автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Информация как философская категория: онтологические и гносеологические аспекты
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Болотова, Екатерина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ.
1.1. Проблема определения понятия информации.
1.2. Этапы развития информационной теории. , « 1.2.1. Основные уровни информации.
1.2.2;- Связь информации с категориями сложности и развития.
1.3. Основные подходы к изучению феномена информации.
1.3.1. Информация в кибернетической парадигме.
1.3.2. Функциональный и атрибутивный подходы в философских концепциях информации.
1.3.3. Понимание информации в контексте синергетики.
2. ИНФОРМАЦИЯ И ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОЗНАНИИ.
2.1. Информация и познание.
2.2 Основания новой методологии.
2.3. Религиозно-философская трактовка феномена информации.
3. ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИИ.
3.1. Осмысление информации в историко-философской традиции.
3.2. Информация в системе логико-онтологических категорий.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Болотова, Екатерина Александровна
Актуальность темы исследования.
Одной из самых интересных и сложных проблем в философии XX века стало изучение феномена информации. На основе понятия информации, получившего широкое распространение в научном контексте благодаря работам Шеннона в области теории связи и Винера в рамках кибернетики в конце 40-х годов прошлого века, возник обширный спектр новых вопросов, решение которых остается не только актуальным для создания новых информационных технологий, но и в полной мере определяет направление развития многих современных отраслей человеческого знания.
Следует сразу отметить, что в данной работе не рассматриваются специальные проблемы, связанные с информацией, например, технологический, социологический и логико-математический аспекты информации. Все выше обозначенные проблемы затрагиваются в работе лишь по мере необходимости логически последовательного раскрытия предмета данного диссертационного исследования, которое посвящено философскому осмыслению феномена информации, а именно ее онтологическому и гносеологическому статусу.
Необходимость именно такой постановки проблемы была вызвана тем, что, несмотря на всестороннюю разработку проблемы информации, вопрос о категориальном статусе этого понятия до сих пор не решен. Кроме того, казалось бы, очевидные следствия из ведущей на сегодняшний день синергетической трактовки информации, имеют не только сторонников, но и противников понимания информации как основания существования любой системы. Дело в том, что, начиная с самого появления теории информации в 50-х - 60-х гг. прошлого века, весьма активно развивался, прежде всего, именно прикладной аспект информационной теории, как то: изучение технологий передачи и хранения информации, что привело в 90-х гг. к смешению понятия информации с понятием компьютеризации, исключительной связи данного понятия с базами данных. На более общем уровне изучение информации связывается с социальной информацией, то есть с процессом социальной коммуникации. До сих пор более распространенным и официально признанным остается шенноновское понимание информации как основы коммуникации и связи.
Однако феномен информации имеет более глубокое и общее значение, также укорененное в истории развития информационной теории. Еще в 70-х гг. XX века на основании кибернетических представлений появилась интерпретация информации как явления, связанного с живой природой и возникновением жизни. В таком случае информация понималась как фундаментальное свойство живой природы, гарантирующее ее способность к осуществлению всех остальных свойств, определяющих систему как живую, то есть ее активность, самовоспроизводство, реакция на возмущения из внешней среды и т. п. На следующем этапе обнаружение сходного механизма регуляции в биологических, технических объектах и объектах неживой природы, привело к распространению теории информации на комплекс всех возможных систем.
Теория информации стремительно развивалась. Пожалуй, на примере этого понятия лучше всего можно проиллюстрировать тенденцию ускорения научного познания. Многообразие концепций, изучающих феномен информации во множестве различных областей человеческого знания, явно указывает на его огромный эвристический потенциал. Понятие информации открывает совершенно новые методологические возможности в постижении мира и помогает по-новому осмыслить уже имеющиеся в науке и философии теории, связанные с раскрытием взаимосвязи всех явлений реальности. Среди наиболее популярных исследовательских направлений, базирующихся на теории информации, можно назвать, прежде всего, кибернетику, общую теорию систем, синергетику, а также концепцию информационного общества, теорию управления, разработки искусственного интеллекта. Изучение этих и множества других, связанных с информацией, явлений активно продвигается в социологии, биологии, математике, физике, психологии, лингвистике.
