автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Иконопись Александро-Свирского монастыря XVI-XVII веков

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Соловьева, Ирина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Иконопись Александро-Свирского монастыря XVI-XVII веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иконопись Александро-Свирского монастыря XVI-XVII веков"

Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государстяенннй укнворситет

На правах рукописи

7а.01.0- 16+'/и.033?.034 / 17т!}7/

солопъ'^л

Крина ¿датрновна

• ШВПЕСЬ Ш{0андго-СЗ:5Р0;ЮП) :.:О!ШЖРЯ-ХУ1-ХЭТ1 ггюз

Специальность 07.00,12 - история искусства

. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Летгнград 1990

Работа выполнена на кафедре истории искусства Ленинградского ордена Ленина и овдена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент В,А»Булкпп

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения а.С.Смирнова

кандидат уэшолоъмь. //.. О.А.Белоброва

Ведущее учреждение: Государственный Зр.штая

_3эщита диссертации состоится . 1990 г.

в часов на заседании специализированного совета К-063.57.40 по присуждению ученой степени кандидата наук в Ленинградском государственном университете по адресу: 199034 Ленинград, Мевдэ-леевская линия, д. 5, ауд. 70 .

С диссертацией мояно ознакомиться в Научной библиотеке • им. А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан ____1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандздат искусствоведения, до цени.'

В.А.Булкин

ХАРАКТ2И :ст;ш. работ:i

Актуальность темы определяется необходю.юстыо углубления и конкретизации всех аспектов развития древнерусской культуры в лУТ и ХУП столетиях, исследования не только со ледущих направлений, но и локалышх явлений и центра. Одтш из таких путей является выявление роли в этих процессах монастырей - ярупнейсих очагов древнерусской культура, сосредотачивавших на протяжении столетий своего существования многочисленные и разнообразнее художественные произведения. Значение одокх .¡з них хорошо известно и ншнло отражение в научной литературе, о других до настоящего времени известно крайнз мало. К последам принздиесит Александро-Свирский ионасткрь, порвш ноногрфичаел;:п.; исследованием иконописного наследия которго является настовая работа.

Значительное :.:есто в современных исследованиях зашс/ает уточнение путей и источников'фор.д-.рвания ¡/.оиастнрскш: художественных собраний. 3 связи с этим, своей актуальностью взделяется вопрос о существовали! собственной иконописной мастерской в Александро-Свирском монастыре, репэние которго в настоящей работе связано с исследованием проблем взаимоотношения евкрекого монастыря, выступасаего в роли заказчика, с иконописцами.

;..'онастдрскпе худанестзегеше коллекции составляй? основу большинства собраний древнерусского искусства музеев страны. IIx всестороннее изучение дает возмо:-ягасть выявить новые памятники и обширный- документальный материал, что, в свою очередь, позволяет полнее воссоздать картяну тех явлений к прцессов, которые характерны для древнерусского искусства в разные периоды его развития..

Цель и задачи исследовшшя. цель настоящей работы состоит в toi-:, чтобы на основе анализа прпзведений иконописи и пкськен-.ннх источников возмошо более полно осветить иконописную деятельность одного из таких крупношшх северных культурных центрв, как;з.! являлся на пштякении ДТ-лУГ1 столетий Александр-Свирс-кий монастырь.

В связи с этим автор решает следуйте задачи:

- наметить основные этапы развития монастыря в ХУ1-ХУ1Г веках;

- определить характер организации иконописного и близких к нему

- г -

промыслов в свирско:., монастыре в исследуемый период;

- рассмотреть комплекс вопросов, связанных с взаимоотношением монастыря и вступавши с н;ш в договор мастеров;

- проследить историю 5лр,шровш:ия и развития иконостасов семи соборов свирского монастыря, выявить их компо^.щиошше особенности, состав и характер происходивших в них изменений;

- определить пути формирования иконописного собрания Александро-Свирского монастыря и рассмотреть стилистические особенности входящих в его состав памятников;

- ввести в научный оборот новые иконы, а также исторические и архивные данные, собшшг-'в в процессе исследования;

- восстановить историю художественных коллекций монастыря в XX л

Методика исследования. Исследование проводится на основе комплексного изучения икон, составляющей коллекцию Александро-Свирского монастыря, и привлечения широкого-крута глсьменных источников. Иконы свирского собрания рассматриваются как произведешь искусства и как части единого ансамбля, ка-ковш являлось монастырское собрание икон. Это.дает возможность выявить широкий круг новых памятников, провести их датировку? атрибуцию и ввести в об:ций контекст развития древнерусской иконописи ХУ1-ХУП веков.

Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием иконописного наследия Александро-Свирского монастыря и вводит в научный оборот 98 новых памятников. В их числе находятся девятнадцать икон, принадлежность которых к этому, собранию быАа определена в процессе подготовки настоящей работы. В диссертации впервые использовано большинство архивных и письменных источников, позволивших прояснить развитие Алек-сандро-Свирского монастыря в ХУ1-ХУП столетиях и в более поздне время.

Практическое значение работы состоит в том, что она способ ствует дальнейшему углубленному изучению культурной низни Обо-нежья в ХУ1-ХУБ столетиях и выявляет то место, которое занимал Александре-Свирский монастырь в протекавших в этот период художественных процессах. Проделанная атрибуционная работа и привлечение нового архивного материала помогает власти в научный оборот несколько десятков имен иконописцев, серебряников, писцо

и целый ряд новых произведений иконописи. Составленный каталог икон Алексаддро-Свпрского монастыря воздет составной частью в полный каталог собрания древнерусской иконописи Государственного fyccicoro гузея. Вззультаты исследования иогут бить использованы в реставрационной и ¡.:узейпой практике, при составлении каталогов выставок, а та:г;е в лекционной работе.

Апробация работы. Различные аспекты и итога проделанной работы били доло;;:ены на научных заседаниях Отдела древнерусской живописи Государственного русского пузея и в виде докладов на научшк конференциях Русского музея /i-сб г., 19% г., 1090 г./, Вологодской областной картинной галереи /научные чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры северной Руси памяти Н.В.Перцева, К87 г./, центрального ыузся древнерусской культуры и искусства имени Андрея 1у£лева /"русские исторические деятели в Иконе", IS89 г./, Государственных музеев Московского Кремля /"Русская художественная культура ХУ-X7I зекав", I9S0 г./ и в Центральном шетитуте повышения квалификации на стажировке заведующих отделани древнерусского искусства А'осква, IS88 г./.

Структура и объем работа. Диссертация представлена в двух токах. Первый той содержи текст на 1&1 е., включаи:ций введение, шесть глав и заключение. Второй той включает список использованных архивных документов и литература на 53 е., каталог икон Александр-Свкрского монастыря, а та'^е четыре приложения, оформленных в ваде списков с цнтатагк из архивных источников - переч-Hii иконописцев, серебршков, писцов и вкладов в шнастьфь семьи Годуновых. ,

0СШ31Ю2 (ГЩЖШЕ РАШ'Ш

Зо введении содерхится обоснование тот, уг,азтатся оспов-ные проблеш и хронологические ра-аги исследования.

В перзой глазе анализируются архивное документа ХУ1- первой четверти лл в., язяящнеся ocmmwu источи:®»! при изучеязм истории и культуры /лексаядрз-Сшг.юхмго монастыря, и литература, посвяцекная теме диссертации.

Одну из осносных групп документов архива составляет описи монастырского излукества. 3 настоящее Dpej.;-: известно охрло пятнадцати переписных книг ХУЛ-ХП'. вв. /среди которых по обилию сооб-

щасмых сведений выделяются описи 1628-1629 и 1БС6 гг./, которые дают возмоиюсть проследить историю бытования многих памятников, позволяют конкретно представить характер убранства интерьеров монастырских церквей, состав икон в иконостасах и различные изменения в них. В связи с описанной конкретных храповых и ризнич-ных памятников в описях часто приводятся шена их вкладчиков, что позволяет воссоздать ширл:уа картину вкладов в монастырь и способствует датировке и атрибуции конкретных произведений.

Архив включает тазже многочисленные приходные и расходные книги, ведшиеся из года в год на протяжении столетий. Записи в них кратки и однотипны, но, взятые в своей совокупности на протяжении длительного врам8Ни, они позволяют представить экономические и культурные связи монастыря с различными централи, дают возможность определить Профессиональный состав мастеров, привлекавшихся к работам, условия и организацию их труда. Списки синодиков ХУ1-Ш1 вв. включают многие записи родов братии и вкладчиков, ¡шена которых зачастую расшифровываются пометами о их происхождении и роде занятий. Вкладные ^пкги свирского монастыря не сохранились. Немногочисленные уцелевшие записи ]|У1 -начала ХУЛ в. в более позднее время были объединены в едшютвен-ную вкладную книгу. В работе были использованы таклее документы, относящиеся к позднему периоду истории обители - XIX - первой четверти XX в,

Литература, посвяценная Александро-Свирскоыу монастыри, достаточно обширна, Вместе с тем, работы, которые были бы непосредственно по свяцены теме данного исследования - вопросам иконо-писания в монастыре, отсутствуют. Единственным обращением к свирскоыу иконописному памятнику является статья Э.С.йшрновой, посвященная выявлению иконографического своеобразия и связи с литературным источником одного из основных памятников этого собрания --иконе "Александр Свпрский, в ?:штии в 39 клеймах".

