автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Историческая проза Вятского края

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Приказчикова, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Историческая проза Вятского края'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Приказчикова, Юлия Владимировна

Введение.

Глава 1. Историография устной исторической прозы Вятского края.

1.1. Сбор и публикация народной исторической прозы в Вятской губернии в XIX- начале XX века.

1.2. Изучение исторических преданий Кировской области и.

Удмуртии во второй половине XX века.

1.3. Локальные исследования исторической прозы в регионах России.

Глава 2. Специфика народной исторической прозы. Проблемы изучения

2.1. Разграничение жанров несказочной прозы.

2.2. Международная систематизация исторической прозы. Современные аспекты исследования.

Глава 3. Специфика бытования исторической прозы на территории Вятского края.

3.1. Исторические процессы заселения края.

3.2. Региональная специфика в устной прозе Вятского края.

3.2.1. Сведения о присутствии древнейшего населения в топонимике.

3.2.2. Отражение миграционных процессов в народной прозе.

3.3. Межэтнические отношения в устной прозе Вятского края.

3.3.1. Борьба с этническими противниками.

3.3.2. Эволюция образов персонажей.

3.3.3. Конфессиональные отношения.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Приказчикова, Юлия Владимировна

Актуальность темы. В современной фольклористике изучение устной прозы является одним из основных направлений. Однако до сих пор в науке отсутствует четкость в классификации и систематизации ее жанров и жанровых разновидностей, не выработаны единые критерии жанровой дифференциации. Предлагаемое в данной работе исследование особенностей бытования исторической прозы в традиционной культуре этносов, проживающих на территории Вятского края, проводится впервые и помогает выявить региональную и этническую специфику народной прозы, заполняет пробелы в изучении бытования и взаимодействия финно-угорской, славянской и тюркской устных традиций.

Предметом исследования в диссертации является не отдельный жанр исторических преданий, а область исторической прозы, которую составляют предания, легенды, устные рассказы, былички, побывальщины, поверья с установкой на конкретный историзм. Такой подход позволяет рассматривать не «чистые» жанровые образования, а реально бытующие варианты. Наиболее продуктивным способом их изучения является принцип, основанный на выделении минимальных компонентов повествования - мотивов. В качестве локальной зоны исследования нами взят южный ареал Вятского края, который отличается наиболее тесным расселением марийцев, удмуртов, русских, татар. Территория, условно обозначенная нами как Вятский край, совпадает с границами Вятской губернии, учрежденной в 1780 году и состоящей из тринадцати уездов. В настоящее время ее территория частично совпадает с Кировской областью и Удмуртской республикой.

Цель диссертационной работы - разработка возможных подходов к анализу жанровых разновидностей исторической прозы на основе устной традиции Вятского края.

Задачами исследования являются: 1) вовлечение в научный оборот архивных и опубликованных материалов Х1Х-ХХ вв., современных экспедиционных записей по исторической прозе Вятского края; 2) системное описание корпуса народной исторической прозы Вятского края; 3) выявление минимальных компонентов повествовательной системы исторической прозы; 4) создание каталога мотивов; 5) выявление региональной специфики и этнической типологии исторической прозы Вятского края; 6) исследование образов древнейших насельников, богатырей, разбойников, этнических противников.

Методология и методы исследования. В основу изучения исторической прозы Вятского края положен комплексный метод, включающий в себя следующие методы исследования: структурно-типологический (вычленение мотивов исторической прозы, классификация текстов), историко-типологический (сравнительный анализ текстов и их составляющих, выявление типологических параллелей в исторической прозе разных этносов), этно-генетический (выявление истоков мотивов преданий отдельных этнокультурных традиций), сравнительно-исторический (сравнительный анализ текстов в синхронном срезе), историко-географический (влияние миграционных процессов на формирование корпуса исторической прозы).

Степень изученности проблемы. Научное изучение исторической прозы Вятского края в качестве особого направления фольклористики было начато лишь в середине XX века (Д. А. Яшин, В. А. Акцорин, Т. Г. Владыкина, А. А. Иванова, Ю. А. Давыдова), хотя отдельные аспекты уже были затронуты в исследованиях историков (П. Н. Луппов) и этнографов (Д. К. Зеленин) еще в XIX в. Теоретическая основа современной жанровой систематизации прозы начала складываться в 60-х гг. XX века на волне международного интереса к проблемам научной классификации и принципах систематизации устной народной прозы. В отечественной фольклористике проблеме классификации посвящены работы В. Я. Проппа, В. П. Аникина, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, К. В. Чистова. Указатели несказочной прозы на материале локальных традиций были составлены В. К. Соколовой. Л. Э. Элиасовым, А. И. Лазаревым, В. П. Кругляшовой, М. Н. Ожеговой, Н. А. Криничной, Т. Г. Владыкиной. Предложенный в диссертационном исследовании указатель мотивов исторической прозы позволяет систематизировать межжанровые образования и во многом опирается на основные принципы построения каталога Н. А. Криничной и элементы, выделенные Т. Г. Владыкиной.

Источники. Основной источниковой базой исследования стали рукописные и опубликованные материалы просветителей и краеведов Вятской губернии конца XIX - начала XX веков, текстовые сборники, составленные фольклористами и лингвистами Удмуртии и Кировской области второй половины XX века, собственные полевые материалы автора, собранные на юге Вятского края в 2000-2001 гг.

Научная новизна. Историческая проза Вятского края впервые становится объектом комплексного исследования. Изучение области исторической прозы позволяет анализировать смежные жанровые формы, отражающие установку фольклорного сознания на конкретный историзм. Предложенный в работе указатель мотивов исторической прозы позволяет корректно систематизировать тексты отдельной локальной традиции, а также удобен для создания электронной базы данных народной прозы. Изучение историко-этнографического контекста выявляет условия функционирования исторической прозы в конкретном регионе. На примере локальной традиции обнаруживается отражение миграционных процессов, межэтнических и конфессиональных отношений в народной прозе. Впервые устная проза разных этносов Вятского края рассматривается в комплексе ее регионального бытования, что позволяет проследить типологию образов персонажей в национальных традициях.

