автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Камал Абуков-критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Абдурагимова, Элеонора Теймуровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Камал Абуков-критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абдурагимова, Элеонора Теймуровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Камал Абуков - критик.

1.1. Критик и время.

1.2. Творческий путь критика.

1.3. Традиции и новаторство критика в области творческого метода и стиля.

1.4. Жанровое многообразие научных работ К. Абукова.

1.4.1. Критическая монография.

1.4.2 Беседа.

1.4.3 Рецензия.

1.4.4 Статья.

Общеисследовательская статья.

Тактико-аналитическая статья.

1.4.5 Творческий портрет в критических произведениях К. Абукова.

Очерк творчества.

Портрет-биография.

Юбилейный портрет.

Портрет-некролог.

1.4.6 Жанр предисловия.

1.4.7 Жанр открытого письма.

Глава II. Вопросы теории литературы в исследованиях Камала Абукова.

2.1. Осмысление проблем межлитературного взаимодействия и культурного взаимообогащения.

2.2. Перевод как важный фактор межкультурного взаимодействия и развития.

2.3. Литературная критика как важный фактор взаимодействия литератур.

2.4. Осмысление проблемы социалистического реализма в литературах Дагестана и Северного Кавказа.

Глава III. Стилевые особенности литературно-критических произведений К. Абукова.

3.1. Соотношение художественности и научности в литературно-критических произведениях К.Абукова.

3.2. Лексико-фразеологические особенности стиля К.Абукова.

3. 3. Приемы стилистического синтаксиса.

Повторение.

Антитеза.

Другие средства речевой выразительности.

3.4. Явление конвергенции в произведениях К.Абукова.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Абдурагимова, Элеонора Теймуровна

Актуальность темы. Актуальность настоящей диссертации связана с изучением наиболее важных проблем современной дагестанской литературной критики, путей ее развития, национального своеобразия, художественных особенностей через восприятие литературоведческих и критических произведений видного дагестанского критика К.Абукова. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего характером, направлением, специфическим местом, занимаемым К. Абуковым в широкой панораме развития литературы Северного Кавказа и Дагестана на стыке двух столетий, тем, что его творчество составляет одно из важных слагаемых национальных культурных традиций, которое неизменно питает российскую литературу.

Актуальность данного исследования заключается также в том, что К.Абуков верно улавливает и объективно оценивает тенденции историко-временного развития разноязычных литератур региона, в котором на родных языках функционируют около 20 литератур. Важна также авторская нацеленность на рассмотрение этнических, во многом родственных литератур как идейно-эстетическую целостность.

Следует отметить и то, что литературная деятельность, общественно-политические и эстетические взгляды К. Абукова привлекают внимание как специалистов-литературоведов, так и историков, философов, социологов и других деятелей гуманитарного профиля.

К. Абуков продолжает традиции классика российской литературной критики В.Г. Белинского, обогащая свои критические произведения новыми качествами и новыми открытиями. Именно в этом проявляется своеобразие критического метода в творчестве К. Абукова, что значительно усиливает интерес к его творчеству как к художественному феномену в современной дагестанской литературной критике.

Критика К. Абукова сочетает в себе эстетические и воспитательные особенности. В силу этого возрастает его научная и общественно-культурная значимость. Актуальность данного исследования научного творчества К. Абукова обусловливается также недостаточной изученностью критических и теоретических работ К. Абукова в дагестанском литературоведении.

Цель и задачи исследования заключаются в необходимости показать развитие современной дагестанской литературной критики, начиная с 60-х годов - периода «оттепели» до современного состояния, и новации в творчестве К. Абукова. На основании всестороннего изучения и анализа научных работ К. Абукова дается общее представление о творчестве критика и его художественно-изобразительных особенностях.

Цель работы заключается в рассмотрении идейно-тематического, жанрового и художественного своеобразия литературоведческих и критических работ К.Абукова, осмыслении роли научного творчества дагестанского исследователя в системе общественного сознания, эстетики критического мышления.

