автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Художественное проектирование верха обуви с использованием конструктивно-агрегативной системы производства

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Баландюк, Наталья Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественное проектирование верха обуви с использованием конструктивно-агрегативной системы производства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Баландюк, Наталья Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ПРЕДПОСЫЖИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ.

1.1 Мода и ее роль в развитии ассортимента обуви.

12 Анализ требований, предъявляемых к обуви.

13 Анализ существующих методик проектирования обуви.

1.4 Основные направления развития САПР обуви.

Выводы.,.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ МУЖСКОЙ ОБУВИ.

2.1 Социологическое исследование разнообразия мужской обуви.

2.1.1 Изучение спроса на обувь.

2.1.2 Анализ ассортиментных фупп мужской обуви.

2.2 Композиционный анализ мужской обуви с использованием конструктивно - агрегативной системы.

2.2.1 Определение формы носочной части обуви с учетом тенденций современной моды.

2.2.2 Выделение конструктивного элемента агрегатирования верха обуви.

2.3 Классификация конструкций верха мужской обуви методами многомерного анализа.

Выводы.

3. ФОРМИРрВАНИЕ ИНФОРМАЦИОШОИ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАШОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ.

3.1 Выбор исходных объектов художественного проектирования обуви в промышленных условиях производства.

3.2 Разработка структурно - информационной схемы процесса автоматизированного проектирования обуви.

3.3 Разработка информационной базы данных конструкций верха мужской обуви с использованием метода десятичных матриц.

3.4 Создание информационного фонда композиционно-декоративного решения моделей.•

3.5 Совершенствование программы САПРО АСКО - 2Д.

Выводы.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКОЙ ОБУВИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТИВНО-АГРЕГАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

4.1 Эстетика - как категория качества и комфорта.

4.1.1 Исследование и оценка эстетических показателей качества обуви.

4.1.2 Оптимизация базовых конструктивных основ верха обуви средствами художественного проектирования.

4.2 Разработка промышленной коллекции мужской обуви с использованием конструктивно - агрегативной системы.

4.3 Апробация результатов работы.

Выводы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Баландюк, Наталья Михайловна

Сочетание красоты, пользы и прочности - характерная черта лучших изделий промышленного производства. В них экономия материальных средств становится производной мастерского использования средств художественной выразительности. В связи с этим целесообразно вспомнить изречение древнегреческого философа Демокрита: «Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся».

Для расширения ассортимента выпускаемой обуви, повышения ее конкурентоспособности, улучшения ее качества необходимо применение новых достижений в области художественного проектирования и разработки современных, модных конструктивных решений.

Основные качественные характеристики обуви закладываются в процессе проектирования, поэтому совершенствование процесса и методики проектирования является весьма актуальным.

Применение конструктивно-агрегативной системы производства на современном этапе художественного проектирования при промышленном производстве обуви наиболее эффективно, так как эта система способствует расширению ассортимента, создает условия его мобильности, а также значительно повышает эстетический уровень и качество моделей обуви [1].

При рассмотрении качественных показателей актуально определить, что такое качество, в соответствии с высказыванием: «Все склонности, интересы, требования людей должны материализоваться в качестве изделий.Чем лучше какое-либо изделие удовлетворяет наши материальные и духовные запросы и потребности, тем выше мы оцениваем эстетические достоинства. Чувства доверия, радости, удовольствия и другие эмоции, вызываемые высококачественными изделиями,относятся к сфере эстетических.Таким образом, благодаря эстетическому аспекту, повышение качества - это требование не только техники и экономики, но и культуры». [28]

Положение на рынке обуви в настоящее время остается напряженным, несмотря на некоторое улучшение коньюктурной ситуации. Ежегодно проводимые ВНИИ потребительского рынка и маркетинга опросы специалистов торговли в Российской Федерации (РФ) позволяют проследить развитие рынка обувных товаров и основных его составляющих в динамике за 19982000гг.

По результатам опроса можно констатировать, что положение с ресурсами обуви улучшилось. Так, в 1998г. около 70% опрошенных специалистов торговли утверждали, что ресурсов достаточно (в 1995г. - только 25%). Остаются неудовлетворительными предложения по моделям мужской обуви. Предлагаемый ассортимент данных видов продукции остается крайне ограниченным.

