автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Исторический роман США 80-х годов ХХ века (проблематика, художественные особенности)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Горелова, Любовь Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Исторический роман США 80-х годов ХХ века (проблематика, художественные особенности)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторический роман США 80-х годов ХХ века (проблематика, художественные особенности)"

■ Ъ о'

г* "

ЫОСКОйОШ ОРДЕНА ТРУД030Г0 КРАСНОГО КШНЩ _ГЩАГ'ОГКЧШКИГ: УИУ.ВЕРС ИТЕТ _

На правах рукописи

ГОРШЗА ЛЮБОВЬ НИКОЯ АЕВНА

ЮТОРКЧШКИГ: РОМАН СПА 60-х голов XX ВЙСА: /ПРОКШАТККА, ХУДСяШТБЕЧКиЕ ОСОБЕННОСТИ/

10.01.05 - Литература стран Западной Европы, ¿ycpi'.i;;; к ¿лстрадии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учпной степени кандидата foil алогических наук

Москва - 1991

7 Г У*

Работа выполнила ¿а кафедре зарубежной литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени педагогического . университета

Научний руководитель:

кандидат'филологических наук, доцеш Головенченк.) А.Ф.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Никслокин А.И

кандидат филологических наук, доцент Воронченкг, Т.В.

Ведущая организация:

Тверской государственный университет.

• Защчта .состоится _"____199?. года в _часов

на заседании специализированного Совета Д 113.11,02 по литературоведении в иоскоъскск ордена Трудов ого Красного Знамени педагогическом университете по адресу 107005, '.'.Москва, уч. Ф.Энгельса, 21а.

С диссертацией иэнно ознакомиться в библиотеке университета по ндресу: ук. Радио. Юа.

- Авторз$ерат разослан "_"_1991 года. .

"Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук, доцент Т.К.Батуровс

T,-i..r, V!cTcpii4oc?ai3 рог,гая один из наиболее влнятельннх и пнте-^^'¿Шшк аснров американской худокезтвоняо.Ч арозк. В литера!уре США ханр исторического романа "стоит у истоков национальной прозы. Это закономерно, поскольку исторически!* осман более всего отвечал духовным запросам времени".

В 8G-S годи УХ зека нч ослабевает интерес писателей, к ис-. торическому ремглу, к это не случайно. ВажпоЗшие проблема произведений. о прогиотл, созвучнме современности, способствуют пониканию преемственности эпох, позволяют правильно оемнетать значение событий истории и извлечь ез них социально-нразстзенние уроки. "Исторический роман стая одним кз гачщейыих достижений, к которому пргтаа литература на многовековом пути. Kai: и в прежние эпохи героические сказания, в н?ли дни отот уанр художественно аккумулирует исторический опыт".?

Актуальность изучения современного исторического романа объясняется, ь первую очередь, необходимостью вменения его проблематики, худокестг.енннх особенностей к места б а,-ерикан-.ской литературе 30-х гг. Исследование спецгфики восприятия американской истории сопрокеодичвг писателт/и позволяет точнее определить особенности проявления историзма в романе США наследуемого периода, понять причины популярности жанра исторического романа у читателя, теги истории в целом.

В советском литературоведении существует немного работ, по-

свягченнш: американскому историческому роману в целом /Я.Знаменская/ и практически отсутствуют специальные исследования, поо »яченяие историческому роману 80-х годов. Катергаяом яашзго исследования послужили исторические романы Г. Видала "Творение" /1331/, "Линкольн" /?934/, "Ihmepm* /1537/, "Голливуд" /1939/, Э.Л.Доктороу "Гагачье озеро" /1080/, "Всемирная выставка" /19С5 "Билли Еатгеат" /1389/; Н."зЗлера "Древнейшие вечера" /1983/, Дк.Хедлера "Бог знает" /1984/. }1'азанныо произведения не случайно привлекли наиэ внимание - писатели наотя интересны« пути художественного воссоздания прошлого, используя яри этом са-¡¿ые разнообразнее способа трансформация правды истории в худо-

1. Ковалев Ю.В. Герман Келвилл п американский романтизм. - £. 1972, - С.285.

2. Баканов А.Г. Сэвиэменнй зарубежной историческиЗ рс-ман. -Киев. 1989. - С."4. у . у

Жоствэнную правду. Обращение к эгим романам объясняется и тем, что их автора на .материале минувшего решают острие политические вопроси, а это, в свои очередь, способствует осмыслению не легких проблем, стоящих перед человечеством сегодня.