Особый интерес представляет изучение стилистики научных работ К. Абукова, структуры его критических произведений, образности и различных средств эстетического воплощения замысла.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые вводится в научный оборот творчество К.Абукова как критика и литературоведа и в полученных выводах и положениях. Работа не претендует на полный анализ творчества К. Абукова в связи с его обширностью, в ней, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы и достижения других исследователей дагестанской литературы, делается попытка наиболее полно представить и обобщить художественное своеобразие его научного творчества.

Следует отметить, что до сих пор данная проблема не была предметом специального монографического исследования. Многожанровое и емкое творчество Камала Абукова по сей день не осмыслено глубоко и полно. Га-зетно-журнальные статьи С. Акбиева, 3. Акавова, Г. Гамзатова, А. Вагидова, М. Гасанова и других носят, по сути, юбилейный характер. В них дается лишь характеристика отдельных работ К. Абукова на уровне констатации тех или иных достижений.

Методологической основой диссертации послужили принципы и положения, содержащиеся в трудах Н. Конрада, классиков русской литературной критики М. Пархоменко, Ю.Суровцева, Р. Бикмухаметова, Р. Юсуфова, М. Борбугулова, М. Бушмина, ведущих региональных исследователей С-М. Акбиева, 3. Акавова, А.Вагидова, К. Султанова, Ш. Мазанаева и др.

Автор также опирается на 2-хтомник «Истории дагестанской советской литературы», 6-титомник «Истории советской многонациональной литературы», на коллективные труды «История советской литературы: новый взгляд» 1 и 2 части. М.,: Наука, 1990, и т.д.

В качестве метода исследования использовался традиционный исторический подход к динамике литературного процесса, а при анализе текстов К. Абукова - традиционная методика, основы которой заложены русским литературоведением, в частности, В.В.Виноградовым, В.М.Жирмунским, Б.В.Томашевским, Б.М.Эйхенбаумом, а также принципы анализа художественного текста, разработанные Ю.М.Лотманом.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Исследование достижений дагестанской литературной критики является само по себе решением актуальной литературоведческой проблемы. Осмысление специфики творчества К. Абукова как составной части всей современной дагестанской и северокавказской литературы обусловлено необходимостью создания обобщающих литературоведческих исследований, в чем и состоит теоретическое значение работы.

Практическое значение работы прежде всего заключается в том, что основные научные результаты работы имеют большое значение для изучения критических и литературоведческих работ остальных дагестанских критиков, изучения путей развития критического метода в литературной критике Дагестана.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по особенностям научного творчества К. Абукова, а также при изучении дагестанской литературы в педагогических институтах и училищах.

Исследование может быть использовано в методических разработках и указаниях, при проведении внеклассных мероприятий, литературных вечеров, а также в повседневной культурно-воспитательной деятельности работников сферы образования.

Высказанные в работе мысли и положения и введенный в научный оборот фактический материал могут послужить материалом для дополнительного исследования творчества отдельных дагестанских критиков.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры литературы ДГПУ. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в периодической печати.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Камал Абуков-критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа"

