автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Романы А.К. Шеллера-Михайлова (жанровое своеобразие и художественная организация)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Свидова, Наталья Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Романы А.К. Шеллера-Михайлова (жанровое своеобразие и художественная организация)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы А.К. Шеллера-Михайлова (жанровое своеобразие и художественная организация)"

Р I- рКАЗАХ^КИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ' 1 15 им УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ

П м (■:."• II

' ■ ' -1. ^ \ .. ,

На правах рукописи

С В И Д О В Л НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

родины А. к. ШЕЛЛЕРА-МИХАЙЛОВА

(ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ)

10.01.01 — русская литература

А ВТО Р ЕФЕРАТ-

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АЛМАТЫ, 1997

Работа выполнен» на кафедре русской и зарубежной литературы Казахского государственного национального университета им.Аль-Фараби.,

Научный руководитель: кандидат филологических наук,

доцент В.В. Савельева

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, Б.Я. Толмачев

кандидат филологических наук, доцент Т.Н. Сиднхменова

Ведущая организация:

Казахский женский педагогический институт

Защита диссертации состоится С-Сг/'^Л-997г. в '1Х.9у часов на засхдании сэтециашиированного совета К 14А.01.24 по присуждению ученой степени кандидата . филологических наук при Казахском государственном национальном университете им. Аль-Фараби (480121, Алматы, пр. Аль-ФарабнЛ 1)

С Д11ссёртацнен Л4й:ки©.:^ ознажош^сЬ библиотеке Казахского государственного нацнональногоунисерснтста им. Аль-Фараби.

Автореферат разослан " Х- " оЛ^И'^'1997г. .

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент

Семенова Т.Я.

Общая характеристика работы

Роман является ведущим жанром в любой национальной литературе. Появление, развитие, расцвет этого жанра свидетельствует о ее зрелости. Вторую половину XIX века можно назвать эпохой романа в истории русской литературы. Наряду с гениальными писателями, творившими в жанре романа в этот период, были и романисты "второго ранга", к числу которых относился и популярный беллетрист второй половины XIX века А.К. Шеллер-Михайлов (1838-1900), написавший более тридцати романов. Некоторые из романов писателя переиздаются и с интересом читаются в конце XX века, спустя сто лет с момента своего появления. История русского романа без главы о А.К. Шеллере-Михайлове будет неполной. Настоящее научное исследование охватывает большую часть романного творчества писателя н этим определяется историко-литературная и теоретическая значимость работы. , . ..•■.•'.-.•' ■ • - ' ;'

Актуальность темы исследования обусловлена: а) обращением к малоизученным художественным текстам; б) Рассмотрением романистики А.К. Шеллера-Михайлова на фоне историко-литературного процесса; в) углуб-' лением отдельных аспектов в проблеме понимания эволюции жанра романа; г) необходимостью рассмотреть проблему традиции и новаторства, заимствования и влияния, своего и чужого на материале творчества А.К. Шеллера-Михайлова. -

Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы рассмотреть жанровое своеобразие романов А.К, Шеллера-Михайлова, определить место Шеллера-романиста в истории русской литературы И осмыслить художественную организацию романов писателя.:

В диссертации поставлены задачи: л '

1) показать влияние на романы А.К. Шеллера-Михайлова реализма ' натуральной школы1'и демократической йрйзы; .

2) прояснить ученический характер романистики А.К, Шеллера-Михайлова и во (действие на его творчество произведений Гончарова, Тургенева. Дружинина; *, \ .-••'■..'

г>) увидеть в романах Шеллера тенденции, предвосхищающие прозу Толстого, Чехова, Салтыкова-Щедрина;

4) описать художественный мир романов писателя и выделить доминанты индивидуального стиля;

5) определить жанрово-видовую специфику романов А.К. Шеллера-Михайлова'

Наблюдения над некоторыми особенностями отдельных произведений Шеллера представлены в , работах С.А.Венгерова; П.Н.Ткачева, А.М.Скабичевского, И.А.Гурвича, Н.И. Пруцкова, Б.Ф.Егорова. В последнее десятилетие несколько оживился интерес к творчеству Шеллера: были переизданы его романы; в журнале "Русская литература".за 1992 год (№3) появилась заметка М.М.Каджаровой " К биографии А.К. Шеллера-Михайлова (о начале литературной деятельности)". Сведения о творчестве А.К. Шеллера-Михайлова включены во все словари и справочные издания по истории русской литературы XIX века, однако они носят довольно общий и оценочный характер. Например, даже в последнем биобиблно-графическом словаре "Русские писатели" (М., 1990 год) содержится традиционная, в целом схематичная оценка его романов (статья В.В.Прозорова). Нам представляется, что назрела необходимость рассмотреть художественное творчество А.К. Шеллера-Михайлова непредвзято и в должной мере оценить его писательский труд.

Научная новизна диссертации определяется следующими моментами*

1) впервые, стали предметом рассмотрения двадцать семь романов А.К.Шеллера-Михайлова, написанные в период с 1864 года по 1898 год;

2) исследована эволюция жанра романа в творчестве писателя;

3) выявлены черты, характеризующие романный стиль А.К. Шеллера-Михайлова; .'..'/ ,, У-".:"."/'"'"

4) показана зависимость романов Шеллера от творчества писателей-современников, ■ . •: — 1 ' . ' ;

В работе использованы методы: сравнительно-исторический, типологический, системный. с ; . '

Методологическую н теоретическую основу представленной работы составляют труды по истории и теории романа и в частности русского романа XIX века М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Л.Я.Гинзбург, Ю.В.Манна, В.И.Кулешова, Ю.М.Лотмана, В.А.Недзвецкого.

П ре д м его м и сс л е до ван и я я вл я е гс я творчество А. К. Шеллера-Михайлова.

Обьектом и эмпирической базой диссертация стали следующие рома-ны писателя: "Гнилые болота" (1864), "Жизнь Шупоиа, его родных и знакомых" (1865), "Господа Обносковы" (1868), "•Вразброд'' (1869), "Лес рубят - щепки летят" (1871), "Старые гнезда" (1875), "Хлеба и зрелищ" (1875), "Беспечальное житье" (1877). "Над обрывом" (1878), "Муж и жена" (1879),

"Чужие грехи" (1880), "На разных берегах" (1881), "Голь" (1882), "Алчущие" (1883), "И молотом и золотом" (1884), "Господин пророк" (1885), "Бездомники" (1885-1886), "Падение" (1886), "Совесть" (1886), "Дети улицы" (1887), "Отщепенец" (1888), "Победители" (1889), "Ртищев" (1890), "Из трясины на дорогу" (1892), "Позолоченный позор" (1892), "Злая судьба" (1895), "Школа жизни" ( 1898).

