автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Инерция мышления и особенности ее проявления в деятельности военных кадров (гносеологический аспект)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Грачев, Василий Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Инерция мышления и особенности ее проявления в деятельности военных кадров (гносеологический аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Инерция мышления и особенности ее проявления в деятельности военных кадров (гносеологический аспект)"

БОЕННО-ПОЛИШЕСКМ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЩИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Б.И.ЛЕНИНА

На правах рукописи

ГРАЧЕВ Василий' Дмитриевич

ИНЕРЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КАДРОВ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность И 09.00.01 -диалектический и исторический материализм

АзгореФерат диссертации ка соискание ученой степени кандидата фклосоФскнз: наук

МОСКВА ~ 1931

Работа выполнена на кафедре философии Военно-полишчес-ксм орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени З.И.Ленина.

Научный руководитель -

кандидат философских наук, доцент ДКЕК323 В.В.

•Официальные оппоненты _

доктор философских наук, профессор ДАВЫДОВ B.C.;

кандидат философских наук, доцент UКХАЛШ Н.Э.

Ведущая организация - Бознно-воздушная инженерная

академия имени Н.Е.Жуковского.

Защита состоится " • " _199_г. в_час. на

заседании специализированного совета по философским наукам (E-I06.0I.02) при Военно-политической академии имени В.И.Ленина (I03I07,г.Москва, K-I07. Б.Садовая ул.,д.14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан " " _ 199_г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

Б73УК Г.Л.

I. ОБЩАЯ XAPAI-SEHICTHKA ДЮСЕРТАЩШ.

По мере развития социальной фор*лы двн&ения масериа в поле зрения научного анализа все более попадает-сам человек с aro ^ексгсекалънкм свойством - сознанием. "Познай самого себя" -¡это? афоризм древках-становится в настоящее время целью многих Научных исследований и яе только в. сфере общественных наук.

Сложившееся положение дел в области изучения проблемы ч&--!ловека диктуется,по крайней мере,двумя обстоятельствами. Одно из них го. что с развитием человеческой деятельности сознание оказывает все возрастающее воздействие на результаты со-1 ¡иаальной практики. Прячем эта зависимость прогрессирует, что ¡з свою очередь вызывает усиление внимания ученых к проблеме человека, к проблемам сознания, ^юления. Второе обстоятельство находят сзое выражение в той, что столь пристальное внимание к данной проблематике, углубление•исследований по данным проблемам, породаzo массу других вопросов, очень трудно яодда-f регаяка бэз достаточного философского осмысления в обо-) снования;* з междисциплинарных исследованиях /а вышеперечисленное легат з их русле/ пеиаловаяная роль принадлежат интегрируй юз-эй силе философии. К числу феноменов сознания и мышления мокко отнести проблему инерции ишязняя.

Му^т.ъу^^ъ дрсоаэтапврнкого яссладср-рная обусловлена рядом обстоятельств теоретического, методологического и практического характера.

Зо-перзнх, тем, что инерция мышления стала фактом насей еинйя, но далеко еще че фактом науки. Вредность ее для практик ¡•л ясна, задача.борьбы с ней очевидна. Необходимость противостоять ей ваяна особенно сейчас, на крутом повороте отечественной истории, когда идет активная перестройка всех сфер общвст-венной яязнн; когда становится ясным, что перемены в сознании лвдей, освобождение его от догматизма, схоластика, начетничества, слепого поклонения авторитетам куда более дательный и болезненный,процесс, чем это представлялось в начале курса на перестройку.

х см.:Ыамариэшвили М.К. Сознание как философская проблема. - Вопросы философии.-1990.-1? 10. -С.3-18.

г

Ео-вторых, ролью инерции мышления в жизни общества. При смене общественно-экономических формаций рзко или поздно происходит "выравнивание" общественного сознания в соответствии :с новыми эконсмическима отношениями. Так или иначе иолиткчес-1кпе партии, классы, социальные группы, отдельные люди сталки- , |ваются с проблемой борьбы с инерцией мышления, консерватизме;,: ¡мышления. При любом переходе от формации к формации и дозе ка отдельных этапах /поворотах/ внутри формации интуитивно ели осознанно, нарождающееся новое сталкивается с инерцией мышления уходящих классов, слоев и групп; с необходимостью приведения сознания /мышления/ людей в соответствие с целями п задачами полосы /момента/ исторического развития- При каждом доворо-; те истории проблема борьбы с инерцией мышления встает вновь 7. ■вновь, и без научного анализа ее природы, рола в тшзкедеятель-, ности людей трудно, а порой и невозможно учесть вся салу в глубину ее влияния на реализацию задуманного. I

¿-третьих, для теоретической деятельности характерны на- ! учные революции, в ходе которых происходят борьба нового со ; старым. А так как за этой борьбой стоят люди и результаты этой' б^дьбн определяют судьбы не только отдельных народов, ко и покрой цивилизаций, возникает необходимость понять, что удерживает в плену инерции мышление людей, не позволяя /или с неличай-,шш трудом позволяя/ перейти им на новгй уровень осмысления • проблем бытия с последующим их решением.

Б-четвергых, На пути восхождения.по ступеням абстрации ; 'естествознание и общественные науки проникли на довольно боль-:шую глубину сущности изучаемых явлений и объектов. Это привела ¡к тому, что традиционные, образы объектов, как тел с преимущес-! [твенно внешней характеристикой к>: сторон ухе не удовлетворяют! исследователей. Мысленные модели познания дояяны максимально

1

представлять объект з форме обнаженкой сущности ех внутреннего содержания. Трудности овладения* этим видением мира усиливаются; тем обстоятельством, что ученый имеет достаточно хорошо сформированное и, как правило, прочно закрепленное телесное ваде-■ние мира и постоянно пользуется им в повседневной еизни; это де переносится и на уровень теоретического сознания, которому (инерция мышления наносит ощутимый зред. Отсюда и вытекает ^актуальность исследование - поняв природу инерции мышления, 'выработать средства /»оценил до минимума еенегативных лоследЧ

■ ствий, максимально освободить работу мышления для решни*-творческих задач.