Практическая значимость настоящего исследования заключается во введении в научный оборот систематизированного фольклорно-этнографического материала, дающего представление о региональном характере бытования исторической прозы полиэтничного края. Некоторые положения и материалы работы могут найти применение в смежных научных областях знания - истории, этнологии, культурологии. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке сборника «Историческая проза Вятского края» и электронной базы данных народной прозы. Указатель мотивов может быть применен в качестве основы при сборе и систематизации исторической прозы любой локальной традиции.

В структурно-композиционном плане диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка использованной литературы и Приложения. Библиографический список содержит 255 источников, из них 102 текстовых.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческая проза Вятского края"

Заключение

Корпус материалов по исторической прозе Вятского края оказался сформированным в период XIX - начала XX века благодаря деятельности губернских и уездных научных обществ (Вятский губернский статистический комитет, Вятская ученая архивная комиссия, Сарапульский земский музей, Мал-мыжского исторического общества и др.). Историческую прозу записывали чаще всего в пересказе и, основная часть текстов была опубликована на страницах губернских и уездных изданий («Вятские губернские ведомости», «Календарь и памятная книжка Вятской губернии», «Приложение к материалам по статистике Вятской губернии», «Труды ВУАК», «Известия Сарапульского земского музея», «Труды Малмыжского музея местного края», «Труды Научного общества по изучению Вотского края» и др.). В настоящее время эти тексты представляют ценнейший фонд народной исторической прозы Вятского края, вышедший из активного бытования в традиции (повествования о древнейших насельниках края, богатырях, разбойниках).

Во второй половине XX столетия наблюдается незначительное количество текстовых изданий и отсутствие сборников, дающих представление о бытовании народной исторической прозы в едином историко-этнографическом регионе - Вятском крае. Можно отметить только несколько изданий, представляющих устную традицию отдельного этноса.

Выявление всех материалов народной исторической прозы Вятского края, как публикаций краеведов, историков, этнографов, фольклористов Х1Х-ХХ вв. в сборниках и периодических изданиях, так и рукописных сборников в архивах республиканских, областных и районных архивов и музеев, объединение и систематизация этих текстов позволяет провести комплексное исследование корпуса народной исторической прозы в синхронном и диахронном срезе с выявлением особенностей бытования жанра на отдельной полиэтничной историко-этнографической территории. На основе этих публикаций возможно изучение региональной традиции и выявление ее динамики с XIX века до сегодняшних дней.

В качестве предмета исследования нами был выбран не отдельный жанр исторических преданий, а определенная область смежных жанров. Из корпуса несказочной прозы мы выделили область исторической прозы, куда отнесли не все тексты преданий, легенд, устных рассказов, быличек, побывальщин, поверий, а ту часть текстов, которой свойствен конкретный историзм. На наш взгляд, в текстах исторической прозы в различных формах реализуется осмысление и обобщение фольклорным сознанием тех или иных сторон локально-исторической действительности. Текстам исторической прозы присуща традиционность в построении сюжета нарративов: использование в одном тексте элементов предания, легенды, былички, устных рассказов и поверий или нескольких из них.

Тексты исторической прозы обобщают представления человека о контактировании с сакральными локусами и объектами, отдельными личностями и явлениями истории. Система верований, выработанная народной традицией, реализуется в определенных мотивах в разных жанровых формах, в зависимости от аудитории, контекста и ситуации рассказывания. В историческом контексте эта система реализуется в жанре преданий, в контексте регламентаций -в жанре поверий, в контексте воспоминаний о сверхъестественных явлениях - в жанре былички. В некоторых ситуациях, особенно когда в качестве слушателя выступает собиратель, разные грани системы верований могут реализовываться в одном тексте. Существование контаминированных форм доказывает нам необходимость рассмотрения текстов не только в жанровом контексте, а в корпусе текстов, имеющих установку на историзм. Изучение корпуса народной исторической прозы позволяет рассматривать не «чистые жанровые образования», а реально бытующие в народной традиции тексты.

Опыт исследования отдельных жанров несказочной прозы показывает, что наиболее продуктивным способом изучения текстов является способ, основанный на выделении минимальных компонентов повествования - мотивов.

Системное описание народной исторической прозы Вятского края в настоящем исследовании во многом опирается на основные принципы построения каталога Н. А. Криничной, а также на элементы, выделенные Т. Г. Владыкиной. Опыт систематизации мотивов исторических преданий оказывается приемлемым и для корпуса текстов исторической прозы.

Основным критерием при составлении указателя мотивов народной исторической прозы нами взят ведущий принцип выделения мотивов, основанный на элементе действия. Основной структурной единицей в каталоге нами принята мотифема, выражающая основные типы действий, возможных в реализации любых персонажей. Следующим структурным компонентом в указателе является мотив - определенная единица повествования, бытующая в традиции. Мотив выражает типы действий, реализуемых конкретными персонажами. Третий структурный элемент системы - алломотив - позиционный вариант мотифемы, представляющий ее в различных позициях и выражающий конкретные действия или их обстоятельства. В конкретных текстах мотифема и ее алломотивы реализуются в собственно мотивах — конкретных событиях, осуществленных конкретными персонажами.

Отличием нашего указателя от предшествующих является, во-первых, выдержанность основного критерия вычленения компонентов каталога, во-вторых, разграничение возможных типов мотивов (мотифем) от конкретных бытующих мотивов, в-третьих, отдельное выделение и четкая фиксация в каталоге типов персонажей, встречающихся в народной исторической прозе Вятского края. Порядковая фиксация отдельных персонажей, встречающихся в исторической прозе, удобна для применения в электронной базе.

Предложенный принцип классификации не дает представления о многообразии мотивов определенного цикла, но он отображает эволюцию мотивов и образов народной исторической прозы. Указатель пригоден как для рассмотрения отдельного жанра исторических преданий, так и для всех текстов устной прозы с элементами историзма. Выявление указанных мотивов в корпусе устной прозы позволит анализировать тексты, не вписывающиеся в жанровые рамки преданий - легенд, устных рассказов, быличек и поверий, и проследить возможные контаминации мотивов в разножанровых образованиях.