Для расширения ассортимента выпускаемой обуви, улучшения ее качества необходимо применение новых достижений технологии, внедрение нового оборудования, как в процессе изготовления изделий, так и при подготовке производства. Одним из составных элементов подготовки производства является разработка художественно-грамотных эскизов моделей, и необходимой технической документации.

Анализ современного состояния вопросов художественного проектирования и оценки качества мужской обуви показал, что исследования в области совершенствования конструкции обуви направлены в основном на повышение ее технологичности и экономичности [1-7]. Но для проектирования обуви, отвечающей всем современным требованиям, необходимо учитывать целый комплекс специальных знаний в области художественного проектирования и эстетики [1,9'.

Работы по применению средств художественного проектирования, проведенные в ряде моделирующих организаций, МГТУ им. Косыгина и др. [1, 12, 13, 15, 16] показали возможность и целесообразность использования ряда законов теории искусства при создании новых эскизов одежды. Однако, недостаточно рассмотрены вопросы по применению этих законов при проектировании мужской обуви и использованию при этом коэффициентов пропор-цио нир о в ания.

Успех деятельности обувных предприятий сегодня всецело зависит от действенности существующих процессов и методов проектирования обуви, от внедрения и широкого использования систем автоматизированного проектирования (САПР).

В связи с развитием индустрии моды, перед такой областью знаний, как художественное проектирование обуви, встала проблема детального изучения и совершенствования, разработки научно-практических рекомендаций по моделированию и экспертным оценкам показателей качества продукции модельеров и дизайнеров обуви. Вопрос использования конструктивно-агрега-тивной системы производства является ключевым. Изучение и применение принципов агрегатирования, которые рассматривались в исследованиях ученых МГТУ им. А.Н.Косыгина, МГАЛП и др., поможет решить многие из вышеперечисленных задач.

Целью работы является улучшение качества и расширение ассортимента обуви путем использования принципов конструктивно-агрегативной системы производства и совершенствования методики и процесса проектирования обуви с учетом тенденций современной моды на основе применения законов гармонизации и закономерностей композиции.

Для достижения поставленной цели определены задачи, решение которых будет способствовать разработке рекомендаций для дизайнеров обуви.

Объект исследования. Исследования проведены на примере мужских полуботинок, обладающих большим разнообразием художественно-конструкторских решений.

Методы исследования. В данной работе используется сочетание синхронного (структурно-логического) и диахронного (исторического) методов анализа современного художественного проектирования, методы классификации и экспертных оценок, методы планирования эксперимента, методы математической статистики для обработки результатов корреляционного и регрессионного анализов.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

- обоснована необходимость применения закономерностей композиции для повышения эстетических показателей моделей обуви;

- выявлена неразрывная связь формы обуви и эстетико-конструктивной характеристики модели;

- определены стабильные и мобильные детали верха обуви;

- типизированы две группы наиболее распространенных конструкций;

- установлены конструктивные элементы агрегатирования верха обуви - берцы;

- раскрыты самые многовариантные средства композиции обуви при художественном проектировании верха, такие как пластика линий, декор и ритм;

- выделены способы оптимизации базовых конструктивных основ верха обуви;

- показана возможность усовершенствования существующих программ САПР обуви (на примере АСК0-2Д) и разработки новых.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней:

- проведен сравнительный анализ существующих методик проектирования обуви;

- проведена декомпозиция формы носочной части обуви и разработана ее иерархическая древовидная структура;

- получено множество конфигураций модулей настрочных берцев;

- разработан алгоритм применения модуля берцев в мужских полуботинках и ботинках;

- объединены в систему показателей закономерности композиций целью расширения ассортимента обуви и поиска новых композиционных решений;

- сформулирована десятичная матрица путем применения эвристических приемов к системе показателей (закономерностям композиции);

- определены многовариантные приемы эвристического художественного проектирования, такие как аналогия и дифференциация;

- разработана структурно-информационная схема процесса САПР обуви;

- сформулирована информационная база данных для автоматизированного проектирования обуви с учетом закономерностей композиции;

- проведен анализ декоративных приемов оформления верха мужской обуви;

- выделены эстетические показатели качества обуви и произведена их оценка на примере разработанных моделей мужских полуботинок;

- определены оптимальные с точки зрения художественной выразительности места расположения конструктивных членений верха обуви;

- разработаны чертежи базовых конструкций верха обуви и внедрена в производство промышленная коллекция мужской обуви с использованием КАС;

- на основе проведенных исследований получены рекомендации для дизайнеров обуви.