В-пятых, тем, что проблема инерции щдяления, опред'пз':,.«. средств борьбы с пел в военной сфере особенно актуальны, пог. современная воинская деятельность неукоснительно требует тв'-;-чества, умения нешаблонно решать внезапно возникающие задача." От мобильности иьтеллекта (чему способствует борьба с ¡шерцпе/ мышления) во многом будут зависать результаты воинской ¿ы,-тельности (исход боя, операции в той числе).

Степень натчно" разработанности проблемы определяется тек, что вопросы, связанные с сущностью негативных харакгерг-стик шиюеняя,ставились и решалась в истории филоео.г>нк неоднократно (скептики, Ф.Бэкон, Д-"..Локк, .Р.Декарг к др.). Но глубина их реиения вне связей с естественными науками приводила к описанию данной проблемы на.уровне явления. Анализ судност'.;.

содержания, законов, боем, особенностей шгшения достаточно

2

полно представлен в научной литературе. Но при всей относительной полно-то анализ идет в основном в позитивном русле, особенно если речь идет о диалектико-иатериалисгнческой концепция мышления. Рассматривать мышление и познание в целом, как правило,по знаком плюс, традиция, заложенная еще Аристотелем, сказалась и на направлении научных исследований. Дальше анализа стереотипов мышления дело не идет, хотя эпитетов, которыми мы'сопровождаем мышление, келая подчеркнуть его негативные характеристики, предостаточно: это - "косность мышления", "консерватизм мииления", "догматизм мышления", "инертность мышления" и т.д.

3 качеств? оенг-ного направления исследований процесса пыыления и его характеристик, подготовившего фундамент .для анализа проблемы диссертационного исследования, следует зыде-ллгь нручные исследования, связанные- с разработкой фундаментальных вопросов теория дознания, процесса мышления как процесса отражения, определением характеристик мышления и рас -крыгием их содержания через деятельность, выявлением диалек-

1 См. :'Серебр.-ГгШиков ,Ясюков L'i.il. Инициатива и 'творчество в военном деле. -м. :Зоениздаг, 1976.

2 См. :.'.;арясисгско-леяино:-.ая диалектика.-Т.3.-Диалектика процесса познания.-ы.:Пзл-во аПГУ, 198о.-С.352-369.

4 .

тикп ах включенности в функционирование общественного и индя-, видуальйого сознания. На этом направлен.ш достигнута значительные результаты э описании я исследовании характеристик мышления, выявлении диалектики их взаимодействия в процессе мышления к деятельности? И хотя психологи, логики, социологи достаточно глубоко исследовали такие явления, как стереотипы, ¡ установки, традиции, доминанты, следует заметить, что все эти; явления проявляются благодаря наличию определенного механизма' внутри индивида, т.е. должен быть внутренний механизм их pea-' лизации. В" предпринимаемом исследовании диссертант смещает ¡ акцент анализа с внешних причин и условий существования подо-1 бных явлении на причины и условия внутренние.

дщё одно направление научных исследовании характеристик мышления связано с тем, что исследование инерции мышления проблема комплексная. Если с точки зрения философии псследо-Еанг-з мышления и его характеристик проходит в основном под влиянием эвристики (и это вполне оправдано)^ то такой se анализ, с точки зрения других наук, идет, как правило, в пределах своего предмета и своей проблематики, что существенно

См. :\.Бцунер Дас. Психология познания. За поеделами непмоед-! стзекной* инфожацик.-;-.!. :1977, Выготский Д. С*. Развитие высшх психических функций.-Ы.:1950; Дсльга^ X. мозг и сознание. - ;л. -.1977: Врахтян A.B. Диалектика станоилензя ыьь->г.еняя и сознания.- Свердловск.:1989; Пуков Д.А. Проблема сознанлятьинск: I9S7; Клике Ф. Пробуждающееся мышление:'у истоков человеческого интеллекта. i«.:Iv>82; Кошунив Л.1.1. Огракекие, деятельность, познание, -¡а.: 1979: Кун Т. Структура научных оеволща".-!»!.: 1975; Леонтьев А.Я. Деятельность, сознание,алчность.-!Л. :1977; мвиардашвяли »I.K. Форш и ссчегахание мышления.-''. :IS68; Поппер К. Логика и рост научного знания, -й. :1983; Рейтман Познание и "мышление. -»Д.: 1968. Цикии В.А. Практика я абстрактное мышление. -Киев.:1984 и др. работы. !

2

См. Библер B.C. Мйяление как творчество.-:.'. :т.°75; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика.-L'». :197ь; научное твор--чество как многомерный процесс. -М.:1957: Адзишвили Ш.Г, Логика,диалектика и реальное мышление.- Авторефеоат дас... д-ра философ, наук. -Тбилиси: I98B; и др. работы*.

т

снижает глубину раскрытия проблемы инерции мышления. На этом яапраатаипк дссгпп-ут:.' наиболее значительные результаты в описаний и раскрутки таких характеристик мышления, как стереотип мы шения, догматизм мышления, инертность мыпленяя.^ Но при зеем богатстве анализа проблема инерции мышления не рассматривается; она как б?: подразумевается, но остается за кадрит». Исходя из этого, выяснение природы инерции мьчгтекля, ое гносеологических основании, является на сегоднягкий день нерешенной задаче".

