автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Изображение человека из народа в творчестве М. Горького и Чо Мён Хи. "Горьковские" мотивы в творчестве корейского писателя

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ли Су Кёнг
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Изображение человека из народа в творчестве М. Горького и Чо Мён Хи. "Горьковские" мотивы в творчестве корейского писателя'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Изображение человека из народа в творчестве М. Горького и Чо Мён Хи. "Горьковские" мотивы в творчестве корейского писателя"

московский государственный университет

им. М. В. ЛОМОНОСОВА

Р Г 6 од

нп пр да ;

филологический факультет

На правах рукописи

Ли Су Кёнг

Изображение человека из народа в творчестве М.Горького и Чо Мён Хи. * Горьковсу.ие * мотивы в творчестве корейского писателя.

10.01.02 - литература народов СССР советского перила

Автореферат

диссертации на соискание учСноП степени кандидата филологических наук

Москва 1994

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета иксии М.В.Ломоносова.

Научный руководитель : Доктор филологических наук.

профессор Д.Г.Соколов

Официальные оппогенты : Доктор филологических наук.

профессор В.А.Лазарев

Кандидат филологических наук. В. Е.Красовский

Ведущая организация: Университет Дружбы Народов им.Лумумбы

Защита диссертации состоится * " 1394 г.

на заседании специализированного совета Д 053.52.12 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова,

Адрес : 119899, Москва, Ленинские гори, МГУ,1-й корпус гуманнтарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке

МГУ,

Автореферат разослав " " & Ч ? 1994 г.

Ученый секретарь /

Нч)

специализированного совета /

проф. Б. С. Бугров

доктор филологических наук

Тема настоящего__исследования - изображение

человека из народа в русской и кореискоЛ литературе. Эта общая проблема решается в данном случае на конкретн м примере влияния тем, мотивов творчества М.Горького на корейского писателя-демократа Чо Мён Хи, вошедшего в литературу в первое десятилетие 20 века.

Имя М.Горького становится популярным не только иг Западе, ко и на Востоке уже в конце прошлого столетия после издания в России в 1883 году первого двухтомного собрания сочинений писателя. С э. ого времени М.Горького начинают переводить на языки стран Востока. Особый интерес вызывали ранние романтические рассказы писателя, произведения, которые были посвящены изображению жизни людей из народа, пьеса "На дне", роман *Мать". В них читателя привлекала идея социальной справедливости, призыв писателя к борьбе за улучшение жизни на справедливых началах. Эта идея, так ярко выразившаяся в тзорчестве русского йисателя, стала близка писателям-демократам Кореи.

Первые произведения М.Горького Оыли переведены на корейский язык в 1922 году. Но Горький был известен в Корее в японских переводах и раньше. В эпоху японской оккупации корейская интеллигенция, как правило, владела японским языком и знакомилась с русской литературой в переводах на японский. Переводы на японский язык

произведений М.Горького начали появляться уже в

самом начале 20 столетня. В 1909 году в Токио вышел большой том. избранных произведений М.Горького, в 20-е годы два многотомных собрания сочинений писателя.1) В

1 ) Собр. соч. М.Горького. Т. 1,- 9. Токио, Ннхон

1929-1932 годах в Токио было итдано уже 2'1-х - :омное собрание, снабженное критическими статьями о Горьком. В это собрание, выполненное по текстам русского собрания сочинений (Л,- м. П1ХЛ. 1924-1929), рс&ли ухе все основные произведения писателя. В начале века на

японском языке издаются отдельные романтические горы-овскне произведения - 'Песня о Соколе", 'Старуха Пзсргнль", "Песня о Буревестш:ке~ и многие реалистические рассказы, посвященные народной жизьи ("Бывшие люди", "Два босяка", "Двадцать шесть и одна", 'Дед Архип и Лйцька", "мой спутник", "Макар Чудра", "Мальва", "Супруги Орловы", "Однажды осенью"). Не раз издавались • повести автобиографической трилогии "Детство", "В людях". Множество изданий содержала

пьеса "Нл дне", которая стала наиболее, может быть, известным произведением Горького как в Японии, так и в Корее.

В то же время появляются критические работы о М. Горьком на японском языке. В 1906 году опубликована одна из первых критических работ о пьесе "На днч" (Клно Сакудзиро. Горики-но "Кнтиколку" "На дие" М.Горького, - Хототогису . Токио. 1905. N0 6.). В

1910-х годах в японских журналах появились кри;ические работа о современной русской литературе и новых явлениях в русском реализме. В них японские критики больаоо место уделяли творчеству И.Горького, они писали о тех новых тенденциях, которые появились в горьковском

херонея. 1921 - 1923.

Собр. соч. М.Горького, Т.1.- И. Токио, Кесэйкау.

1929.

реализме, об особенностях стиля писателя, пафосе его произведешь.

