое единство социальной действительности и авторской концепции".1 Оспорить этот тезис можно, отвергая его категоричность, но значение образа героя, во многом воплощающего концепцию автора, оспорить нельзя. Это аксиома.

Аксиомой же является и довольно распространенное мнение Д.Маркова, А.Бочарова о значении концепции личности для литературы: это - центр, куда сходятся все элементы произведения (жанр, композиция, язык).

Безусловно, научное определение понятия авторской концепции как "системы взглядов на то или иное явление; способ рассмотрения каких-либо явлений... общий замысел" (произведения - Н.Х.)2 гораздо шире понятия концепции личности. Но и та, и другая у писателя составляют единую художественную концепцию, в которой явно или опосредованно трансформируется социальная действительность. Причем личная, писательская концепция несет доминирующий отпечаток индивидуальности художника, в то же время вмещая и существенные черты общелитературной концепции. Следовательно, рассматривая концепцию личности в творчестве того или иного писателя, нельзя оторваться от проблемы эстетического и нравственного идеала, его критериев, господствовавших в обществе определенного времени, особенностей его философии, культурных ориентаций и т.д.

1 Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. - М., 1977,- С.11.

2 Большой толковый словарь иностранных слов в 2т.-Т.2. - М.,1997. - С. 124125.

Современные науки (философия, психология, антропология, социология, культурология и др.) изучают структуру человеческой личности с разных позиций, искусство же стремится познать и мотивы поведения человека. Таким образом, искусство совмещает позиции всех наук.

Концепция личности находит художественную реализацию в создании определенных типов героев, состоящих в сложных взаимообусловленных связях с обстоятельствами, выражается в авторской позиции и, как уже было сказано выше, в стиле произведения.

Мы считаем принципиально важным суждение А.Бочарова о необходимости для писателя видеть взаимосвязь всех сторон человеческой жизни, видеть человека "в цельности - в его физическом и духовном, в его моральном и бессознательном, социальном и психологическом, воспитанном и унаследованном".1

В прямой связи с этой цельностью находится и соотношение реального и идеального героя. Преобладание последнего в российской литературе 4050-х годов, позже ( в 60-е гг.) уступает место писательской тенденции к реальному герою, воплощающему, тем не менее, "родственные" идеальному предшественнику "максимализм и бескомпромиссность"2 , ибо в обществе утверждается система новых ценностных ориентиров, определяющих характер героя.

В 70-80-е годы авторов интересует круг проблем, свидетельствующих о процессе утверждения гуманистической концепции личности. Это человек и история, человек и общество,человек и его образ жизни, нравственный выбор личности и др.

1 Бочаров А. Требовательная любовь... Концепция личности в современной советской прозе. - М., 1977. - С. 19.

2 Овчаренко А. Вчера, сегодня, завтра (Проблема человека и ее художественное решение)\\Новый мир,- 1975. - № 7.-С.239.

Надо отметить, что гуманистическая концепция личности менялась на протяжении десятилетий развития советской литературы.

В 70-80-е годы складываются и критерии гуманности поведения человека, включающие и традиционное участие в практическом осуществлении новых общественных задач и борьбу за мир, и в то же время признаки самоценности человеческой личности, значимости ее духовных поисков. Отсюда нарастание в литературе особого интереса к проблемам личности1 , реализуемого в разработке специфических жанров -исповедальной и лирической прозы, возвращенных в 70-е годы после их расцвета во времена "оттепели" и затухания в конце 60-х годов. Эти жанры с 70-х годов стали занимать доминирующее положение в прозе, несколько оттесняя распространенные в 60-70-е годы жанры "панорамного", социального и исторического романа", "производственной" повести и т.д.

Естественно, все эти процессы не проходили бесследно для литераторов и литературоведения. Периодически возникавшие споры о концепции личности в 70-е годы обострились. Исследователи этой проблемы стали - и сначала довольно осторожно, в порядке "допуска" - выдвигать мысль о сложности человека, не буквально адекватной сложности общества его времени. К примеру, эту идею защищал философ Е. Левада2 , имея в виду важность исследования психофизиологического параметра человеческой личности. В литературоведении его идея по-разному была воспринята учеными. Так, В.Борщуков3, солидаризируясь с Е.Левадой, ставил характер литературы, творчество писателя в прямую зависимость от художественной

1 См.работы С.Аверинцева, И.Золотусского, Я.Эльсберга, В.Тимофеева, Н.Надьярных и др.

2 Левада Е. Лекции по социологии, вып.2,- Информационный бюллетень Научного Совета АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. - М., 1969. - № 21.- С.7.

3Борщуков В. История литературы и современности. - М.,1972. - С.229.

концепции мира и человека, тем самым несколько отодвигая в сторону значение социальной действительности.

