автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Казахское кино 80-х годов, проблемы и поиски (На материале игрового кино)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гурьева, Полина Герасимовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
Автореферат по искусствоведению на тему 'Казахское кино 80-х годов, проблемы и поиски (На материале игрового кино)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Казахское кино 80-х годов, проблемы и поиски (На материале игрового кино)"

ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТШТ ЮШЕЛТОГРАШ ИМЕН!! С. А. ГЕРАСИМ ODA

На правах рукописи УДК 791.43(574)

ГУРЬЕВА Галина Горасмыовма

казахское що 80-х годсз. прсблечы к пенсии.

(На и-аториало кгрогэго ;::то> СпС15?ЛЛ!>Н0СУЬ 17,00.03. - иииоискусстоо и

?оя<2Т1Д eiisM

А агора фора?

дисеоргации на сояскан;г CTPn.jtßi кандидата иопусотео.еодси'ля

rffY-ip ^ ,,

Риск)та ик:олпв1!л во Всесоюзной государственном ордена Трудового Кппсюхх? Епакек: икс г:: ту то к12-вг.атогр2г?>1П! к.:; С.А.Герасимова

КаучшЯ руководитель - кандидат искусствоведения Исаеза К.М;

О^'.даалышо оппоненты - доктор искусствоведения Баскаков В0Е

- уандддат пскусствоаздешя Граишь кова К.Н.

Ведувдя организация - Институт литературы к искусства ш; !/..С.Ауэ?ова ЛН Казахстана.

Защита состоится "2,9" X®2 года в часов

гл заседгиата специализированного совета при Всесоюзном государственном ордена Трудового Краевого Знамени шютктуте кинематографии гол; С.А¿Герасимова;

Адрес: Москва, 129226, ул..Вильгельма Пика, 3, ЩТК.4

■ С дьссертагшей иодно ознакомиться в библиотеке института;

Отзывы просим присылать по адресу: Москва, 129226, ул.* Вяль-гсльш Пика, 3, ЗГЖ, учебная часть.'

Автореферат разослан " ^ " ОД 1592 года.

УчешД секретарь спецкалкзи-рованвого совата кандидат искусствоведения

Т.В.Яковлева

/'ид | - 3 -

' I

. .,,;г.|Дктуальность темы диссертации.История казахского кичо до-

мало освещена в киноведческой литераторе. Наиболее серьез ным исследованием этой темы является книга К. Си .«¡но па н;{имоис-скусство советсякого Казахстана", вьгзедаая в 1966 году в нзда-тельстве "Казахстан", Вторач книга - "Лскусство, рожденное дружбой", написанная А. Федулиной и У. Резниковы«,вьола в спет в 1972году в БЛСК. Сборник " Очерки истории казахского кино"был издан в Алма-Ате в5980 году, а брозвра Т. Коааратовой "Кино Казахстана" издана"Союзинформкино" в 1961 году. Скудость ис с л упований по данной темеа и полное отсутствие тбот, .юс пяченных последняя десятилетие, когда в казахской кинеттогр^фо начали происходить значительные позитивные сдвиги, к привлекли вникание автора к теме.

Настоящей работа предполагает пов!*й нетрадиционный взгляд на историю казахского кинематографа.

Цельо работы является стремление показать, как в середине 60-х годов в ¡{азахстзН'Э юявалось подлинное кинс;!с:<у< отво, в го время как все предшествуют«? годы соудестплялясь л-.гль отдельную подступы к овладение кинематографом кчк искусством. И члд-э воа-Г0 ЭТО Происходило ЛИЛЬ на урогмэ ОСВч."!Г.1Я КИКОПрОНЭБОДСТИОМ.

У ¡казахского народч кинемптггрчф долгое яр.^мя но вписывался в традиционную национальную культуру. Видимо, поэтому так ш:лго лкдей приходило п кино ¡Саяахстанл 1»о стороны. '1 только сейчас кинематограф вошел в культуру народи, стал неотъемлемой его частью.Разумеется, в процессе развития и лтяновлення кинопроизво детва пороп возникали интересные творческие находки в отдельных ф1льмах. Но г>ги частные удачи не могут расцениваться как свидетельства возникновения высокого кинематографического искусства в одной из самых болыанх республик стран«. Лишь появление в конце 80-х годов целой группы фильмов - разных по жанру, гитсриалу,

стилистике, ко объединенных одним признаком - подлинной художест венностыо - можно считать свидетельством возникновения в Казахстане настоящего киноискусства. Все предшествующее лишь долгий путь к его рождений, путь, не всегда ведущий вперед, путь с боль лими отступлениями в сторону и назад. Таким образом, в основу яв концепции развития казахского кино положен эстетический критерий.

Возникновение произведений подлинного искусства в совреиеин ном Казахстане оказалось внезапным, подобным некоему взрыву, виз ьанноиу в значительной степени внешними по отношению к преакецу казахскому кинематографу влияниями. И главными участниками этого взрыга жугт^пжгггтггятв.ючрт.итст^ ОКаЗЭЛИСЬ ыолодыв кинэмзт0г-рафисты, чье явление в «изни казахского кино было справедливо названо "новой волной".

■ Диссертация не претендует на всеохватное исследование про цесса развития казахского кинематографа. В привлечении конкретно го материала автор ограничился лишь явлениями казахского игрового кино, оставив за пределами исследования все прочие виды

кинематографа, развивающиеся по своим особым законам.

Актуальность работы обусловпена возрастающим самосознанием

народов нашей страны, и соответственно интересом к процессу развития культуры народов Казахстана, неотъемлемой составной частью

низни которых является кинематограф.