В 1916 году была опубликована болиая обобщающая статья о русском реализме начала века Яскгп Садотосй {Росиа-кэ сндзэнсюги-' Русский реализм. "Синтё". Токио. 1916. No. 4.), а в 1919 году - статья Нобори Cüwy с примечательным названием "Современные идейные течения в России и творчество М. Горького". ("Синтё". Т. 17. 1912. Уо 5.), в которой говорилось о месте М.Горького в идейной полемике, которая развернулась в начале веки между различными творчес :имн группировками, представлявшими разные направления в русской литературе. .

В эти годы появляются и переводи М.Горького на

¿ä

корейский язык и критические отзывы о них. В ранней корейской критике м.Горький рассматривался как выразитель интересов простого трудового человека.

В диссертации подчёркивается, что М.Горький и erb творчество воспринимались в Корее на фоне сложных социальных процессов, проходивших в то аремя в стране. Событием в истории корейского общества явилось движение 1 марта 1919 года, когда вспыхнуло восстание, охватившее весь корейский полуостров. Народ восстал против

колониального рабства. Восстание было подавлено, но имело огромной революционизирующее значение. Возросло политическое сознание народных масс, их общественная активность. В стране начинаются организованные

выступления рабочих: забастовки рабочих Пусана, Пхеньяна (1921-1923 гг.), работниц сеульской резиновой фабрики (1924). Создаются союзы рабочих, крестьян, женщин. С 1924 года в молодёжные организации, которые ранее состояли главным образом из студенческой молодежи.

\

вливаются молодые рабочие и крестьяне.

В полемике натуралистических и модных в то время модернистских течения проявляются новые тенденции развития корейской литературы. Весной 1922 года некоторые демократические писатели группируются вокруг журнала "Емгун" ("Искра") и обгазуют литературную группу "Емгунса" ("Искровцы"). "Искровцы" считали, что

литература должна стать оружием в борьбе за национальное раскрепощение народа.

Спустя год после создания 'Емгуиса" возникает другая литературная групп?. - "Пхасклюла". 8 основе ей платформы лежала программа "искровцев*. В эту группу входили писателя Ли Сан Хва, Ли Ик Сан, Пак Ен Хи„ Ким Ги Чжин, Ким Бок Чкнн и др.

С деятельностью этих групп связан^ появление термина "икола нового направления". "Школа " вскоре приобрела Сольп о притягательную силу в обществе, пополнившись таким::.известными писателями, как Ли Ги Ен, Чхве Со Хэ. В' ке£ входил и Чо май Хи.

Ли Сан Тхэ, Ли Ик Сан, Ли Чжон Гу утверждали, что настало время литературы, которая выражала бы интересы трудящихся. Образцом такой литературы, по

мнению Ли Ик Сана, была советская литература, .! прежде всего - творчество М.Горького.

В 1923-1924 годгл в свет выходят первьк прозаические произведения молодых писателей "Школы": рассказы Чхве Со X:) "13 вон"- (1923), "Родит" (1924).

2 ) См. В. Н. Ли. Корейская ассоциация пролетарски; писателей л проза 20 • 30-х годен. О кн.

Национальные традиции и генезис социалистическое редлизма. VI. 1965, стр. 668.

"Мэволь" (1924), Ли Ги Ей "Тайное гмсьмо брата" (192-1), "Бедные люди* (1924), Сон Ен "Растущая толпа" (1924). В центре этих произведений - тема бесправного положения народа, социального неравенства, "обкраденной и растоптанной" родины, положения женщин в старозаветной феодальной семье.

Писатели "Школы" сразу подвергаются преследованиям и репрессиям. В результате во второй половине 1924 года "Емгунса" фактически прекратила свой существование. По репрессии японских властей уч;е не могли приостановить процесс становления нойой корейской литературы. В свет выходят новые произведения, свидетельствующие о возросшем мастерстве писателей демократического направления.3)

24 августа 1925 года впервые в истории Кореи была создана первая пролетарская . писательская организация - "Корейская ассоциация пролетарских писателей" (кАПП). Ядро ей составили прогрессивны.4,

деятели "Школы нового направления", в том числе такие известные литераторы, как критик Юн Се Пхен, прозаик Ли Бук Мбн и др. Программа этой организации в основе не отличалась от задач, поставленных группой "Емгунса". По в творчестве писателей уже замечается тенденция изображения народной жизни в более сложных и

3 ) "Сумасшедший", "Земельное крещение" Ли ¡'.к Сана;

"Исповедь беглеца", "После н водненнй", "Смерть Пак Дора", "Голод и убийство". "Кольцо с рубином", "Голод" Чхве Со Хэ." "Из жизни одного интеллигента" Чо Мен Хн: "Крестьянин Чон До Реи", "Рассказ о типах". "Минчхон" Ли Ги Ена; "Доменная печь" Сон Сил, ,ч т;и;у.<; многие- другие.