Дальнейшая доработка указателя - введение новых персонажей, мотифем и алломотивов - позволит создать универсальную систему каталогизации несказочной прозы. Создание единых указателей мотивов исторической прозы в отдельных локальных традициях на сегодняшний день актуально для изучения фольклорного текста. Однако это лишь начальный аспект исследования в проблеме изучения народной прозы — достаточно перспективным является составление единых указателей мотивов для корпуса несказочной и всей народной прозы.

Рассмотрение исторической прозы Вятского края, основанное на вычленении мотивов, сопоставление их с историко-этнографическими основами помогло нам выявить региональную специфику бытования устной прозы. Особенности текстов о древшейших насельниках края имеют следующие черты.

1) Тексты исторической прозы Вятского края о древнейших насельниках представляют два пласта. Первый - произведения этносов, издревле населяющих Вятскую землю (удмуртов и марийцев), второй - произведения народной прозы славянских поселенцев, появившихся в крае с конца XIII века.

2) В прозе удмуртов и марийцев древнейшие насельники соотносятся с предками, в русских - с чуждыми народами. В связи с этим следы пребывания древнейших обитателей края иногда соотносятся с поселениями богатырей -городищами - и становятся местами паломничества и поминовения предков рода, получая имя его основателя, что свойственно удмуртским и марийским текстам. В других случаях эти места обитания воспринимаются как чуждые, «нечистые», и часто называются «Чертовыми» городищами. Это свойственно привнесенной, поздней русской традиции.

3) Образы древнейших насельников в прозе вятского края относятся к разным периодам времени. Наиболее «ранние», «древние» образы встречаются в удмуртских текстах, повествующих о пребывании «дочеловеков» в местности. Они противопоставлены человеку по времени пребывания на земле, уму и неумению создавать культурные ценности. Марийская историческая проза Вятского края в мотиве пребывания древнейших насельников в местности отражает период миграции этносов. Наряду с мифическими образами в текстах встречаются этнические характеристики. Наиболее «поздние» образы древнейших насельников присутствуют в русской исторической прозе. Эти образы соотносятся с коренными этносами, проживающими в крае в период славянской колонизации.

В русской исторической прозе древнейшие насельники могут изображаться в мифических образах, что свидетельствует о миграции текстов вместе с поселенцами. В другом случае в текстах повествуется о совместном проживании русских с «древнейшим населением» (марийцами и удмуртами). В этом случае «древнейшему населению» приписываются такие черты, как примитивное строительство жилья и ведение хозяйства, определенные «странности» в поведении. Эти черты в поздней традиции реализуются в присловьях и анекдотах о вятичах (подобно анекдотам и сказкам о пошехонцах).

4) Тексты русской исторической прозы Вятского края о древнейших насельниках оказываются занесенными из другой местности (чаще всего из Поморья через Пермь). Об этом свидетельствуют образы, не свойственные вятской исторической прозе: чудь пучеглазая, Степа-угодник и др.

5) Тексты о древнейших насельниках Вятского края, бытующие в полиэтичной среде, усложняются этнокультурными напластованиями. В одном произведении стыкуются мотивы и образы, свойственные разным культурным традициям, например, автохтонной и привнесенной.

Миграционные процессы в Урало-Поволжском регионе наложили отпечаток и на мотивы преданий о заселении и освоении края. Повествование о контактировании этносов и переселении одного из них всегда основывается на реальном соседстве народов. Так, в удмуртской исторической прозе алломотив переселения этноса в другую местность связан с приходом марийцев, русских, на севере края - коми-пермяков, в южных районах - татар. Марийские тексты повествуют о контактировании с удмуртами, татарами, мордвой, русскими. В русской же прозе о колонизации края фигурируют удмурты и марийцы.

Основными мотивами исторической прозы края, возникшими вследствие исторических процессов являются: мотив основания селения на «окультуренной» территории, мотив исчезновения этноса из местности при появлении новых поселенцев. Реализация первого мотива свойственна устным историческим произведениям всех народов, населяющих Вятскую землю: удмуртам, марийцам, русским, татарам. Часто образы предшествующих и новых поселенцев являются взаимозаменяемыми, что свидетельствует об устойчивости мотива вне зависимости от принадлежности текстов к определенной этнокультурной традиции. Второй мотив имеет различные проявления: уход из местности или оказание сопротивления.

В отличие от исторической прозы северно-русских и пограничных районов о борьбе с внешними врагами, в вятской прозе в роли противников выступают родственные или соседствующие этносы, воспринимающие друг друга по универсальному принципу «свой» - «чужой». Вследствие удаленности Вятской земли от внешних границ государства цикл преданий о борьбе с внешними врагами практически отсутствует. Корпус устных прозаических произведений Вятского края о борьбе с противниками существенно отличается от текстов окраинных территорий тем, что вятская проза является двунаправленной: с одной стороны, в традиции одного этноса существуют тексты о нападении противников, с другой - бытуют и рассказы о нападении на соседей.

Историческая проза Вятского края о богатырях и разбойниках имеет региональную особенность. По нашим наблюдениям, историческая проза о пребывании в крае богатырей и их деятельности присутствует исключительно в традиции коренного финно-угорского населения. Русская историческая проза Вятского края о пребывании богатырей нами не обнаружена.

В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что в удмуртской и марийской традиции широко бытуют, даже в настоящее время, повествования о богатырях. Однако, в традиции, где широкое развитие получил образ богатыря, образ разбойника развивается незначительно. Многие сюжеты, мотивы и образы в удмуртской и марийской прозе оказались «законсервированными». В финно-угорской прозе края мы наблюдаем мифологизированные элементы в реализации образа богатыря и исключительно реалистическое изображение разбойника.

Другая картина наблюдается в пришлой славянской традиции: мифологический образ богатыря оказывается утраченным, но благодаря его активному бытованию в соседних, удмуртской и марийской, традициях, мифологизированные элементы богатырского образа частично реализуются в облике разбойника.

Еще одной из особенностей исторической прозы Вятского края является отражение в ней конфессиональных отношений населения. Помимо этнического признака, отличие одного населения от другого происходит и по конфессиональным характеристикам: христиане / мусульмане / язычники. Представления жителей, основанные на подобных оппозициях, реализуются в текстах устной исторической прозы.