Объектом работы является казахский кинематограф 80-х годов

Рассматривая различные аспекты исторического развития казахского кино, автор касается следующих проблем:I) Проблема взаимоотношений и взаимозаменяемости понятий кинематограф и киноискусство; 2) Проблема синтеза национального и общечеловеческого в современ ном киноискусстве; 3) Проблема взои>-' -'эн кинопроцесса с политическими событиями в государстве; 4> проблема развития национал) ноге кинемааографа в современную эпоху.

Материалом доследования являэтсяГй?ненатогроф Казахстана, В работе рассмотривеотся ленты представителей рллчюс поколений казахских кинематографистов, однако, основой является исследование казахстанского кинопроцесса в 80-е годи. Особое внишшка уделяется фильмам "новой волны" казахского кино, покч эяе не исследовании« в киноведческой литературе.

Е&тодологичоской и теоретической основой работы явдяптся положэиня, разработанные о трудах отечественных исслодорлтодоЯ-философов, искусствовэдов, литературоведов, ксториков ц теоретиков кчне, а которых рассштриБДОГсл вопросы теорнестга, ст-цггфякы искусства вообще и кинематографа а частности, осоЯенио проблем национального кнноксяусстгл. Поскольку о совре^энкоы ккнвиатогрифо Казахстана г »шетояпое орекя еяв 'у.щиызнталь-ной литературы, автор привлаге больаоэ количество статей и рецензий, опубликованных в периодической печати.

Конкретные задачи дкссертецря в тоа, чтобы:

- покъзать с новой гочкя зрэкдя процесс роодеьлл кязахеао-го кинекатографа;

- рассмотреть связи казахского Ешзштогрзфа с обавистора-чосшса ккнопроцвссом и обшвствзнно-пелитической обстановкой в стране;

- выявить исторические н кулыуриде предпосылка возникновения "новой волны", как явления подлешно ¡«ц^онаяького искусства в Казахстане;

- раскрыть основные тенденции раз питая со сроенного ¡;ал адского кинематографа;

- освогнть разные аспекты взшаюотиопеш!^ национального я обтечоловечсояого в киноискусство.

Няучиая новизна работы в том, что здесь вдорьуо рассматривается процесс развитая казахского кмнецаюграфа в 80-е годи, ознаменовавшиеся появление« "новой солнц". При этой в дглиоы исследовании заявлен новий подход к освеиемго кшюыатогрсфгчсс-кого процесса.

Пг-актическля епачгуосуь работи б vom, что собранней авто-рои фактический im срам кокет послуаить сродиосиякоЙ для целостного иэуч0:ииг истории казахского юяю с ношх тооретичес-*ия.и ыетодологических позиций.

Настояаея работа иокот помочь в более глубокой пошнкшни худозесггвздшо-эстогнчсскда; и цдойно-пэлитстсскйх истоков нового казахского киноискусства.

Лдои и осиовнш пояоггания диссертации d процессе ос подготовки прогиш апробацка в ряде выступлений перед праподаште-дяая Уральского педаго плоско го шетитута н пород обкествон-носуь© города Уральска. Некоторое положения диссертации нелли отражение в четырех публикациях в печати.

Структура nt:cc<iT>T&m:n. Диссертация состоит из "Введения", ч&тирзх глав, "Заяявдешш", "Библиографии" п "Фксьиографии".

содвзднив дш^идщш

Во Ввадзшга разъясняется актуальность выбранной для исследования To&ii, определяется ее цель и задачи, дается характеристика ыэтода, исследования, обоснование теоретической значимости и практической ценности исследования.

"Историчские аспекта развития казахского кино"

ü первой . главе актор обршааегся к истории казахского ки-

неттографа. Раеск&зывае? о первых лентах, снятых на казахском материале. Автор оспаривает традиционно слояикувся точку зрения, будто бы первый кизаясккы «ильном бтс. картина "Аызнгель-

- 7 -

ды", поставленная в 1939 году.

Автор утверждает, что не стал первенец казахского киноискусства н фильм "Песни Абал", поставленный на Алыа-ЛтннсясЯ студии художественных и хроникальных фильмов в 1945 г. Этот, достаточно слабый по своим художественным достоинства«, фильм только спидстельствоивл о налаживании а республика кинопроизводства.

Автор разделяет понятия кинопроизводства, корздко и»эиуо-иого юшецатографом, и киноискусстса. Под Егкноироиэ ведет вой (ки-изеттографон) понимается наличие определенной гатяриальной базы и достаточно подготовленных профессиональных кадров, сада гл автор откосит н тс фильыы, которые создаются d республика, ир пока ese но является по своэцу худогестгенному гаччетгу /а-ЛеШДОЗД подлинного искусС?ЕЗ.

Ответив ро кость и кауклвкесть персах карга« казахского п:-1рпроизводстр»стано0лсшго которого пртлось на счзни сложил? для пссго сокгского rati.o nomeBoeHHsá' период, оатср гонор:!?, что отсутствие, в филыяис глубкиних, клзкзнно ежных проблем np:s национальной колорите на урошэ оргиА-'ектажашг но ¡.-огло породить подлинно национального киноискусства.

В концо 50-х и СО-о года, хсрзэтсризуиаиссп epcokibj уровнем dcox форм обсесггенкиго сознания л еграно, происходит подъем и в советском киноискусстса. Но ovo? процесс голо отразился на казахском кинематографов рзэпо что тесноо стала согаг> кппега» тографястоп с литератора: :к. Несколько поп^силсп уровень пртйс-сионального регязл* киноработников псэх зпеньоп» начинает попп-ляться uoei;¡5, dor.ao ооотгзтстсуз::нп ссоому врг^эш гарей.

Казахское кино пытаетеч оссоитг» uotvs чаял п ?г!пт~г. Покс-ляитсл $:uiwj о войно, окрлимзируотся опоз, псгс-дпсгсл дстсга'Г.