разнообразных связах. (Психологическая ннднииауя/шзацнм образов, использование более разнообразных

композиционных средств и т.д.). Писатели обраиаются к острым социальным конфликтам (рассказы Чо Мйн Хн, Сон Пна). Эта группа писателей активно И восприняла

традиции горьковского твор< зства, призыв русского писателя к активному, действенному отношению к жизни, к борьбе за освобождение трудового челосека от всякого социального и духовного рабства.

Для начального периода деятельности Пролетарской « *

ассоциации характерно /осподство деревенской темы. Это не случайно, так как в Корее развитие капитализма в 20-х годах только начиналось.

После идейкой и организационной перестройки в 1927 году деятельность КАПП значительно активизировалась: во многих городах страны (Пхеньяне, Хячжу, Вонсане, ..эсоие-и др.),* а также -а границей (в Токио) появились иё филиалы. Возросло число её

членов. Меняются к творческие приёмы изображения

народной жизни. Если в произведениях писателей "Вколи нового. направления* действительность выглядела статической, то теперь жизнь народа изображается я сложном сплетении жизненных противоречий.

Однако жестокий террор, постоянные преследования японских властей вынуждают многих прогрессивных деятеле! эмигрировать за границу: н Советский Союз, в Китай I другие страны.

С 1931 года начались аресты членов КАПП. Однако деятельность е4 продолжается. КАПП внов!

реорганизуется, распаляется на ряд союзов: сою; литераторов, театральных работников, музыкантов,

кинематографистов, художников и т. д. В качестве

объединяющего центра создается 'Союз деятелей пролетарского искусства". Печатными органами

деятелей "Содаза" были журналы "Мунхак чханчжо" ("Культурвдтй строительство"), "Енгык ундон" ("Театральное даш.ипнь"), "Гунки" ("Боевое знамя"), "Чжиптан" ("Коллектив") и др.

В 30-е годы различные органы печати Ассоциации продолжают знакомить читателей с произведениями русской литературы и в частности С творчеством Горького. В

1933 году впервые в Корее в Сеуле силами студентов ставится его пьеса "На див". Творчеству русского

писателя посвящаются в журналах Ассоциации многочисленные статьи. В 1934 году в восьмом номере журнала "Синтона" ("Новый Восток*) била помещена статья "Волга и скитания Горького", в 1935 году в третьем номере журнала "Чосон мунхак" ("Корейская литература") публикуются две статьи о М. Горьком - "Взгляд Горького на искусство" и "Возникновение литературы и мифы", которые знакомят читателей с докладом М.Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей,4) Особую

пспулярность приобретает роман "Мать", который с восторгом принимается молодёжью.5)

Одним ,из представителей нового направления в корейской литературе, участником "Школы" и КАПП бил Чо Мён. Хи, начавший свою творческую деятельность в этой среде в 1925 году.

На сопоставительном принципе творчества

4 ) См.: Кнм Мин Хек. Максим Горькгй в Корее//Р.усская

литература,- 1959,- N0 1,- стр. 218:219.

5 ) См. : Кнм Мин Хек. Там же, стр. 219.

М.Горького и тпорчества Чо Мйн Хн строится настоящая работа. Диссертация состоит из Введения, дяух глав к Заключения.

Во Введении обосновывается тема работы, даётся общий очерк развития тех творческих групп и школ, к которым принадлежал Чо Мён Хн.

Первая глава "Изображение человека из народа в дооктябрьском творчестве I I. Горького и проблема его влияния на Чо Мен Хи" посвящена рассмотрению тех мотивов горьковских произведении 1890-х - 1900-х годов, которые в Т01\ или иной степени получили .отражение в творчестве корейского писателя. Это проблемы свободы и освобождения человека от угнетения, изображение жизни человека труда, судоб простых женецш, детей. В главе анализируются рассказы Горького на эти темы, рассматриваются первые его повести "Горемыка Павел", "Трое", пьеса 'На дне". рома» "Мать" и автобиографическая трилогия писателя (её первые две

тт. т \

части Детство , Ь людях ).

В главе второй "Творчество Чо Мён Хи и горьковские мотивы в. его произведениях о человеке из народа" рассматривается творческий путь Чо Мс'н Хи, прослеживается направление его творческого развития от ранних романтических стихов, на которые влияли некоторые принципы модернистской литературы, г. художественно зрелым рассказам позднего периода. В этом анализе

автор диссертации и стремится рассмотреть проблему творческого воздействия на писателя М,Горького.

В_____Заключении г.эдводятся некотсрие итоги,

йытекаюэде из исследования проблемы.

К диссертации прилагается перечень

использованной литературы, включаютifl основные источники (тексты М.Горького и Чо Мён Хн), список научной критической литературы о творчестве М.Горького, . пролетарских корейских писателей н Чо Мён Хн. В

библиографии выделен список произведений М.Горького, переведённых на корейский язык, и работ о его творчестве в корейской прессе.

