автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
К. Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х - 60-х годов XIX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Зимина, Лариса Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'К. Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х - 60-х годов XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зимина, Лариса Владимировна

ВВЕДЕНИЕ С.З

ГЛАВА 1. Журнально-публицистическая деятельность К.Д. Ушинского в контексте 40х-50-х годов XIX века. С.

1.1. Формирование будущих идей. Университетское содружество. С.

1.2. Ярославский период творческого становления. С.

1.2.1. Мировоззренческая позиция молодого профессора лицея.

1.2.2. Первый опыт журналистской работы. «Ярославские губернские ведомости»'.

1.3. Литературно-журнальная работа в «Современнике» и «Библиотеке для чтения. С.

1.3.1. Критико-библиографическая работа в журналах.

1.3.2. Ушинский — очеркист.

1.3.3. Литературно-художественные переводы Ушинского.

ГЛАВА П. Идейно-нравственные искания К.Д. Ушинскоголитератора в 60-е годы XIX века. С.

2.1. Словесный дар К.Д. Ушинского в его педагогической направленности. С.

2.1.1. Участие в полемике о назначении детской литературы.

2.1.2. Ушинский о воспитательном значении художественного слова в формировании нравственного чувства.

2.2. К.Д. Ушинский как детский писатель и автор учебных книг «Детский мир и Хрестоматия»( 1861) и «Родное слово»( 1864). С.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Зимина, Лариса Владимировна

Литературная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского -одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Этому серьезному труду было осознанно отдано им не только время кропотливой творческой работы по созданию специальных детских книг для первоначального чтения, но и многие годы сотрудничества в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения», «Народная школа», в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости». Даже длительные отъезды Ушинского за границу не прерывали его активной журналистской, писательской, переводческой деятельности. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

В этой связи нам представляется необходимым осмыслить место К.Д. Ушинского в литературно-общественном движении 40-60-х годов XIX века. При этом мы исходим из понимания того, что значительные художественные достижения этой эпохи были результатом не только труда и вдохновения отдельных выдающихся авторов, но и следствием исключительно интенсивного умственного, идейного и эстетического обмена, сложного взаимодействия и взаимовлияния творческих индивидуальностей. Поэтому особенно существенным для нас является справедливое замечание С.А. Венгерова о том, что «.всякая литературная эпоха есть сплошной горный кряж, одного происхождения и одного и того же свойства. А для изучения свойств данной горной породы столь же характерны мелкие отроги, как и венчающие кряж вершины»1.

1 Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Пг. 1915. - С. ХУ.

Размышляя в этом направлении и определяя методологическую основу диссертации, мы опираемся на основные положения общетеоретических исследований проблемы «писатель и литературный процесс», в которых явления литературы рассматриваются в их соотнесенности и взаимодействии, а различные направления литературы и общественной мысли представлены в живом процессе творческих контактов и противостояний, что в свою очередь способствует выявлению общности принципов, типологических закономерностей писательского труда и неповторимости авторского дарования каждого.

Свою исследовательскую задачу мы понимаем как аналогичную указанной Ю.М. Лотманом историкам - «найти фактам прошлого их подлинное место и соотнести их со всей динамикой исторического процесса»2.

Конечно, - согласимся мы с замечанием Д.С. Лихачева в «Очерках по философии художественного творчества», - писатели развиваются под воздействием действительности, но в условиях постоянного интеллектуального общения друг с другом - общения непосредственного и через корреспонденцию, журнальные статьи и, самое главное, с помощью своих художественных произведений»3.

Принимая во внимание наблюдение М.Б. Храпченко в работе «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» о том, что «раскрытие ведущих начал литературного процесса и роли творческой индивидуальности писателя в нем требует изучения внутренних связей, возникающих в реальном развитии литературы»4, мы старались следовать этому в работе.

Имело смысл учесть и существенное замечание Б.С. Мейлаха в исследовании «Талант писателя и процессы творчества» о том, что «в пределах единых и родственных мировоззрений художники могут обладать свойствами мышления, основанными на совершенно различных соотношениях идей и образов».5

2 Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. М.,1992. T.2 - С.205.

3 Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. Изд-е второе, дополненное. РАН ИР ЛИ. СПб,1999. -С.136.

4 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд-е. М.: Худ. лит-ра, 1977.-С.96

5 Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. писат., Лен. отд., 1969. - С.38.

Внимательное изучение творческих открытий Ушинского и его современников убеждают в этом, в свою очередь заставляя думать над тем, как формируется самобытность таланта каждого, чем определяется специфика выбора направления творческих исканий. Поэтому мы и стремились в нашем исследовании реализовать рекомендацию М.М. Бахтина в его «Эстетике словесного творчества», «добраться, углубиться до творческого ядра личности»6, каковой, безусловно, является для нас К.Д. Ушинский. Это позволило предположить, что именно особое миропонимание Ушинского, сложившееся в процессе литературно-общественного движения в России 40-60-х годов, определило его педагогические воззрения, получившие основательное литературное обеспечение в собственном творчестве.

Не ставя перед собой задачи всестороннего и исчерпывающего исследования всех особенностей литературного процесса середины XIX века в связи с достаточной разработанностью этого вопроса в трудах современных литературоведов7, мы постарались представить целостную картину литературно-общественного движения эпохи лишь в самых общих чертах, останавливаясь на очевидно знаковых моментах, наиболее заметных явлениях, повлиявших на творчество Ушинского.

Мы посчитали необходимым рассмотреть вопросы о масштабе дарования писателя, о реальном вкладе его в историю русской литературы и критики, о его роли в общественном движении России и в развитии отечественной и мировой культуры. Несомненный интерес представляли для нас исследования, предпринятые в этом направлении нашими предшественниками.

6 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - С.371.

См.: История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: Учебное пособие/ Под ред В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. M.: Изд-во МГУ, 1998.; Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982; Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981.; Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1997.;Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., Изд-во «Наука», Ленинградское отделение. 1974.; Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М.,1969.-История русской литературной критики: Учебник для вузов /В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др./Под ред. В.В. Прозорова. М.: Высшая школа, 2002.; работы Цейтлина А.Г., Скафтымова А.П., Гуковско-го Г.А, Усакиной Т.И. и мн. др.

Нельзя не заметить, что изучение творческого наследия К.Д. Ушинского всегда велось с отчетливой ориентацией на его выдающиеся заслуги в развитии педагогической науки. Даже творчество его как детского писателя исследовалось всегда исключительно в рамках педагогической деятельности. Об Ушин-ском - педагоге насчитывается свыше тысячи исследований8, тогда как его литературному дарованию посвящено в общей сложности не более сорока работ (статей и разделов в учебных пособиях и монографиях), включая единственное специальное исследование9. Вопрос об Ушинском как участнике литературно-общественного движения практически нигде всерьез не поднимался.

Это объясняется не только исключительно весомым вкладом Ушинского в развитие педагогики, но и недостаточной проясненностью вопроса об истинном объеме литературно-критического наследия, принадлежащего его перу, т.к. многое было опубликовано анонимно. Исследования последних лет, касающиеся проблем атрибуции, в том числе журнальных публикаций 50-х годов в «Современнике» и «Библиотеке для чтения»10, внесли существенные уточнения в установление авторства многочисленных анонимных и псевдонимных материалов. Это в значительной мере расширило горизонты нашего аналитического поля и дало возможность попытаться внести ясность в отношении работ, вероятность принадлежности которых К.Д. Ушинскому чрезвычайно велика.

Итак, первые, хотя и эпизодические, сведения о литературных интересах Ушинского мы находим в воспоминаниях его современников. Товарищ по Нов-город-Северской гимназии М.К. Чалый вспоминает, что уже с раннего возраста Ушинский был увлечен литературой, языками и другими гуманитарными науками11. Из первого о нем биографического очерка, каковым стал посвященный его памяти некролог, написанный Ю. С. Рехневским, другом Ушинского со студенческой поры, и опубликованный в 1871 году на страницах второго номера

8 См.: Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К.Д. Ушинского (1848-1984)./Сост. Е.П. Андреева и др. М., 1985.-С. 154-285.