кинематограф. Кинематографисты уже не акцентируют свое внимание на внесшей событийной стороне фильма, & пытаются показать духовные искгния своих героев. Тем не менее, рождение подлинного национального искусства все-таки не происходит. Лишь в некоторых картинах, таких как "Сказ о матери", "Песнь о Наииук" проявляются элементы подлинного актерского искусства, но их ясно недостаточно для полноценного кинематографического проиэ-

е8дзш1я.

В этот те период внутр! студии поя&яяэтся разногласия по вопросу о том, какое кино можно считать национальным. Делаются попытки подеаизь фильмы на казахские н неказахские, где критерием становится национальная принадлежность создателей фильма^

В условиях роста национального самосознания неудивительно обращение казахских кинематографистов к э ичесюш произведениям своего народа. Появляются такие картины кок "Поэма о иобви" (1954, сценарий Г.Мусрепова, постановка Ш.Айманова и К.Гаккеля)?Безбородкй обманщик" (1964 г., сценарий Л.Варшавского и Ж.Айканова,постановка Ш.Айманова); "Кыз-Шибек" (1970 г., сценар!й Г.Цусрепова, постановка С.Ходзшкова). Ш: один кэ этих фильмов ае стал творческой удачей кинематографистов, что говорит о тон, что попытки казахского кинематографа стать национальным киноискусством с поыоаьа народного поэтического творчества такав не удались. Экранное искусство развивается по своим закона», и красота, и поэтичность народного эпоса еще на является залогом непрощенной 1жиеыэдо1*рафической худояестБонно-

В б0-е годы ргэко Ецеючикются одна из основных проблей казахскогоюгэ-лфоблеыа творческую кадров разлетних киноспеци-

стан

Г: Сираиов И. Киноискусство содетского ¡Сазахстакз, "Казахай", Алга-Атп, 1256, стр. 307. .

альностей и прежде всего талантливых режиссеров. В казахское кино почти но приходит талантливая молодежь и это скажется на кинематографе 70-х.

И в 60-о-70-о годы довлеет над творчестьоы теттичоский план, спускаемый "сверху" и предусматривавший, какие ленты и о чем долины быть сняты на данной национальной студии.

Далео автор переходит о соответствии с теилтическим планом студш^'обзору фильмов. Анализируя обязатольнуо историко-росо-ляционную тематику, автор говорит о фильмах "Дорога а тысячу Берет" '1968 г., сценарий К.Кскакоса, постановка А.Карпова), "Брат мой" (1972 г., постановка А.Карсакбаева), "Конец а-акана" (1970 г., сценарий А.Михалкова-Кокчалсвского и Э.Трзгашика, постановка II'.Айыановл), "Транссибирский экспресс" (Т^ г., сца-'карий А.Адабапьяна и К.Михалкова, постановка Э.Ураэбоева). Рее эти картины также но достигали достаточно высокого художественного уровня, чтобы стать явлением национального кннокскусствр.

Среди фильмов о Великой ОгсчоотсоиноЛ по Р. не ав:ор останавливается на картинах "Ззулл отцов" (I96Ó г., сценарий О.СулзП-иенова, постановка Ш.Айшнова) и "Пзснь о Ишцук" (1969, ецз-нарий А.Иихалкоса-Кокчаловского, постановка Ц.Взгалга'а). В этих картинах uoau-so отьгатить хор^внэ акторе ¡uro работы Е.Унуряакога и Н.Аринбасаровой, несколько приблиглшие казахский кинонатог-рсф к киноискусству.

Среди картин о с о временности, cataoiatuz по екпету и составу дейстоукпцгх лиц. автор н so псе но исходит ф:ш>Уоп более-кенее прнблгскаэаихся- к искусству.

Автор отмечает, что насколько кнторзсксэ Лили отдельные опч-íh казахского кино п области детского <£иль:п, получиггого п дзлыгаР.'яеп довол&но плодотворное развитие. В картине по-

вут Кожа" (1563 г., сценарий Б.Сокпакбаева и Н.Зелеранского, постановка А.Карсакбаева) делаются попытки,пока eme довольно наивные, исследования психологии подростка, взаимоотношений молодого человека с окружающим миром.

Подлинным первенцем казахского национального киноискусства мог стать фильм "Тризна", поставленный pexutccepou Б.Мансуровым в 1972 г. Е.Мансуров глубоко проникает в национальный этнос казахского народа, пропуская кизнь этого народа через свое восприятие и создает глубоко национальное и высокохудожественное произведение. Тема ленты, взаимоотношения поэта и народа, поэта и власти, равно как и решение ег: в хшнре поэтического кино, - вызвали недоброжелательство цензура, и картина попала на "полку". В результате по-на-стоязеау талантливый фильм остался неизвестным зрителю, на смог оказать заветного влияния на казахский кинематограф.

Семидесятые годы так и нэ приносли никаких изменений казахскому кино, если не считать вЕЗденыя в эксплуатации нового комплекса киностудии. Однако, ноБая студия не пополняется талантливой иолодесьа. Огкооение союзного Госкино к национальным кинематографиям по принципу "старшего брата", снисходительно каблвдаящаго са робиши пагаш глальага и поощрявшего его неуклюже пошлин что-то создать, вызывало у работников Казахстана необоснованную уверенность с собственных силах. Еесткаи цензу-,ра,"заздеологизиро&ашость", очерченный круг тем не способствуют расцьету творчества. Убогие по замыслу и воплощению картины, о которых восторженно писала республиканская критика, на дело не являлись подлинный» произведениями искусства. К тому же в кинематографическую среду стали активнее проникать националистические настроения, культивируемые в национальной политике

- II - У

республики. Ka студии постепенно утверждается точ::а эреыя, что готовить кадри иуяно только из лиц "коренной" »атональности. А мэзду таи кннекатограф исподволь готовит фнльш/.фадъ-сифицирутшо истории, примером чего нояет служить ({ильн-"Уральск п огно".