Анализ исторической прозы исследуемого периода позволяет зкделить три грани восприятия исторического прошлого современными писателями США: это традиция обращения к миру, как некоей г.онцентрацли идеи прошедших эпох человечества; осмысленно национальной истории в романах Г.Видала; обращение к недавнему исторлческому прошлому Америки в творчестве Э.Л.Доктороу. .

Научная новизна данного исследования зактючается в том, что это первая монографическая работа, посвященная американскому историческому роману 8С-х годов.

Основная цель нашей работы, заключающаяся в внявлзнии художественных особенностей и проблематики исторического романа 50-х годов, обозначила следующие задачи:

- определить основные проблема, на которых концентрируется внимание авторов, работающих в жанре исторического романа;

- заявить наиболее характерные черты восприятия исторического прошлого в произведениях кавдого из анализируемых писателей.

Методологически значимыми для нас явились литературовецче-о;сиэ работы общего характера по проблемам исторического романа Решающая роль в становлении концепции исследования принадлежит работам советских литературоведов-американистов /H.A.Анастась-сп, В.Н.Богословский, Т.Н.Денисова, А.М.Зверев, А.С.Мулярчик, А.Н.Николюкин и др./. Нами учитывались и достижения современной литературоведческой мысли США и Западной Европы.

Апробадия работы проводилась в ходе обсуждения глав диссертации на кафедре зарубежной литературы ЮПИ им. Н.К.Крупс-коХ. Ее основные положения были изложены в публикациях по те-¡.-.е, а также в доклада:-: на Всесоюзных конференциях по проблемам литературы и журналистики США на факультете журналистики МГУ им. 15.В.Ломоносова /1909, 1990/; на научных конференциях" преподавателей ШШ им. М.Е.Евсевьева /Саранск: 19Э0, 1991/. ' По теме исследования имеются три публикации.

Научно-практическая ценность диссертации заключается в

том, что материалы исследования могут быть использована при чтении лекционного курса по история зарубежной литературы второй половины XX века, а такке спецкурса, посвященного современному роману США- ' •

Цели и- задачи диссертации определили ее структуру. Исследование. состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей в себя список научной литературы и 'художественные источники /на русском и английском языках/.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе "Миф и история в современном американском, историческом романе" рассматривается проблема восприятия истории в ее специфическом преломлении через миф и легенду. Представляется достаточно примечательным, что крупные американские писатели современности Г.Видал, Н.Мейлер, Дж.Хеллер обращаются в переломный период начала 80-х годов к весьма далекоцу, не .имеющему ничего общего, на первый взгляд, с американской действительностью, древне'таему периоду человеческой истории. Причинами этого обращения оказывается активный активный поиск писателями выхода из того глубокого духовного кризиса, поразившего американское общество на рубеме 70-80-х гг., когда ощущение близкой новой войны и гибели прекних идеалов настоятельно проникало в подавляющее большинство произведений всех жанров. Поиск нового опыта, создание нового мировосприятия на основе • погружения в прошлой инмх культур, иной духовности, старой, почти забытой, как у H.f/.ейлера или Г.Видала, и осмеяние, гротескное разложение "канонического", ветхозаветного мироЕидения его переосмысление и возрождение, рассчет с мифами собственного этноса, как у Дхг.Хе.ллера, создали предпосылки для появления нового направления в историческом романе США, которое можно было бы определить как "историко-философское".

В первом параграфе анализируется роман Г.Видала "Творение /1981/, выдержанны! в историософском духе. Он представляет собой своего рода обзор мировых ре гиги2 У века до н.э., становящийся частью' духовного опыта центрального персоналка книги Кира Спитамы. В отличие от цикла романов, посвященных ключевшч моментам истории США, в которых автор балансирует на грани

между художественностью и публицистичностью, это произведение характеризуется глубоким проникновением в суш> происходивших ( в У в. до н.э.'событий, чему, безусловно, помогла насыщенность текста глубоким фшософско-литературным материалом. Подобно другим романа:., исторического жанра писателя, ''Творение'' можно причислить к романам историко-политического плана.

Герой Видала - внук пророка Заратустры. Последний действующим лицом не является, но его присутствие ощущается на протяжении всего романа. Писателю, который'не приемлет жестокость, насилие, явно импонирует учение реформатора древнеиранской религии, проповедовавшего добро, его идеи о роли и деятельности человека в развитии мирового процесса. Главное для Видала в этом произведении - не истор:тческая достовэрность, хотя писатель изучил огромное количество исторического и философского матери-■ ала, а' раздумья о природе исторической истины, о правде истории, которую доносит до потомков не "официальный* историк, а сторонний наблюдатель, такой как Кир Спитака, размышляющий об истории, сотворения мира и первопричинах..