Методологически диссертация опирается на достижения русской науки о творчестве М.Горького, исследования о Горьком 60-х - 90-х годов. А так-ке на работы современных теоретиков литературы.

"яуЗ^^ .новнзнд диссертации заключается в том, что впервые предпринята попытка исследовать творчество крупного , корейского писателя-демократа, его связи с прогрессивной русской литературой, в частности, с творчеством М.Горького.

Настоящее исследование является также первой попыткой в южноткррейской литературоведческой науке дать очерк творческого .развития Горького, рассмотреть художественные принципы изображения .им человека ih-з народа.

До настоящего времени о творчестве Чо Müh Хн .в корейском и русском литературоведении написано пало. Статьи, посвященные его творчеству, ограничены общей распространённой в КНДР концепцией искусства социалистического реализма или рассмотрением (в современной южно-корейской критике) частных художественных приемов творчества Чо Мён Хн, В этом отношении f[«стоящая работа представляет одну из первых попыток целостного исследования тпорческого пути Чо Müh Хи.

Обг.ео практическое значение диссертационно!'! работы состоит в возможности использования её материала в исследованиях проблемы взаимосвязи культур и литератур России и Востока.

В главе первой "Изображение, человека из

народа в___дооктябрьском трорчестве М.Горького и

проблема его влияния на Чо Мён Хи' анализируются главные, "сквозные" теми русского- писателя (прежде всего - жизни человека из народа) в аспекте их влияния на творчество Чо МДн Хи.

В года учения в Токио, в период своего творческого становления Чо Мён Хи задался вопросом'- в каком направлении идти ? В духе романтизма Р. Тагора или реалазма М. Горького ? И ответил"-- "в духе

реализма М.Горького". Знакомство Чо Мйи Хи с

творчеством русского писателя было очень ранним. Он был знаком и с романтическими его вещами и с произведениями реа/:1ст«члского стили. Но привлек его "реализм" М.Горького, ого произведения о судьбах людей из народа, мысли русского писателя о будущем своей страны, о человеке, его достоинстве и свободе.

Провести сопоставление творческих исканий М.Горького л Чо мен Хи в начале 20 века поз-юляет и сходство исторической ситуации ь ойеих странах, подъем

-Д;

социально-освободительного движения в России и

национально-освободительного в Корее.

Социальные процессы в Корее в начале 20 века проходили в той же направлении, что '¿России, конечно, с поправкой на национальные особенности развития страны. Национальный • гибт со стороны японских оккупантов обострял социальные противоречия. ~ развитием

капиталистических отношений нищала корейская деревня, крестьяне, как и русские мужики, вынуждены были бросать родные деревни и искать новые места для жизни и заработка, уходить в город. В городе начали

формироваться новые социальные отношения. Возникали

капиталистические предприятия, рабочий класс. В Коре» проникают и новые общественные теории, идеи марксизма, возникают первые рабочие объединения.

В таких исторических обстоятельствах в Корее,так же, как н в России в начале 20 века, огромную роль играли духовные факторы общественного развития. В эти года в корейском искусстве и литературе складывались течения, кото, ые позволяют провести параллели ,с некоторыми зарождающимися в России литературными течениями. Зсй большее значение приобретают

устремления к независимости личности, жажла обновления.

История Кореи развивалась под знаком надвигающегося социального взрыва. Русская революция 1905 года, затем Февраль и Октябрь 1917 года оказали влияние на развитие пролетарской.литературы в Корее и пути её развития в 1910 - 1920-е годы.

Пафос основных художественных исканий в России начала века и в Корее 20~х годов - это тревожное ожидание перемен, ощущение, что вскоре должно прийти что-то новое, важное, обновляющее, несущее свободу. Для широких кругов русской интеллигенции " для художественных кругов Кореи э~'о будущее было иногда туманным, путь к нему неведомым. Но тем острее было настроение взволнованного ожидания и романтических порывов. Для корейски;; писателей КЛПП и для Чо Müh Хи выразителем лих iucipotifiui, протеста трудового человека

против всяческого социального и духовного насилия был М.Горький. В творчестве русского пг.сателя их

привлекала романтическая настроенность и в то же время -реалистическое изображение жизни трудового человека. Это и позволяет наметить сходства творчества Чо Müh Хи и М. Горького м обозначить "горьковские темы" в творчестве корейского писателя.