Проследив развитие казахского книепатографа на протяжении всой его истории, прэдшестпуотоП 80-ш годам, автор делает си-еод, что к началу исследуеиого периода казахского шшонскус- ' ства, по большое счету, ene но существовало. Хотя о отдельных картинах были отдельное гфулицы ¡tar/сстгл, виргиасзгносп чог.о всего в удачтяс актерских работах.

ЕЬ-ггогоЯ глав? "Тсздициокноо направленно н казахской кипе 80-:; годоп" пвтор, отузчазт, ч?о 60-о года ra ¡cnxcrytr:; захфильи" начинались о сложных условиях. По плану студия идг/з-кзита псого четирэ фдпмп а год, п поэтому болыштство, рчб&гп-опшх irn ней находилось в прэстоо.

Казахский кшоьдтогред) сспзл d "зсстоПнео" вречп так и но Иортшг» по-настоетсг-!;' пэдъс::з и оембоздония тастидосятгг. годов. Поэтоуу всо болезни, четко обеэиапгкдиеся а советском F";-!-с?.'лтогр?4о вс:о в посло;юо::л?;э годи (сеспспфлиеткость, ла:а:ров-г.а дзйствптольиост!:, сг:сгдтглг:оетъ оЗрел оn-хор.и'.торзп) благополучно сопропопдэди з;c'.'rvío грс.* "с? оп Казахстана егиоте» до нэлагнзго грзг'зкг:.

И инокя филь»?я Еооь.'сгдесгггга годов а ггазазсскоа та reo CGO ГЗЛО '!€•• отличались ОТ СЗКОПЮП ПрОДУ«а%'! ПрЭДГ^Д}-'«^ л ■'.т.

Лсгор со'рпсаогся к глиболго кпрзкторгки фгпмтя GO-к годов, гзплоалэт тряапц-ошто для кгзагского кг.»о ¡rarriD-лет.-:-i гтг::с?!;о.

заполняться филы:г:-и npitv¿vur:3 гуЛг-'--"' "«'смя-П-

ческого плана, и автор рассыатри£ает некоторые фильмы из этих рубрик. Отмечая, что фильмы о современности оказались наиболее слабой группой, автор останавливается на двух сравнительно недавних картинах, появление которых на экране широко рекламировалось в республике. На самом деле фильм "На перевале" (1967г., сценарий Б. Гьбитова-^даансугурова, постановка С.Карцухамедова м К. тиисбаева) не имеет стройно выраженной концепции, логического композиционного решения. В ней отсутствуют также убедительные характеры персонажей.

Л картина "Полынь" (1937 г., сценарий А.ГЪлиева и Э.Тропики на, постановка А.Ашимова) рассказывавшая о "страданиях" подростка по поводу бедности родителей, делал^это неглубоко и недостоверно.

Далее, прослеживая привычные тематические образования в казахском кино, автор говорит о фильмах на военную тему. В 60-е годы именно в картине» этого тематического направления появились некоторые признаки искусства. Автор останавливается на двух фильмах 80-х, наиболее характерных для этой рубрики.

Картина "Долгий млечный путь" (1563 г., сценарий Б.Габи-това-Дшнсугурова и С.Бодрова, постановка А.Тажбаева)рассказы-вашая подлинную историю о том, как в годы войны из Казахстана в помощь Украине был перегнан гурт скота. В центре внимания авторов фильма характеры гуртошиков, выполняющих эту нелегкую миссию. Однако, им не удается показать эти характеры в развитии. В фильме нет отрицательных персонажей. По замыслу авторов, бригада гуртовщиков концентрирует различные типы человеческих отношений, но бесконфликтность ситуаций и схематизм характеров свели этот замысел к нулю.

Другой фильм о войне— "Снайперы" - поставлен киргизским

рзлкссерон B.ilisî:3HGnL"t по сценарип, паписакиоку км при участии С.Лскпрова, рассказывает о судьбе Алии Молдагулогэй. Ста добротная, грамотно сделанная картина выгодно отличается от «sonor других работ "Казахфнльиа". Но эту ленту нолюл считать произведением хоть в какой-то норе нопаторскки, поскольку » тега, и ео трактовка , и приол!, используемо рзжссором, были пиро-ко распространены в coestckom кино.

Несколько больших успехов снопа добились казахские кинематографисты в области детского кино. Очевидно, раздел этот никогда hl считался достаточно езрьозюгм, а цензурное дапленке здесь было кенео ощуташм.

Вшгрьлным иоиентои а детской кино стало обращение к психологии рэЗеика. Начало текоцу подходу, полок«!шг" ¡..^ылц 60-х годов "йеня эоаут Коза", а нсследуеюЯ период продолжено било фпльиаия "Сладкий сок внутри трзЕы" и "Uofl дои на зеленых хол-tax".

Картина "Сладкий сой снутр» трагы", поставленная з IS64 году рзЕиссероц А.Лльппэгкд! при участии С.Бодрова по сценарии З.Ергалиевой и С.Бодрова, гшализируот дуоевныЯ шф четырнадцатилетней девочки Сюйряк. Лрзватургил £йлыэ пострзонг на остроте восприятия иира его горалкой, а поскольку это соспряттно гяз-е1£38нноо и драматичное, «грзпэтио передано всеП худо.лстпз:«!оЯ тканьа фильиа, то ь смотрится он с нспрлгенкои, сгойстш«агу его героине.