Практическая значимость работы связана с возможностью применения содержащихся в ней материалов и выводов: в исследованиях по истории и теории романа; в работах, посвященных творчеству Шеллера; в практике вузовского преподавания литературы; при составлении учебников и учебных пособий.

Апробация работы и публикации. Диссертация обсуждена и рекомендован;! к защите кафедрой русской и зарубежной литературы Казахского Государственного Национального университета им. Аль-Фарабн, Основные положения диссертационной работы были апробированы на Герценов-ских чтениях 1987 года при кафедре русской литературы Ленинградского Государственного педагогического института им. А.И. Герцена; на научных конференциях, проводимых кафедрой русской и зарубежной лнтерату-piii Казахского Государственного Национального университета им. Аль-Фарабн (1988 год), а также кафедрой русской и зарубежной литературы Алматннского Государственного Университета им. Абая (1990 год); на ежегодных^-научных конференциях профессорско-преподавательского состава Жамоылского педагогического института (1992-1996 гг). По теме диссертации опубликованы пять статей и тезисы.

, Основные положения, выносимые на защиту:

1) Романное творчество А.К. Шеллера-Михайлова несет на себе отпечаток эстетики "натуральной школы" на разных уровнях - проблемно-тематическом,, сюжетном, образном и композиционном.

2)jРоманы А.К. Шеллера-Михайлова претерпевают определенную эво-люци||), которая просматривается по ряду направлений: изменение типа основного героя, движение в сторону все большей психологизации изображаемых характеров и явлений, \

3) Шеллер пишет в жанре семейно-бытового романа. На это указывают: прием "семейно-гнездрвого" размещения персонажей, некоторые заглавия романов, испытание героя семьей, родовые чёрты внешности героев. С

учетом других доминант роман Шеллера может быть определен как роман городской, воспитания, дидактический, просветительский.

4) Художественный мир романа А.К. Шеллера-Михайлова включает в себя специфическую организацию художественного пространства и художественного времени.

Пространство в романах Шеллера двуполюсно: город и дворянская усадьба. Шеллер работает с пространственными схемами - столица /провинция, город/усадьба, Россия/заграница, дом/улица.

Сфера художественного времени в романах Шеллера - это сфера существования в сегодняшнем, социальном и текущем времени. Время у Шеллера не мифологично.

5) В романах Шеллера использована система средств, служащих для выражения авторской позиции - комментарии автора, "говорящие" заглавия, определяющие сквозной мотив произведения, система лейтмотивов. Все они выполняют функцию ценностного ориентира для читающего.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех частей, заключения, библиографического списка, включающего 169 источников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении поставлена проблема исследования, обоснована его актуальность, намечены основные задачи, представлена историография вопроса, охарактеризован материал исследования.

ГЛАВА I. "Романы А. К. Шеллера-Михайлова и развитие русской реалистической прозы".

В I первой главы изучается связь романов А. К. Шеллера-Михайлова с традициями "натуральной школы", прослеженная по линии тем и героев. Исследования показали, что Шеллер избирателен в выборе тем, предложенных "натуральной школой", и самостоятелен в изображении героев, традиционные типы которых разрабатывались писателями школы.

Так, Шеллер не интересуется личностями необыкновенными, исключительными - в этом он солидарен с реалистами 40-х годов. В то же время писатель не создает героев из дворян, хотя эта тема и числится в арсенале тем "натуральной школы". Дворянский "герой" Шеллера очень далек от решения вечных вопросов человеческого бытия. Представители дворянского сословия видятся Шеллеру погруженными в повседневность, без высоких мыслен по поводу служения общему благу. Человеческий потенциал шел-' леровского героя из дворян раскрывается всего лишь в частной жизни, на уровне общесеменных ценностей.

В сознательном отборе тем, где отражаются пристрастия автора, обнаруживается и собственное толкование Шеллером некоторых проблем.

Так, Шеллер отказывается от всего комплекса проблем, связанных с философией "маленького человека". Его интересует нечто другое: исчерпывается ли личность человека его канцелярской должностью, насколько поведение человека определяется чином, то есть Шеллер занят поисками человеческого в чиновнике. В романе "Господа Обносковы" интересующая нас тема обретает тот оттенок значения, который-отчетливо проявится в образе Каренина у Л. Толстого.

С большим энтузиазмом Шеллер откликается на тему женской эмансипации. В разработке темы писатель использует, условно говоря, "жорж-еиндонские" п "некрасовские" мотивы, то есть проблема женского равноправия рассматривается им и в сфере личной, семейной, супружеской, и в сфере социальной. Шеллер мало заинтересован в изображении какой бы то пи было полезной деятельности своих героев! Он словно отдает лишь дань еушесгвующеп в литературе тенденции - на нее невозможно не откликнуться. по лично для себя Шелле]) находит в этом мало интереса. Эта общая на-

иранленпость сказалась и в вопросе о женской эмансипации. Деятельность i ероииь на общественном поприще Шеллером также не явлена.

В процессе сопоставления романов Шеллера с эстетикой "натуральной школы" была обнаружена связь творчества писателя с психологическим направлением в русском реализме второй половины XIX века. Несмотря на отдельные несоответствия, расхождения во вторичных, производных признаках, Шеллер последователен в главном - поведение героев, их поступки поставлены в прямую связь с обстоятельствами, условиями жизни. Непредсказуемости, нелогичности, тайны в поведении героев Шеллера нет. Принадлежность к социологическому течению обусловила такую структурную особенность шеллеровских романов, к;\к распределение авторского внимания между несколькими персонажами, когда центральный герой пени не обозначен, с чем связано, в свою очередь, подчиненное положение любовной интриги в романах писателя, а также бинарность конфликта (а не его многосоставность), однозначность авторской позиции, присутствие автора в произведении в качестве исследователя и комментатора. Шеллер, безусловно, не писатель-психолог. Это утверждение остается бесспорным и в тел случаях, когда предметом изображения он избирает интимную жизнь героев, их личные взаимоотношения. Шеллер - приверженец изображена "депоэтнзнрованнон" действительности, он интересуется средой обитанш своих героев, видит неразрывную связь между человеком и его блнжайшт окружением, между человеком н внешними условиями его существования.