Что касается философского осмысления интересующей нас проблемы, то, едва появившись в конце 40-х гг. XX в., к 70-м гг. того же столетия понятие информации уже имело множество определений и интерпретаций в рамках совершенно различных подходов, направлений и методологических систем. Более того, информация всегда оказывалась связанной с самыми фундаментальными философскими вопросами: с проблемой соотношения бытия и мышления, связи этой проблемы с языком, функционирования живой и даже неживой природы, с проблемами коммуникации в человеческом обществе и кибернетической сфере, с вопросами создания и функционирования искусственного интеллекта, с проблемой виртуальной реальности.
Интересная особенность информации по преимуществу состоит еще и в том, что она связывает собой все указанные выше проблемы и области, в которых применяется, так как применение понятия информации во всех этих сферах основано, в конечной инстанции, не на различиях в понимании, не на использовании различных значений понятия, а только лишь на актуализации различных составляющих, различных специальных аспектов одного и того же единого феномена информации. Вопрос о присвоении информации статуса философской категории был поставлен еще в 70-х годах XX века, но, появляясь время от времени в специальной литературе, до сих пор не получил официально признанного решения.
В настоящее время информация оказывается в центре внимания при изучении таких современных проблем, как теория систем, синергетика. В понятии информации видится фундаментальная основа для объединения гуманитарных и естественных наук, и, более того, данная категория может послужить начальной точкой отсчета для нахождения того самого единого основания бытия, над осмыслением которого столько веков бились и бьются философы. Категория информации находит свое логическое и онтологическое обоснование в диаметрально противоположных методологических системах, будь то материализм или идеализм, рационализм или иррационализм, что указывает на всеобщий корневой характер информации. Однако, повсеместное использование этого понятия имеет свое отрицательное значение в том, что отдельное, частное применение сужает полное содержание феномена информации. Но в этом можно увидеть и положительный момент, состоящий в максимальном раскрытии каждой отдельной стороны столь ёмкого понятия, каким является информация.
Данная работа не претендует на исчерпывающее раскрытие всех затронутых вопросов, связанных с категорией информации в целом, но представляет собой попытку сделать еще один шаг на пути выяснения значимости феномена информации в системе существования и взаимодействия человека, общества, природы - всех явлений реального мира, что нацеливает на посильное осмысление предельных философских оснований бытия и мышления. Наше исследование имеет свою методологическую основу, выражаемую соответствующей системой принципов. Коротко основные принципы работы можно охарактеризовать следующим образом:
1) прежде всего, работа опирается на понимание информации как основополагающего фактора в теориях развития систем;
2) мы придерживаемся атрибутивного подхода в понимании информации, утверждающего наличие информации не только в кибернетических системах и в системах живой природы, но и в неживой природе;
3) далее, мы признаем объективное существование феномена информации, а не только наличие этой объективности у материальных носителей информационных процессов;
Каждое из этих положений опирается на соответствующие научные и философские традиции. Философское исследование природы информации способно пролить новый свет на природу информации, ее место в системе бытия и роль в познании.
Степень разработанности проблемы.
При изучении литературы, посвященной проблеме информации, приходится столкнуться с множеством подходов и многообразием концепций. В качестве научно-теоретической базы диссертации были выбраны исследования, относящиеся как непосредственно к области теории информации, а также многие общетеоретические работы по естествознанию и современной методологии познания, обнаруживающие свою связь с исследуемым в данной диссертации объектом - информацией в соответствии с обозначенными выше принципами. В отдельную группу работ, представляющих собой авторитетное основание для выдвижения цели данного диссертационного исследования, следует выделить собственно труды по философии.