Практическая значимость данной работы подтверждена внедрением результатов исследования в производство.

Основная часть работы состоит из четырех глав.

В первой главе рассматриваются предпосылки развития художественного проектирования обуви.

Анализируется роль моды в развитии ассортимента обуви, показывается необходимость увязки факторов моды средствами художественного проектирования и выявляется неразрывная связь формы обуви и эстетичности конструкции.

Наличие различных методик проектирования обуви свидетельствует о достаточном внимании, уделяемом вопросу проектирования изделий из кожи, но вместе с тем, - о необходимости дальнейших исследований, направленных на создание рациональной или комплексной методики, повышающей возможности использования принципов конструктивно-агрегативной системы.

Во второй главе приведены результаты исследования эстетики композиционного построения моделей и анализа конструкций мужской обуви. С целью получения информации об уровне удовлетворенности населения ассортиментом выпускаемой обуви проведено социологическое исследование, обработка результатов которого позволила поставить ряд задач, связанных с качественным проектированием обуви.

Анализ композиционного построения мужской обуви, проведенный по номинальным признакам, показал существующее достаточно большое разнообразие форм и конструкций верха обуви и необходимость их систематизации. С позиций современной моды проведена декомпозиция формы носочной части обуви. Ранее формообразование рассматривалосьКозловой Т.В., Бастовым Г.А. и др. В ходе данной работы рассмотрены различные характеристики формы носочной части обуви по уровня]уЛ разработана иерархическая древовидная структура формы носочной части обуви, позволяющая дизайнеру определить все разнообразные комбинации форм, осуществить окончательный отбор наиболее оптимальных решений с учетом конкретной задачи и формировать информационную базу данных для САПР обуви.

Использование агрегативной системы при композиционном анализе верха обуви позволило определить конструктивный элемент агрегатирования мужских полуботинок - берцы.

Установлена в результате исследования ассортиментных групп максимальная частота встречаемости таких видов мужской обуви как полуботинки и ботинки.

На основе применения методов многомерного анализа выделены две группы распространенных типов конструкций: 1 - с настрочными берцами;

2-е овальной вставкой и настрочными берцами.

Была изучена также и корреляционная зависимость между признаками, характеризующими основные конструктивные детали обуви, что позволило подтвердить предположения о том, что в мужской обуви с увеличением ширины носочной части колодки увеличивается вероятность наличия в заготовке верха обуви овальной вставки иЛчто длина крыла берцев уменьшается или увеличивается в зависимости от величины декоративного припуска в носочной части обуви по длине следа колодки.

Третья глава посвящена формированию информационной базы данных для автоматизированного художественного проектирования обуви. В ней, опираясь на исследования в области конструктивных преобразований верха обуви таких известных ученых, как Ю.П. Зыбин, В.А. Фукин, Т.В. Козлова, Л.Х. Лиокумович, В. П. Апанасенко и др., предлагается синтез конструкций верха обуви, в котором все детали верха обуви разделены на подвижные и неподвижные, мобильные и стабильные. Стабильные детали являются наиболее приемлемыми к унификации и агрегатированию.

Берцы в данном синтезе конструкций выделены в разряд стабильных деталей, что подтверждает правильность сделанного ранее выбора берцев мужских полуботинок в качестве агрегатированного модуля.

Разработана на основе анализа теоретических положений отечественного и зарубежного дизайна в системе: "форма - конструкция - материал -изделие" и с учетом выводов, сделанных Бастовым Г.А. в своих исследованиях, иерархическая схема объектов художественного проектирования в промышленных условиях производства обуви.

Так же в этой главе разработана структурно-информационная схема процесса автоматизированного проектирования обуви, выделено множество конфигураций модулей настрочных берцев, проведена классификация верха обуви мужских полуботинок на примере модуля берцев и разработан алгоритм применения модуля берцев в мужских полуботинках.

При разработке информационной базы данных для САПР обуви использование метода десятичных матриц наиболее полно решает задачу создания максимального числа вариантов конструкций модели обуви и повышает эффективность ИБД.

