автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Змановских, Элина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий"

На правах рукописи

Змановских Элина Викторовна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 6 НОЯ 2009

Санкт-Петербург 2009 г.

003484331

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет».

Научный руководитель: доктор

геолого-минералогических наук Лобацкая Раиса Моисеевна

Официальные оппоненты:

доктор технических наук Жукова Любовь Тимофеевна

кандидат технических наук Петрова Светлана Георгиевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская

государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица»

Защита диссертации состоится 17 декабря 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна» по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, иновационный центр, 1 этаж.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД.

Автореферат разослан «14» ноября 2009 года

Ученый секретарь /

диссертационного совета С. М. Ванькович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Человек создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения. Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой его обитания, то мир эстетики, творимый человеком, является областью, в которой продолжается и находит отражение его духовная жизнь. Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметно-пространственная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. В связи с этим возникает противоречие между характером сложившейся среды, изменяющимися условиями её эксплуатации и эстетическими потребностями общества, что определяет необходимость дополнительных исследований в поиске художественных средств, применимых в дизайне предметной среды.

Специалисты в области дизайна интерьеров в индивидуальной работе принимают решения, часто полагаясь в основном на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетическая оценка, основанная на интуиции. Однако, в случае создания масштабного проекта, решения преобразования интерьера, основанные только лишь на эмпирическом знании, не всегда убедительны. В данном случае наибольшее значение приобретают научные методы, с помощью которых можно заранее объективно оценить возможности каждого решения и, отбросив недопустимые, рекомендовать наиболее целесообразные и обоснованные варианты.

Среди многочисленных средств, к которым обращаются современные дизайнеры интерьеров, встречается применение таких элементов как витраж, текстиль, мозаика. Однако, наряду с расширением художественных аспектов их выразительности и развитием технологических возможностей исполнения, значение этих художественных средств нередко подменяется оформительской ролью, ограничивается только стилистическим замыслом интерьера, наблюдаются некоторые потери художественных достоинств при взаимодействии с пространственной средой. При этом ясно, что применение таких выразительных средств развития эстетики интерьера требует научно-

аргументированного подхода, особенно, когда это касается интерьеров общественных зданий, несущих или утрачивающих различный характер исторически сложившихся стилей и направлений.

В результате систематизации научных исследований, посвященных поиску средств выразительности предметной среды установлено, что большая часть проводилась с целью познания, а не изменения действительности, что не в полной мере отвечает специфике преобразовательной деятельности дизайнера. Поэтому внимание к методам анализа обусловлено адаптацией данного системного подхода к дизайну среды и его развитием с позиции практических задач, решение которых с помощью существующих методик не обеспечивает комплексного результата.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления закономерностей организации современного общественного интерьера, а также создания научно-обоснованной методики, аргументирующей целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.

Цель работы

Комплексный анализ эстетики интерьера общественного здания и разработка научной методики, обосновывающей выбор художественных средств и технологических приемов в дизайне предметной среды.

Задачи исследования

1. Систематизация опыта решений классических образцов предметно-пространственной среды с позиций современных дизайнерских представлений и определение тенденций современного проектного творчества.

2. Совершенствование научно-методического аппарата для решения задач эстетизации интерьеров общественных зданий, обеспечивающего максимальную выразительность решений с учетом объективных условий существующей среды.

3. Выявление критериев мотивации при выборе материалов и технологий дизайна среды, наиболее полно удовлетворяющих современным утилитарным и эстетическим требованиям для интерьеров общественных зданий разного функционального назначения.

4. Развитие методов художественно-образного моделирования элементов на основе текстиля, стекла и керамики, как средств решения задач эстетизации интерьера общественных зданий.

5, Обоснование результатов дизайнерских решений для интерьеров современных общественных зданий на примерах, реализованных автором и при его участии в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) на базе предлагаемого системного подхода.

Объект исследования

Научные методы анализа и дизайна интерьеров общественных зданий различного назначения.

Предмет исследования

Художественные приемы и технологические средства решения задач эстетизации интерьерной среды ИрГТУ.

Методы исследования

В работе использовались основные положения методик системного анализа, в частности методики, разработанные Янгом, где особое внимание уделено процессу реализации принятого решения, методик Квейда, Оптнера и Голубкова, которые больше внимания уделяют разработке и исследованию альтернатив принятия решений.

Использованы основы методов семиотических исследований, базирующихся на идеях гештальтпсихологии (отраженных в работах Р. Арнхейма) и функциональной психологии (работы В. Гропиуса и др. педагогов Баухауза). Применен метод экспертных оценок.

Научная новизна

1. Установлены закономерности выбора художественных приемов и технологических средств дизайна предметной среды в зависимости от специфики пространства, учитывающие аспекты его психологического воздействия на человека, принципы структурной и композиционной организации и особенности жизненных процессов.

2. Предложена комплексная методика для решения, как аналитических задач, так и научного обоснования практических приемов эстетизации интерьера, включающая схемы построения проектных решений для различных функциональных групп.

3. Рекомендованы художественные приемы и технологические средства интерьерного дизайна, с учетом требований к конструктивности исполнения, функциональности и эксплуатации в интерьерах общественных зданий.

Практическая значимость

Существенной практической составляющей настоящей работы является развитие методов проектных решений интерьеров различных функциональных групп в зависимости от характера исследуемого пространства и способов их художественной и технологической реализации. Методика, направленная на решение обозначенных задач внедрена в учебный процесс в курсах специальных дисциплин кафедры Монументально-декоративной живописи ИрГТУ и является научной основой для разработанных и внедренных автором более 15 проектов дизайнерских решений интерьеров ИрГТУ и БГУЭП, которые позволили придать им современное и эстетически оригинальное звучание, благоприятно изменить их восприятие, наделить индивидуальными чертами современных учебных учреждений.

Предложена классификация, позволившая систематизировать информацию о современном состоянии и развитии дизайна интерьер-ного текстиля и сформулировать рекомендации по его технологическому применению, включающие: способы крепления, особенности выбора и использования различных материалов, технологии развития пластической структуры, колористические приемы, средства формирования идейно-образного содержания и стиля.

Апробация работы

Результаты проведенных исследований докладывались на всероссийской научно-технической конференции «Особенности регионального развития искусства» в рамках Всероссийской выставки «Дизайн - 2006», XI Всероссийской конференции «Технология художественной обработки материалов» - 2009, научно-технических конференциях ИрГТУ. Работы, выполненные в техниках текстиля и витража, экспонировались на Международной выставке «Три цвета. Три нации.» (диплом лауреата за витраж «Пробуждение», 2007 и диплом лауреата за гобелен «Формула прогресса», 2008), Всероссийском смотре-конкурсе дипломных работ в Красноярске (диплом за 1 место за работу текстильное панно «За окном»), Республиканской художественной выставке «Россия - X», Москва, ЦДХ, 2004 и Региональной выставке «Сибирь - IX», 2003 (диплом за авторскую работу гобелен «Древо жизни»), ежегодных смотрах-конкурсах лучших НИР и НИРС ИрГТУ, 2004-2005 (медаль «За научно-техническое творчество» и диплом 1-й степени за руководство работой витраж «День и ночь»).

Достоверность полученных результатов подтверждена актами внедрения, положительными оценками экспертов, мнением специалистов и общественных представителей о конструктивном, гармоничном результате эстетического преобразования интерьерной среды Иркутского государственного технического университета и Байкальского государственного университета экономики и права.