К первой группе источников, то есть к трудам по теории информации, характеризующим процесс становления понятия информация, мы относим работы К. Шеннона [107], Н. Винера [23], Р. Хартли [102], Д. Маккея [119], Л. Бриллюэна [16], У. Р. Эшби [113], Р. Карнапа [44], У. Бар-Хиллела [8] и др. Теории указанных авторов являются фундаментальными для теории информации. Они изначально создают некий структурный контур для развития всех последующих направлений в изучении теории информации. Из отечественных исследователей проблем информации на этом уровне можно выделить работы А. Н. Колмогорова [49], В. М. Глушкова [30], Б. В. Бирюкова [12], М. М. Бонгарда [14], И. А. Полетаева [67] и др. Из философских работ, посвященных изучению феномена информации, наиболее близки настоящему исследованию концепции атрибутивного подхода к информации, в рамках которого развиваются идеи А. Д. Урсула [93], В. С. Тюхтина [89], Глушкова [30], А. Е. Седова [68], И. А. Акчурина [2], В. В. Налимова [60], Р. Ф. Абдеева [1], В. Б. Гухмана [35], И. И. Юзвишина [114], С. Янковского [116] и др.
Что касается второй группы, то здесь следует отметить труды по теории систем и синергетике И. Пригожина [70], Г. Хакена [100], В. С. Степина [82], Г. И. Рузавина [74], Д. С. Чернавского [104] и других ученых. Работы в этих областях показывают наличие единых процессов и законов их функционирования в различных сферах действительности, выявляют их информационное основание. Кроме того, эти теории создают новое поле видения проблемы о соотношении материального и идеального.
В области работ по выработке новой методологии заслуживают внимания работы П. П. Гайденко, В. С. Швырева, В. А. Лекторского, Н. С. Автономовой, П. С. Гуревича, Б. И. Пружинина, В. Н. Порус, А. В. и В. И. Кураевых и др. [61]. Современные методологические разработки направлены на расширение понимания рациональности как фундамента всякого научного и философского дискурса, на углубление концепции о естественной необходимости дополнения рациональности иррациональным опытом. В настоящее время появляется множество работ, посвященных важности продуктивного для познавательного процесса в целом синтеза веры и знания.
Для обоснования информации в качестве философской категории мы руководствовались классическими работами Аристотеля [6], И. Канта [42], Г. В. Ф. Гегеля [27], Г. Райла [71]; а также исследованиями по этой проблематике В.Н. Сагатовского [77], С.Б. Крымского [52] и т. д.
Несмотря на наличие столь обширного поля разработок по проблеме информации, проблема, поставленная в данной диссертации, исследована явно недостаточно. Употребление понятия информации в качестве категории встречается в специальной литературе, но собственно из крупных философских работ по проблеме обоснования информации в статусе философской категории можно назвать лишь труды Р. Ф. Абдеева [1] и В. Б. Гухмана [35], поэтому дальнейшая разработка данной проблематики является необходимой в свете не спадающего интереса к феномену информации.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного диссертационного исследования является феномен информации.
Предметом работы выступает онтологический и гносеологический статус понятия информации.
Цель и задачи.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе феномена информации, в установлении содержания понятия информации и обосновании возможности отнесения этого понятия к философским категориям.
Для достижения поставленной цели необходимо провести последовательное решение ряда задач:
- рассмотреть процесс возникновения и развития теории информации: раскрыть в исторической последовательности основные содержательные уровни понятия информации;
- выявить и исследовать различные аспекты значения понятия информации, употребляемые в современных научных и гуманитарных дисциплинах;
- показать возможность выявления информационного содержания историко-философских категорий на основании более широкого истолкования смысла понятия информации.
Теоретико-методологические основания.
Достичь решения поставленных задач помогают использованные в работе методы. Основным направлением исследования выступает системный подход, т. е. рассмотрение по возможности максимально полного содержания феномена информации, его внутренних отношений и взаимосвязи с внешними структурами. При рассмотрении информации в хронологическом аспекте развития использовался метод логико-исторической реконструкции. Сравнительный метод при анализе основных содержательных уровней понятия информации и ключевых категорий в классических философских концепциях - в случае обнаружения сходства между ними - позволяет продемонстрировать единство философии и информационных составляющих познающего мышления, а также необходимость включения понятия информации в структуру основных категорий философии.
Научная новизна.
