автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Идейно-художественная эволюция малых жанров в отечественной военной прозе 40-х годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Демина, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Идейно-художественная эволюция малых жанров в отечественной военной прозе 40-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-художественная эволюция малых жанров в отечественной военной прозе 40-х годов"

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАР&ВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Специализированный Совет К II3.34.01

На правах рукописи Демина Лициила Ивановна

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ В ОТЕЧЕСГВШЮЯ ВОЕННОЙ ПРОЗЕ 40-х ГОДОВ / ОЧЕРК,РАССКАЗ,ПОВЕСТЬ /

10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НЛРОДОВ РОИ?

АВТОРЕФЕРАТ ■ диссертации на соискание ученей степени кандидата филологических наук

НАШШ - 1993.

Работа^ выполнена на кафедре историк отечественной литературы Адыгейского государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук,профессор К.Г.Шаззо

Официальные оппоненты : доктор филологических наук,профессор

Л.А.Бекизова,

кандидат филологических наук,доцент В.П.Шибинокал'

Ведущая организация - Адыгейский Республикански® Институт.

гуманитарных исследование

Защита состоится 1993 г.

в часов на заседании специализированного совета

К 113.34^01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук / 10.01.03»-/ при Адыгейском государственной университете

Адрес: 352700 Майкоп

ул.Первомайская,208

в ков!>ерецц-залз

С диссертацией мояно ознакомиться в библиотека Адыгейского государстваиного унвверситета.

Автореферат разослан " 1993 г

Учен.!" С0кр5тарь спьцкализЕрованного совета,' кагуида» фглологечеСках наук, доцонт.

А.П.Абрагод

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . Предметом настоящего исследования является вопрос об эволюции малых жанров / очерка, рассказа,повести/ в отечественной военной проз». 40-х годов. Эта проблема нашла свое отражение в трудах^ В.Канторовича, Е.Журбиной, И.Кузьмичева, А.Нинова. С.Антонова , других . Тем не менее конкретные проблемы развития малых жанров в прозе этого времени редко становятся предметом исследования . К этим жанрам более всего обращаются как к дополнительному материалу при исследовании общих теоретических вопросов . Исходя и9 этого , мы в данной работе сосредоточили свое внимание на особенностях эволюции малых форм и некоторых закономерностях литературного процесса с целью историко-литературного и теоретического анализа . При этом мы исходим из того теоретического положения о том, что в периоды резких социальных катаклизмов в литературе на первый план выходит публицистика. Отличительной чертой является подчеркнутая ее публицистичность , особенность , которая не находит в науке соответствующего осмысления. Поэтому вместе с художественным освоением действительности о войне в произведениях этого времени главным стилистическим и жанровым началом становятся публицис-, тика и связанные с нею формы , которые обнаруживают индивидуальное писательское выражение. Мы обращаемся к произведениям Я.Коласа. Я.Купалы. А.Платонова. В.Гроссмана, В.Василевской, §1Йв!Щасова1_Б.Горбатова и других писателей, у которых четко прослеживаются взаимосвязи художественного материала и публицистики.

Исследование этих форм на примере данных и других авторов дает возможность не только выявить общие закономерности процесса , но и показать особенности идейно-художественной эволюции каждой из них в отечественной прозе 'военных лет . Для обоснования исходных теоретических положений диссертации мы обращаемся к публицистике С.Федорченко^, рассказу-хронике Д.Ор-тенберга3 . В научной литературе нет достаточного материала об этих произведениях , хотя они красноречиво свидетель -

Г Антонов С. Современный рассказ.-М.,1975; Ниноа А. Современный- рассказ. -Л. ,1969; Канторович В. Заметки писателя* о современном очерке.-М.,1975; Кузьмичев И. Жанры военных лет /1941-1945/.-Горький'. 1962: Курбина Е. Искусство'очерка.1958.

2 Федорченк» С. Народ на войне.-М..1990.

3 Ортенбёрг Д. Год 1942 //Москва.

ствуют о повторявшихся в процессе развития литературы явлениях.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование идейно-художественной эволюции малых жанров /очерка.рассказа,повести/ в военной прозе 40-х годов . Учитывая недостаточную изученность этой проблемы , наличие в науке различных подходов к делению произведений на жанра я целесообразность обозначения поджанровых видов , мы попытались решить следующие задачи

1/ определить и мучить теоретические вопроса развития жанров в отечественной военной прозе 40-х годов ;

2/ проследить влияние публицистики на

художественны! очерк, рассказ, повесть ;

3/ выявить закономерности формообразующих факторов в эволюции, жанров, стилей и идейно-эстетических направлений прозы военных лет.

Методологической и теоретической основой работы послужили общетеоретические положения по отдельным вопросам литературоведения , а также известные аналитические труды Б.Ье-линского, Б.Томашевского, М.Верли, И.Белецкого, Г.Поспелова, И.Кузьмичева, П.Глинкина, Е.Журбиной и исследования современных авторов по отдельным вопросам нынешнего литературного развития Вс.Сурганова, Н.Глушкова, Л.Плоткина, Г.Гамзатова, У. Панеша, Х.Тлепцерше, А.Схаляхо, К.Шаззо, Х.Хапсирокова .Л.Бе-кизовой и других .

Научная новизна.Данная диссертационная работа представляет собой исследование, в котором на конкретном материале изучается вде1во-художественная эволюция малых жанров /очерка, рассказа, повести/ в отечественной прозе 40-х годов. Предметом анализа послужили малоизученные произведения известных писателей1 Л.Иервомайского, Н.Лупсякова, П.Панча, М.Упеника, очерки и рассказы писателей Северного Кавказа К.Капиева, Т.Джатие-ва,Д.Мансурова, Д.Костанова, А.Евтыха, Ю.Тлюстена, произведе-

1 Платонов А. Вся жизнь.-М.,1991; Первомайский Л. Рассказы военных лет.-М.,1960; Упеник м. Украинские были.- М.,1966; Панч 'I. Военные рассказы и повести.-Минск.1963; Эффенди Капиев Рассказы.-Махачкала,1962; Глинка ф. Письма русского офицера,-

ння, которые мало исследовались - С.Федорченко, Ф. Глинки , Д.Ортенберга, В.Некрасова , что дает возможность.связать с общими закономерностями литературного процесса тех лет.

Теоретическая и практическая значимость. Работа в известной степени восполняет пробелы в изучении закономерностей о развитии жанров в отечественной прозе 40-х годов , способствует объективному идейно-художественному осмыслению литературы этого времени.