В § 2 первой главы исследуется проблема литературных контактов i романном творчестве А. К. Шеллера-Михайлова.

Среди авторов,: оказавших влияние на Шеллера, Чернышевский и По мяловскнй могут быть названы в числе первых. Свою творческую бногра фню Шеллер начинает под впечатлешгеы от романа "Что делать?" i "Очерков бурсы" . Для беллетристики Шеллера одинаково характерны за имствовання из художественной прозы писателей, придерживающихся раз нонаправленных взглядов. Так, влияние откровенно демократической, ле вон литературы уживается, в его творчестве с воздействием И.С. Тургенева A.B. Дружинина. В роман "Вразброд", например, перенесена система собы тнй из "Дворянского гнезда", связанная с взаимоотношениями Варварь Павловны, Лаврецкого и Лизы. Романы "Вразброд", "Муж и жена" вклгс чают реминисценции, восходящие к повести Дружинина "Полинька Сакс' Шеллер использует известную ситуацию самоустранения мужа, узнавшег о любви жены к другому, но вносит в нее свои коррективы.

Все случаи, относящиеся к первому.типу литературных контактов в творчестве Шеллера, свидетельствуют о следующем: в процессе заимствованна осуществляется приспособление чужих идей, тем, сюжетных схем, фабульных ходов к собственному материалу. При этом часто происходит опрощение, заземление проблематики, устранение этических и философских смыслов, характеры превращаются в частные варианты типов, созданных гениальными или более талантливыми предшественниками. Иные закономерности в сфере литературных связей просматриваются, когда на долю Шеллера, как автора второстепенного, выпадает роль в "подготовке новой идеи" (А.Т. Горнфельд). Это второй тип литературных контактов в творчестве Шеллера. Объектом исследования в этом случае становится один роман писателя - "Господа Обносковы" (1868).

Название романа сразу ориентирует на другое произведение, более чем известное в истории русского романа - "Господа Головлевы" (1880) М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сходство заглавий заставляет искать аналогий в мотивах, героях названных романов, а сближает их один аспект темы-лице-Мерие и корыстолюбие, развивающие в человеке нравственное зло.

Роман о семье Обносковых - произведение многотемное. Например, исследователь И.А.Гурвич подметил его связь с романом Л.Толстого "Анна Каренина", а точнее - значительное сходство, свидетельствующее о ^преемственной связи между чиновником Обносковым и чиновником Карениным.

Шеллеровскин Обносков образ очень емкий: одной гранью он как бы предвосхищает Каренина, другой - "человека в футляре". Общая для двух писателей идея о крайней степени консерватизма и неприятии живой жизни обозначена Чеховым ярче, отчетливей, порой утрированно, и, может быть, благодаря этому она становится заметной и в романе Шеллера, хотя именно Шрллер открыл ее тремя десятилетиями раньше Чехова.

Второй тип литературных контактов в творчестве Шеллера отличается от первого типа: там, где просматривается предположительное первенство писателя в открытии и разработке тематических и проблемных пластов, там наблюдается сохранение и передача п полном объеме основного смысла идеи, мотивов, идущих от Шеи/1ера к писателям-классикам.

Литературные связи в творчестве Шеллера, представленные двумя разными типами, показывают, что в связи с Шеллером имеет место как раз тот случай, когда следует говорить о литературной традиции в творчестве писателя, который сумел создать свой собственный художественный мир и свою манеру письма.

ГЛАВА II "Человек в романах А.К. Шеллера-Михайлова" рассматривает сферу героя.

Интерес Шеллера не выходит, как правило, за пределы семьи и ее окружения. Родственные связи и отношения могут быть натянутыми ("Вразброд", "Злая судьба", "Чужие грехи", "Голь"), враждебными, лишь как бы родственными ("Лес рубят - щепки летят", "Старые гнезда"), но это именно кровные узы. "Вселенная" у.Шеллера, таким образом, сокращается до семейного круга. Отсюда и относительная малонаселенность шеллеров-ских романов: члены .двух-трех семей и их непосредственное окружение. Шеллер пользуется своеобразным "семейно-гнездовым" способом размещения персонажей. Одиночных героев, существующих вне семейных образований, у Шеллера нет. Все они стремятся вступить в брак, поэтому классификацию героев в романах Шеллера следуег проводить по принципу созидающих семью или способствующих ее разрушешно. Шеллер интересуется процессом становления и развития личности. Его герои - люди молодые, формирующиеся на наших глазах. Но не только гимназия, училище пли университет делают их такими, какими они в конечном итоге становятся, но и непосредственное, домашнее окружение.

Отношение "отцов" и "детей" во многом определяет судьбу последних. За небольшим исключением отцы у Шеллера несостоятельны. В лучшем случае они никак не влияют на жизнь детей, обрекая их на автономное су-, шествование. Значимость отцов в таких случаях сводится к абсолютному нулю ("Жизнь Шупова", "Чужие грехи"). Однако чаще всего роль отцов в жизни детей самая негативная. Это выражается либо п дурной наследственности у детей ("Школа жизни"), либо в полной деградации личности у отцов ("Бездомники", "Лес рубят - щепки летят").

Достаточно последовательно проводится Шеллером зависимость между семьями отцов и семьями детей. Неблагополучие родительского дома проецируется на семейную жизнь детей. Эту мысль хорошо иллюстрирует роман "Бездомники", название которого говорит само за себя. При этом следует отметить особо, что идеологического конфликта между поколениями у Шеллера нет, речь идет только о внутрисемейных отношениях.

Социальный л нравственный облик героя раскрывается в сфере повседневной: служебной или социально-бытовой. События, а не идеи, проповедуемые отдельной личностью, выдвигаются на первый план.

Именно поэтому , у Шеллера отсутствует идеологический конфликт. Его роман есть роман монологический, излагающий лишь одну точку зрения - авторскую, за которой сфит, как правило, истина, определяемая как

Li

бесспорная, пешая. "Это аксиома, которую принимают без спорой, без рассуждении. Роль диалога значительно упрощена: не выяснение идеологических поищий героев, а объяснение характеров этих героев.