И,наконец, третье направление, пс которому идет исследование характеристик мнтктенля и которое во многом подготовило научнее базу ,для решения проблет.-ы инерции мышления. Смысл его з той., что в его рамках протекает аналиа включенности мшле-ния з практическую деятельность, ведется разработка проблем, связанных с мышлением как творчеством, в том числе г в сфере воинской деятельности. Следует отметить, что основное внлмап:;(; в данном направлении уделяется изысканию ногкх сре.ютв, форт:, способов, с помог.!» которкх достигается повеление э'г-гект;:вно-

1 См.:ьехтеоева Н.П. и до. Нейрофизиологические ызхвчиз-j'th кикеш»*: игравши 1з>слдгедьной денге-тькегг* в яклульскс-Г. активное?:- г.'"соное. —Л.:19о5: Клзш'-л Р. Память человека: Структуры -л процессы. IS78: Ладыгин-Ноте H.H. Поедпосмлкп ^ ^luBeVbCKuro"-'¿ылечия. —..1. :1Эо5; !аооэн Э. Дух и ы^зг.//Соь-¿..'.'"энная нг/зп: познание человека. -I3.:IS08. -C.63-CI; I- гго ^цкая'К.Изучение приемов логического мышления у взрослых.'-.., :19с0, Яодъшсов H.H. О развитии элементарных форм мй-.лленил ь дошкэльном возрасте, -дуьанбе.: 1973; йалютип С*.д. Искусственным актояяект.-М. :1985; Эк.црю S. Искуссгвелннй ии-те.гте" "<v-1. :IS8o ;; др. работы.

^ С1.:,: Логле Никоненко В.П. Стереотипы мышления и

.юваденкт. су ,-исть и преодоление. -Терилшль; 1988; Ротен-берг B.C., Бонп,аренко C.l.i. '.юзг. Обучение. Здоровье. -М. :IS6S; Ои„т ет'.но' мышление и идеологические стеретоипн.//Взаимодей-отвио массовых информационных процессов^ -Ы.:I9SG. -C.84-IC4; Бгдкчетаева Д.К., Куочаков P.C. О социальных корнях догматизма • политичесгой экономии социализма.//Учебно-методическая работа на каФедое общественных наук: вопоосы перестройки.

Казань.: ~19§С. -Г..44-54 и др. работы.

см мыслительно?. деятельности. Но при этой упускается из вида то обстоятельство, что та же задача ыо-чег рыпаться и за счет борьбы с теми характеристик,'.!:.!;! мымен''я, которые оказывают отрицательное воздействие на иьадешю и практическую ; деятельность людей. И здесь голе открывается место для научного кселе«доьанзя.

Актуальность, степень разработанности и значение проблемы определили выбор темы диссертационного исследования, его содержание к структуру.

'Объектов исследования является процесс мышления.

Предметом исследования выступает инерция шиления как элемент в системе его характеристик.

• Цель исследования - осуществить гносеологический анализ инерции мышления, выявив особенности ее проявления в деятель-: носги военных кадров.

Поставленная цель реализуется решением слепутсгаих задач: ;

1. Выявить гносеологические основания возникновения инерции мышления.

2. Раскрыть содержание понятия "инерция мышления" и определить ее место в системе других характеристик мышления, взяв за основу гносеологический аспект данной проблемы.

3. Исследовать роль инерции мышления в деятельности военных кадров; определить средства борьбы с ней в военной сфере.!

Источников-то базу диссертационного исследования составили четыре основных информационных поля:

- историко^Тжлософское наследие, фундаментальные выводы ; из произведений классиков по вопросам сознания, мышления, познавательной деятельности в целом;

- исследования советских и зарубеетнх авторов, касаниях-!

См.: Баталов A.A. Понятие профессионального мышления. - Томск.:I9S5; Балаховский A.A."Военно-педагогическое твооче-ство: Сущность, содержание и условия оптимизации.-М.:1988; Кокорин A.A. Диалектико-магериалйстический анализ как методологическое средство.-М.:ISü6; Коротков Э.Н. Развитие твооческого мышления офицеров в процессе обучения. -¡.¡.:ВПА,. 1988; Столяров A.M. Эвристические пшемы и методы активизации творческого мышления. -М. :БШЖПИ,1988; Серебрянников В.В., Ясюков М.И. Инициатива и твопчество в военном деле. - М.:1976 и др. работы.

ся становления и развития мышления как процесса отражения (гносео;;сг;:ческ;;Л аспект);

- научные разработки психологов,нейрофизиологов, лингвист..-, связанные с исследованием процесса мышления, с целью выяснения его негативных характеристик;

- работы гражданских и военных авторов, посвященных детерминации мышления профессиональной (воинской) деятельностью. Непосредственным источником гносеологического анализа инерции мышления является срез всех четырех информационных полей с целью исследования воздействия негативных характеристик мыпле-» ния на "лзнудеятельиосТь людей.

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕЕКАШЕ ДКССЗРТА1Ш.

Диссертация'включает в себя введение, три раздела, заключенно, список литературы и приложение.

Во ранении показана актуалы'шсть теги, степень ее разработанности, определены объект, предает, цель и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, раскрыта новизна и практическая значимость работы.

В ттегвом ппргрде - "Инерция кыаленяя и ее гносеологические основания" - осуществляется анализ природы инерции кыше-кия. Рассматриваются объективные истоки инерции мышления (интервальный стиль отражения) и субъективные условия ее появления (процесс категоризации). Определяется понятие "инерция мшшения" к ее место в системе других характеристик мышления.

Во втором разделе - "Условия функционирования инерции мышления в общественном и индивидуальном сознании" - на историко-философском масэриале исследуются условия ее функционирования е, исходя из этого, определяются пути борьбы с ней. Особое вникание уделяется рассмотрении двух крайностей по этяоийшгю к инерции мышления - догматизма и скептицизма. ?ас-сматрнвастся причины деформации сознания в 20-30-е годы б нашей стране.

В тратьем разделе - "Особенности проявления инерции мышления в деятельности военных кадров" - с позиций детерминации жсленпя просессаочалнюй (воинской) деятельностью раскрываются особенности прсяалеьия инерции мышления в деятельности во-, оеных кацроя, определяйся: средства борьбы с ней в военной сфере.