9 См.: Охрименко О.П. Литературное наследие К.Д. Ушинского. Автореферат дисс. канд. филол. наук. - Киев, 1980.

10 См.: Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин: Проблемы атрибуции. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 193с. и др.

Вестника Европы», мы узнаем об увлеченности Ушинского в университетские годы не только юриспруденцией, философией, историей, но и литературой, в особенности творчеством Пушкина, Гете, Гофмана, Рихтера12. Этот же биограф впервые кратко охарактеризовал период сотрудничества Ушинского в «Современнике», где им было опубликовано «много статей по предмету литературы, истории и землеведения»13, и «Библиотеке для чтения», редактор которой «г. Старчевский начал взваливать на него всю тяжелую журнальную работу, как то: составление хроник и обозрений, разбор выходивших книг и т.п.»14. В свою очередь А.В. Старчевский, пятнадцать лет спустя публикуя воспоминания о личности Ушинского, опроверг это утверждение и дал довольно подробную информацию о разносторонней литературной работе Константина Дмитриевича в этом журнале15.

Литературному дарованию Ушинского определенное внимание уделил и один из первых его серьезных биографов А.Ф. Фролков. Близко знавший Ушинского по совместной работе, он не мог не обратить внимания на то, что со времени сотрудничества в «Современнике» «литературная деятельность стала любимою деятельностью Ушинского». Фролков отмечает, что именно в этом журнале опубликованы его первые критические статьи, что здесь и в «Библиотеке для чтения» увидели свет его литературные переводы («много переводил»), что. ему действительно приходилось выполнять чрезвычайно много рутинной работы, находясь, как замечал и Рехневский, на правах «литературного поденщика»16.

Немалый интерес для изучения литературного творчества Ушинского в контексте времени представляет статья о нем известного педагога, его близкого друга со времен педагогической работы в Смольном институте JI.M. Модзалев

11 Чалый М. Материалы для биографии Константина Дмитриевича Ушинского.//Народная школа, 1874, № 4.С.47.

12 См.: Рехневский Ю.С. Константин Дмитриевич Ушинский (некролог).// Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 11.-С.407-408.

13 Там же. С.413.

14 Там же.

15 См.: Старчевский А. Мои воспоминания о Константине Дмитриевиче Ушинском.//Народная школа, 1885, январь^» I).-С.36-65. ского. Подтверждая сказанное А.Ф. Фролковым, Модзалевский особо подчеркивает горячее сочувствие Ушинского редакции «Современника», «молодым и талантливым представителям тогдашнего нового направления и в жизни, и в литературе». Это особенно важно для выяснения мировоззренческой позиции К.Д. Ушинского, как и серьезное уточнение Модзалевского о том, что Ушинский категорически «не допускал беззаветного отрицания всего, что всегда было и будет свято для человечества: он желал России мирного прогресса «без не

17 навистей», и особенно любил народ, вовсе не будучи модным "народником"» .

Кроме этих работ, определенный интерес для исследования обозначенной нами проблемы представляют и те из ранних публикаций об Ушинском, что содержат лишь отдельные сведения или частные замечания о его литературной деятельности18.

Спад исследовательского внимания к творчеству К.Д. Ушинского в 20-х-30-х годах XX века вполне объясним идеологически пристрастным истолкованием вульгарными социологами его литературно-педагогического наследия. Неприятие его мировоззренческих позиций по многим направлениям, в частности, его религиозных убеждений, давало о себе знать еще долгие годы, вплоть до недавнего времени. Однако, выступлением В. Мурманова с критической статьей «Великий педагог и его судьи» в «Правде» 10 апреля 1937 года был положен конец долгому перерыву в изучении творческого наследия этого многосторонне одаренного человека.

Тем не менее, работ по интересующей нас проблеме участия Ушинского в литературном процессе не появлялось еще долго. Лишь в 1945 году в последнем номере журнала «Советская педагогика» была опубликована статья В.Я. Струминского «О журнально-литературной деятельности К.Д. Ушинского в

16 Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский. Краткий биографический очерк. СПб., 1881,-С. 19-20.

17 Модзалевский Л.Н. К биографии К.Д. Ушинского (По поводу его биографического очерка), - В кн.: Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 11.-С.447.

18 К таким можно отнести следующие: очерк МЛ. Песковского «К.Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность».СПб., 1893.; воспоминания Д.Д. Семенова «Из пережитого. Мое первое знакомство с К.Д. Ушин-ским»//Русская школа, 1895, №1,2; статьи И.А. (Абрамова) «На родине Ушинского»// Неделя, 1901, № 8; В.И. Чернышева «К литературно-педагогической деятельности К.Д. Ушинского»// Русская школа, 1910, 12; «Хроно

1852-1856 гг.». В этой публикации известного исследователя творчества Ушин-ского впервые давалась целостная оценка его журнально-литературной работы в «Современнике» и «Библиотеке для чтения», правда, с позиции наметившихся уже в это время, как предположил автор, педагогических интересов очеркиста и переводчика. В статье подчеркивалось, что «журнальная работа Ушинско-го с 1852 по 1856 годы была не только глубоко содержательна, но и заключала в себе все признаки зреющего в К.Д. Ушинском огромного педагогического дарования»19.

Эти размышления В.Я. Струминского позже получили свое развитие в опубликованной им в 1960 году монографии «Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского», в специальной главе, названной «Журнальная работа К.Д. Ушинского в первой половине 50-х годов»20. Основные положения, высказанные здесь исследователем, плодотворно развивались и уточнялись им в ходе подготовки примечаний к материалам по раннему творчеству Ушинского, опубликованным в первом томе его «Собрания сочинений» в 11-ти томах (M.-JL, 1948), а также в четвертом томе «Архива К.Д. Ушинского» (М., 1962).

Однако В.Я. Струминский не задавался целью специального рассмотрения вопросов художественного своеобразия или выявления типологических признаков разножанровых публикаций Ушинского-журналиста, тем более не выяснял он черты его дарования как детского писателя. Такого рода анализа не встречаем даже в учебных пособиях по русской детской литературе, которые стали появляться с конца сороковых годов в связи с введением этой дисциплины в учебные программы филологических факультетов пединститутов и университетов, библиотечных факультетов институтов культуры и в педучилищах.

Так, в учебном пособии А.П. Бабушкиной «История русской детской литературы», изданном в 1948 году, об Ушинском говорится только как о составителе известных учебных детских книг «Детский мир и хрестоматия» и «Родлогический список книг, статей и переводов К.Д. Ушинского», составленный В.И. Чернышевым // Собр. педагогия. сочинений Ушинского. СПб, 1913. T.11, дополнительный; «Автобиографию Н.В. Гербеля». М., 1915.

19 «Советская педагогика, 1945, № 12. - С.97. ное слово». Лишь вскользь упоминается здесь о нем как самостоятельном талантливом авторе статей и рассказов, вошедших в эти книги («проявил себя блестящим стилистом», «его рассказы оказались настоящим шедевром русской детской литературы»), правда, с оговоркой, что не все они «свободны от моралистической тенденции»21.