Первое обращение к иконописному наследию Ллександро-Свирс-кого монастыря, стремление возио;:шо более разносторонне осветить формировавшие его источншш, различные периоды развития и историю бытования составляющих его произведений, а таюю рассеянность сведений по интересующим нас вопросам в многочисленных изданиях заставило собрать и.максимально использовать не.

только архивные источники, по и все опубликованные ¡материалы, имеюндое отношение к свирской обители.

Описание монастыря вводило в состав всех справочных изданий и исследований по истории русской церкви и монашества, изданных в XIX в., образцом для которг-к стал труд Амвросия "История Российской иерархии". Втору»-значительную группу источников составляют издания разнообразного актового материала, которое открываются публикацией 1{.А.Кеиолинил писцовой книги Заоне;:;ской половины Обонеяской пятины 1аС2-15£.3 гг. Я.¡.'.Ивановскому принадлежит "Исторический очерк по документам монастырского архива", который до настоящего времени остается наиболее обстоятельным изложением истории Александро-Свирского монастыря.

В XIX в. било ггоедпринято несколько изданий текста аития Александра Свирского. 3 трудах З.О.Хточевсдого, И.Яхонтова, И. У. Будовшща, Л.А.Дмитриева оно было подвергнуто аналдау с различных точек зрения. Блеете с тем, ото сочинение не может быть отнесено к числу полностью изученных памятников - отсутствуют его подробный текстологический анализ и научное издание, не уточнено время появления дополнительных глаз. К кшелюку собранию монас-тиря обрас^ишеь А.Е.Викторов и М.В.Кукулшша.

Вопросы архитектурного развития конасть-ря затронуты в статьях Б.З.Суслова, А.А.Потапова, З.З.Кондратьевой, а тагах в исторических справках, входяи?к в состав проектов восстановления архитектурного ансамбля монастыря, написанных А.В.лоршловой и Н.-3. Мураш вой. ¿¡вум произведениям пршеладного искусства, созданный-для пустыни, - водосвятшй часе 1623 г. и кресту 1576 г., посвящены статьи А.А.Куника и ¿'.КутшговоЙ.

Во второй главе дается характеристика художественного наследия 'Александро-Свирского монастыря и история его сохранения в послереволюционные года.

Первое удостоверение настоятелю монастыря "об охране монастырских рукописей, актов, грохот, старопечатных книг и о невозможности их реквизировать" было ведано в ноябре 1918 г. инспектором Главного управления архивным делом В.Т.Георгиевским, лично ознаяонишегося с его архивом и собраниями, Данные, полученные в результате этого посещения, послужили основой для постановления Археографической комиссии Российской Академии наук о передаче ей и о вывозе в Петроград архива И части слблиотеки Александре-

Свирепого монастыря. 3 1922 г. они были доставлены в Петроград и впоследствии документальный архив поступпл в Ленинградское отделение института истории /Л СССР, а ИЗ рукописей XUi-XX вв. составили фонд свирского монастыря в отделе рукописей Академии наук.

3 октябре 151С г. наиболее ценная часть произведений прикладного искусства из ризниц монастыря была перевезена в краеведческий музой г.Петрозаводска, где ее описал сотрудник петроградского Отдела по охране памятников искусства и старины A.A. Крутецкнй. Им было написано охранное свидетельство на памятники искусства и архитектуры "как имеющие выдающееся художественно-историческое значение и находящиеся под особой охраной правительства". В этот ;ке период было начато составление описи всех коллекций монастыря.

В январе 1925 г., в связи с закрытием монастыря, в Петрозаводск был направлен сотрудник Художественного отдела Русского музея А.П.Олирнов, который осмотрел коллекции монастырских памятников и уточнил условия их • вывоза в музей. После этого в Ясский музей было передано 20G произведений иконописи, прикладного искусства и старопечатных книг. Еще одна большая группа икон поступила в ГК.1 в 1928 г. Доставку произведений осуществил эксперт иузейного фонда Ф.А.Калшсин.