Работы последних лет убеждают в том, что критика все свободнее чув ствует себя в поле многонациональной и мировой литературы. Все яснее по нимается, что исследованию современной литературы мешает дробность, мешает отсутствие анализа ее явлений под углом зрения синтезирующих тенденций, характерных для большого исторического времени. Заново осоз нано, что традиции и новаторство надо выводить исходя из больших вели чин, как сказали бы математики. В обращение введены факты, свидетельст вующие о напряженном духовном взаимообмене между различными литера турами. Все дальше критика уходит от «ярлыкового» отношения к сложным, не всегда укладывающимся в привычные формулы явлениям.Стремление писать о действительности, глубоко погружаясь в ее сего дняшний день и в то же время возводя изображенное в высшую степень ху дожественного обобщения, - осознанная Камалом Абуковым тенденция раз вития современной литературы.Осмысление всего творчества К.Абукова, исследование его с точки зрения тематической и жанрово-видовой системы, позволяет нам утверждать, что идейно-художественное своеобразие его чрезвычайно богато и многооб разно. Трудно найти публицистический жанр, к которому бы он не обратил ся.В его научно-критическом творчестве представлены традиционные жанры критики: критическая монография, рецензия, обзор, беседа, общеис следовательская статья, тактико-аналитическая статья и др.Такая жанрово-видовая система придает творчеству Камала Абукова масштабность и значительность, свидетельствует о том, что в его творчестве гармонически сочетаются верность традициям и новаторские поиски. Все это многообразие вместе с творчеством критика вошло и в национальную худо жественную систему, обогащая её и расширяя её границы. Критик, литературовед и публицист К.Абуков на творческой практике доказал, что заинтере сованное, неравнодушное отношение к будущности национальной литерату ры является непременным условием создания талантливых научных работ.Изучение творчества К. Абукова, которое является сложным и акту альным, привело нас к следующим выводам: • Как теоретик национальных литератур К.Абуков проявил себя, вы явив формы, способы, типы и проявления взаимного сотворчества или родст ва в сфере национальных литератур, отвергнув название «младописьменные» применительно к национальным литературам, предложив именование «ново письменные», разработав теорию становления и ускоренного развития лите ратур Дагестана и Северного Кавказа и др.• Творчество К.Абукова как литературоведа включает в себя такие актуальные вопросы, как национальное и интернациональное, под кото рым ученый понимает общечеловеческое, характерное как для дагестанцев, так и других северокавказских национальностей, метод социалистического реализма в дагестанской литературе, изучению которого литературовед посвятил несколько десятилетий (60-80-е годы), результатом которого стал анализ всех позитивных и негативных черт данного метода в проекции на на циональные литературы, проблема теории и культуры перевода в Даге стане, разностороннее и глубокое исследование которой К.Абуков продол жает до сих пор в связи с неослабевающей актуальностью и важностью во проса, межлитературное взаимодействие и культурное взаимообогаще ние, где, в первую очередь, рассматривается влияние русской национальной культуры на северокавказскую литературу вообще и дагестанскую в частно сти, литературная критика в Дагестане, где К.Абуковым формулируются основные обязанности критика, и которая, по мнению ученого, является важным фактором взаимодействия литератур.• Творчество К.Абукова-критика - многожанрово и полифонично.• Научные работы К.Абукова отличает строгое следование канонам литературно-критических жанров; • Статьям ученого свойственны органичное построение и классиче ская завершенность.• К. Абуков при написании научных исследований не изменяет при званию писателя, его работы отличает высокая художественность. Когда он пишет художественные произведения, в нем продолжает жить критик, добы тое в литературоведческих и искусствоведческих изысканиях претворяется в образы, питает их, и наоборот — художественное творчество служит горни лом, в котором выплавляются, осмысливаются философские, этические и эс тетические идеи, которые затем находят более четкое и определенное выра жение в статьях о литературе.• Критика К.Абукова отличается высоким уровнем словесной изобра зительности, свободным использованием образных средств. Писатель-критик прибегает к поэтической многозначности и интерпретации, движение мысли осуществляется у него нередко по принципу ассоциаций, вытесняя строгую логику доказательств, яркая метафора, меткий афоризм нередко заменяют пространную цепь аргументированных рассуждений.• Стилевая палитра К.Абукова постоянно обогащается арсеналом приемов, испытанных и принятых в его художественном творчестве. Не слу чайно, что такое большое место в критике писателя занимают жанровые формы "пограничного" типа, требующие в равной мере как логического рас суждения, так и образного обобщения: литературный портрет, эссе, критиче ский диалог и т.д.• Сложное взаимопроникновение логического и образного, научного и поэтического в творческой системе К.Абукова приводит к тому, что стиле вые границы между критической работой и художественным текстом значи тельно размываются и возникает органический синтез тех и других начал.• Лексико-фразеологические особенности стиля К.Абукова заключа ются в использовании основного лексического фонда русского языка, яв ляющегося языком межнационального общения, в определенной терминоло гии, в использовании оригинальных эпитетов, гипербол, литот, приемов оли цетворения, метафор и прочих троп.Основной вклад К.Абукова в родное национальное литературоведение заключается в следующем: • инициирование критиком литературно-творческих дискуссий, от крытых писем, круглых столов для художественной интеллигенции с целью активного влияния на литературный процесс в республике; • продолжительное изучение процессов, влияющих на национальные литературы (арабская литература, русская культура, соцреализм, «оттепель»,