Анализ результатов применения эвристических приемов к системе закономерностей композиции показывает, что самыми многовариантными при художественном проектировании мужских полуботинок с агрегатирован-ными берцами являются пластика линий и декор, измененные с помощью приемов дифференциации и аналогии.

На основе использования декоративных приемов оформления обуви в агрегатированной конструкции мужских полуботинок найдены композиционные решения, отвечающие требованиям современного дизайна.

Выявлена и подтверждена проведенным анализом при формировании ИБД возможность усовершенствования существующих программ автоматизированного проектирования (АСКО - 2Д)Лразработки новых.

Четвертая глава посвящена совершенствованию процесса художественного проектирования мужской обуви с использованием конструктивно-агре-гативной системы. В ней установлено, что основные качественные характеристики обуви закладываются в процессе проектирования, и применениЕ кон-структивно-агрегативной системы производства обуви способствует расширению ассортимента. Модные изделия являются основой промышленного ассортимента.

При разработке и совершенствовании художественного проектирования с позиций современной науки технической эстетики, вопросы оценки эстетических свойств изделий и определение их места в общем комплексе показателей качества обуви выходят на первый план. Это позволяет рассматривать эстетику моделей как категорию качества и комфорта.

13

Основные результаты исследований отражены автором в И научных публикациях.

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 44-й научной и 12-й научно-методической конференциях профессорско-преподавательского состава (г. Киев, КТИЛП, 1992 год), на научно-технических конференциях преподавателей Донской государственной академии сервиса (г. Шахты, ДГАС, 1993-1999 гг), на Внутривузовской научной конференции Московского государственного университета им. А.Н. Косыгина (г. Москва, МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2001 год), на заседаниях специалистов Технического совета ООО Тега" и ООО "Руджеро" (г. Москва, 1998-2001гг), на заседаниях кафедр "Моделирование, конструктирование и дизайн" Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (1998-2000гг) и "Моделирование костюма и обуви" МГТУ им. А.Н. Косыгина (1999-2001гг).

Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и по работе в целом, списка литературы, включающего 123 наименования, 10 приложений. Работа изложена на ь^Ф страницах, содержит И рисунков и В' таблиц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное проектирование верха обуви с использованием конструктивно-агрегативной системы производства"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. На основе анализа научно-исследовательских работ, выполненных в области художественного проектирования обуви, показана возможность и целесообразность применения тенденций и функций моды, закономерностей композиции, законов гармонизации и принципов агрегатирования для дальнейшего совершенствования методики и процесса художественного проектирования.

2. Анализ эстетики композиционно-конструктивного построения моделей обуви позволил провести декомпозицию формы носочной части обуви и разработать её иерархическую древовидную структуру, что раскрывает пути формирования информационной базы для САПР обуви и облегчает работу дизайнера.

3. Использование конструктивно-агрегативной системы и классификации конструкций верха обуви методами многомерного анализа позволило выявить существование двух типовых групп конструкций верха обуви: полуботинки и ботинки с настрочными берцами и овальной вставкой и настроч-ными берцами, и определить берцы как конструктивный элемент афегатиро-вания верха обуви.

4. Использование метода десятичных матриц при разработке информационной базы данных наиболее полно решает задачу расширения ассортимента обуви и создания максимального числа вариантов композиционного решения и повышает эффективность ИБД.

5. Анализ результатов применения эвристических методов к системе закономерностей композиции показывает, что самыми многовариантными при художественном проектировании обуви для промышленного производства являются пластика линий и декоративные приемы оформления верха обуви, которые целесообразно изменять с помощью методов дифференциации и аналогии.

6. Определение эстетических показателей качества обуви и их оценка различными методами позволяют разрабатывать конструктивные решения, имеющие неразрывную связь композиционного строя с конструктивно-агрегативной системой и высокие эстетические характеристики, отвечающие требованиям современного дизайна и высокие эстетические характеристики.

7. На основе исследования законов гармонизации, основанных на применении коэффициентов пропорционирования, определены оптимальные места расположения линий внутрикомпозиционного членения и конструктивно-декоративных элементов моделей обуви и показана их максимальная художественная выразительность. Результаты этих исследований позволяют снизить затраты времени на конструктивное моделирование.

