автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Историко-биографический роман в русской и казахской литературах XX в.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Уразаева, Куралай Бибиталыевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Историко-биографический роман в русской и казахской литературах XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Уразаева, Куралай Бибиталыевна

Введение

Первая часть

Историко-биографический роман XX века: основные этапы становления жанра и проблемы изучения

Глава первая. Исторический роман в русской литературе XX века

1.1.1. Русский советский исторический роман: основные тенденции развития

1.1.2. Основные этапы изучения категории историзма

1.1.3. Итоги исследования романа Ю.Н.Тынянова

1.1.4. Актуальные проблемы и задачи изучения поэтики Ю.Н.Тынянова

Глава вторая. Исторический роман в казахской литературе XX

1.2.1. Предпосылки становления исторического жанра в казахской литературе

1.2.2. Вопросы трактовки исторического романа в казахском литературоведении.

1.2.3. Роман М.О.Ауэзова "Путь Абая": основные направления анализа

Вторая часть

Литературоведение и художественное творчество как этапы осмысления исторической темы

Глава первая. Историко-литературные взгляды писателей - основа романической тенденции

2.1.1. Русская литература как предмет изучения Ю.Н.Тынянова и источник авторских установок

2.1.2. Литературно-критические статьи М.О.Ауэзова и концепция романа «Путь Абая»

Глава вторая. Художественная природа историзма: собственно историческая и мифологическая трактовки

2.2.1. Историческая и мифологическая трактовки как факторы национального своеобразия: к постановке проблемы

2.2.2. Личность и история в поэтике Ю.Н.Тынянова. Нравственный аспект исторической темы. Модификации историзма

2.2.3. Национальная художественная логика и мифологическая поэтика романа М.О.Ауэзова

2.2.4. Социалистический реализм - новый этап художественного освоения исторической темы в романе М.О.Ауэзова

2.2.5. Русская литература и просветительский реализм М.О.Ауэзова

Третья часть

Психологическое обоснование исторической достоверности: история как эстетический артефакт

Глава первая. Литературная интерпретация историзма в поэтике Ю.Н. Тынянова

3.1.1. Литературная реальность в романе Ю.Н.Тынянова

3.1.2. Древнерусская литература и культурные мифологемы XIX века в поэтике Ю.Н.Тынянова

Глава вторая. Творчество Абая Кунанбаева и жанровое своеобразие романа М. О.Ауэзова

3.2.1. Поэзия Абая Кунанбаева и национальное своеобразие исторического романа. Русские переводы Абая и история казахской литературы

3.2.2. Русская и западноевропейская поэзия в переводах Абая Ку нанбаева как тема исторического романа

3.2.3. "Слова назидания" Абая и вопросы ислама в романе

М.О.Ауэзова

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Уразаева, Куралай Бибиталыевна

Культурология и литературоведение Х1Х-ХХ веков характеризуются «типологизирующей» и «индивидуализирующей» тенденциями: освоением «общих для всего человечества феноменов культурного и художественного развития» и ориентацией на «специфические черты культур разных регионов и наций» Л

Эти тенденции получили последовательное выражение в национальных литературах. Национальная литература - динамическая система, зарождающаяся, развивающаяся и функционирующая в генетических, контактных, типологических связях с мировым литературным процессом. Типологические параллели, факты конверген-цииА явились результатами взаимовлияния и взаимодействия литератур и художественного перевода как государственной стратегии по поддержке развития национальных культур в период существования СССР.

В 80-е годы в культурный оборот вопши произведения, отразившие идеологическую и эстетическую неоднородность литературы советского периода. Под знаком реинтерпретации развивается литературоведение. Это привело исследователей к необходимости выработки новой концепции истории литературы, определению места и значения социалистического реализма. Хализев В.Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты // Вестник МГУ. Серия 9. 1990. №3. С. 120 л Факты, названные Ю.Н.Тьшяновым «фактами конвергенции, совпадения»: «Всего же поразительнее факт наличия внешних данных для заключения о влиянии - при отсутствии его.» и: «Влияние» может совершиться тогда и в таком направлении, когда и в каком направлении для этого имеются литературные условия. Она предоставляет художнику при совпадении функции формальные элементы для ее развития и закрепления. Если этого «влияния» нет, аналогичная функция может привести и без него к аналогичным формальным элементам». // Тьшянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.280

Для казахского литературоведения одной из актуальных задач является проблема периодизации. Требуют уточнения результаты влияния русской литературы. Объектом, фокусирующим все эти проблемы, может явиться исторический роман.

Исторический роман наиболее подвержен зависимости от официальной и литературной идеологии. История изучения жанра убеждает в широкой градации трактовки историзма, синхронном существовании разных направлений в романистике. Двоякая сущность историзма - собственно историческая и мифологическая -обусловила развитие исторического романа в русской и национальных литературах.

Изучение национальных инвариантов исторического жанра обозначило проблему соответствия литературного материала заявленной теме. Это соответствие может оцениваться по-разному в зависимости от задач исследования.

Выбор в качестве объектов сравнительно-типологического анализа романов Ю.Н.Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин» и книги М.О.Ауэзова «Путь Абая» обусловлен следующими обстоятельствами. С одной стороны, предпосылки заявленного подхода обусловлены особенностями читательского восприятия как фактором литературного процесса. Так, продолжают вызывать острую полемику вопросы историзма и реализма Ю.Н.Тынянова. А.И.Солженицын оценил роман «Смерть Вазир-Мухтара» с позиций верности советской идеологии, отметил отсутствие «высоты общего понимания российской истории».Л Казахские исследователи анализируют поэтику М.О.Ауэзова с позиций усвоения опыта современников. Автор романа об Абае вспоминал в статьях, посвященных книге, как стремился сохранить критический взгляд на романы о людях искусства прошлого, усваивать понравившиеся стороны, избежать ошибок. Особенно останавливался на уроках, воспринятых от романа А.Моруа о Байроне, Ю.Тынянова о Грибоедове."*

Вместе с тем эти обстоятельства не могут исчерпывать существа проблемы. Основой типологического сопоставления явилась близость исторического метода двух художников, создающая возможность установления фактов конвергенции, с одной стороны, и, выявление национального своеобразия романа, с другой.

Предметом исследования стали: 1) Роль писателей в едином тогда литературном процессе как основоположников историко-биографического романа. 2) Художественное творчество как этап осмысления исторической темы, вытекающий из литературоведческого опыта. Роман стал для Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова формой идеологического самоопределения в период крушения традиционных форм культуры. Суть исторического метода - исследование культуры как национального самопознания. 4) Самопознание как нравственный долг личности, обусловивший нравственный аспект в интерпретации истории. У Ю.Н.Тынянова нравственный аспект историзма обусловлен методологическими установками, у М.О.Ауэзова - особенностями ментальной психологии. 5) Биогра-физм и документализм как основные проявления историзма. Понимание исторической достоверности как психологического ее обоснования привело к пониманию биографизма, воспринятого в аспекте истории литературной личности и документализма, трактуемого как

Л Солженицьш А. «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова // Новый мир. 1997. №4. С. 195 Бердибаев Р. Мастерство романиста //Абай. 1997. №2-3. С. 25 создание литературной психологии. 6) История как эстетический артефакт, определяющий жанровое и национальное своеобразие. Национальная традиция - источник исторического метода. У Ю.Н.Тынянова - это древнерусская традиция и культурные мифологемы XIX века. У М.О.Ауэзова - мифологическая топика фольклора, казахская народная поэзия, поэтика Абая Кунанбаева.