перестройка);

• глубокое и всестороннее исследование творчества Расула Гамзатова, с акцентом на его деятельность как прозаика; • развитие жанра творческого портрета в дагестанской критике (ос мысление литературного опыта К.Кулиева, Э.Капиева, Ч.Айтматова, А.Абу Бакара, М.Атабаева и др.) • активные выступления в прессе по самым актуальным вопросам ли тературной ситуации, современном состоянии и перспективах развития даге станской литературы в системе взаимосвязей и культурного взаимодействия.Таким образом, можно с большой долей достоверности заявить, что персона К.Абукова - одного из самых активных критиков дагестанской лите ратуры прошлого и нынешнего веков, является важной составной частью ли тературно-художественного процесса России.

 

Список научной литературыАбдурагимова, Элеонора Теймуровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971. -С. 101

2. Абуков К.И. Вступительная статья. //Литература Дагестана и жизнь: Сборник. (Сост. Камал Абуков). Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1992. — С.З

3. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологич. наук.- Махачкала, 1993. С. 47.

4. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992 - С. 50.

5. Ахмедов С. На пути к зрелости. //Литература Дагестана и жизнь: Сборник. (Сост. Камал Абуков). Махач кала,Даг.кн.изд-во, 1992,- С. 16

6. Луначарский А. В. Русская литература. Избранные статьи. М, 1947. - С. 38.

7. Бельчиков Н. Ф. Литературная критика и ее жанр. //На литературном посту. 1928. - № 17. - С. 394 Там же. С.44.

8. Виноградов В.В. О задачах истории русского литературного языка, преимущественно XVII XIX вв. - М., 1946.-С.225

9. Назаревич А. В мире горской народной сказки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - С. 199.

10. Абдрашитов Б. М. Учитесь мыслить нестандартно. М., 1996.

11. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.

12. Агаев А.Г. Дорогу авторизированному переводу // Литературная газета.- 1960. 27 сентября.

13. Агаев А.Г. Многообразие, единство, взаимообогащение. // Из всех родников. Взаимное обогащение возрожденных культур. — Махачкала: Дагкнигоиздат,1977.

14. Агаев А.Г. Некоторые вопросы языка и литературы советских народностей. // Сборник научных сообщений. Махачкала: ДГУ, 1967.

15. Агаев А.Г. О национальном эгоизме и национальных чувствах. // Сб. Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

16. Агзамов Ф. И. Журналистское расследование активности личности." Казань, 1989.

17. Акавов 3. Слово о Камале Абукове. //Дагестанская правда. -1998. -24 февраля.

18. Акавов З.Н. Нравственные истоки. — Махачкала: Дагкнигоиздат,1978.

19. Акавов З.Н. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе конца XIX начала XX веков. // Сб. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973.

20. Акбиев С.Х. С него спрос особый // Подвижники духа. — Махачкала: Даг. книж. изд-во, 2000.

21. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л.: Худ. лит.,1979.

22. Аласдер Грей. Бедные-несчастные. М.: БСГ-Пресс, 1992.

23. Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980.

24. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X XV вв. в отечественной исторической науке. - Черкесск, 1992.

25. Алиев С. Слово, испытанное веками. Махачкала, Дагкнигоиз-дат, 1989.

26. Альтшулер Г. С. Творчество как точная наука.- М., 1973.

27. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1988.

28. Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.

29. Андреев Г. М. Основы теории литературно-художественного произведения. Минск, 1993.

30. Андреева Г. М. Психология социального познания.- М., 1997.

31. Андреева К. А. Функционально-семантические типы текстов. -Тюмень, 1989.

32. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики.-Саранск, 1996.

33. Арутюнов Л. Интернационализм и взаимообогащение литератур. // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1981.

34. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания. // Национальное и интернациональное в советской литературе. М.: Наука, 1971.

35. Ахмедов С. На пути к зрелости. // Сб. Литература Дагестана и жизнь: (Сост. Камал Абуков). Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992.

36. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературнохудожественная критика. М.: Высшая школа, 1982. «

37. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

38. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972;

39. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

40. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986;

41. Бекасов Д. Г. Газетные жанры. М., 1971;

42. Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М., 1989.