Психологическую линиэ казахского детского гагио продолжает работа молодого рза:ссара А.СулеовзЯ по сценария и при участи С. Бодро en wî*oil дои к'а зэлзних холмах" (1935 г.). Псрвсз а?.ги сельского гадьчика в иоп-оП городское. ¡гткм'Л, ггарпггз пкшскжэ KOKfetttTU, слогный ПврЭЛОГГОЙ 1ЯГ5ШТ В KOpOTaibKOli öttorpr^nit

- 14 -

рзбснка - юг что интерссуст аь.'орои фильма.

(.дна;;о, цензурный надзор соссеи не оставляет и покоо детское кино, и в ходе съеион происходит сглаживание социальных конфликтов, свдонзиенпстся образ отрицательного порсонака, приобретая нарочито кондиции-.! оттенок.

Й 60-е гады а детской казахской кино впервые попвляагся ф^ыш-скаакн: "Бойся, враг, деьлтого с:ай" (1984 г., сцена-у.кЗ 'О.Борисогко, юсгздош: В.ПусурЬаиоьг. и В.Чугуиова) и •Сатмл о прошеной Айеулу"(Х€97; В.ЧугуноЕа.-но теперь уво

НошлийсЬ » 6С-ч! ходи а ь^и однг рубрпш. тематического пгагл пог.^; Д:1й казахского Едораиз пэ.'!вясится историчес-ф-.'льии, не на. дооддо, и ш гизкешюп

П^ща, §:игь:1 "Год дракона', кзегасхстши в 1231 году А./атонии по сцунарш В.Еглбор^ь'иа скорой шжааса фд-ль-чса ис?орзчоскии, хогя сд>ггаи си быв на ксзгорглеском иа-^«р^.у п рассказики! об ссвобэдитсзиюИ борьбе уПгурзксго народа с шозиджаа са^оиижсп'.'.::.

■ "¿Ьша "Гонцы спг*л»м^ иегсеодшд в К'ЗО году ус-хссс-ио сц:наг;::г> О.С^опи'.гкого, боязд огточ^оу истсфдееског-о ^аша. В ошювд совета паяэкси очень •«лиги;. };с.?опччаск:;н 'Иис - и^ес^уаудло Казахетлаа к России.

с^ш! гьяо^шуь цраьйтольстьеижЛ зииао а £60-лс«п> дагш, ц очень озабочены бняи трсбоЕашдиа ху-

ДС^СМОНЛОСта.

Всо ста щшь'ри госорп1' о «гоа, *и-о и в 80-е годи к»шеыа-здграф Казахстана в аньтмельноИ, стспзна продолжая разшьать-

с.ч ь "хрп,п;;цпонс1ш: Отдельный уд^чнио иоодшг в -некото-

- 15 -

ргк фильмах еяе ив могли " сделать погоду".

Перемени-, которые произошли б страно в результате ,19-оП коифоронцн и ХХУЕ1 съезда КПСС, таюко как и рэсолюцпошшэ рэ-тенил У съезда кг.не! :ато грлфпст о и СССР, долгоэ премя на затрагивали казахский киноматограф.

В кинематографа Казахстана сломилась тя.телпл обстанов-

гл.

На маюстудш! дакали о себо знать соргопнко иокогешм п годборэ руководящее к.чдров. Однлтю, в сородп'.о 80-Х ГОДОП У5ТО попшлось п.-ст'олько по-изг.тошену иптграмик герпш, зиппечт го?о»~« тогда ело потозгопю б;лю ошгелпгь.

D третьей глава "Перина ласточки"ноиого казахского кино , автор обращает оигоганио на фнльш, сташие нродтечой грядущего подьема, продвестышшв "новой вояш".

В 1935 году внходпт теяовизпошай фкльи Ериека Шипарбае-ва цо сценарпа Анатолия Игла "Сестра ноя, Леся". Тогда фвльи остался чезамеченшм критикой, поскольку вшел только и& рос-пубднн&нскнА телеонрак. Казахе кал критика также обошла фшгыг иолчанвец, поскольку ос ивкак ш вписывался в традвцвоннао раапа казахского кппеиатографа, в которой по-прегнзиу процветала благодупве в парадность.

. Помимо правдивости, гуиаьястичности и внтернадионалыюс-ти картчцу отличал совершенно новый уровень художественной квненатографичаоста, доселе новедомой в Казахстане.

"Свободная" драматургия, ровдьщая непрвцузденность повествования. Отсутствие назидательности, способствовали пргэ-леченвв лзчного опыта душв каждого зрителя, пркглашали к со-разышаенпа.

Сияьшзз яаталиааторон отого явления стад автор сценария,

воэт в драматург А.Кпм вг поколение "аестндесятннхов".

»

В серодЕне 1237 года творческий тавдэм Е.Шинарбаев - ч А.Кка напускает евро слэдуюцуо работу - "Взйтп вз леса на поля-

^цесь снова свободная драматургия, небогатый состав собв-тей, ензявамций, однако, глубинные процессы в создании зрителей. Яго филыл о духовности, фальи раздумий.

Вторая а скотная картииа "Непрофессионали" С.Бодрова (1936) (в отлнчве от фильма "Состра ыоя, Яася") сразу sa оказалось в цзнтрз вшагашш кркгпка. £я«к обличается нопризячпой для ка-оахского кпш пвоткоетьо в нэобрашэпш оовреиокнвй ькзнп, острогой вшшабУйдекпя.

- 17 -

Появление на казахском в краю нервах честных в по-наотоя-щеыу художественных лент, стремяцахся показать нашу авэнь таков, какая она есть, свадетельствовало о зарождении в казанской кино, нового творческого ыввлешш, принципов нового, более высокого уровня художестаентсти. Все в то стало вазснш • факторов, способствуемвы поязлешяэ в Казахстане подлвнпо вн-сокого киноискусства.