Сравнительно-типологический анализ историкобиографического романа Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова обретает убедительность на фоне сопоставления с основными тенденциями в романистике советского периода (в том числе, в национальных литературах). Историко-литературный контекст характеризуется с 1925 по 1958 год.Л Историко-литературный контекст отражает связь между нормативными установками культуры и эстетическими оценками эпохи, историзмом как критерием художественной ценности произведений и преимущественным вниманием идеологии к роману традиционной истории (с выбором исторических лиц в качестве героев, событий истории, имевших значение для народа и т.д.).

Актуальность работы обусловлена стремлением выявить новаторство Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова в области историко-биографического романа и истоки национального своеобразия жанра в русской и казахской литературах.

Целью настоящего исследования явилось обоснование новаторства писателей в контексте основных проявлений историзма -биографизма и документализма. В истории казахской литературы

Л Границы хроники литературной жизни в русском и казахском культурном ареалах обусловлены временем создания первого романа Ю.Н.Тынянова «Кюхля» и завершения последней книги романа М.О. Ауэзова «Путь Абая». необходимо уточнить вопросы реализма и жанра романа М.О.Ауэзова.

Поставленная цель привела к решению следующих задач.

1) Исследовать литературоведческие работы и художественное творчество как этапы освоения исторической темы. Исходя из теоретических и беллетристических установок Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова, систематизировать представления о принципах историзма и установить связь между исторической и мифологической трактовками, определившими художественную природу историзма.

2) Изучить отношение поэтики Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова к национальной литературной традиции, позволяющее убедиться в расширении границ нормативной поэтики соцреализма.

3) Выявить в качестве способов психологического обоснования исторической достоверности формы «литературной реальности» и литературной психологии и пути их влияния на жанровую структуру исследуемых произведений.

4) Историзм Ю.Н.Тынянова носил теоретический характер и привел к необходимости изучения эволюции романного творчества, проявившейся в движении от романтической беллетризации к тенденциям национального эпоса.

5) Историзм М.О.Ауэзова потребовал исследования этиологической установки как источника биографизма и устной истории казахов, фольклора об Абае и его поэтики как документальной основы романа.

Цели и задачи исследования актуализировали для автора выбор методов исследования. Работа построена на сочетании сравнительно-типологического, историко-функционального, историко-генетического методов исследования.

В духе современных дискуссий о том, какой должна быть история литературы, автор воспринимает ее как историческую поэтику и сравнительное литературоведение^ Историческая типология национальных литературных процессов и типология исторического романа в русской и казахской литературах составили методологическую основу работы.

Обращение к типологическому методу было обусловлено задачами литературной науки, сформулированными Г.Н.Поспеловым: ".наряду с системой типологических понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественной формы, в литературоведении должна создаваться целая система понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественного содержания. Их разработкой должна заниматься другая часть поэтики -поэтика содержания".

Преимущества сравнительного литературоведения очевидны возможностью выявления общих процессов развития сопоставляемых литератур и их различия. Сравнительный и типологический методы изучения национальных литератур получили глубокое теоретическое обоснование в работах И.Г.Неупокоевой.А Сравнительное рассмотрение широкого разнонационального материала при решении крупных теоретических проблем не только сообщает этому рел Вопросы литературы. 1996. №3. С.22-24 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1971. С. 16 * Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976; Неупокоева И.Г. Сравнительные аспекты изучения в «Истории всемирной литературьо). М., 1967 шению должную широту исторической перспективы, но и всесторонне его "коррегирует".

Типологический подход к национальной литературе, )д1иты-вающий неравномерность литературного процесса, предусматривает синтез синхронного и диахронического аспектов. «Историко-функциональное изучение литературы, специальным предметом которого является литературное воздействие и восприятие, и истори-ко-генетическое ее изучение не могут развиваться независимо друг от друга».л

Синхронный аспект настоящего исследования предполагает изучение истоков и национальной специфики исторического романа в русской и казахской литературах советского периода на материале поэтики Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова. Анализ диахронического аспекта, структурирующегося на исторической вертикали, выявил в поэтике Абая Кунанбаева и М.О.Ауэзова типологию просветительского реализма.

Диахронический аспект выявляет генетические и типологические формы преемственности. Историческая ретроспекция позволяет реконструировать генезис просветительского реализма в казахской литературе, охарактеризовать предроманную ситуацию, исследовать формирование жанровых факторов романа. Диахронический анализ способствует более целостному представлению об истории развития казахской литературы, пониманию взаимосвязи традиций и художественных открытий.

Науман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984. С. 118

Частью истории национальных литератур был художественный перевод. Это вносит дополнительные уточнения в методологию казахской литературы.

Методологические позиции в исследовании казахской литературы обусловлены необходимостью следующих уточнений. 1) Исследователи относят формирование реализма и романа к концу XIX-началу XX веков, становление рассказа связывают с 20-30-ми годами XX века. 2) Реализм Абая Кунанбаева характеризуется как критический, между тем во всех среднеазиатских тюркских литературах этого периода наблюдалось широкое развитие просветительского реализма. 3) Метод М.О.Ауэзова исследовался в контексте соцреализма, в аспекте влияния русской литературы, в частности, в разработке пейзажа и типологии личности. Анализ ранней прозы М.О.Ауэзова выявляет фольклорные истоки пейзажа. Поэтика романа основана на фольклорном антропоморфизме. 4) Недостаточно учитывалось то обстоятельство, что источником просветительского реализма М.О.Ауэзова была поэтика Абая, а критического реализма - русская литература. Влияние русской литературы проявляется в разработке тем просвещения, утверждении гуманистических идеалов добра, приоритете разума. То, что расценивалось как проявление соцреализма: конфликт и типология героя, утверждение идеологических ценностей, скорее, следует рассматривать как принципы классического реализма. Поэтика соцреализма неоднородна, противоречива, явилась результатом столкновений этнического самосознания и новой идеологии. 5) До сих пор историческая поэтика сохраняет следы механического переноса понятий русской научной мысли, что приводит к неточностям в вопросах реализма. Частью истории национальных литератур был художественный перевод. Это вносит дополнительные уточнения в методологию казахской литературы.

Методология исследования казахской литературы строится в настоящей работе на обосновании следующих положений. Реализм Абая Кунанбая исследуется как просветительский и в аспекте предпосылок формирования исторической прозы. Поэтика М.О.Ауэзова характеризуется синкретическим освоением традиций: дальнейшим становлением просветительского, формированием критического и социалистического реализма. Книга М.О.Ауэзова об Абае - первый исторический роман в казахской литературе.

Методологические предпосылки определили терминологический и понятийный аппарат работы. Использование терминов сводится к трем направлениям.

Во-первых, это связано с категорией историзма, проявлением ее в жанровых факторах - биографизме и документализме. Основой этого представления явилась теория М.М.Бахтина о системе отношений "автор-герой" и типах биографического ценностного сознания.