В полемике с В.Борщуковым М.Храпченко подчеркивал, что именно социальная действительность является "источником творчества, определяющим начало его роста..."1 , следовательно, определяющим моментом в формировании творческой личности. А Бочаров, как бы стремясь уравновесить обе позиции, утверждал, что концепция вырабатывается и отдельным писателем в процессе творчества ( т.е. довольно независимо от социальной действительности) и существует в том обществе, в котором живет писатель и воззрения которого он сознательно или несознательно принимает, "иначе всякий раз приходилось бы начинать с нуля".2 В качестве аргумента к тезису о рещающем значении художественной концепции, определяющей характер литературы, А.Бочаров приводит следующее суждение: "... одна и та же действительность порождала Некрасова и Тютчева, или Чехова и Мережковского, или Арагона и Камю...".3 Таким образом, А.Бочаров не отрицает социальной детерминированности личности в искусстве, но видит эту обусловленность чрезвычайно неоднозначной. Ф.Кузнецов4 , критикуя господствование в европейском литературоведении фрейдистско-этологические концепции биологической первоосновы поведения человека, настойчиво противопоставлял им рещающую роль идеологической, духовной основы жизни человека, как правило, преувеличивая этот момент и отрывая его от биологических сторон человеческой жизни.

Анализ точек зрения на проблему примата художественной концепции или социальной действительности над писателем можно бы продолжить, но

1 Храпченко М. Размышления о системном анализе литературы\\Вопросы литературы. - 1985. - № 3,- С.98.

2 Бочаров А. Требовательная любовь - М.Д977. - С. 10.

3 Там же. - С.11.

4 Кузнецов Ф. Быть человеком (Нравственные искания современной прозы)\\Октябрь.-1975.-№3.-С.185.

они, на наш взгляд, сводились к уже обозначенным нами трем позициям. Творческая практика показала правоту тех, кто отдавал пердпочтение художественной концепции. Произведения многонациональной советской литературы конца 70-х - начала 90-х годов эту мысль подтверждают, достаточно назвать имена: Ч.Айтматова, И.Авижюса, Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, С.Залыгина, Д.Гранина, В.Тендрякова, Ю.Трифонова, А.Евтыха, И Машбаша, Ю.Чуяко, других.

Однако дискуссия вокруг "героического и человеческого" в героях длится уже десятилетия, охватывая сферу не только эстетического, но и нравственного, и вспыхивает особенно остро на переломах истории.

Свидетельством этого является полемика, обострившаяся вокруг статьи А.Агеева "Конспект" о кризисе".1 Участники полемики2 на страницах "Литературного обозрения" и "Литературной газеты", ж.ж. "Октябрь" и "Иностранная литература" рассуждали о героических критериях оценки человека как традиции русской литературы Х1Хвека, подхваченной литературой советской. Одни эту героическую концепцию человека поддерживали (Вл. Огнев,3 А.Василевский, И.Роднянская4 ), другие, напротив, в концепции мира и человека молодых писателей 90-х годов поддерживали мысль "о приоритете жизни": "Жизнь дороже и мудрее идей, принципов, целей и смыслов. Такая, как есть: другой не дано... Прелесть и глубь, свет и грусть существования как такового - вот что предложили нам философы жизни".5 С этих же позиций героическая концепция личности расценивается как утопическая или соответствующая лишь определенному моменту истории общества и ныне уже изжитая, более того - повинная в

1 Агеев А. Конспект о кризисе\\Литературное обозрение, -1991.- № 3. - С.85.

2 Аннинский А., Вл.Огнев, Б.Парамонов, А.Василевский, И.Роднянская, Е.Иваницкая и др.

3 Огнев Вл. Бегство от революции?\\Иностранная литература,- 1990. - №10.

4 Литературная газета. -1991. - № 2.

5 Аннинский Л.Вариант спасения?\\Октябрь. - 1990. - № 5. - С.125.

трагедии советского человека в революционную и постреволюционную эпоху.

Критик Е.Иваницкая пишет:"Сущность нынешней кризисной духовной ситуации заключается в том, что назрел идейный поворот от безмерности к мере, от героического к человеческому, от идеального к оптимальному, от головокружительных крайностей к трезвой норме пристойного существования. Именно на этом пути ... вырабатывается гражданская ответственность и личностная свобода".1 Думается, что нужны десятилетия, чтобы подтвердить или опровергнуть эту новую концепцию личности, вернее, не новую, а возродившуюся в 90-е годы.

Таким образом, особенности развития художественной концепции личности в послереволюционной русской литературе связаны со следующими периодами:

20-е годы - утверждение героической личности, изображение процесса революционного "выпрямления" человека;

30-е - конец 50-х годов - утверждение идеи детерминированности личности общественными отношениями; идеализация личности нового человека, воплощающейся в образе борца за передовые социальные идеалы; влияние на формирование концепции личности "теории" бесконфликтности;

50-е - начало 60-х годов - зарождение идеи гуманистического отношения к человеку, находящей реализацию в интересе к внутреннему миру героя, совершающего нравственный выбор;

60-е-70-е годы - утверждение гуманистической концепции личности, признание ее самоценности,значимости ее духовных поисков;

80-е - 90-е годы - борение концепций героической и противоречивой личности, находящейся в сложных отношениях с обществом и временем.