Результаты исследования могут быть использованы для специалистов , занимающихся проблемами отечественной военной прозе, а также при чтении курса "История отечественной литературы" , спецкурса по проблеме жанров литературы о войне в вузах, средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Содержание и основные исследования диссертации были обсуадены на заседаниях кафедры истории оте -чественной литературы Адыгейского государственного университета, а также в докладе на региональной конференции молодых учёных Северного Кавказа в Майкопе в 1990 году .и нашли отражение в опубликованных нами статьях^ по данной проблеме.

Структура работы определена содержанием, целями , задачами исследования . Диссертация состоит из введения , трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы цели и задачи диссертации , актуальность, новизна выбранной теми , ее практическая значимость и определена структура работы.

В первой главе "Идейно-художественные и жанрово-суи-левн» особенности очерка о войне в отечественной прозе 40-х годов" рассматриваются традиции классической русской литературы в изображении человека на войне, особенности формирования малых жанров прозы в произведениях Л.Толстого, Вс.Гаршина , Ф.Решетникова и их непосредственное влияние на идейно-художественные и жанрово-стилистические искания современных писателей. Объективность этого процесса влияния подтверждается в работе н анализом произведений Вс.Вишневского, В.Гроссмана, К.Симонова, А.Платонова , а также некоторых произведений писатела-лай Северного Кавказа.

1 Си. список на стр.23.

Проза 40-х годов - это этап в истории отечественной литературы наиаго времени. К этому времени русская литература имела огромный опыт в осмыслении проблем человека и войны .Говоря об этом, следует отметить прежде всего произведения Л.Толстого /"Севастопольские рассказы", "Война и мир"/, где война показана реалистически , где главным , по словам писателя , является правда. Она выражается в беспредельном трагизме войны, который писатель не вправе обходить. Раскрывая эту трудную правду войны, Л.Толстой достигает высочайшего уровня художественности и за счет выразительных возможностей публицистики. В русле этих толстовских традиций осмысливаются многие батальные сцены в произведениях Вс.Гаршкна / "Деншик и офицер", "Трус", "Четыре дня", "Из воспоминаний рядового Иванова" /, в которых мы не найдем крупномасштабного изображения войны. Писа- ' тель сосредоточивает внимание на том, как ведет себя человек, каковы его.представления о мире, о жизни и смерти на войне -в традициях толстовской философии человека и войны.

Отечественная война в "Письмах русского офицера" Ф.Гли- . нки изображается как героическая военная эпопея, которая носит народный характер. Идея народной войны является главно! в повествовании, также как у Л.Толстого , и имеет реальный характер. Ф.Глинка писал о войне 1812 года как очевидец событий, как воин, как публицист в форме дневниковых записей. Безусловно, разработка Ф. Глинкой жанра военных записок имеет огромное значение для публицистики и русской литературы в целом.

Особый интерес для данного исследования представляет публицистика С.Федорченко "Народ на войне"1 . В виде коротких записей автор передает рассказы и воспоминания солдат о жизни, их размышления о добре и зле, дополненные припевками, частушками, песнями фольклорного наследия.

"Записи" С.Федорченко представляют интересный материал , написанный с натуры, как бы "подслушанный" со стороны и запечатленный со всеми тонкостями народного языка, с проступающей простоватостью слов и выражений, вызванной войной и состоянием человека. В свое время книга очерков С.Федор-

Г сейчас мы имеем полное издание произведений, которые частично печатались в 1917 году с подзаголовками "Фронтовые записи", фрагменты этой книги публиковались в журналах "Северные записки", 1917,Л1. "Народоправство", 1917, *9-13.

ь

ченко получила широкую критику1.

ноэнная литература 20-30 годов представлена произведениям! А. Серафимовича, Д.Фурь-'анова, Н.Островского. В литературно! науке существуют исследования2 В.Тимофеева, Б.Ананьева. А.Метченко и других по проблемам изображения человека'и воЗны в литературе этого периода. Ученые изучают и обобщают опыт писателей в сфере психологического анализа й выявляют общие закономерности воссоздания человеческого характера в литературно-художественном плане. Произведения этого времени отражают события революции и гражданской войны, в которых ведущая роль отво-дитсд человеку на войне, исследуются его психология а поведение.

К 40-м годам наша литература имела достаточный опыт в изображении человека и войны. Она вбирала в себя традиции литературы 19 века, ее философское и нравственное содержание,

.Проза военного времени поэтому представляет богатый и интересный материал для того, чтобы проследить эволадию этих традиций и формирование жанров в новых исторических условиях •. Обстановка и время потребовали от литераторов'особого подхода к сложнейшим процессам в жизни общественного времеяи. Оно породило очень своеобразную газетно-журнальнуя литературу, что обусловливалось прежде всего тем, что периодические издания быстрее находили читательский отклик. (Троизведедия бади небольшими по объему, публицистическими до стилясгвческом и жанровой направленности.

.Проблема жанров военной публицистики в разных ее аспектах осмысливались в произведениях3 И.йонаковоа," В.Смирнова, М.Лебедевой, Л.Плоткина и других. Особы», интерес- дл* вас ■ представляет работа И.йуэьмичеза "Манры воецны* ле.т"- /' 1941< -

, 1, Воронски» А. Народ на воаде //Паавдаи-1.922-.—«247,

80 октября; Машбцц-Неверова А. О книге Федорченко//Правда,-1921 .--6119.11 марта; Трифонов й. яесправадливо забытая-книга. В кн.: С.федорченко. "Народ на войн/»"- 41,11990.

2 Тимофеев В. Пути, художеств^чрго. исследования- личности.-Л. ,) 9?5; Ананьев Б. Челрвек как предмет, познания»-Л., 19бв;* Мвтчвнко А. Кровное.завоеванное.-М,,1975; Проблемы психологизма в советской литературе.-Л. ,1970.

3 ГАзчакова, И-, Советская литература з годы Великой» Отв~ чествеисо^ Во?да^-С$«вдлойСКЛ957.;, Сифноь В. Романы. во«нных лет.В сб.: Русская,советская.литература перу .она Великой»Отечественно! ВОЙНЫ.-М,, 1061* Плоткив.Ж Литература и война;-Я.. 1967.