Новизна данного исследования определяется характером методологической установки, которая лежит в основании авторского подхода к целостному исследованию такого сложнейшего космогенного и космовитального явления, как информация. В ходе исследования автором были получены следующие новые результаты:
1) проведено разграничение имплицитного и эксплицитного уровней философского описания и истолкования феномена информации;
2) обоснована категориальность информации в логическом, гносеологическом и онтологическом аспектах;
3) выявлены и сопоставлены гносеологические и онтологические составляющие феномена информации;
4) рассмотрена природа феномена информации в разрезе субстанциальных основ мироздания и принципов мышления;
5) проанализированы основные положения ряда классических философских концепций на предмет их связи с феноменом информации;
6) выявлена аналогия между научными и философско-религиозными представлениями о мироздании на основе сопоставления феномена информации с Логосом;
7) указаны возможные тенденции в интеграции различных информационных подходов к изучению основ бытия и познания.
Положения, выносимые на защиту.
1. Необходима систематизация философских концепций информации для выявления основных характеристик данного феномена и, тем самым, для преодоления узкоспециального понимания информации.
2. Описание феномена информации можно проследить в древнейших философских и религиозных системах, что указывает на укорененность феномена информации в бытии.
3. Установление и обоснование связи между Логосом и информацией предполагает новый подход к решению серьезных философских проблем в области теории информации, таких, как проблема ценности информации, ее соотнесенности с моральными императивами, ее роль в процессе познания и функционирования самоорганизующихся систем.
4. Информация, являясь междисциплинарным объектом изучения, способна стать основанием для синтеза различных способов познания действительности.
5. Понятие информации на равных основаниях сопоставимо с ведущими философскими понятиями, имеющими статус философских категорий, и, таким образом, имеет право само расцениваться в качестве философской категории.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в результативной попытке целостного осмысления феномена информации и определения его места в общей структуре бытия и мышления, т. е. в обретении им статуса логической и онтологической категории.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной философии, для оценки роли и места феномена информации в сегодняшнем миропонимании, а также при разработке программ, чтении лекций и спецкурсов по проблемам систематической философии, философии информации, этики.
Апробация работы.
Основные положения и выводы, сделанные в ходе данного диссертационного исследования обсуждались на краевых, межвузовских, научно-теоретических и научно-практических конференциях. Результаты исследования использовались при чтении лекций и ведении семинаров по курсам «Онтология и теория познания», «Концепции современного естествознания», «Основы этики и эстетики» в Кубанском государственном университете, а также отражены в пяти научных публикациях.
Структура работы.
Структура работы построена таким образом, чтобы последовательно и логически обоснованно выполнить поставленную в исследовании цель и раскрыть смысл категории информации в выбранном нами ракурсе. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список литературы по диссертационной проблематике. Первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена рассмотрению основных определений и структурных уровней информационной теории, а также философских направлений и подходов к • проблеме информации. Цель первой главы состоит в раскрытии содержания понятия информации в современном научном и философском понимании. Вторая глава включает также три параграфа освещающих соответственно явление информации в системном понимании процесса познания, в контексте нового подхода к рациональности и в религиозно-философском контексте. В данной главе получает выражение тезис о единстве научной и религиозно-философской трактовок проблем бытия и познания на основе целостного осмысления феномена информации. Третья глава посвящена основной цели исследования: обоснованию информации в качестве философской категории, что достигается путем рассмотрения основных категориальных систем в истории философии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Информация как философская категория: онтологические и гносеологические аспекты"
Заключение
На основании проделанной работы были получены следующие выводы, которые наиболее целесообразно представить в виде обобщенных тезисов.
1. Информация есть идея (как сущность, суть вещи), явление (как способ существования) и смысл (как осознание) вещи. Таким образом, информация есть принцип и существо единства вещи, определяющее вещь как сущее.
Так как информация (в структурном аспекте), есть структура вещи, ее самость, то есть то, что делает вещь именно этой вещью, принцип всеобщности всей совокупности признаков, определяющих эту вещь по отношению ко всем другим вещам, то информация есть идея вещи.
Так как информация (в оперативном аспекте) - лежит, по большому счету, в основе всех взаимодействий вещи с внешним по отношению к ней миром, через которое она (эта вещь) в этом мире проявляется и, таким образом, становится явленной для фиксации внимания познающего субъекта - восприятия, - то информация есть способ существования вещи в мире, то есть явление.
