автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Губанов, Олег Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке"

На правах рукописи

Губанов Олег Александрович

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМУЛЯКРОВ В ДИГИТАЛЬНО-МОДИФИЦИРОВАННОЙ МУЗЫКЕ

Специальность 09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 3 ОКТ 2014

Москва - 2014

005553542

005553542

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре эстетики

Научный руководитель: Куренкова Римма Аркадьевна,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Хангельдиева Ирина Георгиевна,

доктор философских наук, профессор,

АНОВПОА «Международный университет в Москве»,

декан факультета «Предпринимательство в культуре»

Журкова Дарья Александровна,

кандидат культурологии, старший научный сотрудник ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», сектор медийных искусств

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Защита диссертации состоится 21 ноября 2014 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.83 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория 518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, аудитория А-812.

^ С

Автореферат разослан «/(? » 0 j/-^ 2014 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета /■--у Кедрова Марина Олеговна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Виртуально-дигитальная арт-сфера — зарождающийся, новейший феномен, который требует глубокого осмысления с эстетических позиций. Искусство, оказавшееся в цифровом мире, подверглось значительным изменениям. Эстетические и художественные характеристики виртуальных арт-объектов теперь в значительной степени определяются технологическим оборудованием, при помощи которого они создаются, и финансовыми инвестициями в дигитальный художественный продукт. В сферу искусства переносится изначально чуждая ей логика товарного производства.

Всемирная сеть активно вовлекает в своё поле, аккумулирует, реутилизует, модифицирует культуру, ставит её в зависимость от новейших дигитальных технологий. Казавшиеся незыблемыми сущностные принципы искусства - символичность, образность подменяются собственными симулякрами. Под симулякром в диссертации понимается предмет, лишённый духовно-трансцендентального измерения, и выступающий знаком, деконструирующим классические художественные и эстетические категории. Симулякры с особой силой внедряются в дигитальное искусство, в котором имеется возможность свободного моделирования любых форм и сущностей, не имеющих реального прототипа.

В эпоху, когда выразительные средства. искусств оказались практически исчерпанными, дигитальные технологии предоставили возможность новых экспериментов, открыли новые грани и ресурсы проявления творческого начала. Шокирующий и одновременно притягивающий эстетическое сознание гиперболизм технологического и операционального совершенства функционирует при относительном безразличии к диаде формы-содержания арт-продуктов, которые на данном этапе развития-эволюции виртуальной художественной культуры часто являются заведомо вторичными и примитивными с эстетической точки зрения.

Дигитальные технологии на заре XXI века задают пй-артистам новые правила художественно-эстетической игры. Интертекстуальность, гипертекстуальность, ризоматичность, картографичность, трансформация пространственно-временных отношений, беспрецедентная гипертрофия творчества становятся характеристиками виртуально-дигитального бытия искусства. МеМзорчество - это гиперреальная сфера, предполагающая возможность бесконечного самотождественного воспроизведения, копирования, клонирования. Это новый квант эстетического бытия (или некого суррогата эстетики), в котором происходит смещение, дрейф всех эстетических категорий, их рассеивание, переосмысление.

Виртуальная художественная культура является продолжением художественных исканий постмодернизма, но при этом выводит искусство на принципиально новый уровень, вводит в новую среду обитания. Методологический и теоретический аппарат постструктурализма обогащается по мере появления новых дигитальных возможностей и связанных с ними артефактов.

Проблема диссертационного исследования состоит в изучении способов применения философских знаний о симулякре к дигитальной художественной практике, реалиям виртуального, в том числе музыкального искусства. Симулякр, возникший в недрах постструктурализма как некая деконструкция символа и образа, становится базовой категорией виртуалистики. Наблюдается тенденция к симулякризации виртуальных арт-объектов и детерминированная этим призрачность собственно эстетического в них. В диссертации под термином «симулякризация» понимается процесс и результат взаимодействия (столкновения) бытия, реальности, сознания, всего спектра духовных феноменов с симулякрами, где последние начинают довлеть над вышеописанными феноменами, сущностями. «Симулякризация» - однозначный термин, в отличие от синонимичной ему «симуляции». К тому же «симулякризация» включает в себя полностью слово «симулякр», поэтому

«симулякризация» - более сильный и подходящий для наших целей термин.

4

Понятие симулякра, основательно отрефлексированное в постструктуралистской философии, зачастую оказывается релевантным арт-процессам виртуально-дигитального искусства, в том числе музыкального. Музыкальное искусство, вступившее на стезю дигитализации и виртуализации, оказалось вовлеченным в общее русло симулякризации. Симулякрами пропитались композиторское и музыкально-исполнительское творчество, музыкальное восприятие.