В этой главе диссертации рассматривается творческий путь м.Горького, искания им своего стиля. Автор сосредоточивает внимание «<а анализе горьковскнх рассказов о народной жизни 1890 - 1900-х годов, рассказов об интеллигенции. Особо выделяется в

анализе горьковского- творчества пьеса "На дне", роман "Мать", повесть "Исповедь", цикл рассказов "По Руси", автобиографическая т(шлогия, произведения, которые идейно и по стилевой специфике были близки Чо Мёк Хи и другим демократическим писателям КАПП,

Отмечается, что в первых ж: своих произведениях М.Горький выступил с решительным несогласием с существующим порядком жизни, противопоставив ему правду свободного от всякого угнетения человека. Пафос

протеста к стремление пробудить у читателей активнух общественную позицию выразились и в романтически» произведениях М.Горького, в которых писателе поэтизировал свободную героическую личность, к i

рассказах о людях .из народа, в дуяе которых писател!

I

искал и находил Еысокне моральные основы, творчески« начала. В этих рассказлх, указывается в диссертации, М.Горький, спираясь на трлоиции русссой дсмохратическо! литературы 60-к - 70-х годов, по-новому. о{зигииальн< разрабатывал темы произиедений Г.Успенского, Решетников;

и других русских писателеП-дсмокрлтоп.

Особое место в цикле ранних произведений М.Горького из народной жизни, отмечается в диссертации, занимает ею первая большая повесть "Горемыка Павел"( 1894г. ), написанная в русле тематической традиции русской демократической литературы, но обнаруживающая оригинальный характер их осмысления. М.Горький

пытается проанализировать формирование характера героя, ь.-о взглядов на жизнь со всей полнотой психологического анализа, показывая, что и человек из народа способен на глубокие психологические переживания, что и ему . свойственна, как и героям "большой литературы", устремлённость к прекрасному, чистоте любви, большим чувствам.

В ' творчестве М. Горького 90-х годов есть рассказы, непосредственно связанные с деревенской жизнью. Они очень близки по тематике и общественному пафосу рассказам на деревенскую тему Чо мен Хи. Эти рассказы говорили о том, что'в русской деревне не было , социальной гармоник. Деревня расслоилась на бедных и богатых. Но говоря о задавленности нуждой мужика,

М.Горький постоянно подчеркивал мысль, которая лежала в основе рассказа "Кирилка*, что русский мужик наделён, мо*ет быть, ея(! скрытым», но большими творческими силами, они должны вскоре непременно проявиться.

Особое место среди горьковских произведений о людях из народа занимают его рассказы о босяках. Тем/} человека, выброшенного чз нормальной человеческой жизни ей социальными условиями, была близка демократическому читателю Востока.

Говори о горьковском реализме, диссертант имеет

и

п ьнду, что он привлек Чо Мбн Хи и тем, что был как бы полемически направлен против принципов

натуралистического искусства, идеи невозможности человека преодолеть цепи действительности. Одной из центральных проблем всего творчества М.Горького, которая волновала и Чо Мбн Хи, была проблема человека и судьбы, отношений человека и окружающих его жизненных обстоятельств. Это - тема и повести "Трое", и пьесы "На дне", и романа "Мать", которые в этом аспекте подробно анализируются в диссертации. Пьеса "На дне", говорится в диссертации, была близка Чо Мён Хи своей "философией жизни" и социально-критической

направленностью. Тема горьковской пьесы была для него очень актуальной. Ей автор вёл читателей к выводу о необходимости изменения порядка жизни и развенчивал иллюзии и надежды на какие-то иные, кроме общественных усилий, пути к этому.

Создавая в своих произведениях человеческий характер, М.Горький говорил о формировании личности человека в противодействии угнетающей его среде. Эта тема с потрясающей художественной силой будет разработана М.Горьким в его повестях автобиографической трилогия "Детство" и "В людях".

Близка Чо Мён Хи была и тема горьковских произведений об интеллигенции, .о её месте в социальных столкновениях времени. Проблеме отношений

интеллигенции и народа, а затем - игеллигенции и революции м.Горький посвятит многие рассказы 90-х годов и драки ("Дачники","Лети солнца","Варвары"), в которых гка»е-»', что роль интеллигента - в слушании народу.

Не менее важным для Чо Мои Хи произведением

IS

М.Горького была также широко известная в японских переводах повесть "Трое", в которую М.Горький как бы вложил свой опыт исканий жизненной правды, как б» рассказывал о том периоде своей жизни, когда, говоря его словами, его "крутил по земле вихрь сомнений", когда он напряжённо размышлял о месте человека в жизни, о совести, правде, боге.