Так как информация организуется в человеческом сознании посредством языка, то информация составляет смысл вещи.
2. Человек в системном понимании обладает всеми указанными выше свойствами системы, но выделяется наличием самосознания и свободы, специфических и определяющих для человека.
Самосознание есть способность человека фиксировать свою самость, определенность относительно любых других вещей, «уловление» самого себя. Самосознание является условием возможности познания -направленности сознания на Другие вещи, или на себя (самопознание). В процессе познания, как особая вещь, человек, направляющий сознание на какую-либо вещь выступает в качестве познающего субъекта, а вещь, на которую направлено сознание, выступает как объект.
Свобода является принципом познания, который реализуется в свободном выборе познающим субъектом объекта познания.
3. Познание есть особый вид взаимодействия человека как познающего субъекта, с другими вещами, которые он самопроизвольно (свободно) выделяет как объекты взаимодействия.
Процесс познания есть взаимодействие субъекта и объекта, поэтому полученное в результате знание, есть результат этого взаимодействия.
Вещь может быть зафиксирована («схвачена» сознанием) только через ее проявления при взаимодействии с другими вещами и познающим субъектом, но через эти проявления светится сущность вещи. Проявления определяются сущностью, сущность реализуется через явление адекватно, так как имеет с ним одну природу - информационную.
4. Познание вещи происходит следующим образом: фиксация какого-либо явления (вещи) среди других явлений (в результате случайности или целенаправленного поиска), восприятие знака (синтаксический уровень информации); сознательное устремление к этому явлению субъекта (в случае заинтересованности, соответствия какой-либо цели субъекта), в результате которого происходит означение явления (семантический уровень информации); выбор знаков и объединение их значений в общую систему знания субъекта (прагматический уровень информации).
5. Мышление есть способ и сущность познания, так как знания субъекта представлены мыслью. Мышление всегда осуществляется посредством языка. Язык осуществляется в слове. В человеческом познании слово есть информационная единица познания (как единство в знании знака и значения, носитель смысла). Отсюда следует обоснование мышления, операций с знанием, способа выражения и передачи знаний как информационных процессов.
6. Язык есть условие и результат взаимодействия человека с другими людьми в рамках культуры. Культура есть область, продуцирующая и питающаяся смыслами. То есть человек интерпретирует знаки в контексте культурно обусловленных смыслов, вставляя эти смыслы в собственную систему знаний, он тем самым синтезирует новые смыслы, которые и возвращает культуре. Язык является формой существования знания, то есть основанием и способом функционирования информации на социокультурном уровне.
Так как человек свободен выбирать элементы реального мира и структурировать их в системе своего знания посредством личного и общекультурного опыта, то, очевидно, что интерпретация полученных им из внешнего мира данных не обязательно будет адекватной действительным отношениям объектов познания.
Эти искусственно сконструированные в нашем сознании отношения, связи между объектами не обязаны иметь субстанциальной основы в реальном мире, только потому, что они выражены в языковом поле. Они останутся на время нашей убежденности в них только в неадекватной структуре нашего знания, в нашей внутренней реальности и смогут оказывать влияние на наши взаимоотношения с внешними объектами, даже на сами объекты, но не смогут отменить или изменить реальных законов существования этих объектов. Таким образом, информация может не отражать адекватного знания, но в этом случае она все же останется ценной и информацией, указывающей на причину заблуждения и вскрывающей его природу, что может быть важным для психологии.
7. В своей свободе человек выбирает объекты познания и конструирует свою индивидуальную систему знания, руководствуясь в этом целями, соответствующими его собственным ценностным установкам. Таким образом, процесс познания обусловлен не только мышлением, но и личностными качествами познающего субъекта. Этический компонент является неотъемлемым от рационального в познании. Выбор информации напрямую зависит от «структурной информации» познающего субъекта как системы с определенными нравственными качествами, составляющими базис его личности.
Но если самосознание и свобода выбирать объекты познания и создавать структуру своего знания присущи самому субъекту, как его определяющее качества, то принципы его этической ориентации даются извне в виде Божественных предписаний, которые человек свободен принимать или отвергать. Результатом этого выбора будет адекватная или неадекватная действительности познавательная деятельность человека, созданная на ее основе система знаний, а, следовательно, и его экзистенция.