Во-вторых, проблема документализма занимала исследователей в аспекте отношения вымысла, документальной достоверности, беллетризации как способа включения документа. В-третьих, расширение функциональной значимости биографизма позволило уточнить содержание категории документализма как психологического обоснования достоверности.

Анализ документализма в настоящей работе связан с обоснованием понятий литературная реальность, литературная психоБахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М,, 1979 логия и литературная документальность в духе теории Ю.Н.Тынянова - теории литературной эволюции и разработанных им категорий. Литературная психология как новое понимание био-графизма из)Аается как стремление романиста создать историческую достоверность приемами психологического ее обоснования.

На формирование методологических позиций оказала влияние русская научная традиция XX века, в том числе труды кафедры теории литературы и истории русской литературы XX века, истории зарубежных литератур МГУ имени М.В.Ломоносова.

Теоретические основания работы базируются на трудах М.М.Бахтина, М.Ю.Лотмана, литературоведческих установках Ю.Н.Тынянова, идеях В.М.Шкловского. Типологический подход сформирован работами Д.С.Лихачева, И.Г.Неупокоевой, Г.Н.Поспелова, В.Е.Хализева.

Труды Х.Г.Короглы, Е.М.Мелетинского, П.А.Гринцера создали возможность выявления национального своеобразия исторического романа в контексте мифологической топики, фольклорной эстетики, литературной традиции в широком культурном ареале.

Трактовка категории историзма опиралась на современные работы по эстетике истории. Идеи Д.С.Лихачева, Ю. М-Лотмана, К.Г.Исупова, С.И.Кормилова, Р.Ф.Юсуфова оказали влияние на формирование подхода к теме.АА

В определении методологических позиций ценным представляется опыт российских востоковедов, соотносящих в своих трудах результаты наблюдений с тенденциями мирового литературного процесса, с одной стороны, и направляющих изучение поэтик раз

Исходными явились трактовка историзма как эстетического артефакта и «вторичного опредмечивания». ных народов Востока в аспект культурологии, с другой. Это работы Э.Я.Бертельса, И.В.Стеблевой, Л.Б.Рифтина и других. Сравнительное литературоведение помогает точнее и богаче выявлять национально-специфическое. Трактовка проблемы национального своеобразия опиралась на работы З.Г.Османовой, Г.Гачева, Ч.Г.Гусейнова, К.К.Султанова.

Сложившаяся в истории литературы традиция изучения жанров с диахронической точки зрения имела в своей основе установление связей отдельного текста с последовательным рядом текстов, образующих жанр. Отсюда история отдельного жанра представлялась как непрерывный процесс созидания и модификации определенного горизонта. Модификация и репродукция жанра оценивались в заданных границах жанрового пространства.

Работы А.Я.Эсалнек по внутрижанровой типологии романа, Л.В.Чернец по читательскому восприятию как фактору литературного процесса стали теоретической основой уточнений в методологии казахской литературы. Исследования Г.К.Косикова в области жанровой теории романа оказались ценными для пересмотра произведения М.О.Ауэзова как романа-эпопеи. Традиция изучения романа советского периода, ставшая предметом исследований Е.Б.Скороспеловой, М.М.Голубкова и других, определила историко-литературную основу работы.

В области общих вопросов истории и теории казахской литературы методологическую базу работы сформировали исследования М.О.Ауэзова, К.Жумалиева, М.Каратаева, А.Маргулана, З.А.Ахметова, Л.М.Ауэзовой, З.Кедриной, Е.Лизуновой, М.С.Сильченко, Т.Какишева, З.Кабдолова, Н.Смирновой, Ш.Сатпаевой, М.Мырзахметулы, Б.Шалабаева. Из учебных пособий по теории литературы последних лет оказался интересным опыт З.Кабдолова, Х.Н.Садыкова. Из современных работ по истории казахской литературы, роману и творчеству М.Ауэзова заслуживают внимания работы Р.Нургали, Ш.Р.Елеукенова, Б.А.Байтанаева, А.Ж.Жаксылыкова.

В области переводоведения близкими оказались идеи А.111вейцера, А.Карельского, П. Тонера. Внимание автора привлекли результаты казахстанских исследователей Н.Сагандыковой, А.Алимова, Ж.Каракузовой.

Новизна работы состоит в трактовке истории как эстетического артефакта, что приводит к выявлению форм вторичной моделирующей системы в поэтике Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова и позволяет установить модификации историзма. Сравнительно-типологический анализ романов Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова на фоне исторической романистики дополняет картину русско-казахских литературных отношений. Проблемы национального своеобразия трактуются в контексте понятий этнического и религиозного сознания. Становление исторического метода М.О.Ауэзова рассмотрено в целостности освоения национальной поэтики и традиций русской литературы. Это вносит уточнения в историю реализма советского периода и оценку жанра произведения. Впервые как источник реализма рассматривается суфийская антропология. Внимание к художественному переводу обусловлено его восприятием как части истории национальных литератур, источника нового метода и новых жанров в казахской литературе, источника изучения национальных литератур, фактора культурной истории романа М.О.Ауэзова.

Практическая значимость работы связана с жанровыми открытиями писателей в области историко-биографического романа. Результаты исследований могут быть использованы в изучении ис-торико-биографического романа советского периода в русской и казахской литературах. Поэтические переводы произведений Абая Ку-нанбаева, вошедших в роман М.О.Ауэзова, привели к разработке стратегии художественного перевода. Ее принципы могут быть учтены при подготовке новых изданий Абая Кунанбаева и романа М.О.Ауэзова.

Структура работы подчинена выявлению типологических и культурных контактов русской и казахской литератур, проясняющих истоки национального и жанрового своеобразия историко-биографического романа, реконструирующих становление нового жанра в казахской литературе.

Работа состоит из трех частей, заключения и списка использованной литературы. Первая часть посвящена направлениям развития и изучения исторической романистики советского периода в аспекте категории историзма, подведению итогов и определению задач исследования романа Ю.Н.Тынянова и М.О.Ауэзова.

Предметом иззАения во второй части становится анализ связей историко-литератзфных взглядов писателей и природы историзма. Художественная природа историзма рассматривается в контексте собственно исторической и мифологической интерпретаций. В третьей части формы литературной реальности анализируются с точки зрения психологической обоснования исторической достоверности.

В заключении приводятся результаты исследований.