43. Бельчиков Н. Ф. Литературная критика и ее жанр. // На литературном посту. 1928.- №17.

44. Беневоленская Т. А. Портрет современника: очерк в газете. М., 1983.

45. Бибиков П. А. О литературной деятельности Н. А. Добролюбова. СПб., 1862.

46. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

47. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. пис., 1983.

48. Бикмухаметов Р. От изучения особенностей к исследованию закономерностей. // Вопросы литературы. - М., 1965. - №8.

49. Биск И. Я. Введение в писательское мастерство историка: Литературная форма исторического труда. Иваново, 1996.

50. Блисковский Э. Д. Муки заголовка. М., 1981.

51. Богоявленская Д. Б Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

52. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981;

53. Борбугулов М. Единство национального и интернационального. -М.: Сов.пис., 1979.

54. Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. М., 1982.

55. Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976.

56. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.

57. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975.

58. Вагидов A.M. Камал Абуков: Опыт творческого портрета. — Махачкала: ИПЦДГУ, 2000.

59. Вайнрах У. Языковые контакты. Киев, 1997 -127 с.

60. Вайнцваг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1980.

61. Вартазарян С. Р. От знака к образу. Ереван, 1973.

62. Варустин JI. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.

63. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.

64. Виноградов В.В. О задачах истории русского литературного языка, преимущественно XVII XIX вв. - М., 1946. - 225 с.

65. Власов В. И. Газетные жанры. М., 1971.

66. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. -М., 1978.

67. Волкова Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., 1976.

68. Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.

69. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

70. Гамзатов Г. Г. Дагестан: историко-литературный процесс: вопросы истории, теории, методологии. — Махачкала, 1990.

71. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. — Махачкала, 1978.

72. Гамзатов Р. Навстречу современности. // Сб. Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

73. Гамзатов. Г. Камал Абуков как зеркало дагестанской литературы. //Литературный Дагестан. 2003. - №10. - 13 мая.

74. Гасанов М. Одержимость. (О книге К. Абукова «На посту») // Литературный Дагестан. 1980. - 333 с.

75. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Сов.пис., 1988.

76. Гинзбург Jl. Я. О психологической прозе. Л., 1977.

77. Гливенко И. И. Поэтическое изображение и реальная действительность. М., 1929.

78. Глушков Н. Очерковые формы в современной литературе. Ростов н/Д., 1969.

79. Горбунов А, П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983.

80. Гордович К. Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994.

81. Грановская Р. М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

82. Гребенина А. М. Обзор печати. М., 1980.

83. Гребнев А. В. Газета: организация работы редакции. М., 1974.

84. Григорьев Б. В. Структура логической интерпретации. М., 1996.

85. Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979.

86. Громов Е. С. Художественное творчество. М., 1970.

87. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987. Гусев Ю. А. Познание и творчество. М., 1987.

88. Гуревич С. М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.

89. Гусейнаев А. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу. // Сб. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала: Изд. Даг. филиала АН СССР, 1969. - 174 с.

90. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4-х т. М.: ACT, 2000 - Т.4.

91. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.

92. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

93. Димнет Э. Искусство думать. М., 1997.

94. Дмитровский А.З. Жанр литературного портрета в критике Луначарского. // Жанр и композиции литературного произведения. Калининград, 1976. - Вып. 3.

95. Долинин К. А. Интерпретация текста. М., 1985.

96. Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинев, 1990.

97. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.

98. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

99. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л., 1977.

100. Здоровега В. И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989.

101. Иванов В.,Михайловская Н., Панькин В. Язык великого братства. М.: Знание, 1986. — 122 с.

102. Исагулов 3. И. Воображение и его роль в литературно-художественном творчестве. Алма-Ата, 1971.

103. Калачева С. В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. М., 1973.

104. Калачинский А. В. Аргументация публицистического текста.-Владивосток, 1989.

105. Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1980.

106. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1962.

107. Кармин А. С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1969.

108. Кашафутдинов М. С. Логика и образ в публицистике. Казань, 1973.

109. Киричек П. Н. Публицистика и политология: природа альянса.Саранск, 1995.

110. Кожинов B.B. Сюжет, фабула, композиция. М., 1964.