8. Экспериментальная проверка композиционно-конструкторских решений путем изготовления образцов моделей обуви, их оптимизация и разработка промышленной коллекции мужской обуви с использованием конструк-тивно-агрегативной системы показали, что агрегатированные детали и типизированные конструкции обеспечивают высокий эстетический и конструктивно-эргономический уровень моделей обуви.

9. Разработанная информационная база данных позволяет совершенствовать имеющиеся программы автоматизированного проектирования обуви и разрабатывать новые.

10. Установлено, что результаты работы позволяют получить социальный и экономический эффект. Внедрение результатов исследования в производство подтвердило практическую значимость работы и промышленная проверка разработанных базовых конструкций верха мужских полуботинок показала, что использование изделий, разработанных на основе этих базовых конструкций способствует интенсификации процесса художественного проектирования обуви и расширению ассортимента изделий из кожи.

 

Список научной литературыБаландюк, Наталья Михайловна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. -М., -1995.

2. Зыбин Ю.П. История развития конструкции обуви. -М., -1978.

3. Георгиев С, Карапеткова И, Синджирджиева М. Мировые тенденции развития обувной промышленности // Обувная промышленность, -1985, вьш.2, -С.22.

4. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. -М., -1984.

5. CAD/CAM in der Schulindustrie. // Schuh-Technik + abc, -1986, -№11, -c 823-825

6. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против, -М., -1971.

7. Зайцев В.М. Многоликая, изменчивая мода. -М., -1982.

8. Обзор моды. Осень зима 1998-1999. М.: Акционерное обш;ество "дизайн мода", -1998.

9. Козлова Т.В. О прогнозе моды. // Текстильная промышленность. -1978. -№6.-с.12-16.

10. Зыбин Ю.П. Конструирование изделий из кожи. -М., -1968.

11. И.Иконников A.B. Основы архитектурной композиции. -М., -1971.

12. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. -М.,-1987.

13. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы художественного оформление одежды. -М., -1988.

14. Козлова Т.В. и др. Основы теории художественного проектирования костюма. -М.: Легпромбытиздат, -1988.

15. Козлова Т.В. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М., «Легкая индустрия»,-1982.

16. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. -М., «Легкая и пищевая промышленность», -1982.17.3ыбин Ю.П., Ключникова В.М. и др. Конструирование изделий из кожи. М., «Легкая и пищевая промышленность», -1982.

17. Бастов Г.А,, Соболева Л.П. Общие закономерности композиции для художников модельеров обувной промышленности. -М., -1987.

18. Сидоренко В.Ф. Проблемы формирования дизайн программ // Труды ВНИИТЭ. -М., -1982.

19. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования // ВНИИТЭ. -М., -1975.

20. Сидоренко В.Ф., Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство дизайна // Техническая эстетика.-1982. -Х210.

21. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» Юнга К.Г. и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. -М., 1971.-Вып. 3.

22. Маса(1е Нагико, МотоШ Н1Ього // 8епЧ §акИа18Ы = ЛЬег. -1993 -94. -№10. -С.513-521.24.811оЫ На§аки // 8епЧ 5еШ1т ЛЬег. -1995-35. -№1

23. Основы художественного конструирования. -М., ВНИИТЭ.

24. Черемных А.И. Основы художественного конструирования. -М., "Легкая индустр ия",-1982.

25. Сомов Ю.С. Композиция в технике. -М., «Машиноведение», -1977.

26. Васильев С, Цветков П., Тонковид Л.А. Требования к современной обуви // Изв. Вузов, Технология легкой промышленности, -1986, -№4, -с 94-96.

27. Лиокумович В.Х., Азгальдов Т.Т. О классификации свойств обуви и оценки ее качества//КОП, -1975, -№ 1, -с. 14-16.

28. Лиокумович В.Х. Структурный анализ качества обуви. -М., -1980.

29. Тренина Н.В. Изучение спроса на обувь. // Сборник научных трудов, ДГАС, Шахты,-1999.

30. Фукин В.А., Бекк Н.В., Киселев СЮ. Использование технологии ЗД-гра-ней в САПРО. Юбилейный международный сборник научных трудов, ЮРГУЭС,-2001.