Таким образом, наука нуждается в религии для снятия ограничения познавательных возможностей разума. Новая рациональность предполагает синтетическое единство в познании всех возможностей человека. Необходимость такой интегральной установки заставила обратить внимание и на тождественные установки в религиозном и научном миропонимании и мирообъяснении.
8. Достижения современной науки не противоречат религиозно-философской концепции мироздания. Бог является условием и основанием гармонии в бытии и, собственно, бытия вообще, так как в науке весьма сомнительным остается момент случайного самозарождения сложных самоорганизующихся систем, подчиненных законам, действующим на всех уровнях материального мира и идеальных объектов из безликого хаоса. В конце концов, хаос, являющийся в современной науке олицетворением первоначала и первопринципа, сам представляет собой некую абсолютную систему, со всей возможной полнотой элементов, принципов их отношений и взаимодействий. Таким образом, эта абсолютная система по своим качествам соотносима с представлениями о Боге, но без учета основной составляющей - морально-этической. Информация как научное понятие раскрывается через соотнесенность с Логосом и таким образом, выступает связующим моментом научных и религиозно-философских концепций, описывающих действительность.
9. Человек, кроме того, что сотворен Божественным Словом, является телесным существом и включен в вещественно-энерго-информационное взаимодействие с внешним миром, имеет сам дар слова, которым может по своей воле воссоздать все бытие через себя, то есть познать мир, себя в нем и тем самым познать Бога, или отказаться от истинного познания, довольствуясь призраками и миражами собственного творения.
Соответствие слова человеческого (мысли) Слову Божию есть адекватное познание. Для человека Слово - это момент возвращения (обращения) через познание к бытию, символ и осуществление их единства. Только, когда слово созвучно Слову, вещь, существующая в реальности, совпадает онтологически с вещью осознанной.
Адекватность гарантируется только устремленностью к Добру, которое посредством Божественной любви мотивирует существование и познание человека. Бог есть Любовь и есть Истина. Таким образом, только в Боге человек преодолевает свою внутреннюю расколотость, сам обретает целостность и становиться способным к воссозданию истинной картины мира.
10. Информация есть не только содержание мышления и бытия, но также и форма, что делает ее соответствующей статусу категории. Содержательная категориальность подтверждается обнаруженным сходству в описании основных историко-философских концептов, таких как Идея, Логос Абсолютный Дух, Имя и т. п. и феноменом информации. Логическая (формальная) категориальность обосновывается через определение места категории информации в основных системах категорий, созданных Аристотелем, Кантом и Гегелем. Информационная природа самих понятий «категория», «закон» и т. п. обнаруживают метакатегориальное значение информации.
Список научной литературыБолотова, Екатерина Александровна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
2. Акчурин И. А. Развитие кибернетики и диалектики // Вопросы философии, 1965, № 7. С. 22-30.
3. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. -М., 1992.
4. Алферов А. А. Ученый и информация // Наука и научное творчество. -Ростов-на-Дону, 1981.
5. Амосов Н. М. Мышление и информация // Сб. «Проблемы мышления в современной науке». М., 1964.
6. Аристотель. Категории // Сочинения в 4-х томах. Т.2. М., 1978.
7. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х томах. Т. 1 М., 1975.
8. Бар-Хиллел И. Будущее машинного перевода //Филологические науки. 1962.-№4.-С. 205-211.
9. Бар-Хиллел И. Размещающие процедуры для структуры естественных языков // Машинный перевод. Сборник статей. М., 1957.
10. Ю.Бахтин М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. М., 1986. С. 23-41.
11. Бир С. Кибернетика и управление производством. М., 1965.
12. Бирюков Б. В., Спиркин А. Г. Философские проблемы кибернетики // Вопросы философии, 1964, № 9. С. 111-119.
13. Блюменфельд JT. А. Термодинамика, информация и конструкция биологических систем. Соросовский образовательный журнал. 1996. №7.
14. Бонгард М. М. Проблема узнавания. М., 1967.