В заключении диссертации сформулированы'основные теоретические выводи в предложены некоторые практические рекомендация .

П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОШКЕБИЙ, БЫНОСЙШХ НА ЗА1ЩГУ

Научная новизна диссертации заключается:

1. В исследовании гносеологических оснований инерции мышления по сравнению с социальными, психологическими или логическим подходами к решению данной проблемы. Выяснение природ-инерции мышления является на сегодняшний .день нерешенной зада-,чей.

2. В определении понятия "инерция мышления" и раскрытии 'его содержания, выяснении ее моста в системе других характеристик мышления.

3. В обосновании причин и условий, закрепляющих инерцию

в мышлении и деятельности людей, с использованием историко-фи--,досовского материала.

4. В выявлении особенностей проявления инерции мышления в 'деятельности военных кадров и обосновании средств борьбы с ней в сфере воинской деятельности.

На защиту выносятся следующие осн •.ише положения:

I. Гносеологические основания идеоши мышления (интервальный стиль отражения и процесс категоризации) состояние в том, ■ что объективным основанием для появления Феномена инерции аиш-! 1ления выступает интервальный стиль отражения как особый тип ди-г скретности. Субъективно она оформляется в процессе категоризации.

Не только в природе, но и на.различных уровнях мышления ^локно выделать особый, интервальный тип дискретности, обуслаЕ-' кивающий процесс мышления в. его гносеологических определениях:1 р точки зрения его истинности и точности, его адекватности, условий объективной'применимости. Интервальность в мышлении Ь конечном счете задается интервальной структурой реальности, Котя и не сводится к ней. Принцип интервальности помогает раскрыть объективные основы абстрагирования. Сама возможность рационального постижения реальности посредством абстракди^вяза- '

на с мысленным расчленением мира в соответствии с его мероза-доющей структурой. Без объективно задаваемого интервала абстракций само абстрагирование представляется по сути онтологически бессодержательным, чисто психологическим процессом, выракающим1 субъективную деятельность, изменяющуюся от субъекта к субъекту* В противоположность этому, принцип интервальности. заставляет видеть в абстрагировании рациональный процесс, тлеющий принудительную логику для каядого разума. Но интервальный характер! отратения мозгом мерозадащей реальности - это только объективное основание .для появления инерции мышления. Полностью оно формируется в процессе категоризации.

Процесс категоризации заключается в том, что на основе пряннаков знешкего воздействия субъектом происходит отнесение отра-эемого объекта к той или иноЗ категории, к тому или иному; классу Болей :т событий. Благодаря категоризации, восприятия вотсчаются в смысловую структуру человеческого знания. При этом они приобретаю? смысл или значение, т.е. связь со знание?* сущности, назначения и функционирования предметов. В гносеоло-^ гзческом огнел-енкт; категоризация означает функцию обобщения, достигаемого в результате взаимодействия чувственного и рационального. Физиологический смысл актов категоризация заключается в установлении связей сенсорных сигналов с соответствующими' нейрозгснгмическимд системам, елужа'дкми кодом данных категорий. Отсюда вытекает, что на определенном этапе отражения (в силу интервального характера) мышление, не имея мерэзадающей структуры, вынуждено либо выходить за пределы непосредственной информации, либо оперировать теми понятиями, которые сложились на предыдущем этапе отражения. Последнее лежит в основе такого явления, как инерция мнпленил. Но следует с необходимостью заметить, что кс^егории, используемые субъектом, формируются под определявдим влиянием социальных факторов , человеческой культуры в целом. Автор сознательно прибегает к абстрагированию, с целью выявить гносеологический аспект данной проблемы. Несмотря на фонирующее воздействие социального, инерция мышления носит, атрибутивный характер.

2. Определение понятия "ннерцчя мышления"" как атрибутив-' ного свойства его абстрактно-логического уровня, заключающего---ся в объективно замедленном воспроизведении своими формами и структурами, более динамично изменяющихся объектов познава-

тельной в практической деятельности.

Обосновывая именно такой подход к определению понятия "инерция мышления", диссертант руководствовался следующим.. Первое. Мышление (как и сознание, психика в целом) является отражением объективной реальности. Не только содержание мышления, но и его формы в какой-то кюре зависят от объекта о траке-г ния как ыерозадащей структуры. Автор нисколько не умаляет при этом активный характер .-охранения, но в генетическом плане мышление объективно замедленно отражает своими Формами и струк- • турами более динамично изменяющиеся объекты практической и познавательной деятельности. В данном подходе это обусловлено: - вторпчностью мышления в генетическом плаче; - довольно длительном путем отражения (ощущения, восприятия, проставления,• мышление); - геы, что само мышление делает "промахи"; -результаты мышления в конечном счете, чтобы стать истинными, подле-' кат проверкой на практике. Следует заметить, что наряду с развитием объективной реальности развивается и сам мозг с его способностью к отражению, но характер этого развития различный.

Второе. Почему инерция мышления атрибутивное свойство именно абстрактно-логического уровня мышления. Гщшлепие мо:;;ет быть представлено тремя основными уровнями, которые в общем соответствуют истории его развития: - сенпорнэ-перцеятивным уровнем; - уровнем представлений: - вербзльно-логическим уровнем (абстрактно-логический). Характеризуя мышление как философскую категорию, не следует добавлять, что это выедая форма,., присущая только развитому человеку/, как это сделано в философском энциклопедическом словаре."'' Такое ограничение мышления, • сведение его лишь к вербально-логическому, психологическому процессу, противоречит выводам современной науки о полиморТ-ности мышления. Ке только генетический, но и функциональный анализ процесса мышления позволяет рассматривать понятийную Форму познавательной активности как специфический, высший, но; тем не менее частный случай мыслительной деятельности человека

Анализ уровней мышления с целью выявления инерции мышления, 'осуществелнный в диссертации, позволяет сформулировать

I.См.¡Философский энциклопедический словаоь.-М.:1983. -С.391.