Основное внимание уделяется автором исследованию древних мировых религий, поскольку для изучения и понимания истории,народа, считает'Видал, необходимо изучение и пониманпз его религии. Под .религией здесь автором понимается известное представление об отношении человека к силам вселенной и основанное на этом представлении руководство жизнью. Большое внимание уделяется древним религиям Индии и Китая - стран, куда отправляется герой в качестве* посла. Дипломатическая миссия героя становится своеобразным аналогом философского поиска.

Второй параграф главы посвящен анализу романа Н.Г,'е»лера "Древнейшие вечера" /1983/, в котором писатель обращается к истории Древнего. Египта. Философский аспект книги заключает в себе раздумья о сущности человеческого бытия, исследование природ« добра и зла и отношение к ним человека.

В отличие от Видала, который, обращаясь .к мифу, пытается найти ситуации, аналогичные современности, Г.'ейлер выступил про тив образного сравнения Египта с сегодняшней Америкой, но тем не менее автором в романе проводится мысль: история учит, она объясняет наше сегодняшнее бытие. Не случайно в эпиграф к роману МеИлер вынес строки ин "Идей Добра и Зла" ирландского поэ

та У.Б.Йейтса. Роман состоит из сем частей. Подобное построение сюжета дает возможность писатели достоверно изобразить культурно-исторические реалии Древнего Египта, более глубоко проникнуть в психологию и мировосприятие человека того далекого времени.

Действие романа происходит в Х11-Х111 веках до н.э. в период правления династии Рамессидов. Главный герой - вымышленна1 Ме ненхетет - излагает историю своих четырех жизней во дворце египетского фараона Рамсеса IX. Герой - повествователь как бы растворяется в той последовательно! смене исторических зпох, основа которой заключена в знаменитой Книге мертвых. Мейлер смело ставит на службу своему замыслу традиционные верования восточных народов о пересечении душ, обеспечивая тем самым своему главному герою Мененхетету возможность, прожив четыре уизни, стать участником и очевидцем многих исторических событии.

В романе, в соответствии с авторским замыслом, пересекается и взаимопереплетаются два плана - мистически-фантастический и исторический: верования египтян в пересечение душ и древнеегипетская •история. Они ноотднлимы друг от друга и неразрывно связаны, ибо микологические представления составляют ьатаую часть сознания героев и определяют их поступки и роль в повествовании. Миф у Меа-лера играет центральную роль. В мифологии он пытается открыть для себя главное - нравственную природу человека. Автор заботится о том, чтобы читатель вжился в образные представления египтян о судьбах богов и при этом он связывает их с судьбами людеЛ. В-его изображении боги совсем не божественны, так как они не добры, не всеведущи и не всемогущи. Подобно людям они борются за власть и самоутверждение. Воображаемые небесные порядки, которые были в представлении людей, как показывает автор, лишь отражением реальных земных порядков, явились основой доказательства божественной при- ' роды фараона, правивиего простыми смертными, являющегося их всевластным повелителем.

Укорененность в глифе укрупняет масштаб повествования, а присущий Мейле,ру интерес к противоречивым взаимовлияниям научно-раци онального и мистико-эмпиричесюпс форм опыта, придает книге современное 'звучание. В "Книге богов" Мененхетет, встретив душу умершего в отрочестве своего правнука, рассказывает об основных событиях жизни богов Египта, "от. которых мы все произошли". Здесь находят свое яркое выражение философские раздумья автора о жизни и

смерти. В"центре рассказа Мененхетета - судьба египетского бога Осириса и его ¿:онц Исвдч. Осирис и Исида являются самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них "главны?.! мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян" /Б.Тураев/.

Этот роман стал для писателя своеобразным опитом некоего историко-философского поиска повод духовной парадигмы, которая призвана заменить' антигуманную деградировавшую етею сов;— решенной жизни.

Третий параграф посзяцен рассмотрению проблема использования писателем библейского сюжета для создания художественного произведения. ДкДеллер впервые обратился к подобному ма териалу. Писатель использует легендаршй сюкет как своеобразный художественный прием, благодаря которому действие романа "Бог знает" /1984/ проецируется на общечеловеческий план бытия. Автор обращается к непосредственной казненной основе мифа, получившего воплощение в древнейшем литературном памятнике - -Ветхом завозе, который всегда, "при самых широких его толкованиях, предстает как часть определенного периода исторического бытия людей" /В.Щербина/.