Ведущей оппозицией в народной прозе является противопоставление «русская» вера / «нерусская» вера. Под этой антитезой подразумевается противопоставление христианства всем остальным религиям, например, «русская» / «татарская», «русская» / старообрядческая, «русская» / языческая.

Нами рассмотрены оригинальные формы конфессионального синкретизма на юге Вятского края в Малмыжском районе, который определяется по шкале, предложенной К. И. Козловой, как «широкая полоса с размытыми этническими границами». Культовыми местночтимыми святынями марийцев и удмуртов являются природные сакральные объекты. Бытование дохристианских обрядов у марийцев и удмуртов параллельно с православными обычаями, почитание ими как родовых культовых объектов, так и христианских храмов, способствует формированию у русских представлений о марийцах и удмуртах - язычниках, «колдовском» народе. Однако в русских селениях той же местности объектами почитания являются необычные святые памятники - часовни. Эти объ

181 екты свидетельствуют о влиянии на них реликтов дохристианской культуры и о генетических истоках двоеверия. Часовня в виде памятника является феноменом «наложения» нескольких духовных традиций: славянской, финно-угорской, тюркской. Распространение традиции почитания молельного столба в полиэтничном Вятском крае позволяет говорить о синкретизме дохристианских религиозных атрибутов с православной символикой.

С культовыми объектами население связывает предания о их появлении, а также устные рассказы и поверья об их целительных свойствах. В текстах устной прозы достаточно ярко отражаются конфессиональные противоречия жителей.

Историческая проза в совокупности мотивов отдельного региона отражают особенности исторического развития края, межэтнические и межконфессиональные отношения его населения.

182

Список условных сокращений

ВГВ - Вятские губернские ведомости. ВУАК - Вятская ученая архивная комиссия. КВГ - Календарь Вятской губернии.

КПКВГ - Календарь и памятная книжка Вятской губернии.

НГПУ - Нижегородский государственный педагогический университет.

ПГПИ - Пермский государственный педагогический институт.

ПКВГ - Памятная книжка Вятской губернии.

ПКВГиК - Памятная книжка Вятской губернии и календарь.

ТМММК - Труды Малмыжского музея местного края.

УдГУ - Удмуртский государственный университет.

УрГУ - Уральский государственный университет.

УИИЯЛ УрО РАН - Удмуртский институт истории, языка и литературы Ураль ского отделения Российской академии наук.

 

Список научной литературыПриказчикова, Юлия Владимировна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Список источников

2. Бабурин А. Археологические находки в Глазовском уезде Вотской Автономной Области // Вотяки. Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. С. 77-78.

3. Башкирское народное творчество. Т. II. Предания и легенды. Перевод с башкирского. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1987. 576 с.

4. Беркутов Л. А. Городища. Курганы. Места древних поселений в Сара-пульском и Бирском уездах. Раскопки. Кладоискатели // Известия Сарапульско-го земского музея. Вып. 1. Сарапул, 1914.

5. Беркутов Л. А. Городище «Кладовая веретея» // Известия Сарапульского земского музея. Вып. 1. Сарапул, 1913.

6. Блинов Н. Инородцы северо-восточной части Глазовского уезда // ВГВ, 1865, №62.

7. Ватка но Калмез: Удмурт легендаос но преданное / Н. П. Крапина, П. К. Поздеев. Ижевск: Удмуртия, 1971.

8. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. 204 с.

9. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Кн. 2. Вып. 2: Очерки русских Вятско-Камского региона. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.

10. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1: Вотяки Сосновского края. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.

11. Виноградове // Вятско-Полянская правда. 1998. 15 сентября.

12. Вотяки и их нравы, образ жизни и обычаи // ВГВ, 1885, № 46.

13. Вятские песни, сказки, легенды. Произведения народного творчества Кировской области, собранные в 1957-1973 гг. / Сост., авторы предисловия и примечаний И. А. Мохиров и С. Л. Браз. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.

14. Вятский фольклор. Предания и легенды. Котельнич. 1998. 48 с.

15. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья Вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880.

16. Добровольский Н. Клады в Орловском уезде //ВГВ, 1883, № 12, 13.

17. Документы по истории Удмуртии ХУ-ХУП веков / Сост. П. Н. Луппов. Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1958.

18. Ершовка // Вятско-Полянская правда. 1995. 12 сентября.

19. Житие преподобного Трифона, Вятского чудотворца // Труды ВУАК, 1912. Вып. 1-2. С. 1-110.

20. Иванов А. И. Доисторические следы человека на северо-восточной окраине Вятской губернии // ВГВ, 1882, № 52, 53.

21. Игнатьев Р. Село Котловка Елабужского уезда//ВГВ, 1883, № 64.

22. Известия Сарапульского земского музея. Вып. 1. Сарапул, 1911.

23. Иосиф а. О крестных ходах вятских // ПКВГ за 1868 г., Вятка, 1869. С. 55-74.

24. Исторические сведения города Сарапула // ВГВ, 1883, № 92.

25. Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи 2: Срединные говоры. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, УдГУ, 1990.

26. Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи: Северное наречие и срединные говоры. Ижевск: Удмуртия, 1981.

27. Кельмаков В. К. Проблемы современной удмуртской диалектологии в исследованиях и материалах. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1992.

28. Коми легенды и предания / Сост. Ю. Г. Рочев. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во, 1984. 176 с.

29. Крайний север Вятской губернии (село Мулино и его приход) // ВГВ, 1875, №68.

30. Красная поляна//Вятско-Полянская правда. 1977. 19 марта.

31. Крестные ходы Вятской губернии // КВГ на 1889 г. Вятка, 1888.

32. Кротов П. Древнейшее население Яранского уезда // ВГВ, 1892, № 98.

33. Кудрявцев В. Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края // КПКВГ на 1897 г. Вятка. 1896.

34. Кузнецов С. К. Атамановы кости (старинное кладбище близ селя Черемисского Малмыжа в Малмыжском уезде Вятской губернии) // ВГВ, 1882, № 49-50.

35. Кузнецов С. К. Остатки древности в г. Малмыже Вятской губернии. Труды Малмыжского музея местного края. Вып. V. 1924: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. № 314.

36. Кулыги // Вятско-Полянская правда. 1998. 19 ноября.