15. Бриллюэн JT. Наука и теория информации. М., 1960.
16. Бриллюэн JI. Научная неопределенность и информация. М., 1966.
17. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. — Л., 1988.
18. Буданов В. Г. Синергетическая парадигма. М., 2002.
19. Бургин М. С. Фундаментальные структуры Ноосферы. Достижение Абсолюта. — Киев, 1997.
20. Васильев С. А. Категории мышления в языке и тексте //Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления.—Киев, 1980.
21. Викорук В. Ковчег жизни. <http://vicoruc.narod.ru>
22. Винер Н. Кибернетика и общество.- М., 1958.
23. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М., 1968.
24. Войшвилло К. Е. Попытка семантической интерпретации статистических понятий информации и энтропии.- М.,1966.
25. Волькенштейн М. В. Биофизика. М., 1988.
26. Воробьев Г.Г. Информационная культура управленческого труда.- М. 1971.
27. Гегель Г. В. Ф. Наука логики //Гегель. Сочиненияв з-х тт. М., 1974.
28. Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки / Пер. с англ. М.Нахмансона, Е. Барашковой. СПб., 2001.
29. Глушков В. М. Введение в кибернетику. Киев, 1964.
30. Глушков В. М. О кибернетике как науке // Сб. «Кибернетика, мышление, жизнь». М., 1964.
31. ЗЬГришкин И. И. Понятие информации. М. 1973.
32. Громов С. В. Энциклопедия элементарной физики. -М., 1995.
33. Гуревич П. С. Поиск новой рациональности // Рациональность как предмет философского исследования.-М., 1995. С. 174-187.
34. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию М., 1999.
35. Гухман В. Б. Философия информационного подхода. Тверь, 2000.
36. Докучаев И. М. Химера информации. <http://artevik.narod.ru/publ/himerainformatio.html>
37. Жуков Н. И. Философские основания кибернетики. — М., 1985.38.3еман И. Познание и информация. М., 1966.39.3еньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 1999.
38. Иванов А. Ф. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: 2000.
39. Из истории мировой гуманистической мысли. / Сост. А. Ф. Малышевский и др. М., 1995.
40. Кант И. Критика чистого разума.- СПб., 1993.
41. Кант И. Фрагменты черновых набросков по метафизике //Логос, №10, М., 1997. С. 108-128.
42. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология -<http://www.philosophy.ru/library/carnap/02.html>
43. Кассирер Э. Философия символических форм. СПб., 2002.
44. Климонтович Ю. Л. Турбулентное движение и структура хаоса: новый подход к статистической теории открытых систем. М., 1990.
45. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 62-79.
46. Кобринский Н. Е., Трахтенброт Б. А. О построении общей теории логических сетей. М., 1963.
47. Колмогоров А. Н. Три подхода к определению понятия количества информации//Проблемы передачи информации. 1965. Вып. 1. Т.1.
48. Копнин П. В. Понятие мышления и кибернетика // Вопросы философии, 1961, № 2. С. 103-112.
49. Кочергин А. Н., Цайер 3. Ф. Информациогенез и вопросы его оптимизации.-Новосибирск, 1977.
50. Крымский С. Б. Логико-гносеологический анализ универсальных категорий //Логико-гносеологические исследования категориального строя мышления. Киев, 1980.
51. Кураев А. В., Кураев В. И. Религиозная вера и рациональность // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А.Лекторский. Т.1. -М., 1995. С. 75-96.
52. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура.-М., 1991.
53. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т.1 М.,1963.
54. Лосев А. Ф. Философия Имени.- М., 1990.
55. Мамардашвили М. К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Стрела познания. М., 1997.
56. Моисеев. Н. И. Человек среда - общество. - М., 1982.
57. Найсер У. Познание и реальность.- М., 1981.
58. Налимов В. В., Баринова З.Б. Этюды по истории кибернетики. <www.zipsites.ru/books/ihtik/philbibllGb.htm>
59. Наука — философия — религия: в поисках общего знаменателя /РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: П. П. Гайденко, В. Н. Катасонов. — М., 2003.
60. Несмелов В. Наука о человеке. Т. 2.- Казань, 1906.