Роман "Бог знает" может бить отнесен к историческому канру с большой долей условности. История здесь является лишь фоном, на котором писатель, воскрешая библейский миф, пытается постичь логику прошлого своей страна, заглянуть в будущее и привлечь внимание читателя к проблемам, значимым для современности: взаимоотношение со своим "я" и с обществом, проблемы добра и зла, гармонии и дисгармонии, войны и мира.

Роман написан в форме воспоминаний постаревшего царя Давида, который, подобно герою первого произведения Хеллера "Уловка - ¿2" капитану Йоссарману, сатирически переосмысливает прошлое, пытаясь найти причины отчаяния, охватившего его на склоне лет. Дж.Хеллер значительно переосмысляет библейскую легенду, предавая традиционным сюжетным линиям новую окраску и иную наполненность. Строго придерживаясь, на первый взгляд", соответствующих страниц Ветхого завета в изложении событий, писатель по-своему трактует образ главного героя, подчеркивая при этом разницу между героем произведения и библейским Давидом, заключающуюся, в первую очередь, в независимости первого

от Бога. Писатель создает ощущение тесной взаимосвязи прошлого и настоящего. Наличие этой диалектической связи различных периодов человеческого бытия привносит в роман чувство исторической перст-; пективы. Центральные персонажи предстают не "людьми вообще", а • конкретными"' человеческими характерами, чья природа определяется реалиями окружающей действительности.

Давид, наделении! по воле автора знанием истории, вплоть до настоящего времени, напоминает скорее нашего современника, нежели библейского героя, да и весь роман представляет собой крайне усложненную метафору современного состояния дел. Связь с настоящим проявляется и в том, что герой знает об открытии Америки, о Гитлере, о том, что Микеланджело изваяет его статую. Персонаж романа, в отличие от библейского Давида,, страдает. Тому немало причин, но самая главная из них - разочарование, неудовлетворенность жизнью. К концу своего жизненного пути он пришел -к пониманию того, что все, к чему он стремился в жизни и чего достиг -славы, власти, материального благополучия - недостаточно для •счастья.

Повсеместно присутствующая ироническая интонация, характер замечаний и обобщений, которые делает герой, позволяют лучше понять идейный смысл всего романа.

Вторая глава посвящена проблеме восприятия национальной истории в романах одного из самых заметных писателей современной Америки Гора Видала. В 80-е годы он создает несколько романов, посвященных событиям прошлого страны, каждый из которых предполагает новый взгляд на историю. Без преувеличения можно сказать, что именно романы из американской истории, в которых современные литературоведы совершенно справедливо усматривают попытку автора проникнуть в суть сегодняшних американских проблем, сделали Видала одним из ведущих романистов 60-80-х годов. "Трилогия", складывающаяся в 70-е гг., перерастает в "Американскую сагу", историческую панораму, попытку создания эпического полотна, в котором находят отражение все краски американской политической палитры. Только изобретая прошлое во всех его мелочах и деталях, со всеми его достижениями и просчетами, ошибками и преступлениями, можно прийти к пониманию сегодняшнего дня - считает Гор Видал.

В первом параграфе рассматривается роман "Линкольн" /1984/. Примечательно, что после "Творения" Видал обращается к традицион-

кому для американской литературы, но не слишком характерному для него caiworq, жанру биографического романа. Причину такого обращения следует искать в политической ситуации того периода, в стремлении писателя противопоставить мудрого Линкольна немудрым политикам современности.

Роман "Линкольн" продолжает серию романов, объединенных автором в цикле, за которым в последнее время закрепилось название ''Американская сага", отличаясь в то ке время значительным изменением отношения автора к своему герою, более зрелой с точки зрения историзма трактовкой фактов и событий. Несмотря на то,'что созданный образ Линкольна слагается из контрастных характеристик, это первый исторический деятель из созданной Видалом галереи образов, глубоко ему импонирующий. Не претендуя на роль состовителя биографии Линкольна, Яэдал тем не менее изучил большое количество документов, исторических исследований, дневников президента. Причем эти материалы являются не просто отправным моментом для автора, он прямо вставляет речи Линкольна в художественную ткань своего повествования.

Писатель намеренно не изображает жизнь Линкольна до избрания его президентом, ему значительно ватаве показать его пребывание у власти. Видала интересует в какой мере конкретная личность определяет политику своей страны, влияет на ход исторического развития. Раскрытие художественной концепции писателя по вопросу о взаимоотношениях личности и истории происходит через многоплановое исследование этого сильного характера в конфликтных ситуациях Гражданской войны. По мысли писателя, годи Гражданской войны были единственным периодом американской истории, когда интересы личности и нации слились воедино во имя поступательного движения общества.