Во есть еще один безуслозго важная фактор - эго подготовка новях кадров, способных осуществить обновление. Л адесь главвнетвуицая роль прквадлеявт какороасссору Сергее Соловьеву и ero orre пер ментальной казахской маеторегой во ВГШэ.

Иго студенты проали юроиув я колу а качестве реавссе-роа-стазоров па съемках фильма "Чуаая белая я рябой"(1985), которув сникал пх ыастер на "Казахфпльыэ*. Это способствовало пронпкновешз в глубвяв реиесла, сокращало разрнв ыежду учебой в пропзводствои. Студенте, приобщвсапсь к тодапз'лпвой работе ссосго »астерз, ув вделп как рождается произведение, в которой вое закономерно п взаимосвязано, как воссоздается сложной окрапяпй мир, апвущвй по с соки законам, по ыпр рездь-гаО я уэааваешй.

Уверенная рука мастера способствовала воспитанна такой ее реаиссерской уверенности у его учеников.

Уже в 1986 году, учебине работа двух студентов ртоО мастерской обратили па себя вшманпе анрокоЦ кпкеыатографической общественности.

Одна из них - двухчастевая цурсосая работа Copa ira Апрп-ыова "Двое ехали на гаэтоцпвле" % бала отаочепа рддои призов на конкурсах молодого кино. На аврала - сколок звана, такой, какая она эсть, с достовернши деталями в иаленьниш хитрое-

тяыи повседцзвпого существопанка. 2ильм снят б строгой документальной стилистике, причеы докукентапизи и узнаваемость ситуаций и обстановки и делает картину о одной стороны, особенно правдивой, а с дн?гой - позволяет время от врзценц "нарывать" худогествохщуа ткань фяльыа неоавданивыи иносказа-тельингв детаяшв, позволящими выйти на новый, более вксокпй уривзщ, осмысливания иаторвала.

Вторая пркщйпиодьш интерэская учебная, работа мастерской С.Соловьева - короткоизгранка Ралвда Нугмакэва "Йя-хха".

Р.Цутшов пореш из квнелгагографнетов обращается к носителям рок^-льтура, стромясь покапать их танвкн, каики: они бглв с те> прскя - р подвалах и котелькпх, п заброзешехк доы5е, етасних прпвтаыи дли иолодсеи.

Зта г.грооая картина отелпгезана под докунонтальное кико-ааОгцдонпо а ропюиа дроЫчадурпгаесЕИ в традициях "свободного" свхотостроония. Р.Кугкашо содет волынП рассказ о'аязкк тог,

ЕСГО ХОРОШО 5ГЛ05 К ЧЬО ТВОрЗССТВО ПИбиЧ.

Пачсиаазпй рэшасор Р.Цушанов скоса фглпкии ц ссэкы апгизшш! опытом оказал шсшсредствекша ишшяо па учптолр -С.Сояовьева пра поетакооио его фнлька. "¿гса".

1£ратппа тех лет, с одобрепаеи ястрзчая иоо эта еввде-«одьства пробузвдаЕЩЭгосс и кокой евеш; ккюьзцуеатш Казахстана, еще из всспршхвыаяа ик появление ках пзкуе аакопэиэр-пость, паз признак вознишюсанпп нового качества.

В штгврЕЙ глазо кииоисг^сстио, акгор

анализируем' то ксоохека капо пзща 80-х годоз, гаторао поручено и врзтго кэзазш:? "кэпой иояпа". В искалоВ степекя-спосоо'стгоыёкп? подъо^ кппамауогр;'/.)?. в Каг&хездлэ еук,остсгп~ кза оргак:;вгц:;огк1;:; ксикгхиия ка студии.

В гонце 1987 года - начало 1988 там било создаю два твор-чоских объединения игрового'кию: "Ален" и "Мирас". В переводе "Нпрас" означает "наел од ne", a "Ллем" -'вселенная', "безграничность. Програшш объединения, опубликованнне в Алыа-Атин-скои журнале "Новнй фильм", определили творческую на правде lira с ть обеих студий.

I

"Мврас", обьэдпшвэпй преимущественно старшее и сроднее поколения резиссоров^обргщастся к традиционному казахскому кино й во главу угла ставит оадачу создания сугубо нацеопаяь-iîoro кинематографа. "Алей", й состав которого еошлп ггр с имущее тзенко нолодке резиссеря, п во глазо которого бш постаэ-леи Раяпд Нугыанов, едо не окончивший режиссерского отделения ВГЕ£а, отстаивает принципа интерпоцпоиальпого, обдечслопстес-кого з ncssyccTEe, Основной тепой творчества "Алей" считает современность d ее рагних проявлениях, а ссоей оснопной задачей - с о од ar.no позого пцеГдго-гудо^остг.еппого направленна s пасазском кппо.

Автор пасгощей работк приводит йрагментя йоаограгядн из тедевазпонкей передача, поевщетюй кинематографу республики, с выступлениями ведущих творческих работников капсхского кп-ео. Розпссер Ерчск Пктрбаеа утверждает а этой передаче, что установки студии только на сугубо национальное уменьшают по-тенцпельшо творческие возиопности художников,-что охзат дей-стоптелыюстп иппеиатогра(|®м долгой бп?ь ппре а пе ограничиваться узко кацпоналыкни рамками.

Ая&-шз кинолонт "Кааахфяльиа" поеволяет сделать впвод, что интернациональной, обцепеяосочсскпД подход к чскусстзу оказался более плодотпорнст, п объединение "Алей" а короткий срок ветустпло на экран несколько впсокохудогественнях лент,

- 20 -

которые и заставили говорить не только о роадении казахского киноискусства, но и о "новой волне".