Если речь идёт о симулякрах, в каком смысле исследование может быть названо эстетическим? Ведь симулякр квазиэстетичен, антиэстетичен. Но всё познаётся через свою противоположность. Через симулякр рельефнее видится, уточняется собственно эстетический предмет в искусстве. Думается, что по мере совершенствования дигитальных технологий прекрасное будет всё больше проявлять себя в виртуальной реальности. Ибо преждевременно говорить об отсутствии, об окончательной и бесповоротной утрате красоты в виртуальной арт-сфере. Задача эстетики в сложившейся ситуации не просто размышлять над новой средой обитания искусства, но воздействовать на неё, всеми силами стараться укрепить созидательные силы виртуальности, обогатить духовностью. Не просто констатировать кризисность сложившейся ситуации, но искать пути преображения, совершенствования виртуальной художественной культуры в активном взаимодействии, сотрудничестве с пеЬ дигитальными артистами. Важно направлять их искания в эстетическое русло, скоординировать художественную деятельность, связав её с законами прекрасного.

Необходимость всестороннего изучения, эстетического осмысления процессов виртуализации и дигитализации художественного творчества, в том числе музыкального, обуславливает актуальность настоящего исследования.

Хронологические рамки исследования - конец XX — начало XXI века. Это

связано с тем, что виртуальная художественная культура возникла и стала

стремительно распространяться в конце XX века и продолжает бурно

5

развиваться, эволюционировать, совершенствоваться в настоящее время. В поле зрения оказались также феномены классического искусства, которые попали в новый — дигитальный, массмедийный арт-контекст и существуют в нём.

Степень научной разработанности проблемы. Современная эстетика демонстрирует устойчивый интерес к феномену симулякризации художественной культуры. Симулякр предстаёт как значимый компонент десакрализации бытия, дискредитации ценностей и смыслов традиционной Культуры, развенчания трансцендентной эстетической монады — Духа.

В диссертации эксплицируются и классифицируются аспекты симулякризации художественной культуры. Подробно рассматривается онтологическая концепция симулякра Ж. Делёза. Систематизируются ценные, но разрозненные идеи о симулякрах Ж. Деррида. Описывается философская система Ж. Бодрийяра, связанная с семиотическим толкованием симулякра, во многом сформировавшая философско-эстетическое мировоззрение автора. Рассматривается понимание симулякра как свойства коммуникативного акта, связанное с именем Ж. Батая. На эстетические взгляды автора относительно современных художественных реалий существенное влияние оказали научные труды В.В. Бычкова, Н.Б. Маньковской, P.A. Куренковой.

При работе над диссертацией были изучены материалы, связанные с осмыслением взаимообусловленных процессов, происходящих в современной художественной культуре:

- технологизация культуры (В. Беньямин, В. Тарнопольский, JI.B. Терещенко), в том числе музыкальной (П. Бурдьё, А. Толпыгин, Е. Савицкая);

- виртуализация культуры (В.И. Демченко, Д.В. Иванов, В.А. Кутырев);

- «массовизация» культуры (Л.П. Воробьёва, Т.А. Фетисова, А.Я. Флиер), в том числе музыкальной (A.C. Жарова, Д.А. Журкова);

Несмотря на значительный массив литературы, посвященной симулякризации и виртуализации художественной культуры, до сих пор анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке не ставился задачей специального философско-эстетического исследования. Для глубины осмысления проблемы такой анализ неизбежно вовлекает в свою сферу также искусствоведение и музыковедение, сведения по звукорежиссуре (требуется понимание некоторых принципов дигитальной обработки и переработки звукового материала), психологию восприятия и культурологию.

Теоретико-методологпческие основы исследования.

В диссертации симулякр, виртуальность и дигитальность исследуются как в контексте постструктурализма и философии постмодернизма (постпостмодернизма), так и в контексте традиционной, академической художественной культуры, отрефлексированной в классической эстетике. Это позволяет в широком историческом поле выявить те сущностные, принципиальные изменения в духовной сфере человечества, которые происходят на фоне технологизации, кибернетизации и виртуализации искусства.

- философские основания симулякризации художественной культуры и методология её исследования (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр, Ж. Р. Барт, Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков, И.П. Ильин, В.А. Кутырев);

- фундамент классической эстетики (Платон, Аристотель, И. Кант, Г.Ф. Гегель, И. Гёте, А. Шопенгауэр, Г.В. Лейбниц, Ф. Шеллинг, П.А. Флоренский, B.C. Соловьёв, H.A. Бердяев), феноменологии (Э. Гуссерль).

Привлекаются также культурологические исследования, затрагивающие мировоззренческие, экзистенциально-метафизические проблемы современного общества, которые необходимо учитывать при описании трансцендентально-эстетических, семантических уровней симулякризации дигитальной арт-сферы начала XXI века, в том числе музыкальной.

- Современные представления о проблемах культурологического характера (Э. Кассирер, Л. Уайт, К. Юнг, Г. Гадамер, С.А. Свасьян);

Постструктурализм, в недрах которого сформировалась идеология симулякра, есть некая «реакция на структурализм», кровными узами связанная с семиотикой. В связи с этим в диссертации излагается семиотическое толкование симулякра, привлекаются элементы семиотической методологии.