Первая часть. Историко-биографический роман XX века: основные этапы становления жанра и проблемы изучения

 

Список научной литературыУразаева, Куралай Бибиталыевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Литература по проблемам теории и истории русской, зарубежной, национальных литератур, переводоведения и историикультуры

2. Абдраимова С.С. Проблемы воссоздания психологии героя и национальное своеобразие писателя в художественном переводе (на материале перевода ранней исторической прозы А.Кекильбаева). Дне. канд. филол. наук. Алма-Ата: КазГУ имени Аль-Фараби, 1992

3. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988. С.37-39

4. Аджи М. Европа, тюрки. Великая степь. М.,1998

5. Александров В.Б. Исторический портрет и его функционирование в историческом познании // Биография как вид исторического исследования. Тверь, 1982. С.52-69

6. Актуальные проблемы изучения истории русской советской литературы // Вопросы литературы. 1987. №9. С.4-10

7. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971

8. Алимов А.Х. Проблема художественного перевода в Казахстане в 1920-30-е годы. Дне. канд. филол. наук. Ал-маты: КазГНУ имени Аль-Фараби, 1993

9. Андреев Ю. Русский советский исторический роман. М.-Л.,1962

10. Аникин В.П. Теория фольклора. М.Д996

11. А.Н.Толстой. Материалы и исследования. М., 1985

12. А.Н.Толстой. Новые материалы и исследования. М., 1995

13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Д994

14. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972

15. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

16. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2. М.,1986

17. Белая Г. «Фокусническое устранение реальности» (о понятии «роман-эпопея») // Вопросы литературы. 1998. Май-Июнь. С. 170-201

18. Белинков А. Юрий Тынянов. М.,1960

19. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Символизм как миропонимание. М., 1994. С.210-237

20. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988

21. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.Д990

22. Борковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.,1989

23. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М.,1965

24. Библер В.О. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991

25. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995

26. Богаевская К.П. Из воспоминаний//Повое литературное обозрение. 1998. №29. С.125-141

27. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. М., 1963

28. Бойназаров Ф. Художественная интерпретация исторической личности (о походах Александра Македонского в Средней Азии в советской исторической прозе). Дис. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1991

29. Борисенко А.Л. Проблема текста и инокультурного текста при переадресовке художественного произведения (на примере советской переводческой традиции). Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1999

30. Бочаров С. Холод, стыд и свобода // Вопросы литературы. 1995. №5. С. 126-157

31. Бугрина H.A. Документальность биографического повествования и его жанры // Факт, домысел, вымысел в литературе. Иваново, 1987. С. 117-131

32. Бухаркин П.Е. Русская литература ХУ111-Х1Х веков в контексте православной культуры (проблемы культурного диалога). Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1997

33. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. Ташкент, 1984

34. Васильева A.B. Романы Бурятии: художественный вымысел и история. Автореф. дис. канд. филол. наук. Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук СО РАН, 1995

35. Вахтель Э. Замечания о взаимоотношении художественных и научных произведений Тынянова // 7-е тыняновские чтения. Материалы для обсуждения. Рига -М., 1995. С. 222-231

36. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975

37. Виноградов А. К. Собр. соч. в 3-х томах. Т.1. М.,1987

38. Винокур Г. Биография и культура. М., 1927

39. Воспоминания о Ю.Тынянове. М.,1983

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987

41. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.Д991

42. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.Д 988

43. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культзфа в калейдоскопе памяти. М.Д996

44. Гаспаров М. Брюсов и буквализм // Поэтика перевода. М., 1988. С.29-61

45. Гаспаров М.Л. Научность и художественность в творчестве Тынянова // Тыняновский сборник. 4-е тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 12-20

46. Гачев Г. Между Россией и исламом // Казахстанская правда. 1994; 4 августа. № 116. С. 2

47. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988

48. Гачечиладзе Г. Стихосложение и поэтический перевод // Поэтика перевода. С.88-99

49. Гераськин Т.В. Творчество М.Т.Петрова и развитие традиций исторического романа в современной мордовской литературе. Автореф. дне. канд. филол. наук. Саранск: Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева, 1996

50. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.,1971

51. Голка Н. Типологические аспекты литературного творчества и проблема художественного перевода (на материале лирики А.Ахматовой и М.Павликовской-Ясножевской). Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1999

52. Голубков М.М. Русский литератзфный процесс 19201930-х годов как феномен национального сознания. Авто-реф. Дис. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1995

53. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992

54. Гончаренко С. Стиховые структуры лирического текста и поэтический перевод // Поэтика перевода. С. 100-111

55. Греймас А.Ж. Размышления об актантных моделях // Вестник МГУ. Серия 9.1996. №1. С.118-135

56. Гринцер П.А. Лунный миф в романе «Карамбари» Баны // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 10-25

57. Гринцер П.А. Теоретические аспекты сравнительного изучения литератур Востока и Запада // Взаимодействие культур Востока и Запада. Выпуск 1. М.,1992. С.5-18

58. Гроссман Л. Забытая книга. М., 1990

59. Гуковский Гр. К вопросу о стиле советского романа // Новое литературное обозрение, 1998, №29. С.84-124

60. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М., 1988

61. Дарьялова Л.Н. Проблема историзма в советской прозе первой половины 20-х годов. Дис. канд. филол. наук. М.: МГПИ имени В.И.Ленина, 1968

62. Добренко Е. Фундаментальный лексикон // Вопросы литературы. 1988. № 2. С.20-25

63. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Диалектика взаимодействия. Автореф. дне. д-рафилол. наук. М.: ИМЛИ, 1989

64. Елистратов B.C. «Сниженный язык» и «национальный характер» // Вопросы философии. 1998. С.55-63

65. Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М.Горького «Мать» // Вопросы литературы. 1998. Ноябрь-Декабрь. С.54-66

66. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Автореф. дне. д-ра филол. наук. М.: МГПУ имени В .И.Ленина, 199666. «Есть ли будущее у русской литературы?» // Вопросы литературы. 1995. № 3. С. 102-137

67. Жданова М.В. Устойчивость фольклорных элементов в авторской прозе (процессы становления эстонской литературы Х1Х-ХХ веков). Автореф. дне. канд. филол. наук. М.: Литературный институт имени А.М.Горького, 1995

68. Жуков Д. Биография. Биографии. Размыпшения о жанре. М.,1980

69. Залыгин С. Литературные заботы. М., 1982

70. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.,1985

71. Иванов Вяч. О языковых причинах трудностей перевода художественного текста // Поэтика перевода. С. 69-87

72. Изотов И.Т. Из истории ьфитики советского исторического романа (20-30-е годы). Ученые записки. Выпуск 23. Оренбург, 1967

73. История русского советского романа. Книга первая. М.-Л., 1965

74. История русского советского романа. Книга вторая. М.-Л., 1965

75. История русской литературы XX века. 20-90-е годы. М.,1999

76. Исупов К.Г. Дух собственности и собственность духа // Русская философия собственности. ХУ111-ХХ. СПб., 1993. С.452-465

77. Исупов К.Г. Об эстетической форме представления исторического знания // Формы представления знаний и творческое мыпшение. Новосибирск, 1989. С.452-465

78. Исупов К.Г. От мифа к истории // У11 бирюковские чтения. Челябинск, 1987. С. 149-151

79. Исупов К.Г. О философской антропологии М.Бахтина // Бахтинский сборник. М., 1990. С. 30-46

80. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992

81. Исупов К.Г. Философия и эстетика истории в литературной классике XIX века // Литература и история. СПб., 1997.С. 110-144

82. Исупов К.Г. Философия и эстетика истории Ф.И.Тютчева //Проблемы романтизма. Тверь, 1990. С. 109-120

83. Калинина И.А. Проблемы историзма романов Ю.Н.Тынянова. Дне. канд. филол. наук. Томск: Томский ордена Трудового Красного Знамени государственный ЗЛиверситет имени В.В.Куйбышева, 1972