В изображении Видала Линкольн - умелый и осторожный политик, который никогда не торопился с принятием важных государственных решений, всегда стремился осуществить их только в тот момент, когда становилось ясно, что время их пришло. Видал убедительно показывает, что его центральный персонаж отнюдь не догматик, слапо следующий закостеневшим представлениям о чести и порядочности. Логика борьбы такова, что жизнь подчиняется своим новым законам, и без подчинения им сам Линкольн может чроиграть решающее сражение за демократию. Поэтому все его по-

ступки, в том числе и те, что противоречат, как подчеркивает автор, хрестоматийному облику героя, психологически объяснимы и тщательно мотивированы. Не следует забывать, что Видал не признает идеальных героев и не замалчивает об ошибках и недостатках да-.же-своих положительных персонажей. Он сумел показать эволюцию центрального персонажа во взглядах на вопрос о рабовладении, который красно? нитью проходит по всему роману. Автор не делает своего героя безоговорочно аболиционистом. Линкольн у Видала прежде всего - защитник принципов демократии, изложенных в Декларации независимости.

Принцип исторической достоверности,, которого всегда придерживается писатель, продиктовал способ изображения героя. й романе нет прямых высказываний автора о герое - отсутствие прямого вмеша-тельсвва писателя в повествование - одна из особенностей стилевой манеры Г.Видала. Автор нигде не пытается проникнуть в мысли героя передать внутреннюю речь Линкольна. Образ президента слагается из его выступлений, бесед, суждений о нем других героев, как лиц •реальных, так и вымышленных персонажей.

Рисуя героя в контексте истории, Видал делает образ Линкольна жизненным и убедительным, тем самым углубляя историзм повествования. Сложное сочетание подлинных исторических событий с художественный вымыслом обусловило оригинальную, поэтику и его жанр. ■ Действие романа охватывает сравнительно небольшой промежуток времени - четыре года и разворачивается, в основном, в Белом до?гэ. Автор организует текст таким образом, что война прорывается на " страницы .романа лишь изредка, отдельными упоминаниями о жертвах, передвижениях войск. Борьба народных масс остается за пределами романа, но автор и не ставил перед собой задачи создания эпоса. Его интересуют политический, социальный и экономический аспекты войны. Большое внимание уделяет Видал политической борьбе. Вся закулисная механика выборов, блестящие характеристики героев, участвующих в предвыборной борьбе, важны и. интересны сами-по себе.,, но кроме того,, это еще и подтверждает взгляд писателя на историю, как борьбу высших эшелонов власти за лидерство, столкновение мировоззрений и личных амбиций.

Видал отходит от привычной манеры, суть которой заключается в том, что исторические персонажи служат своего рода фоном к действиям вымышленных героев, и выстраивает художественно убедитель-

ный, психологически мотивированный образ шестнадцатого президента Соединенных ^татов. Несмотря на то что этот роман как бы выгадает из привычных построений "Американской саги" Видала, тем не менее он является серьезным свидетельством того, что Видал -историко-романист остается серьезном писателем, способным на выход за пределы устояваихся творческих стереотипов.

Во втором параграфе анализируется роман "Империи" /1987/, в котором писатель продолжает и развивает темы предыдущих' романов,- раскрывающих основные моменты истории США. В представлении писателя история и политика неразрывны. Видал рассказывае,т о политике, которая станет когда-то историей. Механизм власти интересует писателя не абстрактными проблемами: понять суть подлинной политической вязни общества для него значит понять суть жизни каздого человека в этом обществе. Не случайно в период экспансионистских устремлений Вашингтона Видал обратился к периоду конца.XIX - начала XX века. "Американская империя возникла в результате волны, войны 1898 года с Испанией",1- считает Видал.

Сюкет произведения построен по канонам политического романа - подробно описывается внутрипартийная борьба, когда после интриг на предвыборном съезде республиканцев кандидатом на пост президента бы.л выдвинут Ь&ккишга; скандалы в системе власти.

В "Империи" Видал остается верен своей манере: вымышленные факты'соседствуют с конкретными событиями "золотого века" республики, которая при Т.Рузвельте стала заявлять о своих притязаниях на роль сверхдержавы; вымышленные персонажи действуют вместе с реальными историческими лицами. Писатель стремится к созданию синтетической картины политического мира Америки, но при этом главное для него - моральный выбор. Отсутствие моральных критериев, беспринципность, своекорыстие, считает Видал, являются характерными чертами американских политиков. Главное, в чем писатель их упрекает - это лицемерие, несовпадение идей ж поступков, приведшие к созданию несправедливого и недемократического по своей сути государства - империи.