В центре повествования у Шеллера может стоять будничное происшествие. обычная жизненная ситуация. Женитьба, разорение, смерть, получение наследства. несчастный брак - словом, вечные жизненные проблемы. Таким образом, не тип и лицо, как у Тургенева, скажем, или Достоевского, привлекает внимание писателя, а обычная текущая жизнь с се радостями и невзгодами. Следовательно, в структурном отношении романы Шеллера следует определить как романы событийные.

Среди героев Шеллера выделить главного можно только условно. Все они располагаются на одинаковом расстоянии от повествователя (равно-масштабны) и необходимы для писателя в одинаковой мере, потому как каждый из них значим гз системе родственных связей, судьба каждого героя досказана, псе характеры обозначены отчетливо.

Герои Шеллера отказываются от политической активности, ориентируясь на "обыкновенное", которое сознательно противопоставляется "титаническому", их интересует семья, школа, вопросы образования.

Социальный статус героя в романах Шеллера, таким образом, отличается двумя особенностями. Первая состоит в том, что герой Шеллера "закреплен" родственными узами внутри семейного союза. Его судьба, как н его характер, во многом определяется именно этими связями. Человек интересует Шеллера в его повседневном, обыденном существовании, в частной жизни. Отсюда вторая особенность: герой Шеллера не является носителем сложного философского мировоззрения, проповедником передовых политических взглядов. Нравственное самоусовершенствование и посильный труд во благ о - это все, к чему он может стремиться.

В U1 ГЛАВЕ работы - "Художественная организация романов А..К. Шеллера-Михайлова" - исследуется тип романа писателя, его структура.

В § 1 главы рассматриваются сюжет и конфликт в романах писателя с ■точки зрения их зависимости от традиций "натуральной школы".

Художественный материал в романах Шеллера скомпонован в отдельных лги подах, рассказах, частях, в результате чего произведение получалось рыхлым, как бы рассыпалось. В особенности это присуще первым романам писателя ("Гнилые болота". '"Жизнь Шупова", "Вразброд", "Лес рубят - щепки летят". "Господа Обпосковы"). Тексты романов разбиваются на отдельные главки, каждая из которых имеет собственное-название и соответствующее ему содержание. Главки характеризуются относительной

(лкопчепиосшо и самостоятельностью, они почти независимы и объединяются к единое повествовательное целое обшим героем. Ощущение цело-ci nocí и может усиливаться благодаря рассказу от ''я". Но в целом, несомненно. можно говорить о разбросанности, несконцентрнрованности au юрского внимания, децентрализации сюжета. Истоки этого своеобразия по влиянии "натуральной школы" па структуру романов Шеллера.

-Ую влияние можно проследить по двум линиям: "физиологического' очерка и романа "натуральной школы". Так, физиологический очерк сраз; выдает свою установку на определенный тип локализации. Способ локали кщнп обозначается заглавием, первыми строками. У Шеллера есть роман i на питием "Бедные углы большого доК1а". Среди названии глав есть тож' очень характерные: "Большой дом и его отношение к рождению, жизни i смерти его обитателей", "Бедные жильцы прощаются с большим домом" Одиннадцать рассказов цикла составляют некое единство (роман) благода рясудьбе героини.

Исследователи уже обращали внимание на близость нравоопнеатель пых кусков в первом романе писателя "Гнилые болота" к "фнзиологнчс скому" очерку. Традиция Шеллером сохраняется, и некоторые из его исследующих романов включают подобные эпизоды. В романе "Блага жи ни" два таких момента: описание жизни в рабочем поселке и зарисовка ir мецкой колонии за Невой с описанием одежды, внешности, языка, убрана im домов. Подобные вставки в тексте словно бы и не нужны для развита сюжета, они разрывают повествование,, замедляют его ход. Среди так и внефабульных эпизодов есть, п вставные новеллы (например, в роман ' Вразброд"), и сцспкп из ;кют; ("Господа Обноековы"). Число случаев будем называть их мшфйсгожстами идущих от, "физиологии". невелик« но вместе с авторскими комментариями и "биографиями", они и придан: пронзведеншш писателя вид эпизодичности, пескомпонованности.

Одна из главных; функций "биографии' (по определению Ю.Манн; состоит в мотивировке позднейших событий предшествующими. У Шелл' ра эти мотивировка обосновьшст зло, принесенное герою окружающие людьми (близкими, родственниками) и особенно в детстве. Другой тг конфликта "натуральной школы'' - диалогический - в романах писателя i разворачивается, так как'за одной из спорящих сторон всегда стоит а ¡¡то хотя в романе Шеллера "Ртищев" может быть выделена со всей определс. nocí ыо тема столкновения "мечтателя" и "практика" - столкновение, кот рое. как известно, представляет схему диалогического конфликта.

Среди микроконфликтов "натуральной школы" у Шеллера может быть выделен мотив дуэли, вернее, мотив отказа от дуэли ("Ртищев". "Позолоченный позор").

Среди структурных элементов, способствующих раскованности сюжета, его децентрализации значительная роль отводится любовно)! коллизии. Отойдя на второй план в произведениях "натуральной школы", любовная интрига не становится ведущей и у писателей-шестидесятников, в том числе и у Шеллера.

Несмотря па, те полтора десятка лет, что отделяют Шеллера от "натуральной школы", сюжет и конфликт в его романах несут на себе отпечаток разработанных писателями школы основных сюжетно-композици-онных форм.

В § 2 третьей главы изучается система средств, с помощью которых осуществляется выражение авторской позиции в романах Шеллера. В пункту а) рассматриваются авторские комментарии, которые представляют собой способ прямого обращения автора к читателю. Подобное - открытое -присутствие автора в романах Шеллера структурно обусловлено, поскольку разнородный материал в произведении писателя необходимо было объединить в единое целое. Авторские комментарии возникают.у Шеллера по поводу самых разных проблем: автором порицаются "поддельные Чацкие" неподдельные Печорины", и звучит настоящий гимн "хорошей русской жс'шшше". Число подобных рассуждений в "Гнилых болотах", например, значительно. В дальнейшем количество их от романа к роману сокращается. Но даже при полном исчезновении авторских комментариев из текста присутствие автора тем не менее ощущается. Оно перемещается в сферу "интерпретации'изображаемого" (В,И. Маркович). У. Шеллера эта.сфера включает, в себя группы безусловно положительных или безусловно отрицательных персонажей, систему сквозных мотивов, а также оценки и выводы о Характере героев, образе их жизни, включенные в портретные харак-терпс"|пкп. ...