Такой упрощенный подход к истолкованию его литературно-художественного наследия, можно обнаружить и в других, более поздних учебниках и пособиях, в том числе, в «Детской литературе» для педучилищ, подготовленной авторским коллективом - О.В. Алексеевой, Е.П. Брандисом, Г.П. Гро-денским, В.А. Макаровой, Е.П. Приваловой и С.П. Шиллегодским (М., 1957), а спустя двадцать лет в аналогичном пособии под редакцией А.В. Терновского (М., 1977). Специальные разделы, посвященные творчеству Ушинского-писателя, находим только в «Русской детской литературе» (пособии для библиотечных факультетов институтов культуры) под редакцией Ф.И. Сетина (М., 1972) и в «Детской литературе» для учащихся дошкольных отделений педучилищ (М., 1976), где раздел «К.Д. Ушинский как детский писатель» подготовлен

B.П. Аникиным. Наличествует специальная главка «К.Д. Ушинский», написанная С.А. Николаевой, и в разделе «Русская детская литература XIX века» в новейшем учебнике для студентов высших и средних педагогических учебных заведений «Детская литература» КН. Арзамасцевой и С.А. Николаевой (М. 2000). Здесь достаточно убедительно, на примерах из учебных книг Ушинского, доказывается, что он «обладал не только педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель» .

Следует также отметить, что интерес исследователей к литературно-художественному творчеству Ушинского усилился тогда, когда его детские

20 Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М.: Учпедгиз, 1960.-С. 133-144.

21 Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М.: Учпедгиз, 1948. - С.343. Об этом же и более ранняя публикация этого автора. См.: Бабушкина А.П. Детские хрестоматии Ушинского.//Вожатый, 1845, № 12.

C.3-8.

22

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - С. 170. •••» •/? рассказы и сказки стали публиковаться отдельными изданиями и «вошли в круг детского чтения в качестве самостоятельных произведений», в том числе, и в переводах на многие национальные языки23. Издавать отдельными книжками произведения Ушинского для детей начали, как указывает А.И. Фотеева, еще в частных издательствах в 1918 году. «Начиная с 1925 года произведения К.Д. Ушинского для детей выходят постоянно»24.

В 1947 году профессором М.А. Яковлевым была предпринята попытка обратить внимание исследователей на то, что Ушинский может быть интересен «не только как педагог, но и как художник слова, как талантливый детский писатель» 25.

Научное обоснование проблемы дарования Ушинского как детского писателя было дано уже в 1948 году исследовательницей А.Ф. Успенской в ее кандидатской диссертации. Высказанные здесь идеи она развивала позже в специальных статьях «Литературное творчество К.Д. Ушинского для детей младшего и дошкольного возраста» (1949) и «Русские народные сказки и рассказы К.Д. Ушинского для детей дошкольного возраста» (1964), опубликованных в «Ученых записках» Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. Отдельные наблюдения А.Ф. Успенской, построенные в основном на учебных книгах Ушинского, не вызывают сомнений. В частности, ею совершенно справедливо отмечено тематическое многообразие произведений этого автора, точно охарактеризованы приемы обработок Ушинским народных сказок. Однако вызывает сомнение недоверие Успенской к способности восприятия детьми в его рассказах «обилия эпитетов, живописных сравнений, тонко, с чувством воспринятых автором» , его якобы «эстетского» любования природой. Неубедительным представляется нам и ее утверждение об «идеализации Ушинским крепостного тру

23 Фотеева А.И. Произведения К.Д. Ушинского в изданиях для детей.// Советская педагогика, 1974, № 2. — С. 144-145.

24 Там же.

25 Яковлев М.А. Художественная литература в педагогической системе К.Д. Ушинского.//«Советская педагогика», 1947,№4.-С. 66.

26 Успенская А.Ф. Русские народные сказки и рассказы К.Д. Ушинского для детей дошкольного возраста. //Ученые записки /Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. Т.270, 1964. - С.232. да и патриархальной психологии народа»27. В целом исследовательская мысль А.Ф. Успенской полностью подчинена, на наш взгляд, идее «опосредованно-сти» литературного творчества Ушинского его педагогическими интересами.

Очень близка к этой точке зрения и позиция уже упомянутой нами исследовательницы А.И. Фотеевой, в 1972 году опубликовавшей в седьмом номере журнала «Дошкольное воспитание» довольно обстоятельную статью «К.Д. Ушинский - детям», включающую в себя анализ идейно-художественного содержания отдельных произведений Ушинского для детей. Двумя годами позже, в канун 150-летнего юбилея со дня рождения Ушинского, на страницах журнала «Советская педагогика» в статье «Произведения К.Д. Ушинского для детей» она же обнародовала интересные данные о разнообразии видов публикаций

28 книг Ушинского для детей и о тиражах предпринятых в стране их издании .

В этом же «юбилейном» номере журнала со статьей «К.Д. Ушинский как детский писатель» выступил редактор названного выше учебника по детской литературе Ф. И. Сетин. Здесь он достаточно проницателен в анализе художественных достоинств написанного Ушинским, особенно подчеркивается им

29 мягкая лиричность, ласковая, отеческая интонация» его произведении для юных читателей. Отмечая мастерство этого писателя-педагога, Ф.И. Сетин обращает внимание на жанровое разнообразие написанного им, составившее целую «энциклопедию жанров русской детской литературы»30. Однако, касаясь цели обращения Ушинского к жанру авторской сказки, исследователь усматривает здесь «лишь новый композиционный прием, способствующий популяризации научных сведений»31, что вызывает наши возражения. И конечно, не актуален сегодня упрек, высказанный в этой статье Ушинскому в том, что «наряду с подлинными шедеврами», он писал и такие «слабые вещи», в которых «прославлялся Бог»32.

27 «Ученые записки» ЛГПИ им. А.И. Герцена. T.85, 1949. - С.116; Т. 270,1964. - С.250.

28 См.: Советская педагогика», 1974, № 2. - С. 144-145.

29 Сетин Ф.И. К.Д. Ушинский как детский писатель.//Советская педагогика, 1972. - С. 61.

30 Там же - С.60.

31 Там же. - С.61.

32 Сетин Ф.И. Указ. соч. - С. 63.

Нечто подобное можно встретить и в статье Л.В. Тодорова «Народное и детское чтение в педагогической системе К.Д. Ушинского», опубликованной в девятом номере журнала «Советская педагогика» за 1972 год. В этом, безусловно, заслуживающим внимания исследовании подробно рассматриваются разработанная Ушинским теория книги для детского чтения и его принципы руководства народным чтением. При этом справедливо подчеркивается, что «созданная им система воспитания отражает его морально-этические искания, увлечения философскими системами и педагогическими теориями того времени»33. Но тут же ставятся ему в упрек «и известная патриархальность его взглядов на русский народ и развитие общества, и некоторая религиозность, и либеральная ограниченность политических воззрений»34.

Примечательно, что параллельно с разработкой проблемы, связанной с творчеством Ушинского для детей, велись исследования и в направлении определения объема и специфики его литературно-журнальной деятельности. Особенно преуспел здесь в свое время доцент Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского, географ по специальности и местный историк А.Н. Иванов.

В 1959 году он выступил с публикацией «Новое о деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле» в «Ученых записках» Ярославского пединститута35. Здесь впервые говорилось о редакторской работе Ушинского в «Ярославских губернских ведомостях», о содержании его статей и очерков в этой газете.

Материалы этой статьи послужили основой следующей серьезной работе исследователя - составлению примечаний к публикациям К.Д. Ушинского в «Ярославских губернских ведомостях», которые вошли в четвертый том «Архива К.Д. Ушинского» (М., 1962).

В 1963 году вышла в свет новая книга А.Н. Иванова «Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле. Исследования и документы о научно

33 Тодоров Л.В. Народное и детское чтение в педагогической системе К.Д. Ушинского.// Советская педагогика, 1972, №9.-С. 111.

34 Там же. педагогической и литературной деятельности». В ней очень обстоятельно был представлен ярославский период жизни К.Д. Ушинского (1846-1849гг.): его деятельность в качестве профессора Демидовского лицея и редактора неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей»36.