.--с-!; г.е'/к ¿¡Д'^-. еесф- с и^зго

-РОП О'П-' ','¿'''7 СИ 'О о'.'.'.Ь'.'Л' 1Р».г;г,.'| о*'.,'

10453.кВ, вохоройч,,^^дает,,..анарз * т , жанров9Г9.„^рстодн11Яг ,ру,сско*'лцт^рат1гры уезсЗ^х^ п'ррслежива-^", вт- .^ормир^врше.; развитие, ли"т?рату,йрг^^п^'рцесса.. с" непос- ¡. редственными.требованиями/дня.,,До.мнению' И,$зьыия'ева,'.пррб|- г лена "жанровой клар.ед^икации в'нашем. л'итературЬведенииУрсдоыс-''. Л|шается. на' недостаточном уровне.. В науке существует несколь ко основных .тенденций . классификация канров. .Некоторые иссле-' дователи .вообще отрицают, наличие жанровых границ, другие"-наоборот,-, утверждают о постоянном обновлении и развитии жан- ., ров, третьи х« пытается заменить традиционное деление новым, более современным, стремясь проанализировать эволюцию с требованием литературы и жизни.

.'*•'.''!"И,К^'эьмичев убежден и доказывает в своей книге, что современному литературному процессу свойственен синтез жанровых форм. С-таким подходом к делению произведений на жанры, а вернее .'"не-делениа", мы согласиться не можем. Хотя связи между произведениями существуют , и границы между ними не могут быть статичными. Тем не менее жанры имеют поле своего про-■ явления, и.границы возможного их развития. И каждое произведение почти "укладывается" в рамки определенного жанра. Поэтому вполне реальны контуры формирования и бытования жанра, учитывая . * его самостоятельность, и особенности взаимосвязей.

• / . Вопросам;исследования жанров посвящены работы литературоведов Г.Поспелова, И.Белецкого и многих других. Концептуальные положения в трудах этих ученых сформулированы, с одно! стороны, на теоретическом осмыслении процесса, с другой -«а конкретном изучении жанровой картины современной литератур". .

В литературоведческой науке прочно установившегося определения жанра нет. В разных трудах он определяется по-• раяйому.. Но во всех формулировках проведена общая мысль о том, Что канр - это художественная форма. Жанровые разновидности более традиционные, чем это кажется , хотя возможно появлеи-'ве новых жанровых форм, которые развиваются , отталкиваясь, ОТ- существующего опыта, которые взаимодействуют с другими , "сохраняя при этом нечто изначально цельное, традиционное . Жанровые' формы публицистики военных лет имеют свои особенности. ов* корням* связаны с опытом прошлого.

п

I

Жанр очерка в прозе начала войны имел доминирующи! .. характер. Это определялось прежде всего тем/ что сжато» пбч-ти документально писатели передавал» события . воздействуя тем самым на читателе! своим пафосом и призывными ритмами'.. В первые дни войны были опубликованы очерки1 М.Шолохова , П.Павленко, П.Лидова, А.Кешокова, Х.Теунова, К.Жане и дру-.. г»х. Конкретный анализ неизученных и малоизученных матерла-. лов жз разных национальных литератур дает нам возможность . сформулировать мысль об общих и единых процессах дальнейшего развит«* очерка и формирования новых его разновидностей ., . "Военный" очерк, таким образом, сформировался как ХУДОЖ'ест-венно-документальннй жанр и в своем развитии оказал, существенное влияние на возникновение и становление жанров рассказа и военной повестш , придав им черты документальности. ..реальности описываемых в них событий, явлений и людских, судеб,' характеров. В этом и в ид «то я непрерывность цепи рйзвитмжа-нров от очерка через рассказ к более крупно! форма', Л пов*^ сти , а от нее к роману , но последнее уже отдельный разговор» Речь идет об .общих закономерностях жанрового процесса.

Следует, заметить, что очерк как жанр прочно утвердил себя в литературе 19 века в творчестве М.Салтыкова-Щедрина, Н.Успенского, В.Слепцова, Ф.Решетникова, а также в военной публицистике 1812 года А.Кайсарова, Ф.Рамбаха, Ф.Глинки. Изучению этого жанра посвящены и работы современных авторов.. Е.Журбиной, В.Богданова, П.Глинкина, Н.Глушкова , которые исследуют истории становления очерка , особенности взаимосвязей с другими жанрами .

Специфику очерка военного времени нельзя понять . врв его связи с другими жанрами , это бесспорно. На материала, очерка в дальнейшем "вырастают" более крупные в художественном отношении жанры - рассказ, повесть. Очерк нередко слу-т жил первоначальным материалом для художественных произведу-,' ний, в которых-сращены воедино документальность и беллетристика. Мы выделяем военный очерк как отдельный жанр лнтерату-рн тех лет, который содержит в себе чисто художественные ва-

-'-1—ЩолохйВ М. "На Смоленском направлении" /"КраснМ

звезда", 1941 г., 29 августа /г Павленко П. "Капитан Гастелло" /"Правда". 1941. г.. ,10 июля/; Ладов П., "Таня" /"Правда". ,. 1942 г., 11 сентября/; Кешоков А. "Боевая справка" /"Сия Отечества", 1942 Г./. Г -,; ■ ,

чала и тем самым способствует интенсивному развитию расска-за'и фронтовой.повести. Жанр военного очерка, .по кнели П.Гли-нкина , имеет свои разновидности : "очерк-рассказ" , "очерк-памфлет", "очерк-статья с лирико-философскимя раздумьями" , путевой очерк и портретный в виде дневников илисем. Такого же мнения придерживается в своей видовой классификации Н.Глушков в монографии "Очерковая проза". Считая¡традициошш-мж жанровые образования , о которых говорят ученые , мы в ваг-шей работе'исследуем я другие формы очерка : "очерк-гимн" в творчестве А.Белевича, "очерк-история" у А.Платонова, "очерк-биль" М.Упеника, "очерк с элементами поэзии" Я.Купали и преходим к выводу , что развитие жанра очерка в литературе 40-х годов, появление различных видов и форм били вызваны самой действительностью и приобрел» огромную значимость в жаирово-стилевой эволюции прозы тех лет.

Материал младописьменных литератур Северного Кавказа тоже свидетельствуют о единстве процесса формирования очерка. Так, например, осетинские писатели Д.Мансуров и Т.Джати-ев написали очерки - "Генерал Исса Плиев", "Горны* орел"'. В них авторы с высоким пафосом рассказывают о подвигах земляков ¡..генерала армии. Иссы Плиева и майора Ибрагима Дзусо-ва. К этому жанру обращается Максим Цагараев , он пишет о наших воинах, преследующих фашистов за пределами родной земли.