37. Легенды и предания Волги-реки: Сборник / Сост. В. Н. Морохин. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1998. 543 с.

38. Легенды и предания мордвы / Сост. и авт. предисл. Л. В. Седова; Лит. перевод С. Г. Фетисова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 120 с.

39. Легенды нашего края // Сельская правда. Малмыж. 1997. № 84.

40. Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. Н. А. Криничная. М.: Современник, 1989. 287 с.

41. Малиновка и Гремячка // Вятско-Полянская правда. 1999. 30 ноября.

42. Материалы для истории колонизации Кузнецоского прихода Уржумского уезда//ВГВ, 1880, №44.

43. Метелев Л. Озеро Ад // Комсомольское племя 1937. № 45.

44. Микушев А. К. Коми народное поэтическое творчество. Прозаические жанры. Учебное пособие для практических занятий. Сыктывкар: Пермский унт, 1981. 100 с.

45. Народное предание о городище в селе Спасоподчуршинском Слободского уезда//ВГВ, 1861, № 1.

46. Народные сказки, легенды, предания и были Башкирии / Сост. Л. Г. Ба-раг. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1969. 191 с.

47. Несмелое М. Село Танайка Елабужского уезда // ВГВ, 1873, № 23. Нижние Шуни // Вятско-Полянская правда. 1995. 30 ноября.

48. О церковных стрелах в с. Волкове // Труды ВУАК, 1907. Вып. 3. С. 71-74.

49. Ожегова M. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Перебогатыре. Пермь: ПГПИ, 1971. 132 с.

50. Отрывки из сочинений путешественников XVI-XVIII в. о Вятке и ея обитателях //КВТ на 1893 г. Вятка, 1892; КГЖВГ на 1896. Вятка, 1895. Очерк Малмыжского уезда // ВГВ, 1853, № 18.

51. Первухин Н. Г. Следы языческой древности в образцах произведений народной поэзии вотяков // ГТКВГ на 1890 г. Вятка, 1889.

52. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888-1889. Эскизы I-V.

53. Повести о Великорецкой иконе святителя Николая // Труды ВУАК, 1905. Вып. 4. С. 23-102.

54. Повесть о стране Вятской / Изд. А. С. Варещагина // Труды ВУАК. Вып. 3. Вятка, 1905. С. 1-97.

55. Повесть о стране Вятской // Труды ВУАК, 1905. Вып 3. С. 1-97. Пономарев П. А. Аргыжский Богатырь. Труды Малмыжского музея местного края. Вып. IV. 1924: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. № 314.

56. Потанин Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // ВГВ, 1884, № 76. Предания земли Нижегородской: Учебное пособие. Составитель М. П. Шустов. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1997. 75 с.

57. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / Сост., вступ. ст. и коммент. В. П. Кругляшовой. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991. 288 с.

58. Предания о некоторых кладах, существующих в Котельническом уезде // ВГВ, 1894, № 79.

59. Предания о разбойниках и кладах в Зюздинском крае // ВГВ, 1990, № 3. Предания реки Чусовой / Сост., авт. Статей В. П. Кругляшова. Уч. Записки. Вып. 18. Свердловск: УрГУ, 1961. 96 с.

60. Предания Русского Севера / Сост. H.A. Криничная. СПб.: Наука, 1991. Предания старины глубокой // Сельская правда. Малмыж. 1997. № 74 Происхождение вятских городов // ПКВГ на 1866 и 1867 годы, Вятка,

61. Пьяр-Пинигерь// Вятско-Полянская правда. 1995. 15 июня.

62. Регистрационная книга для записи сведений о древностях, легенд и преданий Малмыжского уезда. Часть IV: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. №314.

63. Регистрационная книга Малмыжского музея для записи: сведений о древностях, легенд и преданий Малмыжского края: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24 , Д. № 314.

64. Рынков Н. П. Из дневных записок путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства (1770-1772 г. СПб) // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896.

65. Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Сост. Н. А. Кри-ничная. Л.: Наука, 1978. 253 с.

66. Сказания русских летописцев о Вятке // Труды ВУАК, 1905. Вып. 1. С. 1121.

67. Слудка//Вятско-Полянская правда. 1995. 19 декабря.

68. Сорокин П. Городища и некоторые замечательные местности Липовской и Полозовской волостей Сарапульского уезда // ВГВ, 1990, № 90.

69. Сорокин П. Городище Сосновской и Шарканской волостей Сарапульского уезда. Арская дорога // ВГВ, 1891, № 11, 12.

70. Сорокин П. Чудь Кайского края // ВГВ, 1895, № 49, 51, 53, 54, 55.

71. Спицын А. А. Вятская старина// КВГ на 1885 г. Вятка, 1884. С. 149-191.

72. Спицын А. А. К истории вятских инородцев // Календарь Вятской губернии на 1889 год. Вятка, 1888.

73. Спицын А. А. Каталог древностей Вятского края // КВГ на 1882 г. Вятка, 1881. С. 25-91.

74. Спицын А. А. Новая археологическая находка в Глазовском уезде // ВГВ, 1887, №81.

75. Спицын А. А. Новые сведения по доисторической археологии Вятского края//ВГВ, 1887, №6, 7, 9, 10, 13, 15.

76. Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. Вятка, 1883.

77. Суши // Вятско-Полянская правда. 1996. 30 июля.

78. Тошто марий ой-влак. Тошты мары шаявла / В. А. Акцорин чумырлен. Йошкар-Ола, 1972.

79. Тоштыенг ой-влак / В. А. Акцорин чумырлен. Йошкар-Ола, 1991. Тянгинский А. Достоверные известия о древней Вятке // ПКВГ на 1857 год. Вятка, 1857 С. 117-130.

80. Худяков М. Г. К исторической географии Малмыжского края. Труды Малмыжского музея местного края. 1925: Копия // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.2-Н, Д. № 797.

81. Худяков М. Г. Отчет о 1 -й экскурсии Малмыжского исторического общества 22-24 июня 1918 г. Труды Малмыжского музея местного края. Вып. VI. 1923-1924; Вып VII. 1925: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. №314.

82. Худяков М. Г. Предания о князе Болтуше в свете этнографических данных. Труды малмыжского музея местного края. Вып. V. 1924: Выписки// Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24 , Д. № 314.

