автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Интонационная категория тона и ее реализация в спонтанной монологической речи

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Зиновьева, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Интонационная категория тона и ее реализация в спонтанной монологической речи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зиновьева, Елена Николаевна

Введение

Глава 1. Некоторые теоретические предпосылки исследования.

§ 1. Категория тона в системе просодических и интонационных характеристик речи. Особенности категории тона в английской интонационной системе.

§ 2. Специфика парадигматического аспекта интонационной категории тона.

§ 3. Парадигматический аспект организующей функции тонов.

§ 4. Синтагматический аспект исследования категории тона.

Глава 2. Методика и процедура исследования.

Глава 3. Результаты экспериментально-фонетического исследования.

§ 1. Парадигматический ряд делимитативно-интегративной функции тонов.

§ 2. Парадигматический ряд тонов, реализующий функцию выделенности.

§ 3. Синтагматическое взаимодействие делимитативно-интегративной и выделительной функций тонов в спонтанном монологическом тексте информационного стиля.

§ 4. Модальный подтекст организующей функции тонов.

Выводы

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Зиновьева, Елена Николаевна

Одной из сверхзадач современной интонологии является поиск подходов к преодолению несопоставимости описаний интонационных систем различных языков. Отмеченная Т.М. Николаевой /78/ "беспре-цендентная несопоставимость" языков на интонационном уровне вытекает не только из различных способов описания, задаваемых спецификой конкретных языков, но и из преобладания в результатах проводимых исследований вариативных структурных и семантических интонационных характеристик над инвариантными. Однако для сравнения интонационных систем больший интерес представляют именно их инвариантные особенности. Поэтому поиск подходов к решению отмеченной сверхзадачи предполагает переключение внимания исследователей с вариативных интонационных характеристик на инвариантные.

Для сравнения интонационных систем необходимо также иметь общее основание сравнения. В качестве такого основания P.M. Тихонова /111/ предлагает рассматривать интонационную категорию вьще-ленности, "не-монотона", универсальную для любой интонационной системы, но реализуемую в конкретных языках своеобразным соотношением интонационных средств. Важность категории выделенности, "экспрессивности" для описания интонационных систем подчеркивалась И.Г. Торсуевой /116/ и Т.М. Николаевой /80/. Категория выделенности является важной частью организующей функции интонации. Последнюю, как известно, можно представить в виде совокупности трех взаимосвязанных подфункций: делимитации, интеграции вычлененных отрезков в единое смысловое целое и выделения стержневых компонентов смысла. Семантика организующей функции представляется слабо изученной. По замечанию Т.М. Королевой /56/, данную функцию иногда несправедливо лишают семантического аспекта. Но исследование организующей функции представляется актуальным в данном контексте, так как организующая функция в большей степени, чем дифференцирующая позволяет подойти к адекватному сопоставительному описанию.

С указанной задачей соотносится проблема оформления интонационных категорий, так как категориальное обобщение предполагает переключение внимания с вариантов на инвариант.

Как известно, языковая категория в широком смысле - это любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства. Следовательно, любое категориальное обобщение является абстрактным, базируется на большом количестве экспериментального материала, из которого выделяется нечто существенное, инвариантное, сохраняющееся в различных условиях. Постановка проблемы оформления интонационных категорий представляется правомерной, так как в интонологии накоплен большой экспериментальный материал, имеются определенные теоретические концепции, исследователи переходят от установки на описание интонационных явлений /"как"-лингвистики/ к объяснению интонационных норм и закономерностей Доче-му"-лингвистике/. В этих условиях появляется возможность не только изучать конкретные интонационные явления сквозь призму установившихся интонационных категорий, но и осмыслить данные категории, расширить их за счет новых экспериментальных данных и теоретических концепций. И.Р. Гальперин, отмечая особенности категориального обобщения, пишет, что "поиски системности, т.е. упорядоченности и организованности в объективной действительности привели к установлению определенных закономерностей явлений, которые получили название категорий. Категория есть понятие, получившее свое научно осознанное выражение" /26, с.7/.

Предметом данного исследования является интонационная категория тона. Под тоном мы понимаем наиболее яркое, контрастирующее с окружающим фоном высотно-мелодическое движение голоса в интонационно-смысловой единице речи - синтагме. Такое понимание тона охватывает несколько интонологических терминов: ядерный тон, терминальный и нетерминальный тон. Выбор тона как предмета исследования представляется актуальным в свете описанного типологического направления, так как в тоне ярче раскрываются инвариантные структурные и семантические характеристики интонации: тон является необходимым структурным элементом каждой интонационной единицы, кроме того, тон отличается стабильностью воспроизведения в индивидуальной речи, что позволяет ученым наделять его инвариантным лингвистическим значением.

Объектом исследования являются спонтанные монологические тексты информационного стиля, в которых организующая функция тонов в меньшей степени осложнена другими функциями: эмоциональной, стиле дифференцирующей. Иногда мы обращаемся к диалогической речи, которая служит референтом сравнения.