1 Иваницкая Л. Героическое и человеческое\\ Литературное обозрение. -1991. - № 9. - С.18.

В истории адыгских литератур периодизация процесса формирования художественной концепции личности, согласно теории У.М.Панеша1 включает следующие этапы:

20-е - вторая половина 30-х годов - концепция новой личности, обусловленной истороическими обстоятельствами, воплощающаяся в эпосе революционного перелома;

конец 30-х - середина 50-х годов - героико-патриотическая концепция личности, нашедшая воплощение в героических характерах эпохи Великой Отечественной войны, образах активных героев послевоенного периода, в "дозированных" характерах;

конец 50-х - начало 60-х годов - идея активной личности, порой перерастающей в исключительную личность, идея, реализуемая в образе энергичного руководителя масс или человека, преобразующего жизнь и себя;

60-е - 80-е годы - идея самоценности человеческой личности, находящая выражение в образе неоднократного, порой противоречивого героя - человека со сложной судьбой, сосредоточение внимания на сложной эволюции личности под влиянием исторических изменений, что ведет к активизации аналитической мысли при создании психологически достоверных образов, крупных характеров.

В адыгейском литературоведении нет монографического труда по проблемам художественной концепции писателя, где была бы разработана система категорий концепции личности, нет работ и о художнической концепции личности в творчестве отдельных адыгейских писателей,- работ, совмещающих этический, психологический и эстетический планы исследования. Тем не менее было бы неверным утверждать, что данная проблема совсем не исследована в адыгейской науке о литературе. В

1 Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп. - 1990.

монографиях и статьях А.Схаляхо, К.Шаззо, У.Панеша, А.Гадагатля, М.Кунижева, Т.Чамокова, Е.Шибинской, Р.Мамия, Т.Тлепцерше, М.Хачемизовой и других авторов, посвященных творчеству Т.Керашева, Х.Ашинова, А.Евтыха, в исследовании важных проблем адыгейского литературоведения так или иначе разрабатывались проблемы героя, национального характера, взаимодействия героя и обстоятельств, формообразующей роли героя и конфликта и т.п.

В книге К.Шаззо "Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах"1 мы находим концепцию развития разных жанров адыгской литературы, впервые рассматриваемую в широком аспекте. Один из них - тип личности и ее взаимодействие с обстоятельствами в тех или иных жанровых образованиях - явился для нас методологической основой для развертывания концепции личности в прозе А.Евтыха. Имеющиеся в книге, хотя и лаконичные, но веские характеристики повестей и романов А.Евтыха обогатили наши представления о новаторских особенностях стиля писателя. Исследование характера художественного конфликта в исторической прозе адыгов помогло увидеть в интересующем нас аспекте своеобразие исторических повествований "Воз белого камня" и "Глоток родниковой воды".

Помимо того, исследование К.Шаззо представляется нам ярким примером реализации принципа историзма в подходе к явлениям художественной мысли разных эпох и литературных направлений и принципа единства научной теории и практического ее применения в анализе.

1 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978.

и

В очерке "Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978 гг.)1 К.Шаззо дает высокую оценку повести А.Евтыха "История одной женщины", видя в ней новый тип героя - личности цельной, светлой. Роман "Воз белого камня" квалифицирован как заметное явление адыгейской прозы. К сожалению, роман "Улица во всю ее длину" лишь упомянут в ряду романов, подготовивших "разговор о вопросах воспитания советской

л

молодежи".

В тех же "Вопросах истории адыгейской советской литературы" А.Схаляхо3 по сути поддержал господствующую в литературоведении 50-х годов концепцию утверждения оптимизма в течении и исходе изображаемых событий послевоенной жизни деревни. Характеристика повестей А.Евтыха Эту мысль подтверждает. Концепция личности у Евтыха тех лет, нашедшая воплощение в образах героев, по мнению А.Схаляхо, ориентирована на героическое преодоление препятствий, веру в будущее, достигнутое победоносным трудом. Правда, А.Схаляхо объясняет эту тенденцию присущим "всей литературе этого периода" облегченным изображением конфликтов, на оспасность чего "своевременно было указано сверху."

Более полной и широко аргументированной является характеристика повестей А.Евтыха 50-х годов в книге А.Схаляхо4. Автор рассматривает их с точки зрения характеров героев, сближенных общностью их жизненных судеб: в недавнем прошлом фронтовики, они возвращаются в родные аулы и с энтузиазмом восстанавливают разрушенные врагом хозяйства, борются с

1 Шаззо К. Адыгейская советская литература на современном этапе\\ Вопросы истории адыгейской советской литературы, в 2 кн.- КН.1,-Майкоп,1979.

2 Там же. - С. 147.

3 Схаляхо А. Адыгейская литература послевоен