84. Караджа Б. В.Я.Брюсов как переводчик армянской поэзии. Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1999

85. Каракузова Ж.К. Стилистическое единство оригинала и сохранение его в переводе с казахского языка на русский (на материале романа М.О.Ауэзова «Путь Абая»). Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1984

86. Карельский А. Творческая индивидуальность переводчика и его «стилистический слух» // Иностранная литература. 1994. №6.0.237-242

87. Ким Юн-Ран. Своеобразие сюжета и композиции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1997

88. Ковтун Е.Н. Типы и фзшкции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века. Дис. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2000

89. Колобаева Л. «Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. Март-Апрель. С.3-20

90. Кормилов СИ. К общей теории художественно-исторической литературы // Вопросы литературы. 1979. С.3-10

91. Кормилов СИ. Маргинальные системы русского стихосложения. Дне. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1991

92. Кормилов СИ. Принцип художественного историзма и русская художественно-историческая литература 1860-х годов. Дне. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1977

93. Кормилов СИ. Спор о русской литературной критике 1930-х годов // Вестник МГУ. Серия 9. 1999. №6. С.80-87

94. Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., 1983

95. Короглы Х.Г. Стихотворение «Пророк» А.С.Пушкина и арабская легенда о пророке мусульман Мухаммаде // Вестник МГУ. Серия 9. 1999. №4. С.7-11

96. Короглы Х.Г. Художественные каноны и видоизменения эпоса // Фольклор. Проблемы историзма. М.,1988. С102 -126ЮЗ.Короглы Х.Г. Шасенем и Гарып, Касым-оглан и другие туркменские народные повествования. М.,1991

97. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994. С.45-87

98. Косиков Г.К. О генезисе и основных особенностях жанрового содержания романа // Филологические науки. 1972. №4. С. 11-20

99. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили. М.Д976. С.65-76

100. Косиков Г.К. От Проппа к Греймасу // Вестник МГУ. 1996. №1. С. 114-117

101. Костелянец Б. Ход истории и путь героя. Предисловие к книге // Тынянов Ю.Н. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. Л.Д971. С. 744-762

102. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник МГУ. Серия 9. 1998. №1. С. 53-70

103. Кузнецова Р. Концепция мировой литературы Диониза Дюришина//Вестник МГУ. 1995. №1. С.82-88

104. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

105. Левкович В.П., Павкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания// Психологический журнал. 1983. №4. С.64-74

106. Ленобль Г. История и литература. М.Д960

107. Литература и история. СПб., 1997

108. Литература средневекового Востока. М.,1975119. Литература факта. М.,2000

109. Литературно-энциклопедический словарь. М., 1987

110. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Вопросы методологии литературоведения. М.-Л., 1960. С.142-169

111. Лихачев Д.С, Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984

112. ЛосевА.Ф. Диалектика имени // Контекст-1992. М., 1993. С. 133-149

113. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989

114. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991

115. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст -Семиосфера - История. М., 1996

116. Лотман Ю.М. Из размыпшений над творческой эволюцией Пушкина (1830) //Тыняновский сборник. Третьи тыняновские чтения. Рига, 1988

117. Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997

118. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

119. Лотман Ю.М. Об искусстве. М., 1998

120. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию. М., 1992. С. 107-121

121. Марков В. А. Литература и миф: к проблеме архетипов (к постановке вопроса) // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 133-147

122. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986

123. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1983

124. Мочульский К. Андрей Белый. М.,1997

125. Мусаев К. Лексико-фразеологические вопросы художественного перевода. Ташкент, 1980

126. Набоков В. Искусство перевода // Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 389-397

127. Назпман М. Литературное произведение и история литературы. М.,1984

128. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976

129. Неупокоева И. Сравнительные аспекты изучения в «Истории всемирной литературы». М., 1967

130. Николюкин А.Н. Роман как художественная форма национального самосознания. Уроки истории и современность // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990. С.44-56

131. Никонов В.А. Стих и язык // Проблемы восточного стихосложения. М., 1973. С. 4-15

132. Новиков Вл. Необходимость Тынянова // Новое литературное обозрение. 1998. №29. С.362-365

133. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976

134. Октябрьская O.G. Русский исторический роман 70-80-х годов XX века (проблема жанра). Дне. канд. филол. наук. М.:МГУ имени М.В.Ломоносова, 1993

135. Окунь СБ. Историзм О.Форпа // Вопросы истории. 1968. №3. С58-65

136. Окунь СБ. Историзм Ю.Н.Тынянова // Вопросы истории. 1966. №8. С.35-46

137. Османова З.Г. К дискуссиям о среднеазиатском просветительстве // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 1. М., 1995. С. 15-24

138. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М., 1974

139. Панченко О.Н. Виктор Шкловский: Текст Миф - Реальность (к проблеме литературной и языковой личности). Автореферат диссертации в виде монографии на соискание ученой степени д-ра филол. наук. М.: РУДН,1998

140. Пауткин А.И. «Петр Первый» А.Н.Толстого и проблемы исторического романа. Автореф. дне. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1965

141. Пауткин А.И. Советский исторический роман (в русской литературе). М.,1970

142. Петанова А.Ю. Романистика Юрия Тынянова и ее жанровое своеобразие. Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1990

143. Пискунов В. Современный роман-эпопея. Жанр и его эволюция. М.,1976

144. Плукш П.И. Сергев-Ценский писатель, человек. М.,1975

145. Поливанов Е.Д. О приеме аллитерации в киргизской поэзии в связи с поэтической техникой и языковыми фактами других «алтайских народностей» // Проблемы восточного стихосложения. С. 100-106

146. Полонский В.В. Биографический жанр в творчестве Д.С.Мережковского 1920-1930-х годов. Дне. канд. фи-лол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1998

147. Поляк З.Н. Художественная интерпретация факта в исторической прозе Ю.Н.Тынянова. Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: КазПИ имени Абая,1985

148. Поспелов Т.Н. Обгцее литературоведение и историческая поэтика// Вопросы литературы. 1986. №1. С.163-189

149. Поспелов Т.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.,1971

150. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.,1978

151. Почепцов Г. История русской семиотики. М.,1998

152. Пригарина Н.И. Восточный романтизм в диалоге Востока и Запада //Взаимодействие культур Востока и Запада. Выпуск 1. М.,1992. С.87-100

153. Проблемы реализма советского Востока. Материалы совещания 16-19 октября 1972 года. Баку, 1974

154. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1975

155. Проскурня Н.В. Ю.Н.Тынянов как писатель-литературовед: жанрово-стилевой эксперимент в истори-ко-биографическом романе. Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1999

156. Раков В.П. О Переверзеве по-новому // Контекст-1992. М., 1993. С.221-250

157. Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур (вместо введения) // Типология и взаиомосвязисредневековых литератур Востока и Запада. М., 1974. С. 912

158. Реизов Б. История и теория литературы. М.,1986

159. Сагандыкова Н.Ж. Проблемы поэтического перевода с казахского на русский язык. Дне. д-ра филол. наук. Алматы: Национальная Академия наук РК. Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1994171. Семиотика. М.Д983

160. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993

161. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве. Тамбов, 1963

162. Серебрянский М. Советский исторический роман. М.,1936

163. Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в процессе генезиса романа (на материале древнерусской литературы). Дис. канд. филол. наук. М.: РГГУ, 1994

164. Скороспелова Е.Б. К вопросу о формировании идейно-стилевых течений в русской советской прозе 20-х годов // Литературные направления и стили. М.,1976. С.331-344

165. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 19601980-х годов: философия, мифология, поэтика. Автореф. дис. д-ра филол. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1995

166. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990

167. Солженицын А. «Голый год» Бориса Пильняка // Новый мир. 1997.№1.С. 195-203

168. Солженицын А. «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тыняно-ва//Новый мир. 1997. №4. С.191-199

169. Стеблева И.В. Изучение теории восточных литератур в России. М., 1996

170. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.Д997

171. Стэнли Ю.Фиш. Почему никто не боится Вольфганга Изера? // Вестник МГУ. Серия.9. Филология. 1997. №5. С.86-Ш2

172. Сулейман А.-Д. Теологическая форма развития философского теоретического мышления (на анализе учения Авиценны) // Формы представления знаний и творческого мыпшения. Новосибирск, 1989. С. 100-101

173. Султанов К.К. «Лабиринт сцеплений». Этническое национальное - художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 2. М., 1996. С.150-161

174. Султанов К.К. Самосознание национальной литературы. Ценностные аспекты // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 1. М., 1995. С.4-14

175. Тамарченко А. Ольга Форш. Жизнь, личность, творчество. Л., 1974

176. Тамарченко А. У истоков советского исторического романа. К 80-летию со дня рождения Ю.Н.Тынянова // Нева. 1974. №10. С. 179-187

177. Тамарченко Н.Д. Русский реалистический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997

178. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000

179. Титаренко С.А. Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры. Автореф. дис. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. университет, 1996

180. Тоддес Е.А. Неосуществленные замыслы Тынянова // Тыняновский сборник. Первые тыняновские чтения. Рига, 1984.С.25-45

181. Тойбин И.М. Творчество Пушкина 1830-х годов и вопросы историзма. Дис. д-ра филол. наук. Курск: Курский гос. пед. институт, 1968. Т. 1

182. Топер П.М Перевод в системе сравнительного литературоведения. М., 2000

183. Топер n.M. Перевод и литература: творческая личность переводчика // Вопросы литературы. 1998. №6. С. 178 -195

184. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.,1995

185. Топоров В. Пространство культуры и встречи в нем // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. С.6-17

186. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.,1995

187. Тураев СВ. От Просвещения к романтизму. М., 1983

188. Тынянов Ю.Н. Кюхля. Рассказы. М.,1981

189. Тынянов Ю.Н. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. Л., 1971

190. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977

191. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.,1965

192. Тынянов Ю.Н. Пушкин. М.,1990

193. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.,1968

194. Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара. М.,1990

195. Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара. Сюжет «Горя от ума». М.,1981

196. Тынянов Ю.Н. Сочинения в трех томах. М.,1959

197. Тыняновский сборник. Третьи тыняновские чтения. Рига, 1988

198. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. М.,1961

199. Успенский Б. А. Миф имя - культура // Избранные труды в 3-х томах. Т. 1.М., 1996

200. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1995

201. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вестник МГУ. Серия 9. 1999. №2. Март-Апрель. С.132-149

202. Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. М„ 1980. С.49-92

203. Хализев В.Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты // Вестник МГУ. Серия 9. 1990.№3. С.10-18

204. Хоружий С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии // Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997. С. 41-71

205. Хохел Б. Время и пространство в переводе // Поэтика перевода. С. 152-174

206. Цурганова Е.А. Современный роман и особенности литературы второй половины XX века // Современный роман. Опыт исследования. М.,1990. С.3-24

207. Цырлин Л. Тынянов-беллетрист // Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение. М.,1988. С.251-260

208. Чернец Л.В. Функционирование литературных произведений как теоретическая проблема. Дне. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1992

209. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.,1975

210. Чичерин A.B. Ритм образа. М.,1980

211. Чмыхов Л.М. Поэтика нацеленных заглавий (в советском историческом романе) // Вопросы стиля и метода в советской литературе. Рязань, 1976. С.124-137

212. Чудакова М.О. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе 20-30-х годов // Новый мир. 1987. №9. С.5-10225. Шах И. Суфизм. М., 1994

213. Швейцер А.Д. Теория перевода. Статус, проблемы, аспекты. М., 1988

214. Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990

215. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955

216. Шкловский В. О теории прозы. М.,1983

217. Шкловский В. Сочинения в трех томах. М., 1973

218. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М.,1961

219. Шпет.Г. Эстетические фрагменты, М.,1989

220. Шубин Л. Горят ли рукописи? // Нева.1988.№5. С.164-178

221. Шукуров Ш. Совершенный человек и богочеловеческая идея в исламе // Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997. С. 72-110

222. Щеблыкин И.П. О двух основных разновидностях исторического повествования // Проблемы жанрового многообразия русской литературы XIX века. Рязань, 1976. С.З-14

223. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985

224. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. Дне. д-ра филол. наук. М.: МГУ имени М.В .Ломоносова, 1986

225. Эсалнек А.Я. Некоторые закономерности в изучении жанров в 20-60-е годы XX века // Литературные направленияои стили. М., 1976. С. 131-139

226. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л.,1986

227. Юдин В. Человек. История. Память. М.,1990

228. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.,1994

229. Юсуфов Р.Ф. Историческая наука и историософия литературы (О научном и эстетическом постижении истории) // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 2. М., 1996 С. 5-41

230. Якобсон Р. О художественном реализме // Работы по поэтике. М.,1987. С. 387-393

231. Ян-Мин Джон. Малые эпические формы (на материале русской деревенской прозы 60-70-х годов XX века). Авто-реф. Дис. канд.филол.наук. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 1996

232. Яусс Х.Р. История литературы как провокация // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С.34-84

233. Яусс Х.Р. Средневековая литература и теория жанров // Вестник МГУ. Серия 9.1998. №2. С.96-120

234. Литература по проблемам теории и истории казахскойлитературыЛитература на русском языке

235. Абай. Книга слов (в переводе К.Серикбаевой и Р.Сейсенбаева). Алматы, 1993

236. Абай Кунанбаев. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1954

237. Абишева P.A. Развитие творческих связей М.Ауэзова 30-х годов в процессе взаимодействия литератур. Дис. канд. филол. на}А Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН КазССР, 1990

238. Азербайджанско-казахские литературные связи. Баку, 1990

239. Адибаев М.Х. О поэтике повестей и рассказов М.О.Ауэзова двадцатых годов. Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН КазССР, 1987

240. Азибаева Б.У. Казахские народные романические даста-ны. АКД. Ташкент: Институт языка и литературы имени АС.Пушкина АНУзССР, 1984

241. Аль-Хамиси. Становление жанра романа в казахской и египетской литературах (типологическое исследование). Дис. канд. филол. наук. М.:МГУ имени М.В .Ломоносова, 1992

242. Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. Под общей редакцией доктора филологических наук И.Т.Дуйсенбаева. Алма-Ата, 1967