В очерках "Кровь за" кровь" С.Брктаева , "Чабахан" Г. Джалилова, "Петух Шали" Д.Туаев.а создается образ непокоренно-'го народа , отстаяваящего свою независимость - тоже в традициях военной публицистики . Постижение разнообразных , порой неожиданных явлений : военной действительности характерны для дагестанского писателя Капиева. "Фронтовые очерки"' и "Записные книжки" Капиева - это превдй Есего художественно-документальный материал с точным , лаконичным слогом и образными выражениями.-В адыгейской литературе А.Евтых. Д.Костанов. О.Тлюстен, К.Жане в своих рассказах-миниатюрах, очерках , репортажах пштут о героических поступках воинов . Очерки "Возвращение домо8" , "Клятва летчиков" А.Евтыха, "Еессмертвз героев"; "Певупка-воин" . " Бесстраааыа воин" Д.Костанова интересны преэде всего как очень »ивой материал с места событий. В них , как и -в целом в очерковой литературе военного времени ,. высокая пафосная публицистика' сочетается с яркой выразительностью слова."

.* Во-т второй главе "Идейно-художественные и жанрого-стилевые особенности рассказа о войне в отечественной прозе 40-х годов" речь вдет о Военном рассказе, как о'жанре . который давно выработал глубинные традиции в отечественной' литературе, имеет огромный художественный опыт.В исследованиях1 С.Антонова, М.Зверева, А.Хайлова,. А.Нинова,И.Кузьмичева,обнаруживаются близкие,но диаметрально противоположные' суждения о йанровой дифференциации рассказа.

Что такое рассказ? - такой 'вопрос в своей работе ставит М. Зверев и пытается ответить на него, анализируя различные подходы к решению этой проблем!*,. подчеркивая главную мысль о родовых признаках рассказа-как жанра.

Существует много определений содержательных и формообразующих факторов рассказа..; Гете рассматривал рассказ к.ак необычное происшествие, Чехов считал, что;задача рассказчика - воспроизводить жизнь в ее обычном течении. А.Трлс^й .полагал, что непременные признаки рассказа'- краткость , сюжетность. Как жанр рассказ •всегда несет в себе определенные родовые признаки. Он обусловливается во многом своим содержанием'.объемом'и теми проблемами, которые в нем ставятся и решаются.

В литературе 19 века рассказ 'квалифицировался как разновидность повести / Марлинский.Погодин,Одоевский,Пушкин,Гоголь /, Он долго не осмыслялся в качестве самостоятельного жанра'. Но именно в творчестве Н.Гоголя , И.Тургенева , АЛехова' сложился рассказ и достиг завершенности как жанр « Классическая форма краткой повести складывалась у Пумкина И достигла" высокой оригинальности у Гоголя . Тургенев .реформировал-русский рассказ на основе лирико-очеркового жанра * Чехов вернул рассказу эпическую повествовательное« , точность' рисунка . Писатели нового времени И.Бунин, М.Првшвлн, М.Зощенко, А. Куприн, Ю.Олеша, К.Паустовский, и другие ^продолжили классические традиции , обогатили рассказ новыми жанровым* и--стилистическими качествами , что выражалось в Метафорической и Наряженной манере "малой прозы" Б.Лавренева , Ё.Цильняка , Й.Ба-беля . Новое ощущение героической- направленности проявлялось, в рассказах Д.Фурманова , А.Фадеева , А.Серафеиобича философской и психологической наполенности наполненности А.Толстого,

~ 1 Антонов о. о нашем рассказе.-М,,19?5; Антонов С. Я''

читаю рассказ.-М.,1969; Зверев М. Что такое рассказ ? //Простор,-1963.-К4; Хайлов А. Грани расскаэа.В кн.:Жанрово-стилввыа 'иска-, ння современной прозн.-М.,1971;НиНов А. Современный..расе2аз.-Л.,

1969.'

А.Платонова, сатирической - М.Зощенко,'И.Ильфа, Е.Петрова , лирико-философской акварельности письма М.Пришвина, К.Паустовского, 0.Нагибина, других.

Таким образом, ианр рассказа к началу 40-х- годов имел свой "золотой фонд" , и он оказал существенное влияние на военный рассказ , хотя последний и обрел свои специфические че-, рты .

Тематика рассказов 40-х годов во многом определилась военными событиями , вся содержательная нагрузка в произведении приходилась на фабулу, сюжет, где господствовали образность и художественность наряду с фактом, его оценкой и пафосом. В рассказах "На Днепре" / 1943 г./, "Верная кровь" Л.Первомайского широко используются элементы публицистики в описании боевых событии , а также лирические отступления , характерные .' для художественных произведении, а также авторские рассуждения о характере героя, особенностях его психологии.

Совершенно по-другому война осмыслена в рассказах А.Платонова "Одухотворенные люди" , "Неодушевленный враг" и других, в которых удивительно точно изображается действительность со всеми ее штрихами и подробностями. Народ не только переживает войну , но и привыкает к ней. Житейские, обыкновенные интересы вытесняют в нем боль, страх. В них показаны в сочетании война" и мирная жизнь. Люди живут на войне , воспринимая ее как обыденную реальность , приспосабливаются к ней. надеются на лучшее в завтрашнем дне. На краю города, куда уже приближается бой, все еде живут какие-то люди / "Одухотворенные люди "/. Мы видим, как вехает белье Еозле входа ь док женщина рядом уже рв- • утся снаряди , девочка и мальчик тут же играют.в войну . Мальчик роет совком землю , готовя могилы , девочка хоронит глиняных кукол на игрушечном кладбище , дети играют в смерть. Рядом с такой житейской прозаичностью у А.Платонова "смерть на войне нормально живет ". В рассказах о войне она как образ. Для писателя война и смерть - понятия, неотделимые друг от друга. Войны без смерти и быть не кохет. Смзрть сама'по себе не "вписывается" в систему человеческой жизни , а.действует на нее извне. Кизнь , по Платонову , вырабатывает веру и надежду против смерти." Герои его произведений: по-разному воспр/ншлаот смерть. Юра Паршин / "Одухотворенные люди" / бич уверен , что если есть по-

лноценная жизнь , где есть радость и истина , нет места смерти, хотя когда-то этот "внутренний запас" кончится , и смерть близко подойдет к нему . Эти мрачные мысли беспокоили его , он не зная. , как нужно встретить смерть i пережить ее, как умереть , чтобы сама смерть встретила его , а не он ее . Совершенно по-другому относится к смерти политрук Фильченко из того ке рассказа. Он не мог ни лонять смерти . ни примириться с ней.

Восприятие смерти как чего-то безысходного в жизни каждого человека заставляет героев размышлять над ней . Философски осмысливая смерть как категорию надаизненную , А.Платонов утверждает право человека на существование . осуждает войну как силу, разрушающую дух , нравственность . личностное начало в человеке .