В отличие от предыдущего романа цикла "ЛинкольНУ в центре -которого - реальный политический деятель, и сама история являет ся действующим лицом, то здесь в качестве главного действующего лица выступает вымышленная героиня Каролина Сэнфорд, а история • 1. сисх^мой дщ^цлизации тревоги" // Иностр. лите

лишь фон, на котором разворачивается собственно романный сюжет. Правнучка журналиста Скайлера, героя романа "1876", выросшая во Франции, она едет в Америку, чтобы вести тяжбу со своим сводным братом из-за отцовского наследства. Желая показать свою независимость .в обществе,ока покупает пс:ги прогоревшую газету-"Вашингтон Трибюн". В связи с этим Ьвдал затрагивает проблему мощного воздействия печатного слова на сознание людей - проблему, которая приобретает особую актуальность в наше время в связи с невиданным развитием средств массовой информации.

Совмещение двух планов повествования - фактического и вымышленного осуществляется прежде всего темой роли массового пе,-чатного слова. "Империя" - это еще и массовая пресса, отражающая и преображающая действительные события. Поэтому название романа имеет двоякий смысл. Вернувшись в романе "Империя".к привычным схемам своего исторического цикла, Видал выразительно и точно показал "новую Америку", устремляющую свою экспансию за пределы американского континента. "Новая Америка", по Видалу, - это не только новая политика и ноше газеты. Лто, в первую очередь, новое общество, в котором, как представляется писателю, и коренятся причины краха нравственных устоев сегодняшнего американского общества.

Е^е одной попыткой проникнуть взглядом историка в изменившееся время стал роман "Голливуд", анализ которого дается в третьем параграфе. Видал не случайно назвал книгу по имени "фабрики грез", так как, по его мнению, Голливуд - это единственное, что останется в памяти последующих поколений о Соединенных Штатах.-

Основной сшегннЗ узел завязывается вокруг карьеры Каролины Сэнфорд, которая предстает в новом качестве. По предложению Джорджа Крила, председателя ломитета по общественной информации, она едет в Голливуд для того, чтобы выявить пропагандистские возможности только еще зарождавшегося вида искусства.

В этом романе Видал продолжает тему воздействия печатного слова на сознание людей. Писатель язвительно оценивает продажную прессу и кино. Высшие круги Вашингтона изображены Видалом в крайне неприглядном виде: факты продажности, падения-нравов, взяточничества, невежества и лицемерия следуют один.за другим. История предстает как набор грубк:, материальных фактов, как арена борьбы эгоистических интересов. Политика обходится здесь и без идей, и

без" морали. Всякие идеалы отброшены напрочь, побудительные мотивы поступков героав •- жажда богатства и власти.

'Традиционно выразительны портреты политических деятелей, но особенно взделяется президент Вильсон, уверовавший в свою роль мессии, несущего мир и благополучие народам Европы. Видал противопоставляет 'Вильсону экс- президента Т.Рузвельта. По его мнению, эти люди - естественные антагонисты. Неприязнь Видала к Рузвельту сказывается в выборе художественных средств при обрисовке героя. Ему'достаточно одной - двух деталей, повторенных в разных вариантах, чтобы составить психологический портрет героя.

Видал не обходит стороной и вопросы о средствах борьбы и о том, как приходят к власти - вопроси, затронутые им еще в романе "Вашингтон, округ Колумбия". По Видалу - стремление к власти-одна из основных движщих сил истории, заложенная в человеческой природе и обуславливающая бесконечную повторяемость одних и тех же исторических моделей. Романист не только показывает, но и объясняет как действует механизм "республики-империи", как берут-'ся взятки, • лсйользуются деньги и реклама в политической жизни, ка* один политик вытесняет другого. Так, по мнению писателя, выборы Гардинга, обладателя "внешности президента",- это спектакль, где 'все заранее учтено и запланировано. Основные качества, присущие президенту - умеренность и осторожность. Сложная политическая ситуация диктует ему тактику бездеятельности. Видал обращает внимание на скандальные истории, достигшие б годы правления Гардинга невероятного. размаха. При этом писатель опирается на факты и документы. Не так уж и страшно, считает Видал, что Гардинг ничем не увлекался, не читал книг. Гораздо большая опасность состояла в другом - в отсутствии твердого руководства с его стороны, что создало благоприятные условия для расцвета коррупции.

Видалу удалось убедительно показать, что . 20-е годы являются закономерным этапом в истории американского общества, того самого общества,* чей духовный кризис писатель констатировал в своих многочисленных публицистических выступлениях.