В 1926 г, продолжавшая находиться в стенах монастыря большая часть его художественного наследия была поделе..а на предметы "имеющие историко-археологическое и художественное значение" и предметы "немузей-юго значения", которые соответственно были размещены в Преображенском и Троицком соборах, йто кассовое перемещение произведений с исторически установившихся мест их размещения в храмах монастыря создало путаницу и способствовало утрате многих связанных с ними документальных сведений.

В 1962 г. Александро-Свирсккй монастырь был обследован экспедицией Министерства культуры СССР. К этому времени частично разобранные иконостасы этих соборов еще сохраняли в своих верхних рядах отдельные иконы. В отчете экспедиции зафиксированы плохие условия хранения произведений иконописи, что неизбежно влекло за собой их порчу и утрату. В следующем году еще восемь икон поступило на хранение в Русский музей, в котором, таким образом, сосредоточился весь основной фонд сохранившихся икон и

произведений прикладного искусства Александро-Свирского монастыря.

Глава третья посвящена истории Александро-Свирского монастыря на протяжении ХУ1-ХУП столетий. Он возник на рубеле ХУ и ХУ1 столетий на территории Обонежской пятины Зеликого Новгорода и всегда был тесно связан со своей метрополией. От первого столетия его существования сохранились немногочисленные документы, , изучение которых позволило прийти к выводам о том, что благоприятные обстоятельства и целеустремленные действия Александра и его преемников, сделали далекий северный монастырь хорошо известным и высоко почитаемым в ¡.¡оскве и при великокняжеском дворе. Особое расположение и помощь оказывали свирскому монастырю великие князья Василий Ш и Иван 1У.

Основу процзетания монастыря составило татс::о и середине ХУ1 в. попечительство митрополита ."акария. отих видных церковных деятелей объединяли общие взгляды на необходимость введения общеглтельного устава в новгородских монастырях и соблюдения в них строгих нравственных правил, стремление к распространению православия среди местных народностей. Митрополит ¡.¡акарий был инициатором канонизации Александра Овирского в 1547 г. и составления его жития. По-видимому, по его желанию житие было вклзочено » состав Великих Миней Четьих, в Успенском соборе Московского Кремля била установлена первая шишйая икона езятого и освящен один из приделов собора Василия Блаженного. Известны вклады Иакария в свирский монастырь. С его помощью в нем была построена церковь Киколы, о чем свидетельствует "Сказаяиз о видешш Иро-даюна игумена", впервые привлекающееся в качестве документального источника.

Валные периода в истории свирского монастыря в середине -второй половине ХУ1 в. связаны с деятельностью его игуменов Иродиона и Дионисия.- Игумен Ироднон принимал участие в возведе-* нии Троицкой и Никольской церквей и был автором : * жития Александра Свирского. В период его игуменства активно велось формирование убранства монастырских храмов, о чем свидетельствуют стилистика древнейших монастырских икон и их басменного убора. На время пребывания во главе монастыря игумена дионисия приходятся наиболее крупные пожертвования семьи Годуновых. На средства царя Федора Ивановича радом с Преображенской церковью был возведен придел Александра Свирского, составивший с камен-

- о -

ной гробницей, покрс .зоми на нее и китийной иконой преподобного законченный мемориальный ансамбль.

К концу ХУ1 в. Александро-Свирский монастырь достиг плечного положения, царскими грамотами ему были дарованы различные привилегии. Сформировался его архитектурный аь^а;.;бль, благодаря усилиям игуменов и многочисленным поперт во ваниям его церкви и ризница были наполнены драгоценной утварью. В 1612-1613 гг. процветавший монастырь был опустошен отрядами поляков и литовцев. Однако, благодаря энергичным усилиям нового игумена ¿еодо-рата и спасенной казне, он достаточно быстро достиг своего прежнего состояния.

На протяжении всего ХУЛ в. в монастыре не прекращались строительные работы. С 1640-х годов отстраивается в канне рощинская часть его ансамбля. Строительство новых церквей влекло за собой постоянные работы в их интерьерах - создание иконостасов, дополнение существовавших ансамблей, изменения в их составе и т.д. Последним значительным событием в рассматриваемый период истории свирского монастыря является сооружение костромскими зодчими в самом конце ХУЛ в. нового Троицкого собора. Около 1709 г. он был расписан фресками артелью мастеров, которую возглавлял иконописец из Костромы Леонтий ¡..арков. Тихвинскими и костромскжли иконописцами были созданы иконы для иконостаса нового собора.