Описательно-хроникальный стиль, повествования определяет особенности письма Д.Ортенберга / "Год^ 1.942я /. Рассказ-хроника , опирающийся на документальный материал газеты "Красная звезда". , редактором которой в годы войны был автор , становится главным жанр.ообразу»щим фактором в его произведениях , приближая рассказк очерку.

В . науке существует мнение , что принцип определения "рассказ" и "нё-рассказ" в творчестве писателя обычно решается с практической стороны проблемы. . То есть у каждого писателя существует свое представление , что. считать рассказом , а что нет , при том положении , что теория рассказа достаточно серьезно разработана в науке 7Год 1942" Д.Ортейберга - рассказ со всеми для этого жанра характерными признаками , тем не менее обогащенными и индивидуальными особенностями , которые выражаются в хроникальности событий, в их документальности. Это рассказ с очерком , публицистикой.. Наряду с этим в рассказе -авторское размышление и оценка, обстановки. Публицистическое начало приближает это произведение к другим материалам , к статьям М.Родимцева " Гвардия не отступает " , А.Чуянова " Город-героА " , к письму 13- гвардейской дивизии " Умрем, но отстоим Сталинград " . Таким образом , художественный рассказ и публицистика , становятся явлением в литературе , они выполнили функцию одного порядка . Публицистика иногда оказывала. самое прямое влияние на художественную прозу тех лет. Так , по предложению Д.Ортенберга .. В.Гроссман познакомился с бронебойщиком Василием Громовым , после чего был напйсан им один из

первых рассказов "Луша красноармейца".

Тема героизма - самая .распространенная в рассказах о войне точно так же , как и в очерках . этого периода . Каждый из писателей стремится по-своему решить ее в произведении-. Одни писатели, видят героизм в смелых атаках другие- в ежедневном ратном труде солдата , третьи олицетворяют героизм с-подвигом . Драматизм ситуации , лаконизм повествования .романтическая окрашенность характерны .для рассказов "Слава" /■ 1944 г. /, Н.Лупсякова " 1ервая атака" / 1944.г./.

Так, рассказ''вместе с очерком становятся ведущими жанрами в прозе . Объективность этого явления подтверждается • тем , что и в небольших литературах очерк и рассказ., выходят на -первый план . .' '

3'адыгейской 'военной прозе" жанр рассказа определился .в творчестве X.Аидрухаева , Д.[{останова, К.Жане, Ю.Тлюсте-•на. Главной стала проблема.героической борьбы человека на войне . -3 рассказе "Смерть партизана" Х.Андрухаев воспроизводит достоверную историю народного зацктнска , .попавшего в плен к немцам . Двтбр показывает мужество. . стойкость героя / способность на самопожертвование . И.в другом произведении писателя . "Девушка Галя" воссоздается подобная ке ситуация , но только с той разница»! , что героем оказывается девушка , не склонившая головы перед испытаниями » •-- ' . : " Многообразно решается проблема героизма в. рассказе ка-, берлинского■ писателя Х.Тутукова ."Ъртизан Павлик" / 1942 г./. Оставшись без родителей во ..время'войны ■, мальчик становится разведчиком в партизанском отряде , писатель сосредоточивает внимание на- сцене , рисующей гибель героя . Много страниц оп.и-' санию военных подвигов Героя Советского Союза Й.Кочиева посвятил" осетинский, писатель Г.Джатиев. Его фронтовые- записи послужили основой для'рассказов "Добровольцы" , "Записки бойца", ■".Честь осетина". Автор в них- акцентирует-, вникание на описании Героических поступков , раскрывает .внутренний мир защитников.

Героическое' направление для рассказов военных лет характерно для адыгейской, балкарской, кабардинской', осетинское литератур. > У.Панеш , исследуя..типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур , отмечает ; "Канровое своеобразие и структурные особенности рассказов военного времени снязань! прежде всего с максима-

льной его приближенностью к реальности.. Новелла прямо . выросла из очерка, оперативно среагировавшегона бнстротеку-щяв процессы."' ; .

Совершенно справедлива эта мысль , но следует отметить., что и очерк, и рассказ развивались своеобразно в.40-нз годы. Публицистика стала составной'частью этих произведений военного времени. Заметим , что процесс эволюции жанров происходил постепенно .. Если в первые;месяцы.войны, в основном , *в газетах и журналах печатаются публицистические статьи призывного характера , то потом появляются очерки и рассказы с психологической. направленностью. , постепенно приобретая различный виды,

Рассказы Ц.Панча, Д.Ортенберга, Л.Перво/лайского ,И.Эре-нбурга публицистичны. Д.Ортёнберг. строит рассказ-хронику "Год 1942" на документальной основе', дополняя его своим анализом, у Л.Первомайского - на первом месте лирический элемент .описание природы , это тоже особый вид публицистики •. Рассказ со временем приобрел психологическую и философскую-направленность в творчестве А.Платонова . Это все свидетельствует об интенсивном становлении и развитии военного рассказа ,' который закладывает фундамент будущей большой прозы о войне / повести и романа /.

В третьей главе " Идейно-художестверы'е и жанрово-сти-левые особенности повести о войне в отечественной прозе 40-ых годов" анализируется процесс возникновения и развития.повести о войне,ее жанровые и стилевые связи с очерком и рассказом .

Термин "повесть" существует в русской литературе с дре---внейших времен . Названа этим жанром "Повесть временных лет". Употребление этого термина в древнерусской литературе было .видимо, традиционным , то есть всякое повествование именовалось, повестью. Тем не менее для писателей этого времени существовали определенные различия между повестью или .скажем, посланием или поучением. Дошедшие до нас произведения свидетельствуют о том, что с жанром повести связывалось прежде всего геро.ическое содержание /"Повесть о разорении Рязани Батыем","Повесть о житии и' о храбрости благоверного и великого князя Александра" и другие/.

1 Цанеш У. Типологические связи й. формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур",-Майкоп, 1990. С.113.

8 16-17 веке содержание и жанрово-стилевые характеристики повести значительш расширились , она стала включать в себя бытовое и сатирическое начала / повести о Петре и Фев~. ронии Муромских , б Ерше Ершовиче, о Шемякиной суде, Ь похождении Фрола Скобеева/. В прозе начала 18 столетия популярными становятся повести с авантюриим и ¿ентиментальным содержанием. Жанровые и содержательные качества повести 19 века стали еще более разнообразным! . В отличие от прошлых эпох критике 19 века попыталась теоретически осмыслить границы этого жанра и дать характеристику жанровых ее особенностей.