61. Овчинников Н. Ф. Принципы сохранения. М., 1966.
62. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Информация // Толковый словарь русского языка.- М., 1999. С. 250.
63. Петрушенко Л. А. Взаимосвязь информации и системы // Вопросы философии, 1964, № 2. С. 104-114.
64. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1994.
65. Полетаев И. А. К определению понятия информации // Исследования по кибернетике.- М., 1970.
66. Попов Л. В., Седов А. Е., Чудов С. В. Развитие концепций информации, <http://www.biometrica.tomsk.ru/biom-2000/sedov.htm>
67. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
68. Пригожин И., Стенгерс И. Прядок из хаоса. М., 1986.
69. Райл Г. Категории // Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.
70. Репин Е., Репина Н. Деньги. Фиаско экономических объяснений. -Новокузнецк, 1997.
71. Репьев С. И., Барулин В. Н. Человек: информация, системы взаимодействий, наследственность. Теория и практика. СПб., 1998.
72. Рузавин Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопросы философии, 1984, №8. С. 30-49.
73. Рузавин Г. И. Синергетика и системный подход // Философские науки, 1985.-№5. С. 48-55.
74. Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки, 1989. -№5. С. 31-51.
75. Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1975.
76. Севальников А. Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. — М., 2003.
77. Седов Е. Одна формула и весь мир.- М., 1982.
78. Соколов Б. Г. Современный неопифагореизм // Studia culturae. Выпуск 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2002. С. 52-55.
79. Степин В. С. Прогностическая функция философии // "Вопросы философии", 1986, N 4.
80. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. <filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000249/>
81. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
82. Степин В. С., Кузнецова JI. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
83. Тейяр де Шарден Т. Феномен человека. — М., 1980.
84. Теория информации и ее приложения./ Сб. пер. под ред. А. А. Харкевича. М., 1959.
85. Тертерян А. Р. Метафизические аспекты современной концепции самоорганизации // Метафизика и идеология в истории естествознания. -М., 1994.
86. Типлер Ф. Дж. Физика бессмертия. <http://karizha.ru/library/tipleOOO/index.htm>
87. Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. — М., 1972.
88. Украинцев Б. С. Информация и отражение // Вопросы философии, 1963, №2. С. 26-38.
89. Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. — М., 1971.
90. Урсул А. Д. Отражение и информация. -М., 1973.
91. Урсул А. Д. Природа информации. М., 1968.
92. Философский словарь. М., 1986.
93. Философский энциклопедический словарь. М., 2003.
94. Флоренский П. Введение в историю античной философии. Лекция 6. Мысль и язык // Философские науки. 2004, №1. С. 60-82.
95. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
96. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
97. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
98. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.
99. Харкевич А. А. О ценности информации. Проблемы кибернетики. 1960. Вып. 4.
100. Хартли Р. Передача информации теория информации и ее приложения. - М., 1959.
101. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М. 1990.
102. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. М., 1990.
103. Чурсин Н. Н. Популярная информатика. Красноярск, 1982.
104. Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического основания науки. М., 1966.
105. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. М.,1963.
106. Шередеко Ю. JT. Классификация информационных процессов // «Управляющие системы и машины», N1, 1998.
107. Шрейдер Ю. А. Тезаурусы в информатике и логической семантике. «Научно-техническая информация». Сер.2, 1971, № 3.
108. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе: философские аспекты синергетики. М., 1990.
109. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М., 1979.
110. Эйген М., Шустер Р. Гиперцикл: примеры самоорганизации макромолекул. М., 1988.
111. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
112. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001.
113. Янков М. Материя и информация. — М., 1979.
114. Янковский С. Концепции общей теории информации. <www.inteltec.ru/publish/articles/textan/ibookann.htm>
115. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная // Общественные науки и современность. 1999, №1. С. 143-158.
116. Dembski W. A. Intelligent design as a theory of information. <www.arn .org/s/wpa/wuwpga.html>
117. Mackay D. M. In search of Basic Symbols.-. «Cybernetics». N. Y., 1952.
118. Rebok M. G. Civilization and cultural identity in Postmodernity. -Kluwer, 1998.