243. Ауэзов МО. Из истории казахской литературы // Собр. соч. в 20-и томах. Т.20. Алма-Ата, 1985. С.337-358

244. Ауэзов М.О. О развитии литератур и народов Средней Азии и Казахстана в эпоху социализма // Там же. С.323-337

245. Ауэзов М.О. Путь Абая. Роман. Первый том. Алма-Ата, 1977; Второй том. Алма-Ата, 1978

246. Ауэзова Л.М. Историчес1сие основы эпопеи «Путь Абая». Алма-Ата, 1969

247. Ахметов З.А. Казахское стихосложение (Проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии). Алма-Ата, 1964

248. Ахметов З.А. Методологические проблемы разработки терминов в казахском литературоведении // Известия АН КазССР. Серия филологическая. 1989. №1. С.3-11

249. Ахметов З.А. О языке казахской поэзии. Алма-Ата, 1970

250. Ахметов З.А. Поэтика эпопеи «Путь Абая» в свете истории ее создания. Алма-Ата, 1984

251. Байтанаев Б.А. Истоки жанра. Алма-Ата, 1987

252. Байтанаев Б.А. Устно-поэтические истоки жанра рассказа в казахской литературе. Автореф. дне. канд. филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН КазССР. Чимкент, 1974

253. Байтанаев Б.А. Устно-поэтические традиции в художественной структуре казахского романа. Дис. д-ра филол. наук. Алматы: Национальная Академия наук РК. Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1994

254. Байтанаев Б.А., Бектуров Ж.Ж. Эстетика устного повтора в казахском "фольклоре и литературе // Литература и фольклор Казахстана. Караганда, 1983. С.95-103

255. Баталов М., Сильченко М.С. Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе. Алма-Ата, 1933

256. Батырбекова P.O. Казахские литературные связи конца Х1Х-начала XX века. Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: КазПИ имени Абая, 1992

257. Бейбытова К.Д. Эволюция абаевских традиций казахской поэзии начала XX века. Дис. д-ра филол. наук. Алматы: КазГНУ имени аль-Фараби, 1997

258. Бердибаев Р. От легенды к роману. Алма-Ата, 1976

259. Библиографический указатель по творчеству М.О.Ауэзова. Алма-Ата, 1972

260. Бисенгалиев З.-Г.К. Становление казахской прозы начала XX века: (: Дооктябрьский период). Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата f 1983

261. Демежанов Т. Трудная судьба драмы «Хан Кене»//Абай. 1997. №2-3. С.53-57

262. А) Елеукенов Ш.Р. Идейно-эстетическое и жанровое своеобразие казахского романа. Дис. д-ра филол. наук. Алма-Ата: АН КазССР. Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1987

263. Б) Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи (Идейно-эстетическое и жанровое своеобразие казахского романа). Алма-Ата, 1987

264. Елеукенова Г.Ш. Принцип историзма в современной казахской прозе. Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1991

265. Есембеков Т.У. Художественно-эстетическое значение драматизма в казахской прозе. Дис. д-ра филол. наук. Алматы: КазГНУ имени Аль-Фараби, 1998

266. Есимов Г. Философия слов. Советы Казахстана. 19941995. №№175-176. С.4

267. Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. Алматы, 1999

268. Жаксылыков А.Ж. Проза М.Ауэзова 20-30-х годов (психологизм, конфликт. Повествовательные формы). Дне. канд. филол. наук. Алма-Ата: КазГУ имени С.М.Кирова, 1984

269. Жиренчин A.M. Из истории казахской книги. Алма-Ата, 1987

270. Ибраев Ш.И. Художественно-изобразительные средства «Китаби дедем Коркут» (В сравнительном изучении с эпосом тюркоязычных народов). Автореф. дне. канд. филол. наук. М.: Институт востоковедения СССР, 1979

271. Кадралинова М.Т. Мифопоэтические мотивы в казахских советских романах 30-х годов. Автореф. дне. канд. фи-лол. наук. Алма-Ата: КазПИ имени Абая, 1989

272. Какишев Т. Идейно-творческие вопросы казахской советской литературы в период ее становления (1917-1929). Дне.канд. Филол. наук. Алма-Ата: Казахский государственный университет имени С.М.Кирова, 1959

273. Какишев Т. Пути зарождения и становления казахской литературной критики. Дис. Д-ра филол. наук. Алма-Ата: Казахский государственный университет имени С.М.Кирова, 1971

274. Какишев Т. Традиции критического реализма в казахской советской литературе в период ее становления // Проблемы реализма советсого Востока. Материалы совещания 16-19 октября 1972 года. Баку, 1974. С. 176-182

275. Калдыбаев Т. «Бозжигит» как образец казахских народных книг // Советская тюркология. 1989. №4. С 35-41

276. Камысов Р. Герой нового мира (в аспекте казахско-русских литературных связей 30-х годов). Алма-Ата, 1974

277. Камысов Р. Литературный процесс и некоторые вопросы взаимосвязи литератур в казахской критике 30-х годов // Межнациональные связи казахской литературы. Алма-Ата, 1970. С. 52-87

278. Каратаев М. Мухтар Ауэзов. Заметки о творчестве. Алма-Ата, 1967

279. Каскабасов С. А. Казахская несказочная проза. Алма-Ата, 1990

280. Каскабасов С.А. Родники искусства. Алма-Ата, 1986

281. Кедрина 3. Мухтар Ауэзов. М., 1951

282. Кедрина 3. Некоторые вопросы типологии становления социалистического реализма в литературах советского Востока // Проблемы реализма советского Востока. Материалы совещания 16-19 октября 1972 года. Баку, 1974. С.26-32

283. Кененов Ш.-А.А. Проблема характера исторической личности в эпопее М.Ауэзова «Путь Абая». Дне. канд. фи-лол. наук. Алма-Ата: КазПИ имени Абая, 1986

284. Кирабаев С. Высокое назначение. Алма-Ата, 1985

285. Конратбаев А. Древнетюркская поэзия и казахский фольклор. Автореф.дис. д-ра филол. наук. Алма-Ата: КазГУ имени С.М.Кирова, 1977

286. Кунаев Д.А. М.Ауэзов и проблемы творческого освоения художественного опыта русской литературы. Дис. канд.филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН КазССР, 1987

287. Лизунова Е. Мастерство М.Ауэзова. Алма-Ата, 1968

288. Маловичко А.Л. Историко-биод)афическая ньеса в казахской советской драматургии. Дне. канд. филол. наук. Алма-Ата: АН КазССР, Институт языка и литературы, 1952

289. Мамраев Б.Б. Основные тенденции развития казахской литературы первой четверти XX века. Дне. д-ра филол. наук. Алматы: Министерство науки-АН РК. Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, 1998

290. Мамытбекова Ч.З. Жанрово-стилевое своеобразие романов русскоязычных писателей Средней Азии и Казахстана. Автореф. дис. канд. филол. наук. Бишкек: Кыргызский государственный университет, 1992

291. Маргулан А. О носителях древней поэтической культуры казахского народа // М.О.Ауэзов. Сборник статей к его 60-летию. Алма-Ата, 1959. С.70-89