Если в ранних повестях, таких, как "Горемыка Павел",' "Трое" М.Горький рассказывал о первых шагах человека к пониманию идеи равенства, братства людей, то в романе "Мать" он показывает, как ц ходе революции формируются новые нормы отнооення людей. Особенность романа заключается в том, что М,Горький утверждает высокий, обцечеловеческий смысл борьбы лад си за идеал равенства, свободы, братства людей труда. Но

знакомство с революционными идеями порождало не только светлое ожидание новой, радостной жизни- оно ставило множество проблем, от решения которых зависели не только судьбы современников М.Горького, но и будуанх поколений. Какова она, мера, допустимая ь борьбе старого и нового? Каков потенциал жестокости у личности, вовлеченной в стравную и непримиримую борьбу? Для решения этих а подобных им вопросов автору надо было .углубиться зо внутренний мир человека, самой- жизнью поставленного перед необходимостью дать отьбт на эти во'просы. Эти вопросы продолжали волновать М.Горького вплоть, до Октябрьской революции. Он вновь будет ставить и

обсуждать их в своих статьях 1918 года, публиковавшихся о "Новой Жизни"("Несвоевременные мысли").

Говоря о "Матери", о • проблематике романа, диссертант подчеркивает, что это произведение может быть

рассмотрело и как "рома» о воспитании" человека, которые! в процессе познания жизни духовно прозревает, по-новому начинает воспринимать мир во всей его духовной красоте, открывает в нём истинно-нравственные отношения. В

этом смысле в романе "Мать" как бы заявлена тема, которую М. Горький будет разрабатывать в автобиографической трилогии, где он покажет, как "сопротивление среде" формирует человеческий характер.

Рассматривая народные массы как "источник всех возможностей, единственную силу, способную создать действительное возрождение жизни", М.Горький.не забывает к о таящейся в глубинах подсознания человека, отравленного веками рабства, жажде разрушения и саморазрушения. На эту тему он пишет а 1907 году

повесть "Жизнь ненужного человека" (первоначальное название - "шпион"), которая открывает последующий цикл произведений этой темы ("Рассказ о герое", "Карамора" и др. ).

Судьбе народа посвящён и так называемый "окуровский" цикл повестей М.Горького, а также рассказы, написанные в то же время и составившие позднее сборник "По Руси", Горький вновь обращался к анализу русского народного характера, стараясь открыть в нем черты, способные внушить оптимизм читателям, возбудить в нём активное отношение к жизни и своей судьбе. Среди

героев рассказов этого цикла, освобождающихся от духовной смуты и грязи, и сам автор,- "проходящий", сукепиий увидеть и тёмные, и светлые стороны человеческого бытия, отыскать "на дне" жизни, обидной, непонятой и запутанной, ростки нового сознаьия.

В полный голос эта "народная тема" зазвучала в

автобиографической трилогии писателя. Ока стала

выспим выражением творческих принципов изображения человека из народа в творчестве М.Горького. Это, как говорил М. Горьлйй,- "рассказ о себе" и в то же прсмл -развёрнутое повествование о целом поколении р> скич люден, которые прошли трудные пути поисков правды жизни, этапы размышлений о ее целях. В этом смысле повеет» автобиографической трилогии как бы завершают сквозную тему всего творчества писателя дореволюционного времени. Описание жизни Алексея Пешкова под пером М.Горького становится описанием всей народной жизни России, социальной и духовной. Рассмотрению этой проблемы

посвящена больгсая часть первой глапм диссертации,

В повестях трилогии речь идет о чувство личности человека, ей становлении, которое показывается во всем многообразии и всей противоречивости.

Повести трилогии поистине итоговое произведение М.Горького дореволюционного арсмени. Пели творчество М.Горького 90-х - 900-х годов - конкретный рассказ о русском человеке, ' то повести обнаруживают пей более обостряющийся иитчрсс писателя к тайнам человеческой природы вообще. Отсюда - глубокая философичность,

обобщенность и повествования и авторской мысли.

В трилогии трезвое видение мира сочеталось с высоким лиризмом, документальный рассказ* с ронаитичр^хи приподнятыми описаниями. Это сочетание критического духа и высокого оптимизма, было особенно близко мировоззрению 4« Мйн Хи.

В главе второй *Творчество Чо Мбн Хи и

"горькопскис мотивы"______в____■ его______произведениях"

рассматриваете:! творческий путь Чо Мён Хн "от

ученического (токийского) периода до того времени, когда он пойдет сознательно "по пути реализма" Горького.

Чо мен Хн был человеком трудной жизненной судьба, а как художник - сложных творческих исканий. Чо Мён Хи (псевдоним Пхосок) родился в 1894 году в деревне ТШгамнн уезда Чин Чхон .в провинции Чхунчхон-Пукто. В раннем детстве .лишился отца и

воспитывался под влиянием с »аршего брата фнлолога-кнтанста Гонхи, Учился в сродней школе в

Сеуле, перцыми литературными увлечениями его были произведения героического, романтического характера. Особое впечатление произвёл на Чо Мён Хи роман Виктора Гюго "Отверженные" (прежде всего своим гуманистическим пафосом). .