Впервые в русской критике четкую теорию жанров разработал Н.Полевой в статье "О русских повестях и романах" /1829/ > теоретически обосновал канровые признаки романа, повести . Н.Надежди'н / "Телескоп", 1832'г;/ попытался конкретно определить их содержаише,утверждая , что роман обозревает-жизнь■. "со всех сторон : , а.повесть разрабатывает предмет с какой-нибудь стороны" . В.Белинский в статье "О русской повести и повестях Гоголя" рассматривал повесть как отдельный жакр, "в ней все просто , обыкновенно, естественно к верно, и, вместе, -так оригинально и ново"1, и признавал ее серединное положение в системе жанров . Повесть .действительно, занимает среднее положение , соединяя в себе возможности рассказа й романа ,. что однако не мешает ей быть вполне самостоятельным жанровым образованием ; ' | '•'_.,

Повесть как жанр крайне неоднородна по объекту изобра-' жения. Есть повести', в которых раскрывается судьбА личности во всем объеме , что роднит ее с романом . Немало повестей ,\\ в которых изображается одно небольшое событие или какая-то его"' сторона с раскрытием характера одного, или нескольких героев, что приближает ее к рассказу . • ■

Военная повесть.40-х годов определилась как жанр и вобрала в себя опыт и традиции классической русской повести на-, всех этапах-ее развития, при этом отражая конкретные события и очень динамические процессы в жизни общества . Авторы "но-1шх" повестей стремились развернуто п'оказать судьбу народа в трудные годы войны . Специфика осваиваемого писателями матери-гига накладывает свои отпечатки на жанровых и стилевых особен-

Г Т^лйПскйГТЗ, Избранные статьи.-М., 1980. С.22.

ностях их повестей, которые выражаются значительно большем , чем рассказ и очерк , объеме., масштабах освещаемых событий, .'глубиной раскрытия характеров героев.

Документальность - одна из главных особенно' отей героической повести , что сближает ее с рассказом , очерком и публицистикой тех лет / например, "Наука . ненависти" М.Шолохова/ Героическое как жанрово-стилевое явление тем не менее влияет ,на формирование содержательных и поэтических' структур повести в зависимости от задач писателя , от характера его повествования , от индивидуальности его языка , от психолого-аналитического повествования. Канровне. подвиды повести уже определились в самом начале обозреваемого периода отечественной прозы : это - героико-романтическое произведение В.Василевской "Радуга" публицистико-героическая повесть А.Еека "Панфиловцы на переднем рубеже" ,'Б.Горбатова "Непокоренные" , в ноле 1942 года "Красная звезда" публикует повесть В.Гроссмана "Народ бессмертен" , появляется целый ряд хроникально-исследовательских повестей - "Дни и ночи" К.Симонова , в 1946 году "Сталинград" В.Некрасова ', в. 1947 году "Звезда" Э.Казакевича , то . есть складываются основные жанровые и стилевые признаки повести. « затем повлиявшие на крупные формы.воённой прозы..

■'.В повести "Непокоренные" Б.Горбатова речь идет о тя-' желых днях оккупации , о сложности выбора пути в экстремальной ситуации » Многие из героев оказались на. распутье . Главные для писателя было проследить судьбу героев, в движении , в развитии , показать сложность положения , в котором оказа -лись люди . Художественное исследование этой ситуации продиктовало необходимость раскрытия героических поступков лляей , но кроме этого оно обеспечило писателя и возможность-) анализа психологического содержания и обоснования поведения героев.

В критике не раз обращалось вот^анйз на сходство повести Б.Горбатова с "Тарасом Бульбой" Н. Гоголя . Сравнение отчетливое : старый Тарас / и тут и та» / и лети - Степан / Ос-тап у Н.Гоголя / I Андрей / у Н.Гоголя Апяркй /. Следует обратить внимание на стилистику повести Б.Горбатова - певучул речь , наломинаяцую ритмику народных ■ сказания , на символику , при которой сквозь конкретные детали обстановки проглядывает второйболее крупный план . Геррида^рси.'-зчткч^чи'з и

публицистические особенности' горбатовской повести весьма близки к стилевой и ритмической, стихии повести ¿.Василевской "Радуга" — одного, из самых'ярких произведений тех лет . Оно строится почти на фактическом материале, но в нем широко используются ' возможности и публицистики и художественного начала . Автор эмоционально повествует о судьбе женщины , ко- ■ торой выпали - нечеловеческие страдания, и испытания . Эмоциопа-льно-по'рествовательныё-'категории при этом обогащены ' 'романтическими 'идеями и психологизмом поведения человека ', его харат ктера . - ;. ' ' ;

Стиль повести весьма своеобразен , Эдическо-романти -ческое повествование в "Радуге" в сопряжении с открыток пуб -лицистикой и лирическими описаниями природы воскрешает сти -■ левую и языковую стихию народно-героических-произведений . Холодна*. снежная эйиа, вьюга .ветер символизируют ужас войны, и совершенно протиВоложное значение имеет радуга аймои - это предзнаменование светлого в будущем, вера в лучшее. .' ' '■ ; • На подробном анализе произведения мы отвечаем ,' что . повесть В.Василевской- "Радуга" .является, началом в интенсивном развитии жанра'.повести военных лет.-Далее в нашей работе речь идет о повестях К.Симонова "Дни и ночи" , В.Гроссмана "На -род бессмертен" .. В.Некрасова "В окопах Сталинграда" - все они связаны с событиями Сталинградской битвы. Писатели были Свтаетелями того ;- что было в.1942'году у берегов Волги . Кажды! п.о-своему- запечатлел увиденное. Поэтому при определенном единстве исследуемого материала художественной его осмысление породило.разные проявления , в том числе жанровые.