В пункте б) 2 параграфа речь идет о "говорящих" заглавиях, которые используются Шеллером с целью организации восприятия художественного текста под определенным углом зрения. Как правило, заглавия романов в тенденциозной, сжатой форме содержат основную мысль, проводимую с большой настойчивостью через ряд эпизодов, призванных обнажить автор' скую мысль.

Названия шеллероиских романов могут быть классифицированы. Так, возможно выделение группы иносказательных заглавий, где используются

пространственные образы (хронотоп дороги, дома, хождения, встречи, шагания) - "Гнилые болота", "Из трясины на дорогу", "Вразброд", "На разных берегах", "Над обрывом", "Дети улицы", "Старые гнезда".

Кроме того, в творчестве Шеллера существует группа романов, названия которых содержат отвлеченные характеристики оценочного свойства, приобретающие нарицательный смысл - "Алчущие", "Бездомнлки", "Отщепенец", "Голь", "Господин пророк".

Заглавия отвлеченно-оценочного значения могут содержать образы времени ("Школа жизни") или иметь обобщенное значение ("Злая судьба". "Совесть").

Среди романов писателя есть и такие, в названиях которых заиечазле-на ситуация, состояние, событие - "Беспечальное житье", "Падение", "Позолоченным позор", "Чужие грехи".

Романы с персональными названиями - "Ртищев", "Господа Обпоско-вы". "Жизнь Шупова".

Романы, названиями которых являются идиоматические выражения: "Лес рубят - щепки летят", "И молотом и золотом", "Хлеба и зрелищ".

Тенденциозное озаглавливать произведений не является изобретением Шеллера как, впрочем, ему и только ему присущим приемом активизации читательского сознания. Явление это можно считать общим для писателей-шестидесятников и - шире - для всей второстепенной литературы. (Например. Н. А. Благовещенский назвал свое произведешь "Перед рассветом"-. К. М. Станюкович - "Без исхода", Д.Л. Мордовцев -"Знамение времени" и т.д.).

§ 3 главы посвящен исследованию организации художественного пространства в романах Шеллера. Действие в романах писателя чаще всего происходит в городе - в Петербурге. Однако дворянская усадьба также оказывается вовлеченной в сферу жизненного пространства героев. Имеет место своеобразная "полифония пространств"'(Хан-сен Леве), когда динамично е, суетливое пространство города противопоставлено статичному, упадочному пространству усадьбы. Доля Петербурга в "двупрострапном" мире шеллеровского романа однозначно преобладает. Пространство Петербурга, в свою очередь, также распадается на собственно городское пространство и ограниченную локальность, связанную с жилищем. Доля бытового, "точечного" (Ю. Лотман) пространства при этом оказывается превалирующей, основной. Обжзггос, одомашненное пространство и связанный с ним уют, а также спокойствие и надежность, как и незыблемость, долговечность явно противопоставлен^ бытовому пространству, которое условно

moayi ói.iib названо формально-бытовым. Таким образом составляет ii[)oeiрапственная анштеза, так как формально-бытовая локальность рактерпзуегся другим набором признаков. Такое пространство не можг бым, абсолютно замкнутым, а значит стабильным. Уязвимость, иолупро-зрачиость границ формально-бытового пространства подчеркивается звукопроницаемостью стен. Благополучное бытовое пространство, напротив, является замкнутым, и потусторонние, внешние явления - звуки, cyeia - сюда не проникают. Характерные признаки такого пространства: камин с ярким пламенем, жарко натопленная печь, обеденный стол - словом, все, что свидетельствует о постоянстве.

Петербург в романах Шеллера, описанный в пункте а) § 3 главы, окатывается двулик, для пего характерно полюсное состояние природы и архитектуры. Дворы-колодцы, тесные улицы, "серенькое осеннее утро, грязь ...", с одной стороны, и купола церквей, прямые линии проспектов, "залитые блеском солнца", с другой стороны.

Пейзаж в романах Шеллера (пункт б) § 3 третьей главы) включает минимум необходимых компонентов, фиксирующих время года и время суток, а также определяется общее состояние атмосферы. Для Шеллера в большей степени свойствен пейзаж-предложение, . нежели развернутое пейзажное описание. Бедность пейзажных зарисовок объясняется тем, что герои Шеллера. как дитя города, изолирован от мира природы. В тех редких случаях, когда Шеллер подробнее обычного освещает пейзажный фон, окружающий героев, становится заметно, что его пейзаж по преимуществу урбанистический. Именно он определяет существенные особенности пространственной организации романов А. К. Шеллера-Мпханлова.

В § 4 третьей главы выявляются особенности организации художественного времени в романах Шеллера. Время в романах писателя представлено двумя потоками: основное время (биографическое) п побочное время (бытовое). Биографическое время охватывает тот период в жизни героя, когда определяется в своих основных чертах его характер. Это время становления,1 Кроме того, биографическое время у Шеллера может быть и временем раскрытия характера. Первый тип биографического времени М.М. Бахтин называет платоновским, второй - энергетическим, или аналитическим. Для романов, которые включают историю становления и развития героя ("Гнилые болота", "Жизнь Шупова", "Вразброд", "Лесрубят - щепки летят". "Школа жизни", "Голь") особое значение обретает историческая действительность - социальная среда, условия бытового существования героев, непосредственное окружение - словом, все то, что формирует и созда-

ет характер и включается в поток социального времени. Все остальные романы писателя, включая и исторические ("Из-за власти", "Дворец и монастырь"), реализуют биографическое время раскрытия характера. Отношение к действительности здесь иное. Она становится фоном и лишается способности влиять на характер, его формирование. Особенности личности проявляются в процессе деятельности, через систему поступков. Биографическое время в романах Шеллера сочетается с бытовым временем: жизненный путь человека сливается с его реальной каждодневной действительностью. Жизненное пространство героев очень конкретно. Это привычная среда обитания. Дом, семья, служба с широко развернутым в ни* бытом. Бытовое время срастается с бытовыми локальностями: квартирами, каморками, вещами, окружающими героев.

В мире шеллеровских романов появляются следы исторического времени - приметы эпохи. Это именно приметы: крымская война, общественный подъем и правительственная реакция ("Лес рубят - щепки летят"). Историческое время, которое включало бы в себя широкий эпический взгляд на события, у Шеллера не просматривается. Своеобразие творческой манеры писателя состоит в том, что его произведения не нагружены временем, т.е.. время у Шеллера не насыщено острым историческим, мировоззренческим и художественным смыслом. В шеллеровском романе время однолинейно, хронологично. событийно.