Целью исследования является изучение семантического аспекта организующей функции категории тона в спонтанной монологической речи, а также выявление инвариантных особенностей семантики тонов, сохраняющихся в различных видах речи.

Для выявления оттенков семантики тоны необходимо рассмотреть в парадигматическом плане, который предполагает установление закономерностей, причин выбора, предпочтения говорящим того или иного тона для реализации конкретной функции. Другим важным аспектом исследования категории тона является синтагматический. В синтагматическом плане важно изучение взаимодействия различных функций на синтагматической оси, установление типичных сочетаний тонов в данных условиях.

Поэтому цель конкретизируется в следующих задачах:

1/ рассмотреть категорию тона в парадигматическом плане при реализации ею делимитативно-интегративной подфункции организующей функции, т.е. определить причины выбора, предпочтения говорящим того или иного тона при осуществлении делимитации и интеграции, которые совпадают на синтагматической оси в одном тоне

2/ рассмотреть категорию тона в парадигматическом плане при реализации ею выделительной подфункции, т.е. выявить корреляцию тонов с различными степенями выделенности в тексте

3/ проследить взаимодействие делимитативно-интегративной и выделительной подфункций на синтагматической оси, выявить типичные сочетания тонов на психолингвистически оптимальном отрезке речи -синтагме

4/ сравнить организующие значения категории тона с уже известными: коммуникативно- и модально-дифференцирующими, выявить некоторый инвариант значения.

Исходная гипотеза, доказательство которой составило содержание данной работы, состоит в том, что семантика тонов в условиях монологического текста определяется преобладающей здесь организующей функцией, но организующие значения тонов соотносятся ппреде-ленным образом с модально- и коммуникативно-дифференцирующими, что позволяет говорить о некотором инварианте значений тонов.

Новизна работы определяется обращением к монологическому тексту как материалу исследования семантики тонов, рассмотрением организующей функции тонов в парадигматическом плане, попыткой представить инвариантные особенности семантического аспекта категории тона, а также найти психолингвистическое обоснование некоторых закономерностей реализации тонов в монологической речи.

Теоретическая значимость данного исследования определяется прежде всего тем, что оно соотносится с новой тенденцией интоноло-гических исследований - с поисками интонационного инварианта английского языка.

Решение поставленных задач имеет и практическую направленность

Спонтанная или квазиспонтанная монологическая"речь информационного характера - это один из наиболее распространенных видов речи, применяемых при обучении иностранному языку. В настоящее время в обучении интонации преобладает аналитико-имитационный метод, при котором, как отмечает C.B. Павлова /90/, особенности "потребления" и порождения текстов остаются в тени. Но говорящий должен не только четко представлять инвентарь тонов и их дифференцирующие возможности, но и роль в организации монологической речи, типичные позиции на синтагматической оси.

Основываясь на слуховых наблюдениях, мы предполагаем, что в спонтанно говоримой речи роль шкал в организации интонационных контуров синтагм уменьшается и увеличивается роль тонов. Поэтому в плане интонационного оформления каждой синтагмы осознанный выбор того или иного тона, определение его места на синтагматической оси играют большую роль. Мы надеемся, что результаты исследования помогут говорящему перейти от пассивного воспроизведения английской интонации к ее активному порождению.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интонационная категория тона и ее реализация в спонтанной монологической речи"

156 ВЫВОДЫ

Учитывая результаты теоретического анализа и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Интонационная категория тона характеризуется полифункциональностью, многомерностью содержательного аспекта. Для каждой из функций /коммуникативно- и модально-дифференцирующей, организующей/ релевантен свой парадигматический ряд тонов, т.е. тоны можно сопоставлять в разных планах.

2. Организующую функцию тонов можно представить в виде двух парадигматических рядов, соответствующих ее подфункциям: делими-тативно-интегративной и выделительной. а/ В плане делимитации тоны не имеют собственных значений, они выполняют исключительно строевую роль. Но в этом отношении тоны можно сравнивать по делимитативной способности. Наибольшей делимитативной способностью обладают тоны, не реализующиеся в пред терминальной позиции. В нашем материале такими тонами были ровный, низкий восходящий, низкий нисходящий. Их употребление ассоциировалось у аудиторов с окончанием фрагмента речи-мысли. Редко встречались в предтерминальной позиции нисходяще-восходящий и восходя-ще-нисходящий. Более сложная корреляция с делимитацией обнаружена у высокого нисходящего тона, для которого в плане делимитации было важно соприкосновение с низким высотным уровнем диапазона. Следует отметить, что в плане делимитации соприкосновение с низким высотным уровнем как базовой линией мелодических колебаний в английском языке было значимо для всех тонов. Делимитативная функция тонов совпадает на синтагматической оси с интегративной. б/ В плане интеграции тоны коррелируют с определенными оттенками значения: они могут оформлять более и менее завершенные синтагмы, более и менее самостоятельные с точки зрения целого текста.