Особое внимание привлекают опубликованные здесь документы, касающиеся этой деятельности37, а также перепечатанные статьи и очерки Ушинского, с которыми он выступал на страницах «Ярославских губернских ведомостей»38. Так в научный обиход было введено немало неизвестного материала. Это значительно пополнило представление о становлении писательского таланта Ушинского, его духовно-творческих исканиях.

Этот же ученый в 1969 году подготовил и опубликовал сборник очерков К.Д. Ушинского, названный им «Поездки по России». Здесь впервые были собраны практически все известные до сих пор очерки Ушинского, предварявшиеся содержательной вступительной статьей А.Н. Иванова «О географических очерках К.Д. Ушинского»39, где автор не избежал и отдельных наблюдений над поэтикой текстов.

Безоговорочно литературоведческий характер имела лишь статья В.В. Терлецкого «О забытой рецензии К.Д. Ушинского на стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», опубликованная в 1972 году в сборнике научных трудов Ярославского пединститута. Здесь анализировалась рецензия Ушинского, первым откликнувшегося на стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» Н.В. Гербеля во втором номере «Современника» № 2 за 1854 год40. Это исследование практически положило начало изучению литературно-критического наследия К.Д. Ушинского.

35 Иванов А.Н. Новое о деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле. //Ученые записки./ Ярославский пединститут. Вып. 32, 1959. - С. 371-388.

3 См.: Иванов А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле. Ярославль, 1963. - С.339-372.

37 Там же.-С. 373-385.

38 Там же. С. 386-409; примечания - С. 418-427

39 Ушинский К.Д. Поездки по России. Ярославль, 1969. - С. 5-29.

40 См.: Терлецкий В.В. О забытой рецензии К.Д. Ушинского на стихотворный перевод «Слова о полку Игореве». // О педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Сб. науч. тр-в Ярославского пединститута. Вып. 97, 1972. -С. 135-140. Там же в приложении на С.141-149 приводится текст самой рецензии Ушинского.

В это время складывается даже своеобразная, как мы бы ее назвали, «киевская школа» разработки этого направления в изучении творчества Ушинского. Это тот же В.В Терлецкий. с Ю.П. Ступаком, занятые выявлением связей творчества Ушинского с украинскими фольклорными традициями.41. В 1974 году А.К. Романовский и И.Я. Барсук опубликовали в Киеве книгу, названную ими «Жизнь во имя будущего: Очерк научно-педагогической и литературно-публицистической деятельности К.Д. Ушинского». Спустя десять лет она вышла там же вторым, дополненным и переработанным изданием. Специальная глава этой книги целиком посвящена обзору его литературно-публицистической деятельности42. Автор главы А.К. Романовский в самых общих чертах, не вдаваясь в анализ отдельных произведений, обрисовывает работу Ушинского-журналиста и детского писателя, а также автора «Родного слова», прекрасно знающего и использующего в эстетико-воспитательных целях фольклорное наследие народа. В этом исследовании, имеющем в целом педагогический характер, мы в первую очередь наблюдаем попытку обозначить направленность литературных интересов Ушинского, его философско-этических воззрений в соотношении с общими веяниями времени, что для нас было особенно интересным. Однако авторы этого труда, демонстрируя стереотипы мышления своей эпохи, избрали соответствующую доказательную базу. Так, например, здесь утверждается, что «научного понимания теории литературы и искусства в современном понимании у Ушинского не было», поскольку «научная теория литературы и искусства была создана с возникновением марксизма и его философии - диалектического и исторического материализма»43. Вызывает сомнение и другое уверенно высказанное здесь суждение, а именно: «К.Д. Ушинского нельзя отнести к активным деятелям революционно-демократической журналистики, но он, бесспорно, был одним из выдающихся

41 Работы публиковались на украинском языке.

42 См.: Романовский A.K., Барсук И.Я. Литературно-публицистическая деятельность К.Д. Ушинского. //Жизнь во имя будущего. Киев: «Радянська школа», 1974. - С.93-116. В изд. втором, перер. и доп., Киев, 1984. - С. 127150.

43 Романовский А.К., Барсук И.Я. Жизнь во имя будущего. Изд. 2-е, доп. и перер. Киев: «Радянська школа», 1984.-С. 134. деятелей литературно-педагогической журналистики 40-60-х годов XIX ве-ка»44(Выделено нами — Л.З.). По-настоящему бесспорной нам представляется лишь первая часть этого утверждения, но мы не стали бы так «суживать» журналистские интересы Ушинского, тем более что объем его публикаций в 40-50е годы еще в достаточной степени не изучен.

Единственное на сегодняшний день литературоведческое исследование синтетического характера, в котором подвергаются филологическому анализу разнообразные жанры литературы, опробованные Ушинским, было тоже предпринято на Украине. Мы имеем в виду кандидатскую диссертацию О.П. Охри-менко «Литературное наследие К.Д. Ушинского», защищенную в Киеве в 1980 году. Как явствует из автореферата этой диссертации, в ней «впервые предпринято многоаспектное изучение литературного наследия К.Д. Ушинского» и «раскрывается взаимосвязь литературно-художественного и критического наследия Ушинского с его педагогическими идеями»45. Особый акцент в работе сделан на материалах, связанных с украинскими источниками. Ценным для нас в этом исследовании представляется стремление автора дать целостную картину литературно-публицистических исканий Ушинского. Вывод, к которому приходит Охрименко, о том, что литературная деятельность Ушинского «уже начального периода развивалась в русле реалистической литературы, продолw о 46 жая традиции «натуральной школы» и русской демократической критики» , не вызывает сомнений. Справедливо подчеркнута здесь и его новаторская деятельность как детского писателя. Однако, понятно, что автор работы не ставила перед собой специальной задачи исследования общественно-литературного контекста эпохи в целом, во многом определившего идейно-нравственное содержание самобытного творчества Ушинского. Тем более мы не обнаружили

44 Романовский А.К., Барсук И.Я. Жизнь во имя будущего. Изд. 2-е, доп. и перер. Киев: «Радянська школа», 1984.-С. 145.

45 Охрименко О.П. Литературное наследие К.Д. Ушинского. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. Киев, 1980. -СЛ.

46Там же.-С. 14. такого рода исследований в других работах об Ушинском, в которых лишь попутно затрагиваются вопросы его творческой деятельности47.

В солидных трудах по истории литературного процесса интересующей нас эпохи 40-60-х годов XIX века48 нам не удалось, к сожалению, встретить имени К.Д. Ушинского в ряду участников литературно-общественного процесса. Лишь Б.Ф. Егоров затрагивает этот аспект в известном исследовании «Борьба эстетических идей в России середины XIX века (JI., 1982), упоминая об Ушинском в связи с рассмотрением вопроса о деятельности редакций журналов

49

Современник» и «Библиотека для чтения» в период «мрачного семилетия» .

Более того, нам пришлось столкнуться с суждениями, и вовсе ставящими под сомнение правомерность вопроса об Ушинском, например, как детском писателе50. Разумеется, мы не могли не принять к сведению высказанное Л.В. Доло/сенко замечание о том, что «квалификация его как писателя нуждается в уточнении»51.