В ХМЯ в. происходит постепенное оскудение монастырской казны и расстройство его хозяйства, а затем полный упадок и обнищание свирского монастыря.

В четвертой главе, на основе анализа разнообразных архивных документов, восстанавливаются характер и экономические особенности отношений монастыря и иконописцев, что позволяет прояснить ряд вопросов организации этого промысла на русском Севере в ХУЛ столетии.

Александро-Свирский монастырь не имел собственной иконописной мастерской и постоянно трудившихся в нем иконописцев. Периодически в монастыре поселялись иконники, которые подряжались выполнить подоспевшие работы. Таким временем были, например, 20-е годы ХУЛ в., когда после литовского разорения над восстановлением храмового убранства трудились новгородцы Роман и Постник

Сведения об иконописных работах в документах связаны с созданием новых икон, целых иконописных комплексов и с их чинками.

Большинство имен иконописцев удалось выявить в записях о покупке монастырем массовых икон, создание которых преследовало цель не только прославить обитель и ее основателя, но и составляло одну из доходных статей казны. 3 основном на них воспроизводились поясные изображения Александра Свирепого 'и Явление ему Троицы. Количество заказываемых "роздачных" икон колебалось в год от нескольких десятков до трех сотен.

Анализ документов позволяет прийти к выводам о том, что большинство иконописцев развитого ХУЛ в. составляли миряне. Редко моыно установить, из каких групп населения выходили иконописцы. аля большинства из них этот промысел не составлял семей-нои или наследственного занятия. Трудившиеся над созданием массовых образов иконописцы работали по одиночке. При выполнении крупных заказов они объединялись обычно по двое. Обширны.» объемом работ при создании икон трех ярусов иконостаса Троицкого собора объясняется создание в IG&9 Г. большой артели тихвинских vacTTOB.

Расходные книги, отмечая денежную выплату нконнику, указывают его пгофесшо, полное имя и место проживания, количество принятых в казну икон и их сюжеты. Началу работы предшествовал устный договор либо составление "зговорпои памяти", в которой оговаривалось количество поставляемых икон, плата за них, иконография изображения, используемые в работе материалы и чьей они являлись собственностью, место изготовления.икон и кто их будет доставлять в монастырь.

Стоимость иконы определяло Не представленное на ней изображение, а использованные при работе материалы, в Частности золото. 3 основном, над выполнением заказа иконники трудились у себя дома. Готовые иконы привозились в оаирский монастырь либо монастырскими слугами, либо самими иконописцами, что также учитывалось при оплата их труда. На выплаченную иконописцу сукму влияло, чью собственность составляли использованные при работе материалы. Сам монастырь ежегодно приобретал листовое золото и серебро, краски, клей, десятки досок "на иконный обиход". Все эти припасы закупались в основном в i,Москве и Новгороде, где существовал обширный торг, реже - в Тихвиые, Олонце, на собственной Троицкой ярмарке или у самих иконописцев. Точно такае коиаогцрдопя казна снао'асала материалами ремесленников и других специальностей.

В расходных книгах встречаются указания на оптовые покупки икон одновременно у нескольких мастеров в Новгороде, Тихвине, Москве и в этом случае договор с иконниками заключался с помощью посредников. Связь монастыря и ремесленников не ограничивалась лишь работой, Иконописцы брали деньги в казне в долг, покупали зерно, скот, ткани, одеаду^ делали различные вклада.

Вплоть до 60-х годов. ХЛ1 в. больлинство среди упоминаемых в документах иконописцах составляли новгородцы». Среди них были софийские икошшкп Артеиий и Степан» .Яука. <2омш, йедор Яковлев Неыкин. С середины столетия начали преобладать тихвинцн.'Для свирского монастыря трудились Родион Сергиев* Иван Иванов, ¿лор Дорофеев и другие. По найму обители работали, шсонописцы Олонца, а также сел Сермакса и ¡Сондушн, других окрестных погостов. 3 расходных книгах упоминаются к^онншси из дальних мест - Каргополя, Юрьева-Польскова»ыоскви, Костромы, сведения о которых относятся к последней трети ХУЛ - началу ХУЫ в. Еивя кокое-то время, в' монастыре, они в основной выполняли мелкие работы и писали, иконы по подряду, Характерно, что вцдвженке местных центров иконописания, подобии;; Сермаксе, и появление иконников, переходивших с целью заработка из одного поселения в другое, происходит именно в последней четверти ХУЛ в., когда влияние традиционных центров хотя и сохраняется, но ощутимо ослабевает. В главе рассматриваются такие связи свирского монастыря с другими группами ремесленников - перепиочщкаш книг и серебряншнсами.