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка источников из 110 наименований, пяти приложений. Текст работы изложен на 23¿страницах, содержит 3 таблицы, 91 рисунок. В приложениях даны акты внедрения реализованных проектов, данные, полученные на основе метода экспертных оценок, а также материал, иллюстрирующий технологические приемы создания текстиля и витража и примеры схем построения дизайнерских решений интерьеров разных функциональных групп.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы, формулируется цель и задачи исследования, характеризуется степень изученности проблемы, отражается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассмотрено место и значение художественных приемов и технологических средств текстиля, витража и мозаики, как в аспекте опыта решений классических образцов интерьерной среды различных исторических эпох, так и в системе тенденций современного проектного творчества. Выявляются и анализируются особенгости интерьерной среды, как объективные факторы, мотивирующие закономерный выбор средств и приемов дизайнерских решений. Исследуется типология подходов к решению задач дизайна предметного пространства.

В соответствии с анализом классических образцов интерьер-ного искусства установлено, что при любом решении неизменно определяются объективные закономерности, которые делают текстиль, витраж или мозаику принадлежностью конкретного интерьера. Предметное воплощение художественной идеи диктуется тенденциями эстетических представлений эпохи и подчиняется особенностям технологии и материалов, законам пластической организации формы и объективным свойствам пространства.

Из этого следует, что методика решения обозначенных задач должна строиться как комплексный процесс, включающий анализ объективных условий сложившейся интерьерной среды, выявление ряда взаимодействующих параметров, которые в совокупности повлияют на выбор дизайнерско-технических средств, а также воплощение замысла в материале, отвечающем характеру данного пространства.

Поэтому, методика решения задач эстетизации сложившегося интерьера рассматривалась как комплексный процесс, позволяющий раскрыть следующие аспекты:

1. Определить возможные формы художественно-эстетического взаимодействия дизайнерских решений и интерьерной среды с точки зрения психологического воздействия на человека.

2. Выявить систему отношений всех элементов пространственной формы, в которой материализуется композиционно-художественный замысел.

3. Установить специфику организации пространства и ее соответствие целям и процессам жизнедеятельности. Структура организации среды, должна отвечать формированию некой социальной или ориентирующей информации, учитывать особенности жизненных процессов, особенности определенных групп потребителей.

Содержание процесса построения дизайнерского решения при обновлении интерьерной среды можно определить как последовательность получения результата, то есть установить общий алгоритм действий, который представлен в виде следующей схемы (рис. 1.).

Во второй главе рассматриваются возможности реализации предложенного методического подхода к решению задач эстетизации интерьерных пространств различного функционального назначения на примере комплекса зданий ИрГТУ, выполненной по заказу его администрации.

Анализ интерьерной среды университета показал, что это уникальное по размерам, протяженности (11 км) и конфигурации здание, в котором функциональное содержание органично вписывается в пространственную форму, однако если подойти к данному пространству как объекту восприятия, то в этом значении оно создавало впечатление стандартности, однообразия, затрудняло ориентирование в пространстве.

Рисунок 1 - Алгоритм дизайнерского решения задачи эстетического преобразования интерьерной среды.

Интерьерные пространства университета в соответствии с их функциональным назначением, были разделены на несколько основных типов: вестибюльные группы, офисные пространства, пространства зального типа, вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Согласно изложенному алгоритму, описывающему процесс создания дизайнерского решения (рис. 1), выявлен ряд взаимодействующих уровней, мотивирующих выбор дизайнерских средств эстетизации интерьеров (табл. 1). На основании структурного, композиционного и функционального анализа исходных условий сложившейся среды уста-навлен ряд её параметров, которые в итоге являются определяющими при постановке задач и выборе решения для конкретного интерьера. Выявлены характеристики среды, соответствующие каждой типовой группе. Установлено, что каждому средству преобразования интерьера

Таблица 1 - Критерии мотивации выбора художественных средств гармонизации типовых групп интерьеров в зависимости от характеристик сложившегося пространства (получены на основе анализа реализованных решений комплекса зданий ИрГТУ).

Типы и характеристики сложившихся интерьерных пространств

п/п № Параметры среды ВЕСТИБЮЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОФИСНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ПРОСТРАНСТВА ЗАЛЬНОГО ТИПА (Обеденный зал, конференц-зал, у|р-зал, спортзал) ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

1 Функциональное назначение Распределительное Административное Проведение общественных мероприятий Коммуникационное

2 Условия временндго восприятий среды Краткосрочное / Ограниченное Длительное Ограниченное Краткосрочное

3 Планировочная организация пространства Сквозная Замкнутая Замкнутая Сквозная / Тупиковая

4 Динамика эмоциональной напряженности Максимальная при первом впечатлении Ровная Ровная Постепенное увеличение / Скачкообразная

5 Масштабная соразмерность Крупная > 100 чел. Камерная до 10 чел. Естественная до 100 чел. / Крупная >100 чел. Крупная > 100 чел.

6 Условия зрительного восприятия Фронтальное / В ракурсе Фронтальное/В ракурсе Фронтальное/В ракурсе Глубинное / Фронтальное / В ракурсе

7 Характер эмоционального воздействия Динамичный Концентрирующий внимание Торжественный / Концентрирующий внимание / Динамичный Динамичный

Средства ВИТРАЖ ТЕКСТИЛЬ МОЗАИКА ТЕКСТИЛЬ МОЗАИКА ВИТРАЖ

Ш Функциональное назначение щ Условия временного восприятия среды □ Планировочная организация пространства 0 Динамика эмоциональной напряженности

■ Масштабная соразмерность

@ Условия зрительного восприятия

■ Характер эмоционального воздействия

Рисунок 2 - Диаграмма, отражающая степень влияния параметров среды на применение средств мозаики, витража и текстиля.

(мозаике, витражу, текстилю) соответствует определенный набор фактических характеристик среды, а определенному типу интерьера соответствуют обозначенные средства развития эстетики пространства ИрГТУ.

На основании данных табл. 1, с учетом каждой характеристики типовой труппы, определена задача, целесообразный принцип ее решения и наиболее соответствующие средства гармонизации.

Согласно данным, определенным на основе метода экспертных оценок (рис. 2), установлено, что:

- применение средств художественного текстиля наиболее ограничено параметрами среды (40 %);

- в меньшей степени ограничено применение средств витражных композиций (35%);

- наибольшим диапазоном возможностей в данном аспекте обладают средства декоративной мозаики ( ограничение составляет 25%).

Также установлено, что предложенные параметры среды в разной степени влияют на выбор средств художественной гармонизации сложившихся интерьерных пространств.

Так, параметрами, имеющими максимальное влияние на выбор дизайнерских средств, являются:

- характер эмоционального воздействия интерьера (28%) и функциональное назначение (24%);

- в средней степени оказывают влияние условия временного восприятия среды, динамика эмоциональной напряженности, масштабная соразмерность пространства (12%);

- в наименьшей степени оказывает влияние: характер планировочной организации пространства и условия зрительного восприятия (6%).

Изложенные в данном разделе принципы анализа и примеры дизайнерских решений различных по функциональному назначению интерьерных пространств ИрГТУ, демонстрируют возможности разработанных методических приемов решения задач эстетизации пространства, соответствующей его функциональной категории.

В третьей главе рассматривается значение и место текстильных композиций в дизайнерских решениях интерьеров, сделан обзор развития дизайна текстиля, проведено исследование актуальности применения текстильных композиций в дизайнерских решениях современных интерьеров и предложены приемы художественно-образного моделирования, а также особенности технологических решений текстильных произведений.