Таким образом, деятельность К.Д. Ушинского как участника литературно-общественного движения 40-х-60-х годов XIX века всесторонне и в полном объеме до сих пор не изучалась. Есть лишь отдельные наблюдения В.Я. Стру-минского, А.Н Иванова, Ф.И. Сетина, А.И. Фотеевой, JI.B. Тодорова о нем как детском писателе или как сотруднике «Современника» и «Библиотеки для чтения», касающиеся скорее содержательной стороны его произведений. Здесь, как

47 В их числе статьи: А. Бабушкиной «Детские хрестоматии Ушинского» («Вожатый», 1945, № 12); А. Жигулева «Народные пословицы в учебных книгах К.Д. Ушинского» («Дошкольное воспитание», 1975,№7); А. Иванова «О путевых заметках К.Д. Ушинского во время поездки в Самарскую губернию летом 1861» («Доклады на научных конференциях»/Ярославский пединститут. Т.1, ч.2, вып.1, 1963); JI. Тодорова. Структура учебных книг и хрестоматии, составленных К.Д. Ушинским («Советская педагогика», 1984, № 2 -С.98-103); Д. Юрова «Анализ «Родного слова» Ушинского («Советская педагогика», 1938, № 3); книга А. Иванова «К.Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор» (Ярославль, 1973); и т.п. Сюда же относятся и материалы «Собрания сочинений» Ушинского: В 11т. (М.-Л., 1948-1852), «Архива К.Д. Ушинского»: В 4т. (М, 1959-1962) и суждения об Ушинском известных мастеров слова, например, С. Маршака («Красная новь», 1940, № 5-6; «Литературная газета», 1962,3 ноября) и др.

4 См.: История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: Учебное пособие/ Под ред B.H. Аношкиной, Л.Д. Громовой. M.: Изд-во МГУ, 1998; А.А. Жук. Русская проза второй половины XIX века. M., 1981; В.И. Кулешов. История русской критики ХУШ-Х1Х веков (М.,1972).; Л.М. Лотман. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974; А.Г Цейтлин. Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк). M., 1965 и др.

49 Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982. - С. 27 и 73-75.

50 См.: Долженко Л. В., Савина Л.Н. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: Уч. пособие к спецкурсу по дет.лит-ре. Волгоград: «Перемена», 2001. - С.30.

51 Там же. правило, не содержится их глубокого литературоведческого анализа, не выявляются жанровая принадлежность, типологические черты. А если и рассматриваются А.Н. Ивановым, например, его очерки, то в первую очередь с точки зрения их географической содержательности. Литературно-критическое наследие Ушинского и вовсе мало исследовано. Кроме того, многое из опубликованного о нем как детском писателе (статьи А.Ф. Успенской, А.К. Романовского и др.) уже достаточно устарело с точки зрения идеологически оценочной интерпретации его авторской позиции.

Даже специальное литературоведческое исследование О.П. Охрименко являет собой попытку лишь в первом приближении суммировать, обобщить отдельные факты литературной деятельности К.Д. Ушинского вне рассмотрения его самобытного творчества в контексте литературно-общественных идей времени.

Обозревая страницы досадно короткой биографии этого разносторонне одаренного человека, мы заметили одну примечательную особенность его дарования - нравственную доминанту, обусловившую содержание и направление его деятельности. Совсем не случайно, думается, пришел Ушинский в своих размышлениях о человеке как предмете воспитания к выводу, что «творческая сила - в нравственном»52. Это было своего рода жизненным кредо К.Д. Ушинского, определившим и его писательские интересы, на что не было еще до сих пор обращено специального исследовательского внимания.

Таким образом, объектом анализа в нашей работе является литературный процесс 1840-х - 1860-х годов. А предметом исследования - литературно-журнальная работа К.Д. Ушинского в «Ярославских губернских ведомостях», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Сыне отечества», «Журнале для воспитания», «Журнале Министерства народного просвещения», «Отечественных записках», в газетах «Голос» и «С.-Петербургские ведомости», а также

52 Ушинский К.Д. Собр. соч. T.l. - С.273. его работа как автора учебных книг для начального чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864) и как детского писателя.

Основным материалом исследования послужили литературно-художественные периодические издания 1840-х - 1860-х годов, в которых сотрудничал в разные годы К.Д. Ушинский, материалы его рукописного архива, хранящиеся в РО ИРЛИ (Пушкинский Дом) (Фонд. 316), а также опубликованный четырехтомник «Архива К.Д. Ушинского» (М. 1959-1962) и «Собрание сочинений» К.Д. Ушинского в одиннадцати томах (M.-JI. 1948-1952).

Кроме того, для выяснения проблемы «писатель в литературно-общественном движении времени» был привлечен широкий круг литературно-критических и мемуарных источников - журнальные публикации современников Ушинского, их художественные произведения, дневники, воспоминания.

Актуальность работы заключается в том, что она представляет собой первую попытку комплексного исследования и концептуального осмысления до сих пор малоизученной литературной деятельности К.Д. Ушинского как журналиста, литературного критика и писателя в контексте литературно-общественного движения 1840-х - 1860-х годов. При этом творчество Ушинского рассматривается не в рамках «цехового» стереотипа («выдающийся педагог», «детский писатель»), а в категориях русского литературного процесса XIX века («писатель-демократ», «просветитель», «сотрудник журнала», «наследник традиций» и т.д.).

Избранный аспект исследования позволяет увидеть в К.Д. Ушинском фигуру, характерную для XIX века, - литератора, журналиста и педагога, превратившего творчество в общественно значимый поступок, выкристаллизовавшего в этом общественном служении неповторимую художественную манеру. Этим определяется научная новизна диссертационного исследования.

Изучение писательской деятельности К.Д. Ушинского ведется в контексте соответствующей эпохи, что позволяет выявить в его деятельности общие тенденции, важные закономерности общественного сознания и художественного мышления, характерные для целого периода историко-культурной жизни русского общества.

Методологическую основу диссертации составляет стремление исследовать наследие К.Д. Ушинского в свете общих проблем - «писатель в журнале», преемственность в развитии литературы, классика и современность, методика преподавания литературы, междисциплинарные аспекты изучения литературы. Мы старались учесть возможности принципа историзма, метода сравнительно-типологического анализа основных направлений творческих поисков К.Д. Ушинского и его выдающихся современников (Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, В.И. Даля и др.), а также принципов системного анализа, предполагающего изучение многогранного наследия К.Д. Ушинского как целостного образования, сочетающего деятельность журналиста, литературного критика, переводчика, детского писателя и педагога.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что аналитическое рассмотрение названной проблемы позволяет расширить представление о закономерностях литературного процесса XIX века, разнообразии стилей, направлений литературы этого столетия, типологии жанров.

Целью диссертации является определение идейного и художественного своеобразия литературно-журнальной деятельности К.Д. Ушинского, рассмотренной в широком контексте литературно-общественного движения 1840-х — 1860-х годов. В соответствии с этой целью в диссертации поставлены следующие задачи:

• изучить материалы, связанные с определением литературных вкусов К.Д. Ушинского в пору его пребывания в Московском университете;

• рассмотреть деятельность К.Д. Ушинского в «Ярославских губернских ведомостях»;

• исследовать критико-библиографическую работу К.Д. Ушинского в «Современнике» и «Библиотеке для чтения» в 1840-х - 1850-х годах;

• проанализировать очерки К.Д. Ушинского и его литературно-художественные переводы, обозначив их место в литературном контексте эпохи;

• определить направленность идейно-нравственных исканий К.Д. Ушинского - литератора, автора учебных книг и детского писателя в 60-е годы XIX века.

Практическая значимость диссертационного исследования видится в использовании его результатов в учебном процессе при чтении вузовских курсов по истории русской литературы и литературной критики XIX века, детской литературе, спецкурсов по методике преподавания литературы, педагогической риторике, в спецсеминарах и в школьных курсах изучения истории русской литературы.

Апробация работы. Основная часть материалов, вошедших в настоящую диссертацию, была представлена в докладах на ХХУП Зональной научной конференции литературоведческих кафедр университетов и педвузов Поволжья (Саратов, октябрь 2000 года), У Всероссийской научно-практической конференции «Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования» (Курск, февраль 2001 года), Межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе» (Ярославль, сентябрь 2002 года), а также научно-практических и методических конференциях в Пединституте Саратовского государственного университета (в 2000, 2001, 2002, 2003 годах).