- Методология семиотики, структуралистский и формальный методы (Ч. Пирс, К. Леви-Стросс, В.Б. Шкловский, Ю. Лотман);

В исследовании предложено толкование симулякра как психического феномена, в связи с этим оказалось необходимым привлечение работ по когнитивной психологии.

- Теория и методология психологии восприятия (Л. Фестингер);

В диссертации подробно изучаются симулякры в дигитальном бытии музыки. Несмотря на то, что эта проблема не ставилась в специальных музыковедческих исследованиях (по крайней мере, эксплицитно, с использованием философской терминологии и эстетической доминантой), во многих работах западных и отечественных учёных поднимаются смежные проблемы, даются сведения, которые подтверждают положения диссертации.

- Музыковедческие исследования современной музыки (Г. Гульд, Э. Денисов, Т.В. Чередниченко, В.Н. Холопов, В.В. Медушевский, Ю. Стракович). Объект исследования - симулякры в виртуально-дигитальной арт-сфере. Предмет исследования - технологические и трансцендентально-эстетические факторы симулякризации цифровой музыки.

Цель исследования - выстроить целостную эстетическую концепцию симулякризации виртуальной арт-сферы и верифицировать её на материале дигитально-ориентированной музыки. Задачи исследования:

- определить, что такое дигитальное искусство и выявить его специфику;

- дать представление о симулякре как понятии постструктурализма;

8

- описать онтологические качества симулякра и выявить отношение симулякра к эйдосу;

- изучить семиотические характеристики симулякра и сравнить знаковые свойства художественного символа и симулякра;

- обосновать возможность интерпретации симулякра как познавательного феномена;

- установить техногенные предпосылки возникновения симулякров в музыке;

- определить трансцендентальные условия и векторы симулякризации музыки в виртуально-дигитальном пространстве.

Методы исследования:

- источниковедческий анализ, обобщение изученного материала и его применение к виртуально-дигитальной арт-практике, в том числе музыкальной;

- компаративистский метод, позволяющий сопоставить симулякр с художественными феноменами — эйдосом, символом, образом, которые стремительно вытесняются из современной культуры. По разным параметрам, связанным с симулякризацией эстетической сферы, сравниваются также виртуально-дигитальная и классическая художественная культура, в том числе на примере музыки;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному, способствующий органичному переходу от теоретических постулатов к анализу на их основе виртуальных арт-реалий;

- генеалогический метод, помогающий проследить изменение представлений о симулякре.

Эмпирическая база исследования:

1. Музыка, оказавшаяся в виртуально-дигитальном пространстве. Исследование проводится на материале музыки:

- созданной при помощи цифровых технологий и изначально не предполагающей никакой иной формы бытия, помимо дигитальной;

- классической, народной и современной музыки, встроенной в новый —

дигитальный, масс-медийный арт-контекст.

2. Цифровые технологии обработки звука и звуковое оборудование, существенно влияющие на эстетические характеристики звука (микрофоны, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, ревербераторы, расширители стереобазы и др.).

Научная новизна исследования:

1. В исследовании выделены и отрефлексированы три аспекта симулякризации художественной культуры: онтологический, семиотический и гносеологический;

2. Симулякр осмыслен с феноменологических позиций. Установлено, что симулякр лишён эйдоса и связи с логосом, но основан на концепте, то есть автореференциальной лингво-математической модели;

3. Выстроена иерархия симулякров, включающая три ступени, располагающиеся по принципу «деградирующих копий»;

4. Проведена «знаковая дуэль» между антагонистами: символом и симулякром с помощью антитезы;

5. Предложена гносеологическая трактовка симулякра, описаны факторы субъективной симулякризации эстетического восприятия художественных объектов;

6. Проведен подробный анализ симулякров в цифровой музыке, связанный с её сочинением, исполнением, воспроизведением и — шире функционированием. Введено понятие ультрамузыки, означающее выхождение музыки за пределы самой себя и невозможность отделения её от внемузыкальных элементов.

Теоретическая значимость исследования

1. Диссертация представляет собой философско-эстетическое исследование симулякров, обращённое к феноменам дигитально-модифицированного искусства.

2. Разработан теоретико-методологический аппарат исследования симулякра как феномена познания.

3. Предпринимается попытка философского осмысления симулякров в виртуально-дигитальном бытии музыки.

Практическая значимость исследования:

1. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах по предметам «Эстетика», «Мировая художественная культура».

2. Диссертация может иметь практическое значение для музыкантов-теоретиков и исполнителей, композиторов, так как затрагивает широкий круг музыковедческих проблем: историю музыки, музыкальное творчество, психологию музыкального восприятия, современные музыкальные течения и тенденции, внедрение технологий записи и обработки звука, виртуализацию музыкального творчества.

3. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения виртуально-дигитальной культуры, в том числе музыкальной.