§ 5 третьей главы посвящен изучению художественной детали и системе лейтмотивов в романах Шеллера. Бытовое пространство шеллеровских романов заполнено предметам» с резко выраженными признаками материальности. Среди них отдельные предметы обретают порой большую художественную значимость, они начинают выполнять сюжетную функцию, поскольку принимают активное участие в романных событиях. Таковым является, например, пистолет в романах "Ртищев" и "Отщепенец", придающий повествованию тревожное звучание, а также неловко пришитая пуговица, становящаяся символом утраты родственных чувств в романе "Лес рубят - щепки летят". Сюжетна роль картины в романе "Отщепенец". Бытовая ситуация, изображенная на картине, соотносится с житейской ситуацией, предвосхищает трагедию, разыгравшуюся в действительности.

В романистике писателя может быть выделен такой принцип, при котором какой-либо мотив, раз появившись, повторяется затем многократно, в разных произведениях писателя, приобретая при этом в сочетании с другими мотивами новые оттенки, значения. В романах. Шеллера функцнонп-

• «

руют два леитмотнвных рйда, Взаимодействующих друг с друг ом. Один из

них связан с образом "болота" и производными от него - образом "тины", "грязи", "омута". Этот лейтмотив обязан своим появлением первому роману писателя "Гнилые болота". Пространственные аллегории, связанные с мотивом болота, тины, омута являются излюбленным средством в определении негативных явлении жизни у Шеллера - негативных с точки зрения ангора или по мнению героев. Так, Ртищев ("Ртищев") считает омутом рассеянную жизнь, в которую втягивают героя обнищавшие, но родовитые братья: Борис Теплов ("На разных берегах") именует омутом свое безденежье и связь с Ольгой Дмитриевной, соседкой по меблированным комнатам; Хопров ("Отщепенец") называет омутом заботы о нем Маргариты Федоровны.

Другой лейтмотивный ряд строится на образе тюрьмы, узничества и сочетается с предметной деталью - вещными аксессуарами этого мотива. Образ тюрьмы н острога, использованный автором впервые в "Господах Обносковых", кроме значения ограниченной свободы, заключает в себе оттенок особой жестокости, враждебности в отношениях между людьми, поэтому используется Шеллером в описании учебных заведений самых разнообразных типов. В романе "Лес рубят - щепки летят" тюрьмой п острогом называют приют для девочек. Цветовая гамма, подобранная под этот мотив. создает необходимое настроение неуюта, отчужденности друг от друга н от стен этого противного человеческому духу заведения: желтые и серые стены, пожелтевшая белая краска, до половины затемняющая окна, голубо-пато-серые форменные платья девочек, зеленые байковые платки, в которые кутаются от холода и сырости воспитанницы. Приют существует для спасения детей из "вертепов" и "омутов". На самом деле это то же "болото", где процветает воровство, где кормят "серой",.испорченной капустой, где болеют и умирают дети.

^ Приют. жилище, город - все это в романе связано со стихией воды, .промозглости, сырости, с настроением неприкаянности, отчужденности, дискомфорта.

Стихиям, связанным с мотивом "тюрьмы" и "болота", противостоят в романах Шеллера другие образы'- "очаг", "огонь", "камин" - как источники тепла в доме, как знак настоящих человеческих чувств. Этот многозначительный образ о п еняет характер отношений в семье Кряжопых Г'Госнода Обпосковы"). Картины их жизни проходят на фоне всегда горящего в камине огня. Семья Обносковых в романе изображается иначе, п их ломе всегда холодно. Озноб, бьющий болезненного Алексея Алексеевича, усиливает это ощущение, В основе ле/ггмотивных рядов, связанных с обра-

•.ом болотa. 111111,1 II омута, a также с образом тюрьмы м острога, лежш общая шматка.

Особенности'портретной живописи Шеллера рассматриваются в S <) ipcn.eii главы. Портрет в романах Шеллера представлен двумя типами ■ iiopipei основного героя и портрет эпизодического лица. Пористые .характеристики Шеллера нмеюг ряд общих признаков. Структура портрет Iрехчлепна-лпцо. одежда, оценочное слово автора. Последовательность и расположение частей могут быть любыми. В сцепке автором изображаемою содержится указание на какую-либо особенность характера, на принадлежность героя к определенной социальной группе. Автор может подчерк-пуп, общее - благополучное пли неблагополучное - состояние дел описываемого. Например: "... довольно нарядная, сильно подкрашенная дама t типичной физиономией женщины легкого поведения" ("Злая судьба"): "net в -этом женщине говорило, что она счастлива вполне, то есть здорова, бога-га, любима мужем" ("И молотом и золотом"). Цель таких своеобразных выводов из портретных характеристик - создать необходимое, "правильное" отношение читателя к герою. В портретных зарисовках Шеллера отсутствует психологический подтекст. Его героев можно рассматривать и одной плоскости, они обращены к читателю одной стороной. Досказан-ность п однозначность характеров определяет отчетливость и законченность в описании внешнего облика героев. В ту эпоху, когда Тургенев п Достоевский создают портрет как психологическую разгадку тайн души. Шелле]) портрет упрощает. Психологизм Шеллера ограничен, его внимание сосредоточено на художественном осмыслении внешних условий существования людей. Обрисовка характера осуществляется им в силу стоящих перед ним задач. Психологические процессы не воссоздаются в деталях, а описываются. Портрет содержит определенную долю этих описаний. Характер героя, как правило, заявлен в портрете.