83. Чайников К. П. Былина о Малмыжском князе Болтуше. Труды Малмыжского музея местного края. Вып. IV. 1924: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. № 314.

84. Чайников К. П. Предания и легенды вотяков Малмыжского уезда. Труды Малмыжского музея местного края. Вып VII. 1925: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. № 314.

85. Чайников К. П. Предания, записанные по словам К. П. Чайникова, уроженца д. Большой Докьи Вавожской вол. Малмыжского уезда. Труды Малмыжского музея местного края. Вып II. 1923-1924: Выписки // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.24, Д. № 314

86. Чегандинские пещеры // ВГВ, 1862, № 40. Чекашево // Вятско-Полянская правда. 1999. 17 апреля. Шабалин В. М. О Елабужском Чертовом городище // Труды ВУАК, 1908. Вып. 1. С. 87-93.

87. Шерстенников М. И. Старые Зятцы. Регистрационная книга для записи сведений о древностях, легенд и преданий Малмыжского уезда: Копия // Архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ, Оп.2-Н, Д. № 796.

88. Шестаков П. Д. Несколько слов о могильнике, находящемся близ деревни Ананьиной в 4 верстах от Елабуги // ВГВ, 1881, № 23.

89. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири: Народные предания. Ч. 2. Улан-Удэ, 1960. С. 23-25.

90. Ямышка // Вятско-Полянская правда. 1999. 29 июля.1. Список научной литературы

91. Агапкина Т. А. Дерево // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. II. М.: Международные отношения, 1999. С. 60-67.

92. Агеева Р. А. Об этнониме чудь (чухна, чухарь) // Этнонимы. М., 1970. С. 195-197.

93. Азбелев С. Н. Классификация устно-поэтических жанров. Симпозиум 12 // Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. Т. 6. М.: Наука, 1969. С. 391-495.

94. Азбелев С. Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука. 1965. С. 5-25.

95. Азбелев С. Н. Предание // Восточнославянский фольклор: Слов, научн и нар. терминологии. Мн.: Навука \ тэхшка, 1993.

96. Азбелев С. Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор. Специфика фольклорных жанров. М., Л.: Наука. 1966. С. 176-195.

97. Айплатова М. А., Айплатов Г. Н. В помощь краеведу. Краеведческий маотериал в местных изданиях Х1Х-начала XX в. Йошкар-Ола. 1975. 89 с.

98. Акцорин В. А. Исторические легенды и предания о контакте марийцев с предками коми // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 2 Йошкар-Ола, 1980. С. 3-27.

99. Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров: Альфа. 2000. 88 с.

100. Андрев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929. Аникин В. П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. М., Л., 1966. Вып. X. С. 28-42.

101. Аникин В. П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (К общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Русская народная проза. Т. 13. Л.: Наука, 1972. С. 6-19.

102. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997.-248 с.

103. Атаманов М. Г. Названия археологических памятников и культовых мест Удмуртии // Материалы средневековых памятников Удмуртии. Устинов: НИИ при Совете министров УАССР, 1985. С. 153-161.

104. Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика: Этнонимика, топонимика, антропонимика. Ижевск: Удмуртия, 1988.

105. Базилишина М. Р. Устный народный рассказ: функциональная природа жанра. Дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1997. 461 с.

106. Бараг JI. Г. Быличка // Восточнославянский фольклор: Слов, научн и нар. терминологии. Мн.: Навука i тэхнжа, 1993.

107. Бараг Л. Г. Легенда // Восточнославянский фольклор: Слов, научн и нар. терминологии. Мн.: Навука i тэхнша, 1993.

108. Берлинских В. А. Губернские статистические комитеты и русская провинциальная историография 1860-х-1990-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1994. 36 с.

109. Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988

110. Василевич В. А. Поверье // Восточнославянский фольклор: Слов, научн. и нар. терминологии. Мн.: Навука i тэхшка, 1993.

111. Васильева О. И. Удмуртская интеллигенция. Формирование и деятельность. 1917-1941 гг. Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 210 с.

112. Верещагин А. С. Откуда почерпнуты и насколько достоверны вообще показания «Вятского летописца» («Повести о стране Вятской»)? // Труды VII Археологического съезда в Ярославле, 1887 г. М., 1890. С. 119-134.

113. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 647 с.

114. Виноградова Л. Н. Вода // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. T. I. М.: Международные отношения, 1995. С. 386-390.

115. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.

116. Владыкина Т. Г. Предисловие // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4: Фольклор. Кн. 1: Удмуртский фольклор: Предания. Легенды. Побывальщины. Сказки. Басни. Пословицы. Поговорки. Загадки. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. С. 5-11.

117. Владыкина Т. Г. Прим. Былички // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1: Вотяки Сосновского края. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. С. 218.

118. Владыкина Т. Г. Прим. Рассказ // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. С. 192.

119. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 356 с.

120. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX- XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. Сб. статей. Ижевск: НИИ при СМ У АССР, 1982. С. 3-42.

121. Гусев В. Е. Жанр // Восточнославянский фольклор: Слов, научн и нар. терминологии. Мн.: Навука i тэхтка, 1993.

122. Давыдова Ю. А. «Исусова елка» и «Ага-барьям» // Живая старина. 1999. №2. С 16-18.

123. Давыдова Ю. А. Вятская земля в преданиях и легендах. Вступит, статья // Вятский фольклор. Предания и легенды. Котельнич, 1998. С. 3-12.

124. Давыдова Ю. А. Представления о «чужом народе» в Уржумском районе // Живая старина. 1998. № 4. С. 35-37.

125. Динцес Л.А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства// Советская этнография. 1947. № 2.

126. Дмитриев В. Д. Чувашские исторические предания. Часть 3. О расселении чувашей в XVI-XII веках. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. 112 с.

127. Зеленин Д. К. Программа для этнографического описания русских жителей Прикамского края // Известия общества изучения Прикамского края. Сарапул. 1917. С. 9-12.

128. Зеленин Д. К. Программа по собиранию этнографических сведений по Вятке //ВГВ, 1906. № 17.