Положения, выносимые на защиту:

1. Симулякр в постструктуралистской интерпретации представляет собой онтологический антиреференциальный феномен, паразитирующий на художественном образе и символе. В виртуально-дигитальном пространстве выстраивается иерархия симулякров по принципу «деградирующих копий»:

от симулякров высшего уровня, воспринимаемых дигитально-

ориентированным эстетическим сознанием как наиболее яркое воплощение

идеальной модели:

- через заведомую вторичность, китчевость, подражательность среднего

уровня - симулякров симулякра:

- к низшему уровню - подобиям симулякров симулякра — наименее совершенным с технологической и художественной точек зрения.

2. В условиях культурной парадигмы начала XXI века категория художественного символа уступает своё место симулякру. Если символ -это космологический, теоцентрический и/или антропоцентрический образ-знак, то симулякр — это техноцентричный знак без образа, изначально пустой знак, аккумулирующий смыслы по принципу нонселективной деконструкции, подвергающий символ реутилизации, симулирующий символичность.

3. Симулякр может интерпретироваться как следствие когнитивного диссонанса — искажённого восприятия. Познаваемый объект способен выдавать себя за то, чем не является, позиционировать свою пустоту как некую явленность смысла. Познающий субъект может воспринимать объект несообразно его сущности, вследствие каких-либо препятствий для адекватного понимания. Аутентичность познания-восприятия зависит от релевантности отношений между объектом познания и познающим субъектом.

4. Выделяются следующие факторы субъективной симулякризации эстетического восприятия художественных объектов:

- неверная психологическая установка на восприятие;

- нежелание духовно погрузиться в художественный объект, попытка подчинить его собственным нуждам, утилитарно-прагматичный подход к восприятию;

- неспособность субъекта воспринять объект в единстве составляющих его частей, в результате чего объект деформируется в сознании-представлении реципиента, утрачивая свою целостность, уникальность, самотождественность;

- недостаточное знание культурного контекста, синтаксиса и семантики, лексики художественного объекта субъектом, непонимание его структуры.

5. Миграция художественной культуры в виртуальную реальность сопряжена с процессом симулякризации. Решающую роль в производстве пе1-арт-объектов играет техника: компьютер, специальное оборудование. В дигитализированной музыкальной продукции эстетическое ставится в зависимость от технического: чем качественней (а значит дороже) оборудование, тем, как правило, лучше эстетические характеристики звука. Эта диада определяет коммерческий статус музыки: меновая стоимость обусловлена эстетическими и техническими характеристиками товара, эстетические и технические характеристики товара обусловлены финансовым инвестированием в него.

6. Симулякризация дигитального бытия музыки детерминирована как новейшими возможностями звуковых технологий: интерактивностью, проявляющейся в способе её сочинения, исполнения и методике записи, появлением электронных тембров и звуковой обработки, так и исчерпанностью выразительных ресурсов тональной музыки: большая часть дигитальной музыкальной продукции представляют собой алеаторическую палимпсест-компиляцию эффектов, сэмплов, лупов и т.д. производителей «железного» музыкального оборудования и программного софта. Музыка сегодня утрачивает самоидентичность, отказываясь от просодического и миметического принципов. В стремлении сохранить свой онтологический статус музыка становится сегодня больше чем музыкой: шоу, эротикой, телом, танцем, тишиной, денежным эквивалентом и практически неотделима от этих внемузыкальных элементов, которые вкупе с ней и по отношению к ней могут рассматриваться как «ультрамузыка».

Достоверность основных положений н выводов исследования

обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; синтезом эстетических, общефилософских, культурологических, психологических, музыковедческих подходов в

обосновании и разработке проблемы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам; широтой привлекаемых источников.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы исследования излагались в докладах:

«Художественно-эстетические аспекты симулякра (на материале коммерческой, дигитально-модифицированной музыки)». Доклад был прочитан и обсуждён на секторе эстетики Института философии РАН 13.12.2011.

- «От Триалога к эстетической Касталии, к виртуальному Полилогу». Доклад был прочитан на семинаре-обсуждении книги «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства» (авторы В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов), состоявшемся 27 февраля 2012 г. в рамках дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры» Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. Герасимова (ВГИК). Заседание было организовано и проведено исследовательской группой «Постнеклассическая эстетика» Института философии РАН совместно с клубом;

- «Бытие музыки в виртуально-дигитальном пространстве». Доклад был прочитан на научной конференции в рамках Дней науки студентов и аспирантов 2012 (Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, секция «Философия искусства и образования»). Присуждён диплом 1 степени;

- «Символ и симулякр: эстетический и семиотический аспекты». Доклад был прочитан на Всероссийском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (секция «Эстетика») 28 июня 2012 г.;

- «Проблемы модернизации художественно-эстетической сферы». Доклад

был прочитан на Международной научно-практической конференции

«Проблемы модернизации социокультурной сферы региона» 19 октября

14

2012 г. (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации. Владимирский филиал); - «Образ Другого автора в музыке». Доклад был прочитан на Международной молодёжной научно-практической конференции «Художественный образ в философских и искусствоведческих науках» (г. Владимир, 2012 г.)

Результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объём диссертации составляет 183 страницы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи, представлены методологические основы, методы, дан обзор источников, раскрыта степень изученности проблемы, выделены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава имеет название «Предпосылки симулякризации виртуальной арт-сферы в XXI веке». В первом параграфе «Дигитализация и виртуализация как векторы развития художественной культуры» автор приходит к выводу, что выразительные ресурсы искусства в его классическом понимании практически исчерпаны на заре третьего тысячелетия. Безусловно, в наше время художественная культура является ценностью для определенной части населения, а также выступает институтом социализации и воспитания, но она более не может быть названа динамично развивающейся субстанцией, ретранслятором трансцендентальных энергий, обладающих созидательной силой становления. Художественная культура кажется уже свершившимся фактом и созвучна нашему времени именно благодаря своей сакрально-анагогической инаковости. Кризис в «ситуации постмодернизма» имеет под

15

собой мировоззренческие основания. Разочарованность в теоцентрическом, антропоцентрическом проектах порождают в информационном обществе экзистенциальную потерянность и отчужденность.

Базовыми свойствами постмодернистского мира-текста, отвечающими современным мировоззренческим реалиям, становятся интертекстуальность, автопародийность, нонселекция, ориентация на коммерческий успех, ризоматичность, децентрация. Дефицит оригинального компенсируется неустанным повторением повторенного, ностальгическим переписыванием переписанного. Спасение или, во всяком случае, иллюзию такового, могут даровать новейшие достижения научно-технического прогресса. Технические возможности новейшей электроники кажутся практически безграничными, будоражат художественно-эстетическое сознание. Но получив мощнейшее художественное орудие, мы до конца ещё не научились его использовать и даже не поняли всё выразительную силу, весь эстетический потенциал дигитальных технологий.

Виртуальная реальность как художественный феномен - это сложная самоорганизующаяся система. Она представляет собой визуально-аудио-гаптически воспринимаемую среду, создаваемую электронными средствами компьютерной техники. Эта среда полностью реализуется лишь в психике воспринимающего и активно действующего в этой среде субъекта. Виртуальная арт-сфера существует на платформе машинных исчислений, на бинарно-операциональных операциях, имитирующих реальные феномены или полностью порывающих с репрезентацией.

Виртуальное бытие искусства имеет свою специфику. Ж. Бодрийяр считает, что виртуальность может выступать синонимом гиперреальности -гомогенизированной цифровой «реальности», которая будучи совершенной, контролируемой и непротиворечивой заменяет все иное. В силу своей большей «завершенности» она является более реальной, чем реальность, и выступает в качестве симулякра. С этим утверждением Ж. Бодрийяра солидаризируются отечественные учёные - В.А. Емелин и В.А. Кутырёв.

16

Вообще, в отечественной философии превалирует настороженное отношение к художественной виртуальности. Например, В.В. Бычков выносит её за пределы культуры, поскольку она отказывается от традиционных ценностей культуры и представляет собой будто-культурную десакрализованную деятельность. В семантическом центре посткультуры зияет пустота, симулякр.

Итак, симулякр, по мнению большинства исследователей, оказывается базовым компонентом цифровой культуры. Поэтому во втором параграфе «Значение симулякра в постклассической философии» автор проводит подробный анализ симулякров в истории философской мысли. По мнению автора, можно выделить три аспекта рассмотрения симулякра: онтологический, семиотический и гносеологический. Они создают семантическую многомерность предмета - симулякра, дополняют друг друга, пересекаются и переплетаются. Гносеологический аспект сращивается с онтологическим и с прагматическим измерением семиотики, предполагая также учёт семантического и синтаксического измерений.

Термин «симулякр» был введён в постмодернистский оборот Ж. Батаем. Для Ж. Батая симулякр — это знак мгновенного состояния обмена между умами, в котором происходит передача информации, не связанная с языковыми идентичностями. Предпосылки для построения онтологической теории симулякра содержатся в трудах Ж. Деррида: постулаты об отсутствии трансцендентного означаемого и необходимости структурного удвоения реальности, лишённого бинарной логики открывает путь анти - и авто-референциальным знакам. Узаконивание бытийственного статуса симулякра связано с именем Ж. Делёза. Критикуя платоновскую онтологию, апеллирующую к трансцендентному миру Идей, Ж. Делёз предлагает нерепрезентативную модель симулякра, отвергающую примат оригинала над копией и связанную с бытием как становлением. Симулякр выстраивается как система различий, в которой различное соотносится с различным посредством самого различия.

В философской системе Ж. Бодрийяра симулякр понимается как знак, который больше не обязан что-либо обозначать, в художественной сфере не должен соотноситься с чем трансцендентным. Симулякризация пропитала весь постмодернистский текст-мир, в том числе массовую культуру и искусство, привела к диффузии ценностей и поглотила реальность, смешав её с гиперреальностью. В связи с этим в третьем параграфе «Симулякр как антагонист категорий классической эстетики» автор приходит к выводу, что техноцентристский симулякр в современной художественной культуре занял место космологического, теоцентрического, антропоцентрического символа, и стал показателем перехода культуры в цивилизацию, виртуально-дигитальную реальность.