В создании интерьеров современных офисов наметилась активная тенденция индивидуального подхода. Пространства офисного типа, как правило, имеют небольшие размеры, следовательно - камерный масштаб, замкнутый статичный характер, нередко, отличаются стандартностью окружения, рационалистичностью и лаконизмом форм. Специфика «повседневного» уровня восприятия камерных интерьеров должна предполагать наличие атмосферы комфортности, благоустроенности, духовной содержательности среды. Психофизическое восприятие пространства человеком, несомненно, связано с композиционной, декоративной выразительностью окружающих объектов, поэтому важную роль в таких пространствах играют декоративные детали.

Благодаря специфике своей технологии, текстиль особенно выделяется среди других декоративных материалов, обладая соответствующими качествами: орнаментальностью, декоративной насыщенностью, цветовой активностью. Его фактурность, плотность, матовость, пластичность создают ощущение мягкого теплого цветового пятна, не дающего бликов и хорошо воспринимающегося с раз-

личных точек зрения, что особенно важно для небольших замкнутых помещений, в которых поле зрительного восприятия ограничено.

Рассматривая функциональную направленность таких пространств, необходимо также учитывать диапазон эмоционального характера деятельности. Поэтому дизайнерское решение рабочего пространства должно быть рассчитано на создание необходимого акцента, однако, лишь в качестве выразительного дополнения, не перегружающего камерную среду.

По этим же причинам для офисных помещений важным является вопрос создания акустической комфортности среды. Если стены и потолок офисного помещения выполнены из жестких, хорошо отражающих звук материалов, возникают посторонние шумы, например, от большого количества офисной оргтехники, телефонных переговоров и т.д. Создание благоприятной акустической среды в помещениях такого рода решается с помощью введения в помещение офиса определенного количества звукопоглощающего материала, что актуально и для увеличения звукоизоляционного эффекта. В современной практике для решения этой задачи устанавливается акустический потолок, монтируются звукопоглощающие стеновые панели из соответствующих материалов. Однако если такие методы не были вовремя предусмотрены, то выходом может стать выбор в пользу декоративного элемента на основе текстиля, который обладает свойствами звукопоглощающего материала (легкостью, мягкостью и воздухопроницаемостью) и, одновременно, отличается индивидуальностью художественного решения. Кроме того, разновидности текстиля на основе льняных, хлопковых или вискозных волокон, обладают высокими антистатическими свойствами, что особенно важно для современной рабочей среды, насыщенной разнообразной оргтехникой.

При проектировании элементов художественного текстиля определяющим фактором будет наличие бокового освещения, в условиях которого наиболее ясно проявится своеобразие этого материала. При определении месторасположения композиции важно учитывать ориентацию помещения, так как интенсивное длительное освещение с южной стороны неблагоприятно воздействует на цветоустойчивость текстильного материала.

Возможности технологии текстильной пластики не ограничены в выборе самых разнообразных материалов, что, несомненно, выделяет эту технику среди других. Декоративные, пластические и конструкционные

свойства текстиля позволяют создавать формы, не всегда доступные для других материалов. Здесь применимы художественные и технические возможности как текстильных, так и пластических материалов (сизаль, кожа, керамика, металл и др.). Именно это качество позволяет найти взаимодействие текстиль- ; ных элементов с любым сложившимся интерьером. Текстиль уместен как в интерьере, оформленном в минималисти-ческих традициях, так и классическом или даже эклектичном интерьере.

Выразительность дизайнерских решений элементов декоративного текстиля, выполненных на основе предлагаемой технологии с применением гибкого каркаса, конструктивные приемы сочетания разнообразных материалов, задают современное звучание традиционной технике, значительно расширют ее пластический потенциал, открывая многоплановые возможности художественного моделирования пространства любой площади (рис. 3).

В диссертации предложена классификация, которая рассматривает различные виды текстиля как органическую часть предметной среды. Выделены четыре критериальные группы интерьерного текстиля: по функциональным, технологическим, эстетическим и эксплуатационным признакам (рис. 4).

В четвертой главе рассматривается значение и место витражных композиций в дизайнерских решениях интерьеров, сделан обзор развития дизайна витража, проведено исследование актуальности применения витражных композиций в дизайнерских решениях современных интерьеров и предложены приемы художественно-образного моделирования, а также особенности технологических решений витражных композиций.

Стремительное распространение витражной техники, замена стекла более доступными материалами и менее трудоемкими техно-

Рисунок 3 - Прием формирования пластической структуры интерьерного текстиля с применением каркаса.

негорючесть

экологи чность

устойчивость

к загрязнению, уф воздействию, кислотно-щелочной среде и пр

ь

гигроскопичность

эластичность

| сплошной

ОСТРОВНОЙ

СЕКЦИОННЫЙ

КОМПОЗИЦИОННЫИ ПРИЕМ ЗАПОЛНЕНИЯ ОГРАЖДАЮЩЕЙ ПЛОСКОСТИ

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ

монокомпозиция из группы элементов ■

АКЦЕНТ НА ОДНОЙ СТЕНЕ

КОМПОЗИЦИОННАЯ ДОМИНАНТА

ОБЪЕМНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ, СТРУКТУРЫ

ПЛОСКОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ■

КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ

ОБЪЕМНЫЕ СТРУКТУРЫ I

НАСТЕННЫЕ СТРУКТУРЫ!

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИИ

КОМПОЗИЦИОННАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

ИНТЕРЬЕРНЫИ ТЕКСТИЛЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ

средства зонирования, трансформации и ограждения пространства: ЗАНАВЕСЫ. ЭКРАНЫ. ПЕРЕГОРОДКИ. СТЕНДЫ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕМОВ

ПОКРЫТИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

ОГРАЖДАЮЩИХ I

ПОВЕРХНОСТЕЙ

МЕБЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

плоскостной >—

фактурный i

IТЕХНОЛОГИЧЕСКИ КРИТЕРИИ!

ТИП ПЛАСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

МАШИННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

СОСТАВ ВОЛОКНА

¡НАТУРАЛЬНЫЕ^— ¡ХИМИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕР ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ НИТЕЙ

I СИНТЕТИЧЕСКИЕ

■ИСКУССТВЕННЫЕ

РУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ

ГЛАДКИЕ

—ф ЖАККАРД08ЫЕ |

I КОМБИНИРОВАННЫЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

| готовые тканевые материалы

прядильные материалы

синтез различных материалов

на основе работы с готовыми тканевыми материалами

| ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ " | АППЛИКАЦИЯ

| текстильная мозаика i

выполненный 8 технике шпалерного ткачества

выполненный в смешанной 'технике ткачества

Рисунок 4 - Классификация интерьерного текстиля.

логиями витражной имитации, сегодня часто ведет к штампам, к стилистическому подражательству, примитивности изобразительного и образного языка, к декоративизму форм, возвращая к «стеклянной картине» периода XVII столетия. Подобные тенденции могут привести к обесцениванию художественной сущности витражного искусства, которое в ряде случаев уже максимально приблизилось к категории самодеятельного исполнения.

Современный витраж в его лучших проявлениях стремится с профес-Рисунок 5 - Дизайнерский прием сиональной позиции осознать свои свя-создания витражных элементов. зи с конкретным типом пространства.

Применение средств ви тражных композиций в интерьерах общественных зданий активно способствует синтезу пространственных форм, обеспечивая необходимый баланс, при котором предметная среда выполняет свою функцию, удовлетворяя как потребности практические, так и столь же важные эстетические потребности.

Рассматривая примеры витражных элементов как средство решения задач гармонизации интерьерных пространств ИрГТУ, необходимо отметить, что в первую очередь ставилась задача поиска единства композиционного, образного и конструктивно-технологического решения.