129. Зеленин Д. К. Два слова к вопросу о колонизации прикамских уездов Вятской губернии // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1906. Вып. I-II. Отд. III. С. 49-53;

130. Зеленин Д. К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии// Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. Вятка. 1904.

131. Зиновьев В. П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывалыцин // Локальные особенности русского фольклора. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1985. С. 62-76.

132. Зуева Т. В. О жанровом выделении волшебных сказок в восточнославянском повествовательном фольклоре // Сказка и несказочная проза. М.: Изд. «Прометей» МИГУ им. В. И. Ленина, 1992. С. 24-52.

133. Иванова А. А. Несказочная проза // Энциклопедия земли Вятской. В 10 т. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С.464-475.

134. Иванова А. А. Этническое самосознание как фактор межэтнических культурных взаимодействий // Традиционная культура. Научный альманах. 2000. № 2. С. 55-61.

135. Иванова М. Г. Истоки удмуртского этногенеза // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск: УИИЯЛ УрОРАН, 1993. С. 20-28.

136. Козлова К. И. Проблемы изучения этнокультурных контактных зон Среднего Поволжья // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск, 1976.

137. Котельникова Н. Е. Состав несказочной прозы о кладах и ее традиционная образность в жанровообразующем отношении. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1996. 136 с.

138. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть 1. Деревянное зодчество. Пг., 1916.

139. Криничная Н. А. О жанровой специфике преданий и принципах их систематизации // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. XVII. Л.: Наука, 1977. С. 75-84.

140. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988.

141. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. 1987.

142. Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974.

143. Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974.

144. Лазарев А. И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск: Южно-Уральское кн. Изд-во, 1970. 49 с.

145. Левинтон Г. А. Легенды и мифы // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 45-47.

146. Левинтон Г. А. Предания и мифы // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 332-333.

147. Левкиевская Е. Е. Клад // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. II. М.: Международные отношения, 1999. С. 500-502.

148. Лимеров П. Ф. Коми несказочная проза. Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998. 86 с.

149. Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 1998. 125 с.

150. Луппов П. Н. К вопросу о происхождении «Повести о стране Вятской» // Записки УдНИИ. Вып. 12. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1949. С. 70-82.

151. Луппов П. Н. О собирании материалов по истории Вятского края // Путь просвещенца. 1925. № 8, 9. С. 31-37.

152. Луппов П. Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. СПб. 1899.

153. Макаров Л. Д. Литературные и летописные произведения Вятской земли ХУ1-ХУ111 вв. как исторический источник // История, историография и источниковедение Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. С. 60-77.

154. Макаров Л. Д. Удмурты в истории Вятской земли ХП-ХУ1 веков // Историческое познание: традиции и новации: Материалы Международной теор. конф. Ижевск: УИжд-во Удм. Ун-та, 1996. С. 83-92.

155. Маковецкий И.В. Памятники народного зодчесва Русского севера. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 61.

156. Материалы к словарю терминов тартусско-московской семиотической школы. Тартуская библиотека семиотики 2. Тарту. 1999. 408 с.

157. Микушев А. К. Коми народный эпос (историко-культурные контакты): Учебное особие по спецкурсу. Сыктывкар: Сыктывкурский университет, 1989. 80 с.

158. Наговицин Л. А., Иванова М. Г. Первобытнообщинный строй на территории Удмуртии // Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен и до середины XIX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. 1995. С. 4-49.

159. Неклюдов С. Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Под ред. Б. Н. Путилова. Л.: Наука, 1984.

160. Низов В. В. Предисловие // Чудова Г. Ф., Колупаева В. Н. Указатель содержания «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» 1905-1917 гг. Киров: Обл. научн. библиотека им. А. И. Герцена, 1993. С 4-9.

161. Никифоров А. И. Предания // Литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1939.

162. Новик Е. С. Архаические верования в системе межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С. А. Токарева. М., 1994.

163. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре и эволюция их идейного содержания // Специфика фольклорных жанров М.: Наука, 1973. С. 227-245.

164. Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Сб научн. трудов. Петрозаводск, 1992.

165. Орфинский В. П. Некрокультовые сооружения Беломорского Поморья (архитектурно-типологический и разведочные анализы) // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1988.

166. Померанцева Э. В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. Прага, 1968. М.: Наука, 1968. С. 274-292.

167. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

168. Пропп В. Я Морфология сказки, 1928.

169. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Восточная литература, 1976а. С. 46-82.

170. Пропп В. Я. Об историзме фольклора и методах его изучения // Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Восточная литература, 19766. С. 116-131.

171. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Восточная литература, 1976в. С. 3445.

172. Пропп В. Я. Принципы определения жанров русского фольклора // Специфика жанров русского фольклора. Тезисы докладов. Горький, 1961.

173. Пропп В. Я. Русский героический эпос, М., 1958.

174. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность, Л.: Наука, 1988. 224с.

175. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 244 с.

176. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 141-155.

177. Разумова И. А. Сказка и быличка (Мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 112 с.

178. Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Серия пре-ринтов «Научные доклады». Коми филиал АН СССР, 1985. 28 с.

179. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск, 1999. 104 с.

180. Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1972. С. 55-62.

181. Соколова В. К. Предания о кладах и их связь с поверьями // Фольклор и этнография. Л., 1970а. С. 169-180.

182. Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 19706. 288 с.

183. Спицын А. А. Один из источников истории Вятского края // Известия ОИЭ, Казань, 1885.

184. Спицын А. А. Программа для описания доисторических древностей Вятской губернии. Вятка, 1886. 30 с.

185. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, Ле-нингр. Отд-е, 1979. 437 с.

186. Тихонова Е. Л. Повествовательная система русских преданий Восточной Сибири о заселении и освоении края (XX век). Дисс. . канд филол. наук. Улан-Удэ. 2000. 241 с.

187. Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль. Т. IV. Р-У. М.-СПб. 1882.

188. Толстая С. М. Этнолингвистика и фольклор // Наука о фольклоре сегодня: Международные взаимодействия / К 70-летнему юбилею Ф. М. Селиванова / Тезисы международной конференции (Москва, 29-31 октября 1997 г.). М.: Диалог-МГУ, 1998. С 37-38.

189. Толстой Н. И. Быличка // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. I. М.: Международные отношения, 1995.

190. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1931.

191. Тягинский А. Достоверные известия о древней Вятске // ПКВГ на 1857 г. Вятка, 1857. С. 117-130.

192. Удмуртско-русский словарь: Ок. 35 ООО слов / А. С. Белов, Н. А. Скобелев, Т. И. Тепляшина; Под ред. В. М. Вахрушева. М.: Рус. яз., 1983. 592 с.

193. Фадеева Л. В. Святые места реки Пинеги: памятники и предания // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. 3. М.: ГРЦРФ, 1999.

194. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра, М., 1936.

195. Фрейман Н. Придорожная часовня пережиток древнего «погребения на столбах на путях» // Советская этнография. 1936. № 3.

196. Хан Н. А. Этническая история населения на территории бассейна реки Вятки // Энциклопедия земли Вятской. В 10 т. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 57-70.

197. Христофорова О. Б. Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 115 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 25).

198. Цивьян Т. В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

199. Четкарев К. А. Марийские предания об Акпарсе // Труды МарНИИ. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1955. Вып. 7. С. 33-80.

200. Четкарев К. А. Марийские предания о родоплеменных богатырях // Ученые записки МарНИИ. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1951. Вып. 4. С. 151-172.

201. Чистов К. В. // Русский фольклор. Т. VIII. Народная поэзия славян. М., Л., 1963. С. 391-392.

202. Чистов К. В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М., 1964.

203. Чистов К. В. Поэтика славянского фольклорного текста. Коммуникативный аспект // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VIII Межд. съезд славистов. Загреб-Любляна, сент. 1977. Доклады сов. делегации. М, 1977. С. 299-327.

204. Чистов К. В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры народов СССР. Минск, 1974.

205. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII— XIX вв. М.: Наука, 1967.

206. Чудова Г. Ф. В те далекие годы. Киров: Волго-Вятское книжное изд-во, Кировск. отд., 1981. 159 с.

207. Эммаусский А. В. Вятка в XVII веке // Энциклопедия земли Вятской. В 10 т. Т. 4. История. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 4150.

208. Эммаусский А. В. Вятка в первой половине XVIII века // Энциклопедия земли Вятской. В 10 т. Т. 4. История. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 99-108.

209. Эммаусский А. В. Вятка во второй половине XVIII века // Энциклопедия земли Вятской. В 10 т. Т. 4. История. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 108-123.

210. Эммаусский А. В. История Вятского края в XII середине XIX века. Киров: Кировская областная типография, 1996. 272 с.

211. Яшин Д. А. Локальный характер эпической традиции в фольклоре пермских народов // Специфика жанров удмуртского фольклора. Сб. ст. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН 1990. С. 4-8.

212. Яшин Д. А. Мотив превращения в удмуртских народных сказаниях // Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы. Сб. ст. Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1986. С. 53-62.

213. Яшин Д. А. Некоторые художественные особенности удмуртских легенд // Об истоках удмуртской литературы: Сб. ст. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С. 124-144.

214. Яшин Д. А. Об удмуртском сказочном персонаже Алангасаре // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1972. С. 97-100.

215. Аро S. The narrative world of finnish fairy tales. Structure, Agency, and Evaluation in Southwest Finnish Folktales. Helsinki, 1995. (FFC 256). 322 p.

216. Baughman E. W. Type and motiv-index of the folkteles of England and North America. The Hague, 1966.

217. Boggs R. S. Index of Spanish folktales. Helsinki, 1930. (FFC 90).

218. Christensen A. Motif and theme. Plan d'un dictionnaire ds motifs de contes populaires, de legends et de fables. Helsinki, 1925. (FFC 59).

219. Christensen A. Th. The migratory legends. A proposed list of types with a systematic catalogue of the Norwegian variants. Helsinki, 1958. (FFC 175).

220. Cross T. P. Motiv-index of early irish literature. Bloomington, 1952.

221. Degh L. Narratives in society: a performer-centered study of narration. Helsinki, 1995. (FFC 255). 401 p.

222. Eastman M. N. Index to fairy tales, myths and legends. Boston, 1926.

223. Flowers H. L. A classification of the West Indies у types and motifs. Ann Arbor, Michigan, 1953.

224. Granger В. H. A Motif Index for Lost Mines and Treasures Applied to Redaction of Arizona Legends, and to Lost Mine and Treasure Legends Exterior to Arizona. Helsinki, 1977. (FFC 218). 277 p.

225. Haring L. Malagasy tale index. Helsinki, 1982. (FFC 231). 505 p.

226. Hasan-Rokem G. Poverbs in Israeli filk narratives: a strucrural semantic analysis. Helsinki, 1982. (FFC 232). 107 p.1.eda H. A type and motif index of Japanese folk-literature. Helsinki, 1971. (FFC 209). 375 p.

227. Meyer de M. Le Conte populaire flamand. Catalogue analytique et repertoire des episodes et elements des contes «Motif-index». Helsinki, 1968. (FFC 203).

228. Meyer de M. Les contes populaires de la Flandre. Helsinki, 1921. (FFC 37).

229. Neuland L. Motif-index of Latvian folktales and legends. Helsinki, 1981. (FFC 229). 456 p.

230. O'Sulleabhain S., Christiansen R. Th. The types of the irish folktail. Helsinki, 1963. (FFC 188).

231. Rausmaa P.-L. Historical and local legend catalogue in the Folklore-archives of the Finnish literature society. Helsinki, 1969.

232. Siikala A-L. Interpreting oral narrative. Helsinki, 1990. (FFC 245). 222 p.

233. Tatum J. C. A motif-index of luis Rosado vega's mayan legends. Helsinki, 2000. (FFC 271). 113 p.

234. Ting N-T. A type index of Chinese folktales. In the oral tradition and major works of non-religious classical literature. Helsinki, 1978. (FFC 223). 294 p.

235. Tompson S. Motif-Index of Folk-Literature. A Classification of Narrative Elements in Folktales, Ballads, Myths, Fables, Mediaeval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest Books and Lokal Legends. 6 vols. Copenhagen, Bloomington, 1955 -1958.

236. Watterman P. P. A tale-type index of australian aboriginal oral narratives. Helsinki, 1987. (FFC 238). 173 p.