Данные аудиторского анализа показали, что абсолютное большинство тонов выражают незавершенность мысли, установку говорящего на ее развитие: неполный нисходящий, низкий восходящий, ровный, нисхо-дяще-восходящий. Им противостоит полный нисходящий тон, оформляющий более самостоятельные фрагменты. При синонимичности интегра-тивных значений большинства тонов мы предполагаем, что они различаются модальным подтекстом. Так, неполный нисходящий /высокий/ тон помимо значения незавершенности передает оттенок увлеченности, заинтересованности говорящего, выразительности его речи. Ровный тон, передавая то же значение незавершенности, производит впечатление некоторой монотонности речи, многократного повторения обозначенных действий или явлений и, как следствие, отражает более равнодушное отношение говорящего к данному фрагменту мысли. Нисходяшв-яопуодягций тон, передавая установку на продолжение мысли, включает дополнительный элемент сравнения, противопоставления фрагментов мысли, один из которых оформляется нисходяще-восходящим тоном, а второй либо присутствует в смежных или несмежных синтагмах, либо остается имплицитным. Низкий восходящий тон помимо установки на развитие мысли, вносит дополнительный оттенок динамизма, разносторонности описания данной ситуации. При определении интегративного значения тона ведущим параметром является направление высотно-мелодических изменений. в/ Второй парадигматический ряд тонов, соотносящийся с организующей функцией, соответствует подфункции выделенности. В данном ряду тоны расположены по степени перцептивной выделенности оформляемых ими элементов: слов на уровне синтагмы и синтагм на уровне фоноабзацев. При расположении тонов в данном ряду мы учитывали ряд критериев: 1/ способность тона соотноситься не только с фразовым ударением, но и с акцентным выделением, или маркированным фразовым ударением, 2/ собственная перцептивная яркость тона, которая определяется направлением мелодических изменений, а также высотно-диапазоналъными характеристиками, 3/ частотность тонов в исследуемом материале. Данные критерии были установлены при анализе аудиторских показаний относительно выделенных фрагментов текста и позволяют объяснить расположение тонов в порядке убывания соотносящейся с ними степени вццеленности слова в син-тагме: высокий нисходящий - восходяше-нисходяший - низкий нисходящий - низкий восходящий - ровный. Восходяще-нисходящий тон несмотря на его перцептивную яркость не поставлен нами в начале ряда в связи с его низкой частотностью в информационных монологах и рассматривается как эмоциональный усилитель высокого нисходящего.

На уровне текста выделейность синтагм, бесспорно, создается комплексом интонационных средств. Мы рассмотрели только корреляцию тонов с различными степенями выделенности синтагм. Ядерный тон синтагмы вносит свой вклад в создание определенной степени выделенности интонационной единицы на уровне текста. Но если на уровне синтагмы выделейность осуществляет любой тон, хотя степень этой выделенности может быть разной, то на уровне текста некоторые тоны /например, ровный, низкий восходящий/ не только не создают выделенности, но, наоборот, способствуют передвижению оформляемых синтагм на второй план, создают их затушеванность. В тексте парадигматический ряд тонов, соответствующих различным степеням выделенности, реализуется следующим образом: нейтральная степень выделенности соответствует низкому /среднему/ нисходящему тону, расположенному в середине ряда, более выделенные синтагмы ассоциируются с расположенными правее высоким нисходящим и нисходяще-восходящим тонами, незначительная степень выделенности, а в некоторых случаях затушеванность передается расположенными левее низким восходящим и ровным тонами. Возрастание и убывание степени выделенности от нейтрального низкого нисходящего можно представить схематически: чт -^г - чт ->т.

•<:-е

3. Рассмотрение функционального аспекта категории тона в тексте не позволяет ограничиваться одним параметром тонов - направлением высотно-мелодических изменений, так как при осуществлении различных подфункций организующей функции первостепенную роль могут выполнять разные параметры. В работе подтверждается мнение Дж. Браун о том, что направление движения голоса в первую очередь определяет установку на развитие мысли или ее окончание, т.е. передает интегративное значение. Как показало наше экспериментальное исследование, для осуществления делимитации важен контакт тона с низким высотным уровнем, а для осуществления выделенности -приближение к верхней границе диапазона и связанные с ней диапа-зональные характеристики. Следовательно, рассмотрение функционирования категории тона в тексте требует учета взаимодействия направления мелодических модуляций с высотно-диапазональными характеристиками, по крайней мере, с низким и высоким высотными уровнями.

4. Несмотря на присутствие в каждом тоне значений разных планов единство, целостность его семантического аспекта создается за счет общего модального значения, сохраняющегося в других значениях, в том числе организующих, в виде подтекста, активного фона для проявления более сложных семантических образований. При таком подходе к соотношению различных функций категории тона все ее другие функции /дискурсивную, организующую/ можно рассматривать как определенные уровни модальности, а в других значениях /дискурсивных, организующих/ можно обнаружить модальный инвариант значения. Этот инвариант можно представить в разных видах в зависимости от уровня абстракции - более низкого /по Дж. (Я Коннору и Г. Арнольду/ или более высокого /по Д. Болинджеру, Д. Кристалу,

А. Краттендену/.