В художественной сфере выстраивается трёхступенчатая иерархия симулякров по принципу «деградирующих копий»: от высшего уровня симулякра, характеризующегося изоморфизмом с предшествующим ему концептом, через средний уровень - симулякра симулякра — пытающегося копировать высший уровень, но заведомо уступающего ему - к низшему уровню — подобию симулякр симулякра, искажённой копии концепта, неполноценной в художественном отношении.

Постмодернистский симулякр - нечто сущностно противоположное эйдосу, ведь симулякр лишён связи с логосом и основан на лингво-математическом концепте. Дигитальная художественная культура — безразмерное и идеальное пространство для существования симулякров. Лишённые материальной сущности виртуальные симулякры оказываются лишь феноменом восприятия реципиента, возникают исключительно в его эстетическом сознании.

Симулякр, на наш взгляд, может интерпретироваться как познавательный феномен. Со стороны объекта и субъекта возможна как преднамеренная симулякризация (объект выдаёт себя за то, чем не является, субъект приспосабливает объект с собственным нуждам, не считаясь с его сущностью), так и симулякризация по причине когнитивного диссонанса:

18

недостаточного количества релевантных отношений между объектом и субъектом. Симулякризация музыкального восприятия обусловлена как невозможностью воспринять художественный объект в его целостности, непониманием его синтаксиса и семантики, так и применением чуждых критериев оценивания, редукционистским анализом. Условие аутентичного восприятия художественных объектов - эмпатический консонанс.

Предметом эстетического созерцания художественных объектов, в том числе музыкальных, является красота, которая, выполняя трансцендирующую функцию, рождает в эстетическом сознание ощущение бесконечной гармоничности бытия. Духовная красота мало проявляет себя в дигитальной художественной культуре на данном этапе её развития, в связи с этим предмет эстетического анализа пе1-арт-феноменов оказывается размытым, заставляет эстетику иметь дело с чуждыми ей по сути феноменами.

Вторая глава - «Симулякры в дигитальном бытии музыки». В первом параграфе «Семантико-синтаксический уровень симулякризации дигитальной музыки» автор заявляет, что любая цифровая запись в основе своей имеет бинарный код, имитирующий физические колебания реальных акустических источников или синтезирующий собственные звуки. Слушая дигитальный аудио-продукт, мы должны помнить, что всегда имеем дело с неким техническим симулякром - подобием живого источника звука, или не имеющим никакого прототипа дигитальным объектом. Бинарный способ записи никогда не будет способен адекватно передать звучание живых инструментов, и всегда будет вносить значительные искажения. Он всегда снимает лишь часть звуковых волн, не улавливая всех отражений - полноты стереопанорамы. Таким образом, звук отрывается от естественной акустической среды обитания, и, в общем-то, теряет образ, сохраняя лишь подобие, то есть становится симулякром в самом классическом смысле.

После записи начинается сведение, которое является попыткой сгладить недостатки цифры и возвратить инструменту его реальное звучание,

19

при помощи комплекса технологических процедур. Модным становится такое преобразование записанного звука, которое делало бы его лучше (с точки зрения, кибернетической логики), чем он был до оцифровки: «ближе», эффектней, чище, более стерильным. Ему добавляют пространственной информации, глубины, изменяют частотные характеристики и т.д. При записи и сведении/мастеринге «в цифре» музыкальной продукции симулируются динамика и пространство. Ведь в «реальности» обычно все музыкальные инструменты по громкости звучат не так, как в записи и, тем более, никак не компрессируются и не эквализуются. В записи часто все музыкальные инструменты располагаются по панораме не так, как в жизни.

В конечном итоге весь процесс сведения и обработки направлен на одну цель - замаскировать невозможность фиксации реального музыкального образа, создания его неискаженной цифровой копии. Фактически эта маскировка приводит к созданию образа далекого от подлинника по сути, но в то же время — даже гиперреального.

Музыка, оказываясь в дигитальном пространстве, приобретает ещё одно измерение — кибернетически-акустическое, она становится искусством саунда. Дигитальные аудиотехнологии позволяют перейти от отображения-отражения к кибернетическому преображению, созданию полностью искусственного саунд-мира, моделированию как-бы-пространственно-временного аудио-симулякра, в том числе, на основе интеграции с «живыми» источниками звука. В дигитализированной музыкальной продукции эстетическое (зачастую в его десакрализованном варианте-интерпретации), ставится в зависимость от технического (чем дороже оборудование, тем, как правило, лучше звук). Эта диада определяет продаваемость-продвинутость, коммерческий статус музыки: меновая стоимость обусловлена эстетическими и техническими характеристиками товара, эстетические и технические характеристики товара обусловлены финансовым инвестированием в него.