слолгвдке положения. Исследуя хэряктерксгякЕ пэрвобкгяого мы-: илеш'я, необходимо отметить, что око представляет собой особы"! ясгорэтескдй урл*еиь тлютснля, пркчеы его спештякз проявляется не только в' содор :гнаа, но и в форме. Это мшлзкве нельзя назвать полноогпэ алогичны-;, но оно не является и последовательно логичным. Оно лииено четкой логической структу-, рв. Это липь "ормппуюцееся логическое мышление. Первобытному ыгаигенвю присущ! такае черты, как : конкретность, образность, тесная связь'с крэкгпкой. Такой тип мнолензя не дает того, что мы обозначаем как инерцию ж-ления. Это такая стадия развития мышления, когда вывод выступает не как самостоятельная умственная операция, а как зависимое, непосредственное отражение ве.дей: и их отношений, как непосредственная реализация опыга.Воспсэизвеад свой опыт, первобытный человек демонстрирует тем самым я "логику мкелой".

Нечто подобное глы замечаем и в развитии мышления ребенка, которое, в самых общих чертах повторяет развитие мъгалэния че~ 1 ловечества. Наглядно-действенное мышление носит ситуационный характер и развивается лишь по мере реального преобразования ситуация. Згы уровень мышления обладает основными качествами, которыз характерны для процесса мышления вообще, но здесь еще нет произвольного оперирования понятиями. На этапе наглядно-образного шыленяя происходит постепенное освобождение от непосредственной вплетеннсстц в материальную деятельность и ми-' шление приобретает относительную самостоятельность. Этот уровень глшленяя характеризуется своей'специфической логикой, опирающейся в отличие от дискурсивной, на Фактические связи, которые могут и не соответствовать объективной логике предметов и явлений.

Качественно япые характеристики воплощаются в абстракт-но-логическтм ш-шении. Процесс образования понятий и есть начало формирования такого свойства, как инерция мышления, так как зде^ь происходит отрыв мышления от непосредственной практики и огра^хащее существу-.-т. вне непосредственной связи от отражаемого, существует по инерции. Таким образом, инерция мышления является атрибутивным свойством абстрактно-логического уровня мышления.

3. Ртачпнч я условия. зэкоеплячме действия иьвопия мп-ишетая в '-гю^едеятельяоегк людей, суть которых б: -полягиза-

цкг. общественных наук п е це;том духовной нязяи общества; - слонявшейся монополии на истину; - е создании и поддержании л'г.соазгорптегсв; - в односторонности при освоении и использовании критической стороны матсряалкстичсекой диалектики.

Вышеперечисленные причины а условия едакк в одном - они приводят к застыванию мыслительных структур, которые,объекти-вируясь б деятельности людей, становятся достоянием их опыта. Но сам опыт неоднороден к имеет своп уровни, которые влияют на инертно мьпиленпя: - опыт человечества пак биологического вида. Закреплен генетпчзспи Полностью связан с выживанием

о

вида ; ~ опыт человечества, приобретенный в ходе соиколязаиип кнгсзидок посредством передачи опыта предшествующих поколении, в тогл числе и с помощью языковых форм передачи информации. По большей части связан с виглванием вида; - опыт, приобретенный человеком в ходе индивидуального развития за пределами опыта, переданного от предшествующих поколений. Кенее всего связан с вьтлвакисм. Второй п третий уровень опыта более всего влияют на закрепление негативного действия инерции мышления на 'жизнедеятельность Дело в том, что ограниченная об-

ласть практической деятельности какого отдельного человека является причиной ограниченности его опыта. Но так как опыт в определенной области подтверждается практикой, то он кажется надежным знанием. К тому ко поспешное и необоснованное перенесение опыта в другие области или другие временные рамки нередко приводит к ошибкам. Этим, отчасти объясняется то положение', когда человек упорно стоит на своих позициях, хотя условия давно изменились.

4. Особенности проявления ппеодпп мышления в деятельности военных кадров (противоречивый характер, жесткая фиксация: мыслительных структур типом деятельности), а такие средства борьбы с ней в военной с^ере: а) средства социальной релаксации (устранение обстановки взвинченности, нерволностл в воинских коллективах); средства социально!? артикуляции (упорядочение и -упрочение корл, предъявляемых командиром к подчиненным).; б) собственно гносеологические средства "прямого расшатывания" г.астыватсдкх мкелятельнкх структур: - ликвидация монопольных точек зрения; введение принципа гльтэрнБтавпг ти в систему принципов военного обучения; горсЕоцопас дискуссии из формы проведения семинарского занятяя_Б основной^ вид .учеб.чкх заня-

•гиП в изучении общественных наук.

Доторяинаппя зтершш мншишя вопнеко" деятельностью по сравнении с другими видами цеятельнос?я особенно жесткая. Это обусловлено тем, что любая ошибка в доягельноотз военпих кадров влечет г<а собой, особенно в боевой обстановке, краше дранатячбогие последствия. Данное обстоятельство налагает неукоснительные ограничения на мт-алевие; оно оказывается очер-ченнкл, причем весьма строго, рамками уставов, наставлений, инструкций и т.д. Пс в то яе время деятельность военных кадров, связанная с риском, необходимостью решать внезапно возникающие радачи,требует гибкости интеллекта и с необходимостью приводит к задаче борьбы с инерцией мышления.

В качестве средств борьбы с ней в военной сфере метко предложить следующее:

а) Средства социальной релаксации. Нет атмосферы более благо-: приятно:" для расцвета инерции мышления,' чем обстановка страха1, неуверенности, взвинченности. Определенное чувство страха перед настоящим и особенно перед будущим заставляет людей (что' бы выглть) строго следовать предыдущим правилам и установкам, . и с большим трудом, как правило, через метод проб и сшибок

переходить на новый уровень освоения действительности. Такое положение особенно характерно для сферы обыденного сознания. Поэтому установку страха необходимо разрушать в первую очередь.