5. Синтагматическое взаимодействие тонов, их типичные сочетания можно рассматривать на разных отрезках речи. Наиболее адекватным в психолингвистическом плане является синтагма.

В работе было рассмотрено синтагматическое взаимодействие делимитативно-интегративной и выделительной подфункций тонов в рамках синтагмы. Данные подфункции часто совмещаются на синтагматической оси в одном тоне, но в 24% синтагм они распределялись между двумя и более тонами. Тогда в нетерминальном тоне преобладает выделительная подфункция, а в терминальном - делимитативно-интегративная. Предтерминальную позицию занимают, как правило, тоны с высокой степенью выделенности, а терминальную - с незначительной степенью выделенности, которые не способны отвлечь внимание слушающего от информационного центра. Поэтому наиболее частотными в рамках синтагмы были следующие сочетания:4 ' 4 ч 9 4 >.

Однако некоторое количество синтагм имели один тон, удаленный от финальной позиции и осуществляющий выделенность, а конец синтагмы оставался без делимитативно-интегративного тона. Можно предположить, что говорящий допускает отсутствие второго тона в делимитативно-интегративной функции при ускорении темпа речи в связи с тем, что данные синтагмы находятся в нефинальной позиции фоноабзаца и отсутствие второго тона воспринимается синонимичным восходящему или ровному. Но если синтагма сигнализирует об окончании мысли, то второй тон появляется даже в коротких синтагмах.

Следует подчеркнуть, что синтагматическое взаимодействие тонов может иметь свою специфику в разных видах речи. Специфика проявляется как в формальном, так и в содержательном плане. Так, например, сочетание ✓ ✓ более характерно для диалога, аv > -для монолога, встречающиеся в обеих формах речи сочетания4^ 44 имеют некоторые специфические оттенки значения в спонтанном диалоге и монологе.

161 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа представляет собой одну из первых попыток изучения структуры и семантики текстовой интонации, семантического аспекта ее организующей функции. В нашем исследовании семантика категории тона изучалась и описывалась в соотнесенности с двумя основными подфункциями организующей функции: делимитативно-интегративной и выделительной /экспрессивной/.

Проведенное исследование дает основание подтвердить исходную гипотезу и заключить, что употребление тонов при организации спонтанной монологической речи упорядочено, закономерно, что тоны характеризуются при этом собственным семантическим аспектом, организующими значениями. Но для выявления и объяснения данных закономерностей и оттенков значения необходимо обращение к целому . ряду факторов: смысловому, психологическому, физиологическому, экстралингвистическому.

Инвариант семантического аспекта категории тона был представлен через сравнение организущих значений тонов с коммуникативными и модальными. Устная монологическая речь является таким материалом, где проявляется все многообразие дифференцирующих и организущих функций категории тона, а также инвариант семантических характеристик данной категории. Хотя организующие значения тонов, играющие первостепенную роль в построении монологического текста, являются более поздними образованиями в речевой компетенции говорящего и их семантика не выводится из модальных значений тонов, последние присутствуют в организующих в виде фона, подтекста, задают организующим значениям определенную направленность. Модальные значения тонов также с необходимостью присутствуют в их коммуникативных /дискурсивных/ значениях, т.е. они образуют инвариант других значений тонов, которые возникают как определенные надстройки, усложнения первичных модальных значений.

Прийти к данному заключению позволил современный уровень развития интонологических исследований, богатая экспериментальная база и определенные теоретические концепции.

Поэтому другим заключением может быть мысль о необходимости и своевременности нового направления интонологических исследований наряду с аналитическим - синтетического, предполагающего переход от изучения реализации интонационных средств в конкретных лингвистических и экстралингвистических условиях к обобщению и выявлению инвариантных особенностей функционирования интонации.

Для проведения обобщения интонационных характеристик необходимо обращение к результатам исследования различных форм и видов речи. Но можно предположить, что спонтанная монологическая речь представляет собой наиболее благоприятный материал для выявления инвариантных особенностей интонационных категорий. Во-первых, в ней представлено все многообразие их формальной и семантической стороны. Так, например, семантический аспект категории тона представлен в монологическом тексте значениями разных планов /организующего, модального, дискурсивного/. Важно также то, что в этих условиях ярче проявляются иерархические отношения между ними. Во-вторых, в данном виде речи остаются наиболее устойчивые, инвариантные интонационные структуры из репертуара говорящего аналогично тому, как в спонтанной монологической речи наиболее ярко представлены автоматизмы, клише лексического и синтаксического уровней. Все это позволяет сделать еще одно заключение о том, что спонтанная монологическая речь как материал исследования позволяет обобщить и синтезировать имеющиеся экспериментальные данные относительно функционирования интонации в различных условиях, отделить инвариантные характеристики от вариативных.