Сама дигитальная технология ведет к тому, что сочинение музыки

начинает все больше напоминать симулякр. Отчасти это связано с тем, что

20

теперь зачастую с большим основанием композиторами можно назвать всю когорту сессионных музыкантов, аранжировщиков, как бы дописывающих в авторский концепт некое коллективное бессознательное, а также звукорежиссёров, собирающих (часто алеаторическую) мозаику, звуковой пазл, корректирующих его, вдыхающих в него жизнь, создающих саунд-концепт, саунд-эстетику. То есть, сочинение музыки становится гипер-интертекстом, куда каждый участник «сейшна» вносит свою лепту. А композитор - лишь автор самой общей идеи, концепта - «эйдоса», генеральной интонации, того, что отличает данный трек от другого.

Особенно хорошо видно как средства музыкальной выразительности превращаются сегодня в симулякры в коммерческой музыке. В ней нет более ни одного мелодического хода, который не был бы пошловато-банальным и не вызывал бы воспоминания о его употреблении в сотне других музыкальных сочинений. Ладовые ресурсы в поп-музыке практически не задействованы. Почти не используются в ней при этом и богатейшие возможности классической музыкальной. В коммерческой музыке практически отсутствует сегодня и ритм как живое движение музыки. Невозможны в коммерческой музыке и крупные формы. Зато записанное и обработанное исполнение этой музыки в некотором смысле идеально — в нём никогда нет ошибок, они невозможны. Так же оно гиперреально, ведь каждое его воспроизведение совпадает с самим собой. Коммерческая музыка искусственно-идеальна: электронные аналоги живых инструментов и голосов совершеннее настоящих, они не скрипят, не пищат, не фальшивят, они безупречны.

Во втором параграфе «Прагматический уровень симулякризации дигитальной музыки» автор замечает, что в момент музыкального воспроизведения музыка оказывается на следующей ступени музыкально-дигитальной лестницы, становится гипер-гиперреальной. Стереофония, пишет Ж. Бодрийяр, в своей технологичности кладет конец обворожительности и восприятию музыки [Бодрийяр, Ж. Симулякры и

21

симуляция. Перевод О. А. Печенкина. - Тула, 2013. - 204 е.. С. 141]. Ж. Бодрийяр считает технологическим безумием попытки воспроизвести музыку Баха, Монтеверди, Моцарта «квадро-мультифонически», ведь она никогда не существовала в таком виртуально-дигитальном «пространстве», которую так никто никогда не слушал и не сочинял, чтобы так слушать. Дистанция, позволяющая слушать музыку (скажем, на концерте), сведена на нет. Всё -одна тотальная симуляция эмбиента, отнимающая у слушателя тот минимум аналитического восприятия, без которого музыка лишается своих чар. Здесь начинает завораживать иное - техническое совершенство, hi-fi, «высокая верность».

Одно из существенных свойств дигитально-виртуальной музыки -интерактивность. Пользователь персонального компьютера, оснащённого колонками или наушниками, теперь может самостоятельно регулировать громкость треков, начинать прослушивание с произвольно выбранного места, создавать списки воспроизведения. Во многих софтовых музыкальных проигрывателях имеется возможность частотной регуляции, подбора визуального ряда. Обычно подобное «креативное» обращение с классикой столь сильно отдаляется от первоначального замысла композитора, что попадает в разряд симулякра, то есть деградирующей копии, в которой уже не угадывается изначальный духовно-трансцендентальный эйдос, имманентный оригиналу, он предстаёт в «копии» в значительно искажённом виде.

Дефицит подлинного в дигитальности компенсируется бесконечным расширением художественного предмета, его выхождением за собственные пределы. Цифровая музыка теряет свою автономию и встраивается в контекст «новой синкретичности». Музыка погружается в аудиовизуальное пространство, сливается с видеоклипом, с образом артиста вообще.

Очевидно, что будущее творчества лежит в виртуальности и дигитальности. Наивности классического мимесиса, концепции искусства

как отражения и подражания «техно-арт» противопоставляет мощную вычислительную силу моделируемой реальности. Искусственное совершенство, совершенствующееся совершенство кибернетического мира — есть в этом нечто завораживающее, пугающее эстетическое сознание, но при этом романтичное.

В Заключении обобщены результаты исследования и представлены основные выводы:

Предложены три аспекта рассмотрения симулякра как категории постнеклассической философии: онтологический, семиотический и гносеологический. Термин «симулякр» полисемантичен, притом все значения наслаиваются друг на друга, создавая содержательную многоплановость. Бытийственный статус симулякра детерминируется его знаковой функцией и раскрывается в процессе познания. Симулякр как антиреференциальный знак есть конечный этап эволюции художественного образа, являющий собой карт-бланш означаемого, утратившего связь с трансцендентным референтом. Симулякр на заре XXI века активно внедряется в сферу человеческого духа, стремится подмять под себя область эстетического. Симулякр пытается поглотить всю художественную культуру, вытеснить символ из сферы искусства.

Особенно ощутимо распространение симулякров в виртуальной реальности, в том числе в дигитально-модифицированной музыке. Это связано как с новой онтологической платформой (бинарно-операциональные коды) для создания, записи, сохранения и распространения музыки, так и с трансцендентальными факторами (кризис академического композиторства и выразительных ресурсов музыки).