111. Кожурова Н. С. Сущность и структура публицистического образа (гносеологический анализ): Автореф. канд. лис. Свердловск, 1985.

112. Колосов Г. В Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие. М., 1977.

113. Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.

114. Конрад Н. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.

115. Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

116. Крикунов Ю. А. Проблемы характера в очерке. Алма-Ата, 1966.

117. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997.

118. Ламиет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.

119. Латушкин С. Д., Рубцов В.В. Креативная функция сознания. М., 1988.

120. Левитан Л. С., Цилевиг Л.М. Сюжет и идея. Рига, 1973.

121. Левчук Л. Т. Психоанализ и художественное творчество. Киев, 1980.

122. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

123. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

124. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Русская литература. М., 1968. - № 4.

125. Ломидзе Г. В поисках нового. М.: Сов.пис., 1963.

126. Ломидзе Г. Единство и многообразие. Вопросы национальной специфики советской литературы. М.: Сов. пис. - 1960.

127. Ломидзе Г. Интернациональное и национальное в советской культуре //Эстетика сегодня. Актуальные проблемы. М.: Искусство, 1968.

128. Ломидзе Г. Методологические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур. М.: изд. АН СССР, 1963.

129. Лотман Ю. M. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964.

130. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Наука, 1972.

131. Лукин Ю.П. Идеология и художественная литература. М.: Наука, 1982.

132. Луначарский А. В. Русская литература. Избранные статьи. М.: Худ. лит., 1947.

133. Любославский Г. Монография. // Энциклопедический словарь / Брокгауз и Ефрон. СПб., 1900. - Т. 30, кн. 60.

134. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Каталаксия, 1993.

135. Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979.

136. Мамардашвили М. К. Стрела познания: Набросок естествен-ноисторической гносеологии. М., 1996.

137. Марков Д. О некоторых вопросах социалистического реализма. // Вопросы литературы. 1988. - №3.

138. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. — М.: Худ.лит., 1975.

139. Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1994.

140. Мордухович. В. Густав Шпет: некролог как жанр письма. // Логос. №2.

141. Музаев Н. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный, 1963.

142. Мустафин Р. Национальная форма и взаимодействие национальных литератур. Баку - Элм, 1989.

143. Назаревич А. В мире горской народной сказки. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962.

144. Назаревич А., Магомедов Б. Поэтическое наследие горцев и его роль в становлении советской дагестанской литературы. // Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

145. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.: Худ. лит., 1974.

146. Новиков В. Советская литература на современном этапе. М.: Худ. лит., 1974.

147. Овчаренко А. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Сов.пис., 1968.

148. Плукш П.И. Формирование и развитие социалистического реализма. —М., 1973.

149. Рат-Вег Иштван. Комедия книги. М.: БСГ-Пресс, 1999.

150. Рюриков Б. С. Основные проблемы советской литературной критики.- М., 1954.

151. Современная литературно-художественная критика. Актуальные проблемы. Л., 1975.

152. Стадников Г.В. Семантика слова в литературной критике писателя.// Материалы международной конференции «Языковая семантика и образ мира». Казань.- 1997. - 7-10 октября.

153. Султанов К. Контексты родства / Типология характера: общее и особенное //Единство. Вып.4. М., 1982.

154. Султанов К. Этюды о литературах Дагестана. М.:Сов. пис., 1978.

155. Султанов Каз. Достоинство слова. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.

156. Султанов Каз. По законам художественности. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1979.

157. Султанов Каз. Преемственность и обновление. М.: Знание, 1985.

158. Суровцев Ю. Необходимость диалектики. М.: Худ. лит., 1982.

159. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — M.: Аспект Пресс, 2000.

160. Фадеев А. Стихи Расула Гамзатова (1953) //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: Даг. книж. изд-во, 1973.

161. Храпченко Б.М. Горизонты художественного образа. M., 1982.

162. Храпченко Б.М. Поэтика, стилистики, теория литературы. //Страницы истории русской литературы. М.,1971. - С.414 - 421.

163. Храпченко Б.М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.:Сов.пис., 1970.