В работе предлагаются рекомендации по применению технологии создания витражей на основе решетки из кованого металла, среди которых разнообразные способы заполнения элементов каркаса стеклом, не создающие глухой преграды между внутренним и внешним пространством, конструктивные приемы, позволяющие развернуть отдельные детали витража под различными углами, введение объемных элементов, рассчитанных на восприятие с разных точек обзора (рис. 5).

Помимо приемов размещения витража в плоскости оконного проема, в пространствах университета создан ряд работ в виде витражной перегородки. Декоративный смысл решения - цветонос-ность, нарушающая монотонность перспективы длинного коридора.

Функциональность решения - в отказе от глухого ограждения, не пропускающего естественный свет в малоосвещенное пространство. Кроме того, фактурная плоскость стекла создает визуальную преграду, разделяя функциональные процессы учебных аудиторий и коммуникационных помещений. Витражное ограждение на основе каркасного профиля представляет собой сборную конструкцию, решение которой позволяет избежать больших непрерывных пролетов стекла, делая максимально безопасной их эксплуатацию в условиях интенсивного движения потоков людей. Дизайнерские решения тупиковых коридоров на основе витражной перегородки объединяются идеей создания яркого акцента, доминирующего в глубинном пространстве. Звучание светящейся плоскости витража только усиливается в глубине мало освещенного коридорного пространства - витраж становится своеобразным ориентиром в переходах многочисленных корпусов. Каркасный характер модульных витражных решеток органично вписывается в тектоническую систему интерьеров, взаимодействуя со стоечно-балочной конструкцией. Обозначенные приемы, позволили обогатить восприятие коммуникационных пространств и создать комфортные условия их освещения.

В пятой главе рассматривается значение и место мозаичных композиций в художественных решениях интерьеров, сделан обзор развития мозаичного искусства, проведено исследование актуальности применения мозаичных композиций в дизайнерских решениях современных интерьеров и предложены приемы художественно-образного моделирован™, а также особенности их технологических решений.

Набор отдельных элементов определяет природное свойство мозаики прекрасно взаимодействовать с любыми поверхностями. Она способна, не нарушая материальной целостности пространственных форм, преображать интерьерную среду в эстетически полноценное пространство. Декоративное свойство мозаики - набор-ность, становится ее главным формообразующим и, одновременно тектоническим качеством, что соответствует ее роли в интерьере -передаче прочности, надежности и весомости ограждающей поверхности. Наборность технологии также дает возможность реализовать разнообразные изобразительные решения, обыграть сложные поверхности, сочетая плоские детали с рельефными вставками, изме-

нять степень детализации изображения в соответствии с условиями восприятия пространства и многоплановостью выражения образно-тематического замысла решения.

Универсальность приемов работы с мозаичным материалом, находит свое подтверждение и в случае декорирования сложных криволинейных поверхностей. Средствами мозаики можно «сгладить» прямые углы, изменить однообразную пластику, придав изогнутую форму плоским поверхностям. Классический прием цветотональной растяжки, позволяет зрительно изменять высоту и пропорции пространства, наделить статичное пространство динамичными качествами, направить внимание зрителя к точке задуманной кульминации. Палитра мозаичного материала имеет большой потенциал для реализации. Средствами мозаики можно передать многоплановые живописные эффекты от плавных переходов пастельных нюансов до контрастных «взрывов» неожиданного цвета или создания спокойного, но не монотонного тона. Мозаика силой цвета держит большие пространства. При отдалении отдельные элементы визуально объединяются в единые цветоносные массы, что дает возможность, сохраняя силуэтность, выразительно наполнять изображение цветом.

В художественных решениях коммуникационных и зальных пространств университета, на первый план выступает техника художественной мозаики на основе отделочной керамической плитки, в отдельных примерах, в сочетании с галечником или мрамором.

Технологии выполнения мозаики на основе керамической плитки в сравнении с традиционно использующимися материалами существенно снижают затраты на художественно-дизайнерскую гармонизацию интерьеров общественных зданий. Другим из важнейших преимуществ керамической плитки является огромный выбор вариантов декора - от простейших однотонных поверхностей до сложных орнаментов и рисунков. Решающее значение для применения мозаики в общественных интерьерах имеет также эксплуатационные качества материала. Технология производства определяет свойства керамики: высокую износостойкость, твердость, низкое водопоглощение, устойчивость к химическим веществам, абразивному и кислотному воздействию, неизменность цвета под воздействием солнечных лучей.

В заключении отражены основные результаты работы, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы:

1. В процессе проведенного исследования, установлено, что главным критерием получения обоснованного результата при решении задач эстетизации интерьера, является неразрывное единство характера среды, идейно-художественного замысла, применяемого материала и особенностей технологических решений.

2. Определено, что выбор художественных приемов и технологических средств в дизайне интерьеров, должен быть обоснован научно-аргументированным подходом, который позволяет решать задачи, начиная с анализа условий сложившейся среды, выявить ряд взаимодействующих уровней, которые в совокупности повлияют на выбор художественных средств, и воплотить замысел в материале, отвечающем характеру данного пространства.

3. Установлено, что предложенные в методике параметры интерьеров и соответствующие им характеристики среды, являются обоснованными критериями мотивации для постановки проектной задачи, выбора целесообразного дизайнерского решения, а также материалов и технологий, удовлетворяющих требованиям к определенному функциональному типу интерьера.

4. Практическая реализация проектов текстильных элементов в интерьерах ИрГТУ, выполненная с применением предлагаемой технологии исполнения на основе каркаса, рекомендации конструктивных приемов сочетания различных материалов придают современную трактовку традиционной технике, расширяя ее пластический потенциал и позволяют создавать формы, недоступные для других материалов, открывая многоплановые возможности художественного моделирования пространства любой площади, функциональной категории и стиля.

5. Витраж, как рекомендуемое средство дизайнерских решений современных коммуникационных пространств общественных зданий, позволяет достичь максимальной художественной выразительности на основе технологии с применением металлической кованой решетки или каркасной конструкции из алюминиевого или ПВХ профиля, что подтверждается практическим опытом создания витражных элементов для интерьеров ИрГТУ.

J

Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах.

Статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень «ВАК РФ»:

1. Змановских, Э. В. Дизайнерские решения в ИрГТУ. / Э. В. Змановских // «Дизайн. Материалы. Технология».- СПб.: Изд-во СПГУТиД. - 2009. - Вып. 1 (8) - с. 22-30.

2. Змановских Э. В. Текстиль в решении интерьеров камерных пространств (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // Вестник ИрГТУ. - 2009. - Вып. 1(37). - Иркутск: Изд-во ИрГТУ. - с. 206-213.

3. Змановских Э. В. Мозаика в решении сложившейся архитектурной среды (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // «Вестник ИрГТУ». - Иркутск: Изд-во ИрГТУ - 2009. - Вып. 1(38). - с. 156-162.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:

1. Змановских, Э. В. Утилитарные и художественные дизайнерские решения в сложившейся архитектурной среде. / Э. В. Змановских // Сборник избранных трудов научно-технической конференции ИрГТУ.

- Иркутск: Изд-во ИрГТУ. - 2006. - Вып. 6. - с. 175-179.

2. Змановских, Э. В. Текстиль, мозаика, витраж в решении интерьеров ИрГТУ. / Э. В. Змановских // Сборник избранных трудов научно-технической конференции ИрГТУ. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ. - 2006. -Вып. 6.-е. 170-175.