Портрет у Шеллера передает изменения, произошедшие в облике человека в связи с душевными переживаниями или связанные со значительными, порой трагическими, изменениями в жизни героев (портрет-нтог) Портрет в романах Шеллера биографичен - содержит своеобразную предысторию героя. Описание внешности включает и сведения о социальном прошлом или социальном настоящем героев. Можно говорить, следовательно. о том, что портрет у Шеллера содержит социальную биографию героев. Социальная отнесенность героев или оговаривается (например, "барыня"), или обозначается посредством костюма. Причина итсрсса н внимания к косному видится в том же влиянии на Шеллера "'натуральной

школы", когда в творчестве писателя реализуется принцип "овнешнения" (М.М.Бахтин) портретных характеристик, при котором внутренний мир личности сквозь внешние черты не явлен. В обрисовке внешности персонажей Шеллер злоупотребляет общими фразами, клише. Сердцееда и соблазнителя легко узнать по "масляным глазам" (кузен Пьер из романа "Господа Обносковы"). Не способствует индивидуализации образа и чрезмерное увлечение однотипными эпитетами. В романах Шеллера представлено как бы два способа введения в повествование портретных и жестово-мнмических характеристик. Во-первых, автор может подробно описать наружность героя, его манеры, определить основные черты характера. И все это сделать сразу, изначально. Во-вторых, черты внешности и поведения героев могут проясняться на протяжении всего произведения, когда доминанта зримого образа подчеркивается и повторяется. Экспозиционный способ введения портретных характеристик в повествование свойственен манере Шеллера в большей степени, лейтмотивный - в меньшей. Пожалуй, только "Господа Обносковы" дают примеры этой манеры портретнровання.

В § 7 третьей главы характеризуется вещный мир в художественной системе романов Шеллера. Писатель не забывает обставить жизнь своих героев предметами быта. Столь же определенно, как и социальная принадлежность, оговариваются писателем условия бытовой жизни героев. Если им удается выбиться из нужды или, наоборот, попасть в нищету, то зто в первую очередь сказывается на перемене бытовой обстановки. Герои, как правило, меняют квартиру ("Лес рубят - щенки летят", "Голь"). Как и герои Достоевского, бедняки Шеллера не имеют собственных домов. Они ютятся за плату в подвалах, снимают углы от жильцов. Шеллер погружает своих героев в быт. Вещь не только отражает характер хозяина!, но и раскрывает порой скрытые, не явные устремления персонажей. Шеллер, не забывающий ^зложить социальный генезис героя, описать его внешность, столь же внимательной подробно останавливается на бытовой обстановке, условиях жили) героя. Изображение жилища оценивается с точки зрения хронической нищеты или достатка; бедности или богатства. Крайние степени обеспеченности - нищета и богатство - имеют свои условные знаки. Обязательная примета дома или квартиры нищенствующей семьи - подвальность помещения; когда единственное окно не пропускает света. Сырость, тряпье, полутьма, вонь - тоже знаки нищеты. Аккуратность н чистота для подобных жилищ - роскошь непозволительная, поэтому как только в описание интерьера, вкрадываются слова, свидетельствующие о чистоплотности хозяев, это означает, что семье удается (свести концы с концами. Убранство бо-

гатых домов разнообразием не отличается: дорогие тропические растения, ковры, серебро, мягкая мебель, обитая китайским шелком, столовая с мебелью из дуба и т.д.

Вещное окружение героев всегда указывает на их социальный статус. Шеллер не ограничивается специальным набором "социально" значимых предметов, он комментирует их. Например: "Некоторые предметы были неудобны, некрасивы, но сделаны в строгом стиле, говорили о заботливом выборе, не напоминали мещанской обстановки, купленной порознь и случайно" ("Алчущие"). Авторская оценка, таким образом, присутствует всюду, ее задача, как и в портрете, сориентировать читателя.

В § В третьей главы представлена классификация видов романов Шеллера с точки зрения их жанрово-тематического своеобразия, а также рассматривается проблема эволюции романов писателя.

Выделенные в работе особенности романа Шеллера - прием "семейно -гнездового" размещения персонажей, заглавия некоторых романов, испытание героев семьей, родовые черты внешности героев - в известной степени определяют его как роман семейно-бытовой. Однако при рассмотрении проблемы жанрово-видовых особенностей романов Шеллера не следует ограничиваться только этим термином. Так, среди его романов следует отличать: -.-<•■■

1. Роман чисто семейный: "Муж и жена", "Старые гнезда", "Господа Обносковы", "Злая судьба", "Чужие грехи".

2. Роман исторический: "Из-за власти", "Дворец и монастырь".

3. Роман городской: "Бездомники", "Победители", "Падение" и др.

4. Роман воспитания: "Гнилые болота", "Жизнь Шупова", "Вразброд".

5. Роман дидактический: "Лесрубят - щепки летят", " Голь" и др.

6. Роман просветительский: "На разных берегах", "Над обрывом", "Алчущие" и др. \

7. Роман психологический: "Хлеба и зрелищ", "Беспечальное житье", "И молотом и золотом", "Совесть", "Господин пророк".

Романное творчество писателя развивается по нескольким направлениям. Одно из'них - .меняющийся от романа к роману тип основного героя ранние романы писателя повествуют об общественном подъеме ("Гнилые болота" г "Жизнь. Шупова",'..''Господа Обнрсковы", "Лес рубят - щепки ле тят") с героем-шестидесятником в цеитре; в романах 80-х годов появляета герой, разочарованный видеалах шестидесятников и ни во что не верящш ("Падение", "Голи"); и далее происходит переоценка ценностей шестиде

ситников, воспринимаемых теперь идеалистами-неудачниками, и становление практика-победителя ("Ртищев", "Победители").

- Эволюцию Шеллера-романиста можно проследить, и по другой линии -ii/ Связи с проблемой литературных влияний, когда романы писателя претерпевают изменения в сторону все большей психологизации изображаемых характеров и явлений. Если романы "Гнилые болота" (1864), "Жизнь Шупова" (1865) ориентированы на опыт Чернышевского и Помяловского, го другие романы - "Вразброд" (1869), "Мужи жена" (1379), "Отщепенец" (1888) - содержат реминисценции из Тургенева, Дружинина, Гончарова. Осуществляется переход от рационального, схематично-упрощенного, про-светитсльско-соцнологического отображения действительности к более полному, усложненному отношеншо к изображаемому. Из ранних романов писателя только "Господа Обносковы" выпадают из общей схемы, здесь проявилась самостоятельность Шеллера и в выборе тем, и в способе их освещения.

Ме является постоянной и повествовательная организация шеллеров-ского романа. Начиная с формы "Jcli Erzählung" ("Гнилые болота", "Жизнь Шупова"), Шеллер со временем переходит к "дистанцированному" изо-' бражепию происходящего. Такая повествовательная форма станет для Шеллера предпочтительней, хотя среди поздних романов и будет написан "Господин пророк" (1885) с "я-формой".