164. Храпченко Б.М. Типологическое изучение литературы и его принципы. // Сб. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

165. Храпченко Б.М. Художественное творчество, действительность, человек. М.:Сов.пис., 1976.

166. Чудакова М.О. Роль русского языка в развитии младописьменных литератур. // Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур.-М., 1961.

167. Ширванова Э.Н. Проблема литературного наследия народов Дагестана в критической и литературоведческой деятельности А.Г. Агае-ва: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала, 1998.

168. Эйхенбаум Б. О прозе. JL: Худ.лит., 1975.

169. Юсупов Р. Дагестан и русская литература. — М.: Наука, 1964.

170. Юсуфов Р.Ф. Расцвет национальных литератур и обогащение общесоветской художественной традиции. // Единство, рожденное в борьбе и труде. М., 1972.ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: I. Монографии и сборники

171. Абуков К.И. 70 лет. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1993.-24 с.

172. Абуков К.И. Любовь благодарная. Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. — 120 с.

173. Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов соц. реализма в дагестанской литературе. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1976. — 174 с.

174. Абуков К.И. На посту. Литературно-критич. статьи, рецензии, штрихи к портретам. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1979. 156 с.

175. Абуков К.И. Поэзия Р. Гамзатова в контексте нравственных исканий XX столетия. (Некоторые аспекты творческого портрета). Махачкала, 1993. - 256 с.

176. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. - 198 с.

177. Абуков К.И. Слово о Расуле Гамзатове. — Махачкала: Даг.книж.изд-во, 1973. 80 с.

178. Абуков К.И. Ступени роста. М: Советская Россия, 1982. - 160 с.

179. Абуков К.И. У костра, зажженного М. Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многообразия дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 269 с.1.. Публикации в периодике

180. Абуков К.И. Бывший лидер: каким он запомнился?// Дагестанская правда. 1998. - 28 октября.

181. Абуков К.И. Вечные голоса земли.// Литературное обозрение. — 1976. №7.

182. Абуков К.И. Своя песня. // Дон. 1972. - №7.

183. Абуков К.И. Словно ореховое дерево. // Еженедельная газета писателей России. 2001. - №12 - 23 марта.

184. Абуков К.И. Уроки Эффенди Капиева. // Дружба народов. 1970. - №8.

185. Абуков К.И. Что посеешь. // Литературная Россия. 1989. - 1 сентября.

186. Абуков К.И. Чтобы горы не заслоняли мир. // Литературная Россия. 1974. - 29 марта.

187. Абуков К.И. Поэты Северного Кавказа. // Вопросы литературы.1972.-№9.

188. Абуков К.И. Представляя державу в целом. // Дон. 1976. - №3.

189. Абуков К.И. Пространство судьбы. // Литературная Россия. -1991.-13 декабря.

190. Абуков К.И. От песен ашугов к романам.//Дон. - 1972.-№11

191. Абуков К.И. Пора зрелых плодов. // Литературное обозрение.1973.- №10.

192. Абуков К.И. Поэзия борьбы и труда. // Литературная Россия. -1988. -18 ноября.

193. Абуков К.И. Дагестанская поэзия: утренние восторги и вечерние раздумья. // Махачкалинские известия. 2000. - №25-26. - 23 июня.

194. Абуков К.И. За локоть его никто не водил. // Махачкалинские известия. 2002. - №31-26 июля.

195. Абуков К.И. Качество и никаких оговорок! // Советский Дагестан. - 1975.- №2.

196. Абуков К.И. На пути единства и расцвета. // Вопросы литературы. 1970.-№10.

197. Абуков К.И. Не винить ни коня, ни дорогу. // Дагестанская правда. 1991.-1 августа.

198. Абуков К.И. Куда несет нас рок событий. // Правда. 1990. - 27 сент.

199. Абуков К.И. Мир Чингиза Айтматова. // Дагестанская правда. -1991.-1 августа.

200. Абуков К.И. Вокруг больного зуба. // Литературная Россия. -1968. 23 авг.

201. Абуков К.И. Время зрелой работы. // Сб. Из всех родников, Махачкала: Даг.кн.издат., 1976.

202. I. Квалификационные работы

203. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971.- 190 с.

204. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологических наук. Махачкала, 1993. - 103 с.