31. ЗЗ.Баландюк Н.М., Бастов Г.А., Козлова Т.В. Разработка алгоритмов и про-грамных средств проектирования обуви на основе системного анализа. Деп. в ЦНИИТЭИ Легпром, -№3901-ЛП от 06.03.2000.34.0сновы проектирования верха обуви, (часть 1), -М., -1992.

32. Основы проектирования верха обуви, (часть 2), -М., -1993.

33. Савельева Н. Т. Эстетика на предприятиях легкой промышленности. -М., -1969.

34. Баландюк Н.М., Комарова Т.Е. Возможности использования орнаментов армянских ковров в конструктивном решении обуви. Сборник научных трудов, / ДГАС, Шахты, -1996. -Вып. 19, -36-37.

35. Фукин В.А., Омельченко H.H. Исследование закономерностей формообразования обувных колодок // Изв. вузов. Технология легкой промышленности, -1978, -№3, -с. 107-113.

36. Тонковид Л.А. Расчет и проектирование обуви массового производства. Киев,-1977.

37. Ключникова В.М., Кочеткова Т.С., Майорова Н.З. Проектирование различных типов заготовок верха обуви по жесткой оболочке. -М., -1973.

38. Раяцкас В.Л., Зыбин Ю.П. Построение условных разверток боковой поверхности колодок по жесткой оболочке.-М.,-1963.

39. Раяцкас В.Л. Сравнительная характеристика некоторых построений условных разверток боковой поверхности колодок. / Сборник научных трудов МТИЛПа, -М., -1962, -вып. 22, -с. 247-252.

40. Максина З.Т., Калита А.Н. Исследование условных разверток боковых поверхностей колодок // Изв. вузов. Технология легкой промышленности, -1976, -№1,.№2,-С.53-58.

41. Кузнецова Л.Н., Шмакова Л.П., Калита А.Н. Вычерчивание контуров деталей обуви на графопостроителе. // КОП, -1981, -№2, с.3-5.

42. Фукин В.А., Омельченко H.H., Куликовских Т.Е. Алгоритм формы каркаса поверхности обувной колодки // Изв. вузов. Технология легкой промышленности, -1978, -№1, -с. 73-76.

43. Коновал В.П., Омельченко H.H., Баландюк Н.М., Фаниева О.В. Разработка обувных колодок эвристическим методом проектирования с применением САПР. Тезисы докл. КТИЛП, Киев, -1992.

44. Колейчук В.Ф. Зрительные образы пространства // BifflHT3.40. Техническая эстетика. Пространство в формировании структуры и образа предметной среды.-М., -1983, -с. 75-71.

45. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятия: книга 1, 2, пер. с англ. // Под ред. Величковского Б.М.-М.: Педагогика,-1980.-с. 312.

46. Марр Девид. Зрение: информационный подход к изучению представлений и обработке зрительных образов. -М.: Наука, -1987.

47. Самойленко СИ. Ситемы обработки информации. -М.: Наука, -1975. -С.252.

48. Адриканис В.К., Панкратов B.C., Худров Ю.Е. Основные требования к разработке базовой конструкции и выбору базового изделия. // Стандарты и качество. -1979, -№3, -с. 54,61.

49. Вернигор В.В, Писемская Л.К., Болтанова Н.Г. Разработка серии моделей одежды с использованием унифицированных конструктивных элементов. // Швейная промышленность. -1979, -№2, -с. 9.53.3авьялов Ю.С Методы сплайн функций. -М.: Наука, -1980, -с. 352.

50. Бешелев СД., Гуревич Ф.Г. Математико-статические методы экспериментальных оценок.: 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Статистика, -1981, -с. 172.

51. Куреннова СВ., Бескоровайная Г.П. Анализ методик коструирования одежды для детей. Сборник научных трудов ШТИБО, -вып. 2, Шахты, -1993, -с. 65-70.

52. Грановская Т.И. Восприятие и признаки формы. -М., Наука, -1991.

53. Петрова Т.И. Использование карт-экранов развития моды и ассортимента для создания промышленных коллекций изделий. // Швейная промышленность, -1977, -№5, -с. 30.

54. Митропольский А.К. Техника статистических вычислений . -М., Наука, -1971,-с. 576.

55. Гузявичюте P.A. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX века.: Автореф. к.т.н. -М., -1977, -с. 23.

56. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. -М.: Легкая индустрия, -1974, -с. 263.