Далее в диссертации идет анализ твгрческих работ объединения "Ален", в которое вошли и выпускники мастерской Сергея Соловьева.

Манифестом нового казахского кино стал фильм одного из нос - Рая ид а Нушанова - "Игла". Анализируя фильи, автор отмечает его худокествешше особенности: тонкую иронию, стремление режиссера создать на экране некую реально-ирреельную среду в соответствие с общий романтический настроем произведения. Рассматриваются игровые моменты фильма, образ современного героя в исполнении известного рок-ыузынонта и певца Виктора Цоя.

Фильм "Игла" сделал серьезную заявку на ноше принципы худоЕес твенно го решения, поддераанше и друг tata картинаш; "новов воЛт"..

■ Из выпускников С.Соловьева в "Алем" вошел и Абай Ьарпы-ков. поставйаашй фильм "Влюбленная рыбка" по сценария Б.Рогове кого . Эта картина usjoqT немало общего с "Иглой". Здесь такав првсутотвувт в ирония, и некая фантастичность, облаченная d реагьшэ форкш. Абсурдность нашей сизни показывается зераг сэ соспрактке главшаа героеи картин? сельски парпзы, пктаоцгася аааоевать большой город.

Ироничность подхода к изобраЕецпа современной действи-теяыюста присуща н друг ил молодым кинематографистам, пршк-яугязшл к выпускникам С.Соловьева и такго стовдим участниками казахской "твой г.ол!ш".

Сцепаркгтц А.Еараюо u Б.Нкявбаес, паппсазнке цценЕргй "Игла", решили попробовать себя и pesuccypo i¡ снялп río собст-ссшэгу сцоиаркз воська прккеч&тэдыс;й фильм "Трое". Зта

- 21 -

картина рассказывает о трех боьшах, отстаивающих свое человеческое достоинство. Сами авторы определяв? кайр фяльла как "байку". Зтой картина, так же кап и предыдущим, свойственна п игра, и ирония. В релнссуре ощущается здоровое .молодое озорство, делающее картину особенно привлекательной.

Одним из пдеологоз "Алена" становится рекиссер Ерыок Игснарбаев, продолзаюций работать совместно со сценаристом Анатолием Кшом. Его искусство начинает заметно тяготеть к философской притче, которая определяла характер многих советских фильмов э бО-о -70-о годи.Теперь п казахское кипо стало осва-ппать этот канр, свидетельством чему слазят картина З.Пнпар-О'аепа "Узсть".

Основная тема фильма: искусство а *?остокость, которая убпвает искусство. Главная герой - ¡юз? Сунгу, одоржешй каждой нести, завещанной ему отцом, з результате теряет поэтический дар. Зтой картине тапзо присуди влсмоита фантастики, романтического осмысления мира.

йце одни фильн "косой полип", поставленный резиссерои Р. Тааибаезш - "Цутаети0, (1С39) рассказывает паи о нелегких проблема:: современной шхгодогп, делая это пестко и нег лцо-пралтио. Ямльи г:о анализирует лрпчан возникновения вровдуга-цпх ыолодеяинх группировок подростков, способных на саиое с?раяиоо преступление - убайстго. По узо само по себе пояп-яе'п:е на экране фплша этой твшюйга, а той более ее острая худозсстзел-чая '¡-ор;а , гэгорят о сорьззгдх изденеппях, пропс-шедячх в газаясном ггшо.

Другой .}пль;2 о нзлодепа "Езлиоп", з постановке Н.Салпго-аа, рассааанэьет о подростках ОО-л годов. Зильм в стялэ ретро постазлсн по -.о?;:?.:..:.! поозпи Олгаса СулоГгонова очоп» точно

передаст примете времени, которого режиссер никогда не видел, Картина проникнута легкой ностальгической грустьи по прошедшему времена, по Пикоденво, выросшему в "шестидесятников" и свгражъщ csoo згшетцр-о роль в восстановлении справедливости в законноета.

С полБяеннаы чсех этих картин можно уже с уверенностью екгаать, что казахское киноискусство не только появилось, но в шало на даровой уровень, значительно опередив большинство вцутрпооознзх кинематографии н по мысли и по художественному уровна.

Далее автор рассматривает наиболее значительные фильш, выпущвчшо объединением "Кирас". Некоторые из них, при всей неоспоримой художественности, все еще тяготеют к традиционному казахскому кино. Таков "Султан Бзйбарс" реаиссера Б.Мансурова, постаздвшшЗ на ветораческом материале и расскаэнааэ-щий о реальной человеке - квичакскои" рабе Бзйбарсе*, ставшим султаном Егвпта. Однако, поскольку реальных биографий Бэйбьр-са не сохранилось, фаяьи поевт более фольклорная, нежели acvc-рячеокий характер. Рядок ©дешштаии нового казахского кию в стилнотико этого $икьиа Ссвободцое" сюжетослокзние - цепь эпизодов сз жизни героя, широкое кспользоваше заесдровой речи), соседствует по-театрачь коаффектированная актерская игра, рзбеток |-ольклоршлх мотивов в костбмгх, утварк, убранстве помещений.

Б карзгинах такого рода "Ш;раск явно проигрпааот "Atreny".

По шеста с seu еиэнко s "¿¿краге" родилось одно из яр-ча£зпх произведении казахской "кобол еолш" - "Конечная оста-

"~*гЕнпчалиГ~ одно ез торксвиг пленен, иасолад^ск терркю-рп;; Ka^axoiccia.