Нахождение подходов к сопоставительному описанию интонационних систем - дело далекого будущего. Теоретическое значение данной работы заключается в том, что в ней подчеркивается важность и возможное направление реализации одного из предварительных этапов типологического описания интонации - нахождение интонационного инварианта сравниваемых конкретных языков.

Что касается непосредственного применения выводов, сделанных на основе экспериментального материала, то они могут быть привлечены для разработки практических рекомендаций при обучении монологической речи: они могут повысить степень осознанности и активности действий оформительного плана при анализе и порождении звучащего текста.

 

Список научной литературыЗиновьева, Елена Николаевна, диссертация по теме "Германские языки"

1. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка /системаотношений и система построения/. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1973. 366с.

2. Антипова A.M. Направления исследований по интонации в современной лингвистике.// Вопросы языкознания. 1986, Jfc 1, с. 122-132.

3. Антипова A.M. О взаимодействии вербальных и невербальныхсредств общения в спонтанной разговорной речи.// Проблемы спонтанной разговорной речи. Вып. 332. М., 1989. с. 61-75.

4. Антипова A.M. Ритмическая система английской речи. М.: "Высшая школа", 1984. 119с.

5. Антипова A.M. Система английской речевой интонации. М.: "Высшая школа", 1979. 131с.

6. Артемов В.А. Метод структурно-функционального изучения речевойинтонации. М., 1974. 160с.

7. Артемов В.А. Психология речевой интонации. Часть 1, 2. М.,1976. 75с., 87с.

8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

9. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Издательство МГУ, 1989. 213с.

10. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.,1955.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1971.

12. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: "Прогресс", 1974. 477с.

13. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979.

14. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи и методы их165анализа. М., 1980. 75о.

15. Болинджер Д. Интонация как универсалия.// Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972. с.214-230.

16. Бондарко Jl. В. Фонетическое описание языка и фонологическоеописание речи. Л., 1981. 123с.

17. Бровченко Т.Д. Метод статистического анализа в фонетическихисследованиях. Одесса, 1976. 120с.

18. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: "Русскийязык", 1983. 243с.

19. Бужинский З.В. Работа над английским произношением на•начальной ступени обучения иноязычному говорению.// Иностранные языки в школе. 1991, № 4, с.43-47.

20. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенностирусской речи. М.: "Русский язык", 1979. 296с.

21. Вербицкая Л.Н. Система фонем и изменение произносительныхнорм.// Фонетика-83. Материалы к 10 Международному конгрессу фонетических наук. М.: МИШИН им. М. Тореза, 1983. с.27-34.

22. Вишневская Г.М. Английская интонация /в условиях русской интерференции/. Иваново, 1985. 168с.

23. Гавриеленко Е.И. Синонимия просодических структур английскихповествовательных высказываний. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Минск, 1988т19с.

24. Гайдучик С.М. Просодическая система современного немецкогоязыка. Минск, 1972. 107с.

25. Галочкина И.Е. Роль интонации в формировании прагматическихтипов высказывания. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985. 18с.

26. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования1. М.: Наука, 1981. 138.

27. Ганшина М.В. Развитие интонационной нормы английского языкаэкспериментально-фонетическое исследование на материале южноанглийского произношения/. Автореф. дис. . канд. филол. наук, М., 1992.-19с.

28. Головин Б.Н. Язык и статистика. М.: "Просвещение", 1971.189с.

29. Григорян Н.Р. Степени завершенности высказывания и их интонационное выражение в спонтанной речи. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Одесса, 1987.- 19с.

30. Гулида В.Б. Релевантные признаки интонационных единиц /английские тоны и интонационные типы/. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1980. 22с.

31. Гуськова К.Г. К проблеме статистической обработки результатовфонетического эксперимента.// Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1988. С. 92-100.

32. Дерман Т.А. Семантико-синтаксические предпосылки просодической организации высказывания. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Минск, 1984. 22с.

33. Джапаридзе З.Н. 0 методах изучения и природе субсенсорныхфонетических единиц.//Вопросы языкознания. 1994, № 1, с.76-82.

34. Дроздова Т.Ю. Ключевые слова текста и их просодические признаки. Автореф. дис. . канд.' филол. наук. Л., 1988. 23с.

35. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. Минск: "Вышейшая школа", 1978.- 137с.

36. Дубовский Ю.А. Анализ-синтез-анализ просодии устного текстаи его составляющих. Автореф. дис. . докт.филол. наук. Л., 1979. 36с.

37. Дубовский Ю.А. Карневская В.Б. Нормативные основы английскойинтонации. Минск: "Вышейшая школа", 1979.-114с.

38. Дубовский Ю.А. Татарникова И.В. Тональные контрасты как компонент социофонической структуры высказывания. //Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1988. с. 3-11.

39. Естественный язык. Искусственные языки и информационные процессы в современном мире./Под ред. Р.Г. Котова/ М.: "Наука", 1988. 98с.40 1инкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

40. Зачесова М.А. Павлова Н.Д. Подход к оценке содержательноститекста.//Психологические и психолингвистические исследования речи. М., 1985. с.82-94.

41. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализи проблемы обучения. М., 1987. 185с.

42. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 312с.

43. Здоровова Б.Б. Модификации просодической системы под влияниемизменения темпа речи. Автореф. дис. .-. канд. филол. наук. М., 1982. 18с.

44. Икрамова У.М. Соотношение интонации и лексико-семантическихсредств при выражении содержательно-концепту-альной информации описательного текста. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1987. 20с.

45. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. М.: Высшаяшкола, 1988. 127с.

46. Кантер Л.А. Системный подход как методологический принцип интонационных исследований.//Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1984. с. 29-37.

47. Кантер Л.А. Овечкина Т.Ф. К вопросу о связности и цельнооформленности устного текста.//Фонетические средства стилевой дифференциации устного текста в английском языке. М., 1984. с. 29-37.

48. Карлинский А.Ё. Некоторые особенности речевой деятельностина первичном и вторичном языках.//Исследование речемыслительной деятельности. Вып. 3. Алма-Ата, 1974. с. 51-55.

49. Карчажкина В.А. Акустическая структура и функции восходященисходящего тона в современном английском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1974. 18с.

50. Касевич В.Б. Шабельникова Е.М. Рыбин В.В. Ударение и тон вязыке и речевой деятельности. Л., 1990. 228с.

51. Кибрик A.A. Когнитивные исследования по дискурсу.// Вопросыязыкознания. 1994, Л 5, с.126-139.

52. Козырева М.Н. Введение в изучение речевого голоса/ голосообразования/. М., 1986. 97с.

53. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.1. М.: Наука, 1984. 175с.

54. Королева Т.М. Изоморфизм интонации при выражении объективныхи субъективных отношений. Киев, 1988. 75с.

55. Королева Т.М. Интонация модальности в звучащей речи. Киев,

56. Одесса: "Выща школа", 1989. 147с.

57. Краевская H.A. Семантический компонент внутренней программыречевого высказывания. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1981. 21с.

58. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и еесовременный статус.//Известия Академии наук.

59. Серия литературы и языка. Том 53. 1994, № 2, с. 3-16.

60. Кузнецова H.A. Структура и функции нисходящих тонов и их вариантов в современном английском языке. Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1988. 17с.

61. Кулешов В.В. Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных базанглийского и русского языков и фонетическая интерференция. М., 1987. 93с.

62. Кулиш Л.Ю. Психо-лингвистические аспекты восприятия устнойиноязычной речи. Киев: "Выща школа", 1982,- 208с.

63. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: "Прогресс"1978. 542с.

64. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307с.

65. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. М.: "Знание", 1981. 80с.

66. Леонтьева H.A. Роль просодии в организации радиоинтервьюэкспериментально-фонетическое исследование на материале американского варианта английского языка/. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1982. 25с.

67. Лингвистические проблемы семантики /под ред. Лентьева A.A./ М., 1983.

68. Лингвистический энциклопедический словарь /под ред. Ярцевой В.Н./. М., 1990.

69. Магидова Й.М. К вопросу о просодическом минимуме нетерминальных синтагм лекционного регистра речи. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1972. 15с.

70. Майорова И.А. Текстообразующие функции интонации /на материале английского языка/. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. 24с.

71. Макаревич Л.А. Интонационное выражение незавершенности в спонтайной монологической речи. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Одесса, 1987. 16с.

72. Махмурян К.С. Роль просодии в дифференциации и интеграциипобудительно-ответных диалогических единств. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1983.- 16с.

73. Медведева Н.Ф. Речевой голос как функциональная основа речевого уклада английского языка. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1988. 23с.

74. Мисуно Е.А. Структура и функции восходящего тона в английскоми русском языках. Автореф. дис. . канд. филол. наук, Минск, 1983. 21с.

75. Муханов И. Л. Пособие по интонации. М.: "Русский язык", 1989.

76. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке имышлении. Тбилиси, 1978. 83с.

77. Нестерова Т.Д. К вопросу об исследовании просодических средств выражения модальных отношений/ одобрения/ неодобрения/ в диалоге. //Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1988. с. 135-141.

78. Никитина Е.С. 0 понятии линейности речи.// Лингвистические ипсихолингвистические структуры речи. М., 1985.- с. 158-173.

79. Николаева Т.М. Рецензия на книгу И.-Фужерон " Просодия и организация высказывания".//Вопросы языкознания. 1992, №4, с. 143-147.

80. Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. М., 1982.-104с.

81. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М.:1. Наука", 1977. 278с.

82. Носенко И.А. Начала статистики для лингвистов. М., 1981.-157с.

83. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Выща школа, 1981. 195с.

84. Нушикян Э.А. Разновидности восходящего завершения в современном английском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1969. 17с.

85. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев,

86. Одесса: выща школа, 1986. 157с.