На защиту выносятся следующие положения:

• Интенсивная и разнообразная творческая и общественная деятельность К.Д. Ушинского в 40-60-е годы XIX века в качестве:

- преподавателя гуманитарных наук Демидовского лицея Ярославля;

- редактора «Ярославских губернских ведомостей»;

- сотрудника (обозревателя, литературного критика, переводчика) некрасовского «Современника»;

- члена «молодой редакции» «Библиотеки для чтения» (обозревателя иностранных известий, автора критических обзоров в отделе «Журналистика» и переводчика зарубежной литературы);

- участника полемики по актуальным вопросам времени на страницах газет «Голос» и «С.-Петербургские ведомости», «Журнала для воспитания», «Сына отечества», «Журнала Министерства народного просвещения», «Отечественных записок» позволяет судить о его серьезном участии в литературно-общественном движении времени, а избирательная направленность всех форм его журнальной работы проявляет определенную закономерность развития его литературно-педагогических устремлений.

• Оригинальное творчество К.Д. Ушинского, автора рассказов, стихов и сказок для детей, имеет самостоятельное художественное значение. Жанровое и стилевое разнообразие его произведений значительно обогатило русскую детскую литературу своего времени и сделало возможным развивать в дальнейшем заложенные им здесь традиции. В этом видна большая заслуга Ушинского как одного из классиков русской детской литературы.

• Участие Ушинского в литературно-общественном движении своего времени многогранно и полемично осуществляется в русле кардинальных проблем развития отечественной культуры и педагогики, в соприкосновении и отталкивании с выдающимися художниками слова и представителями философской мысли: В.Г. Белинским, Н.В. Гоголем, JI.H. Толстым, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, В.И. Далем, Н.И. Пиро-говым и др.

Цель и задачи диссертации определили ее структуру, включающую введение, две главы, заключение, библиографию. Работа содержит иллюстративный материал (ксерокопии черновиков литературных фрагментов учебных книг Ушинского из РО ИР ЛИ, фонд № 316).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "К. Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х - 60-х годов XIX века"

Многогранность творческого таланта К.Д. Ушинского, широта и разнооб разие интересов этого выдающегося мыслителя дали основание биографам и исследователям его наследия отделять, а подчас и противопоставлять одну дру гой различные сферы его деятельности. Нередкими поэтому были публикации, в которых Ушинский - педагог противопоставлялся Ушинскому - детскому пи сателю и литератору. Резонное возражение вызывает и не менее распростра ненная точка зрения, «будто известность Ушинского как педагога отодвинула на второй план его вклад в развитие детской литературы и детского чтения» .Тем более при таком подходе оставалась в тени его литературно-журнальная работа. Подобные суждения, на наш взгляд, могут привести лишь к обедненной трактовке его самобытного творчества, оставившего заметный след в литера турно-общественном движении 40-Х-60-Х годов XIX века.Задавшись целью исследовать деятельность К.Д. Ушинского не в рамках устоявшихся стереотипов, мы исходили из осознания важности разработки од ной из наиболее актуальных в литературе проблем соотношения творчества пи сателя с общественно-литературным процессом эпохи.Решая задачу систематизации и концептуального осмысления литератур ной деятельности Ушинского как журналиста, литературного критика и писате ля в контексте соответствующей эпохи, мы пришли к глубокому убеждению, что и личность этого художника слова, и его педагогическая деятельность уди вительно целостны и органичны, и объединены они всепоглощающей идеей — служением будущему родного Отечества. Возможно, именно поэтому художе ственное творчество Ушинского и стало одной из форм его воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Вместе с тем его педагогический опыт (еще со времен Демидовского лицея в Ярославле) и философски широко '*'' Тодоров Л.В. Народное и детское чтение в педагогической системе К.Д. УшинскогоУ/Советская педагогика, 1972, №9.-С. 117.осмысленная теория легли в основу его литературного труда. Взаимосвязь и взаимовлияние педагогических и художественных начал у нас не вызывает со мнений. Органическое единство этих двух начал с особой силой проявилось в его теории руководства детским чтением и ее практической реализации — в кни гах для чтения «Детский мир» и «Родное слово».Мы пришли к выводу, что в творчестве Ушинского отчетливо прослежи вается характерная черта общественного сознания эпохи, когда естественные, гуманитарные и социально-экономические науки развивались в тесной связи с художественным творчеством писателей. Литература играла ведущую роль в формировании и развитии общественной мысли, была в то время основной аре ной, где идеи, вырабатываемые в этих науках, оформлялись в целостные плат формы и теории, которые с журнальных страниц переходили в массовое созна ние, в практический обиход читающей публики. Редактор журнала, сотрудник литературно-художественного периодического издания, его постоянный автор, публицист, обозреватель, журналист, одним словом, - литератор — становился знаковой фигурой времени. Ушинский в той или иной степени проявил себя во всех этих ипостасях. Очевидно при этом, что он не достиг славы великих пред ставителей литературного Олимпа. Однако деятельность писателей и критиков «второго ряда», как мы полагаем, по-своему интересна для выяснения общих тенденций и закономерностей литературного развития, так как история литера туры создается «не только великими деятелями, но и всей массой причастных к ней людей, которые своей деятельностью вносят дополнительные щтрихи в ли тературный процесс»^ *^ , делая значительно отчетливее и рельефнее отдельные его проявления. Целенаправленное исследование творческой деятельности К.Д. Ушинского как раз и позволило убедиться в этом.Мы наблюдали, как в связи с магистральной линией эволюции русского общественного сознания, проявившейся в философских исканиях В.Г. Белин ского, А.И. Герцена и других современников, молодой ученый от увлечения ге '*' Тихомиров В.В. Из истории русской критической мысли (Критика 1870-х годов в русской литературном процессе XIX века).// Писатель и литературный процесс: Научные труды. Т.60(153). Курск. 1975. - 59, гелевской философией переходит к материалистическому принципу познания действительности, проистекающему из необходимости системного объяснения ее явлений.В 1840-е годы в лицейский лекциях и статьях, которые Ушинский пишет для «Ярославских губернских новостей», заявляют о себе приметы его индиви дуального художественно-публицистического стиля: запоминающиеся сравне ния, яркие эпитеты, образные, часто даже развернутые метафоры, ирония и сарказм. Кроме того, К.Д. Ушинский уже здесь обнаруживает страстную заин тересованность вопросами социально-нравственного порядка. Многие мысли и положения ярославских статей получили потом продолжение и развитие в его работах 1850-60-х годов.Аналитическое рассмотрение публикаций Ушинского в «Современнике» за 1852-1854 годы дает возможность утверждать, что литературные интересы и пристрастия молодого писателя находятся в тесной связи с актуальными про блемами развития русского реализма, критическая оценка Ушинским ряда ху дожественных произведений убеждает в основательной «включенности» его в контекст литературной полемики своего времени по поводу весьма актуальных вопросов - споров вокруг «натуральной школы», «физиологического очерка», эстетической программы Белинского, творческих исканий молодых писателей соотечественников. Особой сферой литературно-критических интересов Ушин ского были книги для детей русских писателей.Важной составляющей его литературно-журнальной деятельности яви лось его оригинальное художественное творчество, серьезно заявившее о себе опубликованным в «Современнике» очерком «Поездка за Волхов». Явная соци ально-демократическая направленность очеркового наследия Ушинского обна руживает близость его к известным «физиологическим очеркам» В. Даля, Д. Григоровича, Н. Некрасова, И. Кокорева и других. Мы могли убедиться, что Ушинский-очеркист умеет выстроить важные параллели, выявить аналогии.систематизировать явления, в чем отражался особый склад ума ученого, иссле дователя по сути своей.Мы отметили, как чутко Ушинский уловил одну из ведущих тенденций общественного сознания своей эпохи - потребность углубленного изучения на родной жизни в ее повседневной конкретности, скрытых тенденциях, взаимо связи русского национального характера и формирующих его составляющих. В этом проявились характерные черты его писательского дарования, связанные с художественными исканиями русской реалистической литературы 1840-х 1850х годов.Позже свое участие в живой литературной работе, важной для современ ников, Ушинский проявит, став усердным переводчиком произведений именно тех авторов, чьи художественные поиски интересовали его как обозревателя и рецензента журналов. Изучение публикаций Ушинского на страницах «Совре менника» и «Библиотеки для чтения» заставило обратить внимание на широкий круг его литературных интересов, серьезное знание не только русской, но и за рубежной литературы, глубокое проникновение в суть ее проблемных вопросов и умение критически точно отслеживать и оценивать литературные новинки.Все это значительно расширяет рамки привычных представлений об уча стии Ушинского в литературном движении своего времени и позволяет видеть в нем задатки серьезного журнального обозревателя и литературного критика, к сожалению, очень недолго имевшего возможность заниматься этой работой.Мы полагаем, что именно журнальная литературно-критическая работа помогла развиться теоретической основе практической деятельности Ушинско го как автора произведений для детей и составителя учебных книг.В 1860-е годы Ушинский становится активным участником ожесточен ных споров по широкому спектру общественных, в т.ч. и образовательных про блем: о предпочтительности реального или классического образования, о том, нужна ли народу грамотность, об отмене крепостного права, о женском образо вании, о воскресных школах и ремесленных училищах и их значении для на 200 родной нравственности, о методологических основах образовательных теорий и практики, о назначении и характере детского чтения.Авторитет Ушинского в этих дискуссиях определялся тем, что в это вре мя он активно сотрудничает как в специально педагогических журналах («Журнале для воспитания» А. Чумикова), редактирует «Журнал Министерства народного просвещения», так и в популярной, имеющей широкого читателя пе риодике (журналах «Сын отечества», «Отечественные записки», газетах «Го лос» и «С.-Петербургские ведомости»), занимается практической педагогиче ской деятельностью в России и изучением образовательных систем в западно европейских странах.В этот период, ведя активный поиск собственных педагогических прин ципов системы «воспитательного образования» в соприкосновении и отталки вании со многими известными критиками, писателями и учеными (Л. Толстым, Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, Достоевским), Ушинский обоб щает весь свой преподавательский, литературный и журналистский опыт, соз давая книги для начального детского чтения — своеобразные «энциклопедии жизни» для маленьких - «Детский мир и хрестоматия»(1861) и «Родное сло во»(1864). Даже не будучи маститым писателем и профессиональным филоло гом, Ушинский, от природы одаренный тонким чувством слова и редкой науч ной интуицией, видел в слове в первую очередь неисчерпаемые возможности воздействия на детскую душу. «Язык, созданный народом, - пояснял Ушин ский, - развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух»^^ .^ Свои учебные книги для младших школьников «Детский мир и Хрестоматия»(1861) и «Родное слово»(1864) Ушинский разрабатывал, четко следуя этой плодотворной мысли.Организуя материал этих книг, Ушинский реализовал целый ряд своих новаторских идей. Здесь утверждались'.1. Принцип «положительной мудрости».*^* Ушинский К.Д. Собр. соч. T.2. - 559.2. Ведущая роль эстетического фактора, воздействующего на эмоцио нальную сферу и закрепляющего полученные понятийно-логическим путем знания,