В пятой главе диссертации восстанавливается состав иконостасов семи церквей Александро-Свирского монастыря, а такие характер происходивших в них изменении на протяжении ХУЛ в. и в более позднее время. Отсутствие документов ХУ1 в, позволяет судить о составе иконостасов в ранний период их существования с большой осторожностью. Наиболее активно, видимо, их тябла начали заполняться с середины ХУ1 в.

В ХУ1 в. иконостасы двух кш.гешшх церквей Троицы и Покрова были трехярусныни, в местных рздах находилось шого аитийшос' изображений, большинство местных шин имели серебряные башенные оклады, венцы, разнообразный драгоценный приклад. Убранство алтарных преград трех рощинских церкзей, возведенных из дерева, было ■ скромнее. При знакомстве с данными переписных книг становится заметной тенденция к все большему увеличению числа ярусов в

иконостасах: к концу ХШ в. в Троицком и Преображенском соборах, приделе Александра Свирепого, Захарьинской церкви их становится: пять, в Покровской - четыре»

Чины монастырских иконостасов со'сго&ли зачастую из значи'-тельного числа икон» Так, праздничный 'Фа! '5ро-йцко1ч> собора в 16й6 г» состой» йз .двенадцати икон» в 1646 г» - восемнадцати, а в конце века - .двадцати йкон» По Своему составу деисусные чинк были традиЦиойЫ» шели йэобрааейня в рф«г» 3 1699 г. в троицком иконостасе вггервке появляются изобранежм апостолов. На протяжении первых десятилетий ЙШ в. апо:сгольвйае чшы были установлены в большинстве шйастырехих иконостасов. .¡¡коностасы обоих приделов Преобракейско!^ сойбра в этот ;:;е перпйд шели изображение праздничной ко'ыпо&ициа й .деисусной фигуры на одной иконной доске, подобно иконостасам Небольших северных церквей и часовен. Порядок следований детгеуешх и праздничных чинов в иконостасах был 'р&л-чпш* Пророческий чин существовал в Троицком соборе с начала ХУЛ й»> его особенность составляло присутствие в нем всю вторую половину столетия ихош "¿дотмй Ом^унсжий". Следующий пророческий ряд появился з 1646-49 гг. в Преабратанском соборе, а в Начале ХШ в. и в других шсоностгсах{ •Шй йиеяи развернутые циклы изображений. Праотеческий чин впервые вйявился в 1669 г. также в Троицком соборе.

Завершение монастырских иконостасов бвлй различным. Ка протяжении всего ХУЛ в. над троицкт.1 иконостасом возвышалась икона "Спас Нерукотворный". Па Севере существовала, как известно, устойчивая традиция подобного завершен!«! алтарных преград. Насколько она била живуча, демонстрирует появление подобной иконы над иконостасом троицкого придела Петра и Павла уне в начало XIX в. Распятие с предстоявши находилось над иконостасом Покровской церкви уже в 1628 г., а в Преображенском соборе оно появилось лишь в 1715 г. В разные периоды троицкий, покровский и преобра- ■ женский иконостасы завершали изобраяегаш херувимов и серафимов. В иные периоды иконостасы церквей были лииены какого-либо завершения. Все это позволяет говорить об отсутствии непрелоленого канона в оформлении завершений иконостасов.

На протяжении ХУ1-ХУП вз. иконостасы всех монастырских церквей были простыми тябловыми. В начале ^ в. их сменяют барочные иконостасы с золоченой резьбой. Наибольшей пышностью отличалась орнаментация иконостаса Троицкого собора.

В составе иконостасов всех монастырских церквей происходили постоянные изменения, вместе с тем, в составе каждого местного ряда 'существовало ядро из неизменно присутствовавших в нем храмового образа и двух-трех местных икон. Анализ состава местных рядов иконостасов монастырских церквей позволил прийти к заключению о том, что иконография и порядок размещения икон в них не были кестко регламентированы какой-либо программой, а определялись местной традицией, .почитанием тох или иных святых и икон, появлением новых вкладных образов.