87. Одинцова И.В. Пособие по фонетике и интонации звучащей речи.1. М., 1988. 88с.

88. Орлов Г.А. Новейшие исследования английской литературно-разговорной речи /обзор по материалам англоязычной лингвистической литературы/. // Вопросы языкознания. 1993, № 5, с. 119-129.

89. Орлов Г.А. Современная английская речь. М., 1991. 240с.

90. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

91. Павлова C.B. Обучение иноязычному произношению на коммуникативной основе.//Инстранные языки в школе. 1990, гё 1, с. 29-32.

92. Павлова C.B. Обучение интонационным моделям английского языка как средству прагматики высказывания /на 2 курсе специального факультета/. Дис. . канд. пед. наук. М., 1983. 220с.

93. Павловская И.Ю. Варьирование интонационного контура в различных речевых ситуациях /на материале восходя-ще-нисходящего тона английского языка/. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1992. 16с.

94. Панасенко Н.И. Интонационные средства выражения субъективноймодальности в английском монологе-рассуждении. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев,1985, 17с.

95. Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации.1. М., 1988. 192с.

96. Пинаева I.E. О некоторых интонационных особенностях чтенияанглийских художественных и научных текстов. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1975. -38с.

97. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: Синто, 1993. lSüc.

98. Потемина Т.А. Фонетические характеристики спонтанной монологической речи /экспериментально-фонетическое исследование на материале немецкого языка/. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1983.- 17с.

99. Проблемы теории текста /реферативный сборник под ред. Березина Ф.М./. М., 1978. 189с.

100. Прокофьева И.В. Модальность как выражение концепции автора.

101. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1990. 25с.

102. Путилова Л.З. Акустическая структура фраз с терминальным нисходяще-восходящим тоном и его функции в современном южноанглийском литературном произношении. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1973.- 17с.

103. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика. Шнек: Вышейшая школа, 1973. 318с.

104. Руденко Л.П. 0 возможности экспериментального исследованиявербальной реализации замысла на уровне смысловой программы высказывания.//Исследование рече-мыслительной деятельности. Вып. 3. Алма-Ата, 1974. с.51-55.

105. Руденко Л.П. Смысловая компрессия как метод исследованиявнутренней смысловой программы речевого целого. //Исследование речемыслительной деятельности. Вып. 3. Алма-Ата, 1974. с. 57-67.

106. Русецкая Т.П. Модификации просодической структуры в зависимости от длины высказывания в английском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Шнек, 1988. 24с.

107. Светозарова Н.Д. Синтагматический и парадигматический аспектв интонации /к проблеме интонационных единиц/. //Фонетика-83. Материалы к 10 международному конгрессу фонетических наук. М.: МГПИИЯ игл. М. Тореза, 1983. с. 157-164.

108. Светозарова Н.Д. Характеристика основных мелодических типовв интонации немецкого языка. Автореф. дис. . канд. филол. наук. JI., 1970. 19с.

109. Соколова М.А. К вопросу о соотношении нормы и стилевой дифференциации устной речи.//Функционально-стили-стическая дифференциация английского произношения. М., 1983. с. 7-11.

110. Соколова М.А. и др. Практическая фонетика английского языка.1. М., 1984. •

111. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: "Прогресс", 1977

112. Ступакова Е.В. Просодическая выделенность как показательтематической структурированности текста.// Текст как единица коммуникации. Вып. 371. М., 1991, с. 35-44.

113. Тихонова P.M. Некоторые особенности просодической организации чтения монологического текста и спонтанного монолога-рассказа. Дис. . канд. филол.наук, М. 1980. 184с.

114. Тихонова P.M. К проблеме поиска интонационного инвариантаязыка.// Вопросы лингвистической типологии, истории языка и лингводидактики. М.: "Владос", 1994. с. 24-38.

115. Тихонова P.M. Способы реализации феномена колебания в английской спонтанной монологической речи.//Просодические средства организации стилистически различных текстов в современном английском языке. М., 1985. с. 11-16.

116. Тихонова P.M. Амелина Е.И. Интонационные способы передачисмысла в английском и русском языках.// Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1988. с. 76-84.

117. Торсуев Г.П. Константность и вариативность в фонетическойсистеме. М.: Наука, 1977. 123с.

118. Торсуева И.Г. Детерминированность высказывания параметрамитекста.//Вопросы языкознания. 1986, № 1, с.65 74.

119. Торсуева И.Г. Теория интонации. М., 1974. 207с.

120. Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности.//

121. Вопросы языкознания. 1994, Ш 3, с. 105-114.

122. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М.: "Высшая школа", 1990.-173с.

123. Ударение и тон в немецком языке. Л.: "Просвещение", 1973.288с.

124. Фонетика спонтанной речи. J1.: Издательство ЛГУ, 1988.245с.

125. Фрейдина Е.Л. Просодия как средство речевого контакта и речевого воздействия в побудительно-ответныхдиалогических блоках.//Функциональный анализ фонетических единиц английского языка. М., 1988. с.142-154.