3. Змановских, Э. В. Художественные приемы и технологические особенности исполнения витражных композиций в аспекте обновления коммуникационных пространств ИрГТУ / Э. В. Змановских // Сборник избранных трудов научно-технической конференции ИрГТУ.

- Иркутск: Изд-во ИрГТУ. - 2009. - Вып. 9. - с. 160-166.

Оригинал подготовлен автором.

Подписано в печать 23.10.2009. Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 1,25. Формат 60x80 1/16. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Змановских, Элина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

1. Художественные решения интерьеров в различных условиях архитектурной среды 1.1. Комплексный подход к решению интерьеров и их элементов. Исторический аспект

1.2. Принципы комплексного подхода к художественному решению интерьеров и их элементов в условиях сложившейся архитектурной среды.

1.2.1. Дизайнерские решения интерьеров и формы их взаимодействия с различными условиями архитектурной среды

1.2.2. Система отношений элементов пространственной формы, как совокупность зрительно воспринимаемых признаков

1.2.3. Типология подходов к созданию решений сложившихся интерьеров общественных зданий

1.2.4. Методика дизайнерских решений эстетизации сложившихся интерьеров общественных зданий

2. Дизайнерские решения эстетизации интерьерной среды общественных зданий на примере вузов г. Иркутска. 2.1. Анализ архитектурного пространства Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ)

2.1.1. Обоснование методических приемов эстетизации общественной среды на примерах дизайнерских решений, реализованных в интерьерах здания ИрГТУ 2.1.1.1. Вестибюльные группы

2.1.1.2. Офисные пространства

2.1.1.3. Пространства зального типа

2.1.1.4. Вертикальные и горизонтальные коммуникации

2.2. Мотивация при выборе средств эстетизации сложившейся архитектурной среды ИрГТУ

2.3. Примеры дизайнерских решений, материалы, технологии в интерьерах Байкальского экономического университета экономики и права (БГУЭП)

3. Текстиль как средство дизайнерских решений эстетизации ннтерьеров общественных зданий. 3.1. Значение и место текстильных композиций в дизайнерских решениях интерьеров 3.1.1. Текстиль в дизайне интерьеров разных эпох

3.1.2. Текстиль в художественных решениях современных ннтерьеров

3.2. Разновидности интерьерного текстиля. Материалы и технологии

3.3. Текстиль в ИрГТУ. Художественные приемы, композиционные и технологические особенности создания элементов интерьерного текстиля Их взаимосвязь

3.3.1. Формирование пластической структуры текстильных элементов

3.3.2. Приемы крепления текстильных элементов

3.3.3. Декоративные возможности текстильных материалов

3.3.4. Особенности колористических решений текстильных композиций

3.3.5. Декоративные качества текстильных элементов в раскрытии темы, стиля, образа интерьера

4. Витраж, как средство дизайнерских решений эстетизации коммуникационных пространств общественных зданий. 4.1. Значение и место витражного искусства в художественных решениях интерьеров

4.2. Дизайнерские приемы и технологические особенности исполнения витражных композиций как средств эстетического преобразования коммуникационных пространств ИрГТУ

5. Мозаика как средство решения задач эстетизации ннтерьеров общественных зданий. 5.1. Художественная мозаика в интерьерах разных эпох

5.2. Значение и место мозаичного материала в художественных решениях интерьеров общественных зданий

5.3. Композиционные приемы, виды материалов и технологические особенности исполнения мозаичных элементов в условиях коммуникационных и зальных пространств ИрГТУ

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Змановских, Элина Викторовна

Актуальность исследования

Предметно-пространственная среда - интегрированный результат деятельности зодчего, художника, дизайнера. Она формируется постепенно, развиваясь во времени. Предметная среда всегда конкретна, она не существует вне человека, более того, она продукт его деятельности. Человек создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения. Поэтому среда всегда выражает человеческие отношения, фиксирует социальные сдвиги и культурные процессы, она вбирает в себя пространство как художественный материал, в результате возникают новые связи между человеком и предметно-пространственным окружением, которое находится в процессе непрерывного изменения. Однако скорость и цикл таких изменений неодинаковы, тогда как, элементы среды не всегда создаются в расчете на разные сроки службы. Одни из них «стареют» быстрее, другие медленнее. Функциональное и моральное «старение» элементов среды часто не совпадает по срокам. Среда или предмет, входящий ее в состав, нередко остается утилитарно пригодным, но требует эстетического обновления в результате изменения общественных вкусов и взглядов, требований моды, стиля и т.п. Многие ансамбли гармонично развиваются во времени, дополняясь чертами современности, или, наоборот, созданные по единому замыслу, в дальнейшем, вследствие изменившихся условий, утрачивают былое совершенство.

Известно, что с середины 50-х годов в советской архитектуре был период, когда особенно активно развивалось строительство в массовых масштабах индустриальными методами. Мода и художественный стиль диктовались государством. Одним из самых сильных способов воздействия на людей оказался процесс объединения людей «в массу». Главной целью было отвлечение от всего, что могло бы способствовать развитию индивидуальности. Промышленность производила минимальный набор маловыразительных вещей для создания стереотипных интерьеров. В качестве основы было выбрано направление, ориентировавшееся па конструктивно-технологическую целесообразность новой формы.

Функционализм был основой профессиональной идеологии дизайна. Однако в созидании не может быть определяющей только количественная сторона. В это время слишком узкое понятие целесообразности в интерьерах привело к отождествлению красоты и пользы (Маклакова, 2001).

Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой его обитания, то мир эстетики, творимый человеком, является областью, в которой продолжается и находит отражение его духовная жизнь. Современный мир необычайно разнороден. В настоящее время меняется очень многое, меняются культурные установки, тенденции моды, стереотипы поведения, меняется система взаимоотношений человека со средой, развиваются технологии и материалы. В связи с этими факторами возникает противоречие между характером сложившейся среды, изменяющимися условиями её эксплуатации и художественно-эстетическими потребностями общества, что определяет необходимость дополнительных исследований современных методов эстетизации предметного пространства.

Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению.

Опасность безликости многочисленных образцов стандартизированной архитектуры, несет повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих пространство, окружающее человека. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а предмет теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды.

Художник, дизайнер в индивидуальной работе принимают решения, часто полагаясь в основном на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетическая оценка, основанная на интуиции. Однако, в случае создания масштабного художественного проекта, решения преобразования интерьера, основанные только лишь на интуиции и эмпирическом знании, не всегда могут быть оправданы. В данном случае наибольшее значение приобретают научные методы, с помощью которых можно заранее объективно оценить возможности каждого решения и, отбросив недопустимые, рекомендовать наиболее целесообразные обоснованные варианты.

Среди многочисленных средств, к которым обращаются современные специалисты в области интерьерного дизайна, встречается применение таких классических техник, как витраж, текстиль, мозаика, способных преобразить звучание любого маловыразительного пространства, придать ему индивидуальность и значимость. Однако наряду с расширением художественных аспектов их выразительности, развитием технологических возможностей исполнения, значение этих художественных средств нередко подменяется оформительской ролью, ограничивается только стилистическим замыслом интерьера, они часто применяются необоснованно, без учета характера пространства. При этом ясно, что применение таких выразительных средств развития эстетики интерьера требует научно-аргументированного подхода, особенно, когда это касается интерьеров общественных зданий, несущих или утрачивающих различный характер исторически сложившихся стилей и направлений.