1Лэстая глава посвящена иконографическому и стилистическому анализу иконописных: памятников, Александро-Свирского монастыря. Основы этого фонда были заложены при его создании, но наиболее активно он расширялся в середин" ХУ1 - первой четверти ХЛЗ в. Коллекция икон свирского собрания датируется ХУ1 - XIX вв. и включает июни местных ц праздничных чинов иконостасов, деисус-ние иконы Троицкого собора, но преобладают ихоны-пядницы, в большинстве своегм являвшиеся вкладами,

В процессе исследования среди сохранившихся -памятников было выявлено первоначальное ядро свирской коллекции. Преаде всего, в него входят шеош "Избранные святые, с житием Николы" и "Никола Зарайский, с яитием". Созданные в близкое время и посвященные одному и тому же святому, близкие по составу клейм и даке размерам,, они принадлежат к разным худокествешьш традициям. Ряд особенностей живописи второй иконы позволяет связать ее с искусством Новго--рода, тогда шк в первом памятнике ощутимо влияние московской нн-вописи и традиций творчества Дюнисия и мастеров его круга. Иконографической особенностью житийного цикла иконы "Избранные святые" является нетрадиционная трактовка чуда Николы о кладезе, в изображении которого иконописец точно следовал за текстом заатия. Установленная связь этой иконы и текста "Сказания о видении Кродиона игумена" позволила выяснить историю ее создания и датировать серединой ХУ1 в.

К груше ранних памятников принадлежат стобцы царских врат и иконы "Богоматерь Одигитрия Смоленская", стилистические особенности которой позволяют связать ее с искусством ¡Москвы, и "Александр Свирсюш, в иитии", в связи с исследованием которой под робно рассматривается иконография святого. Второй половиной ХУ1 в. датируется группа из пяти иконок-таблеток, при сравнении кото-рте с Софийской серией таблеток устанавливается их близость по'

размерам, пшеном изготовления основы, а также совпадение всех композиций лицевых сторон монастырских памятников и их новгородских прототипов. Сохранившаяся басма свйрских икон середины -второй половины ХУ1 в. имеет прямые аналогии среди окладов, изготавливавшихся новгородскими серебряниками, и моает быть отнесена к их творчеству.

В собрании свирских иконописных памятников находится ещо одна хитийная икона основателя монастыря. Укрепленная на ее боковом поле пластинка с вкладной надписью датирует ее 1592 г. Однако, знакомство с архивными материалами и наблюдения над художественным строем заставили связать ее появление в монастыре с вкладом московского дьяка Богдана Силина и датировать 1655 г. Собранные факты дали вознонность выявить широкую благотворительную деятельность отого вкладчика и установить, что указанная пласт.:шса первоначально принадлежала иной житийной иконе Алек-с.'-ндр. Сшрсного.

Вторая часть шестой главы посвящена иконам, поступившим-в монастырь в качестве вкладов. Отсутствие возмо;шости провести стилистический анализ из-за их плохой сохранности заставило сосредоточить внимание на документальных сведениях о времени их Еклада, вкладчиках и истории бытования. Исследование в этой части главы получило в основном источниковедческое направление, древнейыши иконами свирского собрания, сохранившими свои вкладные надписи, являются иконы "Спас Вседехг;штель" и "Богоматерь Умиление Ярославская", присланные царзм Иваном 1У. Икона "Богоматерь Тихвинская" была вложена Борисом Федоровичем Годуновым по душе Василия Колычева-Умного. Иконы "Спао Вседерсштель" и "Иоанн Предтеча" входили в состав деисусной композиции и принадлежат к вкладу игумена монастыря Дионисия. 1655 г. датирована икона "Явление Троицы Александру Свирскому", поставленная в местном ряду Покровской церкви игуменом Симоном. Миниатюрный деисус-.-ный чинок в начале ХУШ в. влокил торговый человек Иван Долгов. Царские врата 1721 г., наппсанше одним из братьев-иконописцев Елизарьевых, много работавших по найму свпрской пустыни, были созданы для Габановой пустыни, а в монастырь перенесены в 1764 г.

_3а^шчение. Основанная на рубене ХУ и ХУ1 векоз в далеком Олонецком крае Александрова пуст'п;я б последуйте два столетия превратилась в один из крупных п процветающих совсршсс монасты-

рой. Тесно связанный в энономичс&ом и культурно« отношениях со своей митрополией - Зеликш Новгородом, монастырь с самого начала последовательно зшшл московскую ориентацию, стал хорошо известен и почитаем в столице, ¡¿тому во многом он был обязан попечительству митрополита Глкарпя я царя Ивана 1У. Значительное место в его истории в середине - второй половина лУ1 в. принадлежи? Лродиону и ¿дашедо, в период игуменства которых наиболее активно и последовательно (¿армировалось убранство монастырских храмов.