В третьей главе анализируется восприятие американской истории в творчестве Э.Л.Доктороу. Для Доктороу история условна: с одной стороны, вчерашний и позавчерашний день для него уже история, с другой - в недавнем прошлом он видит истоки настоящего.

Условность историзма достаточно ярко проявляется в романе

"Гагачье озеро" /1930/, анализ которого дан в первом параграфе.В этом произведении предпринята попытка охватить-главные'колли-пни 30-х годов, которые, по мнению писателя, завязали узлы всей последую.~:й американской истории. В центре его внимания судьбы, иммигрантов в Америке, их духовные потери и трагедии. Докто'роу подвергает глубокому художественному исследованию многие мифы жизни Соединенных Штатов и прежде всего миф об "американской мечте". Ро-г.ан небольшого объема, но тем не менее автору удалось показать в нем довольно широкую панораму того периода, воссоздать атмосферу. 30-х годов Для этого он прибегает к приему коллата, который был использован им впервые в романе "Рэгтайм". В "Гагачьем озере" Доктороу описывает довольно большой период времени: от 20-х до 70-х гг..нашего столетия, но непосредственно действие происходит в 1936 году. Как и "Рэгтайм", это произведение имеет два плана: документальный и беллетристический, связанный с именем главного героя Джо Коженевс-кого, рано ощутившего на себе ущербность окружающего бытия и распознавшего, что это бытие ему враждебно.

Символично имя центрального персонажа. Это настоящая фамилия Джозефа Конрада, которого многие исследователи считают предтечей нового направления в англоязычной прозе XX века. Имя героя и стилизация под несколько манерный слог, отсылающий к Конраду, вполне отчетливо указывают на литературную модель, на которую ориентируется Доктороу. Одновременно в романе ощутимо стремление представить изображаемое как достоверное и непреложное данное, для этого автор вводит биографические справки о действующих лицах, имитирующие дух и букву реального документа.

Обращение Доктороу к 30-м годам на рубеже 70-80-х гг. не случайно. Этот период вызвал в общественном сознании ассоциации с периодом Великой депрессии. Не ставя перед собой задачи показать во всей полноте мощное движение пролетариата,, писатель передал дух времени контрастом между изнуряющим трудом рабочих на конвейере и праздной жизнью знаменитостей, собирающихся в Лсэ'бняке автомобильного магната Беннета. Судьба Беннета дает возможность изучить сферу жизни класса собственников. Он умен, образован, добился материального благополучия, в то же время он беспощадный и жестокий делец. Не случайно выстроил он особняк на берегу холодного Гагачьего озера. С озером непосредственно связан образ холода, жестокости и пустоты, неотъемлемых от жизни "очень богатых", в данном случае Беннета. В

его особняке и изменится жизнь главного героя Джо Кожененекого, который став приближенным Беннета, усваивает циничные нормы жизни американской элиты и становится ее прислужником. Джо Коженев-скиа становится Джо Беннетом, не только приемным сыном магната, но и хозяином "Гагачьего озера". Эти успехи потребовали от героя разрыва со своей средой, предательства друзей и близких. Джо проделал путь наверх, приобрел богатство, но полностью утратил свою личность.

Необычная композиция романа, символика, само повествование-все это служит тому, чтобы подчеркнуть резкий контраст между'американской мечтой и американской действительностью. Символично само название романа "Гагачье озеро". Писателя увлекла емкая широта поэтической метафоры, определившей композицию романа. Он построил произведение так, чтобы в нем сам стиль напоминал об озе,-ре, о том, как в нем воспроизводятся образы внешнего мира. Избранное героями поведение и их судьбы показывают глубокую внутреннюю зависимость личности от социальной системы, невозможность и без- . результатность всяких форм бегства от жизни.

•Во втором параграфе анализируется роман "Всемирная выставка" /1985/, в котором "30-е годы показаны без того чрезмерного контраста, который о-тличает его предыдущий роман. Это произведение содержит з себе много автобиографический моментов. Тем не менее писатель утверждает, что "я" в книге - это Эдгар Альтшулер, а не Эдгар Доктороу. В этом романе для писателя важно передать атмосферу эпохи и выявить'те проблема, которые остались неразрешенными американским обществом. Автор нанизывает на непритязательную канву биографического повествования множество отдельных, мастерски чередуемых и сопрягаемых историй, вовлекая в художественный мир книги различных персонажей, веселые и печальные события. В основе сюжета воспоминания Эдгара Альтшулера, который возвращается к поре своего детства, воссоздавая ретроспективную картину жизни Нью-Йорка во время Всемирной выставки.

top этой книги - мир детства, и творится он по законам детс---кого восприятия, равно любознательного ко всему: и к хорошему , и к плохому. Обращение к образу рассказчика-ребенка весьма примечательно: Доктороу продолжает одну из самых традиционных линий американской литературы /Фолкнер, Хемингуэй и др./.Наивный и не всегда верно понижающий происходящее герой как нельзя

лучше, по замыслу писателя, отражает всю непростот/ жизни Америки того времени.