б) Средства по социальной артикуляции. В Вооруженных Силах СССР, как и з обществе в целом, дез"с.трует масса документов различного уровня, которые, не являясь законами, тем не менее: регулируют "жизнедеятельность людей. Причем часть этих документов противоречит не только закону, но и здравому смыслу. В си}-лу этого, а гак~е того, что большую часть этих документов человек просто не знает, его поведение становится неопределенным и мзлопредсказуа'ым, а мышление догматизированным, так как при таких условиях он вынужден опираться в своей деятель-! ности на старый багая знаний и опыта, вместо осмысления реалий дня сегодняшнего. Данная ситуация закрепляет действие инерции мышления,приводит к одновариантности мышления, к выбору Альтернативы "или ты будешь делать и думать как все- или ты

не сможешь достичь поставленной цели". Поэтому упорядочение я упрощение норм и требований команцироз к подчиненным явля--е.тся_одним. из _средств, борьбы. с;.инергаей мышления, что в свою

очередь будет способствовать реализации возмокносгай человеческого фактора, а это 'особенно ва~ко п условия:-: обеспечения прекиуцествечно качоственннх параметров оборонного строительства. ' .

в). Собственно гносеологические, средств? "поят/,ого расшатывания" застгвапднх муплгтаданкх структур. Б их число преяде всего ликвидация монопольных точек зрения, обязательное представление альтернатив по любому рассизтрив?бмоау вопросу. Зто не дань моде, а необходимое условно наиболее полного и 1 всестороннего отражения' объекта дознащим субъектом, ибо все-сторокность дает возко-лность рассмотреть всс связи и опосредования я что самое главное, не позеолярг категория:,! превратиться в абсолют. При ликвидации монопольных точек зрения-необходима к конструктивность критики, чего особенно не достает з настоящее время. Как представляется автору, сродства массовой икФорлации дали такой крен в освещении происходящего и особенно прошлого, что произошло нарушение закона отрицания отрицания; диалектическое отрицание в большинстве свое:.: подменяется "голым" метафизическим отрицанием, что конечно ке наносит немалый вред сознанию людей. От догматизированного сознания идет резкий переход в другую сторону - нигилизм,как крайнюю форму скептицизма. Причем, несмотря на предпринимаемые меры, крен з сторону нигилизма осгзется. Б этой борьбе возникает и другая тенденция - возврат к старому, отстаивание монополии на ис-тпну, одномерное видение мира.

По поводу введения принципа альтернативности в систему принципов обучения. Развитие объект.:з.;ой реальности, его отражение б сознании (мышлении) людей, не есть линейный процесс, по логике которого построена в основной нынешняя систем ма обучения. Развитие, :де бы оно ни происходило, полизарпан-тно. Аналогично ему, а таксе в сс&г:.сусгбяй с природой ньчка-нлк и само шдление должно иметь альтернативны;, взгляды на рьзвигле ;,-.-:ра. Зто особенно вйако тогда, когда збхидавяртса. оспоян -'кт. длекта. л этого дет, лнзяе'ше загоняете ъ гос-крусто..? до"".? дм оэ:аш исдользуз:-.-г:- т.'х.п «м с^'чосгвенрр

■¿■/.-ли-" .иолелонднис новых лагенд" к убытий, получение :Ю£Ы2 знадид, их оценку, пртчъденяв на практ/жз.

К сожаленпз, с7цсс'>' ¿¿стою обуч&яяь в оекадь.

Г 15'

свое,': построена у нас на усвоении подаваемых знаний, а не на развитии способности к мышлении, на увеличение объема знаний, а не на способгостп решать нетрадиционные задачи.

Особенность боннской деятельности состоит в том, что главная ось, вокруг которой строится деятельность военных кадров -' это работа по отдании и выполнению приказов и распоряжении. Существующий подход в этой области ".естко фиксирует как деятельность самого командира (начальника),так и его подчиненных.,. Это объективно необходимо. И хотя в уставах есть положение о том, что командир, в пределах предоставленной ему власти должен действовать самостоятельно, проявлять разумную инициативу, этот тезис носит декларативный характер, так как нет реального мexaf низма его воплощения. Приказы носят, как правило, характер мельчайшей регламентации деятельности, что в. свою очередь при-: водит к парадоксу. Ведь реальное развитие событий всегда богаче самого емкого и подробного приказа, к тому же составленного! порой сс..:ым кабинетным образом. Как разрешить это противоречие, чтобы обеспечить гибкость шоления военных кадров в этой области? Выход мо.-.ет быть в следующем. При отдаче приказов и распоряжений формулировать только те положения, от которых зависит выполнение задачи, но при этом давать возможность выбирать подчиненным средства, форму и способ выполнения. Это положение будет способствовать борьбе с инерцией, мышления в сфере ' воинскол дзяюльности непосредственно;'будет.обеспечивать самостоятельность мышления; будет способствовать повышению чувства1 ответственности за сво;1 участок работы; будет формировать'угле-' кие брать ответственность на себя.

Введение притшпз альтернативности в систему обучения будет способствовать решению этих задач, т.е. реально удовлетво-1 рять потребность в гибкости интеллекта военных кадров.

Вполне понятно, что содержаний дол;хна соответствовать форма. Умственная работа не сводится к механическому усвоение, способов деятельности. Человек овладевает не • абором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для обработайся понятии, суждений и умозаключений. Эти интеллектуальные •структуры играют, по-видимому, решающую роль в запоминании мыслительных операций и логических связей, которые фиксируются з форме глубинных (интеллектуальных), а не поверхностных струк-Ъур_мышлекия, При ...этом .порядок _логической_связи_на_уровне_

;I6

глубинной интеллектуальной структуры может существенно отличаться от такого порядка на уровне поверхностной структуры мъкиенпя.