292. М.О.Ауэзов классик советской литературы. Материалы юбилейных торжеств. Алма-Ата, 1980

293. Мухашова С.А. М.О.Ауэзов переводчик русской советской драматургической классики. Алма-Ата, 1977

294. Мырзахметулы М. Восхождение Мухтара Ауэзова к роману. Алматы, 1994

295. Нургали Р. Вершины возвращенной казахской литературы. Алматы, 1998

296. Нуркатов А. М.Ауэзов. Критико-биографичекий очерк. Алма-Ата, 1958

297. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. Алма-Ата, 1987

298. Нуртазинова Д.Н. Диалог культур в контексте развития современной культуры Египта //Восток-Запад: диалог культур. Алматы, 1996. С.84-89

299. Садыков Х.Н. Теория литературы. Алматы, 1999

300. Сайфуллаев P.C. Феномен человека: диалог культур //Восток-Запад: диалог культур. Алматы, 1996. С.79-81

301. Сарсенбаев А. О стилистическом расхождении с оригиналом русского перевода романа М.Ауэзова «Путь Абая» // Межнациональные связи казахской литературы. С. 245 -254

302. Сатпаева Ш.К. Казахско-европейские литературные связи XIX и первой половины XX века. Алма-Ата, 1972

303. Сатпаева Ш. К. Казахская литература и Восток. Алма-Ата, 1982

304. Сериккалиева Э.А. Фадеев и казахская литератзфа // Межнациональные связи казахской литературы. С. 88-103

305. А) Сильченко М.С. Творческая биография Абая. Автореф. дне. канд. филол. наук. Алма-Ата: Алма-атинский педагогический институт имени Абая, 1957

306. Б) Сильченко М.С. Творческая биография Абая. Алма-Ата, 1957

307. Сулейменов 0.0. Портить отношения // Там же. С. 14-31

308. Султанов Т.М. Узбекско-казахские литературные связи на современном этапе. Ташкент, 1979

309. Тыныбекова СБ. Типология казахской исторической повести. Дис.канд. филол. наук. Алма-Ата: КазПИ имени Абая, 1985

310. Уразаева К.Б. История реализма в казахской литературе: проблемы рецепций и национального своеобразия. Актюбинск, 1997

311. Уразаева К.Б. Концепция истории в казахской литературе: религиозный аспект (гносеологические основы проблемы) // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции -Оренбург, 1998 (0,4 п.л.)

312. Уразаева К.Б. Проблема периодизации как одна из актуальных проблем изучения русской советской литературы (в соавторстве с Зерню ковой A.A.) // Тезисы докладов 1-ой региональной научной конференции молодых ученых. Актюбинск, 1990. С.

313. Уразаева К.Б. Роман М.О.Ауэзова «Путь Абая»: традиции русского реализма и проблема национального своеобразия (Ю.П.Тьшянов и М.О.Ауэзов). Алматы, 2000

314. Уюкбаева М.И. Фольклорные традиции в современной казахской лирике (индивидуальное своеобразие художественного образа). Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: ИМЛИ имени А.М.Горького АН СССР, 1984

315. Хамзин М.Х. Казахская историческая проза о людях искусства. Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата: Институт литературы и искусств имени М.О.Ауэзова АН КазССР,1983

316. Хасанов М.Ш., Федянина Л.Д. Тюркская культура как предмет познания: традиция и современность // Восток-Запад: диалог культур. Алматы, 1996. С. 16-32

317. Шалабаев Б. История казахской прозы. Алма-Ата, 1968

318. Шалабаев Б. История казахского романа. Алма-Ата, 1975Литература на казахском языке

319. Абай (ИбраЬим Клунанбаев) // Ею томдьщ шыгармалар жинагы. Б1ршш1 том. Алматы, 1986

320. Ахметов З.А. Даналык, тагылымы // Абай. 1997. №2-3. 63-68 б.

321. Эуезов М. Абайтанудан жарияланбаган материалдар. Неопубликованные материалы по абеведению. Алма-Ата, 1988ЗЗЗ.Эуезов М. Абайтану мэселелер! // Жиырма то-мдык, шыгарамалар жинагы. 15 том. 126-255 б.ЗЗб.Эуезов М. Абай жолы. Роман-эпопея. Алматы, 1989

322. Эуезов М. Абай К,унанбаев творчествосын зертт-еудщ мацызды мэселелер! // Жиырма томдык,. 19 том.27-39 б.

323. Эуезов М. Ауыр к,аза // Эуезов М. Уак,ыт жэне эдебиет. Алматы, 1962

324. Эуезов М. Эдебиет тарихыныц к;олданатын жолы // Жиырма томдык,. 16 том

325. Эуезов М. "Дворян уясы" романыньщ аудармасы туралы // Жиырма томдык,. 14 том. 292-296 б.

326. Эуезов М. Керкем аудармалырыньщ кейб1р теорияльщ меселелер! // Жиырма томдык;. 4 том.297-305 б.

327. Эуезов М. Орыс классиктер! мен Абай // Жиырма томдык,.5 том. 5-23 б.

328. Эуезова Л.М. М.О.Эуезовтщ творчествосында К,азак,стан тарихыныц проблемалары. Алматы, 1977

329. Байтанаев Э. Шын шеберл1к (М.Эуезовтщ "Абай жолы" романынын, керкемд1к ерекшел1ктер1). Алматы, 1989

330. Берд1баев Р. Романшылык, улагаты // Абай. 1997. №2-3.25-31 б.

331. Дэдебаев Ж. К,аз1рп кезендеп к,азак, тарихи прозасыныц дамуындагы М.Эуезовтщ дэстур!. Алматы, 1981

332. Досжан Д.Абай айнасы. Алматы, 1954

333. Дуйсенбаев Ы. Мухтар Эуезов (мак;алалар, естел1ктер) .Алматы, 1974

334. Жанпешсов Е. М.Эуезовтщ «Абай жолы" эпопеясыныц тш1. Алматы, 1976

335. Жумалиев К,. Эдебиет теориясы. Алматы, 1969351.1Сабдолов 3. Мухтар Эуезов жэне оныц эсемджэлем!. Алматы, 1986

336. К,абдолов 3. Эдебиет теориясы. Алматы, 1977ЗЗЗДаратаев М. Клазак, 0дебиет1шц классип. Алматы, 1977

337. Майлыбаева С.К. Мухтар Эуезовтщ «Абай жолы» эпопеясындагы пейзаж. КД. Алматы: К,азак;стан Республикасы улттык, гылым академиясы М.О.ЭуезоБ атында1ы эдебиет жэне енер институты, 1996

338. М.О.Эуезовтщ к,олжазба мурасы. Алматы, 1977

339. Нургали Р. Эуезов жэне Алаш. Алматы, 1997

340. Нурк;атов А. Мухтар Эуезов. Алматы, 1965

341. Сыздык,ов Т.е. К,азак, тарихи романы (Жанрлык, спецификасы. Типология. Стиль. Улттык; кейшкер. Тарихылык, сипаты. Поэтика).Д.дне. Алматы: Абай атындагы Алматы мемлекетт1к университет!, 1997

342. Сыздык,ов К. Мухтар Эуезов эдебиет сыншысы. Алматы, 1973