В результате систематизации научных исследований в области поиска средств выразительности предметной среды установлено, что большая часть проводилась с целью познания, а не изменения действительности, что не,в полной мере отвечает специфике преобразовательной деятельности дизайнера. Поэтому внимание к методам анализа обусловлено адаптацией данного системного подхода к дизайну среды и его развитием с позиции практических задач, решение которых с помощью существующих методик не обеспечивает комплексного результата.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций и закономерностей организации современного общественного интерьера, а также создания научно-обоснованной методики, аргументирующей целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.

Цель работы

Комплексный анализ эстетики интерьера общественного здания и разработка научной методики, обосновывающей выбор художественных средств и технологических приемов в дизайне предметной среды.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Систематизация опыта решений классических образцов предметно-пространственной среды с позиций современных дизайнерских представлений и определение тенденций современного проектного творчества.

2. Совершенствование научно-методического аппарата для решения задач эстетизации интерьеров общественных зданий, обеспечивающего максимальную выразительность решений с учетом объективных условий существующей среды.

3. Выявление критериев мотивации при выборе материалов и технологий дизайна среды, наиболее полно удовлетворяющих современным утилитарным и эстетическим требованиям для интерьеров общественных зданий разного функционального назначения.

4. Развитие методов художественно-образного моделирования элементов на основе текстиля, стекла и керамики, как средств решения задач эстетизации интерьера общественных зданий.

5. Обоснование результатов дизайнерских решений для интерьеров современных общественных зданий на примерах, реализованных автором и при его участии в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) на базе предлагаемого системного подхода.

Объект исследования

Научные методы анализа и дизайна интерьеров общественных зданий различного назначения.

Предмет исследования

Художественные приемы и технологические средства решения задач эстетизации интерьерной среды ИрГТУ.

Методы исследования

В работе использовались основные положения методик системного анализа, в частности методики, разработанные Янгом, где особое внимание уделено процессу реализации принятого решения, методик Квейда, Оптнера н Голубкова, которые больше внимания уделяют разработке и исследованию альтернатив принятия решений.

Использованы основы методов семиотических исследований, базирующихся на идеях гештальтпспхологии (отраженных в работах Р. Арнхейма) и функциональной психологии (работы В. Гропиуса и др. педагогов Баухауза). Применен метод экспертных оценок.

Научная новизна

1. Установлены закономерности выбора художественных приемов и технологических средств дизайна предметной среды в зависимости от специфики пространства, учитывающие аспекты его психологического воздействия на человека, принципы структурной и композиционной организации и особенности жизненных процессов.

2. Предложена комплексная методика для решения, как аналитических задач, так и научного обоснования практических приемов эстетизации интерьера, включающая схемы построения проектных решений для различных функциональных групп.

3. Рекомендованы художественные приемы и технологические средства интерьерного дизайна, с учетом требований к конструктивности исполнения, функциональности и эксплуатации в интерьерах общественных зданий.

Практическая значимость

Существенной практической составляющей настоящей работы является развитие методов проектных решений интерьеров различных функциональных групп в зависимости от характера исследуемого пространства и способов их художественной и технологической реализации. Методика, направленная на решение обозначенных задач внедрена в учебный процесс в курсах специальных дисциплин кафедры Монументально-декоративной живописи ИрГТУ и является научной основой для разработанных и внедренных автором более 15 проектов дизайнерских решений интерьеров ИрГТУ и БГУЭП, которые позволили придать им современное и эстетически оригинальное звучание, благоприятно изменить их восприятие, наделить индивидуальными чертами современных учебных учреждений.

Предложена классификация, позволившая систематизировать информацию о современном состоянии и развитии дизайна интерьерного текстиля и сформулировать рекомендации по его технологическому применению, включающие: способы крепления, особенности выбора и использования различных материалов, технологии развития пластической структуры, колористические приемы, средства формирования идейно-образного содержания и стиля.

Апробация работы

Результаты проведенных исследований докладывались на всероссийской научно-технической конференции «Особенности регионального развития искусства» в рамках Всероссийской выставки «Дизайн - 2006», XI Всероссийской конференции «Технология художественной обработки материалов» -2009, научно-технических конференциях ИрГТУ. Работы, выполненные в техниках текстиля и витража, экспонировались на Международной выставке «Три цвета. Три нации.» (диплом лауреата за витраж «Пробуждение», 2007 и диплом лауреата за гобелен «Формула прогресса», 2008), Всероссийском смотре-конкурсе дипломных работ в Красноярске (диплом за 1 место за работу текстильное панно «За окном»), Республиканской художественной выставке «Россия -X»,

Москва, ЦДХ, 2004 и Региональной выставке «Сибирь - IX». 2003 (диплом за авторскую работу гобелен «Древо жизни»), ежегодных смотрах-конкурсах лучших НИР и НИРС ИрГТУ. 2004-2005 (медаль «За научно-техническое творчество» и диплом 1-й степени за руководство работой витраж «День и ночь»).

Личный вклад автора

Все результаты исследований, изложенные в настоящей диссертации, получены самим автором при его непосредственном участии или под его руководством. Автор участвовал в постановке задач и анализе результатов. Автору непосредственно принадлежит обобщение полученных данных, разработка методических подходов и формулирование основных выводов.

Достоверность полученных результатов подтверждена актами внедрения, положительными оценками экспертов, мнением специалистов и общественных представителей о конструктивном, гармоничном результате эстетического преобразования интерьерной среды Иркутского государственного технического университета и Байкальского государственного университета экономики и права.

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка источников из 110 наименований, пяти приложений. Текст работы изложен на 231 страницах, содержит 3 таблицы, 91 рисунок. В приложениях даны акты внедрения реализованных проектов, данные, полученные на основе метода экспертных оценок, а также материал, иллюстрирующий технологические приемы создания текстиля и витража и примеры схем построения дизайнерских решений интерьеров разных функциональных групп.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная предметная среда - качественное, определенное, организованное, структурированное пространство, обладающее потенциалом взаимосвязанности и развития. Интерьерная среда должна представлять живое, изменяющееся поле пространственных форм, которому присущи свойства замкнутости, текучести, направленности. Оно неоднородно, неравноценно по всем направлениям и включает сгусгки и разряжения значений его различных параметров. Однозначная среда, которая еще не стала редкостью, рассчитанная на стандизированные потребности, усредненное поведение, как и специфичная среда модернизма, которая напротив носит отвлеченный от конкретных условий характер, выступая как абстрактная универсальная предпосылка, в современной ситуации должна быть преобразована в многозначную среду, отвечающую условиям духовного и социального развития, удовлетворяемых через соответствующие художественные решения, в которых реализуется совместный потенциал культуры и техники.

В соответствии с анализом классических образцов интерьерного искусства установлено, что при любом решении неизменно определяются объективные закономерности, которые делают художественные элементы принадлежностью конкретного интерьера. Предметное воплощение художественной идеи диктуется тенденциями эстетических представлений эпохи и подчиняется особенностям технологии и материалов, принципам пластической организации формы и объективным свойствам пространства.

Выбор художественных приемов и технологических средств в дизайне современных интерьеров, также должен быть обоснован системным подходом, который позволяет решать задачи, начиная с анализа условий сложившейся среды, выявить ряд взаимодействующих уровней, которые в совокупности повлияют на выбор художественных средств, и воплотить замысел в материале, отвечающем характеру данного пространства. Результаты анализа должны привести к синтезу значений выявленных компонентов объекта, определению его структуры, как устойчивого единства элементов, их отношений и целостности системы.