Продуктивность человеческого интеллекта позволяет производить я понимать бесконечное число аоыхтз&, сугдеппй л умозаключений; цяшиенке se строится из основе интеллекта го правилам и принципам его организация, а не на основе забивания отдельных сочетаний понятий. Именно интеллект содержит информацию, необходимую для логйко-ликэтшыстсчосхшх 1шгерпрзгаця5, включая не i-.wr» содертсртгае и объем понятий, но и глубинные логические связи or;, п&юат кезду нал-. При эта.': мыслительная .сго-,-оСноп?ь (яет&ллз!,!'} додяна порождать и пспиматъ все допустимые логические коне -рукцзл к пскл-чать пореденае логпчестх неправильных форм. Как :::;тал-тект С;-..;стье- :яяг способно?т:-;, таг. ,'и мышление (умственная активность) не. ягляптсл изолированными Иевду ними постоянно осуществляется Ез;-::;.,.оозязъ,Еза:*~ мопереяод. По-видимому, сам интеллект есть результат функционирования многоаспектного, напряженного мозга; только через деятельность мышления происходит его форкирэвгше. Именно в процессе активного отражения действительности и активной деятель-, :нос-ги в соцулльг.ой средз возникает, дв<т>'«ренца;»уюгся к взаимодействуют мышгэние л ннтелтзкг.

Б условиях втр-зстания сложности социальных задач и запросов социальной ир.м 'тлки все б^гто значение приобретает роль; разумных творческих цотенций человека. Возможности их биогеке-;. тического обеспечения, социального формирования и реализацг.г необходимо научно исследовать. Uerajy тем вопросу о роли бпогь-. нетчесми. аспектов в умственной деятельности человека уделяется недостаточное внимание, хотя ^ доделенная генетическая де~ • 1тершнированность прямо указывает на эти проблемы. Так, в результате исследований, проведенных Н.С.Кантонистовой было ус-, таноачено, что параметры, являющиеся предпосылками для формирования интеллекта,на 55-60/S обусловлены генофондом. Кроме того, долучекы данные по генетг-.-еекг'лу контролю таких характеристик/ как словесное понимание, .>-атемг:гические способности и ряд других.1

1 См.гКлнточястова Н... Исследования интеялоятуальчой зе-1 ятельностп близ^г ^. .2 -C.35I-35i'.

17 ■ -

Все это указывает на определенное влияние биологических и теистических факторов на характер интеллектуального процесса, хтасткцего социальную детерминацию. Л о всей видимости, биологическое на еле иле лпдеИ выступает в качестве Фона, обуславливающего индивидуальные вариация социальных программ и механизмов, составлявших сущность человеческого интеллекта.

И здесь всплывает проблема отбора в военно-учебные заве. дзкяя по интеллектуальным параметрам; при сложившейся системе 'отбора дело в основном сводится лишь к проверке знаний поступающего. "Зсля взять программы поступления, то они,как правило, не простираются дальше того, чтобы испытать степень грамотно-' сти, умение оперировать элементарными понятиями в ограничен-■ ном програ.'гю". объеме. По сути говоря, дело сво.дится к проверке объема зна:-^, ^ лучл-зм случае проверке подвергаются психофизические качества и Физическая подготовленность. Подобное огг'ничеше сФссы экзпмеп -.пвонннх испытаний могло бы,пожалуй, наити оправдание применительно к общеобразовательной шеоле, которая имеет аепосридсгченкг' агдзч-зй давать.учащимся знания общеобразовательного характера, а с-глодь не готовить из них профессионалов.' Но в отношении профессиональных школ (а доенная гл;/-я яеляэ-гся одной из ее г~зновиснсй^св!) подобное ограничен 5 экзамв!.годеннут исп-ганий долтно рассматри-Вс. 1'ьсг как п. " -:-чток. Вегъ состоял.'? пнгзллекта играет решаю-г"оль для -тэсти- вы-'кой кза;исгикацяя. Поэтому, при су-десл';-.у.., ;ей с.', агаме о'.'бора, когда объектом экзаменационных лс-' пытаниь .чвтяется объем зн<-*иГ*. изт .члхашг: гарантий, что чело* век. с-чвитл вступительные экзаи?'::-'. - тпег.гй-оя с темп требива* над.'/. коюрые "'одъявляег сего'ля г: ;.. :* т\-..-«?рэя иллта, а в ее лице и будуца:? профессиональная в .-'нска^ деятельность. Из этого следует необходимость отб->ог ■? зоенно-учебнче заведения« по интеллехтуааьнш параметрам. О.дл.временно это будет призер* тивно" мерой по борьбе г. илерциеФ "-',.;_>:ччия. К сожалению, со-': временная пси:" :/>п;,.ка возмо-ж^ ти отбор.-- по янгвтаекгуплншм параметрам пока не , оедстат.ляег.*

А Раввч-£ер<5о К.Б. Метод бллзкепог. е психологии и гскхоф.изиология.//Генетические проблемы пелхо-?зиогогии.->\1, : 1973.-С.31-35.

Таким образом, в качестве направления борьбы с инерцией ! апгалзнчя следует ввопггь в систему обучения такие принципы, ■Ъорчя и средства обучения, которое обеспечивали бы расшатывание застывающих мыслателышх структур, после чего,при достижения определенного качественного состояния, ухе сам интеллект будет выполнять роль механизма борьбы с инерцией мышления в реально Функционирующем сознании.

Введение дискуссии в число видов обучения - требование сегодняшнего дня. Наряду с тем, что дискуссия является сред- ■ ством борьбы с инерцией мшшения, так как способствует расшатыванию застывающих мыслительных структур, она играет и важную практическую роль. В условиях складывающегося плюрализма со всеми вытекающими отсюда последствия?/!:*, современный ру-. ководитель доляен быть готов г. про, елению работы именно в таких условиях. И подготовка к такой деятельности должна начинаться в стенах учебного заведения. Дискуссия обеспечивает раз- ■ витге творческих спосо'ноете;'1 специалистов, ^то особенно важно в связи с ростом доли •лиственного труда в творческих решений во всех сферах, в том числе и в сфере воинской деятельности.

IУ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ШЧМЮСЛЪ И ШСЖДАЩШ.

Практическая значимость работы заключается в 1'ом, что содержащиеся в ней материалы, р~зоды и рекомендации мог\ч быть использованы для решения актуальных проблем сегодняшнего .дня -повышения продуктивности интеллектуальной деятельности, *орш-т рования творчески мыслящей ли'-пистк, борьбы с негативными характеристиками отяпленйя., приведения сознания людей в соответствие с целят.® и зада чаш полосы исторично; ого развития, обеспечения необходимой гибкоси: инвитад военных кадров.

Вскрытие гносеологические основания инерции авдздкя, ее роль в тлзнь общества, деятельнос-п-; военных кадров могут послужить теоретическим и гг топологическим материалом для даль- , нейнего исследования неге-'и^.чх характеристик мышление. Отдельные поло1>'.е~шя диссертации могут быть * пользованы в области теории и практики управления общественным созн • ас- > так как позволяют учитывать влияние инерции мшшенля на гютпе выра-' б£ики_£ .внесения .идей д. .георд!;. в .сознание .людей.

■Обобщения, сделанные автором по вопросам роли инерции мышления, могут быть использованы: - при проведении•дсследоЕанпй по выяснению сущности л содержания таких феноменов, как догматизм, скептицизм, стереотип мышления; - при организации и проведении 'всех видов работы в Bjse (корректировка программ, методик обу-. чения с поправкой на инерцию мышления); - при организации и ¡проведении научной работы (исследовательской деятельности);

при организации и ведении боевой подготовки с цепью предупреждения шаблонов з действиях личного состава, что особенно ваяно при подготовке командных кадров.

В диссертации формулируются практические рекомендация:

1. 3 области теопптлческой:

- ввести в научный оборот понятие "инерция мышления" как .атрибутивной сзойство абстрактно-логического уровня давления 'при исследовании процесса мышления и познания в целом;

. - продолжать разработку проблемы негативных характеристик .мышления; осуществить комплексный мездясциплянарккй анализ негативных характеристик практического мкмленпя я их роли в фун-. 'кцяонлроваши общественного и индивидуального сознания; : - осуществить анализ сущности и содер-.^ния догматизма как 'типа мышления, разработать меры по борьбе с догматизмом в преподавании общественных наук и особенно з сфере научного познания ;

- углубить нсслздовлния по выяснений) роли критической стороны каризлистлчеекой диалектики. Обосновать направления, Форш-: и ;.;етод!-. реализация критического характера диалектики в преподавании Философии, при.формировании мировоззрения:

2. 3 области организационно-практической:

- процолзмь разработку новой модели обучения в высших, военно-учебных заведениях .Министерства обороны СССР, основное внимание делить вопросам дальнейшей разработки проблемного 'Обучения, оснащение его средствами реализации;

- при разработке программ и методик обучения, планировании и проведении r»emft в обязательном порядке предусматривать егтуацпи и задания, которые не решаются типовым способом;

- выйти с предложением в отдел общественных наук Главного военно-политического управления CA и BiS о корректировке П.З. ■Директивы министра оборони СССР и начальника Главного военно-

20 i

рода определяющего, что "в военных училищах в основу содержания ¡преподаваемых дисциплин положить изучение системы законов и ка| (тегорлй общественных нарт", ибо за рамками данной формулировки; ¡остаются принципы, а это сукает основу, на которой раскрывает-! ]ся содераание общественных нарт. К та/у se именно связи и отношения, которые составляют систему принципов, законов и кате-1 ¡горпй, к которые являются ядром изучения, уходят на второй !плзк;

- дополнить систему принципов обучения принципом альтзр-■нагивностя; ввести дискуссию в ранг основных видов занятий по общественным наукам;

- 11.15.1. "Организационно-методических указаний о работе кафедр общественных наук высших воекко-учебкнх заведений Мяни->стэрства об роки СССР" от 20 сентября IS67 года об определении! основного содержания лекции ИСКЛЮЧИТЬ;

- в рамках Боенно-политичесхой академии имени В.И.Ленина создать комплексную мэ-здгопипллкаркую группу для изучения не- ■ •готявных характеристик практического мышления;

~ казрзла необходимость создания независимого военного журнала, в котором могли бы излагаться альтернативные взгляда по вопросам еоскного строигол;->стза, проблемам обучения и воспитания личного состава.

7. ЛПРОЪШМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО TSC.

АтгиИрпря сэб'УУ ргутчеогвуена в выступлениях автора на международной яеучной конференции "Новое мышление и военная политика" (ноябрь I38Sr.), на научно-практпческей конференции училища (апрель 1989 г.), на заседаниях кафедры общественных наук. Ставропольского высшего военного авиационного училнца летчиков и штурманов. Материал диссертации регулярно использовался в процессе преподавания философии, при участии з работе, межвузовских семинаров преподавателей общественных наук города Ставрополя, написания методических пособий, проведении поллти4 ко-воспитагальной работы. Основные положения диссертации кзло-1-зены в публактаяятс автора:

I. Инерция мышления: как научная проблема.//Сборник мате-: .'риалов научно-практической конференция училища. -Ставрополь,:. СВВШЕ,_ 1989.-12 с.

21 •

2. Борьба с инерцией мишюния как условие реализаций ног вого мышления в военной политике. //Новое мышление л военная

политика, материалы догладов ме;:сдукароцной научной конференции. -Л.:1ЭБ9. -С.2СС-231.

3. Дискуссия как средство борьбы с инерцией мышления

.(логико-гносеологический очерк). -Ставрополь.:СЕБАУЛП,1ЭЭ0. - 42 с.

Общий объем публикаций по теме исследования составляет три печатных листа.

З.ГРАЧЕВ

-Л'