В 1919 году в марте в Сеуле прошло народное восстание против японской колонизации. За участие в г.(;м Чо Мён Хи бил арестован. После освобождения

поступил на философский факультет Восточного института в Токио, где учился до 1923 года. На это время падает начало творчества Чо Мён Хи. Он начинает писать

стихи, которые были опубликованы после возвращения на родину в 1924 году в сборнике "На весеннем газоне". Стихи обнаруживают влияние символиской поэзии и творчества Р.Тагора. Многие из них проникнуты

мистическими настроениями, сентиментальными

размышлениями о жизни, её неустроенности.'

Во время учения в Токио Чо Мои Хи познакомился с мировой литературой и творчеством М.Горького, которого читал в переводах на японский • и английский языки. Знакомство с творчеством М. Горького заставило его злдуклться о роли искусства в жизни и о месте писателя в

современности. Он начин.ist Думать, что

индивидуалистические настроения - проПдонныП хгяп. Екатерина Hort в послесловии к сборнику рясск&зоя Чо Uön Хи, вышедших в перепада na русский яэик а Носу но а 19CD году, приводит такое суждение Чо Müh Хн, которое относится к "этому времени* "üonuii романтизм в духе Р.Тагора или реализм d духе М.Горького ? И я сказал себе: Реализм..."6'

Этот выбор и определил путь Чо Мои Хн-хуложника. Чо Мен Хи заинтересовали прежде всего реалистические произведения русского писателя, посвящйпные народной жизни, её трудностям и противоречиям. Но в то же

время Чо Мйн Хи писал, как и М, Горький, о людяк, которые способны на подвиг и самопожертвование во имя свобода и счастья своего народа. В этих произведениях явно

чувствуется традиция и романтических произведений М. Горького.

Чо Мбн Хи-писатель начал с драматургии. В

1920 году он написал первую в новой корейской литературе пьесу в 3-х актах под названием "Смерть господина Ким Ей Ил* о жизни новой корейской интеллигенции, о глубоком расслоении в eö среде, которой было связано с тем или иным 'отношением к современной корейской жизни и ей общественным проблемам. Пьеса носила, ученичеслй характер. Это был первый опыт писателя. Пафос

речей героя пьесы о человеке, о необходимости уважать человека, как меру всех' вещей, заставляет думать, что здесь мы встречаемся с воздействием на корейского

6 ) Цой Е., Ли В., Пак Е., СкорСаткж И., Те Мёк Хи, Нактонган: Пер. с корейского - М., 1966. - стр. 107.

драматурга мотивов горьковской пьесы "На дне". В

монологах героя Чо Мён Хи и горьковского Сатина встречаются почти текстуальные Переклички.

Пьеса имела большое общественное значение. В 1920 году она била поставлена в одном из национальных корейских театров в Японии, через год её постановки прошли по многим городам Кореи. В 1923 году пьеса

вышла в Корее в отдельном нзданни("Смерть господина Ким Кл Ил". Сеул. 1923 г. ).

В 1923 году Чо Мен Хи пишет и другую пьесу под названием "Дворец на песке" на историческую тему из жизни Китая эпохи одной из древних династий. Обращенная к древней истории, пьеса имела символический характер, намекала на современное состояние корейского общества. Речь шла о бунте китайского народа против жестоких правителей, в подтексте ей был призыв корейского народа к борьбе против японского угнетения и корейской аристократии, которая служила японцам.

В последующем творчестве Чо Мён Хи больше не обращался к драматургии. Но заслугой его было

создание первой социальной пьесы в новой корейской литературе.

В начальный период своего творчества Чо Мён Хи написал и несколько десятков лирических стихотворений, в которых размышлял о жизни и человеке. Некоторые из них были осложнены мистическими настроениями.

В 1924 году в Сеуле был издан сборник стихотворений Чо Мён Чи. Он состоял из трйх разделов. Е перьий "На весеннем газоне" вошли стихи, написанные г.есле 1923 года, во стирол ("Грустная песня") и третий ("! Л1.кц во тьме") - стихи, напис анный вдали от родины.

Ранние стихи были проникнуты мотпм-ми одиночества п мире, в котором человеку не от кого ждать помощи, настроениями тоски по родине.

Однако в разделе "Танец во тьме" уже встречаются стихотворения, которые как бы предвещают оптимистические настроения стихов, записанных на родине. Пафос

поздних стихов Чо Мйн Хи - радостное приятие жизни и всего окружающего. Меняется даже снмвспика названий стихотворений. Недаром и весь никл этих стихов назван "На весеннем газоне". Мотивам осени, увядания,

сумерек здесь противостоят мотивы песни, весеннего цветения трав. Стихи обретают и чётко обозначенную

социальную направленность.

Но основным призванием Чо Мйн Хи стала проза. В 1925 году он начинает печатать, рассказы о журналах, газетах. Да 1S88 года они не были собраны, только в 1988 году в Сеуле вывел сборник "Река Пактонган". Ранее избранные произведения Чо Müh Хи были изданы в Советс:,ом. Союзе на корейском языке (Чо Müh Хи Сэнзип, Издательство восточной литературы. 1959), а в переводе нз русский язык в 1966 году {"Нактонган". Издательство восточной литературы. 19CS).