В основу повести В.Гроссмана "Народ бессмертен"-легли заметки , статьи. , воспоминания о Сталинграде. Именно это .придает поЬеети публицистичность -и очеркоюсть . Две линии проходят в повести ; картины всенародное войны и размишления о неа V о ее движу.щих силах и'стратегии. Соответственно зтоиу автор выделяет двух центральных героев - боица Игнатьева и .комиссара Богарева-, олицетворя-ощих эти две линии . Существенную роль в сшле повеоти игра.от логические те:шсы , вынесенные в названия глав ,' подкрепленных содержанием ': "Го.рько ли, тошно - стоять!" -, "Познай самого себя" , "Утром батальону драться" , "Тревога" й другие . Художественно-публицистическая основа повести достаточно четко прослеживается а главе "Сьерть-

города" , в которой выражена вся трагедия первого года'войны. .Писатель мастерски воссоздает гибель города со всеми точностями ■и эмоциональными подробностями - широкие картины происходящих событи! органично при этом сочетаются с показом судеб и психологии отдельных людей. Следует отметить , что это характерно и для повести К.Симонова "Дни и ночи" . само название которой уже определяет особенности и жанр повествования . К.Симонов , определив жанр "ДНи и ночи" как повесть , сохранил 6 ней черты документальности и форму , близкую к дневниковым записям. Эта повесть создана на личных впечатлениях писателя. в ней он не только рассказывает о защитниках города, но и передает то-душевное состояние сражающихся людей , которое наполняет стйль дневника анализом психологии героев.

О самых трагических и героических событиях К.Симонов повествует спокойно и точно. Оя детально описывает город , где впервые в истории войны штаб находился в восьмистах метрах от линии фронта, где раненых ежедневно под градом бомб перевозили через Волгу, где полем боя стали двора, переулки и лестничные площадки, домов. Мы видим окопы и хода сообщений , блиндажи, знакомимся с устройством лампы из гильзы , слышим "ливень трассирующих" пуль , грохот бомб и свист пуль. С абсолютным знанием дела писатель изображает военные операции . ■ Точный показ событий, боевых объектов и единици техники припа-■ ют повествованию хроникальность и предметную объективность . Именно ощущение хроникальности подтверждается еще и тем' ,'что большинство глав начинается точным указанием времени , когда разворачиваются события. Даже в описании грозы молния выхватывает те объекты, которые делают .отчетливее облик военного Сталинграда. В отличие от.писателей, тяготеющих к широким обобщениям и к эмоционально окрашенным описаниям; К.Симонов строг в повествовании, скуп в использовании изобразительных средств. 3 то время, как Б.Горбатов в повести."Непокоренные" создает збраз распятого , мертвого города , у которого вырвали и растоптали душу, Х.Симонов показывает , как две тысячи немецких самолетов, повиснув над -городом, яодоягли его. И среди этого 7.т.аса были люди , которые защициЛи его любой цяпоЗ. Писателя 1равлеказт не сам героизм , а его будничность , кзгдодневность -сачества , очень характерные для В.Некрасова.

К.Симонова занимает общий настрой защитников Сталингра-

да. Поэтов в разных по складу характера и душевному состоянии людях - в .капитане Сабурове , солдате Кон.окове , ординарце Пете - акцентируется внимание на то , что' их сближает и роднит . Автор подробно рассказывает о довоенной жизни своих героев , вырисовывая портрет"каждого , как это было в"очерке-портрете" этого времени . Писатель больше сам говорит о своих героях , чем они сами , что однако не мешает психологическому наполнению повествования , раскрытию полнокровных характеров. Жанр своеобразного "репортажа-повести" с места событии, прАю связанный с публицистическим освоением сложного военного материала , таким образом , прочно утвердил в себя в прозе тех лет . Об этом красноречиво свидетельствует и повесть В.Некрасова , которая завершила подлинным эстетическим открытием; процесс развития жанров в прозе военного времени от агитационной статьи , небольшого публицистического очерка через рассказ к художественной повести и роману . Поэтому повесть В.Некрасова имеет принципиальное значение в дальнейшем развитии прозы о войне в целом и фронтовой поведи в частности, что подтвердили известные произведения этого жанра Ю.Бондарева ; Г.Бакланова, В.Быкова , В.Кондратьева и других .

Повесть "В окопах Сталинграда" / "Знамя" , № 8-9 / сразу привлекла внимание читателей и критиков необычным стилем , реализмом , "окопной правдой ". Книга В.Некрасова , отмеченная Государственной премией , вызвала множество острых дискуссий и суждений .

Ряд критиков и писателей неверно оценили икейную сторону произведения , не сумел увидеть главного в этой книге . Они отмечали , что главны»* герой повести "неитересен" , лишен интеллектуального кругозора , война показана "с точки зрения участника ближнего боя " и т.д. Были и положительные отзывы, они появились значительно позже . В них отмечался своеобразный стиль некрасовской прозы , "новый взгляд" на войну , уходщии к традициям Л.Толстого, Э.Ремарка . Новаторский характер повести и ее художественные особенности нашли глубокое осмысление в статьях И.Виноградова "На.краю земли" /,"Й88ын мир" , 1968-,.ЙЙ/ , В.Кардина !'0 Викторе Некрасове и Юрии Керженцеве" /"Вопросы литературы" , 1989.Й4 /•./

"В окопах Сталинграда" , действительно., заслуживает особого -внимания . До ее публикации в литературе преобладали большей частью повести романтического направления , где пере-

¡я

1-1 . 1У : с; ■ г- - г . .... ;

плеталибь.'героика и романтик^ военных дней1':' В ¿Некрасов " '*•'• своей книге "подходит к'изображению событий на'фронте , к'пос'-"4 тупкам.героев"их характерам совершенно иначе , что и не'мо--" гла понять и принять'' официальная идеологическая критика .. Так'., В.Сафонов в статье'"Созидание свЬто'м" /; "Звезда" ,1947, №4 / утверждает , что Зиктор 'Некрасов отказывается от'всякой ; темы вообще' , всякого с.ожё'та ,' что в'его повести ' есть только' ничем непримечательный герой , что он - человек без вкусов--,-без интересов , что начало повести дезориентирует читателя • который ждет от писателя описания острых событий , а он пишет1 ■ о буднях отступления и т.д.

С такой точкой зрения критика мы согласиться не можем , ибо внутренний ритм начала книги как раз настраивает на^ восприятие ожидаемых тревожных событий . Во внешне спокойном ' повествовании герой - не наблюдатель , а участник событий '. В повести отчетливо показано изменение его внутреннего состоя-, ния , передается трудные размышления . Особую критику вызвала так называемая "окопная правда", в раскрытии которой В.Некрасов следовал Л.Толстому , особенно Э.М.Ремарку / С.Нагорный , "Литературная газета" , 1947 г. / .