57. Андерсон Т. Введение в многомерный статистический анализ. // Пер. с англ. Кичатова Ю.Ф. -М.: Физмагиз, -1963, -с. 500.

58. Фукин В.А. Проектирование внутренней формы обуви. -М., -1985.63 .Козлова Т.В. Эстетика проектирования одежды в условиях массового производства. -М., -1969.

59. Моль А. Теория информации.: Пер. с франц., -М., -1966.

60. Волчок Ю.П. Концепция взаимосвязи науки, техники и искусства в творческой деятельности (теория творчества Энгельмера П.К.). -В сб.: Проблемы истории советской архитектуры. ЦНИИ градостроительства -М., №2, 1976, -с. 85-88.

61. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. -М., 1936.

62. Моль А.Р. Теория информации и эстетическое воспитание. -М., -1966.

63. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты // Ученые записки Тартуского университета: Труды по знаковым системам.-Тарту,-1975,-№7.

64. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М., Мол. Гвардия, -1994,-с. 315.: ил.

65. Бастов Г.А. Построение конструктивной основы заготовки на этапе художественного проектирования обуви. -М., -1986, Деп. в ЦНИИТЭИ,: Легпром,-№1670-ЛП.

66. Половников И.И., Фарниева О.В. Проектирование спортивной обуви. -М.,-1987.

67. Уалиев Б.М., Козлова Т.В., Бастов Г.А. Основные закономерности построения структуры верха обуви повышенной комфортности // Изв. вузов. Технология легкой промышленности, -1988, -№3, -с. 87-89.

68. Бастов Г.А. Построение модульной структуры изделий из кожи в процессе проектирования.-М.,-1989.

69. Баландюк Н.М. Бастов Г.А. Вопросы проектирования конструктивной основы обуви в условиях гибких технологий производства. // Тез. докл. научи, конф. МГТУ им А.Н. Косыгина, -М., -2001, -с. 133.

70. Нестеров В.П. Автоматизированная система проектирования технологических процессов производства обуви. -М., -1979.76.3озулевич Д.М. Машинная графика в автоматизированном проектирова-ние.-М,-1976.

71. Справочник обувщика (Проектирование обуви, материалы). -М.,-1988.

72. Ключникова В.М., Кочеткова Т.С., Калита А.Н. Практикум по конструированию изделий из кожи. -М;, -1985.

73. ГОСТ 179-74 «Обувь механического производства»

74. ГОСТ 19116-87 «Обувь модельная»

75. ГОСТ 3927-90 «Колодки обувные»

76. ГОСТ 87 «Обувь. Термины и определения»

77. Лиокумович В.Х. Конструирование обуви. -М., -1986.

78. Любич М.Т. Свойства обуви. -М., -1969.

79. Ченцова К.И., Муханова В.Н. Проектирование и моделирование обувных • колодок. -М., -1971.

80. Бастов Г.А. Проблемы художественного проектирования мобильного ассортимента изделий из кожи с применением унифицированных конструктивных элементов.: Дис-я д.т.н. -М., -1998.

81. Бастов Г.А., Козлова Т.В. Повышение эстетического и функционального качества обуви в процессе проектирования с использованием народных мотивов. // Тез. докл. МТИ, -М., -1990.

82. Бастов Г.А. Дизайн классификация обуви массового производства. Уч. пособие.-М.,-МТИ,-1988.

83. Бастов Г.А. Дизайн форма в теории композиции объемных промышленных изделий // Науч. сб. МГТА, 1991.

84. Бастов Г.А. Московская школа дизайна: костюм и текстиль. -М., ВНИИТЭ,-1994.

85. Баландюк Н.М. Возможности использования видоизменяющихся конструкций обуви: Сборник научных трудов. // ШТИБО, Шахты, -1994, -вып. 5, -с. 61-62.

86. Баландюк Н.М. Использование традиций и приемов работы по дереву в современной обуви: Сборник научных трудов. // ШТИБО, Шахты, -1995, -вып. 13, -с. 16-17.

87. Коваленко И.Н., Николаева Т.В. Декомпозизия художественно -эстетических требований потребителя // Сборник научных трудов, КТИЛП,-1992.

88. Рябец А.И., Пиллев A.B. Применение функций преобразования контуров в автоматизированном проектировании верха обуви // Сборник научных трудов, КТИЛП,-1992.