Рассказы носят в основном автобиографический характер и написаны на жизненном опыте писателя. Оснопнме их темы - жизнь и судьбы бедняков, люден, униженных социальной несправедливостью,' гнётом японцев. Чо Möh Kit рассказывает, как нарастает протест бедных людей . против социальной действительности и как в процессе национально-освободительного• революционного движения возникает новое понимание человеком своего места в жизни, новое социальное самосознаний у человека

ТРУД.!.

Среди рассказов Чо М Ни Хи ко,«но тематически килеличь три группы. К первой относятся рассказы о тяжСлой жизни человека из народа.("Из жизни одного шпь-ллнгента'*, "Низкое атмосферное давление", "к господину Р").

К .".ругой группе рассказов можно отнести т акие рассказы, как "Однажды ночью". "Новые ниаие", "Люди, которые страдают", "Деревенские моди". Героем этих

рассказов является бедный городской люд и деревенская беднота. Эта рассказы, в которых много битовых

деталей, реалистически отражают сельскую и городскую жизнь тогдааней Кореи со всеми ее противоречиями, народной нищетой.

Среди них выделяется рассказ "Однажды ночью", наиболее отчётливо выражающий мысль Чо Мён Хи о назначении человека в мире. Он келосредстьенно может бить сопоставлен с рассказами М.Горького о босяках, о людях, условиями социальной жизни сброиенных на ей дао. Они умирают с голоду, но каждый из них - Человек.

Третью серию рассказов, написанных в 1927-1928 годах, открывает рассказ под характерным названием "Товарищ"- небольшой психологический этюд из жизни революционеров, двух случайно встретившихся товарищей. Рассказ утверждает братство людей, их товарищество в борьбе за освобождение родины.

Другой рассказ, названный "Нактонган",- самый известный рассказ Чо Мён Хи. В нём на конкретном

материала из истопии одной из корейских деревень, на судьбе крестьянина Пак Сонг Уна и его подруги, ¡йгкрияг.ется историческая национальная трагедия

корейского народа в эпоху японской оккупации. Чс> №м Хн показывает как формируется обетств''П[:ое солианко героя, который от об':;сй плен патриотизма прудит к утверждению сознательной революционной борьбы за н./млм социальной справедливости. В связи с этим рассказов можно говорить о непосредственном влиянии на Чо Мои Хн горьковскон темь: воспитания общественного сознания человека из народа в процессе революционной работы. Сюжет рассказа как бы варьирует тему горысовского ромчна "Мать". Несмотря на гибель героя, рассказ проникнут глубоко оптимистическим настроением. Он

• г

свидетельствует уже и о гшеогой художественной зрелости писателя.

3 другом рассказе "Чхуп'Сон" з творчестве Чо М(5н

XII П0ЯВЛ?07СЧ НОВНЙ ГСроЙ - С031МТСЛЫ1ЫЙ крестьянин-выходец и'з бедной крестьянской среды, который начинает осознавать необходимость объединения Oopi.Cn крестьян с борьбой всего народа за освобождение Кореи. В этом рассказе тоже окупается влияние горьковской темы единения крестьян н рабочих в борьбе за свободу.

В 1928 году из-за преследования японских властей Чо Меи Хн был вынужден эмигрировать в Советский Союз. Жил он в деревне, работал учителем в цколс, писал стихи, очерки, рассказы, публицистические статьи,о жизни страны Советов. Переехав в Уссурийск, сотрудничнл в газетах и журналах Края(в газете "Авангард", в журнале "Родина трудящихся"). Поело Первого Всесоюзного съезда

писателей, которой состоялся в 193-1 году, был принят п члены Союза советских писателей. В 1937 году написал роман "Маньчжу.зский партизан" о корейском партизанском движении, однако ром»и опубликован не был. Рукопись

его не найдена.

Судьба Чо Мён Хн била трагической. В 1937 году он бил срестосан. Скончался в 1942 году.

Место и причина смерти не установлен В 1956 году

реабилитирован. Тогда же при Союзе писателей СССР

Сила создана комиссия по литературному наследству Чо Мён Хн. Но установить результата работы её не удалось.

Наиболее известным произведением Чо Мён Хи этого периода стало его стихотворение в прозе "Дидпалхин Корё"("Растоптанная Корея"). Основная тема его -

историческая судьба Кореи, борьба корейского народа за национальное освобождение.

И Заключении говорится, что оба писателя -Горький и Чо Мён Хн - отражали в своем творчестве сходные процессы, которые развивались в их странах г России в 1890 - 1900-е годы и в Корее - в 20-е годы 20 столетия. И тот и другой разрабатывали тему судеб человека из народа и исторических судеб своей Родины. В этом их глубинная творческая связь.