В процессе проведенного исследования, установлено, что главным критерием получения обоснованного результата при решении задач эстетизации интерьера, является неразрывное единство характера среды, идейно-художественного замысла, применяемого материала и особенностей технологических решений. Поэтому основу предложенной научной методики проектирования составляет система параметров интерьера и соответствующие им характеристики среды, принципы взаимодействия которых, являются обоснованными критериями мотивации для постановки проектной задачи, выбора целесообразного дизайнерского решения, а также материалов и технологий, удовлетворяющих требованиям к определенному функциональному типу интерьера.

Практическая реализация проектов текстильных элементов в интерьерах ИрГТУ, выполненная с применением предлагаемой технологии исполнения на основе каркаса, рекомендации конструктивных приемов сочетания различных материалов придают современную трактовку традиционной технике, расширяя ее пластический потенциал и позволяют создавать формы, недоступные для других материалов, открывая многоплановые возможности художественного моделирования пространства любой площади, функциональной категории и стиля.

Воздухопроницаемые свойства текстиля, как звукопоглощающего материала, позволяют решить задачу создания благоприятной акустической среды. Кроме того, разновидности текстильных материалов на основе льняных, хлопковых или вискозных волокон, обладают высокими антистатическими свойствами, что особенно важно для современной рабочей среды, насыщенной разнообразной оргтехникой.

Практический опыт обновления сложившихся коммуникационных пространств университета позволяет сделать вывод о том, что одним из оптимальных средств создания художественной выразительности среды являются декоративные возможности витражных композиций.

Среди многоплановых приемов применения декоративного стекла, в контексте работы с крупномасштабными пространствами, наибольшим диапазоном возможностей обладают витражные композиции на основе металлической кованой решетки или каркасной конструкции из алюминиевого или ПВХ профиля. В основе данного заключения - характер масштабных и тектонических соотношений витражного элемента и интерьерного пространства. Текто-ничный характер обобщенных витражных форм выразительно раскрывается в диалоге с крупномасштабным пространством. Работы в интерьерах университета являются примерами синтеза формы, конструкции и цвета, где металл и стекло имеют равноценное значение не только в аспекте, продиктованном свойствами материалов и стремлением создать цветосветовой декоративный эффект, но идущих от тектонической системы пространства. Каркасный характер модульных витражных решеток органично вписывается в конструктивную тектонику интерьеров, взаимодействуя со стоечно-балочными элементами. Композиционные решения подчинены членениям рамы, которая является связующей структурой для активных ритмов витражного заполнения. Динамичность, подвижность стеклянных композиционных элементов противопоставляется статичности каркасной перегородки, сохраняя принадлежность изображения плоскости стены, не разрушая ее целостности.

Функциональная категория коммуникационных пространств диктует отказ от применения сюжетных изображений в пользу принципов декоративной трактовки композиции витража. Декоративная роль витражных композиций в аскетичной архитектуре, раскрывающаяся в силе его цветового воздействия вполне правомерна, однако не отменяет вопрос о создании содержательности его образно-символического решения. Ритмические, светооптические, фактурные качества выразительности стекла в синтезе с пластикой металлической решетки, становятся определяющими средствами выражения образных замыслов. Предлагаемые способы соединения отдельных элементов в художественном витраже дают возможность создавать работы, в которых линия, пятно, ритм являются своеобразным графическим мотивом всего изображения. Конструктивное начало в сочетании с декоративной трактовкой материала приводит к оригинальным художественным приемам. Детальная проработка витражных элементов имеет принципиальное значение в создании впечатления соразмерности декоративных элементов человеческому масштабу.

Выразительная сложность и лаконичность мозаичных решений, возможна для реализации в интерьерах любых направлений и стилей. Принадлежность стене дает возможность постепенно изменять характер и степень заполнения ограждающей плоскости, располагать локальные пятна в определенной ритмической последовательности, направляя внимание зрителя к точке задуманной кульминации в пространстве. Технологические возможности мозаичного материала позволяют создавать линейные элементы, соединяющие отдельные части планировочной структуры, сопровождая движение.

Наборность технологии дает возможность реализовать сложные изобразительные решения, обыграть криволинейные поверхности, сочетая плоские детали с рельефными вставками, изменять степень детализации изображения в соответствии с условиями восприятия пространства и многоплановостью выражения образно-тематического замысла художественного решения. Палитра мозаичного материала имеет большой потенциал для реализации как активных для восприятия решений, так и тонких живописных эффектов.

Решающее значение для применения мозаики в общественных интерьерах имеет также эксплуатационные качества материала. Технология производства определяет свойства керамики: высокую износостойкость, твердость, низкое водопоглощение, устойчивость к химическим веществам, неизменность цвета под воздействием солнечных лучей.

Таким образом, решение задачи дизайна интерьера необходимо рассматривать не как сумму, а как сложную функцию множества компонентов, приобретающую качественно новые свойства, и решать ее комплексно с использованием декоративных форм, материалов, конструктивных приемов, с учетом всех объективных условий сложившего пространства. Эмоционально-художественное воздействие декоративных элементов на человека, находящегося в интерьере, зависит не только от его функционального назначения, согласованности графика движения людей с условиями видимости, размещением декоративных акцентов, но и от того, насколько каждое из них взаимодействует с фактурой, цветовым решением и освещением интерьера, масштабом, тектоникой его пространства и остальными компонентами.

Специфика творческой деятельности дизайнера частично опирается на на эвристическое мышление и предполагает постановку и решение задач при неполном объеме текущей ситуации, когда существующий опыт не содержит готовой схемы, пригодной для данных условий. Поэтому в основе творческого процесса должна быть положена гибкая система установок, которая позволяет преодолеть путь от неопределенности к определенности задачи, направляет, концентрирует усилия и локализует для решения конкретной проектной задачи.

Развитие научных представлений о пространстве позволило значительно расширить и наполнить новым содержанием значимость эстетических категорий, определить их влияние на постижение целого ряда художественных и композиционных явлений. Однако, многоплановость творческих задач в области дизайна интерьера не позволяет предлагать универсальные решения, поскольку композиционный процесс субъективен по своему содержанию и является проявлением воли и творческих устремлений творца как конкретной личности. Однако эта свобода должна выступать как осознанная необходимость учета объективных конкретных условий. Законы композиции недопустимо абсолютизировать, превращать в технические правила, так как в этом случае искусство лишается художественности и становится ремеслом. Однако, системный принцип подхода в области создания решений интерьерной среды служит организующим и контролирующим стержнем творчества, обеспечивая значимость и ценность дизайнерского решения. Поэтому мы попытались рассмотреть те очевидные составляющие, которые оказывают устойчивое воздействие в аспекте решения поставленной задачи. Фиксация и измерение каждого из названных параметров выражают существующее состояние интерьера, но это только начальные этапы процесса построения, ведущие к результату и оценке завершенного решения.

 

Список научной литературыЗмановских, Элина Викторовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Араухо, И. Архитектурная композиция / Игнасио Араухо. М. : Высш. шк., 1982.-208 с. : ил.

2. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. / В. Р. Аронов.-М.: 1987.-232 с.

3. Архитектура гражданских и промышленных зданий : учебник : для вузов. в 5-ти т. / ЦНИИ теории и истории архитектуры М : Стройиздат, 1984. - Т 1. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. 3-е изд. доп. 1984. - 334 е., ил.

4. Барташевич, А. А. Мельников А. Г. Свойства и качества композиции. / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. // Основы художественного конструирования. Минск : "Вышэйшая школа", 1978. - с. 81-91.

5. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования Текст.: учеб.-ме-тод. пособие для вузов / Б. Г. Бархин. М. : Стройиздат, 1982. - 224с. : ил. - (Специальность "Архитектура").