126. Хромов С.С., Ковалев Ю.В. Панова М.Н. Основные понятия современной интонологии. М., 1990. 64с.

127. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. 207с.

128. Чижов А.П. Кантер Л.А. Соколова М.А. Поиск просодическихэталонов основных коммуникативных типов высказывания в английском языке.//Функционально-стилис-тическая дифференциация английского произношения. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. С. 21-35.

129. Шахбагова Д.А. Фонетика британского, американского, австралийского, канадского вариантов английского языка М.: "Фоллис", 1992. 266с.

130. Шевченко Т.И. Последовательность контуров в просодии английской речи. Автореф. дис. .к.ф.н. М., 1973,-22с.

131. Шевченко Т.Н. Социальная дифференциация английского произношения. М.: Высшая школа, 1990. 140с.

132. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963.

133. Юрик О.П. К вопросу об особенности интонационного выделениякоммуникативного центра фразы в английской разговорной речи.//Исследования фонетических особенностей речевых стилей. М., 1979. с. 15-21.

134. Янко Т.Е. Когнитивные стратегии в речи: коммуникативнаяструктура русских интродуктивных предложений.// Вопросы языкознания. 1994,Л 6, с. 37-59.

135. L, Armstrong, J, Ward. Handbook of English Intonation.1. Cambridge, 1926. ) 124 p.

136. J.M. Bing. Aspects of English prosody. New York London,1985. 289 p.

137. D. Bolinger. Intonation and its parts / Melody in spoken

138. English/. Stanford / California/, 1986. 421 p.

139. G. Brown. Listening to spoken English. Moscow: Prosveshcheniye, 1984. 171p.

140. A. Cruttenden. Intonation. Cambridge, 1986. 214p.

141. D. Crystal. The English tone of voice. London, 1975. 191 p.

142. D. Crystal. The intonation system of English. // Intonation.

143. Selected readings. Harmondsworth, 1972. p.110-136.

144. D. Crystal. Prosodic systems and intonation in English.1. Cambridge, 1969. 381 p.

145. D. Crystal, R. Quirk. Systems of prosodic and paralinguisticfeatures in English. The Hague, 1964. 138p.

146. D.B. Pry. Prosodic phenomena. // Manual pf phonetics.

147. Amsterdam, 1968. p. 320-342.

148. A.G. Gimson. An introduction to the pronunciation of English1.ndon, 1980. 327p.

149. Goldman Eisler P. Psycholinguistics. Experiments in spontaneous speech. London-New York, 1968. 273p.

150. M. Gregory, S. Carroll . Language and situation. London,1981.

151. M.A.K. Halliday. Intonation and grammar in British English.1. The Hague Paris, 1967.

152. D. Jones. An outline of English phonetics. Cambridge, Heffer,1960. 378p.

153. D. Jones. The pronunciation of English. Cambridge, 1967.183p.

154. R. Kingdon. The groundwork of English intonation. London

155. New York Toronto, 1958. - 272p.

156. D.R. Ladd, K.R. Scherer, Kim Silverman. An integrated approach to studying intonation and attitude.// Intonation in discourse. London Si Sydney, 1986. -p. 125-138.

157. J.W. Levis. A guide to English pronunciation. Oslo, 1969.180 p.

158. Ph. Lieberman. Intonation, perception and language. Cambridge, Massachusetts, 1967. 209p.

159. G. Lindner. Grundlagen und Anwendung der Phonetik. Berlin,1981. 337p.

160. A. El Menoufy. Intonation and meaning in spontaneous discourse. // Intonation in discourse. London & Sydney, 1986. p.310-343.

161. J.D. 0 Connor, G.F. Arnold. Intonation of collouial English.1.ndon, 1966. 272p.

162. K.L. Pike. General characteristics of intonation. // Intonation. Selected readings. Harmondsworth, 1972. p. 61-78.

163. K.L. Pike. The intonation of American English. Ann Arbor,1956. 203p.

164. H. Sweet. Primer of Phonetics. Oxford, 1902. 169p.

165. Tone: a linguistic survey. Edited by V.A. Promkin. New York,1978. 292p.

166. W.H.G. Wells. An experimental approach to the interpretationof focus in spoken English. // Intonation in discourse. London & Sydney, 1986, p. 53-75.

167. ПРИЛОЖЕНА Монологи из интервью.

168. An Interview on Independent Schools.

169. An Interview on Social Policy and Unemployment.

170. Монологи-рассказы на определенную тему /представительные образцы.1. A Talk about Slang

171. Why do people buy computers Clearly if you looked at early computers that have largely been used as joint calculators and so when you talked of data you meant numbers.

172. Computers increasingly nowadays have been used with natural language, with text, with symbolic forms, with architecturaldiagrammes, a lot of things which are quite difficult to express in numerical terms.

173. One's getting smaller, faster, cheaper computers. What one's also got is an increase in understanding of how to use them.

174. Представительный образец монолога-воспоминания.