Сопоставление событий, связанип:: с восстановлением Новгорода и свирского монастыря после их литовского разорения в начале НУП в., позволило налститг? контуры той обширной работы, которая была проведена в Новгородской епархии для скорейшего восстановления убранства на;пленее разрушенных. городских и монастырских храмов, в которые свозились целые иконостасные комплексы из церквей, не подяекавпих восстановлению.

Основным выводом исследования является заключение об отсутствии в Апзксандро-Сзпрском монастыре то все периоды его существования собственной иконописной мастерской. Для выполнения круп-них иконописных работ приглашались мастера из признанна центров этого промысла; в основном из Новгорода, в более позднее время -Тихвина, Олоща, Костромы, Педничше иконы с изображением Алек-~ сандра Свирского заказывались икошлисцам, гидаим не только в тех ке городах, но и в селах, расположенных вблизи свирского ко», пастыря, сто создавало условия для стабильного развптж в шве не только иконописного, но и близких к нему промыслов серебряного дела и переписки :агаг,

Анализ письменных источников позволил танке достаточно полно восстановить состав иконостасов семи церквей Алекса! 1дро-Сзлрско го монастыря и проследить характер происходивгвк в к; к изменений на протяжении ХУЛ в. и в более позднее время. Зыявлс.пшо памятники с вкладшми и владельческими надписями могут рассматриваться как необычайно ценный источник по истории свирского монастыря.

Исследование иконописных памятников свирского собрания позволило выделить среди них группу произведен;!!:, дагзруив^кся серединой - третьей четвертью ХУ1 в. и соетавляэ'дкх его первоначальное ядро. Эти произведения отличает высокий :у;;огествешшй уровень, а анализ икошгращки и стилистических особе::;юстей их

живописи свидетельствует о пряверкенности их авторов творческим методам, выработанным в разных центрах гасоюписздвш, пре;;;,?;с всего в Поскве и Новгороде. Соотнесение иконографического материала с архпвиил! даикши позволило не только провести датировку я атрибуцию сохргашвшнхся икон, по и проследить истор:а> их бытования на поотженип многих десятилетий.

Собранные в процессе подготовки рабо-гы документы, отнзсяцр-еся к последнему периоду существования Алсксгшдро-с&крекого мо- • пастыря, позволили восстановить историю сохранения его художественного наследия в послереволюционные годы. Ьтот катериал представляет такие существенный интерес для истории советского ¿¡уэей-ногс дела в лорнод его становления. Диссертация включает также впервые составленные подаю списки переписчиков ¡лиг, иконописцев и серебряников, трудившихся по найму монастыря.

.'лсксандро-Свнрсккй иоиастнрь с момента своего осыова'нгя стал одига.: из крупных культурных центре русского 'Севера, по своему значению перерастающий .местные рамки, сосредоточивший -на протяжении столетий ьа-гогочпеленные призведенип высокого художественного уровня. Поэтому предпринятая в исследовании работа дает возмоигость полнее и глубже представить развитие древнерусского искусотва в ХУ1-ХУП столетия:-;.

По теме диссертации авторы опубликованы следующие работы:

1. Осопе гивье ¿а? ху а? хи зесо£о,- М^апо, /9№.~25с. /В соавторстве с Т.Б.Вишшбаховой/.

2. Иконописание в Александро-Свирскоы монастыре ХУ1-ХУП столетий по аркивнш материалам,- Л.: ЛГУ, 19&У. - 16 с. /„еп. в ¡ШОИ

АН СССР 3975 от П.лЛШ)/.

3. Яг{с Песета пе&с/ peze$¿zo¿fca,- Цотсг, №81, - ¿.'¡ос. /Составитель раздела "Иконопись" в соавторство с Т.Б.Вмлвп&ковоД/. •1. Русская иконопись и прикладное искусство ХУ-Х1Х веков из собрания Государственного Русского музея, Каталог выставки. -Саратов: Изд. Саратовского государственного художественного

музея и:.:. А.Н.Радищева, 1<Х9. - -16 с. /Составитель раздела "Иконопись" в соавторстве с Н.гМ'урцовой/. * 5. О собрании художественных памятников Алинсалдр-Свирсксго ыонастиря. 1С истории уазгптия муло&юго дела в первые иослоре-

волюционные годы // Государствйп-пи'; Русский музеи. Конференция по итогам научно-исследовательской работы за КЬЗ год. Тезисы докладов. - Л., ИЗО. С. 1-2.

ш

О-ССЬбСЛ^

Зак.190-100 Псдпксгно к вечага 23.10.90 Уч.изд.л.0.7 Весюгатно