6. Барышников, А. П. Перспектива. / А. П. Барышников. М. : Издательство: Искусство, 1955.-200 с.

7. Бассегода, Н. X. Антонио Гауди. / пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес; Под ред. В. Л. Глазычева; (Вступ. ст. В. Л. Хайта); Н. X. Бассегода. М.: Стройиздат, 1986.-206 с.: ил.

8. Блауберг, И. В. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования: / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М. : Мысль, 1970.

9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Электронный ресурс. / ООО «Кирилл и-Мефодий». М., 2006. - 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM). -Сист. требования : Windows 98; Pentium II, 400 мГц; RAM 64 Мб; SVGA. -Загл. с вкладыша контейнера.

10. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. Т. 1. / гл. ред. В. Г. Власов. СПб. : ЛИТА, 2000. - 864 е., ил.

11. Борисова, Е. А. Русский модерн: Архитектура. Живопись. Графика : Альбом. / Е. А. Борисова; Г. Ю. Стернин. М. : Галарт : ACT, 1998. - 359с. : в основном ил., цв. ил. - (Серебряный век).

12. Бузов, Б. А., Модестова Т. А., Алыменкова Н. Д. Материаловедение швейного производства. / Б. А. Бузов Б. А. М. : Легпромбытиздат, 2004. - 424 с.

13. Булеков, В. М. Античное и средневековое искусство : учебное пособие / В. М. Булеков. Самара : «Самарский университет», 1993. - 112 с.

14. Габриэль, Г. Гобелен и интерьер. / Г. Габриэль // Декоративное искусство СССР, 1988. -№> 10.

15. Гасанова, Н. С. Текстиль в дизайне интерьера. / Н. С. Гасанова. Киев : Буд1вельник, 1987. - 86 с. : ил.

16. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура; сокр. пер. с нем. М. В. Лео-нене, И. Л. Черня; 3. Гидион. -М. : Стройиздат, 1984. 455 с. : ил.

17. Глинкин, В. А. Свет и цвет в архитектуре и дизайне / Глинкин В. А.; ЛДНГИ.-Л., 1982.-24 с.

18. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна : Концепции. Направления. Мастера. / В. С. Горюнов; М. П. Тубли. СПб : Стройиздат, 1992. - 360 с.: ил.

19. ГОСТ 29298 92. Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия.

20. Грегорян, Е. А. Основы композиции в прикладной графике : учебно-метод. пособие для специальных высших учебных заведений. / Е. А. Грегорян. -Ереван, 1986.

21. Данилова, Е. И. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. / Е. И. Данилова. М., 1970.

22. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. А. В. Рябуши-на, М. В. Уваровой; под ред. и с предисл. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта; Ч. А. Дженкс. -М. : Стройиздат, 1985. 137 с. : ил.

23. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов по направлению подгот. 521700 "Архитектура" / Г. Б. Минервин и др.. -М. : Архитектура-С, 2005. 502 с.: а-а-ил.

24. Дубинин, Г. Место дизайна в современной культуре. / Г. Дубинин, А. Крук-лис, Я. Анцитис и др. // Техн. эстетика. 1989. - № 7. - С. 7-12.

25. Ефимов, А. В. Цвет в предметной среде. / А. В. Ефимов. // Техн. эстетика. -1988.-№12.-С. 1-3.

26. Жадова, J1.A. Фернан Леже (Мозаика, витраж, керамика, гобелен). Альбом. — М., 1970; Descargues Р., Fernand Léger, P., 1955; Hoinmage a Fernand Léger, P., 1971.

27. Жоголь, Л. E. Декоративное искусство в современном интерьере : интерьер общественных зданий. / Л. Е. Жоголь. Киев, 1986. - 195 с.

28. Зиновеева, M. М. Витражи в интерьерах русского модерна Электронный ресурс. : дис. канд. искусствоведения : 17.00.04 / Зиновеева Марина Михайловна.-М., 2003.

29. Змановских, Э. В. Дизайнерские решения в ИрГТУ. / Э. В. Змановских // «Дизайн. Материалы. Технология». СПб. : Изд-во СПГУТД, 2009. - Вып. 1.

30. Змановских, Э. В. Мозаика в решении сложившейся архитектурной среды (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // «Вестник ИрГТУ». -Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009. Вып. 3. - с. 9.

31. Змановских, Э. В. Текстиль в решении интерьеров камерных пространств (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // Вестник ИрГТУ, 2009. Вып. 2. - Иркутск : Изд-во ИрГТУ. - с. 10.

32. Змановских, Э. В. Текстиль, мозаика, витраж в решении интерьеров ИрГТУ. / Э. В. Змановских, Р. М. Лобацкая // Сборник избранных трудов научно-технической конференции ФГГГ ИрГТУ. Иркутск : Изд-во ИрГТУ. -2006.-Вып. 6.-с. 170-175.

33. Змановских, Э. В. Цветоведение: учеб. пособие. / Э. В. Змановских. Ир-ГТУ. - Иркутск : «БелЛайн», 2004. - С. 29 - 151.

34. Иконников, А. В. Искусство, среда, время: Эстет, орг. гор. среды / А. В. Иконников. -М. : Сов. художник, 1985. 334 с. : ил.

35. Иконников, А. В. Проблемы искусства в архитектуре. / А. В. Иконников // Художественный язык архитектуры. Издательство : Искусство. - 1985. - 176 с.

36. Иконников, А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.; под общ. ред. А. В. Иконникова. / ВНИИТЭ. М. : «Стройиздат». - 1990. - 334 с. : ил.

37. Иконников, А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. -М. : Искусство, 1971.-221 е., ил.

38. Искусство ансамбля : Худож. предмет. Интерьер. Архитектура. Среда : Сб. ст. / НИИ теории и истории изобразит, искусств Акад. художеств СССР. / М. А. Некрасова. М.: «Изобразит. Искусство», 1988. - 462 е.: ил. - (ДИ : Декор. искусство).

39. История зарубежного искусства : учебник / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. Искусств Акад. Художеств СССР / под. Ред. Т. М. Кузьминой, Н. JI. Мальцевой. 3-е изд. доп. - М : Изобраз. Искусство, 1983. - 488 е., ил.

40. Кабанова, О. Гобелен в интерьере. Ольга Кабанова // Декоративное искусство СССР, 1988.-№3.

41. Казакова, JI. В. Декоративное стекло в советской архитектуре. / Л. В. Казакова. -М. : Изд-во "Изобразительное искусство", 1989. 238 с.: ил.

42. Кантор, Е., Негневицкая О. Эстетизация-технологии. / Елена Кантор, Ольга Негневицкая // Декоративное искусство СССР, 1988. № 4.

43. Корбюзье, Ш. Э. Архитектура XX в. / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977. 303 с.

44. Короев, Ю. И., Федоров М. В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. / Ю. И. Короев, М. В Федоров. М. : Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. - 137 с.

45. Кузьмичев В. Е., Ефимова О. Г. Свойства текстильных материалов, влияющих на технологию изготовления швейных изделий: учебное пособие. -Иваново : ИвТИ, 1992.- 128 с.

46. Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение. Ч. 1-2, М., 1961- 64; Zylinski Т. Fiber science, Warsz., 1964; Г. Н. Кукин, А. Н. Соловьёв.

47. Лихачева, В. Д. Искусство Византии IV XV веков. / В. Д. Лихачева. - Л.: Искусство, 1986. - 3 Юс.: ил. - (Очерки истории и теории изобразит, искусства).

48. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.1. V ?