Весьма сложно предугадать сценарий развития виртуально-дигитальной художественной культуры. Этот сценарий зависит не только от эстетических и мировоззренческих факторов, но и от политических и экономических условий. Введение жёсткой цензуры в интернете также

способно скорректировать творческую деятельность дигитальных net-художников.

Пока видятся несколько путей продолжения исследования темы диссертации. Во-первых, теоретические положения, изложенные в первой главе, можно экстраполировать на эмпирический материал других искусств, в том числе, в их виртуально-дигитальной ипостаси. Во-вторых, симулякризация виртуальной художественной культуры, в том числе музыкальной, находится в режиме становления, бурного развития, а значит, новейщие дигитальные арт-объекты, усовершенствование и модификация техники, внедряющейся в творческие процессы, новые классы, виды и подвиды симулякров потребуют научного осмысления, поставят новые вопросы и проблемы. В-третьих, тема духовного кризиса, которая поднимается в нашем исследовании и связывается с процессами симулякризации бытия и художественной сферы, уже становится «общим местом» в научных исследованиях. Думается, что от констатации факта культурной стагнации и критики современных арт-феноменов пора переходить к поиску конструктивных решений по возвращению художественной культуры в эстетическую сферу, на стезю созидания красоты.

Публикации в изданиях, входящих в Перечень научных журналов, рекомендованных ВАК Минобразования России:

1) Губанов, О.А. Красота contra simulacrum. Пути развития эстетики в XXI веке. Alma Mater, Вестник Высшей школы. М., Российский университет дружбы народов, 2012. № 11. - 120 с. С. 81-84. 0,5 п.л.

2) Губанов О.А. Художественный символ и симулякр: эстетическое противостояние. Общество. Среда. Развитие. СПб.: Астерион, 2012. № 3. — 250 с. С. 103-107. 0,5 п.л.

3) Губанов O.A. Эйдос и симулякр: поворот от логоса к лингво-матезису. «Дискуссия». № 12 (30), Екатеринбург, 2013. 198 с. С. 14-18. 0,4 п.л.

4) Губанов O.A. От дефектологоса красоты к совершенной красивости. Обсерватория культуры. — М., ФГБУ «Российская государственная библиотека». № 6, 2012. 146 с. С. 42-47. 0,6 п.л.

5) Губанов O.A. Образ другого автора в музыке. «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». № 3 (29), Изд. «Грамота», Тамбов, 2013,218 с. С. 57-59. 0,3 п.л.

6) Губанов O.A. Бытие музыки в виртуально-дигитальном пространстве. Музыковедение. № 2, 2013. Изд. «Научтехлитиздат». 48 с. С. 26-30. 0,3 п.л.

Научные статьи, материалы конференций:

7) Губанов, O.A. Музыкально-педагогическая деятельность и научное наследие Лейли Леонардовны Надировой: к диалогу об эмпатии. Опубл. в сб.: Владимир музыкальный: очерки по истории музыкального образования во Владимире (вторая половина XIX-XX вв.— Владимир, ВГГУ, 2010. — 156 с. С. 149. 0, 3 п.л.

8) Губанов O.A. Художественно-эстетические аспекты симулякра (на материале коммерческой, дигитально-модифицированной музыки). Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - Вып. 5 [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. - М. : ИФ РАН, 2012. - 184 с. С 79-91. 0,7 п.л.

9) Губанов O.A. От Триалога к эстетической Касталии, к виртуальному Полилогу. Искусство между Сциллой и Харибдой. http://iph.ras.ru/uplfile/aesthet/post-non-

classical_aesthetic_research_groups/trialog.pdf, а также см. в сб.:_Бычков В.В.,

Маньковская Н.Б., Иванов B.B. Триалог plus. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. -496 с. С. 475-486. 0,5 пл.;

10) Губанов O.A. Бытие музыки в виртуально-дигитальном пространстве, http://www.sci.vlsu.ru/news/sob/days_of_science_2012.pdf,; 0,5 п. л.

11) Губанов O.A. Символ и симулякр: эстетический и семиотический аспекты. Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса. В 3 томах. ТII. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - 467 с. С. 251-252, а также на электронном ресурсе http://www.rfk2012.unn.ru/pages/program/tom2.pdf; 0,1 п.л.

12) Губанов O.A. Проблемы модернизации художественно-эстетической сферы. Проблемы модернизации социокультурной сферы региона. Материалы Международной научно-практической конференции / под. общ. ред. Е.А. Плеханова. Владимир: Изд-во Владимирский филиал РАНХиГС, 2012.-340 с. С. 301-305. 0,2 п.л.

13) Губанов O.A. Эмпатия как путь к Другому. «Струны общности» в современном художественно-образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Лейли Леонардовны Надировой 18-19 октября 2013 г. Изд. ВлГУ. - 218 е., стр. 41-44. 0,2 п.л.

Подписано в печать 29.07.14. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,63. Тираж 100 экз. Заказ

Отпечатано в Издательстве Владимирского государственного университета Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 600000, Владимир, ул. Горького, 87.