89. Костыпева В.В., Алжанова Ш.А. Информационное обеспечение начальных этапов проектирования обуви. // Сборник научных трудов, -М., -1995.

90. Фомина Т.Т., Конюхова Н.В. Возможности оценки качества припроектировании, производстве и реализации обуви. // Сборник научных трудов,-М.,-1996.

91. Гриненко И.М. Особенности информационного обеспечения процесса автоматизированного проектирования. // Сборник научных трудов ДГАС, Шахты,-1996.

92. Магдалинина СП. К вопросу анализа эстетической оценки качества обуви. // Сборник научных трудов, ДТАС, Шахты, 1996.

93. Баландюк Н.М., Тренина Н.В., Шестакова И.А. Коллекция моделей обуви для Шахтинской фабрики ремонта и пошива обуви: Анн от. перечень НИР и OK, рекоменд. к внедр. -вып 3, Шахты, -1997.

94. Баландюк Н.М., Бастов Г.А., Козлова Т.В. Формирование мобильного ассортимента обуви с применением агрегативной системы производствана основе социологических исследований: Юб. международный сборник научных трудов / ЮРГУС, Шахты, -2001, -с. 150-151.

95. Воробьев H.H. Числа Фибоначчи.-М.: Наука,-1969.

96. Пидоу Д. Геометрия и искусство. -М.: Мир, -1979.

97. Цейзинг А. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве. -М., -1876.

98. Разработка моделей обуви на САПР АСКО 2Д. Версия 4 для Windows, Москва, -2000.

99. Айвазян CA. и др. Классификация многомерных наблюдений. -М.: Статистика, -1974, -с. 240.106. Журналы мод за 1998-2000.

100. Дюран Б.С, Оделл П.Л. Кластерный анализ. / пер.с англ. Демиденко Е.З. -М.: Статистика, -1977, -с.128.

101. Андрукович П.Ф. Применение метода главных компонент в практических исследованиях. -М.: МГУ, -1973, -с. 123.

102. Жих М.Е., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. Маркетинг: как завоевать рынок?-Л., Лениздат,-1989.

103. Что такое качество продукции. -М., Издательство стандартов, -1987, -с. 19.

104. Бастов Г.А., Козлова Т.В., Зыбин Ю.П. Проектирование плоских заготовок верха обуви из термопластических материалов при изготовлении их способом тиснения // Изв. вузов. Технология легкой промышленности, -1981, -№4, -с. 88-90.

105. Кузнецова Л.Н., Добова И.П., Калита А.Н. Разработка конструктивной документации при автоматизированном проектировании обуви // Кожевенно обувная промышленность, -1981, -№3, -с. 31-34.

106. Холева Э., Кашуба 3. Основы рационального конструирования колодок и обуви. / Пер. с польского -М., -1981

107. Бастов Г. А., Верижникова М.Б. Исследование факторов, определяющих степень комфортности обуви при модельном проектировании // Сб. науч. трудов, МТИ, -М., -1988, -с. 25-26.

108. Бастов Г. А. Построение модульной структуры при автоматизированном проектировании верха обуви. -М., -1986, Деп. в ЦНИИТЭИ Легпроме, -№ 1829-ЛП.

109. Баландюк Н.М., Бастов Г.А. Исследование методов художественного проектирования обуви с использованием модульной системы: Сб. науч. трудов / ДГАС, Шахты, -1999, -вып. 32, -с. 24-25.

110. Маркова Е.В., Лысенков А.Н. Планирование эксперимента в условиях неоднородностей. -М.: Наука, -1973, -с. 220.

111. Методические указания по оценке эстетических показателей качества промышленной продукции. -М., ВНИИТЭ, ВНИИС, -1975.

112. Методические рекомендации по оценке эстетических показателей качества изделий, аттестуемых на государственный знак качества. -М., ВНИИТЭ,-1982.

113. Задесенец Е.Е. и др. Оценка качества товаров народного потребления. -М.,-1972.

114. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. -М., -1976.

115. Комплексная оценка качества кожаной обуви.-М.,-1974.

116. Баландюк Н.В. Использование методов маркетинговых исследований при формировании современного ассортимента обуви. Деп. В ООО «Легпроминформ», №4010-ЛП от 23.05.2001.108