В нашей работе мы пытаемся проанализировать пробле-. му ремаркизма в прозе тех лет ,в> особенности в повести В.Некрасова , и приходим к выводу о том , что Некрасов не подражает Ремарку , а глубоко развивает его традиции . Жестокую , реальную войну , ее безусловную правду показывают Ремарк и Некрасов в произведениях . Мы также обнаруживаем определенное сходство некоторых философских рассуждений авторов об инстинкте во время боя , о Фронтовой дружбе , которая со временем превращается в "окопное братство" . Есть у них и своеобразие взгляда на воину . Герой Ремарка "обуютить войну" /В.Шкловский / , тогда , как некрасовские герои живут мыслями о родине, заботами о будущем своей страны .'Поэтому естественно сочетание героизма с обыденностью , великого с повседневным в повести В.Некрасова . Герои Некрасова - лоли простые и мужественные - это архитектор Керженцев , аспирант Фарбер , ингенер Игорь Ширяев и другие , оставившие свои лаборатории и завод»' и ставшие офицерами и солдатами во время войн л! . Процесс превращения лодей '.трных профессий,в воинов психологически глубоко увиден и раскучт и човести В.Некрасова .

Н.Рюриков в статье "Окопные будни и их героика " /"Звезда", 1947, №5/ указывает на писательскую неопытность автора, приводя пример из романа "Война и мир"., где Л.Толстой .не смотря на то , что раненый .А.Болконский покидает Бородинское поле, продолжает следить за развитием битвы, а у Некрасова критик не находит такого развития, событий, подобное рассуздение , на наш взгляд , не убедительно. Ведь Некрасов не создавал "вторую" "Войну и мир" , хотя ее влияние явно чувствуется в повестр . В.Некрасов писал так , как ему подсказывало собственное чувство. , Его. повесть - воспоминание автора о том , что пережил . Эта повесть г дневник писателя . налисанный с натуры . И не следует ставить автору в-вину то, что он не' показал в повести того , что происходило вне поля его обозрения.

Отдельные критики не нашли в книге В.Некрасова привычных идеологических канонов , которые могли служить для них ориентирами , что и помешало им понять.новое , что несла с собой повесть , где в авторских поступках , действиях героев есть смысл и глубокая гуманистическая идея .' Повесть "В окопах Сталинграда" напоминает очерки , соединенные идейным замыслом и главным героем , Юрием Керженцевым , который выступает и как герой , и как писатель.

Кержейцев •, как,и другие на войне,вспоминает довоенную молодость в Киеве, свой дом , родных . По своему образованию , воспитанию, складу характера он "не-военный". Но в силу обстоятельств .он становится офицером с глубокими убеждениями и представлениями о собственном долге - воинском и человеческом . Юрий Керженцев - -интеллигент . Интеллигентность и война не совместимы - так считали многие критики . Керженцев разрушил это убеждение , так как интеллигентность связана с такими понятиями , как человечность , доброта , нравственность , искренность , дружба. Все эти качества мы можем отметить в характере лейтенанта . Керженцев общителен , он прекрасно "уживается" с людьми на фронте, делит тяготы "окопной жизни". •

.Живой, доброжелательный интерес Керженцева к людям , потребность вглядываться в. других , искать в них что-то хоро- ' шее позволяют нav, говорить о нем как о человеке высокой нравственности , обогащенное настоящей духовностью . К такому Керженцеву привыкаем с первых страниц повести , а потом-как бы и не закачаем его. Вероятно потому , что удивительно часто

встречаешь в этой книге привлекательные, добрые лица , много в ней по-настоящему хороших людей : любознательный простодушный Седых, "молодые мышцы" которого "рвутся" в.бой , замкнутый и молчаливый Фарбер, Карнаухов, тайно пишущий стихи , Сенечка Лозовой - любимец солдат , Георгий Акимович .Лиса-гор, Ширяев, Чумак. Во всех них Керженцев находит что-то притягательное , особое , неповторимое . Все они запоминаются несмотря на то, что о некоторых из них написано совсем мало, но в отдельных небольших эпизодах и диалогах автор образно , точно , с особой теплотой вырисовывает каждого

Повесть "В окопах Сталинграда" всем своим внутренним духовным строем утверждает первостепенную важность коренных человеческих ценностей и критериев , надежно помогает в общечеловеческом деле. Юрий Керженцев - обычный армейский лейтенант , рассказал нам самую главную правду о том , как сражались " на краю земли" и.какие испытания выпали на их долю.

Повесть В.Некрасова публицистична по cBoeNjy стилю, писатель очень скрупулезно подходит к изображению событий, излагая все почти документально. Именно такой подход приближает повесть к очеркам . Очерковость чувствуется в батальных сценах, в портретах , характерах героев , поэтому мы можем утверждать , что в данном случае публицистика выступает составной частью художественного произведения.

Повести К.Симонова, Б.Горбатова, В.Василевской,В.Некрасова , о которых мы говорим в работе привлекли в свое время читателей прежде всего героическими событиями . Художественное повествование в сочетании с публицистикой формировало особый стиль , характерный для военной повести этого времени .

Заключение. Исследование военной прозы 40-х годов позволили проследить особенности' вдейно-худокественной эволюции малых жанров / очерка, рассказа, повести'/ в отечественной литературе , выявите ряд закономерностей в области жанра , стиля и прийти к следующим выводам :

1/ военная действительность в литературе выдвинула на первый план публицистику и малые жанры . что способствовало их интенсивному развитию ; 2/ публицистика стала составной частью очерков , рассказов, повестей В.Гроссмана, А.Платонова ,

Б.Горбатова, В.Василевской, К.Симонова , В.Некрасова к других ;

3/ на материале очерка формировались более крупные жанры художественной литературы - рассказ,повесть ;

4/ в отличив от очерка в жанрах рассказа я повести происходив углубление псжхологического анализа .внутреннего мира героя, его поведения .усложнение исследовательских проблем, связанных о содержанием ,с Идеями эпоха. Для каждого произведения характерен особый стиль повествования , отражающий личность писателя , литературную манеру ;

5/ военная проза 40-х годов оказала "огромное влияние

на развитие военной темы в отечественной художественной литературе в творчестве А.Бакланова, В.Быкова, Ю.Бондарева, К.Воробьева ■ других.

Основное содержание • диссертации отражено в следующжх публикациях :

Об особенностях изучения повестей В.Быкова. Тезисы доклада. В сб.: Региональная научная конференция молодых ученых Северного Кавказа.-Майкоп,'1990 /о.5 п.л./. Автор и герой в повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда". В сб.:Молодые исследователи Адыгеи .-Майкоп,1993 /1.2 п.л./. Об особенностях идейно-художественной эволющи малых жанров в военной прозе 40-х годов. Деп. в ИНИОН АН РФ.-Москва, 1993 /1.5 гг.л./.

Формат 60x84/16, объем 1,бул.п.л.„т.70 э.1Э?9 Типография, издательство "Дебют", Жуковского,»»