3. Оптимальный композиционный способ соединения художественности и занимательности для решения воспитательных и образовательных задач.4. Широкое использование «живительных родников» народного творче ства как воплощения лучших черт национального характера, народной нравственности и гуманного чувства.5. Опора на православные религиозные традиции, обуславливающие прочные этические ориентиры в мироощущении человека Изучая литературно-педагогическое наследие К.Д. Ушинского, нельзя не отметить его замечательного свойства - быть абсолютно востребованным сего дня. Плодотворность идеи «народной педагогики», выдвинутой в свое время Ушинским, вновь становится очевидной сейчас в связи с насущной проблемой возрождения культурных отечественных традиций и сохранения нашего нацио нального своеобразия. Свидетельством тому может служить и возобновление интереса к земствам, активно в наши дни пропагандируемым, к примеру, А.И. Солженицыным, организации земских школ; к реализации принципов религи озного образования детей, разработанных великим педагогом в связи с решени ем задач нравственного воспитания.Таким образом, комплексное исследование творческого наследия К.Д. Ушинского в контексте 1840-х — 1860-х годов позволяет проследить в его дея тельности общие тенденции, важные закономерности общественного сознания и художественного мышления, характерные для целого периода историко культурной жизни русского общества.

 

Список научной литературыЗимина, Лариса Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Боград В. Журнал «Современник». С.235.

2. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С.24.226 Там же.-С. 25.

3. См: Материалы учебных книг и хрестоматии, составленных позже Ушинским.

4. См.: Его высокую оценку «Записок охотника» в «Современнике», 1853, 2. С. 68.

5. Подробнее об этом см. в следующем параграфе.

6. Старчевский А.В. Мои воспоминания о Константине Дмитриевиче Ушинском. //Народная школа. 1885, .№1.-С.40.

7. Пыпин А.Н. Несколько воспоминаний. Указ. изд. С. 217-218.

8. Зажурило B.K. Ушинский в Петербурге. Л., 1979. С.91.

9. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 145.

10. Струминский В.Я. Примечания кТ.1 У. «Архива К.Д. Ушинского». М. 1962.-С. 651.244 «Архив К.Д. Ушинского».Т. 1 У. С. 686245 Там же. С.687

11. История русской литературной критики: Учеб. для вузов/ ВВ. Прозоров, 00. Милованова, Е.Г. Елина и др. Под ред. B.B. Прозорова. М.: Высшая шк. 2002. С. 146.

12. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 150.252 Там же. Т. 1.-С.717.253 Там же.

13. Литературный архив. Материалы по истории литер, и обществ, движения. Вып.6. М.-Л 1961.С.167

14. Струминский В.Я. Библиографическая справка о сочинениях К.Д. Ушинского за 1852-1856 гг., не включенных в настоящий том.// Ушинский К.Д. Собр. соч.:В 11т. -Т.1. 1948. С. 718.265 «Архив К.Д. Ушинского». Т. 1У. С.684-685.

15. Старчевский А. Мои воспоминания о Константине Дмитриевиче Ушинском.// Народная школа, 1885, № 1. -С. 53.

16. Зажурило В.К. К.Д. Ушинский в Петербурге. Л., 1979. - С. 30.

17. См. об этом: Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов, РГУ, 1966 и др.

18. См.: Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. Изд-е второе. М., 1982.

19. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981. - С. 161.

20. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. -M.1969.-C.287.

21. См.: «Архив К.Д. Ушинского». Т. 1У, 1962. С. 21-26 и наш комментарий в параграфе 1.2.2.

22. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены?// Полн. собр. соч.: В 15т. Т.УП. С.856.

23. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк). М.,1965. С. ПО.

24. См.: Михельсон В.А. «Путешествие» в русской литературе. Ростов: РГУ, 1974. С. 5.291 Там же.

25. Сетин Ф.И. К.Д. Ушинский как детский писатель. //Советская педагогика, 1974, № 2 С. 61.

26. Некрасов H.A. Поли. Собр. соч. и писем. Т.У 1. М.,1950. С. 262.

27. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 4. С. 174.300Там же.-С. 174-175.

28. Чернышевский Н.Г. Поли. Собр. соч.: В 16 т. M.,1939-1953. Т. 3. с.303.

29. См.: Иванов А.Н. О путевых заметках К.Д. Ушинского во время поездки в Самарскую губернию летом 1861 года. //Доклады на научных конференциях. Ярославский пединститут. Т. 2, вып.1. 1963. С. 93-101.