В процессе эволюции в романах Шеллера видоизменяется тип биографии героя. Ранние романы писателя, а также роман "Голь" (1882) воссоздают историю формирования личности. Все остальные романы, появившиеся после 1871 года, реализуют другой тип в изображения героя. Сведения о становлении личности уходят в предыстории. Герои оказывается личностью вполне сформировавшейся, и задача автора состоит в раскрытии характера такого героя.

Рассмотрение проблемы эволюции Шеллера-романиста по ряду направлений позволяет сделать вывод о том, что выделение четко обозначенных. сменяющих друг друга периодов » романном творчестве писателя невозможно. С определенностью может быть обозначен лишь ранний этап в романистике Шеллера, но граница, отделяющая его от всех последующих романов, нечеткая.

13 'ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены итоги исследования: романистика Шеллера продолжает традиции романа, сложившиеся к 40-м - 50-м' годам XIX иска: Шеллер испытывает на себе влияние Н.Г. Чернышевского, Й.С. Тургенева. A.B. Дружинина. И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, эстетики

"натуральной школы"; романы Шеллера, написанные в 60-х - 90-х годах XIX века по своим структурным особенностям тяготеют к периоду в истории русского романа, который предшествовал времени его собственного творчества"

Литературный процесс, объединяющий в общий поток "великих" и "малых", уравнивает в правах значимость для истории литературы и тех и других писателей. Литературу создают все произведения, когда-либо сыгравшие свою роль. В связи с этим романистика Шеллера представляет интерес с точки зрения эволюции художественных форм, а также для понимания эстетического развития общества. Творчество писателя обладает существенным морально-нравственным потенциалом. На произведениях Шеллера воспитывались многие поколения читателей. Оптимизм писателя, вера в силу добра, в конечную справедливость, в разумно устроенную жизнь обеспечивают интерес, который, периодически возобновляясь, приводит к переизданию произведений автора и в конце 80-х годов XX века в том числе.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Романы А. К. Шеллера-Михайлова и типология русского классического романа II Проблемы русской и зарубежной литературы н фольклористики. - Алма - Ата, 1992. - С. 114 - 118.

2. Реминисценции и литературные параллели из русских классиков в романах А. К. Шеллера - Михайлова // Проблемы поэтики и стиховедения. - Алматы, 1993. - С. 102-104. .

3. Пейзаж в русском романе XIX века И Русский язык и литература г казахской школе. - 1994.-№5. -С. (3-16.

4. Портрет героя и его анализ на уроке литературы // Русский язык г литература в казахской школе. - 1994..-№9-10. - С. 6 - 11.

5. Система средств выражения авторской позиции в романах А.К Шеллера-Михайлова//Проблемы поэтики и стиховедения. - Алматы, 1995 -С. 44-49.

6. Романы А.К. Шеллера-Мнхайлова и "натуральная школа" (Жам был, 1994. Рукопись деп. В Каз. Гос. ИНТИ 11. 05. 94 № 4889).

7. Сравнения как средство психологической характеристики в романа: И.С. Тургенева // Анализ литературного произведения. - Джамбул. 1987. Г. 27 - 29.

Срндова Наталья Васильевна А. К. Шеллер - Мнхайловтын романдары (Озшдк жанрлы1с,ерекшел1к жэне коркемдж курылыс).

10.01.01—Орысэдебст

Зерттеу барыеында озара б)р - б1ршен байлапысты ем мэселе шеинлдг эдебнетпк процестеп Шеллер романтикасыньнд.орны жане жазушы романда-

г

рынын,керкемд1к элемиш^озше тэн ерекшел1ктер1. ■

Шеллердн^романдьн^шыгармашылыгында б1р1н - б:'р1 алиастыратьш ке-зеидерд1 белт алып к^рау мумкш емес, тек романистй^ ертеректеп шыгар-машылыгы мен кешжректеп шырар.машылыш деп белуге болады, оньн^ 031' шартгы турде.

Шеллердп^ романдьн^шыгармашылыгында "натурдльды мектеп" ¡31' бол-гандьп^ган, жазушыны XIX -гасырдьп^ екнпш жартысьшдагы орыс реализмнп^ соцпалогияльп^баплтына жатк/лзамын,

: Эдеби к^атынас саласында Шеллердп^ромапдьи^цшгармашылыга екл ^ыз-мр ат^трады: "улкен" эдебиетл'^ кеиб|'р та1$ырыптари мен пдеяларьшьп^алдын алады жэне Гончаров, Тургенев, Черныш.евский, Дружшпшдердн^ жасаган кейб1р тэсшдерш крлданады.

: Шеллер жеке адамныц о.м1р1 туралы жазады. Жануя маселесше кэп кацш бэле отырып, Шеллер махаббат та^ырыбына аз коу'л болед|'.

Шеллер автордьм^эз козкурасын керсстуге кэмектесетш ^ралдар снстема-сын жасады. Автор комментарилер!-, сопымен 61'рге шыгарманын нша мотивш б1л;ирет ¡и "сенлейтш" (говорящие) такулрыпшалар, лейтмотивтер системасы 012,'шыга о и дпгдмлану-га размет кэрсету керек.

Осы ерекшелпстердн^барлыгы жазушы романдарыньн^дидактнкалык^мо-ральдык^арартуишды^снякуы 1у\сиеттерш аньп^гады.

Svidova Natalya Vasilievna NOVELS BY A.K. SHELLER - MIKHA1LOV (Pecularities of janr and artistic organisation) 10.01.01 — Russian literature

Two interrelated problems have been solved in our research: the place o Sheller's fiction in the literary process and the originality of artistic world of th< writer's novels.

It is impossible to define changing periods in the fiction of Sheller, we shouli speak only of early creative activity any later period without and definite m limi deviding these two stages,

The creative novel activity of Sheller is signed by "natural school" aesthetics am this fact let the critics rank this writer among the sociological trend in Russian realist! of the second half of the 19-th sentury. -

In the field of literary contacts Sheller's novels realize the double function: the; foresee the working out of some themes and ideas that will attract interect of "great literature and use some devices developed by Goncharpv, Turgenev, Chernishevsk and Druzhinin. .

Sheller tells about the life of an individual. He stresses following the problem c family and pays less attention to intimate and love sphere.

Sheller worked out the system of means expressing the autor's point of view Autor's comments "spiaking" titles, defining the through motive of the novel, systei of key motives should fulfil the function of valuable orientation for a reader.

All these peculiarities defined the important qualities of the writer's novels - d dactism, moralizing and enlightening character.