повка", поставленная шшускпикоц мастерской С, Соловьева Сери-кои Апрьмовш. &1льн жестко и нелицеприятно рассказывает о газ :;н современного аула, о духовной сгшшсо и полкой атрофг.1 ^еств ого нитолеИ. С искренней болью и горыс'ой иронией водот свое повествование С. Апршов. Стилистика фллькта максимально приближена к документальной. Но это не бескршшй докумеиталпзм, а плод горьких разшашншй худояшка.

Зчльу этот вызвал резкое неприятие в некоторой части казахской общественности. Недовольна ни н студия "Мирзе". По сео-еглу худокествештоуу решению он гораздо блз!~е творческой прог- . рзжз "Лдеш", хотя в кариинв отсутетпуг/г признаки романтического восприятия.

У всех партии "повой водны" есть иекаяо общих черт.' Это прегдце всего повал степень доствЕорпостп и глубшш анализа народной пизн:«. Обнагшя уродливые сторош действительности, они достегает высочайшего уровня прапдц, понш.яшя глубиШшх про-цгссоп. Их отличает полюс отсутствие лакировки действительности Однако, кс.кодое кмиеютографлети из допускают з своих работах и иэлизасто очернительства реалчй яааей действительности.

Неотъемлемой-. чпетью их мчроощзщиия является ирония, которая помогает им преодолеть у2ппив,я?г8ясп выпиваемое реальностью. Эта ирония свидетельствует о духовной силе нового поколения худошяков, о его способности преодолеть трудности тер-ш.стого пути.

Есть общее и в стлл-ютико, в ясшсе фильмов "повой волны". Это прежде эсего повкз для казахского' кино принципы свободного екпетослояешгя, умелое владение закадровым текстом, цветом, пу-к-овши и .»г/пь';:алып."п эф^ктаил.

Вооги:ап и элементы фантпегического, ирреелького, свиде-тельстгуетче о тяге колодах режиссеров к романтическому, а порой и ироническому, осмыслению действительности.

Появилось новое качество и в актерском исполнении. Актере как игра избавляется от театральной нарочитости, становится свободной и естественной, Нередко привлекаются не актеры, дате на главдае роли, что вполне соответствует приверженности молодой режиссуры к документальной стилистике.

Все зти эстетические принципы, присущие фильмам "новой вол ны",свидеяельствуют о том, что в казахском кинематографе сегод-■ ня находит широкое применение документальная стилистика. В совете ком кино эти художественные принципы были известны еще в 60-е годы и заметно обогатили кинематограф. В казахском же кино они шшшя появляются впервые только теперь.

Из .всего сказанного выше вытекает, что только к гонцу 80-х . годов возникло в республике то особое состояшз духовности, которое способно стало дать толчок развитию киноискусства. Искусство экрана органично вошло в национальную культуру и стало её неотъемлемой частью.

В Заключении диссертации автор отмечает, что 80-е годы при несли существенные изменения в историю казахского .'кинематографа, ознаменовали качественно новый, более глубокий и правдивый подход к художественному анализу жизненных явлений.

Изменившаяся общественно-политическая обстановка в стране,

стеэ

Союза кинематографистов дали толчок к переменам ка "Казахамльме" а группа режиссеров, подготовленных во ВГИКе в мастерской С. Соло звева, стала залогом ровдения подлинного казахского киноискусства .

В соответствии с новой моделью кинематографа, на "Казах-кильке" творчество отделяется от производства, а саки творческие работники делятся по своим идейкс-худонественным принципам на два объединения - "Алем" и "Иирас", активно учас-^вуп-'к а подъеме казахского кино, названного кинокритикой "новой волной","Алем" в больссГ» степзш;.чем "Млрас".

Казахская "новая волна4 осмысливается сашин творцами как явление всей современной культура, а не просто кок чисто пациона льное явление.

Сегодня "новая волна" продолжает свое развитие. Об отои свидетельствуют фильмы "Гибель Отрара" А. Ашркулова по сцена-ряв А. Германа я С. Кармалиты, "Разлутяпща" А. Ксракулова."Изгой" Т. Темеиова, "Непарна дня" и"1Слегд" А. Баранова и Б. Килнба-ева, "Гамлет из Оузака" С. Парьгмбсгова. КаддыГ! из. них вносит что то свое, новее в современной развитие казахского киноискусства.

В настоящее врр«*л на студии " 1Сазахфильм" пробуются различ-нке оргаигзациошше фор?ш производства. ПРи■объединении "Алей" создан кооператив, существует на студии и 1110 "Катарсис".Кооператив стрегятся кроме финансовых задач выполнять ц задачи общекультурного процесса.

Есть уверенность , что казахское кино не только вышло на ковы.1 виток своего развития, но и пойдет значительно дальше.

Диссертация апробирована на трах научно-теоретичебких конференциях преподавателей Уральского педагогического института

им.А.Пушкина, где автор диссертации выступила с докладами по

темам: "Детское кино Казахстана", "Великая Отечественная во^на

в казахской кинематографии", "Предпосылки возникновения "новой волны" в каоахском кино".

ПУБЛИКАЦИИ »

1. "Казахское киноискусство 80-х годов. Проблемы и поиски" (тезисы). В сборнике "Этническая история и культура народов СССР", г.Омск, 1991г., 2 стр.

2. "Великая Отечественная война в казахской кинематографии . В сбор-

нике "Казахстан в Великой Отечественной войне", г.Уральск, 1991г. (Находится в печати).

3. "История г.Уральска в советском кино". В сборнике "Уральску 375 лет". г.Уральск, 1989г., 5 стр.

4. "Эстетическое воспитание молодежи средствами кино". В сборнике "Формирование мировоззренческой культуры будущего педагога", г.Уральск, 1989г., 3 стр.

5. "Методические рекомендации по изучению темы "Киноискусство" в программе курсе "История мировой культуры", 19901. (На правах рукописи), 5 п.л.

Зак. 123-100 ВГИК