30. Иванов А.Н. О географических очерках К.Д. Ушинского. //Ушинский К.Д. Поездки по России. С. 26.

31. Ушинский К.Д. Поездки по России. С. 108.311 Там же.

32. Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский. Краткий биографический очерк. СПб., 1881. С. 64.

33. Старчевский А. Мои воспоминания о Константине Дмитриевиче Ушинском.// Народная школа, 1885, № 1. — С. 38-45.

34. См.:Чернышов В. Хронологический список книг, статей и переводов К.Д. Ушинского. 18481870гг.//Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского. -Т.2-Й, дополнительный. СПб., 1913.-С.323-325.

35. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К.Д. Ушинского (1848-1984) /Сост. Андреева Е.П. и др. М., 1985.

36. На переводах Ушинского, сделанных им для детских учебных книг, мы специально остановимся во 2 главе.

37. Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX века и развитие художественного перевода. Л.: Наука, 1985. С.4.

38. Левитов А.И. Соч. М.-Л., 1933. T.2. С.297.334 «Отечественные записки», 1853, № 12, отд. 4. С.36-37.

39. Там же, 1851, № 7, отд. 6. С. 34.

40. См.: «Библиотека для чтения». 1855. Отд. «Иностр. словесность». Май 1-78; июнь-142-224; июль -61-134.339 «Архив К.Д. Ушинского». Т.1У. С. 690.

41. См.: переписку К.Д. Ушинского с А.В. Старчевским: «Народная школа», 1885, № 1. С.42 - 44.

42. См.: Собрания сочинений и отдельные публикации романа в России.

43. См.: «Современник», 1855.№ 8.0тд. «Смесь». С.264. То же: Некрасов Н.А. .Собр. соч. Т.IX. - С.293-294.

44. Там же: С.263 и соответственно - С.292.347 Там же.

45. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1948. Т.П. С. 156.

46. Катарский И. Диккенс в России. С.234.353 «Современник», 1854,№ 2. Отд. «Соврем, записки. Иностранные известия» С. 160. То же: «Архив К.Д. Ушинского». Т. 1 У.-С. 192.

47. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. T.4. С. 503.

48. Михайлов МЛ. Соч.: В 3-х т. M., 1958. Т. 3. С. 71.

49. Старчевский А. Мои воспоминания. С. 42.362 Там же.363 Там же.-С. 40.

50. Иванов-Разумник История русской общественной мысли: В трех томах. T.2. М.,1997. С.155.

51. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1953-1959. Т. 7. С. 339.372 «Морской Сборник», 1856, № 5. Цит. по: Иванов-Разумник. Указ. изд-е. T.2. С.156.

52. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. М.-Л. 1961-1964. Т. 1. -С.212.

53. Собранных, как стало ему известно, E.O. Гугелем, бывшим инспектором Гатчинского института.

54. Подробнее об этом см.: Струминский В .Я. Первые шаги К.Д. Ушинского на педагогическом попри-ще.//Советская педагогика, 1947, № 5.

55. Смирнов В.Б. Больше века назад: Избранные статьи по русской литературе XIX века. Волгоград. 1997.С.174.

56. Измайлов Н.В. Тургенев и круг «Современника»: Неизданные материалы. 1847-1861. М.-Л., Academia. 1930. -С. IX.

57. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. M.-Л.: «Худ. лит-ра», 1964. T.8. С. 525.

58. Старчевский А. Мои воспоминания.//«Народная школа», 1885,№ 1.-С.51.

59. Максимов С.В. Литературные путешествия. M.: Современник. 1986. С. 81.

60. Об этом см.: «Советская педагогика», 1941, № 3. С.73.

61. Русская беседа», 1856. Т. Ш. Смесь С. 8.

62. См.: «Журнал Министерства народного просвещения», 1860,т.1У. С.37.

63. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. T.l. М., 1880. - С. 388.

64. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.2. С. 641.404 Там же.

65. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С. 486-487.41'Там же.-С. 474.

66. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л.: «Наука», 1981 Т. XXI. С. 102.

67. Письма к Л.Н. Модзалевскому.//Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11.-С. 175.42'.Там же.-С. 191-192.

68. См.: «Современник». 1861. № 5, май. Отд. «Совр. обозрение». С 118-146; 1861. № 6, июнь. Отд. «Совр. обозрение». С.291-312; 1861. № 9, сентябрь. Отд. «Совр. обозрение». С.163-174. 413 Там же.-С. 642.

69. Архив К.Д. Ушинского. 1959. Т. 1. С. 71-72.

70. Герцен А.И. Собр. соч. Т.8. С. 118.

71. См.: Ушинский К.Д. Собр. соч. «Примечания» к Т. 3. С.667-668.

72. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.П.- С.399.430 См.: Там же. С.675-677.

73. См.: Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. //Журнал Министерства народного просвещения. 1862. № 3. С.38. То же: Ушинский К.Д. Собр. соч. T.3. - С. 18.

74. Там же. С. 8 и соответственно - С. 589-590.

75. Подробнее о его вкладе в развитие детской литературу мы остановимся в следующем параграфе.

76. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 11т.-Т.2. M.,1953. С.367.

77. Долженко Л.В., Савина Л.Н. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века. :Уч. по-соб. к спецкурсу по детской литературе. Волгоград: «Перемена», 2001. С.20.

78. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.9. С. 418.447 Там же. Т. 10. С. 136.448 Там же. С. 144.

79. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.,1955. С. 167.

80. Тодоров Л.В. Народное и детское чтение в педагогической системе К.Д. Ушинского.//Советская педагогика. 1972,№ 10.-С. 15.458 Там же.-С. 13.

81. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 230-231.

82. Добролюбов Н.А. собр. соч.: В 9 т. М.-Л., 1961-1964. Т. 3. С.483.

83. Чернышевский Н.Г. Полное собр. соч.: В 15 т. M., 1939-1950. Т. 3. С. 626.

84. Подробнее об этом в параграфе 2.2. «К.Д. Ушинский - автор учебных книг.».

85. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 124.

86. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. M., 1978-1985. Т. 16. С. 61.

87. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.4. С. 176.

88. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.2. С.472.

89. Ушинский К.Д. Там же. С. 475.

90. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.5. С. 341.

91. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10 С. 277.503 Там же. Т. 11.-С. 497.

92. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 5. С.18.

93. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 5. С. 32.

94. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 557.

95. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.5. С. 412-419.

96. Свой полный свод сказок и А.Н. Афанасьев никогда не считал годным для детского чтения, поэтому специально отобрал для детей и в 1870 году издал сборник «Русские детские сказки».

97. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т.1. - С. 67.

98. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.6. С. 167.

99. Успенская А.Ф. Русские народные сказки и рассказы К.Д. Ушинского для детей дошкольного возраста. //Ученые записки. Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. T.270, 1964. - С.249.

100. Ср.: «Лиса и журавль»// Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. М., ГИХЛ, 1957. Т. 1. С.49. и «Как аукнется, так и откликнется»// Ушинский К.Д. Собр. соч. - T.6. С. 133.

101. Ушинский К.Д. Собр. соч. T.4. С.235.

102. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. Т. ХУ1. С.302.

103. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С. 216-217.

104. См.: Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 4. С. 416-420.

105. См.: Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. M., 1964. - С. 433-437.

106. Ушинский К.Д- Собр. соч. T.l 1. С. 79.

107. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С. 300.550 Там же.-С. 301.551 Там же.

108. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С. 131.

109. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С. 136-137.563 Там же.-С. 138.564 Там же.-С. 139.

110. См.: Копии рукописных архивных материалов Иллюстрация № 1(три листа).\\ I f Ki >S h1 Pi 'J'4Nif I 5 4f h У чи Vn j i J *дал. -