Повествование ведется в хронологической последовательности, что. придает .роману, с одной стороны, особый лиризм, а с другой -'позволяет проследить постепенное развитие характера главного героя Время от времени воспоминания Эдгара прерываются небольшими гла-. 'вами, в которых мать, брат и тегка героя сообщают факт;!, неизвестные юному повествователю. Этот прием позволяет соединить в одном лице функции главного героя и повествователя и одновременно разделить их дистанцией, именуемой обычно словами "возраст", "опыт? "умудренность".

Семейство, в начале века псребравлееся из России в Америку, привычно выглядит на страницах романа Доктороу, которого не перестают волновать судьбы переселенцев, Но все-таки это не столько роман о судьбе иммигрантов, сколько попытка всестороннего изображения жизни в канун второй мировой войны. Сюжет "романа-воспоминания" тесно вплетен в политическую и социальную хронику времени. Гдогозначным является название романа - "Всемирная выставка" -реальное событие 1ЭЗЭгода. Поззмиолу организаторов выставки она должна стать символом процветания Америки, ежволом безоблачного будущего. Контрастом великолепию выставки выступает неблагополучие семьи Альтшулероч. То, что судьба о'дгара разворачивается на фоне 30-х годов даст писателю возможность еще раз акцентировать один из основополагающих постулатов своего творчества - прошлой героя предопределяет его будущее, поэтому Доктороу ищет объяснение сегодняшнего дня в недавнем историческом прошлом своей страны.Однако это прошлое воспринимается им не как эпическая картина кизни всей Америки, а лишь как фон, на кото ром разворачивается судьба и кизнь героев.

В третьем параграфе анализируется последний по времени роман Доктороу "Билли Батгейт"/1989/, представляющий из себя синтез развлекательного жанра, столь любимого американцами детектива, с серьезными-размышлениями о судьбе человека во враждебном мире, о недавнем прошлом Америки, которое во многом объясняет ситуацию ее настоящего. Автор вновь обращается к 30-м года!/..как и в предыдущих произведениях, вышедших в 80-е годы, что дает основание рас сматривать все три романа Доктороу как своеобразную историческую трилогию.

Время.действия, описанного на страницах романа - 1935 год, когда страна толькЬ-только начинала оправляться от экономического спада, а "теневое предпринимательство" процветало вовсю. В основе сюжета - псгсствованиэ о банде нью-йоркских гангстеров, возглавлял которую Голландец Шульц, выходец из нищих еврейских районов Бронкса, как и сам повествователь Билли Батгейт. Напи-: санное по-образцу гангстерского романа это произведение, тем не менее, _не столько о Голландце Шульце, сколько о самом рассказчике Билли, о восхищении, которое юный герой испытывает к своему кумиру. Ведущей нитью своего романа Доктороу делает проблему далеко.не новую для американской литературы - это проблема "восхождения по лестнице успеха", проблема "неограниченных человеческих возможностей". Как и в романе"Гагачье озеро" писатель, воспроизводя реальность 30-х годов, исследует тип человека, заменившего этшст :.-днизмом, не признающего никаких преград для достижения своей цели. Доктороу, воспроизводя в "Билли Батгей-те" штампы примитивного гангстерского романа, воссоздает реальность. Вымогательство, шантаж, связь преступников с полицией -для"Доктороу это сака действительность 30-х годов. В результате описываемые в романе события звучат как обвинение не столько в адрес Голландца Шульца и его банды, сколько в адрес американского государственного аппарата л политической системы Соединенных Штатов в.целом.

Несколько недель, проведенных'Билли в банде, не прошли даром. Он усвоил там Для себя жизненный урок: желанная цель достижима для тех, кто "всегда идет на крайность". Как и предыдущие романы писателя 80-х гадов, это произведение свидетельствует о желании автора вернуться в свое собственное детство, в сравнительно недавнее прошлое-страны и общества, в котором, по его мнению, и коренятся истоки сегодняшних проблем. День вчэралшяй и день сегодняшний -чвот временные рамки, в которых Доктороу воссоздает историю своей страны.

В заключении содержатся выводы об общих чертах, характерных, для исторического романа США 80-х годов ХХвека. .

По теме диссертации опубликованы следующие работы: